Древний китай династии. Династия Цинь: первые императоры объединённого Китая
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Искусство Древнего мира. Древний китай династии


Династия Цинь: первые императоры объединённого Китая

Китайская династия Цинь пребывала у власти всего полтора десятилетия. Однако именно ей, а прежде всего первому правителю этого имени – Цинь Шихуанди, было суждено войти в историю как объединителю разрозненных китайских царств в единую централизованную империю, заложившую основы социально-экономического и административно-политического развития Китая на многие столетия вперёд.

Предпосылки возникновения империи в древнем Китае

На протяжении пятого-третьего веков до нашей эры древние царства на территории Китая постоянно воевали друг с другом за первенство. В этих условиях будущее им могло обеспечить лишь объединение разрозненных образований в единую сильную державу, способную обеспечить защиту собственных границ от внешних врагов и захватывать на соседних территориях рабов и новые земли. В силу непрекращающейся вражды китайских княжеств подобное объединение можно было произвести только насильственным путём под эгидой сильнейшего из них, что в итоге и случилось.

Временной отрезок с 255 по 222 гг. до нашей эры вошёл в историю Китая как период Чжаньго – "борющихся (или сражающихся) царств". Самым сильным из них было княжество Цинь (территория современной провинции Шаньси). Его правитель, Ин Чжэн, взошёл на трон в возрасте двенадцати лет, однако весьма быстро проявил себя как сильный и жестокий властитель. До его совершеннолетия государством Цинь управлял Люй Бу-вэй, влиятельный торговец и придворный. Однако едва властителю Цинь исполнился двадцать один год, он немедля взял власть в собственные руки, безжалостно расправившись с Люй Бу-вэем, попытавшимся свергнуть его.

В результате многолетней борьбы к 221 году до нашей эры Ин Чжэну удалось подчинить себе все "сражающиеся царства" одно за другим: Хань, Чжао, Вэй, Чу, Янь и Ци. Встав во главе огромной державы, Ин Чжэн принял новый титул для себя и своих потомков – "хуанди", что означало "император".

династия цинь

Цинь Шихуанди – первый император Китая

Империя Цинь простиралась на огромной территории - от Сычуани и Гуандуна до Южной Маньчжурии. Взойдя на престол под именем Цинь Шихуанди, "первый император династии Цинь", Ин Чжэн, в первую очередь уничтожил независимые государственные образования на подчинённых ему землях. Государство было разделено на тридцать шесть областей, каждая из которых являлась также и военным округом. Во главе каждой области император Китая поставил двух управителей – гражданского и военного.

Была жёстко ограничена власть аристократии. Прежние аристократические титулы были упразднены – теперь критерием знатности выступали уровень богатства и заслуги перед государством. Чиновники громоздкого государственного аппарата на местах теперь находились под контролем центральной администрации, этому способствовало введение института инспекторов для наблюдения за их деятельностью.

Цинь Шихуанди провёл ряд других реформ, которыми прославилась династия Цинь: он унифицировал денежную систему, ввёл единую систему веса, ёмкости и длины по всей стране, составил свод законов, установил единую для всей страны систему письменности.

император китая

Помимо этого, им было официально узаконено право свободной торговли землёй, что повлекло невиданное до сей поры обогащение знати наряду с массовым разорением свободных общинников. Значительное усиление налогового гнёта и рабочей повинности, а также новые чрезвычайно жёсткие законы, предусматривающие коллективную ответственность, привели к широкому распространению работорговли. Новая знать – богатые ремесленники, крупные ростовщики и торговцы – всячески поддерживала реформы, которые проводила династия Цинь, однако прежняя аристократия была ими исключительно недовольна. Конфуцианцы, выражавшие настроения последних, начали открыто критиковать деятельность правительства и предрекать империи скорую гибель. В результате по приказу Цинь Шихуанди конфуцианцы подверглись жесточайшим репрессиям.

Строительные мероприятия в империи Цинь

При правлении Цинь Шихуанди было проведено масштабное строительство сети ирригационных сооружений и дорог, охвативших всю страну. В 214-213 годах до нашей эры было начато возведение грандиознейшего фортификационного сооружения – Великой китайской стены – для защиты северных рубежей империи от кочевников.

династия цинь в китае

Кроме того, во второй половине прошлого столетия археологами была обнаружена величественная гробница Цинь Шихуанди. В огромном склепе была замурована целая "терракотовая армия" – шесть тысяч выполненных в натуральную величину фигур солдат и боевых коней, "охраняющих" вечный покой императора.

