100 сакральных мест Казахстана: Парк «Древний Тараз». История древнего тараза
История Тараза
Исторические туры по Жамбылской области.
«Тараз – большой укреплённый город, с множеством садов густо зелёных, у него ров, четверо ворот и населённый рабад. У ворот города течёт большая река, часть города находится по ту сторону реки. Через реку проходит дорога, соборная мечеть находится среди базаров»
Макдиси.
Туры в Казахстан - цена, отзывы.
Судя по археологическим данным, еще в первые века нашей эры на месте города существовало раннеземледельческое поселение. Первые письменные сведения о городе содержатся в византийских и китайских источниках VI – VII в.в., в которых он назывался Тараз, иногда по названию реки - Талас.В дошедших до нас средневековых документах конкретные сведения о точном местоположении Тараза, кроме р. Талас, протекающей через город, не упоминаются. Исследования IX - XX веков В.В. Бартольда, В.В Вельяминова-Зернова, П.П Семенова-Тян-Шанского, Ч.Ч. Валиханова, М. Картмера, археологические раскопки 1920 - 1930-х М.Е. Массона и А.Н. Бернштама подтвердили бесспорность локализации средневекового Тараза на месте г. Аулие-аты.Археологические исследования 1950 - 1970-х и последней четверти XX века дали обширный материал по формированию города в эпоху средневековья (Е.И. Агеева, Г.И. Пацевич, Т.Н. Сенигова, К.М. Байпаков, Л.Б. Ерзакович).За всю историю существования город не однажды менял название: Тараз, Янги-Тараз, с 1826-27 - Аулие-Ата, с 1936 - Мирзоян, с 1938 - Джамбул. 8 января 1997 года Указом Президента Казахстана Н.А. Назарбаева городу возвращено его исконное название – Тараз. Тараз - один из древнейших городов на территории Казахстана, находился на древней караванной дороге «Шелковый путь», пересекавшей Таласскую долину и идущей из Византии и Ирана в Восточный Туркестан и Китай.Возникновению города способствовали исключительно благоприятные природно-экономические и географические условия - высокая земледельческая культура Таласской долины, близость горнорудной области по добыче серебра, торговые отношения в центре густонаселенного района на исторически сложившейся трассе караванных путей, пограничное положение с кочевой степью, местоположение на естественном возвышении, господствующем над окружающей местностью, вблизи удобного брода через реку.Наиболее древняя часть города, ныне территория центрального рынка, находится в историческом центре современного города, на левом, более высоком, берегу р. Талас и полностью скрыта существующей застройкой. Лишь кое-где прослеживаются следы контуров исторического ядра на участке, ограниченном улицам Толе би, Мирзояна, Казыбек би и Кылышбай акына (бывшая Баумана).Сложившаяся планировочная структура города формировалась в течение нескольких исторических этапов. Во II - IV веках на месте укрепления, окруженного глинобитными стенами, возник раннесредневековый город. В VII - VIII веках, до арабского завоевания, город состоял из укрепленных цитадели и шахристана, имел компактную, почти квадратную в плане форму, общей площадью около 14 - 15 га.Цитадель являлась самостоятельным фортификационным сооружением в оборонительной системе, целиком находилась внутри шахристана, имела общую с ним северную стену. Единственные ворота цитадели находились в южной стене. Шахристан имел трое ворот, базар примыкал к наружным стенам ворот. Это был значительный торговый город, имевший в окружности 8 - 9 ли, т.е. около 3,2 - 3,6 км.В арабских и персидских источниках X века (Нершахи, Макдиси) упоминается о соборной мечете «среди базаров», о четырех воротах, о том, что «часть города находится по ту сторону реки». В городе проживали тюрки, согдийцы, исповедовавшие христианство, зороастризм и буддизм, о чем говорят следы древних захоронений на некрополе Тектурмас. С IX - X в.в. в городе утверждается ислам.До XII века он был экономическим, культурным и политическим центром средневекового государства Караханидов. В 1220 году Тараз был завоеван ордами Чингис-хана и до основания разрушен. В конце XVIII века вблизи развалин Тараза кокандцы построили крепость. В начале XIX века, недалеко от нее, на месте древнего Тараза быстро стал развиваться город, получивший название Аулие-Ата (святой старец).Первыми поселенцами его были узбеки – выходцы из Намангана. Население города занималось ремеслом и торговлей. Здесь на весенней ярмарке происходил обмен изделий ремесленников и продукции земледелия, которым занимались оседлые жители оазиса, на продукты животноводства казахов-кочевников. 1864 году Аулие-Ата вошла в состав России и была занята русскими войсками. Через нее проходил тракт из Ташкента на Верный и Пишпек.Город стал заселяться русскими чиновниками и военными. В русской части города было около двух десятков небольших промышленных предприятий по первичной обработке сельскохозяйственного сырья, главным образом шерстомоечное и кожевенное производство. В начале XIX века здесь имелось одно городское, два приходских училища и одно русско-казахское училище. В городе было свыше 20 мечетей и 3 церкви. В 1938 году город был переименован в Джамбул по имени казахского поэта Джамбула Джабаева. Сегодня Тараз – крупный город, центр химической, пищевой, сахарной промышленности республики. Сведения о Таразе имеются с 568 года, когда здесь у тюркского кагана Дизабула побывал византийский посол Земарх. Земарх указывает, что через реку Таласс был сооружен каменный мост.Посетивший Тараз в 30-х годах VII века китайский путешественник Сюань Цзян писал, что город этот своими размерами и чертами планировки напоминает современные ему города Средней Азии. В Таразе в центре шахских владений находилась цитадель, обнесенная стеной. Здесь проживал хозяин города и хранились товары, казна, оружие. Здесь же, начиная с VIII века, чеканилась местная монета. В самом городе размещались караван-сараи, мастерские ремесленников, лавки купцов. Наибольшего расцвета достиг Тараз в X - XII веках, о чем свидетельствует разветвленная сеть водопроводов из глиняных труб, остатки архитектурных сооружений, тротуары и мощенные улицы, многочисленные изделия искусных мастеров, найденные при раскопках. К тому же времени относится и наличие в городе бани.Баня имела внутри фресковую живопись. В черте города сохранились два мавзолея, напоминающие о древнем Таразе. Один из них - Аулие-Ата – Карахана - построен в XI веке над могилой одного из правителей династии Караханидов.. Второй небольшой мавзолей XIII века – Ша-Мансур сооружен над могилой одного из наместников монгольских ханов, убитого в 1262 году.Об этом можно судить по надписи, сохранившейся на каменной плите внутри мавзолея. По сообщению арабского историка-географа Макдиси, в конце X века Тараз представлял собой большой укрепленный город, с множеством садов и большим количеством населения. Нашествие татаро-монгол в начале XIII века стало одной из причин гибели Тараза. После великих географических открытий в XIV веке древний караванный путь утратил свое былое значение и привел торговые города, стоявшие на этом пути (в том числе и Тараз) к окончательному упадку.
