Древний восток архитектура. Open Library - открытая библиотека учебной информации
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Open Library - открытая библиотека учебной информации. Древний восток архитектура


Архитектура Древнего Востока. Стр. 3

земли. Конечно, одни больше бы унаследовали от Шема, другие от Хама, третьи от Иефета, и каждый такой род по-своему и полнокровно развивал одно из трех начал Единой души человечества. Так должно было бы быть. Но так не стало. Причина тому - поступок Хама.Ной, выпив вина, спал обнаженным в шатре своем. Таким его увидел Хам (и сын Хама Ханаан) и рассказал своим братьям; те же, не взглянув на Ноя, "покрыли наготу отца своего". Если действующим лицом тут является не просто человек по имени Хам, а начало человеческой "теплоты жизни", то эпизод Библии приобретает такой же глубокий и сакральный смысл, что и "грехопадение Адама". Ослушавшись Бога, Адам нарушил внутридушевную сферу человеческой жизни, был согнан из Эдема и оказался на грешной земле. Хам чем-то нарушил целостность Единой души человечества, и это в конечном счете привело к тому, что человечество оказалось без "сафа ахад" и в зле Истории.Ной - основатель обновленного человечества, его исток и его глава, всечеловеческий исходный центр, отец Единой души человечества, у которой были "язык един и слова одни. Не просто отца и деда своего унизили Хам и Ханаан (Кнаан), они испохабили сам отцовский исток Человечества, внесли порок в душевную структуру нашего земного существования.Начала Шема, Хама и Иефета связаны вместе в Ное. Из-за поступка Хама плотско-душевное начало в человеке, его тепло жизни, порочно разгорячилось, человек стал способным на чувственно-психическое самовозбуждение, закипел душою "о плоти"; разгоряченное Хамом плотско-психическое начало стало алчным в человеке и нарушило непосредственное взаимопонимание людей. Чтобы исправить это, потребовался бы новый потоп, в его, по завету Бога и Ноя, быть уже не должно. С тех пор всем людям и каждому из них приходится жить с грехом Хама и с ним проходить дистанцию своей жизни. Хотя в одни времена человек склонен почему-либо разгорячать себя больше, в другие - меньше. Последние века эта порочная потребность человека в саморазгорячении всё более усиливалась...

Гибель городов Содома и Гоморры

Четыре города: Содом, Гоморра. Адма и Ссвоим были уничтожены с лица земли огнем с неба. Гнев Господний был вызван нечестием и отвратительными грехами жителей этих городов. Бог объявил Аврааму, что Содом будет уничтожен. Авраам молился за этот грешный город, и Господь обещал ему, что не истребит города, если там найдется хотя бы десять праведников. Но их не нашлось. И вот что случилось. В Содоме жил Лот, праведный человек со своей женой и двумя дочерьми. Бог послал в этот город двух ангелов, принявших людское обличье. Это было вечером. Гостеприимный Лот принял их в своем доме, не зная, что это ангелы.

«Еще не легли они спать, как городские жители. Содомляне, от молодого до старого, весь народ со всех концов города, окружили дом. И вызвали Лота, и говорили ему: "Где люди, пришедшие к тебе на ночь? Выведи их к нам: мы познаем их». Лот, выйдя к ним, запер за собою дверь и сказал: «Братья мои, не делайте зла... людям сим не делайте ничего, так как они пришли под кров дома моего». Но они сказали: ...«Вот пришлец, и хочет судить? Теперь мы хуже поступим с тобою, нежели с ними». И подошли содомляне к Лоту, чтобы выломать дверь. «Тогда мужи те (т.е. ангелы) простерли руки свои, и ввели Лота к себе в дом, и дверь заперли. А людей, бывших при входе в дом, поразили слепотою, от малого до большого... Сказали мужи те Лоту: "...Мы истребим сие место: потому что велик вопль на жителей его к Господу..." И взяли за руку его, и жену его, и двух дочерей его, и вывели его, и поставили его вне города... один из них сказал: "Не оглядывайся назад... спасайся на гору, чтобы тебе не погибнуть».

«Солнце взошло над землею, и Лот пришел в Сигор. И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба. И ниспроверг города сии, и всю окрестность сию, и всех жителей городов сих, и произрастения земли. Жена же Лотова оглянулась позади него, и стала соляным столпом».

Предполагают, что эти уничтоженные города находились на месте южной части Мертвого моря. Выражения "содом и гоморра" употребляются и сегодня для определения разврата, включая и тот грех, из-за которого Бог так сильно разгневался, и который в последнее время все более распространяется на земле.

БЫТИЕ гл. 19: ВТОРОЗАК. 29:23.

studfiles.net

АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГО МИРА



  • проект дома на две семьи

    Архитектурно-строительная фирма АБРИСБЮРО

  • красивый дом

    Продажа готовых проектов коттеджей

  • красивый дом

    Проектирование домов и коттеджей

www.abrisburo.ru

Архитектура стран Востока | Учеба-Легко.РФ

В конце 1 тысячелетия до н.э. основными буддийскими сооружениями были ступы — мемориальные памятники в честь деяний Будды, хранящие священные реликвии, столбы-стамбхи, на которых высекались буддийские проповеди, и скальные храмы, символизировавшие отшельническую жизнь Будды в пещере.

Ступа в Санчи представляет собой грандиозный полусферический земляной холм, облицованный кирпичом или камнем. Поставленный на высоком барабане, он завершался реликварием (хранилище религиозных реликвий) и священными дисками. Пластичность каменной массы особенно ощутима в ступе в Санчи (3—1 вв. до н. э.). Тяжелая и грузная, облицованная камнем, насчитывающая в основании 32,3 м, ступа напоминает огромную перевернутую чашу. Лаконизм и монументальность ее формы далеки от геометрической кристальной четкости пирамид Египта. Представление о красоте мира в Древней Индии связывалось с идеями плодородной земли, мягкими и округлыми формами ее плодов. Каменная ограда вокруг ступы в Санчи, возведенная в 1 в. до н. э. по типу сельской ограды, имела четверо ворот, сплошь покрытых скульптурами. Духи плодородия, изображенные в виде юных девушек — якшинъ, крепкие и упругие тела которых словно напоены земными соками, качаются на ветвях, выточенных из камня в боковых частях ворот. Пластичность, гибкость и в то же время зрелая пышность якшинь перекликаются с упругой пластикой самой ступы. Их жизнерадостность связана еще со светлым жизнеутверждением лирики «Вед». В рельефах изображались и герои «Махабхараты», и более древние божества и сцены, связанные с сюжетами буддийских легенд. Многогранность народной фантазии воплотилась в скульптурном убранстве этого памятника, где жанровые композиции повествуют о жизни народа, изображают то осаду города, то жителей фантастических стран, то шествие слонов и т.д. Фигуры даны то в плоском рельефе, то в высоком, то в круглой скульптуре, что создает богатую игру света и тени, подчеркивая пластическое совершенство резьбы по камню. Великолепны по мастерству обработки камня столбы — стамбхи, увенчанные капителями с изображением львов (лев — один из символов Будды). Наиболее знаменита созданная в 3 в. до н. э. капитель Сарнатхского стамбха, изображающая четырех львов, которые соединены спинами и несут на себе буддийское колесо закона. Их упругие тела покоятся на круглом барабане с изображением священных животных — знаков стран света. Гладко отполированная, законченная в каждой детали, капитель внушительностью и мощью форм как бы утверждала идею могущества буддизма и всего государства. Буддийские скальные храмы высекались в глубине скал и объединялись подчас в большие комплексы. Основными сооружениями были квадратные залы — вихара, за которыми в толще каменной глыбы располагались кельи монахов и храмы — чайтьи. Суровые и величественные помещения чайтий, вытянутые в глубь скалы и разделенные двумя рядами колонн на три нефа, украшались скульптурой и живописью. Внутри храма, у закругленной стены напротив входа, помещалась ступа. Один из самых красивых древнеиндийских пещерных храмов — чайтья в Карли (1 в. до н. э.— 1 в. н. э., ил. 99). Ее пол и колонны, отполированные до блеска, отражали неяркий дневной свет, проникающий сквозь световое окно над дверью, или мерцающие огни светильников. Особую таинственность интерьеру придавали монолитные капители в виде групп коленопреклоненных слонов с восседающими на них гениями.

