История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Книга Теней. Викка Магия в теории и на практике. Боги древнего египта собек


Египетские боги | Риордан Вики

Некоторые египетские боги.

Египетские боги — первобытные божественные силы, которым поклонялись древние египтяне. Как и люди, они созданные субъекты, но более сильные. Они служат мостом между природным миром и миром людей. Через какое-то время, египтяне перестали поклоняться богам, и хоть они и продолжали молиться им и использовать их силы, маги учились сражаться с богами при надобности.

    Зная возраст богов, история египетской мифологии довольна долгая и сложная. В большинстве версий, первым вырвавшимся из хаоса богом был Ра, создавший первый массив земли из древнего океана и светящий Солнцем. Это дало начало появлению новых богов и живых существ, а Ра стал царем богов. Но появилась проблема, когда ребенку Геба и Нут было предсказано стать новым царем. Не смотря на то, что они сильно любили друг друга и хотели детей, Ра из страха запретил Нут иметь детей и любой день года. Но Нут нашла лазейку, создала пять Дней Демонов и родила Осириса, Гора, Изиду, Сета и Нефтиду.

    Боги могут принимать множество обликов. При использовании боевой магии или в Дуате они часто принимают вид человека с головой определенного животного. Могут принимать человеческую форму, а иногда и менять внешность своих хозяев. Также они могут принимать облик своих любимых животных и легко меняют форму в целом.

    У богов много различных способностей, которые зависят от сферы власти того или иного бога.

    • Общие силы включают бессмертие, магические силы, обостренные чувства и рефлексы и смену облика.
    • Боги сильно увеличивают способности своих хозяев, окрашивают их магию в свой цвет и оставляют часть своих сил и привычек даже после ухода. Также они остаются в мыслях бывших хозяев как эхо, что тоже оставляет магам некоторые новые способности.
    • Могут быть невосприимчивы к некоторым заклинаниям.
    • Боги магии, такие как Изида и Тот, полностью контролируя своих хозяев или находясь с ними в "идеальном союзе", могут создавать порталы даже в Дни Демонов. У Птаха, бога создания, есть такая же способность, он может создавать порталы даже при запрещающих заклинаниях.
    • Боги могут находиться в разных местах в одно и то же время. Даже находясь в Дуате, они следят за событиями в мире смертных и могут что-то сделать.
    • Могут избрать своим хозяином полубога, но это очень опасно и не очень эффективно.
    • Невосприимчивы к множеству видов атак.

    Ограничения и слабостиПравить

    • Чтобы появиться в мире людей на какое-то время, богам нужен хозяин. В противном случае их быстро перенесет обратно в Дуат. Исключениями являются Анубис, Бес и Тот, а также Геб и Нут, так как их хозяева — земля и небо.
    • Боги сильно слабеют при пересечении движущейся воды (рек). Исключения — Нефтида, Собек и Хнум, так как они речные боги.
    • Без хозяина они не должны долго общаться с людьми.
    • Богов можно изгнать в Дуат с помощь очень сильной магии, где они будут до тех пор, пока не наберутся сил. Это может занять года, десятилетия, века и даже тысячи лет. Но с некоторой помощью боги возрождаются гораздо быстрее.
    • Боги часто повторяют свое прошлое, что часто приводит к одним и тем же конфликтам.
    • Богов можно уничтожить с помощью экзекрации, уничтожив их шеут.
    • Если Ра пропадает, боги начинают медленно терять свои силы. Более того, если он уничтожен, то и все остальные боги будут уничтожены.

    Известные египетские богиПравить

    • Анубис: бог смерти, мумифицирования и похоронных обрядов.
    • Апофис: бог хаоса, тьмы и ночи, лорд Исфет.
    • Атум: бог первотворения.
    • Баби: бог бабуинов.
    • Баст: богиня кошек и Глаз Ра.
    • Бес: бог гномов.
    • Геб: бог земли.
    • Гор: соколиный бог войны, мести и фараонов.
    • Изида: богиня магии и материнства.
    • Мехит: малая львиная богиня войны.
    • Нейт: богиня охоты, мудрости, битвы и ткачества.
    • Нефертем: бог лечения, красоты и лотоса.
    • Нефтида: богиня рек и сна.
    • Нехбет: богиня стервятников.
    • Нут: богиня неба.
    • Онурис: бог войны.
    • Осирис: бог смерти и царства мертвых.
    • Птах: бог ремесел и создания.
    • Ра: бог солнца.
    • Серапис: греко-египетский бог подземного мира и плодородия.
    • Серкет: богиня скорпионов.
    • Сет: бог штормов и пустыни.
    • Сехмет/Хатор: Сехмет — львиноголовая богиня войны и в прошлом Глаз Ра. Ее альтернативная сторона, Хатор, является богиней любви, красоты и музыки.
    • Собек: бог воинов, силы, рек и крокодилов.
    • Таурт: богиня бегемотов и защитница беременных.
    • Тефнут: богиня воды.
    • Тот: бог креативности, знаний, ибисов и бабуинов.
    • Уаджет: царица кобр.
    • Хапи: бог Нила.
    • Хека: бог магии.
    • Хекет: богиня рождения и перерождения.
    • Хепри: бог утреннего солнца.
    • Хнум: бог плодородия, воды и порождения.
    • Хонсу: бог луны и времени.
    • Шезму: бог крови и вина.
    • Шу: бог ветра.

    В отличии от богов других пантеонов, египетские боги не имеют детей от смертных.

    Начать обсуждение Обсуждение статьи «Египетские боги»

    • Конец света по египетски...

      67 сообщений

      • От Max-88: почему такая уверенность Что в России могут происходить действа или нет? 2018-04-07T20:17:27Z

      • От AnnChase:От Anybisan:Мне чет лень все читать. Но у меня есть одна теория. Хронология … 2018-04-08T05:39:36Z

    ru.riordan.wikia.com

    Боги Древнего Египта — Страница 3 — Язычество

    Считается, что мужем Сешат был бог мудрости Тот. Сешат в египетской мифологии была богиней письма. Она покровительствовала письму. Для древних египтян письмо на папирусе было священным действом. Благодаря своей высокой популярности, культ Сешат был распространен по всему Египту. Эту богиню часто отождествляли с другими богинями. В Гермополе Великом богиня Сешат считалась также покровительницей зодчества и…

    Как гласит предания египетских мифологии, Кебексенуф являлся одним из сыновей бога Гора. Кебексенуф вместе с братьями Дуамутефом, Амсетом и Хапи на Северном небе били спутниками созвездия, которое ранее называли как «Бедра коровы». На сей день данное созвездие известно человечеству как «Большая медведица». У этих богов основная работа заключалась в том, чтобы защищать бога Осириса от…

    В греческой мифологии Психея олицетворяет дыхание, душу. В представлении древних греков душа умерших людей приобретала вид летящей птицы или бабочки. В царстве Аида души мертвых были изображены летящими — как фантомы и тени вылетали из крови жертв. Души мертвых людей олицетворяют вихрь из призраков, которые вьются вокруг Гекаты. Если вспомнить мифы о царевне Психее, так…

    Одним из самых древних божеств Египта является Бата. В мифологии он представлен как в мужском, так и в женском образе. У Бата и Анубиса центром культа является один город – Касса, поскольку они были братьями. Существует сказка под названием «Сказка о двух братьев», и в ней рассказывается следующее: Жили два обычных брата Бата и Анупу….

