Мидия — краткая история мидийского царства. Мидия древняя
столица, население. Мидийский язык. История Ирана
Мидийское царство, образовавшееся некогда из племенного союза, занимает видное место в политической, культурной и экономической истории древности. Это одно из государств, где широко распространился зороастризм и учения, непосредственно связанные с ним. Оно просуществовало в период с 670 г. до н. э. по 550 г. до н. э., но в годы своего расцвета простиралось гораздо шире условных этнических границ.
Географическое местонахождение
Некогда крупное древневосточное государство, именовавшееся Мидией, ныне является располагающейся на западе этнографической областью, которой владеет Иран. На карте Древнего мира она охватывала внушительную территорию, которая на севере была ограничена рекой Араксом и Эльбрусом, а на Западе - острогами крупнейшей современной горной цепи Загрос. Южная часть государства мидян была ограничена Каспийским морем. К Востоку от территории простиралась солончаковая пустыня Деште Кевир, ныне являющаяся центральной часть Ирана.
Возникновение государства
Первое упоминание о мидянах встречается в ассирийских летописях второй половины 9 в. до н. э. В своих трудах Геродот называет племена, населявшие Мидию, ариями. Судя по всему, это являлось их самоназванием. В священном писании этого древнего государства речь идет о «Стране Ариев».
Когда именно иранские племена из Средней Азии проникли на территорию современного Ирана, неизвестно. Большинство ученых-историков склоняются к тому, что это произошло около 2000-1500 лет до н. э. Вероятно, что первоначально племенной союз сложился из коренных, принадлежащих к данной местности племен. Однако уже в 9-8 вв. до н. э. начинают происходить изменения. Связаны они были с приходом новых племен. Государство Мидия в этот период характеризуется усилением ираноязычного элемента, который впоследствии стал преобладающим.
С 8 в. до н. э. на территории будущей державы начинают появляться первые мелкие объединения. Это своеобразные государства-области, среди которых наиболее значительным является Мана. Именно оно в дальнейшем стало экономическим и культурным центром Мидии. Таким образом, в определенный момент на одной территории существовали племенные союзы и государства-области. Если верить записям Геродота, то человек, их объединивший, то есть основатель государства Мидия – это Дейок.
Дейок (Дайукку)
Первоначально Дейок занимал должность судьи, а приблизительно с 670 по 647 гг. до н. э. являлся первым царем Мидии. По свидетельствам, оставленным Геродотом, он имел большой авторитет среди своих соплеменников, отличался справедливостью и, руководствуясь ею, разрешал споры по самым разнообразным вопросам, в то время как по всей стране царило полное беззаконие. Именно по этой причине его избрали судьей. Об этих качествах Дейока знала вся Мидия, поэтому после очередного собрания он был избран царем. Первое, что сделал правитель – это объединил шесть племен: магов, бусов, струхатов, аризатнов, будиев и паретакенов. По его указанию древнее государство обрело свою столицу в виде вновь строящегося города Экбатана.
Последующие цари Мидии
О периодах правления царей Мидии античные авторы приводят ряд противоречивых сведений. Достаточно долгое время хронология выстраивалась на трудах Геродота, считавшихся наиболее надежными источниками.
Фравартиш, или Фраорт (около 647-625 гг. до н. э.) – сын Дейока (первого царя), унаследовавший от него власть. Амбициозный и воинственный правитель, пошедший войной на персов и покоривший их. Покорив и некоторые другие народы, в конечном итоге был разгромлен ассирийцами.
Увахшатра, или Киаксар (около 625-585 гг. до н. э.) – прямой потом предыдущего царя. Именно он привел в порядок армию, разделив ее по видам оружия и функциям. На период правления Киаксара приходится нашествие скифов и второй поход в Ассирию.
Иштувегу, или Астиаг (около 585-550 гг. до н. э.) – сын Киаксара и последний мидийский царь. При нем Мидия после кровопролитной трехлетней войны была завоевана персами.
Мидийское общество
В настоящее время историки располагают недостаточным количеством археологических и иных данных, которые позволили бы исследовать социальный строй и государственную структуру Мидии. В археологическом плане она изучена слабо, и большинство источников (архивы городов) еще не раскопаны. Однако имеются предположения о том, что в 9-8 вв. до н. э. мидяне жили в условиях военной демократии. По сути, данный период представляет собой переход от первобытнообщинного строя к раннерабовладельческому. Основными столпами экономики были земледелие и скотоводство, в особенности коневодство, а также развивающиеся ремесла.
Сильное влияние на развитие общества оказали военные успехи, ведь это было довольно воинственное государство. Мидия в процессе завоевательных войн со своими «соседями» соприкоснулась с самыми древними цивилизациями на Востоке. В результате сначала в западной части страны, а затем и повсеместно стал увеличиваться удельный вес рабского труда, который использовался не только в царском хозяйстве, но и в храмовых комплексах, в домах знати. Затем, вероятно, произошло усиление эксплуатации общинников и, как следствие, углубление классового антагонизма. Это стало одной из причин ослабления государства и его доступности для завоевания соседними странами.
Столица государства Мидия
Столица Мидии город Экбатана (ныне Хамадан) располагался в плодородной долине. По оценке историков, он был основан приблизительно 3000 лет до н. э., несмотря на то, что ассирийские источники указывают на 1100 год до н. э. О богатстве Экбатаны ходили легенды. Древнегреческий историк Полибий при описании царского дворца упоминает о 7 стадиях в окружности, цитадели и при этом полном отсутствии стен у города. Все деревянные части постройки были из кипариса и кедра, колонны, балки и потолки обшиты золотыми и серебряными пластинами, а кровельные доски выполнены из чистого серебра. Золотыми были колонны и в храме Эны. Город был разграблен Александром Македонским.
Бывшая Экбатана, а ныне Хамадан (на фото выше) считается одним из древнейших городов не только в Иране, но и во всем мире. Он и поныне окружен зелеными горами. Красота природы и многовековая история привлекают множество туристов.
