Древний китайский календарь. В. Л. Асмолова. Древний китайский циклический календарь и восточный зодиак
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Китайский календарь: сокровище Поднебесной. Древний китайский календарь


Древний китайский календарь (символ) — Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия — статья

Древний китайский календарь (символ) Древний китайский календарь — в Китае в конце IV тысячелетия до н. э. была установлена продолжительность лунного месяца в 29, 5 суток, а солнечного года — в 365, 25 суток. В древнекитайском лунно-солнечном календаре, появление которого относится к третьему тысячелетию до нашей эры, год делился на 12 месяцев по 29 и 30 суток и состоял из 354 суток, а для согласования в нем изменений лунных фаз с продолжительностью тропического (солнечного) года в течение 19-летнего цикла семь раз вставлялись 13-е месяцы (в 3, 6, 8, 11, 14, 16 и 19-м годах цикла), каждый раз после зимнего солнцестояния, а все месяцы начинались с новолуния, то есть в каждом 19-летнем цикле было 7 лет по 13, а в остальные годы — по 12 месяцев. Примерно с середины II тысячелетия до н. э. в Китае используется 12-летний календарный цикл, в основе которого лежит обращение Юпитера вокруг Солнца. Один оборот Юпитер совершает за 12 лет. Если разделить полный цикл оборота (360°) на 12, то получится 12 равных частей по 30° каждая. Каждой из частей присвоено название животного: мышь (крыса), корова (бык, вол), тигр, заяц (кролик), дракон (крокодил), змея, лошадь, овца (баран), обезьяна, курица (петух), собака, свинья (кабан). Как полагают, эту систему народы Восточной Азии восприняли от кочевников Центральной Азии.

В IV веке до н. э. был создан календарь, основанный на 60-летнем цикле. Такой цикл отображает наименьшее время, когда Юпитер (основа 12-летнего календаря) и вторая основная планета — Сатурн (период прохождения эклиптики — 30 лет) делают целое число оборотов по зодиаку. За 60 лет Сатурн совершает 2 оборота, а Юпитер — 5. А число 5 является символом пяти элементов природы, каждому из которых соответствует свое цветовое обозначение (синий или зеленый, красный, желтый, белый, черный), использующееся в символике планет и времен года (сезонов — стихий).

Древний китайский календарь 3 (символ)

Сочетание знаков в 60-летнем цикле

Каждому из пяти элементов природы приписываются соответствующие качества (в частности, положительное и отрицательное), различные начала (мужское и женское). Символически это обозначено парами циклических знаков; пять элементов имеют десять небесных ветвей (цзя, и; бин, дин; у, цзы; гэн, синь; жэнь, гуй), расположенных в схеме 60-летнего календарного цикла по горизонтали, а по вертикали — 12 земных корней обозначают 12 земных лет (время одного оборота Юпитера вокруг Солнца), каждому из которых в силу древнейших традиций приписывают определенное животное. При пересечении горизонтали и вертикали по годам 12-летнего животного цикла образуются 60 неповторяемых сочетаний. Это порядковые номера каждого года в пределах 60-летнего цикла (например, 1-й год цикла — цзя цзы, а 60-й — гуй хай).

Двойное название обеспечивает неповторяемость обозначения каждого года (в пределах 60-летнего цикла). При этом первым указывается знак небесной ветви, вторым — знак земного корня.

Что касается животных, то неповторяемость их названий обеспечивается определенной цветовой символикой. Каждое название животного в 60-летнем цикле Древний китайский календарь 4 (символ)

Цветовая символика животных в 60-летнем цикле

встречается пять раз (пять оборотов Юпитера — пять 12-летних циклов), то есть каждые 12 лет. И обозначается оно каждый раз другим цветом — одним из пяти, причем последовательность небесных ветвей следующая: синий, красный, желтый, белый, черный (каждый цвет используется по два раза подряд), так что в пределах 60-летнего цикла только один раз встречается определенное сочетание цвета и названия животного, обозначающее порядковый номер года. Например, желтая змея (6-й год 60-летнего цикла) или следующий за ним год белой лошади.

В 60-летнем календаре количество дней в году непостоянно (и 353, и 355, и 385), в нем нет и строгого чередования лунных месяцев в 30 и 29 дней, а Новый год из григорианского календаря приходится на числа в пределах от 21 января до 21 февраля (на первое новолуние в зодиакальном знаке Водолея).

Традиционный 60-летний календарь в III веке был завезен из Китая в Японию и до сих пор существует в странах Восточной Азии (Японии, Вьетнаме, Корее, Монголии и др.) наряду с официально введенным григорианским календарем.

megabook.ru

В. Л. Асмолова. Древний китайский циклический календарь и восточный зодиак

601646_625433277516869_447983452_n

안창수. 청마의 기운으로 새해 행복하세요

Уже более двадцати лет  у нас в стране стало очень модным именовать года по восточному циклическому “звериному” календарю, обязательно присовокупляя к имени животного цвет, что сразу же раздвигает рамки цикла с двенадцати лет до шестидесяти.

Так что же это за календарь, в котором совершают свой бег по малым двенадцатилетним кругам внутри большого шестидесятилетнего круга эти разноцветные животные, доносящие к нам дыхание и аромат Дальнего Востока? Каковы его структура и символика, где и когда он родился, в каких странах распространен сегодня? Обо всем этом мы знаем, в основном, очень мало, а то, что знаем – суть нечто весьма туманное.

Шестидесятилетний циклический календарь родился в древнейшие времена в Китае, а знаки его применяются в этой стране для летоисчисления с начала I века нашей эры.

Холодная ночная Луна, олицетворяющая у многих народов женское, оплодотворяющее начало мира, и ее дневной антипод – яркое, опаляющее жаром Солнце – главные светила, которые определяли не только ритмы явлений природы и биоритмы человеческого организма, но и многое в духовном мире древнего человека, имели для него значение магическое и сакральное. Такими воззрениями проникнуты и космологические концепции Древнего Китая.

Вслед за Солнцем и Луной особый интерес у астрономов Древнего Востока вызывали планеты-гиганты солнечной системы Юпитер и Сатурн. Это побудило китайских составителей циклического календаря попытаться увязать между собой астрономические циклы движения Земли и этих четырех планет – Луны, Солнца, Юпитера и Сатурна. Рожденный в результате таких поисков шестидесятилетний циклический календарь представляет собой хронологическую систему, за основу цикла в которой принято время двух оборотов Сатурна – 60 лет. За это же время Юпитер совершает пять оборотов. Именно такой подбор чисел не случаен, ибо цифра “пять” в древнекитайской натурфилософии символизирует “пять первоэлементов” (стихий) природы.

Вообще, вся символика этого календаря является частью единой символической системы, которая в те времена пронизывала буквально все стороны жизни китайца и отражала суть его видения и восприятия мира и себя в мире. В основе древней китайской натурфилософии лежит представление о жизни как о бесконечной цепи перемен, где в непрестанном движении взаимодействуют два начала – активная мужская сила Ян и пассивная женская сила Инь – две силы природы, ее Отец и Мать, совместно творящие Жизнь. И, видимо, неправильно было бы утверждать, что Ян – начало положительное, а Инь – отрицательное, так как надо помнить, что зримым воплощением этой идеи считались Небо (Ян) и Земля (Инь), Земля-Мать, Земля-кормилица. В древней китайской “Книге Перемен” (“И Цзин”) говорится: “У Инь и Ян общие свойства, но у мягкого и твердого есть своеобразие. В этом – творческая сущность Неба и Земли“. Они одновременно и едины, и противоположны. Яркий образ слияния Неба и Земли в творческом порыве – вешний грозовой ливень. Но единство Инь и Ян, Неба и Земли – это гармония единичности и множественности. Единично и в то же время бесконечно Небо. Множественна и конечна Земля. Образ слияния Неба и Земли очень емкий. Он является также воплощением двойственности Духа и Плоти, Скрытого и Явного.

Слияние Неба и Земли породило “пять первоэлементов”, из которых складываются “десять тысяч вещей”. Чередование этих элементов – Дерева, Огня, Земли, Металла и Воды – определяет все явления мира видимого и незримого. Именно такая, последовательность первоэлементов основана на теории их “взаимного порождения” (“сяншэн”).

