Китай древний династии. Династии Цинь и Хань. История династии Хань. Династия Хань: правитель, период, падение. Законодательные акты начала династии Хань
Древний Китай (стр. 1 из 4). Китай древний династии
правитель, период, падение. Законодательные акты начала династии Хань
Китайские династии Цинь и Хань правили страной в 221 г. до н. э. – 220 г. н. э. В это время государство пережило несколько гражданских войн, переняло из Индии буддизм и регулярно отражало атаки агрессивных северных кочевников гуннов.
Основание Цинь
Античная династия Цинь объединила Китай в 221 году до н. э. Ее правление уместилось в совсем короткий период в 15 лет, но даже за этот малый срок в стране произошло огромное количество изменений, повлиявших на всю будущую историю восточноазиатского региона. Цинь Шихуан положил конец многовековой эпохе Воюющих Царств. В 221 году до н. э. он покорил многочисленные княжества Внутреннего Китая и провозгласил себя императором.
Цинь Шихуан создал хорошо управляемое централизованное государство, равного которому в ту эпоху не было ни в Азии, ни в Средиземноморье. Главенствующей идеологией империи стал легизм – философское учение, известное также как «школа законников». Важный ее принцип заключался в том, что государственные титулы и должности стали раздаваться согласно реальным заслугам и талантам человека. Это правило противоречило устоявшемуся китайскому порядку, согласно которому высокие назначения получали представители аристократических знатных семей.
Император провозгласил равенство всех жителей страны перед законом. Общественное и клановое самоуправление было подчинено единой государственной системе с многоуровневой администрацией. К законам Цинь Шихуан относился очень трепетно. За их нарушения предусматривались самые жестокие наказания. Провозглашение легизма главенствующей идеологией привело к массовым репрессиям сторонников философии конфуцианства. За пропаганду или хранение запрещенных письменных источников людей сжигали на кострах.
Расцвет династии
При Цинь Шихуане прекратились внутренние междоусобные войны. У феодальных князей было конфисковано огромное количество оружия, а их армии были переподчинены непосредственно императору. Всю территорию китайского государства власть поделила на 36 провинций. Унификация наблюдалась во всех сферах общественной жизни. Была упорядочена система мер и весов, введен единый стандарт написания иероглифов. Благодаря этому Китай впервые за долгое время почувствовал себя одной страной. Провинциям стало легче взаимодействовать друг с другом. Для оживления экономических и торговых связей в империи была построена обширная сеть дорог. Общество стало мобильнее и коммуникабельнее.
В обновлении страны участвовала большая часть населения. Огромное количество крестьян и рабочих было задействовано в строительстве важной инфраструктуры. Самым значительным проектом эпохи Цинь стало возведение Великой Китайской стены, длина которой достигла почти 9 тысяч километров. «Стройка века» оказалась необходима для защиты страны от северных кочевников. До этого они беспрепятственно нападали на разрозненные китайские княжества, которые из-за своей политической вражды не могли дать противнику весомый отпор. Теперь на пути степняков появилась не только стена, но и множество быстро взаимодействующих друг с другом гарнизонов. Другим важным символом династии Цинь стала Терракотовая армия – захоронение 8 тысяч статуй воинов с лошадьми в мавзолее императора.
Смерть Шихуана
Цинь Шихуан скончался в 210 году до н. э. Он умер во время очередного путешествия по Китаю. Вся эффективная государственная система, обеспечившая процветание страны, была создана благодаря императору. Теперь, когда его не стало, Китай оказался на краю пропасти. Приближенные императора попытались сгладить удар – они на некоторое время скрыли известие о смерти правителя и сфабриковали новое завещание, согласно которому наследником становился младший сын усопшего.
Новый император Эрши Хуан был слабовольным человеком. Он быстро стал марионеткой у своего советника Чжао Гао. Этот чиновник при Цинь Шихуане был начальником его канцелярии и обладал огромными амбициями. Страна сотряслась от недовольства этим серым кардиналом и его закулисными интригами. Вспыхнуло несколько восстаний. Поводом для мятежа также стало непослушание рабочих, задействованных при строительстве Великой Китайской стены. 900 человек из-за распутицы и плохих дорог не успели вовремя прибыть на свой участок. По закону они должны были быть казнены. Рабочие, не желая расставаться с жизнью, организовались в повстанческий отряд. Скоро к ним примкнули многочисленные недовольные новым режимом. Протест из социального превратился в политический. Скоро эта армия разрослась до 300 тысяч человек. Ее возглавил выходец из крестьян по имени Лю Бан.
Эрши Хуан в 207 году до н. э. покончил жизнь самоубийством. Это привело к еще большей анархии в Китае. Появилась дюжина претендентов на престол. В 206 году до н. э. армия Лю Бана свергла последнего императора династии Цинь Цзыина. Он был казнен.
Приход к власти династии Хань
Лю Бан стал основателем новой династии Хань, которая в итоге правила страной до 220 г. н. э. (с небольшим перерывом). Ей удалось просуществовать дольше всех других китайских империй. Такой успех стал возможен благодаря созданию эффективной бюрократической системы управления государством. Многие ее черты были переняты у Шихуана. Династии Цинь и Хань это политические родственницы. Разница в них только в том, что одна управляла страной 15 лет, а другая – 4 столетия.
Историки делят период династии Хань на две части. Первая пришлась на 206 г. до н. э. – 9 г. н. э. Это ранняя Хань или Западная Хань со столицей в Чанъань. Затем последовал короткий период империи Синь, когда власть принадлежала другой династии. С 25 по 220 г. н. э. Хань вновь правила Китаем. Столица была перенесена в Лоян. Этот период также называется поздней Хань или Восточной Хань.
Правление Лю Бана
С приходом к власти династия Хань инициировала значительные изменения в жизни страны, которые позволили обществу консолидироваться и успокоиться. Прежняя идеология легизма была оставлена в прошлом. Власть провозгласила главенствующую роль конфуцианства, популярного в народе. Кроме того, законодательные акты начала династии Хань стимулировали развитие сельского хозяйства. Крестьяне (подавляющее большинство населения Китая) получили заметное послабление в налогах, собираемых государств. Взамен старого источника пополнения казны Лю Бан пошел на увеличение сборов с купечества. Он ввел множество торговых пошлин.
Также законодательные акты начала династии Хань по-новому регламентировали отношения политического центра и провинций. Было принято новое административное деление страны. Лю Бан на протяжении всей своей жизни боролся с мятежными наместниками в провинциях (ванами). Многих из них император заменил на собственных родственников и преданных сторонников, что придало дополнительную устойчивость власти.
В то же время династия Хань столкнулась с серьезной проблемой в лице хунну (или гуннов). Эти дикие кочевники северных степей представляли опасность еще во времена Цинь. В 209 г. до н. э. у них появился свой собственный император по имени Модэ. Он объединил кочевников под своей властью и теперь собирался войной на Китай. В 200 г. до н. э. хунну захватили крупный город Шаньси. Лю Бан лично возглавил войско для того, чтобы изгнать дикарей. Величина армии была колоссальной. В нее входило около 320 тысяч солдат. Однако даже такие силы не смогли напугать Модэ. Во время решающего столкновения он провел обманный маневр и окружил дружину Лю Бана, представляющую авангард императорской армии.
Спустя несколько дней стороны согласились начать переговоры. Так в 198 г. до н. э. китайцы и гунны заключили Договор Мира и Родства. Кочевники согласились покинуть империю Хань. Взамен этого Лю Бан признал себя данником северных соседей. Кроме того, он выдал за Модэ свою дочь. Дань представляла собой ежегодные подарки, отправляемые ко двору правителя гуннов. Это было золото, украшения и другие ценности, которыми славилась цивилизованная страна. В дальнейшем китайцы и хунну воевали на протяжении еще нескольких столетий. Великая стена, предназначенная для защиты от кочевников и начатая во времена династии Цинь, была завершена именно при Хань. Первый император этого рода Лю Бан скончался в 195 г. до н. э.
Империя Синь
В последующие годы Китай утратил ту стабильность, которой отличалась ранняя династия Хань. Императоры расходовали большую часть средств на борьбу с гуннами, безуспешную интервенцию на запад и дворцовые интриги. Каждое новое поколение правителей уделяло все меньше внимания вопросам экономики, законности и благополучия собственных подданных.