Культура Мидии
В 7 в. – первой половине 6 века до н. э. государство Мидия являлось центром иранской культуры, которую в дальнейшем позаимствовали и развили персы. Известно о ней немного. Совсем недавно знания ограничивались лишь сохранившимися изображениями на барельефах из Ассирии. Скромные данные, полученные в результате археологических раскопок, позволяют судить об архитектуре древнего государства. Так, немецкими археологами был раскопан в 70 км от Хамадана Храм огня, датируемый 8 в. до н. э. Он имеет форму ромба. Внутри сохранился алтарь высотой 1,85 м, состоящий из четырех ступенек и цоколя.
Исследователи Древнего мира полагают, что люди, населявшие древнее государство, во многом были похожи на персов, в т. ч. и по характеру обычаев. Мужчины носили длинные бороды и волосы. Одевались мидяне в штаны и короткие сапожки (подобно персам) и длинные свободные одеяния со свободными рукавами, подвязанные поясом, на котором закреплялся акинак – короткий меч. Пехотинцы на вооружении имели короткие копья и плетеные щиты, обтянутые кожей. Мидийцы имели превосходную конницу. Царь сражался на колеснице, стоя прямо в центре войска. Доспехи, как и у многих других иранских народов, были пластинчатыми, они покрывали не только всадников, но и их коней.
Религия в Мидии
Сложно представить, но в Мидии (современный Иран на карте мира) широкое распространение получила одна из древнейших религий – зороастризм, а ислам в эти земли пришел гораздо позже. Она берет начало в откровении пророка Спитамы Заратустры, учение которого в основу всего закладывает свободный нравственный выбор человеком благих слов, помыслов и деяний. Предполагается, что при последнем мидийском царе Астиаге зороастризм приобрел статус государственной религии. Ныне она сохранилась лишь в маленьких общинах Индии, Ирана, Азербайджана и Таджикистана.
В Мидии существовал культ Ардвисура Анахиты – богини плодородия. В главном городе государства находился ее храм.
Язык Мидии
В среде ученых сформировалось два взгляда на мидийский язык. Одни абсолютно уверены в его существовании, другие – отрицают, считая, что древний народ говорил на нескольких диалектах, которые в совокупности с персидским составляют единый язык – древнеиранский. Аргументом в пользу второй версии служит отсутствие необходимой степени родства среди потомков мидийского: курдский, татский, талышский, тати и т. д. Однако в любом случае можно предполагать, что общим языком в Мидии выступал диалект Экбатанского округа. Вероятно, он считался государственным.
Безусловно, существовала и письменность, но, к сожалению, ее памятников не обнаружено. Отметим, что клинописное письмо, которым пользовались персы, является приспособленной урартской клинописью. Она, в свою очередь, могла попасть к ним только через мидийцев.
Падение государства
Как государство Мидия перестала существовать приблизительно в 550 г. до н. э.
Мидийский царь Киаксар после изгнания скифов из страны заключил военный союз с Вавилоном против Ассирии, который был скреплен браком его внучки и сыном вавилонского правителя. В 613 г. до н. э. объединенная армия взяла штурмом и разграбила Ниневию. Ассирийская империя пала, а ее обломки были поделены между союзниками. Мидянам досталась северная часть. Дальнейшие территориальные войны пошатнули крепость союза. В итоге вавилонский царь заключил соглашение с молодым и амбициозным правителем покоренной Персии, который в 553 г. до н. э. поднял восстание против мидийского господства. Война длилась три года. Царь Мидии, по сведениям Геродота, был предан собственным военачальником. Экбатана была разграблена, а Кир из династии Ахеменидов стал правителем Персидской империи. Народ Мидии сохранил в ней определенные привилегии, однако время от времени поднимал восстания, направленные против слишком больших податей.
До наших дней не сохранилось никаких письменных свидетельств о некогда существовавшем древнем государстве, окруженном водами Каспийского моря и пустыней Деште Кевир, а также о мидийском обществе и его правителях. Раскопки городов Мидии никогда не велись, а ее столица Экбатана давно погребена под современным иранским Хамаданом. Описания же Геродота довольно расплывчаты и в последние десятилетия ставятся учеными под сомнение все чаще.
fb.ru
Мидия — краткая история мидийского царства
Где находилась Мидия
В конце II — начале I тысячелетия до н.э. на территории Северного Ирана расселяются ираноязычные племена, которые на протяжении тысячелетия мирно проникали в остальные части Ирана и ассимилировались местным населением. С IX в. до н.э., согласно ассирийским клинописным историческим текстам, все население Ирана упоминается под общим названием мидян.
Мидия как историческая область охватывала в древности территорию, ограниченную на севере рекой Араксом и хребтом Эльбрус к югу от Каспийского моря, на востоке пустыней Дешт и Кевир, на западе и на юге черными цепями Загроса.
Письменные источники свидетельствуют о пестроте населения Мидии, которое было неоднородным и в культурном отношении. Если среди ираноязычных племен главным занятием было скотоводство, что обусловлено территорией проживания, то в земледельческих областях Северо-Западной Мидии отмечен относительно высокий уровень развития производительных сил.
Начиная с IX в. до н.э., ассирийцы, граничившие с Мидией, стали совершать на ее территорию многочисленные грабительские походы. В течение VIII в. до н.э. мидийские области находились в зависимости от ассирийцев и платили им регулярные подати, основу которых составляли изделия ремесла и скот. Эта экспансия с запада ускорила консолидацию мидийских племен и появление государственных образований.
Территория занимаемая Мидийским царством на пике могущества
Борьба за независимость и возвышение Мидии
С VIII в. до н.э. на территории Мидии начинают образовываться первые мелкие государства-области, среди которых на первое место выдвинулось государство Мана, впоследствии ставшее культурным и экономическим ядром Мидийской державы VI в. до н.э. Государство Мана нередко вступало в борьбу с Ассирией и Урарту и не было по-настоящему побеждено ни одной из этих держав.
Наряду с Маной и более мелкими царствами существовал союз мидийских племен, длительное сохранение которого объясняется необходимостью солидарности мидийских племен в борьбе с внешней агрессией. Согласно сообщениям древнегреческого историка Геродота (V в. до н.э.) большую объединительную роль среди мидийских племен играл некий Дейок.
