6. Государственное устройство и форма правления Древнерусского феодального гос-ва. Форма правления древней руси
Форма правления и государственного устройства Древней Руси
Любые студенческие работы ДОРОГО, КАЧЕСТВЕННО
100 руб. бонус за первый заказ. Всего 3 вопроса:
Узнать стоимость работы
Киевская Русь не была централизованным государством. Как и другие государства периода формирования феодальных отношений, например, империя Карла Великого в Западной Европе, Древнерусское государство было "лоскутным", его населяли разные племена - полян, древлян, кривичей, дреговичей и др. Местные князья обязаны были участвовать со своей ратью в походах киевских князей, присутствовали на феодальных съездах, некоторые из них входили в состав княжеского совета. Но по мере развития феодальных отношений, углубления процесса феодализации связи местных князей с киевским великими князем все больше ослабевают, возникают предпосылки для феодальной раздробленности.
Государственное единство Киевской Руси держалось на системе сюзеренитета-вассалитета. Вся структура государства покоилась на лестнице феодальной иерархии. Вассал зависел от своего сеньора, тот - от более крупного сеньора или верховного сюзерена. Вассалы обязаны были помогать своему сеньору (участвовать в его военных экспедициях и платить ему дань). В свою очередь сеньор обязан был обеспечить вассала землей и защищать его от посягательств соседей и прочих притеснений. В пределах своих владений вассал обладал иммунитетом. Это означало, что в его внутренние дела не мог вмешиваться никто, в том числе и сюзерен. Вассалами великого князя были местные князья, обладавшие такими иммунитетными правами, как право взимать дань и вершить суд с получением соответствующих доходов.
Во главе Древнерусского государства стоял великий князь. Ему принадлежала верховная законодательная власть. Известны крупные законы, изданные великими князьями и носящие их имена: Устав Владимира, Правда Ярослава и др. Великий князь киевский сосредоточил в своих руках и исполнительную власть, будучи главой администрации. Он возглавлял всю военную организацию древнерусского государства, лично водил войско в бой. (Князь Владимир Мономах вспоминал в конце жизни о своих 83 больших походах). Внешние функции государства великие князья выполняли не только силой оружия, но и дипломатическим путем. Древняя Русь стояла на европейском уровне дипломатического искусства. Она заключала различные международные договоры военного и торгового характера в устной или письменной форме. Дипломатические переговоры вели сами князья; они же иногда возглавляли посольства, направляемые в другие страны. Выполняли князья и судебные функции.
Фигура князя возникла в результате эволюции власти, принадлежавшей племенному вождю, но князья периода военной демократии были выборными. Став главой государства, великий князь передает свою власть по наследству, по прямой нисходящей линии, т.е. от отца к сыну. Обычно князьями были мужчины, но известно и исключение - княгиня Ольга.
Хотя великие князья были монархами, все же они не могли обойтись без того, чтобы выслушивать мнения приближенных. Так сложился совет при князе, юридически никак не оформленный, но имевший серьезное влияние на монарха. В совет входили приближенные великого князя, верхушка его дружины - княжьи мужи. Иногда в древнерусском государстве созывались феодальные съезды, в которых принимали участие крупные феодалы. Съезды решали междукняжеские споры, некоторые другие вопросы. В литературе высказывалось предположение, что на одном из таких съездов и была принята Правда Ярославичей - важная составная часть Русской Правды. Существовало в Древнерусском государстве и вече, выросшее из древнего народного собрания. Особенно была высока его активность в Новгороде.
Первоначально в Киевской Руси применялась десятичная, или численная, система управления, выросшая из военной организации, при которой начальники воинских подразделений - десятские, сотские, тысяцкие - являлись руководителями более или менее крупных звеньев государства. Так, тысяцкий сохранил функции военачальника, а сотский стал городским судебно-административным должностным лицом. Со временем, однако, десятичная система уступает место дворцово-вотчинной, которая вырастает из идеи соединения управления великокняжеским дворцом с государственным управлением. В хозяйстве великого князя имелись разного рода слуги, ведавшие отдельными его отраслями (дворецкие, конюшие и пр.). Со временем князья стали поручать им вести определенные дела в масштабах всего государства, наделяя их соответствующими полномочиями.
Система местного управления была проста. Кроме местных князей, сидевших в своих уделах, на места посылались представители центральной власти - наместники и волостели. Жалованья от казны они за свою службу не получали, а "кормились" за счет местного населения, с которого собирали, не забывая и себя, дань в пользу князя. Так на Руси сложилась система кормления, намного пережившая Древнерусское государство (в Московском государстве она была отменена лишь в середине XVI в.).
Основу военной организации Киевской Руси
составляла великокняжеская дружина, по численности сравнительно небольшая. Это были профессиональные воины, зависевшие от милости князя. Но и он сам от них зависел. Дружинники были не только воинами, но и советниками князя. Старшая дружина представляла собой верхушку класса феодалов и в значительной степени определяла политику князя, внутреннюю и внешнюю. Вассалы великого князя, являясь по его зову в Киев, приводили с собой дружины, а также ополчение, состоявшее из их слуг и крестьян. Каждый мужчина должен был владеть оружием. Боярских и княжеских сыновей уже в трехлетнем возрасте сажали на коня, а в 12 лет отцы брали их в походы. Испытывая потребность наращивании военной силы, киевские князья нередко прибегали к услугам наемников - сначала варягов, потом степных кочевников (каракалпаков и др.)
В Древней Руси не было специальных судебных органов. Судебные функции выполняли представители администрации, включая ее главу великого князя. Однако существовали специальные должностные лица помогавшие в отправлении правосудия. Среди них можно назвать, например вирников, которые собирали уголовные штрафы за убийство. Вирников, когда они находились при исполнении служебных обязанностей, сопровождала целая свита мелких должностных лиц. Судебные функции выполняли также церковь и отдельные феодалы, которые имели право судить зависимых от них людей (вотчинная юстиция). Судебные полномочия феодала составляли неотъемлемую часть его иммунитетных прав.
Управление государством, ведение войн, удовлетворение личных потребностей великого князя и его окружения требовали, конечно, немалых средств. Кроме доходов от собственных земель, князья установили система налогов, дани. Поначалу это были добровольные пожертвования членов племени своему князю и его дружине, но затем они становятся обязательным налогом. Уплата дани стала признаком подчинения (отсюда слово "подданный" т.е. находящийся под данью, ею обложенный). Дань собиралась путем полюдья, когда князья, обычно один раз в год, объезжали подвластные им земли и собирали доходы со своих подданных. Без конфликтов не обходилось Известна печальная судьба великого князя Игоря, убитого древлянами за чрезмерные поборы, что заставило его вдову княгиню Ольгу упорядочить налогообложение. Она учредила так называемые погосты - специальные пункты сбора дани (обычно это было крупное село). Население платило налоги мехами, которые были своеобразной денежной единицей. Ценность их как платежного средства не исчезала даже тогда, когда они, сохраняя княжеский знак, теряли товарный вид. Использовалась и иностранная валюта, переплавлявшаяся в русские гривны.
