История древнего урала. Древнейшая история Южного Урала (стр. 1 из 5)
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Древнейшая история Южного Урала (стр. 2 из 5). История древнего урала


История Урала / География

История УралаЧеловек появился на Урале в эпоху палеолита. В эпоху неолита (VI-IV тыс. до н. э.) возникают первые постоянные поселения людей. Благодаря обилию торфяников сохранились следы ряда древнейших поселений – около Шигирского озера (в окрестностях Невьянска), у Горбуновского озера (около Нижнего Тагила), найденные археологами предметы сохраняются в музеях области.

В эпоху бронзы (III тыс. до н. э.) здесь возник один из древних металлургических центров. Следу древних горных работ позволяли позже заново открывать ряд перспективных месторождений. К началу нашей эры южная зона заселялась древнетюркскими племенами (предками татар), а горно-таежная – финноугорскими (предками хантов и манси).

Экономическое и культурное общение коренных народов Урала с русскими уходит вглубь веков. Еще в XI веке новгородцы проложили водный путь на Урал и в Сибирь. Они вели здесь меновую торговлю, взимали дань с жителей верхнекамских и территорий на северо-западе Урала.

В XVI в. новгородский путь заменяется более коротким московским путем, который шел от верховьев реки Вишеры волоком через Уральский хребет на Лозьву и далее по Тавде в Иртыш. Около 1590 г. на реке Лозьве был сооружен городок Лозьвинск, четыре года спустя ниже устья реки Пелым тоже возник городок. Этим было положено начало заселению русскими Северного Зауралья.

В 1957 г. соликамским жителем Артемием Бабиновым был проложен новый, более удобный и короткий путь от Соликамска на реку Туру (который получил название Бабиновская дорога). Там, где новая дорога сходилась с Турой, был заложен город Верхотурье, ставший центром освоения не только Урала, но и Сибири. Здесь была устроена таможня, взималась таможенная пошлина в 10% со всех провозимых товаров. На протяжении всего XVIII века этот город был главным экономическим центром Зауралья.

История УралаУже в XVIII веке на Среднем Урале производилась выплавка железа, которая велась сыродувным способом (то есть, в горнах с применением ручных мехов). Одним из первых кустарных заводов стал Ницинский (основан в 1630 г. на реке Нице возле современного Ирбита). В 1699 г. было начато строительство казенного Невьянского чугунноплавильного и железоделательного завода. Грамота на владение заводом была выдана Петром I на имя Никиты Демидова.  

Уже в 30-х годах XVIII века Средний Урал стал важнейшим металлургическим районом страны. Здесь выплавлялась большая часть российского металла. Много железа вывозилось даже в Англию. Заводы строились в лесистых районах на небольших речках, недалеко от месторождений руд. Горнозаводская промышленность определила особенности расселения – заводской поселок на берегу искусственного пруда. В первой половине XVIII века здесь уже добывались уральские самоцветы, было открыто рудное золото.  В начале XVIII века на Урале работал выдающийся историк и географ В.Н. Татищев. Он первым начал изучать и описывать природу, быт и хозяйство Среднего Урала, под его руководством проводились поиски полезных ископаемых, картографические съемки, строились заводы, дороги. Татищев выбрал место для строительства будущего Екатеринбурга.

Екатеринбург стал главной точкой нового Сибирского тракта, который пересекал Урал в самой суженной и пониженной части. Прошедший здесь во второй половине XVIII века путь способствовал дальнейшему экономическому развитию этой горнозаводской территории. В XIX веке была сооружена горнозаводская железнодорожная линия Екатеринбург – Нижний Тагил и далее на Пермь а после постройки железной дороги от Екатеринбурга до Тюмени образовался сплошной железнодорожный путь от бассейна Камы до бассейна Оби. Улучшение транспортных связей способствовало дальнейшему развитию промышленности, дальнейшему заселению территории.

В период революционных событий 1917 года Екатеринбург, который был в то время лишь уездным городом пермской губернии, стал главным политическим центром Урала. Именно здесь в 1918 г. содержалась в заключении и была расстреляна царская семья. В послереволюционные годы Екатеринбург, переименованный в Свердловск, стал развиваться как крупнейший пролетарский центр Урала и фактически экономическая и политическая столица всего региона.

comments powered by HyperComments

riaural.ru

Древнейшая история Южного Урала

1. Памятники бронзового века: культуры и протогорода

1.1 Горное дело и металлургия

Бронзовый век Южного Урала (2-е - нач. 1-го тыс. до н.э.) - историко-культурный период, знаменующийся переходом от металлургии меди к использованию бронзы. Массовое производство орудий труда и оружия из бронзы способствовало активизации социально-экономических отношений и миграционных процессов. Южный Урал в эпоху бронзы представлял собой один из районов добычи медистых песчаников, являвшихся рудным сырьем древних металлургов. Наиболее известны поселения металлургов на Южном Урале, условно названных археологами абашевцами. Добыча руды, ее дробление, обогащение производились на месторождениях Таш-Казган, Никольское. Плавка осуществлялась на поселениях, обычно в плавильных чашах. Полученный металл разливали в литейные формы или подвергали ковке. По мнению одного из ведущих специалистов по древней металлургии, доктора исторических наук Е. Н. Черныха, добавку олова, свинца и других примесей делали уже после выплавки металла. Количество примесей определяли в зависимости от назначения отливаемых предметов (мягкий металл — для серпа, более твердый — для кинжала).

Для периода ранней бронзы развитие металлургии связано с необычным явлением, получившим название Сейменско-Турбинский феномен. В Прикамье О. Н. Бадер раскопал Турбинский могильник, в котором были найдены прекрасно выполненные вещи из металла: кельты, тесла, топоры, ножи, наконечники копий. Они имели характерные формы, были украшены орнаментом и фигурками животных. Исследовано еще четыре крупных могильника: Решное, Сейма (Волга), Ростовка и Сатыга-16 (Зауралье), аналогичных Турбинскому. В настоящее время выделено большое количество бронзовых вещей, сходных по форме и технологии изготовления, распространенных в лесной полосе от Волги до Енисея.

Следующий период активного освоения уральских месторождений связан с использованием руд месторождений Таш-Казган, Никольское, Каргалы (Южный Урал). К середине II тыс. до н. э. производство бронзы на Южном Урале становится постоянным и массовым, а изделия из нее широко распространяются по степным и лесостепным территориям (по мнению некоторых ученых, до Днепра). Сложившаяся за тысячелетнее развитие горного дела и камнеобработки металлургия со II тыс. до н. э. заняла определяющее место в производстве орудий труда и оружия. Вместе с тем уральское население продолжало широко использовать камень, особенно гранит, гнейс, песчаник, диорит. Из них делали молоты и песты для дробления и растирания руды, шлифовальные плиты и зернотерки, наковальни для ковки медных изделий, ритуальные предметы.

