Китайский древний календарь. Особенности китайского календаря: начало года и месяцев
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Китайский календарь: древние символы. Китайский древний календарь


Особенности китайского календаря: начало года и месяцев

Новички в Фэн-шуй часто спрашивают, почему тот или иной месяц китайского календаря начинается не с новолуния, а с другой даты. 

Ещё один регулярный вопрос начинающих: почему дата начала Нового года по китайскому календарю отличается в разных источниках, почему Новый год празднуют дважды. 

Китайский календарь – это явление, о котором можно писать отдельную книгу. 

По легенде, китайский сельскохозяйственный календарь Ся ввёл в обиход легендарный Желтый Император Хуан-Ди более четырех с половиной тысяч лет тому назад. Хуан-Ди приписывают авторство многих классических сочинений, в том числе основополагающих медицинских трактатов «Хуан-Ди Нэй цзин», а также короткого сочинения в стихах «Иньфуцзин», почитаемого в даосизме.

Считается, что первым годом китайского календаря был 2698 (по другим источникам – 2697) год до нашей эры.

По другой версии, первые 60 лет Желтый Император проверял на практике, как работает его система, и начал отчет времени шестьюдесятью годами позже, с 2637 года до нашей эры.

Китайский календарь – лунно-солнечный, он составлен из лунных и солнечных циклов – месяцев.

Для предсказаний, Фэн-шуй и бацзы в практике китайской метафизки используют солнечный календарь, так как Солнце оказывает самое большое влияние на нашу жизнь.

И хотя Луна также очень важна, ее влияние менее значимо.

Особенности китайского календаря

Древние китайцы, наблюдая за движением светил, звезд и планет, сопоставили их влияние с событиями, происходящими в жизни людей, и смогли создать так называемый «сельскохозяйственный» календарь, или «Календарь Ся». Такое название он получил потому, что вошел в обиход в эпоху Ся (21–16 века до н.э.)

Китайский календарь – это не просто метод учета времени, но система, которая описывает движение времени в терминах пяти элементов (У-Син).

Китайский календарь основан на шестидесятилетних циклах, которые представлены определенным сочетанием десяти Небесных стволов:

  • Янское Дерево, Иньское Дерево, Янский Огонь, Иньский Огонь, Янская Земля, Иньская Земля, Янский Металл, Иньский Металл, Янская Вода, Иньская Вода

 

и двенадцати Земных ветвей:

  • Крыса, Бык, Тигр, Кролик, Дракон, Змея, Лошадь, Коза, Обезьяна, Петух, Собака, Свинья.

 

Именно так и появляется название – год Огненного Петуха (2017) или год Земляной Собаки (2018).

Особенности китайского календаря: начало года и месяцев

В китайском календаре есть дни, лунные месяцы и сезоны, то есть «солнечные месяцы», а также их периоды.

Лунные месяцы в китайском календаре

Лунный месяц (юэ) для китайцев – это промежуток от одного новолуния до другого. Под новолунием в китайском календаре понимается момент соединения Луны с Солнцем, а не «молодой» серп Луны, в как в некоторых других системах.

Лунные месяцы в китайском календаре не имеют специальных названий.

Они просто нумеруются по порядку, и каждый третий год появляется 13-ый лунный месяц.

Поэтому, например, месяц Петуха (Крысы, Быка, Свиньи и т.д.) – это солнечный месяц, а не лунный, и его начало не связано с новолунием!

В зависимости от количества дней в лунном месяце, 29 или 30, лунный месяц может называться «малым» или «большим».

Почему так трудно порой победить свою лень – читайте здесь.

Сезоны, или «Солнечные месяцы»

Основная сложность китайского календаря в том, что помимо лунных месяцев (Юэ), есть и солнечные (Ци). 

Солнечный месяц в китайском календаре – это период времени, за который Солнце проходит 30 градусов тропического зодиака.

Каждый солнечный месяц (сезон) состоит из двух половин. Начало первой половины (и всего сезона) называется «цзеци» (разделитель). Эта дата отмечается в календаре тёмным цветом (см. рисунок ниже).

Поэтому в году есть 12 сезонов и 24 периода*, примерно по 15 дней каждый:

  • Личунь – Начало весны 立春, 4 февраля. 
  • Юйшуй – Дождевая вода 雨水,18 февраля.
  • Цзинчжэ – Пробуждение червей 惊蛰, 6 марта.
  • Чуньфэнь – Весеннее Равноденствие 春分, 18 марта.
  • Цинмин – Ясно и светло 清明, 5 апреля.
  • Гуюй – Зерновые дожди 谷雨 , 19 апреля.
  • Лися – Начало лета 立夏, 6 мая.
  • Сяомань – Малые ростки 小满, 21 мая.
  • Манчжун – Колошение хлебов 芒种, 6 июня.
  • Сячжи – Летнее солнцестояние 夏至, 21 июня.
  • Сяошу – Малая жара 小暑, 7 июля.
  • Дашу – Большая жара 大暑, 28 июля.
  • Лицю – Начало осени 立秋, 8 августа.
  • Чушу – Окончание жары 处暑, 23 августа.
  • Байлу – Белые росы 白露, 8 сентября.
  • Цюфэнь – Осеннее равноденствие 秋分, 23 сентября.
  • Ханьлу – Холодные росы 寒露, 8 октября.
  • Шуанцзян – Выпадение инея 霜降, 23 октября.
  • Лидун – Начало зимы 立冬, 7 ноября.
  • Сяосюэ – Малые снега 小雪, 22 ноября.
  • Дасюэ – Большие снега 大雪, 7 декабря.
  • Зимнее солнцестояние – 冬至, 22 декабря.
  • Сяохань – Малые холода 小寒, 6 января.
  • Дахань – Большие холода 大寒, 21 января.

 

*точную дату начала периода следует смотреть в календаре на конкретный год.

Важно: лунные и солнечные месяцы в китайском календаре почти никогда не совпадают.

Почему китайский новый год празднуется дважды

Китайцы используют периоды Личунь, Лися, Лицю и Лидун как начало весны, лета, осени и зимы.

«Ли» означает «видеть» или «начало».

Новый год, значимый для практика китайской метафизики, начинается при наступлении весны или Личуня. Это начало солнечного календаря каждого года, которое приходится на 3-5 февраля.

