Символика древних образов в русском народном искусстве. Древние русские образы
ДРЕВНИЕ ОБРАЗЫ В РУССКИХ СКАЗКАХ
"Катится клубочек по широким долинам, по глубоким оврагам.."
Сказки, сказы, рассказы.. В те давние времена люди и не придумывали сказок. Люди просто рассказывали о том, что их окружало, о том, что они знали и то, что знали их предки. И эти рассказы существовали тысячи лет. В самом деле, только представьте, ведь некоторым сказкам по семь-десять тысяч лет(а может быть и гораздо больше?)! Сказки наполнены метафорами, образами. Нужно лишь суметь их понять. Но чаще всего мы можем только догадываться, что стоит за этими образами.
Наверное, благодаря этому в сказках и сохраняется то изначальное, что в них было заложено. Не понимая до конца смысла образов, люди, рассказывающие сказки, не вносили в них свои мысли, а просто передавали все как было. Поэтому у каждой известной сказки сразу несколько уровней или слоёв, знаний об устройстве мира и человека, об основах жизни, глубоко скрытых и открывающихся не сразу. В сказке нет ни одного случайного пустого слова или события. Все гармонично и стройно..И раскрывать ее тайны нам еще очень долго.
У древних славян жизнь представлялась бесконечной, в форме замкнутого круга, где не было ни начала, ни конца. Смерти не было.. Сказочные герои в поисках желаемого уходили за тридевять земель в тридесятое царство, не страшашь ни времени ни пространства, снашивая по пути три пары железных сaпог, стачивая три железных посоха. . Уходили так далеко и так легко.. Зачем? Что там - в этой далекой неизвестности..? Тридевять земель, тридесятое царство.. Наверное и в этих числах скрыта какая-то тайна.
Русского человека всегда привлекало все неизвестное, загадочное.. И хотя сказки имели истоки в действительной, реальной жизни, не вызывает сомнений, что люди верили и в чудеса. Персонажами сказок были существа, сходные с человеком, но обладающие магической силой. Они могли стать невидимыми или изменить форму, часто появлялись в образах животных или птиц. Они могли предсказывать будущее. Некоторые были бессмертны, другие жили сотни лет.«А в старину все было. Ужели станут брехать старые люди? Старые люди правду гутарили, они врать не станут. И мертвые воскресали, и звери говорили». Так говорила знаменитая сказительница Агафья Зайцева:Но мне кажется сохранились сказки не благодаря этой вере в чудеса и волшебство, а благодаря своей вере в человека – его ум, благородство, самоотверженность, мудрость и бескорыстность. "Там теряется мысль о благах обычных.." сказал необычайно талантливый, но, к сожалению ныне почти забытый, русский сказочник Степан Писахов. Сейчас мало кто помнит это имя. А был это настоящий Сказочник.. Читая его сочинения, начинаешь понимать как рождается, и как потом уходит жить своей собственной жизнью сказка. Как, переносясь от места к месту, от человека к человеку, оставляя за собой года и столетия, превращается она в сокровище вечное и нетленное..
Вот как писал про себя сам Писахов: "Сочинять и рассказывать сказки я начал давно, записывал редко. Мои деды и бабка со стороны матери родом из Пинежского района, что под Архангельском. Мой дед был сказочник. Звали его сказочник Леонтий. Записывать сказки деда Леонтия никому в голову приходило. Говорили о нем: большой выдумщик был, рассказывал все к слову, все к месту. На рыбный промысел деда Леонтия брали сказочником.
В плохую погоду набивались в промысловую избушку. В тесноте да в темноте: светила коптилка в плошке с звериным салом. Книг с собой не брали. Про радио и знати не было. Начинает сказочник сказку длинную или бывальщину с небывальщиной заведет. Говорит долго, остановится, спросит: - Други-товарищи, не спите ли? Кто-нибудь сонным голосом отзовется: - Нет, еще не спим, сказывай.
Сказочник дальше плетет сказку. Коли никто голоса не подаст, сказочник мог спать. Сказочник получал два пая: один за промысел, другой за сказки. Я не застал деда Леонтия и не слыхал его сказок. С детства я был среди богатого северного словотворчества. В работе над сказками память восстанавливает отдельные фразы, поговорки, слова. Например: - "Какой ты горячий, тебя тронуть - руки обожжешь." Девица, гостья из Пинеги, рассказывала о своем житье: "Утресь маменька меня будит, а я сплю-тороплюсь!" При встрече старуха спросила: - "Што тебя давно не видно - ни в сноп, ни в горсть?"
Спрашивали меня, откуда беру темы для сказок? Ответ прост: Ведь рифмы запросто со мной живут, две придут сами, третью приведут. Сказки пишу часто с натуры, почти с натуры. Многое помнится и многое просится в сказку. Долго перечислять, что дало ту или иную сказку. Скажу к примеру. Один заезжий спросил, с какого года я живу в Архангельске. Секрет не велик.
Я сказал: -"С 1879 года."
" - Скажите, сколько домов было раньше в Архангельске?"Что-то небрежно-снисходительное было в тоне, в вопросе. Я в тон заезжему дал ответ: "Раньше стоял один столб, на столбе доска с надписью: А-р-х-а-н-г-е-л-ь-с-к. Народ ютился кругом столба. Домов не было, о них и не знали. Одни хвойными ветками прикрывались, другие в снег зарывались, зимой в звериные шкуры завертывались. У меня был медведь. Утром я вытряхивал медведя из шкуры, сам залезал в шкуру. Тепло ходить в медвежьей шкуре, и мороз - дело постороннее. На ночь шкуру медведю отдавал".
Можно было сказку сплести. А заезжий готов верить. Он попал на "дикий север". Ему хотелось полярных впечатлений.. Оставил я заезжего додумывать: каким был город без домов.
Как-то приходит старик ненец. Поговорил о том о сем, попил чаю и спрашивает: "- Скази, худозник, ты знас, посему у тех людев, сто приезжают, две правды, а у нас одна? Пробую.. Не понять:. Как две правды.. тож одна.. У них и хоросо быват нехоросим, и нехоросо хоросим, а у нас нехоросо - нехоросо, хоросо - хоросо".Много говорили, и в том ли году или в 1907 году, когда снова жил до осеннего рейса, рассказывали мне сказки. Две из них, как мне кажется, я запомнил. В себе хранил, как дорогой подарок. Теперь уже много лет прошло, можно и передать, как тогда записал.
Больше мне нравится мечта о счастливом крае, где нет злобы, вражды, где только любят:"Если пройдешь льды, идя все к северу, и перескочишь через стены кружащих ветров, то попадешь к людям, которые только любят и не знают ни вражды и ни злобы. Но у тех людей по одной ноге, и каждый отдельно они не могут двигаться, но они любят и ходят обнявшись, любя. Когда они обнимутся, то могут ходить и бегать, а если они перестают любить, сейчас же перестают обниматься и умирают. А когда они любят, они могут творить чудеса. Если надо за зверем гнаться или спасаться от злого духа, те люди рисуют на снегу сани и олени, садятся и едут так быстро, что ветер восточный догнать не может".
А вот вторая сказка: "Герой сказки нашел в лесу могильный сруб: четыре столба невысоких, вбитых в землю и околоченных досками, как ящик. Около сани с возом, опрокинутые, и олени в упряжке. Оглянулся герой, нет никого, стал звать:- Есть ли здесь кто-нибудь? Голос из могилы откликнулся: - Здесь я, девка, похоронена.- Зачем же ты похоронена?- Да я мертвая.- Как же ты узнала, или кто тебе сказал, что ты мертвая?- Я всю жизнь была мертвой, у меня не было души, но я об этом не знала и жила, как и все живые. А когда была невестой и сидела с женихом и родными у костра накануне свадьбы, из костра выскочил уголь и упал на меня Я и родные мои, и жених узнали, что у меня нет души, а только видимость одна. Меня и похоронили, и со мной все, что было мое. Герой сказал:- Хочешь, я сломаю могилу и ты будешь жить. Нет, у меня нет другой души. Но я дам тебе половину моей души, ты будешь моей женой!Девка согласилась. Герой сказки сломал могильный сруб, освободил девку и увез с собой".Кинь кроху на лес, пойдешь и найдешь.У скупа не у нета. Меня скупым не зовут, а смогу ли напомнить новое?Спросил старика: - "Што долго не заходил? - Заделья не было". Пришел помор - капитан один. – "Что жена не пришла? - Не выторопилась."
Не возьмите в обиду, что поговорки кое-какие и идут кое-как. К слову, к месту-то бегут, выстраиваются... На поклон легки, на слово скоры, хороводы ведут, словами узор плетут. Только успевай записывай: откуда берут, куда кладут! Так и сказки: сижу пишу...А бывало и так, что сказка не отпустит! Ежели я в бабкиной юбке с двумя самоварами полетел на Луну? То уж никакой остановки! Надо долететь, поглядеть и домой воротиться!Не думайте, что я того - заговариваюсь...Нельзя класть запрет мысли. Пусть летит, вьется. Говорят: человек не может придумать, чего не может быть."