Религия в империи Цинь

императоры династии цинь

Эпоха, когда у власти в Китае находилась династия Цинь, была временем полноправного господства религии. Все слои общества верили в сверхъестественное устройство мира. Согласно воззрениям, возникшим задолго до империи Цинь, бытие мира определялось взаимодействием двух космических начал – Инь и Ян. В тесной взаимосвязи с этим находилось представление о пяти мировых стихиях. Император объявлялся сверхъестественным существом, спустившимся с Неба. Считалось, что он находится под покровительством всех стихий, а его небесным "эквивалентом" выступало Солнце.

Сам Цинь Шихуанди отличался крайней степенью религиозности, сводившейся к фетишизму и примитивным суевериям. Он нередко прибегал к разнообразным заклинаниям, колдовству, потратил много времени и усилий на поиски "эликсира бессмертия", даже снарядив в этих целях большую экспедицию на Японские острова.

Династия Цинь: падение

В 210 году до нашей эры, находясь в одной из инспекционных поездок по стране, император Цинь Шихуанди внезапно скончался (историки предполагают, что на тот момент ему был пятьдесят один год). На престол взошёл его сын, Эр Шихуанди, попытавшийся продолжить политику отца. Однако он сумел удержаться у власти всего два года. Недовольство различных слоёв населения тем, как правили императоры династии Цинь, переросло в гражданскую войну. Начало ей положило восстание крестьян под руководством Чэнь Шэна (209-208 годы до нашей эры). Крупные землевладельцы, а также потомки прежней, старой знати также восстали против центральной власти, одновременно сражаясь и с повстанцами-крестьянами.

В 207 году до нашей эры Эр Шихуанди был убит. Некий Чжао Гао, знатный сановник и родственник императора, возглавивший заговор против него, посадил на престол государства собственного сына – Цзы Ина. Однако новому правителю не суждено было удержаться на престоле. Не более чем через месяц Цзы Ин и его отец были убиты недовольной знатью. Они были последними мужчинами, состоящими в кровном родстве с Цинь Шихуанди. Таким образом, Династия Цинь в Китае пала, не просуществовав и двух десятков лет.

Историческое значение династии Цинь

Создание на территории Китая единой сильной централизованной империи сыграло важную роль в дальнейшем историческом развитии страны. Политическое объединение земель, законность права на частную собственность, деление населения по имущественному принципу и проведение мероприятий, поддерживающих рост торговли – всё это способствовало развитию общественных и экономических отношений в стране, заложило основы для дальнейших преобразований.

китайская династия цинь

Однако слишком жёсткие меры, которые династия Цинь предпринимала в целях централизации государства, уничтожение старой знати, налоговый гнёт, повышение цен и повинностей, разорившие мелких и средних производителей, привели к мощной вспышке восстаний, положивших конец её правлению.

fb.ru

Древний Китай | Династия Мин (1368-1644)

В результате длительной борьбы в середине XIV века монголы были изгнаны из Китая. К власти пришёл один из руководителей восстания — сын крестьянина Чжу Юаньчжан, основавший государство Мин. Китай вновь стал независимым государством. Империя Мин подчинила себе часть чжурчжэньских племен, государство Наньчжао (современные провинции Юньнань и Гуйчжоу), часть современных провинций Цинхай и Сычуань.

Чжу Юаньчжан был образованным человеком, сведущ в китайской истории и философских традициях. У него были свои представления об идеальном общественном устройстве, которые он черпал в китайских традициях. Его идеи основывались на представлении о необходимости могущественной императорской власти, опирающейся на общину, освобожденную от гнета имущественного неравенства. Став правителем, Чжу Юаньчжан предпринял небезуспешную попытку реализовать эти планы.

В период правления Чжу была восстановлена надельная система. Был создан фонд гос. земель из казенных земель эпохи Сун и Юань и из владений приверженцев юаньской династии и тех, кто был репрессирован ( а учитывая склонность императора видеть в среде чиновников заговоры, репрессированных было до 40 тысяч). В ходе этих мер в бассейне Янцзы и в северных провинциях Китая были ликвидированы арендные отношения, и основной фигурой в деревне стал самостоятельный крестьянин-землевладелец. Был проведен учет земли и подданных. Так, на следующий год после основания династии был издан императорский указ, повелевавший всем подданным зарегистрироваться при составлении новых подушных реестров.