Его дата отличается от даты лунного календаря, в котором китайский Новый Год, выпадает на 1-ю луну 1-го месяца.

Новый год по лунному календарю – это государственный праздник. Но для нас важнее – солнечный Новый год!

Прикладываю пример традиционного китайского календаря.

Обратите внимание, затемненные клетки (даты начала солнечных сезонов) почти никогда не совпадают с новолуниями, или началами лунных месяцев.

Они могут приходиться на любой лунный день. Мало того, они могут попадать в разные лунные месяцы. Так, если в 1975 году Цинмин «Ясно и светло» (5.04.75) попало во 2-й лунный месяц, то в 1976-м году оно попадет в 3-й (4.04.76), это будет 5-й лунный день 3-го лунного месяца.

Напомню, что для целей прорицания, Фэн-шуй и бацзы мы используем солнечный китайский календарь.

Почему Вам не подходят общие цели – читайте здесь.

При подготовке статьи были использованы материалы:

  • А. Костенко. Традиционный китайский календарь и его применение в метафизических искусствах.
  • Крюков М. В. К проблеме циклических знаков в древнем Китае // Древние системы письма. Этническая семиотика. 
  • Воробьёв А. Н. Традиционный китайский календарь. 
  • Климишин И. А. Календарь и хронология.
  • Знания, полученные из курса «Четыре Столпа Судьбы (Бацзы)» Анатолия Соколова, ученицей которого я являюсь.

Итак, подытожим, каковы особенности китайского календаря

  • Китайский календарь – это сложное явление, которое учитывает не просто даты, но движение времени в терминах пяти элементов (У-Син): Дерево, Огонь, Земля, Металл, Вода. Он базируется на 60-летнем цикле, Цзя-цзы, который формируется определенным сочетанием Небесных стволов и Земных ветвей.
  • Китайский календарь – лунно-солнечный. Он состоит из дней, лунных и солнечных месяцев (сезонов). Солнечные месяцы делятся на две части, поэтому в году 12 сезонов и 24 периода примерно по 15 дней каждый.
  • В практике прорицанция, Фэн-шуй и базцы используются солнечные месяцы, и год отсчитывается от момента начала солнечного сезона Личунь – Начало весны 立春.
  • Месяц Петуха, Собаки (Свиньи, Дракона и др.) может быть только солнечным, так как у лунных месяцев нет названий, следовательно, начало месяца не связано с новолунием.
  • Китайский Новый год отмечается дважды, по солнечному и лунному календарю. Момент переключения энергий, важный для практиков китайской метафизики, – это Солнечный Новый год. Лунный новый год – это государственный праздник в Китае.

 

Подобрать оптимальное решение для Вашей ситуации можно на консультации, прочитать подробнее о которой Вы можете здесь.

Есть вопросы? Пожалуйста, пишите их в комментариях к этой статье. Также буду благодарна за Ваш отклик.

 

С уважением и пожеланиями удачи,

 

 

Публикации по теме:

  1. Секреты рейса KK1010, попавшего под град: что подскажут древние знания
  2. Трагедия с самолетом: о чем предупредят древние знания

 

Смотрите также:

 

секреты Фэн-шуй Все статьи Все статьи

Вам понравилась статья?

Просто нажмите на кнопки социальных сетей и поделитесь с друзьями!

www.life-dzen.ru

Календарь Древнего Китая

Количество просмотров публикации Календарь Древнего Китая - 215

Так же как и в других древних государствах, где земледелие было основным занятием

населения и календарь был необходим прежде всего для предсказания сезонных изменений

погоды и разливов рек, в Китае во II тыс. до н.э. были заложены основы леторасчёта на основе

наблюдений за фазами Луны — т.е. положено начало лунному календарю.

Год в древнем Китае начинался в период зимнего солнцестояния, и, как подсчитали

древнекитайские астрономы, от одного зимнего солнцестояния до другого проходило чуть больше

чем 365 суток. И так же, как и перед вавилонскими и египетскими жрецами, перед ними встала

задача˸ как поступить с неполным последним днем года. Но, в отличие от Месопотамии, в Китае

астрономы пришли к выводу, что новолуние совпадает как раз с днем зимнего солнцестояния

каждые 235 лунных месяцев, или 19 солнечных лет. Вскоре после этого открытия, в VI в. до н.э., в

Китае был введен 19-летний цикл — чжан. Но тут астрономов подстерегала новая проблема˸ дело

в том, что за 19 солнечных лет проходит только 228 лунных месяцев, т.е., для того чтобы

окончание цикла чжан совпадало с днем зимнего солнцестояния, необходимо было каким-то

образом уровнять 19 солнечных лет и 235 лунных месяцев. Семь ʼʼлишнихʼʼ месяцев астрономы

решили разделить между годами так, чтобы 7 из них состояли не из 12, а из 13 месяцев. Было

решено дополнять второй, пятый, седьмой, десятый, тринадцатый, пятнадцатый и восемнадцатый

года в 19-летнем цикле. При этом дополнительный месяц ставился не в конце года, а в середине.

Теперь, хотя начало Нового года и наступало чуть позже зимнего солнцестояния, каждые 19 лет

два этих события совпадали, как и было задумано на заре создания календаря в Китае.

Со временем китайские астрономы достигли огромных успехов в науке об измерении

времени. Именно в Китае возникли первые обсерватории, был составлен первый вращающийся

небесный глобус, нарисована наиболее полная для того времени карта звездного неба,

включающая в себя даже те звезды, которые вспыхивали лишь время от времени. Стало возможно

не только предсказывать солнечные затмения, но и были сделаны попытки объяснить данное

явление с научной точки зрения; именно китайские астрономы открыли пятна на Солнце, тогда

как в Европе это открытие было сделано лишь в 1610 г. Галилео Галилеем. Кроме того, Китай был

единственным государством, где ещё в древности календарь стал доступен даже неграмотным

людям. Специально для них были добавлены два межсезонья к уже существующим четырем

referatwork.ru

Лунный календарь — Мистические истории. Древний восток — Сайт о мистике

Лунный календарь - традиционный порядок счисления времени в Китае, уходит своими корнями в незапамятную древность. Как явствует из древнейших записей, основы лунного календаря были известны предкам китайцев уже в середине 2 тысячелетия до н. э. Окончательное оформление системы китайского лунного календаря относится к эпохе Хань (2 в. до н. э. – 2 в. н. э.), которая тогда утвердившись, использовалась вплоть до 20 в.