Не может...Не может человек придумать, чего не может быть...
Так может быть сила и бессмертие сказок не в том что они создали удивительный волшебный мир - мир в котором можно укрыться от действительности, забыть о серости и унылости жизни с ее монотонными чувствами и желаниями. А в том, что она дает человеку надежду на его человечность, в том что она хранит в себе абсолютную, неиссякаемую веру в человека и в то лучшее, что в нем есть. Она не сомневается в том, что Добро победит Зло, что верность и благородство будет вознаграждено любовью и счастьем. И если ты за справедливость, за правду, если ты настоящий, тогда ты обретаешь свою истинную ценность в этом мире, то, для чего ты в этот мир и призван. И тогда все достижимо..
Мы сейчас живем в мире заколдованной сказки, в мире некоего проклятого пространства, в наничье, как говорили древние славяне – мире, где все имеет обратную ценность, где утерян смысл таких понятий, как честь, справедливость, совесть, познание. Может быть к нам прикоснулась своей волшебной палочкой та самая обиженная, злая фея из сказки и все мы заснули..? И надо только стряхнуть с себя этот сон и проснуться.. Может быть сказка поможет? Ведь она живет, она не ушла, она просто терпеливо выжидает, когда наступит её время, её черёд, когда она будет опять нужна людям.
Есть вопросы, которые задаются и будут задаваться всегда.. Потому что ответ на них очень важен, иногда он самый важный в жизни человека. Вот один из них - верите ли вы в сказку? Видимо этот вопрос еще волнует людей. Во всяком случае на пространствах интернета, на различных форумах и обсуждениях встречаешь удивительные слова и мысли, которыми люди делятся друг с другом. Вот лишь несколько из них:
"Я не верю в сказку - я живу в ней. Я вижу небычное в обычном и сказку в быту. Утром я встречаю восход солнца - оно поднимается из-за деревьев.
Для меня мы с солнцем едины – дух захватывает, оно восходит из меня.
Затем прилетают птицы на праздничный стол – небо полнится множеством крыльев, но вначале прилетает Ворон, мой друг.
Он первый. Когда Он улетает - воздух взрывается от гомона птиц: трещат сороки, чирикают воробьи,...- так птицы соблюдают иерархию, порядок, который есть в природе.
Коты, собаки птицы, растения в моем саду - это все Я, только в других ипостасях.
А ночью я сплю под своей любимой березой - открываю глаза - фантастика!!!
Жизнь - тайна!!! Мистерия!!!Я танцую с Луной, со Звездами.
Однажды я видела огненный шар на траве, он был живой.Пульсировал, а потом медленно поплыл по траве и исчез.Когда не отделяешь себя от природы, от существования того, что есть, то живешь в сказке.."
"Верю, верю всей душой в сказки, верю в волшебство, верю в настоящую любовь.. Мне почти шестнадцать лет и я верю в волшебный мир.. и мне не стыдно. Я верю в лучшее, в то, что скоро на земле воцарит покой и равновесие, что миром будут править достойнейшие из достойнейших. Но с каждым днем, я понимаю, что такое взрослый мир. Я не хочу туда, мне там нет места, за что? Я не хочу в это царство.. Там все заросло эгоизмом, так мало нормальных людей, людей которые не поддались этому миру мнимых наслаждений, не забыли что такое правда, честь и достоинство. Но их так мало."
"Когда была маленькая, меня до ужаса пугали русские мультики и русские сказки. У меня болело сердце за бедного деда из "золотой рыбки", я плакала за Иванушку, который в козленка превратился, а когда колобка съела лиса - это было для меня шоком, как внезапная молния... был колобок и бац! съели! Безумно переживала, смотрела сказку так, как будто эта зловещая история происходит на самом деле с моей мамой или папой, которые попали в опасность....То ли дело зарубежные! Cмотреть легко и просто, даже самая бурная сказка с непредсказуемо трагичными событиями вызывает интерес и желание узнать "а что же будет дальше?", но никак не переживание и волнение... А в русских сказках скрыта какая-то мощная сила, в каждой сказке - зерно могущественной и неразгадываемой идеи..."
"Мне кажется, что герой русской сказки ищет вовсе не дом. И не себя. Герой ищет МИР, в котором он нужен и полезен. Не свое место в существующем мире, не свой дом. А целый мир для себя... Русская сказка - это поиск лучшего мира для себя. Поиск града Китежа, Руси Небесной, Тридевятого Царства, Коммунизма, Полдня, Царства Кащея. По-моему так..."
"Когда читаешь сказки, начинаешь невольно в них верить. И потом очень тяжело возвращаться в серую и скучную реальность.. Но когда наступает момент вернуться, просто нужно найти способ раскрасить и изменить эту самую реальность. Сделать её такой, какую хочется именно тебе! Ведь в этой жизни возможно всё, нужно только чуть-чуть постараться! ...Главное - понять, что сказка прекрасна не замками и волшебными палочками, а ЛЮДЬМИ, простыми людьми, которые любят, ненавидят, боятся, радуются....просто живут...такими же как мы... Мы не можем летать на мётлах, не можем превращать чашки в мышей, но мы можем жить и быть счастливыми! Живите, творите, создавайте, умейте ценить прекрасное, умейте ЛЮБИТЬ, умейте ПРОЩАТЬ и БУДЬТЕ СЧАСТЛИВЫ!"
"Если разобрать почетче каждый жизненный момент , то они все немного похожи на главы одной большой сказки )) так что пока она не закончится, ответить не могу ...но одно знаю точно , она очень интересная!"
"Сказка рождается прямо в нас самих... Когда мы позволяем ей родиться.... Но иногда она сама вырывается наружу..прямо из нашей души... И тогда мир становится сказочно прекрасным."
В стране русской сказки возможно все – счастье, верность, любовь.. И добро всегда побеждает зло.. И зло, которое почти всегда помогает добру. Подобно Тому, Кто сказал как-то про себя "Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо...". Потому что и добро и зло в этой стране как-бы части одного целого и все свершается там по каким-то неведомым, непонятным нам, но удивительно справедливым правилам.. Где все знает свое место и время и все как-будто для того и создано, чтобы рассказать тебе о чем-то очень-очень важном.. В этой стране ты можешь прожить тысячи жизней, побывать везде, увидеть и почувствовать все - скакать без устали и страха на чудесном коне, пересекать моря и океаны, подниматься к звездам. Чудовища, великаны, колдуны возникают перед тобой - но тебе не страшно, тебе и не может быть страшно, потому что ты знаешь, что ты непобедим, и тебе ничего не грозит - пока ты честен и справедлив, пока ты остаешься самим собой.. А это не трудно, совсем не трудно. Стоит лишь захотеть.. И за всем тем, что происходит в этой стране стоит другой невидимый обычному взгляду сокровенный смысл, удивительная тайна.. И ее обязательно нужно разгадать..
И еще то, о чем бы хотелось сказать - русская сказка и русское народное искусство. Невозможно представить, как одно могло бы существовать без другого. Наверное еще много тысяч лет назад рука древнего мастера придавала первые зримые формы тем образам, которые жили рядом с ним, волновали его душу и сердце. Тысячи лет жили сказки и тысячи лет жили, рождались и умирали люди, которые сохраняли их тайны в творениях своей фантазии и своих рук. Менялись времена, менялись стили и формы, но неизменным сохранялось главное - глубокая, непрерывная любовь и преданность ко всему, что создала и донесла до нас черех века наша история и культура. Вглядитесь в работы нынешних мастеров. Они такие разные. Но все они хранят в себе сокровенные знания и мысли Они многое могут рассказать. Надо просто прислушаться.
П.Буров
info-grad.com
Символика древних образов в русском народном искусстве
Символика древних образов в русском народном искусстве
Нерсесова Лада Сергеевна, учитель изобразительного искусства первой квалификационной категории
Четыре стихии
Воздух
Огонь
Круг – внутри точка, крестик
Вторая природная стихия – огонь, почитающийся еще с языческих времен как оберег, очистительная сила.
Символика огня
Земной огонь – дым от жертвенного костра.
Также существует огонь небесный – огонь небесной кузни, кузни Сварога.
Зигзагообразные полоски
Вода
Символика воды и земли
Вода - волнистая линия (иногда в виде латинской буквы S). В русской вышивке символизирует начало жизни, умение адаптироваться к обстоятельствам. Вертикальный знак - славянский символ самосовершенствования, лестница в небо, путь к тайным знаниям
Земля
Земля, почва, поле
Плодородие
Солнце
Ночное солнце
Солнце в движении, луна в фазах
Символ солнца
Древо жизни
Символ обновления, омоложения, бессмертия и связи земли с небом.
Корни – предок (знак подземного мира). Ствол – сам род (земной мир).
Листья – дети (небо)
Образ «Древо жизни»
Символические знаки
Женщина
Знак плодородия, размножения. Руки вверх – к небу, весенний, будущий урожай. Руки вниз – к земле, макушка лета, сбор урожая.