Династия Западная Хань угасла сама собой. В 9 г. н. э. после смерти императора Пин-ди власть из-за отсутствия прямого наследника перешла к тестю покойного Ван Ману. Он создал новую династию Синь, однако просуществовала она недолго. Ван Ман попытался провести кардинальные реформы. В частности, он хотел обуздать рабовладельцев и крупных магнатов. Его политика была направлена на помощь беднейшим слоям населения. Это был смелый и рискованный курс, учитывая то, что новый император не принадлежал к прежней правящей фамилии и фактически являлся узурпатором.
Время показало, что Ван Ман ошибся. Во-первых, он настроил против себя влиятельную аристократию. Во-вторых, его преобразования привели к хаосу в провинциях. Начались локальные мятежи. Крестьянские брожения скоро получили название восстания краснобровых. Поводом для недовольства стал разлив великой реки Хуанхэ. Природное бедствие оставило без жилья и средств к существованию огромное количество бедняков.
Скоро эти восставшие объединились с другими мятежниками, являвшимися сторонниками прежней династии Хань. Кроме того их поддержали гунны, которые были рады любой возможности для войны и грабежей в Китае. В итоге Ван Ман потерпел поражение. Он был свергнут и казнен в 23 году.
Восточная Хань
Наконец, в 25 году после окончания войны и восстания краснобровых началась вторая эпоха династии Хань. Она продлилась до 220 г. Этот период известен также как Восточная Хань. На троне оказался дальний родственник прежних императоров Гуан У-ди. Старая столица во время войны была до основания разрушена крестьянами. Новый правитель решил перенести свою резиденцию в Лоян. Скоро этот город, кроме всего прочего, стал главным китайским центром буддизма. В 68 году в нем был основан храм Баймасы (или храм Белой Лошади). Это культовое сооружение было возведено при поддержке и покровительстве Мин-ди потомка и преемника Гуан У-ди.
Тогдашняя история династии Хань представляла собой пример политического спокойствия и стабильности. Дворцовые интриги остались в прошлом. Императорам удалось победить гуннов и надолго загнать их в свои пустующие северные степи. Централизация и усиление власти позволили правителям распространить свою власть далеко на запад вплоть до пределов Средней Азии.
Тогда же Китай достиг экономического процветания. Разбогатели частные предприниматели, которые занимались солеварением и добычей металлов. На них работало огромное количество крестьян. Эти люди, уходя на предприятия магнатов, переставали платить налоги в казну, отчего государство несло значительные убытки. Экономическая заинтересованность заставила императора У-ди в 117 году национализировать металлургию и солеварение. Другой прибыльной государственной монополией стало производство алкоголя.
Внешние контакты
Именно в I–II в. каждый император династии Хань был известен далеко заграницей. В это время на другом краю античного мира переживала свой расцвет другая цивилизация – Римская. В период наибольшей гегемонии между двумя государствами находились только Кушанское царство и Парфия.
Жителей Средиземноморья Китай интересовал в первую очередь как родина шелка. Секрет производства этой ткани еще много столетий не покидал Восток. Благодаря этому китайские императоры зарабатывали несметные богатства с помощью торговли ценным материалом. Именно в ханьские времена оживленным стал Великий шелковый путь, по которому на запад с востока шли уникальные товары. Впервые посольство из Китая прибыло в Рим во время правления Октавиана Августа в начале I века н. э. Путешественники провели в дороге без малого четыре года. В Европе поражались желтому цвету их кожи. Римляне из-за этого считали, что в Китае «другое небо».
В 97 году армия восточного императора во главе с талантливым военачальником Бань Чао отправилась в рейд на запад для того, чтобы наказать кочевников, грабивших купцов, перевозивших свои товары по Великому шелковому пути. Войско преодолело труднодоступный Тянь-Шань и разорило Среднюю Азию. После этого похода далеко на запад отправились послы, оставившие собственные описания Римской империи, которую в Китае называли «Дацинь». Средиземноморские путешественники также достигали восточных стран. В 161 году в Лоян прибыло посольство, отправленное Антонием Пием. Интересно, что делегация добиралась до Китая морским путем по Индийскому океану.
Во времена династии Хань был обнаружен удобный путь в Индию, который пролегал через Бактрию на территории современного Узбекистана. Императоры внимательно относились южной стране. В Индии было множество диковинных товаров, интересовавших китайцев (от металлов до рогов носорогов и панцирей гигантских черепах). Однако куда более важной стала религиозная связь двух регионов. Именно из Индии в Китай проник буддизм. Чем интенсивнее становились контакты жителей этих стран, тем больше религиозное и философское учение распространялось среди подданных империи Хань. Власти даже отправляли экспедиции, которые должны были найти сухопутный путь в Индию через современный Индокитай, однако эти попытки так и не увенчались успехом.
Восстание Желтых повязок
Поздняя Восточная династия Хань отличалась тем, что почти все ее правители оказывались на престоле в детском возрасте. Это приводило к засилью всевозможных регентов, советников и родственников. Монархов назначали и лишали власти евнухи и новоявленные серые кардиналы. Так в начале II века династия Хань вступила в период постепенного упадка.
Отсутствие единой централизованной власти в лице взрослого и волевого монарха не сулил государству ничего хорошего. В 184 году по всему Китаю вспыхнуло восстание Желтых повязок. Оно было организовано членами популярной секты Тайпиндао. Ее сторонники проповедовали в бедняцкой крестьянской среде, недовольной своим положением и засильем богачей. Учение секты утверждало, что династию Хань следует свергнуть, после чего начнется эпоха благоденствия. Крестьяне верили, что придет мессия Лао-цзы, который поможет построить идеальное и справедливое общество. Открытый вооруженный мятеж произошел, когда в секте уже было несколько миллионов членов, а ее армия исчислялась десятками тысяч, причем эта цифра стабильно росла. Падение династии Хань произошло во многом именно из-за этого народного восстания.
Конец династии Хань
Крестьянская война продолжалась два десятилетия. Восставшие были побеждены только в 204 году. Парализованная императорская власть не смогла организовать и профинансировать собственную армию для разгрома фанатичных бедняков. И это неудивительно, ведь династия восточная Хань была ослаблена регулярными столичными интригами. На выручку ей пришли аристократы и магнаты, давшие денег на армию.
Полководцы, управлявшие этими войсками, быстро стали самостоятельными политическими фигурами. Среди них особенно выделялись военачальники Цао Цао и Дун Чжо. Они помогли империи победить крестьян, но после наступления мира перестали выполнять приказы власти и не захотели разоружаться. Китайская династия Хань лишилась рычагов влияния на армии, которые за два десятилетия почувствовали себя самостоятельными силами. Военачальники начали беспрерывные войны друг с другом за влияние и ресурсы.
На севере страны утвердился Цао Цао, который в 200 году смог одолеть всех своих противников в этом регионе. На юге появилось еще два новоявленных правителя. Это были Лю Бэй и Сунь Цюань. Противостояние между тремя генералами привело к разделу некогда единого Китая на три части.
Последний правитель династии Хань Сянь-ди формально отрекся от престола в 220 году. Так раскол страны на несколько частей был зафиксирован уже юридически, хотя фактически такая политическая система сложилась в конце II века. Правление династии Хань закончилось, и началось Троецарствие. Эта эпоха продлилась 60 лет и привела к упадку экономики и к еще более долгому кровопролитию.
fb.ru
Династия Цинь ( 221 - 207 до н.э.)
Династия Цинь ( 221 — 207 гг. до н.э.)
Династия Цинь ( 221 — 207 гг. до н.э.) — династия, основанная первым китайским императором Цинь Ши Хуан-ди. Он восстановил единое централизованное государство в результате аннексии существующих шести государств: Хань, Вэй, Чжао, Янь и Ци.
Династия Цинь пришла к власти свергнув Династию Чжоу. В эпоху Цинь были заложены принципы управления Китаем на несколько столетий вперед.
Император имел титул — Первый величественный правитель Цинь. Согласно его политике было положено начало централизованного государства, в котором юристами были чиновники.
Страну разделили на округа и уезды. Реформа предусмотрела унификации измерения веса, пространства, монет, а также письма. Вследствие этого стало легче вести торговлю, не зависимо от региональных различий.
Создание империи было логическим завершением сложного и длительного процесса усиления интегрирующих центростремительных тенденций в ведущих чжоуских царствах. государств.
Первая императорская династия Китая — Цинь
Прошло более 2 тыс. лет от того, как в 221 г. до н.э. была создана первое в Китае централизованное государство — империя Цинь, которая имела важное значение для истории Китая.