Дерево – это Восток, Утро, Весна, Начало (дня, года, рождение жизни и т. п.), планета Юпитер. Символический цвет его – синий цвет ясного неба, сине-зеленый цвет морской воды, зеленый цвет пробуждающейся весной растительности. В древности эти цвета четко не разделялись. И, видимо, потому, что зеленый цвет не является основным, чаще всего символическим цветом Дерева называют синий.

Дерево рождает Огонь, за Весной следует Лето. Огонь – это Юг, День, Лето, планета Марс. Конечно, его цвет красный.

Огонь рождает Землю. Такое представление могло сложиться в связи с тем, что древнейшие китайцы были земледельцами. Хотя на заре своей истории собственно китайцы заселяли только бассейн реки Хуанхэ, берега которой сложены из плодородного лёсса, похожего на мелкий, плотно слежавшийся желтый песок, но и в Древнем Китае имелись значительные лесные массивы, в том числе и на плодородных почвах берегов реки Янцзы, где китайцы стали широко расселяться в I тысячелетии до н. э. и в начале н. э. А так как и там они занимались земледелием, то было оно, скорее всего, подсечно-огневым, когда земля освобождалась от растительности для нужд земледелия с помощью огня и удобрялась пеплом, то есть Огонь рождал Землю.

Земля в пространственном плане занимает Середину. Это – конец лета, время жатвы, время, когда Земля отдает людям свои плоды. И потому ее символический цвет желтый – это и цвет лёсса, и цвет созревших хлебов. Планета, соответствующая Земле, – Сатурн.

Земля из недр своих рождает Металл. За временем жатвы следует Осень. Металл – это Запад, Вечер, Осень, Конец, Завершение, планета Венера. Символический цвет его – белый. Древнейший толковый словарь Эръя объясняет это тем, что осенью белоснежное рисовое зерно наполняет закрома. И если Восток символизирует начало Света, зарождение дня, утро, то Запад – вечер, предвестие ночи, начало Тьмы.

Металл рождает Воду. В чем истоки такого представления? На этот счет можно высказать много гипотез. Рискнем и мы. Добыча и обработка металлов были известны человеку с древнейших времен. И он наблюдал переход металла из твердого состояния в жидкое, подобно воде. И как в воде зарождается все живое, так и в расплавленном металле уже содержатся в зародыше все те предметы, которые создаст из него рука человека. С другой стороны, процесс обработки металла может сопровождаться выделением воды или ее паров, которые, осаждаясь, превращаются в воду. Например, оксиды металлов, которые в древности чаще всего идентифицировали с металлами, под воздействием кислот превращаются в соли металлов и воду, а это в равной мере могли наблюдать как древние китайские философы, знакомые с алхимией, так и ремесленники в процессе своего труда.

Итак, Металл рождает Воду. На смену Осени приходит Зима. Природа засыпает. Вода – это Север, Ночь, Зима, Покой, Развитие, ушедшее внутрь, планета Меркурий. Приходит день зимнего солнцестояния – и в недрах Мрака зарождается Свет. Постепенно удлиняются дни и убывают ночи, в воде просыпается и начинает развиваться семя Жизни… Близится Весна. Вода рождает Дерево, Круг замыкается…

Естественно, символу присуща многозначность и зачастую невозможно просто дешифровать его смысл. Все сущее есть единство и противостояние противоположностей, их взаимоотношение и взаимовлияние. Тепло и холод, твердое и мягкое, созидание и разрушение, без которого созидание невозможно, ибо любое новое связано с ломкой старого. Мужское и женское начала. Единство противоположностей – главнейший закон природы. Потому и любая стихия, каждый первоэлемент двойственен и сам содержит в себе мужское начало Ян и женское Инь, проявляясь в двух этих состояниях.

Принцип этой двойственности нашел свое отражение в структуре календаря, ибо положенные в его основу “пять первоэлементов” имеют десять циклических знаков, или десять “небесных ветвей”, символизирующих два состояния каждого элемента. Эти знаки получили определенные названия. Нечетные знаки “небесных ветвей” символизируют мужское, “сильное”, “активное” состояние элементов и именуются 1 – цзя, 3 – бин, 5-у, 7 – гэн, 9 – жэнь; четные – женское, “слабое”, “пассивное” их состояние и именуются 2 – и, 4 – дин, 6 – цзи, 8 – синь, 10 – гуй[1].

Весь шестидесятилетний цикл делился на двенадцать периодов, которые тоже имели свои знаки, представляющие собой “земные ветви” или “земные корни”: 1 – цзы, 2 – чоу, 3 – инь, 4 – мао, 5 – чэнь, 6 – сы, 7-у, 8 – вэй, 9 – шэнь, 10- ю, 11- сюй, 12 – хай[2].

Расположив “небесные ветви” по горизонтали, а “земные” – по вертикали так, чтобы при их пересечении образовалось шестьдесят расположенных в шахматном порядке неповторяемых сочетаний, китайские составители получили схему шестидесятилетнего цикла, который вобрал в себя и пяти-, и десятидневные циклы первоэлементов природы, и двенадцатилетний юпитерный цикл, и девятнадцатилетний лунно-солнечный, и тридцатилетний сатурный.

Очень интересно и следующее. В каждом шестидесятилетнем цикле содержится 21912 суток, и он состоит из пяти двенадцатилетних лунных циклов, содержащих, как правило, различное количество дней. Причем, если в солнечно-юпитерном двенадцатилетнем цикле всего 4380 суток, то в лунно-юпитерном их может быть от 4370 до 4401, а в каждом из двенадцати лет цикла – от 353 до 385 суток. Например, в шестидесятилетнем цикле, длившемся с 1924 по 1983 гг., в первых двенадцати годах содержалось 4371 суток, во вторых – 4400, в третьих – 4370, в четвертых – 4401, в пятых – 4370. Всего 21 912, в среднем же – 4382 суток в двенадцатилетии, или столько, сколько их содержится в двенадцатилетнем солнечно-юпитерном цикле.

Наряду с этим календарным циклом в Китае и Центральной Азии с древнейших времен применялся для летоисчисления так называемый двенадцатилетний звериный или животный цикл – Восточный Зодиак, система знаков которого связана с двенадцатилетним циклом колебания природных явлений. Напомним, что слово “зодиак” греческого происхождения, имеет тот же корень, что “зоопарк”, и на русский язык его переводят как “круг животных”. Напомним и о том, что Солнце в течение года описывает на небесной сфере траекторию, именуемую эклиптикой, последовательно переходя из одного созвездия в другое, Таких созвездий двенадцать: Овен, Телец, Близнецы, Рак, Лев, Дева, Весы, Скорпион, Стрелец, Козерог, Водолей, Рыбы. Они образуют так называемый пояс зодиака и называются зодиакальными. Каждое созвездие Солнце проходит в строго определенный временной отрезок года.

В космологии Древнего Китая зодиакальные созвездия носят другие имена. На Востоке, естественно, существует множество легенд, объясняющих смысл знаков Зодиака. Вот один из традиционных вариантов такой легенды.

Однажды в канун Нового года Будда призвал к себе всех животных мира, однако только двенадцать из них пришли выразить ему уважение. Сначала пришла Мышь, за ней Корова, потом – Тигр, Заяц, Дракон, Змея, Лошадь, Овца, Обезьяна, Курица, Собака и Свинья. Когда они все собрались, Будда щедро одарил своих гостей, отдав каждому из них во владение по году. С тех пор и родился двенадцатилетний звериный цикл, в котором каждый год назван в честь этих животных, а года следуют один из другим в той же последовательности, в какой животные пришли к Будде. Каждый год обрел черты своего хозяина. Эти же черты обретают и люди, рожденные в год того или иного животного. Правда, нужно отметить, что названия животных Восточного Зодиака в разных странах несколько варьируются. Например, есть страны, где пятый год цикла – это год крокодила, а во Вьетнаме четвертый год – год кота, а восьмой – козы. Наиболее же распространенными следует считать такие наименования:

  1. мышь (крыса)
  2. корова (бык, вол, буйвол, як)
  3. тигр (барс)
  4. заяц (кролик, кошка)
  5. дракон
  6. змея
  7. лошадь (конь)
  8. овца (баран, козел)
  9. обезьяна
  10. курица (петух)
  11. собака (пес)
  12. свинья (кабан)

Конечно, люди, рожденные под знаком какого-либо животного, могут иметь и другие черты, но определяющими для них эти черты не будут. Потому и считается, что, зная год рождения человека, можно определить главные особенности его характера и даже предвидеть его будущее. Вот откуда к каждой из двенадцати “земных ветвей” шестидесятилетнего циклического календаря древние китайцы присоединили название соответствующих животных.