    В египетской мифологии богиня Уто была хранительницей фараонов и бога Ра. Богинь Верхнего и Нижного Египта, Нехбет и Уаджет, фараоны считали источником своей власти и верили, что их покровительство помогает им одерживать победу в войнах. На царских уборах обязательно присутствовало изображение одной из этих богинь. Богиня Уто изображалась в виде кобры либо женщины с головой…

    Если вспомнить все древние культуры, то практически у всех был символ, который значил мировой змей, в египетской мифологии так же существовал данный символ. Исходя от египетских традиций то пара змей, означали активное и пассивное состояние некого вещества так же и энергии в одной космической области. Функция, которая была в качестве темноты, называется Кук, что касается…

    Хатор была Богиней любви и неба, также считалась покровительницей материнства. Египтяне представляли её в образе небесной коровы, на рогах которой каждый день рождался солнечный диск. Её изображения можно встретить на папирусах: женщина с головой коровы. Супругом Хатор был Бог Гор, а отцом Бог Ра. Хатор почитали, как Богиню-львицу. По приданию, против немощного Бога Ра восстали…

    В древнем Египте Bennu была самой священной птицей. Она является аналогом феникса. В Египте её еще называли как Heliopolis. Ссылаясь на легенды, птица Bennu — это душа бога солнца, которого называют Ра. Данная птица получила свое название от слова «вебен», которое в переводе означает «сиять». Как гласит нам египетская легенда, птица Bennu рождена из огня,…

    Согласно древней египетской мифологии Бог Сопду считался защитником. Он защищал северо-восточные границы Древнего Египта от атаки агрессивных номадов и других врагов Египта. Многие полагают, что у бога Сопду семитское происхождение. Бог Сопду в египетской мифологии изображался как мужчина с длинными волосами и бородой, на голове которого было два пера. Иногда его изображали в образе птицы…

    Бог Ихи, известный также как Харсомтус или Айхи, в Древнем Египте считался богом музыки. Его изображали в образе мальчика с «локоном юности», держащего систр (музыкальный инструмент). По поверью Ихи был сыном богини Хаткор, покровительницы женственности, красоты, любви и неба. Историки полагают, что отцом Ихи мог быть один из египетских богов, таких как Гор, Ра или…

    pagandom.ru

    Боги древнего Египта | Книга Теней. Викка

    загрузка...

    Боги Древнего Египта

    книга тенейАкау - одно из имён Анубиса.

    Акер - бог земли и подземного мира. Изображается в виде двойного сфинкса. Страж ворот и помощник Ра в борьбе с Апопом. Не принадлежал к кругу великих богов. Не имел храмов и мест своего культа.

    Аммат - "Пожирательница", богиня-чудовище с телом гиппопотама, львиными лапами, львиной гривой и пастью крокодила. Съедала сердце человека, если Великая Эннеада выносила ему смертный приговор (после взвешивания сердца на "Весах истины").

    Амон, Амон-Ра - "Сокровенный" или "Незримый". Бог солнца. Центр культа - Фивы. Священный животные - баран, гусь и змея. В Др. Греции отождествлялся с Зевсом. Изображался в виде человека с бараньей головой в короне из высоких перьев, с телом голубого цвета.

    Анеф - имя древнего бога-змея Фив, чей культ слился с культом Амона.

    Анубис (греч.), Инпу (егип.) - бог бальзамирования, покровитель умерших и некрополей, один из судей царства мёртвых. Священные животные - шакалы и собаки. В Др. Греции отождествлялся с богом Кроносом.

    Анукис - богиня первого порога на Ниле и богиня ливней.

    Апис - священный бык, символ плодородия. Центр культа - Мемфис.

    Апоп - огромный змей, обитатель подземного царства, олицетворение мрака. Учавствовал в наказании осуждённых на суде Осириса. Изображался в виде огромного связанного змея, пронзённого ножами. Греки считали его братом Гелиоса.

    Ари-хес-нефер - боги-львы.

    Атум - бог вечернего солнца. Третье имя Ра. "Полный", "Совершенный".

    Астарта - сирийско-палестинская богиня. В Египте она - богиня-воительница, дочь Ра, вместе с Анат покровительница боевых колесниц. В Мемфисе ей и её супругу Ваалу был посвящён храм.

    Ба-неб-Татту - "баран Властитель Татту" - ещё одно имя Осириса. Его изображали с головой барана, между рогами которого находилась змея.

    Баст - богиня-кошка. Изображалась в виде кошки или в виде женщины с головой кошки, обычно в зелёных одеждах. Реже можно встретить изображения Баст с львиной головой.

    Бену - священная птица в Гелиополе, прообраз Феникса, изображался в виде цапли. Считали, что птица Бену появилась в начале творения и летал над водами Нуна - хаоса (первозданные воды). Не был никем сотворён. Отождествлялся с Ра, позже с душой Осириса.

    Бес, Бэс - бог-карлик, шут богов, охранял дома простых людей.

    Бефен - один из 7 скорпионов, сопровождавших Исиду в бегах от Сета.

    Боги Близнецы - так называли Ра и Гора.

    Богини Самаит - так называли Исиду и Нефтиду.

    Божества Тешеру - алое зарево на закате и восходе.

    Ваал - сирийско-палестинский бог, отождествляемый с Сетом.

    Великая Девятка богов (Великая Эннеада) - в Гелиополе в неё входили 9 богов: Ра, Шу, Тефнут, Геб, Нут, Осирис, Сет, Исида и Нефтида. После смерти Осириса и Сета в Великой Эннеаде 11 богов: Ра, Шу, Тефнут, Геб, Исида, Нефтида, Гор Великий и Гор - сын Исиды, а также Ху и Сиа.

    Веннофре - одно из имён Осириса, переводится как "прекрасный".

    Геб, Сибу - "Земля". Древний бог земли. Умерший входит в его врата на пути в Загробное Царство. Изображали в виде человека со знаками царской власти или с головой змеи, с птицей на голове (уткой). Муж богини Нут.

    Гор, Хор - бог солнца, изображался в образе сокола или солнечного диска с соколиными крыльями. В мифологии Др. Египта Гор - бог неба, где солнце и луна - его глаза. Являлся покровителем власти фараонов. Считалось, что Хароерис (Гор старший или Великий Гор, Гор Бахдетский) - изначальный бог, от которого произошли затем другие ипостаси Гора, наиболее известными из них: Харпократ (Гор - сын Исиды), Хорахте (Гор - обитающий на горизонте), Харсолит (Гор - объединитель Обоих Земель). В Др. Греции отождествлялся с Аполлоном.

    Дуамутеф - один из 4 сыновей Гора, отвечал за восточную сторону света.

    Иани - эпитет Тота.

    Имахуэманх - демон, предводитель свиты Осириса. Ему подчинялся другой демон, Джесертеп. Изображали с головой сокола с 2 ножами в руках.

    Имсети - один из сыновей Гора, отвечал за южную сторону света.

    Имхотеп - эпитет Нефертума.

    Исида (греч.), Асет (егип.) - жена и сестра Осириса, мать Гора, богиня плодородия, покровительница детей и матерей. С сестрой Нефтидой в облике соколицы и коршуна они оплакивали Осириса, в таком виде изображали их на саркофагах для их охраны. В Др. Греции Исиду отождествляли с Афиной, Селеной, Персефоной и Фетидой.

    Ихи - "играющий систрумом", сын Хатор и Гора.

    Камутеф - один из эпитетов Мина и Амона.

    Кебсенуф - один из 4 сыновей Гора, отвечал за западную сторону света.

    Кем-ур - одно из имён Осириса.

    Квебуи - бог - северный ветер, изображался с 4 бараньими головами.

    Маат - богиня законов и справедливого миропорядка, руководила явлениями в природе, следила за их выполнением, изображалась с пером в головном уборе.

    Малая Эннеада - состоит из 42 богов, перед которыми отчитывался умерший в загробном мире.

    Матет - один из 7 скорпионов, сопровождавших Исиду в бегах от Сета, один из 3 указующих путь скорпионов.

    Менкх - бог Милостивый.

    Менхет - жена Хнума после Небту.

    Мерт - богиня в виде маленькой женщины с букетом цветов на голове.

    Местет - один из 7 скорпионов, сопровождавших Исиду в бегах от Сета.

    Местетеф - один из 7 скорпионов, сопровождавших Исиду в бегах от Сета.

    Месхент - добрая богиня-покровительница, встречает человека при его появлении на свет, её муж - бог Шаи. С мужем она следила за человеком всю жизнь и рассказывала о нём на Загробном Суде перед Великой Эннеадой. Изображалась в виде молодой женщины в головном уборе из разноцветных перьев в сопровождении мохнатых уродцев - карликов Бэсов и богини Таурт - самки бегемота с человеческими волосами и зубами крокодила.

    Мехен - "Тот, кто окружает" - великий змей, служил Ра.

    Митос, Макес - божество с львиной головой, сын Баст.

    Мут - богиня войны, жена Амон-Ра.

    Небту - жена Хнума.

    Нейт - "Устрашающая" - богиня-воительница. Изображалась в виде женщины с короной Нижнего Египта, с луком и стрелами. Её символ - 2 стрелы и щит. Отождествлялась в Др. Греции с Афиной. Нейт и Селкет были богинями-покровительницами брачного союза.

    Непри - бог зерна, чей праздник отмечали в 1 день сбора урожая. Непри - "Тот, кто живёт после смерти" помогал умершим выйти из гробниц, чтобы они могли отправиться в царство мёртвых, кормил их и поил вином. Изображался в виде змеи или в виде мужчины, покрытого колосьями.

