Древней греции колонны. Как развивалась капитель колонны в греческих ордерах
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Античность. Древняя Греция. Архитектурный словарь. Древней греции колонны


Древнегреческие колонны: дорическая, ионическая, коринфская

Количество просмотров публикации Древнегреческие колонны: дорическая, ионическая, коринфская - 7790

Системы ордера Древней Греции.

Когда мы говорим об архитектуре Древней Греции, первое, что вспоминаем - это храмы. Величественные, визуально легкие, гармоничные, со стройными колоннадами. Именно к храмам в большей степени принято относить понятие "ордер". Термин впервые ввел в обиход Витрувий.

Ордер (от лат. ordo - ряд, порядок) - система несущих и несомых элементов стоечно-балочной конструкции, имеющих определœенный состав, форму и взаимное расположение. В древнегреческой архитектуре различают три ордера - ионический, дорический и коринфский. Поскольку колонны стали одним из наиболее показательных элементов ордера, о них мы и скажем несколько слов.

Главные структурные элементы двух ордеров одни и те же. Основа­нием для них служит обработанная по всœему периметру ступенями (обыч­но тремя) площадка — стилобат. На ней, по внешнему контуру храма, уста­навливались колонны, состоящие из трех частей: снизу вверх — базы (опорной части), ствола (фуста) и капители — верхней, завершающей части, на которую непосредственно опирается перекрытие-антаблемент. Стволы колонн в обоих ордерах суживаются кверху. Антаблемент состоит также из трех частей (снизу вверх): балки — архитрава, фриза и верхней части — карниза, являвшегося уже элементом крыши.

Древнегреческие колонны: дорическая, ионическая, коринфская

Дорический ордер сформировался примерно в VII в. до н.э. Колонны, выполненные по канонам этого ордера, не имеют базы, они более мощные и приземистые, чем в других ордерах. Дорическая колонна лаконична. Каннелюры, обычно не более 20-ти, проходят вдоль всœего ствола, что визуально утончает колонну, делает ее выше. Капитель состоит из круглой в сечении плиты эхина и невысокой квадратной плиты абаки. Узкое гладкое кольцо, прорезающее колонну под капителью, придает ей эстетическую завершенность, служит логичным переходом от вертикального рисунка каннелюр к горизонтальным элементам капители.

Ионический ордер оформился ненамного позже в конце VII - начале VI вв. до н.э. Ионическая колонна тоньше и выше. Здесь уже есть база сложная, состоящая из нескольких частей различных геометрических форм. Ствол прорезают 24 каннелюры, разделœенные срезами. Увеличение количества желобков зрительно делает колонну еще более стройной и высокой. Эхин орнаментирован и с двух сторон оформлен волютами. Причем, в случае если у центральных колонн волюты располагались диаметрально, то у угловых - на смежных "сторонах" колонны.

Коринфский ордер возник в эпоху классики - V-IV вв. до н.э. Коринфская колонна выше и стройнее всœех остальных. Хотя пропорции немного изменены, ствол и база имеют аналогичные с ионической колонной составляющие. Заметным отличием от предшественниц стала капитель. Она пышно изукрашена резьбой. Основу композиции составляют два ряда листьев аканта. А волюты ионической колонны здесь оригинально "превращены" в разворачивающиеся побеги папоротника или усики виноградной лозы.

Интересно, что "наследники" древнегреческих архитекторов - римляне - считали дорическую колонну чересчур грубой, ионическую - чересчур женственной, а потому использовали их довольно редко, отдавая предпочтение коринфскому ордеру. При этом в более поздние эпохи архитекторы Европы нашли применение всœем типам. В период ренессанса художники черпали вдохновение из образцов коринфского и ионического стиля. А самый старый, дорический, нашел признание позже, в эпоху ампира. Еще позднее лаконичность, строгость этих колонн пришлась к месту при постройке зданий государственных и финансовых учреждений. И теперь дорическую колонну можно увидеть в любом уголке планеты.

Ордер кариатид – не что иное, как сочетание ионийского или дорийского антаблемента со стволом в виде человеческой фигуры. Как пример, южный портик Эрехтейона, пользующийся наибольшей и заслуженной известностью Он является одним из тех произведений, на которых греческий гений проявился с наибольшей оригинальностью и свободой в формах, полных в то же время разумной сдержанности.

Это архитектурное произведение по его украшениям можно отнести к ионийскому ордеру, а по его приземистым пропорциям – к дорическому.

referatwork.ru

Колонны Греции, римские и русские колонны

Колонны Греции, римские и русские колонны - все они были созданы на основе элементов архаичной архитектуры и являются преемниками более старых стилей.

Колонны Парламента Греции созданы по подобию античных греческих колонн.

Колонны берут свое начало в архитектуре архаичных культур. Но на европейское зодчество наибольшее влияние оказали археологические раскопки и сохранившиеся фрагменты строений эпохи Древнего Рима. Позже, когда для европейцев стала доступной территория, где когда-то располагалась Древняя Греция, были созданы теоретические трактаты, связывающие между собой эти древние культуры и доказывающие преемственность архитектурных особенностей.

Колонны Греции

Колонны Греции получили свое развитие с появлением ордерной системы. Если есть желание украсить свой дом греческими колоннами, стоит познакомиться со стилями. Более массивной и менее декорированной была колонна дорического стиля. Позже появилась ионическая колонна, которая была более изящной, и ее украшала декорированная капитель. Более поздняя из колонн Греции - коринфская колонна с капителью, декорированной растительным орнаментом. Местом возникновения колонн дорического стиля традиционно считают побережье Эгейского моря в 4 в. до н. э. Дорические колонны не имели базы, стволы были гладкими или декорированными близко расположенными вертикальными бороздами с острыми гранями - каннелюрами, количество которых было от 16 до 20. Капители отделялись от ствола одной-четырьмя горизонтальными "шейками". В дорическом ордере у колонн под эхином бороздка, а у римских колонн в этом месте выпуклый ободок. Греческие дорические колонны ставили на стилобат, римские колонны имели базы. Рассмотрим ионический ордер колонн Греции времен античности. Ионический ордер, благодаря оценке Витрувия, считался "женским", названным так за свое изящество, стройность и резной узор капители с волютами. Такие колонны украшали, начиная с 4 в до н.э., малоазийские храмы северо-западного побережья Эгейского моря. Примером может служить храм Артемиды Эфесской. Колонна ионического ордера делится на три части: базу, ствол и капитель. База обычно опиралась квадратную плиту. Среди рельефов базы — полувалы, торусы, орнаменты и горизонтальные желобки. Капитель украшали двойные спиральные волюты - завитки. В более ранних храмах волюты располагались только в плоскости фасада, позже ионические колонны Греции стали украшать волютами в четырех плоскостях. Начиная со второй половины 5 в. до н.э. начинают создавать капители, у которых угловая волюта находится под углом 45° к фасаду.