Период с 255 по 222 г. до н.э. называется периодом Чжаньго — Период Борющихся Царств. К концу III в. до н.э. усилилось княжество Цинь (пров. Шаньси), которое вело успешные войны с другими княжествами, а затем уничтожило династию Чжоу и образовало первую централизованную деспотию. Ин Чжэн проводил уверенную политику объединения страны, что было необходимо в связи с развитием земледелия и торговли.
Многие китайцы воевали с гуннами — кочевниками, населявшими Монголию. У гуннов была мощная подвижная конница. Набеги кочевников опустошали северные провинции Китая, и борьба с ними была тяжелой для китайской армии, поскольку у китайцев было мало конницы.
Обычно гунны легко выходили из-под удара и отступали вглубь Монголии до тех пор, пока китайская армия не прекращала преследований за отсутствия продовольствия и не возвращалась обратно. Вслед за этим гунны совершали новые набеги с того места, откуда их меньше всего можно было ожидать.
В 221 г. до н.э. Чжэну удалось разгромить всех своих противников и завершить объединение страны. Князь циньского княжества Ин Чжэн стал первым правителем Китая, провозгласив себя первым императором, то есть «Цинь Шихуан-ди», что в переводе означает — первый священный император Цинь.
Объединение Китая имело большое значение для истории Китая. Император создал четкую систему централизованной администрации. Вся страна была разделена на 36 крупных областей, границы которых не совпадали с контурами прежних царств и княжеств. А во главе них стояли цзюньшоу — губернаторы.
Области делились на уезды — сянь, во главе с «сяньлинами», а уезды — сянь — на волости — сян, и более мелкие единицы — «тин». В каждом «тине» было по 10 общин — ли. Все крестьяне империи получили наделы земли.
В период правления Цинь Шихуан-ди в стране были развернуты большие строительные работы: строились почтовые тракты, создавались оросительные системы, возводились оборонительные сооружения.
Еще одним важным вкладом в культуру Китая после объединения — стало введение единой письменности. До династии Цинь в разных княжествах были свои письмена. Это создавало препятствия в культурном обмене. После объединения под властью Цинь, Сяочжуань — один из видов китайского древнего письма, стала общепринятой письменностью.
Употребление китайских иероглифов было узаконено, что сыграло важную роль в развитии культуры.
Кроме того, при династии Цинь была введена единая система мер и весов. Первый император Китая также ввел единый денежный оборот с целью создания благоприятных условий для экономического развития и укрепления центральной власти.
213 г. до н.э. по приказу Цинь Шихуана были сожжены все древние книги, а в 212 г. до н.э. казнили 460 наиболее активных идеологических противников императора из среды конфуцианцев.
Еще в конце IV в. до н.э. для защиты от набегов гуннов княжества Инь, Чжоу и Цинь начали строить большую защитную стену. Остатки этой стены не сохранились.
В 214 г. до н.э. китайцы начали строительство стены Бянь-чен — пограничной стены. Великая китайская стена начинается у старой китайской крепости-таможни Шаньхайгуань и идет на запад горными хребтами, берегами рек и заканчивается у крепости Дзяюйгуань рядом с хребта рихгофен.
Сооружение Великой стены говорит о высоком уровне военно-инженерного дела в древнем Китае. При империи Цинь строились и стратегические пути, а также сооружали водную магистраль — Большой канал.
Цинь Шихуанди — первый император Китая
Цинь Шихуанди ( 259 — 210 гг до н. н.э.) — правитель царства Цинь (с 246 г. до н.е.), который начал завершение многовековой эпохи Борющихся Царств. Основанная им династия Цинь, планировавшая обладать Китаем на протяжении 10 тысяч поколений, была свергнута через несколько лет после его смерти.
Ин Чжэн родился в 259 году до н. е., в Ханьдань — княжество Чжао, где его отец, Чжуан Сянван, был заложником. После рождения он получил имя Чжэн. Его мать — наложница ранее находилась в интимных отношениях с влиятельным придворным Люй Буве.
В 13 лет Чжэн стал циньским правителем, но до 21 года считался несовершеннолетним, а всеми делами управлял Люй Буве как регент и первый министр.
Будущий китайский император вобрал популярную в то время тоталитарную идею легизма, ярким представителем которого был Хань Фей. Государственное устройство царства Цинь определяли мощная военная сила и многочисленная бюрократия.
Государство Цинь было самым могущественным в Поднебесной. Все направлялось к объединению Китая во главе с этой династией. Однако, хотя династия Цинь в Китае и значительно расширила свои владения за счет других царств, царства эти все еще оставались достаточно сильными.
В 241 г. до н. е. царства Вэй, Хань, Чжао и Чу заключили против Цинь новый военный союз, но и их объединенные войска также потерпели поражение. Цинцям также противостояли еще Янь и Ци — есть шесть царств, остальные погибли в ходе междоусобных войн.
В 238 г. до н. н.э., когда Ин Чжэн взошел на циньский престол, ему удалось разбить всех врагов поодиночке, захватывая одну территорию за другой в течение семнадцатилетних непрерывных войн. В 32 года он овладел тем княжеством, в котором родился, тогда же умерла его мать.
Каждую захваченную столицу он приказывал уничтожать. В 221 г. Цинь завоевало последнее самостоятельное царство на Шаньдунском полуострове, Ин Чжэн в 39 лет впервые в истории объединил весь Китай.
Беспрецедентная мощь правителя имперской эры требовала введения новой титулатуры. Цинь Шихуанди буквально означает — император-основоположник династии Цинь. Старое наименование «ван», что переводится как «монарх, князь, царь», было уже не приемлемым: с ослаблением Чжоу, титул вана потерял свою ценность и значимость. Сначала сроки Хуан («властитель, государь») и Ди («император») применялись отдельно.
Их объединение должно подчеркнуть единовластия правителя нового типа. Созданный таким образом императорский титул существовал до Синьхайской революции 1912 года, до завершения имперской эры.
Его применяли как те династии, власть которых распространялась на всю Поднебесную, так и те, кто только стремился к объединению ее частей под своим руководством.
Правление Династии Цинь
Колоссальная кампания по объединению Поднебесной была завершена в 221 г., после чего по указу императора у населения страны было изъято оружие, из которого было приказано отлить колокола и большие бронзовые статуи.
Новый император провел ряд реформ для закрепления завоеванного единства: под лозунгом «все колесницы с осью единой длины, все иероглифы — стандартного написания» было создано единую сеть путей, отменено разрозненные системы иероглифики покоренных царств, введена единая денежная система, а также систему мер и весов .
Столицей Китайской империи был избран Сяньян в вечных циньского владениях, недалеко от современного Сианя. Туда было переведено чиновников и вельмож всех захваченных государств (около 120 тыс. семей наследственной знати.
Огромная страна была вновь разграничена на 36 крупных областей, границы которых не совпадали с рамками прежних царств и княжеств. Во главе каждой области поставили губернатора. Области разделены на уезды, которые имели начальников, а уезды — на волости, каждая из которых включала несколько десятков сел.
Большое внимание было уделено организации центральной администрации. Во главе империи было двое министров, один из которых Ли Си играл главную роль. Этим министрам подчинялось несколько центральных ведомств, у которых были соответствующие подразделения в областях.
Так, главе военного ведомства подчинялись военачальники областей и большой штат чиновников центрального аппарата, принадлежавших к отделов и департаментов.
Примерно такой же была и структура других ведомств — финансового, царско-государственного хозяйственного, судебного, обрядового и некоторых других, включая верховную прокуратуру, которая осуществляла надзор за всеми ведомствами и личным составом администрации страны.
Все чиновники и лица, стоявшие ниже них, строго различались по своему месту в системе не только должностей, но и рангов. Их было 20, первые 8 рангов могли иметь простые люди, которые получали их в зависимости от возраста, социально-семейного положения и заслуг, а также путем покупки или в награду.
Остальные (вплоть до высших, 19-20-го, обладателями которых в империи были единицы) были чиновничьими рангами, которые предоставляли за выслугу и заслуги.
Все многочисленные чиновники, вплоть до высших, получали за свой труд твердо фиксированное жалованье из государственных хранилищ, чаще зерном, количество которого было четко установлено в зависимости от должности и ранга.
Лишь отдельные представители 19-20-го рангов имели право на взимание налогов с крестьян определенной подаренной им в условное владение территории, но при этом административной власти здесь не имели, их права ограничивались взиманием налогов.
