Изобретения древней месопотамии. Древнее Междуречье (Месопотамия): достижения, изобретения, письменность (клинопись), культура, религия цивилизации Междуречья, населяющие народы
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Это может быть ответ на вопрос 4 надо проверять. Открытия и изобретения Древнего Египта и Месопотамии. Изобретения древней месопотамии


Древнее междуречье — Достижения и изобретения Древнего Междуречья. — 22 ответа



В разделе Школы на вопрос Достижения и изобретения Древнего Междуречья. заданный автором Ирина лучший ответ это Месопотамия (Междуречье) считается очень важным центром мировой цивилизации и древней городской культуры. Междуречье занимало пространство, расположенное к северу от Персидского залива, между Средиземным и Каспийским морем. Оно разделилось по диагонали двумя реками - Тигром и Евфратом. Эта плодородная равнина стала называться Месопотамией. ("месос" - середина ; "потамос" - река) .Южную часть Месопотамии занимали Шумер, Аккад, Вавилон ; северную - Ассирия. Народы юга - шумеры, вавилоняне, холдеи; народы севера - ассирийцы, хурриты.Народы Месопотамии были очень изобретательны, они одними из первых изобрели колесо, монеты и письменность, создали замечательные произведения искусства. Внушительных успехов население достигло и в сооружении зданий, в частности дворцовых и храмовых. В Междуречье очень рано началось изготовление стекла: первые его рецепты относятся еще к семнадцатому веку до нашей эры.Открытая и доступная со всех сторон территория Междуречья находилась на перекрестке дорог и поэтому была ареной борьбы многоих племен, народов и государств. Эта цивилизация привлекла внимание большинства ученых, потому что многие события, города и цари упоминались в Библии.В середине девятнадцатого века французские и английские археологи начали проводить активные раскопки. Были найдены три гигантских холма. Под ними скрывались руины величественных дворцов, храмов. Также были найдены загадочные письма, начерченные на глиняных табличках.Письменность Месопотамии называлась клинописью. На глиняных, пока еще мягких табличках деревянной палочкой для письма выдавливали знаки, которые были похожи на "клинообразные" штрихи. Из таких табличек в Междуречье составляли "книги". "Переплетом" для них служил деревянный ящик. До наших дней дошли сведения о первой в мире библиотеке ассирийского царя Ашшурбанапала. "Книги" были различных категорий: литературные сочинения, математические, медицинские, географические и др.Религия.Главными богами в Месопотамии считались бог небесной стихии Ану и богиня земной стихии Ки, а также их сыновья: бог воздуха Энлиль и бог водного естества Эа, создавший первых людей. Главными богами также считались Уту и Нанна - боги Солнца и Луны. Уту был особым, потому что он был не только богом небесного светила (Солнца) , но и главным судьей и на земле, и на небе. Самой почитаемой богиней была Инанна (Иштар) - богиня любви и плодородия.Устройство мира в глазах месопотамцев выглядело очень сложно. Ану создал злаки и скот, боги вкушали яства, пили лучшие напитки, но не могли утолить жажды и насытиться. Тогда Энлиль создал людей, которые должны были приносить богам разнообразные жертвы, но только созданные люди были дикарями. И тогда бог повелели, чтобы люди стали цивилизованными людьми. Людей и животных создали Ану, Энлиль и Эа. Также Энлиль создал пять городов, в одном из которых поселил царя, которому были подчинены другие девять правителей. При правлении последнего, десятого царя, Энлиль разгневался на всех людей и устроил всемирный потоп. Мотив, двигавший божеством при устроении потопа, идентичен с тем, что мы можем видеть в библейским предании относительно причин насланного глобального наводнения.Помимо главнейших богов у народов Междуречья был еще и второй пантеон, который представлен еще другими двенадцатью главными богами и тридцатью второстепенными.Кроме божеств люди почитали и так называемых демонов добра, и старались умилостивить демонов зла.Достижения обитателей великих рек Тигра и Евфрата в самых разных областях человеческой деятельности (будь то искусство, архитектура, литература, письменность, а равно и сфера научных знаний) сыграли роль эталона для всего Древнего Ближнего Востока.

Ответ от 2 ответа[гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Достижения и изобретения Древнего Междуречья.

Ответ от Айрат Хакимов[новичек]спосибо.

Ответ от 39 1984[новичек]там писали эроглифами и буквами

Ответ от Альмир Мубаракзянов[новичек]Месопотамия (Междуречье) считается очень важным центром мировой цивилизации и древней городской культуры. Междуречье занимало пространство, расположенное к северу от Персидского залива, между Средиземным и Каспийским морем. Оно разделилось по диагонали двумя реками - Тигром и Евфратом. Эта плодородная равнина стала называться Месопотамией. ("месос" - середина ; "потамос" - река) .Южную часть Месопотамии занимали Шумер, Аккад, Вавилон ; северную - Ассирия. Народы юга - шумеры, вавилоняне, холдеи; народы севера - ассирийцы, хурриты.Народы Месопотамии были очень изобретательны, они одними из первых изобрели колесо, монеты и письменность, создали замечательные произведения искусства. Внушительных успехов население достигло и в сооружении зданий, в частности дворцовых и храмовых. В Междуречье очень рано началось изготовление стекла: первые его рецепты относятся еще к семнадцатому веку до нашей эры.Открытая и доступная со всех сторон территория Междуречья находилась на перекрестке дорог и поэтому была ареной борьбы многоих племен, народов и государств. Эта цивилизация привлекла внимание большинства ученых, потому что многие события, города и цари упоминались в Библии.В середине девятнадцатого века французские и английские археологи начали проводить активные раскопки. Были найдены три гигантских холма. Под ними скрывались руины величественных дворцов, храмов. Также были найдены загадочные письма, начерченные на глиняных табличках.Письменность Месопотамии называлась клинописью. На глиняных, пока еще мягких табличках деревянной палочкой для письма выдавливали знаки, которые были похожи на "клинообразные" штрихи. Из таких табличек в Междуречье составляли "книги". "Переплетом" для них служил деревянный ящик. До наших дней дошли сведения о первой в мире библиотеке ассирийского царя Ашшурбанапала. "Книги" были различных категорий: литературные сочинения, математические, медицинские, географические и др.Религия.Главными богами в Месопотамии считались бог небесной стихии Ану и богиня земной стихии Ки, а также их сыновья: бог воздуха Энлиль и бог водного естества Эа, создавший первых людей. Главными богами также считались Уту и Нанна - боги Солнца и Луны. Уту был особым, потому что он был не только богом небесного светила (Солнца) , но и главным судьей и на земле, и на небе. Самой почитаемой богиней была Инанна (Иштар) - богиня любви и плодородия.Устройство мира в глазах месопотамцев выглядело очень сложно. Ану создал злаки и скот, боги вкушали яства, пили лучшие напитки, но не могли утолить жажды и насытиться. Тогда Энлиль создал людей, которые должны были приносить богам разнообразные жертвы, но только созданные люди были дикарями. И тогда бог повелели, чтобы люди стали цивилизованными людьми. Людей и животных создали Ану, Энлиль и Эа. Также Энлиль создал пять городов, в одном из которых поселил царя, которому были подчинены другие девять правителей. При правлении последнего, десятого царя, Энлиль разгневался на всех людей и устроил всемирный потоп. Мотив, двигавший божеством при устроении потопа, идентичен с тем, что мы можем видеть в библейским предании относительно причин насланного глобального наводнения.Помимо главнейших богов у народов Междуречья был еще и второй пантеон, который представлен еще другими двенадцатью главными богами и тридцатью второстепенными.Кроме божеств люди почитали и так называемых демонов добра, и старались умилостивить демонов зла.Достижения обитателей великих рек Тигра и Евфрата в самых разных областях человеческой деятельности (будь то искусство, архитектура, литература, письменность, а равно и сфера научных знаний) сыграли роль эталона для всего Древнего Ближнего Востока.

