Наталья Александрова, Иван Ладынин и др. - Древний Восток. Древний восток ладынин александрова
Наталья Александрова, Иван Ладынин и др. - Древний Восток
Второе персидское владычество (343–332 гг. до н. э.). Завоевание Египта Александром Македонским
Античные авторы сохранили крайне мрачные воспоминания египтян о завоевании Египта Артаксерксом III, в частности сообщения об убийствах им священных животных и иных святотатствах. Видимо, их реальной основой были посягательства персов на достояние египетских храмов, новая кампания по вывозу в Персию культовых изображений, утвари и священных текстов. Помимо прочего, подверглись депортации и некоторые категории жрецов, в частности служители богини Сохмет, олицетворявшей губительную силу эпидемий, которые, по "специфике" своего божества, владели врачебными знаниями; биографическая надпись одного из этих жрецов, знатного уроженца Гераклеополя Сематауитефнахта, дошла до нас уже от начала периода эллинизма.
Однако похоже, что, несмотря на это, персы не смогли установить прочного владычества над всем Египтом. Где-то в 337–335 гг. до н. э., после смерти Артаксеркса III, борьбу с ними начал некий Хаббаш, видимо, иноземец, принявший титул фараона и продержавшийся у власти, пока в Персии происходили внутренние неурядицы. Однако новый персидский царь Дарий III сумел нанести ему поражение и вернуть Египет под свою руку.
С началом Восточного похода Александра Македонского персы были вынуждены отозвать из Египта крупные контингенты войск во главе с сатрапом Сабаком, который в 333 г. до н. э. погиб в битве при Иссе. Вскоре после этого в Египет, показавшийся в такой ситуации сравнительно легкой добычей, вторгнулся с небольшим войском македонский авантюрист Аминта, однако его предприятие окончилось неудачей.
Столь бурное время, ознаменованное, ко всему прочему, полным прекращением храмового строительства и большими трудностями в отправлении ритуала (как по экономическим причинам, так и ввиду отсутствия в стране легитимного царя, от имени которого этот ритуал можно было бы совершать) надолго осталось в памяти египтян как подлинная катастрофа.
Второе персидское владычество окончательно подошло к концу со вступлением в Египет в ноябре 332 г. до н. э. войск Александра Македонского, который был благожелательно встречен местным населением при полной пассивности персидского сатрапа Мазака и вскоре принял статус фараона. Античные авторы подробно описывают его путешествие в хорошо известный в греческом мире храм Амона в оазисе Сива в Ливийской пустыне, где, в полном соответствии с египетской традицией, он был провозглашен сыном божества. С этого момента Египет вливается в состав говорящего на греческом языке античного мира и вступает в новый, не древневосточный, а эллинистический, период своей истории.
Глава IIДревняя Месопотамия
Природа и население
Месопотамия по-гречески означает "Междуречье", т. е. географическое пространство между Тигром и Евфратом. На деле, однако, Тигр и Евфрат являются не границами этого края в точном смысле слова, а скорее главными ориентирами, к которым тяготеют его настоящие пределы. И, применяя термин "Месопотамия", античные авторы хотели выразить не то, что речь идет о крае, полностью лежащем между этими двумя реками, но лишь то, что между ними раскинулась подавляющая часть его территории (и за названные реки он выходит лишь небольшими участками).
Как географическое целое Месопотамия - это плоская равнина в бассейне Тигра и Евфрата, тянущаяся на северо-запад от Персидского залива до Верхнего Евфрата и гор Восточной Анатолии. Поэтому в современной науке утвердился более точный термин - "Двуречье". Сейчас территория Месопотамии в основном входит в состав Ирака. Весь этот обширный регион делится на две части.
Первая из них - это Нижняя (Южная) Месопотамия, расположенная в нижнем течении Тигра и Евфрата, где русла этих рек сближаются больше всего. Сейчас Тигр и Евфрат даже сливаются на подходе к Персидскому заливу в единую реку Шатт-эль-Араб; в древности же они впадали в залив самостоятельными руслами, соединенными протоками. Евфрат в пределах Нижней Месопотамии разделялся на несколько рукавов, чьи долины были заселены вплоть до болот и моря.
Вторая часть - это Верхняя (Северная) Месопотамия, где Тигр и Евфрат далеко расходятся друг с другом. Нижнюю Месопотамию в древности именовали "Шумером" (в наиболее широком смысле этого слова) и, в свою очередь, делили ее саму на южную и северную части. Юг Нижней Месопотамии именовался "Приморьем", или "Шумером" в узком смысле слова, а север первоначально называли "Ки-Ури", а позднее - "Аккад" (по названию располагавшегося здесь города Аккаде, месопотамской столицы конца III тысячелетия до н. э.). Отсюда и название Нижней Месопотамии в целом, закрепившееся с исхода этого тысячелетия, - "Шумер и Аккад". Еще позже Нижнюю Месопотамию стали называть "Вавилонией", по ее новому главному центру - Вавилону.
Ученые XIX–XX вв. считали, что Персидский залив в древности заходил гораздо севернее, чем сейчас, и именно такая береговая линия отмечена на большинстве карт и атласов Древнего Востока. Действительно, шумерские города Ур и Эреду, сейчас далеко отстоящие от моря, в древности были портовыми городами, в которых разгружались морские суда. Однако геологи выяснили, что на деле границы самого залива с древности и по сей день практически не менялись, и только эстуарий Тигра и Евфрата был весьма широк и проходил так, что до речных пристаней в Уре и Эреду могли легко подниматься корабли из Персидского залива. Кроме того, впадина, расположенная близ Эреду, по-видимому, являлась в древности озером, соединявшимся со старым руслом Евфрата системой каналов. Это же русло могло подходить и к Уру. Район свободно сообщавшихся с Персидским заливом болотистых лиманов Тигра и Евфрата и соединявшихся с ними лагун именовался в древности "Горьким Морем"; сейчас, после аридизации и подъема почвы, вызванного намыванием ила обеими реками, этот район и есть долина Шатт-эль-Араба.