Строго централизованной и хорошо организованной была и система разнообразных и весьма тяжелых государственных повинностей, то гигантские строительные работы, обязанность обеспечивать армию, поставки продовольствия и снаряжения, участие в общественных работах на местах и т.д.
Принцип круговой поруки, основанный еще Шан Яном стал еще более распространенным, чем раньше: он касался теперь не только крестьян, но также и тех, кто рекомендовал кого-либо на должность чиновников, что ограничивало непотизм, т. е. стремление устроить на выгодное место бездарного и неспособного родственника или знакомого.
Были созданы монеты — единые для всего Китая, выплавка которых превратилась в государственную монополию, разрешен откуп от повинностей и наказаний, а также покупка рангов, чтобы лишние доходы поступали в казну.
Часть самых торговцев переселили из их родных мест, большие откупщики, занимавшиеся солеварением, железоплавильном делом и т.д., были под контролем властей.
Кроме того, в государстве существовала сеть крупных казенных мастерских, на которых в порядке отбывания повинностей или по приговорам суда (государственное рабство преступников), а также по найму работали ремесленники, в том числе и владельцы частных мастерских.
Достаточно жесткой была система легистского законодательства вплоть до уничтожения всех родственников преступника по трем линиям родства — отца, матери и жены — за особые преступления. За менее тяжкие ожидало физическое наказание или государственное рабство.
Следует отметить, что вся описанная система реформ и нововведений в целом имела немалый эффект, причем довольно быстро. Строго организованная на принципах казарменной муштры китайское государство смогло за короткий срок осуществить ряд грандиозных проектов.
Для защиты от кочевников севера была возведена Великая Китайская стена. Грандиозным было строительство столицы с ее колоссальным дворцовым комплексом Ефангун, не говоря уже о сооружении императорской гробницы, о которой многие источники рассказывают чудесные истории и мифы.
Древняя легенда рассказывает о душе спящего императора Цинь Шихуанди, которая поднялась на Луну и оттуда посмотрела на землю. С заоблачных высот Китайская империя показалась ей маленькой точкой, и сжималась тогда душа императора, увидев беззащитность Поднебесной. Именно тогда и родилась у него мысль возвести Великую Китайскую Стену, которая окружила всю страну и спрятала её от жестоких варваров.[/stextbox]
Гробница Императора Цинь Шихуанди
Ничто не иллюстрирует мощь Цинь Шихуанди лучше, чем размеры погребального комплекса, который был возведен еще при жизни императора. Сооружение гробницы началось сразу после образования империи неподалеку от нынешнего г. Сианя.
По свидетельству Сыма Цяня до создания мавзолея было привлечено более 700 тыс. рабочих и ремесленников, и длилось оно 38 лет. Периметр внешней стены захоронения составляла 6 км.
Гробница с захоронением первого императора была найдена археологами лишь в 1974 году, тогда выяснилось, что гора Лишань — это рукотворный некрополь. Его изучение продолжается до сих пор, причем место захоронения императора еще ждет вскрытия.
Курган венчало некое пирамидальное помещение, где, по одной из версий, душа покойного должна подняться в небо.
И хотя вместо живых воинов вразрез привычной традиции вместе с императором в гробнице были похоронены их копии — терракотовая армия, что некоторыми специалистами расценивается как весьма прогрессивный шаг, не следует забывать, что кроме статуй терракотовых воинов вместе с Цинь Шихуанди было зарыто по разным оценкам до 70 тысяч рабочих вместе со своими семьями, а также около трех тысяч наложниц.
Комплекс гробницы первого императора Династии Цинь — Шихуанди первым среди китайских объектов был внесен ЮНЕСКО в Реестр объектов мирового культурного наследия.[/stextbox]
Конец жизни первого императора Китая — Цинь Шихуанди
За последние десять лет своей жизни император редко бывал в своей столице. Он постоянно объезжал различные уголки государства, принося жертвы в местных храмах, извещая местные божества о своих достижениях и возводя стелы с самовосхвалениями.
Объездами собственных владений император положил начало традиции монарших восхождений на гору Тайшань. Он первым из китайских правителей вышел на морской берег.
Как можно понять из «Ши цзи» ханьского историка Сыма Цяня, китайского императора беспокоили мысли о собственной смерти. Во время своих странствий он познакомился с многими волшебниками и ведунами, надеясь узнать от них тайну эликсира бессмертия.
В 219 г. он снарядил на поиски экспедицию к островам Восточного Моря (вероятно, в Японии). Конфуцианские ученые видели в этом пустые суеверия, за что жестоко поплатились: как гласит легенда, император приказал закопать 460 из них живьем в землю.
В 213 г. до н. э Ли Сы убедил императора сжечь все книги, за исключением тех, которые касались сельского хозяйства, медицины и гадания. Кроме того, не тронули книги из императорских собраний и хроники цинского правителей.
В последние годы жизни, отчаявшись и потеряв веру в обретение бессмертия когда-либо, Цинь Шихуанди все реже объезжал границы своего государства, отгородившись от мира в огромном дворцовом комплексе. Избегая общения со смертными, император надеялся, что люди будут видетьв нем божество.
Вместо этого, тоталитарное правление первого императора Китая вызывало рост недовольства среди населения. Раскрыв три заговора, император не мог доверять ни одному из своих приближенных.
Смерть Цинь Шихуана в 210 г. до н. е. наступила во время поездки по стране, в которой его сопровождали его младший сын Ху Хай, начальник канцелярии Чжао Гао и главный советник Ли Сы.
Боясь волнений, они скрыли смерть императора и, вступив в сговор, сфабриковали от его имени письмо, в котором престолонаследником объявлялся не старший сын Фу Су, а младший — Ху Хай. В этом же письме содержался приказ о даровании почетной смерти Фу Су и военачальнику Мэн Тяню.
Ху Хай в 21-летнем возрасте вступил на трон под именем Эр Шихуанди, однако фактически оставался марионеткой Чжао Гао и через три года был вынужден совершить самоубийство по его же приказу.
В империи начались восстания, возглавляемые Чэнь Шеном, в Гуаном и Лю Баном (кон. 209 — нач. 208 гг. Н.э.). В октябре 207 г. до н. е. столицу империи Сяньян был взят армией Лю Бана, провозглашенного императором. Он стал основателем династии Хань.
Во времена правления династии Цинь увеличилась территория государства. В ее состав теперь входила значительная часть Китая. Вся тяжесть ведения войн, строительства Великой стены, дворцов, дорог и др. ложилась на плечи крестьян, которые подвергались жестокой эксплуатации. Следствием этого были мощные крестьянские восстания, под ударами которых и пала династия Цинь.
Интересно! История Китая
azialand.ru
Династия Хань (206 до н.э. — 220 гг. н.э.)
Династия Хань (206 до н.э. — 220 гг. н.э.)
Династия Хань — вторая императорская династия Китая. В 207 г. до н.э., армия под предводительством Лю Бана победила войска династии Цинь (221 — 207 до н.э.) в провинции Чжили и в 206 г. до н.э., захватив Сяньян (столица династии Цинь), положила конец правлению династии Цинь. При династии Мин на этих землях была образована провинция Бэйчжили. При династии Цин она была переименована в Чжили. В 1928 году провинция Чжили была переименована в «Хэбэй».
Однако, Империя Хань возникла не сразу после падения династии Цинь в 207 г. до н.э. Китай в продолжении нескольких лет был ареной военных действий и политической борьбы между претендентами на опустевший императорский трон. Возглавлявшие враждующие регионы военачальники в жестоких схватках сводили счеты друг с другом, создавая на завоеванных землях все новые княжества и царства.
Сильнейшими среди них, как упоминалось, оказались вновь созданные политические образования домов Сян и Хань. Борьба между ними завершилась в 202 г. до н.э. В течение 4-х лет Лю Бан и Сян Юй продолжали войну, но в итоге, Лю Бан (Гао-цзу) победил своего соперника и фактически овладел властью во всей Поднебесной, основав династию Хань (206 до н.э — 220 н.э.) и столицу в Чанъань (нынешний Сиань).
В истории Китая, династия Хань разделяется на Западную Хань (206 г. до н.э. — 24 г. н.э.) и Восточную Хань (25 — 220 н.э.).
Правление Династии Хань, и ее институты послужили образцом для всех последующих династий. Более того, основная этническая группа китайцев стала называться хань.