Ответ от эдуард колесов[новичек]клас

Ответ от Евгений Федоров[эксперт]в

Ответ от Ѓльяна Юрьева[новичек]Месопотамия (Междуречье) считается очень важным центром мировой цивилизации и древней городской культуры. Междуречье занимало пространство, расположенное к северу от Персидского залива, между Средиземным и Каспийским морем. Оно разделилось по диагонали двумя реками - Тигром и Евфратом. Эта плодородная равнина стала называться Месопотамией. ("месос" - середина ; "потамос" - река) .Южную часть Месопотамии занимали Шумер, Аккад, Вавилон ; северную - Ассирия. Народы юга - шумеры, вавилоняне, холдеи; народы севера - ассирийцы, хурриты.Народы Месопотамии были очень изобретательны, они одними из первых изобрели колесо, монеты и письменность, создали замечательные произведения искусства. Внушительных успехов население достигло и в сооружении зданий, в частности дворцовых и храмовых. В Междуречье очень рано началось изготовление стекла: первые его рецепты относятся еще к семнадцатому веку до нашей эры.Открытая и доступная со всех сторон территория Междуречья находилась на перекрестке дорог и поэтому была ареной борьбы многоих племен, народов и государств. Эта цивилизация привлекла внимание большинства ученых, потому что многие события, города и цари упоминались в Библии.В середине девятнадцатого века французские и английские археологи начали проводить активные раскопки. Были найдены три гигантских холма. Под ними скрывались руины величественных дворцов, храмов. Также были найдены загадочные письма, начерченные на глиняных табличках.Письменность Месопотамии называлась клинописью. На глиняных, пока еще мягких табличках деревянной палочкой для письма выдавливали знаки, которые были похожи на "клинообразные" штрихи. Из таких табличек в Междуречье составляли "книги". "Переплетом" для них служил деревянный ящик. До наших дней дошли сведения о первой в мире библиотеке ассирийского царя Ашшурбанапала. "Книги" были различных категорий: литературные сочинения, математические, медицинские, географические и др.Религия.Главными богами в Месопотамии считались бог небесной стихии Ану и богиня земной стихии Ки, а также их сыновья: бог воздуха Энлиль и бог водного естества Эа, создавший первых людей. Главными богами также считались Уту и Нанна - боги Солнца и Луны. Уту был особым, потому что он был не только богом небесного светила (Солнца) , но и главным судьей и на земле, и на небе. Самой почитаемой богиней была Инанна (Иштар) - богиня любви и плодородия.Устройство мира в глазах месопотамцев выглядело очень сложно. Ану создал злаки и скот, боги вкушали яства, пили лучшие напитки, но не могли утолить жажды и насытиться. Тогда Энлиль создал людей, которые должны были приносить богам разнообразные жертвы, но только созданные люди были дикарями. И тогда бог повелели, чтобы люди стали цивилизованными людьми. Людей и животных создали Ану, Энлиль и Эа. Также Энлиль создал пять городов, в одном из которых поселил царя, которому были подчинены другие девять правителей. При правлении последнего, десятого царя, Энлиль разгневался на всех людей и устроил всемирный потоп. Мотив, двигавший божеством при устроении потопа, идентичен с тем, что мы можем видеть в библейским предании относительно причин насланного глобального наводнения.Помимо главнейших богов у народов Междуречья был еще и второй пантеон, который представлен еще другими двенадцатью главными богами и тридцатью второстепенными.Кроме божеств люди почитали и так называемых демонов добра, и старались умилостивить демонов зла.Достижения обитателей великих рек Тигра и Евфрата в самых разных областях человеческой деятельности (будь то искусство, архитектура, литература, письменность, а равно и сфера научных знаний) сыграли роль эталона для всего Древнего Ближнего Востока.

Ответ от Данил карис[новичек]ам

Ответ от Ђатьяна Стародубцева[новичек]так что они изобрели?

Ответ от 2 ответа[гуру]

Привет! Вот еще темы с нужными ответами:

 

Ответить на вопрос:

22oa.ru

достижения, изобретения, письменность (клинопись), культура, религия цивилизации Междуречья, населяющие народы

В этой статье я расскажу о культуре, письменности и религии цивилизации Междуречья.

Цивилизация (от лат. civilis - гражданский, государственный) - синоним понятия "культура".

Месопотамия (Междуречье) считается очень важным центром мировой цивилизации и древней городской культуры. Междуречье занимало пространство, расположенное к северу от Персидского залива, между Средиземным и Каспийским морем. Оно разделилось по диагонали двумя реками - Тигром и Евфратом. Эта плодородная равнина стала называться Месопотамией. ("месос" - середина ; "потамос" - река).

Южную часть Месопотамии занимали Шумер, Аккад, Вавилон ; северную - Ассирия. Народы юга - шумеры, вавилоняне, холдеи; народы севера - ассирийцы, хурриты.

Народы Месопотамии были очень изобретательны, они одними из первых изобрели колесо, монеты и письменность, создали замечательные произведения искусства. Внушительных успехов население достигло и в сооружении зданий, в частности дворцовых и храмовых. В Междуречье очень рано началось изготовление стекла: первые его рецепты относятся еще к семнадцатому веку до нашей эры.

Открытая и доступная со всех сторон территория Междуречья находилась на перекрестке дорог и поэтому была ареной борьбы многоих племен, народов и государств. Эта цивилизация привлекла внимание большинства ученых, потому что многие события, города и цари упоминались в Библии.

В середине девятнадцатого века французские и английские археологи начали проводить активные раскопки. Были найдены три гигантских холма. Под ними скрывались руины величественных дворцов, храмов. Также были найдены загадочные письма, начерченные на глиняных табличках.

Письменность Месопотамии называлась клинописью. На глиняных, пока еще мягких табличках деревянной палочкой для письма выдавливали знаки, которые были похожи на "клинообразные" штрихи. Из таких табличек в Междуречье составляли "книги". "Переплетом" для них служил деревянный ящик. До наших дней дошли сведения о первой в мире библиотеке ассирийского царя Ашшурбанапала. "Книги" были различных категорий: литературные сочинения, математические, медицинские, географические и др.

Религия.

Главными богами в Месопотамии считались бог небесной стихии Ану и богиня земной стихии Ки, а также их сыновья: бог воздуха Энлиль и бог водного естества Эа, создавший первых людей. Главными богами также считались Уту и Нанна - боги Солнца и Луны. Уту был особым, потому что он был не только богом небесного светила (Солнца), но и главным судьей и на земле, и на небе. Самой почитаемой богиней была Инанна (Иштар) - богиня любви и плодородия.

Устройство мира в глазах месопотамцев выглядело очень сложно. Ану создал злаки и скот, боги вкушали яства, пили лучшие напитки, но не могли утолить жажды и насытиться. Тогда Энлиль создал людей, которые должны были приносить богам разнообразные жертвы, но только созданные люди были дикарями. И тогда бог повелели, чтобы люди стали цивилизованными людьми. Людей и животных создали Ану, Энлиль и Эа. Также Энлиль создал пять городов, в одном из которых поселил царя, которому были подчинены другие девять правителей. При правлении последнего, десятого царя, Энлиль разгневался на всех людей и устроил всемирный потоп. Мотив, двигавший божеством при устроении потопа, идентичен с тем, что мы можем видеть в библейским предании относительно причин насланного глобального наводнения.

Помимо главнейших богов у народов Междуречья был еще и второй пантеон, который представлен еще другими двенадцатью главными богами и тридцатью второстепенными.

Кроме божеств люди почитали и так называемых демонов добра, и старались умилостивить демонов зла.

Достижения обитателей великих рек Тигра и Евфрата в самых разных областях человеческой деятельности (будь то искусство, архитектура, литература, письменность, а равно и сфера научных знаний) сыграли роль эталона для всего Древнего Ближнего Востока.

www.ruavtor.ru

Достижения и изобретения Древнего Междуречья.

Месопотамия (Междуречье) считается очень важным центром мировой цивилизации и древней городской культуры. Междуречье занимало пространство, расположенное к северу от Персидского залива, между Средиземным и Каспийским морем. Оно разделилось по диагонали двумя реками - Тигром и Евфратом. Эта плодородная равнина стала называться Месопотамией. ("месос" - середина ; "потамос" - река) .

Южную часть Месопотамии занимали Шумер, Аккад, Вавилон ; северную - Ассирия. Народы юга - шумеры, вавилоняне, холдеи; народы севера - ассирийцы, хурриты.