Хранительница домашнего очага
Мать - Берегиня
Берегиня
Великая богиня земли, плодородия, мать – сыра земля, Макошь, что означает «мать хорошего урожая» Женская фигура всегда связана с символами плодородия: древом, птицами, животными, солнечными знаками. Женская фигура с устремлёнными ввысь руками символизировала единство сил земли и неба, от которых зависела жизнь человека.
Конь
Знак солнца и неба, основа, мужское начало.
Знак воскресения природы, пробуждения земли, рассвета, Символ души.
Птица
Образ птиц
Райские птицы Древней Руси
Сирин, Алконост, Гамаюн – птицы древних легенд и сказаний
Гамаюн - Вещая птица, посланница славянских богов, их глашатай, поющая людям божественные гимны и предсказывающая будущее тем, кто умеет слышать тайное.
Птица – пава – является главным символом семейного счастья
Русалка
Образ Русалки
Русалки являются хранительницами порога: они живут и на границе разных стихий, и на границе миров — нашего, земного мира и мира иного.
Славяне верили, что после Троицы эти прекрасные девы оставляют воду, находят в поле или роще иву либо плакучую березу и живут на ее ветвях до осени.
Самые загадочные и притягательные существа — это русалки, девы с рыбьими хвостами (их название произошло от слова русый, имевшего когда-то значение «светлый», «чистый»).
Лев в качестве солярного символа
В качестве солярного символа лев олицетворяет жар, блеск и силу полуденного Солнца, принцип огня, великолепие, силу и храбрость, стойкость, справедливость, закон, военную мощь, Царя Зверей.
Лев
multiurok.ru
Русские образы. Александр Угланов | Сварга ТВ
В современной России, да и во всем белом мире, лишь несколько художников посвятили себя изучению и воссозданию образа древнейшей Руси. Среди них тверской художник-живописец Угланов Александр Борисович, выставка которого проходит в Петербурге...
Творчество тверского художника Александра Угланова – чарующий мир красоты и силы, наполненный волшебными действами и яркими сказочными (былинными) персонажами Древней Руси. Каждая картина художника – неповторимое чудо, неудержимый полёт фантазии умелого мастера. Это не просто картины, а картины-обереги, призванные дарить людям мудрость, силу, добрую энергетику, гармонию в семье, творческое настроение!
Ничто не может дать такое ясное представление о древнем язычестве, чем картины профессиональных художников. Угланов Александр - довольно известный художник-славянист. Он является замечательным образцом Русского художника, посвятившим свое творчество нашему древнейшему и величайшему прошлому. Александр Борисович Угланов родился в Твери в 1960 году. Окончил художественное училище имени Венецианова. Здесь же он познакомился с другим известным художником-славянистом, работы которого были представлены ранее - Всеволодом Ивановым. Это знакомство оказало огромное влияние на все дальнейшее творчество молодого, даровитого художника. Долгие годы они являлись хорошими друзьями и делились своими творческими находками и мыслями. И всё же, несмотря на это, у обоих художников наблюдается свой, особенный взгляд, как на живопись, так и на традицию в целом. Художник-славянист – Александр Угланов, в своих картинах открывает перед нами дверь в глубины нашей многотысячелетней истории, позволяет заглянуть в наше языческое прошлое, когда на окраинах наших городов и селений запросто можно было увидеть мудрого волхва, стоящего среди идолов на настоящем капище. Уже с первых персональных выставок талант художника был оценен по заслугам. Отмечались его мастерство как живописца, глубокая любовь к родной природе, к истокам Руси. Постепенно художник находит свою тематику и формирует свой авторский стиль. Сосредотачивается на Руси гиперборейской и ведической, более близкое нам по духу, пространству и времени. Появляются серии фольклорных образов: «Князь Словен», «Ведунья», «Банник», «Туманы Гардарики», «Святилище леса», «Искушение». Пред нами предстает строгая природа северной Евразии с ее дремучими лесами и чистыми реками. В эту суровую природу вписывается деревянное зодчество наших предков. Воспроизводится исконно Русский мир с его фантазиями в духе сказочных теремов. К сожалению, сегодняшняя история знает очень немного настоящих художников славянской направленности. Тем не менее, славянское язычество – чрезвычайно интересная, неразработанная тематика. Нам практически ничего не известно о дохристианском периоде жизни наших Пращуров, а то, что мы хотели бы узнать, от нас очень старательно скрывается и прячется в самые глухие, бездонные подвалы. Однако, сегодня мы получили реальную возможность прикоснуться к Великому Прошлому наших Предков. Узнать и понять историю своего настоящего происхождения должен каждый разумный, уважающий себя и свою историю Русский человек.
Александр Борисович, откуда к вам приходят сюжеты ваших картин? Где источник вашего вдохновения?
Это приходит откуда-то сверху. Эти сюжеты у всех нас в генах. Когда начинаешь придумывать или искать образ, начинаешь Видеть каким-то шестым чувством, эти образы сами просыпаться начинают. Это что-то вроде родовой памяти. Источника как такового нет: сам момент творчества сложно объясним – можно прочитать много книг, но найти идею будущей картины можно в одной строке. Сюжеты появляются по-разному: человек одно слово сказал – а этого достаточно; видишь на улице дерево, и его ветка может стать тем толчком для создания сюжета, который так долго обдумывал. Я отталкиваюсь не от общего, а от деталей, может, поэтому так получается. Часто вдохновение черпаю из научных книг по истории, археологи, и историки в целом откапывают что-то, ищут и пишут на основании исторических фактов свои труды, а художнику достаточно быть птицей и смотреть на всё (и на историю в частности) сверху. Сверху деталей не видно, просто образы видишь. Они-то и становятся сюжетами.
Как реагируют Ваши близкие на выбранную Вами тематику картин?
По-разному. Моя тематика некоммерческая, поэтому приходится время от времени рисовать на заказ всяко разно: пейзажи, уже надоевшие цветочки в вазах... Когда показываю свои работы на мифологическую тематику, люди реагируют по-разному: кто-то восхищается, кто-то говорит, что, мол, нравится, но нам бы пейзажик, так как в современную квартиру эта тематика не вписывается. Но всё относительно.
Значит, по-Вашему, древность и современность могут сосуществовать рядом?
Могут, конечно, и именно так и должно быть. Так и надо. Несмотря ни на какие препятствия, русские люди всё равно идут к возрождению своей памяти. Люди соскучились по этой теме, они чувствуют пустоту, провал внутри себя, и наконец-то у них просыпается желание занять этот вакуум, и не чем попало, а вернуть на место давно утраченные вещи.
С кем из коллег по цеху общаетесь?
В первую очередь с Всеволодом Ивановым. Постоянно с ним общаемся: мы вместе оканчивали училище, до сих пор дружим. Разумеется, и с другими коллегами происходит общение, но это общение в другом.
У Вас есть любимая сказка или любимый сказочный герой?
Я себе такой вопрос даже не задавал. Для меня сказка – это древние цивилизации. Просто, может быть, само название «сказка» для меня – это история. Сказка всегда переходит в реальность. Наше прошлое – по сути, одна большая сказка.
А современному человеку, вообще, нужны мифы и сказки?
Всё зависит от того, что у человека в голове. Есть люди, которые появляются на свет, и их души воспитывают так, что они должны заработать столько, накопить столько, им не нужно прошлое, главное – чтобы была дача, квартира, машина. Поэтому части современных людей это действительно не нужно. Но есть такие, как мы с Вами, которых это интересует – история нашей Семьи, нашего Рода. Единого пути в познании прошлого не существует: кто-то Гиперборею ищет, кто-то картины пишет, – у всех разные дороги, но цель одна. Для нормального человека знать сказки, мифы своего народа так же естественно, как каждый день есть, спать. Каждый должен знать, где он живёт, должен знать историю страны.
Посмотрите на Японию: там у них это всё из века в век закреплено, они и живут по-другому, а у нас многие забыли свои корни. Но дух русского человека – он жив, у каждого из нас есть цель в жизни, и все мы её пытаемся достичь. Художественный талант – это дар, не каждому дано быть художником.