Важным элементом политической системы древнерусского общества стала церковь, которая с момента крещения Руси оказалась тесно связанной с государством. Поначалу князь Владимир Святославич пытался использовать в государственных интересах языческий культ, установив иерархию языческих богов во главе с Перуном - богом грозы и войны, но затем переориентировался на христианскую религию и крестил Русь. По преданию он долго раздумывал, прежде чем сделать выбор в пользу православия.
Крещение Руси происходило в значительной степени насильственным путем, особенно в северных русских землях, где население не желало отрекаться от веры отцов и дедов. Так или иначе, но как только Русь приняла христианство, в рост пошла церковная организация, и в скором времени церковь заявила о себе не только как о крупном (коллективном) феодале, но и как сила, способствовавшая укреплению отечественной государственности. Во главе православной церкви стоял митрополит киевский, назначавшийся в то время из Византии, центра православия. Затем его стали назначать киевские князья. В отдельных русских землях церковную организацию возглавляли епископы.
students-library.com
Форма правления и государственного устройства Древней Руси — История отечественного государства и права (ИОГП)
Киевская Русь не была централизованным государством. Как и другие государства периода формирования феодальных отношений, например, империя Карла Великого в Западной Европе, Древнерусское государство было "лоскутным", его населяли разные племена - полян, древлян, кривичей, дреговичей и др. Местные князья обязаны были участвовать со своей ратью в походах киевских князей, присутствовали на феодальных съездах, некоторые из них входили в состав княжеского совета. Но по мере развития феодальных отношений, углубления процесса феодализации связи местных князей с киевским великими князем все больше ослабевают, возникают предпосылки для феодальной раздробленности.
Государственное единство Киевской Руси держалось на системе сюзеренитета-вассалитета. Вся структура государства покоилась на лестнице феодальной иерархии. Вассал зависел от своего сеньора, тот - от более крупного сеньора или верховного сюзерена. Вассалы обязаны были помогать своему сеньору (участвовать в его военных экспедициях и платить ему дань). В свою очередь сеньор обязан был обеспечить вассала землей и защищать его от посягательств соседей и прочих притеснений. В пределах своих владений вассал обладал иммунитетом. Это означало, что в его внутренние дела не мог вмешиваться никто, в том числе и сюзерен. Вассалами великого князя были местные князья, обладавшие такими иммунитетными правами, как право взимать дань и вершить суд с получением соответствующих доходов.
Во главе Древнерусского государства стоял великий князь. Ему принадлежала верховная законодательная власть. Известны крупные законы, изданные великими князьями и носящие их имена: Устав Владимира, Правда Ярослава и др. Великий князь киевский сосредоточил в своих руках и исполнительную власть, будучи главой администрации. Он возглавлял всю военную организацию древнерусского государства, лично водил войско в бой. (Князь Владимир Мономах вспоминал в конце жизни о своих 83 больших походах). Внешние функции государства великие князья выполняли не только силой оружия, но и дипломатическим путем. Древняя Русь стояла на европейском уровне дипломатического искусства. Она заключала различные международные договоры военного и торгового характера в устной или письменной форме. Дипломатические переговоры вели сами князья; они же иногда возглавляли посольства, направляемые в другие страны. Выполняли князья и судебные функции.
Фигура князя возникла в результате эволюции власти, принадлежавшей племенному вождю, но князья периода военной демократии были выборными. Став главой государства, великий князь передает свою власть по наследству, по прямой нисходящей линии, т.е. от отца к сыну. Обычно князьями были мужчины, но известно и исключение - княгиня Ольга.
Хотя великие князья были монархами, все же они не могли обойтись без того, чтобы выслушивать мнения приближенных. Так сложился совет при князе, юридически никак не оформленный, но имевший серьезное влияние на монарха. В совет входили приближенные великого князя, верхушка его дружины - княжьи мужи. Иногда в древнерусском государстве созывались феодальные съезды, в которых принимали участие крупные феодалы. Съезды решали междукняжеские споры, некоторые другие вопросы. В литературе высказывалось предположение, что на одном из таких съездов и была принята Правда Ярославичей - важная составная часть Русской Правды. Существовало в Древнерусском государстве и вече, выросшее из древнего народного собрания. Особенно была высока его активность в Новгороде.
Первоначально в Киевской Руси применялась десятичная, или численная, система управления, выросшая из военной организации, при которой начальники воинских подразделений - десятские, сотские, тысяцкие - являлись руководителями более или менее крупных звеньев государства. Так, тысяцкий сохранил функции военачальника, а сотский стал городским судебно-административным должностным лицом. Со временем, однако, десятичная система уступает место дворцово-вотчинной, которая вырастает из идеи соединения управления великокняжеским дворцом с государственным управлением. В хозяйстве великого князя имелись разного рода слуги, ведавшие отдельными его отраслями (дворецкие, конюшие и пр.). Со временем князья стали поручать им вести определенные дела в масштабах всего государства, наделяя их соответствующими полномочиями.
Система местного управления была проста. Кроме местных князей, сидевших в своих уделах, на места посылались представители центральной власти - наместники и волостели. Жалованья от казны они за свою службу не получали, а "кормились" за счет местного населения, с которого собирали, не забывая и себя, дань в пользу князя. Так на Руси сложилась система кормления, намного пережившая Древнерусское государство (в Московском государстве она была отменена лишь в середине XVI в.).
Основу военной организации Киевской Руси составляла великокняжеская дружина, по численности сравнительно небольшая. Это были профессиональные воины, зависевшие от милости князя. Но и он сам от них зависел. Дружинники были не только воинами, но и советниками князя. Старшая дружина представляла собой верхушку класса феодалов и в значительной степени определяла политику князя, внутреннюю и внешнюю. Вассалы великого князя, являясь по его зову в Киев, приводили с собой дружины, а также ополчение, состоявшее из их слуг и крестьян. Каждый мужчина должен был владеть оружием. Боярских и княжеских сыновей уже в трехлетнем возрасте сажали на коня, а в 12 лет отцы брали их в походы. Испытывая потребность наращивании военной силы, киевские князья нередко прибегали к услугам наемников - сначала варягов, потом степных кочевников (каракалпаков и др.)
В Древней Руси не было специальных судебных органов. Судебные функции выполняли представители администрации, включая ее главу великого князя. Однако существовали специальные должностные лица помогавшие в отправлении правосудия. Среди них можно назвать, например вирников, которые собирали уголовные штрафы за убийство. Вирников, когда они находились при исполнении служебных обязанностей, сопровождала целая свита мелких должностных лиц. Судебные функции выполняли также церковь и отдельные феодалы, которые имели право судить зависимых от них людей (вотчинная юстиция). Судебные полномочия феодала составляли неотъемлемую часть его иммунитетных прав.