Колонны Греции ионического ордера храма Артемиды Эфесской.

В ионическом ордере эхин находится между волютами, словно бы выходя из-под них. Эхин и абака декорировались яйцеобразными овами, листьями. На стволе располагалось 24 канелюры - глубокие борозды по вертикали. По отношению к диаметру высота колонн составляла в разный период 8:1, 9:1, 9, 52:1 (в портике восточного фасада Эрехтейона). Наверху ствол колонны более узкий, чем внизу.

Сравнение пропорций и украшений дорического и ионического ордера колонн Греции.

Коринфский ордер с капителью, украшенной лепниной в виде корзины с плодами, лентами, листьями, чаще реализовывался в римских колоннах, чем у греков, которые использовали этот ордер реже. Витрувий также объединял его с ионическом ордером, который писал, что коринфская колонна отличается от ионической только высотой.

Стили колонн Греции.

Колонны Греции архитекторы стремились расставить максимально далеко друг от друга, чтобы создать ощущение легкости строения. Например, в храме Геры Самосской, интерколумний (расстояние между колоннами) достигал 8,47 м.

Римские колонны

Колонны отреставрированных римских бань, г. Бат. Сомерсет.

Римские колонны долго считались эталоном для художников, начиная с эпохи Возрождения. Римляне позаимствовали у греков ордерную систему, а вместе с ней и колонны. Однако, у греков колонны служили для опоры сравнительно легких горизонтальных балок, а римские постройки были более массивны, и греческие колонны в качестве опор не подходили. Несущие функции возлагались в основном на стены, а колонны служили, в основном, декором, оставаясь несущими преимущественно в портиках. Римские колоннады теряют строгую соразмерность колонн Греции. Римляне внесли некоторую новизну и в ордера. Римско-дорический стиль не похож на греческий дорический: колонна становится выше (отношение диаметра к высоте в греческой колонне 1:5, а в римской - 1:7). Кроме того, пропадает утолщение в середине, свойственное колонне Греции. Римская колонна дорическая имеет прямой ствол без каннелюр, сужающийся кверху (канелюры, если все же были, начинались с 1/3 высоты), более строгий вид приобрела подушка капители, а под капителью вместо бороздки появилось выпуклое кольцо. Римские колонны ионического ордера тоже претерпели изменения. Стволы нередко изготавливаются без каннелюр, изменился и вид волют. Переделали римляне и коринфский ордер, придав ему большую роскошь: в капители появилось больше листьев аканта с закругленными концами, добавились листья лавра и других растений. Нередко элементы капители отливали из бронзы. Ствол римской колонны коринфского стиля делали монолитными из гранита или мрамора. Чаще стволы были гладкими, но если на них наносили каннелюры, то их количество было больше, чем в колоннах Греции. Среди римских колонн выделяется композитный стиль, объединяющий элементы разных ордеров. В придуманном римлянами композитном стиле соединились элементы ионической и коринфской колонны, когда над "корзиной" размещали завитки волюты. При строительстве римские зодчие могли использовать разные ордера в одном здании: дорический ордер украшал первый этаж, ионический - второй, а коринфский и композитный - верхний.

Композитная римская колонна.

У римских колонн не было столь же выверенного промежутка на фасадах, как у греческих. Иногда их группировали по две, или даже по три.

Русские колонны

Древнерусское зодчество основывалось на византийском искусстве. Знакомство с ордерной системой произошло только во времена Петра Первого, который открыл европейское искусство для России. "Русских" колонн в том же качестве, в котором они существовали в Древнем Риме и Древней Греции, как таковых не было. С внедрением европейских стилей зодчие начали возводить сооружения, украшенные колоннами в стиле классицизм - с заимствованием пропорций и декора ордерной системы, используемых в европейской архитектуре. Однако, с появлением и развитием "нео-русского" стиля ("псевдорусский) появились и "русские" колонны. Этот стиль заслуживает отдельного внимания благодаря своей красочности, яркости, сказочности. Направление псевдорусского стиля возникло в 1870-х гг. на основе народнических идей, породивших широкий интерес людей искусства к народному творчеству 16-17 вв. Поначалу это течение распространилось на загородное деревянное строительство, а затем воплотилось в каменных строениях. Дома строили из красного кирпича или белого камня, их декорировали на манер народного зодчества. В моду вошли "пузатые" и прямоугольные русские колонны и кровля, напоминающая крышу терема. Примером может служить дом купца Игумнова на Большой Якиманке в Москве архитектора Н. Позднеева, построенный в конце 19 в.

Русские колонны дома купца Игумнова на Большой Якиманке. Москва. Псевдорусский стиль, архитектор Н. Позднеев. 1888-1895 г.

Архитектура строения подверглась резкой критике со стороны архитектурного сообщества. Например, архитектор В. Стасов писал о сооружении, что в нем на " пять аршин "греческого классицизма", "три с четвертью итальянского Ренессанса", "ломтик романского", "шесть золотников готики" и "целый пуд русского". При этом он категорически отвергал мнение москвичей, что здание красиво, так как считал, что его архитектура чужда московскому духу. "Русские" колонны украшали ряд древнерусских памятников зодчества. Например, Троицкций собор Ипатьевского монастыря. В Троицкий храм вела галерея, к которой ведет с северной сто¬роны каменное крытое крыльцо, его своды поддерживаются четырьмя колон¬нами с полукруглыми арками с декором из алебастра.

Фигурные колонны у входа в Троицкий собор Ипатьевского монастыря. 1650–1652 гг.

В качестве образца русского зодчества, на который опирались сторонники неорусского стиля, был и собор Василия Блаженного (Покровский собор), построенный в 1555-1561 гг. по указу Ивана Грозного.

Прямоугольные декорированные колонны собора Василия Блаженного. 1551-1561 гг.,  предположительно архитектор Постник.