Народы Месопотамии были очень изобретательны, они одними из первых изобрели колесо, монеты и письменность, создали замечательные произведения искусства. Внушительных успехов население достигло и в сооружении зданий, в частности дворцовых и храмовых. В Междуречье очень рано началось изготовление стекла: первые его рецепты относятся еще к семнадцатому веку до нашей эры.

Открытая и доступная со всех сторон территория Междуречья находилась на перекрестке дорог и поэтому была ареной борьбы многоих племен, народов и государств. Эта цивилизация привлекла внимание большинства ученых, потому что многие события, города и цари упоминались в Библии.

В середине девятнадцатого века французские и английские археологи начали проводить активные раскопки. Были найдены три гигантских холма. Под ними скрывались руины величественных дворцов, храмов. Также были найдены загадочные письма, начерченные на глиняных табличках.

Письменность Месопотамии называлась клинописью. На глиняных, пока еще мягких табличках деревянной палочкой для письма выдавливали знаки, которые были похожи на "клинообразные" штрихи. Из таких табличек в Междуречье составляли "книги". "Переплетом" для них служил деревянный ящик. До наших дней дошли сведения о первой в мире библиотеке ассирийского царя Ашшурбанапала. "Книги" были различных категорий: литературные сочинения, математические, медицинские, географические и др.

Религия.

Главными богами в Месопотамии считались бог небесной стихии Ану и богиня земной стихии Ки, а также их сыновья: бог воздуха Энлиль и бог водного естества Эа, создавший первых людей. Главными богами также считались Уту и Нанна - боги Солнца и Луны. Уту был особым, потому что он был не только богом небесного светила (Солнца) , но и главным судьей и на земле, и на небе. Самой почитаемой богиней была Инанна (Иштар) - богиня любви и плодородия.

Устройство мира в глазах месопотамцев выглядело очень сложно. Ану создал злаки и скот, боги вкушали яства, пили лучшие напитки, но не могли утолить жажды и насытиться. Тогда Энлиль создал людей, которые должны были приносить богам разнообразные жертвы, но только созданные люди были дикарями. И тогда бог повелели, чтобы люди стали цивилизованными людьми. Людей и животных создали Ану, Энлиль и Эа. Также Энлиль создал пять городов, в одном из которых поселил царя, которому были подчинены другие девять правителей. При правлении последнего, десятого царя, Энлиль разгневался на всех людей и устроил всемирный потоп. Мотив, двигавший божеством при устроении потопа, идентичен с тем, что мы можем видеть в библейским предании относительно причин насланного глобального наводнения.

Помимо главнейших богов у народов Междуречья был еще и второй пантеон, который представлен еще другими двенадцатью главными богами и тридцатью второстепенными.

Кроме божеств люди почитали и так называемых демонов добра, и старались умилостивить демонов зла.

Достижения обитателей великих рек Тигра и Евфрата в самых разных областях человеческой деятельности (будь то искусство, архитектура, литература, письменность, а равно и сфера научных знаний) сыграли роль эталона для всего Древнего Ближнего Востока.

info-4all.ru

Наука Древней Месопотамии

У шумеров были стандартные измерения длины, площади и объема. Мина была стандартным измерением веса. Он был разделен на 60 шекелей, что примерно эквивалентно фунту. Шестьдесят минут составляли один талант.

Были найдены каменные блоки от шумерского периода, датированные 2400 г. до н. Э., Которые имеют примерно эквивалентный вес около 24 унций и имеют одноименные названия. Они могут быть частью системы весов и измерений.

Старейшее в мире известное измерение дальнего расстояния — это «фарсанг» — измерение около четырех миль, используемое в Вавилоне 4000 лет назад. Локоть, основанный на длине мужского предплечья, был единицей измерения на протяжении большей части но в Древнем Египте, например, локоть для человека составлял 17,72 дюйма, а локоть для короля — 20,62 дюйма.

 

 

Металлургия золота, бронзы, железа и месопотамии

Gold, Bronze, Iron and Mesopotamia MetallurgyБронза была впервые разработана в Иране, в разных местах на Ближнем Востоке и в Юго-Восточной Азии, но месопотамские культуры изобрели многие из процессов обработки металлообработки, которые мы по-прежнему полагаем сегодня: выплавка из руды, литье, легирование и пайка.

Посмотреть первые деревни

Утюг сделал возможным прочные плуги и сильное оружие. Сырое железо было впервые использовано около 2000 г. до н.э. Улучшение работы железа у хеттов стало широко распространенным на 1200 г. до н.э.

В Месопотамии не было собственного источника металлических руд. Он импортировал их из других мест. Руды и драгоценные металлы были получены на длительной дистанционной торговле караваном с такими местами, как южная Анатолия и современная Иордания.

Древние определяли качество золота, делая штрих на нем жестким черным камнем, известным как пробный камень. Яркость полосы была указанием количества золота. Уже в 1500 г. до Р.Х. месопотамцы научились очищать золото «купелированием», в котором нечистое золото нагревалось в фарфоровой чашке. Примеси поглощались в фарфор, а чистое золото оставалось.

Одним из наиболее эффективных видов оружия, которое было разработано, была голова двуглавого топора, которая смогла надеть ручку на ручку.

 

Древние изобретения

Книга: древние изобретения Петра Джеймса и Ника Торпа (Ballantine Books, 1995) — сборник курьезов, относящихся к каменному веку до 1000 г. н.э., в книге утверждается, что только потому, что наши предки жили давным-давно и у них было меньше технологий, значит, они были менее умными, чем мы. [Источник: Лаура Колби, New York Times, 16 мая 1995 г.]

«На самом деле многие из изобретений, которые, как мы считаем, принадлежат к нашей собственной современной эре, уже существуют сотни, а иногда и тысячи лет назад. Наши предки не были причудливыми суеверными людьми, озадаченными проблемами повседневной жизни; они были такими, какие мы есть сегодня, с трудом работаем над гениальными решениями. Авторы разделили изобретения на различные категории, такие как медицина; продукты питания, напитки и наркотики; транспорт и связь; и военную технику, делая книгу легко проталкивающейся в стиле кофейного столика, а не в том, чтобы читать с самого начала до конца. [Там же]

«Мы узнаем, что наши предки использовали контроль над рождаемостью — все, от презерватива до рудиментарной формы таблетки, — злоупотребляли наркотиками от галлюциногенных грибов до кокаина и развлекались спортом, музыкой и театром. Мы видим дома много тысяч лет с сантехникой, комнатными духовыми шкафами и многими другими удобствами, которые мы связываем с нашей собственной эпохой. [Там же]

«Но самыми интересными частями книги являются те, которые предоставляют примеры технологий, а не повседневных объектов. Жители нынешнего Ирака, например, разработали форму электрической батареи около 2000 лет назад, используя глиняную банку, содержащую медный стержень, запечатанный асфальтом. Так называемая Багдадская батарея, обнаруженная в 1936 году, вероятно, использовалась ювелирами для гальванических бронзовых ювелирных изделий. Медицина, в том числе хирургия головного мозга, создание искусственных конечностей и пластической хирургии, является одной из самых главных разделов. Также будут рассмотрены ранние военные технологии, в том числе «пулемет» в форме арбалета, который может стрелять 20 стрел менее чем за 15 секунд ». [Там же]

 

Первые колеса и колесные транспортные средства

First Wheels and Wheeled VehiclesКолесо, по мнению некоторых ученых, впервые использовалось для изготовления керамики, а затем было приспособлено для вагонов и колесниц. Горшок гончара был изобретен в Месопотамии в 4000 г. до н.э. Некоторые ученые предположили, что колесо на телегах было разработано, поставив колесо гончаров на бок. Другие говорят: сначала были сани, потом ролики и, наконец, колеса. Журналы и другие ролики широко использовались в древнем мире для перемещения тяжелых предметов. Считается, что 6000-летние мегалиты, которые весили много тонн, были перемещены, поставив их на гладкие бревна и потянув их командами рабочих.

Ранние колесные транспортные средства были вагонами и салазками с колесом, прикрепленным к каждой стороне. Колесо было, скорее всего, изобретено около 3000 г. до н.э. «приблизительный возраст самых старых образцов колес, поскольку большинство ранних колес, вероятно, были сформированы из древесины, которая гниет, и сегодня нет никаких доказательств. состоят из впечатлений, оставленных в древних гробницах, изображениях на керамике и древних моделях колесных тележек, изготовленных из керамики ».

