Пандусы в древнем египте. Техника строительства египетских пирамид
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Строительство пирамид в Древнем Египте. Пандусы в древнем египте


Техника строительства египетских пирамид - это... Что такое Техника строительства египетских пирамид?

Существует много гипотез относительно техники строительства египетских пирамид. Очевидным является то, что техника эта менялась со временем, то есть более поздние пирамиды строились иначе, нежели более ранние.

Бо́льшая часть гипотез исходит из того, что блоки вырубались в карьерах с помощью пробойников, зубил, доло́т, тёсел и т. п., основным материалом при изготовлении которых была медь[1]. Соответственно, добытый материал должен был быть каким-то образом доставлен к месту строительства и установлен. Расхождения между различными гипотезами касаются, в основном, методов доставки и установки блоков, а также оценок сроков строительства и потребности в рабочей силе.

Сегодня имеется достаточно информации о местоположении карьеров, о некоторых из инструментов, использовавшихся при разработке камня (с поправкой, что медных шламбуров там пока не найдено), о транспортировке камня к стройке, о выравнивании фундамента и последующих уровней возводимой структуры.

Сведения Геродота

Реконструкция процесса строительства пирамид по Геродоту (гравюра XVIII в.)

Нашим единственным письменным источником, в котором описывается процесс строительства пирамид, служит II книга «Истории» Геродота, посетившего Египет ок. 450 г. до н. э. Не говоря на языке египтян, Геродот должен был делать записи со слов греческих поселенцев, проживавших в стране, а также — через переводчиков — со слов представителей египетского жречества. О том, как строили Великие пирамиды за две тысячи лет до него, ему определённо было трудно узнать, поскольку это вряд ли было известно и самим египтянам.

Одни были обязаны перетаскивать к Нилу огромные глыбы камней из каменоломен в Аравийских горах (через реку камни перевозили на кораблях), а другим было приказано тащить их дальше до так называемых Ливийских гор. Сто тысяч людей выполняло эту работу непрерывно, сменяясь каждые три месяца. Десять лет пришлось измученному народу строить дорогу, по которой тащили эти каменные глыбы, — работа, по-моему, едва ли не столь же огромная, как и постройка самой пирамиды. Ведь дорога была пять стадий длины, а шириной в десять оргий, в самом высоком месте восемь оргий высоты[GerodotCite 1], построена из тесаных камней с высеченными на них фигурами. Десять лет продолжалось строительство этой дороги и подземных покоев на холме, где стоят пирамиды. В этих покоях Хеопс устроил свою усыпальницу на острове, проведя на гору нильский канал. Сооружение же самой пирамиды продолжалось двадцать лет. У неё с каждой стороны грань в восемь плетров[GerodotCite 2], квадратная и равная высоте[GerodotCite 3]. Она сложена из тёсаных и прилаженных камней, каждый камень по меньшей мере тридцать кубических футов[GerodotCite 4]. Построена же эта пирамида вот как. Сначала она идет в виде лестницы уступами, которые иные называют площадками, или ступенями. После того как заложили первые камни, остальные поднимали при помощи помостов, сколоченных из коротких балок. Так поднимали с земли камни на первую ступень лестницы. Там клали камень на другой помост; с первой ступени втаскивали на второй помост, при помощи которого поднимали на вторую ступень. Сколько было рядов ступеней, столько было и подъемных приспособлений. Быть может, однако, было только одно подъемное приспособление, которое после подъема камня без труда переносилось на следующую ступень. Мне ведь сообщали об обоих способах — почему я и привожу их. Таким образом, сначала была окончена верхняя часть пирамиды, затем соорудили среднюю и напоследок самые нижние ступени на земле.

Пояснения

  1. ↑ длина 5 стадий — это около километра, ширина 10 оргий это примерно 20 метров, соответственно высота 8 оргий — 16 метров
  2. ↑ 8 плетров — это чуть менее 250 метров
  3. ↑ то есть основание квадратное, а высота пирамиды тоже около 250 метров
  4. ↑ 30 кубических футов — это примерно 850 литров

Строительные материалы

Добыча блоков в карьерах

Сегодня имеется достаточно информации о местоположении карьеров, где добывались материалы для постройки пирамид.

Для работы с относительно мягким камнем, каким является большая часть известняка, рабочие могли использовать медные долота, свёрла и пилы. Однако достоверные сведения об использовании каких-либо металлических инструментов во времена Древнего Царства отсутствуют.

Более твёрдый камень: гранит, базальт, кварцит и т. д. — обрабатывался посредством оббивания долеритом, сверление и распил происходил с применением абразивов, типа кварцевого песка, а иероглифы вырезались с помощью кремнёвых резцов[2][3]. Гранит раскалывался из массива по найденным природным трещинам, методом «нагреть и остудить» (термический удар).

Недостатки гипотезы

Проблемой подобных традиционных гипотез о методах строительства пирамид является невероятная трудоёмкость процесса. В частности, возникает вопрос об обоснованности транспортировки и использования при строительстве блоков настолько большого размера.

Отливка блоков из известнякового бетона

Французский химик Жозеф Давидовиц, специализирующийся на разработке строительных материалов, в конце 1970-х выдвинул гипотезу о производстве блоков пирамид непосредственно на месте строительства из смеси каменной крошки и «геополимерного бетона» на основе известняка[4][5].

Тогда эта технология выглядит так: на предыдущих ярусах пирамиды устанавливалась опалубка прямоугольной формы, в которую затем заливался растворообразный состав — геополимерный бетон. Застывший блок сам служил опалубкой для следующих блоков растущего яруса. Составные части раствора относительно легко могли быть доставлены силами многочисленных рабов без применения сложной техники.

Такая теория хорошо объясняет идеальную подгонку стен отдельных блоков. Также эта теория даёт объяснение ещё одной проблеме — идеально, практически под прямым углом высеченные в камне египетские символы. Если же применялся бетон — то символы могли просто выдавливаться в мягком растворе и застывая принимали форму ровных углублений.

Недостатки гипотезы

Возможность бетонных смесей из твёрдых пород (например, гранита), обладающих нужной прочностью и не требующих при производстве высоких температур, была доказана лишь теоретически. Кроме того, вопрос производства огромного количества каменной крошки при примитивном дроблении камня также остаётся открытым.

Карьеры, в которых добывали камень, известны. Ближайший находится непосредственно у подножья пирамид. В карьерах видны следы вырубки блоков.