Лю Бан — Гао-Цзы — первый император династии Хань
Лю Бан (256 — 195 до н.э.) — император Гао-цзу Западной династии Хань, является первым императором династии Хань. Как выдающийся политик, стратег и правитель, он внес большой вклад в развитие ханьцев и их культуры. В 206 г. до н.э., он восстал против деспотической властьи династии Цинь (221 - 207 до н.э.).
В молодости он считался «бесполезным мальчишкой», потому что он, как правило, играл и прогуливал все время, и казалось, не имеел никаких амбиций.
Позже Лю Бан стал свидетелем великолепной перевозки императора Цинь Ши Хуана, которая восхитила его до глубины души. Он решил, что наверно необходимо быть настоящим мужчиной. чтобы быть достойным подобного шика. С тех пор Лю начал показывать свою особую личную силу.
В 202 г. до н.э., Лю Бан основал династию Хань со столицей Чанъань (Сиань). Лю Бан провозгласил начало новой династии Хань и принял титул императора Гао-цзу. В историографии воцарение этой династии датируется двояко — в одних случаях 202 годом, когда Лю Бан одержал победу над «ваном Чу», в других — 206 годом, когда он получил титул «вана Хань».
Так или иначе в 202 г. кратковременный период раздробленности страны, последовавший за падением империи Цинь, был завершен. На территории Древнего Китая возникла империя Хань. В книгах по истории, этот период был назван как династия Западная Хань. После того, как он взошел на трон, его первым шагом стала отмена суровых законов династии Цинь и установление новых, которые были поддержаны народом.
Гао Цзу, также, принял ряд мер для улучшения жизни своего народа. Он приказал снизить налоги, взимаемые с крестьян, в этот период земледелие начинает подниматься. Экономика восстанавливается быстро и стабильность. В китайской истории, Лю Бан значится как император, который внес огромный вклад для процветания династии Хань.
Но какая империя досталась Лю Бану?! Страна лежала в руинах, ибо отнюдь не все поверженные противники согласились на безоговорочную капитуляцию
История Династии Хань
Падение империи Цинь было вызвано рядом крупных мятежей знати бывших царств периода Чжаньго, направленных на восстановление захваченных ранее государств. Поводом послужил случай с 900 рабочими, которые из-за сильных дождей опаздывали на работы по постройке Великой Китайской стены. По законам того времени — это каралось смертью. Вместо того, чтобы явиться к месту работ и принять казнь, они образовали повстанческий отряд, который вскоре составил 300 000 человек.
Основатель династии Лю Бан происходил из крестьян. Лю Бан встал во главе повстанцев, которым удалось взять столицу Сяньян и свергнуть династию Цинь. Он основал новую династию. Она вошла в историю под именем Первой, или Западной династии Хань
Начальный период (206 до н. э.- 9 н. э.) со столицей Чанъань носит название ранней Хань или западной Хань. История этой империи изложена в письменном сочинении Ханьшу. Правление династии Лю прервалось на 16 лет в 8-23 гг. в результате захвата власти родственником династии по женской линии Ван Маном (империя Синь).
Второй период (25-220 н.э.) со столицей Лоян называется поздней Хань или восточной. Его история излагается в сочинении Хоу Ханьшу.
Западная Хань
Западная Хань (206до н.э. — 9 н.э.) вошла в историю, как первая единая и могущественная империя в истории Китая. Период ее власти начинаеться с 206 г. до н.э. и оканчивается 24 годом н.э.. Лю Бан стал императором Гао-Цзу после четырех лет гражданской войны, развязанной крестьянскими повстанческими движениями против деспотического правления династии Цинь (221 - 207 до н.э.).
Лю Бан давал людям работу смотря на их способности. а не на происхождение и богатство. В круг его правительства вошли многие крепостные и простолюдины. В следствии чего, экономика стала очень быстро восстонавливаться, в правительстве Гао-Цзы было много действительно хороших политиков. Столица была названа Чанъань (ныне Сиань).
Уже в 202 г. до н.э. по случаю инаугурации Лю Бан провозгласил широкую амнистию, призвав всех беглых и изгнанных вернуться домой и получить свои земли и жилища.
Он отменил суровые наказания времен династии Цинь и сделал акцент на нижнем звене администрации, на сельских старейшинах — саньлао, в среде которых бытовали древние традиции. Сохранив легистскую систему административных рангов, низшие, восемь из них он распорядился по-прежнему присваивать простолюдинам, включая сань-лао.
В 199 г. до н.э. было начато строительство дворцового комплекса Вэйянгун в новой ханьской столице Чанань. Однако главной слабостью ханьской власти продолжало быть отсутствие надежной централизованной административной системы. Создать ее вместо развалившейся циньской было делом нелегким и требовало много времени. Кроме того, Гао-Цзу сознавал необходимость вознаградить всех, кто помог ему одержать победу, кто был рядом с ним в суровые годы, кто был в числе его родственников и приближенных.
Способ вознаграждения, известный из древнекитайской истории, был один — раздать заслуженным людям титулы, ранги и соответствующие земельные пожалования, по большей части с заметными защитными правами, что превращало всех их в могущественных удельных властителей.
В первые годы правления Гао-Цзы (Лю Бан), в Поднебесной было создано 143 удела. В среднем это были уделы в 1 — 2 тыс. дворов, но иногда достигали и до 1 0 — 1 2 тыс. Каждый из владельцев удела имел титул хоу, передававшийся вместе с уделом по наследству. Ближайшие преемники Лю Бана продолжали в этом смысле его политику, жалуя десятки новых уделов своим близким родственникам и заслуженным помощникам.
Со времена многие представители удельной знати настолько укрепились в своих владениях, что наиболее близкие из них по степени родства с императором стали именоваться уже титулом ван. Ваны и хоу чувствовали себя в своих уделах прочно и порой затевали мятежи против законного правителя Поднебесной.
Однако, в масштабах Поднебесной удельная знать, в целом, и по числу и по количеству подданных занимала не слишком заметное место. Львиная доля территории и подданных властителя Поднебесной оставалась под властью центра, и потому едва ли не самой важной задачей было создать надежную систему централизованной администрации, на которую могла бы опираться империя.
Собственно, это и было главной целью деятельности нескольких ближайших преемников Лю Бана, вплоть до его великого правнука У-Ди, который окончательно решил, наконец, проблему управления империей.
Династия Западная Хань на основе ряда политических и экономических реформ, правила в течение 12 императорских правлений, которые привели Поднебесную к миру и процветанию.За более чем 200-летний период, Западная Хань стала одной из самых могущественных династий.
Император Династии Хань — У-Ди
Преемником Цзин-ди был его сын и правнук Лю Бана — У-ди, или Лю Че (140—87 гг. до н.э.). Именно за годы его правления, которое было одним из наиболее долгих и плодотворных в истории Китая, конфуцианство не только окончательно вышло на передний план и стало основой образа жизни китайцев, но и оказалось фундаментом всей зрелой китайской цивилизации.
С этого времени, с царствования ханьского У-ди, почти полуторатысячелетний период древнекитайской истории — истории урбанистических государственных образований и складывания цивилизационных основ — завершает свой путь и передает эстафетную палочку истории развитой и сложившейся конфуцианской империи.
Ханьский Китай времен У-ди — это период расцвета еще недавно, чуть более полувека назад воссозданной из руин империи. Земледелие в стране процветало, причем налоги были сравнительно низкими, обычно не более 1 / 1 5 части урожая. Правда, они дополнялись подушной податью, а также различного рода отработками и повинностями, но в целом все это было обычно и потому терпимо.
Резко увеличилось население страны, достигшее в I в. до н.э. 60 млн. человек. Освоение новых земель дало толчок развитию агротехники, включая пахоту с применением тяглового скота (впрочем, оставшуюся достоянием лишь немногих), а также грядковую систему обработки земли вручную (именно при этом способе обработки крестьяне в подавляющем своем большинстве получали хорошие урожаи со своих полей).
Тщательно поддерживались старые и по мере необходимости создавались новые ирригационные системы. В порядке были дороги, а вдоль дорог поднимались новые города, число которых с начала имперского периода истории Китая непрерывно увеличивалось.
Третий император У-ди правил дольше всех других представителей династии. Он вошёл в историю как энергичный и доблестный правитель, на время отодвинувший от китайских границ угрозу кочевых набегов. Краеугольными камнями государства были провозглашены конфуцианская учёность и гражданская служба. Для установления дипломатических союзов с народами Средней Азии У-ди организовал миссии Чжан Цяня, которые существенно расширили знания китайцев о западном мире.