1.2 Народы и археологические культуры

Второе тысячелетие до н. э., в которое в основном вписывается бронзовый век на Урале (заканчивается в VIII—VII вв. до н. э.), вмещает большое количество археологических культур и более крупных культурно-исторических общностей, сменяющих друг друга во времени и сосуществующих одновременно в разных природных условиях. Наиболее яркими и значительными для истории Урала были памятники протогородской цивилизации, абашевской и андроновской культурно-исторических общностей (степная и лесостепная зоны), андроноидных культур лесной зоны (черка-скульской, пахомовской, сузгунской), гамаюнской культуры — переходной к раннему железному веку. Ученые уже давно пытаются сопоставить археологические культуры с этносами (народами). Народы, населявшие Урал позднее, в XV в., относились к уральской языковой семье и включали в себя угорскую (ханты, манси), самодийскую (ненцы) и финско-пермскую (коми, удмурты, мордва) ветви. Юг Урала занимали тюркоязычные народы. Протогорода Южного Урала исследователи связывают с индоиранскими племенами индоевропейской языковой семьи. Андроновцев часть исследователей также относит к индоиранцам. Другие же говорят, что они были уграми, как и черкаскульцы (то есть относились к угорской ветви уральской языковой семьи). Гамаюнская культура отражает самодийскую линию развития уральских народов. Процесс формирования народов был сложным. Многочисленные передвижения населения, связанные с изменением природной и социальной обстановки, приводили к смешению, а иногда и исчезновению (поглощению-ассимиляции) отдельных групп.

В последние десятилетия на Южном Урале были открыты свыше 20 памятников начала II тыс. до н. э. с круговой планировкой, наиболее известные из которых Аркаим и Синташтинское поселение. «Страной городов» назвали археологи эти памятники. Аркаим, исследованный в настоящее время не только археологическими методами, но и с помощью аэрофотосъемки, геофизики, палеоботаники, палеозоологии, палеопочвоведения, астрономии, позволяет нам охарактеризовать особенности конструкции и назначения таких спланированных объектов. Аркаим представляет собой круговое сооружение, состоящее из 2-х вписанных друг в друга кругов укреплений (возможно, существовала и третья линия обороны, сейчас разрушенная), к которым примыкают жилища(см Рис 1.2). Центральная площадь оставалась свободной. Площадь поселения около 20 тыс. кв. м. Внешний круг включает более 40 жилищ неправильной четырехугольной формы. В жилищах были колодцы, очаги, ямы-хранилища. В них найдены остатки металлургического производства, а конструкция из колодца и связанной с ним печи позволяла получать сильную тягу, увеличивающую температуру при выплавке. Жителей таких укрепленных протогородов, как Аркаим, можно считать металлургами, скотоводами, земледельцами и воинами. Кроме того, они умели обрабатывать шкуры, кость, делать глиняную посуду, владели ремеслом ткачества.

Рисунок 1.2 - Культурный комплекс Аркаим. II тысячелетие до н. э.

Синташтинско-аркаимскую культуру характеризуют и могильники, среди которых сейчас полностью изучен Синташтинский комплекс. В нем найдены погребения лошадей, людей, колесницы. Исследователи считают, что эти захоронения отражают большую роль воинов в жизни общества. По мнению исследователей, памятники типа Аркаим и Синташта связаны с древними ариями и находят аналогии в текстах древнеиранской «Авесты» и древнеиндийской «Ригведы». Открытия и изучение памятников протогородской цивилизации на Южном Урале продолжаются. Аналогичных памятников в более поздний период эпохи бронзы не обнаружено.

Во времена бронзового века существовали различные племена, обладавшие своей определенной культурой:

1. Племена андроновской культуры. Это были скотоводы-андроновцы, разводившие коров, овец, лошадей. Занимались пойменным земледелием, владели искусством металлургии и металлообработки, делали глиняную посуду. Посуда имела форму горшка с выделенной, иногда отогнутой верхней частью, раздутой основой и плоским дном. Вся поверхность горшка, в том числе и дно, украшалась узорами, среди которых были распространены меандры и свастика, изображающая солнце и отражавшая его большое значение в жизни андроновского населения.

2. Культура лесных племен. Черкаскульские племена, широко расселившиеся в лесной и лесостепной полосе Урала, в своем хозяйстве сочетали скотоводство, земледелие, охоту, рыболовство, собирательство. Ведущей отраслью было придомное скотоводство. Разводили лошадей, коров, овец, реже — свиней. Охотились преимущественно на лося и косулю, водоплавающую птицу (лебедь, гусь).

3. Культура лесных и лесостепных племен. В конце эпохи бронзы лесную и лесостепную полосу Зауралья занимали племена гамаюнской культуры. Известны поселки двух видов: неукрепленные и укрепленные (городища). Среди городищ раскопаны необычные укрепленные жилища — Нижнее и Верхнее Туманские (Северное Зауралье), Шайдурихинское (Среднее Зауралье). Их внешний вид до начала раскопок напоминал холмы. При исследовании обнаружены двойные деревянные стены, обмазанные глиной и подсыпанные грунтом. В таком жилище обитала большая патриархальная семья (патриархальная — значит, такая семья, в которой главным становится мужчина и счет родства ведется по мужской линии). Появление городищ и их частая гибель от пожаров, видимо, связаны с тем, что, расселяясь, гамаюнцы встречались с местными племенами. Эти контакты не всегда были мирными. Охота оставалась главным занятием гамаюнского населения. Кроме этого, они занимались рыболовством, а в южных районах и скотоводством. Орудия труда и оружие делали из камня, рога, кости (наконечники стрел, скребки, топоры, проколки), посуду и другие бытовые вещи - из глины, украшения - из меди.

К произведениям искусства бронзового века относятся некоторые наскальные рисунки, скульптурные изображения людей и животных на орудиях труда и предметах культа. В степных районах чаще находят изображение мужчин, что отражает их возрастающую роль в обществе скотоводов и воинов. У лесных племен сохраняется высокое положение женщины. Здесь иногда находят женские фигурки. Головками или целыми фигурками оформлялись каменные песты, молоты и бронзовые вещи — например, сейменско-турбинские ножи, наконечники копий. Богатым и разнообразным было орнаментальное украшение бронзовых вещей (кельтов, ножей) и керамики.

У населения бронзового века наблюдается сложившийся культ умерших. Курганные могильники (то есть захоронения под высокими насыпями) типичны для степной зоны, а грунтовые (без насыпания холмов) — в лесной. По вещам, положенным вместе с умершими, можно понять, чем занимался человек и какое положение он занимал в обществе при жизни. Встречаются, например, погребения металлургов, кузнецов, знатных воинов, которых сопровождало захоронение коней. Для степных племен характерен, видимо, и культ солнца. Для проведения обрядов, принесения жертв служили, как и в энеолите, специальные места-святилища.