Транспортировка

Волочение блоков

Одной из наиболее сложных задач, стоявших перед строителями, была необходимость перемещения больших объёмов камня. Известна фреска одного из захоронений времён XII династии в Дейр эль-Берше (англ.), на которой изображено, как 172 человека тянут на санях-волокушах алебастровую[6] статую номарха XV нома Джехутихотепа, полозья которых поливают водой в качестве смазки[7][8]. Оценивая её вес в 60 т, Денис Стокс (англ. Denys Stocks) экстраполировал: чтобы привести в движение блок весом 16 300 кг, с условием использования смазки было бы достаточно 45, а для веса 2750 кг — 8 рабочих[3]. Поэтому считается, что наиболее распространённым способом было перемещение груза на санях-волокушах.

Недостатки гипотезы

Статую, видимо, передвигали на небольшое расстояние. А поливать в пустыне песок водой, принесённой за десятки километров — дело неблагодарное. Статуя — разовая операция. То есть смазывали только полозья волокуш. При конвейерной транспортировке блоков смазка неизбежно попадёт и под ноги работников.

Перекатывание блоков

Р. Пэрри (англ. R. H. G. Parry) предложил реконструкцию метода перекатывания блоков с помощью люлечного механизма[9], которые находят при раскопках различных святилищ Нового царства. Разместив вокруг блока четыре таких устройства, его можно было легко перекатывать. Компания Obayashi (англ.) провела эксперимент с 2,5-тонными бетонными блоками размером 0,8×1,6 м, в ходе которого 18 человек смогли тащить этот груз по плоскости с наклоном 1 : 4 со скоростью 18 м в минуту. Ещё Витрувий в своём трактате «Десять книг об архитектуре»[10] описывал схожие приёмы перемещения нестандартных грузов.

Доказательств, что египтяне использовали именно этот метод, пока нет, но эксперименты показывают возможность работы с блоками такого размера.

Недостатки гипотезы

Египтологи признают такую возможность для 2,5-тонных блоков (составляющих большинство в массе материала), но расходятся в возможностях подобного способа относительно блоков тяжелее 15 т, из которых некоторые достигают по весу 70 т.

С помощью такого механизма катить блок можно только по твёрдой дороге, но никак не по песку. Следов каменной дороги не найдено. Пандус тоже должен быть весьма твёрдым и прочным и достаточно пологим. На крутом пандусе возникнет проблема устойчивости.

По пути доставки придётся несколько раз «переобуть» блок — лишние затраты труда и времени. Дополнительные затраты на перемещение люлечного механизма вместе с блоком, необходимость его возврата к месту добычи блоков.

Технология квадратного колеса.

Перемещение блока с помощью специальной дороги. (3D моделирование XXI в.)

Если сделать дорогу из помостов — секций четверти круга, то по ней даже один работник легко сможет катить блок квадратного сечения, имеющего тот же периметр, что и круг.[11]. Центр тяжести блока в такой конструкции все время остается на одном уровне. Сила трения незначительная. Теоретически достаточно только толкнуть блок, он будет катиться сам. Тем более с горы, где находились каменоломни.

Таким образом можно перемещать и поднимать блоки гигантских размеров. Например, для перемещения обелиска достаточно поставить в ряд несколько помостов — расширить дорогу.

Подъём можно осуществлять с помощью верёвочной петли (нескольких петель) непосредственно по склону пирамиды или очень крутому пандусу — блок будет самоцентрироваться под действием собственной силы тяжести, а петля снизит усилие в два раза. При этом работникам нет необходимости подниматься самим — достаточно тянуть веревку, не сходя с места. Возможен подъём несколькими потоками.

Такая технология подходит под описание Геродота, поскольку блок действительно перетаскивается с одного помоста, сколоченного из коротких балок, на другой.

В африканских странах нечто подобное используют для добычи соли.

Для подъёма будет достаточно примерно 30-40 человек. Для транспортировки по равнине хватит одного человека.

Внутренний пандус

Загадка пирамид заключается и в том, что для подъёма камней на их вершину необходимо построить очень высокий пандус, а построить такой пандус ещё труднее, чем построить саму пирамиду.

Французский архитектор Жан-Пьер Уден (фр. Jean-Pierre Houdin) с помощью трёхмерного моделирования создал реконструкцию строительства пирамиды Хеопса. Система трёхмерного моделирования Dassault Systèmes позволила показать, что пирамида могла быть построена с помощью внутреннего пандуса, который шёл по граням пирамиды и был достаточно пологим и длинным, чтобы можно было внутри поднимать каменные блоки.

Уден реконструировал строительство таким образом: до высоты 43 метра использовалась пологая платформа, а дальше уже использовался внутренний пандус, спирально идущий вверх. Причём Большая галерея пирамиды использовалась как система противовесов, что позволило поднять гранитные плиты весом до 63 тонн, ставшие перекрытиями Камеры Царя. Восемь лет ушло у архитектора на разработку и создание модели конструкции, подтверждающей его гипотезу.

Бывший директор немецкого Института археологии в Каире египтолог Райнер Стадельманн (Rainer Stadelmann) сказал: «Теория Жана-Пьера не только интересна, она последовательна и революционна. Французский архитектор принимает строителей того времени совершенно всерьез, он видит в них великих мастеров и настоящих инженеров, что наверняка так и было, поскольку они смогли создать всего за 20 лет уникальное сооружение весом в несколько миллионов тонн».

Недостатки гипотезы

Возможен только один коридор, по которому каждый день должны были бы проносить несколько сотен (в среднем 350) блоков. То есть блок надо не просто тащить, с ним надо бежать. Блок можно только тянуть (поскольку подход сзади сильно ограничен). Это весьма затруднительно на многочисленных поворотах. Особенно учитывая, что проход узкий, то есть процессия растянется на несколько десятков метров. Эффект туннеля — в случае аварии люди в туннеле обречены. Освещение — либо должны были быть окна, которые должны были бы быть видны после обрушения облицовки, либо факелы — это в тесном помещении с огромным количеством людей. Вентиляция затруднительна. Смазка невозможна. Невозможно также пронести негабаритный блок, например самый верхний камень. Невозможно сделать такой пандус до самой вершины, последние 10 метров все равно придется поднимать блоки каким-то другим способом. Простой серпантин решил бы все проблемы, кроме пропускной способности. Именно так поступают современные строители горных дорог. Насыпать внешний пандус или строить сложный туннель — неоправданные затраты.

Ещё одна проблема возникает в связи с раствором, используемым для заполнения пустот между камнями, так как для этого требовалось немалое количество гипса. Связующий материал хоть и не играет основной роли для стабилизации постройки, он всё же был необходим в качестве смазки для облегчения перемещения тяжелых блоков.

Процесс производства строительного гипса требует дегидратации исходного сырья, для чего, в свою очередь, нужно топливо, древесина. Исходя из этого, David H.Koch, проводивший исследования по программе радиоуглеродного обследования пирамид, (англ. Pyramids Radiocarbon Project[12]) высказал предположение, что для постройки пирамид в Гизе Египту пришлось бы свести все свои леса до последней щепки.