    Нети - бог двойной красной короны.

    Нефертум - бог, олицетворявший первозданный лотос, бог благовоний и цветов. Изображали в виде младенца на цветке лотоса или в виде человека с короной в виде розового лотоса, из которого выходили 2 пера, а по бокам спускались 2 украшения "менат". Также можно встретить изображения Нефертума в виде человека с львиной головой.

    Нефтида - "Владычица Дома", сестра Исиды, жена Сета. В Др. Греции отождествлялась с Афродитой и с Никой.

    Нехебкау - демон подземного царства, привратник у ворот подземного царства. Изображался в виде человека со змеиной головой.

    Нехет - богиня вечности.

    Нун - водное божество, хаос, из которого возник первый бог - Ра.

    Нут - "Небо" - богиня неба, изображалась в виде женщины, перегнувшейся дугой через всё небо и опирающейся на землю кончиками пальцев рук и ног. Утром она рожала солнце, чтобы вечером его проглотить. Звёзды - её дети. Можно встретить также изображения богини Нут в виде женщины с распростёртыми руками-крыльями и с иероглифами её имени на голове.

    Осирис (греч.), Инхар (егип.) - бог Загробного Мира, судья в царстве мёртвых, бог природы. Символ - столб Джед. Изображался в облике человека, чьё тело перевито бинтами, как у мумии, а лицо зелёного цвета. На голове короне с перьями - корона Атеф или с короной из стеблей папируса. Перед его престолом были цветы лотоса, а рядом сикомора.

    Петет - один из 7 скорпионов, сопровождавших Исиду в бегах от Сета, один из 3 указующих путь скорпионов.

    Пта, Птах - в Мемфисе бог-творец и глава всех богов, покровитель искусств и ремёсел. Ипостаси Пта: Пта на своём троне, Пта-Нун, создавший Атума, Пта-Наунет, родившая Атума, Пта - сердце и язык Эннеады. Есть ещё 4 неизвестных ипостаси.

    Пехет - "богиня Септа" (т.е. Сириуса). Изображалась с кошачьей головой.

    Ра - бог солнца, создатель богов и людей. Изображался человеком с головой сокола или с головой овна, или в виде сокола, или в виде головы овна со светящимся нимбом. С Ра отождествляли множество богов: Амон-Ра, Монту-Ра, Себек-Ра, Хнум-Ра.

    Рат - женская форма Ра.

    Рененутет - богиня урожая, изображалась в виде змеи с крыльями.

    Ренпет - богиня ростков и роста.

    Сатис - богиня - покровительница охотников, богиня-лучница.

    Себек, Собек - бог-крокодил, владыка тьмы, властвует над водой. Изображали в виде крокодила с короной или в виде человека с головой крокодила.

    Секер - одно из имён Осириса, как бога, который был "закрыт" или "замкнут" в своём саркофаге.

    Сеп, Сепа - бог в обличии ядовитой многоножки, один из богов плодородия и разливов Нила, связан с загробным культом. Есть предположения, что это ещё один облик Осириса.

    Сет, Сетх, Сутех (егип.), Тифон (греч.) - бог пустыни и грозы, злое начало. Изображался с ослиной головой или в виде гиппопотама. Был покровителем царской власти, но относительно недолго.

    Серкет, Селкис - богиня-скорпион, жена бога Гора, дочь Ра, "древнеегипетская Немезида".

    Сешат - богиня письма и счёта, покровительница строительства, считалась сестрой или дочерью Тота. Изображали в виде женщины со сложным головным убором: семиконечная звезда на полукруглой дуге с двумя перьями наверху.

    Сохмет, Сехмет - "могучая", "обладающая силой и властью" - страшная богиня войны, богиня палящего солнечного жара, гнев её приносил эпидемии и мор. Священное животное - львица. Изображалась в виде львицы или в виде женщины с львиной головой. Обычно её одеяния были красного цвета.

    Таит - богиня ткачества, чьи погребальные пелены должны были защищать покойного от опастностей.

    Тауэрт - богиня в облике самки гиппопотама, покровительница беременных.

    Тефнут - богиня влаги, супруга бога Шу, дочь Ра. Тефнут во гневе - это Сохмет, а в радости - Хатхор.

    Тефен - один из 7 скорпионов, сопровождавших Исиду в бегах от Сета.

    Тот (греч.), Джехути (егип.) - бог мудрости, счёта и письма. Священные животные - павиан и ибис. Тота изображали в виде человека с головой ибиса или в виде павиана. Считался владыкой луны, покровителем всех наук. Был судьёй в загробном мире.

    Уннефер - эпитет Осириса, отсюда произошло имя Онуфрий.

    Уппуат - "исследователь дорог" - бог-волк, привратник подземного царства.

    Урей - дочь Ра, богиня-змея, покровительница царской власти.

    Усерт - ипостась Хатор в Фивах как покровительницы драгоценных металлов и их месторождений.

    Хаммемет - небесные существа, которые либо были мужчинами и женщинами, либо могли в них превращаться.

    Хапи - древнеегипетское имя Нила, бог животворящих сил реки, которая берёт своё начало из океана Нуна. Разлив - приход Хапи. Хапи регулировал уровень воды в пещере недалеко от города Асуана. Изображали Хапи мужчиной с женской грудью (символ того, что Нил является кормилицем), с повязкой рыбака на бёдрах и пучком камыша на голове. В изображениях Хапи преобладали зелёные и голубые цвета. Хапи - один из сыновей Гора, и в этой ипостаси изображался в виде человека с головой павиана, он овечал за северную сторону света.

    Хармакис - божественное имя Сфинкса.

    Харсиес - Хор-сын-Исиды.

    Харур - Хор старший, брат Осириса и Сета.

    Хатхор, Хатор - "Дом Хора" - богиня неба, любви, веселья, пляски. Священное животное - корова. Изображалась в виде женщины с коровьими рогами и солнечным диском между ними или в виде женщины с коровьей головой.

    Хекет - богиня-лягушка, "богиня, разрешающая от бремени". Изображалась в виде женщины с головой лягушки.

    Хенту - ещё одно имя Осириса.

    Хенхисесуи - бог - восточный ветер. Изображался с головой барана.

    Хепри - "Тот, кто возникает", "Тот, кого приводит к возникновению" - бог-скарабей, второе имя Ра, бог утреннего солнца.

    Хех - бог "миллионов лет".

    Хнум - бог плодородия, покровитель гончаров. Изображался в виде человека с бараньей головой или в виде барана.

    Хонсу - бог луны, сын Амона и Мут.

    Хутчаиси - бог - западный ветер. Изображался с головой змеи.

    Четет - один из 7 скорпионов, сопровождавших Исиду в бегах от Сета, один из 3 указующих путь скорпионов.

    Шату - бог резни.

    Шехбуи - бог - южный ветер изображался с головой льва.

    Шу - бог воздуха, его имя означало "пустота". Его изображали человеком с распростёртыми крыльями и символами жизни и воздуха. В загробном мире обеспечивал умерших воздухом.

    magic-black.ru

    Божества Древнего Египта - Мои статьи - Каталог статей

    Божества Древнего Египта

     

     

    А) В Новом царстве быстро происходит слияние культов Амона и Ра, возникает божество Амон-Ра; в то же время продолжают существовать культы Ра и Амона как "самостоятельных" ипостасей. Амон(-Ра) объявляется творцом мира, он - отец отцов и всех богов, поднявший небо и утвердивший землю <...> образ единственный, создавший всё сущее. В Древнейших космогонических мифах он отныне выступает как главный персонаж, при этом разные космогонии часто сливаются воедино: вышли люди из (слёз) его глаз, стали боги из его уст (т. е, были сотворены его Словом), - говорится в гимне. Он - самый могущественный бог, царь над всеми богами, владыка мира, отец и покровитель фараонов.

     

    А) Амон-Ра - В начале XII династии Амон вытеснил культ верховного бога Монту. Вскоре Бога Амона начали отожествлять с Ра (богом солнца) и его начали обожествлять все египтяне; в то же время продолжают существовать культы Ра и Амона как "самостоятельных" ипостасей. Первым царем Египта, «царем богов», «царем обеих земель», был признан именно этот Бог. Правитель Египта (фараон) провозглашался сыном Амона-Ра.