Эпоха бронзы – время активных контактов и переселения народов. Но взаимодействия различных культур не всегда носили мирный характер. Именно для эпохи бронзы впервые отмечено обилие боевого оружия – копий, ножей-кинжалов, полированных каменных топоров и т. д. Военные столкновения были следствием углубления процесса имущественной и социальной дифференциации, дальнейшего разложения родового строя, происходившего в результате прогресса экономики.

mirznanii.com

история древнего Урала |

Давным-давно это было. Большая вода наступала с Севера. Затопила вода Ур-Ала. Ур-гора значит по мансийски, Ала-макушка этой горы. Вода затопила все, и только макушки гор из нее торчали.

Ансамбль Аркона, монтаж Т.Кочуриной

По манси Тумп - остров значит. Монинг-Тумп (Гора с останцами, она же Торре-Порре-Из на языке коми), Янг-Тумп (Ледяная гора), Гапхартне-Тумп - сейчас это все горы,  а когда-то они островами были. Жили в этих местах Северного Урала люди очень близкие природе - древние манси. Охотились на белку, рябчика, утку, тетерева. Read more

По книге Р.Ф.Скоробогатовой "Сен-Жермен на Урале"

СварогУрал с древних времен назывался Каменным Поясом, Камнем, Земным Поясом, Поясом, Поясным Камнем. Всего Урал имел до полутора десятков названий. (У древних славян-ариев, наследников Гипербореи Ур - обжитая, благодатна­я Земля). Когда-то миллионы лет назад он поднялся из первозданного океана. В Уральской легенде о Змее-Полозе говорится: "Вскорости, как наша Земля отвердела, как суша от морей отделилась, зверями всякими, птицами населилась, из глубин Земли, из степей прикаспийских, Змей-полоз выполз. С хрустальной чешуей, с самоцветным отливом, огненным нутром, рудяным костяком, медным прожильем... задумал он собой Землю опоясать. Задумал и пополз от каспийских полуденных степей до полуночных холодных морей..."

В книге Велеса есть описание, как творилась уральская часть священного Пояса: "По велению Рода небесного, по хотенью-желанью Сварожьему - там, где перья вороньи рассыпались, - встали горные кряжи Репейские. Там где пало перо соколиное, - груды золота залегли в горах, так увидел Сварог со Сварожичем, по велению Рода небесного." Сокол и "груды золота" - это символ солнечного божества. Read more

Афкула - центр цивилизации в древней Парме

Река ОбваВ Пермском крае в Карагайском районе в 30 км от села Рождественское уже много лет ведутся археологический раскопки. Предполагается, что Рождественское городище это ничто иное как легендарная Афкула - столица древнего государства Вису, называвшегося еще страной Чулманской (Камской). Первое упоминание о ней XII век. Именно сюда доходили караваны из Приволжской Булгарии.  Древние пармяне активно торговали мехами черных лисиц и соболей, а булгары везли посуду, ткани и прочий ширпотреб. Сюда привозили также восточное золото и серебро дорогое оружие и утварь, вино и масло.

Афкула означает "Поворотная крепость". В 2012 году археологи сделали сенсационную находку - древний металлургический завод.  Read more

Скала Дужной Камень на реке Чусовой. Дужной потому что изогнут дугой. Дуги пластов спрессовались из осадков на дне древнего Пермского моря. Один такой пласт - это, условно говоря, миллион лет. То есть сверху донизу - это продолжительность Пермского периода.

Скала Дужной Камень - эталон Пермского периода

Шотландец  Родерик Мурчисон открыл Пермский период именно в этих местах в 1841 году.  Он облазил весь Урал вдоль и поперек, изучая  строение гор. Пласты Чусовских скалы оказались наглядной иллюстрацией древних геологических процессов. Read more

Уже в 16 веке при Иване Грозном уральские земли, якобы "пустые"  выхлопотали для себя Строгановы. Они нагло и грубо вышвыривали вогулов с их родовых угодий "... со старых их искони вечных вотчин. Медвяные их ухожане, и бобровые гоны и рыбные ловли, с чего де они ясак платили, все поотнимали". Чтобы закрепить эти земли они строили укрепленные городки  - остроги на Чусовой.

В 1563 году Сибирское ханство захватил Кучум. Он умело направлял недовольство хантов и манси против русских обещая им помощь и поддержку. Скопившиеся обиды уральцев вылились в так называемую строгановскую войну 1572-1573 годов. Пелымский князь Бегбелий, собрав достаточно сильное  войско, "... нечаянно подошел под Чусовской строгановский городок и оттоль учиня нападение на Сылвенский острожек и прочие села и деревни многие, выжег и разорил и убивство учинил...". Строгановы, собрав рать, направились вдогонку уходившему с богатой добычей Бегбелию. Тот недалеко ушел, отягощенный пленниками и обозом. Бросив все Бегбелий еле ушел в Пелым с остатками своего воинства. Но урок был не впрок.

В 1580 году пелымский князь, собрав 680 воинов, решил повторить мероприятие. Пелымцы опять разорили некоторое число строгановских поселений, но дружина Строгановых опять дала отпор. На сей раз Бегбелий попал в плен. Взяв с него слово, что больше не полезет, князя отпустили. Read more

Пелымский князь Асыка против русских.

К середине 15 века Москва заняла лидирующие позиции среди городов русских. Во время правления Ивана III с 1462 по 1505 гг завершилось  объединение  земель вокруг Москвы. Долго сопротивлялся Новгород Великий, но и он не сохранил своей независимости, в 1471 году был покорен.  В 1480 году после великого стояния на реке УГРА окончательно пало монголо-татарское иго.

Васнецов Московский кремль при Иване III

 Князь Иван III стал именоваться царем. Московское царство - так стали называться  русские земли. И вот в головах московской знати созревают великоимперские планы. "Москва - третий Рим!" - решили они.

Главные противники - татарские ханства на Волге и Урале, но они пока не по зубам. И Иван III решает присоединить к Московскому царству Северный Урал - земли пелымского княжества, населенного народами ханты и манси. Read more

Взятие Батыем г.ВладимираВ 1240 году из сибирской глуби двинулись на Урал "монголо-татарские" орды (роды).   Сотни могучих родов, объединенных языком, бореально-арийскими традициями суперэтноса, единой ведической верой - сотни и сотни тысяч прекрасно вооруженных воинов, профессиональных витязей во многих поколениях, могучих русоволосых и светлоглазых русов-бореалов - вот кто был реальными «монголами». Только они, эти непобедимые и ярые орды могли объединиться для великого завоевания, для великого похода (в который несчастных первобытных дикарей-халху, называющих себя сейчас "монголами" они не взяли бы и погонщиками). Русам скифо-сибирского мира не мог противостоять никто.