Анализ углерода, извлечённого из материала-заполнителя, показал некоторый разброс полученных дат в отдельных частях пирамид, что Кох связывает с необходимостью использовать старое древесное топливо. Ввиду чего, данный феномен может трактоваться в пользу гипотезы, что меньшие размеры более поздних пирамид объясняются сильным истощением лесных ресурсов Египта. Однако, подобные предположения египтологами всерьёз не рассматриваются.

Сам фундамент постройки по горизонту выравнивали, вероятно, путём заполнения водой вырытых вокруг основания траншей (как предполагают Mark Lehner и I.E.S.Edwards), либо же с помощью обычного квадратного уровня и опытных разметчиков[13][14].

Отделка и облицовка

Некоторые пирамиды, сохранившие свою облицовку, позволяют увидеть качество обработки поверхности камня. Кроме того, что крупные блоки подогнаны так, что между ними не остаётся зазоров, внешняя поверхность зачастую образует идеальную плоскость, несмотря на то, что плоскость эта находится под углом к основанию. Ярким примером тому может служить облицовка Ломаной и Мейдумской пирамид.

При выравнивании поверхности камней у входа в пирамиду Микерина крайние камни были выровнены не полностью, причём край линии выравнивания проходит непрерывно через все камни кладки, что позволяет сделать предположение о том, что поверхность блоков выравнивалась после укладки камней. Это же предположение подтверждается выравниванием пола, неподалёку от пирамиды Усеркафа. Нижняя поверхность камней пола находится в песке и имеет естественные необработанные формы; камни хоть и разной высоты, однако верхняя часть камней образует единую ровную поверхность.

См. также

Примечания

  1. ↑ Ryan Cohagan Building the Pyramids // Creighton University
  2. ↑ Isler, Martin Sticks, stones, and shadows: building the Egyptian pyramids. — University of Oklahoma Press, 2001. — P. 229. — ISBN 978-0-8061-3342-3 [1]
  3. ↑ 1 2 Stocks, Denys A. Experiments in Egyptian Archaeology: stoneworking technology in ancient Egypt. — Routledge, 2600 до н.э.. — P. 196–197. — ISBN 978-0415306645 [2]
  4. ↑ Davidovits Joseph The Pyramids: An Enigma Solved — New York: Dorset Press, 1988.
  5. ↑ Ученые нашли в египетских пирамидах древний бетон // lenta.ru
  6. ↑ (в первоисточнике: англ. It is described as being made of alabaster)
  7. ↑ Egyptian Statue Moved By Ropes?
  8. ↑ Nicholson, Paul T; Ian Shaw Ancient Egyptian materials and technology. — 23 Mar 2000. — Cambridge University Press, 2000. — P. 18. — ISBN 978-0521452571
  9. ↑ ATSE — Parry
  10. ↑ «Vitruvius’s books of architecture»
  11. ↑ Бакланов А. Е. Строительство пирамид.
  12. ↑ David H.Koch. Pyramids Radiocarbon Project
  13. ↑ John Cruikshank Rose, Iorwerth Eiddon Stephen Edwards The Pyramids of Egypt. — 1947. — P. 9. [3]
  14. ↑ Arnold, Dieter Building in Egypt: Pharaonic Stone Masonry. — New edition (3 Jul 1997). — Oxford University Press, 1997. — P. 13–14. — ISBN 978-0195113747 [4]

Литература

Ссылки

dic.academic.ru

Архитектура и скульптура древнего Египта

Архитектура и скульптура древнего Египта - страница №1/1

Архитектура и скульптура древнего Египта В религии древних египтян решающее значение имели их представления о загробной жизни. Эти представления оказали большое влияние на развитие и формирование стиля пирамид и гробниц, на всю архитектуру Древнего Египта в целом. Люди считали подготовку к загробной жизни одной из главных задач своей земной жизни, поэтому благоустройство будущей гробницы играло важную роль. Загробную жизнь египтяне представляли себе как продолжение земного существования: человек и после смерти продолжает свой путь в царстве бессмертия. Согласно религиозному учению древних египтян, человек имел несколько душ. Главными были «Ка» и «Ба». «Ка» являлась духовным двойником человека, с которым тот встречается после смерти. В культе мертвых «Ка» занимала очень важное место. Гробницу умершего называли «домом Ка», жреца, который совершал погребальные обряды, называли «служителем Ка». «Ка» делала умершего способным существовать после смерти, выполнять жизненные функции. «Ба» означало то, что можно назвать «чистым духом». Он покидал человека после его смерти и направлялся на небеса, это была внутренняя энергия человека, его божественное содержание.

По первоначальным представлениям право существовать в загробном мире имел только фараон. Погребальные жрецы произносили магические заклинания, совершали погребальные обряды и приносили жертвы. Фараон мог одарить бессмертием членов своей семьи, царских вельмож. Это означало, что они могли быть похоронены рядом с пирамидой или гробницей повелителя. Обычный человек не имел права на бессмертие и не мог попасть в потусторонний мир. Такое право имели только те рабы и слуги, которые были изображены на стенах гробницы: считалось, что фараон забирает их с собой.

В потустороннем мире, заселенном умершими, может существовать лишь тот (и это самое основное), кого снабдили в этом мире всем необходимым для загробного существования. Под этим подразумевалось решительно все, чем покойный пользовался при жизни: жилище, пища, слуги, рабы и предметы первой необходимости. Но прежде всего нужно было сохранить невредимым тело — обезопасить его от всяких посторонних воздействий. Только при условии полнейшей сохранности тела «Ба» (душа умершего) могла, свободно передвигаясь в пространстве, в любое время соединиться с телом вновь. Эти представления и породили два следствия: бальзамирование трупов и постройку гробниц, напоминавших скорее крепости. Каждая пирамида должна была служить защитой для запрятанной в ней мумии от любого возможного врага, от любых дерзостных поступков, от нарушения покоя.

Египтяне всю жизнь готовились к смерти, а свои гробницы они строили так долго, что на это уходил труд многих поколений. Когда фараон рождался, он начинал строить себе гробницу - дом смерти. Колоссальные усилия всего населения страны уходили на то, чтобы соорудить фараону храм вечности. Все виды искусства присутствовали в заупокойных храмах: и живопись, и скульптура, и различные орнаменты, все было направлено к тому, чтобы на том свете, в загробной жизни фараон чувствовал себя так же хорошо, как и на этом. Для жизни вечной нужно было сохранить и тело. Для этого египтяне стали делать мумии. Делали их по особой технологии, которая до сих пор не разгадана. Простым людям не строили пирамид. Их хоронили в песчаных ямах, а сверху насыпали холм в виде маленькой усеченной пирамиды. Впоследствии его стали облицовывать каменными плитами. По-арабски такая форма называлась мастаба (скамья). Это слово так и осталось в истории искусства, означая древнюю форму египетского захоронения.