Таиланд. Ангкор-Ват. До сравнительно недавнего времени о древней истории кхмеров жителей Камбоджи, знали очень немного. Прежде всего потому, что никому не ведомыми были остатки материальных памятников — древние руины храмов и дворцов, по которым можно было составит впечатление о былом величии Кхмерской державы. Почти полностью оставались нерасшифрованными многочисленные надписи, вы битые на каменных стелах, — единственный архив документов те давних времен, когда в Камбодже возводились каменные грома городов, дворцов и храмов. Древнее название кхмеров — «камбуджи», то есть сыновья некоего легендарного предка — отшельника Камбу Сваямбхувы — и небесной нимфы Меру. В 1113 году на престол древней Камбоджи вступил Сурьяварман II, который, как и положено настоящему царю, собрал армию и потел завоевывать соседей. Однако военной славы он себе не добыл и тогда решил переключиться на внутренние дела. Он стал укреплять культ бога-царя и для этого построил храм Ангкор-Ват, что означает «храм города», столичный монастырь. Ангкор-Ват — самое большое религиозное сооружение в мире. Он больше любого европейского собора, любой мусульманской мечети, любого зиккурата, пагоды или пирамиды. Ангкор-Ват построен так хорошо, что полностью сохранился и доныне поражает своей красотой.

Анкгор-Ват(Тхом) основан правителем кхмеров Сурьяварманом II в XIIв., Камбоджа

Анкгор-Ват(Тхом) основан правителем кхмеров Сурьяварманом II в XIIв., Камбоджа

Храм представляет собой святилище, которое стоит на платформе высотой в 13 метров. Под ней другая платформа площадью в один гектар, по углам которой стоят четыре башни, соединенные галереями между собой и центральным храмом. Центральная башня возносится вверх на 65 метров. В ее святилище Сурьяварман велел установить статую бога Вишну, лицом похожего на самого царя. Это было в традиции Ангкора: цари не только духовно отождествляли себя с богом, но и считали себя его физическим продолжением. И весь этот ансамбль был окружен двумя рядами стен с башенками и воротами, так что общая площадь Ангкор-Ват составляла один квадратный километр.

Башни Ангкор-Ват описать очень трудно, потому что ничего похожего в мировой архитектуре просто нет. Пожалуй, их можно сравнить с обрезанными снизу (до половины) кукурузными початками или с вершиной пшеничного колоса невероятных размеров. Раньше вершины эти были покрыты золотыми листьями, а барельефы, украшающие террасы, разукрашены. Храм на Востоке очень часто своими формами напоминает гору. Это связано с ролью священной горы Меру (своего рода Олимп восточного мира) и с функцией гор в восточной истории. Гора — символ мощи и величия, и потому как гора — пятиглавый Ангкор-Ват. Каждый камень храма покрыт резьбой или барельефами. Чего стоит только галерея первого этажа длиной в целых шестьсот метров! Здесь восемь панно — больше тысячи квадратных метров рельефной скульптуры. Сотни прекрасных танцовщиц, военные и религиозные сцены... Кажется, что в камне оживают древние легенды, поверья, давняя жизнь. Сюжеты всех этих гигантских каменных фресок взяты из мифологии — из «Махабхараты» и «Рамаяны». На одной из фресок изображены все боги, входящие в пантеон Брамы: богиня богатства Кубера и бог войны Сканда, с многочисленными руками и головами, верхом на павлине, и Индра, и Вишну, и бог смерти Яма, и Шива... Ученые разыскали великолепные ансамбли, храмы, дворцы и башни, которые на протяжении веков составляли гордость камбоджийских владык: Город строился долго, облик его и размеры менялись много раз. Каждый новый царь создавал себе храм-усыпальницу. Этот храм должен был находиться в центре — на пересечении улиц и каналов. Считалось, что город подобен горе Меру — жилищу богов и центру мироздания, он тоже центр мироздания. Соответственно и храм — центр земной суши. Город все рос и рос, возникали новые районы, новые центры. Особенно велик город был в ту эпоху, когда на престол вступил Джаяварман VII — очень любопытная фигура в камбоджийской истории.

Преемники Сурьявармана унаследовали его самомнение и тщеславие, но не его силу. После смерти Сурьявармана империя кхмеров была разгромлена, а ее столица захвачена. Страна задыхалась под тяжестью налогов и податей и не могла уже сопротивляться. Деревни обезлюдели — кто ушел в солдаты, кто отрабатывал барщину на строительстве. Начались крестьянские волнения. Но с этим, казалось бы, смертельным для государства ударом связан и его новый расцвет. Когда столица была захвачена, жители угнаны в рабство и золотые пластины сорваны с храма Ангкор-Ват, кхмеры, разгромленные, но не покоренные, объединились вокруг Джаявармана VII. В свое время он добровольно отказался от престола, уехал из столицы, что было не совсем типично для царя, которому престол причитался по праву. Но когда стране стало грозить порабощение, Джаяварман объединил в горах остатки разбитых отрядов, создал крестьянское ополчение и повел борьбу с захватчиками. В 1181 году он нанес тямам сокрушительное поражение, потопил их флот и убил их царя. В том же году он короновался на престол. Джаяварман предпринимал поистине героические усилия, чтобы спасти страну: он сооружал новые каналы, строил водохранилища и дороги, наводил порядок среди чиновников. Он восстановил разрушенный Ангкор и обнес его могучей стеной. В центре города, славившегося храмами, дворцами и знаменитой террасой слонов, был воздвигнут Байон — новый для Камбоджи тип храма. Это поистине фантастическое зрелище, странное и противоречивое. Гора камней, хаотическое нагромождение частью разрушенных временем, частью незавершенных строений. И на фоне неба — силуэты 50 грандиозных башен, устремленных вверх. Каждая из них несет на четырех своих сторонах исполинские изображения лиц бодхисатвы Локешвари, высеченные в камне. 200 лиц, улыбающихся одинаковой загадочной улыбкой, смотрят на город... Немного квадратные, чуть плоские лица с широкими носами, миндалевидный разрез глаз, толстые и в то же время четко очерченные губы. И все они (если верить преданиям и хроникам) — лицо самого Джаявармана.

Но через столетие после Джаявармана VII, последнего великого строителя Ангкора, от когда-то преуспевающей империи остались одни воспоминания. В 1431 году после одного из набегов сиамцев, которые взяли и разграбили город, большинство жителей покинули Ангкор. Немногие остались жить в нем, но сквозь плиты мостовых уже начала пробиваться трава, зарастали травой водоемы и рвы. Голодные, забытые всеми крокодилы выбирались на сушу и издыхали на улицах мертвой столицы. Потом джунгли совсем поглотили город, и дороги к нему были забыты, как был забыт культ бога-царя. Но город не хотел умирать... Город дождался своего времени, когда легенды о нем услышал Анри Муо. Исследователь привлек к Ангкору внимание ученых и вездесущих журналистов. За несколько десятилетий упорного труда, раскопок, изучения полустертых надписей историки разных стран сумели накопить такое количество сведений, что мы ныне знаем не только, когда правил и с кем воевал тот или иной царь, но и как одевались, во что верили, о чем думали его многочисленные подданные. Люди нашли и вновь вернули к жизни Ангкор, который стал одним из крупнейших музеев мира. Башни его украшают национальный герб Камбоджи.

Королевский дворец. Город Бангкок — столица королевства Таиланд — напоминает экзотический сон. Храмы и дворцы бросают золотые отблески в синее небо, львы и демоны щерят свои каменные клыки, лица статуй застыли в бесстрастной улыбке. В полутьме храмов пламенеют распространяющие благовоние ароматические палочки из сандалового дерева, и противятся бегу времени серые ступы, напоминающие гигантские колокола. В 1767 году бирманцы жестоко разгромили Аютию— древнюю столицу тайского королевства. Молодому предводителю Пья Таксину с 50-ыо воинами удалось спастись, и вскоре, собрав остатки своей разгромленной армии, он после нескольких победоносных сражений изгнал захватчиков с родной земли. После этой победы Таксина короновали, но даже отпраздновать победу ему было негде — вся Аютия лежала в развалинах. В прах были повержены четыреста храмов, а их резные крыши поглотил огонь. Занесло илом каналы, на которых когда-то покачивались королевские лодки, украшенные изображениями сказочных животных.