В 1370 г. была проведена первая перепись населения, имевшая целью не только учесть всех подданных, но и определить размеры имущества каждого двора. В зависимости от имущественного положения дворы облагались земельным налогом и трудовыми повинностями так, что их размер зависел от количества земли, работников, имущества в отдельном хозяйстве.

В 1381 г. в эту систему были внесены изменения, позволившие упорядочить процедуру сбора налогов и отбывания повинностей. Дворы объединялись в группы по 10 единиц (цзя), а каждые 10 цзя составляли Ли. Эти дворы были связаны круговой порукой в уплате налогов и общественных повинностей. Таким образом, Ли составляло 110 дворов: 100 - крестьянских и 10 - старост.

Особые надежды правитель возлагал на институт деревенских старейшин. Их следовало выбирать из лиц, достигших 50 лет и имевших безупречное в нравственном отношении поведение. Старейшины должны были сообщать верховному правителю обо всех случаях предосудительного поведения старост лицзя и местного чиновничества, которому под страхом смерти запрещалось появляться в деревне для сбора налогов. После смерти Чжу институт деревенских старейшин постепенно пришел в упадок, а круговая порука сохранилась.

Сведения об экономическом положении отдельных дворов собирали от Ли, потом от волости (Сян) и о квартале (Фан) и складывали, их следовало обернуть в желтую бумагу («желтые реестры»), а сведения обо всех провинциях – в голубую бумагу («голубые реестры»). Эти сведения служили для определения поземельного налога. Помимо него каждый подданный империи был обязан нести трудовую повинность в пользу государства.

Затем Чжу начал создавать уделы (го). Уделы раздавались членам императорского клана, в первую очередь сыновьям. Целью их создания было укрепление власти императора путем контроля со стороны владельцев уделов над официальной администрацией, то бишь местными чиновниками. Однако, как показала история, ничего хорошего такое нововведение не принесло: его внук благодаря удельным ванам лишился трона.

Чжу Юаньчжан провел также военную реформу. Ранее армия формировалась путем созыва всенародного ополчения. С середины VIII века в Китае перешли к системе наемничества. Чжу Юаньчжан разделил население на «народ» (минь) и «армию» (цзюнь). Это означало, что какая-то часть населения Китая включалась в постоянные территориальные войска, имела приписанные к ним участки, которые и обрабатывала.

Господствующей религией в стране было признано несколько реформированное конфуцианство – чжусианство, основу которого составляло учение о беспрекословном подчинении монарху. Однако населению разрешалось также исповедовать буддийскую, даосскую и мусульманскую религию.

По указам о престолонаследии трон должен был переходить к старшему сыну от старшей жены, а в случае его смерти – к внуку правителя. 16-летний внук императора, вступивший на престол после смерти Чжу Юаньчжана, смог удержать власть лишь в течение 3-х лет, столкнувшись с владельцами уделов из числа сыновей покойного правителя. В 1402 он был свергнут с престола своим дядей Чжу Ди (Чэнцзу, 1403-1424), удел которого был расположен в Северном Китае. По одним сведениям, юный император погиб во время пожара, охватившего дворец, по другим, - остриг волосы, надел рясу и пошел странствовать по Китаю.

Император Юн Лэ (правление Чжу Ди получило наименование Юн Лэ («Вечная радость») – второй и последний после основателя династии сильный правитель. При нем Китай достиг процветания – расширились международные связи, и выросло международное влияние Китая в Индокитае, Юго-Восточной Азии.

Юн Лэ отказался от удельной системы, но отмена ее произошла не сразу. Клан наследников Чжу Юань чжана по-прежнему был привилегированной группой. Их политическое влияние заменили тем, что им передали крупную земельную собственность, т.е. это был своего рода откуп правящего дома от родни. Именно владения аристократов, оказались объектом ударов мощного народного движения, приведшего к падению Минов.

За период правления Минов земледелие в Китае переживало расцвет, благодаря методам ирригации, заимствованным во Вьетнаме; появились новые с/х культуры – сладкий картофель, арахис. В XV в. было установлено разделение земель на «казенные» (гуаньтянь) и «гражданские» (миньтянь). Казенные земли – поместья императоров, членов императорской семьи, титулованной знати должностных лиц, военных поселенцев (до 1/6 от всей площади обрабатываемой земли). Чиновники, получавшие казенное жалование, не несли налоговой повинности.

