Каллиграфия Китая, Японии, мусульманских стран (стр. 1 из 6). Каллиграфия в древнем китае
Китайская Каллиграфия - строительство
Китайская Каллиграфия
Китайская Каллиграфия
Китайская каллиграфия занимает достойное место в области традиционного искусства Поднебесной, это не только средство общения, но и средство выражения внутреннего мира человека.
Китайская каллиграфия занимает достойное место в области традиционного искусства страны, это не только средство общения, но и средство выражения внутреннего мира человека в эстетическом смысле.
В Древнем Китае уделяли большое внимание каллиграфии. Владение каллиграфией было очень важно для кандидатов, сдающих императорский экзамен.
Дети высокопоставленных чиновников учились и старались писать хорошо, даже императоры были хороши в каллиграфии, например, император Цянь лун династии Цин (1644 - 1911) оставил нам множество примеров своего искусства на стеллах в храмах и дворцах.
Китайское письмо относится к словесно-слоговым. В нем иероглифы передают слова (как правило, односложные) или же грамматически значимые части слова. Иероглифы в своей основе происходят от рисунков. которые со временем подверглись скорописному упрощению. Для овладения китайской письменностью требуется знание 5000 иероглифов. Их комбинация дает около 20 000 слов.
Пиктограммы - знаки-рисунки, являющиеся первоначальной разновидностью письменности. Они существуют с середины второго тысячелетия до н. э.
Идеограммы - символы, которые отображают идею или элемент реальности. Они тесно связаны с пиктограммами.
Идеофонограммы состоят из двух частей, одна из которых передает значение слова, тогда как вторая указывает на его звучание.
Заимствованные иероглифы - иероглифы, имеющие самостоятельное значение и при этом также используемые для записи других слов (как правило, с отвлеченным значением).
Начертания иероглифов складываются из стандартных черт, числом от 1 до 28.
В китайской традиции бумага, кисть, тушь и тушечница называются "четырьмя драгоценностями, что находятся в покоях культурного человека". Для каждой из письменных принадлежностей существовал особый канон.
Если кисть начинает колебаться, остается черная метка. поэтому скорость, сила и ловкость являются основой произведений изобразительного искусства. При написании иероглифов многие каллиграфы забывают все заботы и даже самих себя, объединив все мысли в красоте своего искусства.
Китайская каллиграфия - это философия . Таким образом, каллиграфию можно сравнить с цигун, это также помогает улучшить форму и характер человека, и содействовать благополучию.
Каллиграфия, как зеркало - молчаливое отражение души . Сегодня различные современные способы написания иероглифов были заменены на оригинальные, люди все еще любят древнюю форму каллиграфии и практикуют ее неустанно. Во время проведения традиционных праздников, благоприятные куплеты и каллиграфические надписи - всегда незаменимое украшение каждого дома.
История Китайской каллиграфии
Китайская Каллиграфия - особое явление в культуре Китая. которое представляет собой скорее искусство, чем просто способ передачи информации. Каллиграфия пережила более 2000 лет, и насчитывает пять основных способов написания различными методами. Даже сегодня, каллиграфия по-прежнему часто практикуется в качестве хобби.
Китайская письменность является одним из самых значимых элементов в четырех традиционных искусствах Китая, а именно в игре на лютне, шахматах, каллиграфии и живописи .
При объединении китайского народа династии Цинь (221 до н.э. - 206 до н.э.), премьер-министр Ли Си активно продвигал единую форму записи, основываясь на надписях на бронзовых изделиях. Это первый пример, известный как "печать символов» (Zhuanshu).
В династии Восточная Хань (25 - 220), люди упростили древнюю каллиграфию, которая имела много штрихов и создали официальный алфавит. Новая китайская каллиграфия оказалась гораздо аккуратнее и деликатнее, чем прежде. При написании горизонтальной линии, надо позволить кисти идти против точки направления и сосредоточиться на стабильном штрихе.
Такой алфавит имел свои закономерности. В Китае он был разработан с конца династии Хань и является самым популярным и влиятельным стилем Китайской письменности сегодня.
Каллиграфическая письменность процветала больше всего во время династии Тан (618 - 907), когда Yan Zhenqing и Liu Gongquan последовательно организовали школы своих собственных стилей, известных за их силу и четкость.
Современный Музей Каллиграфии
Музей Каллиграфии расположен в Сокольническом парке в Москве. В музее
каллиграфии представлены произведения искусства каллиграфов из 40 стран. В их числе уникальные образцы письма, также среди экспонатов присутствуют мировые шедевры, написанные известными каллиграфами.
В музее каллиграфии представлены изысканные экспонаты европейского и славянского письма, работы арабской и еврейской школ каллиграфии, строгие черты японской каллиграфии, примеры китайской письменности древности,которые раскрывают историю возникновения искусства каллиграфии; также зарубежные и отечественные книги по каллиграфии; редкие рукописные издания, выпущенные единичными тиражами; письменные приборы настоящего и прошлого.
Четыре Драгоценности
Кисти для Каллиграфии
Самая ранняя кисть, которая была найдена - является реликтом периода Воюющих царств (476 до н.э. - 221 до н.э.). С тех пор кисть много раз изменяла свою форму.
Кисть должна была иметь острый кончик. аккуратные и не растрепанные волоски, округлую форму по бокам и большую упругость. Изготовление правильной кисти проходило в 70 этапов, и в зависимости от стиля письма или живописи имелось более 200 разновидностей кисти. Кисти изготовлялись из волосков козла или зайца; такие кисти хорошо впитывали жидкость и удерживали достаточное количество чернил.
Рукоятка кисти может быть выполнена из бамбука, слоновой кости, нефрита, хрусталя, золота, серебра, фарфора, сандала, рога быка и т.д. Многие художники для создания вдохновения украшают рукоятки кистей художественными узорами.
Тушь для Каллиграфии
Хорошие чернила должны быть однородными и иметь блеск. С изобретением бумаги, они были улучшены.