     Амон — имеет облик человека с высокой короной из перьев на голове. В левой руке он держит царский скипетр «УАС» — символ вечного спокойствия (этот знак исключительная принадлежность фараонов фиванских династий). В правой руке у Амона — ключ — символ вечной жизни. Главный и могущественнейший из богов (Амон-Ра). Особенно почитался в Фивах, где ему посвящено несколько огромных храмов (Карнак и др.). Первоначально считался богом ветра — «его голос слышат не созерцая его», «ни одна вещь не является внутри пустой — он, Амон, в ней» — выражения его всеобщего присутствия. Перья на голове — символ ветра. Гуси и бараны приносятся ему в жертву как священные животные. Амон являлся мужем богини Мут и отцом Хонса. Царствующий фараон в народном поверьи считался сыном Амона. Амон-Ра стал богом солнца, странствующим в ладье по небосклону, создателем богов и людей. Изображался в виде сокола или человека с головой сокола в двойной короне Нижнего и Верхнего Египта и с другими атрибутами царской власти. Иногда изображался человек с головой овна или просто голова овна, окруженная светящимся нимбом. С Ра отождествляли множество богов, давая им имена: Амон-Ра, Монту-Ра, Себек-Ра, Хнум-Ра и другие. Его часто называли Ра-Амон-Хепри, объединяя имена утреннего, заходящего и светящего днем солнца.

    Имя Ра являлось составной частью имени фараона, так как они носили титул сыновей Ра. Когда столицей был город Гелиополь, где почитали Ра, он считался царем всех богов.

     

    Б) Собек (Себек)- бог-крокодил. Крокодил, живущий в воде, приобрел большое значение, так как считалось, что он властвует над водой, которая так ценилась в Египте. Его изображали или в виде крокодила с короной на голове, или в виде человека с головой крокодила Первоначально являлся местным бог нома Ком-Омбо. Изображался с головой крокодила и пышной сложной короной. Предполагалось, что египтяне поклонялись крокодилу как провозвестнику наводнений, так как это животное при первой прибыли воды начинало спускаться вниз по течению.

     

    В) Нут – богиня неба, дочь Шу и Тефнут, сестра и жена бога земли Геба. Нут родила - Осириса (егип. Усир(е)), Хора, Сета (егип. Сутёх), Исиду (егип. Исет) и Нефтиду (егип. Небтот, Небетхет). Атум, Шу, Тефнут, Геб, Нут, Нефтида, Сет, Исида и Осирис составляют Великую Гелиопольскую Эннеаду, или Великую Девятку богов. Богиня Нут не имела культовых центров, но принимала участие в большом количестве мифических обрядов.

     

    Г) Тауэрт –  в египетской мифологии богиня плодородия и деторождения, изображалась в виде стоящей самки гиппопотама, иногда с головой львицы. Тауэрт оказывала покровительство умершему в загробном мире. Гиппопотам был обожествлен в северо-западной Дельте, в номе Папремис, а также в Фаюме и Оксиринхе. В Оксиринхе был храм богини Таурет, изображавшейся в виде гиппопотама. Этой богине поклонялись и в других местах, например в Фивах.

     

    http://oldegypt.info/article-preview-27.html

     

    Д) Тот – Священная птица ибис символизировала Тота – бога науки и магии, изобретателя астрономии, медицины и геометрии, автора «Книги мертвых». Предсказывает фараоновым матерям рождение их божественных детей. Присутствует при суде Осириса в загробном мире. Тот также служил небесным летописцем и покровителем Луны (календарь составлялся на основе лунных фаз). Изображался в виде ибиса или человека с головой ибиса, увенчанной лунным диском (реже с головой Павиана). Примерно соответствует греческому Гермесу.

    Е) Анубис. Его рельефы присутствуют во всех гробницах — он стережет их вход. Картина культа собачьих в Египте необычайно богата и многообразна. Греки пытались различать местного бога города Ассиута, которого египтяне звали Упуаут (букв. "открыватель путей", подразумевается - в потусторонний мир), и бога мертвых Анубиса. Они называли Ассиут Lyсopolis (Волкоград), а другие места культа собачьих - Kynopolis (Собакоград). Египтяне, никогда не отличавшиеся точностью в своих зоологических определениях, называли ассиутского бога "верхнеегипетским шакалом". В египетской иконографии этих богов надо отметить следующее различие: Упуаут стоит на особой подставке, тогда как Анубис лежит на брюхе с поднятой головой (как и подобный ему собачеголовый бог из Абидоса - Хен-тиментиу). Изображения богов окрашивались в черный цвет. Такая окраска никак не связана с тем, что Упуаут, Анубис, Хентиментиу - умершие боги, и объясняется исключительно редкостью черной масти этих животных в Египте. Наиболее популярным был бог Анубис, защитник и покровитель умерших. Его культ процветал в ряде мест Верхнего и Нижнего Египта, в особенности в Кинополе.

    Ж) Хнум- бог в облике барана или человека с бараньей головой, почитавшийся во многих местах Египта как бог плодородия, покровитель гончаров; согласно мифу, он вылепил из глины на гончарном круге первого человека. Часто изображался вместе с гончарным кругом, на котором он создает человека. Также являлся покровителем Нильских вод. В Асуане (на острове Элефантин) был специально посвященный ему храм и некрополь баранов — священных животных этого бога, которым поклонялись.

     

    З) Харпократес - Ипостась Хора

    Харпократ (егип. Хор-па-херед - "Хор-младенец") - мальчик с "локоном юности" на правом виске. Он ещё слаб, ему не по силам биться с могущественными врагами и прежде всего с Сетом; Харпократ ещё сам нуждается в защите. Поэтому мать Исида защищает его своими крылами. Но этого недостаточно! Харпократа должны защищать и люди - так приказал бог Тот. И под их опекой младенец станет великим властелином Египта. Он уже сейчас носит Объединённую корону Обеих Земель - "Пшент".

    Другая ипостась Хора – Харсиес (егип. Хор-са-Исет - "Хор - сын Исиды") младше Харпократа. Он ещё сосет грудь матери, не умеет говорить и не знает о своём великом предназначении.   

        Не следует путать Гора - сына Исиды с Гором Старшим - сыном Нут, рожденным во второй день перед Новым годом (после Осириса), - хотя египтяне часто объединяли этих богов, считая Гора Младшего воплощением Гора Старшего. Обычно, в современной литературе, когда речь идет именно о Горе-младенце, то его называют Хароерис или греческим именем – Гарпократ (Харпократес). Гор (Хор, Хорус)) — бог восходящего солнца — один из старейших и виднейших богов. Изображался в виде человека с соколиной головой в объединенной короне Верхнего и Нижнего Египта. Почитался в нескольких формах. В Гелиополисе в соединении с Ре известен как Ре-Харахете, как сын Изиды назывался Харпократис, как мститель за своего отца Осириса (см. легенду о Осирисе) — как Харандотус и т.п. Играл видную роль во всех официальных церемониях фараона. Особенно почитался в Эдфу, где ему построен великолепный храм. От эпохи Птолемеев сохранился Хароериса (локального варианта бога Хора) в Ком-Омбо.

    Литература отождествляет фараона с Гором — правит он землею так, как бог правит небом, фараон является тем, который находится под .покровительством Двух богинь, охраняющих его власть, является владыкой Верхнего и Нижнего Египта, Золотым Гором, а также Гором — победителем бога Сета. Фараон, как наследник создателя и владыки мира (в конце Древнего царства), обладает властью над целым космосом. Именно этот монументальный аспект древнеегипетской власти выражается в статуях фараонов раннего периода, и прежде всего в величайшем шедевре среди них — пирамиде Хефрена. Властный, невозмутимый, с глазами, устремленными в далекий горизонт, где царствует его отец Ра, фараон собственной особой сохраняет равновесие мира, которому каждый момент грозит возврат хаоса.   Благополучие страны обусловлено наличием фараона. В фараоне «воплощались здоровье и зрелость» народа. Благодаря фараону Египет находился в том счастливом положении, что в любом аспекте, идет ли речь о природе или о деятельности человека, господствует регулярность и порядок.