Ниже представлена таблица 1, иллюстрирующая схему построения этого календаря. Название каждого года двойное и формируется из следующих компонентов: первый – один из десяти знаков “небесных ветвей”, второй – один из двенадцати знаков “земных ветвей” (“корней”). Например, первый год цикла обозначается знаками “цзя-цзы” и называется годом дерева и мыши, второй – “и-чоу” – дерева и коровы, пятый – “у-чэнь” – земли и дракона, сорок четвертый – “дин-вэй” – огня и овцы и так далее. При этом пять из шестидесяти годов цикла носят имя одного и того же животного. Этот вспомогательный атрибут повторяется раз в двенадцать лет, а так как каждому году одного и того же животного соответствует свой цветовой символ, то для уточнения его места в шестидесятилетнем цикле пользуются цветовой символикой. Правда, в обиходе, когда речь заходит о чьем-либо годе рождения, китайцы прибегают к более краткому его обозначению, просто называя животное соответствующей “земной ветви”. И если китаец на ваш вопрос ответит, что он родился в год тигра, то это в равной степени может означать третий, пятнадцатый, двадцать седьмой, тридцать девятый или пятьдесят первый годы цикла. Тут уж надо догадываться по внешнему виду собеседника.

Началом циклической эры считается год мыши, соответствующий 2637 году н.э.[3]. Эта дата связана с первым годом царствования легендарного китайского правителя Хуан Ди. Значит, к сегодняшнему дню прошло уже 77 полных циклов, и с 1984 года идет 78-й. Названия животных же были присоединены к знакам периодов или “земных ветвей” лишь около двух тысяч лет назад.

Таблица 1                        Шестидесятилетний китайский календарь

Периоды

Небесные  ветви

Животные

Му

дерево

Хо

огонь

Ту

земля

Цзинь

металл

Шуй

вода

Цзя

И

Бин

Дин

У

Цзи

Гэн

Синь

Жэнь

Гуй

З

е

м

н

ы

е

 

к

о

р

н

и

I

Цзы

1   13   25   37   49   Шу-мышь

II

Чоу

  2   14   26   38   50 Ню-корова

III

Инь

51

3

15

27

39

Ху-тигр

IV

Мао

52

4

16

28

40

Ту-заяд

V

Чэнь

41

53

5

17

29

Лун-дракон

VI

Сы

42

54

6

18

30

Шэ-змея

VII

У

31

43

55

7

19

Ма-конь

VIII

Вэй

32

44

56

8

20

Ян-овца

IX

Шэнь

21

33

45

57

9

Хоу-обезьяна

X

Ю

22

34

46

58

10

Цзи-курица

XI

Сюй

11

23

35

47

59

Гоу-собака

XII

Хай

12

24

36

48

60

Чжу-свинья

Цвет

синий

красный

желтый

белый

черный

По вопросу происхождения Восточного звериного календарного цикла нет единого мнения. По одной из гипотез, звериный цикл, соответствующий европейскому Зодиаку, по-видимому, попал в Китай от вавилонян и древних греков через Центральную Азию. По другой версии, идея создания юпитерного календаря с небесной символикой двенадцатилетнего звериного цикла была воспринята народами Восточной Азии непосредственно от кочевников Центральной Азии, установивших, что Юпитер делает полный оборот вокруг Солнца примерно за 12 лет. Разделив путь Юпитера на 12 равных частей по 30o, народы Азии сами создали солнечно-юпитерный календарный цикл, дав каждой части траектории Юпитера имя определенного животного. Во всяком случае, названия двенадцати животных в этом цикле как в Китае, так и в Центральной Азии, располагаются в одном и том же порядке. Мнение о том, что звериный цикл имеет тюркское происхождение и заимствован китайцами, высказывают и искусствоведы-китаисты, отмечающие, что, скажем, на бронзовых зеркалах периода Хань (206 г. до н.э. – 220 г. н.э.) символическое изображение зодиакальных животных входит в противоречие с исконно китайской системой символов. Так, например, тигр (первоначально барс) оказывается на них совмещенным с китайским Зеленым драконом-хранителем Востока Цинлуном и противостоящим китайскому Белому тигру-ханителю Запада Байху (см. схему).

                                      Асмолова

Пояснения. Элементы, типичные для зеркал в период Хань. На квадрате Земли, в центре – ось Мира, гора Бошань, окруженная облачным узором, по краю – циклические знаки “двенадцати земных ветвей” (корней), перемежающиеся с зернами риса. На белом поле – восемь столпов, соединяющих Небо и Землю, циркули (Небо), угольники (Земля), Т-образные фигуры (знаки плодородия?) и знаки стран света. По кругу – узор гор и волн – горизонт (начало Неба). Элементы, появившиеся на зеркалах в период Тан. Знаки “багуа” – восемь триграмм, расположенные – “по Вэнь-вану”; снизу по часовой стрелке: Вода, Гора, Гром, Ветер, Огонь, Земля, Водоем, Небо. Двенадцать зодиакальных животных тюркского цикла. (Будучи заимствованными, они входят в противоречие с исконно китайской системой символов. Так, например, тюркский тигр (первоначально барс) оказывается совмещенным с китайским Зеленым драконом Востока и противостоящим китайскому Белому тигру Запада.

Чтобы определить, под какими знаками шестидесятилетнего цикла находится какой-либо год григорианского календаря, нужно проделать следующие несложные операции:

  1. цифровое обозначение года разделить на 60 и определить остаток от деления;
  2. из полученного остатка вычесть 3, если это год нашей эры; если полученный остаток равен трем или менее трех, то к нему нужно сначала прибавить 60, а затем из полученной суммы вычесть 3;
  3. найденная цифра и будет порядковым номером данного года в шестидесятилетнем цикле, остается только найти ее место в таблице 1 и выписать из нее циклические знаки: сначала – стоящий над вертикальной и затем – стоящий перед горизонтальной колонкой, на пересечении которых оказалась вычисленная цифра.

Например, 1986 год. 1986:60=33 и 6 в остатке. 6-3=3. Третий год шестидесятилетнего цикла – это год “бинь-инь”, то есть год огня и тигра.

Осуществить перевод дат китайского циклического календаря в годы григорианского календаря значительно сложнее. Для этого необходимо располагать определенными знаниями и иметь под рукой таблицы эр правления или девизов царствования китайских императоров и династий. Тем, кого этот вопрос заинтересует, можно порекомендовать обратиться к приложениям к Большому китайско-русскому словарю “Хронологические таблицы” и “Календарные обозначения”, составленным В. С. Кузесом и И. М. Ошаниным.

Узнать, под каким знаком звериного цикла находится тот или иной год, совсем просто. Для этого из года нашего летоисчисления нужно вычесть 3, полученный результат разделить на 12 и определить остаток от деления. Он и покажет порядковый номер данного года по календарю звериного цикла. Проделаем эту операцию с тем же 1986 годом. 1986-3=1983. 1983:12=165 и 3 в остатке. Третий год звериного цикла – год тигра. Как видите, все совпало.