Управление государством, ведение войн, удовлетворение личных потребностей великого князя и его окружения требовали, конечно, немалых средств. Кроме доходов от собственных земель, князья установили система налогов, дани. Поначалу это были добровольные пожертвования членов племени своему князю и его дружине, но затем они становятся обязательным налогом. Уплата дани стала признаком подчинения (отсюда слово "подданный" т.е. находящийся под данью, ею обложенный). Дань собиралась путем полюдья, когда князья, обычно один раз в год, объезжали подвластные им земли и собирали доходы со своих подданных. Без конфликтов не обходилось Известна печальная судьба великого князя Игоря, убитого древлянами за чрезмерные поборы, что заставило его вдову княгиню Ольгу упорядочить налогообложение. Она учредила так называемые погосты - специальные пункты сбора дани (обычно это было крупное село). Население платило налоги мехами, которые были своеобразной денежной единицей. Ценность их как платежного средства не исчезала даже тогда, когда они, сохраняя княжеский знак, теряли товарный вид. Использовалась и иностранная валюта, переплавлявшаяся в русские гривны.
Важным элементом политической системы древнерусского общества стала церковь, которая с момента крещения Руси оказалась тесно связанной с государством. Поначалу князь Владимир Святославич пытался использовать в государственных интересах языческий культ, установив иерархию языческих богов во главе с Перуном - богом грозы и войны, но затем переориентировался на христианскую религию и крестил Русь. По преданию он долго раздумывал, прежде чем сделать выбор в пользу православия.
Крещение Руси происходило в значительной степени насильственным путем, особенно в северных русских землях, где население не желало отрекаться от веры отцов и дедов. Так или иначе, но как только Русь приняла христианство, в рост пошла церковная организация, и в скором времени церковь заявила о себе не только как о крупном (коллективном) феодале, но и как сила, способствовавшая укреплению отечественной государственности. Во главе православной церкви стоял митрополит киевский, назначавшийся в то время из Византии, центра православия. Затем его стали назначать киевские князья. В отдельных русских землях церковную организацию возглавляли епископы.
ifreestore.net
6. Государственное устройство и форма правления Древнерусского феодального гос-ва.
По форме правления Древняя Русь была раннефеодальной монархией. Во главе государства стоял великий князь, которому принадлежала верховная законодательная власть. При великом князе постепенно сформировался совет старейшин, куда входили родственники князя, представители дружины и племенной знати. Некоторые исследователи приписывают этому органу совещательную функцию, другие считают, что мнение совета старейшин имело определяющее значение при принятии решений. Иногда созывались феодальные съезды, на которых решались вопросы разграничения власти между князьями, разделения земель. Вече - народное собрание - созывалось для решения наиболее глобальных вопросов общегосударственного значения, например, войны и мира. С укреплением княжеской власти вече постепенно утрачивало свое значение. Вооруженные силы государства были представлены дружиной и народным ополчением. Ополчение основывалось на десятичной системе управления, его возглавлял тысяцкий. Управление на местах осуществляли наместники князя (в городах) и волостели (в сельской местности).
По форме государственного устройства Киевская Русь представляла собой относительно единое унитарное государство, затем отношения между княжествами и князьями оформились в систему, названную дворцово-вотчинной. По типу государства большинство ученых относит Киевскую Русь к феодальному типу, с присущими ей особенностями (многоукладность экономики, нестабильный классовый состав общества).
Политический режим имел признаки демократии (народное собрание), с одной стороны, и авторитаризма (власть великого князя с элементами принуждения)
Характеристика общественного строя обусловлена формированием правящего класса, что привело к появлению феодальной зависимости, - система сюзеренитета-вассалитета. Бояре из дружинников князя превращаются в его вассалов, наделяются вотчиной и занимаются земледелием, усиливая эксплуатацию крестьян-общинников, которые становятся от них зависимыми являются главной рабочей силой. В результате военных походов захваченные пленные превращаются в рабов(холопов), которые выполняют вспомогательные хозяйственные функции.
7. Органы гос. Власти и управления Древнерусского феодального гос-ва
По форме правления Киевская Русь была раннефеодальной монархией. Во главе государства стоял великий князь. Его функции на раннем этапе существования Древнерусского государства заключались в организации вооруженных сил, командовании ими, в сборе дани и налаживании внешней торговли. В дальнейшем большее значение приобретала деятельность князя в области управления: назначение местной администрации, княжеских агентов, законодательная и судебная деятельность, руководство внешними сношениями и т. д.
Доходы князя складывались из феодальных повинностей, дани (подати), судебных пошлин, уголовных штрафов (вир и продаж) и других поборов.
Взаимоотношения с другими князьями строились на основе крестных грамот, в которых определялись права и обязанности великого князя и князей-вассалов (защита последних, оказание им помощи, их помощь великому князю и т. п.).
Великий князь опирался на совет крупных феодалов — бояр и духовенство., бояре вместе с князем решали важнейшие вопросы управления, внешней политики, суда, законодательной деятельности и др.
При князе состоял совет из бояр и «княжих мужей». Руководство отраслями княжеского дворцового хозяйства возлагалось на тиунов и старост. Со временем они превращаются в управляющих отраслями княжеского хозяйства. На смену десятичной системе управления приходит дворцово-вотчинная, при которой политическая власть принадлежит собственнику (боярину-вотчиннику). Формируются два центра власти — княжеский дворец и боярская вотчина.
важную государственную и политическую роль играет народное собранию — вече. В вече участвовали все свободные жители города и примыкающих поселений. К компетенции вече относились вопросы налогообложения, обороны города, организации военных походов и избрания князей. Исполнительным органом веча был совет, состоявший из городского патрициата, старейшин и др.
Местное управление осуществлялось посадниками (наместниками) в городах и волостелями в сельской местности, они осуществляли сбор дани и пошлин, исполняли правосудие, устанавливали и взимали штрафы и др. Вместо жалованья за службу они имели право оставить часть собранного с населения себе. Такая система управления получила название системы кормлений.
Органом местного крестьянского самоуправления являлась территориальная община — вервь. Вервь XI—XII вв. сочетала в себе элементы соседской и семейной общин и представляла собой конгломерат мелких поселений. Она рассматривала вопросы перераспределения земельных наделов, налогово-финансовые вопросы, полицейский надзор, решение судебных споров, расследование преступлений и исполнение наказаний
. Судебные функции выполняли органы власти и управления в центре и на местах — князья, посадники, волостели...
Оформлялась церковная юрисдикция. Церковь судила: зависимое население своих земель, духовенство по всем категориям дел, население государства по некоторым категориям дел (преступления против религии, нравственности и т. п.).
Вооруженные силы включали: дружину великого князя, дружины местных князей, феодальное ополчение и народное ополчение.