Образцом нео-русского стиля стало здание ГУМа архитектора А. Померанцева. (1890-1893 гг.), Исторический музей архитектора Владимира Шервуда (1875-1881 гг.)

Прямоугольные русские колонны у центрального входа в Исторический музей. Псевдорусский стиль. архитектор Владимир Шервуд. Москва. Красная площадь. 1875-1881 гг.

Украшая свой дом колоннами в том или ином стиле, можно поддержать архитектурную задумку, которая отразит идею зодчества из прошлых веков. Главное, придерживаться исторической достоверности, чтобы дизайн демонстрировал вкус и знание истории архитектуры.

Автор текста: Марина Калабухова

architan.ru

Античность. Древняя Греция. Архитектурный словарь

Разделы: МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5,9 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: Знакомство, обобщение, актуализация знаний по греческой архитектуре, греческим ордерам.

Задачи:

  • Изучение конструктивных деталей архитектурных ордеров при первом знакомстве с данной темой;
  • Повторение, обобщение, актуализация знаний основных понятий на любом этапе изучения МХК: эпох Древнего Рима, Возрождения, классицизма, неоклассицизма, ампира в Западной Европе и России;
  • Развитие художественно-творческих способностей учащихся, их образного и ассоциативного мышления;
  • Воспитание художественно-эстетического вкуса учащихся.

Слайд 2. Акрополь. Святыней каждого греческого города был акрополь – верхний город – который служил крепостью, а позднее стал играть роль религиозного и культурного центра города. Одним из высших достижений греческой архитектуры является комплекс Афинского Акрополя, восстановленный после изгнания персов в 5 в до н э. “Золотым веком Афин” называют время правления Перикла. С его именем связан расцвет Афин. Именно Перикл замыслил превратить крепость города, где находились главные его святыни, в памятник славы и величия Афин. Осуществление этого плана было поручено Фидию. Под его руководством вырос замечательный архитектурно – скульптурный ансамбль, поражавший современников и потомков удивительным единством и свободной живописной планировкой зданий. До наших дней сооружения Акрополя дошли поврежденными и разрушенными, но не утратили своей благородной красоты и спокойного величия.

Акрополь – “верхний город” - укрепленная возвышенная часть древнегреческого города.

Слайд 3. Акротерий. Скульптурное украшение по углам фронтона здания.

Слайд 4. Амфипростиль. Тип храма, перед двумя противоположными торцевыми фасадами которого располагался один ряд колонн.

Слайд 5. Антаблемент. Горизонтальное балочное перекрытие, опирающееся на колонны и поддерживающее двускатную крышу. Антаблемент состоит из трех горизонтальных балок, расположенных по порядку снизу вверх: архитрав, фриз, карниз.

Слайд 6. Архитектура. Искусство строить и украшать здания.

Слайд 7. Архитрав. Нижняя балка из трех горизонтальных частей антаблемента, опирающаяся на колонны.

Слайд 8. База. В архитектуре: расширенная нижняя часть колонны, столба или пилястры.

Слайд 9. Каннелюры. Вертикальные желобки в стволе колонны. Каннелюры подчеркивают функцию колонны как вертикальной опоры и рассредоточивают яркий свет по всему объекту.

Слайд 10. Капитель. Украшенная верхняя часть колонны, столба или пилястры, на которую опирается балка, арка или свод. Дорическая капитель состоит из квадратной плиты с прямыми краями и круглой в плане подушки. Ионическая капитель имеет два изящных завитка – волюты. Коринфская капитель украшена орнаментом в виде листьев аканфа.

Слайд 11. Карниз. Верхняя выступающая часть антаблемента, поддерживающая крышу здания. Находившийся над фризом карниз своей венчающей частью сильно выступал вперед, нависая над нижними элементами антаблемента. Тем самым предохраняя стену здания от стекающей воды.

Слайд 12. Колонна. Вертикальная опора, возвышающаяся на стереобате. Роль колонны в греческой архитектуре была велика и многообразна. Колонны опоясывали храм, определяя его внешний облик. Выстраиваясь вокруг городской площади, колонны образовывали портик. Жизнь греческих городов протекала на фоне или под сенью колонн. Опытные каменотесы из отдельных цилиндров – барабанов, скрепляя их между собой втулками, без всякого связующего раствора складывали колонны. Затем обтесывали, полировали их, достигая такой точности, что колонна казалась выточенной из монолита.

Слайд 13. Курватура. Нарочитая, едва заметная кривизна прямолинейных частей здания. Греки использовали этот строительный прием, чтобы устранить ощущение чрезмерного давления кровли на основание постройки. Особенно успешно курватура использовалась древними зодчими при строительстве главного храма Афин – Парфенона. Обычно горизонтальная поверхность воспринимается зрением как выпуклая, поэтому зодчие допустили расхождение по высоте между краями и центром цоколя (центр ниже 11,5 см). Колонны создают иллюзию распахнутого в стороны фасада, поэтому каждая колонна по периметру храма была сужена кверху и наклонена на 7 см от оси к центру. “...Рука гения, построившего Парфенон, на несколько миллиметров проникла в камень, сблизила и расставила, где это необходимо колонны, наклонила их, изогнула антаблемент и подняла кверху углы фронтона – и ожили и материалы, и конструкция, и скульптура, и периптер, и скала, на которой он стоит. И заставила на протяжении 2500 лет всех смотрящих на Парфенон и вспоминающих о нем переживать полную, сложнейшую гамму ощущений – от эпического спокойствия до глубочайшего потрясения прекрасным” (А.Буров).

Слайд 14. Метопы. Прямоугольные плиты, украшенные скульптурой, часть дорического фриза. Рельефные украшения Парфенона, созданные Фидием, связаны с легендами о жизни и подвигах богини Афины. На метопах восточного фриза изображена борьба богов и гигантов; западного – битва афинских героев с амазонками; северного – разрушение Трои; южного – схватка греков с кентаврами.

Слайд 15. Наос (целла). Внутренняя основная часть храма, в которой находилось изображение божества. “Греческий храм не имел окон, довольствуясь скудным освещением через входную дверь. Целла греческого храма была лишь для статуи бога, охраняя ее от непогоды и осквернения, но самостоятельного эстетического, архитектурного содержания она не имела. Греческий храм был только чудесной оправой с темным, немым, мертвым ядром” (Б. Виппер).