    И) Осирис — одно из главных божеств Египта. Его имя «Ус-Ири», что в иероглифах значит «строит глаз», т.е. «занимающий трон». Сын Времени и Необъятности небесной, Осирис был братом и мужем Изиды (душа которой пребывает на звезде Сириус). Бог добра, он дал Египту законы, научил его земледелию, строительному искусству, семейным и гражданским добродетелям и справедливости. Он был властителем Большого Нила (Нила в паводок). Позднее к Осирису пришла власть от Геба и он был объявлен четвертым египетским царем.  После того как брат Осириса, злой Сет убил его, а благодаря силе своей любви Изида воскресила Осириса, он становится главным судьей в загробном мире. Изображался в нескольких видах. В короне из перьев с опахалами, атрибутами царской власти в руках: в правой руке — кнут — отличительный знак Осириса (который в руках фараона становится эмблемой управления и покровительства, а не наказания), в левой — жезл — второй отличительный знак Осириса — символ правления, попечения, сдерживания (это отголосок пастушечьей жизни — посоха пастуха). В другом виде Осирис изображается с царским скипетром (Уасом) — символом вечного спокойствия.

    Культ Осириса нашел признание у греков. Наиболее значительный храм Осириса в Абидосе, где, по преданию, есть его могила (там похоронена голова Осириса), есть могила Осириса и в Асуане на острове Бигэ.

    К) Бастет - Кошка для египтян являлась земным воплощением Бастет – богини солнечного тепла, радости и плодородия, защитницы беременных женщин и детей, хранительницы домашнего очага и урожая. Бастет, олицетворявшая такие качества как изящество, красота, ловкость и ласковость, считается египетским аналогом Афродиты и Артемиды. Ее скульптурные и живописные изображения использовались для защиты дома от злых духов. Из Геродота (II, 66-67) мы узнаем, что смерть кошки в каком-либо доме отмечалась специальным по ней трауром всех жильцов. Умерших кошек перевозят в священные помещения, бальзамируют и хоронят в Бубасте. В римское время убийство кошки рассматривалось как тягчайшее преступление. Виновного ждала смерть. Диодор (I, 83) рассказывает следующее: "Один римлянин убил кошку, и сбежалась толпа к дому виновного, но ни посланные царем для уговоров власти, ни общий страх, внушаемый Римом, не мог освободить от мести человека, хотя он и совершил это нечаянно". Очень интересно отметить, что еще в XIX в. н.э. в Верхнем Египте было распространено поверье, что в кошек вселяются духи джинна.  Начало расцвета культа богини города Бубаст-Бастет ко времени XXII (ливийской) династии. Хотя культ кошки, несомненно, существовал и раньше: древнейшее захоронение кошки датируется концом XVIII династии: сохранился кошачий гроб, сооруженный по приказу верховного жреца Мемфиса - Тутмоса.

    Источники изучения Древнего Египта отличаются неполнотой и несистематичностъю изложения, в основном, это разнообразные религиозные тексты. Египетская мифология стала формироваться в VI — VI тысячелетиях до н.э., когда в каждой области (номе) складывался, свой пантеон местных богов. В результате общий пантеон египетских богов получился очень большим, а их культ восходит к первобытным временам, когда поклонялись Тотему - зверю-покровителю племени. Именно поэтому многие боги египтян зверолики. Пережитки тотемизма встречаются и у других народов Древнего Востока (и не только. Так, например, у древних греков нарядус антропоморфмными олимпийскими божествами сохранялись кентавры, полузмей – получеловек Кекроп, строитель Афин, звероподобный Пан), но в долине Нила они были распространены более широко. Впоследствии из бесчисленного множества богов были «выдвинуты» главные, среди которых первое место занял бог солнца Ра. Культ солнца полностью установился при V династии, когда сыновья главной жрицы Ра стали фараонами. Фараону поклонялись как богу, и, кроме того, он был для своих подданных воплощением любого местного бога. В Среднем Царстве распространился культ Амона. С середины III века до н.э. главным богом стал Осирис. Важнейшей частью религии Древнего Египта являлись представления о загробном мире: египтяне верили, что смерть - лишь граница, отделяющая одну жизнь от другой. Считалось, что умершие переселяются, в загробное царство, предварительно представ перед судом Осириса, который мог и не пустить их, если умерший вел на земле неправедную жизнь. Египтяне считали, что души умерших, допущенные в загробное царство, странствуют по небу или появляются на земле, «вмешиваясь» в жизнь своих родственников. Во многих городах были некрополи, города мертвых, самый большой из которых находится на левом берегу Нила в Фивах. При XVIII династии жрецы постарались привести пантеон многочисленных богов в стройную систему: большинство богов стали считаться, родителями, детьми или родственниками друг друга.

    uchltel-lstoria.ucoz.org

    Боги Египта - Западные боги - Боги

    «На вершине божественного египетского пантеона, - говорит Мариэтт, известный французский египтолог, - восседает бог единый, бессмертный, несотворенный, невидимый и скрытый для обыкновенных смертных в глубине его сущности. Он - творец, неба и земли, он сотворил все, что существует, и ничто не сотворено без него. Это бог, существующий исключительно для посвященных в таинство святилища». Новейшие открытия египтологии подтвердили эти предположения. Но вне святилища бог принимает тысячу образов, самых разнообразных, потому что его собственные атрибуты, воплощенные, являются для непосвященной толпы видимыми богами, которых искусство воспроизводит и как бы размножает в бесчисленных образах, разнообразных до бесконечности. Все разнообразные формы, которые египетские боги принимают в изображениях художников, могут быть объяснены различными условиями страны и верований. Религия египетская была собранием различных культов, которые подвергались в продолжение многих веков многочисленным изменениям. Народы всевозможных рас сошлись в долине Нила, и каждый внес в религиозные верования отпечаток своего общего характера и ума, философского или суеверного. Восток был и есть страна мечтателей и великих основателей религиозных систем. Африка же есть страна фетишизма и чистого идолопоклонства. А египтяне приняли за действительный их вид те заимствованные ими формы, под которыми они их увидали впервые. Когда же греки захотели посредством искусства изобразить египетских богов, то они их совершено преобразили, отняв у них их животный характер, который казался грекам чем-то постыдным для богов. Итак, над этими бесчисленными божествами различных форм находится один высший бог, которому поклоняются под различными именами сообразно с местностью. Этот бог, которого все священные мифы называют "единым действительно живущим существом”, породил всех низших богов. И этот бог, не имеющий ни конца, ни начала, воплощает в себе и мужские образы, и женский, играющий роль матери, которая остается вечной девственницей, потому что сын у нее зарождается сам собой. Все известные нам египетские божества важно разделить на божества общеегипетские, упоминаемые в мифологических и иных текстах (к ним относятся божества космические, как Нут - богиня неба, Нун - бог первозданного океана, Хапи - бог Нила и т. д., божества, олицетворяющие абстрактные понятия, например Маат - богиня мирового порядка, Сиа - бог разума и познания, Ху - бог творческого слова и т. д.), и божества локальные, связанные с определенной местностью. Египетская мифология не представляет правильной определенной системы, обнимающей в своих мифах землю и небо. Египетская религия, как и само царство, была не что иное, как собрание местных культов, а потому в ней встречается повторение одних и тех же идей, воплощенных в различные типы и со значительными вариантами. Но бесчисленное количество богов, которым поклонялись египтяне, не могло совершенно изгладить в них понятие о высшем и едином божестве, которое, каким бы именем его ни называли, священные мифы определяют повсюду одними и теми же выражениями, не оставляющими ни малейшего сомнения в том, что оно есть именно это высшее и единое существо. Родоначальником всего живого и божественного в египетской религии считается бог Атум. Согласно легенде он появился из хаоса. Затем он создал первую божественную пару бога Шу и богиню Тефнут. Шу - бог, олицетворяющий пространство между небом и землей, разделяющий небо и землю. Тефнут - женское дополнение Шу. Эта пара родила бога Геба и богиню Нут. Геб - это бог Земли, или по сути сама Земля. Нут - богиня Неба, или также само Небо. По представлению древних египтян вверху находится Нут, внизу Геб, а между ними Шу и Тефнут. От Геба и Нут произошли две пары - Осирис и Исида, Сетх и Нефтида.