К началу I тысячелетия мидийское общество вступает в новую эпоху — начинается период классообразования и создания рабовладельческого общества, хотя племенные связи еще длительное время продолжают сохранять свое значение.
VIII в. до н.э. в истории Мидии отмечен двумя периодами ассирийских нашествий, первый — с 834 по 788 г. и второй — с 744 по 678 гг., которые сильно разрушили и опустошили страну на определенное время. Ассирия формально подчинила себе всю Мидию, хотя удерживать ее территорию в составе своего государства было для ассирийцев чрезвычайно трудной задачей. В различных мидийских областях вспыхивали частые восстания, так как сборы дани наталкивались на ожесточенное сопротивление мидян.
На рубеже VIII и VII вв. до н.э. в Передней Азии возник новый политический фактор, в значительной мере изменивший соотношение сил. Это были кочующие племена: киммерийцы, треры и скифы, проникавшие из Причерноморья в Западную Азию.
В 673 г. до н.э., воспользовавшись военными действиями между ассирийцами и киммерийцами, мидийские племена подняли большое восстание против Ассирии. Руководил восстанием один из мидийских вождей — Каштарити. Восстание охватило значительную территорию — всю Центральную Мидию, причем повстанцы действовали наступательно и угрожали осадой и взятием сразу многим ассирийским крепостям. Восстание имело полный успех.
Каштарити — один из вождей мидийского восстания — объединяет все мидийские племена и ликвидирует мелкие областные государственные образования. К середине VII в. до н.э. царство Мидия становится крупным государством Древнего Востока, оно упоминается в качестве независимого наряду с Урарту, Хабушкией, Ассирией.
Скифское завоевание Мидии и изгнание скифов
Ассирия не смогла примириться с поражением, нашла себе союзника против мидян в лице скифов и вновь напала на Мидию, после чего над страной в 653 — 625 гг. до н.э. установилось скифское господство.
Для мидян скифское господство имело определенное значение. С одной стороны, они учились конно-стрелковой тактике скифов, с другой стороны, господство скифов содействовало выработке межплеменного языка не только на территории собственно Мидийского царства, но и на всей территории Мидии в целом: иранский язык мидян и иранский язык скифов были настолько близки, что взаимопонимание между обитателями Скифского и Мидийского царств было полным. Вместе с тем скифское господство не затрагивало основ мидийской государственности, а выражалось только в откупе от скифских набегов определенной данью.
В 625 г. до н.э. царем Мидии стал Киаксар (по-ирански Хувахштра), сын Каштарити. Он разгромил скифов, объединил все мидийские племена, подчинил, в частности, персов и создал единую державу со столицей в Экбатанах (ныне Хамадан). Мидийское царство вновь представляло значительную политическую и военную силу.
Киаксар, следуя примеру своих соседей — ассирийцев, у которых армейская структура была тщательным образом разработана, впервые создал регулярную армию, делящуюся на стратегические и тактические единицы и соединения, исходя не из племенных связей, а из военной необходимости государства в целом. Он также упорядочил деление войска по родам оружия. Это было последним шагом на пути оформления государственности в Мидии.
Период наивысшего могущества Мидии
После изгнания скифов начинаются основные завоевания мидийцев на Иранском нагорье. Заключив союз с Вавилонией, главный удар Мидия направляет против своего исконного врага Ассирии. Киаксар даже породнился с вавилонским царствующим домом, отдав свою дочь замуж за царевича Навуходоносора. Эта антиассирийская коалиция оказалась настолько мощной, что в 605 г. до н.э. ей удалось полностью разгромить Ассирию.
Покончив с Ассирией, Мидия завоевывает Урарту, Парфию, Гирканию, Каппадокию, подчиняет себе племена Восточного Ирана, ставит в зависимость Персию и приходит в соприкосновение с кочевыми сакскими племенами в пределах Средней Азии.
Конец VII и начало VI в. до н.э. были на всем протяжении от Черного до Каспийского моря периодом серьезных политических и этнических сдвигов, перегруппировок сил, выступавших вместе с Мидией и против нее; в эти сдвиги были вовлечены скифы, урарты, армяне, остатки хурритов и предки иберов, жители Малой Азии и т.д. Итогом этих перегруппировок стала война Мидии и Лидии 590 и 585 гг.
Этой войне предшествовал период натянутых отношений между Мидией и Вавилонией после завершения раздела ассирийского наследства. Обе великие державы вступили в соперничество, и столкновение между ними было неизбежно. Однако Мидия увязла в событиях на севере, а затем в Малой Азии.
К этому времени отмечается территориальный рост Лидийского царства, его владения подошли вплотную к урартским границам. И здесь интересы Лидии сталкивались с интересами Мидии. Пятилетняя мидийско-лидийская война закончилась 28 мая 585 г. до н.э. Во время битвы произошло солнечное затмение, предсказанное греческим ученым Фалесом. Обе стороны усмотрели в солнечном затмении плохое для себя предзнаменование и заключили мирный договор, скрепленный династическим браком между детьми обоих государств. Граница между Лидией и Мидийской державой была проведена по реке Галис (сов. Кызыл-Ырмак).
Киаксар, расширив Мидийскую державу до ее крайних пределов, умер в том же году. Большая и могущественная держава осталась по наследству сыну Киаксара Астиагу (584 — 550 гг. до н.э.), который был последним царем Мидии. Он подчинил своей власти Элам, ранее находившийся в зависимости от Вавилонии. Это привело к резкому ухудшению отношений между Вавилонией и Мидией, и обе стороны начали готовиться к войне.
Кир Великий — внук последнего властителя Мидии и по совместительству — завоеватель этой страны
Гибель Мидийского царства
Государственная структура Мидийской державы, по сравнению со структурой Ассирии VII в. до н.э. была довольно рыхлой. Были непрочные военно-административные объединения, существование которых в значительной мере зависело от случайности военных успехов или поражений. Ядром державы была Мидия. Это была территория, управлявшаяся непосредственно из Экбатаны, с населением, имевшим все обязанности и преимущества граждан Мидии и подданных мидийского царя.