Свидетельства колесных транспортных средств появляются с середины 4-го тысячелетия до н.э., почти одновременно в Месопотамии, на Северном Кавказе и в Центральной Европе. Вопрос о том, кто изобрел первые колесные транспортные средства, далеко не решен. Самое раннее хорошо продуманное изображение колесного транспортного средства — вагон с четырьмя колесами и двумя осями — находится на горшке Бронкоси, глиняный горшок, датированный от 3500 до 3350 B.C. раскопанный в поселке Культурной Культуры в южной Польше. Некоторые источники говорят, что самые старые изображения колеса происходят из месопотамского города Ур Барельеф из шумерского города Ур — датируется 2500 годом до нашей эры »- показывает четырех новичков (ослистых животных), тянущих корзину для короля. и предполагалось на сегодняшний день когда-то с 4000 г. до н.э. [Частично из Википедии]

В 2003 году — на участке в Люблянских болотах, Словении, в 20 км к юго-востоку от Любляны. Словенские ученые утверждали, что они нашли самое старое колесо и ось в мире. Специалисты из Вены, имеющие радиоуглеродный метод, от 5 100 до 5350 лет, обнаруженные в останках свайного поселения, колесо имеет радиус 70 сантиметров и составляет пять сантиметров. Он изготовлен из ясеня и дуба. Удивительно технологически продвинутый, он был сделан из двух пешеходных панелей того же дерева. Ось, возраст которой не может быть точно установлен, примерно такой же старый, как и колесо. Он имеет длину 120 сантиметров и выполнен из дуба. [Источник: Новости Словении]

Колесо и ось были найдены возле деревянного каноэ. И колесо, и ось были выжжены, вероятно, чтобы защитить их от вредителей. Словенские эксперты предполагают, что колесо, которое они нашли, принадлежало одноосной тележке. Апертура для оси на колесе квадратная, что означает, что колесо и ось вращаются вместе, и, учитывая грубую землю, тележка, вероятно, имела только одну ось. Мы можем только догадываться, что такое сама тележка. Люблянские болота — идеальное место для сохранения старых объектов. В этой области было обнаружено много находок. Помимо деревянного колеса, оси и каноэ, было обнаружено множество объектов, которые до 6 500 лет.

Колесо, датированное 3000 г. до н.э., было найдено около озера Ван в восточной Турции. Колеса с датами simialr были найдены в Германии и Швейцарии. Одним очень старым колесом был деревянный диск, обнаруженный в археологическом прицеле близ Цюриха. Теперь колесо можно увидеть в музее Цюриха.

Изобретение колеса проложило путь для более продвинутых технологий, таких как шкивы, шестерни, зубья и винты. Еще одним важным достижением стала кремневая точка или палочка, вращающаяся с луком. Его можно использовать для стрельбы и использования в качестве дрели.

demon-angel.ru

Это может быть ответ на вопрос 4 надо проверять. Открытия и изобретения Древнего Египта и Месопотамии.

Египет:

бальзамирование и мумификация.

Медицина и анатомия: глазные и зубные специалисты, хирурги и др. Самый изв. врач Имхотеп.

Иридодиагностика- диагностика болезней по радужке глаза.

Астрономия- создали солнечный календарь, изобрели свое летоисчисление.

Химия- знали 9 элементов.

Ирригация- искусственное орошение. ирригационные сооружения, водоподъемное колесо

Тягловая сила: С древних времен главным сельскохозяйственным орудием египтян была деревянная соха. Однако египтяне научились пахать, используя тягловую силу животных.

Папирус. Мы обязаны изобретением бумаги египетскому папирусу. Египтяне изготавливали бумагу из растения папирус

Черные чернила: Для их изготовления египтяне смешивали сажу, растительную смолу и пчелиный воск.

Металлическая пила, Стекло, Весы

Месопотамия:

Междуречье занимало пространство, расположенное к северу от Персидского залива, между Средиземным и Каспийским морем. Оно разделилось по диагонали двумя реками - Тигром и Евфратом. Эта плодородная равнина стала называться Месопотамией. ("месос" - середина ; "потамос" - река) .

Народы Месопотамии были очень изобретательны, они одними из первых изобрели колесо, монеты и письменность, создали замечательные произведения искусства. Внушительных успехов население достигло и в сооружении зданий, в частности дворцовых и храмовых. В Междуречье очень рано началось изготовление стекла: первые его рецепты относятся еще к семнадцатому веку до нашей эры.

Письменность Месопотамии называлась клинописью. На глиняных, пока еще мягких табличках деревянной палочкой для письма выдавливали знаки, которые были похожи на "клинообразные" штрихи. Из таких табличек в Междуречье составляли "книги". "Книги" были различных категорий: литературные сочинения, математические, медицинские, географические и др.

Из хозяйственных потребностей постепенно выросли древнейшие зачатки науки, в том числе математики и астрономии. Потребность подсчитывать число и масса продуктов и товаров, устанавливать число служебной силы, определять объем зданий, вычислять площадь участков планеты (полей) привела к появлению древнейших математических расчетов, к накоплению соответствующих познаний, к зарождению арифметики и геометрии.

Месопотамия: первыми изобрели колесо и повозки, кирпич (глина +смола), календарь земли, умели запрягать ослов (да ладна?!), строили корабли и колесницы. арифметика и геометрия, монеты и письменность

Канон в архитектуре и искусстве Древнего мира. Связь канона с ритуалом.

Яркой особенностью искусства Древнего мира явилась преданность традициям предков и соблюдению неких канонов

истории Древнего Египта памятники искусства в своём подавляющем большинстве имели также религиозно-культовое назначение, создатели этих памятников были обязаны следовать установившимся канонам

Основные правила «канонического египетского стиля»

1. Единство изображений и иероглифических надписей.

2. Вертикальное расположение предметов и людей, менее значимое или то, что дальше, изображается на плоскости выше.

3. Построчное размещение сюжетных сцен горизонтальными поясами.

4. Разномасштабность фигур. Их величина зависит не от расположения в пространстве, а от значимости каждой из них.

5. Изображение фигуры человека как бы с различных точек зрения – принцип распластывания фигуры на плоскости, когда голова и ноги изображались в профиль, а торс и глаза – в фас.

6. Фигуры очерчивались резким контуром: мужские – черным, женские – красным.

Египтяне искренне верили в магическую силу искусства, в его мистическое предназначение, поэтому создали строгую и рациональную систему средств художественной выразительности, передающую сакральный, вневременной смысл ритуала, погребения человека. Архитектурный облик Древнего Египта представлен пирамидами.

Рельеф, как и скульптура, создавался в соответствии с ясным религиозным смыслом заупокойного культа.

studopedya.ru

Научные знания в Месопотамии

Древнейшей мировой цивилизацией является Месопотамия (Междуречье), земли которой расположены между Тигром и Евфратом. Много народов прошло через Месопо-тамию. На юге обитали шумеры, вавилоняне, халдеи, на севере и западе – ассирийцы, арамеи. В отдельных районах Месопотамии удалось обосноваться и племенам-завоевателям. Это – кутии, семиты, касситы. Центр древнейшей цивилизации находится в древней Вавилонии. Северная Вавилония носила название Аккад, южная – Шумер. В северной части Месопотамии расположена Ассирия.

Месопотамская цивилизация – одна из древнейших в мире. Именно в Шумере в конце 4 тыс. до н. э. человечество выходит из стадии первобытности и вступает в эпоху древности, т.е. от "варварства" к цивилизации, создавая свой тип культуры. Исторические условия развития данного региона обусловили ряд характерных особенностей:

Культура Месопотамии не является однородной по своему составу. В ее создании и становлении участвовали шумеры, вавилоняне, ассирийцы, хурриты, хетты, эламиты и другие племена. В тоже время в отношении них можно говорить как о носителях родственных культурах, так как все они имели единую систему письма, общие научные, религиозно-мифологические представления, схожие литературные сюжеты, единообразные формы хозяйства. К тому же культурная преемственность, идущая от одного государства к другому, сохранялась в Месопотамии на протяжении нескольких тысячелетий.