    Боги - Бог Амон Амон ("сокрытый", "потаенный"), в египетской мифологии бог солнца. Священное животное Амона — баран и гусь (оба - символы мудрости). Бога изображали в виде человека (иногда с головой барана), со скипетром и в короне, с двумя высокими перьями и солнечным диском. Культ Амона зародился в Фивах, а затем распространился по всему Египту. Жена Амона, богиня неба Мут, и сын, бог луны Хонсу, составляли вместе с ним фиванскую триаду. Во времена Среднего царства Амон стал именоваться Амоном-Ра, поскольку культы двух божеств соединились, приобретя государственный характер. Позднее Амон приобрел статус любимого и особо почитаемого бога фараонов, и во времена Восемнадцатой Династии фараонов был объявлен главой египетских богов. Амон-Ра даровал победы фараону и считался его отцом. Амон почитался и как мудрый, всеведущий бог, "царь всех богов", небесный заступник, защитник угнетенных ("везир для бедных"). - Бог Анубис Анубис, в египетской мифологии бог - покровитель мертвых, сын бога растительности Осириса и Нефтиды, сестры Исиды. Новорожденного Анубиса Нефтида прятала от своего супруга Сета в болотах дельты Нила. Богиня-мать Исида нашла юного бога и воспитала его. Позднее, когда Сет убил Осириса, Анубис, организуя погребение умершего бога, завернул его тело в ткани, пропитанные особым составом, сделав таким образом первую мумию. Поэтому Анубиса считают создателем погребальных обрядов и называют богом бальзамирования. Анубис также помогал судить умерших и сопровождал праведных к трону Осириса. Анубиса изображали в виде шакала или дикой собаки Саб черного цвета (или человека с головой шакала или собаки). Центр культа Анубиса – город 17-го нома Каса (греч. Кинополь - «собачий город»). - Бог Апис Апис, в египетской мифологии бог плодородия в облике быка с солнечным диском. Центром культа Аписа был Мемфис. Аписа считали Ба (душой) бога Птаха, покровителя Мемфиса, а также бога солнца Ра. Живым воплощением бога являлся черный бык с особыми белыми отметинами. Египтяне верили, что ритуальный бег священного быка оплодотворяет поля. Апис был связан с культом мертвых и считался быком Осириса. На саркофагах часто изображали бегущего Аписа с мумией на спине. При Птолемеях произошло полное слияние Аписа и Осириса в едином божестве Сераписе. Для содерхания священных быков в Мемфисе, недалеко от храма Птаха, был посторен специальный Апейон. Корова, родившая Аписа, тоже почиталась и содержалась в особом здании. В случае смерти быка вся страна погружалась в траур, а его погребение и выбор преемника считались важным государственным делом. Аписа бальзамировали и хоронили по особому ритуалу в специальном склепе Серапениуме близ Мемфиса. - Бог Атон Атон ("диск солнца"), в египетской мифологии бог - олицетворение солнечного диска. Расцвет культа этого бога относится ко времени царствования Аменхотепа IV (1368 — 1351 гг. до н. э.). В начале его правления Атон выступал как воплощение всех главных богов солнца. Затем Аменхотеп IV объявил Атона единым богом всего Египта, запретив поклонение другим богам. Он изменил свое имя Аменхотеп ("Амон доволен") на Эхнатон ("угодный Атону" или "полезный Атону"). Верховным жрецом бога стал сам фараон, считавший себя его сыном. Атон изображался в виде солнечного диска с лучами, которые заканчивались кистями рук, держащими знак жизни анх, символ того, что жизнь людям, животным и растениям дана Атоном. Считалось, что бог-солнце присутствует в каждом предмете и живом существе. Атон изображался в виде солнечного диска, лучи которого заканчиваются раскрытыми ладонями. - Бог Баал Баал, Балу ("хозяин", "владыка"), в западносемитской мифологии одно из самых употребительных прозвищ разных богов. Наибольшим распространением пользовался культ Балу — бога бури, грома, молний, дождя, связанного с дождем плодородия. Балу — сын Илу и Асират, владычицы сущего. Мифы упоминают и трех дочерей бога: Падарай ("питательница"), Талай ("росная") и Арцай ("земля"). Сестрой и возлюбленной Балу считалась Анат, богиня охоты и битвы. Владыка земли и плодородия, Балу предстает как умирающий и воскресающий бог, чей главный враг — бог смерти и подземного мира Муту. Балу погиб, признав над собой власть Муту. Анат потребовала у бога смерти возвращения мужа, а получив отказ, уничтожила Муту, разрубила, размолола и сожгла его тело, а пепел рассеяла по полю. Балу, однако, воскрес и вернул себе власть. Схватка богов постоянно возобновлялась; гибель Балу вызывала увядание и засуху, а воскрешение влекло за собой расцвет природы. Балу боролся и с богом морской стихии Йамму, который требовал, чтобы Балу стал его рабом. Однако победа осталась за богом бури, грома и молний. В египетской мифологии Баалу соответствует Сет - Бог Геб Геб, в египетской мифологии бог земли, сын бога воздуха Шу и богини влаги Тефнут. Геб поссорился со своей сестрой и женой Нут ("небом"), поскольку она ежедневно поедала своих детей — небесные светила, а затем вновь рождала их. Шу разъединил супругов. Геба он оствил внизу, а Нут поднял вверх. Детьми Геба были Осирис, Сет, Исида, Нефтида. Душа (Ба) Геба воплощалась в боге плодородия Хнуме. Древние верили, что Геб добр: он охраняет живых и умерших от живущих в земле змей, на нем растут нужные людям растения, вот почему его иногда изображали с зеленым лицом. Геб был связан с подземным царством мертвых, а его титул "князь князей" давал ему право считаться правителем Египта. Наследник Геба — Осирис, от него трон перешел к Гору, а преемниками и служителями Гора считались фараоны, которые рассматривали свою власть, как данную богами. - Бог Гор Гор, Хор ("высота", "небо"), в египетской мифологии бог неба и солнца в облике сокола, человека с головой сокола или крылатого солнца, сын богини плодородия Исиды и Осириса, бога производительных сил. Его символ — солнечный диск с распростертыми крыльями. Первоначально бог-сокол почитался как хищный бог охоты, когтями впивающийся в добычу. Согласно мифу, Исида зачала Гора от мертвого Осириса, коварно убитого грозным богом пустыни Сетом, его братом. Удалившись в глубь болотистой дельты Нила, Исида родила и воспитала сына, который возмужав, в споре с Сетом добивается признания себя единственным наследником Осириса. В битве с Сетом, убийцей своего отца, Гор сначала терпит поражение - Сет вырвал у него глаз, чудесное Око, однако затем Гор одолел Сета и лишил его мужского начала. В знак подчинения он положил Сету на голову сандалию Осириса. Свое чудесное Око Гор дал проглотить отцу, и тот ожил. Воскресший Осирис передал свой трон в Египте Гору, а сам стал царем загробного мира. - Бог Мин Мин, в египетской мифологии бог плодородия, "производитель урожаев", которого изображали со стоящим фаллосом и поднятой плетью в правой руке, а также в короне, украшенной двумя длинными перьями. Полагают, что первоначально Мин почитался как бог-создатель, но в античные времена ему стали поклоняться как богу дорог и защитнику странствующих через пустыню. Мин также считался защитником урожая. Главный праздник в его честь назывался Праздник ступеней. Сидя на своей ступени, бог принимал первый сноп, срезанный самим фараоном. Мин, как "владыка пустынь”, также являлся покровителем иностранцев; покровитель Коптоса. Мин покровительствовал размножению скота, поэтому почитался также как бог скотоводства. - Бог Нун Нун, в египетской мифологии воплощение водной стихии, которая существовала на заре времен и заключала в себе жизненную силу. В образе Нун слиты представления о воде как о реке, море, дожде и т. д. Нун и его жена Наунет, олицетворяющая небо, по которому солнце плавает ночью, являлись первой парой богов, от них произошли все боги: Атум, Хапи, Хнум, а также Хепри и другие. Считалось, что Нун возглавляет совет богов, где богине-львице Хатхор-Сехмет поручено покарать людей, замысливших зло против солнечного бога Ра. - Бог Осирис Осирис, в египетской мифологии бог производительных сил природы, владыка загробного мира, судья в царстве мертвых. Осирис был старшим сыном бога земли Геба и богини неба Нут, братом и мужем Исиды. Он царствовал на земле после богов Pa, Шу и Геба и научил египтян