Этот календарь с некоторыми незначительными изменениями с древних времен действует не только в Китае, но и во Вьетнаме, Кампучии, Корее, Лаосе, Монголии, Таиланде, Японии и ряде других стран Азии, соседствуя и уживаясь с другими способами летоисчисления. Например, название года шестидесятилетнего цикла в Японии образуется несколько иначе, чем в Китае. На первом месте стоит название первоэлемента, к которому прибавляется суффикс родительного падежа “но” и окончание “э” в случае, когда год символизирует мужское состояние элемента, или “то”, когда год символизирует его женское состояние. Буквально эти окончания переводятся как “старший брат” и “младший брат”. К этому названию через дефис присоединяется название соответствующего данному году животного. Вот как звучат по-японски названия годов текущего звериного цикла:

  • § 2008- Цугиноэ-нэ – год (земли и) мыши
  • § 2009- Цугиното-уси – год (земли и) коровы
  • § 2010- Каноэ-тацу – год (металла и) тигра
  • § 2011- Каното-ми – год (металла и) зайца
  • § 2012- Мидзуноэ-ума – год (воды и) дракона
  • § 2013- Мидзуното-хицудзи – год (воды и) змеи
  • § 2014- Киноэ-сару – год (дерева и) лошади
  • § 2015- Киното-тори – год (дерева и) овцы
  • § 2016- Хиноэ-ину – год (огня и) обезьяны
  • § 2017- Хиното-и – год (огня и) курицы
  • § 2018- Цугиноэ-нэ – год (земли и) собаки
  • § 2019- Цугиното-у – год (земли и) свиньи

У монголов же пять стихий заменены названиями пяти цветов (мастей): синий, красный, желтый, белый и черный. Причем, если у китайцев начальный год всякого шестидесятилетнего цикла есть год дерева и мыши, то у монголов это всегда год огня и зайца, так что монгольский шестидесятилетний круг начинается через три года после китайского, а рожденные в пределах одного малого, то есть двенадцатилетнего, цикла считались сверстниками. “Мужские” года монголы называли твердыми, а “женские” – мягкими.

Календарь звериного цикла применяется  в повседневной жизни народов Китая и Центральной Азии и сейчас. В старом Китае, например, перед заключением брака родители жениха и невесты обязательно обменивались “восьмью знаками”, сведениями о годе, месяце, дне и часе рождения своих детей, и самым важным тут было название животного, обозначавшее в данном случае возраст. В Монголии же при заключении брака считалось чрезвычайно важным, чтобы год рождения невесты не оказался “тверже” года рождения жениха, ибо в этом случае теряется главенствующее мужское начало, и такой брак не имеет шансов на благополучие. Столь же важное значение придают звериному циклу тибетцы и многие другие народы.

В уже цитированном нами приложении “Знаки Зодиака” к этнопсихологическим  очеркам В. А. Пронникова и И. Д. Ладанова “Японцы” приведены не только характеристики людей-носителей того или иного знака, но и сообщается, с кем этому знаку можно вступать в брак, а с кем не рекомендуется. Например, существует поверие, что мужчина, рожденный под знаком Мыши, женившийся на женщине-Огненной Лошади, умирает насильственной смертью. Счастье, что такая Лошадь рождается лишь раз в 60 лет. А вот для Тигра Лошадь (как и Дракон) – лучший брачный партнер.

Сегодня наука располагает рассчитанными учеными разных стран таблицами для перевода дат с циклического лунно-солнечного календаря на европейский. Мы же в заключение нашего короткого рассказа укажем даты начала всех годов текущего двенадцатилетнего цикла по европейскому календарю (табл. 2) и приведем кажущуюся нам весьма интересной таблицу традиционного китайского деления времени суток на часовые периоды (стражи) и их названия в традиционном Китае и других странах дальневосточного региона (табл. 3).

Таблица 2    Синхронистическая таблица годов текущего двенадцатилетнего цикла, второго в 78-м шестидесятилетием цикле

№ года в цикле

60-летний цикл

12-летний животный цикл Дата начала года

по  европейскому

календарю

элемент цвет Состояние

элемента

25 Земля желтый Муж. Мышь, крыса 07.02.2008
26 Земля желтый Жен. Корова,   бык 26.01.2009
27 Металл Белый Муж. тигр 14.02.2010
28 металл белый Жен. Заяц, кролик 03.02.2011
29 Вода Черный Муж. дракон 23.01.2012
30 Вода Черный Жен. змея 10.02.2013
31 Дерево Синий Муж. лошадь 31.01.2014
32 Дерево Синий Жен. овца 19.02.2015
33 Огонь Красный Муж. обезьяна 08.02.2016
34 Огонь красный Жен. Курица, петух 28.01.2017
35 Земля желтый Муж. собака 16.02.2018
36 Земля желтый Жен. свинья 0502.2019

Таблица 3  Традиционные представления Дальнего Востока о часовых периодах суток и их соответствии животному циклу Восточного Зодиака

Часовой период Животный цикл Название часового периода  (стражи) Традици-онное китайское об этом отрезке суток
Китай-ское Япон-ское Вьетнам-

ское

Корей-ское
С 23  до 1 ч. Час мыши Цзы Нэ Ти Ча Полночь
С 1  до 3 ч. Час коровы Чоу Уси Шыу Чхук Петухи
С 3 до 5 ч. Час тигра Инь Тора Зан Ин Рассвет
С 5 до 7 ч. Час зайца Мао У Мао Мё Восход
С 7 до 9 ч. Час дракона Чэнь Тацу Тхин Ин Завтрак
С 9 до 11 ч. Час змеи Сы Ма Ти Са К полудню
С 11 до 13 ч. Час лошади У Ума Нго О Полдень
С 13 до 15 ч. Час овцы Вэй Хицудзи Муй Ми Склонение

к западу

С 15 до 17 ч. Час обезьяны Шэнь Сару Тхан Син К вечеру
С 17 до 19 ч. Час курицы Ю Тори Зау Ю Закат
 С19 до 21 ч. Час собаки Сюй Ину Туат Суль Сумерки
С 21 до 23 ч.  Час свиньи Хай И Хой Хэ Затихание

Конечно, по затронутым нами вопросам на сегодняшний день накопилась обширнейшая научная и научно-популярная литература. Поэтому всех, кого не удовлетворил наш рассказ, мы отсылаем к ней и желаем им счастливого плавания по безбрежному хронологическому океану.

Москва, 1996-2012

[1] В Древнем Китае было принято делить месяц на три декады. Дни каждой декады – это тоже “десять небесных ветвей”: цзя, и, бин, дин и т. д.

[2] Для обозначения месяцев года использовались те же двенадцать символов – “двенадцать земных ветвей”. Ими же обозначалось и время суток, которые делились на двенадцать двойных часов: с 23 до 1 часа – цзы, с 1 до 3 часов – чоу и т. д.

[3] По некоторым источникам, начало циклической эры относится к 2697 году до н. э.

 

koryo-saram.ru

Китайский восточный календарь на 1900-2179 годы

номер года в цикле цвет описание годы годы годы
1 год белый металл крыса 1900 1960 2020
2 год белый металл бык 1901 1961 2021
3 год чёрный вода тигр 1902 1962 2022
4 год чёрный вода кролик 1903 1963 2023
5 год сине-зелёный дерево дракон 1904 1964 2024
6 год сине-зелёный дерево змея 1905 1965 2025
7 год красный огонь лошадь 1906 1966 2026
8 год красный огонь овца 1907 1967 2027
9 год жёлтый земля обезьяна 1908 1968 2028
10 год жёлтый земля петух 1909 1969 2029
11 год белый металл собака 1910 1970 2030
12 год белый металл свинья 1911 1971 2031
13 год чёрный вода крыса 1912 1972 2032
14 год чёрный вода бык 1913 1973 2033
15 год сине-зелёный дерево тигр 1914 1974 2034
16 год сине-зелёный дерево кролик 1915 1975 2035
17 год красный огонь дракон 1916 1976 2036
18 год красный огонь змея 1917 1977 2037
19 год жёлтый земля лошадь 1918 1978 2038
20 год жёлтый земля овца 1919 1979 2039
21 год белый металл обезьяна 1920 1980 2040
22 год белый металл петух 1921 1981 2041
23 год чёрный вода собака 1922 1982 2042
24 год чёрный вода свинья 1923 1983 2043
25 год сине-зелёный дерево крыса 1924 1984 2044
26 год сине-зелёный дерево бык 1925 1985 2045
27 год красный огонь тигр 1926 1986 2046
28 год красный огонь кролик 1927 1987 2047
29 год жёлтый земля дракон 1928 1988 2048
30 год жёлтый земля змея 1929 1989 2049
31 год белый металл лошадь 1930 1990 2050
32 год белый металл овца 1931 1991 2051
33 год чёрный вода обезьяна 1932 1992 2052
34 год чёрный вода петух 1933 1993 2053
35 год сине-зелёный дерево собака 1934 1994 2054
36 год сине-зелёный дерево свинья 1935 1995 2055
37 год красный огонь крыса 1936 1996 2056
38 год красный огонь бык 1937 1997 2057
39 год жёлтый земля тигр 1938 1998 2058
40 год жёлтый земля кролик 1939 1999 2059
41 год белый металл дракон 1940 2000 2060
42 год белый металл змея 1941 2001 2061
43 год чёрный вода лошадь 1942 2002 2062
44 год чёрный вода овца 1943 2003 2063
45 год сине-зелёный дерево обезьяна 1944 2004 2064
46 год сине-зелёный дерево петух 1945 2005 2065
47 год красный огонь собака 1946 2006 2066
48 год красный огонь свинья 1947 2007 2067
49 год жёлтый земля крыса 1948 2008 2068
50 год жёлтый земля бык 1949 2009 2069
51 год белый металл тигр 1950 2010 2070
52 год белый металл кролик 1951 2011 2071
53 год чёрный вода дракон 1952 2012 2072
54 год чёрный вода змея 1953 2013 2073
55 год сине-зелёный дерево лошадь 1954 2014 2074
56 год сине-зелёный дерево овца 1955 2015 2075
57 год красный огонь обезьяна 1956 2016 2076
58 год красный огонь петух 1957 2017 2077
59 год жёлтый земля собака 1958 2018 2078
60 год жёлтый земля свинья 1959 2019 2079