Источники:«Религиозные и духовные памятники Центральной Азии». Автор М. Хашимов. Издательство «Сага», 2001 год.«Казахстан туристский». Издательство «Кайнар», 1989 год.«Древний Казахстан» Издательство «Аруна», 2006 год. Горячева В.Д. «Культовые и мемориальные памятники».
www.silkadv.com
160 лет назад город Тараз получил святое имя Аулие-Ата (ФОТО)
ТАРАЗ. КАЗИНФОРМ - За свою более чем двухтысячелетнюю историю город Тараз переживал периоды расцвета и упадка, разрушительных войн и возрождения, а также множество переименований.
Первое упоминание города в греческих источниках относится к 568 году н. э. под названием Толоса (Талас), как одного из пунктов Великого Шелкового пути в долине реки Талас. В эпоху процветания, X-XIII вв., появилось нынешнее название Тараз - «весы», «торговый город». В 751 году вблизи города, на реке Талас, состоялась эпохальная битва, в которой конница Аббасидского халифата наголову разбила армию Танского Китая и карлукских наёмников, преградив путь китайской экспансии на запад.
В XIII в. Тараз оказал яростное сопротивление монгольским ордам, за что был разрушен и сожжен, о чём говорят следы пожарищ, найденные при раскопках древнего городища. Тогда город переименовали в Яны (Новый), позднее - в Наманганкоче.
Как рассказал корреспонденту МИА «Казинформ» директор государственного историко-культурного заповедника-музея «Памятники древнего Тараза» Такен Молдакынов, к началу XIX века остатки города, крепость и окрестная территория оказались под властью Кокандского ханства, угнетавшего казахов. В 30-е годы XIX века люди стали селиться на территории города, близ находившейся здесь могилы легендарного хана Карахана из династии Караханидов, прозванного Аулие-Ата. Во времена его правления в XII в. Тараз процветал. В 1856 году, 160 лет назад, город был официально переименован в Аулие-Ата, а на месте, где был древний мавзолей Карахана, построили новый.
В 1864 году город Аулие-Ата, укрепленный пункт Кокандского ханства, в ходе штурма крепости завоёван войсками русского царского правительства. В 1867 году город вошел в состав Сырдарьинской области Туркестанского генерал-губернаторства и вскоре стал центром одноименного уезда.
...Из сохранившихся в областном архиве записок 1864 года проезжавших здешние места генерал-майора Черняева и подполковника Лерхе можно представить внешний облик того города: «Однообразный вид городских построек смягчается разведенными, как в городе, так и в его окрестностях, садами, прохладная тень которых служит отрадным убежищем для азиата во время невыносимого дневного жара... Есть виноградные лозы и яблони, урюковые и грушевые деревья...Природа богатая, климат здоровый, земля щедрая, награждающая труды землепашцев и дающая великолепный урожай. Луговые места превосходные, орошаемые чистыми горными речками и ключами со светлой водой». Упоминают офицеры и о многочисленных торговых караванах, проходивших через город, а также о большом количестве курганов, древних захоронений. Из записок видно, как изменился климат Жамбылской области за полтора века. Зимние морозы продолжались с октября по март, город утопал в снегах, часты были снежные бураны.
Далее в записках читаем: «В четырехстах саженях от крепости (имеется в виду существовавшая тогда цитадель Аулие-Аты) находится кладбище, среди которого полуразвалившийся кирпичный памятник святого отца по имени Караган... Могила этого святого человека послужила поводом названия крепости... Сюда собирались богомольцы, построили город, для безопасности возвели укрепленную цитадель».
В те времена город состоял в основном из крепости, базара и небольших поселений вокруг, застроенных в характерной для азиатских городов радиально-кольцевой системе. В современном Таразе сохранилось название одной из 4-х улиц того времени - Наманганская. По архивным данным переписи 1897 года, население города насчитывало 11 722 жителя разных национальностей: казахов, русских, украинцев, белорусов , узбеков, таджиков, татар. Имелись чугунно-литейные мастерские, кузницы, кожевенные и мыловаренные производства, бани, 8 мечетей, 3 караван-сарая.
Вхождение Аулие-Атинского уезда в состав России во второй половине XIX века способствовало развитию города. Появившееся железнодорожное и почтово-телеграфное сообщение соединило г. Аулие-Ата с городами Центральной России и Средней Азии. Открывались школы и училища, как для русских, так и для детей коренной национальности, мусульманские школы-мектебы. В 1889 году открылась первая общественная библиотека. В 1898 году появился городской парк, в послереволюционные годы названный Садом Свободы, ныне это парк культуры и отдыха им. Т. Рыскулова. В 1904 году начали работать первая Аулие-Атинская больница и аптека. В 1915 году появился кинотеатр. В 1919 году вышел первый номер газеты «Аулие-Атинский вестник» - ныне «Знамя труда». Именно в аулиеатинский период в городе появились фонарное освещение и тротуарная плитка.
Советский писатель Дмитрий Фурманов, направлявшийся в начале 20-х годов XX века в город Верный, в своей повести «Мятеж» пишет: «В густые вечерние сумерки подъезжали к Аулие-Ата. Последние версты до окраины города, где разбросалось кладбище, изрезаны оврагами, испещрены глубокими зияющими норами: здесь любимые волчьи места. Рассказывают, будто здесь совсем недавно волчья стая бросилась ввечеру на верхового киргиза, и наутро от гнедой кобылки нашли только горсть волос, а от несчастного наездника - дырявые, старые баретки...». По нынешним временам кладбище и овраги здесь сохранились, но волков и прочих представителей фауны уже нет.»
К началу XX века город значительно расширил свои границы до 9 тыс. га и вдвое увеличил народонаселение - до 24 тыс. человек. Экономический потенциал составляли 17 фабрик и заводов, два базара, шерстомойка, кожевенное и свинцово-плавильное производство, конезавод и транспортные конторы. Город имел три бани, два кладбища, восемь мечетей и две церкви.
«От эпохи аулиеатинского периода в нашем городе сохранились некоторые здания, расположенные близ старого базара, где сегодня проводятся раскопки древнего городища и создается историко-культурный парк «Древний Тараз», - говорит Т. Молдакынов. - Здания начала XX века одноэтажной застройки, сложенные из саманного кирпича, но прекрасно выдержавшие несколько серьезных землетрясений. И очень жаль, что эти уникальные сооружения, хранящие дух той эпохи, нынче кардинально переделываются владельцами, или же вообще сносятся».
Тем не менее, общественность города надеется, что местными властями будет услышано предложение расширить для туристов историческую зону древнего города за счет создания зоны аулиеатинского периода развития Тараза, которая находится в шаговой доступности от создаваемого археологического парка «Древний Тараз».
....В 1936 году Аулие-Ата переименовали в Мирзоян, по имени первого секретаря ЦК КП(б) Казахстана Левона Мирзояна, впоследствии репрессированного и расстрелянного.
Имя народного акына Жамбыла Жабаева город получил в 1938 году. Известно, что великий старец, никогда здесь не живший, неоднозначно воспринял это известие. В стихах он написал: «Прости меня, Святой город Аулие-Ата, что тебя назвали моим именем...».
...История порою имеет свойство повторяться на новом витке развития. В январе 1997 года первый Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев, находясь в областном центре Жамбылской области, объявил о возвращении городу Жамбылу исторического названия Тараз.
Сегодняшний Тараз - центр Жамбылской области, крупный индустриальный и культурный центр Южного Казахстана, с почти полумиллионным населением. Город имеет также огромный туристический потенциал. Начавшиеся в 2011 году археологические раскопки древнего городища уже дали уникальные артефакты двухтысячелетней истории края.