В рецептуру туши входили такие ингредиенты, как смолянистая сажа сосны, свиной жир, растительные масла и даже ароматические вещества, которые не только придавали легкий аромат картине, но и не позволяли туши тускнеть в течение многих веков.
Тушь тщательно перемешивали, сушили и формировали в виде небольших продолговатых брикетов, нередко на них наносился выпуклый узор или надпись (например, "золото не меняется").
Перед использованием тушь растирали в тушечнице, которой не следовало быть ни слишком гладкой (тогда тушь трудно растереть), ни слишком шероховатой (тогда тушь крошится, и на бумаге остаются ее мелкие частички).
В древние времена императора Цяньлуна династии Цин (1644 - 1911) уделялось большое внимание производству чернил и были даже эксперты для оценки качества чернил.
Бумага для Каллиграфии
Также тщательно подбирали и бумагу, чтобы тушь по ней не растекалась. Изготовленная из смеси измельченной древесной коры и рисовой соломы, бумага была абсолютно белой, тонкой и прочной. Изготовления бумаги является одним из «четырех великих изобретений", которые привнес древний китайский народ.
До создания бумаги, наши предки использовали узлы в шнурах для записи событий. Затем вырезали на костях, слоновой кости, раковинах черепах и бронзе. В течение очень многих лет они писали на кусочках бамбука. В начале династии Хань богатые люди писали на белом шелке, но это было вне досягаемости для большинства людей,так как ткань была очень драгоценна.
Цай Луня сделал ценный вклад в историю. Именно его исследования привели к созданию бумаги. Впоследствии, многие сорта бумаги были произведены различного качества и интенсивности использования. Сегодня Xuan бумага первоначально сделанная в провинции Аньхой также сияет своим обаянием.
Чернильный камень
Чернильный камень в Древнем Китае считался самым важным из "четырех сокровищ", так как хороший чернильный камень был главным условием достижения желаемого вида чернил.
Хороший чернильный камень был весьма ценным и дорогостоящим приобретением. У чернильного камня шероховатая поверхность, дабы при соприкосновении с ней чернильной палочки образовывался порошок для изготовления чернил. Сразу производили небольшое количество чернил, так как они быстро испарялись.
При изготовлении чернильного камня использовались самые различные материалы: керамика, фарфор, кирпич и природный камень. Конечно же последний вид материала распространен был больше всего.
В ходе развития китайской каллиграфии возникло множество стилей. Одним из самых необычных из них был "травяной стиль": выписанные им знаки напоминали траву, колеблющуюся под ветром. В ряде направлений даосизма каллиграфия понималась как способ выражения особого, запредельного состояния сознания. Впоследствии каллиграфия утратила явный мистицизм, однако магическое начало, связанное с экстатическим переживанием самого акта "обретения тушью формы", живо до сих пор.
Китайская Каллиграфия очень значима в культуре Китая и является скорее особым искусством, нежели просто способом передачи информации. Во многом это было обусловлено изначальной магической функцией иероглифов, которые выступали в качестве посредников в общении человека и Неба.
ИНТЕРЕСНОЕ О КИТАЕ
Династия Ся (2070-1600 до н.э.) Китайская цивилизация, как описано в мифологии, начинается с ПанГу. Он -Творец Вселенной и родоначальник легендарных
Китайская опера Китайская опера – один из самых интересных и неоднозначных видов восточного искусства. Европейцы отмечают ее особую сложность для восприятия.
Храм Нефритового Будды в Шанхае: чудеса и драгоценное великолепие Будучи в Шанхае, не упустите возможность лицезреть один из самых знаменитых и
Экономика Древнего Китая Экономика Древнего Китая с ее взлетами и падениям, за долгую
Ципао - национальное китайское платье Сегодня образ китаянок ассоциируется со скромным, но элегантным шелковым одеянием - Ципао, которое обычно украшается
Рекомендуем ознакомится: http://azialand.ru
fix-builder.ru
Китайская каллиграфия — жемчужина Востока
Китайская каллиграфия, насчитывает пять тысяч лет, она всегда отражала духовное состояние китайского общества. Это сущность китайской культуры и предмет гордости китайцев. Сегодня по всему миру растет интерес к китайской каллиграфии и живописи.
Для того чтобы овладеть китайской письменностью потребуется выучить 5000 иероглифов, комбинация которых дает около 20 000 слов. Это одна из самых объемных из известных систем письменности. Количество китайских иероглифов в знаменитом Словаре Канси (康熙字典 Zìdiǎn Канси, который считался стандартным руководством на протяжении XVIII и XIX вв. и был составлен по заказу императора Канси династии Цин) составляет около 47 035. Хотя справедливости ради стоит заметить, что большинство иероглифов в словаре архаичны.
В своей основе иероглифы происходят от рисунков, которые для простоты написания подверглись упрощению. Иероглифы означают звуки, слога, слова или части слов грамматически значимые.
Китайская каллиграфия это искусство и невероятное явление в сокровищнице человеческой культуры. Феномен китайской каллиграфии заключается в том, что это не только посменный язык и средство общения, но и инструмент выражения внутреннего мира художника.
Китайскую каллиграфию можно назвать живописью настолько сильно она оказывает на зрителя влияние разнообразием стилей и богатством форм. И на самом деле китайская живопись и каллиграфия как две родные сестры. Они не разлучные. Каждый китайский мастер является одновременно и каллиграфом, и художником.
В Китае всегда придавали большое значение умению владеть кистью. «Четыре драгоценности ученого» — именно так называют обязательные предметы образованного человека в Китае. Кисть, бумага, тушь и тушечница это предметы, без которых не обходились поэты, художники, каллиграфы, ученые, философы. К слову сказать, все перечисленные предметы вы можете приобрести в нашем магазине.
Даже китайские императоры были хорошими мастерами в каллиграфии. Император Цянь Лун правивший во времена династии Цин оставил после себя много своих работ на стеллах в храмах.