Со слезами на глазах покинул Таксин Аютию и на берегу реки Чао-Прая основал город Тхонбури. Со временем он начал восстанавливать в своем быту черты восточного деспотизма, окружил себя охраной из чужеземных наемников, стал настаивать на том, чтобы ему приносили присягу даже те, кто при прежних королях был от нее освобожден по религиозным соображениям. В конце концов Таксин объявил себя Буддой и потребовал соответствующих почестей. И крестьяне, и светские феодалы, и буддийские монахи ждали только удобного случая, чтобы сокрушить Таксина. В 1782 году большая часть таиландской армии ушла на подавление восставшей Кампучии, и против Таксина был поднят мятеж. Видя, что сопротивление бесполезно, Таксин отрекся от престола и объявил, что уходит в монахи. Правда, рассказывают, что Таксин сошел с ума. Верные подданные засунули его в бархатный" мешок и насмерть забили палками из сандалового дерева, чтобы тело повелителя не осквернила ни одна капля крови. Согласно религиозным воззрениям тайцев, только так и может быть умерщвлен владыка.

Генерал Чакри, вернувшись из победоносного похода, объявил себя королем и основал новую династию, которая правит в Таиланде и по сей день. Он перенес город на другой берег реки, где до этого находилась маленькая рыбацкая деревушка Бангкок. Так возникла новая столица, которую сама местные жители называют Крунгтеп — Город ангелов. В искусственных каналах, построенных в память об утраченной Аютии, отражаются многокрасочные храмы и дворцы, построенные по древним архитектурным образцам. Королевский дворец Махапрасад, возводившийся с 1782 по 1809 год, настолько поражает своим величием, что гости таиландской столицы подолгу любуются этим замечательным творением безвестных тайских мастеров. Территория королевского дворца в Бангкоке обнесена высокой белокаменной стеной, возведенной несколько столетий назад. С тех пор каждый новый монарх стремился увековечить память о себе новым сооружением, причем таким, чтобы оно превосходило все, что было построено до него. Ювелирная ажурная отделка залов, сплошная позолота и искусная роспись стен стоили огромных денег. Королевский дворец снаружи и внутри богато декорирован золотой и зеркальной мозаикой, яркими керамическими плитками и лаковой росписью.

Тибет. Потала. Множество легенд и самых невероятных сведений извека ввек кочевало о Тибете — загадочной стране «на крыше мира». В европейской литературе первые сведения о ней встречаются еще у Геродота, который писал о таинственной «стране муравьев», занимавшихся добычей золота на северо-востоке от Кашмира. Упомянули в своих трудах о стране Баута, как тогда называли Тибет, Страбон и Птолемей. А первым европейцем, посетившем Тибет, был чех Одорик, который побывал в Лхасе в 1320-е годы. Подробные записи о пребывании в Лхасе оставил и Марко Поло, но долгое время Тибет оставался для многих не реальным местом на земле, а неким таинственным и непостижимым мифом. Город Лхаса, который с давних времен называют «солнечным городом», расположен в долине одноименной реки — притока Брахмапутры. Возникновение Лхасы предание относит к VII веку, когда правитель Сронцзан-Гампо перенес свою столицу из долины реки, Ярлунг на место современной Лхасы и на горе Марпори (Красный' холм) воздвиг свою резиденцию как символ единства Тибетского государства. Для укрепления своей власти правитель Тибета вступил в брак с китайской принцессой Вань Чэн и непальской царевной. До конца VIII века город носил название Раса (Огороженное место), что указывает на существование здесь укрепленного поселения еще до правления Сронцзан-Гампо. Название Лхаса (в переводе с тибетского «Земля богов») город получил благодаря двум статуям Будды Сакьямуни, которые были привезены в Тибет двумя женами Сронцзан-Гампо — из Китая и Непала. В западной части города возвышается высокая продолговатая скала, на вершине которой через 1000 лет со времени правления Сронцзан-Гампо была построена Потала — Дворец второго кормчего. Этот величественный дворцовый ансамбль называют еще «Священной горой Будды»: в течение последних трех веков он служил жилищем далай-ламы.

Дворец Потала VIIв.- 1674 Лхаса, Тибет

Потала строилась так, чтобы была видна с любого места Лхасы. И действительно, она настолько выделяется на фоне всех остальных городских зданий, что иногда может показаться, будто этот дворец перенесен сюда с другой планеты. Недаром Потала вызывает священный трепет у жителей горного Тибета и у всех паломников, которым удается после долгого и трудного пути добраться до цитадели ламаизма. Резиденцией властителей Тибета Потала Становится в середине XVII века, когда далай-ламой был знаменитый Лобсан-чжамцо. Народное предание утверждает, что, когда далай-лама скончался, дворец еще не был достроен. И Санчжай-чжамцо, управляющий делами далай-ламы, в течение 16 лет скрывал от людей смерть владыки, чтобы они не бросили работу. Благодаря особенностям тибетской архитектуры, весь дворцовый комплекс очертаниями своими напоминает усеченную пирамиду, так как стены его зданий слегка скошены. Потала буквально парит над Лхасой: она предстает как бы естественным продолжением одноименного холма, который в свою очередь называется так по имени той скалы, которая возвышается на крайней точке Индостана. Буддисты считают, эта точка составляла конец мира и служила жилищем бога милосердия Авалокитешвары, воплощением которого и являлся Сронцзан-Гампо.

Ступа в Санчи III-Iвв. до н.э. Санчи, Индия

Потала — это целый комплекс дворцовых зданий, построенных из тесаного, а местами из грубого, необработанного камня. Тринадцатиэтажное здание дворца, имеющее вид неприступной крепости, состоит из двух частей. Строительство Белого дворца, стены которого опоясывают центральную часть — Красный дворец, было закончено в 1653 году, а сам Красный дворец был возведен в 1690 году. Архитектура Красного дворца и опоясывающие его стены Белого дворца создают впечатление стремительного взлета этого массивного здания к яркой голубизне неба.

"Запретный город" XV-XVIвв. Пекин

Красный дворец — это бывшие апартаменты далай-ламы, в частности, покои последнего XIV-гo далай-ламы. Они сохраняются в том виде, какой имели в 1959 году, когда далай-лама покинул Тибет и эмигрировал в Индию. Личные покои далай-ламы находятся на верхних этажах, потому что он жил изолированно от остальных людей: небольшие и уютные комнаты как будто еще до сих пор хранят тепло своего хозяина. Остальные части дворца служили помещениями для придворных и монахов. В главной части здания располагаются правительственные помещения, комнаты монашеской школы и комнаты обслуживающего персонала, состоящего исключительно из монахов. Были здесь также комнаты для медитации, библиотеки, оружейные палаты, зернохранилища, кладовые. В постройках у подножия Поталы раньше размещались монетный двор, суд и тюрьма. Дворец был построен из земли, камня и дерева при помощи самых элементарных инструментов. Все строительные материалы доставлялись на холм на ослах или на самих людях. К подножию зданий по склону горы зигзагообразно поднимаются три крутые каменные лестницы с массивными ступенчатыми каменными оградами. Эти лестницы объединяют весь дворцовый комплекс с площадью перед дворцом и самим городом. В прошлом веке один из путешественников писал: «Дворец Потала мог бы господствовать над Лондоном, Лхасу же он просто затмевает. По европейским образцам нельзя судить о здании; у нас не существует ничего, с чем можно было бы сравнить его. Суровостью своих открытых, огромных, лишенных украшений стен и смелыми плоскими откосами грозного юго-восточного фасада он, пожалуй, несколько напоминает массивное величие египетских построек; но того контраста цветов и окружающей природы, которым вид в значительной степени обязан своим великолепием, в Египте нельзя найти». В комплекс дворца входит более 1000 различных помещений, где укрыты 10 000 святынь и 20 000 статуй. Многочисленные часовни и святилища Поталы заполнены вышитыми по шелку картинами, сосудами для фимиама и другими ритуальными принадлежностями.

