Обряды древнего египта. Мифология Египта - боги древнего пантеона
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Погребальные обряды древнего Египта. Обряды древнего египта


Могилы и похоронные обряды - Древний Египет

могилы и похоронные обряды

Древние Египтяне верили, что мертвым могут понадобиться такие предметы, какими они пользовались при жизни, отчасти потому, что люди, по их представлениям, состояли из тела и души, поэтому продолжение жизни после смерти должно было касаться и тела. Это должно было означать, что тело следовало хорошо подготовить для оживления и что для него должны были быть приготовлены полезные и ценные вещи. Отсюда необходимость мумифицирования и снабжение могил всеми необходимыми вещами, способными сохранить тело в безопасности. Сохранение тела и обеспечение его предметами первой необходимости соответствовали, таким образом, религиозным верованиям в то, что жизнь не кончается. (Некоторые из древних могильных надписей убеждали умерших, что смерть в конце концов - всего лишь иллюзия: Не умершим ты ушел; ты ушел живым .)

Сначала тела сохранял сухой климат пустыни, но постепенно развивалась техника, которая обеспечивала поразительно сложную консервацию. Полное мумифицирование органов и заполнение впадин тканью, пропитанной нашатырем, специями и маслом. Натрий, специи и масло прикладывались также снаружи, и тело заворачивалось в холст. Внутренние органы сохранялись с четырех кувшинах, как говорилось, охраняемых четырьмя сыновьями Гора. Сердце не вынималось, подобно другим органам, потому что оно было местопребыванием духовного начала; поэтому его клали на чашу весов с зале Суда, чтобы вынести приговор умершему. Но около 1500 года до н. э. полная мумификация стала доступна не только для членов семьи фараона, хотя она все еще оставалась недостижимой для низших классов.

Первая пирамида, построенная около 2700 года до н. э., была ступенчатой пирамидой в Сахаре, предназначенной для царя Джосера - это самое древнее каменное сооружение, построенное человеком. Идея ступенчатой формы, вероятно, связана с подъемом к солнцу и к небесам. У фараонов обычно были самые большие могилы и пирамиды, потому что они обладали достаточной властью и богатством, чтобы их строить, и потому, что народ с достаточной готовностью расходовал такие силы во имя бога-царя. Трудно подсчитать объем трудов и средств, которые уходили на строительство пирамид. Греческий историк Геродот оценил, что для возведения единственной пирамиды Хуфу в Гизе 100000 рабочих работали 20 лет. Те, кто мог себе это позволить, делали вклады, чтобы оплатить убранство могилы и услуги жрецов, которые после следили бы за хорошим самочувствием духов умершего. Эти жрецы проводили постоянные церемонии в молельне склепа. Эти услуги, разумеется, не были доступны для бедных, но поскольку идея бессмертия демократизировалась, они надеялись на то же самое. Большинство бедняков подвергалось минимальной мумификации, и многие из них хоронились в ямах.

Внутри могил находились рисунки и барельефы сцен загробной жизни, обычно изображающие чествование умершего знатными особами или то, как о нем заботятся слуги, или то, как он объезжает свои многочисленные земли и владения. Эти изображения служили нескольким целям. Создавая необходимое эстетическое обрамление, они одновременно были своеобразными магическими дублерами для умершего. Если бы жрецам не удалось исполнить погребальный обряд до конца, все, что могло пригодиться, в отношении слуг, еды, предметов обихода, социального статуса, было изображено для нужд умершего. Более того, чтобы положение умершего в загробной жизни было более значимым, его потомки должны были с большей готовностью приглядывать за могилой и поминать умершего. Бессмертию, как форме вечной памяти среди родственников и друзей, придавалось особое значение.

Кроме различных вариантов бессмертия, представленных в захоронениях, существовали особые египетские праздники, проводившиеся в больших семьях с чествованием статуй предков. Во время Фестиваля долины Фив семьи открывали могилы и приносили еду своим предкам. Семьи, не желающие предоставить умершим решать свои проблемы в одиночестве, часто следили за исполнением ритуальных обрядов у могил. Поощрялось получение семьями доступа к умершему по особым случаям или в перерывах между праздниками, поскольку считалось, что их потомки также будут приглядывать за их могилами. Ограбление или разрушение могилы воспринималось как сокрушительный удар, так как вследствие его умерший лишался поддержки в загробной жизни и памяти живущих. Такой дух мог в конце концов заколдовать кладбище или какого-нибудь человека, а мог попросту исчезнуть и навсегда утратить существование.