Географически Месопотамия, или Двуречье, представляет собой широкую неглубокую низменность, ограниченную Аравийским плато, возвышенностями Сирии и горными хребтами - Армянским Тавром и Загросом. Основные очаги развития цивилизации располагались в Нижней Месопотамии. Она являлась наиболее изобильной частью всего Плодородного Полумесяца, но была бедна минеральными ресурсами и деревом. К тому же масштабная ирригация приводила к быстрому засолению почв и падению урожаев. В конце концов засоление почв и аридизация климата привели к запустению Южной Месопотамии и ее крупнейшего центра Вавилона. Однако выбора у месопотамцев, по сути дела, не было: без ирригации их страна представляла бы собой частью пустыню, частью - болотистые озера и тростниковые заросли и ее обитателям оставалось бы вести весьма скудное существование: в лучшем случае они могли получать небольшие и неустойчивые урожаи злаков, а в остальном им пришлось бы жить охотой и собирательством. Поэтому жители Месопотамии из всех сил стремились по возможности развивать разветвленную систему ирригации, не догадываясь о последствиях.
Верхняя Месопотамия представляла собой холмистую степь, местами переходящую в невысокие горы. В ее восточной части была расположена Ассирия, названная так по древнему городу Ашшур на Среднем Тигре, ставшему центром этой области.
Одной из главных особенностей геополитической карты Месопотамии являлись два ее постоянных "фронта": на севере - северо-востоке - востоке от нее, где равнинные жители Месопотамии взаимодействовали с горцами, почти всегда враждебными, и на границе с Аравийским плато на западе и юго-западе, откуда в Месопотамию волна за волной вторгались кочевники. Кроме того, неравномерность распределения природных ресурсов приводила к напряженным и активным отношениям месопотамцев с окружающим миром.
Крайняя бедность Месопотамии минеральными ресурсами, включая металлы, и деревом с ранних пор стимулировала развитие внешнеторговой и военной экспансии ее жителей. Жители Междуречья вывозили в иные страны ткани, зерно и ремесленные изделия, а сами отправляли торговые и военные экспедиции за лесом, металлами и рабами. Необходимость компенсировать недостаток природных ресурсов приводила месопотамских владык к постоянным попыткам получать соответствующее сырье и готовые изделия в виде дани с горной периферии на севере и востоке, а также установить контроль над основными торговыми путями, ведущими на запад, к Средиземному морю. С середины III тысячелетия до н. э. и до конца существования независимой месопотамской государственности правители региона систематически совершали с этими целями военные походы к Средиземному морю и в горные районы Западного Ирана.
Географическое деление Месопотамии отражает также историю последовательно переселявшихся сюда народов. Древнейшими из них еще с VI тысячелетия до н. э. были субареи, а бесспорными создателями месопотамской письменности - шумеры, заселившие Нижнюю Месопотамию в начале IV тысячелетия до н. э. А под конец его на эти земли переселилась из Северной Аравии ветвь так называемых восточных семитов, получивших в науке название "аккадцев". Часть восточных семитов расселилась в северной половине территории, занятой шумерами, получившей шумерское название "Ки-Ури", а часть - на Среднем Тигре. Первая группа поселенцев смешалась с шумерами, дав начало народу вавилонян, от второй же произошли ассирийцы. Вавилонский и ассирийский языки, таким образом, представляют собой разные диалекты восточносемитского, или аккадского, языка, на рубеже III–II тысячелетий до н. э. обособившиеся друг от друга.
profilib.net
Наталья Александрова, Иван Ладынин и др. - Древний Восток
Судьба "мировой державы" Азии после Ахеменидов
Исследователи недаром называют иногда Александра Македонского "последним Ахеменидом". Подобно создателю империи Киру Великому, Александр в основном сохранил государственный порядок и политическую концепцию захваченной им державы. Лишь первое место в составе "имперского народа" заняли теперь греко-македоняне, хотя и старая знать Ахеменидской державы, к неудовольствию тех, заняла почетное положение на службе нового царя, открыто покровительствовавшего ей. Была даже сфабрикована легенда о том, будто Дарий успел назначить Александра своим законным преемником. В исторических мифологемах иранской элиты Александр остался великим и справедливым национальным правителем Ирана (лишь впоследствии фанатичное зороастрийское жречество эпохи Сасанидов стало изображать его злейшим врагом Ирана и их веры, но так и не смогло искоренить традиционного образа "хорошего" Александра из иранской культуры).
Однако со смертью Александра его держава подверглась разделу между его полководцами, которые приняли царские титулы, взаимно признали друг друга, иными словами, отказались от концепции мирового владычества. Правители-диадохи ("наследники") опирались на греко-македонские контингенты и взирали на местное население почти исключительно как на свою кормовую базу. Тем самым государственная традиция "мировой державы с ирано-месопотамским центром", основанная некогда мидянами и продолженная Ахеменидами, а вслед за ними и Александром, прекратила существование. Формальным ее концом можно считать 301 г. до н. э. - год гибели Антигона, последнего претендента на империю Александра в полном объеме.
Культура и мировоззрение Древнего Ирана. Зороастризм
Иранская цивилизация была относительно молодой: так, иранцы овладели письмом лишь незадолго до создания своей "мировой" державы. С другой стороны, иранцы широко использовали возможности взаимодействия с неиндоевропейскими культурами, в чьей среде они оказались, аккумулируя их достижения. Особого размаха процесс культурного синтеза достиг в рамках мировой державы Ахеменидов. Монументальное строительство дворцовых комплексов в Пасаргадах, Сузах и особенно Персеполе (VI–V вв. до н. э.) считается наиболее ярким проявлением имперской ахеменидской культуры и демонстрирует новые скульптурные и архитектурные стили, органично сочетающие влияния разных ближневосточных цивилизаций. В ападану (парадный дворец) Дария I в Персеполе вели лестницы, украшенные рельефами с изображениями царя, его придворных, армии и представителей тридцати трех народов империи с характерными особенностями облика и подати каждого из них.