Святой старец Аулие-Ата - Карахан стал тем связующим звеном, которое соединило прошлое и будущее нашего города. Цитадель того времени, возведенная для военных целей, спустя годы разрушилась, и теперь археологи спорят, где она находилась. А к могиле святого старца, благоустроенной, ухоженной, стекаются паломники, как и двести лет назад.
Город Тараз, преображающийся на глазах, овеянный легендами и обладающий притягательной силой, выходит на новый виток своей истории. А что будет записано на ее страницах - зависит от нас, жамбылцев.
www.inform.kz
Тараз: Город на перекрестке тысячелетий
Последние раскопки на территории Тараза помогли ученым раскрыть тайны устройства средневековых городов Казахстана и жизни их обитателей. О результатах исследований и удивительных открытиях читайте в нашем материале.
Фото: Из архива заповедника-музея «Памятники древнего Тараза»
Более 2 000 лет назад на берегу реки Талас появился город. За это время он не раз переживал периоды расцвета и упадка, у своих древних стен встречал караваны купцов и закрывал ворота перед полчищами завоевателей. Если бы камни могли говорить, они поведали бы нам удивительные истории о бедах и радостях, победах и поражениях жителей древнего Тараза. Сегодня ученые пытаются заставить говорить остатки крепостных стен, развалины дворцов, бань и караван-сараев. Они извлекают из земли остатки прошлого и раскрывают перед нами тайны истории. Рассказом об археологических раскопках на территории Тараза с нами поделился известный казахстанский археолог, доктор исторических наук, академик Национальной академии наук Республики Казахстан Карл Молдахметович Байпаков.
Раскопки Древнего Тараза
Фото: Из архива «Археологической экспертизы» и Дмитрия Воякина
Масштабные археологические раскопки древнего Тараза начались в 2011 году. Вопрос об изучении города всегда стоял на повестке дня археологов. История Тараза тесно связана с историей Великого Шелкового пути. Торговый путь начинался в Чанане (Китай) и доходил до районов Средиземноморья, существовало несколько ответвлений в Индию и Иран. Очень большой отрезок проходил через территорию Казахстана. Именно на этом участке пути и находился город Тараз. Без преувеличения можно сказать, что история города имела мировое значение, о древнем Таразе писали арабские, греческие и персидские авторы. В позднем Средневековье упоминания о нем можно найти в русских и европейских источниках. Тараз — город на перекрестке нескольких дорог. Одна из них вела в сторону Шымкента, далее — Ташкента, и через сырдарьинский коридор уходила на запад. На юг вела большая дорога в Фергану. Кроме того, из Тараза шли дороги на север в страну кыргызов, кимаков, и т. д. Это был крупный узловой центр.
Фото: Из архива заповедника-музея «Памятники древнего Тараза»
Интерес к истории города не угасал никогда. Исследование Тараза имеет большую историю. Здесь побывали многие выдающиеся ученые, и в их числе Василий Владимирович Бартольд. Это фигура номер один в российском и европейском востоковедении. Он первым еще в конце XIX века сделал привязку древних городов к современным картам. В дальнейшем здесь работала группа его учеников. Члены так называемого «Туркестанского кружка любителей археологии». Это было мощное общественное объединение с центром в Ташкенте. Они проводили раскопки на территории многих городов, в том числе и в Таразе. Неоднократно историей Тараза занимались и советские археологи, большую работу проделали такие ученые, как Бернштам, Сенигова и многие другие.
Раскопки восточной бани в 2011 году
Фото: Из архива заповедника-музея «Памятники древнего Тараза»
В 2011 году поддержку раскопкам на территории древнего городища оказал аким Жамбылской области Канат Бозумбаев. Именно он взялся решить главную проблему переноса Центрального рынка. Центр древнего города находился на том месте, где впоследствии появился и бурно разросся этот базар. Территория базара перекрывала историческую часть городища. Проводить раскопки на этой земле было невозможно. Благодаря волевому решению местных властей базар был перенесен в другое место, и ученые смогли приступить к работе. Одним из стимулов к началу раскопок стала начавшаяся уже в то время подготовка к проведению EXPO – 2017. Тараз был выбран в качестве одного из объектов культурного наследия, который можно было показать зарубежным гостям, приехавшим на Всемирную выставку. Кроме того, подобный объект прекрасно вписывается в программу по развитию туризма, о которой говорят уже многие годы.
Территория раскопок
Фото: Из архива заповедника-музея «Памятники древнего Тараза»
В 2011 году, когда территория была полностью очищена от рыночных построек и сооружений, ученые смогли приступить к исследованиям. Проводить раскопки решили по новой и дорогой методике. Согласно ей, работы проводились широкими площадями с тщательной стратиграфией (датирование культурных слоев — прим. авт.) территории. Для проведения раскопок была приглашена большая группа ученых. В работах принимали участие специалисты из Польши и Великобритании. Ученые из России занимались изучением останков домашних животных, которые были обнаружены при раскопках древнего города. Это направление исследований называется палеозоологией. Несколько десятков специалистов из Казахстана работали по различным направлениям, среди них были археологи, востоковеды, архитекторы.
3-й строительный горизонт древнего Тараза
Фото: Из архива «Археологической экспертизы» и Дмитрия Воякина
Древний город представлял из себя бугор, так как за многовековой период развития центральная часть росла не только вширь, но и вверх. Высота этого бугра составляла приблизительно 12 метров. Разрезав бугор траншеей, археологи отчетливо увидели культурные слои.
Применение геомагнитного сканера
Фото: Из архива «Археологической экспертизы» и Дмитрия Воякина
Была исследована топография города. Многие данные были известны и ранее, но использование космических снимков, аэрофотографий, а также современных георадаров и теодолитов помогло выстроить более точную картину.
Фортификационная система Тараза
Фото: Из архива заповедника-музея «Памятники древнего Тараза»
Город имел традиционную схему и состоял из трех частей. Центр города занимала цитадель, где располагался дворец правителя города, там же располагались дома его знати и охраны. Рядом находился шахристан — внутренний город. Здесь жили богатые чиновники и городская знать, а также располагались крупные ремесленные мастерские. Третья зона, рабат (пригород — прим. авт.), была местом проживания ремесленников, мелких торговцев и простого народа.
Схема расположения раскопов на территории Тараза
Фото: Из архива «Археологической экспертизы» и Дмитрия Воякина
Исследование культурных слоев цитадели и шахристана наглядно показало историческое развитие города от периода возникновения до затухания и деградации после монгольского нашествия. Изучены слои, связанные с дальнейшим возрождением и упадком в кокандское время. Тараз продолжал традиции других городов, которые восходят к первым векам нашей эры, таких как Отрар, Туркестан и прочие. Здесь мы имеем определенную связь формирования урбанизации на территории Казахстана. Проблема изучения истории древних казахстанских городов была поднята только в последние 50 лет. До этого в среде западных ученых бытовало мнение, что Казахстан — это страна номадов. А города — явление второстепенное и не связанное с глобальными историческими событиями, происходившими на данной территории.