Четыре основные группы иероглифов
Пиктограммы — знаки в схематическом виде отображающие предмет или явление и являются первоначальной разновидностью письменности.
Идеограмы — тесно связанны с пиктограммами, но в отличии от них могут означать некую идею.
Идеофонограммы — состоят из двух элементов, один из которых передает значение слова «ключ», тогда как второй указывает на его звучание «фонетик».
Заимствованные иероглифы — иероглифы, имеющие самостоятельное значение и при этом также используемые для записи других слов.
Китайские иероглифы берут свое начало от идеографического письма, которое, в свою очередь, произошло от пиктограмм. Система пиктографического письма это изображение объекта, примитивный рисунок. Со временем рисунки упрощались. Китайская каллиграфия произошла от таких рисунков и развилась в оригинальный национальный шрифт.
Стили китайской каллиграфии
Наиболее известны пять стилей китайской каллиграфии, при помощи которых обычно изображаются знаки.
Чжуаньшу (кит.трад. 篆書, упр. 篆书) «иероглифы печати», появился это стиль в VIII-III веках до н. э. и был официальным стилем письма в царстве Цинь. Существует два его основных варианта: «большая печать» и «малая печать».
Лишу (кит. трад. 隸書, упр. 隶书), официальное письмо — стиль китайского письма, отличающийся квадратной конфигурацией иероглифов. Иногда этот стиль называют цзошу — деловое письмо.
Этот стиль каллиграфии был создан посредством переработки чжуаньшу, так возникла потребность в более быстром способе письма. Этому стилю свойственна некая жесткость структуры и перпендикулярность черт.
Синшу (кит. трад. 行書, упр. 行书), ходовое письмо — исторический стиль китайской каллиграфии.
Этому стилю не свойственна ни округлость, ни угловатость. Это что-то среднее между уставным письмом и скорописью. Стиль Синшу называется «ходовым письмом», потому что он связывается с образом идущего человека.
Стиль каллиграфии Синшу получил широкое распространение, так как довольно удобен и можно достичь значительной скорости написания иероглифов.
Цаошу (кит. трад. 草書, упр. 草书) — общее название скорописных стилей, применяемых для написания китайских иероглифов. Название стиля можно перевести как небрежное письмо.
Все разновидностям скорописного письма обладают упрощенностью и безотрывностью в написании, плавностью, экономичностью.
Кайшу — и один из наиболее поздних стилей каллиграфии: появился между правлением династии Хань и Троецарствием. Это самый популярный стиль каллиграфии.
Именно с изучения этого стиля начинают свой путь обучения каллиграфии новички.
Современный музей каллиграфии
Современный музей каллиграфии расположен в Москве на территории парка культуры и отдыха «Сокольники». Открылся он 14 августа 2008 года. Это единственный в мире музей, в котором единственное направление его работы является каллиграфическое искусство.
Попадая сюда, посетитель окунается в мир прекрасных символов, идеальных линий и абсолютной гармонии.
В музее находятся уникальные образцы письма, шедевры мирового значения, рожденные знаменитыми мастерами каллиграфии. Здесь размещаются работы европейского письма, образцы арабской и еврейской школ каллиграфии. Есть работы древней и современной японской и китайской письменности.
Так же в музее находятся множество книг по искусству каллиграфии зарубежные и отечественные.
В музее представлены работы мастеров из сорока стран и художественный фонд постоянно пополняется.
Интересно то, что экспозиция устроенная не по привычным правилам, а с учетом особенностей визуального восприятия.
Но это еще не просто музей, это еще и международный образовательно-культурный центр, где проводятся не только экскурсии, но и выставки, и мастер-классы. Это не просто музей, это замечательная творческая мастерская, где легко может поменяться местами признанный мастер и зритель.
Обучение китайской каллиграфии в Москве
Приглашаем вас на курсы китайской каллиграфии. У нас в клубе мы познакомим вас с материалами, которые используют каллиграфы, так же познакомим вас со всеми принципами построения черт. На наших занятиях вы научитесь от простого к сложному писать иероглифы.
По ходу прохождения курса, мы вас познакомим с историей каллиграфии от древних пиктограмм, до современных стилей написания.
Друзья, иероглифы это не набор крякозябров, все они имеют логику и смысл. Мы уверены, что обучение китайской каллиграфии и изучение иероглифов станет для вас простым и увлекательным занятием.
dveimperii.ru
Основы традиционной китайской каллиграфии
Вот что рассказывает Пань И о себе:«Как-то раз во время праздника Весны или Китайского Нового года, родители взяли меня с собой за заводской праздник. Там было одно помещение, где несколько художников писали каллиграфию и рисовали картины. Многие дети побежали к ним, в надежде получить иероглифы или картинку, например красиво написанное имя, или стихотворную строку, или благопожелательную картинку. Я же остался в стороне и смотрел издали.Мама и один каллиграф постоянно спрашивали меня, какие иероглифы написать лично для меня. Но я на самом деле хотел бы видеть, как он пишет. И именно тогда я подумал, что может в один прекрасный день я мог сделать это так же как он. Мне было всего шесть лет.Четыре года спустя, в четвертом классе школы начался курс каллиграфии, и тогда я впервые взял кисть в руки. Но помимо уроков в школе, мой отец постоянно занимался со мной. Когда он сам учился в начальной школе, еще не применялись карандаши или ручки, использовались только кисти. После такой практики у отца был очень хороший уровень каллиграфии.Перейдя в среднюю школу, я получил возможность посещать группы по интересам, так что вдобавок к каллиграфии можно было попробовать освоить искусство гравировки по камню. Проблема была только в том, что не было хорошего учителя. Я имел возможность выучить только базовые упражнения. Поэтому в течение жизни я сам постигал все тонкости этого искусства по книгам и трактатам. Отец не позволял мне тратить слишком много времени на каллиграфию, потому что, по его мнению, каллиграфия не давала мне возможность поступить в хороший колледж или институт. Но, несмотря на это, параллельно с учебой, я не бросал практиковаться.Самые большие изменения в моей жизни были в училище, когда я встретил хорошего учителя каллиграфии, а также первый учителя чайной церемонии. Учителя каллиграфии звали Ху Жунчжи, очень высокий, очень худой, и очень строгий. Все мои одноклассники не понимали и побаивались его. Он не только помог мне выбрать для практики стиль Ян кайшу. Но и с большим энтузиазмом посылал мои работы на выставки и в экспертные комиссии, где могли оценить мои работы. По его требованию я также начал изучать более древний стиль каллиграфии Лишу.До сих пор я практикую стиль кайшу Ян и стиль лишу.Помню, как г-н Ху жестоко ругал меня, так как вначале я был очень самодовольным, думал, что уже хорошо пишу и слишком расслаблялся, выполняя упражнения. Когда он узнал, что я собираюсь за границу, он вызвал меня, чтобы поговорить в последний раз и наставлял меня не бросать практиковать каллиграфию!Когда он вышел на пенсию, я всегда поддерживался его стиля педагогической практики, которая, как я считаю, постепенно привела меня к более глубокому пониманию искусства каллиграфии. Мой любимый стиль в каллиграфии – это стиль поэта и каллиграфа Су Ши».