В 988 г. на Руси в качестве государственной религии было принято христианство. Русская православная церковь организовывалась как епархия Константинопольского патриарха. Духовенство разделялось на «черное» (монашеское) и «белое» (приходское).
studfiles.net
Форма правления Киевской Руси
Курсовая
По курсу: «Государство и право»
На тему: «Форма правления Киевской Руси»
Содержание
ВведениеI. Предпосылки образования государственности в VII-VIII в. н.э II. Норманизм и антинорманизмIII. Образование Киевской РусиIV Государственный строй Киевской РусиV. Эпоха феодализма: конфедерация независимых «государств»ЗаключениеСписок литературы Более тысячи лет назад, в IX в. н. э., в восточной половине нашего континента сложилось огромное и исторически важное государство — Киевская Русь, воспетое былинами, скандинавскими сагами, половецкими песнями, описанное арабскими и персидскими географами, византийскими хронистами и русскими историками-летописцами. Его ядром был древний культурный центр Восточной Европы — Среднее Приднепровье, где уже за четыре тысячи лет до князя Владимира жили земледельческие племена. Его окраины упирались на юге в тысячеверстные просторы степей, доходя местами до “Русского” — Черного моря, а на севере до Балтики и непроходимых таежных массивов Заволжья. Современники называли первую славянскую державу Русью; мы теперь, уточняя, называем ее Киевской Русью, так как несколько столетий Киев был столицей первого феодального государства и по праву считался “матерью городов русских”. Былины о древних богатырях, записанные в разных концах нашей родины, неизменно начинаются словами: “Как во славном было городе во Киеве...” В изучении предпосылок образования Киевской Руси очень важны две эпохи: VI век — время сложения мощных союзов славянских племен и IX век — время формирования самой Киевской Руси.[1]
Древнерусское государство в своем развитии прошло три этапа:
Первый - в форме раннефеодального государства (конец IX-X вв.) Этот период характеризуется завершением процесса объединения славянских племен в единое государство, формированием и совершенствованием государственного аппарата и военной организации.
Второй этап - период расцвета Киевской Руси (конец X - первая половина XI вв.).
Третий этап - вторая половина XI в. - первая половина XII в. - период экономического и политического ослабления Руси. Во второй половине XI в. наметились тенденции к феодальной раздробленности.
Сведения об общественном и политическом строе восточных славян до IX в. крайне скудны. Все же, судя по более поздним источникам, можно констатировать у них наличие трех общественно-экономических укладов, свойственных периоду становления феодализма.
Что касается политической организации, то академик Б. А. Рыбаков полагает, что наши предки стояли на грани формирования классового общества уже в течение праславянского периода.[2]
Западные и восточные источники отмечают в VI и даже IV в. наличие сильных вождей у восточных славян, напоминающих собой монархов. Отмечается также наличие единства законов, т. е. определенного правопорядка. В VIII в. источники говорят о существовании трех восточнославянских объединений: Куявии, Славии, Артании. Разумеется, государственность у восточных славян периода формирования феодализма была весьма примитивной. Однако она создала фундамент для возникновения Древнерусского государства
В конце I тысячелетия у восточных славян господствовал первобытнообщинный строй. Основной хозяйственной единицей владевшей землей, орудиями труда, скотом, продуктами труда была родовая община. Она состояла из группы кровнородственных малых семей. Хозяйство велось коллективно, всей общиной. Земельные участки периодически перераспределялись между отдельными семьями. Частной собственности на землю не существовало.
У восточных славян началось отделение ремесла от земледелия, развитие товарного производства. Это привело к появлению наряду с родовой общиной - общины территориальной (соседской), (называлась "мир" или "вервь"). Начинается разложение первобытного строя, который был связан с дальнейшим развитием пашенного земледелия.
В соседской общине происходил быстрый процесс социального расслоения. Различный состав семей, неравенство имущества, природных условий привели к росту частной собственности у зажиточных членов общины. Образовалась верхушка общества, присвоившая право собирать продукты на общие нужды и распоряжаться ими. В процессе становления феодального общества этот процесс превратился в сбор дани.
Большинство славянских племен миновали рабовладельческую формацию. Патриархальное рабство, имевшее место у восточных славян, не переросло в рабовладельческую формацию.
- Рабовладельческий труд был невыгоден; суровые климатические условия требовали больших затрат для содержания раба.
- Развитие рабовладения задерживала сельская община.
- Отсутствовал источник рабов - пленников, обширные соседние территории были мало заселены.
- Уровень развития производительных сил требовал, чтобы работник был заинтересован в результатах труда.
Более выгодным для феодала был труд зависимого крестьянина, несшего определенные повинности (барщину, оброк и т.д.). Рабство у славян носило патриархальный, домашний характер (холопы, челядь и т.д.).
Предпосылки образования государственности обозначились в VII-VIII вв. н.э. Наивысшей ступенью развития первобытнообщинного строя у восточных славян были союзы племен. Предположительно таких союзов было 14, наиболее крупные из них объединяли до десяти племен. В начале существования этих союзов племен формой управления была военная демократия. [3]
Итак, в VIII – первой половине IX века у славян стало складываться общественное устройство, которое исторически называется “военной демократией”.
У вождей племён собиралось много богатств. Раньше их власть основывалась на мудрости, справедливости, авторитете. Теперь они превратились в племенных князей, чья власть основывается на силе.[4]
Фигура князя родилась из племенного вождя, но князья периода военной демократии были выборными. Став главой государства, великий князь передает свою власть по наследству, по прямой нисходящей линии, т. е. от отца к сыну. Обычно князьями были мужчины, но известно и исключение — княгиня Ольга.
Военную силу союза племен составляли наиболее боеспособные мужчины. Впоследствии часть из них, храбрых и сильных, группировалась вокруг предводителя в качестве его дружины. Дружина с предводителем (князем) занимала главенствующее положение, постепенно вытесняя такие демократические организации, как народное собрание и совет старейшин.
Росту общественного положения князя и его дружины способствовало возрастающая необходимость защиты союза племен от всевозрастающей угрозы нападения внешних врагов.
Выделяется у восточных славян воевода, являющийся предводителем племенного войска. Все более значительную роль играет дружина, которая отделяется от племенного ополчения, становится группой воинов, лично преданных князю. Дружина – профессионалы, не связанные ни с землей, ни со скотоводством, ни с торговлей. Их профессия — война. А поскольку мощь племенных союзов постоянно растет,— война становится для этих людей постоянным занятием. Их добыча, за которую приходится платить увечьем или даже жизнью, намного превышает результаты труда земледельца, скотовода, охотника. Эти люди становятся в обществе особой привилегированной частью. Обособляется со временем и племенная знать — главы родов, сильных патриархальных семей. Выделяется и знать, чьим основным качеством является воинская доблесть, мужество. Поэтому вся эта демократия переходного периода к государству приобретает военный характер.[5]
Военная демократия - это уже не первобытность с ее равенством членов племени, племенными собраниями, вождями, выбранными народом, народными племенными ополчениями, но еще и не государство с его сильной центральной властью, объединяющей всю территорию страны и подчиняющей себе подданных, которые сами резко различаются по политической роли в обществе, по своему материальному, правовому положению.