В месопотамской цивилизации значимое место занимает урбанизация. В конце IV тыс. до н. э. только в области шумерского Урука существовало 112 мелких поселений и более 10 крупных городских центров. В III тыс. до н. э. вся Месопотамия покрылась густой сеткой городов. Это приводит к складыванию и развитию административного аппарата, жречества, созданию постоянного рынка, возникновению в городах широкой специализации ремесленников. Города в Месопотамии предстают как торгово-ремесленные центры.

На протяжении всего периода древности происходит сосуществование первобытной и древней культуры. Некоторые племена и селения оказались стоящими в культурном отношении на этапе первобытности в конце периода древности.

Особое место в Месопотамии сыграла письменность. Изобретенная шумерами клинопись является наиболее значимым в современном понимании достижением месопотамской культуры, т. к. именно по письменным памятникам существует возможность восстановления исторического прошлого Древнего Двуречья.

Существование неясных представлений в религиозных воззрениях о загробной жизни и переселении душ способствовало тому, что для Месопотамии не характерно становление портретного искусства. Все изображения носят условный характер.

Из-за особого географического положения особое место занимает материальная культура, это проявилось в становлении ирригационной системы.

Литература

Для литературы Месопотамии нет такого четкого определения времени создания произведений как для египетской, поэтому целесообразно остановиться на наиболее значительных памятниках и распространенных жанрах. Шумерская литература дошла до нас в основном в записях XIX–XVIII вв. до н.э. В 60-е годы XX в. американскими археологами был обнаружен большой архив источников, которые датируются XXVII–XXV вв. до н.э. (гимны, мифы, поучения). Это наиболее древние клинописные документы.

Для месопотамской традиции характерно наличие так называемых литературных каталогов. Наиболее древний из обнаруженных каталогов относится к I тыс. до н.э. Каталоги представляют собой списки, в которых зафиксированы названия произведений по первым строчкам текста. По всей вероятности там зафиксированы не все существующие литературные произведения, а те, которые являлись обязательным для чтения писцов. Грамотность в Двуречье была распространена не только среди представителей жреческих кругов. Литературные тексты найдены во многих частных домах. Шумерские каталоги отмечают 87 литературных произведений. Для некоторых из них указаны авторы, но часто в их качестве фигурируют полумифические личности, иногда божества.

До настоящего времени дошло 32 произведения из литературных каталогов. Всего исследователям известно около 150 памятников шумерской литературы. По жанрам это: стихотворные записи мифов; эпические сказания; молитвы; гимны царям и богам; псалмы; свадебно-любовные песни; плачи – погребальные, о народных бедствиях; из дидактических произведений – поучения, назидания; басни; пословицы и поговорки. Одним из древнейших поэтических произведений является "Эпос о Гильгамеше". Это первое литературно-художественное произведение в мире.

Вавилоно-ассирийская литература

Древнейшие памятники на аккадском языке датируются серединой 3 тыс. до н. э. Вытеснение шумерского языка аккадским не означало уничтожение шумерской культуры, происходило слияние культурных традиций. Это заметно и в мифологии. Все аккадские божества или шумерского происхождения, или отождествлялись с шумерскими. Для вавилонской литературы также характерны литературные каталоги. В 1958 г. изданы У.Г. Лэмбертом. В каталогах иногда указывается и авторство текстов, но в некоторых случаях это далеко от правдоподобия – "записано из уст коня". В качестве примера авторского произведения является эпос "Об Этане", автором которого считается Лу-Нанна.

Наиболее значительное произведение – "Поэма о сотворении мира" («Когда вверху»), созданная на 7 табличках. Цель поэмы: оправдать возвеличение почти неизвестного до XIX–XVIII вв. до н.э. города Вавилона и его местного божества Мардука. Время создания поэмы – не ранее XVIII в. до н.э.

"Эпос о Гильгамеше". Эпос известен в различных списках: аккадских, вавилонских. Считается, что в образе Гильгамеша выступает историческая личность – царь города Урука. Но значительное внимание уделяется мифологическим сюжетам. Образ Гильгамеша оказал влияние на формирование образа Геракла, Самсона в Ветхом Завете. И вообще многое в библейских текстах становится понятным через шумерскую литера-туру: мифы и легенды в Библии связаны с древним Шумером, особенно первая книга Ветхого Завета "Бытие".

Научные знания

Медицина. По своему содержанию медицина в Месопотамии была народной. Использовали в основном различные местные травы, животные продукты (жир, кровь, кости, молоко). В текстах не упоминается о каких-либо редких и дорогостоящих веществах. Медицинские инструменты использовались только самые простейшие: шпатели, металлические трубки, ланцеты. Хирургические операции практически не производились (исключая кесарево сечение). В качестве медицинских направлений, подходах к лечению, к больному выделяются 2 направления: "практическое"; "научное". Жители Месопотамии верили в эффективность обоих способов, соединяющих и применение медикаментов, и использование магии. Между этими двумя способами не было четкого разделения: при использовании медицинского лечения использовали и магические процедуры, а при применении магических мер использовали и фармакопею. Магические элементы, применяемые практиком, состояли из коротких заклинаний, использовании магии чисел (7 капель лекарства). Об уровне месопотамской медицины оставил свое свидетельство Геродот: "Вавилоняне выносили своих больных на рынок для того, чтобы узнать у прохожих, какие бы средства они предложили для лечения".

Математика

Существовало 2 вида математических текстов: математические таблицы и так называемые "проблемные тексты". Они получили распространение в старо-вавилонский и селевкидский периоды (4–1 вв. до н. э.). Математические таблицы предназначались для умножения и деления. Они также перечисляют квадраты и кубы, извлечение корня, использовались при вычислении сложных процентов. "Проблемные тексты" содержат решение конкретных задач, либо перечислялось большое количество задач (число могло доходить до 200), перечисляются от простых до чрезвычайно сложных.

Астрономия

Что касается астрономии, то таких успехов как в математике месопотамцы достигли позже. Толчком для развития астрономии послужило введение в нее математических методов. Еще в шумерских текстах появляются названия звезд и созвездий: Луна, Солнце, Сириус, Венера, Большая Медведица, Плеяды (звездное скопление в созвездии Тельца). Во II тыс. до н. э. велись астрономические наблюдения за исчезновением и появлением Венеры из-за Солнца, но в основном это было связано с составлением астрологических прогнозов. Позднее стали производиться и конкретные наблюдения: вычислялось положение планет, Луны, затмения; указывалось полнолуние и новолуние; составлен зодиак и разработаны правила для точного расчета лунно-солнечного календаря; изучались планеты – Юпитер, Венера, Меркурий, Марс, Сатурн.

Астрология Основной источник астрологических текстов – библиотека Ашшурбанапала. Тексты подразделяются на 2 вида: - астрологические отчеты. В соответствии с запросами царей изучались такие явления как гром, дождь, град, землетрясение, которые предвещали войну или мир, неурожай или потоп. - гороскопы. Их наибольшее распространение относится к V–III вв. до н.э. Для человека с дня его рождения давался астрологический отчет и заканчивался предсказанием его будущего. Распространено было в основном в Вавилонии. Считается, что возник этот вид текстов без греческого влияния.

В целом для развития науки в Древней Месопотамии необходимо отметить: ее практическую направленность; использование магических ритуалов и действий.

Зиккураты Впервые свидетельства о неповрежденной Вавилонской башне оставил Геродот – 5 в. до н. э. Разрушителем же ее считается Александр Македонский.

Изображалась Вавилонская башня по-разному. Одним из первых считается ее изображение в Салернском соборе, которое датируется XI в. В этом случае памятник представлялся в размере 2-х человеческих ростов. Питер Брейгель Старших в 1563 г., нарисовал Вавилонскую башню уже огромную по своим размерам. В дальнейшем башня в воображении, как обывателей, так и деятелей искусства продолжала увеличиваться в размерах, достигая небес.