dveimperii.com
Письменность и каллиграфия Китая | Область Культуры
Письмо от руки в каллиграфии подобно эмоциональному порыву, эмоциональному движению художника. Каллиграфы могут выражать свои чувства через свою кисть. Зрители могут ощущать то же, что и каллиграфы. Внезапное раскрытие для себя власти кисти - это всегда сокровище и для каллиграфа, и для зрителя. Комбинация штрихов - это мост между художниками и зрителями и, одновременно с этим, самая волнующая часть творчества.
Точное время зарождения китайской письменности по-прежнему остаётся неизвестным. Причудливый геометрический орнамент на обнаруженных в 20-е годы XX века в деревне Яншао провинции Хэнань керамических сосудах, изготовленных 5-7 тысяч лет назад, возможно, является зачатками древнейшего китайского письма.
Необходимость в записи и хранении информации и мыслей способствовала развитию в Китае древнего искусства каллиграфии. Вскоре это искусство стало неотъемлемой частью жизни людей и связующим звеном между прошлым и настоящим. История китайской каллиграфии долгое время была предметом особого изучения.
Периоды правления династий Цинь (221-207 гг. до н. э.) и Хан (206 г. до н. э.-220 г. н. э.) представляют собой важные этапы развития китайской каллиграфии. С одной стороны, различные типы выписанных и выгравированных шрифтов и большие печати были объединены в стандартную форму, известную как малый устав (сяочжуань). С другой стороны, процесс сокращения и адаптации иероглифов и создание упрощённой письменности (появившейся ранее в династии Восточное Чжоу) был завершён, тем самым создавая универсальный шрифт династии Хан. В попытке сократить и упростить процесс письма шрифт эпохи Хан продолжил развиваться и в итоге привёл к появлению курсивного, полукурсивного и стандартного шрифтов. Поскольку изменения письменности не произошли в одночасье, в хаотичный период, наступивший после династии Хан, появились переходные и смешанные стили. Это постепенное многовековое изменение привело к появлению установленных рисунков кисти и иероглифических форм.
Династии Суй (581-618 гг.) и Тан (618-907 гг.) представляют ещё один важный период в истории китайской каллиграфии. Политическое объединение соединило и каллиграфические стили севера и юга после того, как были разработаны методы работы кистью. Начиная с этого времени стандартный шрифт становится единым стилем письменности в стране. В период династии Сун (960-1279 гг.) появилась традиция гравирования копий работ древних мастеров, что позволяло сохранять их. В то же время художники и исследователи периода Сун не удовлетворялись просто следованием традиции, поскольку считали каллиграфию средством творческого и личностного самовыражения.
Во времена династии Юань (1279-1368 гг.) каллиграфы не только возродили традиции древнего письма, но и продолжили развитие классических образцов иероглифов периода Цинь и Тан. В то же время требования художественной свободы и независимости от правил снова набирают популярность и становятся основным направлением династии Мин (1368—1644 гг.). Среди разнообразных стилей той эпохи особо выделяется своей элегантностью и свободой исполнения полукурсивный шрифт, выгодно отличающийся от более консервативных и сдержанных образцов. Таким образом, каллиграфия эпохи Мин выступает за развитие индивидуальных стилей, выходящих за пределы привычной манеры.Начиная с периода Цин (1644—1911 гг.) учёные обратились к работе с печатями и традиционному стилю письма, известным в Китае с древности. Изучая и адаптируя эти традиционные работы, учёные создали школу каллиграфии, которая выступила дополнением к искусству оформления книг. Таким образом, они объединили прошлое и настоящее, обратившись к традиции, которая была источником творческого и личностного самовыражения в китайской каллиграфии в течение многих столетий.
Фотографии из открытых источников и архива автора статьи.
Источники:Богдеско И.Т. Каллиграфия. - СПб.: Агат, 2005;Истрин В.А., Возникновение и развитие письма, М., 1965;Кондратов А.М., Книга о букве, М., 1975;Кэти Ят-Минг Китайская каллиграфия. Энциклопедия, Арт-родник, 2007 г.
Остальное здесь:
okultureno.ru
52. Китайская живопись, каллиграфия, архитектура
52. Китайская живопись, каллиграфия, архитектура
Искусство Китая черпает силу в древних источниках, оно развивалось не в изоляции - китайские художники и скульпторы испытали на себе влияние, таких несхожих с китайских культур, как персидская и тибетская. Это лишь обогатило уникальность китайского искусства, которое продолжает оставаться источником вдохновения всего мира.