Военный дух пронизывает весь строй жизни этого переходного общества. Грубая сила, меч лежат в основе выделения одних и начавшегося принижения других.
Поддержка дружины позволяла предводителю нарушать обычаи и традиции, вводить свои порядки. Военная демократия постепенно перерастала в военно-иерархическое правление - княжеское. Таким образом, развивался процесс преобразования органов самоуправления в государственные органы.
Союзы племен отличались более высоким уровнем управления, органы общественного самоуправления превращались в государственный аппарат князя. Формировался государственный строй, важным признаком которого было появление особой, отделенной от народа публичной власти, со специальным аппаратом управления и распространяющейся на определенную территорию. [6]
Момент возникновения Древнерусского государства нельзя определить с достаточной точностью. В литературе разными историками это событие датируется по-разному. Однако большинство авторов сходятся на том, что возникновение Древнерусского государства следует относить к IX веку.
Не совсем ясен вопрос и о том, как образовалось Древнерусское государство. И здесь мы сталкиваемся с, так называемой, норманнской теорией.
Древнейший летописный свод «Повесть временных лет» казалось бы, в какой-то мере отвечает на вопрос о происхождении Древнерусского государства. Это Летопись дает понять, что в IX в. наши предки жили в условиях безгосударственности, хотя прямо в ней об этом не говорится. Речь идет лишь о том, что южные славянские племена платили дань хазарам, а северные — варягам, что последние однажды прогнали варягов, но потом передумали и призвали к себе варяжских князей. Такое решение было вызвано тем, что славяне передрались между собой и решили для установления порядка обратиться к иноземным князьям. Тут-то и была произнесена знаменитая фраза: «Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет. Да пойдете княжит и володети нами». Три варяжских князя пришли на Русь и в 862 г. сели на престолы: Рюрик — в Новгороде, Трувор — в Изборске (недалеко от Пскова), Синеус — в Белоозере.
mirznanii.com
Государственный строй и форма правления Древней Руси. Высшие и местные органы власти и управления.
Государственное устройство Киевской Руси
Князь и княжеский совет
В IX–X вв. сформировался важнейший формально-юридический признак раннефеодальной монархии – наследственная передача стола. Даже при наличии регентства Олега при малолетнем Игоре и Ольги при малолетнем Святославе передача власти по сыновней линии является фактом совершившимся. В X в. и местные племенные князья заменяются младшими членами рода Рюриковичей – наместниками великого киевского князя. Уже сыновья Владимира Святославовича, а затем и внуки расселись на местных княжеских столах. Правда, связь между отдельными землями, которые стали называться «уделами», была ещё чисто механической, ибо единого народа русского в государстве этом не сложилось, не было выработано ещё надёжных связок не только экономического характера, но даже психологического, нравственного. Христианство, принятое в 988 г., распространялось медленно, отвоёвывая позиции у язычества, даже в начале XII в. не все славянские племена были крещёны (вятичи, к примеру). Связь осуществляли князья и их дружины, периодически наводившие порядок там, где в этом возникала необходимость, а также представители княжеской администрации, периодически отчитывавшиеся перед своим государем.
Уже в X в. киевские князья, заимствуя у могущественных соседей – Византии и Хазарского каганата – идею величия монаршей власти, стали величать себя каганами («хакан-рус»). С принятием христианства и церковь, возглавлявшаяся митрополитами-греками, стала переносить на русского князя византийские понятия о государе, поставленном от Бога.
Функции киевских князей заключались, во-первых, в организации дружины (или её найма) и военных ополчений для борьбы с внешними врагами, с внутренними усобицами, для сбора дани и внешней торговли, распространения власти на новые племена. С принятием христианства церковь стала формировать у русских князей представление о том, что они поставлены не только для внешней защиты страны, но и для установления и поддержания внутреннего общественного порядка. Функция регулятивная, направленная на достижение социальной стабильности в обществе, становится постепенно одной из важнейших. Князья не только применяют военную силу во время восстаний, но и пытаются гасить конфликты мирными средствами: раздачей денежных средств нуждающимся, организацией бесплатных «столов», помощью сиротам и вдовам, законодательным ограничением своеволия ростовщиков и пр.
Со времени Владимира I источники особенно подчеркивают важность судебной функции князя. Князь был высшей судебной инстанцией, доступной населению, высшей справедливостью в обществе. Но он же являлся организатором всей системы судопроизводства, которая функционировала на основе княжеского законодательства («уставов» и «уроков»). Князья назначали штрафы за проступки и преступления, сообразуясь с обычным правом, устанавливали размеры вознаграждения должностным лицам, создавали местную администрацию.
Издревле князья выполняли ещё одну функцию – сбор налогов с подвластного населения. Древним способом сбора налогов на Руси было полюдье, своего рода военные экспедиции, проводившиеся князьями, как правило, два раза в год – весной и осенью. Однако строгого порядка в этом деле поначалу не существовало, и князья наведывались за данью чаще двух раз в год, всё зависело от их доброй воли. После смерти Игоря, поплатившегося за жадность, Ольга упорядочила сбор дани, установив погосты – особые места – и учредила особых чиновников сборщиков налогов. Единицей обложения становится двор (дым), «становища и ловища».
При великом князе действовал Совет, состоявший из наиболее влиятельных дружинников и представителей родоплеменной знати (старцы градские). К окружению князя принадлежали тысяцкие, сотские и десятские. Эти названия военного происхождения, они ведут своё начало от принятой у славян, как, собственно, и у других народов, десятичной системы деления племенного войска – ополчения. Эти названия закрепились затем за начальниками гарнизонов и командирами частей, поставленных великим князем в отдельных городах – центрах княжений. Позднее они трансформировались в городское и вообще местное начальство; тысяцкий – в воеводу, сотские и десятские – в финансово-административные органы.
С конца X в. в организации власти великого князя происходят серьёзные изменения. Между ним и князьями-наместниками, которые приобретают всё больше веса и самостоятельности, устанавливаются отношения вассалитета. Во главе управленческой лестницы – великий киевский князь – сюзерен, но он лишь первый среди равных, он – старейший обладатель самого богатого стола. Остальные князья – молодшие – его вассалы, их отношения с ним строятся на основе договора ряда или так называемых «крестных грамот» (от «целовать крест», приносить присягу). Вассалы обязаны оказывать старейшему особый почёт, военную помощь, экономическую поддержку, особенно во время войны, что определялось формулой: «быти в воле», «быти в послушании». В свою очередь сюзерен брал на себя обязанность защищать вассала от обид и притеснений какой-либо третьей стороной, оделять его землёй (лёном или феодом).