Еще более важной, чем могила или физическая сохранность, была забота о душе, которая обеспечивалась точным соблюдением всего погребального ритуала. Если он проводился с нарушениями, это могло отразиться на вечном состоянии умершего. Главной процедурой этой похоронной церемонии было открывание рта умершего и прикосновение к нему с помощью заостренного плотницкого топорика. В это время Ба (душа) выходит через рот, и считалось, что это должно возродить все телесные способности для новой жизни. Верили также, что в ином мире это будет способствовать соединению Ба и Ка.

Другая часть погребальной церемонии была связана с почитанием Осириса. Имя Осириса могло быть присоединено к имени умершего или умерший мог быть изображен с чертами Осириса в надежде, что это дает ему некоторые преимущества на предстоящем суде.

ismailia.ru

Египетская мифология - обычаи, ритуалы, боги древности

Одним из наиболее впечатляющих персонажей древнего пантеона был бог мёртвых в Египте - Анубис. Согласно мифологии Египта, Анубис приходится сыном сестры Исиды - Нефтиды и бога растительности - Осириса. Новорожденного Анубиса мать укрыла от своего супруга Сета в болотах у излучины Нила. Там Исида нашла будущего бога, и воспитала его.

Позднее Сет убивает Осириса, а Анубис заворачивает тело мёртвого бога в ткани, которые пропитываются особым составом. Таким образом, Анубис изготовляет первую мумию. Поэтому его считают богом мёртвых в Египте, а также основателем обряда бальзамирования. Основная обязанность Анубиса - судить умерших и направлять праведных к трону Осириса. Анубиса изображают в виде дикой собаки Саб чёрного цвета, шакала или человека с головой шакала.

 

Бог солнца - Ра

бог солнца - РаЭто верховное божество в мифологии Египта - олицетворение солнца, жизни, позитивной созидательной энергии. В некотором смысле Ра противопоставляется богу мёртвых в Египте - Анубису. Есть несколько версий рождения этого божества. По одной из них, Ра появился на свет из яйца, снесённого птицей "великий Гоготун". По другой версии он появился из Нефертума - цветка лотоса.

Мифология Египта предполагает, что люди возникли из слёз бога Ра. Возможно, эта аллегория намекает на предназначение рода человеческого, роль людей в качестве смертных существ. Согласно легендам, на земле некогда был золотой век - время, когда Ра царствовал подобно человеку - фараону. Ра крепко держал власть в своих руках, а тайна его силы заключалась в его имени. Но когда Ра состарился, а кости его обратились в золото, его правнучка Исида хитростью сумела выпытать у него тайное имя. Последствием этого стало неповиновение людей. Даже египетские жрецы не смогли умилостивить разгневанное божество.

Согласно мифологии Египта, Ра был очень раздосадован тем, что люди вышли из повиновения. Он решает последовать совету Нут, и полностью истребить род человеческий. Он посылает в мир своё "Око Ра" в виде богини Хатхор. Но на следующий день бог солнца пришёл в ужас от содеянного погрома, и спас тех, кто уцелел. И всё же, Ра не простил людям их неблагодарности, и вознёсся от них на небо не спине богини Нут.

Изображается бог солнца Ра в виде человека с головой сокола и солнечным диском над головой.

 

Мифология Египта - демоны и злые духи

Если бог мёртвых в Египте некоторым образом служил людям и Осирису, демоны египта

то демоны, напротив, вносили только смуту и раздоры. Одним из самых коварных демонов в мифологии Египта является исполинский змей Апоп - извечный враг бога Ра. Апоп обитает в центре земного шара и каждую ночь поджидает Ра, чтобы сразиться с ним. В более поздний период развития египетских культов демона Апопа начали отождествлять с богом Сетом, о котором существует немало жутких историй.

Бог Сет - это олицетворение разрушительного, злого начала. Он является одним из четырёх детей богини неба Нут и бога земли Геба, а также убийцей своего брата - Осириса. В мифологии Египта Сет представлен в виде тощего человека с ослиной головой. В греческой мифологии Сет представлен в виде змея с драконовыми головами.

Полагаете, что бог мёртвых в Египте - это самое страшное, что есть в их мифологии? Если так, что ваше представление ошибочно. Представьте себе демона с передней частью льва, крупом бегемота и головой крокодила. Это Аммит - демон женского пола и пожирательница мёртвых.

Аммит должна была ожидать во дворце справедливости, пока на Великих весах взвешивали перо Маат и сердце недавно умершего человека. Если весы показывали равный вес, то человек считался прошедшим испытание и ему давали приют на Поле подношений.