Постройка даже средней пирамиды была непростым делом. Приходилось посылать целые экспедиции, чтобы доставить на плато Гизэ или плато Саккара гранитные и алебастровые блоки. С начала Нового царства фараонов стали хоронить в Долине царей к западу от Фив, где образовался новый некрополь. Всего пирамид насчитывается около семидесяти, а может, и около восьмидесяти. Совсем недавно, в 1952 году, египетский археолог Мохаммед Закария Гонейм открыл еще одну не известную доселе пирамиду в Саккара, в двадцати километрах от Каира! Самая древняя пирамида — пирамида фараона Джосера — была воздвигнута около пяти тысяч лет назад. Ее строитель Имхотеп был архитектором, врачом, астрономом, писателем, советником фараона, на протяжении многих веков считался величайшим мудрецом древности, о нем складывали легенды, его труды и книги в течение тысячелетий имели огромный авторитет. Имхотепа считали магом и волшебником, а в поздние времена он был обожествлен, в его честь сооружались храмы и возводились статуи. Место, выбранное Имхотепом для строительства комплекса пирамиды Джосера, находится на краю плоскогорья, откуда открывался прекрасный вид на Мемфис. Комплекс занимал прямоугольную площадку (545х278 метров). Его окружала стена из белого известняка высотой в десять метров. Стена была усилена башнями и разделена плоскими выступами, в ней было четырнадцать ворот, настоящими были только одни. Если смотреть на ворота изнутри комплекса, то казалось, что все они открыты.

Пирамида Джосера, зодчий Имхотеп, 28 век до н.э. Сакара Сама пирамида находилась в середине комплекса, высота ее — 60 метров, она имеет основание со сторонами 118х140 метров. Строительные работы на отдельных этапах велись по-разному: сначала использовались камни небольшого размера, потом размер каменных блоков постепенно возрастал. На заключительном этапе строительства пирамиду облицевали блоками белого известняка. Погребальная камера находилась под пирамидой на глубине 28 метров. Ее стены были покрыты плитами розового гранита. К камере вели шахта и коридоры с множеством боковых ходов и ответвлений. В них размещались погребальная утварь и жертвенные подношения. Некоторые помещения были выложены голубыми изразцами, которые создавали видимость небесного свода в верхней части стены и на потолке. Археологами были обнаружены три барельефных изображения фараона Джосера: он изображен во время религиозных обрядов. Под землей, у восточной стороны пирамиды, были заготовлены одиннадцать узких погребальных камер. Они располагались на глубине 33 метров. Здесь хоронили членов царской семьи, главным образом, детей.

Пирамида фараона Джосера похожа на шесть мастаб, поставленных одна на другую, ступенями поднимающихся к небу. Что это было - ступени к небу, к богу или это был прообраз первичного холма Бен-Бен, с которого, по верованиям древних египтян, началась вся земля. Скорее всего, это было и то, и другое. Боги всегда находились наверху - на небе, а первичный холм Бен-Бен в виде треугольника стал самой главной символической формой для древних египтян. Мумия Джосера была погребена в специальной камере в основании пирамиды. В нее никто после похорон не мог попасть, да и не должен был тревожить прах фараона, который будет лежать там вечно. Огромный храм вокруг пирамиды был построен для того, чтобы современники и последователи фараона могли приносить ему свои дары, молиться о его вечной жизни, обеспечивать его всем тем, к чему он привык на этом свете. Храм был обнесен толстой стеной. За ней были молельни с сокровищницами, но входить туда люди могли только в определенные дни очень длинными процессиями. Храм сохранился плохо, но даже сейчас мы можем видеть, как древние египтяне высекали из каменных стен полуколонны, которые отличаются от привычных нам форм. Эти колонны и полуколонны похожи на священные растения древних египтян - лотос и папирус. Колонны такой формы характерны для всей архитектуры Древнего Египта, для всех храмов: и заупокойных, и посвященных различным богам.

Гораздо ближе по своей форме к великим пирамидам в Гизе была пирамида фараона Снофру. Только грани у нее как бы изломанны. До сих пор не понятно, с чем это связано. То ли время, отпущенное на строительство, истекло, то ли материал закончился или изменился угол наклона наблюдения за звездами, а может так все и было задумано. Главное, что эта пирамида еще больше похожа на холм Бен-Бен, с которого все началось.

Пирамида Снофру, cтроители неизвестны, 27в. до н.э. Медум

Самые знаменитые — три большие пирамиды близ Гизы: Хеопса (Хуфу), Хефрена (Хафра) и Мекерина (Менкаура). Крупнейшая из них, пирамида Хеопса, сооружена в XXVIII веке до н. э.

Пирамиды Хефрена, Хеопса, Микерина, зодчий Хемиун и др., 2900-2800 до н.э., Египет, Гиза Пирамида Хеопса, зодчий Хемиун, 2900-2800 до н.э. Гиза

Пирамида Хефрена, Великий Сфинкс, зодчий Хемиун, 2900-2800 до н.э. Гиза

На основании своих египетских впечатлений Геродот так рассказывает о строительстве этой пирамиды. Хеопс заставил работать на себя весь египетский народ, разделив его на две части. Первым он приказал заняться доставкой к берегу Нила блоков из каменоломен в аравийских горах. Другие занимались их дальнейшей транспортировкой к подножию ливийских гор. Постоянно работали 100 000 человек, они сменяли друг друга каждые три месяца. За десять лет напряженного труда была построена дорога, по которой блоки доставляли к реке. По мнению Геродота, строительство этой дороги было не менее трудной задачей, чем постройка самой пирамиды. Дорога была выложена отшлифованными каменными плитами, украшенными резьбой. Закончились строительные работы вокруг пирамиды, завершилось строительство подземных сооружений, которые предназначались для гробницы и погребальной камеры фараона. Строительство же самой пирамиды продолжалось еще двадцать лет. Первоначально пирамида Хеопса поднималась на 147 метров, но из-за наступления песков ее высота уменьшилась до 137 метров. Сейчас на ее вершине площадка, на которой во время второй мировой войны располагался английский пост противовоздушной обороны. Каждая сторона квадратного основания пирамиды составляет 233 метра, площадь ее более 50 000 квадратных метров.