Китайская традиционная живопись - одно из магистральных направлений изобразительного искусства Востока. Она представляет собой самостоятельное явление в мировом искусстве, резко отличаясь от западной живописи как по тематике так и по форме и изобразительным средствам.
Существуют два основных стиля китайской живописи: стиль «гунби» и стиль «сеи».
Для картин в стиле «гунби», (иногда это стиль называют «стиль четких линий»), характерно наличие тщательно выписанных контурных линий, обрисовывающих предметы и детали. Картины в этом стиле выглядят очень декоративно. Именно в стиле «гунби» работали художники, оформлявшие росписью интерьеры дворцов императоров и знати.
Картины в стиле «сеи» («передача идеи»), как правило отсутствуют четкие контурные линии, картины написаны непосредственно нанесением тушью «фактуры» изображаемого предмета. Художник больше заботиться о передаче эмоционального, душевного настроения, чем о точной передаче деталей. Именно в стиле «сеи» работали художники, писавшие экспромтом, по наитию, под влияние сиюминутного настроения.
Разумеется, было не мало художников, которые применяли приемы «гунби» и «сеи», их картины занимают как бы промежуточное место между указанными стилями.
Традиционная китайская живопись отличается от западной, в частности, по применяемым художником орудиями труда и по способу внешнего оформления картин. Главные орудия труда, называемые в Китае «четырьмя сокровищами кабинета» - это бумага, кисть, тушь и тушечница. Изначально китайские художники писали на шелке, а в XIII - XIV веке в провинции Аньхой была изобретена технология изготовления особого сорта бумаги - «сюаньчжи». Постепенно «сюаньчжи» стала главным материалом для рисования. Благодаря хорошей проницаемости и восприимчивости к тушевому набору бумаги «сюаньчжи» позволяет получать в зависимости от приемов, к которым прибегают художники, целую гамму оттенков.
Также отличается и оформление. Свои работы художники оформляли в свитки. Чуть позже появилась живопись на альбомных листах, картины наклеивали на плотный лист бумаги, оставляя по бокам довольно широкие обрамляющие полосы, иногда обклеенные шелком. Эта традиция сохранилась и по сей день.
Человеческие образы, пейзаж, флора-фауна - таковы три традиционных жанра китайской живописи.
Китайцы рассматривали каллиграфию как одну из форм высочайшего искусства. Когда в Китае появилась письменность, считалось, что она наделена магической силой. Согласно китайской мифологии создателем системы письменности был Цан Цзе, который изобрел идеограммы, наблюдая за природными явлениями. Примерно III и IV веках н. э. каллиграфию начали рассматривать как самостоятельный вид искусства.
Китайская каллиграфия во многих смыслах ритуальное действо, во время которого каллиграф, прошедший через годы изнурительных тренировок, следует строго установленным правилам. Согласно «наставлению о каллиграфии», мастрем модет демонстрировать в свой работе всевозможные природные символы, такие как «полет в небе диких гусей» и «бег в страхе зверей». Движения кисти могут быть такими легкими, как «крылья цикат», или такими объемными, как «проплывающие облака». Кистью можно двигать так «как бъет ключевой источник» или удерживать ее «в позе застывших гор».
Каллиграфия является одной из самых ранних форм китайского искусства, в образцах которой можно легко распознать искренность и прилежание художника, выраженное в каждом движении кисти и пробеле. В каждом контрасте между чистыми и заполненными пространствами. Между темными и светлыми пятнами.
Каллиграфия популярна и сейчас. Свитки и альбомные листы можно встретить как в храмах, так и в гостиных жилых домов. Они отражают не только мастерство автора, но и несут в себе благоприятные пожелания.
За пятитысячелетнюю историю китайской цивилизации сохранилось немало архитектурных сооружений, многие из которых по праву считаются шедеврами мирового масштаба. Их разнообразие и оригинальность воплощают в себе традиции старины и лучшие достижения китайского зодчества. Традиционная китайская архитектура имеет ряд особенностей, которые присущи только ей.
Архитектура—это корни национальной корни национальной культуры, ее душа. Во многих странах и многие проживающие там наши соотечественники строили на своих улицах китайские пайлоу—арки-ворота, выражая этим свою любовь к родине. Китайские городские здания и дома, главным образом деревянные. В китайской архитектуре большое внимание уделяется строительству отдельных дворов и их постепенному углублению в зрительном ракурсе. Например, квадратные дворики-сыхэюань—типичная китайская постройка, основная форма китайской архитектуры. И такая форма построек предназначалась не только для житья. Но и применялась в строительстве дворцов и храмов. Например, в пекинском храме Восточного Юе архитектурный ансамбль состоит из отдельных дворов, соединенных между собой. Такой же принцип мы видим и в знаменитом Запретном Пурпурном городе—императорском дворце Гугун. Там ансамбль также выстроен из разных дворов и двориков". В градостроительстве Китая красной нитью проходит основной принцип китайской архитектуры—принцип шахматной доски, где отчетливо видна центральная ось города.
Все древние постройки были строго регламентированы. Еще во время династии Чжоу в книге "Этикет и церемонии Чжоу" мелись статьи относительно строгой регламентации и планировки градостроительных сооружений и зданий. Это входило в важные государственные дела, было записано в моральном кодексе этикетов.
Великая Китайская стена — памятник архитектурыв северномКитае. Общая длина всех её линий 6350 км.
Строительство началось в III веке до н. э.во время правления императораЦинь Ши-хуанди(династия Цинь), в период «Воюющих государств» (475—221 гг. до н. э.) В строительстве участвовала пятая часть тогдашнего населения страны, т. е., около миллиона человек.