"Татаро-монгольское" нашествие было нашествием скифо-сибирских русов, втянувших в свой могучий «девятый вал» татар, язычников, русов-алан, вторичных русов Средней Азии. Причем их (втянутых) гнали перед собой и первыми бросали на убой на стены городов.  Read more

Иткульцы - металлурги-кузнецы

Прошла тысяча лет с тех пор, как погас огонь в металлургических печах южноуральских городов бронзового века. Один за другим сменялись народы. Наступил железный век. Степные просторы Южного Урала населяли кочевники: сначала саки, затем сарматы. Вдоль хребтов Урала, в лесах, по берегам рек и озер, там, где сейчас север Челябинской и юг Свердловской областей, в период с 2700 по 2300 лет назад жили иткульцы - металлурги-кузнецы. "Имя" они получили по названию озера Иткуль.

Археологам известны десятки иткульских городищ, поселений и несколько погребений. Read more

До середины 15 века новгородцы были фактически хозяевами на Северном Урале. Но в 1462 году Москве воцарился князь Иван III, провозгласил лозунг дня "Москва - это третий Рим" и начал создавать империю. Для начала он вознамерился отобрать у Новгорода богатые северные земли.

Северный Урал

С середины 15 до конца 16 века на восточных склонах Уральских гор и прилегающих территориях Зауралья в бассейне рек: Пелым, Тавда, Сосьва, Конда располагалось  Пелымское княжество. Точнее, оно было, говоря современным языком, федерацией из трех самоправных княжеств: Пелымское и присоединившиеся к нему Кондинское и Табаринское.  Read more

perevalnext.ru

древняя история Урала | - Part 2

Аркаимские степи

Открытие  Аркаима и других древних городов Южного Урала (их порядка 20)   говорит о том, что в этих степях арийская раса останавливалась на своем славном пути из загадочной полярной страны. Южноуральская Гардарика образует территорию примерно 150 км с запада на восток и 350 км с севера на юг по восточному склону Уральских гор. Это тот самый Арийский простор, "Арианам-вайджа", "Ариаварта". И, быть может, это место и есть та самая Аррата, откуда вышли предки легендарных шумер.

Исследователи арийской проблемы и зороастризма, убеждены в том, что великий пророк Заратустра родился именно в этой местности.  И это получило  конкретное подтверждение. Read more

Александр Разбойников. Аркаим - страна городовУченые выяснили, что городища Урало-Тобольского междуречья населялись людьми высокоразвитой культуры. Каждое городище имеет правильную форму круга, прямоугольника или овала. Все они были защищены сложными системами укреплений. Расстояние между городищами 40-60 километров.

Аркаим - это архисложное сооружение. Он  образован двумя кольцами вписанных друг в друга оборонительных сооружений - рвов глубиной до 2,5 метра и деревянных стен, возведенных на высоких глиняных фундаментах. Диаметр кольцевой стены - 85 метров. Вплотную к оборонительным стенам были пристроены два кольца жилых домов - всего 60. Городище имеет четкую геометрию, оно было построено по единому плану по направлениям на восходы и заходы Солнца и Луны в ключевые даты календарного цикла. Внутреннее кольцо посвящено Солнцу, внешнее - Луне. По четкости ориентировки конкуренцию Аркаиму могут составить только некоторые пирамиды Египта, но они моложе лет на 200. Нет никаких сомнений, что Аркаим был построен по предварительному плану, построен разом. Все это - признаки высокоразвитой цивилизации. И этот народ не имел письменности? Не может быть! Read more

Аркаим - колыбель цивилизации

Аркаимская степь приоткрыла свою древнюю тайну. Перед нами возникает величественная картина мира на месте археологических раскопок. Степь читается как мудрая книга единства Человека и Природы. Древние арии, жившие здесь созидали свою цивилизацию по образу и подобию Природы. Степь открывает нам голоса Учителей, знающих как помочь нам, так "продвинутым" технически и так растерянным духовно.

Аркаимская степь

В степном Зауралье, на юге Челябинской области по долине протекает река Большая Карагайка, впадающая ниже по течению в реку Урал. Вдоль берегов поднимаются каменистые сопки и увалы, степные просторы перемежаются березовыми колками. Read more

Зюраткуль. Самое высокогорное озеро Южного Урала удивительно богато на археологические находки. Здесь, в озерном прибое, из года в год размывающем берег, можно найти каменные орудия, наконечники стрел... Древние орудия были впервые обнаружены в 1967 году.

Зюр3

Фото Вид на озеро Зюраткуль с одноименного хребта, справа Большой Нургуш

Через год открыли 8 стоянок каменного века - от 3-го до 10-го тысячелетия до нашей эры.  Read more

Вот и вырвался Миасс из ущелья, сбежал с Нуралинского хребта. Здесь он лишь по весне шумит, пенится, клокочет. Летом же прячется под землю в наносы камней, местами заросшие травой. На поверхности останутся лишь меандры - сухое извилистое русло. Километра полтора будет таиться река под землей до Нуралинского озера. Небольшое оно, да попробуй обойди. Берега подтоплены, стеной камыши с тростником. Дальше на пути Алакуль, спрятавшийся среди увалов.

Устиновские известняки на реке Миасс

Фото Устиновские столбы на р.Миасс

Встретиться с Миассом в верховьях легче всего на отрезке между деревнями Мулдакаево и Старобайрамгулово. После гор и горушек распахнется по течению реки даль. Read more

находки из Аркаима

Более 50 лет археологи изучают в южноуральских степях древние поселения бронзового века (4000-3500 лет от наших дней). Сейчас известно более 20 поселений страны городов. Полосой с севера на юг расположились они вдоль восточных предгорий Южного Урала: от реки Уй до севера Оренбургской области. Наиболее известен из них Аркаим.

Огненное ремесло в бронзовом веке на Урале процветало.

Read more

Каменные воины - свидетели грозных времен

Немало разбросано в южноуральских степях таких каменных изваяний - менгиров. Некоторые из них очень древние - эпохи бронзового века, а некоторые были установлены значительно позже. Возможно в древности менгиры служили разметкой пространства, знаками каких-то границ. Одни устанавливались у обочины подходящей к поселку дороги, являясь как-бы символическим стражем, оберегающим жилье, а другие - вдали от поселений, выполняя может быть религиозную функцию. Так недалеко от Аркаима у горы Чека есть две аллеи менгиров. Они могли быть связаны с почитанием горы Чека.

менгиры у горы Чека (Аркаим)

А третьи могли устанавливаться как надгробия над захоронениями. Может быть они были стражами границ мира живых и мира мертвых.