kalendata.ru

Древний Китай-Календарь

Версии китайского календаря использовались в течение тысяч лет. Сегодня китайский календарь по-прежнему используется для обозначения традиционных китайских праздников, но общий григорианский календарь (тот, который используется большинством остального мира) используется для повседневного бизнеса в Китае.

История компании

Китайский календарь был разработан многими китайскими династиями Древнего Китая. Тем не менее, именно в 104 г. до н.э. во время правления императора Ву династии Хань был определен текущий календарь. Этот календарь назывался календарем Тайчу. Это тот же китайский календарь, который используется сегодня.

Годы животных

Каждый год в китайском календаре назван в честь животного. Например, 2012 год был «годом дракона». Есть 12 животных, которые проходят годы. Каждые 12 лет цикл повторяется. Китайцы считали, что в зависимости от того, в каком году человек родился, их личность будет принимать аспекты этого животного.

Вот животные и что они означают:

Крыса • Годы: 1960, 1972, 1984, 1996, 2008• Личность: обаятельная, хитрая, веселая и верная• Уживайтесь с драконами и обезьянами, а не с лошадьми

Бык • Годы: 1961, 1973, 1985, 1997, 2009• Личность: трудолюбивый, серьезный, терпеливый и заслуживающий доверия• Уживайтесь с: змеями и петухами, а не с овцами

Тигр • Годы: 1962, 1974, 1986, 1998, 2010• Личность: агрессивная, храбрая, амбициозная и интенсивная• Уживайтесь с собаками и лошадьми, а не с обезьянами

Кролик • Годы: 1963, 1975, 1987, 1999, 2011• Личность: популярная, удачливая, добрая и чувствительная• Уживайтесь с овцами и свиньями, а не с петухами

Дракон • Годы: 1964, 1976, 1988, 2000, 2012• Личность: мудрая, мощная, энергичная и харизматичная• Уживаются с обезьянами и крысами, а не с собаками

Змея • Годы: 1965, 1977, 1989, 2001, 2013• Личность: умная, ревнивая, аналитическая и щедрая• Уживайтесь с петухами и волами, а не со свиньями

Лошадь • Годы: 1966, 1978, 1990, 2002• Личность: нравится путешествовать, привлекательна, нетерпелива и популярна• Уживайтесь с тиграми и собаками, а не с крысами

Овцы (Коза) • Годы: 1967, 1979, 1991, 2003• Личность: творческая, застенчивая, симпатичная и небезопасная• Уживайтесь с кроликами и свиньями, а не с быками

Обезьяна • Годы: 1968, 1980, 1992, 2004• Личность: изобретательная, энергичная, успешная и лживая• Уживаются с драконами и крысами, а не с тиграми

Петух • Годы: 1969, 1981, 1993, 2005• Личность: честная, аккуратная, практичная и гордая• Уживайтесь со змеями и волами, а не с кроликами

Собака • Годы: 1958, 1970, 1982, 1994, 2006• Личность: лояльная, честная, чувствительная и капризная• Уживайтесь: тигры и лошади, а не драконы

Свиньи (кабан) • Годы: 1959, 1971, 1983, 1995, 2007 гг.• Личность: умный, искренний, перфекционист и благородный• Уживайтесь вместе с кроликами и овцами, а не со свиньямиЛегенда о китайских годах

Согласно древнекитайской легенде, порядок животных в календаре определялся расой. Животные мчались через реку, и их положение в цикле определялось тем, как они финишировали в гонке. Крыса выиграла, потому что она ехала на спине волов и спрыгнула с его спины в последнюю минуту, чтобы выиграть гонку.

Пять элементов

Существует также элемент для каждого года. Есть пять элементов, которые повторяются каждый год. Это дерево, огонь, земля, металл и вода.

каникулы

Крупные китайские праздники по-прежнему используют китайский календарь, чтобы определить, когда они отмечаются. Эти праздники включают китайский Новый год, Фестиваль фонарей, Фестиваль лодок-драконов, Ночь севентов, Фестиваль призраков, Праздник середины осени и Фестиваль зимнего солнцестояния.

Интересные факты о китайском календаре • Кошка была тринадцатым животным в гонке за китайским календарем. Кошка попыталась поехать на спине быка, как крыса, но крыса оттолкнула кота в воду, и это не получило места в календаре.• Начало китайского Нового года приходится на период с 21 января по 21 февраля каждого года. Это определяется лунно-солнечным циклом.• В календаре есть 12 месяцев, которые являются лунными месяцами, что означает, что каждый месяц начинается в полночь в день темной луны.• Когда 12 животных и 5 элементов объединены, календарь работает на 60-летнем цикле.• Каждый месяц составляет 29 или 30 дней. В каждый год добавляется дополнительный месяц, каждый раз, чтобы отрегулировать длину календаря к солнечному году.

Поделиться "Древний Китай-Календарь"

www.laliku.ru

Древний китайский календарь - путеводитель

Древний китайский календарь

Зарождение астрономии в Китае. Астрономия зародилась почти одновременно, но независимо в Китае, Египте, Вавилоне и Индии. Зачатки астрономических знаний появились уже за несколько тысяч лет до н. э. Так, в одной из старейших китайских летописей сообщается о легенде, относящейся к полному солнечному затмению, которое, согласно позднейшим вычислениям, произошло 22 октября 2137 г. до н. э. т. е. более 4 тысяч лет назад. Если верить такому историческому источнику, как «Шуцзин» («Книга истории»), то китайские жрецы, бывшие в то время и хранителями астрономических знаний, не только умели предсказывать затмения, но и обязаны были это делать. Однако, как рассказывается в легенде, затмение 2137 г. до н. э. не было заранее предсказано. За нерадивое выполнение своих обязанностей астрономы Хи и Хо поплатились жизнью. Но приказанию императора Чунг Канга им отрубили головы.

Развитие астрономии в Китае, как и в других странах, было продиктовано практическими потребностями человека. В 1100 г. до н. э. китайские астрономы использовали гномон для определения наклонения экватора к эклиптике. Гномон — это инструмент, представляющий собой вертикальный стержень на горизонтальной площадке. По длине тени в полдень устанавливались дни солнцестояний и равноденствий, а следовательно, и даты смены времен года.

Примерно за 360 лет до н. э. т. е. почти на целое столетие раньше, чем в Египте, китайцы составили первый звездный каталог. Их летописи содержат записи о появлении комет, о вспышках новых звезд, о появлении на Солнце пятен и о некоторых других наблюдениях.

Первые китайские календари. Однако самым важным достижением древней китайской науки является создание календаря. Зачатки его относятся к третьему тысячелетию до н. э. Уже тогда в Китае имели понятие о сезонах и временах года.

Некоторые китайские летописи, а также ряд археологических данных свидетельствует о том, что уже в эпоху Шан-Инь (XVIII—XII вв. до н. э.) была установлена продолжительность года в 356 дней, а сам год был разделен на 12 месяцев по 29 и 30 дней. Время от времени вставляли добавочные месяцы.