Слайд 16. Ордер архитектурный. Определенная система сочетания несущих и несомых частей здания. Классическая ордерная система сложилась в Древней Греции. “Человек – мера всех вещей”. Эти слова, высеченные на фронтоне храма в Дельфах, соответствуют не только ордерной системе, но и всей архитектуре Древней Греции. В ордерной системе отразилась основополагающая сущность античного искусства – его направленность на человека. Математические, пропорциональные соотношения частей ордера соотносятся с реальными размерами человека. Не даром именно у греков возникли такие заменявшие колонны образы, как могучие атланты и стройные кариатиды. Основные греческие ордера: дорический, ионический, коринфский. Греческий ордер выдержал испытание временем. Его применяли и через 500 лет древнегреческие зодчие, и через 2000 лет в эпоху Возрождения, а затем барокко и классицизма, и даже в XX веке.

Слайд 17. Ордер дорический. Дорический ордер назван по одной из главных ветвей эллинской народности – дорийцам, обитателям Пелопоннеса. Ордер отличается мужественным величием, суровой простотой, монументальной торжественностью, сдержанностью в применении декора. Колонна не имеет базы, ствол колонны сужается кверху. Поверхность колонны прорезана вертикальными продольными желобками – каннелюрами, капитель напоминает сплюснутую подушку. Фриз делится на триглифы и метопы.

Слайд 18. Ордер ионический. Ионическому ордеру, живописному и декоративному, присущи стройность и женственность. Название ордера происходит от ионийцев, которые населяли центральные Балканы. Изящная ионическая колонна имеет в основании базу, меньше сужается кверху, капитель имеет два изящных завитка – волюты. Вместо фриза с триглифами и метопами у ионических построек непрерывный рельефный фриз. Ионический ордер отличается от дорического легкостью пропорций, утонченностью форм, широким применением декора.

Слайд 19. Ордер коринфский. Коринфский ордер развился из ионического во второй половине V века до н.э. От ионического он отличается более вытянутыми пропорциями колонн и сложной капителью, украшенной орнаментом в виде листьев аканфа. О происхождении капители существует легенда, по которой Каллимах, коринфский мастер, проходя мимо гробницы, увидел корзинку, поставленную на аканф и обвитую молодыми побегами. Восхищенный новизною вида и формы, мастер сделал несколько колонн по этому образцу и определил их соразмерность.

Слайд 20. Парфенон. Главный храм Акрополя – Парфенон – совершеннейшее творение всей греческой архитектуры. Храм посвящен богине Афине Деве (Парфенос), покровительнице Афинского государства. Парфенон построен архитекторами Иктином и Калликратом под общим руководством Фидия. По своему плану Парфенон – дорический периптер размером 70*30 м, окруженный 46 колоннами. Трудно назвать более прославленное сооружение. Совершенные пропорции храма, прекрасная соразмерность всех его частей создают впечатление безупречной красоты, которое возникает благодаря ясному чувству меры и гармонии.

Слайд 21. Периптер. Основной тип греческого храма, прямоугольное здание которого с четырех сторон обрамлено колоннами. У периптера количество колонн на боковом фасаде равнялось удвоенному количеству колонн на главном (восточном) фасаде плюс одна колонна (2п + 1).

Слайд 22. Пиргос. Высокий выступ скалы, позже городская башня. Справа от парадного входа на Акрополь на пиргосе расположился храм Бескрылой Ники. Этот небольшой ионический четырехколонный амфипростиль построен архитектором Калликратом.

Слайд 23. Портик. Галерея на колоннах, чаще всего – перед входом в здание; особенно распространен портик в архитектуре античности и классицизма. Три различных портика украшают входы в Эрехтейон – храм Акрополя, посвященный Афине и Посейдону. В одном из них роль колонн выполняют фигуры девушек – кор. Это знаменитый портик кариатид на южной стене.

Слайд 24. Пропилеи. Торжественный парадный вход на Акрополь – Пропилеи – построил архитектор Мнесикл в 437-432 гг до н.э. Пропилеи представляют собой два дорических портика, один из которых обращен в сторону города, другой – к вершине Акрополя. Потолки портиков были украшены квадратными углублениями – кессонами, рас крашенными в синий цвет с золотыми звездами. Пропилеи были увенчаны фронтонами.

Слайд 25. Простиль. Тип храма, перед входом с восточного фасада которого располагался один ряд колонн.

Слайд 26. Стереобат. Ступенчатое каменное основание храма, состоящее из трех ступеней. Верхняя ступень называется стилобатом и служит постаментом для храма. “Постамент со всех сторон поднимается тремя уступами. Их не надо понимать как ступени, недаром они слишком велики для человеческого шага: подобно постаменту статуи, они поднимают храм над землей, изолируют его от окружающего” (Б.Р.Виппер. Искусство Древней Греции).

Слайд 27. Триглифы. Прямоугольные каменные плиты с тремя вертикальными желобками в антаблементе дорического ордера, которые чередуются с метопами. Триглифы помещаются над каждой колонной и в промежутках между колоннами. По своему происхождению восходят к выступающим торцам деревянных балок кровли.

Слайд 28. Фриз. Средняя часть антаблемента, лента украшений из фигур или орнамента на античных храмах. Например, фриз Парфенона проходит вокруг всего здания и считается одним из самых замечательных памятников искусства. На рельефе изображено более 350 человеческих фигур и около 250 животных, и ни одна фигура в точности не повторяется. На мраморной ленте длиной 160 м и высотой 1 м Фидий изобразил торжественное шествие жителей Афин к Акрополю в день Великих Панафиней. Каждые четыре года афинские девушки торжественно вручали жрецам храма пеплос – священное покрывало, вышитое ими для богини.

Слайд 29. Фронтон. Вертикальное треугольное поле под двускатной крышей здания, часто заполнялось скульптурным украшением.

Слайд 30. Эрехтейон. Храм на Акрополе, посвященный богине Афине, богу Посейдону и мифическому царю Эрехтею. Согласно мифам он стоял на месте, где в древности происходил спор Афины и Посейдона. Планировка Эрехтейона учитывает неровности рельефа. Храм разноуровневый, три различных портика примыкают к нему, один из них – портик кариатид.