В Китае, как и в других аграрных цивилизациях древнего мира, становление лунного календаря было самым тесным образом связано с хозяйственными нуждами земледельческого населения. Китайский иероглиф “время” (ши), который встречается уже в древнейших текстах, графически выражает идею произрастания под солнцем находящихся в земле семян. И позднее понятие времени в Китае никогда не теряло связи с представлением о качественной этапной, природной длительности, свойственной жизненному процессу.

Фазы луны

Изменения вида луны обусловливаемые положением ее относительно солнца и земли, называются фазы луны. Возвращение Луны к прежним фазам наблюдалось во времена глубокой древности и имело значение для установления счета времени. Луна обращается вокруг своей оси с запада на восток в 29,530 суток, вследствие чего луна всегда обращена к земле одной и той же стороной.

Ещё в Древнем Китае фазы луны были избранны в качестве основной единицы измерения времени.В китайском лунном календаре начало месяца совпадает с новолунием, а середина – с полнолунием. Также различают четверти фаз луны как кардинальные точки лунного месяца, которые имеют свои особенности. Двенадцать лунных месяцев образуют год. Именно по лунным месяцам ориентированы почти все традиционные праздники Китая и сопредельных с ним стран.

Китайский календарьКитайский календарь - стремление гармонически соединить ритмы луны и солнца. Китайские астрономы еще в древности научились с большой точностью вычислять движение луны в связи с движением солнца и положением звезд. Но значение традиционного лунно-солнечного календаря Китая не ограничивалось областью астрономических знаний. В процессе своего формирования китайский календарь отобразил в себе и синтезировал самые разные стороны жизни и культуры китайцев, став одним из ярких воплощений фундаментальной в китайской традиции идеи органического единства основных элементов мироздания: Неба, Земли, Человека.

Китайцы издавна открыли эклиптику солнца и, подобно многим другим древним народам от Европы до Америки, различали 12 зодиакальных созвездий, каждое из которых соответствовало перемещению солнца по небесной сфере на 30?. Двенадцать знаков Зодиака носят название животных 12-летнего “звериного цикла”, широко распространенного по всей Восточной Азии: мышь, бык, тигр, заяц, дракон, змея, лошадь, овца, обезьяна, курица, собака, свинья. Половина знаков (а именно знаки тигра, дракона, коня, овцы, курицы и змеи) ассоциировалась со светлым, или мужским, началом ян, другая половина – с темным, или женским, началом инь. Кроме того, с ханьской эпохи вошло в обычай разделять надвое каждую из 12 частей Зодиака, выделяя в году 24 “сезона”, соответствующие сезонному ритму явлений природы.

Восточный календарьС незапамятной древности в Китае существовал также счет дней по шестидесятеричному циклу, что получило большую известность на Западе как восточный календарь. На рубеже нашей эры шестидесятеричный цикл был приспособлен для счета лет. Китайская традиция вела отсчет шестидесятилетних циклов от 2637 г. до н. э., когда, по преданию, он был учрежден Хуан-ди (Желтым императором), имевшим в Китае статус как бы родоначальника китайской цивилизации. В рамках шестидесятилетнего цикла двенадцатичленный ряд ассоциировался с уже известными зодиакальными животными, а десятичленный ряд – с пятью мировыми “первоэлементами”, рассматриваемыми в мужском и женском аспектах.

Различные порядки счисления времени в Китае складываются в единую космологическую систему, которая интегрирует в себе различные силы и ритмы мирового движения, а также сами понятия циклического и линейного времени. Подобное совмещение было возможно на основе принципа спирали, символизировавшей циклическое “развертывание” и “свертывание” Вселенной. Ввиду подлинно универсального характера китайской календарной системы не приходится удивляться тому, что календарь в старом Китае был окутан покровом святости, что каждая династия вводила свой собственный календарь, а принятие его сопредельными странами рассматривалось китайским двором как знак их подчинения.

Древний китайский календарьПосле свержения монархии в 1911 г. в Китае было принято европейское летосчисление по григорианскому календарю. Однако древний китайский календарь продолжает играть значительную роль в жизни китайцев, которые и поныне соблюдают традиционные даты основных праздников лунного года. Гражданский Новый год в Китае отмечался в первое новолуние после вхождения солнца в созвездие, именуемое в западной традиции “Водолей”, что в переводе на григорианский календарь происходит не ранее 21 января и не позднее 19 февраля.

Рубрика: Древний восток

allmystic.ru

Китайский календарь: древние символы - Шелковый Кот

Двенадцать животных, символизирующие циклы летоисчисления в КитаеКалендарь в Китае известен с давних времен. Современные китайцы иногда называют китайский календарь «лунным календарем», поскольку он составлен из лунных месяцев. Но это не просто лунный календарь. Можно точнее обозначить китайский календарь «календарем сельского хозяйства», так как еще в глубокой древности китайцы разработали правила нумерации дней под названием «Тянь-Ган-ди-чжи», или «Ган-чжи» — шестидесятидневные циклы, независимые от лет и месяцев, связанные с определенными периодическими действиями ведения хозяйства, и с успехом пользовались этими правилами для выращивания зерновых культур в течение тысяч лет. Кстати, именно благодаря нумерации Ган-чжи можно восстановить точные даты некоторых событий, произошедших более трех тысяч лет назад. С таким же успехом китайское исчисление времени можно называть «солнечным календарем», поскольку действия по ведению хозяйства, связанные с периодическими сезонными изменениями, также привязаны к солнцу, как и к луне.

Позднее появился китайский гороскоп, в котором было представлено двенадцать животных, символизирующие двенадцать циклов для записи летоисчисления: крыса, бык, тигр, кролик, дракон, змея, лошадь, овца, обезьяна, петух, собака и свинья. Согласно легендам, малограмотному населению Китая было трудно разбираться в хитросплетениях исчисления времени Ган-чжи, и народ обратился за помощью к Нефритовому императору, своему верховному божеству. Нефритовый император решил для наглядности заменить малопонятные и запутанные циклы Ган-чжи двенадцатью земными животными. Высочайшим указанием был назначен день, когда все животные должны явиться ко двору императора, чтобы тот выбрал среди них двенадцать счастливчиков, которые будут впоследствие символизировать китайский гороскоп.