Некоторые работы Александра Угланова:
Берегиня Карна
]]>]]>
]]> ]]>
Она же покровительница всех новых рождений и человеческих перевоплощений. Карна дарует каждому человеку право избавиться от совершенных в своей жизни ошибках, неблаговидных поступков, выполнить свое предназначение, уготованы высшим богом рода. К ней обращаются, для выправления судьбы, чтобы встать на свой путь. Берегиня Лада (Рожаница)
]]>]]>
]]> ]]>
Лада - Рожаница покровительница семейного очага, матери и детей, вдов и сирот. К Ладе обращались за благословлением на крепкий Союз, на рождение здоровых детей, на благополучие в доме. Она хранительница семейного очага. Лада незримой теплой вуалью покрывала охраняет Ваш дом, Вашу семью, Ваших детей. Берегиня Святой Руси
]]>]]>
Берегини Хранительницы Земли, несут в Проявленный Мир нашей реальности баланс и гармонию. Веда
]]>]]>
Из ствола Мирового Древа выступает Великая Матерь, олицетворяющая женские божества и жриц-берегинь, хранительниц Арийской традиции. Богиню окружают священные животные Гипербореи: медведь, олень и лебедь. В центре начертаны символы Триглава и руна Одала. Гиперборея
]]>]]>
Девы Даарии
]]>]]>
На солнечном берегу
]]>]]>
Новолетие
]]>]]>
Новолетие - начало активизации всех светлых сил и энергий. Картина – оберег даёт возможность использовать эту энергию во благо для обновления, преобразования, улучшения жизни, здоровья, отношений. Охота князя Словена
]]>]]>
Покров
]]>]]>
Покров - тоже, что и покровительство, заступничество, защита. Оказывает покровительство, поощрение чему-нибудь, создаёт благоприятные условия для какой-либо деятельности. Пробуждение
]]>]]>
Испытание (Род)
]]>]]>
Святилище
]]>]]>
Святой Источник
]]>]]>
Слава РОДу Твоему
]]>]]>
РОД - это семья, проявленная во всех поколениях во всех временных аспектах. Род воплощают в себе силы созидания и разрушения, их цель - поддержания вечного баланса, движения и развития.
Соль Земли
]]>]]>
Соль земли это те, кто придает вкус и смысл жизни, сама суть, душа народа, сильные, добрые, надежные, люди, любящие свой народ и свою землю. Через данную картину оберег идет настрой на осознание просветления, пробуждается родовая память.
Храм Солнца
]]>]]>
Хранительница Пути
]]>]]>
Сбиться с пути означает быть вырванным из самой реальности. Кошмарная вечность непостижимого ужаса ожидает каждого, кто оступится в пустоту из-за своей оплошности. Хранительница пути — ангел-хранитель тела и души на пути их совершенствования. У Трезубца
]]>]]>
Хоромы Велеса
]]>]]>
У родника
]]>]]>
]]>]]>
]]>]]>
Искушение
]]>]]>
Царство Марены
]]>]]>
Святилище Леса
]]>]]>
Таинственный студеный Океан
]]>]]>
]]>]]>
Волхв
]]>]]>
Туманы Гардарики
]]>]]>
Заря Заряница
www.svarga.tv
Древние Образы в Русских Сказках » Перуница
"Катится клубочек по высоким горам, по темным лесам.."Помню в детстве, когда я смотрел, как бабушка вяжет, мне все представлялось, что вот сейчас этот клубочек, который лежит у нее на коленях, вдруг соскочит вниз и покатится куда-то.. И, что если пойти за ним, если хватит духу пойти за ним, не испугаться ни дремучих лесов, ни безлюдных равнин, ни высоких гор - и идти долго-долго, то обязательно придешь в волшебную страну. В ту страну, которая часто снится ночами, или возникает перед тобой, иногда совсем вдруг, совсем неожиданно, но всегда вовремя и именно тогда, когда она больше всего тебе нужна.
"Катится клубочек по широким долинам, по глубоким оврагам.."
Сказки, сказы, рассказы.. В те давние времена люди и не придумывали сказок. Люди просто рассказывали о том, что их окружало, о том, что они знали и то, что знали их предки. И эти рассказы существовали тысячи лет. В самом деле, только представьте, ведь некоторым сказкам по семь-десять тысяч лет(а может быть и гораздо больше?)! Сказки наполнены метафорами, образами. Нужно лишь суметь их понять. Но чаще всего мы можем только догадываться, что стоит за этими образами. Наверное, благодаря этому в сказках и сохраняется то изначальное, что в них было заложено. Не понимая до конца смысла образов, люди, рассказывающие сказки, не вносили в них свои мысли, а просто передавали все как было. Поэтому у каждой известной сказки сразу несколько уровней или слоёв, знаний об устройстве мира и человека, об основах жизни, глубоко скрытых и открывающихся не сразу. В сказке нет ни одного случайного пустого слова или события. Все гармонично и стройно..И раскрывать ее тайны нам еще очень долго.У древних славян жизнь представлялась бесконечной, в форме замкнутого круга, где не было ни начала, ни конца. Смерти не было.. Сказочные герои в поисках желаемого уходили за тридевять земель в тридесятое царство, не страшашь ни времени ни пространства, снашивая по пути три пары железных сaпог, стачивая три железных посоха. . Уходили так далеко и так легко.. Зачем? Что там - в этой далекой неизвестности..? Тридевять земель, тридесятое царство.. Наверное и в этих числах скрыта какая-то тайна.
Русского человека всегда привлекало все неизвестное, загадочное.. И хотя сказки имели истоки в действительной, реальной жизни, не вызывает сомнений, что люди верили и в чудеса. Персонажами сказок были существа, сходные с человеком, но обладающие магической силой. Они могли стать невидимыми или изменить форму, часто появлялись в образах животных или птиц. Они могли предсказывать будущее. Некоторые были бессмертны, другие жили сотни лет.«А в старину все было. Ужели станут брехать старые люди? Старые люди правду гутарили, они врать не станут. И мертвые воскресали, и звери говорили». Так говорила знаменитая сказительница Агафья Зайцева:Но мне кажется сохранились сказки не благодаря этой вере в чудеса и волшебство, а благодаря своей вере в человека – его ум, благородство, самоотверженность, мудрость и бескорыстность. "Там теряется мысль о благах обычных.." сказал необычайно талантливый, но, к сожалению ныне почти забытый, русский сказочник Степан Писахов. Сейчас мало кто помнит это имя. А был это настоящий Сказочник.. Читая его сочинения, начинаешь понимать как рождается, и как потом уходит жить своей собственной жизнью сказка. Как, переносясь от места к месту, от человека к человеку, оставляя за собой года и столетия, превращается она в сокровище вечное и нетленное..
Вот как писал про себя сам Писахов: "Сочинять и рассказывать сказки я начал давно, записывал редко. Мои деды и бабка со стороны матери родом из Пинежского района, что под Архангельском. Мой дед был сказочник. Звали его сказочник Леонтий. Записывать сказки деда Леонтия никому в голову приходило. Говорили о нем: большой выдумщик был, рассказывал все к слову, все к месту. На рыбный промысел деда Леонтия брали сказочником.В плохую погоду набивались в промысловую избушку. В тесноте да в темноте: светила коптилка в плошке с звериным салом. Книг с собой не брали. Про радио и знати не было. Начинает сказочник сказку длинную или бывальщину с небывальщиной заведет. Говорит долго, остановится, спросит: - Други-товарищи, не спите ли? Кто-нибудь сонным голосом отзовется: - Нет, еще не спим, сказывай.Сказочник дальше плетет сказку. Коли никто голоса не подаст, сказочник мог спать. Сказочник получал два пая: один за промысел, другой за сказки. Я не застал деда Леонтия и не слыхал его сказок. С детства я был среди богатого северного словотворчества. В работе над сказками память восстанавливает отдельные фразы, поговорки, слова. Например: - "Какой ты горячий, тебя тронуть - руки обожжешь." Девица, гостья из Пинеги, рассказывала о своем житье: "Утресь маменька меня будит, а я сплю-тороплюсь!" При встрече старуха спросила: - "Што тебя давно не видно - ни в сноп, ни в горсть?"Спрашивали меня, откуда беру темы для сказок? Ответ прост: Ведь рифмы запросто со мной живут, две придут сами, третью приведут. Сказки пишу часто с натуры, почти с натуры. Многое помнится и многое просится в сказку. Долго перечислять, что дало ту или иную сказку. Скажу к примеру. Один заезжий спросил, с какого года я живу в Архангельске. Секрет не велик.Я сказал: -"С 1879 года."" - Скажите, сколько домов было раньше в Архангельске?"Что-то небрежно-снисходительное было в тоне, в вопросе. Я в тон заезжему дал ответ: "Раньше стоял один столб, на столбе доска с надписью: А-р-х-а-н-г-е-л-ь-с-к. Народ ютился кругом столба. Домов не было, о них и не знали. Одни хвойными ветками прикрывались, другие в снег зарывались, зимой в звериные шкуры завертывались. У меня был медведь. Утром я вытряхивал медведя из шкуры, сам залезал в шкуру. Тепло ходить в медвежьей шкуре, и мороз - дело постороннее. На ночь шкуру медведю отдавал".Можно было сказку сплести. А заезжий готов верить. Он попал на "дикий север". Ему хотелось полярных впечатлений.. Оставил я заезжего додумывать: каким был город без домов.Как-то приходит старик ненец. Поговорил о том о сем, попил чаю и спрашивает: "- Скази, худозник, ты знас, посему у тех людев, сто приезжают, две правды, а у нас одна? Пробую.. Не понять:. Как две правды.. тож одна.. У них и хоросо быват нехоросим, и нехоросо хоросим, а у нас нехоросо - нехоросо, хоросо - хоросо".