Есть еще одна версия. Read more

Саки жили  в степях Южного Урала примерно 2700-2500 лет назад. Они занимались кочевым скотоводством. В наших степях у них были летние пастбища, а зимние много южнее, в степях Казахстана. кроме могил своих сородичей саки оставили в южноуральских степях более тридцати странных сооружений. Археологи называют святилища страны саков курганами с усами. Они полосой тянутся по степям от Центрального Казахстана до Южной Башкирии. На Южном Урале курганы с усами распологаются на возвышенностях вдоль рек, откуда почти во все стороны просматриваются дали. Почти всегда рядом находятся кладбища саков - курганы, сложенные из камней. Курганы в могильниках могли быть и земляными, но обязательно обкладывались каменным "панцирем". Read more

Очень давно, может быть лет 300-400 назад кочевники, пережидая зиму где-нибудь на Арале, вспоминали что далеко на севере в южноуральской степи среди озер стоит одинокая башня, к которой ведет длинная, но знакомая дорога.

Башня Тамерлана

Каждый год в конце зимы они кочевали на север, добирались до башни чтобы перевести дух, встать на колени и попросить бога о милости. А потом привязать кусок ткани к крюку под куполом, чтобы пестрая тряпочка до следующей весны напоминала Богу о людях. Read more

Когда же произошло открытие русскими Южного Урала? К середине XVI века новгородцы и мосовиты хорошо освоили Северный Урал, который называли Камнем,  но о Южном  ничего не знали.  Конечно они имели кое-какую торговлю с западными башкирами, но только после покорения Казанского ханства в 1552 году дорога  на юг была открыта.

Иремель плато (Автор фото Влад Кочурин)

Башкирские племена начали постепенно принимать русское подданство. Сначала в нижнем течении реки Белой с по реке Ика, затем по реке Уфе, затем к России присоединились племена горной Башкирии и наконец южная часть по реке Сакмаре и по среднему течению реки Яик. Последними приняли русское гражданство башкиры Зауралья, жившие в Челябинской области (но пока что не знавшие об этом). Read more

Знает ли кто-нибудь кроме археологов где и когда были изобретены боевые колесницы? Оказывается не в Древней Греции или Риме, а в Гардарике - стране городов на Южном Урале.

Аркаим колесница

Впервые это обнаружилось в 1974 году, когда  археологи исследовали могильник бронзового века у села Рымникского на реке Синташе в Брединском районе Челябинской области. Именно там и были впервые найдены остатки шести древнейших в мире колесниц. Впоследствии их было обнаружено до полутора десятков. Read more

В X-XI в. Новгород  был крупным деловым и культурным центром Древней Руси. Новгородцы всегда отличались буйным нравом, тягой к демократии (вече), неповиновением князьям, неуемной жаждой путешествовать и торговать направо и налево. Заносило новгородцев в отдаленные и неведомые края, т.е. на Северный  Урал.

Северный урал

На западном склоне Уральских гор жили коми-зыряне, которых русские называли пермью. Read more

Как арабы Урал открывали   

В VII веке на Ближнем Востоке образовалось крупное государство - Арабский Халифат.

Герб Челябинска

Арабы, как и древние греки были большими любителями разных видов туризма, но более всего предпочитали передвижение на верблюдах. На Южном Урале они бывали настолько часто, что местные даже поместили верблюда на свой герб.  Так и живут челябинцы с верблюдами поныне.

 Так вот, в Х веке появились первые арабские упоминания о некоей стране под названием Югра - страна мрака, где живет дикий народ юра (югра), торгующий мехами. Этот народ одевается в шкуры, питается мясом и передвигается только на лыжах и зимой и летом. Ученые считают, что вряд ли арабы заходили столь далеко на Север. Скорее всего они  могли узнать об этих отдаленных землях в более южных районах Предуралья. Read more

perevalnext.ru

Древний Урал - путеводитель

Урал в древности

История Урала уходит корнями в древность. Первые его обитатели оставили свой след на каменных скрижалях сурового края. Историки античности писали о Рифейских (Уральских) горах, по которым пролегала граница двух миров: цивилизованного европейского и далекого, таинственного-азиатского. Здесь на границе двух континентов скрестились судьбы разных мировых цивилизаций, которые наложили неизгладимый отпечаток на историю и культуру нашего края.

Первые письменные сведения о коренном населении - башкирах, удмуртах, коми, манси, хантах - относятся к IX веку. Проникновение русских на Средний и Северный Урал происходит с территории Великого Новгорода, начиная с XI века. К XV-XVI в.в. относится активный процесс заселения Урала русскими, а промышленное освоение края к концу XVIII-нач. XVIII в. когда здесь были построены первые железоделательные чугунолитейные заводы. Именно тогда была заложена основа будущей индустриальной мощи Урала.

Палеолит. В конце раннего палеолита 300 - 100 тысяч лет назад началось заселение Урала. Прослеживается два основных пути этого движения:

1) Из Средней Азии

2)С Восточно -Европейской равнины, Крыма, Закавказья.

В 1939 г. археолог М. В. Талицкий обнаружил стоянку неандертальца у Пещерного лога на правом берегу Чусовой. Древность ее - 75 тысяч лет.

Также известны такие стоянки древнего человека на Урале как Глухой грот и Ельники-2 в Пермской области. На Южном Урале открыта стоянка Богдановка, датируемая 200 тыс. лет назад.

Человек эпохи палеолита - неандерталец был первоклассным охотником, умел добывать огонь искусственным путем, сооружать примитивные жилища, изготавливать одежду из шкур зверей. Он обладал человеческой речью и разумом. Ростом был чуть ниже среднего современного человека. Некоторые ярко выраженные черты его лица - покатый лоб, выступающие надбровные дуги. Питался неандерталец мясом добытых животных, поедал плоды растений, но земледельцем еще не был.

Поздний палеолит (35 - 12 тысяч лет назад).

В середине последнего Вюри-Валдайского оледенения (40 - 30 тысяч лет назад) на Урале появился кроманьонец, человек уже современного типа. Урал стал заселяться довольно плотно. Теперь люди занимали не только пещеры, но и устраивали укрытия вне их. Это были жилища типа шалаша из ветвей или жердей, покрытые шкурами. Для длительного пребывания строили полуземлянки с очагом внутри. Объектами охоты уже служили не мамонты, а более мелкие животные - медведь, олень, лось, косуля, кабан и т. д. Появилось рыболовство. Земледелия не было.

Мезолит. На Урале устанавливается близкий к современному климатический режим, складывается современная флора и фауна. Усилился приток новых племен на Урале. В его природно-географических областях и зонах стали складываться те языковые племенные сообщества, которые положили начало будущим народам Урала. Образ жизни мезолитических племен Урала можно наглядно представить по образу жизни индейцев Северной Америки. Хозяйство осталось охотничье-рыболовно-собирательским (6тыс. - нач. 3 тыс. до н. э.).