Развивались города. В Пекине проживало около 1 млн. человек, в Нанкине – более млн. человек. Городское население облагалось налогами и повинностями в пользу казны, а сами ремесленники могли привлекаться к отработкам на казенных предприятиях. Процветали – шелкоткачество, хлопкоткачество, красильное дело, производство керамики, фарфора, бумаги, книгопечатание, кораблестроение, строительство. Крупным центром производства фарфора стал г. Цзиндэчжэнь (пров. Цзянси). Подъем экономики длился до второй половины XV в., после чего начался упадок. Причины – рост народонаселения, обгонявший введение в оборот новых с/х земель, высокие налоги (на содержание гос. аппарата и финансировавшие военные действия).

Особенностью политической жизни этого периода – участие в ней евнухов, обслуживавших императорский гарем. Правитель считал, что евнухи – наиболее лояльная группа приближенных к императорскому двору. В 1420 г. была создана спецшкола, где евнухов обучали гос.управлению. Но евнухов стало слишком много – в XVI в. – 100.000, в XIV в. – 10.000, они стремились к личному обогащению, не профессионалы, склонны к коррупции.

В XVI в. была проведена реформа в налогообложении. Суть реформы, получившей название «единого кнута», состояла в объединении налогов и повинностей в единый налог, а также в коммутации налогов и повинностей, в основу чего была положено серебро. Однако полностью заменить натуральный налог денежным не удалось, но такая цель и не ставилась. Там, где было удобнее продолжать собирать налог в натуральной форме, сохранилась прежняя система (особенно в рисопроизводящих провинциях). Это было проведено во времена канцлерства Чжан Цзюйчжэна. При нем также проводились регулярно проверки деятельности чиновничества. Усилили войско, пограничную стражу, более тщательно стали подбирать офицерские кадры. После смерти Чжан Цзюйчжэна противники обвинили канцлера в гос. преступлении, а члены его семьи были перебиты.

В конце XVI в. реформы пытался продолжить Гу Сяньчэн, опираясь на академиков Дуньлинь, расположенной в Цси (провинция Цзяннань). Эта группировка выражала интересы торгово-предпринимательских кругов, требуя поощрения ремесла, торговли и предпринимательской деятельности, ограждения интересов собственников мануфактур, использующих наемный труд; одновременно выступала за ограничение крупного феодального землевладения, требовала снижения налогов, отмены монополии на разработку полезных ископаемых и др. В 1620 г. реформаторы добились прихода к власти молодого императора, поддерживавшего их планы. Но он был отравлен, и реформы закончились. Дунлиньцы были разгромлены.

Внешняя политика.

Первая половина правления Минов характеризуется активной внешней политикой. Сложилась внешнеполитическая доктрина – весь окружающий мир рассматривался как варварская периферия, с которой возможны лишь вассальные отношения. Задачи – полное изгнание из страны монголов и укрепление сухопутных и морских рубежей страны. К концу XIV в. китайские войска нанесли новые крупные поражения монголам и присоединили Ляодун. У северо-западных границ Китая создавались военные поселения и располагались военные гарнизоны. Достраивалась Великая китайская стена.

В 1398 г. была подтверждена вассальная зависимость Кореи от Китая, которая в значительной степени оставалась номинальной. Чжу Юаньчжан активизировал дипломатические и торговые связи со странами Юго-Восточной Азии, посылая дип. миссии на Яву, в Камбоджу, Японию и другие страны. В первые десятилетия XV в. ведутся наступательные операции против кочевников, были отправлены экспедиции к Индостанскому п-ву, в Персидский залив и к берегам Восточной Африки. В начале XV в. Китай пережил угрозу вторжения Тимура. В XV в. Китай совершил 7 экспедиций (1405-1433 гг.) в страны Юго-Восточной и Южной Азии. Этими экспедициями руководил Чжэн Хэ.

К середине XV в. Китай снизил свою внешнеполитическую активность. К этому времени относятся лишь походы в Северную Бирму (1441-1446 гг.), завершившиеся формальным признанием вассалитета. Но были и неудачи. Так, в 1449 г. китайская армия была разгромлена, а император попал в руки предводителя западных монголов-ойратов Эссена.

К первой половине XVI в. относится первая попытка проникновения европейцев в Китай (1516-1517), когда португальские торговые корабли с товарами подошли к китайским берегам у Кантона. Однако они были изгнаны китайцами с побережья. Попытка португальских купцов обосноваться близ Нинбо (40-е гг. XVI в.) тоже закончилась безуспешно. Только в 1557 г. был захвачен Макао. В 20-х гг.XVII в. появились голландские и английские корабли. В 1624 г. был захвачен юг Тайваня. К концу XVI – началу XVII вв. относится появление в китайских городах монахов – иезуитов (итальянцев, немцев, португальцев), которые были не только миссионерами, но и шпионами, собирая сведения о стране, торговали оружием. В XVII в. появились маньчжуры.