В возрасте 70 лет У-Ди умер на троне, окончив свое 54-летнее правление.
Династия Западная Хань завершилась императором Лю Ин. Страна погрязла в революциях. Ван Ман захватили императорский трон (9 — 23 гг. н.э.) и изменил название династии — Синь.
Династия Синь
Династия Синь ( 9-24 гг. н.э.) — китайская династия, следовавшая за династией Западная Хань и перед династией Восточная Хань. Однако, Синь не соответствует как таковому определению династии, так как состояла только из одного человека — Ван Мана — тесть императора Пин-Ди.
Ван Ман сначала был назначен регентом, а затем принял титул императора Китая. Это произошло в 8 году н. э.. Проводимая Ван Маном политика, в частности, повышение налогов для крестьян и ремесленников, вызвала большое количество народных восстаний. В результате одного из этих восстаний — восстание краснобровых, произошедшее в 23 году — император был свергнут.
Это восстание было подавлено Лю Сю, (династия Хань), который был доверенным людей. В 25 году н.э., Лю Сю восстановил династию Хань (Восточная Хань) и сделал Ло Ян столицей империи.
Произошло объединение Китая империей Восточная Хань.
Восточная Хань
В результате победы движения «краснобровых» 5 августа 23 года Лю Сю, будущему императору Гуан У-ди, удалось вернуть власть фамилии Лю. Хотя на первых порах на престолонаследие претендовали разные лица, восстановленная династия Хань просуществовала до 220 года под названием Поздней (Хоу) или Восточной (Дун) Хань.
Прежняя столица после периода восстаний находилась в развалинах, и императоры вместо её восстановления предпочли перебраться в Лоян, где в 68 г. был основан первый в Китае буддийский храм, Баймасы. Вместе со столицей ханьские правители оставили в прошлом бесконечные интриги супруг императора и их родственников. Государство усилилось до такой степени, что нанесло решительные поражения кочевникам и предприняло попытки утвердиться в Средней Азии.
Самых процветающим периодом правления династии Восточная Хань — это середина первого века. После царствования императоров Гуану, Мин и Чжан, Хань восстановила свое процветание. В целом, ее экономическое, научное и культурное развитие превзошло Западную Хань
В Китай («Серес») прибывали посольства из Средиземноморья, а ханьский разведывательный отряд во главе с Гань Ином добрался до Месопотамии. Солдаты Бань Чао, как считается, достигли Каспийского моря. Так далеко на запад китайские войска больше не зайдут до танского периода.
Упадок Династии Хань — Начало периода Троецарствия
После этого периода большинство императоров были несовершеннолетними и в реальности императорская власть была у их дальних родственников и евнухов. Это вызвало тьму и коррупцию в более поздний период, когда фермеры по всей стране начали восстания против своих правителей. Период династического упадка принято связывать с правлением Хэ-Ди. С этого момента начинается постепенное угасание эпохи Восточная Хань.
В 184 году в стране вспыхнуло восстание жёлтых повязок. Сил для подавления восстания правительство не имело, поэтому созданием армий занялись наиболее могущественные аристократы. После подавления восстания реальная власть оказалась в руках командиров этих армий, между которыми развернулась борьба за престол.
В 196 году полководец Цао Цао уговорил императора Сянь-ди перебраться из разрушенной столицы Лояна в свою столицу Сюй в Инчуани. После этого Цао Цао фактически стал правителем Китая, сохраняя видимость правления династии Хань. Однако после смерти Цао Цао в 220 году его сын Цао Пэй вынудил императора Сянь-Ди отречься от престола, дав ему титул Шаньянского гуна.
Цао Пи основал династию Вэй, с которой начался период Троецарствия в истории Китая.
Интересно! История Китая
Наука
Некоторые важные изменения произошли в науке и культуре в период правления династии Западная Хань:
Прогресс был достигнут в области астрономии. Положение небесных тел было записано в мельчайших подробностях, это была первая, в истории человечества, карта Солнечной системы.
Знаменитый астроном Чжан Хэн создал специальное оборудование, которое считалось самым ранним сейсмографом в мире, с великолепным методом тестирования землетрясений.
В 105 году до н.э., придворный по имени Цай Лунь улучшил предыдущий метод изготовления бумаги.
Плодотворными были достижения в медицине, сделанные известным хирургом древнего Китая — Хуа, который стал использовать обезболивающие лекарства в лечебной деятельности.
Самые ранние математические работы были созданы также в период Западной Хань.
Культура и искусство
В период правления династии Восточная Хань, искусство стало все более приобретать статус и значение.
Каллиграфия и живопись перестала быть лишь средством передачи информации, стали появляться первые работы мастеров, увидевших все очарование каллиграфических рисунков и живописи.
Развивалось керамическое производство. Изделия из керамики прочно вошли в обиход людей в этот период. Методы изготовления фарфора, разработанные в это время были настолько великолепны, что их можно сравнить только с тем, что производится сегодня. До сих пор археологи находят образцы, которые показывают превосходство данного ремесла в период династии Хань.
Литература процветала с изобретением бумаги, как искусство процветало с изобретением ткацкого станка, и изобретением фарфора.
Великий историк Сыма Цянь внес свой вклад в китайской историографию, написав книгу истории. Это первая летопись китайской истории (период от Хуанди до императора У — Ди), которая занимает важное положение в истории и литературе Китая.
Достижения Западной Хань оказало глубокое влияние на развитие Северного Вьетнама и Северной Кореи путем расширения империи, и на Японию через тесные торговые связи.
Интересно! Культура Древнего Китая и Искусство Китая
Торговля
Стабильность в стране, бурное развитие искусства, изобретение бумаги и фарфора, становление промышленности — все это создало благоприятную среду для развития торговых отношений. Многие торговые города развивались вокруг центра Чанъань. Не только внутренняя торговля процветала.
Внешняя торговля достигла своего расцвета благодаря открытию Шелкового пути. Дипломатические представительства и торговля были установлены с древним Римом, Индией и с рядом других странах.
Промышленность
Значительно улучшилось металлургическое производство и текстильной промышленности.
Стали применяться ткацкие станки, заменив собой мануфактуры.
Плавление железа стало производиться в больших масштабах, уголь стал применяться в качестве топлива.
Были разработаны гидравлические системы, с использованием энергии воды.
Правление династии Хань было периодом мира и процветания. В это время Китай был Мировой державой с развитым литературным творчеством, искусством, культурой и технологиями. В этот период достигаются многочисленные успехи в разных отраслях жизни народа. Некоторые из достижений эпохи Хань, все еще имеют влияние на жизнь китайского народа сегодня.
azialand.ru
Древний Китай
.
Формирование основ государства и общества
В отличие от Индии Китай - страна истории. Начиная с глубокой древности умелые и старательные грамотеи-летописцы фиксировали на гадательных костях и панцирях черепах, бамбуковых планках и шелке, а затем и на бумаге все то, что они видели и слышали, что происходило вокруг них и заслуживало упоминания. Отсюда - гигантское, практически необозримое количество письменных источников, которые, в сочетании с обильными данными археологии, дают богатый материал для реконструкции политических событий, социальных процессов, мировоззренческих идей. Не все источники и далеко не во всем заслуживают полного доверия: стоит напомнить, что значительная часть текстов - прежде всего трактаты религиозно-этического содержания, но частично также и исторические сочинения - имеет явно дидактический характер. Одно несомненно: все древнекитайские тексты, или почти все, сыграли огромную роль в последующей ориентации страны и народа, китайской цивилизации. Канонизированные потомками такие тексты, и прежде всего те из них, в которых излагались учение древнекитайского мудреца Конфуция и связанный с этим учением взгляд на вещи, на мир, на человека, на общество и государство, сыграли в истории и культуре Китая не меньшую роль, нежели доктрины брахманизма, буддизма и индуизма в судьбах Индии. И хотя между китайским и индийским взглядами на мир было нечто общее в самом глубинном мировоззренческом аспекте - именно то, что отличало Индию и Китай в этом плане от ближневосточно-средиземноморской системы мировоззренческих ценностей, - китайская цивилизация всегда была уникальной и во многом расходилась со всеми остальными, включая и индийскую. А по некоторым пунктам разница между Китаем и Индией была огромной.