Нужно заметить, что это мероприятие прошло не столь гладко, как хотелось бы: кот, который, как известно, любит поспать, обратился к крысе, с которой в те времена был дружен, с просьбой разбудить его, так как боялся проспать. В результате так и получилось, и бедняга опоздал во дворец, потому что хитрая крыса не стала будить кота, так как опасалась, что этот красавец затмит её. Крыса также договорилась с быком, и чтобы император заметил её, забралась быку на спину, и принялась наигрывать на флейте. В результате крыса заняла первое место, а опоздавшему коту так и не удалось удостоиться высочайшей чести — его место заняла свинья.

От редакции сайта: хотелось бы обратить Ваше внимание, что мы, «Шёлковые коты», сделали вывод из этого исторического факта, и хотя мы по-прежнему очень любим поспать, мы очень стараемся никуда не опаздывать, и выполнять нашу работу точно в назначенные сроки.

 

Возможно, Вам будут интересны также статьи:

Традиционные сюжеты искусства КитаяТрадиционные сюжеты искусства Китая

Китай является древнейшей цивилизацией мира, имеет долгую, непрерывную историю, уходящую в прошлое более чем на 6 тысяч лет и состоящую из множества культур народов, населяющих эту огромную территорию Восточной Азии.

Китайская магия чиселКитайская магия чисел

С древних времен жители Поднебесной Империи внимательно прислушиваются к магии окружающих их цифр и чисел. Самыми счастливыми считаются числа три, шесть и девять. Китайцы стараются привязать все важные даты именно к этим датам: справляют свадьбы, отправляются в путешествия, планируют значимые покупки...

Фэн-шуй — древнее учение КитаяФэн-шуй — древнее учение Китая

Древнее учение Фэн-шуй властвует на Востоке уже более 6 тысяч лет. Жители Китая верят, что следование канонам этого учения помогает сохранить здоровье, улучшить благосостояние и способствует гармоничному развитию личности. В статье рассказывается, как вышитые шелком картины помогают гармонизировать окружающее пространство.

Философия стиля Дальнего ВостокаФилософия стиля Дальнего Востока

Японский и китайский стили всегда отличались своей неповторимостью и самобытностью. Фарфор и шелк, ширмы и вручную расписанная мебель — вот атрибуты этих культур.

silkcat.ru

Древний календарь Китая. Типы и виды календарей

Похожие главы из других работ:

История первых государств в Корее

Глава I. Первобытнообщинный строй и Древний Чосон

...

История первых государств в Корее

1.2 Древний Чосон

Первобытные корейские племена, жившие в южной части Северо-Восточного Китая и на Корейском полуострове, имели различный уровень общественно-экономического развития...

История Севастополя

2. ДРЕВНИЙ ХЕРСОНЕС

Переселенцы из Гераклеи Понтийской высадились на берегу современной Карантинной бухты около 422 года до н.э. Облюбованное для поселения место располагалось на мысу, который легко было укрепить на случай внезапного нападения тавров...

Календарь

Древнеримский календарь

Сельскохозяйственный календарь. Как и их соседи греки, древние римляне определяли начало своих работ по восходу и заходу отдельных звезд и их групп, т.е. они связывали свой календарь с годичным изменением вида звездного неба...

Народные восстания в Китае эпохи Хань

1. ДРЕВНИЙ КИТАЙ ЭПОХИ ХАНЬ

...

Типы и виды календарей

Календарь Древнего Египта

Жизнь древнеегипетского общества была тесно связана с Нилом. Большое значение для египтян имело то, что подъем воды в нижнем течении реки всегда совпадал с летним солнцестоянием...

Типы и виды календарей

Еврейский календарь

В 568 г. до н. э. после захвата Иерусалима Навуходоносором в Иудее были введены вавилонские календарь и летосчисление. До этого у евреев была распространена сложная система лунного счета времени...

Типы и виды календарей

Мусульманский календарь

Примером чисто лунного счета времени является мусульманский календарь. До распространения мусульманства в обиходе язычников азиатского Востока находились календари лунно-солнечного типа. В VII в. н. э...

Типы и виды календарей

Календарь майя

Оригинальные системы счета времени были разработаны народами Нового света. Наиболее известны календари индейцев майя, создавших в I тысячелетии н. э. самобытную культуру в Центральной Америке. Майя добились успехов в астрономии...

Типы и виды календарей

Юлианский календарь

Современный солнечный календарь, принятый в большинстве стран мира, восходит к древнеримскому счету времени. Сведения о первом римском календаре, возникшем еще в легендарный период правления Ромула (середина VIII в. до н.э.)...

Типы и виды календарей

Григорианский календарь

лунный время григорианский календарь Христианская церковь, утверждая юлианский календарь, стояла перед сложной задачей. Основной праздник новой религии - пасха - отмечался по лунно-солнечному календарю...

Троя и Троянская война

1. Древний город Троя

Троя (тур. Truva), второе название - Илион, древний город на северо-западе Малой Азии, у побережья Эгейского моря. Была известна благодаря древнегреческим эпосам, обнаружена в 1870 гг. при раскопках Г.Шлиманом холма Гиссарлык...

Цивилизации Древнего Мира

Глава 1. Древний Египет и шумеро-вавилонский мир

Примерно к 3000 году до н. э. на северо-востоке Африки, в долине Нила, возникло крупное государство -- объединение царств Верхнего и Нижнего Египта. Ранние сравнительно мелкие царства существовали на этой территории уже не менее тысячи лет...

Цивилизации Древнего Мира

Глава 2. Древняя Индия и Древний Китай

цивилизация египет индия китай К середине 3 тысячелетия до н. э. в долине Инда сложилась самобытная Хараппская, или, как сейчас чаще говорят, Индская, цивилизация с двумя крупнейшими центрами -- Хараппа и Мохенджо-Даро...