Падение династии Мин

В начале XVII в. в Китае сложилась сложная обстановка. Повышение налогов, коррупция чиновников, обнищание основной части мелких землевладельцев и рост крупного землевладения привели в 1628-1644 годах к народному восстанию. Восставшие, объединившись с маньчжурами захватили Пекин. Династия Мин закончила свое существование.

Вернуться к содержанию рубрики Древний Китай

www.mysterylife.ru

Все о древней китайской династии Цинь

династия Цинь

Территория и культура Юго-Восточной Азии полностью находится под влиянием Китая. Его история столь же интересна, как и его традиции. Китай, который мы видим сегодня это цивилизация,  процветавшая на протяжении многих веков вдоль реки Хуанхо, в окружении разных династий  и политических государств, созданных династией  Цинь.

Древняя Китайская цивилизация и то, какой она есть сегодня — это результат культурного  притока, который развивался с разных городов-штатов расположенных у долины Желтой реки  в течение всего неолита. Археологические  исследования показали, что ранние письменные записи относятся к 1550-1046 годам до н.э. во время правления династии  Шан.

На протяжении всей истории Китая различным династиям приписывался определенный прогресс. В то время как династии Чжоу приписывают развитие культуры, литературы и философии; Династии Шань приписывают развитие современной китайской письменности. Точно так же династии Цинь приписывается объединение различных воюющих королевств и создание бюрократических систем.

В течение многих лет династии Ся, Шан и Чжоу вели противоречивые  политические консолидации. Различия между  ними привели к битвам за господство и территориальную экспансию. Имперская эпоха началась с создания династии Цинь. В эту эпоху Китай стал свидетелем столь необходимой унификации воюющих государств. Эпоха длилась чуть больше десятилетия. Ханьская китайская территория была объединена в рамках централизованного правительства. Династии Цинь приписывают распространение доктрины легализма и довольно жесткого соблюдения специально разработанного правового кодекса. Эта эпоха стала примером абсолютной власти, возложенной на императора.

Циньская философия легализма отвечала за установление правила, которое носило военный характер. Китайская империя была расширена и объединена с помощью жестоких действий против политической оппозиции. Однако нельзя отрицать, что изложенные правила и законы заложили основу современной школы политического управления в Китае. Династии Цинь также приписывают Великую Китайскую стену. Несмотря на то, что стена была дополнена позже и усилена по структуре и дизайну в эпоху династии Мин, краеугольные камни ее основного дизайна и стратегического значения относятся  к периоду царствования Цинь.

Династии Цинь  также приписывают создание письменного языка, весов и мер, используемых в Китае, а затем и в других странах мира. Эта эпоха стала свидетельством создания специальной китайской валюты. Циньское царство многократно восстанавливалось после невзгод Китая в весенние и осенние периоды войны государств. Во время царствования Цинь, император добавил единообразие даже к тому, что было основополагающим, как длина тележек, наряду с учебными планами и торговыми системами. Шесть враждующих королевств Ци, Ян, Чу, Хань, Чжао и Вэй были объединены в общую политическую систему. Циньская ненаследственная аристократическая система заменила  квазифеодальную, которая была передана королям Чжоу.

Эпоха Цинь процветала под руководством таких советников как Ли Си. Хотя централизация  власти коренилась в довольно беспощадных методах, кодексы и бюрократические процедуры в письменной форме подпитывали общность. Вся империя следовала стандартным символам сценария печати и методам ведения сельского хозяйства. Оружие отправлялось в столицу, чтобы предотвратить восстания, в то время как разделение физическими стенами было отменено, для предотвращения возрождения феодализма.

Национальный призыв предусматривал обязательную военную службу для мужчин в возрасте от семнадцати до шестидесяти лет. Циньский империализм обогатил Китай многочисленными общественными работами и инфраструктурой, которые не существовали в других окружающих империях.

Похожие записи

ancientart.ru

Древний Китай | Династия Хань

Династия Хань продержалась на китайском троне с 202 года до н.э. по 220 год н.э. Эта вторая в истории Китая империя была основана выходцем из среднего чиновничества Лю Баном, одним из военачальников возрожденного царства Чу, воевавших против Цинь после смерти императора Цинь Шихуана в 210 г. до н.э.