Пирамида состоит из 2 300 000 кубических блоков известняка с гладко отшлифованными сторонами. По подсчетам Наполеона, каменных блоков от трех пирамид в Гизе хватило бы, чтобы опоясать всю Францию стеной высотой в 3 метра и толщиной в 30 сантиметров. Каждый блок весит в среднем 2,5 тонны, а самый тяжелый — 15 тонн, общий вес пирамиды — 5,7 млн. тонн. Считается, что потребовалось двадцать лет и десять тысяч строителей, чтобы ее воздвигнуть. Недаром существует пословица: "Все боится времени, но время боится пирамид". Ученые подсчитали, что пирамида Хеопса состоит из двух миллионов трехсот тысяч каменных блоков. Пирамида вся монолитна и состоит из огромных блоков камня, средний вес которых две с половиной тонны. Некоторые из них весили до тридцати тонн. В самой сердцевине пирамиды находится небольшая погребальная камера. Много веков прошло, прежде чем ее смогли найти. Только с помощью самых современных приборов удалось обнаружить замурованный древними строителями вход в пирамиду. Внутри она прорезана ходами, коридорами, а к самой погребальной камере идет широкая пятидесятиметровая галерея, облицованная гранитом, перекрытая подобием свода, который позволяет стенам выдержать огромную тяжесть каменной массы, давящей на галерею сверху. Древние мудрые строители сделали еще несколько разгрузочных камер, чтобы пирамида была не слишком тяжелой. И тем не менее, трудно даже предположить, сколько весит такая громадина. Доставить камни на стройплощадку было делом нелегким. Древние жрецы вначале выбирали место с достаточно устойчивым грунтом, затем они тщательно выравнивали стройплощадку и точно ориентировали ее по сторонам света, так как главный вход в пирамиду должен был находиться строго на севере. Дальше снаряжалась экспедиция в далекие Ливийские горы, где с помощью очень простого способа высекались огромные каменные глыбы: в трещины вбивали деревянный клин и поливали его водой. С помощью разбухавшего дерева глыба откалывалась. На лодки из папируса погружали один или два таких камня и начинался священный процесс перевозки камня к месту строительства. Египтяне еще не знали колеса, поэтому, для того чтобы перевезти камни по песку, использовали санки, которые делались из дерева, а полозьями служили бревна. Тянули их рабы, которые питались только хлебом, подсолнечным маслом и луком с чесноком. Следующим этапом была обработка поверхностей каждой каменной глыбы. Камни были отшлифованы так, что между ними можно просунуть разве что лезвие бритвы. Никакого связующего раствора между ними нет, они держатся только своим собственным весом. Для того чтобы поднять эти каменные глыбы наверх, придумали очень хитрый способ. Вокруг места строительства воздвигали насыпные земляные пандусы. По мере того, как росла пирамида, пандусы поднимались все выше и выше, как бы опоясывая всю будущую постройку. Пирамида, которую мы сейчас видим, лишена самого главного - своей прекрасной облицовки. В древности она была облицована белыми плитами известняка, а самая макушка - золотом, которого в Египте было "больше, чем песка морского". Золото сияло на солнце и тем самым соединяло земную пирамиду с миром небесным. Облицовка шла сверху вниз, и когда строители достигали земли, пирамида получалась законченной. По мере облицовки пандусы снимались. Пирамида Хеопса тысячелетия оставалась непревзойденным по высоте сооружением, созданным людьми. Ее высота равняется почти ста сорока семи метрам. Вокруг пирамиды Хеопса был огромный храм, сквозь который проносили тело фараона. У Нила располагался нижний храм. Там совершались моления, а потом процессия медленно двигалась в верхний храм. От них ничего не осталось, хотя у соседней пирамиды Хефрена сохранились остатки храма. Пирамида Хефрена стоит посередине этой великой триады. Около нее лежит самый известный Великий Сфинкс с лицом фараона Хефрена. Он высечен из каменной глыбы и чуть- чуть надстроен. Аллеи таких сфинксов охраняли процессии, двигавшиеся с телом фараона к месту его вечного успокоения. Два из таких сфинксов лежат на набережной Невы в Санкт- Петербурге. Это настоящие сфинксы, привезенные из Египта. Пирамиды Хефрена и Микерина своими юго-восточными вершинами находятся на одной линии с великой пирамидой Хеопса. Фараон Микерин был не такой великой фигурой, как Хеопс. Рядом с ним в совсем маленьких пирамидах похоронены его жены и дети. Пирамиды в Гизе являются единственными и уникальными на всем земном шаре. Даже в Древнем Египте вскоре перестали их строить - слишком много на это требовалось материала и человеческих усилий.

В храме фараона Ментухотепа I была построена еще одна пирамида, соединенная с заупокойным храмом в один большой комплекс, находящийся в долине Дейр-эль-Бахри. В комплексе стоит величественный храм, окруженный со всех сторон портиками. Египетские строители первыми научились ставить отдельно стоящие опоры. В храме Ментухотепа I мы видим совершенно новые формы: пандусы, открытые дворы, портики с колоннами, выполненными в форме священных растений Древнего Египта. Открытые дворы в заупокойных храмах были похожи на дворы в домах простых египтян, но для фараонов они имели совершенно особое значение. Назывались они хебседными. Хебсед был праздником тридцатилетия правления фараона, когда совершалось ритуальное убийство статуй. Такая хебседная статуя Ментухотепа I сохранилась до нашего времени. Фараон должен был совершить ритуальный бег вокруг двора, чтобы доказать, что он может править Египтом дальше. Эти же архитектурные формы, только без пирамиды использовали в храме царицы Хатшепсут, в той же долине Дейр-эль-Бахри.