В результате территориального роста колоссально возросло богатство мидийской знати и размах ее рабовладельческих хозяйств. Имущественное расслоение среди свободных зашло далеко, однако черты патриархальности в обществе еще сохранялись. В VII — начале VI в. до н.э. здесь еще не было развитых форм рабства, а лишь патриархальное рабовладение. В Мидии существовал закон, согласно которому бедные представители общества могли отдать себя зажиточному человеку, который обязался их кормить. Бедные переходили в положение, подобное рабскому, однако, с той разницей, что они могли в любое время уйти от своего хозяина, если были неудовлетворенны своим пропитанием.
В целом в Мидии VI в. до н.э. основную массу составляли свободные общинники-землевладельцы, непосредственные производители материальных благ, их руками в основном и было создано могущество Мидийской державы. Захват колоссальных богатств путем грабительских войн и тяжелых податей вызвал стремительное обогащение мидийской знати, резкого имущественного расслоения общества и быстрого нагнетания противоречий.
В период правления Астиага в государстве значительную роль играла племенная аристократия — потомки мидийских вождей. Она сильно ограничивала царскую власть, проводившую в тот момент прогрессивную политику объединения страны.
Все эти быстро нарастающие противоречия, продолжительные войны, а также конфликты с Вавилонией осложнили положение Мидии и привели Мидийскую державу к гибели.
В 550 г. персы, во главе которых стоял царь Кир II Великий (558 — 529 гг. до н.э.) из рода Ахеменидов (не чужой, кстати, человек — с большой вероятностью, Кир был внуком Астиага — прим.), покоряют Мидию и присоединяют ее к своему государству.
Источник: компиляция на основе сведений находящихся в открытом доступе сети интернет
ageiron.ru
Мидия: Тайны и загадки истории
2 364
Мидийцы спасли своё царство хитростью?
Мидия была плодородной страной, располагавшейся к югу и юго-западу от Каспийского моря, между Арменией на севере и Персией на юге. Её северная часть называлась греками Атропатеной, или Малой Мидией, а южная — Большой Мидией. Главными городами были Рагес на севере и Экбатана — на юге. После долгого рабства под игом Ассирии мидийцы восстали и добились независимости в 7-м веке до нашей эры. Они оставались независимыми до соединения с Персией в царствование Кира. Так возникла Мидо-Персидская мировая держава. С этого времени у обоих народов наблюдалось стремление к единообразию обычаев, богослужения и культуры. Из древних письменных источников можно заключить, что мидийцы, персы и бактры когда-то составляли один народ с общим наречием и одной религией, поклонялись высшему существу в образе огня, чтили звёзды, но больше — солнце и луну.
«Тёмная» история
«История мидян темна и непонятна» — именно эта фраза открывала главу, посвящённую истории Мидии, в одном из учебников по древней истории 19-го века. Она оказалась пророческой. Дело в том, что в течение 19-20 веков существовало мнение, что Древняя Мидия представляла собой огромную империю, которая включала в себя Верхнюю Месопотамию, коренную территорию Ассирии, Персию, Элам, Дрангиану, Парфию, а также Малую Азию до реки Галис. Согласно античным источникам, она существовала с 612 до 550 года до нашей эры, то есть от времени разрушения ассирийской столицы Ниневии и до победы персов над мидийцами. Однако в конце прошлого века историки стали перекраивать карту Ближнего Востока 1-го тысячелетия до нашей эры. Некоторые из них начали исключать из состава Мидии Персию, Элам, Ассирию, Армению, Каппадокию, Парфию и другие её предполагаемые провинции и вассальные царства. По их мнению, Мидия являлась примитивным государственным образованием, влияние и контуры которого ограничивались территорией города Экбатаны с прилегающей областью. Но другие историки до сих пор придерживаются традиционных представлений, основанных на античной традиции. Действительно, как можно игнорировать надписи ассирийских и вавилонских царей, Библию и труды Геродота, Бероса, Страбона, Ктесия и других античных историков?
Доказано, что в конце 2-го — начале 1-го тысячелетия до нашей эры на территории Северного Ирана расселились ираноязычные племена, которые впоследствии мирно ассимилировались с местным населением. Уже с 9-го века до нашей эры ассирийские клинописные тексты упоминают все население Ирана под общим названием «мадаи» («мидийцы»). С ними ассирийцы вели упорную войну, совершая многочисленные грабительские походы. В конце 9-го — начале 8-го века до нашей эры Мидия была завоёвана Ассирией.
Однако иноземная экспансия ускорила консолидацию мидийских племён и привела к появлению первых государственных образований. В этот период начинают образовываться мелкие государства-области, среди которых на первое место выдвинулось государство Манна. Мидийское общество вступает в новую эпоху классообразования и создания рабовладельческого общества. Около 673 года до нашей эры мидийцы, которых возглавил некий Кашта-рити (Геродот называет его Фраортом), восстали и обрели независимость.
Съеденный ученик и изгнание скифов
По Геродоту, самостоятельное мидийское царство существовало 150 лет, при 4 царях (другие историки называют 10 царей). При Фраорте была покорена Персия и даже осаждена Ниневия, под стенами которой он и погиб. Его преемником стал Киаксар (625-585 годы до нашей эры) — наиболее могущественный мидийский царь. При нем Мидия превратилась в первую страну Древнего Востока. Он объединил все мидийские племена в единое государство со столицей в Экбатане, создал сильную регулярную армию, реорганизовав её по родам оружия (копьеносцы, лучники и конница), и опять пошёл на Ниневию. Но на этот раз она была спасена скифами, которые выступили союзниками ассирийцев и разбили мидян. Над страной на 28 лет установилось скифское господство. За это время скифы своей наглостью и бесчинством привели страну в полное расстройство.