Китай в это время переживал экономический и социальный кризис, вызванный потерей управляемости и войнами военачальников циньских армий с элитами уничтоженных раннее царств, пытавшихся восстановить свою государственность. Из-за переселений и войн значительно сократилась численность сельского населения в основных аграрных районах.

С правления Гао-цзу (206-195 до н.э.) начинается новый период китайской истории, который получил название Западная Хань. В административном плане империя Западная Хань походила на империю Цинь.

В период правления императора У-ди (140-87 годы до н.э.) в Китае распространилась новая философия - восстановленное и реформированное конфуцианство. За короткое время оно превратилось в господствующую официальную идеологию, пришедшую на место дискредитировавшего себя легизма с его жесткими нормами и бесчеловечной практикой. Именно с этого времени берет свое начало китайская конфуцианская империя.

Теперь территория ханьской империи значительно увеличивается в размерах. Так, были уничтожены вьетское государство Намвьет (территория современной провинции Гуандун, Гуанси-Чжуанского автономного района и север Индокитайского полуострова), вьетские государства в южных частях современных провинций Чжэцзян и Фуцзянь, корейское государство Чосон, присоединены земли на юго-западе, сюнну оттеснены далее на севере.

В период правления династии Хань во властных структурах при императорском дворе особо важную роль играли три группы. Поскольку родственники царствующей особы по закону не могли занимать высшие государственные должности, последние были заполнены представителями более низкого семейного клана, т.е. клана жены императора или супруга императрицы. Случались времена, когда ключевые посты в администрации и командные позиции в армии почти целиком оказывались в монопольном владении родственников или друзей императриц.

Вторую по значимости группу во властной структуре императорского двора составляли дворцовые евнухи, которые благодаря приближенности к императору обладали весьма значительной властью.

Третья группа состояла из столичных ученых-конфуцианцев, утверждавших, что именно они являются единственными носителями совершенной теории и потому правомочны определять правильный курс в политике и государственном управлении.

Междоусобная борьба между этими тремя группами иногда была очень дорогостоящей и кровавой. Неоднократно уничтожались целые кланы супруги (супруга) царствующей особы, и на место уничтоженного приходил другой клан. Иногда истреблялись евнухи. Но самую высокую цену пришлось заплатить конфуцианцам, которые обладали лишь интеллектуальной независимостью и отваживались вступать в борьбу, опираясь только на свои убеждения.

В этих условиях, при обострении внутриполитической борьбы за власть, последние императоры династии Хань в значительной степени утратили свое главенствующее положение. Династия постепенно становилась все более слабой, пока не была окончательно свергнута в результате многочисленных мятежей провинциальных военачальников.

Вернуться к содержанию рубрики Древний Китай

www.mysterylife.ru

Династии Китая – самые основные и влиятельные | Все о Китае

Первые воспоминания о династиях Китая начинаются с эпохи Ся, период существования которой составляет с XXI до XVI ст. до н. э. Во времена данной эпохи прошло четырнадцать поколений и за  пятьсот летнюю историю правления Китаем руководили 16 монархов.

Не секрет, что предводителем эпохи Ся являлся герой, храбро сражающийся с гигантскими наводнениями, по прозвищу Великий Юй. Благодаря его усилиям в Поднебесной восстановился долгожданный покой, усмирив свирепствующие наводнения, за что и получил широкое признание и в результате создал Ся. Однако, именно с тех пор в Китае утвердился рабовладельческий строй.

Династии Китая – самые основные и влиятельные

Однако, как нам известно, ничто не вечно. Как бы там ни было, а династиям Китая суждено было смениться. Правитель Ся, по имени Цзе, на время правления которого не припадали никакие реформы, проводил тщетный образ жизни, вовсе не обращая внимания на ходивших к нему с просьбами людей. А в ответ лишь давал им наказания в виде казни. По этой причине все соседние царства со временем отделялись от Ся, и даже одно храброе, воспользовавшись ситуацией, пошло войной на него и победило. Цзе скончался в бегах, тем самым покончив с эпохой Ся.

Относительно бытия эпохи Ся имеются достаточно противоречивые высказывания историков, так как все материалы, составленные в будущее годы и бесспорные доказательства о жизни эпохи Ся пропали.

Первой династией, подтвержденной археологическими фактами, является Шан. Начало эпохи приходится на XVI век до нашей эры и продолжалось до XI столетия до нашей эры. Центр этой династии все время переносился. А найденные археологами раскопки указывают на то, что древнекитайское государство в данный период в начальные годы своего существования находилось на довольно высоком развитом уровне. Про что свидетельствуют бронзовые предметы и записи на черепашьих панцирях.