Цивилизации Древнего Мира

Глава 3. Древняя Греция и Древний Рим

Колыбель европейской культуры Древняя Греция -- явление многообразное в пространстве и во времени. Первый расцвет государственности на берегах Эгейского моря связан с еще во многом загадочной Критской цивилизацией. Эта мощная держава...

hist.bobrodobro.ru

Китайский лунный календарь. Народные традиции Китая

Китайский лунный календарь

Лунный календарь в Китае, уходит своими корнями в незапамятную древность. В Китае традиционный порядок исчисления времени ведется по лунному календарю. Основы лунного календаря были известны предкам китайцев уже в середине 2 тысячелетия до н. э. Окончательное оформление системы китайского лунного календаря относится к эпохе Хань (II век до н. э. – II век н. э.), которая, тогда утвердившись, использовалась вплоть до XX века.

В Китае, как и в других аграрных цивилизациях древнего мира, становление лунного календаря было самым тесным образом связано с хозяйственными нуждами земледельческого населения. Китайский иероглиф «время» (ши), который встречается уже в древнейших текстах, графически выражает идею произрастания под солнцем находящихся в земле семян. И позднее понятие времени в Китае всегда было связано с представлением о этапной, природной длительности.

Изменения вида луны обусловливаемые положением ее относительно солнца и земли, называются фазы луны. Возвращение луны к прежним фазам наблюдалось во времена глубокой древности и имело значение для установления счета времени. Луна обращается вокруг своей оси с запада на восток в 29,530 суток, вследствие чего луна всегда обращена к земле одной и той же стороной.

Ещё в Древнем Китае фазы луны были избранны в качестве основной единицы измерения времени. В китайском лунном календаре начало месяца совпадает с новолунием, а середина – с полнолунием. Также различают четверти фаз луны как кардинальные точки лунного месяца, которые имеют свои особенности. Двенадцать лунных месяцев образуют год. Именно по лунным месяцам ориентированы почти все традиционные праздники Китая и сопредельных с ним стран.

После свержения монархии в 1911 г. в Китае было принято европейское летосчисление по григорианскому календарю. Однако древний китайский календарь продолжает играть значительную роль в жизни китайцев, которые и поныне соблюдают традиционные даты основных праздников лунного года.

Китайский календарь сегодня представлен двумя типами календарей: лунный (сельскохозяйственный) и солнечно-лунный. Второй из них исторически известен в двух вариантах: календарь Ся (по названию первой полумифической династии), наиболее популярный в Восточной Азии, отсчитывающий год по весне; а также календарь Чжуаньсюй, по имени первопредка, отсчитывающий год по осени.

С незапамятной древности в Китае существовал счет дней по шестидесятеричному циклу, что получило большую известность на Западе как восточный календарь. На рубеже нашей эры шестидесятеричный цикл был приспособлен для счета лет. Китайская традиция вела отсчет шестидесятилетних циклов от 2637 г. до н. э., когда, по преданию, он был учрежден Хуан-ди (Желтым императором), имевшим в Китае статус как бы родоначальника китайской цивилизации. В рамках шестидесятилетнего цикла двенадцатичленный ряд ассоциировался с уже известными зодиакальными животными, а десятичленный ряд – с пятью мировыми первоэлементами, рассматриваемыми в мужском и женском аспектах.

В современном Китае в употребление вошёл также григорианский календарь, однако лунный календарь, как и прежде, повсеместно используется для определения дат традиционных праздников, таких, как «Праздник весны» (китайский Новый год), Праздник середины осени и для определения дат начала тех или иных видов сельскохозяйственных работ; кстати, «Праздник Весны» (Новый год) по лунному календарю – переменный, и приходится ежегодно на день «Первого Новолуния». Наступлением нового года признается второе, считая от зимнего солнцестояния (21–22 декабря), новолуние, которое происходит соответственно не раньше 21 января и не позже 20 февраля. По календарю Ся «Начало Весны» ежегодно приходится на 4, 5 или 6 число февраля.

Календарь Ся применяют в мантических целях, например, при выборе наиболее благоприятных дней проведения свадеб, открытия учреждений – любых других мероприятий. Персональную «карту cудьбы», мин шу, также исчисляют, применяя мантический календарь Ся.

В Китае григорианский календарь называют «стандартным», «западным» или «солнечным» После введения григорианского календаря его называли также новым, соответственно лунный календарь – старым.

Другие восточные календари либо полностью идентичны китайскому (например, корейский), либо во многом сходны с китайским, но имеют некоторые отличия (вьетнамский – Кролик в зодиакальном цикле заменен Котом; тибетский – несколько изменены имена животных по Зодиаку; японский – изменён принцип расчета, в связи с чем возникают расхождения в годах по сравнению с другими календарями).

Элементы китайского (китайско-уйгурского) календаря благодаря монгольским завоеваниям стали достоянием исламских народов. В частности, названия животных, переведенные с монгольского на турецкий, стали использоваться для ведения хронологических записей, чиновничьих и исторических документов на территориях распространения персидского и турецкого языков от Малой Азии и до Индии, начиная со средневековья и до новейшего времени. В Иране лунный календарь был в обиходе крестьян и сборщиков налогов вплоть до запрета на его использование в 1925 г.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Calendarium : Китайский календарь

. .
...

Зарождение астрономии в Китае. Астрономия зародилась почти одновременно, но независимо в Китае, Египте, Вавилоне и Индии. Зачатки астрономических знаний появились уже за несколько тысяч лет до н. э. Так, в одной из старейших китайских летописей сообщается о легенде, относящейся к полному солнечному затмению, которое, согласно позднейшим вычислениям, произошло 22 октября 2137 г. до н. э., т. е. более 4 тысяч лет назад. Если верить такому историческому источнику, как "Шуцзин" ("Книга истории"), то китайские жрецы, бывшие в то время и хранителями астрономических знаний, не только умели предсказывать затмения, но и обязаны были это делать. Однако, как рассказывается в легенде, затмение 2137 г. до н. э. не было заранее предсказано. За нерадивое выполнение своих обязанностей астрономы Хи и Хо поплатились жизнью. Но приказанию императора Чунг Канга им отрубили головы.

Развитие астрономии в Китае, как и в других странах, было продиктовано практическими потребностями человека. В 1100 г. до н. э. китайские астрономы использовали гномон для определения наклонения экватора к эклиптике. Гномон - это инструмент, представляющий собой вертикальный стержень на горизонтальной площадке. По длине тени в полдень устанавливались дни солнцестояний и равноденствий, а следовательно, и даты смены времен года.