Много говорили, и в том ли году или в 1907 году, когда снова жил до осеннего рейса, рассказывали мне сказки. Две из них, как мне кажется, я запомнил. В себе хранил, как дорогой подарок. Теперь уже много лет прошло, можно и передать, как тогда записал. Больше мне нравится мечта о счастливом крае, где нет злобы, вражды, где только любят:"Если пройдешь льды, идя все к северу, и перескочишь через стены кружащих ветров, то попадешь к людям, которые только любят и не знают ни вражды и ни злобы. Но у тех людей по одной ноге, и каждый отдельно они не могут двигаться, но они любят и ходят обнявшись, любя. Когда они обнимутся, то могут ходить и бегать, а если они перестают любить, сейчас же перестают обниматься и умирают. А когда они любят, они могут творить чудеса. Если надо за зверем гнаться или спасаться от злого духа, те люди рисуют на снегу сани и олени, садятся и едут так быстро, что ветер восточный догнать не может".А вот вторая сказка: "Герой сказки нашел в лесу могильный сруб: четыре столба невысоких, вбитых в землю и околоченных досками, как ящик. Около сани с возом, опрокинутые, и олени в упряжке. Оглянулся герой, нет никого, стал звать:- Есть ли здесь кто-нибудь? Голос из могилы откликнулся: - Здесь я, девка, похоронена.- Зачем же ты похоронена?- Да я мертвая.- Как же ты узнала, или кто тебе сказал, что ты мертвая?- Я всю жизнь была мертвой, у меня не было души, но я об этом не знала и жила, как и все живые. А когда была невестой и сидела с женихом и родными у костра накануне свадьбы, из костра выскочил уголь и упал на меня Я и родные мои, и жених узнали, что у меня нет души, а только видимость одна. Меня и похоронили, и со мной все, что было мое. Герой сказал:- Хочешь, я сломаю могилу и ты будешь жить. Нет, у меня нет другой души. Но я дам тебе половину моей души, ты будешь моей женой!Девка согласилась. Герой сказки сломал могильный сруб, освободил девку и увез с собой".Кинь кроху на лес, пойдешь и найдешь.У скупа не у нета. Меня скупым не зовут, а смогу ли напомнить новое?Спросил старика: - "Што долго не заходил? - Заделья не было". Пришел помор - капитан один. – "Что жена не пришла? - Не выторопилась."Не возьмите в обиду, что поговорки кое-какие и идут кое-как. К слову, к месту-то бегут, выстраиваются... На поклон легки, на слово скоры, хороводы ведут, словами узор плетут. Только успевай записывай: откуда берут, куда кладут! Так и сказки: сижу пишу...А бывало и так, что сказка не отпустит! Ежели я в бабкиной юбке с двумя самоварами полетел на Луну? То уж никакой остановки! Надо долететь, поглядеть и домой воротиться!Не думайте, что я того - заговариваюсь...Нельзя класть запрет мысли. Пусть летит, вьется. Говорят: человек не может придумать, чего не может быть."
Не может...Не может человек придумать, чего не может быть...
Так может быть сила и бессмертие сказок не в том что они создали удивительный волшебный мир - мир в котором можно укрыться от действительности, забыть о серости и унылости жизни с ее монотонными чувствами и желаниями. А в том, что она дает человеку надежду на его человечность, в том что она хранит в себе абсолютную, неиссякаемую веру в человека и в то лучшее, что в нем есть. Она не сомневается в том, что Добро победит Зло, что верность и благородство будет вознаграждено любовью и счастьем. И если ты за справедливость, за правду, если ты настоящий, тогда ты обретаешь свою истинную ценность в этом мире, то, для чего ты в этот мир и призван. И тогда все достижимо..Мы сейчас живем в мире заколдованной сказки, в мире некоего проклятого пространства, в наничье, как говорили древние славяне – мире, где все имеет обратную ценность, где утерян смысл таких понятий, как честь, справедливость, совесть, познание. Может быть к нам прикоснулась своей волшебной палочкой та самая обиженная, злая фея из сказки и все мы заснули..? И надо только стряхнуть с себя этот сон и проснуться.. Может быть сказка поможет? Ведь она живет, она не ушла, она просто терпеливо выжидает, когда наступит её время, её черёд, когда она будет опять нужна людям.
Есть вопросы, которые задаются и будут задаваться всегда.. Потому что ответ на них очень важен, иногда он самый важный в жизни человека. Вот один из них - верите ли вы в сказку? Видимо этот вопрос еще волнует людей. Во всяком случае на пространствах интернета, на различных форумах и обсуждениях встречаешь удивительные слова и мысли, которыми люди делятся друг с другом. Вот лишь несколько из них:
"Я не верю в сказку - я живу в ней. Я вижу небычное в обычном и сказку в быту. Утром я встречаю восход солнца - оно поднимается из-за деревьев.Для меня мы с солнцем едины – дух захватывает, оно восходит из меня.Затем прилетают птицы на праздничный стол – небо полнится множеством крыльев, но вначале прилетает Ворон, мой друг.Он первый. Когда Он улетает - воздух взрывается от гомона птиц: трещат сороки, чирикают воробьи,...- так птицы соблюдают иерархию, порядок, который есть в природе.Коты, собаки птицы, растения в моем саду - это все Я, только в других ипостасях.А ночью я сплю под своей любимой березой - открываю глаза - фантастика!!!Жизнь - тайна!!! Мистерия!!!Я танцую с Луной, со Звездами.Однажды я видела огненный шар на траве, он был живой.Пульсировал, а потом медленно поплыл по траве и исчез.Когда не отделяешь себя от природы, от существования того, что есть, то живешь в сказке.."
"Верю, верю всей душой в сказки, верю в волшебство, верю в настоящую любовь.. Мне почти шестнадцать лет и я верю в волшебный мир.. и мне не стыдно. Я верю в лучшее, в то, что скоро на земле воцарит покой и равновесие, что миром будут править достойнейшие из достойнейших. Но с каждым днем, я понимаю, что такое взрослый мир. Я не хочу туда, мне там нет места, за что? Я не хочу в это царство.. Там все заросло эгоизмом, так мало нормальных людей, людей которые не поддались этому миру мнимых наслаждений, не забыли что такое правда, честь и достоинство. Но их так мало."
"Когда была маленькая, меня до ужаса пугали русские мультики и русские сказки. У меня болело сердце за бедного деда из "золотой рыбки", я плакала за Иванушку, который в козленка превратился, а когда колобка съела лиса - это было для меня шоком, как внезапная молния... был колобок и бац! съели! Безумно переживала, смотрела сказку так, как будто эта зловещая история происходит на самом деле с моей мамой или папой, которые попали в опасность....То ли дело зарубежные! Cмотреть легко и просто, даже самая бурная сказка с непредсказуемо трагичными событиями вызывает интерес и желание узнать "а что же будет дальше?", но никак не переживание и волнение... А в русских сказках скрыта какая-то мощная сила, в каждой сказке - зерно могущественной и неразгадываемой идеи..."
"Мне кажется, что герой русской сказки ищет вовсе не дом. И не себя. Герой ищет МИР, в котором он нужен и полезен. Не свое место в существующем мире, не свой дом. А целый мир для себя... Русская сказка - это поиск лучшего мира для себя. Поиск града Китежа, Руси Небесной, Тридевятого Царства, Коммунизма, Полдня, Царства Кащея. По-моему так..."
"Когда читаешь сказки, начинаешь невольно в них верить. И потом очень тяжело возвращаться в серую и скучную реальность.. Но когда наступает момент вернуться, просто нужно найти способ раскрасить и изменить эту самую реальность. Сделать её такой, какую хочется именно тебе! Ведь в этой жизни возможно всё, нужно только чуть-чуть постараться! ...Главное - понять, что сказка прекрасна не замками и волшебными палочками, а ЛЮДЬМИ, простыми людьми, которые любят, ненавидят, боятся, радуются....просто живут...такими же как мы... Мы не можем летать на мётлах, не можем превращать чашки в мышей, но мы можем жить и быть счастливыми! Живите, творите, создавайте, умейте ценить прекрасное, умейте ЛЮБИТЬ, умейте ПРОЩАТЬ и БУДЬТЕ СЧАСТЛИВЫ!"
"Если разобрать почетче каждый жизненный момент , то они все немного похожи на главы одной большой сказки )) так что пока она не закончится, ответить не могу ...но одно знаю точно , она очень интересная!"
"Сказка рождается прямо в нас самих... Когда мы позволяем ей родиться.... Но иногда она сама вырывается наружу..прямо из нашей души... И тогда мир становится сказочно прекрасным."
В стране русской сказки возможно все – счастье, верность, любовь.. И добро всегда побеждает зло.. И зло, которое почти всегда помогает добру. Подобно Тому, Кто сказал как-то про себя "Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо...". Потому что и добро и зло в этой стране как-бы части одного целого и все свершается там по каким-то неведомым, непонятным нам, но удивительно справедливым правилам.. Где все знает свое место и время и все как-будто для того и создано, чтобы рассказать тебе о чем-то очень-очень важном.. В этой стране ты можешь прожить тысячи жизней, побывать везде, увидеть и почувствовать все - скакать без устали и страха на чудесном коне, пересекать моря и океаны, подниматься к звездам. Чудовища, великаны, колдуны возникают перед тобой - но тебе не страшно, тебе и не может быть страшно, потому что ты знаешь, что ты непобедим, и тебе ничего не грозит - пока ты честен и справедлив, пока ты остаешься самим собой.. А это не трудно, совсем не трудно. Стоит лишь захотеть.. И за всем тем, что происходит в этой стране стоит другой невидимый обычному взгляду сокровенный смысл, удивительная тайна.. И ее обязательно нужно разгадать..