Всеобщее разорение и страх перед новыми скифскими набегами поставили местное население на грань выживания. Казалось, что этот жестокий народ ещё столетия будет властвовать в регионе. Но Киаксар решил проблему в духе своего времени. Он пригласил на пир самых знатных скифских вождей. Столы ломились от еды и вина. Когда же захмелевшие скифы утратили остатки осторожности и затянули боевые песни, прославляющие свои подвиги, охрана дворца неожиданно набросилась на них и перебила неспособных уже обороняться гостей. Так, свидетельствует Геродот, мидиицы спасли своё царство. После этой вероломной резни они быстро предприняли несколько военных акций, в результате которых деморализованные скифы потерпели полное поражение.
Ослабленное Скифское царство было вынуждено признать свою зависимость от Мидии. Часть скифов осталась служить у Киаксара, часть ушла обратно в причерноморские степи. Легенда гласит, что месть скифов за вероломство была достойной. Царь Мидии поручил им царскую охоту и даже доверил обучение стрельбе из лука своих сыновей. Однажды скифы вернулись без дичи, и рассерженный Киаксар обрушился на них с оскорблениями. Скифы не снесли унижений. В отместку они убили одного из учеников, разрезали тело на куски и подали царю под видом освежёванной дичи. Прежде чем Киаксар узнал страшную правду, они бежали к лидийскому царю Алиатту, что привело к войне между Мидией и Лидией. Она вспыхнула в 590 году до нашей эры и окончилась только через пять лет, когда решающее сражение было прервано солнечным затмением. Большинство уцелевших скифов бежало за Кавказский хребет, разграбив предварительно земли Урарту. С их уходом переднеазиатские народы избавились от непредсказуемого и агрессивного соседа.
Великая страна зороастриицев
Киаксар, расширив Мидию до её крайних пределов, умер в 585 году до нашей эры. Большая и могущественная держава досталась по наследству его сыну Астиагу (584-550 годы до нашей эры), ставшему её последним царём. Мидия, по-видимому, была довольно рыхлым государством, в котором значительную роль играла племенная аристократия. Потомки мидийских вождей сильно ограничивали царскую власть, проводившую прогрессивную политику объединения страны. Персидский царь Кир поднял мятеж против Астиага и после трёхлетней войны овладел всем Мидийским царством, основав державу Ахеменидов (550 год до нашей эры). При Дарий Мидия вошла в состав 2-й персидской сатрапии, и персы заимствовали от мидян многие элементы культуры. Например, географ Страбон считал персидскую одежду мидийской, так как тюрбаны, войлочные шляпы, хитоны с рукавами и обувь годились скорее для холодного горного севера. Мидийцы имели длинные волосы и бороды; как персы, да и все иранцы, они носили штаны, короткие сапожки и на поясе — короткий меч-акинак, отличительный признак свободного мужчины.
Мидийские пехотинцы были вооружены короткими копьями и плетёными,обтянутыми кожей щитами. Но в отличие от персов, сражавшихся в пешем строю, мидийцы славились своей конницей и использовали пластинчатые доспехи, покрывавшие всадников и коней. Мидийский царь сражался в центре войска, стоя на ассирийской колеснице, — обычай, перенятый впоследствии персами.О мидийской культуре известно мало. Ещё совсем недавно наши знания о мидийской архитектуре ограничивались изображениями на ассирийских рельефах. Теперь же в 70 км от современного Хамадана (древние Экбатаны) найден храм огня 8-го века до нашей эры, построенный в форме ромба. Среди мидийцев был развит чистый зороастризм, возможно, бывший государственной религией. Недаром зороастрийские священнослужители-маги происходили из мидийского племени. Из их среды (как предполагают, ещё до Кира) явился Заратустра (или Зороастр), как реформатор старинного, но забытого служения свету. Вероятно, в тот период зороастризм и начал делать успехи среди западных иранцев.
В греко-римской традиции Мидия включалась в схему преемственности империй. В неё входили Ассирия, Мидия, Персия, а позднее и Селевкидская империя. Поэтому не будем лишать Мидию её выдающейся роли в истории.
Журнал: Загадки истории — №34, 2014 годАвтор: Евгений Яровой
Это интересно
taynikrus.ru
Древние иранцы. Мидия
Мидия занимала территорию Северо-Западного Ирана. Западная часть страны в античной историографии получила название Мидия Атропатена. К востоку от Атропатены простиралась равнинная часть Мидии.
В 3-2 тыс. до н.э. на этой территории обитали племена оседлых земледельцев и скотоводов. говоривших на пасситском, кубийском, хурритском и др. неиндоевропейских языках. Собственно эти мидийцы и родственные им персы говорили на различных диалектах иранских языков, принадлежавших к индоевропейской языковой семье. Считается, что предками ираноязычных племен были скотоводы Восточной Европы, откуда часть их направилась через Кавказ и вдоль побережья Каспийского моря в Иран и Среднюю Азию. Во 2-й половине 2 тыс. до н.э. они вторглись в Иран и постепенно распространились по всей территории в начале 1 тыс. до н.э. Повсеместно шел процесс смешения пришельцев с местным населением, которое постепенно становилось ираноязычным. Начиная со 2 половины 8 в. до н.э. Иранцы уже составляли большинство населения во многих областях Западного Ирана, в том числе и в Мидии.
В 673 г. до н.э., воспользовавшись военными действиями между ассирийцами и киммерийцами, мидийские племена подняли восстание против ассирийского ига. Восстание возглавил один из мидийских вождей по имени Каштарити. В 672 г. до н.э. мидийцы создали независимое государство, изгнав ассирийцев. С Западной части территории Каштарити начал постепенно объединять все мидийские племена, ликвидируя мелкие княжества. К середине 7 в. до н.э. Мидия стала крупным госудаством Древнего Востока. С 653 по 625 гг. до н.э. над страной утверждается господство скифов. В 625 г. до н.э. царем Мидии стал сын Каштарити Киаксар, который нанес поражение скифам и окончательно объединил все мидийские племена в единое государство со столицей в экваторах, создал сильную регулярную армию, реорганизовав ее по родам, а не по племенному принципу. В союзе с Вавилоном, мидийцы в 614г. обратили свое внимание на исконного врага – Ассирию. В итоге мидийцы захватили исконные области Ассирии (Северная Месопотамия и область Харран), Мидия стала крупнейшим государством на Востоке, на ряду с Египтом и Вавилонией. мидийский царь Киаксар расширил границы своего государства за счет южных и восточный соседей. Была лишена независимости Персия, захвачены Парфия и Тиркания, подчинено государство Урарту, ликвидировано скифское царство в Сакасене, покорена Манна. Длившаяся 5 лет война между Мидией и Лидией закончилась заключением мирного договора. В 585 г. до н.э. Киасар умер, оставив в наследство своему сыну Астиагу большую и могущественную державу, подчинившую своей власти также Элам. Это обострило отношение с Вавилонией. Но восставшие в 550 г. до н.э. персы, захватили Мидию.