Феодальный съезд
Особой структурой в государственном управлении были феодальные съезды, на которых князья согласовывали политику, обсуждали законы, изгоняли со столов нерадивых, провинившихся, нарушивших «крестную грамоту», принимали решения о войне и мире, заключали союзы. Так, первый съезд состоялся после смерти Ярослава Мудрого в 1054 г., последний – накануне битвы при Калке в 1223 г. Особо известен съезд 1097 г. в Любече, фактически узаконивший политическую раздробленность своим решением, что каждый князь «держит отчину свою».
Вече у славян, как и у германцев, возникло в глубокой древности. Правда, данные о нём так скудны, что вряд ли возможно достаточно определённо говорить о его функциях и организационных формах. Были ли вечевые собрания продолжением племенных сходок или они сразу зарождались как городские собрания – на этот вопрос вряд ли можно ответить. Известно новгородское вече более позднего времени, о котором речь впереди. Можно думать, что вечевые собрания созывались князем крайне редко в виду процедурной сложности, ведь надо было собрать в одном месте дружину, родоплеменную знать, свободных жителей города, а затем принять на этом сборище какие-то важные решения. Скорее всего делалось это методом вопросов и ответов: «да» или «нет».
cyberpedia.su
Форма правления и государственного устройства Древней Руси — История отечественного государства и права
Киевская Русь не была централизованным государством. Как и другие государства периода формирования феодальных отношений, Древнерусское государство было "лоскутным", его населяли разные племена - полян, древлян, кривичей, дреговичей и др. Местные князья обязаны были участвовать со своей ратью в походах киевских князей, присутствовали на феодальных съездах, некоторые из них входили в состав княжеского совета. Но по мере развития феодальных отношений, углубления процесса феодализации связи местных князей с киевским великими князем все больше ослабевают, возникают предпосылки для феодальной раздробленности.
Вся структура государства покоилась на лестнице феодальной иерархии. Вассал зависел от своего сеньора, тот - от более крупного сеньора или верховного сюзерена.
Во главе Древнерусского государства стоял великий князь. Ему принадлежала верховная законодательная власть. Известны крупные законы, изданные великими князьями и носящие их имена: Устав Владимира, Правда Ярослава и др. Великий князь киевский сосредоточил в своих руках и исполнительную власть, будучи главой администрации. Он возглавлял всю военную организацию древнерусского государства, лично водил войско в бой.
Внешние функции государства великие князья выполняли не только силой оружия, но и дипломатическим путем. Древняя Русь стояла на европейском уровне дипломатического искусства. Она заключала различные международные договоры военного и торгового характера в устной или письменной форме. Дипломатические переговоры вели сами князья; они же иногда возглавляли посольства, направляемые в другие страны. Выполняли князья и судебные функции.
Став главой государства, великий князь передает свою власть по наследству, по прямой нисходящей линии, т.е. от отца к сыну. Обычно князьями были мужчины, но известно и исключение - княгиня Ольга.
Хотя великие князья были монархами, все же они не могли обойтись без того, чтобы выслушивать мнения приближенных. Так сложился совет при князе, юридически никак не оформленный, но имевший серьезное влияние на монарха. В совет входили приближенные великого князя, верхушка его дружины - княжьи мужи. Иногда в древнерусском государстве созывались феодальные съезды, в которых принимали участие крупные феодалы. Существовало в Древнерусском государстве и вече, выросшее из древнего народного собрания. Особенно была высока его активность в Новгороде.
Первоначально в Киевской Руси применялась десятичная, или численная, система управления, выросшая из военной организации, при которой начальники воинских подразделений - десятские, сотские, тысяцкие - являлись руководителями более или менее крупных звеньев государства.
Со временем, однако, десятичная система уступает место дворцово-вотчинной, которая вырастает из идеи соединения управления великокняжеским дворцом с государственным управлением.
Система местного управления была проста. Кроме местных князей, сидевших в своих уделах, на места посылались представители центральной власти - наместники и волостели. Жалованья от казны они за свою службу не получали, а "кормились" за счет местного населения, с которого собирали, не забывая и себя, дань в пользу князя.
Основу военной организации Киевской Руси составляла великокняжеская дружина, по численности сравнительно небольшая. Это были профессиональные воины, зависевшие от милости князя. Но и он сам от них зависел. Дружинники были не только воинами, но и советниками князя. Старшая дружина представляла собой верхушку класса феодалов и в значительной степени определяла политику князя, внутреннюю и внешнюю.
В Древней Руси не было специальных судебных органов. Судебные функции выполняли представители администрации, включая ее главу великого князя. Однако существовали специальные должностные лица помогавшие в отправлении правосудия. Среди них можно назвать, например вирников, которые собирали уголовные штрафы за убийство.
Судебные функции выполняли также церковь и отдельные феодалы, которые имели право судить зависимых от них людей (вотчинная юстиция).
Управление государством, ведение войн, удовлетворение личных потребностей великого князя и его окружения требовали, конечно, немалых средств. Кроме доходов от собственных земель, князья установили система налогов, дани. Дань собиралась путем полюдья, когда князья, обычно один раз в год, объезжали подвластные им земли и собирали доходы со своих подданных.
Важным элементом политической системы древнерусского общества стала церковь, которая с момента крещения Руси оказалась тесно связанной с государством. Крещение Руси происходило в значительной степени насильственным путем, особенно в северных русских землях, где население не желало отрекаться от веры отцов и дедов. Так или иначе, но как только Русь приняла христианство, в рост пошла церковная организация, и в скором времени церковь заявила о себе не только как о крупном (коллективном) феодале, но и как сила, способствовавшая укреплению отечественной государственности. Во главе православной церкви стоял митрополит киевский, назначавшийся в то время из Византии, центра православия. Затем его стали назначать киевские князья. В отдельных русских землях церковную организацию возглавляли епископы.
ifreestore.net
Государство и право в Древней Руси
Политическая организация восточных славян
в 1-м тысячелетии нашей эры.
Политическая организация возникает на
определенном этапе развития, и именно 1-ое 1000-летие предшествовало
образованию государства и государственности у восточных славян (но на этот
период существует множество различных точек зрения). Но именно в это время они
пришли из центральной части Европы.
Именно в это время образовываются
“союзы союзов”, которые, по сути, есть союзы племенных союзов, которые по
отношению к внешним племенам были единым целым, но изредка враждовали между
собой.
В этих племенах и появился институт
старейшин, проводились племенные собрания, появились родовые традиции, но до
сих пор нет отдельно армии, нет территории.
В первой половине 1-го 1000-летия шло
освоение восточно-европейской равнины и заселение ее княжествами, которые были
подчинены принципу военной демократии. Там селились племена:
словени, на территории Новгорода
поляне, на территории Киева
северяне, древляне и т.д.