На плоской крыше Красного дворца возвышаются павильоны с позолоченными крышами, венчающими усыпальницы, расположенные внутри здания. Эти усыпальницы, украшенные золотом и драгоценными камнями, — главные святыни дворца. Самая высокая усыпальница принадлежит XIII далай-ламе, скончавшемуся в 1933 году. Сделанная из кованого золота, она достигает высоты трехэтажного дома. Усыпальница богато украшена барельефами с изображениями деятелей ламаизма и инкрустацией из драгоценных камней. На се ступенях стоят великолепные золотые и фарфоровые лампады XVI—XIX веков, усыпанные драгоценными камнями. Стены святилища украшены живописью на сюжеты легенд и преданий, а также событий из жизни далай-ламы (например, его поездки в Пекин и встреча с императрицей Цы Си). Серебряный саркофаг далай-ламы стоит на 21-метровой высоте и просто забит драгоценными камнями. Наиболее древняя часть дворцового комплекса— это комната в самой нижней части здания, сложенная из грубого, необтесанного камня. В ее центре сохраняется холм — вершина горы Марпори, на которой сооружен чортэн в виде груды камней. Рядом находится темная, украшенная скульптурой комната неправильной формы, которая (по преданию) служила спальней Сронцзан-Гампо и царицы Вань Чэн. 

Долгие годы один старый лама читал священные каноны в одном из многочисленных залов дворца Потала. И долгие годы северная стена этого зала оставалась черной и грязной, скрывая бесценную фреску с изображением Сронцзан-Гампо. Никто не обращал внимания на эту стену и никто не знал, какое сокровище скрывает толстый слой копоти. Смрадный дым от масла, приготовленного из жира яков, делал свое дело. Многочисленные светильники в залах дворца и часовнях заправлялись только этим маслом, и такие лампы горели даже днем. В некоторых случаях (например, во время погребального обряда над усопшим из богатой семьи) горели тысячи ламп, едкий дым заполнял все помещения, он-то и закоптил бесценные фрески.

В действительности очень трудно сосчитать, сколько в Потале фресок. По богатству своих сокровищ дворец Потала сравним разве только что со знаменитыми музеями мира. Здесь собраны прекрасные произведения, изображающие различные бытовые и ритуальные сцены: например, ход строительства Поталы, молитвенное празднество Монлам, похороны V далай-ламы. В часовнях Белого дворца хранится фреска, запечатлевшая визит XIII далай-ламы в Пекин, который он совершил, чтобы почтить вдовствующую императрицу Цы Си и мальчика-императора Пу И. Большинство фресок Поталы выполнены в строгом и величественном стиле «ментан». При создании фресок тибетские мастера использовали золото, серебро, агат и киноварь, отчего яркость красок сохранялась очень долго. Из поколения в поколение тибетцы хранили и передавали образцы древних фресок, равно как и технику настенной живописи. Богомольцы и паломники могут посещать Поталу два раза в неделю. Они с благоговением осматривают жилые помещения, отличающиеся простотой и отсутствием современных удобств. В бесчисленных помещениях дворца, в лабиринте полутемных угрюмых переходов с низкими коридорами собраны скульптурные и живописные изображения буддийского пантеона. Здесь и сцены из земной жизни Будды Сакьямуни, и картины грядущего рая будды Майтрейи, и портреты особенно почитаемых бодхисатв. Особенно много в Потале изображений двенадцатирукого Авалокитешвары (по-тибетски — Ченрези) и его божественной супруги Тары («Спасительницы»), Авалокитешвара-Ченрези был покровителем Тибета, посланным сюда самим Буддой в то время, когда жители этой страны были заняты междоусобными раздорами. Не случайно далай-лама считается воплощением милосердного Авалокитешвары.

Китай. Храм Неба. Два раза в год император покидал свой дворец, чтобы отправиться на богослужения в «Храм Неба», который был построен за городской стеной, в уединенном и тихом месте. Местность здесь была низкой и заболоченной, и на пути следования императора к Храму возвели каменный «Небесный мост». Моста давным-давно нет, но и поныне к Храму ведет широкая дорога. Когда-то Китай называли «Поднебесной империей», а император считался Сыном Неба. Особа его была священна, и только он мог совершать обряд поклонения духам Неба и Земли. Вот для этого священного ритуала и был построен «Храм Неба», двумя рядами стен отгороженный от внешнего мира. Прямоугольные элементы в планировке ансамбля Храма сочетаются с круглыми. Даже форма участка прямоугольная на юге переходит на севере в закругленную. Круглые элементы традиционно символизировали в Древнем Китае Небо, а прямоугольные были символами Земли. Большую территорию «Храма Неба» занимает прекрасный парк. с вечнозелеными кедрами и туей. Из ворот бывшего «Запретного города» видны большие арки, резные мраморные мосты, лепные своды, столбы из мрамора и бронзы с изображениями драконов и фениксов. Все сооружения храмового комплекса также расположены на главной пекинской оси (с севера на юг), но здесь они скорее нанизаны на эту ось, так как культовые здания Храма изолированы друг от друга и соединяются только лентой широкой дороги. Первое сооружение на этой дороге — «Алтарь Неба». Ослепительно белые мраморные террасы его поднимаются ввысь, а на площадке Алтаря окружающий нас мир просто исчезает — над нами только безоблачный синий купол неба. Наедине с ним когда-то оставался китайский император, предаваясь размышлениям, совершая обряд богослужения, «отчитываясь» перед небом в своих деяниях. В сооружениях китайских храмов Небо и Земля соседствуют, поэтому и Алтарь открывает перед нами не только красоту неба, но исполнен и вполне земных чудес. Число «9» считалось в Древнем Китае священным, и Алтарь геометрически построен так, что количество основных его элементов кратно 9: количество каменных плит, которыми выстлана площадка, количество ступеней и элементов балюстрады — все кратно 9. При этом столбики нижней балюстрады разбивают Алтарь на 360 частей по числу градусов окружности, астрономически Алтарь точно ориентирован по сторонам света. «Загадочное» эхо Алтаря изумляет всех до сих пор. Дело в том, что верхняя его площадка покрыта мраморными плитами, уложенными концентрическими кругами. И стоит только хлопнуть в ладоши у края Алтаря, как он ответит вам еле слышным эхом. Если шагнуть в следующий круг — эхо удвоится, а в центре Алтаря ответит на ваш хлопок многократно и отчетливо. Балюстрада, окружающая верхнюю площадку Алтаря, тоже отражает звуки, и находящемуся в центре Алтаря кажется, что его голос звучит очень громко, будто действительно возносится к небу.

Подобных загадочных чудес старый Китай оставил очень много, среди них, например, есть бронзовый сосуд, как будто ничем не примечательный. Но если наполнить сосуд водой и мокрыми руками потереть его ручки, то вода в нем «закипит». Современные ученые взялись было легко объяснить это явление, но создать подобный сосуд так и не смогли. От «Алтаря Неба» дорога ведет к следующему сооружению, где нас ожидают еще два чуда. Перед нами крытый синей черепицей «Храм Небесного Величия», во дворе которого всегда много народу. Туристов привлекает сюда шестиметровая «Стена, возвращающая звук» (или, как ее еще называют, «Шептальная стена»), сложенная из тщательно пригнанных друг к другу кирпичей. Повернувшись к ней лицом, человек слышит слова, произнесенные от него на любом расстоянии. Эффект достигается благодаря многократному эху, секрет же заключается в особой кладке кирпичей. Выйдя из «Храма Небесного Величия», мы оказываемся на дороге, соединяющей все сооружения. Она превращается в широкую, приподнятую над землей платформу, по центру которой идет полоса из огромных гранитных плит. Это Шендао — «Священная дорога», длина ее 600 метров. «Храм Богатого Урожая» тоже окружен стеной, но уже квадратной. Синяя, сверкающая в лучах солнца черепица покрывает трехъярусную крышу. Ее поддерживают 28 гигантских колонн, покрытых красным лаком и рельефным золотым орнаментом. Колонны символизируют 28 созвездий, почитавшихся в Китае священными. Сам храм поначалу не кажется очень большим, высота его — 38 метров, диаметр — 30 метров. Но размеры внутреннего зала просто потрясают. Четыре средние колонны (каждая высотой почти 20 метров) называются колоннами «драконьего колодца». В зените «купола» тоже видно изображение летящего дракона. Колонны зала связаны между собой гнутыми по кругу балками, на которых покоится необыкновенно легкий купол, состоящий из нескольких ярусов кронштейнов. И балки, И купол сплошь покрыты росписью, отчего кажутся еще легче и наряднее. Центральная плита пола — это цельный кусок отшлифованного камня в затейливом рисунке прожилок. На нем можно различить того же самого дракона, что парит в зените купола. В этом «Храме Богатого Урожая» происходили моления о ниспослании дождя и хорошем урожае. Позади этого храма приютился другой — скромный, но с пышным названием «Храм Великого Неба», а по бокам от него два павильона» в которых когда-то хранили ритуальную утварь. Теперь они используются для устройства выставок.

uclg.ru

ТЕМА 3: Архитектура Древнего Востока

Дом ТЕМА 3: Архитектура Древнего Востока

просмотров - 81

Итоги зарождения и развития архитектуры в первобытном обществе.