На восточном берегу Нила строились храмы, посвященные великому богу Амону-Ра, объединившему весь Египет. В древних Фивах находились крупнейшие из таких храмов - Карнак и Луксор. Карнак строился на протяжении двух тысяч лет, но это на нем почти не отразилось. Архитектура, как и все искусство Египта, была очень традиционной. Каноны, существовавшие там, никто не смел нарушать. То, что мы видим в Карнаке, вернее то, что от него осталось, впоследствии было использовано практически во всех храмах Древнего Египта. Перед входом в храм стояли огромные статуи фараонов, рядом с ними - обелиски. Обелиск - это как бы застывший солнечный луч. Обелиски стоят в Париже, в Санкт-Петербурге и в Cтамбуле, но появилась эта форма в Древнем Египте. Что это - скульптура или архитектура, или то и другое вместе? Размер статуй настолько велик, что трудно сказать, колонны это или колоссы. Их часто так и называли - колоссы. Они вызывали ужас и трепет даже у древних греков, которые прекрасно владели искусством архитектуры и скульптуры. Чтобы попасть на территорию храма, процессия должна была пройти между могучими пилонами. Храм Амона был окружен огромной стеной, отгораживающей его от внешнего мира. Сначала процессия попадала в большой, залитый солнцем и окруженный колоннадой перистильный двор. Между колоннами стояли статуи фараона, равные по размерам могучим колоннам. Пройдя дальше, сквозь следующие пилоны, люди оказывались в полутемном помещении, свет в которое лился только через маленькие окошки сверху. Это колоссальный колонный зал - гипостильный зал, центральные колонны которого достигали в высоту более двадцати метров. Свод над ними был расписан как небо - синий с золотыми звездами. Свет солнца преображался, попадая туда, и человек ощущал себя маленьким-маленьким. Колонны были в форме лотосов, папирусов или связок тростника. Следующий проход тоже шел сквозь пилоны, открытый двор, залитый солнцем, с колоннами и статуями фараонов, и колонный зал. И только потом начинались священные помещения: молельня, сокровищница и собственно храм, внутри которого стояли священные статуя и ладья. Строительство храмов начиналось именно с этого ядра, из которого по великим праздникам выносилась статуя Амона, погружалась на священную ладью и пускалась в плавание по Нилу. Многие из великих фараонов вносили свой вклад в строительство этого храма, но некоторые из них были беспощадны к творениям своих предшественников. Великая царица Хатшепсут разрушила почти все, что было построено до нее. А фараон Тутмос III, правящий после нее, оказался таким же безжалостным и разрушил все залы со всеми колоннами и статуями, которые воздвигла эта царица. На колоннах и в залах было очень много надписей. Франсуа Шампольон, великий француз, который в двадцатые годы девятнадцатого века смог дешифровать египетскую письменность, прочитал почти всю историю Древнего Египта - про великие завоевания и походы, победы и поражения, которых было великое множество в этой долгой и длинной истории.

Храм Амона в Карнаке, зодчие Инени, Аменхотеп, Аменхотеп младший, XV-XIIIвв. до н.э. Карнак

Храм Амона в Карнаке, XV-XIIIвв. до н.э. Карнак Храм в Луксоре построен был почти так же, как и Карнак. Соединены они между собой длинной Аллеей сфинксов. Храм в Луксоре - это тоже "солнечный храм", в котором также была священная ладья. Там тоже были гипостильные залы и перистильные дворы, в которых больше ста пятидесяти колонн, высота некоторых из них свыше двадцати метров, а охват - около трех метров. Можно себе представить, каким подавленным чувствовал себя древний человек, попавший туда. Ощущалось величие богов и фараонов, которые отождествляли себя с этими богами.

Храм Амона, зодчие Аменхотеп, Гори и Сути, XVв. - XIIIв. до н.э. Луксор

Фараон Эхнатон (Аменхотеп IY) попытался вмешаться в иерархию египетских богов и выделить из них главного - Атона, бога солнечного луча. Он перенес столицу на новое место, построил новый город Ахет-Атон, но его революции скоро был положен конец. Длилось это всего 25 лет, что по египетским меркам - пауза. Фараон Рамзес II вернулся к традициям своих предков. Самое великое, что было создано в его время, - это огромный храм Рамессеум, посвященный культу его божества. Этот храм очень похож на Карнак и на Луксор - с теми же дворами, гипостильными залами, с залом Анналов, где описаны все великие подвиги фараона Рамзеса II. Но еще более интересным является заупокойный храм фараона Рамзеса II в Абу-Симбеле. Знаменитым он стал из-за того, что по распоряжению ЮНЕСКО был перенесен на новое место, в связи со строительством Асуанской плотины. Современные строители с большим трудом смогли перевезти огромные камни, которые были высечены из скалы нашими предками. Этот храм - скальная гробница. У него нет практически никаких наземных сооружений. Все помещения, все залы, сама гробница находятся в глубине скалы. Снаружи - только фасад с огромными статуями фараона. Сквозь узкую дверь солнечный луч проникает внутрь. Дважды в год он освещает двух богов из трех, которым посвящен этот храм - статую бога Амона и статую бога Гора. Бог Пта никогда не освещался солнцем. Скульптура и архитектура живут здесь общей жизнью. Их невозможно разделить, потому что они высечены из одной и той же скалы. Только при переносе храма на новое место стало ясно, насколько глубоко сквозь скалы могли видеть древние строители. Они смогли увидеть даже трещину в скале, благодаря которой образовалась естественная опора, не дававшая упасть фасаду. Но ничего более величественного, чем храм в Абу-Симбеле, египтянами больше построено не было.

Храм Рамзеса II, cтроители неизвестны, 1-я пол. XIIIв. до н.э. Абу Симбел

Храм Рамзеса II, строители неизвестны, 1-я пол. XIIIв. до н.э. Абу Симбел Храм Хатшепсут, зодчий Сенмут, нач.XVв. до н.э. Дейр-эль-Бахри

Царица Нефертити, XIVв. до н.э., Германия, Музей Берлин-Далем Статуя фараона Аменемхета III, XIXв. до н.э., ГМИИ, Россия
Жрец Аменхотеп и жрица Раннаи, XVIв. до н.э., ГМИИ, Россия Тутмес III, 1480 до н.э., Британский музей Лондон, Англия

umotnas.ru

Строительство пирамид в Древнем Египте

Надежда Добрецова,специально для сайта www.egypt-pyramids.info© Stratomedia, Inc.

Размеры пирамид и легко вычисляемые энергетические, человеческие, финансовые и временные затраты на их строительство поражают воображение людей на протяжении четырех с половиной тысяч лет как минимум. При этом восхищаются, фантазируют, считают, проектируют, воодушевляются и отчаиваются не только простые граждане, «пришибленные» размерами и древностью этих сооружений, но и специалисты – археологи, историки, инженеры, строители, физики и даже астрономы. На эту тему написано научных и фантастических книг – сотни, статей – тысячи. Невозможно в одной из них описать весь процесс и пройтись по всем гипотезам, поэтому мы остановимся лишь на некоторых интригующих вопросах: как появилась форма пирамиды, зачем египтянам внутренние облицовки, и как они умудрялись поднимать на высоту двадцатиэтажного дома двухсоттонные каменные блоки?

Мастаба – предшественник великих египетских пирамид

Принципы строительства всех египетских пирамид восходят к форме древних захоронений египтян, которые строили гробницы традиционной формы – усеченной пирамиды – на протяжении тысячелетий. Эти гробницы встречаются на западном берегу Нила повсюду и почти не менялись в течение исторического периода. Называются эти гробницы мастаба (мастава).