Восточные путешественники того
времени выделяют 3 государства (или предгосударства?) на территории России в IX веке
Куявия – на территории Киева
Славия – на территории Новгорода
Арсения – точно не ясно
Эти государства были центрами
тогдашней цивилизации на территории Руси. В тот период появились первые
датируемые славянские летописи, из которых мы узнаем, что поляне – платят дань
хазарам (которые создали хазарский каганат) и что славени зависят от полян.[4]
Образование древнерусского государства
Из
ряда существующих в исторической науке концепций государства образование
происхождения славян наиболее полно отвечает требованиям современной науки так
называемая Днепровско-Одерская концепция происхождения славян академика
Б. А. Рыбакова, в соответствии с которой с середины II тыс. до н.э. в северной части Восточной Европы
между Днепром и
Одером проживали древнейшие праславяне выделившиеся к этому времени из
состава индоевропейцев. По мнению Седова
и некоторых других ученых, историю праславян следует вести
приблизительно с середины I тыс.
до н.э.
а) социальные Факторы
В
письменных источниках, относящихся к началу нашей эры, славяне упоминаются под
названием "венеды". Известно,
что венеды вели оседлый образ
жизни, знали пашенное земледелие. У них существовала внутренняя торговля, связанная с развитием
ремесла, и внешняя торговля, в частности, с Римом. Торговля ускоряла процесс
дифференциации общества, способствовала появлению богатой социальной верхушки.
Малая семья, состоящая из мужа, жены, детей, становилась составной частью
важнейшей социальной клеточки общества - сельской общины. В сельской
территориальной общине выделялись отдельные, зажиточные семьи, обладавшие
определенной собственностью. В VI в.
усиливается военная и политическая власть. Все это ускоряло имущественную и
социальную дифференциацию славянского
общества, и формирование в ней классовых отношений. По мере углубления социальной дифференциации в союзах племен все более усиливалось
государственное начало, что неизбежно
вела, в конечном счете, к образованию
государства. Но этот процесс потребовал длительного времени.
б) внешнеполитические факторы
Неблагоприятно
складывается и внешнеполитический фактор. На экономическом развитии славян
тяжело отразилось нашествие гуннов.
В результате этого задержалось и
их собственное развитие. Как считал М. Н. Тихомиров, о причинах возникновения
государства было "развитие земледелия и ремесла в области экономики,
развитие феодализма - в области общественных отношений".[5] Так в VII-VIII
вв. в связи с ростом производительности труда становилось вполне возможной
индивидуализация производства. Подготавливались условия для перехода от
раннеклассовых отношений к феодализму. Экономический прогресс у восточных
славян являлся движущей силой их общественного развития. При условии
существования индивидуальных хозяйств дополнительный продукт, получаемый в них
и достигавший значительных размеров, становился собственностью производителя и
мог являться источником обогащения. Так возникло сначала имущественное, а
потом и социальное неравенство. Так же в это время складывалась и росла
частная собственность у зажиточных член общины. Формировалась социальная
верхушка общества.
в) общественные факторы
Большое
значение для образования государства имели союзы племен. В начале существования
таких союзов племен, формой организации управления была военная демократия.
Однако при этом еще долгое время сохранялась первобытные демократические
учреждения - народные собрания и совет старейшин: Но народное собрание превращалось
в собрание воинов, которому военный предводитель, окруженный и поддерживаемый
дружиной, навязывал свою волю, приобретая все большее влияние и власть за счет
других старейшин. Таким образом, шел процесс преобразования органов
общественного самоуправления в государственные органы. Военная демократия
постепенно перестала в военно-иерархическое правление-княжение. Органы
общественного самоуправления превращались в органы господства и угнетения,
направленные против народа. Завершалось тем самым оформление государственного
строя, важнейшим признаком которого было по явление особой, не совпадающей
непосредственно с населением, отделенной от него публичной власти,
располагающей специальным аппаратом управления и распространяющейся на
определенную территорию. Военный предводитель крупного союза племен превращался
в правителя - князя. Главенство князей приобретало характер осуществления
властных классовых функций. Приближенные князя становились его советниками и
наместниками. Дружина превращалась в военную силу, которая подавляла
сопротивление эксплуатируемых масс и вела захватнические и оборонительные
войны. Указанный процесс преобразования органов общественного самоуправления в
государственные органы не был актом единовременным для всех союзов
восточнославянских племен. В VIII в.
в условиях борьбы с кочевниками в Среднем Приднепровье произошло объединение
нескольких союзов племен или княжений в "союз союзов" под названием
"Русь" столицей которого стал Киев.
Г) "Союзы союзов"
"Союзы
союзов", объединявшие несколько союзов племен-княжений, являлись новыми
образованьями и отражали более высокий
этап в процессе восточнославянской консолидации.
Примерно
на рубеже VIII-IX вв. приднепровский союз союзов племен
"Русь" перерастает еще более мощное объединение с названием
"Русская земля", включавшее значительное число союзов славянских
племен. Летопись их перечисляет: Русь, Поляне, Древляне, Полочане, Дреговичи,
Север. Это уже почти половина восточных славян. Правила в этом государственном
объединении, по своей вероятности, династия Кия, представителями которой в
середине IX в. были, по сообщению
летописи, князья Дир и Аскольд.[6]
Управление
Князь
В. Л. Янин и
М. Х. Плешковский усматривают в новгородской республике нечто
финаменальное, совершенно непохожее на социально - политическую организацию
древнерусских княжеств, в частности Киевского княжества, где господствовала
якобы монархическое начало.[7]
М. П.
Толочко пишет о том, что "верховным главой" в Киеве являлся великий
князь. Правда, известную роль играло и вече: "При сильном киевском князе
вече была послушным придатком верховной власти, при слабом - зависимость была
обратной. Другими словами, в Киеве XI-XII вв. существовали, дополняя друг друга, а нередко
и вступая и в противоречие, орган феодальной демократии (вече) и представитель
монархической власти (великий князь)".[8] Формирование
территориальных связей, складывание города - волости (города - государство)
более или менее хорошо прослеживается на материалах, относящихся к истории
Киевской земли. Под 996г. летопись сообщает о том, что старая система родовой
защиты начинает давать сбои. Владимир как представитель отживающего строя ищет
пути решения этой проблемы. С летописью перекликается известная былина об Илье
Муромце и Соловье - разбойнике. В образе Соловья следует видеть не
"столько придорожного грабителя, сколько представителя косных сил
родоплеменного строя." Прав Б. А. Рыбаков, отметивший, что соловей - не
обычный разбойник на большой дороге, который живет за счет проезжих торговых
караванов. Можно сказать, что образ Соловья порожден эпохой формирования
территориальных связей. Родовой строй уходил в прошлое отнюдь не
безболезненно, подчас отчаянно сопротивлялся. Весьма характерно упоминание
летописью бедняков и нищих, живых в Киеве во времена Владимира: "И сотвори
(Владимира. - Авт.) праздник велик... болярам и старцем градским, и убогим
раздая именье много". Князь "повеле всякому нищему и убогому
приходите на двор князь и взимает всяку потребу питье и яденье, и от скотьниць
кунами". Эти убогие и нищие конечно, явление нового времени - периода распада
старого родоплеменного единства.