И еще то, о чем бы хотелось сказать - русская сказка и русское народное искусство. Невозможно представить, как одно могло бы существовать без другого. Наверное еще много тысяч лет назад рука древнего мастера придавала первые зримые формы тем образам, которые жили рядом с ним, волновали его душу и сердце. Тысячи лет жили сказки и тысячи лет жили, рождались и умирали люди, которые сохраняли их тайны в творениях своей фантазии и своих рук. Менялись времена, менялись стили и формы, но неизменным сохранялось главное - глубокая, непрерывная любовь и преданность ко всему, что создала и донесла до нас черех века наша история и культура. Вглядитесь в работы нынешних мастеров. Они такие разные. Но все они хранят в себе сокровенные знания и мысли Они многое могут рассказать. Надо просто прислушаться.
www.perunica.ru
Древние Образы в Русских Сказках
Древние Образы в Русских Сказках
"Катится клубочек по широким долинам, по глубоким оврагам.."
Сказки, сказы, рассказы.. В те давние времена люди и не придумывали сказок. Люди просто рассказывали о том, что их окружало, о том, что они знали и то, что знали их предки. И эти рассказы существовали тысячи лет. В самом деле, только представьте, ведь некоторым сказкам по семь-десять тысяч лет(а может быть и гораздо больше?)! Сказки наполнены метафорами, образами. Нужно лишь суметь их понять. Но чаще всего мы можем только догадываться, что стоит за этими образами. Наверное, благодаря этому в сказках и сохраняется то изначальное, что в них было заложено. Не понимая до конца смысла образов, люди, рассказывающие сказки, не вносили в них свои мысли, а просто передавали все как было. Поэтому у каждой известной сказки сразу несколько уровней или слоёв, знаний об устройстве мира и человека, об основах жизни, глубоко скрытых и открывающихся не сразу. В сказке нет ни одного случайного пустого слова или события. Все гармонично и стройно..И раскрывать ее тайны нам еще очень долго.У древних славян жизнь представлялась бесконечной, в форме замкнутого круга, где не было ни начала, ни конца. Смерти не было.. Сказочные герои в поисках желаемого уходили за тридевять земель в тридесятое царство, не страшашь ни времени ни пространства, снашивая по пути три пары железных сaпог, стачивая три железных посоха. . Уходили так далеко и так легко.. Зачем? Что там - в этой далекой неизвестности..? Тридевять земель, тридесятое царство.. Наверное и в этих числах скрыта какая-то тайна.
Русского человека всегда привлекало все неизвестное, загадочное.. И хотя сказки имели истоки в действительной, реальной жизни, не вызывает сомнений, что люди верили и в чудеса. Персонажами сказок были существа, сходные с человеком, но обладающие магической силой. Они могли стать невидимыми или изменить форму, часто появлялись в образах животных или птиц. Они могли предсказывать будущее. Некоторые были бессмертны, другие жили сотни лет.«А в старину все было. Ужели станут брехать старые люди? Старые люди правду гутарили, они врать не станут. И мертвые воскресали, и звери говорили». Так говорила знаменитая сказительница Агафья Зайцева:Но мне кажется сохранились сказки не благодаря этой вере в чудеса и волшебство, а благодаря своей вере в человека – его ум, благородство, самоотверженность, мудрость и бескорыстность. "Там теряется мысль о благах обычных.." сказал необычайно талантливый, но, к сожалению ныне почти забытый, русский сказочник Степан Писахов. Сейчас мало кто помнит это имя. А был это настоящий Сказочник.. Читая его сочинения, начинаешь понимать как рождается, и как потом уходит жить своей собственной жизнью сказка. Как, переносясь от места к месту, от человека к человеку, оставляя за собой года и столетия, превращается она в сокровище вечное и нетленное..
Вот как писал про себя сам Писахов: "Сочинять и рассказывать сказки я начал давно, записывал редко. Мои деды и бабка со стороны матери родом из Пинежского района, что под Архангельском. Мой дед был сказочник. Звали его сказочник Леонтий. Записывать сказки деда Леонтия никому в голову приходило. Говорили о нем: большой выдумщик был, рассказывал все к слову, все к месту. На рыбный промысел деда Леонтия брали сказочником.В плохую погоду набивались в промысловую избушку. В тесноте да в темноте: светила коптилка в плошке с звериным салом. Книг с собой не брали. Про радио и знати не было. Начинает сказочник сказку длинную или бывальщину с небывальщиной заведет. Говорит долго, остановится, спросит: - Други-товарищи, не спите ли? Кто-нибудь сонным голосом отзовется: - Нет, еще не спим, сказывай.Сказочник дальше плетет сказку. Коли никто голоса не подаст, сказочник мог спать. Сказочник получал два пая: один за промысел, другой за сказки. Я не застал деда Леонтия и не слыхал его сказок. С детства я был среди богатого северного словотворчества. В работе над сказками память восстанавливает отдельные фразы, поговорки, слова. Например: - "Какой ты горячий, тебя тронуть - руки обожжешь." Девица, гостья из Пинеги, рассказывала о своем житье: "Утресь маменька меня будит, а я сплю-тороплюсь!" При встрече старуха спросила: - "Што тебя давно не видно - ни в сноп, ни в горсть?"Спрашивали меня, откуда беру темы для сказок? Ответ прост: Ведь рифмы запросто со мной живут, две придут сами, третью приведут. Сказки пишу часто с натуры, почти с натуры. Многое помнится и многое просится в сказку. Долго перечислять, что дало ту или иную сказку. Скажу к примеру. Один заезжий спросил, с какого года я живу в Архангельске. Секрет не велик.Я сказал: -"С 1879 года."" - Скажите, сколько домов было раньше в Архангельске?"Что-то небрежно-снисходительное было в тоне, в вопросе. Я в тон заезжему дал ответ: "Раньше стоял один столб, на столбе доска с надписью: А-р-х-а-н-г-е-л-ь-с-к. Народ ютился кругом столба. Домов не было, о них и не знали. Одни хвойными ветками прикрывались, другие в снег зарывались, зимой в звериные шкуры завертывались. У меня был медведь. Утром я вытряхивал медведя из шкуры, сам залезал в шкуру. Тепло ходить в медвежьей шкуре, и мороз - дело постороннее. На ночь шкуру медведю отдавал".Можно было сказку сплести. А заезжий готов верить. Он попал на "дикий север". Ему хотелось полярных впечатлений.. Оставил я заезжего додумывать: каким был город без домов.Как-то приходит старик ненец. Поговорил о том о сем, попил чаю и спрашивает: "- Скази, худозник, ты знас, посему у тех людев, сто приезжают, две правды, а у нас одна? Пробую.. Не понять:. Как две правды.. тож одна.. У них и хоросо быват нехоросим, и нехоросо хоросим, а у нас нехоросо - нехоросо, хоросо - хоросо".Много говорили, и в том ли году или в 1907 году, когда снова жил до осеннего рейса, рассказывали мне сказки. Две из них, как мне кажется, я запомнил. В себе хранил, как дорогой подарок. Теперь уже много лет прошло, можно и передать, как тогда записал. Больше мне нравится мечта о счастливом крае, где нет злобы, вражды, где только любят:"Если пройдешь льды, идя все к северу, и перескочишь через стены кружащих ветров, то попадешь к людям, которые только любят и не знают ни вражды и ни злобы. Но у тех людей по одной ноге, и каждый отдельно они не могут двигаться, но они любят и ходят обнявшись, любя. Когда они обнимутся, то могут ходить и бегать, а если они перестают любить, сейчас же перестают обниматься и умирают. А когда они любят, они могут творить чудеса. Если надо за зверем гнаться или спасаться от злого духа, те люди рисуют на снегу сани и олени, садятся и едут так быстро, что ветер восточный догнать не может".А вот вторая сказка: "Герой сказки нашел в лесу могильный сруб: четыре столба невысоких, вбитых в землю и околоченных досками, как ящик. Около сани с возом, опрокинутые, и олени в упряжке. Оглянулся герой, нет никого, стал звать:- Есть ли здесь кто-нибудь? Голос из могилы откликнулся: - Здесь я, девка, похоронена.- Зачем же ты похоронена?- Да я мертвая.- Как же ты узнала, или кто тебе сказал, что ты мертвая?- Я всю жизнь была мертвой, у меня не было души, но я об этом не знала и жила, как и все живые. А когда была невестой и сидела с женихом и родными у костра накануне свадьбы, из костра выскочил уголь и упал на меня Я и родные мои, и жених узнали, что у меня нет души, а только видимость одна. Меня и похоронили, и со мной все, что было мое. Герой сказал:- Хочешь, я сломаю могилу и ты будешь жить. Нет, у меня нет другой души. Но я дам тебе половину моей души, ты будешь моей женой!Девка согласилась. Герой сказки сломал могильный сруб, освободил девку и увез с собой".Кинь кроху на лес, пойдешь и найдешь.У скупа не у нета. Меня скупым не зовут, а смогу ли напомнить новое?Спросил старика: - "Што долго не заходил? - Заделья не было". Пришел помор - капитан один. – "Что жена не пришла? - Не выторопилась."Не возьмите в обиду, что поговорки кое-какие и идут кое-как. К слову, к месту-то бегут, выстраиваются... На поклон легки, на слово скоры, хороводы ведут, словами узор плетут. Только успевай записывай: откуда берут, куда кладут! Так и сказки: сижу пишу...А бывало и так, что сказка не отпустит! Ежели я в бабкиной юбке с двумя самоварами полетел на Луну? То уж никакой остановки! Надо долететь, поглядеть и домой воротиться!Не думайте, что я того - заговариваюсь...Нельзя класть запрет мысли. Пусть летит, вьется. Говорят: человек не может придумать, чего не может быть."