Неолит. Архелогические памятники представлены стоянками, поселениями, мастерскими по обработке камня, наскальными рисунками. Население становится более многочисленным. Наблюдается концентрация поселений на берегах рек и озер. Резких природных изменений не было. Горное дело выделяется в особую отрасль. Найдены мастерские по раскалыванию камня у выходов кремня и яшмы. Неолит-время шлифованных орудий и деревянных изделий (лыжи, сани, лодки). Важным занятием становится гончарство. Первая посуда имела полуяйцевидную или раковидную форму. Поверхность была покрыта узорами, состоявшими из прямых и волнистых линий, треугольников.

Эпоха энеолита. Хозяйство становится более специализированным. Жители Южного Урала занимались скотоводством. На энеолитических памятниках найдены изделия из самородной меди. На Южном Урале складывался металлургический очаг.

Искусство этого периода представлено орнаментами на керамике, наскальным рисунками. Появились изображения птиц и животных, человека.

Бронзовый век. II тыс. до н.э.-VIII в. до н. э. Время господства бронзы. Добыча руды, ее дробление, обогащение производилось на месторождениях Таш-Казган, Никольская, Каргалы.

В последние десятилетия на Южном Урале были открыты свыше 20 памятников начала II тыс. до н.э. с круговой планировкой, наиболее известны из которых Аркаим(1987г.) и Синташтинское поселение. Археологи называют эти памятники "страной городов".

Аркаим-это поселение площадью около 20 тыс.м2. Внешний круг включает 40 жилищ. В них были колодцы, очаги, ямы-хранилища. Найдены остатки металлургического.производства. Жителей таких протогородов можно считать металлургами, скотоводами, земледельцами и воинами. У поселения 4 входа, ориентированных по частям света. Система рвов и стен являлась сложной и красивой композицией. Безусловно, Аркаим выстроен по загодя продуманному плану. Есть ложные входы, лабиринты, потайные лестницы. Ясно, что в эпоху бронзы существовала высокая, интересная культура, развитие которой прервалось по неизвестным причинам. Сегодня Аркаим-заповедная земля: защищен и огорожен. Наша задача-сохранить этот протогород для будущих поколений.

Железный век. Формирование народов Урала. (III в.н.э.-нач. II тыс. н.э.)

Великое переселение народов-это многочисленные передвижения племен в I тыс. н.э. начало которым положили миграции готов из Скандинавии в Крым и группы племен хунну с Юго-Восточного Казахстана. Причиной этого движения могло стать осушение степей. Именно хунну, двигаясь по степям Южного Урала, смешиваются здесь с местным населением сарматов и саргатов, и с III века известны как гунны. Челябинские археологи обнаружили гуннский могильник в бассейне р.Караганки. Продвижение кочевых степных племен втягивало в свою орбиту и лесостепные и лесные племена Зауралья и Приуралья. С этими процессами связано формирование башкирского народа, распространение тюрского языка на Южном Урале.

Люди жили в бревенчатых домах с погребами. Занимались подсечным земледелием (вырубали лес, сжигали его и на пепле сеяли ячмень, горох, овес, пшеницу). Разводили коров, лошадей, птицу. Исследуя многочисленные городища, мы узнаем, что важным занятием становится варка железа и металлообработка. Центром по выплавке железа в Прикамье было Опутятское городище. Основным производственным коллективом была семья. Заметно выделяется племенная знать и военоначальники.

Начало IIтыс. н.э-время формирования современных народов Урала. Предки башкир формируются в степях Приаралья и районах Средней Азии, а затем продвигаются в степи и лесостепи Южного Урала. Предки удмуртов формируются в междуречье Волги и Камы.

Рекомендуем ознакомится: http://ozersk.ch-lib.ru

worldunique.ru

Древнейшая история Южного Урала - часть 2

2. Ранний железный век на территории Южного Урала

Железный век, эпоха в истории человечества, которая знаменуется началом применения и широким распространением железа. Железный век разделяется на два хронологических этапа: ранний (1 тыс. до н.э. - 3-4 вв. н.э.) и поздний. Начало раннего Железного века на Южном Урале и в Приуралье относится к периоду с VII в. до н. э. по III в. н. э., когда в степной ч. Урало-Волжского региона появляются кочевые племена савромато-сарматского этнокультурного массива.

2.1 Савроматы-сарматы Южного Урала

На юге Урала обитали кочевники — савроматы, а позднее — сарматы, входившие в состав обширного скифо-сибирского мира. О савроматах в своей «Истории» упоминает греческий ученый Геродот. На широких просторах степей от Алтая до Причерноморья распространились племена, в культуре которых были сходные формы вооружения, конской упряжи, изобразительного искусства (скифский звериный стиль).

Поселений известно немного, главным источником для изучения савромат и сармат служат курганы (Тримары, Пятимары, Филипповские). Высокие земляные холмы часто покрывали или огораживали камнем, в них находят следы огня, а в погребениях рядом с умершими — мечи (от 25 до 130 см дл.), кинжалы, колчаны со стрелами (до 300 штук), луки, сосуды из дерева, серебра, золота, глины, украшения, которые часто прятали в тайнике.

Среди ремесленных и ювелирных изделий, изготовленных сарматскими и иноземными мастерами, преобладают выполненные в так называемом «зверином стиле», свойственном также скифам, сакам, массагетам и другим родственным ираноязычным народам. На оружии, предметах быта, украшениях, конской упряжи изображались дикие звери: барс, пантера, волк, медведь, олень, горный козел, кабан, орел, а также баран, лошадь и др. Изображения стилизованы, полны динамики, экспрессии. Распространенным сюжетом была борьба диких зверей. «Звериный стиль» был порожден религиозными верованиями, представлениями, связанными с поклонением животным. Ведущее же место в религиозных верованиях сарматов занимал культ огня, связанный с почитанием солнца как главного божества. Над могилой умершего сородича они разводили огромный погребальный костер и засыпали могильную яму его остатками, т. е. углем, перегорелой и прокаленной землей. В могилах жриц встречаются каменные переносные алтарики-жертвенники, также связанные с культом огня. В более позднее время у сарматов получило распространение поклонение мечу, символизирующему бога войны. В Филипповских курганах (Оренбургская область) найдены своеобразные деревянные, обшитые золотом, фигуры стоящих оленей. Распространено изображение сцен борьбы, терзания копытных животных (сайгака, барана, косули, оленя) хищниками (тигр, пантера, волк). На уральских памятниках чаще встречаются изображения волка, медведя и фантастических животных. По мнению некоторых ученых, такие сцены отражают сложные взаимоотношения кочевников, важное место в занятиях которых занимала война.

В хозяйстве савромат-cармат главным было разведение лошадей и овец. Скот весь год находился на подножном корму. Кочевание проходило по определенным маршрутам, и за семь-восемь месяцев стада проходили до 2 тыс. км. Существовала собственность семей или их глав на скот. Основным жилищем кочевников была войлочная юрта. Занимались кочевники ткачеством, обработкой дерева, камня, кости, металла, но бронзовое оружие получали от северных соседей.