Еще более важные и при этом вполне оригинальные достижения иранской культуры были связаны с развитием мировоззрения и религиозного учения зороастризма. Его основатель Заратуштра жил на востоке Ирана, в областях былой общности "авестийских ариев" в VII в. до н. э., вскоре после крушения их племенного объединения под ударами кочевников.
К тому времени, как упоминалось, иранцы выделяли два класса богов: "ахур", защитников и строителей природного и человеческого космоса, и "дайвов", сеющих хаос и смерть. Ложь и Правда считались особыми мировыми началами, питательными стихиями, соответственно, злых и добрых божеств. Вероятно, традиционной религии иранцев принадлежит и мысль о том, что каждая из групп богов имеет верховного предводителя: Ахура-Мазда возглавлял ахур, Анхро-Манью - дайвов. Сами иранцы, как обычно, почитали богов обеих групп: добрых - чтобы те даровали им добро, злых - чтобы те не причиняли им зла или причинили зло их врагам. Именно против этой практики выступил со своей проповедью Заратуштра.
В отличие от большинства религиозных реформаторов Заратуштра не утверждал онтологических богооткровенных догм и стремился поменять не столько картину мира, существовавшую у иранцев до него, сколько их ценностную ориентацию в рамках этой картины. Согласно Заратуштре, сутью движения всей Вселенной является противоборство равных по силе Ахура-Мазды и Анхро-Манью, т. е. доброго и злого начал. Все зло и боль в мире существуют по желанию Анхро-Манью, все радости и жизнь - по воле Ахура-Мазды: "Два изначальных духа принесли: первый - жизнь, второй - разрушение жизни. Между ними дайвы сделали выбор: они выбрали духа разрушения и все вместе портят жизнь людей. Оба изначальных духа явились, как пара близнецов, добрый и злой - в мысли, в слове, в деле".
Для людей недостойно и гибельно почитать из страха или ради сиюминутной выгоды всеобщих врагов - дайвов, стремящихся лишь к хаосу и разрушению. Человек должен занять свое место в битве вселенского Добра и Зла, участвуя в ней тремя орудиями: добрым словом, добрыми помыслами и добрыми делами - и признавая верховным владыкой одного лишь Ахура-Мазду, отрекаясь от всякого общения с дайвами и их почитателями; такой человек обеспечит себе воздаяние в загробном мире.
Хозяйственные занятия оседлых авестийских ариев, к миру которых принадлежал Заратуштра, и разрушительные для этого мира нашествия кочевников существенно сказались на его проповеди: прилежное занятие земледелием и бережное отношение к скоту объявлялись важными добродетелями, а кочевники дайвопоклонниками и инструментом Анхро-Манью. Зороастризм запрещал человеческие жертвы и требовал от своих адептов соблюдать жесткий принцип взаимного ненападения. В целом он был проявлением типичной для "осевого времени" тенденции к этизации картины мира и религиозной практики.
Хотя представители традиционной системы культа оказывали новому учению сопротивление (по преданию, сам Заратуштра был убит жрецом старой веры), оно победило в Иране быстро и почти бескровно. Большинство иранских обществ само отказалось от культа дайвов; Ахура-Мазда отныне почитался как их верховный бог и единственный повелитель. К середине VI в. до н. э. зороастризм распространился в Мидии, и его основными носителями на западе Ирана стали мидийские жрецы - маги. Около 520 г. до н. э. Дарий I возвел зороастризм в ранг государственной религии Ахеменидской державы и уже в Бехистунской надписи приписывал все свои победы воле Ахура-Мазды.
Однако этическая составляющая в понимании зороастризма при этой адаптации была быстро сокращена: если в основном тексте Бехистунской надписи Дарий заявляет, что Ахура-Мазда помогал ему, так как сам он, Дарий, был носителем правды, а его враги - обманщиками, то в приписке, добавленной к надписи через несколько лет, помощь Ахура-Мазды объясняется уже просто тем, что Дарий поддерживает культ Ахура-Мазды, а его враги - нет. Около 485 г. до н. э. его преемник Ксеркс запретил культ дайвов в одной из областей империи, где его еще практиковали (очевидно, это была недавно присоединенная страна), и составил об этом особую, так называемую "антидэвовскую" надпись. Помимо Ахура-Мазды, в Иране особо почитались Митра, считавшийся одним из его главных слуг, и повелительница рек и плодородия Ардвисура-Анахита.
"Авеста"
Священной книгой зороастризма является "Авеста". Дошедший до нас текст "Авесты" оформился во времена династии Сасанидов (III–VII вв. н. э.), но содержит фрагменты текста и традицию куда более древних эпох. Скажем, древнейшая часть "Авесты" "Гаты" - ритмические проповеди Заратуштры - восходит к текстам VII в. до н. э., если не ранее; в других частях "Авесты" встречаются реликты мифологических представлений и исторического эпоса ариев-иранцев II - начала I тысячелетия до н. э.
"Авеста" написана на особом, очень архаическом "авестийском" языке (самом древнем из письменных иранских языков). Датировка и интерпретация текстов "Авесты" составляют предмет нескончаемых споров в иранистике.
Глава VIДревняя Индия
Древняя цивилизация в долине Инда
Открытие древнейшей цивилизации Индии произошло сравнительно недавно, в 20-е годы XX в. К тому времени изучение Древней Индии имело уже длительную историю, однако основоположниками древнеиндийской цивилизации считались арии, расселившиеся в долине Ганга и создавшие здесь в I тысячелетии до н. э. первые государства; культура этого периода была отражена во множестве сохранившихся текстов.
Удивительные находки 20-х годов XX в. в долине Инда перевернули эти представления, показав картину развития древней цивилизации, существовавшей уже в III тысячелетии до н. э. одновременно с великими цивилизациями долины Нила и Месопотамии. Первые города этой эпохи были обнаружены индийскими археологами в 1921 г. Р. Д. Банерджи выявил эти древние слои на холме Мохенджо-Даро, Р. Б. Сахни нашел аналогичные слои в Хараппе.