Не может...Не может человек придумать, чего не может быть...
Так может быть сила и бессмертие сказок не в том что они создали удивительный волшебный мир - мир в котором можно укрыться от действительности, забыть о серости и унылости жизни с ее монотонными чувствами и желаниями. А в том, что она дает человеку надежду на его человечность, в том что она хранит в себе абсолютную, неиссякаемую веру в человека и в то лучшее, что в нем есть. Она не сомневается в том, что Добро победит Зло, что верность и благородство будет вознаграждено любовью и счастьем. И если ты за справедливость, за правду, если ты настоящий, тогда ты обретаешь свою истинную ценность в этом мире, то, для чего ты в этот мир и призван. И тогда все достижимо..Мы сейчас живем в мире заколдованной сказки, в мире некоего проклятого пространства, в наничье, как говорили древние славяне – мире, где все имеет обратную ценность, где утерян смысл таких понятий, как честь, справедливость, совесть, познание. Может быть к нам прикоснулась своей волшебной палочкой та самая обиженная, злая фея из сказки и все мы заснули..? И надо только стряхнуть с себя этот сон и проснуться.. Может быть сказка поможет? Ведь она живет, она не ушла, она просто терпеливо выжидает, когда наступит её время, её черёд, когда она будет опять нужна людям.
Есть вопросы, которые задаются и будут задаваться всегда.. Потому что ответ на них очень важен, иногда он самый важный в жизни человека. Вот один из них - верите ли вы в сказку? Видимо этот вопрос еще волнует людей. Во всяком случае на пространствах интернета, на различных форумах и обсуждениях встречаешь удивительные слова и мысли, которыми люди делятся друг с другом. Вот лишь несколько из них:
"Я не верю в сказку - я живу в ней. Я вижу небычное в обычном и сказку в быту. Утром я встречаю восход солнца - оно поднимается из-за деревьев.Для меня мы с солнцем едины – дух захватывает, оно восходит из меня.Затем прилетают птицы на праздничный стол – небо полнится множеством крыльев, но вначале прилетает Ворон, мой друг.Он первый. Когда Он улетает - воздух взрывается от гомона птиц: трещат сороки, чирикают воробьи,...- так птицы соблюдают иерархию, порядок, который есть в природе.Коты, собаки птицы, растения в моем саду - это все Я, только в других ипостасях.А ночью я сплю под своей любимой березой - открываю глаза - фантастика!!!Жизнь - тайна!!! Мистерия!!!Я танцую с Луной, со Звездами.Однажды я видела огненный шар на траве, он был живой.Пульсировал, а потом медленно поплыл по траве и исчез.Когда не отделяешь себя от природы, от существования того, что есть, то живешь в сказке.."
"Верю, верю всей душой в сказки, верю в волшебство, верю в настоящую любовь.. Мне почти шестнадцать лет и я верю в волшебный мир.. и мне не стыдно. Я верю в лучшее, в то, что скоро на земле воцарит покой и равновесие, что миром будут править достойнейшие из достойнейших. Но с каждым днем, я понимаю, что такое взрослый мир. Я не хочу туда, мне там нет места, за что? Я не хочу в это царство.. Там все заросло эгоизмом, так мало нормальных людей, людей которые не поддались этому миру мнимых наслаждений, не забыли что такое правда, честь и достоинство. Но их так мало."
"Когда была маленькая, меня до ужаса пугали русские мультики и русские сказки. У меня болело сердце за бедного деда из "золотой рыбки", я плакала за Иванушку, который в козленка превратился, а когда колобка съела лиса - это было для меня шоком, как внезапная молния... был колобок и бац! съели! Безумно переживала, смотрела сказку так, как будто эта зловещая история происходит на самом деле с моей мамой или папой, которые попали в опасность....То ли дело зарубежные! Cмотреть легко и просто, даже самая бурная сказка с непредсказуемо трагичными событиями вызывает интерес и желание узнать "а что же будет дальше?", но никак не переживание и волнение... А в русских сказках скрыта какая-то мощная сила, в каждой сказке - зерно могущественной и неразгадываемой идеи..."
"Мне кажется, что герой русской сказки ищет вовсе не дом. И не себя. Герой ищет МИР, в котором он нужен и полезен. Не свое место в существующем мире, не свой дом. А целый мир для себя... Русская сказка - это поиск лучшего мира для себя. Поиск града Китежа, Руси Небесной, Тридевятого Царства, Коммунизма, Полдня, Царства Кащея. По-моему так..."
"Когда читаешь сказки, начинаешь невольно в них верить. И потом очень тяжело возвращаться в серую и скучную реальность.. Но когда наступает момент вернуться, просто нужно найти способ раскрасить и изменить эту самую реальность. Сделать её такой, какую хочется именно тебе! Ведь в этой жизни возможно всё, нужно только чуть-чуть постараться! ...Главное - понять, что сказка прекрасна не замками и волшебными палочками, а ЛЮДЬМИ, простыми людьми, которые любят, ненавидят, боятся, радуются....просто живут...такими же как мы... Мы не можем летать на мётлах, не можем превращать чашки в мышей, но мы можем жить и быть счастливыми! Живите, творите, создавайте, умейте ценить прекрасное, умейте ЛЮБИТЬ, умейте ПРОЩАТЬ и БУДЬТЕ СЧАСТЛИВЫ!"
"Если разобрать почетче каждый жизненный момент , то они все немного похожи на главы одной большой сказки )) так что пока она не закончится, ответить не могу ...но одно знаю точно , она очень интересная!"
"Сказка рождается прямо в нас самих... Когда мы позволяем ей родиться.... Но иногда она сама вырывается наружу..прямо из нашей души... И тогда мир становится сказочно прекрасным."
В стране русской сказки возможно все – счастье, верность, любовь.. И добро всегда побеждает зло.. И зло, которое почти всегда помогает добру. Подобно Тому, Кто сказал как-то про себя "Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо...". Потому что и добро и зло в этой стране как-бы части одного целого и все свершается там по каким-то неведомым, непонятным нам, но удивительно справедливым правилам.. Где все знает свое место и время и все как-будто для того и создано, чтобы рассказать тебе о чем-то очень-очень важном.. В этой стране ты можешь прожить тысячи жизней, побывать везде, увидеть и почувствовать все - скакать без устали и страха на чудесном коне, пересекать моря и океаны, подниматься к звездам. Чудовища, великаны, колдуны возникают перед тобой - но тебе не страшно, тебе и не может быть страшно, потому что ты знаешь, что ты непобедим, и тебе ничего не грозит - пока ты честен и справедлив, пока ты остаешься самим собой.. А это не трудно, совсем не трудно. Стоит лишь захотеть.. И за всем тем, что происходит в этой стране стоит другой невидимый обычному взгляду сокровенный смысл, удивительная тайна.. И ее обязательно нужно разгадать..
И еще то, о чем бы хотелось сказать - русская сказка и русское народное искусство. Невозможно представить, как одно могло бы существовать без другого. Наверное еще много тысяч лет назад рука древнего мастера придавала первые зримые формы тем образам, которые жили рядом с ним, волновали его душу и сердце. Тысячи лет жили сказки и тысячи лет жили, рождались и умирали люди, которые сохраняли их тайны в творениях своей фантазии и своих рук. Менялись времена, менялись стили и формы, но неизменным сохранялось главное - глубокая, непрерывная любовь и преданность ко всему, что создала и донесла до нас черех века наша история и культура. Вглядитесь в работы нынешних мастеров. Они такие разные. Но все они хранят в себе сокровенные знания и мысли Они многое могут рассказать. Надо просто прислушаться.
www.rutraditions.ru
Образ древних русских городов
Разделы: МХК и ИЗО
Цель: Знакомство с древними русскими городами, с архитектурными особенностями, постройками, основными элементами древнего города.