Главным объединением было племя, которое осознавало себя народом — этносом. Племя состояло из родов, род — из отдельных семей. Происходило и объединение нескольких племен в союзы с целью ведения совместных военных действий. Выделяется племенная знать. Существуют патриархальный и матриархальный роды. Высокое положение занимала женщина. Она могла участвовать в военных действиях, быть жрицей. Часто в женских погребениях находят оружие, жертвенники, богатые украшения. О сарматских женщинах-воительницах сообщали античные авторы, жившие в ту эпоху. Так, греческий историк Геродот отмечал, что их женщины «ездят верхом на охоту с мужьями и без них, выходят на войну и носят одинаковую с мужчинами одежду... Ни одна девушка не выходит замуж, пока не убьет врага». Гиппократ также сообщал, что сарматские женщины ездят верхом, стреляют из луков и мечут дротики. Он приводит и такую удивительную деталь: у девушек нередко удаляли правую грудь, чтобы вся сила и жизненные соки перешли в правое плечо и руку и сделали бы женщину сильной наравне с мужчиной. Сарматские женщины-воительницы, вероятно, послужили основой древнегреческих легенд о загадочных амазонках.

На территории нашего края раскопано значительное количество погребений рядовых сарматов с мечами, кинжалами, наконечниками стрел, а иногда и совсем без вещей, с одним глиняным сосудом в головах и заупокойной пищей. Как полагают, ираноязычное, сарматское происхождение имеют, например, названия таких рек Оренбургской области, как Сакмара, Самара, Касмарка и др. Самобытная культура сарматов, несомненно, оказала влияние на развитие культуры других племен и народов.

2.2 Аркаимская долина в раннем железном веке

Памятники финальной бронзы, типа поселения Черкасы и поселений в Аркаимской долине, ярко свидетельствуют о расцвете комплексного земледельческо-скотоводческого хозяйства. В это время были широко освоены долины почти всех более или менее крупных рек степной зоны. Развитие земледелия и особенно пастушеского скотоводства позволяло людям жить достаточно крупными коллективами. Однако быстрый рост стад вел к истощению близких к поселениям пастбищ, необходимости их частой смены. Кроме того, в конце II – начале I тысячелетия до н. э. в евразийских степях происходят кардинальные природно-климатические изменения. Все это привело к заметной трансформации хозяйственной деятельности населения. В составе стада, в условиях отсутствия сенокошения, ограниченного объема запасаемых кормов, все большую роль начинают играть животные более подвижные и приспособленные к добыванию подножного корма из-под снега (тебеневки) – лошади и овцы. В скотоводстве, наряду с придомным пастушеским, появляется и приобретает все больший вес отгонное скотоводство, постепенно принимающее форму полукочевого. Часть скота (особенно лошади и мелкий рогатый скот) под наблюдением пастухов на зиму отгоняется далеко на юг, в районы низовий Сырдарьи и Приаралье. Летом же они пригоняются к стационарным долговременным поселкам, жители которых продолжают заниматься земледелием и придомным скотоводством, разводя по преимуществу крупный рогатый скот. Продолжающееся изменение экологической обстановки в степи влечет за собой увеличение подвижности населения – все большая часть человеческих коллективов начинает перемещаться со своими стадами, а роль земледелия в новых условиях постепенно падает. Большие стационарные поселки с крупными глубокими жилищами забрасываются. На смену им приходят небольшие и неглубокие сезонные.

В этот период широко осваиваются пространства между Уралом и Аральским морем, вырабатывается наиболее рациональный видовой состав стада, определяются самые удобные маршруты перегона стад, места водопоев и временных стоянок, летних и зимних пастбищ. Таким образом, идет формирование пастбищно-кочевой системы, или системы посезонного распределения пастбищ и водных источников. Для нее характерно меридиональное кочевание, постоянные маршруты передвижений, строго определенные летние и зимние пастбища (эта система, сложившаяся в конце эпохи бронзы, просуществовала почти без изменений вплоть до начала XX века). Процесс этот завершился в первой четверти I тысячелетия до н. э., когда все население урало-казахстанских степей переходит к кочевому скотоводству. Изменения в хозяйстве повлекли за собой и значительные изменения в материальной и духовной культуре населения. К постоянным передвижениям были приспособлены жилища – легкие, каркасные, свободно разбирающиеся или установленные на повозках. Исчезают многочисленные орудия, предназначенные для обработки земли, сенокошения, переработки зерна и т. п. Хозяйственная утварь становится более легкой, приспособленной к кочевому быту. Изготавливается она теперь преимущественно из дерева и кожи.

Развитие номадизма неизбежно вызывало столкновения между двигающимися со своими стадами пастухами и жителями тех земледельческо-скотоводческих поселков, через земли которых они проходили. Вооруженные конфликты возникали и между различными группами скотоводов за лучшие пастбища, водопои, наиболее удобные маршруты перегона стад. Да и сами стада были желанной добычей, позволяющей быстро и без значительных усилий повысить свое благосостояние. Постоянная опасность столкновений заставляла уделять особое внимание военному делу и вооружению. В этот период, вероятно, идет активный поиск новых, более совершенных форм оружия. И уже в VIII – начале VII вв. до н. э. мы видим достаточно развитый комплекс вооружения как для боя на ближней, так и на дальней дистанции. Основной боевой единицей в этих постоянных столкновениях выступает всадник, вооруженный луком и стрелами, бронзовым, а позже железным кинжалом. Ведение конного боя требовало и большей слаженности действия человека и лошади. Новые требования, предъявляемые к более точному и тонкому управлению лошадью, привели к появлению нового комплекса конской узды. Совершенствование его, так же как и оружия, не прекращалось на протяжении всего периода раннего железа (VIII в. до н. э. – IV в. н. э.).

Наиболее ранним из исследованных памятников эпохи ранних кочевников в Аркаимской долине является I Александровский курган-кенотаф, раскопанный в 1990 году. Кенотаф ( с греческого – "пустая могила") – погребальный памятник, не содержащий тела умершего.

mirznanii.com

Древнейшая история Южного Урала - часть 4

В X веке в среду башкир проник ислам, который окончательно утвердился к XVI веку. Однако, наряду с этим, сохранялся обширный пласт доисламских тенгрианских верований древнего общетюркского происхождения: почитание духов-хозяев гор, озер, культ предков, тотемистические культы (культы животных), архаичные космогонические представления. Синкретический характер традиционных верований обнаруживается в башкирском фольклоре и обрядах семейного (свадебные, родильные, похоронно-поминальные) и календарного (каргатуй, джиины и др.) циклов. Основная часть башкир после взятия войсками Ивана IV Грозного Казани (1552) добровольно приняла российское подданство, однако земли зауральских башкир были присоединены к России только в начале XVII веке после разгрома Сибирского ханства. Русское правительство гарантировало башкирам вотчинное право, обещало не посягать на религию и не вмешиваться вих внутренние дела в ответ на обязательство вносить ясак медом и пушниной и нести за свой счет военную службу.