 

Обряды погребения в Египте

сосуды для мумифицированияПосле оплакивания тело умершего доставляли в Дом Золота - мастерскую бальзамировщиков. Было пятеро бальзамировщиков: жрец в маске шакала, изображающий Анубиса, Дуамутеф с головой шакала, Хали с головой павлина, Кебехсенуф с головой сокола, и Имсет, с головой человека.

Перед тем, как препоручить человека богу мёртвых в Египте - Анубису, его следовало подготовить. Тело покойного омывали водой из Нила, затем вскрывали кремневым ножом, и извлекали внутренние органы. Внутренности опускали в священные сосуды - канопы, которые заполняли отварами и снадобьями. Мифология Египта предписывала изготовлять канопы в виде статуэток, изображавших Кебехсенуфа, Дуамутефа, Хапи и Имсета. Затем следовало превратить покойного в мумию, для чего его тело обрабатывали специальными снадобьями из трав и туго пеленали бинтами.

В мифологии Египта большое значение имеет церемониальная магия. Поэтому жрецы пользовались огромным авторитетом и практически разделяли власть с фараонами. К сожалению, почти все секреты жрецов канули в лету, но считается, что они успели сохранить свои знания для потомков. А заключили они свои тайны в символическом ряде одной из самых популярных гадательных систем - Старших Арканах колоды Таро. И по сей день, многие оккультисты пытаются разгадать таинственный шифр и послание, заключённое в нём...

valtasar.ru

Погребальные обряды древнего Египта - путеводитель

Погребальные обряды древнего Египта

Египтяне, как и большинство древних людей, верили в жизнь после смерти. Смерть, по их мнению, представляет собой ступень, которую должен преодолеть каждый человек, стоящий на пути к царству мертвых. Существует такая жизнь где-то далеко, в Западном царстве. При этом важно соблюдать погребальный ритуал, который хоть сложный, но продуман до мелочей. Каждый праведный и грешный должен знать то, что ожидает его на пути в загробное царство.

Ритуал погребения

Благодаря погребальным ритуалам удалось много интересного и нового узнать о жизни древнего египетского народа. С повседневной жизнью, ее деталями можно познакомиться благодаря надписям, сделанных на надгробиях, папирусах, пирамидах и саркофагах. Мумии, которых сохранились до наших дней, дают нам информацию о том, какую косметику и одежду предпочитал египетский народ, что люди ели и пили, какие переносили заболевания.

Тело усопшего должно быть сохранено в целости, только в этом случае его можно отправлять в загробный мир. Важно сохранить душу умершего (Ка) в целой оболочке и нетронутой. Поэтому египтяне придумали различные способы для сохранения тела усопшего. Мертвых хоронили в раскаленном песке, могилы были узкими и мелкими. Усопший высыхал очень быстро, и поэтому сохранялся на долгое время. Позднее стали хоронить в саркофагах, тело перед захоронением бальзамировали, благодаря этому оно не разлагалось.

Бальзамирование

Труп передавали в руки бальзамировщика, который после вскрытия с левой стороны, вынимал все внутренности. Внутренние органы складывали в специальный сосуд (канопу). Такой сосуд имеет форму колонны и часто расписан различными иероглифами. С помощью соли высушивали тело, его полость заполняли смолой, консервирующими веществами.

Мумифицирование

  • Тело усопшего аккуратно и тщательно заворачивали в ткань (льняную). Во время такого процесса произносили магические заклинания, по мнению египтян, с их помощью сохранялось тело.
  • В Древнем Египте символами жизни считаются амулеты и обереги. Поэтому между слоями ткани укладывали египетские кресты и скарабеи.
  • Затем наступал процесс благовония и магических обрядов: мумию украшали драгоценными камнями. Голова также подвергалась мумифицированию, ее обмазывали специальным средством и оборачивали тканью. Для такого обряда бальзамировщик использует большое количество различных веществ, которые являлись воплощением своеобразных и многочисленных обликов Осириса (бога). Поэтому, обязательно нужно было положить немного вещества в левую руку мумии.
  • В завершении над телом мертвого произносили молитву и клали в гроб.

Погребение

Все родственники и друзья присутствовали на погребении обязательно. Плакальщики и священнослужитель приходили только к состоятельному человеку. Личные вещи умершего и продукты питания приносили и клали в могилу. Иногда приводили животных или вместе с телом хоронили слуг, которые должны служить своему господину в мире мертвых. Обязательно читали молитвы и после этого опускали гроб в саркофаг, выполненный из камня. Гроб традиционно помещался в саркофаг через небольшое отверстие, которое закрывали специальной плитой. Плакальщики уходили, а мертвый начинал путешествие в Западное царство.

Рекомендуем ознакомится: http://www.ooolong.ru

worldunique.ru


Смотрите также