В те же 20-е годы прошлого столетия под руководством Дж. Маршалла были начаты широкомасштабные раскопки в Мохенджо-Даро, которые дали материал, поразивший ученый мир своей необычностью и глубокой древностью. В ходе дальнейших исследований был прослежен чрезвычайно широкий ареал распространения этой древней культуры, получившей название хараппской (или "культура Хараппа"; в литературе встречаются также названия "индская цивилизация", "протоиндийская цивилизация", "культура Мохенджо-Даро"). Она охватывала весь бассейн долины Инда с прилегающими территориями, вплоть до морского побережья Гуджарата; множество поселений было открыто также в долине высохшей реки Гхаггар, которая в те времена была полноводной. Была определена и хронология хараппской культуры: ранний период - 2900–2200 гг. до н. э., средний - 2200–1800, поздний период - 1800–1300 гг. до н. э.
profilib.net
Наталья Александрова, Иван Ладынин и др. - Древний Восток
Аравия в I тысячелетии до н. э
Расселение арабов
В ходе великого движения арамеев из Сирийской степи в Северную Сирию и Месопотамию (XI–X вв. до н. э.) в Северной Аравии освободились обширные территории, и с юга сюда стали проникать лишь недавно одомашнившие верблюда и ставшие настоящими кочевниками племена двух этносов - собственно арабов, или так называемых южно-центральных семитов (одно из их племен и носило самоназвание "арабы"), и потомков "ибри" (племен аморейского происхождения, имевших общие этноисторические корни с древними евреями), расселившихся в Аравии с севера в XIV в. до н. э. В ходе их взаимодействий и перемещений сложилась этнокультурная общность исторических арабов, которая состояла из многих независимых племен и унаследовала язык от южно-центральных семитов, название "арабы" - от одного из их племен и легендарную племенную генеалогию - в основном от аравийских "ибри". Именно арабизированные племена "ибри", былых выходцев с севера, составили основную массу позднейших арабов, в то время как большинство исконных южно-центральносемитских племен в течение I тысячелетия до н. э. либо смешались с ними, либо исчезли из истории, как это случилось с самим исконным "титульным" племенем "арабов".
Ветхозаветные тексты, начиная с X в. до н. э., и греческие ученые середины I тысячелетия до н. э. уже знают широкую общность "арабов" в целом от Синая (где в ее состав влились амалекиты) до Евфрата. В итоге в Северо-Центральной Аравии известно несколько основных племенных союзов. К их числу относились: исконно арабский Ариби, который исчез, т. е. влился в состав других племен к середине I тысячелетия до н. э.; восходящие по происхождению к группам "ибри" союзы Дедан, Кедар и Небайот - последний в начале VI в. до н. э. захватил Эдом на южной окраине Мертвого моря и образовал могущественное Набатейское царство; а также переместившийся с крайнего юга племенной союз Самуд и другие.
В VI–V вв. до н. э. кочевые арабские племена скенитов заселили долину Среднего, частично Нижнего Евфрата и большую часть Верхней Месопотамии. В IV–III вв. до н. э. арабы Набатейского царства окончательно поглотили Аммон и Моав и заняли Дамаск, который превратился еще ранее в крупнейший арабский центр и считался главным городом "Аравии Пустынной". Арабы поддерживали более или менее напряженные отношения с Ассирией и более поздними великими державами - Вавилонией, Персией, эллинистическими царствами, Парфией и Римом. Римляне, в частности, пытались проникнуть в Йемен и в 106 г. н. э. аннексировали Набатейское царство.
Саба и государство юга Аравии
На юге Аравийского полуострова в XI–VIII вв. до н. э. сложились высокоразвитые государства южнопериферийных семитов: Майн, наиболее могущественная Саба, поддерживавшая при знаменитой "царице Савской" около 950 до н. э. тесные отношения с царством Соломона, а также Катабан, Аусан и Хадрамаут. Ожесточенные войны между ними за преобладание привели в конце концов к выдвижению нового Химьяритского государства (конец II в. до н. э.), за несколько веков объединившего всю Южную Аравию.
Для общественного строя Южной Аравии характерны прочность родоплеменного строя и сочетание земель свободных общин, храмовых хозяйств, хозяйств правителя и его рода. Последние три категории земель обрабатывались арендаторами и зависимыми (несвободными, прикрепленными к своему труду и земле) мелкими землепользователями. Среди последних многие были государственными и храмовыми рабами по сословию. Лиц рабского звания было немало, но частные рабы в производстве применялись редко. Долговое рабство, благодаря могуществу племенных структур, поддерживавших общинную солидарность, было мало распространено.
Высшая исполнительная власть в Сабе принадлежала наследственным правителям-мукаррибам, делившим власть с временными магистратами, избиравшимися из представителей знатных родов, и советами племенных вождей и старейшин. Общесабейский совет старейшин, в который входил и сам мукарриб, считался верховным органом управления.
Древнеарабская политеистическая религия носила в основном родовой характер; культ осуществлялся жреческими родами (как и у древних евреев). Высшие жреческие функции в Сабе принадлежали мукаррибу и магистратам. Ведущими божествами были Астар на юге, Аллаху ("Бог", высшее божество) и Душара (бог грома и плодородия, реальный управитель мира) у набатеев, а также лунный бог, известный в разных регионах под разными именами. В Южной Аравии строились храмы, в Северной богов почитали на "высотах" - в святилищах, расположенных на возвышенностях.
Глава V Древний Иран
Природа и население
В древности Ираном (от "Ариана" - "страна ариев") именовалось географическое единство, далеко выходившее за пределы современного государства Иран и включавшее также части Пакистана, Афганистана и юг Средней Азии. Оно было ограничено горными кряжами Загроса на западе, Армянским нагорьем на северо-западе, Туркмено-Хорасанскими горами и Копетдагом на севере, а также пустынями Средней Азии Каракумами и Кызылкумами, рекой Сырдарья (Яксарт), Памиром и бассейном Инда на востоке. Центральное место в этом единстве занимает Иранское плато, основную часть которого составляют жаркие бесплодные и пустынные районы. Горы, опоясывавшие и пересекавшие плато, первоначально изобиловали лесом и рудами, правда в результате аридизации, т. е. увеличения сухости климата, на рубеже III–II тысячелетий до н. э. леса начали постепенно исчезать.