Общество: наука еще не располагает достаточными данными для исследования социального строя и государственные структуры мидийского общества, т.к. в археологическом отношении Мидия изучена недостаточно. В начальный период классовое расслоение было невелико, и вооруженные народные классы играли значительную роль в военной и политической жизни страны. В 7 – нач. 6 в. до н.э. здесь еще не было развитых форм рабства, а лишь патриархальное рабовладение. Захват колоссальных богатеев ассирийских царей и знати заметно ускорил классовое расслоение в мидийском обществе, т.к. большая часть добычи доставалась его верхушке. Однако продолжительные войны неблагоприятно сказывались на хозяйстве родовых общинников, составлявших ядро мидийской армии. Когда к середине 6 в. до н.э. значительная часть общинников оказалась порабощенной знатью, страна стала добычей внешних врагов.
studfiles.net
МИДИЯ. Древние цивилизации
Необходимость оказать сопротивление грабительским нашествиям ассирийцев ускорила процесс объединения мелких мидийских княжеств в единое государство. В 672 г. до н. э. мидийцы, поддержанные киммерийцами и скифами, вторгшимися из Северного Причерноморья в Переднюю Азию в последние десятилетия VIII и в начале VII в. до н. э., подняли восстание против Ассирии. Но вскоре ассирийцам удалось добиться, чтобы скифы отпали от восставших. Мидийцы продолжали борьбу и смогли добиться независимости. Они сумели создать свое государство, которое к середине VII в. до н. э. наряду с Ассирией, Эламом и Урарту стало крупным царством. В 653 г. мидийцы предприняли поход против Ассирии. Но в это время скифы, союзники Ассирии, напали на мидийцев. Последние потерпели поражение, не выдержав борьбы на два фронта. В 653—624 гг. до н. э. в Мидии господствовали скифы.
В 624 г. до н. э. мидийский царь Киаксар нанес поражение скифам и окончательно объединил все индийские племена в единое государство со столицей в Экбатанах (ныне Хамадан). Вскоре Киаксар создал боеспособную регулярную армию, реорганизовав ее по родам оружия (копьеносцы, лучники и конница) вместо прежнего ополчения по племенному принципу.
Теперь мидийцы обратились против Ассирии, которая к тому времени уже более десяти лет воевала с Вавилонией. В 614 г. до н. э. мидийцы во главе с Киаксаром захватили Ашшур, древнюю столицу Ассирии. В августе 612 г. мидийцы и вавилоняне ворвались в Ниневию. В результате разгрома Ассирийской державы мидийцы захватили восточную часть Малой Азии и коренную территорию Ассирии.
Киаксар, которого древнегреческий трагик Эсхил назвал «основателем владычества над Азией», стал расширять границы своего государства за счет южных и восточных соседей. Один из первых его ударов обрушился на Персию, которая была завоевана около 624 г. до н. э. Киаксару удалось захватить также Парфию и Гирканию, расположенные к востоку от Каспийского моря, а кроме того, Армению. Около 590 г. Киаксар присоединил к Мидии Манну — крупное государство к западу от Мидии. Тогда же мидийцы подчинили своей власти и Урарту.
В VII и первой половине VI в. до н. э. Мидия была центром иранской материальной и духовной культуры, которую затем заимствовали и развили персы. В трудах Геродота и Полибия сохранилось описание царского дворца в Экбатанах. Дворец был окружен семью крепостными стенами. При этом одна стена возвышалась над другой на высоту бастиона, а сами бастионы были окрашены в различные цвета. Два бастиона, примыкавшие к дворцу, были соответственно посеребрены и позолочены. Внутри этих стен находились сам дворец и сокровищница. Дворец имел в окружности более одного километра. Потолки и портики дворцовых покоев были сделаны из кедра, обшитого золотом и серебром. Раскопки археологических памятников Мидии начались всего несколько десятилетий назад. Поэтому исследователям еще предстоит открыть индийскую дворцовую архитектуру и памятники монументального искусства. За последние 30 лет на территории Мидии велись интенсивные археологические работы. Обнаруженные в ходе их памятники относятся к эпохе железного века и датируются временем между 1300—600 гг. до н. э. Особо следует отметить «луристанские бронзы» — вотивные и бытовые предметы, оружие, детали конской сбруи, изображающие реальных и фантастических животных. Часть предметов относятся к рубежу II и I тыс. до н. э.
В 1947 г. местные жители нашли у высокого холма в 42 км к востоку от г. Саккыз большой клад. Среди найденных сокровищ выделяются золотое нагрудное украшение, которое, по всей вероятности, носил царь, обломок золотой царской диадемы, массивная золотая часть ножен меча, серебряные и золотые детали конской сбруи и керамические сосуды. Для украшения этих предметов чаще всего использовались изображения оленя, грифа, зайца и барана. Позднее археологи установили, что на месте клада в VIII—VII вв. до н. э. была расположена крепость. Надо полагать, что к тому же времени относятся и упомянутые вещи из Саккыза.
С 1951 г. велось исследование холма Хасанлу в северо-западном Иране. Этот холм высотой 25 м скрывал, в частности, памятники мидийской эпохи. Было раскопано укрепленное здание (по-видимому, дворец), окруженное стеной с двенадцатью башнями, интервалы между которыми составляют около Юм. К зданию вел портик длиной 4,5 м. За портиком следовал «зал аудиенций» с четырьмя рядами колонн. Здание это погибло в огне в конце IX в. до н. э. во время набега урартского войска.