В конце XIX в. в 1899 г. немецким археологом Колдевеем после 11-летних изысканий было обнаружено место, где находилась ранее Вавилонская башня – Э-Тэмен-ан-Ки («дом основы Небес и Земли»). Благодаря раскопкам английского археолога Леонарда Вулли зиккурата в городе Уре, а также на примере в Агар-Гуфе, стало возможным реконструировать действительный внешний вид Вавилонской башни. Считается, что по форме она являлась семи ступенчатой пирамидой. Первая ступень составляла 33 м, вторая – 18 м, остальные по 6 м, вверху располагался 15 м храм богу Мардуку. Общая высота составляет 90 м, которая равна длине стороны основания.



biofile.ru

Глава 14. КУЛЬТУРА НАРОДОВ ДРЕВНЕЙ МЕСОПОТАМИИ

Месопотамия — один из важнейших центров мировой цивилизации и древней городской культуры. Первопроходцами на пути создания этой культуры были шумеры, достижения которых были усвоены и раз­виты дальше вавилонянами и ассирийцами. Истоки месопотамской культуры восходят к IV тысячелетию до н. э., когда стали возникать города. На протяжении долгого периода своего существования (до I в. н. э.) ей были присущи внутреннее единство, преемственность традиций, неразрывная связь ее органических компонентов. Начальные этапы месопотамской культуры были ознаменованы изобретением своеобразного письма, несколько позднее превратившегося в клинопись. Именно клинопись была стержнем месопотамской цивилизации, объединявшим все ее аспекты и позволявшим сохранять традиции. Когда клинопись была окончательно забыта, вместе с нею погибла и месопотамская культура. Однако ее наиболее важные ценности были восприняты персами, арамеями, греками и другими народами и в результате сложной и еще не вполне выясненной цепи передач вошли в сокровищницу современной мировой культуры.

Письменность.

Одним из самых удивительных достижений месопотамской культуры было изобретение еще в конце IV тысячелетия до н. э. письма, с помощью которого стало возможным сначала фиксировать многочисленные факты повседневной жизни, а довольно скоро также передавать мысли и увековечивать достижения культуры. Не исключено, что приоритет

в создании письма принадлежал неизвестному нам народу, который жил в Южном Двуречье еще до прихода туда шумеров. Однако в любом случае именно шумеры поставили письменность на службу цивилизации.

Сначала шумерское письмо было пиктографическим, т. е. отдельные предметы изображались в виде рисунков. Древнейшие тексты, начертанные таким письмом, относятся приблизительно к 3300 г. до н. э. Однако пиктографией можно было отмечать лишь самые простейшие факты хозяйственной жизни примерно следующего содержания: 100 вертикальных черточек и помещенное рядом изображение рыбы означало, что на складе имеется указанное количество рыбы. Бык и лев, изображенные рядом друг с другом, могли передавать информацию о том, что лев сожрал быка. Однако таким письмом невозможно было фиксировать собственные имена или передавать абстрактные понятия (например, гром, наводнение) или человеческие эмоции (радость, горе и т. д.). Поэтому, строго говоря, пиктография еще не являлась настоящим письмом, поскольку она не пере­давала связной речи, а лишь фиксировала отрывочные сведения или помогала запомнить эти сведения.

Постепенно в процессе длительного и чрезвычайно сложного развития пиктография превратилась в словесно-слоговое письмо. Один из путей перехода пиктографии в письмо был обусловлен ассоциациями рисунков со словами. Например, рисунок овцы у шумеров вызывал ассоциа-

ции со словом уду, которое обозначало это животное. Поэтому с течением времени рисунок овцы приобрел значение идеограммы, которая читалась как уду. Одновременно этот же знак приобрело и слоговое значение уду (например, когда надо было написать сложное слово удутилу — «живая овца»). Несколько позднее, когда вавилоняне и ассирийцы приняли шумерское письмо, знак уду, сохранив свои прежние значения идеограммы (или логограммы, т. е. словесное значение «овца») и силлабограммы (слоговое написание знака уду), приобрел еще одно логографическое значение, а именно иммеру (аккадское слово для обозначения овцы). Таким путем стала возникать полифония (многозначность), и один и тот же знак в зависимости от контекста читался совершенно по-разному. Или другой пример: знак, или рисунок для обозначения ноги, стали читать не только как «нога», но также «стоять», «ходить» и «бегать», т. е. один и тот же знак приобрел четыре совершенно различных значения, каждое из которых надо было подбирать в зависимости от контекста.

Одновременно с появлением полифонии письмо начало терять свой рисуночный характер. Вместо рисунка для обозначения того или иного предмета стали изображать какую-нибудь его характерную деталь (например, вместо птицы ее крыло), и то лишь схематически. Поскольку писали тростниковой палочкой на мягкой глине, рисовать на ней было неудобно. Кроме того, при письме слева направо рисунки пришлось повернуть на 90 градусов, в результате чего они потеряли всякое сходство с изображаемыми предметами и постепенно приобре­ли форму горизонтальных, вертикальных и угловых клиньев. Так в результате многовекового развития рисуночное письмо превратилось в клинопись. Однако ни шумеры, ни другие народы, заимствовавшие их пись­мо, не развили его до алфавита, т. е. звукового письма, где каждый знак передает лишь один согласный или гласный звук. Шумерское письмо содержит логограммы (или идеограммы), которые читаются как целые слова, знаки для обозначения гласных, а также согласных вместе с гласными (но не одних согласных отдельно). Чтобы читатель мог легче ориентироваться при чтении сложных текстов, нередко напоминавших ребусы, писцы пользовались специальными

детерминативами для обозначения деревянных орудий или предметов, названий профессий, многочисленных растений и т. д. Такие детерминативы ставили перед соответствующими словами, и читающий мог сразу видеть, что, например, за знаком лу, являвшимся детерминативом для обозначения профессии, следует ожидать слова типа «кузнец», «корабельщик» и т. д. Такие детерминативы были совершенно необходи­мы, поскольку в шумерском письме один и тот же знак имел много совершенно различных чтений и значений. Например, знак тин среди прочих имел значения «жизнь» и «строитель» (в устной речи эти слова различались тональностью). Если перед знаком тин стоял детерминатив для обозначения профессии, он читался «строитель», а без детерминатива — «жизнь». Всего в шумерской клинописи, развитой дальше аккадцами, было более 600 знаков, состоявших из клинышков в различных сочетаниях. Поскольку почти каждый знак имел много значений, клинопись во всех ее тонкостях была доступна довольно ограниченному кругу писцов.

В XXIV в. до н. э. появляются первые известные нам пространные тексты, написанные на шумерском языке.

Аккадский язык засвидетельствован в Южной Месопотамии начиная с первой половины III тысячелетия до н. э., когда носители этого языка заимствовали от шумеров клинопись и стали широко пользоваться ею в своей повседневной жизни. С этого же времени начинаются интенсивные процессы взаимопроникновения шумер­ского и аккадского языков, в результате чего они почерпнули друг из друга много слов. Но преимущественным источником таких заимствований был шумерский язык. Из него аккадский, в частности, заимствовал слова для обозначения таких понятий, как плуг, стол, ячмень, пахарь, многие термины для обозначения различных ремесленных профессий, культа и чиновников государственного аппарата. В этот же ранний период шумеры заимствовали из аккадского языка слово для обозначения растения лук, термины купли-продажи и понятие для обозначения раба. В последней четверти III тысячелетия до н. э. были составлены древнейшие двуязычные (шумеро-аккадские) словари.

В конце XXV в. до н. э. шумерская

клинопись стала использоваться и в Эбле, древнейшем государстве на территории Сирии, где найдены библиотека и архив, состоящие из многих тысяч табличек.

Среди них сохранилось огромное количество текстов на шумерском языке, а также шумеро-эблаитские словари, представленные иногда в десятках экземпляров.

Шумерская письменность была заимствована и многими другими народами (эламитами, хурритами, хеттами, позднее и урартами), которые приспособили ее к своим языкам, и постепенно к середине II тысячелетия до н. э. вся Передняя Азия стала пользоваться шумеро-аккадским письмом. Одновременно с распространением клинописи аккадский язык превратился в международный язык общения, дипломатии, науки и торговли. Так, например, в амарнский период (XIV в. до н. э.) египетский двор для связей со своими сирийскими вассалами и другими государствами пользовался вавилонским диалектом аккадского языка. Среди амарнских текстов в Египте были обнаружены даже вавилонские мифологические произведения с пометками египетских писцов.