Земледелие на этих просторах по большей части требует искусственного орошения, для которого лучше всего обеспечена водой была Сузиана (совр. Хузестан) - область плодородной долины крупных рек Керхе и Карун на юго-западе Ирана. Хребты на территории современного Афганистана служили кладовой многих металлических руд и минералов, в том числе лазурита, очень ценившегося на Древнем Востоке. К северо-востоку от Иранского плато лежит Туранская низменность, которую рассекают Амударья (Оке) с ее золотоносным притоком Зеравшан и Сырдарья (Яксарт), а также периодически пересыхающий, но в древности, как правило, функционировавший Узбой - ответвление Амударьи, впадающее в Каспий. Большую часть Туранской низменности занимают пески.
К востоку от Иранского плато тянутся бассейны рек Мургаб, Теджен-Герируд и Гильменд. Вдоль всех них цепочкой лежат пригодные для земледелия оазисы, особенно богатые в междуречье Амударьи и Сырдарьи. В V–IV тысячелетиях до н. э. климат Ирана был значительно мягче и влажнее нынешнего, затем начинает нарастать, с особенно резким импульсом на грани III и II тысячелетий, аридизация, что немало затрудняло связи между наиболее пригодными для жизни областями описанного выше огромного пространства и способствовало распаду его некогда сплошной ойкумены на несколько относительно изолировавшихся друг от друга субрегионов.
В древнейшие времена в Западном Иране жили неиндоевропейские племена, из языков которых хорошо известен только эламский (язык племен Юго-Западного Ирана), обнаруживающий родство с языком дравидов. По-видимому, в V–IV тысячелетиях до н. э. племена эламо-дравидской группы более или менее сплошь заселяли все огромное пространство Ирана, Средней Азии и Северо-Западной Индии. Со стороны Закавказья в Иран проникают в конце IV–III тысячелетии до н. э. представители восточнокавказской языковой группы - племена кутиев и хурритов. С IV тысячелетия до н. э. степи, протянувшиеся к северу от Кавказа и Средней Азии, занимали индоевропейцы индоиранской группы - древние арии. Во II тысячелетии индоиранцы широко расселяются на территории Древнего Ирана, причем к концу его большую часть этих земель занимают носители языков иранской ветви этой группы, в то время как индоязычные арии сместились дальше на восток, в Индостан. В течение первой половины - середины I тысячелетия до н. э. большинство неиндоевропейских аборигенов Ирана были ассимилированы ираноязычными племенами, хотя в виде этнических реликтов они сохраняли прежнюю этническую идентичность в труднодоступных местах вплоть до рубежа I–II тысячелетий нашей эры.
Элам - древнейшая цивилизация Ирана
В IV–III тысячелетиях до н. э. территория Древнего Ирана была достаточно плотно заселена родственными друг другу племенами, близкими по происхождению к своим восточным соседям дравидам долины Инда. К государственности первыми среди них перешли племена страны Элам, занимавшей юго-запад Ирана (это укоренившееся в науке имя ей присвоили месопотамцы в подражание эламскому самоназванию "Хал-темпт", или "Страна Бога"). Крупнейшими центрами Элама являлись Сузы на западе, в долине Керхе, и Анчан на востоке (современный Тепе-Мальян в Фарсе).
Завершающий импульс образованию государства у эламитов дали шумеры. В IV тысячелетии до н. э. они подчинили Сузиану и основали в Сузах колонию, которая послужила ядром распространения культуры и политического опыта Месопотамии в Эламе. В это время эламиты овладели письмом, а с уходом шумеров создали собственное государство, которое быстро охватило почти все Иранское плато, выводило в основные его регионы собственные колонии, известные по находкам эламских административных документов (начала III тысячелетия до н. э.). Внешние владения эламиты утратили уже через несколько веков, но собственное этнополитическое единство и государственность удержали на тысячелетия.
profilib.net
Наталья Александрова, Иван Ладынин и др. - Древний Восток
Геополитический переворот XII–XI вв. до н. э
В начале XII в. до н. э. Восточное Средиземноморье подвергается нашествиям эгейско-анатолийских народов (так называемые "народы моря"). Как уже не раз говорилось выше, их первые появления в регионе отмечены еще в конце XIII в. до н. э. (набеги ахейцев на Кипр и Египет), а после "Троянской войны" часть победителей-ахейцев и другие народы бассейнов Эгейского и Ионического морей (тевкры Троады, пеласты с Южных Балкан, сикулы Южной Италии - Сицилии), пройдя Юго-Западную Малую Азию и Киликию, обрушились на Восточное Средиземноморье. Они разгромили Кипр, Каркемиш, флот Угарита, уничтожили государство Амурру в Ливане, разорили Сидон и Тир и, наконец, напали на Египет (ок. 1190 г. до н. э.), но, отброшенные египтянами, осели на побережье Палестины.
Здесь пришельцы понемногу слились в единую массу "филистимлян" (т. е. "пелесет"; впрочем, в течение столетия еще вели обособленное существование "теккер"), основали так называемую филистимскую конфедерацию. Вскоре они усвоили культуру и язык местного населения. От их имени происходит само название "Палестина". Между тем Рамсес III восстановил египетскую власть над побережьем Восточного Средиземноморья, а хеттская династия в Каркемише пережила нашествие "народов моря" и объединила Сирию и Юго-Восток Малой Азии под своей властью (впрочем, к концу XII в. до н. э. это царство распалось на осколки, так называемые "позднехеттские" царства). Оправились и финикийские города. Уже в XII в. до н. э. отстроился Сидон, а группа выселенцев из него заняла и обустроила Тир (после чего все финикийцы стали обобщенно именоваться "сидонянами").