Стена должна была служить крайней северной линией возможной экспансии самих китайцев, она должна была предохранять подданных «Срединной империи» от перехода к полукочевому образу жизни, от слияния с варварами. Стена должна была чётко зафиксировать границы китайской цивилизации, способствовать консолидации единой империи, только что составленной из ряда завоёванных царств.
studfiles.net
Каллиграфия Китая, Японии, мусульманских стран
Японская, китайская и мусульманская каллиграфия
Работа Смирновой Юлии, гр.437
Содержание
Каллиграфия в Китае. 3
Каллиграфия Японии. 10
Мусульманская каллиграфия. 19
Каллиграфия в Китае
Важнейшим эстетическим параметром традиционной китайской живописи является ее связь с каллиграфией. Еще в древности каллиграфию называли "первой среди художеств", поскольку настоящий Мастер вкладывает в творение всю силу своей души, своего мастерства. Восприятие каллиграфии требует определенного уровня интеллектуальной и духовной культуры: нужно не только понять, что написано, чрезвычайно важно увидеть и почувствовать, как написано, поскольку именно в этом заключается ее истинная сущность. В искусстве каллиграфии очень важны психофизические аспекты творческого характера, связанные с душевной и физической подготовленностью как автора, так и зрителя, с требованием максимальной сосредоточенности восприятия и спонтанности исполнения.
Каллиграфия определяет во многом художественную выразительность собственно изобразительного образа, она присутствует практически в каждом живописном свитке, и как самостоятельное искусство в виде надписи или просто подписи предопределяет характер авторской печати. Мне кажется, очень часто то, что писал Мастер и то, в какой манере он это делал, было непосредственно связано с тем, как он воспринимал тех людей, для которых он изображал тот или иной иероглиф или записывал то или иное выражение. Одни и те же иероглифы имеют в бытовой лексике одно значение, а в каллиграфии - гораздо более глубокий смысл со всякими философскими подтекстами. Каллиграфия глубоко символична по своему духу, и лаконична по языку.
В каллиграфии всегда важен смысл изречения, и конечно, в какой манере оно выполнено, как написано и какой линией. Древнейшим образцом каллиграфии служит стиль письма на гадательных костях и панцирях черепах - цзягувэнь и гувэнь - древнее письмо. Как показали новейшие археологические исследования, древние гадательные надписи на панцирях черепах и бычьих лопатках (цзягувэнь), относящиеся к эпохе Шан (XVI-XI вв.до н.э.), первоначально наносились при помощи кисти и лишь затем вырезались по кости ножом. Таким образом, история китайской кисти насчитывает по меньшей мере три тысячи лет. Что же такое кисть для письма и в чем ее особенность?! Изобретение кисти восходит к весьма отдаленной эпохе истории Китая. Она является незаменимым орудием китайских художников и каллиграфов. При помощи кисти можно писать слева направо и справа налево в двухмерной плоскости, с нажимом или приподнимая ее до легкого соприкосновения с бумагой. Линии могут быть и полновесными, и легкими, и еле обозначенными - словом, количество всевозможных вариаций письма практически ничем не ограничено. Этими особыми свойствами кисти о объясняется в значительной мере уникальность произведений китайской каллиграфии и живописи. Древние тексты, надписи в стиле дачжуань (больших печатей) наносились на бронзовые ритуальные сосуды, которые особенно широко были распространены в середине II - середине I тысячелетия до н, э.
В конце III века до н. э., при императоре Цинь Ши-хуанди, был установлен официальный стиль письма сяочжуань (письмена на малых печатях) для государственных документов. В период Хань, письмо постепенно развивается из сяочжуань в лишу - официальный стиль. В постханьское время быстро вырабатываются еще три важнейших стиля китайской каллиграфии: кайшу - регулярное письмо, синшу - рабочее, обычное, деловое письмо и цаошу - так называемый травянистый стиль - скоропись. Такое разнообразие стилей вызвано тем, что в разных районах Китая, в зависимости от рода занятий, климата и даже размера поселения, меняется функция письма: где-то писать приходиться много и часто, где-то письмо это приоритет богатых и образованных жителей, а где-то это и вовсе диковинное занятие. Так же многообразие и непрекращающаяся эволюция стилей связана с изменением материалов. Бумага, кисть, тушь, тушечница - эти четыре предмета материальной культуры традиционного Китая известны как "четыре драгоценности ученого". Этим названием они обязаны тому, что являются неотъемлемой частью жизни любого образованного человека в Китае. Около двух тысяч лет назад, когда древние греки и римляне еще писали на египетском папирусе, китайцы уже умели изготавливать бумагу.
Написанное слово, как самое простое средство взаимного общения, всегда ценилось в Китае выше слова произнесенного. В этом, возможно, скрывается главная причина столь раннего изготовления бумаги. Приблизительно в 200 году появилась бумага из коры шелковицы, а примерно через 200 лет - уже из бамбука.
Как известно, приоритет изобретения бумаги принадлежит Китаю - и это важный вклад китайской культуры во всю мировую цивилизацию. Согласно историческим хроникам, честь данного открытия принадлежит человеку по имени Цай Лунь, который жил во времена династии Восточная Хань. Материалом для бумаги служили волокна бамбука, некоторые травы и старое тряпье. Поместив все это добро в каменную ступу, его растирали с водой в кашицу, потом заливали в специальную форму с сетчатым дном из тонких бамбуковых палочек и шелковых нитей. Затем ее трясли, чтобы волокна переплелись. Воду отжимали, и на сетке оставался сырой бумажный лист. Его снимали, высушивали на солнце, а затем выглаживали деревянными валиками, полировали и покрывали мелом. Спустя семь веков техника бумажного производства была освоена в исламских странах, а еще через четыре столетия эта уникальная технология проникла через Северную Африку и Испанию на европейский континент, заменив собой папирус и пергамент. Вплоть до настоящего времени бумага во всем мире изготавливается по китайскому методу.
Тушь является не менее необходимым атрибутом для художника и каллиграфа. Кистью и тушью для письма в Китае пользовались уже в I веке до н.э. Твердая тушь приготовляется на основе клея и сажи. Чаще всего используется сажа, получаемая путем сжигания смолы хвойных деревьев с добавлением специального клея.