земледелению, виноградарству и виноделию, добыче и обработке медной и золотой руды, врачебному искусству, строительству городов, учредил культ богов. Сет, его брат, злобный бог пустыни, решил погубить Осириса и изготовил саркофаг по мерке старшего брата. Устроив пир, он пригласил Осириса и объявил, что саркофаг будет подарен тому, кому придется впору. Когда Осирис лег в capкофаг, заговорщики захлопнули крышку, залили ее свинцом и бросили в воды Нила. Верная супруга Осириса, Исида, нашла тело мужа, извлекла чудесным образом скрытую в нем жизненную силу и зачала от мертвого Осириса сына, названного Гором. Когда Гор вырос, он отомстил Сету. Свое волшебное Око, вырванное Сетом в начале битвы, Гор дал проглотить мертвому отцу. Осирис ожил, но не захотел вернуться на землю, а, оставив трон Гору, стал царствовать и вершить суд в загробном мире. Обычно Осириса изображали человеком с зеленой кожей, сидящим среди деревьев, или с виноградной лозой, обвивающей его фигуру. Считалось, что, подобно всему растительному миру, Осирис ежегодно умирает и возрождается к новой жизни, но оплодотворяющая жизненная сила в нем сохраняется даже в мертвом. - Бог Птах Птах, в египетской мифологии бог-творец, покровитель искусств и ремесел, особо почитаемый в Мемфисе. Птах создал первых восемь богов (своих ипостасей — Птахов), мир и все в нем существующее (животных, растения, людей, города, храмы, ремесла, искусства и т. д.) "языком и сердцем". Задумав творение в своем сердце, он выражал свои мысли словами. Иногда Птаха называли отцом даже таких богов, как Ра и Осирис. Женой Птаха была богиня войны Сехмет, сыном — Нефертум, бог растительности. В греческой мифологии ему наиболее соответствует Гефест. Птах изображался в виде мумии с открытой головой, с жезлом, стоящем на иероглифе, означающем правду. - Бог Ра Ра, Ре, в египетской мифологии бог солнца, воплощенный в образе сокола, огромного кота или человека с соколиной головой, увенчанной солнечным диском. Ра, бог солнца, был отцом Уаджит, кобры Севера, защищающей фараона от палящих лучей солнца. Согласно мифу, днем благодетельный Ра, освещая землю, плывет по небесному Нилу в барке Манджет, вечером пересаживается в барку Месектет и в ней продолжает путь по подземному Нилу, а утром, одолев в еженощной битве змея Апопа, вновь появляется на горизонте. Ряд мифов о Ра связан с представлениями египтян о смене времен года. Весенний расцвет природы возвещал возвращение богини влаги Тефнут, огненным Оком сияющей на лбу Ра, и ее вступление в брак с Шу. Летний зной объяснялся гневом Ра на людей. Согласно мифу, когда Ра состарился, а люди перестали его почитать и даже "замыслили против него злые дела", Ра немедленно собрал совет богов во главе с Нуном (или Атумом), на котором было решено наказать род человеческий. Богиня Сехмет (Хатхор) в образе львицы убивала и пожирала людей до тех пор, пока ее хитростью не удалось напоить красным, как кровь, ячменным пивом. Опьянев, богиня уснула и забыла о мести, а Ра, провозгласив своим наместником на земле Геба, поднялся на спину небесной коровы и оттуда продолжал править миром. - Бог Собек Собек, Себек, в египетской мифологиии бог воды и разлива Нила, чьим священным животным являлся крокодил. Его изображали в виде крокодила либо в виде человека с головой крокодила. Центр его культа — город Хатнечер-Собек (греч. Крокодилополь), столица Фаюма. Считалось, что в озере, примыкавшем к главному святилищу Собека, содержался крокодил Петсухос, как живое воплощение бога. Почитатели Собека, искавшие его защиты, пили воду из озера и кормили крокодила деликатесами. Во II тысячелетии до н. э. многие цари называли себя Себекхотеп, т. е. "Себек доволен". Полагают, что древние воспринимали Себека как главное божество, дающее плодородие и изобилие, а также защитника людей и богов. Согласно некоторым мифам, бог зла Сет укрылся в теле Собека, чтобы избежать наказания за убийство Осириса. Собека иногда считают сыном Нейт, великой матери богов, богини войны, охоты, воды и моря, которой также приписывают рождение ужасного змея Апопа. - Бог Сет Сет, в египетской мифологии бог пустыни, т. е. "чужеземных стран", олицетворение злого начала, брат и убийца Осириса, один из четырех детей бога земли Геба и Нут, богини неба. Священными животными Сета считались свинья ("отвращение для богов"), антилопа, жираф, а главным был осел. Египтяне представляли его себе человеком с тонким длинным туловищем и ослиной головой. Некоторые мифы приписывали Сету спасение Ра от змея Апопа — Сет пронзил гигантского Апопа, олицетворяющего мрак и зло, гарпуном. Вместе с тем Сет также воплощал и злое начало — как божество беспощадной пустыни, бог чужеземцев: он рубил священные деревья, съел священную кошку богини Баст и т. п. - Бог Тот Тот, Джехути, в египетской мифологии бог луны, мудрости, счета и письма, покровитель наук, писцов, священных книг, создатель календаря. Женой Тота считалась богиня истины и порядка Маат. Священным животным Тота был ибис, и поэтому бога часто изображали в виде человека с головой ибиса. Прилет ибиса-Тота египтяне связывали с сезонными разливами Нила. Когда Тот возвратил в Египет Тефнут (или Хатхор, как говорится в одном из мифов), природа расцвела. Тот, отождествляемый с луной, считался сердцем бога Ра и изображался позади Pa-солнца, поскольку слыл его ночным заместителем. Тоту приписывалось создание всей интеллектуальной жизни Египта. "Владыка времени", он разделил его на годы, месяцы, дни и вел им счет. Мудрый Тот записывал дни рождения и смерти людей, вел летописи, а также создал письменность и научил египтян счету, письму, математике, медицине и другим наукам. Известно, что его дочерью или сестрой (женой) была богиня письма Сешат; атрибут Тота — палетка писца. Под его покровительством находились все архивы и знаменитая библиотека Гермополя, центра культа Тота. Бог "управлял всеми языками" и сам считался языком бога Птаха. Как везир и писец богов, Тот присутствовал на суде Осириса и записывал результаты взвешивания души покойника. Поскольку Тот участвовал в оправдании осириса и давал приказ о его бальзамировании, то и принимал участие в погребальном ритуале всякого покойного египтянина и вел его в царство мертвых. На этом основании Тот идентифицируется с греческим вестником богов гермесом, который считался психопомпом ("ведущим души"). Тот часто изображался вместе с павианом, одним из его священных животных. - Бог Хонсу Хонсу ("проходящий"), в египетской мифологии бог луны, бог времени и его измерения, сын Амона и богини неба Мут. Хонсу также почитался как бог путешествий. На дошедших до нас изображениях Хонсу чаще всего мы видим юношу с серпом и диском луны на голове, иногда он предстает в облике бога-ребенка с пальцем у рта и "локоном молодости", который мальчики носили сбоку головы вплоть до совершеннолетия. Центр культа Хонсу - Фивы, в Карнаке находился его главный храм. - Бог Хнум Хнум ("творец"), в египетской мифологии бог плодородия, создатель, сотворивший мир из глины на своем гончарном круге. Он часто изображается в виде человека с головой барана, сидящего перед гончарным кругом, на котором стоит фигурка только что сотворенного им существа. Считалось, что Хнум создал богов, людей, а также контролировал разливы Нила. По одному из преданий, ученый и мудрец Имхотеп, сановник и архитектор фараона Джосера (III тысячелетие до н.э), в связи с семилетним голодом посоветовал Джосеру сделать богатое приношение богу плодородия. Фараон последовал этому совету, и Хнум явился ему во сне, пообещав освободить воды Нила. В тот год страна получила прекрасный урожай. - Бог Шу Шу ("пустой"), в египетской мифологии бог воздуха, разделяющий небо и землю, сын солнечного бога Ра-Атума, супруг и брат богини влаги Тефнут. Его чаще всего изображали человеком, стоящим на одном колене с поднятыми руками, которыми он поддерживает небо над землей. Шу — в загробном царстве один из судей над умершими. В мифе о возвращении из Нубии Тефнут, солнечного Ока, Шу вместе с Тотом, приняв облик павиана, пением и плясками вернул богиню в Египет, где после ее вступления в брак с Шу начался весенний расцвет природы.