Начать с того, что если в Индии определенный кармой и пожизненно фиксированный социальный статус индивида почти не предоставлял простора для престижных устремлений и это сыграло существенную роль в устремлении людей в сторону поиска мокши и нирваны, в направлении к впечатляющим, но практически мало полезным упражнениям и ухищрениям аскезы и йоги, то в Китае, напротив, каждый всегда считался кузнецом своего счастья в земной жизни. Социально-политическая активность, едва заметная в Индии, здесь была - как, впрочем, и на Ближнем Востоке и тем более в Европе - основой стремления к улучшению жизни и личной доли каждого. При этом характерно, что если в ближневосточно-средизем-номорском регионе такого рода активность со временем стала всерьез подавляться религией, призывавшей к царствию небесному либо настаивавшей на божественном предопределении (именно такого рода идеи были характеры для мировых монотеистических религий, христианства и ислама), то в Китае активный акцент на поиски земного счастья, сделанный еще Конфуцием, продолжал неизменно существовать всегда. И это далеко еще не достаточно отмеченное специалистами обстоятельство сыграло существенную роль как в истории страны, так и в жизни ее народа, социальную активность которого трудно переоценить. Можно сказать, в частности, что именно с древности ведется отсчет небывалой насыщенности китайской истории массовыми народными движениями. В этом же корни столь заметной и типичной именно для Китая социальной мобильности.
Возникновение китайской цивилизации
Древнекитайский очаг земледельческого неолита возник примерно в VI - V тысячелетиях до н. э. в бассейне Хуанхэ. Это хорошо известная специалистам культура Яншао. Расписная керамика и навыки выращивания зерновых культур, прежде всего чумизы, равно как и знакомство с одомашниванием скота (свинья), позволяют, наряду с некоторыми другими аналогичными факторами, ставить вопрос о ее генетической связи с аналогичными культурами расписной керамики более западных регионов, в частности ближневосточного, где происходила неолитическая революция и откуда шло массовое расселение неолитических земледельцев. И хотя этот взгляд на генезис китайского неолита вызывает возражения, значимость которых усилилась за последние годы в связи с открытием юго-восточноазиатского центра незернового земледельческого неолита (таро, яме, батат, бобовые), тем не менее многое, включая и некоторые новые археологические раскопки в западных районах Китая, по-прежнему говорит о том, что своими навыками в сфере зернового земледелия и тем более практикой росписи и формами орнамента на керамике культура Яншао обязана более ранним западным вариантам единой серии культур расписной керамики Евразии.
Специальное изучение проблем генезиса китайской цивилизации показало, что и последующие кардинальные нововведения в сфере материальной культуры были связаны, по меньшей мере частично, с инфильтрациями извне. Речь идет не о миграциях в массовом масштабе; миграции были, видимо, минимальными. Хорошо известно, что преобладающим расовым типом на древнекитайской равнине издревле были монголоиды (вкрапления европеоидно-австралоидных расовых типов единичны), и именно это весьма существенно отличает древнекитайский очаг цивилизации от всех остальных, по крайней мере в Старом Свете. Но, несмотря на это, воздействия извне играли едва ли не решающую роль как в процессе трансформации культуры Яншао в неолит черно-серой керамики луншаньско-луншаноидного типа, для которого были характерны ближневосточные виды злаков (пшеница, ячмень) и породы домашнего скота (корова, овца, коза), гончарный круг и иные нововведения, к тому времени (II тысячелетие до н. э.) уже хорошо известные к западу от Китая, так и при переходе от неолита к эпохе бронзы.
Бронзовый век в Китае зафиксирован археологами с середины II тысячелетия до н. э., причем как темпы его появления и расцвета, так и высокий уровень бронзолитейного дела в сочетании с рядом иных важных нововведений, как, например, письменность, практика строительства пышных дворцов и сооружения гробниц, искусство резьбы по камню, высококачественная отделка утвари, украшений, оружия и многие иные аксессуары развитой урбанизации, позволяют предполагать, что цивилизация бронзового века в Китае (эпоха Шан-Инь) очень многим обязана культурным влияниям извне. Если учесть, что иньцы были монголоидами, трудно опять-таки говорить о миграциях в сколько-нибудь существенных размерах наподобие, скажем, арийской в Северной Индии. Но несомненно, что в какой-то степени такого рода миграции все же имели место. Об этом наиболее убедительно свидетельствуют иньские боевые колесницы, запряженные лошадьми. Ни лошадей, ни колесниц доиньский Китай не знал, но зато и то, и другое было хорошо известно в ближневосточной древности, о чем уже упоминалось. Идентичность иньских колесниц индоевропейским ныне уже совершенно очевидна для специалистов, и это, в сочетании с данными некоторых лингвистических исследований о наличии в древнекитайской лексике определенного количества индоевропейских корней, позволяет с немалой долей уверенности предполагать, что мигрировавшие в сторону Средней Азии в середине II тысячелетия до н. э. индоевропейские племена могли сыграть определенную роль в процессе генезиса китайской цивилизации, предстающей ныне перед наукой в виде раскопанного археологами иньского городища в Аньяне (XIII- XI вв. до н. э.) и всей династии Шан-Инь.
Династия Шан-Инь и проблема Ся
Древнекитайская историографическая традиция начинает историю Китая с описания периода правления пяти легендарных императоров, эра владычества которых воспринимается как золотой век мудрости, справедливости и добродетели. Мудрец Яо передал свой престол способному и добродетельному Шуню, а тот - великому Юю, начиная с правления которого власть стала передаваться по наследству. Юй считается основателем первой в китайской традиции династии Ся.
В общих чертах это предание вполне вписывается в закономерность трансформации избираемого на основе принципа меритократии правителя в наследственного монарха, о чем уже шла речь. Но вопрос об историчности династии Ся вызывает, тем не менее, определенные сомнения. Китайская историографическая традиция считает, что эта династия правила Китаем на протяжении ряда веков в конце III и начале II тысячелетия до н. э., пока ее последний недобродетельный представитель Цзе не растерял свой авторитет и не лишился поэтому морального права управлять Поднебесной, - тогда он и был побежден добродетельным иньским Чэн Таном, основавшим новую династию. Это предание со всеми его деталями - важность авторитета и добродетельности для сохранения и приобретения права на власть ~ тоже вполне соответствует реально существовавшей норме. Так в чем же сомнения?
Следует заметить, что аутентичные иньские источники, надписи на гадательных костях и черепашьих панцирях, ничего не говорят о подобного рода преданиях. Более того, вообще не упоминают о Ся, не используют этого знака для обозначения государства либо династии и не содержат никаких данных о том, что такого рода государство (или династия) когда-либо существовало в Китае до Шан-Инь, даже под иным именем. При всем том, что иньские надписи содержат весьма много сведений о соседних народах и взаимоотношениях с ними на протяжении ряда веков, такое умолчание красноречиво. Конечно, не исключено, что иньцы до оседания их в бассейне Хуанхэ и тем более в районе Аньяна, где они оказались не сразу, имели столкновения с иными обитавшими в этом регионе народами, может быть даже и протогосударствами. Возможно, эти столкновения привели к гибели какие-то более или менее известные и даже достаточно долго существовавшие протополитические и политические структуры, воспоминания о которых впоследствии легли в предание о Ся. И далеко не случайно китайские археологи почти каждую из вновь обнаруживаемых в бассейне Хуанхэ ранних бронзовых стоянок или промежуточных между Луншань и Шан-Инь культур рассматривают в качестве возможных кандидатов на отождествление с Ся. Но, во-первых, доказать это практически невозможно, пока не обнаружены надписи, которые позволили бы уверенно отождествить что-либо с Ся. А во-вторых, есть серьезные основания полагать, что такого Ся, о котором говорят более поздние предания, вообще не существовало. Известно, что в начале Чжоу, когда предания записывались, термином Ся обозначалась совокупность китайских земель и населения. Не исключено, что вторжение иньцев в бассейн Хуанхэ и приход их в район Аньяна со временем и были осмыслены как замена одних (Ся) другими (иньцами),
Проблема Ся, немаловажная сама по себе, весьма значительна еще и как своего рода лакмусовая бумага, которая выцвечивает характер и принципы составления древнекитайских источников, соотношение достоверности и дидактической заданности в некоторых из них. Что-то существовало реально, что-то было со временем домыслено в соответствии с уже возникшими и ставшими нормой представлениями о том, как именно это должно было бы быть. Потом то и другое обобщается, причем не в форме бесстрастной летописи, а в виде дидактического назидания с явственным ритуально-этическим подтекстом. Возникает текст, впоследствии канонизируемый и воспринимаемый всеми как святая истина, как "стоящая вне сомнений догма. Текст живет, обрастает комментариями, доживает до наших дней. Многое в нем достоверно и может быть косвенно подтверждено археологией, аутентичными надписями. Авторитет текста растет. Но все ли в нем столь же истинно, как то, что может быть подтверждено? Пример с Ся - а казусов такого рода древнекитайская историографическая традиция знает немало - убедительно говорит в пользу сомнений.