Таким образом, к середине XVII века юго-восточными границами этнической территории башкир было верхнее течение реки Урал и река Уй. Начиная со второй половины XVII века территории, расположенные южнее и восточнее этих рубежей, были заняты казахами. Казахи – тюркский этнос, сформировавшийся в XIV–XV веках в результате консолидации различных, преимущественно кипчакоязычных племен в рамках Казахского ханства на территории современного Центрального Казахстана. Этноним «казах» с этого времени распространяется на все племена, входившие в состав ханства, предками которых являлись ираноязычные саки, южносибирские самодийцы, гунны, тюрки (огузы, карлуки, кимаки, кипчаки), монголоязычные аргыны, найманы и кереиты. Начинается постоянное расширение этнической территории казахов, вследствие чего они в XVI веке продвигаются в степное Приуралье, где включают в свой состав большую группу близких по происхождению ногаев (мангытов) – потомков средневекового тюркоязычного населения степей между Доном и Тоболом, где после распада Золотой Орды образовалась Ногайская орда. Следует отметить, что в результате распада Ногайской орды часть ногаев влилась также и в состав башкирского этноса, преимущественно в юго-восточные и зауральские группы. Это привело к длительным конфликтам между казахами и башкирами, поскольку оба этноса считали эти земли своими родовыми кочевьями.

Начиная с XVII века, источники отмечают существование трех крупных объединений – жузов (орд): старшего – Улы жуз, среднего – Орта жуз, младшего – Киши жуз, состоящих в свою очередь из племен, отделов и родов (ру, руы). На крайнем юге и юго-востоке современной территории Челябинской области проживали казахи младшего жуза племени жетыру родов жагалбайлы, телеу, племени байулы рода жаппас. Вдоль реки Уй и в верховьях рек Тогузак и Аят (на юго-востоке области) проживали казахи среднего жуза племен кипшак отдела кара-кипшак родов кара-балык, кольденен, племени кирей рода балта. Родоплеменные группы казахов младшего жуза на нашей территории являлись потомками преимущественно ногайского населения, вошедшего в состав казахского этноса, а казахи среднего жуза мигрировали в степное Зауралье из Центрального Казахстана под давлением джунгар в конце XVII – начале XVIII века. Антропологические казахи относятся преимущественно к южно-сибирской переходной расе, на востоке этнической территории монголоидные черты усиливаются, на западе и северо-западе ослабевают.

Традиционное занятие казахов – кочевое скотоводство меридионального типа. До вхождения территории в состав Российской империи у местных казахов практически в полном объеме воспроизводилась пастбищно-кочевая система, сформировавшаяся в раннем железном веке и сохранявшаяся на этих территориях в течение всего последующего периода (Таиров, 1995). Традиционное поселение казахов – аул (зимовка). Традиционным жилищем была юрта. По вероисповеданию казахи мусульмане-сунниты. Исламизация произошла в XV–XVI веках. Однако, как и у башкир, у казахов сохранялись существенные элементы древних тенгрианских верований. Погребение умерших производится по мусульманскому обряду. Однако особое отношение к родовым кладбищам связано с пережитками древнего культа предков. Большинство родовых кладбищ действуют в течение нескольких столетий и часто приурочены к могильникам эпохи раннего железного века и средневековья. Надмогильные памятники (сынтасы) изготавливаются из гранита или песчаника, часто имеют антропоморфную форму и украшаются резным орнаментом и изречениями из Корана на арабском языке.

Основа традиционного питания казахов – мясная и кисломолочная пища. Из кобыльего молока делали кумыс, иногда в процессе приготовления для аромата добавляли веточки степной вишни, из коровьего и овечьего молока – айран, катык, каймак, курт. Самыми популярными блюдами являлись бесбармак, лапша – кеспе и плов, а из выпечки – баурсак и лепешки – шельпек. Бытовала традиция «асату» – раздача мяса из бесбармака во время праздничного пира по старшинству, с предложением лучшего куска почетному гостю из рук хозяина. Таким образом, к концу XVII – началу XVIII века земли южнее реки Уй и восточнее реки Урал были заняты казахами, а севернее реки Уй и западнее реки Урал – башкирами.

Первые русские поселения в степном и лесо-степном Зауралье и Приуралье появляются во второй половине XVII века по рекам Миасс и Теча. Но вплоть до второй четверти XVIII века русское население края было немногочисленным. В этот период были основаны лишь единичные русские населенные пункты – Бердская слобода в среднем течении реки Урал (Яик) (современная территория города Оренбурга) и слободы Русская Теча и Калмацкий брод (ныне села Русская Теча и Бродокалмак Красноармейского района Челябинской области). Местами выхода первых поселенцев были уже освоенные русскими территории в Зауралье по реке Исеть (Далматов монастырь и Шадринская слобода). Во второй четверти XVIII века свободная крестьянская колонизация сменяется организованной целенаправленной государственной колонизацией, связанной с деятельностью Оренбургской экспедиции. В результате к концу столетия русские стали численно преобладающим этносом на Южном Урале. Колонизационный процесс был инициирован резким изменением геополитической ситуации в «киргизской степи». В 1731 году хан Младшей казахской орды Абулхаир обратился с прошением «о принятии его со всею тою Меньшею ордою в российское подданство» и о застройке в устье реки Орь города. В 1734 году в устье реки Орь недалеко от ханской ставки была основана крепость Оренбург (современный город Орск), а для снабжения его «провиантом и железом» в истоках реки Яик (Урал) – Верхнеяицкая пристань

Местная русская администрация в начале XVIII века неоднократно нарушала условия присоединения башкирских земель к России: случались захваты башкирских земель, насильственная христианизация мусульман, увеличился размер налогов и повинностей, что послужило причиной нескольких Башкирских восстаний в 30-х годах XVIII века. Процессы военного строительства и хозяйственного освоения края были приостановлены «башкирскими бунтами» 30-х годов, которые после подавления спровоцировали интенсификацию колонизационных процессов. В ходе восстаний башкиры понесли огромные потери, утратили значительное количество вотчинных земель, а численность башкирского населения значительно сократилась, однако вотчинные права башкир на землю были сохранены. Строительство крепостей стало еще более массированным: в 1736 году были основаны Миасская Челябинская, Чебаркульская крепости. Активно началось претворение в жизнь правительственного плана создания Оренбургской укрепленной линии. Линия призвана была прикрывать юго-восточную границу Российского государства от нападений киргиз-кайсаков (казахов) и джунгарских калмыков. Создание сети опорных пунктов от Каспийского моря вверх по рекам Урал (Яик) и Уй явилось частью плана перенесения государственной границы на юго-восток от Башкирии и окончательного включения ее в состав России.

mirznanii.com


Смотрите также