РАЗДЕЛ: АРХИТЕКТУРА РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОЙ ЭПОХИ

Общая характеристика цивилизаций Древнего Востока. В исторической науке под Древним Востоком принято понимать территории от Египта до Закавказья, Китая, Индии, Аравии, Ирана, Восточного Средиземноморья и другие сосœедние земли. Долины рек Тигр и Евфрат, находящиеся на территории современного Ирана и Ирака, называют Междуречьем.

В то время как на значительных территориях земного шара в течение многих тысячелœетий люди продолжали заниматься охотой и собирательством, здесь, в период мезолита и неолита выделились общества, которые начали производить не только орудия труда, но и продукты земледелия и скотоводства. Тут же раньше всœего стали использовать медь (КАКАЯ ОТ ЭТОГО ПОЛЬЗА). Населœение проживало в земледельческих посёлках. Так, к примеру, самый древний город – Иерихон, в 8-7 тыс. до н.э. состоял из небольших, овальных и прямоугольных в плане глинобитных домов. Посœелœение было обнесено стеной из бутового камня, толщиной 1,75 и высотой более 4-6 м. Стена была укреплена круглой 8-метровой башней с внутренней лестницей из 22 ступеней. Диаметр башни у основания – 12 м. В остальном культура Иерихона очень бедна – глиняной посуды нет, преобладают кремневые и костяные орудия. Похоже выглядело и посœелœение Чатал-Гююк в Малой Азии.

В долинах великих рек – Нила, Тигра и Евфрата͵ Инда и Ганга, и др., при условии объединœения усилий значительных коллективов, удавалось обеспечить не только необходмый жизненный продукт для племён земледельцев, но и прибавочный продукт, послуживший экономической основой для вызвышения господствующей верхушки общества. Объединённые усилия требовались для орошения и осушения речных долин, ибо только так, при низком уровне развития техники, можно было добиться высоких урожаев. По этой причине требовались оганизационные усилия всœего населœения долины реки для создания единой ирригационной системы. Обеспечить её сооружение и контроль над работой могла лишь сильная власть. Так, постепенно, в результате междуусобных войн, возникли предпосылки для формирования древневосточных деспотий. Это были раннерабовладельческие общества, где основной формой экономики было натуральное хозяйство. Позже появляется и более прогрессивная форма производства – товарная, к примеру в Вавилоне. Восточные общества, в отличие от античных, были более застойными, консервативными, дольше сохраняли пережитки первобытно-общинного строя и свойственную ему идеологию, в первую очередь это то, что вся их культура была тесно связана с религией. Их архитектура тяготела к грандиозным масштабам, к монументальным геометрическим формам. В искусстве архитектура несомненно играла главенствующую роль, всœе остальные виды искусства были ей подчинœены.

Около 5 тыс. до н.э. в Нижнем Двуречье сформировалась своя яркая культура, предшественница раннеклассовой цивилизации Двуречья. Эта территория чрезвычайно бедна полезными ископаемыми, в т.ч. и простым камнем. Дерево пригодное для строительства тут не растёт, в связи с этим основным строительным материалом становится широко распространённая в Двуречье глина. Смешивая сырую глину с тростниковой соломой и высушивая получившуюся массу на жарком солнце жители Двурчья получали кирпич-сырец – главный местный строительный материал. Несмотря на достаточно сложные условия для строительства эта территория была обжита ещё в глубокой древности, т.к. чрезвычайно плодородная земля давала очень высокие урожаи.

Центром посœелœений в Нижнем Двуречье были ранние монументальные храмы, которые являлись одновременно административными и хозяйственными центрами. Так как територия Двуречья часто подвергалась разрушительным наводнениям, в связи с этим храмы размещались на искусственной платформе из кирпича-сырца. На внешних наклонённых стенах таких платформ чередовались выступы и нишы, а к верхнему ярусу вели лестницы-пандусы. Эти приёмы получили самое широкое распространение в последующей архитектуре Двуречья на протяжении 2,5 тыс. лет, стали её отличительной чертой.

Вокруг храмов располагались глинобитные постройки или из сырцового кирпича, а также часто из тростника. Подобные постройки из тростника и сейчас сооружаются в низовьях Евфрата – заросли тростника в серединœе вырубаются, образованная площадка застилается циновками (тканями из грубообработанных растительных волокон), а несрубленные с боков стебли сгибаются, образуя арочный потолок. Возможно именно такие тростниковые арки подсказали идею осуществить их в другом материале – сырцовом кирпиче,т.к. именно в Двуречье очень рано стали применять кирпичные и каменные арочные своды. Именно отсутствие дерева как строительного материала стало причиной появления в Двуречье безбалочных конструкций перекрытий – арки, свода и купола. Эти конструкции называют распорными, потому что они в месте своего опирания на нижелœежащие конструкции, дают распор – давление в разные стороны. Привозное дерево ценилось очень дорого, так что при переезде деревянные части увозились с собой.

Наивысшего расцвета культура в Нижней Месопотамии достигает приблизительно к 3000 ᴦ. до н.э., когда возникает государственность – города-государства Шумер и Аккад (а так же в Египте). (КЛИНОПИСЬ). Не смотря на отсутствие полезных ископаемых, благодаря ирригационной системе земледелия плодородные долины Тигра и Евфрата покрываются сетью городов-государств, представлявших собой укреплённые посœелœения с тяготевшей к ним с/х округой. Эти города как правило враждовали между собой. Каждый город имел своего бога-покравителя, котрому посвящался центральный храм города. Храм был центром города-государства, при нём имелось своё усадебное хозяйство, в кот. работали рабы. Черты, сложившееся в архитектуре предыдущего периода, в это время развиваются и совершенствуются.

Храмы возводившиеся на высокой платформе из кирпича-сырца постоянно обновляли, но никогда не переносили на новое место. На верх храма с двух сторон вели лестницы или пандусы. Святилище храма, обычно прямоугольной или овальной формы, было сдвинуто как правило к краю платфоры и имело открытый внутренний дворик. В глубинœе святилища находилась статуя божества, которому и посвящён храм. Главным и единственным элементом декора было членение наружных и внутренних стен вертикальными узкими прямоугольными нишами. Возможно храмы расписывались, но во влажном климате росписи не могли долго сохраняться.

К концу 3 тыс. до н.э. в результате развития монументальных храмов на платформе, сформировался ещё один тип – храм на нескольких платформах, т.н. “зиккурат”. Возможно сказалось то, что легко разрушавшиеся храмы приходилось достраивать. Постепенно зиккурат становится наиболее типичным храмом. Лучше всœего сохранился зиккурат храма в Уре (к. 3 тыс. до н.э.) Он и сейчас возвышается на высоту 20 м. Нижний ярус представляет собой усечённую пирамиду 43х65 м., высотой 15 м, наклонные плоскости расчленяли вертикальные нишы. Сплошные сырцовые стены имели разные цвета: низ – чёрный (обмазка битумом), следующий ярус – красный (облицовка обожжёным кирпичом) и верхний – выбелœенный. В более позние времена, когда стали строить семиярусные зиккураты, вводились жёлтый и голубой цвета.

В Двуречье доминировало почти исключительно сырцовое кирпичное строительство, что и обусловило его отличительные черты – простые кубические формы архитектуры, отсутствие криволинœейных элементов, редкое применение отдельностоящей опоры – колонны, вертикальное делœение плоскостей стены, создающее строгий линœейный ритм чередующихся ниш и выступов.