В тушь более высокого качества добавляются ароматические вещества: мускус и гвоздика. Полученная смесь впрессовывается в деревянную форму, придающую туши при затвердевании вид плитки, палочки или призмы. Твердая тушь в Китае издавна приобрела культовое значение, поскольку считалась самым важным элементом искусства каллиграфии.
К выбору туши подходят с большой тщательностью, поскольку ее качество самым непосредственным образом сказывается на выразительной силе художественного произведения. Хорошую тушь отличает ровная и гладкая текстура. Она тверда, и ей не свойственна липкость. Цвет - ярко-черный, без примесей. Китайская тушь стала применяться в Европе в качестве особого типа краски лишь в XVII веке.
Так же в Китае развивается производство письменных принадлежностей, которые оформляются как самые дорогие вещи. Это предмет культовый, требующий особого отношения, как со стороны ее создателя, так и со стороны каллиграфа. Существует целый церемониал, предшествующий непосредственно каллиграфии, который, как раз, и заключается в тушечнице. Множество таких предметов найдено в археологических раскопках, множество находиться в музеях традиционной культуры, но и в современном мире к "бумаге, кисти, туше и тушечнице" китайское искусство неравнодушно.
Общепризнанным шедевром письма дачжуань, которое представляет собой модификацию письма гувэнь, являются надписи на каменных барабанах. Они были обнаружены археологами в провинции Шэньси. Копии - эстампажи с этих надписей хранятся в храме Конфуция в Пекине. Известно, что стиль дачжуань каллиграфа У Чаншо вырабатывался на копиях с этих шедевров (одна из таких копий, выполненная У Чаншо, хранится в шанхайском Музее изобразительных искусств).
Стиль сяочжуань, упростивший громоздкость стиля дачжуань и получивший особое распространение на цинских и ханьских каменных стелах, явился сильнейшим толчком для развития китайской каллиграфии и живописи. Самым известным памятником стиля сяочжуань была каменная стела - эпитафия "Ишаньбэй" ("Эпитафия с горы Ишань") из провинции Шаньдун. Сохранились копии надписей танских знаменитых каллиграфов (Ли Янбина, например). Стиль сяочжуань называют также "проволочное письмо", "металлическая нить". Официальный стиль лишу формируется во второй половине III века до н. э., его возникновение связывается с именем Чэн Мяо, который отработал три тысячи иероглифов и назвал их лишу. Этот стиль письма иногда называют цзошу - деловое письмо. В ханьское время он становится официальным стилем. Практически все выгравированные на камне тексты и государственные документы написаны в этот период стилем лишу. Он представляет собой гораздо более четкие, простые в очертаниях иероглифы, чем изысканные и сложные иероглифы сяочжуань. Его иногда называют бафэнь - восьмичленным, то есть очень четким, тяготеющим к квадратной форме.
В конце периода Хань искусство каллиграфии достигает необычайно высокого уровня, что, несомненно, было связано с усовершенствованием кисти. Мастер стал более свободед, смог использовать новые приемы живописи. Каллиграфия в этот период становится областью изящных искусств. Крупнейшим мастером стиля бафэнь был Цай Юн. Признанным каллиграфом в стиле лишу в XVII веке был Шитао (образец стиля лишу кисти Шитао хранится в шанхайском Музее изобразительных искусств). Регулярный стиль кайшу представляет собой модификацию стиля лишу. О стиле кайшу нельзя сказать, что он появился вслед за лишу, он развивался параллельно. Этот стиль известен как быстрый, сокращенный, но это еще не цаошу (скоропись), который появится позже. Кайшу даже называют чжэншу - регулярный стиль. Он вырос из различных вариаций стиля лишу в период поздней Хань и развивался особенно интенсивно в течение четырех столетий, от постханьского до танского времени. Вэйские надписи на каменных стелах были для художников, особенно цинского времени, высоким образцом для подражания. Мастер Цзинь Дунсинь (как и так называемые "Восемь чудаков из Янчжоу") писал особым стилем, сочетавшим нормы кайшу и лишу. чем достигался эффект необычности, странности, который так ценился этим художником. Для его иероглифов характерны "квадратные" концы линий. Он писал вертикально поставленной кистью, как обычно делают при нанесении глазурной росписи на фарфор, поэтому его стиль письма получил название цзишу - стиль глазурной росписи. (Прекрасный образец письма Цзинь Дунсиня хранится в том же Шанхайском музее.) Общепризнанным патриархом стиля кайшу счи тается Чжун Ю. Особенно ценится его надпись "Го кэ цзюэ бяо", выгравированная на камне.Самый прославленный каллиграф в истории китайской каллиграфии - мастер Ван Сичжи также писал стилем кайшу. Этот стиль получил широкое распространение при танском императоре Тайцзуне. Его плодотворно претворял Оуян Сюнь. В период Сун его особенно широко применяли Су Дунпо, Хуан Тинцзянь и Ми Фу, а в период Юань - Чжао Мэнфу.
mirznanii.com
Китайская каллиграфия | Здоровье и боевые искусства
Выражая себя, цветок источаетсвое неповторимое благоухание.Каллиграфия- это цветок души человека.
Ханда Сюко,японская поэтэсса и каллиграф
каллиграфия — трудная наука, в которой нет предела совершенству!
«….В основе каллиграфии лежит природа, а в ней всё рождается от превращений женского начала (инь) и мужского (ян). Именно в этих превращениях созидаются, выкристаллизовываются формы. Скрытая в кисти, затаившаяся в её кончике сила (энергия ритмов инь-ян) находит завершение в иероглифе, отливается в изящное, красивое. Если она возникла и проявилась, её невозможно остановить, если же она ускользает, тает, теряет свои очертания, её уже нельзя задержать…» (из древнекитайских трактатов по каллиграфии).
Каллиграфия – искусство изображения слова. Это нечто среднее между рисунком и письмом. Изображенные на листах бумаги или шёлка иероглифы выполняют функцию картины – доставляют эстетическое наслаждение и несут определённый смысл.