Город-государство Угарит
Типичным городом-государством этого времени является Угарит, ведший обширную торговлю с Двуречьем, Египтом и Малой Азией, Палестиной, а также заморскими странами. В городе имелся особый квартал, населенный микенскими греками. Отсюда микенские изделия ввозились в глубь страны и далее в Месопотамию. Товарные отношения в Угарите достигли такого масштаба, что цари собирали с сельских общин подати металлами - медью и серебром.
Все свободное население страны делилось на три сословия: "сыны страны Угарит" - земледельцы-общинники, роль которых постоянно уменьшалась; "царские рабы" - приближенные царя, получавшие от него земельные наделы; многие из них сохраняли свои общинные наделы и формально не порывали связи с сельской общиной; наконец, "рабы царских рабов" - лица, не имевшие своей земли и сидевшие на землях служилой знати. Это были разорившиеся земледельцы, утратившие свои земли и связь с общиной, и частично пришлые люди, чужеземцы-изгои (хапиру). На царской службе, кроме крупных и средних землевладельцев, находились также купцы и откупщики, называвшиеся, как и в Вавилонии, "тамкарами". Рабов в собственном смысле слова было мало. Политически Угарит подчинялся царям удельного Хеттского царства со столицей в Каркемише, а через него - великим царям Хатти. Судьба сурово обошлась с Угаритом. На пике своей славы и процветания город торговцев был сметен мощным землетрясением в конце XIII в. до н. э.
Восточное средиземноморье в первой половине I тысячелетия до н. э
Финикийская колонизация
К концу XII в. до н. э. власть Египта в Азии слабеет и исчезает, и в следующие десятилетия финикийцы (прежде всего Тирское царство "сидонян") самостоятельно осуществляют так называемую великую финикийскую колонизацию Западного Средиземноморья (в Восточное, исключая Кипр, финикийцев не пускали греческие пираты). Около 1100 г. до н. э. молодежь Тира основала крупный город Утику в Северной Африке, примерно в то же время создается тирская колония в Испании - Гадир (Гадес, совр. Кадис), а затем финикийцы появляются на западе Сицилии, на Сардинии, Мальте и Балеарских островах.
Одновременно, на рубеже XII–XI вв. до н. э. ассирийский царь Тиглатпаласар I на короткое время подчинил позднехеттские царства Сирии и Финикию, где ему покорился Сидон. Однако ассирийская власть здесь оказалась эфемерной: арамеи Южной Сирии во второй четверти - середине XI в. до н. э. двинулись на север и вышли к Евфрату, заняв значительную часть Северо-Центральной Сирии и потеснив "позднехеттских" князей (то было начало великого арамейского расселения, в X в. до н. э. чуть не погубившего саму Ассирию). В середине XI в. до н. э. здесь образовались ранние арамейские царства. Примерно в то же время, около середины XI в. до н. э., Тир подчинил себе Сидон и другие города, объединив всю Южно-Центральную Финикию в "царство сидонян" (в общем значении "финикийцев"). В науке его называют Тиро-Сидонским царством.
Так в результате двухвековых потрясений сформировалась новая карта Восточного Средиземноморья: позднехеттские царства Северной Сирии, арамейские - в центре и на юге Сирии, Тиро-Сидонское царство на побережье, Израиль и Филистия в Палестине, основанные когда-то другими группами "ибри" Аммон, Моав и Эдом - в Заиорданье.
Тиро-Сидонское царство
Монополистом международной торговли в масштабах всего Средиземноморья оказалось Тиро-Сидонское царство. Наивысшего расцвета оно достигло при царе Ахираме (Хираме - 969–936 гг. до н. э.), эффективно контролировавшем заморские колонии подвластных ему финикийских городов. На востоке Ахирам дипломатическим путем приобрел часть Палестины. На острове Кипр правитель города Кития именовал себя слугой Ахирама. При нем широко развернулось строительство в островной цитадели Тира. Показательно, что в X–IX вв. до н. э. тиро-сидонские цари не вели ни одной войны на материке. Все их внимание было устремлено на морские пути.
В IX в. до н. э. финикийцы были изгнаны греками из Эгеиды. Узурпатор Итобаал (с 879 г. до н. э.) упрочил положение Тира и возобновил колонизацию, на этот раз только Западного Средиземноморья (в том числе Сардинии), где появилось много новых финикийских центров, между прочим, знаменитый Карфаген (823 г. до н. э.). Цари Тира и Сидона стремились к установлению деспотического правления, что вызывало противодействие в среде крупных купцов и рабовладельцев. Олигархические тенденции возобладали, и в конце IX в. до н. э. царская власть в Тире ослабевает.
Главные города Финикии Тир, Сидон и Библ богатели за счет транзитной торговли, перепродавая египетские и вавилонские товары в Грецию, а греческие - на Восток. По-прежнему вывозился в Египет и Двуречье лес, но особенное значение приобретает вывоз ремесленных изделий (пурпурной краски из Тира, стекла и стеклянных изделий из Сидона). Где это было возможно, финикийские купцы легко превращались в пиратов или силой похищали людей, чтобы продать их в рабство. "Прибыл в Египет тогда финикиец, обманщик лукавый, злобный хитрец, от которого много людей пострадало", - говорится в поэме Гомера. Часть рабов доставлялась в Финикию, и их направляли в мастерские в качестве чернорабочих, в гавани, где они работали грузчиками, и на корабли, где их использовали как гребцов. Рабов-военнопленных практически не было, ибо финикийцы не вели завоевательных войн, нет сведений и о рабах-должниках.
Дамасское царство
Среди арамейских государств Сирии на первое место в начале I тысячелетия до н. э. вышло Дамасское царство (Арам-Дамаск), претендовавшее на гегемонию в сопредельных областях. Его экономика строилась на развитом скотоводстве, знаменитом на весь Ближний Восток производстве оружия и транзитной торговле "шерстью блистательной белизны", перепродававшейся от степных кочевников в Тир.