Далее за ней идет эпоха Чжоу. Она считается третьей эпохой в древнем Китае. Измеряется она от 1027 года до нашей эры. И лишь в 255 году до нашей эры её сменили на правящую династию Цинь.

Только спустя более, чем две тысячи лет было образовано первое централизованное государство в истории Поднебесной – империя Цинь. По окончании III века до нашей эры княжество Цинь существенно поднялось, проводя успешные сражения с соседними царствами и положив конец династии Чжоу. В то время зародилась централизованная деспотия. Осуществлялась крепкая политика соединения страны, развитие получили земледелие и торговля. Китайский народ усиленно воевал с кочевниками, обитающими в Монголии. Регулярные набеги кочевников заметно опустошали приближенные китайские провинции, сражения с ними были весьма тяжелыми, поскольку армия Китая не владела конницами, а точнее обладала в очень малых объемах.

Династии Китая

В конце 221 году до нашей эры Чжену все-таки удалось одолеть врагов и закончить, начатое давно, объединение страны. Монарх Ин Чжэн считается первым императором и правителем Китайского государства, именуемый Цинь Шихуан Ди (что переводится, как “первый священный император”).

В 206 году до нашей эры, когда прекратила существование китайская династия Цинь на смену ей пришла династия Хань, однако не сразу же. Ее предводитель Лю Бан, сел на императорское кресло только спустя четыре года.

 Династия Хань, вторя по счету, период существования которой приходится на 25-220 года нашей эры, по праву считается одной из наиболее могущественных империй за всю историю бытия государства древнего Китая. В те времена люди жили и процветали. Как экономика, так и политика находились в стабильном состоянии, по причине чего значительными темпами развивались торговля, ремесло, наука и культура, было восстановлено шелковый путь с державами Западной Азии.

Династии в Китае

В 220 году, сын монарха Цао Цао на имя Цао Пэй  самостоятельно провозгласил себя лидером династии Вэй, которая прожила 60 лет. После него на престол взошел Сыма Янь и нарек династии имя Цзинь. Династии Вэй и Цзинь держали себя на плаву до 589 года. Однако раскол Китая на Север и Юг таки случился в результате падения династии Цзинь.

Создателей новой китайской династии Суй являлся Ян Цзян, который сумел завоевать до того времени подвластные кочевникам земли Северного Китая, а затем присоединил и Южные провинции.

Историки единогласно утверждают, что одним из главных периодов в существовании государства древнего Китая считается период правления династии Тан, которое началось с 618 года. Китай тогда присоединил к себе западные районы. В ту эпоху многочисленными были посольства у императорского двора от  западноазиатских государств. Постепенно расширялись границы империи на Северо-Востоке, тогда же к владениям было включено и Корею.

Однако всему приходит конец. Так, Хубилай в 1271 году, назвав себя по имени Чингисхан, разбив многочисленное китайское войско, присоединил к Монголии весь Китай. Таким образом, в Китае было положено начало существования монгольской династии Юань. Почувствовав своё превосходство, монголы безжалостно эксплуатировали ханьцев, тем самым спровоцировав решительный протест среди крестьян, что привело к восстанию.

В 1368 году было основано китайскую династию Мин, предводителем которой был Чжу Юаньчжан. В период правления этой династии с большой скоростью развивались металлургическая и текстильная промышленности, изготовление бумаги, фарфора, и судостроительная отрасль.

В скором будущем, около северо-восточных границ Китая появился сильный и агрессивный сосед, вождь Нурхаци, огласивший сам себя в 1616 году ханом и главой династии Цин.

За период с 1644 года и аж до революции 1911 года на троне сменилось 12 императоров, в итоге династия Цин была у власти  268 лет. Покончить с цинской властью смогла только Синьхайская революция 1911 года, окончательно освободив Поднебесную от феодального ига, давившего страну две тысячи лет. С тех пор, государство древнего Китая перешло на новый этап собственного развития.

Добавить комментарий

www.goodchina.ru

Древний Китай | Династия Сун

В 960 году военачальник Чжао Куан-инь основывает династию Сун (960-1127 годы). В течение всех трех столетий правления этой династии на Китай успешно осуществлялось давление со стороны северных степных народов. Особую опасность для Китая того периода представляла протомонгольская этническая общность киданей, соседствовавшая с Китаем на северо-востоке. Кидани довольно успешно отторгли часть китайских территорий (часть современных провинций Хэбэй и Шаньси). Не сумев справиться с соседями и вернуть утраченные территории, Сунская империя была вынуждена пойти на подписание в 1004 году мирного договора и согласиться на выплату дани. В 1042 году дань была увеличена, а в 1075 году Китай отдал киданям еще часть своей территории.