Шло время, росли запросы души по отношению к вечности и желание фараонов построить для своей загробной жизни нечто совершенно невиданное. Первым строителем пирамиды стал архитектор Имхотеп – один из немногих жителей Древнего Египта нецарского происхождения, обретший статус бога за свои достижения в строительстве и философии. В честь Имхотепа даже был построен храм, а в настоящее время в Египте есть музей Имхотепа (подробнее об Имхотепе и других зодчих Древнего Египта читайте в статье «Архитекторы – любимцы фараонов», адрес на сайте). Имхотеп жил во времена фараона одной из первых исторических династий Джосера, и для Джосера он построил древнейшую пирамиду в Саккаре. Эта пирамида, имеющая форму основания в виде ромба и ступенчатые грани, представляет собой не только величественный памятник, но и уникальное свидетельство о том, как родилась идея пирамиды и как она эволюционировала. Так вот Имхотеп первоначально построил сам или использовал уже построенную мастабу, имеющую, как сказано, форму усеченной пирамиды (без верхушки).

Постепенно вокруг мастабы наращивались слои кладки, причем самый удивительный факт, до сих пор потрясающий археологов и строителей заключается в том, что каждый слой кладки облицовывался прекрасно отшлифованным известняком с двух (!!!) сторон, то есть облицовкой покрывались слои кладки не только с внешней, но и с внутренней стороны, которая заведомо была спрятана от глаз.

Тайна облицовки великих пирамид

Зачем египтяне обтесывали не только внешнюю, но и внутреннюю поверхность облицовочных плит?

Второй по древности считается пирамида фараона Снорфу в Медуме. Кстати, этот фараон в свое время построил еще одну, «запасную» пирамиду в Дахшуре. Почему фараон построил себе две пирамиды на расстоянии одного километра друг от друга, остается давней загадкой египтологии. Профессор физики из Оксфордского университета Курт Мендельсон считает, что это не прихоть Снорфу, а свидетельство того, что строительство пирамид имело непрерывный производственный характер. Мендельсон высказал версию о том, что, поскольку строительство пирамиды занимало от десяти до тридцати лет и требовало огромных ресурсов, фараоны заготавливали строительный материал непрерывно, и как только заканчивали строительство одной из пирамид, тут же приступали к строительству следующей. Одну из пирамид они предназначали для собственного захоронения, другие оставались их потомкам. А Снорфу удалось в течение своей жизни построить две пирамиды (а по некоторым версиям – три, а то и четыре), и он по каким-то причинам оставил обе себе. Пирамида в Медуме (Мейдуме) имеет такую же, как в Саккаре, внутреннюю структуру, состоящую из несколько слоев кладки не очень высокого качества, прекрасно обработанной двусторонней облицовкой.

Для чего прилагались такие титанические усилия для скрытой от глаз облицовки не совсем ясно. С. Кларк и Р. Энгельбах выдвинули довольно разумную и понятную версию, что такая тщательная внутренняя облицовка имела две цели. Во-первых, она могла рассматриваться как средство повышения устойчивости всего сооружения, особенно если учесть, что в более поздних пирамидах сердцевина, нижняя часть основания сооружения  представляла собой груду больших каменных блоков, уложенных неаккуратно, кое-как. Во-вторых, облицовка позволяла сохранять угол наклона граней пирамиды. Также они не исключают, что такая облицовка была связана с консерватизмом или религиозными соображениями египтян: «Уже тот факт, что внутренняя облицовка ранних египетских пирамид была гладко обтесана – что лишено всякого смысла, – заставляет принять во внимание эту точку зрения». Тем не менее, в более поздних пирамидах египтяне, хотя и сохранили слои внутренней или, как ее еще называют, «нарастающей» облицовки, но от гладкой ее шлифовки отказались, так как это, совершенно очевидно, было лишней тратой времени и сил.

Как поднимали блоки при строительстве пирамид?

Более древние пирамиды, в том числе пирамида Джосера в Саккаре, построены из глиняного кирпича-сырца, многократно облицованного камнем. Именно эти пирамиды постепенно породили классическую форму высоких, устремленных в небо пирамид, которую мы видим у Великих пирамид в Гизе, хотя их предшественники – пирамиды в Саккаре – были более пологими, а так называемая Ломаная пирамида в Дахшуре вообще имеет разные углы наклона граней, отчего и прозвана «ломаной».

Более поздние пирамиды стали строить из каменных блоков, причем размер этих блоков увеличивался с течением времени. И если постройки в комплексе в Саккаре вообще не имеют больших блоков, то комплекс в Гизе целиком выстроен из прямо-таки гигантских каменных глыб. И здесь мы вплотную подходим к вопросу, который на протяжении столетий волнует тысячи людей во всем мире: как поднимались блоки на немалую высоту пирамид, составляющую более сотни метров? Как это стало возможным в древнеегипетском обществе, которое не знало сложных подъемных механизмов и совершенных видов транспорта, а также почти не использовало колесо? Особенно остро этот вопрос стоит в отношении циклопического храма возле Сфинкса, вес блоков которого достигает двухсот тонн каждый.

О сложности таких операций даже в наше высокотехнологичное время говорят следующие факты. «Для грузов тяжелее пятидесяти тонн требуются специальные краны. Сегодня в мире существует считанное количество таких кранов, которые могли бы манипулировать двухсоттонными глыбами известняка. Обычно они бывают мостового или портального типа и в основном применяются на заводах и в грузовых портах. Их конструктивные элементы изготовлены из стали, они оснащены мощными электродвигателями, но большинство их имеет грузоподъемность до ста тонн. Когда инженеру-крановщику, отвечавшему за подъем двухсоттонного котла на Лонг-Айленде, показали фотографии блоков, сообщили технические подробности Храма долины и спросили, смог ли бы он установить подобные блоки своим краном, то он ответил:

«Я смотрю на то, что вы мне показываете, и на расстояния, с которыми здесь приходится иметь дело, и не знаю, смогли бы мы поднять двухсоттонные блоки, исходя из позиций, имеющихся в нашем распоряжении. Нам приходится иметь дело с большими грузами, и мы знаем, как подобные задачи решали до нас. Однако, глядя на эти громадные блоки, я теряюсь в догадках, как это могли сделать тысячи лет тому назад. Для меня это тайна, которая, возможно, останется навсегда неразгаданной и для меня, и для других» (Г. Хэнкок и Р. Бьювел).

При логическом анализе фактов приходится отбросить все фантастические версии вроде внеземного строительства пирамид. Даже если инопланетяне или неизвестная цивилизация руководили строительством пирамид, то сами работы, несомненно, производились египтянами. Тому есть неопровержимое доказательство – надписи на внутренних блоках пирамиды Хуфу (Хеопса), безусловно, оставленные древними строителями. Эти надписи имеют практический характер (отметки при строительстве), а также называют конкретные бригады, работавшие на конкретных участках стройки. То, что эти надписи не могли быть оставлены более поздними реставраторами или даже нашими современниками, доказано расположением блоков, на которых эти надписи обнаружены: блоки расположены в древней, оригинальной кладке, а надписи размещены на их внутренних сторонах. Однако Г. Хэнкок и Р. Бьювел выдвигают несколько аргументов против того, что надписи оставлены строителями, а не подделаны гораздо позже исследователями-авантюристами: они считают, что надписи имеют определенный наклон и искажение, характерные для скрюченной позы писавшего, что говорит о нанесении их уже после строительства. Тем не менее, это только гипотеза.