Литература

Гнедич П.П. История искусств. – М. : ЭКСМО, 2002

  • Виппер Б.Р. Искусство Древней Греции. – М. – 1972
  • Любимов Л.Д. Искусство Древнего мира. – М. – 1997
  • Максаковский В.П. Всемирное культурное наследие. – М. : Просвещение, 2003
  • Янсон Х.В. Основы истории искусств. – М. – 1996
  • xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

    Как прекрасен этот мир!: Колонны Древней Греции. Классицизм.

     Времена  ок. 1500 до н.э. - 250 до н.э. Города.

    Период античной культуры в области архитектуры признан - классическим. И до наших дней сохранились здания, построенные по принципам этой Европейской классики. Два этих стиля стали родоначальными для архитектуры как искусства вообще.  С чего же началось это искусство?! Откуда оно пошло?!

    А пошло он от времён возникновения первых городов. Раньше люди жили в небольших поселениях на разных землях мира, занимались собирательством, земледелием и скотоводством для того, чтобы прокормить себя и свои семьи. Жили сами по себе. Так было до тех пор, пока у населения не появилась потребность в религии, в обществе. Пока люди не задумались о бытие и смысле жизни. Что же такое религия?

    Рели́гия (лат. religare — воссоединять) — особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину) - из Википедии. Религия - это Боги. А Богам нужно поклоняться. Места поклонения нужно было как-то организовать. И быть они должны - красивые, отличающиеся величием и  монументальностью. Появились религиозные постройки (святилища и храмы). Именно центры сосредоточения религиозных построек изначально и назывался - ГОРОД. 

    Сначала были только храмы, затем вокруг них появлялись постройки (дома) обслуживающего персонала этих храмов: жрецов, которые проводили служения и жертвоприношения, они же были знахарями, писцами, хранителями библиотек и документов. В общем - занимали самые ответственные должности при Дворце. Затем возле храмов с домами жрецов, свои Дворцы стали возводить Владыки (цари, фараоны, императоры и т.д.). Появились дворцы - появились и дома слуг, рядом с дворцами, так, чтоб рядом с господином быть. Ну а раз есть жрецы, есть Владыки и их слуги, значит надо их кормить и обустраивать их быт. И вот вокруг храмов, дворцов и их слуг уже появляется рынок (лавки с продуктами и предметами быта). Так и возникали города в том понимании, к которому мы привыкли теперь. Дальше появлялись дома вельмож, которые руководили и следили за жизнью горожан, военные гарнизоны и развлекательные заведения. И вот вместо многочисленных разрозненных поселений образуется одно большое - Город. 

    Самым древними городами, в районе 5300 года до нашей эры, были города на Ближнем Востоке (Месопотамия, Сирия), в Древнем Египте и Южной\Северной Америке (майа, ацтеки, инки). А в нашем государстве, на Руси, первые храмы появились после того, как Князь Владимир принял Крещение и перенял Византийскую культуру. Это произошло около 500 года до нашей эры. Но из чего же она складывалась первоначально?! Где её истоки? Как видим, история отлистывает страницы назад... К античным временам. 

    С 1500 года до нашей эры первые города появились и в Древней Греции. Её высокоразвитой столицей были - Афины. "Золотой век" Афин приходится на период с 460 по 370 годов до нашей эры. Архитектура этих времён строилась по принципу опорно-балочного строительства, то есть все постройки строго прямоугольные, с чёткими горизонталями. Именно её формы стали основами для строительства зданий на целые поколения, на много веков вперёд. 

    Одним из характерных элементов Древнегреческого стиля архитектуры является - энтазис колонн. Это утолщение колонны к низу. Подобие энтазиса можно увидеть на особняке Н. И. Миндовского

    Правда этот особняк построен в стиле "неоклассицизм", но элемент видно замечательно. Вблизи, колонны толстые и неуклюжие. Но древние греки придумали это не просто так, здесь имеется очень точный перспективный расчёт: издалека такие колонны видятся идеально ровными и прямыми. Таким образом греки боролись с оптическими иллюзиями. 

    Вообще, уникальный вклад Древней Греции в историю и стили архитектуры заключается именно в колоннах. Именно здесь были придуманы основные их виды: дорические, ионические и коринфские. 

    Дорический ордер колонн - самый древний. Они тонкие сверху и утолщаются к низу. Изначально они украшались каннелюрами - вертикальными желобками прорезанными по всей длине колонны сверху вниз. Каннелюры заимствованы из Древнего Египта. Данный ордер за лаконичность и строгость считался - мужским ордером. 

    Верхняя часть колонны - капитель - была самой простой. Она состояла из двух самых простых частей.

    ► В дорическом ордере каннелюры неглубокие, с острыми гранями. Обычное количество каннелюр в постройках классического периода — 16 — 20 штук. Капитель — верхняя часть колонны, на которую визуально ложится нагрузка расположенных выше несомых элементов. В греко-дорическом ордере капитель отделяется от ствола колонны горизонтальными бороздками, которых бывает от 1 до 5. Верхняя часть ствола колонны, в свою очередь, отделяется от нижней части колонны: в греко-дорическом ордере — небольшой бороздкой, а в римско-дорическом — выпуклым профилем-ремешком. 

    В римском варианте Дорического ордера, как правило, не канеллирован ►

    Постепенно греческие колонны становились более стройными и изящными. В процессе развития ордера изменилось и соотношение количества колонн на боковой части здания и на торцевых стенах.

    Ионический ордер - от более раннего дорического ордера отличается большей лёгкостью пропорций и декором всех его частей. Я увидела этот вид колонн на особняке Тургеневых на Остоженке (в Москве). Дом на Остоженке был построен в 1819 году. Здесь жила мать писателя. 

    На особняке колонны тоже уже без каннелюр. Надо сказать, в Москве таких - большинство. Отличительной чертой ионического ордера является способ оформления капители, которая выполняется в виде двух противоположно расположенных волют (завитков). Ионический ордер во времена античности считался «женским» ордером, за счет своей утончённости, изысканности и дополнений разнообразными украшениями.

    Возник в середине VI века до н. э. в Ионии на северо-западном побережье Малой Азии у Эгейского моря. Распространился по территории Древней Греции в V веке до н. э. Колонна ионического ордера, в отличие от дорического, делится на три части: основание, ствол и капитель. Ионическая колонна выполняла не только свою основную функцию – поддерживать кровлю, но уже стала излюбленным декоративным объектом.