Вопросы формирования древнего города до сих пор остаются открытыми. С чего начинался город? Некоторые ученые считают, что с цитадели. Другие утверждают, с базара или храма. Есть разные точки зрения.
Медресе XI-XII веков
Фото: Из архива «Археологической экспертизы» и Дмитрия Воякина
Во время раскопок Тараза поиски самых нижних слоев начали с цитадели. Цитадель имеет квадратную форму и размеры 130 на 150 метров. Она была окружена стенами, которые не сохранились до нашего времени.
Баня-хаммам XI-XII века
Фото: Из архива «Археологической экспертизы» и Дмитрия Воякина
В ходе предыдущих раскопок на территории цитадели была открыта восточная баня-хаммам. Это баня крестообразной планировки с подпольной системой отопления. Остатки стен высотой до полутора метров были украшены росписями, искусные орнаменты выполнены в геометрических мотивах. Ранее считалось, что бани подобного типа появились в XIII веке. Благодаря раскопкам, проведенным на территории Отрара и Тараза, ученым удалось доказать, что они были уже в конце XI века. Баня на востоке всегда играла важную роль, это был своеобразный клуб, куда приходили играть в настольные игры, обсуждать последние новости и сплетни. В то же время это было лечебное заведение, где лечились теплом, паром, а также разнообразными травяными настоями. Богато украшенная баня скорее всего была дворцовой, и доступ туда был открыт только высшей знати.
Раскоп бани в 2012 году
Фото: Из архива заповедника-музея «Памятники древнего Тараза»
Во время раскопок 2011 года была найдена еще одна баня, к ней подходил водопровод из глиняных обожженных труб, который подводил воду из специальных отстойников. Этот водопровод снабжал чистой водой всю цитадель и шахристан.
Расположение раскопок по периоду их изучения
Фото: Из архива «Археологической экспертизы» и Дмитрия Воякина
К сожалению, ученым до сих пор не удалось найти дворцовый комплекс древнего Тараза. Главная проблема заключается в том, что на территории городища долгие годы находился центральный базар. В основном базар состоял из легких построек, они не сильно повредили исторические культурные слои. Однако строительство над территорией древней цитадели капитального мясного павильона с подвалами и холодильниками практически уничтожило часть археологического памятника. Археологи считают, что по роковой случайности именно на месте павильона и находился дворец. Работы продолжаются, и ученые не теряют надежды найти хотя бы отдельные фрагменты дворца.
Караван-сарай Тортколь в Таразе
Фото: Из архива «Археологической экспертизы» и Дмитрия Воякина
Еще одной интересной находкой археологов стал караван-сарай. Он находился прямо внутри древнего города. Эта постройка прямоугольной формы имеет большой двор и помещения для хранения товаров — своеобразный небольшой базарчик, окруженный со всех сторон стенами. Если проводить аналогию, то это прообраз современного торгового центра. Там останавливались купцы из Самарканда, Багдада и других городов.
Недалеко от центра города, примерно в 5 километрах, на трассе Великого Шелкового пути был найден еще один хорошо сохранившийся караван-сарай. На этом объекте прекрасно видны топография и устройство караван-сарая. Сохранились даже помещения, где останавливались и жили купцы. Это сооружение представляло собой целую крепость, защищенную толстыми стенами и башнями. Изучение этого объекта позволило ученым получить полное представление об устройстве и функционировании подобных объектов.
Часть инфраструктуры города — водонакопитель
Фото: Из архива заповедника-музея «Памятники древнего Тараза»
Помимо того, что Тараз являлся узловым центром, здесь в верховьях реки Талас находились мощные серебряные рудники. Тараз снабжал серебром практически всю Среднюю Азию. Согласно источникам, на территории Тараза был монетный двор. Монеты, отчеканенные здесь, получили широкое распространение на торговых путях древнего Востока. Во время раскопок Тараза была собрана большая коллекция монет. По ним ученые могут понять подробности отдельных периодов жизни города. Качество металла и чеканка многое расскажут о развитии ремесла. Изображения или имена, указанные на монете, помогут выстроить генеалогию династии правителей города. Кроме того, монеты позволят безошибочно датировать слой, в котором они были найдены.
Остатки глиняного водопровода
Фото: Из архива заповедника-музея «Памятники древнего Тараза»
Одной из самых многочисленных вещественных находок являются остатки керамики. Археологи нашли множество образцов, принадлежащих к разным эпохам. В находках, относящихся к X веку, есть остатки поливной керамики. Эта техника пришла из Арабского халифата и получила широкое распространение в древних городах Средней Азии. Изделия, изготовленные по этой технологии, отличаются особой красотой и покрыты разноцветной глазурью. На некоторых осколках имеются надписи, сделанные на арабском языке. Многие изделия изготавливались непосредственно в городе, о чем свидетельствуют найденные остатки мастерских и печей для обжига. Кроме того, встречаются образцы изделий, привезенных из Китая. Подобные находки дают бесценную информацию об уровне развития ремесла и торговых связей.
Жилые кварталы древнего Тараза
Фото: Из архива «Археологической экспертизы» и Дмитрия Воякина
Размеры шахристана составляли приблизительно 300 на 400 метров. В период расцвета в Таразе проживало до 20 000 человек. По тем временам это был очень крупный город. Находки археологов свидетельствуют, что Тараз был многонациональным и многоконфессиональным городом. Бок о бок здесь проживали мусульмане и зороастрийцы, христиане и буддисты.
Реконструкция жилых кварталов
Фото: Из архива «Археологической экспертизы» и Дмитрия Воякина
Раскопанные на территории Тараза городские кварталы имели уникальную планировку, и она сильно отличается от привычной разбивки кварталов европейского типа. Центром квартала в Таразе являлась улица, с обеих сторон которой располагались дома. С обоих концов улица перегораживалась воротами, которые закрывались на ночь. Таким образом каждый квартал превращался в небольшую крепость, которая надежно защищала жителей от ночных разбойников. Во время штурма города такая планировка создавала нападающим дополнительные трудности. Им приходилось захватывать по отдельности каждый обороняющийся квартал.
Дома жителей располагались рядом друг с другом. Большинство из них были рассчитаны на проживание одной семьи, попадаются крупные строения, в которых жили большие семьи, состоящие из нескольких поколений. В таких домах люди жили в отдельных секциях, объединенных общим двориком. Интересно, что подобные общие дома часто датируются временем, когда город находился в периоде кризиса. Это говорит о том, что в трудные времена люди объединялись и жили большими семьями.
Реконструкция здания медресе
Фото: Из архива «Археологической экспертизы» и Дмитрия Воякина
На территории шахристана была найдена и раскопана уникальная мечеть. Согласно данным из определенных источников, когда Исмаил Ахмад Самани взял город Тараз, он перестроил одну из церквей, имеющихся в городе, в мечеть. Ученые считают, что именно эта мечеть была обнаружена при раскопках. Так археологические находки подтверждают достоверность письменных источников.
Исследование фортификационной системы Тараза
Фото: Из архива заповедника-музея «Памятники древнего Тараза»
Весь город был окружен мощными стенами с башнями по углам. Собственные отдельные стены имели цитадель и шахристан Тараза. Таким образом город опоясывали несколько колец укреплений. Штурм и захват такого города представлял очень сложную задачу и требовал значительного количества воинов. Остатки этих укреплений частично сохранились. Толщина стен на отдельных участках составляла до 5 метров. Стены были неодинаковой толщины, они имели очень толстое основание и сужались кверху. Стенобитные орудия, используемые при осаде, били в основном по надежно укрепленному нижнему ярусу. На стенах были сооружены парапеты и стрелковые площадки.