Цари Дамаска часто носили имя-титул "Сын Бога Бури" (Бен-Хадад), которое воспроизводило старый титул хурритских царей, унаследованный ими от хурритов Южной Сирии. В середине IX в. до н. э. Дамаск сыграл решающую роль в борьбе с ассирийскими нашествиями Ашшурнацирапала II и Салманасара III на регион. В 853 г. до н. э. коалиция, возглавленная дамасским царем Бенхададом II и израильским царем Ахавом, отразила в битве при Каркаре 120-тысячную армию Салманасара. Правда, тот в 841 г. до н. э. разгромил силы Дамаска и осаждал город, но не сумел взять его. Вплоть до начала VIII в. до н. э. Ассирия пытается покорить Восточное Средиземноморье, но не может закрепиться здесь.
Во второй половине IX в. до н. э. дамасский царь Бенхадад III овладел заиорданскими владениями Израиля, проник в Южную Палестину и получил дань от Иудеи. На некоторое время почти весь "хинтерланд" Восточного Средиземноморья оказался под влиянием Дамаска, однако сопротивление другого арамейского царства, Хамата на Оронте, привело к распаду дамаскской коалиции. Истощенный войнами Дамаск был в 796 г. до н. э. осажден и принужден к выплате дани ассирийским царем Адад-нерари III, захватившим здесь огромное количество железа. При этом правителе Ассирия контролировала все Восточное Средиземноморье, но уже в начале VIII в. до н. э., ослабев под ударами Урарту, ассирийцы теряют все владения к западу от Евфрата.
Древнейшая история евреев
Ко второй половине II тысячелетия до н. э. очередные существенные перемены произошли в этническом составе населения региона. Еще около 1400 г. до н. э. из Вавилонии были изгнаны местные сутии-амореи, поселившиеся там шестью столетиями ранее. Изгнанники, преследуемые войсками касситов, пересекли Сирийскую степь и обосновались у рубежей Южной Сирии, образовав новую общность, именовавшую себя "ибри" (откуда привычное "еврей", доел, "перешедшие из-за реки", т. е. Евфрата). К ним и восходят древнееврейские племена. Соответственно, ветхозаветная легендарная традиция заявляет, что евреи происходят от некоего вождя Авраама, переселившегося на запад, через Евфрат, из южной части Нижней Месопотамии; сохранились рудименты особенно древней легенды евреев о том, что пресловутый Авраам стал почтенным князем области Дамаска, а не переметнулся в Палестину (как в итоговом ветхозаветном предании).
profilib.net
Наталья Александрова, Иван Ладынин и др. - Древний Восток
Хурритский мир II–I тысячелетий до н. э
В XVIII–XVII вв. до н. э. Армянское нагорье стало ареной миграций, вызванных движением индоевропейских племен из-за Кавказа. Одна из групп таких индоариев была известна в Передней Азии как "умман-манда" ("воины-манда"). Это была вторая волна северных прикавказских насельников, именуемая так в Месопотамии; первая, как мы помним, имела место в XXIII в. до н. э., во времена Нарам-Суэна, а в последний, третий раз, месопотамские источники прилагали это название к ираноязычным кочевникам-скифам в VII в. до н. э. Переднеазиатские "умман-манда" XVIII–XVII вв. до н. э. осели на Верхнем Евфрате.
Движение индоариев вызвало цепную реакцию, распространявшуюся в общем направлении с северо-востока на юго-запад и вовлекшую в свою орбиту хурритов, живших у южного предела Армянского нагорья. Вместе с индоариями, попавшими в их среду (и, возможно, передавшими им особые коневодческие и колесничные навыки), хурриты двинулись в страны Плодородного Полумесяца, и их племенные группы и династии расселились и пришли к власти на большей части территории Сирии-Палестины, Верхней Месопотамии, Северного Загроса и Юго-Восточной Малой Азии (вторая половина XVIII - начало XVII в. до н. э.). В Палестину, в частности, вместе с хурритами добрались какие-то индоевропейские группы, и еще в амарнской переписке упоминаются южнопалестинские князья с индоарийскими именами. В течение четырех столетий в границах этого огромного пространства развивалась особая цивилизация хурритов, служившая полем синтеза и передачи влияния самых разнообразных культур Ближнего Востока (особенно месопотамской). Колесничные армии, созданные хурритами, давали им бесспорное преимущество над соседями.
Переселения балканцев-мушков на восток (первая половина XII в. до н. э.) и арамеев на север (вторая половина XI в. до н. э.) резко сократили этнический ареал хурритов, сведя его к долинам Чороха и Верхнего - Среднего Тигра. Последним независимым государством хурритов суждено было стать верхнетигрской Шубрии (хурритское самоназвание "Хурри"). Маленькая Шубрия пыталась воплощать единство погибшей хурритской ойкумены, но была уничтожена ассирийцами в 673 г. до н. э. Хурриты, однако, оставались одним из крупнейших этносов Армянского нагорья и в середине - второй половине I тысячелетия до н. э. были известны своим соседям под именем "матиенов", т. е. "митаннийцев" как свидетельство памяти об их блестящем прошлом.
Реликтовые хурритские государства продолжали существовать и в последующие века (приурмийская Манна с хурритской династией - до аннексии мидянами ок. 590 г. до н. э., княжество Кордуэна на исконной горной прародине хурритов при Верхнем Забе - до армянской ассимиляции уже в раннесредневековые времена), но лишь в качестве вассалов или автономных провинций других держав. Этнос хурритов был ассимилирован ираноязычным населением на протяжении второй половины I тысячелетия до н. э. - I тысячелетия н. э. Из существующих в наше время народов к хуррито-урартам по языку ближе всего чеченцы и ингуши.
Крупнейшим памятником хурритской культуры является мифологический эпос о смене царствований на небесах, крайне близкий по ряду сюжетов "Теогонии" Гесиода. По-видимому, именно хурриты впервые создали весь этот миф, и от них он попал, через финикийское или анатолийское посредничество, к грекам.