    Богини - Богиня Астарта Астарта, в западносемитской мифологии олицетворение планеты Венера, богиня любви и плодородия, богиня-воительница. Астарта играла большую роль в борьбе богов с Йамму, властелином моря. В некоторых мифах она выступала как посланница богов к владыке моря, который домогался верховной власти; она же укоряла Балу за убийство Йамму. В древности Астарта почиталась как владычица лошадей и колесниц, богиня сражений и, видимо, была связана с морем и водной стихией, а также считалась богиней-исцелительницей. Со временем черты Анат и Астарты слились в образе Атаргатис, богини плодородия и благополучия, одной из наиболее почитаемых в арамейском пантеоне. В эллинистический период Астарта отождествлялась с греческой Афродитой и римской Юноной, в ассиро-вавилонской мифологии ей соответствует Иштар. - Богиня Баст Баст, Бастет, в египетской мифологии богиня радости и веселья, чьим священным животным была кошка. Чаще всего Баст изображали в виде женщины с головой кошки или в облике кошки. Иногда Баст считали женой бога-творца Птаха или отождествляли с богиней неба Мут, а также с высокочтимыми в Египте богинями Уто, Тефнут, Сехмет и Хатхор, в связи с чем Баст также приобрела функции солнечного Ока. "Отец истории" Геродот сообщает о ежегодных пышных торжествах в честь богини Баст, которые сопровождались пением и танцами. Древние греки отождествляли Баст с Артемидой. - Богиня Исида Исида, Изида, в египетской мифологии богиня плодородия, воды и ветра, символ женственности и супружеском верности, богиня мореплавания, дочь Геба и Нут, сестра и супруга Осириса. Исида помогала Осирису цивилизовать Египет и обучила женщин жать, прясть и ткать, лечить болезни и учредила институт брака. Когда Осирис отправился странствовать по свету, Исида заменила его и мудро правила страной. Услышав о смерти Осириса от руки бога зла Сета, Исида пришла в смятение. Она обрезала волосы, надела траурные одежды и начала поиски его тела. Дети рассказали Исиде, что видели плывущий по течению Нила ящик с телом Осириса. Вода вынесла его под дерево, росшее на берегу близ Библа, которое стало стремительно расти и вскоре гроб полностью скрылся в его стволе. Узнав об этом, царь Библа приказал срубить дерево и привезти во дворец, где его использовали как опору для крыши в виде колонны. Исида, догадавшись обо всем, устремилась в Библ. Она бедно оделась и села у колодца в центре города. Когда служанки царицы пришли к колодцу, Исида заплела им волосы и окутала таким благоуханием, что вскоре царица послала за ней и взяла воспитательницей своего сына. Каждую ночь Исида помещала царское дитя в огонь бессмертия, а сама, обернувшись ласточкой, летала вокруг колонны с телом мужа. Увидев сына в языках пламени, царица издала такой пронзительный крик, что ребенок утратил бессмертие, а Исида раскрыла себя и попросила отдать ей колонну. Получив тело супруга, Исида укрыла его в болоте. Однако Сет нашел тело и разрезал на четырнадцать кусков, которые рассеял по всей стране. С помощью богов Исида нашла все куски, кроме пениса, проглоченного рыбой. По одной из версий, Исида собрала тело и возродила Осириса к жизни, используя свою целительную силу, и зачала от него бога неба и солнца Гора. Исида была настолько популярна в Египте, что со временем приобрела черты других богинь. Ее почитали как покровительницу рожениц, определяющую судьбу новорожденных царей. Культ богини был также распространен в Древней Греции, Риме и даже повлиял на христианское искусство. - Богиня Маат Маат ("страусиное перо"), в египетской мифологии богиня истины, правосудия и гармонии, дочь бога солнца Ра, участница сотворения мира, когда был уничтожен хаос и восстановлен порядок. Она играла заметную роль в загробном суде Осириса. Поскольку древние египтяне верили, что каждый усопший должен был предстать перед 42 судьями и признать себя невиновным или виновным в грехах, душа умершего взвешивалась на чашах весов, уравновешенных страусиным пером богини. Весы держал Анубис, бог с головой шакала, а приговор выносил супруг Маат, бог Тот. Если сердце было отягчено преступлениями, чудовище Амту, лев с головой крокодила, пожирало умершего. Если покойный прожил жизнь "с Маат в сердце", был чист и безгрешен, то оживал для счастливой жизни на полях рая, иару. Маат обычно изображали с пером в прическе, которое на суде она возлагала на чашу весов. Считалось, что люди живут "благодаря Маат, в Маат и для Маат". - Богиня Нехбет Нехбет, в египетской мифологии богиня царской власти. Поскольку священным животным Нехбет был коршун, ее изображали в виде женщины с хохолком на голове или в облике змееголового коршуна в белой короне Верхнего Египта. Нехбет почитали как олицетворение власти фараона и верили, что она обеспечивала ему победу над врагами. Богиня являлась также владычицей восточной пустыни, покровительницей добычи золота и серебра, помогала при родах. - Богиня Нут Нут, в египетской мифологии богиня неба, дочь бога воздуха Шy и богини влаги Тефнут, сестра-близнец бога земли Геба. Вопреки воле Ра она вышла замуж за брата. Ра так сильно разгневался, что приказал Шу разделить близнецов. Шy поднял Нут вверх — так образовалось небо, а Геба оставил внизу — так образовалась земля. Ярость Ра была велика, и он повелел, чтобы Нут не могла зачать дитя ни в один из месяцев года. Бог Тот пожалел ее. Он пригласил луну сыграть с ним в шашки, одержал победу и взял в качестве приза лунный свет, чтобы создать пять новых дней. В каждый из этих дней Нут зачинала дитя: Осириса, Сети, Исиду, Нефтиду и Гора. Другой миф повествует о том, как Нут помогла Ра удалиться от людей, когда он разочаровался в их деяниях. Приняв образ коровы, она усадила Ра себе на спину и стала подниматься в небо. Но чем выше она поднималась, тем больше кружилась ее голова, и oнa призвала четырех богов, чтобы те держали ее ноги. Эти боги и стали столпами небесными. Нут называли "огромной матерью звезд, рождающей богов". - Богиня Сехмет Сехмет ("могучая"), в египетской мифологии богиня войны и палящего солнца, дочь Ра, жена Птаха, мать бога растительности Нефертума. Священное животное Сехмет — львица. Богиню изображали в виде женщины с головой львицы и почитали во всем Египте. В мифе о том, как Ра покарал человеческий род за грехи, она истребляла людей, пока бог хитростью не остановил ее. Вместе с богиней-коброй Уто и богиней царской власти Нехбет Сехмет охраняла фараона, а во время битвы повергала врагов к его ногам. Ее вид наводил ужас на противника, а огненное дыхание уничтожало все, Обладая магической силой, Сехмет могла убить человека или напустить на него болезнь; гнев богини приносил мор и эпидемии. Вместе с тем Сехмет — богиня-целительница, которая покровительствовала врачам, считавшимися ее жрецами. Египтяне отождествляли Сехмет со многими богинями — Баст, Уто, Мут и др. - Богиня Тефнут Тефнут, в египетской мифологии богиня влаги. Ее земное воплощение — львица. Тефнут и ее муж Шу — первая пара богов-близнецов, порожденных Ра-Атумом. Их дети — боги Геб и Нут. Тефнут — любимое Око бога Ра. Когда утром он всходил над горизонтом, Тефнут огненным глазом сияла у него во лбу и испепеляла врагов бога. Она отождествлялась с богиней Уто, хранительницей Ра. Однажды Тефнут, рассорившись с отцом, удалилась в Нубию, и в Египте наступила засуха, но по просьбе Pa, пославшего за ней Тота и Шу, она вернулась обратно и вступила в брак с Шу, что предвещало расцвет природы. - Богиня Хатхор Хатхор, Хатор ("дом Гора", т. е. "небо"), в египетской мифологии богиня неба, которая в древнейшие времена почиталась как корова, родившая солнце, дочь бога солнца Ра. Богиня радости и любви, танцев и песен, она оберегала матерей с детьми. Хатхор заботилась о живых и провожала умерших в подземный мир, где подкрепляла их пищей и питьем из сикомора, дерева, в которое она перевоплощалась. Древние отождествляли Хатхор с Оком Ра. Когда Ра состарился, люди начали плести против него заговор. Услышав об этом, разгневанный бог наслал на них божественное Око, испепеляющий жар солнца. Око приняло образ львиноголовой Сехмет, богини войны, с которой часто отождествляется Хатхор. Она стала пожирать людей, и Ра прекратил резню, когда счел, что жертв достаточно. Чтобы положить конец безжалостному убийству, Ра пропитал поле битвы смесью пива и алого гранатового сока из тысячи кувшинов. Жаждущая мести Сехмет поверила, что это человеческая кровь, напилась красной жидкости и снова превратилась в красавицу Хатхор. В память об этом событии на ежегодном празднике Хатхор выпивались огромные кувшины пива с гранатовым соком. Богиня также является героиней известного мифа о приносящем весну возвращении Тефнут-Хатхор из Нубии.

    manuscript.clan.su