Фото: Из архива «Археологической экспертизы» и Дмитрия Воякина
Цитадель и шахристан Тараза имели четыре въезда, расположенных с разных сторон. В стенах Тараза археологи находят каменные ядра, используемые монголами при штурме города. В районе ворот было найдено немало наконечников стрел, что свидетельствует об упорной обороне города.
Реконструкция таразских бань
Фото: Из архива «Археологической экспертизы» и Дмитрия Воякина
Во время археологических работ на большой площади были раскопаны верхние культурные слои, относящиеся к эпохе Караханидов. Это время расцвета Великого Шелкового пути и цивилизации на территории Средней Азии. Не зря эпоха с IX до начала XII века получила название «мусульманского ренессанса». В то время жили такие известные восточные ученые, как Авиценна и Бируни, такие поэты, как Хафиз и Омар Хайям. Одновременно с развитием торговли, ремесла и науки происходил расцвет городской культуры. Благодаря проведенным раскопкам этот период в истории города довольно хорошо изучен.
Фото: Из архива «Археологической экспертизы» и Дмитрия Воякина
Впереди у ученых изучение периода, когда Тараз был столицей Карлукского каганата. К сожалению, получить более полное представление о городе того периода пока не получается. Это сложная работа, так как слой находится значительно ниже, и необходимо добраться до него, не уничтожив Караханидский горизонт. На данный момент культурный слой караханидского периода законсервирован и музеефицирован. Для изучения эпохи карлуков приходится делать небольшие шурфы. Уже сегодня археологи могут сказать, что город в эпоху карлуков сильно отличался. Если при караханидах строительство велось из камня, который добывали в карьерах недалеко от города, то в карлукскую эпоху применяли кирпичи, сделанные из глины. Существовали определенные установленные технологии кладки, а также формы и размеры строительных блоков и кирпичей. Карлукская эпоха в жизни города продолжалась с VIII до середины IX века. До этого в жизни города были эпохи Тюргешского и Западно-тюркского каганата. Это очень интересный и малоизученный период в жизни древнего города. Самые нижние и ранние культурные слои относятся к первым векам нашей эры. Это подтверждает возраст города, которому, по мнению ученых, не менее 2 000 лет. В ранних слоях обнаружены образцы керамики, сделанной на гончарном круге и относящейся к эпохе государства Кангюй.
Фото: Из архива заповедника-музея «Памятники древнего Тараза»
Параллельно с раскопками идет работа по консервации найденных исторических памятников. Часть объектов восстанавливается методом детальной реконструкции. На месте раскопок открыт музей, где любой желающий сможет увидеть остатки древнего города. Археологические исследования древнего Тараза начались недавно, и впереди очень много работы и интересных открытий. Раскопки городов процесс очень медленный и трудоемкий. Ученым еще предстоит сделать немало интересных открытий.
Vox Populi выражает огромную благодарность Карлу Молдахметовичу Байпакову. За предоставленные фотоматериалы мы благодарим ТОО «Археологическая экспертиза» и его директора Дмитрия Воякина, а также руководство заповедника-музея «Памятники древнего Тараза».
Фотогалерея
Тараз: Город на перекрестке тысячелетий
Поделиться галереей
Автор: Фото из архива «Археологической экспертизы» и Дмитрия Воякина, фото из архива заповедника-музея «Памятники древнего Тараза»
Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
www.voxpopuli.kz
Центр древнего Тараза · Публикации · Портал «История Казахстана»
Во время прогулок в древний город, расположенный в центре нового города, мы познакомились с историческими реликвиями – очевидцами прошедших тысячелетий
Древний Тараз – старый и ценный исторический город.
Немного о его истории. В VI-IX веках город принадлежал карлукам. После завоевания Исмаил Ахметом в конце ІХ века он входил в состав владений династии Саманидов. В конце Х и в начале ХІ века Тараз был столицей государства Караханидов.
Великий ученый М.Кашгари писал, что в ХІ веке жители Тараза говорили на тюркском и согдийском языках. Кроме того, в ХІ веке в Таразе действовал монетный двор. Об этом свидетельствуют дирхемы, найденные во время археологических раскопок. Город, ставший свидетелем истории, пережил немало войн и разрушений. Сегодняшний Тараз – центр Жамбылской области, количество жителей составляет более полумиллиона человек. Город, славится множеством исторических памятников и сакральных мест. Археологические раскопки, начатые в 2011 году, пополнили ряды ценных реликвий, доказывающих тысячелетнюю историю древнего города. По словам ученых, под нынешним городом скрыт старый город, возраст которого достигает как минимум 2000 лет.
Проводимые в последние годы регулярные археологические работы дают свои плоды. За это время археологами были найдены около 50 тысяч артефактов, принадлежащих VI-XII вв., среди них средневековая цитадель, мечеть, медресе, алтарь огнепоклонников, зиндан, набережная древнего русла реки Талас, фундаменты жилых строений. На 20-ти гектарах земли разместились смотровая башня, этнокультурный центр с Домом дружбы и конгресс-холлом, стела «Тараз саздары», сквер «Мынбулак», а также здание музея, где собраны экспонаты, найденные во время раскопок. Среди найденных артефактов много изделий, богатых орнаментами с ручной лепкой. Например, это керамическая посуда, изделия, сделанные из золота, стекла, металла.
Историческую ценность найденных артефактов высоко оценили не только отечественные ученые, но и специалисты из соседней России. Историко-культурный центр Древний Тараз, открытый к 550-летию Казахского ханства, стал одной из достопримечательностей города. Потому что здесь вы сможете увидеть всю прошлую историю города.
Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал National Digital History обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». [email protected] 8(7172) 79 82 06 (внутр. – 111)
e-history.kz
100 сакральных мест Казахстана: Парк «Древний Тараз»
ТАРАЗ. КАЗИНФОРМ - Готовится к открытию для всеобщего посещения новый музей Тараза, в котором собраны экспонаты, найденные во время археологических работ на древнем городище, передает корреспондент МИА «Казинформ».
«Это пока единственный в Казахстане, да и в Центральной Азии, музей подобного рода, - рассказал в беседе с корреспондентом МИА «Казинформ» директор государственного историко-культурного музея-заповедника «Памятники древнего Тараза» Такен Молдакынов. - Больше нет у нас таких музейных экспозиций, составленных только из найденных тут же, на раскопках, артефактов. Главная особенность нашего музея «Древний Тараз», что впервые в истории Казахстана появился музейный комплекс, состоящий из музея под открытым небом и стационарного музея. Здесь сто процентов артефактов (кроме реконструкций, разумеется) найдены здесь, у нас, во время раскопок. Такого музея более нет нигде в Казахстане и, думаю, не будет. В других музеях артефакты только собранные из разных городов, в том числе и из нашего Тараза. В целом, в ходе раскопок нашли порядка 50 тысяч артефактов VI-XII веков, средневековую цитадель, мечеть VIII - IX веков, медресе, алтарь огнепоклонников, зиндан, набережную древнего русла реки Талас, фундаменты жилых строений. Настоящих, нужных артефактов у нас 2 800, из них 1 350 выставлено здесь, в музейной экспозиции. Остальные находятся в хранилище. В том числе и уникальный золотой клад из почти ста ювелирных предметов».