Возвышение и могущество Митанни
Среди хурритов была широко распространена концепция хурритского всеединства, и их ведущие государства принимали наименование "Хурри" в знак претензий на практическое осуществление такого единства. Крупнейшим хурритским государством того времени стал верхнемесопотамский Хурри-Ханигальбат, основанный на территориях, отторгнутых у амореев. Ожесточенная борьба этого политического образования с Древнехеттским царством (середина XVII - начало XVI в. до н. э.) истощила силы обеих сторон, и этим воспользовались индоарийские группы "манда". Они захватили власть в Хурри-Ханигальбате, основав тем самым государство Митанни (собственно Майттане, ок. 1560–1260 гг. до н. э.), сохранившее, впрочем, и старые наименования.
Столица Митанни располагалась в Вассокканне, городе в верховьях Хабура, до сих пор не обнаруженном археологами. Хотя индоарийский элемент в Митанни, включая царский род, был в основном ассимилирован местным населением уже в середине II тысячелетия до н. э., митаннийские цари вплоть до конца своей истории продолжали принимать тронные индоарийские имена и поклоняться индоарийским богам - покровителям династии (Индре, Митре-Варуне и Насатьям). Верховным богом - покровителем государства в целом выступал, однако, хурритский бог Грома Тессоб; наряду с ним исключительным почитанием пользовалась Сауска-Иштар. Центры их культа - соответственно Кумме на Верхнем Забе и Ниневия (тогда хурритский город) - располагались на востоке, в исконных областях хурритов.
В конце XVI в. до н. э. при царе Суттарне I Митанни превратилось во всехурритскую империю, чье владычество простиралось от Загроса и Ниневии до Северной Сирии. С этого момента на протяжении полутора столетий оно являлось сильнейшей военной державой Передней Азии. Проникновение в Сирию привело Митанни к столкновению с Египтом, стремившимся к безраздельному господству над Восточным Средиземноморьем. Три четверти века почти непрерывных войн с Египтом (конец XVI - конец XV в. до н. э.) составляют наиболее яркий этап митаннийской истории. Уже Тутмос I напал на сирийские владения Митанни и отбросил его за Евфрат. Правда, при царе Парраттарне (ок. 1475 г. до н. э.) Митанни, воспользовавшись временной слабостью Египта, покорило все Восточное Средиземноморье от Киликии до Центральной Палестины, но Тутмос III в серии кровопролитных кампаний оттеснил их далеко на север.
Одно время войска фараона достигали Евфрата и даже разорили его митаннийский берег, однако закрепиться здесь им так и не удалось. К концу правления Тутмоса III, в середине XV в. до н. э., египто-митаннийский рубеж пролегал в районе Кадеша. Около того же времени митаннийский царь Сауссадаттар разгромил Ашшур (пытавшийся незадолго перед тем связаться с египтянами) и превратил его в своего вассала. Аменхотеп II возобновил борьбу с Митанни, но после первых успехов оказался отброшен на юг в Палестину и вынужден был заключить с Митанни невыгодный для себя мир (ок. 1430 г. до н. э.). Хотя надписи фараона, по своему обыкновению, преподносят это событие как изъявление покорности со стороны Митанни, они подчеркивают экстраординарность мирного соглашения Египта с этой страной как "происшествия, неслыханного со времени богов".
Не смирившись с поражением, Аменхотеп II к концу своего правления вновь двинулся против Митанни и захватил Халпу в Северной Сирии, однако его преемник Тутмос IV вынужден был закончить эту войну компромиссным миром с митаннийским царем Ардадамой I (ок. 1410 г. до н. э.). Южная Сирия осталась за Египтом, Северная отошла к Митанни. Заключенный вскоре митаннийско-египетский союз, к которому присоединилась Вавилония, навсегда подвел черту под эпохой египто-митаннийского противоборства и заложил основы так называемого "амарнского" международного порядка в Передней Азии (первая половина XIV в. до н. э.).
Общество и власть в Митанни
Общество Митанни, по-видимому, делилось на военно-бюрократическую верхушку, или двор (вельможи, т. е. старшая дружина, основная служилая масса воинов-"марианне", представители царя за рубежом, и условно относившиеся сюда же по признаку личной зависимости от царя вассальные владетели), и землю, т. е. совокупность обложенных податью самоуправляющихся общин. Последние имели единое представительство в масштабах всей страны, частично разделявшее с царями властные полномочия. Этой уникальной для Древнего Востока чертой политического строя Митанни было обязано, вероятно, пришлому характеру правящей верхушки, обусловившему ее относительную изоляцию.
В хурритских странах существовали крупные дворцовые и храмовые хозяйства. Характерно отсутствие значительного слоя "царских людей" (илотов, крепостных): работниками царского хозяйства оказываются либо дворцовые рабы (как правило, из числа пленников), либо привлеченные в порядке выполнения повинности свободные. Известны территориальные сельские общины "алу" и большесемейные домовые общины "димту" (дословно "башни", названные так по типичному обиталищу каждой большой семьи). Общинная земля рассматривалась, по общим правилам, как неотчуждаемая собственность общины в целом, и получить к ней доступ можно было только путем "усыновления" реального покупателя земли одним из общинников.
В третьей четверти II тысячелетия до н. э. имущественная дифференциация, ростовщичество и долговая кабала привели к значительному разложению общин при внешнем сохранении их структуры. Богатые и знатные люди в форме "усыновления" (некоторые "усыновлялись" в сотнях разных семей одновременно) проникали в общины, отделяли купленную или полученную за долги землю от основного общинного фонда, эксплуатировали членов "усыновившей" их домовой общины. Относительная слабость хурритского государства и государственного хозяйства способствовала бурному развитию частной эксплуатации в пределах общинного сектора экономики.
Верховная власть в Митанни осуществлялась царем и и его помощником-"синагилой" ("вторым после царя"). Эту должность занимал престолонаследник-главнокомандующий, обычно один из царевичей. Такая конструкция власти отражала, с одной стороны, военный, а с другой - архаический родовой характер митаннийской государственности. Основой могущества Митанни было колесничное войско, укомплектованное служилыми воинами - "марианне".