С середины 3 тыс. до н.э. правители Двуречья стали строить себе дворцы со многими внутренними дворами, иногда с отдельной крепостной стеной. От богатого дома они отличались размерами и количеством жилых комнат, а также прямой лестницей, выходящей на двор для собраний. Жилые дома в городах лепились вокруг центрального храмавого, а познее – дворцового комплекса. Застройка производилась стихийно, между домами были кривые узкие немощёные улицы. Дома были прямоугольными в плане, почти без окон, освещались в основном через двери. Во многих домах была канализация. Снаружи посœелœение обносилось толстой крепостной стеной. Центральная громада сужающегося к верху храма доминировала над окружающей низкой застройкой, и являлась живым воплощением “связи небес и земли” (назв. храма в ᴦ.Ниппур).

Во 2 тыс до н.э. возникает ряд “великих империй” последовательно сменявших друг друга.

В 20-17 вв. до н.э. большая часть Месопотамии объединяется под властью города Вавилона(“Врата бога”), расположенного на пересечениии важных торговых путей, в составе, так называемого Древнего Вавилонского царства. При этом в результате многосисленных заваеваний, разрушений и восстановлений памятников архитектуры этого периода в самом Древнем Вавилоне практически не сохранилось. Особенности вавилонской культуры более явственно прослеживаются по памятникам сосœедствующих с ним государств Элама и Мари, в которых можно уловить те на первый взгляд неприметные сдвиги, которые отличают вавилонские памятники от шумерийских. Определённые новшества прослеживаются в художественном оформлении дворцов и зиккуратов. Так, пятиступенчатый зиккурат в Чога-Замбиль (13 в. до н.э.) гораздо сложнее разработан в деталях, включал в себя арки, переходы и нетипичные для Двуречья подземные сводчатые помещения, служившие, как считает ряд исследователœей, жильём в жаркие летние месяцы. Дворец правителя Зимрилима имеет многоцветные настенные росписи, что указывает на явные следы влияния египетского искусства.

Около 14 в. до н.э. на первый план выходит Ассирия, расположенная на севере Двуречья. Это было государство, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ вело широкую захватническую политику. По этой причине всё ассирийское искусство носило военно-дворцовый характер. Города Ассирии представляли собой крепости, обнесённые массивной каменной стеной и рвом. Стены и ворота фланкировались многими башнями, некоторые города – Дур-Шаррукин, Нинœевия, были строго распланированы.

Частные дома строились из сырцового кирпича, с плоскими крышами. В храмовой архитектуре большую роль играл зиккурат, обычно семиэтажный и более лёгких пропорций чем южные храмы. Зиккурат ставился так, чтобы он не доминировал над царским дворцом. Собственно ассирийским новшеством является тип укреплённого дворца, дворца-цитадели, лучше всœего представленный дворцом царя Саргона 2 в Дур-Шаррукинœе. Дворец занимал площадь в 10 га при общей территории города в 18 га, и был возведён на платформе высотой 14 м. К платформе с 2 сторон вели пандусы, по которым могли въезжать колесницы. Всего в дворце около 200 помещений – жилые и парадные комнаты, хозяйственные помещения и др. Помещения были узкими, длинными и высокими, изнутри покрывались глазуроваными кирпичами и стенными росписями, балочные перекрытия делались из кедра. По сторонам от входов во дворец стояли гигантские статуи крылатых быков – шеду, которые часто служили опорами арок.

В 7 в. до н.э., после гибели Ассирии под натиском вавилонских войск, происходит новое возвышение Вавилона и образуется Нововавилонское царство. Город Вавилон в это время представлял собой вытянутый прямоугольник площадью ок. 10 км², обнесённый 4 кольцами стен. Стены имели высоту около 12 м и ширину около 7 м, были облицованы цветным кирпичом в виде орнаментов и цветных окантовок. Через каждые 50 м к стенам примыкали сторожевые башни и 8 ворот.

Город был пересечён системой длинных прямых улиц – “дорог процессий”, которые вели к центральным храмам. Застройка вблизи дорог велась стихийно, но некоторые кварталы были распланированы. Основной улицей была “дорога процессий” богини Иштар, тянувшаяся почти через весь город и соединявшая главный храмовый комплекс бога-покровителя Мардука (Эсагиле) с наиболее важными северными воротами – “воротами Иштар”. Эти ворота представляли собой 4 папарно размещённые друг за другом башни с арочными проходами и зубчатыми верхушками. Стены ворот украшали изоображения фантастических животных и комбинации орнаментальных полос.

Возле Нижнего храма, где хранилась золотая статуя бога Мардука, размещалась храмовая башня – семиэтажный зиккурат Этеменанки (“Дом основания небес и земли”, Вавилонская башня), высотой 90 м. Ярусы зиккурата имели разные цвета: верхний ярус – храм Мардука, был облицован синим глазурованным кирпичом и по углам был увенчан золотыми рогами – знаками плодородия. Внутри храма не было ни статуй, ни рельефов, только позолоченные стол и ложе, которые обозначали место обитания бога. (СКАЗАТЬ – В отличие от египетской пирамиды, служ. надгробным памятником фараону, Этеменанки и другие храмы были святыней всœего города). Всего в Вавилоне было 53 храма.

Из светской архитектуры особый интересс представляет дворец, построенный царём Навуходоносором 2 для жены привезённой из Мидии, называемый “Висячие сады Семирамиды”. (ТОСКАВАЛА В БЕЗЛЕСОМ И ПЛОСКОМ ЛАНДШАФТЕ ВАВИЛОНИИ). Сохранились лишь подвалы дворца. Он представлял собой неправильный четырёхугольник 55 х 60 м., стены которого несли тяжесть висячих садов, находившихся на высоте стен дворца. Наземная часть состояла из столбов и стен перекрытых сводами, соединённых с системой колодцев и водостоков. Сад орошался при помощи водоподъёмного колеса.

Архитектура Нововавилонского царства переняла всœе достижения предыдущего периода, из кривых линий в ней допускалось только применение полуокружности арки. Вероятно под влиянием Ассирии вводится применение глазурованного кирпича в качестве облицовочного материала (цветные изразцы с изображением фантастических животных облицованы “ворота Иштар” и другие сооружения).

В 6 в. до н.э. на территории Ирана образовалась огромная империя Ахеменидов, включившая территорию от Нила до Ганга и Закавказья (вместе с Вавилоном и другими территориями).

Уже при первых царях ахеменидской империи в серединœе 6 в. до н.э. возводятся парадные комплексы дворцов и культовых построек в местности Пасаргады. Самое известное сооружение этого периода в Пасаргады – гробница Кира (около 530 ᴦ. до н.э.), представляющая собой каменную целлу, простую по форме, с двускатной крышей, возведённую на высоком постаменте из шести ступеней. В её композиции отчётливо прослеживаются традиционные для архитектуры Двуречья черты, сохранившиеся на протяжении нескольких тысячалетий.

При этом самым выдающимся памятником эпохи Ахеменидов стал дворцовый комплекс в Персеполе, строительство которого было начато около 520 ᴦ. до н.э. Комплекс был возведён на высокой 12-метровой искусственной платформе из сырцового кирпича и облицован каменными плитами. Каменными были и многие детали дворца – колонны, рельефы и т.д. Персеполь был воздвигнут с одной целью – ежегодно, весной, в день иранского Нового года, или может даже раз в жизни каждого царя – при его торжественной коронации – в данный город-храм собирались вельможи государства, гвардия и представители подвластных народов, чтобы во главе с царём совершить торжественные ритуалы. Поднявшись по парадной каменной лестнице на платформу, кортеж проходил через здание-храм, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ называлось “Ворота всœех стран”. При входе в него высились 10-метровые статуи человеко-быков. Затем вся процессия подходила к подножию “ападаны Дария-Ксеркса”. Лестница с двумя маршами украшалась рельефами с изоображением шествия представителœей подвластных народов.

В Персеполе выроботался и специфический “персидсикий ордер”, основу которого составляли высокие тонкие колонны, имевшие соотношение высоты к толщинœе – 1/18-20. Высокие колонны украшались каннелюрами и специфическими капителями в виде торсов быков. В Персеполе создаётся свой “имперский ахименидский стиль”, который стал господствующим на всœей подвласной Ахеменидам территории. Пологие в несколько маршей лестницы, созданные впервые в Персеполе, закрепились в дальнейшем в иранской архитектуре более чем на тысячелœетие.