Такен Молдакынов провел экскурсию для корреспондента МИА «Казинформ» по зданию музея, состоящему из трех уровней обзора площадью 1 200 кв. метров. Показал он и находящуюся здесь же территорию раскопок в 6 гектаров, из которых пока исследована только четвертая часть.
Один росчерк пера - и раскопки могли не состояться.....
Напомним, в 2011 году в Таразе закрыли Центральный рынок, существовавший на этом месте сотни лет, и начали археологические раскопки древнего городища. Как утверждали ученые-историки, здесь под толщей асфальта скрыт древний город, возраст которого насчитывает, по меньшей мере, две тысячи лет. Однако еще раньше, в начале 2000 годов, о закрытии Зеленого базара, как его тогда называли, уже говорилось, как о вполне решенном вопросе. Но вот необходимость археологических раскопок почему-то ставилась под сомнение...
«А ведь была одно время такая опасность, что здесь снесут базар и построят два огромных торговых центра. Осталось поставить только мою подпись под этим постановлением. Но я отказался. Дух Истории, витающий здесь в Таразе, не мог позволить, чтобы, таким образом, в мирное время уничтожили историю города. Не должен был он исчезнуть из-за глупости одного маленького чиновника, вроде меня», - говорит собеседник.
Начавшиеся раскопки центральной части городища Тараз подтвердили правильность этого решения. Найденные артефакты впечатляют - богато орнаментированная керамическая посуда, изделия из золота, стекла, металла, городская инфраструктура. Специалисты-востоковеды из санкт-петербургского Эрмитажа, работавшие здесь, высоко оценили найденные за столь короткий срок в столь огромном количестве артефакты.
Кто основал Тараз?
«Возраст Тараза, подтвержденный документально, - говорит Такен Молдакынов, - можно датировать как 2 100 лет. Есть свидетельства, что в 36 году до нашей эры город уже процветал, и это точная дата, зафиксированная в исторических документах. Остались записи очевидца, который был здесь в составе китайской карательной армии. В записках своих он пишет, что китайская армия остановилась на противоположном берегу реки Талас и издалека были видны развевающиеся разноцветные флаги Тараза. На крепостном валу, по его словам, около ста воинов маршировали, а вокруг крепостной стены гарцевали сотни всадников. На следующий день они начинают атаку, ожесточенная борьба идет двое суток, и на вторые сутки предводитель таразской армии, великий полководец и великий человек, шаньюй Тезек - погибает. Захватчики разрушают город, сжигают дотла, и забирают голову шаньюя Тезека и письмо китайского императора. Император Китая якобы в письме требовал от Тезека подчинения, так как лет за десять до этого Тезек со своим войском и семьей перекочевал в Тараз с берегов великой китайской реки Янцзы (Желтая река), на правом берегу ее жили кочевники гунны, на левом - сакские племена. В наших местах в то время жили тюрки, выходцы с Алтая, и этот факт сейчас подтверждается. Получается, что основали город Тараз гунны, родственные тюркам».
Директор музея-заповедника «Памятники древнего Тараза» гордится тем, что увековечил в скульптурных изображениях выдающихся политических деятелей казахской истории. В том числе и, по его мнению, основателя города Тараза, шаньюя Тезека, бюст которого сегодня можно увидеть рядом с Абылаем и Караханом в этом музее.
«Моя гордость - единственный в мире бюст шаньюя Тезека. Сделан по моему личному заказу. Считаю, что я сделал священное дело. Хотя вначале было много противников такого «основателя», не всех он устраивал... Но он должен здесь стоять, потому что Тезек - основатель этого города. Это история, и никуда от этого не деться. Историю надо уважать, а не стыдиться и переделывать. Мы не знаем, как он выглядел, какая у него была борода, какая чалма. Мы можем только предполагать, исходя из исторических реалий того времени. Но поставить его здесь - это наш гражданский долг».
Что касается письма, которое китайские захватчики вместе с головою Тезека увезли с собою, то его следы теряются в музейных архивах Китая. «Написанное на китайском шелке, как говорится в исторических источниках, это письмо содержало нарисованный план Тараза тех времен. Есть сведения, правда, неподтвержденные, что этот артефакт до сих пор хранится в Китае. Если его найти, то мы сможем увидеть, как выглядел наш город 2 100 лет назад», - говорит Такен Молдакынов.
Маленькая пуговица может быть ценнее, чем тонна золота
«Археологи сейчас добрались до слоев XII - XIII веков, - продолжает мой гид. - У меня есть голубая мечта, и я прошу всегда наших археологов найти здесь, на городище Тараз, хотя бы пуговицу I - II века нашей эры. Это уже было бы сенсацией», - говорит Такен Молдакынов.
Собранные в музейной экспозиции артефакты представляют различные эпохи, формы, стили. Все мастера были абсолютно разными, у каждого свой стиль и свое видение. «Вот на этой поливной керамике узоры различного стиля говорят о взаимообогащении культур благодаря Великому Шелковому пути, - рассказывает Такен Молдакынов. - На согдийском кувшине мы видим знак бесконечности в виде свернувшейся змеи. Найдено довольно много экспонатов с арабскими надписями. Вот этот кувшин весь обугленный, после страшного пожара. Нашли мы склад посуды, там был ценный артефакт, который просил Эрмитаж, - металлический сосуд».
В древнем Таразе существовало высокоразвитое производство гончарных изделий, и это неудивительно, ведь здесь имеются весьма ценные глинистые почвы. Даже сегодня стоит в Таразе копнуть - можно наткнуться на древние черепки. И на археологических раскопках, и зачастую просто при рытье котлованов находят большие объемы древней посуды - хумы, горшки, блюда, керамические светильники. Богата и разнообразна найденная коллекция керамики, выполненная из местной глины. Караханидские блюда (XI - XII веков) отличаются вихревой розеткой по центру, разнообразной палитрой красок, не выцветших за тысячу лет и сохранивших яркость до наших дней. Много находится огромных сосудов - хумов, которые закапывали в землю для хранения, как в холодильнике, продуктов. Примечательны в коллекции богато орнаментированные сфероконусы - маленькие сосудики, или флаконы, в которых хранили жидкости, масла, благовония, лекарства и яды. Интересны светильники «чераги», покрытые глазурью. Украшением черага является так называемая «пята» - наконечник на крышке, который удобно брать. Его орнаментировали, украшали тонкой, ажурной вязью. Заметим, что это вещи, которыми люди пользовались в повседневности. Есть в коллекции большие фрагменты от массивных светильников, выполненные из меди, бронзы, есть «пята» с шестиугольной звездой - «звезда Давида». Все религиозные конфессии присутствовали в древнем Таразе.