Примерно за тысячу лет до н. э. китайские астрономы знали, что год нельзя разделить на целое число месяцев. В результате длительных наблюдений за небесными светилами были уточнены продолжительность лунного месяца и солнечного года: лунный месяц был определен в 29,5 суток, а солнечный год — в 365,25 суток. Па этой основе были созданы сначала лунные, а впоследствии лунно-солнечные и солнечные календари.

Лунно-солнечный календарь. В лунно-солнечном календаре китайцев год делился на 12 месяцев, в которых попеременно было по 29 и 30 дней. Поэтому лунный год состоял только из 354 дней. Для согласования его с продолжительностью солнечного года, который длиннее на 10 дней 21 час, семь раз в течение 19-летнего периода вставлялся добавочный, 13-й месяц. Это были високосные лунные годы. Тогда получалось соотношение: 12 лет × 12 мес. + 7 лет × 13 мес. = 235 месяцев, т. е. столько же, сколько в метоновом цикле.

Как же распределялись 13-месячные годы в 19-летнем цикле? Так как год принимался равным 12 7 /19 месяца, то, как только различие становилось близким к единице, делалась вставка 13-го месяца. Эти вставки приходились на 3-й, 6-й, 8-й, 11-й, 14-й, 16-й и 19-й годы цикла. При этом добавочный месяц всегда вставлялся после зимнего солнцестояния.

Месяцы по этому календарю начинались с новолуния. Началом нового года считалось новолуние, предшествовавшее вступлению Солнца в созвездие Водолея. Этот момент приходится на январь, или февраль, т. е. на середину между зимним солнцестоянием и весенним равноденствием. К этому времени среднесуточная температура воздуха значительно повышалась и наступал период подготовки к весенним полевым работам.

Месяцы не имели собственных названий, а считались по порядку: первый, второй, третий и т. д. Они делились па 10-дневные периоды, и числа 1, 11 и 21 обозначались особыми иероглифами и являлись днями отдыха.

Описанный календарь, известный под названием «Чжуань-сюй ли», являлся одним из шести древнейших календарей и широко применялся более чем за два столетия до н. э. По своей точности он не уступал юлианскому календарю, введенному в Европе полутора столетиями позже.

Сезонный сельскохозяйственный календарь. В период династии Цинь (246 - 201 г.г до н.э.) был разработан и начал применяться сезонный сельскохозяйственный календарь, в котором календарный год был разделен па 24 сезона в зависимости от положения Солнца на эклиптике. В табл. 1 приводятся названия этих сезонов и соответствующие им даты григорианского календаря.

Следует иметь в виду, что деление года на сезоны существовало независимо от деления на месяцы, связанные с особенностями движения Луны. При помощи такого календаря крестьянам легче было определять сроки посева, сбора урожая и выполнять другие сельскохозяйственные работы.

Деление календарного года на климатические сезоны является одной из особенностей китайского календаря. И в наше время сезонный календарь часто применяется в деревнях. С этим календарем связано много пословиц и поговорок, сложившихся на основании многовековых наблюдений за явлениями природы.

Таблица 1. Названия сельскохозяйственных сезонов и их начало по григорианскому календарю

Китайское название сезона

Дальнейшее развитие календаря. Дальнейшее развитие теории календаря связано с именами Ло Ся-хуна, Дэн Пина, Сыма Цяня, Чжан Хэна, Цзу Чун-чжи, Го Шоу-цзина и многих других.

В 104 г. до н. э. в Китае была произведена календарная реформа и был введен календарь «Тай-чу ли», прозванный в дальнейшем «Саньтунским». В создании его принимали участие выдающиеся ученые Ло Ся-хун, Дэн Пин и Сыма Цянь. Они установили более точно продолжительность тропического года, определили начало каждого из сельскохозяйственных сезонов и длительность синодического месяца Луны.

Средняя продолжительность лунного месяца была принята равной 29 и 43/81 суток, или 29,530864 суток. Этовсего на 0,000276 суток, или па 24 секунды, отличается от современного значения. Продолжительность же года осталась без изменений, т. е. 365,25 суток. Саньтунский календарь просуществовал почти два столетия, а затем подвергся некоторым незначительным исправлениям.

Выдающийся китайским астроном Чжан Хен (78—139)

Армиллярная сфера древней Пекинской обсерватории.

Выдающийся астроном и математик Цзу Чун-чжи (420—500)

Великий китайский астроном и математик Го Шоу-цзин (1231—1316)

Развитию календарных систем способствовали наблюдения выдающегося китайского астронома Чжан Хэна. Ему принадлежит большой научный труд «Линь-сянь», что значит «Строение Вселенной». В нем Чжан Хэн не только описал существовавшие в то время взгляды на мироздание, но и изложил ряд своих выдающихся открытий. Так, в книге приводятся данные о количестве звезд и сообщается, что только в северномполушарии неба их имеется около 2500. Ученый высказывает мысль об отсутствии у Луны своего света, а также излагает свои соображения о шарообразности Земли.

Чжан Хэн был также крупным изобретателем. Он создал одну из первых армиллярных сфер — прибор, с помощью которого можно было определять экваториальные координаты небесных светил.

Важные работы по теории календаря выполнил выдающийся астроном и математик Цзу Чун-чжи. Наблюдая за видимым движением Солнца, он установил неточность Саньтунского календаря. Одним из первых в Китае Цзу Чун-чжи определил различие между тропическим годом, представляющим, как известно, промежуток между двумя последовательными прохождениями центра солнечного диска через точку весеннего равноденствия, и звездным годом, т. е. периодом полного оборота Земли вокруг Солнца. Различие объясняется, как об этом уже говорилось, прецессией, которую учел Цзу Чун-чжи в разработанном им календаре «Дамин ли», введенном после его смерти и просуществовавшем около столетия.

В эпоху Юаньской династии прославился Го Шоу-цзин. В 1281 г. он составил «Шоуши ли», что значит«Календарь, дающий время». В нем продолжительность тропического года определена в 365,2425 средних суток, т. е. всего на 0,0003 суток, или 26 секунд, больше принятой в настоящее время. Интересно отметить, что календарь Го Шоу-цзина имел такую же точность, как и григорианский календарь, введенный в Европе тремя столетиями позже.

Го Шоу-цзин также был выдающимся конструктором астрономических инструментов. Он изобрел тринадцать видов астрономических приборов, не уступавших по точности и изяществу выполнения тем, которые были вновь изобретены и изготовлены через триста лет после него датским астрономом Тихо Браге.

Циклический, или бытовой, календарь. Описанные выше астрономические календари применялись большей частью в гражданской жизни. Но одновременно с ними в Древнем Китае существовала так называемая «циклическая» календарная система, нашедшая широкое применение также в Японии, Корее, Монголии и Тибете. Она отличается от других календарных систем своим своеобразным построением. В ней годы объединены в «циклы», каждый из которых охватывал 60 лет (табл. 2). Каждый год внутри одного полного цикла получал свое иероглифическое обозначение, которое не имело особого смыслового характера. Весь цикл состоял из пяти двойных столбцов, соответствующих пяти «стихиям», или «небесным ветвям». Они обозначали следующие понятия: дерево (Му), огонь (Хо), земля (Ту), металл (Цзинь) и вода (Шуй).

Каждая стихия была представлена в двух состояниях: мужском (нечетные столбцы, т. е. 1, 3, 5, 7 и 9) и женском (четные столбцы, т. е. 2, 4, 6, 8 и 10). Таким образом, получалось 10 вертикальных столбцов, или «небесных ветвей», каждый из которых обозначался одним из следующих циклических знаков: Цзя, И, Бин, Дин, У, Цзи, Гэн, Синь, Жэнь и Гуй.

Весь 60-летний цикл делился на 12 периодов, которые также имели свои знаки, представляющие собой «земные ветви».

Около двух тысяч лет назад к знакам периодов, т. е. к «земным ветвям», были прибавлены еще названия животных. Так, к периоду с циклическим знаком «Цзы» было прикреплено название «мышь» (Шу), к периоду со знаком «Чоу» — название «корова» (Ню), к периоду «Инь» — «тигр» (Ху) и т. д. Позже названия периодов стали обозначать только знаками соответствующих животных.

Древний китайский зодиак — один из основных элементов циклического календаря. В нем иероглифические знаки 12 животных служили для обозначения «земных ветвей» 60-летнего календарного цикла, а также для обозначения месяцев. Впоследствии эти знаки применялись также для определения времени суток.