Примерно за 360 лет до н. э., т. е. почти на целое столетие раньше, чем в Египте, китайцы составили первый звездный каталог. Их летописи содержат записи о появлении комет, о вспышках новых звезд, о появлении на Солнце пятен и о некоторых других наблюдениях.

Первые китайские календари. Однако самым важным достижением древней китайской науки является создание календаря. Зачатки его относятся к третьему тысячелетию до н. э. Уже тогда в Китае имели понятие о сезонах и временах года.

Некоторые китайские летописи, а также ряд археологических данных свидетельствует о том, что уже в эпоху Шан-Инь (XVIII-XII вв. до н. э.) была установлена продолжительность года в 356 дней, а сам год был разделен на 12 месяцев по 29 и 30 дней. Время от времени вставляли добавочные месяцы.

Примерно за тысячу лет до н. э. китайские астрономы знали, что год нельзя разделить на целое число месяцев. В результате длительных наблюдений за небесными светилами были уточнены продолжительность лунного месяца и солнечного года: лунный месяц был определен в 29,5 суток, а солнечный год - в 365,25 суток. Па этой основе были созданы сначала лунные, а впоследствии лунно-солнечные и солнечные календари.

Лунно-солнечный календарь. В лунно-солнечном календаре китайцев год делился на 12 месяцев, в которых попеременно было по 29 и 30 дней. Поэтому лунный год состоял только из 354 дней. Для согласования его с продолжительностью солнечного года, который длиннее на 10 дней 21 час, семь раз в течение 19-летнего периода вставлялся добавочный, 13-й месяц. Это были високосные лунные годы. Тогда получалось соотношение: 12 лет ? 12 мес. + 7 лет ? 13 мес. = 235 месяцев, т. е. столько же, сколько в метоновом цикле.

Как же распределялись 13-месячные годы в 19-летнем цикле? Так как год принимался равным 12 7/19 месяца, то, как только различие становилось близким к единице, делалась вставка 13-го месяца. Эти вставки приходились на 3-й, 6-й, 8-й, 11-й, 14-й, 16-й и 19-й годы цикла. При этом добавочный месяц всегда вставлялся после зимнего солнцестояния.

Месяцы по этому календарю начинались с новолуния. Началом нового года считалось новолуние, предшествовавшее вступлению Солнца в созвездие Водолея. Этот момент приходится на январь, или февраль, т. е. на середину между зимним солнцестоянием и весенним равноденствием. К этому времени среднесуточная температура воздуха значительно повышалась и наступал период подготовки к весенним полевым работам.

Месяцы не имели собственных названий, а считались по порядку: первый, второй, третий и т. д. Они делились па 10-дневные периоды, и числа 1, 11 и 21 обозначались особыми иероглифами и являлись днями отдыха.

Описанный календарь, известный под названием "Чжуань-сюй ли", являлся одним из шести древнейших календарей и широко применялся более чем за два столетия до н. э. По своей точности он не уступал юлианскому календарю, введенному в Европе полутора столетиями позже.

Сезонный сельскохозяйственный календарь. В период династии Цинь (246 - 201 г.г до н.э.) был разработан и начал применяться сезонный сельскохозяйственный календарь, в котором календарный год был разделен па 24 сезона в зависимости от положения Солнца на эклиптике. В табл. 1 приводятся названия этих сезонов и соответствующие им даты григорианского календаря.

Следует иметь в виду, что деление года на сезоны существовало независимо от деления на месяцы, связанные с особенностями движения Луны. При помощи такого календаря крестьянам легче было определять сроки посева, сбора урожая и выполнять другие сельскохозяйственные работы.

Деление календарного года на климатические сезоны является одной из особенностей китайского календаря. И в наше время сезонный календарь часто применяется в деревнях. С этим календарем связано много пословиц и поговорок, сложившихся на основании многовековых наблюдений за явлениями природы.

Таблица 1. Названия сельскохозяйственных сезонов и их начало по григорианскому календарю

№ п/п Китайское название сезона Перевод названия сезона на русский язык Дата начала сезона по григорианскому календарю
1 Личунь Начало весны 4/5     февраля
2 Юйшуй Дождевая вода 19/20  »
3 Дзинчже Пробуждение насекомых 5/6     марта
4 Чуньфень Весеннее равноденствие 20/21  »
5 Цинмин Ясно и светло 5/6     апреля
6 Гуюй Дожди для злаков 20/21  »
7 Лися Начало лета 6/7     мая
8 Сломань Малое изобилие 21/22  »
9 Манчжун Колошение хлебов 7/8     июня
10 Сячжи Летнее солнцестояние 21/22  »
11 Сяошу Малая жара 7/8     июля
12 Дашу Большая жара 23/24  »
13 Лицю Начало осени 8/9     августа
14 Чушу Прекращение жары 23/24  »
15 Байлу Белые росы 8/9     сентября
16 Цюфень Осеннее равноденствие 23/24  »
17 Ханьлу Холодные росы 8/9     октября
18 Шуанцзян Выпадение инея 23/24  »
19 Лидун Начало зимы 7/8     ноября
20 Сяосюе Малые снега 22/23  »
21 Дасюе Большие снега 7/8     декабря
22 Дунчжи Зимнее солнцестояние 21/22  »
23 Сяохань Малые холода 6/7     января
24 Дахань Большие холода 20/21  »

Дальнейшее развитие календаря. Дальнейшее развитие теории календаря связано с именами Ло Ся-хуна, Дэн Пина, Сыма Цяня, Чжан Хэна, Цзу Чун-чжи, Го Шоу-цзина и многих других.

В 104 г. до н. э. в Китае была произведена календарная реформа и был введен календарь "Тай-чу ли", прозванный в дальнейшем "Саньтунским". В создании его принимали участие выдающиеся ученые Ло Ся-хун, Дэн Пин и Сыма Цянь. Они установили более точно продолжительность тропического года, определили начало каждого из сельскохозяйственных сезонов и длительность синодического месяца Луны.