Если же мы согласимся с тем, что ничего таинственного в строительстве пирамид не случилось, а построили их только египтяне, то нужно помнить несколько доказанных фундаментальных принципов, которым соответствовало все строительство в Древнем Египте.

Во-первых, египтяне обладали удивительной способностью организовать большое количество свободных людей для производства строительных работ на государственных (принадлежащих фараону или жрецам) объектах. То, что эти люди были свободными (рабов в Древнем Египте было не так много), определило качество работ: они делали это не по принуждению, а по собственной воле, так как искренне верили в свое предназначение при рождении, и если им суждено было стать каменщиками, они не роптали. Кроме того, их работа в той или иной форме оплачивалась фараоном. Также египтяне с большим трепетом относились ко всему, что связано с загробной жизнью, поэтому участие в строительстве, например, пирамиды, было делом священным.

Во-вторых, при подъеме тяжестей египтяне тянули их вверх, а не толкали снизу, что подтверждается многочисленными изображениями на стенах гробниц и храмов. При этом они использовали катки и салазки, попеременно подставляя их под блоки и обильно поливая путь скольжения маслом.

В-третьих, египтяне не использовали колесные повозки, но не потому, что не знали колеса (они его знали), а потому что не располагали материалом настолько прочным, чтобы изготовленное из него колесо смогло бы выдержать десятки и сотни тонн веса.

Таким образом, мы приходим к выводу, что тяжеленные блоки пирамид и храмов тянуло с помощью примитивных приспособлений большое количество людей, организованных в упряжки. Вопрос же подъема решался с помощью насыпей – наклонных земляных пандусов, которые росли вместе с пирамидами. Крохотные копии таких пандусов мы видим сегодня во всех магазинах и общественных учреждениях, где есть скаты для тележек и инвалидных колясок.

Происходило это так. Прежде всего, нужно помнить, что не покрытые облицовкой пирамиды имели гигантские ступени. Когда первый ряд кладки ступени был уложен, строители сооружали наклонный пандус, дорогу на высоту первого ряда, затем насыпь удлинялась и поднималась до уровня второго ряда и так далее. Пандусы должны были быть достаточно широкими, не менее десяти-двенадцати метров в ширину, чтобы вместить необходимое количество рабочих. Эти же насыпи выполняли роль лесов при установке облицовки пирамиды. Однако в отношении облицовки остается большой большой вопрос. Представьте себе, что основная, внутренняя часть пирамиды построена и имеет ступенчатую форму. Эта часть окружена со всех сторон насыпями, буквально похоронившими нижние ярусы пирамиды. Теперь требуется установить облицовочные плиты и заполнить мелкими блоками пространства между основными рядами кладки и облицовкой. Проще всего было бы втащить плиты верхней части облицовки на насыпь и начать их установку сверху, с верхушки пирамиды, так как только она и возвышается над насыпью.

Но в таком случае, как обеспечить неподвижность этих плит, их «прилипание» к стене в тот момент, когда будет убрана часть насыпи для того, чтобы открылся нижний ряд кладки? Ведь в этом случае верхние плиты облицовки просто повиснут в воздухе, а учитывая их нереальный вес, они просто не смогут удержаться на стене пирамиды. Напрашивается вывод, что для установки облицовки насыпь убирали полностью, до самого основания пирамиды, а затем постепенно, ряд за рядом, возводили снова, чтобы облицевать всю пирамиду снизу доверху. Трудно представить, какие затраты энергии и времени требовались, чтобы дважды поднять эти грандиозные насыпи на высоту двадцатиэтажного дома.

И здесь, вслед за фантазерами и любителями мистических тайн, трудно удержаться от соблазна найти иное, сверхъестественное или космологическое объяснение такой небывалой грузоподъемности египтян. Или уверовать в другое, технологичное, но неизвестное пока науке решение. Что было и остается главным противником строителей при подъеме тяжестей? Правильно, гравитационное поле Земли. Логично вспомнить, что современная наука активно занята поисками антигравитационного закона, который поможет человечеству преодолеть земное притяжение и освоить космос. А также сразу вспоминается знаменитый Коралловый замок, построенный в ХХ веке скрытным отшельником Эдвардом Лидскалниншем на побережье Флориды в США. Этот замок может видеть сегодня каждый желающий, и каждый желающий может сколько угодно предполагать, каким образом Лидскалниншу удалось построить настоящий храм из огромных известняковых глыб, сравнимых по весу с блоками Великой пирамиды, так как свой секрет антигравитации Эдвард Лидскалнинш унес с собой в могилу[1].

Литература:
  • Хэнкок Г., Бьювел Р. Загадка Сфинкса / Пер. с англ. Зотов И. – М.: Вече, 1999.
  • Востокова Е. Сила и мистика пирамид. – Серия «Золотой фонд». – Ростов-н/Д: «Феникс», 2005.
  • Кинк Х. А. Как строились египетские пирамиды / Отв. ред. Ю. Я. Перепелкин. Изд. 2-е. – М.: Книжный дом «Либроком», 2010.
  • Сомерс К., Энгельбах Р. Строительство и архитектура в Древнем Египте / Пер. с англ. Е.В. Ламановой. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2009.
  • Солкин В.В. и др. Древний Египет. Энциклопедия. – М.: Арт-Родник, 2008.
  • Египет / ROUGH GUIDES / Пер. с англ. Т.Г. Лисициной, Г.С. Махарадзе, А.В. Шевченко. – М.: АСТ: Астрель, 2009.
  • Кокс С., Дэвис С. Древний Египет от А до Я / Пер. с англ. А. Бушуева. – М.: АСТ МОСКВА, 2008.

[1] В комплекс «Коралловый замок» входят сама двухэтажная квадратная башня весом 243 тонны, различные строения, массивные стены, подземный бассейн с винтовой лестницей, каменная карта Флориды, грубо вытесанные кресла, стол в виде сердца, точные солнечные часы, каменные Марс и Сатурн, а также 30-ти тонный месяц, своим рогом точно указывающий на Полярную звезду, и многое другое. Все это расположено на площади более 40 гектаров. Построил замок латышский эмигрант Эдвард Лидскалнинш, приехавший в Америку после несчастной и безответной любви к некой 16-ти летней Агнесс Скаффс.

www.egypt-pyramids.info