Задачи:
ОбразовательнаяДолжны узнать:
Название первых древнерусских городов
Основные элементы древнерусского города
Что такое Собор, колокольня, звонница, сторожевые башни.
Развивающая задача - развивать творческое воображение учащихся средствами изобразительного искусства, творчески участвовать в создании собственного проекта.
Формирование представлений о многообразии национальных художественных культур, их особенностей и красоте.
Воспитательная задача – формирование у детей представление о роли искусства в их жизни, формирование творческой активности личности, эмоционально откликаться на красоту.
Иллюстративный материал: детские работы, ксерокопии с изображением элементов древнерусского города презентация.
Ход урока
Ребята! Сегодня у нас новая тема: «Белокаменный город»
В 3 классе мы уже встречались с вами с отдельными памятниками русской архитектуры. Теперь есть смысл познакомиться с древними русскими городами.
«Русская земля! Как ты прекрасна полноводными реками, которые несут свои быстрые воды к морям, бескрайними просторами лесов, полей и лугов».
Вот так о русской земле писал один из поэтов.
Прекрасна наша земля, прекрасны наши древнерусские города, свидетели давно минувших времен. Города, сказочный образ которых по прежнему, волнует воображение людей, любящих историю и искусство своей страны.
Сегодня мы будем путешествовать по древнерусским городам, восхищаться талантами русских мастеров.
Давайте вместе вспомним название древнерусских городов:
Москва (слайд)
Новгород (слайд)
Киев (слайд)
Суздаль (слайд)
Псков (слайд)
Ростов Великий (слайд)
Ребята, это древнейшие города нашей страны. Много городов возникло на Руси в глубокой древности, многие из них превратились крупные города страны, где древни памятники архитектуры живут рядом с современными постройками. Давайте заглянем вглубь веков. Суровой, трудной, но и прекрасной была жизнь славян среди лесов, полей, степей. Славяне – это предки русских, болгар, украинцев, словаков, чехов, белорусов. Бревенчатые дома, где они жили, составляли поселок. Подумайте, где жители построили свой поселок? Да, это поселок для обороны и он строился на возвышенности, рядом с водой. Окружен был частоколом. Частокол – забор из деревянных колышков.
Но прошли столетия и поселки стали превращаться в большие города. Так же как и деревни города стояли на возвышенности. Города стали укреплять более надежными стенами. Они уже становятся каменными. Называют их крепостными стенами (крепкие, крепость). В промежутках между стенами строятся смотровые башни (вежи - видеть). Башни были:
Угловые (круглые)
Промежуточные (квадратные)
Конечно, всегда могут внезапно напасть враги – вот поэтому город был окружен рвом. Ров – глубокая, широкая яма залитая водой, через него перекидывался мост. Мост в определенное время поднимался, и чужестранец не мог попасть в город. Русские города всегда подвергались набегам враждующих князей. Поэтому город имел оборонительный характер, непреступной крепости. Город - крепость для защиты мирной жизни и труда.
В городе начинают развиваться ремесла, торговля идет с утра до вечера. Работают:
Плотники (работы с деревом)
Ремесленники
Каменщики (строители)
Кузнецы (подковы, металлические изделия)
Ювелиры (кольца, серьги, браслеты, колье)
Оружейника (мечи с резными рукоятками, шлемы, кольчуги)
Кожевники (сапоги, изделия из кожи)
Портные (кафтаны, злато - кузнецы, изделия из золота).
Не только делали, но и торговали с другими странами. Торговля проходила на красной площади (от слова красивая, значит базар). (слайд)
Ярко блестят на солнце купола церкви, грозно высятся стены и башни. У пристани стоят суда, из разных стран приплыли. Каких только товаров не привезли. Красивая греческая посуда, золотые и серебряные украшения, яркие шелковые ткани, заморские вина. Наступают сумерки, и затихает русский город, наглухо закрывают ворота, нельзя никому проникнуть внутрь города. Утром все начнется с начало.
А теперь давайте познакомимся с городскими постройками. Здесь, в кремле люди создавали бесценные памятники искусства, которые украшали жизнь. Столетиями расцветали и умирали цветы и травы, а постройки возвышались непоколебимые, гордые и прекрасные. Наиболее значительные сооружения древнерусского города являются:
Соборы
Крепостные стены
Сторожевые башни
Звонницы или колокольни
Красная площадь
В центре города всегда стоял Собор (слайд)
(место сбора людей). Соборы раньше строились не только для службы, это были общественные здания, где люди встречались, перед которыми собиралось вече, где обсуждались дела частные и личные. Кого напоминает эта постройка? Ну, конечно же, могучий богатырь, стоит он уверенно на земле русской. Всмотритесь в благородные пропорции храмов, огромные купола, возвышаются к небу, золотом переливаясь на солнце.
В большинстве случаев в плане собор имеет квадрат или чуть вытянутый прямоугольник. Купол выполнен в форме луковицы, стоит купол на высоком цилиндрическом барабане. Центральный вход в Собор называют портал
Мы уже говорили, что колокольня неотъемлемая часть кремля. Любила Русь колокольный звон. Как вы, думаете, зачем городу колокольня? Колокольня звучала «в дни торжеств и бед народных». Многие века колокольный звон оповещал о приближении врага, созывал ратников на битву, был криком о помощи во время бедствия, приветствовал победоносные полки, вносил в праздник веселье и торжеств. Литье колоколов считалось очень почетным делом на Руси. Колокольня (слайд) необычно стройная устремленная вверх словно хочет небо достать, с великолепной формой шара, который завершает постройку и увенчан небольшой «луковицей» - главкой.
Мы сегодня познакомились с особенностями архитектуры древнерусского города. Давайте повторим, что усвоили на уроке:
Какие основные элементы древнерусского города вы узнали?
Для чего служат сторожевые башни?
Какая постройка находится в центре города?
Для чего служит собор?
Зачем нужна колокольня?
Что происходило на красной площади?
Повторили, хорошо. Следующая наша задача, сделать проект своего древнерусского города. Используя линейку, карандаш и полученные знания на уроке. Обратите внимание на иллюстрации предложенные вам. Посмотрите на особенности каждой постройки. Удачи в работе.
Приложение 1
Приложение 2
Презентация.
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Символика древних образов в русском народном искусстве
Символика древних образов в русском народном искусстве
Нерсесова Лада Сергеевна, учитель изобразительного искусства первой квалификационной категории
Четыре стихии
Воздух
Огонь
Круг – внутри точка, крестик
Вторая природная стихия – огонь, почитающийся еще с языческих времен как оберег, очистительная сила.
Символика огня
Земной огонь – дым от жертвенного костра.
Также существует огонь небесный – огонь небесной кузни, кузни Сварога.
Зигзагообразные полоски
Вода
Символика воды и земли
Вода - волнистая линия (иногда в виде латинской буквы S). В русской вышивке символизирует начало жизни, умение адаптироваться к обстоятельствам. Вертикальный знак - славянский символ самосовершенствования, лестница в небо, путь к тайным знаниям
Земля
Земля, почва, поле
Плодородие
Солнце
Ночное солнце
Солнце в движении, луна в фазах
Символ солнца
Древо жизни
Символ обновления, омоложения, бессмертия и связи земли с небом.
Корни – предок (знак подземного мира). Ствол – сам род (земной мир).
Листья – дети (небо)
Образ «Древо жизни»
Символические знаки
Женщина
Знак плодородия, размножения. Руки вверх – к небу, весенний, будущий урожай. Руки вниз – к земле, макушка лета, сбор урожая.
Хранительница домашнего очага
Мать - Берегиня
Берегиня
Великая богиня земли, плодородия, мать – сыра земля, Макошь, что означает «мать хорошего урожая» Женская фигура всегда связана с символами плодородия: древом, птицами, животными, солнечными знаками. Женская фигура с устремлёнными ввысь руками символизировала единство сил земли и неба, от которых зависела жизнь человека.
Конь
Знак солнца и неба, основа, мужское начало.
Знак воскресения природы, пробуждения земли, рассвета, Символ души.
Птица
Образ птиц
Райские птицы Древней Руси
Сирин, Алконост, Гамаюн – птицы древних легенд и сказаний
Гамаюн - Вещая птица, посланница славянских богов, их глашатай, поющая людям божественные гимны и предсказывающая будущее тем, кто умеет слышать тайное.
Птица – пава – является главным символом семейного счастья
Русалка
Образ Русалки
Русалки являются хранительницами порога: они живут и на границе разных стихий, и на границе миров — нашего, земного мира и мира иного.
Славяне верили, что после Троицы эти прекрасные девы оставляют воду, находят в поле или роще иву либо плакучую березу и живут на ее ветвях до осени.
Самые загадочные и притягательные существа — это русалки, девы с рыбьими хвостами (их название произошло от слова русый, имевшего когда-то значение «светлый», «чистый»).
Лев в качестве солярного символа
В качестве солярного символа лев олицетворяет жар, блеск и силу полуденного Солнца, принцип огня, великолепие, силу и храбрость, стойкость, справедливость, закон, военную мощь, Царя Зверей.