Во всех первобытных культурах понятия “писать” и “изображать” были идентичными. Информацию передави не буквы и слова, а картинки. В дальнейшем рисунки схематизировались, становились не изображением предметов, а упрощенными знаками, обозначающими эти предметы. У китайцев такими знаками стали иероглифы, представляющие собой совокупность письма и живописи, слова и рисунка, понятия и его обозначения. А так как в древнем Китае написанное ценилось куда больше произнесенного, то искусство написания слов трудолюбивые и терпеливые китайцы довели до совершенства и возвели в культ. Так в мире появилось одно из самых изящных искусств – каллиграфия.
Каллиграфия — искусство, к которому в Китае человек приобщается раньше, чем к любому другому. Обучая ребенка грамоте, одновременно с ним начинают заниматься каллиграфией не только, чтобы облегчить процесс запоминания трудных и многочисленных иероглифов, но и чтобы заложить основы эстетического вкуса, пробудить способность к восприятию искусства и самостоятельному творчеству. Культурный «багаж», обретенный в детстве, будет служить человеку всю жизнь.
Каллиграфию называют беспредметной живописью и беззвучной музыкой.А еще говорят, что каллиграфия — это танец без исполнителя, архитектура без конструкций и стройматериалов.
Такие восхищенные эпитеты — дань преклонения перед Искусством с большой буквы. Каллиграфия внешней формой и внутренними свойствами, комбинацией и приемами наложения черт одновременно предметно и абстрактно отражает такие важные атрибуты красоты формы, как сбалансированность, пропорциональность, варьирование высотой и размерами, связность, параллелизм, движение и статичность, изменчивость, гармония и др. Потому-то каллиграфия является ключом ко многим другим родственным видам искусства, которые, апеллируя к каллиграфии, черпают в ней свое вдохновение.
Ритм — главный атрибут как музыки, так и каллиграфии. В чертах иероглифа варьируется толстое и тонкое,легкое и тяжелое, квадрат и круг, кривое и ровное, густота и бледность туши, что создает яркий ритмический рисунок, аналогичный пульсирующему музыкальному ритму. И каллиграфия, и музыка способны передавать сильные душевные переживания автора или исполнителя. Неудивительно, что каллиграфическое произведение во все времена сравнивали с «песенными переливами» либо «чарующей мелодией, рождаемой пальцами музыканта». Каллиграфия, как и танец, требует красоты формы и движения. Оба они обладают характеристиками и пространственного, и временного искусства, не случайно говорят, что каллиграфия и танец взаимно обогащают друг друга. Ярким примером служат произведения танского каллиграфа Чжан Сюя, несравненного мастера скорописи куанцао, которые просто переполняют буйная фантазия и движение.
Чжан Сюй. Фрагмент работыв стиле куанцао «Четыре древних стиха»; дин.Тан
Говорят, что Чжан Сюй был большим поклонником таланта придворной танцовщицы госпожи Гунсунь, родоначальницы знаменитой школы «танца с мечом». Выразительность танца госпожи Гунсунь вдохновляла Чжан Сюя на создание неподражаемых каллиграфических работ. Одухотворенность танца, передающего радость и горе, гнев и томление, страсть и дерзновенный экстаз, достигается за счет отточенных ритмичных движений. Скоропись Чжан Сюя, стихи Ли Бо и танец с мечом в исполнении Пэй Минь танский император Сюаньцзун гордо величал «тремя совершенствами». Один из немногих шедевров, доставшийся благодарным потомкам в наследство от Чжан Сюя, — произведение в стиле куанцао под названием «Четыре древних стиха» («Гу ши сы те»). «Перетекающие» из одного в другой иероглифы в вертикальной строке создают кажущуюся видимость одного единственного знака, непрерывной, стремительно кружащейся ленты. Еще одна яркая особенность работы — то, что все иероглифы сильно разнятся между собой по разреженности и плотности.
В 80-е гг. минувшего века один из пекинских телеканалов показал телефильм «Танец туши». На голубом экране чередовались каллиграфия и хореография: сначала каллиграфически выполненные иероглифы, затем танец, повторяющий их форму и передающий смысл. Плавные и изящные движения танцовщика под переливы музыки переносили зрителей в мир чудесных фантазий. Танец объяснял и оттенял каллиграфию, а каллиграфия объясняла и оттеняла танец.
Еще теснее связана каллиграфия с китайской традиционной живописью гохуа. Каллиграф и художник используют одинаковые инструменты — кисть и бумагу сюаньчжи — лучший сорт бумаги, гордость провинции Аньхуэй. Разница лишь в том, что каллиграфы пользуются исключительно черной тушью, а художник — разными цветами. Нередко каллиграфия и живопись встречаются в одном произведении. На вернисажах каллиграфические работы и живопись часто выставляются вместе, да и в книжных магазинах они обычно соседствуют в одном торговом зале. Для большей выразительности на картине специально оставляют место для стихотворения или изысканного изречения. Разумеется, если в роли автора поэтических строк выступает сам художник, художественная ценность картины взлетает еще выше. Искусство сочетать живопись, поэзию и каллиграфию в одном произведении получило название исян — «образ вдохновенной мысли». В прежние времена того, кто в совершенстве владел искусством исян, называли мастером санъцзюэ, т. е. мастером «трех совершенств».
исян — искусство сочетать живопись, поэзию и каллиграфию в одном произведении
Среди общих правил живописи и каллиграфии первое и самое важное – это гармония духа и рождение движения. Это очень важно – ощущение движения. Каллиграфия – это не только искусство идеального написания слов, но и искусство идеального духа. Красиво написанный иероглиф или строка свидетельствовали о красоте мысли и духа. По качеству почерка угадывался не только уровень образования пишущего, но и его характер и нравственные качества. И если потерять голову от портрета незнакомки – это такая европейская романтика, то влюбиться по почерку – это уже восточная реальность.