Кроме того, сунскому Китаю того периода также приходилось платить дань серебром и шелком новообразовавшемуся сильному государству тангутов (Западное Ся). Тангуты отторгли от Китая часть современной провинции Шэньси, целиком территорию современной провинции Ганьсу и Нинся-Хуэйского автономного района.

Однако, несмотря на вынужденные территориальные уступки соседям, период Сун считается эпохой экономического и культурного расцвета Китая.

В 12 веке Китай отдает еще большую часть своей территории новым захватчикам - южноманьчжурским чжурчжэням, создавшим на основе уничтоженной ими в 1125 году империи киданей новое государство (после - империю) Цзинь. В 1127 году чжурчжэни захватывают столицу империи Сун - Кайфын и берут в плен императорскую семью. А уже в 1141 году был подписан мирный договор, согласно которому Сунская империя признала себя вассалом империи Цзинь и обязалась платить ей дань.

В начале 13-го века в Китай вторгся  внук Чингисхана. К 1223 году его войска захватили все земли к северу от Хуанхэ. А в 1279 году, когда хан Хубилай завладел всем Китаем и стал императором, династия Сун прекратила свое существование.

Вернуться к содержанию рубрики Древний Китай

www.mysterylife.ru

Древний Китай | Династия Ся

Основателем династии Ся считается Юй Великий. Он служил последнему из Пяти императоров, Шуню. Юю было поручено разработать систему борьбы с наводнениями. Ся Юй 13 лет работал вместе с крестьянами, роя оросительные каналы для отвода воды в море, и проводя дноуглубительные работы в руслах рек. Ирригационная система Юя позволила успешно бороться с наводнениями. Кроме того, Юй содействовал земледелию, разделил страну на девять областей, назначил справедливые налоги и остановил вторжения племён Саньмяо. За огромные заслуги и большое трудолюбие Шунь назначил Юя своим преемником, а потом и передал ему власть.

Ся Юй правил 45 лет. После его смерти порядок престолонаследия изменился. Трон перешёл не к И, которого считали самым способным, а к сыну Юя, Ци. Изменение порядка престолонаследия, а также беспутный образ жизни Ци и Тайкана - следующего императора Ся, привели к смутам. Сначала некий Хоу-и узурпировал власть, прогнал Тайкана и возвёл на трон Чжункана - его младшего брата. А затем другой узурпатор, Хань Чжо, убил и Хоу-и, и Чжункана, и его сына Сяна. Хань Чжо в жестокости и тирании превзошёл всех своих предшественников.

Жена Сяна, беременная, смогла спастись. В отчем доме она родила Шаокана - последнего наследника династии Ся. Узнав о том, что законный наследник Ся жив и повзрослел, Шаокана поддержали северные племена и все недовольные тиранией Хань Чжо. Шаокан выиграл битву у узурпатора, а Хань Чжо покончил жизнь самоубийством. Шаокан был добродетельным правителем, с его правления начинается расцвет династии. При Шаокане поклонение предкам стало официальной религией. После Шаокана царствовали императоры Чжу, Хуай, Ман, Се, Буцзян, Цзюн и Цзинь.

С правившего после Цзиня императора Кунцзя начинается упадок династии. Кунцзя был суеверен и практиковал ворожбу, а в делах был беспорядочен. Правящие вслед за ним Гао и Фа всё более предавались развлечениям и всё меньше занимались делами. Последним императором династии Ся был Цзе. Ся Цзе предавался развлечениям, пьянству и похоти, за государственными делами не следил, а всех, кто его критиковал - казнил. Против Цзе восстал Шан Тан, которого поддержало 40 племён. Цзе был свергнут, а позже умер от болезни.

Реальность существования династии Ся поставлена под сомнение. Она упоминается только в более поздних источниках. Со времени Ся не найдено ни одного письменного источника, более того, династия Ся ни разу не упоминается в документах Шан - следующей после Ся династии. Китайские археологи считают одной из столиц Ся раскопки поселения Эрлитоу. В Эрлитоу найдены бронзовые мастерские по изготовлению посуды и оружия, а также пять дворцов на фундаментах из утрамбованной земли. Принадлежность Эрлитоу к Ся неоднозначна из-за отсутствия там письменных источников.

Вернуться к содержанию рубрики Древний Китай

www.mysterylife.ru


Смотрите также