В 1961 —1962 гг. был раскопан могильник Марлик в области Гилян. Этот памятник содержал 53 погребения с богатым инвентарем. Особый интерес представляют найденные в нем золотая фигурка человека в церемониальной одежде, мужская и женская керамические фигуры обезьяно-людей, золотые и серебряные сосуды с изображениями различных, в том числе и фантастических, животных.
Большой интерес представляет памятник мидийской эпохи, получивший название Нуш-и Джантепе. Он расположен в 70 км к югу от Хамадана. В 750—600 гг. там была мидийская крепость с культовыми и административными зданиями и жилыми покоями для правителей и их вельмож. Помещения крепости, сооруженные из сырцового кирпича, сохранились на высоту до 8 м. На территории крепости находились также зал для аудиенций и два храма огня. Все эти здания были обнесены круглой кирпичной стеной с башнями.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
history.wikireading.ru
МИДИЯ | Энциклопедия Кругосвет
МИДИЯ, государство, созданное мидянами на северо-западе Персии. В течение столетия мидяне владели обширной территорией, простиравшейся от Сузианы на юге Персии до реки Галис на центральном плоскогорье Малой Азии. Мидяне были крупнейшим из индоевропейских племен, которые переселились в горные районы Армении и Персии из степей северного Причерноморья, вероятно, между 1000 и 900 до н.э. Упоминание о них как о полукочевниках имеется в ассирийских летописях 9–8 вв. до н.э. Успешную войну против мидян и родственных им племен манеев к югу от озера Урмия вели цари Ассирии, которые захватывали среди прочей добычи выносливых боевых лошадей, выращенных на степных просторах.
Геродот (I 95) приводит предание о том, что мидяне жили в разрозненных поселениях, а объединил их Деиок, который стал царем шести мидийских племен и построил Экбатану (совр. Хамадан на западе Ирана), новую столицу государства. Возможно, Деиок и предводитель по имени Дайаукку, которого ассирийский царь Саргон II силой увел с собой в 715 до н.э., – одно и то же лицо. В царствование Асархаддона (680–669 до н.э.) некоторые мидийские вожди, или «правители городов», были вассалами Ассирии: договоры с девятью из них сохранились на глиняных табличках, найденных в 1956 в Кальху (совр. Нимруд на севере Ирака), бывшем тогда столицей Ассирии.
Однако создание единого государства и, возможно, строительство Экбатаны скорее всего относится к более позднему времени, возможно периоду правления Фраорта (ум. ок. 625 до н.э.). В начале царствования его сына Киаксара (перс. Увахшатра) в Иран вторглись орды скифов. Согласно Геродоту, 28 лет спустя они были изгнаны Киаксаром, который реорганизовал мидийскую армию и распространил свою власть на персов, населявших южные районы Ирана, а возможно, и далее на восток. Заключив союз с халдейским царем Набопаласаром, правителем Вавилонии, Киаксар выступил против утратившей былую мощь Ассирии. Союз между Киаксаром и Набопаласаром был скреплен браком между сыном Набопаласара Навуходоносором и внучкой Киаксара, свадьба которых состоялась в 613 до н.э. в окрестностях Ниневии. В следующем году их объединенные войска взяли штурмом и разграбили Ниневию. Ассирийская империя зашаталась и пала, а ее обломки были поделены между победителями: мидянам достались ее северная и восточная части. После пяти лет проходившей с переменным успехом войны в Малой Азии граница с Лидией была установлена по реке Галис (совр. Кызыл-Ирмак).
Халдеи тем временем захватили Сирию, Палестину и Аравию, а также Элам на юге Персии. В течение почти полувека обе державы противостояли друг другу вдоль укрепленной фортами границы. В конце концов Набонид, царь Вавилонии, заключил союз с Киром, молодым честолюбивым царем Персии и Аншана, поднявшим в 553 до н.э. мятеж против своего мидийского повелителя. Война продолжалась три года. Согласно Геродоту, царь Мидии Астиаг пал жертвой предательства своего военачальника Гарпага; Экбатана была разграблена, и Кир из династии Ахеменидов стал владыкой Мидийской империи. Теперь Экбатана была отстроена как столица нового царства. Мидяне сохранили в Персидской империи привилегированное положение, хотя время от времени поднимали восстания из-за тяжелых податей.
От мидийских царей не осталось никаких письменных свидетельств, и о мидийском обществе практически ничего не известно; раскопки мидийских городов никогда не велись, а их столица Экбатана погребена под современным Хамаданом. Описанные Геродотом семь концентрических стен разных цветов – это не свидетельство очевидца, скорее оно возникло у него в связи с виденным им в Вавилоне башневидным храмом. На ассирийских изображениях мидяне имеют густые бороды, обуты в высокие зашнурованные ботинки и одеты в плащи из овечьих шкур. На барельефах в древнем персидском городе Персеполе мы видим мидийских лучников среди царских телохранителей.
Проверь себя!Ответь на вопросы викторины «Знаменитые речи»
Какой римский политик каждую свою речь в сенате заканчивал словами «Карфаген должен быть разрушен»?
www.krugosvet.ru
Государство Мидия
В 5 в. до н. э. по реке Галис проходила граница Мидии
В 673 г. до н. э. мидийцы под руководством Каштарити подняли против неё восстание и в 672 г. до н. э. создали независимое государство. К середине 7 в. до н. э. оно объединило все мидийские племена. В 653 г. до н. э. Каштарити начал войну с Ассирией, но в это время Мидия подверглась нападению скифов, потерпела поражение и попала под их власть.
В 625 г. до н. э. царь Киаксар нанёс поражение скифам и возродил Мидию, сделав столицей Экбатаны. Племенное ополчение сменила сильная постоянная армия, разделённая по родам оружия . В 614 г. до н. э. мидийцы в союзе в Нововавилонским царством начали войну против Ассирии, в 612 г. до н. э. взяли её столицу Ниневию, в 609 г. до н. э. в битве при Харране добили остатки ассирийских войск.