Таким образом, десятичный цикл «небесных ветвей» и двенадцатеричный цикл «земных ветвей» были объединены в общую таблицу, составившую 60-летний китайский календарный цикл. Годы в нем обозначаются следующим образом. Первый год цикла находится в первом периоде и обозначается циклическим знаком земной ветви «Цзы». Это — год мыши. Таким же образом получается, что второй год — год коровы, третий — тигра, десятый — курицы и т. д. Однако под знаком мыши, кроме первого года, находятся еще и 13-й, 25-й, 37-й и 49-й годы цикла; под знаком коровы, кроме второго года, значатся 14-й, 26-й, 38-й и 50-й годы цикла; годом тигра могут быть 3-й,15-й, 27-й, 39-й и 51-й годы цикла и т. д. Поэтому для большей определенности датировок стали обозначать годы цикла обоими циклическими знаками — как небесной ветвью, так и земной. Тогда первый год цикла, расположенный на пересечении небесной ветви «Цзя» и земной ветви «Цзы» будет обозначаться знаками «Цзя-Цзы» и называться годом «дерева и мыши», 2-й год будет обозначаться знаками «И-Чоу» и называться годом «дерева и коровы», 3-й — знаками «Бин-Инь» и называться годом «огня и тигра», 16-й — знаками «Цзи-Мао» и называться годом «земли и зайца», 47-й — знаками «Гэн-Сюй» и называться годом «металла и собаки» и т. д.

В обиходе, когда речь идет о годе рождения известного лица, китайцы пользуются более кратким его обозначением. Они просто называют животное соответствующей земной ветви. Поэтому в ответ о возрасте спрашиваемый может сказать, что он родился, например, в год дракона. Это может обозначать в равной степени 5-й, 17-й, 29-й, 41-й и 53-й годы цикла, а какой из них соответствует году рождения, нетрудно догадаться по облику отвечающего.

Переход от одного года данного цикла к другому, как показывает табл.2, происходит по диагонали сверху вниз и слева направо. Поэтому, если известен первый год данного цикла по григорианскому календарю, то с помощью таблицы можно определить обозначение любого другого года внутри цикла.

Перевод датировок григорианского календаря на циклический. Для облегчения перевода датировок можно пользоваться табл.3, охватывающей период в две тысячи лет современного летосчисления.

Из таблицы видно, что первым годом текущего китайского календарного цикла был 1924 год н. э.;

1970 год — 47-м годом цикла — годом «металла и собаки».

На основании табл. 2 и 3 легко установить, что 1911 год соответствует 48-му году цикла и обозначается знаками «Синь-Хай». Поэтому китайская революция 1911 года называется «Синьхайской».

Для перевода какого-либо года летосчисления нашей эры на циклический календарь необходимо разделить числовое обозначение года на 60. Из полученного остатка надо вычесть 3. Если он окажется равным 3 или менее, то к нему предварительно прибавляют 60 и из суммы вычитают 3. Полученная разность укажет год цикла. Определим, например, какому году цикла соответствует 1969 год. Разделив 1969 на 60, получим число 32 и в остатке 49. Вычитая из этого остатка 3, получим 46. Следовательно, 1969 год соответствует 46-му году цикла.

Таблица 1.60-летний китайский циклический календарь

Перевод датировок циклического календаря в годы нашей эры. Перевод дат китайского циклического календаря в годы нашей эры значительно сложнее. Для этого необходимы специальные таблицы эр правления или девизов царствования китайских императоров и династий. Такие таблицы, в частности, приведены в «Китайско-русском словаре».

Циклический календарь в прошлом и настоящем. За начало циклической эры, т. е. за первый год первого цикла, принят год «мыши», соответствующий 2637 г. до и. э. Эта дата связана с первым годом царствования легендарного правителя Хуан Ди. К настоящему времени прошло 76 полных циклов, и с 1924 г. начался 77-й цикл. Циклическая календарная система широко распространена в быту, и потому ее часто называют «бытовой».

Начиная с 1 января 1912 г. после революции, в Китае стали применять и григорианский календарь, но только с 1949 г. после образования Китайской Народной Республики, он стал широко применяться в стране как официальный календарь. Однако и в наше время многие печатные издания (газеты, журналы) выходят с двойной датой: по григорианскому календарю и но 60-летнему календарному циклу.

Приведем соответствие еще некоторых годов по обеим календарным системам (табл. 4).

Таблица 4. Соответствие григорианского календаря циклическому на годы 2000—2010

Год по григорианскому календарю

№ года по циклическому календарю

Гэн-Чень (металла и дракона)

Синь-Сы (металла и змеи)

Жень-У (воды и коня)

Гуй-Вей (воды и овцы)

Цзя-Шэнь(дерева и обезьяны)

И-Ю (дерева и курицы)

Бин-Сюй (огня и собаки)

Дин-Хай (огня и свиньи)

У-Цзы (земли и мыши)

Цзи-Чоу (земли и коровы)

Гэн-Инь (металла и тигра)

Постановлением правительства КНР в стране установлен праздник Весны, который является первым днем Нового года по старому китайскому календарю. Он приходится на середину февраля.

Хронология по династиям и эпохам царствования императоров. При изучении литературы но истории Китая часто приходится встречаться с присущими ей особенностями датировки событий. Начиная с древнейших времен и до начала нашего столетия китайцы не имели единого летосчисления, у них не было единой эры. Кроме счета по циклам широко применялась датировка исторических событий по династиям и эпохам царствования императоров. Традиционно летосчисление Китая начинается с 2357 г. до н. э. — времени вступления на престол легендарного императора Яо.

Ниже приводится краткая хронологическая таблица, принятая в китайской исторической науке:

Легендарная династия Яо

Легендарная династия Шунь

Легендарная династия Ся

Легендарная династия Шан-Инь

Традиционные даты династии Чжоу

Традиционные даты династии Цинь

Традиционные даты династии Хань (Западный Хань—206 г. до н. э. по 25 г. н. э. ВосточныйХань—25—220 гг. н. э.)

Династия Цзинь (Западный Цзинь: 265—316гг. Восточный Цзинь: 317—420 гг.)

Эпоха пяти династий

Династия Юань (Монгольская)

Династия Цин (Маньчжурская)

Китайская Народная Республика

Рекомендуем ознакомится: http://grigam.narod.ru

worldunique.ru

Китайский календарь: сокровище Поднебесной | Великая Эпоха

12 животных зодиакального китайского календаря, по преданию, были выбраны богами для олицетворения 12 годов, которые циклически повторяются. Порядок 12 животных таков: крыса, бык, тигр, кролик, дракон, змея, лошадь, овца, обезьяна, петух, собака и свинья.

Согласно теологии древнего Китая, 5 элементов — металл, дерево, вода, огонь, земля — являются материалом, из которого построена вся Вселенная. Их свойства и взаимосвязь друг с другом определяют характерные особенности всех вещей и явлений. Вся материя стремится к гармонии с природой, и 5 элементов обуславливают равновесие между всеми веществами и энергиями.

Чтобы объяснить, как работает цикл, сопоставим стволы и ветви в соответствии с их номерами. Мы берём первый небесный ствол и первую земную ветвь — (1,1). Это будет первый год 60-летнего календаря. Затем идёт год (2,2) и так далее до (10,10) — затем заканчиваются стволы, поэтому мы снова берём первый ствол: комбинация будет (1,11), а следующий год — (2,12). В этот раз закончились земные ветви, и мы снова начинаем с первой ветви, одновременно продолжая начатый счёт стволов — (3,1). И так проходит 60 лет, во время которых успевают завершиться 6 циклов небесных стволов и 5 циклов земных ветвей. 61-год будет снова (1,1), начиная новый 60-летний цикл.

Комбинация небесных стволов и земных ветвей, животное, правящее в этом году, а также присущая данному году стихия и символ Инь или Ян формируют «климат» каждого года.

Считается, что в год Инь человек с помощью накопленных ресурсов и сил, должен сосредоточиться на завершении начатых дел. А В год Ян рекомендуется начинать новые дела, продвигаться дальше и выше.