Средняя продолжительность лунного месяца была принята равной 29 и 43/81 суток, или 29,530864 суток. Это всего на 0,000276 суток, или па 24 секунды, отличается от современного значения. Продолжительность же года осталась без изменений, т. е. 365,25 суток. Саньтунский календарь просуществовал почти два столетия, а затем подвергся некоторым незначительным исправлениям.

Китайским астроном Чжан Хэн Выдающийся китайским астроном Чжан Хэн (78-139)

Армиллярная сфера Армиллярная сфера древней Пекинской обсерватории.

Астроном и математик Цзу Чун-чжи Выдающийся астроном и математик Цзу Чун-чжи (420-500)

Астроном и математик Го Шоу-цзин Великий китайский астроном и математик Го Шоу-цзин (1231-1316)

Развитию календарных систем способствовали наблюдения выдающегося китайского астронома Чжан Хэна. Ему принадлежит большой научный труд "Линь-сянь", что значит "Строение Вселенной". В нем Чжан Хэн не только описал существовавшие в то время взгляды на мироздание, но и изложил ряд своих выдающихся открытий. Так, в книге приводятся данные о количестве звезд и сообщается, что только в северном полушарии неба их имеется около 2500. Ученый высказывает мысль об отсутствии у Луны своего света, а также излагает свои соображения о шарообразности Земли.

Чжан Хэн был также крупным изобретателем. Он создал одну из первых армиллярных сфер - прибор, с помощью которого можно было определять экваториальные координаты небесных светил.

Важные работы по теории календаря выполнил выдающийся астроном и математик Цзу Чун-чжи. Наблюдая за видимым движением Солнца, он установил неточность Саньтунского календаря. Одним из первых в Китае Цзу Чун-чжи определил различие между тропическим годом, представляющим, как известно, промежуток между двумя последовательными прохождениями центра солнечного диска через точку весеннего равноденствия, и звездным годом, т. е. периодом полного оборота Земли вокруг Солнца. Различие объясняется, как об этом уже говорилось, прецессией, которую учел Цзу Чун-чжи в разработанном им календаре "Дамин ли", введенном после его смерти и просуществовавшем около столетия.

В эпоху Юаньской династии прославился Го Шоу-цзин. В 1281 г. он составил "Шоуши ли", что значит "Календарь, дающий время". В нем продолжительность тропического года определена в 365,2425 средних суток, т. е. всего на 0,0003 суток, или 26 секунд, больше принятой в настоящее время. Интересно отметить, что календарь Го Шоу-цзина имел такую же точность, как и григорианский календарь, введенный в Европе тремя столетиями позже.

Го Шоу-цзин также был выдающимся конструктором астрономических инструментов. Он изобрел тринадцать видов астрономических приборов, не уступавших по точности и изяществу выполнения тем, которые были вновь изобретены и изготовлены через триста лет после него датским астрономом Тихо Браге.

Циклический, или бытовой, календарь. Описанные выше астрономические календари применялись большей частью в гражданской жизни. Но одновременно с ними в Древнем Китае существовала так называемая "циклическая" календарная система, нашедшая широкое применение также в Японии, Корее, Монголии и Тибете. Она отличается от других календарных систем своим своеобразным построением. В ней годы объединены в "циклы", каждый из которых охватывал 60 лет (табл. 2). Каждый год внутри одного полного цикла получал свое иероглифическое обозначение, которое не имело особого смыслового характера. Весь цикл состоял из пяти двойных столбцов, соответствующих пяти "стихиям", или "небесным ветвям". Они обозначали следующие понятия: дерево (Му), огонь (Хо), земля (Ту), металл (Цзинь) и вода (Шуй).

Каждая стихия была представлена в двух состояниях: мужском (нечетные столбцы, т. е. 1, 3, 5, 7 и 9) и женском (четные столбцы, т. е. 2, 4, 6, 8 и 10). Таким образом, получалось 10 вертикальных столбцов, или "небесных ветвей", каждый из которых обозначался одним из следующих циклических знаков: Цзя, И, Бин, Дин, У, Цзи, Гэн, Синь, Жэнь и Гуй.

Весь 60-летний цикл делился на 12 периодов, которые также имели свои знаки, представляющие собой "земные ветви".

Около двух тысяч лет назад к знакам периодов, т. е. к "земным ветвям", были прибавлены еще названия животных. Так, к периоду с циклическим знаком "Цзы" было прикреплено название "мышь" (Шу), к периоду со знаком "Чоу" - название "корова" (Ню), к периоду "Инь" - "тигр" (Ху) и т. д. Позже названия периодов стали обозначать только знаками соответствующих животных.

Китайский зодиак

Древний китайский зодиак - один из основных элементов циклического календаря. В нем иероглифические знаки 12 животных служили для обозначения «земных ветвей» 60-летнего календарного цикла, а также для обозначения месяцев. Впоследствии эти знаки применялись также для определения времени суток.

Таким образом, десятичный цикл "небесных ветвей" и двенадцатеричный цикл "земных ветвей" были объединены в общую таблицу, составившую 60-летний китайский календарный цикл. Годы в нем обозначаются следующим образом. Первый год цикла находится в первом периоде и обозначается циклическим знаком земной ветви "Цзы". Это - год мыши. Таким же образом получается, что второй год - год коровы, третий - тигра, десятый - курицы и т. д. Однако под знаком мыши, кроме первого года, находятся еще и 13-й, 25-й, 37-й и 49-й годы цикла; под знаком коровы, кроме второго года, значатся 14-й, 26-й, 38-й и 50-й годы цикла; годом тигра могут быть 3-й, 15-й, 27-й, 39-й и 51-й годы цикла и т. д. Поэтому для большей определенности датировок стали обозначать годы цикла обоими циклическими знаками - как небесной ветвью, так и земной. Тогда первый год цикла, расположенный на пересечении небесной ветви "Цзя" и земной ветви "Цзы" будет обозначаться знаками "Цзя-Цзы" и называться годом "дерева и мыши", 2-й год будет обозначаться знаками "И-Чоу" и называться годом "дерева и коровы", 3-й - знаками "Бин-Инь" и называться годом "огня и тигра", 16-й - знаками "Цзи-Мао" и называться годом "земли и зайца", 47-й - знаками "Гэн-Сюй" и называться годом "металла и собаки" и т. д.