«Много китайских монет. Нашли средневековое стекло, которое изготавливали здешние умельцы. Изделиями из стекла пользовалась только аристократия, это было дорого. Стеклянные экспонаты сильно разрушены, осколки стаканов, чаш собирали буквально по фрагментам. Имеются в коллекции и казаны - у многих даже сохранилась копоть. Форма чем-то напоминает русские чугунки. А вот здесь, на отдельном стенде, под стеклом на красном бархате - полуразбитый кувшин, в котором найден знаменитый таразский клад из драгоценных предметов», - говорит собеседник.
По его словам, реставраторы восстанавливают все эти экспонаты по сохранившейся части, зная размер, высоту, ширину, диаметр. «Работают у нас всего двое реставраторов, этого достаточно. Даже один человек может работать, чтобы прочувствовать и скрупулезно сохранить стиль. Реставрация - это не коллективная работа», - считает Такен Молдакынов.
Созданы в музее диорамы, показывающие старинные ремесленные производства и функционирование древней инфраструктуры, работу ремесленников, гончаров, систему полива. Кроме того, в музее Тараза создали полную реконструкцию «золотого человека» в таком виде, в каком его нашли, а также реконструкцию раскопок Берель в Восточном Казахстане - захоронение знатной супружеской пары вместе с конями.
При входе в музей под стеклом находится самые уникальные, по мнению Такена Молдакынова, экспонаты. «Это зеркало и шпилька для волос - артефакты из курганов Бериккары, в 40 километрах от Тараза. Они датируются третьим веком до нашей эры, - говорит историк. - Когда начали раскопки городища Тараз, многие часто мне звонили: ну что, нашли там золото? А я отвечаю: археология никогда не ищет «золото», это не ценится в археологии. Главное - это найти уникальную вещь. Пусть это будет даже простая маленькая пуговица. Это намного будет ценнее, чем тонна золота».
Копать здесь можно лет сто...
Не менее интересной была экскурсия по территории самих раскопок, где сегодня под огромным навесом устанавливают деревянные мостки, по которым посетители смогут сверху посмотреть на древнее городище, в котором археологи находят жилые кварталы, общественные учреждения, бани, медресе. Пешеходный маршрут для туристов проходит по всему периметру вокруг территории раскопок.
«Вот в таких ямах-погребах хранили зерно, продукты, - рассказывает Такен Молдакынов. - А это знаменитая средневековая таразская баня, которую нашли в 70-х годах прошлого века, когда рыли котлован под фундамент крытого рынка. О существовании этой бани говорил еще Василий Каллаур, первый градоначальник города Аулие-Ата (название Тараза в XIX -начале XX веков), много сделавший для открытия и сохранения наших древностей. Ведь, начиная с 1890 годов, здесь несколько раз проводились раскопки».
Сохранившаяся восточная баня частично реставрирована, верхняя ее часть выложена современным кирпичом, но по образцу древней кладки для воссоздания вида древнего сооружения. Имеющаяся здесь подпольная жаропроводящая отопительная система подобна римским термам античного времени и восточным баням, которые строили вплоть до XIX - XX века.
«Археологи раскопали здесь водопровод, - продолжает собеседник. - В городище Туймекент был откопан водопровод на глубине двух с половиной метров, причем особой конструкции, идущий от реки Талас. Там же в самом большом помещении высотой примерно в шесть метров, был вырыт глубокий колодец. Видите, какая стратегия - если вдруг враг будет осаждать город, он первым делом будет перекрывать воду, как это делалось обычно во время осады любых городов, хоть азиатских, хоть европейских. В таком случае у жителей есть вода из колодца. В нашем музее представлены найденные во время раскопок городища Тараз водопроводные магистральные трубы различного диаметра. Одна часть трубы широкая, другая - узкая, они вкладывались очень герметично. Водопровод шел под наклоном, вода за счет давления самотеком направлялась в город. Разводка водопроводных труб поквартальная. То есть в Таразе еще тысячу лет назад был водопровод, и прокладывался он вдоль магистральных улиц».
Реконструирована стена по периметру сохранившихся валов от старых древних стен. Сохранились восточная и южная стена, также проходящая по валу. Северная стена не сохранилась, она уходит далеко на территорию частной застройки. Караханидский период раскопок уходит на полтора метра глубины. Копнули чуть глубже - и дошли до IX века, до карлукского периода. В разрезах можно увидеть кладку разных эпох, разновременные постройки на одном и том же месте. Камень при строительстве использовали нечасто. В основном, сырцовый кирпич, быстро разрушающийся при попадании воды. «Предстоит еще раскопать часть крепостной стены по восточному контуру городища, а также вокруг здания музея отдельные территории, поверх которых сейчас пока асфальт и газоны. Процесс раскопок долгий, может занять и 50, и 100 лет», - сказал он.
Тараз - вечный город
«Караханидский период - это 1000 год, - начал свой исторический экскурс директор государственного историко-культурного музея-заповедника Такен Молдакынов. - В это время представители династии Караханидов оказались здесь, прибыв из южного Туркестана, это нынешняя Кашгария в Китайской Народной Республике. Там в 940 году они основали государство Караханидов. Основоположник - Абдухарим Сатух Баграхан. В Китае находится несколько таких великолепных мавзолеев, подобных нашим мавзолеям Ходжи Ахмеда Яссави в Туркестане или Карахана в Таразе. Столицей Караханидов был город Артуш, и в 20 километрах от этого города находится мавзолей зачинателя династии Караханидов. Они правили с 940 года до где-то до 1215 года. Примерно в 1050 году произошла междоусобица, и Караханиды разделились на два крыла - Восточная империя со столицей в Кашгаре и Западная со столицей сначала в Таразе, а потом перенесли в город Баласагун в нашем Шуском районе.
В те годы сюда попадают найманы во главе с ханом Кучлуком. История описывает, что в Таразе тогда было 27 мечетей. Ислам сюда пришел в 751 году, и за четыре - пять веков появилось столько мечетей. После поражения от армии Чингисхана (Темуджина) найманы через Алтай оказались здесь, перебили всех мусульманских священников, хаджей, разрушили все мечети, потому что они были несторианцами. И вот наступает 1218 год, и здесь оказывается конница знаменитых детей Чингисхана, которые изгоняют найманов, те бегут в Кашгар, их по пути догоняют и убивают. Но часть их все же здесь осталась, осела и до сих пор среди нас живут потомки найманов.
Многие западные историки пишут с удивлением об эпохе Чингисхана - почему такой небольшой народ, с немногочисленным по сути войском, смог завоевать такие обширные территории. Неужели никто не оказывал сопротивление? А Чингисхан был великий стратег. Он сразу издал приказ, запрещающий под страхом смертной казни незаконные поборы, а еще дал полную свободу языка, вероисповедания, обрядов. Этим он и победил. Сюда он пришел не как враг-завоеватель. Он вернулся на свою исконную родину. Это была четвертая попытка возрождения Тюркской империи.
После освобождения от найманов город Тараз возрождается снова под именем Янги-Тараз - «Новый Тараз». Это тюркское название. Тогда ведь не было ни казахов, ни узбеков, были тюркские племена, многие из которых сегодня сохранились в названиях казахских родов.
Множество раз наш город бывал разрушен. Следы этих разрушений сегодня находятся здесь повсюду - пепел, обожженные артефакты. Интересно то, что каждый раз после разрушений население, люди сами восстанавливали, возрождали город. Этим Тараз и велик. Как птица Феникс каждый раз возрождается. Говорят, что Рим - вечный город. В Азии таким «вечным городом» является Тараз.