Как бы то ни было, но одно несомненно: в конце эпохи неолита в луншаньско-луншаноидной неолитической среде земледельцев бассейна Хуанхэ появляется достаточно развитая бронзовая культура Шан-Инь. Появляется не сразу, но как бы волнами: одни стоянка и городища демонстрируют менее развитый комплекс бронзовой культуры, другие - тот же комплекс, но с рядом принципиально новых и важных нововведений, которые едва ли могли спонтанно вызреть за те немногие два-три века, которые отделяют друг от друга ранние и поздние иньские городища. Позднее аньянское городище демонстрирует явное превосходство иньцев над окружающими их племенами. Оно проявлялось и в обладании высококачественной боевой техникой (колесницы, обилие бронзового оружия), и в наличии развитой иероглифической письменности, и во многом другом. Иньская общность осела в районе Аньяна, причем есть основания полагать, что после этого (нам неизвестно, сколь велика была иньская общность, через какой процесс ассимиляции с местным населением она прошла перед тем, как осесть в Аньяне) достаточно быстро сложилось крупное политическое образование типа сложного составного протогосударства во главе с всевластным правителем, подчинившим своему влиянию довольно обширную тяготевшую к иньцам и их культуре периферию.
Имеющиеся данные позволяют заключить, что в XIII - XII вв. до н. э. политическая структура Инь подразделялась на три неравные и структурно неодинаковые части. Первая - внутренняя зона с центром в столице. Зона находилась под непосредственной юрисдикцией правителя-вана и его центральной администрации. Трудно с уверенностью отождествлять аньянское городище со столицей Шан (для этого есть некоторые сомнения), но в любом случае столица Шан была где-то здесь же, рядом. О ней есть масса материалов в гадательных надписях, обнаруженных в Аньяне. О ее облике свидетельствуют обнаруженные археологами изделия из царских гробниц и менее пышных могильников, раскопанных близ Аньяна. Вторая зона - промежуточная. Она состояла из окружавших столицу Шан многочисленных региональных подразделений, управлявшихся титулованными местными правителями, подчиненными правителю-вану (в их числе были и родственники вана, подчас и его жены). В надписях много материалов о таких подразделениях, а точнее - о связях их с центром, об информации с мест и руководящих указаниях вана. И наконец, третья зона - внешняя. Она состояла из различных племен, правители которых в какой-то мере признавали авторитет иньского вана, но вели себя независимо по отношению к нему. Строгой границы между второй и третьей зонами не было. Подчас вчерашний региональный вассал-администратор мог сегодня выступить против вана в союзе с кем-либо из независимых племенных вождей внешней зоны. Любой из этих последних мог вступить с иньским ваном в более тесный контакт и стать его вассалом. В целом, однако, можно заметить, что разница между промежуточной и внешней зонами была в том, что первую населяли иньцы, тогда как внешнюю неиньские племена. Именно поэтому существовала и своего рода закономерность:чем ближе к столице, тем более гомогенно местное население, теснее его связь с центром, очевиднее его зависимость от вана, от помощи вана, включая и военную.
Правитель-ван, возглавлявший всю структуру, был одновременно и первосвященником, т. е. символизировал своей персоной сакрально-связующее единство складывавшейся и разраставшейся иньской общности. Должность его была наследственной, но практика наследования находилась еще в процессе становления: так, век-полтора, вплоть до периода правления последних четырех ванов, право на освободившийся престол обычно оспаривали представители старшего поколения в клане вана, его братья и кузены, но не сыновья. Только при последних четырех правителях прочно установилась система наследования от отца к сыну - система, ставшая нормой в Китае. Параллельно с этим шел процесс отпочкования в клане вана знатных субкланов-цзу, значительная часть которых специализировалась в сфере военного дела.
Система администрации в Шан-Инь, известная в основном опять-таки по данным гадательных надписей, свидетельствует о том, что в центральной столичной зоне на долю вана и его аппарата администрации выпадали заботы об урожае, подготовке и расчистке полей, о решении других важных хозяйственных вопросов, а также о защите тех или иных региональных подразделений и окраин от вторжений варварских племен. Анализ терминов показывает, что администрация делилась на три основные категории - высших администраторов-сановников, низших чиновников-распорядителей, а также должностных лиц, отвечавших за военную подготовку и охоту, что было очень важной и особой сферой деятельности иньской знати (к этой категории администраторов и служащих относились, в частности, оружейники, конюшие, псари и др.).
Содержался весь этот аппарат администрации и обслуживания верхов за счет избыточного продукта коллектива, редистрибуция которого была одной из функций власти. За этот же счет содержались многочисленные ремесленники разных специальностей, работавшие под началом своих старших, которые включались в число чиновников вана и отвечали перед ним за работу своих подопечных. Вся ремесленная продукция использовалась в централизованном порядке, примерно так, как это было в царско-храмовых хозяйствах Древнего Египта или Двуречья. Во время раскопок близ Аньяна был обнаружен склад, в котором хранилось до 3,5 тыс. каменных серпов, и это безусловно свидетельствует о централизованно регулируемом характере земледельческих работ на совместно обрабатывавшихся полях. Можно добавить к сказанному, что книга песен Шицзин также упоминает о больших полях, обрабатывавшихся коллективами крестьян под контролем надсмотрщиков. Пусть это не было столь зловеще-символическим, как в изображениях на древнеегипетских рельефах (человек с палкой или кнутом), но сам факт достаточно красноречив: на ииьских полях были надсмотрщики. Надписи именуют их обычно термином сяо-чэнь, иногда другими терминами.
Хотя гадательные надписи почти ничего не говорят о формах общинной организации иньского населения, можно с уверенностью сказать, что община в иньское время существовала. Надписи обозначают поселения термином "и". Население этих "и" обрабатывало, видимо, свои поля, а формой извлечения избыточного продукта была скорее всего отработка крестьян или их представителей на больших совместно обрабатывавшихся общественных полях - тех самых, забота о содержании которых была одной из важных функций вана и его помощников. Из надписей типа: "Ван отдал приказ чжун-жэнь: "Совместно трудитесь на полях, тогда получим урожай"" - явствует, что о вспашке некоторых из этих общих полей заботился лично ван, а обработка их казенным инвентарем дает основание полагать, что для этой работы привлекались трудившиеся в порядке повинности общинники, о чем только что упоминалось. Впрочем, не исключено, что эти поля обрабатывались теми иньцами, которые находились в особом положении, т. е. были как бы приписаны к большим полям (опять-таки по аналогии с теми неполноправными, кто обрабатывал поля в царско-храмовых хозяйствах древнего Ближнего Востока), К сожалению, данных на этот счет нет.
Судя по всему, иньцы жили компактным и этнически гомогенным (во всяком случае, в пределах столичной, да ", видимо, промежуточной зоны) коллективом одноплеменников, сплоченных совместной обрядово-культовой практикой, жертвоприношениями в честь их общих предков, божеств и духов. Как и индоарии, иньцы практиковали человеческие жертвы, для чего использовались чаще всего пленные иноплеменники из числа -западных соседей иньцев - цян. "Принести в жертву предку Дину 300 цян", - гласит одна из многих аналогичных надписей. В промежутках между очередными жертвоприношениями пленных цян подчас использовали на тяжелых работах, как, например, для расчистки земли под пахотные поля, но сообщения на эту тему единичны и не очень понятны.
Ясно, однако, что жертвоприношениям в честь умерших предков-правителей, обожествленных ванов, иньцы уделяли огромное внимание - как и вообще ритуалам и обрядам, в частности обряду общения с теми же умершими ванами. Собственно, именно для нужд регулярной связи с покойными предками, от воли и поддержки которых, по представлениям иньцев, зависело нормальное существование коллектива, и использовались гадательные кости. Информируя предков о положении и текущих нуждах, обращаясь к ним с просьбами в трудную минуту, иньцы записывали на специально обработанных бараньих лопатках и панцирях черепах суть дела И проводили обряд гадания. Так и возникали те надписи, полторы сотни тысяч которых ныне являются важнейшим, источником эпохи Шан-Инь.