В обиходе, когда речь идет о годе рождения известного лица, китайцы пользуются более кратким его обозначением. Они просто называют животное соответствующей земной ветви. Поэтому в ответ о возрасте спрашиваемый может сказать, что он родился, например, в год дракона. Это может обозначать в равной степени 5-й, 17-й, 29-й, 41-й и 53-й годы цикла, а какой из них соответствует году рождения, нетрудно догадаться по облику отвечающего.

Переход от одного года данного цикла к другому, как показывает табл.2, происходит по диагонали сверху вниз и слева направо. Поэтому, если известен первый год данного цикла по григорианскому календарю, то с помощью таблицы можно определить обозначение любого другого года внутри цикла.

Перевод датировок григорианского календаря на циклический. Для облегчения перевода датировок можно пользоваться табл.3, охватывающей период в две тысячи лет современного летосчисления.

Из таблицы видно, что первым годом текущего китайского календарного цикла был 1924 год н. э.;

1970 год - 47-м годом цикла - годом "металла и собаки".

На основании табл. 2 и 3 легко установить, что 1911 год соответствует 48-му году цикла и обозначается знаками "Синь-Хай". Поэтому китайская революция 1911 года называется "Синьхайской".

Для перевода какого-либо года летосчисления нашей эры на циклический календарь необходимо разделить числовое обозначение года на 60. Из полученного остатка надо вычесть 3. Если он окажется равным 3 или менее, то к нему предварительно прибавляют 60 и из суммы вычитают 3. Полученная разность укажет год цикла. Определим, например, какому году цикла соответствует 1969 год. Разделив 1969 на 60, получим число 32 и в остатке 49. Вычитая из этого остатка 3, получим 46. Следовательно, 1969 год соответствует 46-му году цикла.

Таблица 2. 60-летний китайский циклический календарь

   Пе-ри-оды Знак "Небесные ветви" Животные
Му (дерево) Хо (огонь) Ту (земля) Цзинь (металл) Шуй (вода)
Цзя И Бин Дин У Цзи Гэн Синь Жень Гуй
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Земные

ветви

I Цзы 1    13    25    37    49    Шу (мышь)
II Чоу    2    14    26    38   50 Ню (корова)
III Инь 51    3    15    27    39    Ху (тигр)
IV Мао   52   4   16   28   40 Ту (заяц)
V Чэнь 41    53   5   17   29   Лун (дракон)
VI Сы   42   54   6   18   30 Шэ (змея)
VII У 31   43   55   7   19   Ма (конь)
VIII Вэй   32   44   56   8   20 Ян (овца)
IX Шэнь 21   33   45   57   9   Хоу (обезьяна)
Х Ю   22   34    46   58    10 Цзи (курица)
XI Сюй 11   23   35   47   59   Гоу (собака)
XII Хай   12   24   36    48   60 Чжу (свинья)

Таблица 3. Хронологическая таблица перевода первых годов 60-летнего цикла к векам нашей эры

Век Первый годцикла Век Первый годцикла Век

Первый годцикла

I 0464 VIII 724784 XV 1444
II 124184 IX 844 XVI 15041564
III 244 X 904964 XVII 16241684
IV 304364 XI 10241084 XVIII 1744
V 424484 XII 1144 XIX 18041864
VI 544 XIII 12041264 XX 19241984
VII 604664 XIV 13241384 ХХI 2044

Перевод датировок циклического календаря в годы нашей эры. Перевод дат китайского циклического календаря в годы нашей эры значительно сложнее. Для этого необходимы специальные таблицы эр правления или девизов царствования китайских императоров и династий. Такие таблицы, в частности, приведены в "Китайско-русском словаре".

Циклический календарь в прошлом и настоящем. За начало циклической эры, т. е. за первый год первого цикла, принят год "мыши", соответствующий 2637 г. до и. э. Эта дата связана с первым годом царствования легендарного правителя Хуан Ди. К настоящему времени прошло 76 полных циклов, и с 1924 г. начался 77-й цикл. Циклическая календарная система широко распространена в быту, и потому ее часто называют "бытовой".

Начиная с 1 января 1912 г., после революции, в Китае стали применять и григорианский календарь, но только с 1949 г., после образования Китайской Народной Республики, он стал широко применяться в стране как официальный календарь. Однако и в наше время многие печатные издания (газеты, журналы) выходят с двойной датой: по григорианскому календарю и но 60-летнему календарному циклу.

Постановлением правительства КНР в стране установлен праздник Весны, который является первым днем Нового года по старому китайскому календарю. Он приходится на середину февраля.

Хронология по династиям и эпохам царствования императоров. При изучении литературы но истории Китая часто приходится встречаться с присущими ей особенностями датировки событий. Начиная с древнейших времен и до начала нашего столетия китайцы не имели единого летосчисления, у них не было единой эры. Кроме счета по циклам широко применялась датировка исторических событий по династиям и эпохам царствования императоров. Традиционно летосчисление Китая начинается с 2357 г. до н. э. - времени вступления на престол легендарного императора Яо.

Ниже приводится краткая хронологическая таблица, принятая в китайской исторической науке:

Годы до н. э.
2357-2255 Легендарная династия Яо
2255-2205 Легендарная династия Шунь
2205-1766 Легендарная династия Ся
1766-1122 Легендарная династия Шан-Инь
1122-247 Традиционные даты династии Чжоу
246-207 Традиционные даты династии Цинь
206-220 Традиционные даты династии Хань (Западный Хань-206 г. до н. э. по 25 г. н. э., Восточный Хань-25-220 гг. н. э.)
Годы н. э.
220-264 Династия Вэй
265-420 Династия Цзинь (Западный Цзинь: 265-316гг., Восточный Цзинь: 317-420 гг.)
420-479 Династия Сун
479-501 Династия Ци
502-556 Династия Лян
557-588 Династия Чэнь
589-018 Династия Суй
618-907 Династия Тан
907-959 Эпоха пяти династий
960-1279 Династия Сун
1280-1368 Династия Юань (Монгольская) 
1368-1644 Династия Мин 
1644-1911 Династия Цин (Маньчжурская)
1912-1949 Китайская республика
С 30. IX. 1949 Китайская Народная Республика

Источник: grigam.narod.ru

calendarium.narod.ru


Смотрите также