Используя китайский календарь можно вычислить влияние стихий в момент рождения определённого человека. Небесные стволы и земные ветви, присущие данному году, стают космическими компонентами человека. Поэтому зная состав 5 стихий, которые определяет нашу жизнь, и учитывая законы взаимодействия этих стихий, закономерности изменения стихий во времени, древние китайцы предсказывали будущие события жизни человека или судьбу страны, династии. С помощью китайского календаря в Поднебесной определяли счастливый день для выступления в поход, благоприятный момент для свадьбы или для возведения на трон нового императора и т.п.

Использовался китайский календарь и в военном деле. Известный полководец и премьер-министр периода Троецарствия (220–280) Чжугэ Лян благодаря превосходному знанию астрологии, гороскопа и календаря, закономерностей движения небесных светил, предвосхищал во время войны действия вражеских полководцев и порой с уступающим по количеству войском мог победить более сильного противника.

Учение китайского календаря предполагает также, что космос и человек тесно взаимосвязаны. В зависимости от изменения взаимного расположения небесных светил, изменяются и события на Земле. Смена династий, падение царств, время процветания или непрекращающиеся войны имеют свои причины. Согласно убеждению, бытующему в Древнем Китае, когда в народе царят спокойствие и добродетель, то страна получит благоденствие и счастье; а когда люди начинают заботиться лишь о наполнении своих кошельков в ущерб другим, может случиться природное действие или начнётся война.

Китайский календарь, сочетая в себе научный и моральный аспект, является яркой страницей культуры этой удивительной страны. Нынешний 2011-й год, который, по китайскому календарю, начинается только 3 февраля, является 28 годом в 60-летнем цикле с комбинацией небесных стволов и земных ветвей синь-мао.

На смену жёлтому металлическому Тигру в 2011 году приходит новый символ — Кролик. Так же как и Тигр, он будет отлит из металла в золотистом цвете (или белом, по другим источникам).

По древневосточному приданию, год Кролика (или Зайца) приносит людям мирный период, в котором царит атмосфера дружелюбия и взаимопонимания. Этот год прекрасно подходил для стратегического планирования, определения приоритетов и закладки основы для будущих побед. Кролику характерна застенчивость, поэтому активность и решительные действия — явно ему не по нраву. Вместо волевого напора, он предпочитает спокойное и искреннее общение среди своих единомышленников, а также помощь в развитии искусства и наук.

Правда, мировая практика показывает, что не столь Кролик и миролюбив, как о нём говорят. Поскольку не один раз в период его правления мир был свидетелем различных глобальных и местных катастроф, военных вторжений и смены власти, крупных крушений и аварий. Впрочем, и этому, согласно учению китайского календаря, есть свои причины.

www.epochtimes.com.ua

Летоисчисление в Древнем Китае

В Фэн Шуй для достижения результата необходимо измерять время. Сегодня что-то кажется нам удачным, но пройдет с десяток лет, ситуация изменится, и способ достижения удачи может оказаться уже недейственным. Для того чтобы понять, как измеряется время в Фен Шуй, необходимо понять, как измеряется время в Китае.

Жители Китая имеют более длительную историю летоисчисления, чем все остальные народы мира. Китайские летописи насчитывают более 3600 лет, смена императорских династий отмечается с 2852 г. до н. э.

Летоисчисление в Древнем Китае производилось параллельно двумя способами. Во-первых, счет годам велся по эрам правления того или иного императора. Так как настоящее имя императора нельзя было ни писать, ни произносить, император при вступлении на престол принимал весьма пышный псевдоним. Этот псевдоним состоял из двух слов, и под таким именем-девизом император был известен своим подданным. Девизы могли изменяться в связи с какими-то значительными историческими событиями, и со сменой девиза счет годам начинался сначала. Поэтому в китайских летописях встречается очень большое количество коротких и коротеньких эр. Продолжительность эры зависела от срока действия императорского девиза, поэтому подобное летоисчисление было не очень надежным.

Параллельно велось летоисчисление по циклическим (круговым) таблицам, в которых годы объединялись в циклы по 60 лет. Китайские астрономы придавали большое значение символике чисел. Они установили, что период обращения Сатурна 30 лет. Если основа календаря два периода обращения Сатурна, т. е. 60 лет, то Юпитер за это время проделает 5 оборотов. Число же 5 в китайском представлении о Вселенной - это число особенное.

С древних времен китайцы считали, что все многообразие мира порождено пятью первоэлементами, или пятью стихиями: Водой, Огнем, Деревом, Металлом и Землей. Каждая из стихий считается двойственной: положительной (положительное начало было мужским - ян) или отрицательной (отрицательное начало было женским - инь). Поэтому пять стихий образовали десять циклических знаков, или десять «небесных стволов (или пней)». Каждый из десяти «небесных стволов» в сочетании с одним из двенадцати животных, знаков «земных ветвей», дали название каждому году в 60-летнем цикле. В каждом 60-летнем цикле один и тот же знак «земной ветви», т. е. название животного, встречается 5 раз с промежутками в 12 лет. Для уточнения года внутри цикла этому году присваивается первоэлемент для каждого животного. Китайский цикличный календарь был разработан на основе многовековых наблюдений.

Китайский календарь до конца XIX - начала XX вв. был единственным календарем у народов Восточной и Юго-восточной Азии, который вобрал в себя элементы более ранних календарей: лунного, солнечного и юпитерианского с двенадцатилетним животным циклом. Кроме цикличного календаря, в Китае применяются лунный календарь, основанный на лунных циклах, и солнечный календарь, тесно связанный с сезонами года и вращением Земли вокруг Солнца. Основа любого календаря - сутки, которые складываются в недели, месяцы, года, века. И месяцы, и годы могут быть различными по своей продолжительности. Однако в Китае сутки делятся не на 24 часа, а на 12 часов, и каждый час состоит из 120 минут.

Лунные календари более древние, чем солнечные. В них месяц величина постоянная и равна 29-30 дням, это время обращения Луны вокруг Земли, а лунный год величина условная. Лунный месяц всегда начинается в новолуние. Для точного перевода дат лунного календаря имеются специальные таблицы, и эти даты рассчитаны на много лет вперед. В солнечном календаре, наоборот, месяц единица условная, а год величина естественная, равная времени обращения Земли вокруг Солнца. В лунных календарях существует деление на месяц и на семидневную неделю. Продолжительность лунного месяца чуть меньше небесного, поэтому табельное начало месяца понемногу отстает от его естественного начала. За 30 лет набирается разница примерно в 30 суток. Владыка Яо, правивший в Китае между 2109 и 2068 гг. до н. э., указывает, что продолжительность года равна 366 дням, и велит для правильности календаря пользоваться методом «вставочной тринадцатой Луны».

В более позднее время арабы, также применявшие лунный календарь, для устранения отставания стали прибавлять по 11 суток к каждому 30-летнему периоду, арабский календарь состоит из 19 обычных лет по 354 суток и 11 «високосных» лет по 355 суток. Солнечные календари европейской цивилизации - это юлианский и современный григорианский календари, созданные на основе древнеегипетского календаря IV тысячелетия до н. э. Современный григорианский календарь - это четырехлетний цикл, в котором 3 года по 365 суток и «високосный» год, содержащий 366 суток.

Еще один древний календарь, используемый в странах Восточной и Центральной Азии - это календарь двенадцатилетнего животного цикла. Кроме традиционных светил Солнца и Луны, в таком календаре участвует планета Юпитер. Срок обращения Юпитера 12 лет. Круг Юпитера разбит на 12 равных частей, и каждая часть названа именем животного:

  • 1. Мышь или крыса.
  • 2. Корова или бык, вол, буйвол, як.
  • 3. Тигр или барс.
  • 4. Заяц или кролик, кошка.
  • 5. Дракон.
  • 6. Змея.
  • 7. Лошадь или конь.
  • 8. Овца или коза.
  • 9. Обезьяна.
  • 10. Курица или петух.
  • 11. Собака или пес.
  • 12. Свинья или кабан.

Сначала календарь двенадцатилетнего животного цикла был солнечным, но затем усложнился. В него были введены лунные месяцы по 29 и 30 дней в каждом, фактически он преобразовался в лунно-солнечный календарь. Начало каждого года лунно-солнечного календаря приходится на периоде 21 января по 20 февраля включительно по григорианскому календарю. Китайский календарь 60-летнего цикла более сложен, чем лунно-солнечно-юпитерный календарь.

infenshui.ru


Смотрите также