    Они украшают Главный дом в усадьбе Горки-Ленинские... А ещё их можно увидеть на многих дворянских особняках в самой Москве. Правда ниже они уже приукрашены изящным растительным орнаментом.

    Государственный музей А. С. Пушкина (Москва)

    Данный вид колонн перешёл из древности в более поздний французский стиль - стиль Ампир - в котором и построена эта усадьба (на фото). Стиль "ампир" является завершающим этапом классицизма, возник во второй половине XVIII века. Во Франции эпохи Наполеона Бонапарта произошло перерождение классицизма в официальный имперский стиль, сущность которого нашла отражение в его названии (от фр. empire — «империя»). Стиль получил распространение во многих европейских государствах и активно развивался на протяжении трёх первых десятилетий XIX века. В Российской империи этот стиль появился при Александре I. О нём мы поговорим позже.

    Коринфский ордер - третий древнегреческий ордер. Представляет вариант ионического ордера, более насыщенный декором. Характерной особенностью этого ордера является колоколообразная капитель, покрытая стилизованными листьями аканта. 

    В классике: по окружности капители в два ряда расположены акантовые листья. Нижний ряд имеет 8 малых листьев помещенных над астрагалом, верхний состоит из 8 больших листьев, расположенных в промежутках между листьями нижнего ряда под завитками. Кроме того, имеются так называемые лилейки — волютки, цветки, розетки и другие декоративные элементы капители. Существует легенда, что своим появлением в конце V в. до н.э. коринфский ордер был обязан скульптору Каллимаха из Коринфа. Скульптор на каком то кладбище увидел плетеную корзину с вещами, увитую листьями аканта, она стала прообразом капители коринфской греческой колонны. Однако, есть предположение, что прототипом коринфского ордера являлась египетская капитель, декорированная листьями лотоса. 

    Такими колоннами украшались Дворцы и особняки самых богатых, знатных горожан. На фото ниже Городская усадьба Долгоруких (Москва). В народе ансамбль парадного двора усадьбы с его необычным для города простором и уютом с давних пор стал стал литературным символом "усадебной Москвы" и традиционно связывается с "домом Ростовых" из "Войны и мира". 

    Не всегда колонны в архитектуре были полными. Существует такое понятие как - полуколонна. Это колонна, одной стороной прикреплённая к фасаду здания, то есть выступающая из него на 3\4 своего диаметра. В истории архитектуры часто называют пилястрами.

    Ещё одним характерным элементом Древнегреческой архитектуры являются - кариатиды. 

    Кариати́да — статуя одетой женщины, введённая в употребление древнегреческим зодчеством для поддержки антаблемента, заменявшая собой колонну или пилястру. Полных кариотид на улицах Москвы мне пока не встретилось, но обязательно встретится. Зато на одном их симпатичных переулков Москвы я нашла особняк с кариотидами в виде пилястр. Если такая статуя изображает женщину с корзиной плодов или цветов на голове, то она называется также канефорой. Название, присвоенное этому архитектурному мотиву, произошло, как говорят, от девушек г. Кария, в Аркадии, которые на праздниках в честь богини Артемиды совершали религиозные танцы с корзинами на головах.

    В Средние века кариатиды почти совсем не употреблялись, и снова стали нередко появляться в архитектуре, начиная с эпохи Возрождения. В новейшем искусстве кариатидами называются не только женские фигуры, одетые, или полуобнажённые, поддерживающие балки, или какие бы то ни было выступы здания, но и подобные же мужские фигуры, хотя более правильное название последних — атланты.

    На фото сверху, конечно, стилизация. Самые классические скульптуры Атлантов в России можно увидеть в Санкт-Петербурге, они поддерживают одно из зданий Эрмитажа. Атла́нт (также распространено название атлас) — в европейской архитектурной традиции скульптура в виде мужчины, выполняющая декоративную либо функциональную роль в поддержке перекрытия здания, балкона или карниза. Может находиться на месте колонны либо пилястры. 

    В римской архитектуре для обозначения подобной скульптуры будет использоваться термин Теламон. 

    Ну и в заключении заметки о Древнегреческой архитектуре назову самые известные мировые шедевры, построенные в этом стиле. Это, конечно, Парфенон (Афины), Дворец Миноса (Лабиринт Минотавра в Кноссе) и Храм Артемиды в Эфессе (Западная Турция).  

    Время шло. Крутилось колесо истории. В мире возникла новая несметная сила - Древнеримская Империя. Его Императоры захотели владеть всем миром. И вот великая Греческая культура полностью подчинена Риму. Началась новая эпоха в истории архитектуры. 

    irinkate.blogspot.com

    Архитектура Древней Греции

    Древнегреческая архитектура - европейская архитектура ставшая классической в современной цивилизации. Основы греческой архитектуры - колонны это образцы для подражания при обустройстве квартиры в классическом стиле

    Античные архитектурные формы оказали сильнейшее влияние на последующее развитие мировой архитектуры от эпохи Возрождения и до наших дней.

    Наиболее полное выражение архитектура Древней Греции, воспринятая Древним Римом, получила в храмах

    • В основании греческого храма — стилобат - цоколь, состоящий обычно из трех ступеней.
    • На стилобате вокруг прямоугольного святилища - целлы размещаются колонны. В большинстве храмов на главном и заднем фасадах ставилось по 6 или 8 колонн; на боковых — соответственно по 13 или 17.
    • Колонны поддерживали перекрытие — антаблемент, состоящий из трех частей:
    • нижней горизонтальной балки — архитрава, непосредственно опирающегося на капители колонн;
    • вышележащей ленты - фриза
    • и, наконец, венчающего карниза.
    • Выше карниза на главном и заднем фасадах находятся фронтоны — треугольники, образуемые двускатной крышей.

    В древнегреческой архитектуре существовало три стиля, или ордера

    архитектура Древней Греции, колоннада

    Первый из них — дорический ордер — отличается наибольшей массивностью. Колонны этого ордера не имеют баз, стволы непосредственно устанавливаются на стилобат, фриз же делится на чередующиеся элементы: прямоугольные — триглифы и квадратные пластины — метопы.

    Капитель самой простой формы состоит из круглой подушки — эхина и прикрывающей ее квадратной плиты — абаки.

    Ионический ордер характеризуется большой легкостью, изяществом своих частей. Ионические колонны имеют профилированные базы, своеобразную капитель со спиральными завитками - волютами и фриз в виде непрерывной ленты.