Особое значение для месопотамской цивилизации имели природные условия. В отличие от других очагов древних культур, в Месопотамии не было камня, не говоря о папирусе, на котором можно было бы писать. Зато там было сколько угодно глины, которая давала неограниченные возможности для письма, не требуя, по существу, никаких затрат. Вместе с тем глина была долговечным материалом. Глиняные таблички не разрушались и от пожара, а, наоборот, приобретали еще большую прочность. Поэтому основным материалом для письма в Месопотамии была глина. Таблички делали из тонких сортов глины, очищая ее в воде от соломы и других примесей, в том числе и от минеральных солей. Соли Удалялись и с помощью обжига. Однако, поскольку в Месопотамии не было леса, обжигу подвергались лишь наиболее важные тексты (царские надписи, экземпляры произведений, предназначенные для хранения в библиотеках). Огромное большинство табличек просто сушили на солнце. Обычно таблички изготовлялись размером в 7—9 см в длину. Наиболее важные царские (а иногда и храмовые) надписи писали также на камне и металлических пластинках.

В I тысячелетии до н. э. вавилоняне и ассирийцы стали употреблять для письма также кожу и импортный папирус. В это же время в Месопотамии стали пользоваться и узкими длинными дощечками из дерева, покрытыми тонким слоем воска, на который наносили клинописные знаки.

Начиная с VIII в. до н. э. арамейский язык превратился в язык международной дипломатии и торговли всего Ближнего Востока. Арамейские писцы, которые писали на коже и папирусе, постепенно заняли ведущее место в месопотамской канцелярии. Школы клинописных писцов теперь были обречены на гибель.

Библиотеки.

Одним из самых крупных достижений вавилонской и ассирийской культур было создание библиотек. В Уре, Ниппуре и других городах, начиная со II тысячелетия до н. э., в течение многих веков писцы собирали литературные и научные тексты, и таким образом возникали обширные частные библиотеки.

Среди всех библиотек на Древнем Востоке самой знаменитой была библиотека ассирийского царя Ашшурбанапала (669— ок. 633/627 гг. до н. э.), заботливо и с большим умением собранная в его дворце в Ниневии. Для нее по всей Месопотамии писцы снимали копии с книг из официальных и частных коллекций или собирали сами книги.

В библиотеке Ашшурбанапала хранились царские анналы, хроники важнейших исторических событий, сборники законов, литературные произведения и научные тексты. Всего сохранилось более 30 000 табличек и фрагментов, в которых отразились достижения месопотамской цивилизации.

Вместе с тем библиотека Ашшурбанапала была первой в мире систематически подобранной библиотекой, где глиняные книги были размещены в определенном порядке. Многие книги были представлены в нескольких экземплярах, чтобы одновременно можно было пользоваться необходимыми текстами двум и более читателям. Большие тексты, продолжавшиеся на многих табличках одинакового размера, занимали значительное место в библиотеке. Некоторые такие тексты включали до сорока, а иногда даже более ста табличек. Составление таких серий диктовалось необходимостью собрать в одном месте всю доступную информацию по тому или иному

вопросу. На каждой табличке стоял номер «страницы», чтобы по использовании ее можно было вернуть на место. Заглавием серии служили начальные слова ее первой таблички. Литературные тексты сопровождались колофонами, которые соответствуют титульным листам современных книг. Поиски нужного произведения облегчали этикетки, привязанные бечевками к табличкам и указывавшие на содержание, название серий и количество табличек в каждой серии. Эти этикетки были своего рода каталогами.

Архивы.

Древняя Месопотамия была страной архивов. Самые ранние архивы относятся еще к первой четверти IIIтысячелетия до н. э. В этот период помещения, в которых хранились архивы, в большинстве случаев не отличались от обычных комнат. Позднее таблички стали хранить в ящиках и корзинах, покрытых битумом, чтобы уберечь их от сырости. К корзинкам были привязаны ярлыки с указанием содержания документов и периода, к которому они относятся. В архиве храмовой администрации в городе Уре в XIX в. до н. э. таблички располагались на деревянных полках в специальном помещении. В царском дворце Мари археологи нашли колоссальный архив, относящийся к XVIII в. до н. э. В Уруке в двух комнатах было обнаружено около 3500 документов хозяйственной отчетности VIII—VI вв. до н. э. При раскопках в Хорсабаде, на территории Древней Ассирии, взору археологов предстала комната, в стенах которой были расположены три ряда ниш от 25 до 30 см высотой и шириной и от 40 до 50 см глубиной, разделенных перегородками. В этих нишах найдено некото­рое количество фрагментов табличек. Очевидно, когда-то в этом помещении хранились архивные документы.

Первые известные нам архивы частных лиц относятся к первой половине III тысячелетия до н. э. Они хранились в кувшинах, ящиках и в тростниковых корзинках. От I тысячелетия до н. э. сохранилось большое количество частных архивов. Среди них особое место занимает архив делового дома Эгиби, функционировавшего в Вавилоне с конца VIII до начала V в. до н. э. В этом архиве насчитывается более 3000 долговых расписок, контрактов об аренде земли и домов, об отдаче рабов в обучение различным ремеслам и т. д. В городе Ниппуре был

найден архив другого делового дома, а именно Мурашу, имевшего большое значение в экономической жизни Южной Вавилонии в V в. до н. э. Архив этот содержит свыше 800 табличек, большая часть которых прекрасно сохранилась.

В государственных, храмовых и частных архивах сохранились также тысячи писем самого разнообразного характера. Они написаны на продолговатых маленьких табличках из глины мелким, убористым письмом. Некоторые из них обожжены, а большинство высушены на солнце. Адресату они посылались в глиняных конвертах, скрепленных печатями, что обеспечивало тайну переписки и сохраняло текст от повреждений. На конверте писали и имя адресата.

Центральной фигурой месопотамской цивилизации был писец, являвшийся основным создателем богатейшей клинописной литературы. От услуг писцов зависели правители, храмы и частные лица. Некоторые из писцов занимали очень важные посты и имели возможность оказывать влияние на царей, принимали участие в важных дипломатических переговорах. Но большинство писцов, находившихся на службе у царя или у храмов, выполняли бюрократические функции по управлению хозяйством и сбору податей.

Школы.

Большинство писцов получало образование в школе, хотя нередко писцовые знания передавались и в семье, от отца к сыну. Шумерская школа, как и более поздняя вавилонская, главным образом готовила писцов для государственного и храмового управления. Школа стала центром образования и культуры. Программа обучения была до такой степени светской, что религиозное образование вообще не входило в круг школьных занятий. Основным предметом обучения являлись шумерский язык и литература. Ученики старших классов в зависимости от предполагавшейся в дальнейшем более узкой специализации получали грамматические, математические и астрономические знания. Те, кто собирался посвятить свою жизнь науке, продолжительное время изучали право, астрономию, медицину и математику.

Ряд шумерских произведений повествует о школьной жизни. Часть их носит нравоучительный характер, а другие полны иронии и сарказма по отношению к учите-

лям. Так, например, в произведении «О непутевом сыне» писец увещевает своего ленивого сына не слоняться по улицам, брать пример с достойных учеников и прилежно заниматься. Как рассказывается в другом шумерском произведении, по просьбе сына, который был плохим учеником и поэтому часто подвергался порке в школе, отец пригласил учителя в гости, чтобы задобрить его. Гостя усадили на почетный стул, накормили хорошим ужином и одарили ценным подарком, после чего он стал восхвалять мальчика как способного и при­лежного ученика. Сохранился еще один шумерский текст, в котором ученик обвиняет своего учителя в том, что тот не научил его ничему, хотя он и посещал школу с детства до зрелого возраста. На эти упреки учитель отвечает: «Ты уже близок к старости. Время твое прошло, как у иссохшего зерна... Но если ты будешь все время учиться, днем и ночью, будешь послушен, а не заносчив, если будешь слушаться учителей и товарищей, то еще можешь стать писцом».

Словесность. Сохранилось значительное количество поэм, лирических произведений, мифов, гимнов, легенд, эпических сказаний и сборников пословиц, которые когда-то составляли богатую шумерскую литературу. Особый жанр составляли произведения о гибели шумерских городов из-за набегов соседних племен. Большой популярностью пользовался «Плач о гибели жителей Ура» (в конце XXI в. до н. э.), где описываются страшные подробности о страданиях женщин, стариков и детей, которые мучились от голода, горели в объятых пожаром домах и тонули в реке.