Уничтожив Ассирию, Мидия присоединила Северную Месопотамию и область Харран в Сирии и стала наряду с Нововавилонским царством крупнейшей державой на Древнем Востоке. Ок. 593 г. до н. э. она завоевала Урарту, затем царство скифов в Сакасене и Манну. На востоке были подчинены Персия, Гиркания и Парфия. На западе после войны с Лидией граница Мидии в Малой Азии стала проходить по реке Галис.
В 584 г. до н. э. Киаксару наследовал Астиаг, который присоединил к Мидии Элам, находившийся до того в зависимости от Вавилонии. В 550 г. до н. э. восставшие персы захватили и включили Мидию в состав Персидской державы Ахеменидов.
В 4 в. до н. э. на части территории Мидии образовалось Мидийское царство.
Мидия - древнее государство, а также древняя этногеографического область на западе Иран. от г. Аракс и горы Эльбрус на севере до границ Персида на юге, и от гор Загроса на западе до пустыни Деште-Кевир на востоке. Мидийское царство существовало в 672 до н. н.э. - 550 до н. е. и в годы своего расцвета было гораздо шире границы этнической Мидии.
Мидия занимала территорию Северо-Западного Иран. Западная часть государства охватывала районы горных хребтов Загроса у границ с Ассирией и называлась Мидия Атропатена. К востоку от Атропатены простиралась равнинная часть Мидии.
В III - I тыс. до н. н.э. на территории Мидии проживали племена оседлых земледельцев и скотоводов, разговаривали эламский, каситською, кутийською, хурритского и другими не индоевропейскими языками.
Распространено мнение, что предками ираноязычных племен были скотоводы Восточной Европы. откуда часть из них переправилась через Кавказ и вдоль побережья Каспийского моря в Иран и Среднюю Азию. Иранские племена появились в Иране примерно в XII-XI вв. до н. н.э. и распространились по всему Ирану в начале I тыс. до н. е. Данное проникновение не носило завоевательный характер, а было смешением с местным населением. В некоторых районах государства даже в IX - VIII вв. до н. е. преобладало старое неираномовне населения. Но, начиная с VIII в. до н. е. иранцы уже составляли подавляющее большинство во многих областях Ирана. С этим временем связано широкое распространение могил вооруженных всадников. О занятиях иранцев коневодством свидетельствуют вавилонские слова. Находки богатых могил, в которых много художественных изделий, сосудов с золота Марлик, указывает на уособленисть военных командиров.
Ассирийцы в Мидии
Начинаюсь с IX в. до н. е. ассирийцы начали совершать походы на Мидию с целью захвата добычи. В настоящее время в Северо-Западном Иране существовали десятки мелких княжеств, в которых проживали как мидийцы, так и местное население кутийсько-касситскому происхождения.
Древние иранцы
Древние иранцы, принадлежавшие к одной из ветвей индоевропейцев, появились на территории современного Ирана на рубеже II - I тысячелетий до н.э. причем в науке до сих пор не решен вопрос, откуда они появились - с территорий Кавказа или из Средней Азии через прикаспийские степи. Вступив во взаимодействие с местным населением - хурритами, касситами и др. - и частично ассимилировав его, иранцы с VIII в. до н.э. стали господствующим этносом, разделившимся, в свою очередь, на две части - мидян на севере и персов на юге. Войны Ассирии с Урарту, вторжения киммерийцев и скифов создали благоприятную ситуацию для консолидации мидянских племен, на основе которой сложилось государство Мидия, ставшее уже в VII в. до н.э. сильной державой, союз которой с Вавилонией сыграл решающую роль в крушении Ассирии.
Удачливый правитель Мидии Киаксар не только разгромил Ассирию, но сумел покорить и подчинить также Урарту и рад других стран от прикаспийских степей до Малой Азии, где им был заключен союз с крупным Лидийским царством. Сын Киаксара Астиаг предпринимал усилия для сохранения и укрепления могущества Мидии. Однако в этой борьбе он встретил ожесточенное сопротивление региональной племенной знати, обогащение которой в ходе завоевательных войн способствовало ее усилению. Среди иранских племен, находившихся в зависимости от царей Мидии, были и ведшие борьбу с их соседями-эламитами персы.
Располагавшиеся на юге иранского плато, рядом с древним Эламом, персы долгие десятилетия существовали практически автономно от этнически близких им мидян. Консолидация персов в государство происходила медленно и чуть запаздывала по сравнению с мидянской. Однако автономия эта способствовала политической независимости формировавшегося государства. Правитель персов Кир I во второй половине VII в, до н.э. признавал авторитет Ассирии, с которой мидяне вели ожесточенную борьбу, а во времена его сына Камбиза I, женатого на дочери Астиага, персы были уже вассалами Мидии. Сын Камбиза Кир II был по матери внуком царя Мидии, и это родство сыграло определенную роль как в его судьбе, так и в судьбах всех, персов.
Существует достаточно много версий относительно того, где Ковчег Завета, и каждая из них имеет свои аргументы. Весьма ...
Духи бани
По старинным поверьям в банях всегда существовали полновластные хозяева – банники. Это духи бани, которые строги и бывают ...
Гиперборея
Гиперборея – легендарная страна на севере, в переводе с древнегреческого означающая «за Бореем». Греческий бог Борей ...
Коляда – воплощение Всевышнего
Много тысяч лет назад у Майи Златогорки и Даждьбога родились бог Коляда и его брат бог Овсеня. Небо ...
Столица Византии
Женитьба А.С.Пушкина: история с приданым Натальи Гончаровой.
Наталья Николаевна Гончарова была из когда-то очень богатой, но затем обедневшей семьи, и потому в связи с предстоявшей свадьбой...
Богиня Сарасвати
Компания Lit Motors из Сан-Франциско разработала двухколесный электрический автомобиль С-1, который по размерам намного меньше обычного автомобиля и не падает без движения...