Категории населения
Свободные общинники
Основную
массу сельского и городского на свободные населения Киевской Руси составляли общины;
"люди", то есть феодально-зависимые крестьяне, эксплуатируемые
государством путем сбора дани, размер которой теперь стал зависеть от
количества и качества находящейся у крестьян земли, или феодалами путем
взимания оброка или привлечения крестьян к барщине. Однако в начальной летописи
термин "люди" употребляется для наименования широких слоев сельского
и городского населения. Сохранения в течении длительного периода времени этого
термина в значении свободного населения указывает на то, что шедший процесс
феодализации неодинаково затрагивал отдельные сельские крестьянские общины,
жители многих из них, утрачивая сословную полноправность, сохраняли личную
свободу.
Смерды
Как
отмечает Б. А. Рыбаков, древнерусские смерды XI-XIIв.в.
обрисовываются как значительная часть полукрестьянского феодально-зависимого
населения Киевской Руси. Смерд был лично свободен. Вместе с семьей он вел свое
хозяйство. Князь давал смерду землю при условии, что тот будет работать на
него. В случае смерти смерда, не имеющего сыновей, земля возвращалась к
князю. За свое право владения самостоятельным хозяйством смерд платил князю
дань. За долги смерду грозило превращение в феодально-зависимого закупа. С
развитием феодализма роль смердов в Киевской Руси уменьшалась. Следует
отметить, что источники очень мало сообщают сведений о смердах. Это обусловило
появление самых разных точек зрения на данную категорию населения.[9] Так, С. В.
Юшков видел в смердах особый разряд закрепощенного сельского населения. Б. Д.
Греков считал, что были смерды зависимые и смерды свободные. А. А. Зимин
отстаивая идею о происхождении смердов от холопов, посаженных на землю. По
мнению С. А. Покровского, "смерд Русской Правды, как простолюдин, рядовой
гражданин, везде выставляется Русской Правдой как свободный, неограниченный в
своей правоспособности человек". М. Б. Свердлов считает наиболее
плодотворным деление смердов на лично свободных и феодально-зависимых".[10]
Закупы
Распространенным
термином для обозначения феодально-зависимого крестьянства в
Киевской Руси был термин "закуп". Основным источником для
изучения закупничества является Пространная редакция Р. П. Закуп - это человек,
попавший в долговую кабалу и обязанный своей работой в хозяйстве заимодавца
вернуть полученную у него "купу".[11] Он
исполнял сельские работы: работал на поле, ухаживал за господским скотом.
Феодал предоставлял закупу земельный надел, а также сельскохозяйственные
орудия и рабочий скот. Закуп был ограничен в своих правах. Прежде всего, это
касалось права ухода от "господина". Но закупа запрещалось продавать
в холопы. Закуп мог выступать в суде в качестве свидетеля по незначительным
делам, обращаться в суд на своего господина. Рост закупничества был связан с
развитием частного землевладения.
Изгои
Изгой - это
человек "изжитый", выбитый из привычной колеи, лишенный
прежнего своего состояния. Известны изгои свободные и изгои зависимые.
Значительный контингент феодально-зависимых изгоев формировался за счет выкупившихся
на волю холопов. Они, как правило, не разрывали связи с господином и оставались
под его властью. Однако были случаи, когда освободившийся холоп уходил от
своего хозяина.[12]
Такие изгои-вольноотпущенники, порвавшие со своими прежним господином, попадали
обычно в зависимость от церкви. Наряду с ними встречались изгои - выходцы из
свободных слоев древнерусского общества. Источники в качестве
феодально-зависимого населения называют также отпущенников, задушных людей,
пращенников и вотчиных ремесленников.
Челядь и холопы
В Киевской Руси несвободной частью населения были рабы. В X-XIIв.в.
рабов-пленников называли "челядь". Они были полностью бесправны.
Люди, ставшие рабами по другим причинам,
назывались холопами. Источниками холопства являлись: самопродажа, женитьба на
рабе "без ряду", вступление "без ряду" в должность тиуна
или ключника. В холопа автоматически превращался сбежавший или провинившийся
закуп. За долги в рабство могли продать обанкротившегося должника.[13] Холоп в
отдельных случаях был наделен некоторыми правами. Так, будучи боярским тиуном,
он мог выступить в суде в качестве "видока". Широкое распространение
получило долговое холопство, которое прекращалось после уплаты долга. Холопы
обычно использовались в качестве домашних слуг. В некоторых вотчинах были и так
называемые пашенные холопы, посаженные на землю и обладавшие собственным
хозяйством.
Вотчина
Основной ячейкой феодального хозяйства
была вотчина. Она состояла из княжеской или боярской усадьбы и зависимых от
нее общин-вервей. В усадьбе находились двор и хоромы владельца, закрома и
амбары с запасами, жилища слуг и другие постройки. Различными отраслями
хозяйства ведали специальные управляющие - тиуны и ключники, во главе всей
вотчиной администрации стоял огнищанин. Посадники в отличие от тысяцких и
сотских, которые были вначале командирами дружины, а затем уже обрастали
административными функциями, явились сразу же полномочными представителями княжеской
власти на местах. Будучи представителями князей, в том или ином месте, посадники
выполняли функции самого князя. Посадники и волостели - управители сельскими
волостями - имели ближайших помощников в лице тиунов. В боярской или княжеской
вотчине, как правило, работали ремесленники, обслуживавшие боярские хозяйства.
Ремесленники могли быть холопами или находиться в какой-либо другой форме
зависимости от вотчинника. Вотчинное хозяйство имело натуральный характер, и
было ориентировано на внутреннее потребление самого феодала и его слуг.
Источники не позволяют однозначно судить о господствующей форме феодальной
эксплуатации в вотчине. Возможно, что какая-то часть зависимых крестьян
обрабатывала барщину, другая платила землевладельцу натуральный оброк.
Городское
население также попадало в зависимость от княжеской администрации или
феодальной верхушки. Вблизи городов крупные феодалы основывали часто специальные
поселения для ремесленников. С целью привлечения населения владельцы сел
представляли определенные льготы, временное освобождение от налогов и т.д.
Вследствие этого такие ремесленные поселения назывались свободными или
слободами. Распространение экономической зависимости, усиление эксплуатации
вызывали сопротивления со стороны зависимого населения.[14] Наиболее
распространенной формой были побеги зависимых людей. Об этом свидетельствуют и
суровость наказания, предусмотренного за подобный побег - превращение в
полного, "обельного", холопа. Данные о различных проявлениях
классовой борьбы содержит "Русская правда". В ней говорится о
нарушении границ земельных владений, поджог бортных деревьев, убийство
представителей вотчиной администрации, кражах имущества.