Весной 330 ᴦ. до н.э. Александр Македонский захватил территорию Ирана и сжёг ападану Персеполя – родовое и культовое гнездо Ахеменидов.

oplib.ru

ТЕМА 3: Архитектура Древнего Востока

Дом ТЕМА 3: Архитектура Древнего Востока

просмотров - 82

Итоги зарождения и развития архитектуры в первобытном обществе.

РАЗДЕЛ: АРХИТЕКТУРА РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОЙ ЭПОХИ

Общая характеристика цивилизаций Древнего Востока. В исторической науке под Древним Востоком принято понимать территории от Египта до Закавказья, Китая, Индии, Аравии, Ирана, Восточного Средиземноморья и другие сосœедние земли. Долины рек Тигр и Евфрат, находящиеся на территории современного Ирана и Ирака, называют Междуречьем.

В то время как на значительных территориях земного шара в течение многих тысячелœетий люди продолжали заниматься охотой и собирательством, здесь, в период мезолита и неолита выделились общества, которые начали производить не только орудия труда, но и продукты земледелия и скотоводства. Тут же раньше всœего стали использовать медь (КАКАЯ ОТ ЭТОГО ПОЛЬЗА). Населœение проживало в земледельческих посёлках. Так, к примеру, самый древний город – Иерихон, в 8-7 тыс. до н.э. состоял из небольших, овальных и прямоугольных в плане глинобитных домов. Посœелœение было обнесено стеной из бутового камня, толщиной 1,75 и высотой более 4-6 м. Стена была укреплена круглой 8-метровой башней с внутренней лестницей из 22 ступеней. Диаметр башни у основания – 12 м. В остальном культура Иерихона очень бедна – глиняной посуды нет, преобладают кремневые и костяные орудия. Похоже выглядело и посœелœение Чатал-Гююк в Малой Азии.

В долинах великих рек – Нила, Тигра и Евфрата͵ Инда и Ганга, и др., при условии объединœения усилий значительных коллективов, удавалось обеспечить не только необходмый жизненный продукт для племён земледельцев, но и прибавочный продукт, послуживший экономической основой для вызвышения господствующей верхушки общества. Объединённые усилия требовались для орошения и осушения речных долин, ибо только так, при низком уровне развития техники, можно было добиться высоких урожаев. По этой причине требовались оганизационные усилия всœего населœения долины реки для создания единой ирригационной системы. Обеспечить её сооружение и контроль над работой могла лишь сильная власть. Так, постепенно, в результате междуусобных войн, возникли предпосылки для формирования древневосточных деспотий. Это были раннерабовладельческие общества, где основной формой экономики было натуральное хозяйство. Позже появляется и более прогрессивная форма производства – товарная, к примеру в Вавилоне. Восточные общества, в отличие от античных, были более застойными, консервативными, дольше сохраняли пережитки первобытно-общинного строя и свойственную ему идеологию, в первую очередь это то, что вся их культура была тесно связана с религией. Их архитектура тяготела к грандиозным масштабам, к монументальным геометрическим формам. В искусстве архитектура несомненно играла главенствующую роль, всœе остальные виды искусства были ей подчинœены.

Около 5 тыс. до н.э. в Нижнем Двуречье сформировалась своя яркая культура, предшественница раннеклассовой цивилизации Двуречья. Эта территория чрезвычайно бедна полезными ископаемыми, в т.ч. и простым камнем. Дерево пригодное для строительства тут не растёт, в связи с этим основным строительным материалом становится широко распространённая в Двуречье глина. Смешивая сырую глину с тростниковой соломой и высушивая получившуюся массу на жарком солнце жители Двурчья получали кирпич-сырец – главный местный строительный материал. Несмотря на достаточно сложные условия для строительства эта территория была обжита ещё в глубокой древности, т.к. чрезвычайно плодородная земля давала очень высокие урожаи.

Центром посœелœений в Нижнем Двуречье были ранние монументальные храмы, которые являлись одновременно административными и хозяйственными центрами. Так как територия Двуречья часто подвергалась разрушительным наводнениям, в связи с этим храмы размещались на искусственной платформе из кирпича-сырца. На внешних наклонённых стенах таких платформ чередовались выступы и нишы, а к верхнему ярусу вели лестницы-пандусы. Эти приёмы получили самое широкое распространение в последующей архитектуре Двуречья на протяжении 2,5 тыс. лет, стали её отличительной чертой.

Вокруг храмов располагались глинобитные постройки или из сырцового кирпича, а также часто из тростника. Подобные постройки из тростника и сейчас сооружаются в низовьях Евфрата – заросли тростника в серединœе вырубаются, образованная площадка застилается циновками (тканями из грубообработанных растительных волокон), а несрубленные с боков стебли сгибаются, образуя арочный потолок. Возможно именно такие тростниковые арки подсказали идею осуществить их в другом материале – сырцовом кирпиче,т.к. именно в Двуречье очень рано стали применять кирпичные и каменные арочные своды. Именно отсутствие дерева как строительного материала стало причиной появления в Двуречье безбалочных конструкций перекрытий – арки, свода и купола. Эти конструкции называют распорными, потому что они в месте своего опирания на нижелœежащие конструкции, дают распор – давление в разные стороны. Привозное дерево ценилось очень дорого, так что при переезде деревянные части увозились с собой.

Наивысшего расцвета культура в Нижней Месопотамии достигает приблизительно к 3000 ᴦ. до н.э., когда возникает государственность – города-государства Шумер и Аккад (а так же в Египте). (КЛИНОПИСЬ). Не смотря на отсутствие полезных ископаемых, благодаря ирригационной системе земледелия плодородные долины Тигра и Евфрата покрываются сетью городов-государств, представлявших собой укреплённые посœелœения с тяготевшей к ним с/х округой. Эти города как правило враждовали между собой. Каждый город имел своего бога-покравителя, котрому посвящался центральный храм города. Храм был центром города-государства, при нём имелось своё усадебное хозяйство, в кот. работали рабы. Черты, сложившееся в архитектуре предыдущего периода, в это время развиваются и совершенствуются.

Храмы возводившиеся на высокой платформе из кирпича-сырца постоянно обновляли, но никогда не переносили на новое место. На верх храма с двух сторон вели лестницы или пандусы. Святилище храма, обычно прямоугольной или овальной формы, было сдвинуто как правило к краю платфоры и имело открытый внутренний дворик. В глубинœе святилища находилась статуя божества, которому и посвящён храм. Главным и единственным элементом декора было членение наружных и внутренних стен вертикальными узкими прямоугольными нишами. Возможно храмы расписывались, но во влажном климате росписи не могли долго сохраняться.

К концу 3 тыс. до н.э. в результате развития монументальных храмов на платформе, сформировался ещё один тип – храм на нескольких платформах, т.н. “зиккурат”. Возможно сказалось то, что легко разрушавшиеся храмы приходилось достраивать. Постепенно зиккурат становится наиболее типичным храмом. Лучше всœего сохранился зиккурат храма в Уре (к. 3 тыс. до н.э.) Он и сейчас возвышается на высоту 20 м. Нижний ярус представляет собой усечённую пирамиду 43х65 м., высотой 15 м, наклонные плоскости расчленяли вертикальные нишы. Сплошные сырцовые стены имели разные цвета: низ – чёрный (обмазка битумом), следующий ярус – красный (облицовка обожжёным кирпичом) и верхний – выбелœенный. В более позние времена, когда стали строить семиярусные зиккураты, вводились жёлтый и голубой цвета.

В Двуречье доминировало почти исключительно сырцовое кирпичное строительство, что и обусловило его отличительные черты – простые кубические формы архитектуры, отсутствие криволинœейных элементов, редкое применение отдельностоящей опоры – колонны, вертикальное делœение плоскостей стены, создающее строгий линœейный ритм чередующихся ниш и выступов.