Самым знаменитым памятником шумерской литературы являлся цикл эпических сказаний о легендарном герое Гильгамеше. В наиболее полном виде этот цикл сохранился в более поздней аккадской переработке, найденной в библиотеке Ашшурбанапала. Это величайшее литературное произведение Древней Месопотамии. Согласно преданию, Гильгамеш был сыном смертного человека и богини Нинсун и правил в Уруке. Но сохранившаяся традиция позволяет полагать, что Гильгамеш был историческим лицом. Например, в шумерских царских списках он упоминается как один из царей Первой династии города Урука.

В этом произведении рассказывается о том, как Гильгамеш начал угнетать жителей Урука, заставляя их работать все время над сооружением городских стен. Измученные горожане обратились к богам с мольбой избавить их от своего царя. Когда многократные их жалобы надоели богам, Ану, бог неба, велел одной богине сотворить героя, который мог бы состязаться в силе с Гильгамешем. Богиня слепила из глины могучего героя по имени Энкиду. Его тело было покрыто шерстью, и сам он жил в степи среди диких зверей. Узнав о существовании Энкиду, Гильгамеш решил побороться с ним, чтобы жители Урука могли убедиться в доблести своего царя. Поэтому в степь была послана блудница по имени Шамхат, чтобы соблазнить Энкиду и привести его в Урук. Энкиду целую неделю наслаждался ласками Шамхат, после чего решил вернуться к зверям. Однако последние уже не признали Энкиду и бежали прочь от него. Тогда Шамхат удалось привести Энкиду в Урук, где на виду у всего города состоялось его единоборство с Гильгамешем. Силы соперников были равными, и они решили стать друзьями. Эта дружба оказалась верной, и они вместе убили страшное чудовище Хумбабу, которое охраняло кедровый лес, и совершили много других подвигов. После этого богиня Иштар влюбилась в Гильгамеша и предложила ему свою любовь. Гильгамеш отверг ее, бросив ей упрек, что в прошлом она без конца меняла мужей и не способна на постоянное чувство. Оскорбленная такой дерзостью, Иштар пришла в ярость и послала против смельчака чудовищного быка. С помощью Энкиду Гильгамеш убил чудовище. При этом Энкиду нанес богине тяжкое оскорбление, бросив ей в лицо ляжку убитого быка со словами, что, если бы он мог добраться до Иштар, он убил бы и ее. За это оскорбление Энкиду суждено было умереть. Гильгамеш долго переживал смерть верного друга и в тоске решил отправиться на край света, к своему отдаленному предку Зиусудре, еще в незапамятные времена спасшемуся от потопа. Зиусудра рассказал Гильгамешу следующую легенду о потопе. В отдаленные времена, когда богам надоели людские беззакония и грехи, они решили уничтожить род человеческий, сделав исключение лишь для праведного и благочестивого Зиусудры и его жены. Бог Энки предупредил Зиусудру о грозящей опасности и велел ему построить

Статуя шеду (духа-охранителя) из царского дворца Саргона II в Дур-Шаррукине. VIII в. до н.э.

корабль и перебраться на него заблаговременно, еще до начала потопа. После настойчивых просьб Гильгамеша Зиусудра рассказал также ему, каким образом можно найти волшебное растение, дающее бес­смертие. Преодолев большие опасности и испытав тяжкие трудности, Гильгамеш смог найти это растение. Однако он не съел его, а решил доставить в Урук, чтобы поделиться им с жителями своего родного города и тем самым сделать их также бессмертными. Однако, когда на обратном пути в Урук Гильгамеш решил искупаться и оставил траву на берегу реки, змея похитила ее и приобрела бессмертие. Тогда Гильгамеш убедился в невозможности бороться с предначертаниями богов, которые присвоили себе секрет бессмертия и присудили человеку лишь короткий век.

В конце II тысячелетия до н. э. в Вавилонии появилось философского характера произведение на аккадском языке под названием «Да прославлю я владыку мудрости». Оно рассказывает о жалкой и жес­токой судьбе невинного страдальца. Хотя он жил праведно и соблюдал все божеские установления и человеческие законы, бесконечные беды, страдания и гонения не переставали преследовать его. В этом про­изведении ставится вопрос, почему Мардук, верховный бог вавилонян, допускает, чтобы самые лучшие люди бесконечно страдали без всякой вины с их стороны? На этот вопрос дается следующий ответ: воля богов непостижима и поэтому люди должны беспрекословно покоряться им. Позднее этот сюжет нашел дальнейшее развитие в библейской книге Иова, мужа непорочного, справедливого и богобоязненного, которого тем не менее настигали бесконечные удары судьбы.

По своему содержанию к произведению о невинном страдальце примыкает и поэма «Вавилонская теодицея» (дословно «богооправдание»), возникшая в первой половине XI в. до н. э. В отличие от большинства древневосточных литературных произведений, носящих анонимный характер, нам известен автор этой поэмы. Им был некий Эсагил-кини-уббиб, служивший жрецом-заклинателем при царском дворе. В ней в яркой форме излагаются религиозно-философские идеи, волновавшие вавилонян. «Теодицея» построена в форме диалога не­винного страдальца с его другом. На протяжении всего произведения страдалец обличает неправедность и зло, излагает свои претензии к богам и сетует на несправедливость общественных порядков. Друг стремится опровергнуть эти рассуждения. Автор произведения не высказывает своего отношения к сути спора и не навязывает своего мнения читателю или слушателю.

X веком до н. э. датируется интересное произведение под названием «Раб, повинуйся мне», пронизанное пессимистическим отношением к жизни и ее превратностям. Оно содержит диалог господина со своим рабом. Скучая от безделья, господин перечисляет самые различные желания, которые он хотел бы исполнить. Раб сначала поддерживает намерения хозяина и высказывает свои доводы в пользу их осуществления. Затем, когда господин отказывается от их реализации, раб всякий раз приводит аргументы относительно того, что все дей­ствия человека бесполезны и бессмысленны. Так, если господин поступит на службу к правителю, тот может отправить его в

опасный поход; если он отправится в путешествие, то может погибнуть в пути; можно было бы завести семью, но и этого не следует делать, ибо в таком случае дети разорят отца; если заняться ростовщичеством, можно потерять и свое имущество и заслужить черную неблагодарность должников; бессмысленно также приносить жертвы богам, ибо последние капризны и жадны, а взамен за приношения оставляют людей без всякого внимания. Раб внушает господину, что не следует делать добро людям, ибо после смерти и злодеи, и праведники, и знатные, и рабы равны, и никто не отличит их друг от друга по черепам. В конце произведения раб убеждает своего пресыщенного жизнью хозяина, что единственное благо заключается в смерти. Тогда господин высказывает желание убить своего раба. Но тот спасается тем, что указывает на неизбежность скорой смерти и самого господина.

Большую художественную ценность имеют ассирийские анналы, написанные ритмическим языком и содержащие яркие образы, в том числе и описания природы чужеземных стран, через которые проходили ассирийские воины. Но самым знаменитым ассирийским произведением была повесть о премудром писце и советнике ассирийских царей Ахикаре. Сохранился клинописный текст, который называет Ахикара ученым советником Асархаддона (681—669 гг. до н. э.). Таким образом, герой повести был историческим лицом. Как видно из самого произведения и упомянутого клинописного текста, он происходил из арамейской среды, в которой, по-видимому, и возникла сама повесть. Текст ее еще в древности и в средние века был переведен на греческий, сирийский, арабский, армянский, славянские и другие языки. В наиболее полном виде повесть сохранилась на сирийском языке. Сюжетная линия повести такова: Ахикар не имел своих детей, поэтому он усыновил сына своей сестры Надана и, научив его почетной профессии писца, устроил на придворную службу. Но племянник оказался неблагодарным человеком и оклеветал перед царем своего приемного отца. В результате этого Ахикар подвергается бесконечным злоключениям, но в конце концов справедливость восторжествовала, и Надан умирает, понеся заслуженное им божье наказание.

Похожие статьи:

poznayka.org


Смотрите также