    Третий - коринфский ордер. Основное, чем отличается коринфский стиль от ионического, это высокая капитель в виде перевернутого колокола с четырьмя угловыми волютами и двумя рядами акантовых листьев. дорический ордер, ионический ордер, коринфский ордер

    Различие в пропорциях колонн архитектурных стилей может быть выражено следующими данными:

    • ствол дорической колонны вместе с капителью имеет в высоту примерно 8 нижних дм,
    • ствол ионической колонны около 9 дм
    • и коринфский около 10 дм.

    Высота антаблемента во всех стилях составляет примерно 1/4 часть общей высоты колонны.

    Храмы в Древней Греции оформлялись скульптурой и орнаментально-декоративными деталями. Греческие монументальные сооружения строились целиком из мрамора, это придавало им особую красоту.

    Основным мотивом греческой архитектуры является колоннада

    Колоннады обрамляли не только храмы, но и общественные сооружения Греции. Для древнегреческой архитектуры характерна свободная асимметричная планировка ансамблей. При воспроизведении архитектуры храмов необходимо соблюдать верность их пропорций. Основные помещения греческих зданий, в том числе и жилых домов, группировались вокруг центрального двора. Дневной свет проникал в них через двери. Для древнегреческой архитектуры характерна предельная простота, умеренность, даже строгость в отделке сооружений.

    особенности архитектуры древней грецииКолоннада макета художника И. М. Рабиновича к «Лисистрате» Аристофана, выполненного им в 1923 для Московского Художественного театра, сохраняя главные черты дорического ордера Древней Греции, дает обобщенное представление о греческой классической архитектуре в целом. В этом макете очень точно отражены особенности архитектуры древней греции. Эти пропорции легких, тонких, удлиненных колонн являются одним из образцов древнегреческой архитектуры и служат образцом для современных дизайнеров и архитекторов.

    Литература: БСЭ

    www.masterovoi.ru

    Строительная техника в Древней Греции архаической эпохи | Архитектура Древней Греции

    Глава «Строительная техника» подраздела «Архитектура архаической эпохи (750—480 гг. до н.э.)» раздела «Архитектура Древней Греции» из книги «Всеобщая история архитектуры. Том II. Архитектура античного мира (Греция и Рим)» под редакцией В.Ф. Маркузона. Автор: В.Ф. Маркузон (Москва, Стройиздат, 1973)

    В VII в. до н.э. в Греции развивается техника, связанная с освоением нового строительного материала — камня. Монументальные сооружения в метрополии строятся в архаическую эпоху главным образом из мягких пород камня, преимущественно известняка, белого, желтоватого и сероватого цветов. В Малой Азии также применялся и камень более твердых пород: мраморы и реже трахит.

    Строительный камень добывался в карьерах. Там же подвергались первоначальной обработке квадры, монолитные стволы и отдельные барабаны колонн; представление о приемах добычи и обработки камня дают остатки древней каменоломни «Кампобелло» в 12 км от Селинунта. Стволы колонн вырубались в карьере сразу круглыми с учетом их утонения (рис. 11). Для этого прорезали в скале узкие кольцеобразные ходы, очерчивающие потребную массу камня. Добываемые таким образом массивы колонн весили иногда до 18 т. Для транспортирования эти блоки заделывались в колеса-катки (рис. 12).

     

    Для подъема каменных блоков в них вырезались пазы, в которые вкладывался канат, иногда делались гнезда для специальных якорей и крючьев (рис. 13). Блоки барабанов колонн снабжались по боковым сторонам специальными выступами, облегчавшими обвязывание их канатами. Окончательная отделка производилась только после укладки блоков на место.

    Инструментами каменотеса служили молотки, кирки, тесла, пилы (беззубые), сверла. При разбивке применялись: отвес, ватерпас, шнур, наугольник. Когда требовалось обтесать широкую ровную поверхность камня, прибегали к работе «по красному». В этом случае поверхность плоской плиты натиралась краской и прикладывалась к постели или вертикальной грани обрабатываемого камня, который затем обтесывался по полученным отметкам. Часто каменщики (или артели) отмечали обработанные ими блоки особым знаком.

    Фундаменты обычно выводились не сплошными, а только под стенами и отдельными опорами. Опорой стилобата служили пересекающиеся под прямым углом каменные стенки, на которые настилались прямоугольные плиты пола. Пространство между стенками засыпалось строительным мусором.

    Квадровая кладка выполнялась из прямоугольных квадров, сложенных насухо горизонтальными рядами с чередованием ложков и тычков. Наружная часть цоколя состояла из орфостатов — больших каменных плит, поставленных вертикально на ребро (рис. 14).

    Тщательно выравнивались только наружные поверхности. У внутренних сторон старательно обтесывались только выступающие края; остальная поверхность слегка заглублялась, оставаясь отделанной более грубо. Такая техника значительно облегчала безукоризненную пригонку квадров и вместе с тем уменьшала количество работы. Камни соприкасались лишь краями своих поверхностей, и нагрузка воспринималась не всей постелью квадра. Это было допустимо ввиду больших запасов прочности в каменной кладке. Квадры крепились металлическими пиронами и штырями, которые вставлялись в специальные врезы и заливались свинцом (рис. 15). Приемы наружной отделки кладки установились позднее.

    Помимо квадровой кладки в зодчестве архаики применялась и более сложная полигональная, которую не следует смешивать с циклопической кладкой из камней различной формы и размеров, подбиравшихся, но не притесывавшихся один к другому (такая кладка применялась еще в крепостных сооружениях микенской эпохи).

    Для полигональной кладки подбирали камни неправильной многогранной формы, но примерно одинаковых размеров, причем каждый камень тщательно пригонялся (притесывался) к соседним. Вероятно, эту пригонку осуществляли с помощью свинцовой полосы, которой обжимали края соседних камней, получая таким образом точный шаблон нужного контура (Аристотель, «Этика Никомаха», V, 14, 1137 в, 30). Более или менее тщательно выполненная кладка, приближающаяся по типу к полигональной, часто применялась для фундаментов и нижней (цокольной) части сырцовых стен, выложенных из плоских глиняных кирпичей на глиняном растворе.