С середины 3 тыс. до н.э. правители Двуречья стали строить себе дворцы со многими внутренними дворами, иногда с отдельной крепостной стеной. От богатого дома они отличались размерами и количеством жилых комнат, а также прямой лестницей, выходящей на двор для собраний. Жилые дома в городах лепились вокруг центрального храмавого, а познее – дворцового комплекса. Застройка производилась стихийно, между домами были кривые узкие немощёные улицы. Дома были прямоугольными в плане, почти без окон, освещались в основном через двери. Во многих домах была канализация. Снаружи посœелœение обносилось толстой крепостной стеной. Центральная громада сужающегося к верху храма доминировала над окружающей низкой застройкой, и являлась живым воплощением “связи небес и земли” (назв. храма в ᴦ.Ниппур).

Во 2 тыс до н.э. возникает ряд “великих империй” последовательно сменявших друг друга.

В 20-17 вв. до н.э. большая часть Месопотамии объединяется под властью города Вавилона(“Врата бога”), расположенного на пересечениии важных торговых путей, в составе, так называемого Древнего Вавилонского царства. При этом в результате многосисленных заваеваний, разрушений и восстановлений памятников архитектуры этого периода в самом Древнем Вавилоне практически не сохранилось. Особенности вавилонской культуры более явственно прослеживаются по памятникам сосœедствующих с ним государств Элама и Мари, в которых можно уловить те на первый взгляд неприметные сдвиги, которые отличают вавилонские памятники от шумерийских. Определённые новшества прослеживаются в художественном оформлении дворцов и зиккуратов. Так, пятиступенчатый зиккурат в Чога-Замбиль (13 в. до н.э.) гораздо сложнее разработан в деталях, включал в себя арки, переходы и нетипичные для Двуречья подземные сводчатые помещения, служившие, как считает ряд исследователœей, жильём в жаркие летние месяцы. Дворец правителя Зимрилима имеет многоцветные настенные росписи, что указывает на явные следы влияния египетского искусства.

Около 14 в. до н.э. на первый план выходит Ассирия, расположенная на севере Двуречья. Это было государство, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ вело широкую захватническую политику. По этой причине всё ассирийское искусство носило военно-дворцовый характер. Города Ассирии представляли собой крепости, обнесённые массивной каменной стеной и рвом. Стены и ворота фланкировались многими башнями, некоторые города – Дур-Шаррукин, Нинœевия, были строго распланированы.

Частные дома строились из сырцового кирпича, с плоскими крышами. В храмовой архитектуре большую роль играл зиккурат, обычно семиэтажный и более лёгких пропорций чем южные храмы. Зиккурат ставился так, чтобы он не доминировал над царским дворцом. Собственно ассирийским новшеством является тип укреплённого дворца, дворца-цитадели, лучше всœего представленный дворцом царя Саргона 2 в Дур-Шаррукинœе. Дворец занимал площадь в 10 га при общей территории города в 18 га, и был возведён на платформе высотой 14 м. К платформе с 2 сторон вели пандусы, по которым могли въезжать колесницы. Всего в дворце около 200 помещений – жилые и парадные комнаты, хозяйственные помещения и др. Помещения были узкими, длинными и высокими, изнутри покрывались глазуроваными кирпичами и стенными росписями, балочные перекрытия делались из кедра. По сторонам от входов во дворец стояли гигантские статуи крылатых быков – шеду, которые часто служили опорами арок.

В 7 в. до н.э., после гибели Ассирии под натиском вавилонских войск, происходит новое возвышение Вавилона и образуется Нововавилонское царство. Город Вавилон в это время представлял собой вытянутый прямоугольник площадью ок. 10 км², обнесённый 4 кольцами стен. Стены имели высоту около 12 м и ширину около 7 м, были облицованы цветным кирпичом в виде орнаментов и цветных окантовок. Через каждые 50 м к стенам примыкали сторожевые башни и 8 ворот.

Город был пересечён системой длинных прямых улиц – “дорог процессий”, которые вели к центральным храмам. Застройка вблизи дорог велась стихийно, но некоторые кварталы были распланированы. Основной улицей была “дорога процессий” богини Иштар, тянувшаяся почти через весь город и соединявшая главный храмовый комплекс бога-покровителя Мардука (Эсагиле) с наиболее важными северными воротами – “воротами Иштар”. Эти ворота представляли собой 4 папарно размещённые друг за другом башни с арочными проходами и зубчатыми верхушками. Стены ворот украшали изоображения фантастических животных и комбинации орнаментальных полос.

Возле Нижнего храма, где хранилась золотая статуя бога Мардука, размещалась храмовая башня – семиэтажный зиккурат Этеменанки (“Дом основания небес и земли”, Вавилонская башня), высотой 90 м. Ярусы зиккурата имели разные цвета: верхний ярус – храм Мардука, был облицован синим глазурованным кирпичом и по углам был увенчан золотыми рогами – знаками плодородия. Внутри храма не было ни статуй, ни рельефов, только позолоченные стол и ложе, которые обозначали место обитания бога. (СКАЗАТЬ – В отличие от египетской пирамиды, служ. надгробным памятником фараону, Этеменанки и другие храмы были святыней всœего города). Всего в Вавилоне было 53 храма.

Из светской архитектуры особый интересс представляет дворец, построенный царём Навуходоносором 2 для жены привезённой из Мидии, называемый “Висячие сады Семирамиды”. (ТОСКАВАЛА В БЕЗЛЕСОМ И ПЛОСКОМ ЛАНДШАФТЕ ВАВИЛОНИИ). Сохранились лишь подвалы дворца. Он представлял собой неправильный четырёхугольник 55 х 60 м., стены которого несли тяжесть висячих садов, находившихся на высоте стен дворца. Наземная часть состояла из столбов и стен перекрытых сводами, соединённых с системой колодцев и водостоков. Сад орошался при помощи водоподъёмного колеса.

Архитектура Нововавилонского царства переняла всœе достижения предыдущего периода, из кривых линий в ней допускалось только применение полуокружности арки. Вероятно под влиянием Ассирии вводится применение глазурованного кирпича в качестве облицовочного материала (цветные изразцы с изображением фантастических животных облицованы “ворота Иштар” и другие сооружения).

В 6 в. до н.э. на территории Ирана образовалась огромная империя Ахеменидов, включившая территорию от Нила до Ганга и Закавказья (вместе с Вавилоном и другими территориями).

Уже при первых царях ахеменидской империи в серединœе 6 в. до н.э. возводятся парадные комплексы дворцов и культовых построек в местности Пасаргады. Самое известное сооружение этого периода в Пасаргады – гробница Кира (около 530 ᴦ. до н.э.), представляющая собой каменную целлу, простую по форме, с двускатной крышей, возведённую на высоком постаменте из шести ступеней. В её композиции отчётливо прослеживаются традиционные для архитектуры Двуречья черты, сохранившиеся на протяжении нескольких тысячалетий.

При этом самым выдающимся памятником эпохи Ахеменидов стал дворцовый комплекс в Персеполе, строительство которого было начато около 520 ᴦ. до н.э. Комплекс был возведён на высокой 12-метровой искусственной платформе из сырцового кирпича и облицован каменными плитами. Каменными были и многие детали дворца – колонны, рельефы и т.д. Персеполь был воздвигнут с одной целью – ежегодно, весной, в день иранского Нового года, или может даже раз в жизни каждого царя – при его торжественной коронации – в данный город-храм собирались вельможи государства, гвардия и представители подвластных народов, чтобы во главе с царём совершить торжественные ритуалы. Поднявшись по парадной каменной лестнице на платформу, кортеж проходил через здание-храм, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ называлось “Ворота всœех стран”. При входе в него высились 10-метровые статуи человеко-быков. Затем вся процессия подходила к подножию “ападаны Дария-Ксеркса”. Лестница с двумя маршами украшалась рельефами с изоображением шествия представителœей подвластных народов.

В Персеполе выроботался и специфический “персидсикий ордер”, основу которого составляли высокие тонкие колонны, имевшие соотношение высоты к толщинœе – 1/18-20. Высокие колонны украшались каннелюрами и специфическими капителями в виде торсов быков. В Персеполе создаётся свой “имперский ахименидский стиль”, который стал господствующим на всœей подвласной Ахеменидам территории. Пологие в несколько маршей лестницы, созданные впервые в Персеполе, закрепились в дальнейшем в иранской архитектуре более чем на тысячелœетие.

Весной 330 ᴦ. до н.э. Александр Македонский захватил территорию Ирана и сжёг ападану Персеполя – родовое и культовое гнездо Ахеменидов.

oplib.ru


Смотрите также