    Стволы колонн более древних эллинских храмов вырубались из монолитов *; в последующее время их составляли из отдельных барабанов. И здесь плотно пришлифовывались только края постелей барабанов, а середина для экономии труда заглублялась, сохраняя грубо обработанную поверхность. В центре в особом гнезде ставился деревянный штырь, облегчавший пришлифовку посредством вращения барабанов. Каннелюры намечались на нижнем барабане и на шейке капители; на остальных барабанах каннелюры вытесывались только после их установки на место.

    * Особенно часто делались монолитными стволы ионических колонн. При стройности их пропорций — это естественная предосторожность. Витрувий (X, 2, II) описывает огромные трудности, которые пришлось преодолевать строителям храма Артемиды Эфесской при перевозке монолитных колонн. Монолитными были колонны храма на р. Илисе и храма Ники Аптерос в Афинах.

    Архитравы в древнейшую эпоху, а в небольших зданиях и в последующее время делались из монолитных блоков. В больших зданиях начиная с VI в. до н. э. их складывали из двух или трех плит, поставленных на ребро, благодаря чему значительно упрощалась техника их транспортирования до строительства. Чтобы увеличить сопротивление балки изгибающим усилиям, блоки обычно вырубались так, чтобы при укладке слои в камне располагались в вертикальной плоскости. Такая конструкция позволяла перекрывать значительные пролеты (более 4 м).

    Деревянные потолки в развитом виде представляли филенчатую вязку с квадратными или ромбовидными ячейками меж балочек перекрытия, покрывавшимися дощечками. Каменные плафоны V в. до н. э. воспроизводят эту деревянную конструкцию.

    Крыши были двускатные. Деревянные стропила опирались на верхние части антаблемента, причем частичная разгрузка производилась промежуточными брусьями, передававшими часть тяжести крыши на стены храма. Кровля выстилалась черепицей из обожженной глины или в редких случаях — из мрамора. Черепица была двух типов. Широкими и плоскими соленами выстилалась вся поверхность кровли. Узкими желобчатыми калиптерами накрывались продольные швы между соленами. Выкладка производилась рядами от нижнего края к коньку крыши, где укладывались особые коньковые черепицы. Под глиняной черепицей на стропилах сооружалась обрешетка. Большие по размерам мраморные черепицы непосредственно настилались на стропила (рис. 16).

    Находками подтверждается, что в ранних храмах терракотовые облицовки применялись ко всем частям деревянных конструкций. В некоторых древних каменных постройках (сокровищница гелоян в Олимпии, храм Зевса в Сиракузах, храмы Селинунта и Метапонта) наблюдается повторение этого приема: керамическая облицовка применялась в этих храмах для каменных балок.

    Обычно здания, сооруженные из пористого камня, покрывались тонким слоем штукатурки и раскрашивались. Штукатурная облицовка каменных храмов позволяла более тонко обработать детали. С утратой штукатурки исчезли некоторые детали сооружений, а профили сохранившихся деталей и обломов утеряли долю былой точности и плавности линий. Значение такой деформации не следует, однако, преувеличивать: штукатурка часто была очень тонкой мелкозернистой мраморной пленкой, покрывавшей камень налетом в 0,5—2 мм толщиной и лишь повторявшей тщательно выполненные формы камня.

    antique.totalarch.com

    Как развивалась капитель колонны в греческих ордерах

    Древняя Греция всегда будет интересовать человечество. Каждая археологическая находка, касающаяся тех далеких времен, сразу же привлекает всеобщее внимание. И это совсем не удивительно, ведь благодаря этой цивилизации мы имеем столько уникальных знаний во всех сферах жизни. Математика, физика, астрономия, архитектура, литература, медицина и многое другое получили мощное развитие в греческом обществе, что помогло всему человечеству в дальнейшие эпохи.

    капитель колонныДревние эллины стремились всегда добиваться идеала. В их культуре воспевалась красота и гармония. Чрезвычайно важными считаются достижения греков в архитектуре. Их желание подчинить все правильному математическому порядку прекрасно прослеживается в полном гармонии зодчестве. С началом использования камня, как главного строительного материала, стали появляться и новые веяния в архитектуре. Первые каменные храмы наследовали традиции еще прежних деревянных сооружений сакрального характера. Однако со временем становилось все больше отличий. Так появился дорический ордер. Сужающаяся к верху колонна устанавливалась прямо на каменную платформу (стилобат), она не имела базы, капитель колонны состояла из круглой плиты – эхина и квадратной – абака. Над ней горизонтально укладывали широкие прямоугольные балки – архитрав. В дорическом ордере капитель колонны не украшалась декоративной отделкой. Чудесный пример данного ордера – Парфенон, храм посвященный богине Афине, находящийся в Афинском Акрополе. Его строили согласно всем канонам дорического ордера. Он до сих пор поражает своими идеально просчитанными пропорциями и сдержанной гордой красотой.

    верхняя плита капители колонныВо времена войны между Афинами и Спартой в греческом зодчестве утвердился ионический ордер. Свое название он получил из-за того, что возник в Ионии. Этот ордер отличается изящными легкими пропорциями и декоративным оформлением, для него характерно украшение на капителях колонн в виде сдвоенных спиральных орнаментов. В этом стиле сооружен храм Нике Аптерос и Эрехтейон. Они также расположены в Афинском Акрополе. В сравнении со строгостью дорического архитектурного ордера, ионический поражает взор почти женственной изящностью. Замечательным примером послужит знаменитый портик кариатид в Эрехтейоне. Использование статуй девушек вместо колонн усиливает впечатление легкости и удивляет своей волшебной красотой. Также новшеством стало украшение абака (это верхняя плита капители колонны) красивой разнообразной резьбой.

    украшение на капителях колоннВ эпоху эллинизма популярным стал коринфский ордер, его характерной чертой стала пышно украшенная декором капитель колонны. Ее делали в виде красиво завивающегося листа аканта. Использование коринфского ордера в интерьерах древнегреческих храмов еще больше повышало значимость и священную красоту мест, где были установлены статуи богов. Удивительно высокая капитель колонны создавала впечатление возвышенности и легкости архитектурных пропорций в помещениях.

    В дальнейшем дорический, ионический и коринфский архитектурные ордера претерпевали изменения в канонических пропорциях, приобретали большую или меньшую простоту и легкость, но при всем этом никогда не утрачивали законов симметрии, которыми восхищались их создатели, а теперь и мы.

    fb.ru


    Смотрите также