В Великой Степи Казахстана несколько сот древних городов, которые сегодня превратились в курганы. По сути, сегодня выясняется, что наши предки не были полудикими кочевниками, а строили города, развивали ремесла, искусства, науку. Я считаю, что слова «кочевник», «номад», в этом смысле можно считать оскорбительными. Кочевничество было просто одним из способов выживания какой-то части народа. Сейчас ведь люди занимаются разными видами производства - есть аграрии, рабочие, предприниматели. Так и тогда было разделение труда - мастеровые, крестьяне, скотоводы, которым присущ кочевой образ жизни. Определенная часть народа кочевала в поисках сочной травы и чистой воды для скота, это была необходимость. Но не все же казахи были кочевниками, как утверждали в свое время евроцентристы. Иначе кто построил Акыр-тас? Кто возвел множество городов здесь, на юге? Причем городов, оснащенных добротной инфраструктурой - водопроводом, канализацией. Этим музеем мы оставили след на этой Земле, сохранили от разрушения древние артефакты.
Мы все, кто занимается историей и археологией, мы все немного больны. Если начнем говорить об истории, нас трудно остановить».
***
Открытие археологического парка «Древний Тараз» состоялось в 2015 году, в дни празднования в Таразе 550-летия Казахского ханства. Президент РК Нурсултан Назарбаев осмотрел только что построенный музей и территорию раскопок, выслушал пояснения историков и археологов и заметил, что никакие письменные, книжные описания не могут стать весомым доказательством существования древней культуры. Вот реальные доказательства, сказал Н. Назарбаев, указывая на объекты раскопок, доказательства того, что на территории нашей страны существовала высокоразвитая городская культура.
За прошедшие полтора года в музее «Древний Тараз» решили проблему с реконструкцией крыши. Сделанное вначале прозрачное перекрытие не устраивало музейных специалистов тем, что прямое попадание солнечных лучей может губительно сказаться на артефактах. Кроме того, была значительно пополнена коллекция интересных артефактов.
За свою более чем двухтысячелетнюю историю город Тараз испытал периоды расцвета и упадка, разрушительных войн и возрождения, пережил множество переименований. В средние века город собирал богатую дань с проходящих торговых караванов, развивал ремесла, культуру, искусства. Своих послов сюда отправляли из Византии, искавшей союзников среди тюрков Средней Азии. Однако после XIII века Тараз теряет былое могущество и на многие столетия погружается в запустение. И только в XIX веке возрождается под новым именем Аулие-Ата. В начале XIX века люди начали селиться близ могилы легендарного хана Карахана из династии Караханидов, прозванного «Аулие-Ата».
Сегодня Тараз - областной центр Жамбылской области с почти полумиллионным населением, крупный индустриальный и культурный центр южного Казахстана. Благодаря богатым историческим достопримечательностям, город имеет огромный туристический потенциал. Исторический памятник республиканского значения - археологический парк «Древний Тараз» общей стоимостью 2,5 млрд. тенге вошел в список «100 сакральных мест Казахстана».
www.inform.kz
Тараз: Город на перекрестке тысячелетий
Последние раскопки на территории Тараза помогли ученым раскрыть тайны устройства средневековых городов Казахстана и жизни их обитателей. О результатах исследований и удивительных открытиях читайте в нашем материале.
Фото: Из архива заповедника-музея «Памятники древнего Тараза»
Более 2 000 лет назад на берегу реки Талас появился город. За это время он не раз переживал периоды расцвета и упадка, у своих древних стен встречал караваны купцов и закрывал ворота перед полчищами завоевателей. Если бы камни могли говорить, они поведали бы нам удивительные истории о бедах и радостях, победах и поражениях жителей древнего Тараза. Сегодня ученые пытаются заставить говорить остатки крепостных стен, развалины дворцов, бань и караван-сараев. Они извлекают из земли остатки прошлого и раскрывают перед нами тайны истории. Рассказом об археологических раскопках на территории Тараза с нами поделился известный казахстанский археолог, доктор исторических наук, академик Национальной академии наук Республики Казахстан Карл Молдахметович Байпаков.
Раскопки Древнего Тараза
Фото: Из архива «Археологической экспертизы» и Дмитрия Воякина
Масштабные археологические раскопки древнего Тараза начались в 2011 году. Вопрос об изучении города всегда стоял на повестке дня археологов. История Тараза тесно связана с историей Великого Шелкового пути. Торговый путь начинался в Чанане (Китай) и доходил до районов Средиземноморья, существовало несколько ответвлений в Индию и Иран. Очень большой отрезок проходил через территорию Казахстана. Именно на этом участке пути и находился город Тараз. Без преувеличения можно сказать, что история города имела мировое значение, о древнем Таразе писали арабские, греческие и персидские авторы. В позднем Средневековье упоминания о нем можно найти в русских и европейских источниках. Тараз — город на перекрестке нескольких дорог. Одна из них вела в сторону Шымкента, далее — Ташкента, и через сырдарьинский коридор уходила на запад. На юг вела большая дорога в Фергану. Кроме того, из Тараза шли дороги на север в страну кыргызов, кимаков, и т. д. Это был крупный узловой центр.
Фото: Из архива заповедника-музея «Памятники древнего Тараза»
Интерес к истории города не угасал никогда. Исследование Тараза имеет большую историю. Здесь побывали многие выдающиеся ученые, и в их числе Василий Владимирович Бартольд. Это фигура номер один в российском и европейском востоковедении. Он первым еще в конце XIX века сделал привязку древних городов к современным картам. В дальнейшем здесь работала группа его учеников. Члены так называемого «Туркестанского кружка любителей археологии». Это было мощное общественное объединение с центром в Ташкенте. Они проводили раскопки на территории многих городов, в том числе и в Таразе. Неоднократно историей Тараза занимались и советские археологи, большую работу проделали такие ученые, как Бернштам, Сенигова и многие другие.
Раскопки восточной бани в 2011 году
Фото: Из архива заповедника-музея «Памятники древнего Тараза»
В 2011 году поддержку раскопкам на территории древнего городища оказал аким Жамбылской области Канат Бозумбаев. Именно он взялся решить главную проблему переноса Центрального рынка. Центр древнего города находился на том месте, где впоследствии появился и бурно разросся этот базар. Территория базара перекрывала историческую часть городища. Проводить раскопки на этой земле было невозможно. Благодаря волевому решению местных властей базар был перенесен в другое место, и ученые смогли приступить к работе. Одним из стимулов к началу раскопок стала начавшаяся уже в то время подготовка к проведению EXPO – 2017. Тараз был выбран в качестве одного из объектов культурного наследия, который можно было показать зарубежным гостям, приехавшим на Всемирную выставку. Кроме того, подобный объект прекрасно вписывается в программу по развитию туризма, о которой говорят уже многие годы.
Территория раскопок
Фото: Из архива заповедника-музея «Памятники древнего Тараза»
В 2011 году, когда территория была полностью очищена от рыночных построек и сооружений, ученые смогли приступить к исследованиям. Проводить раскопки решили по новой и дорогой методике. Согласно ей, работы проводились широкими площадями с тщательной стратиграфией (датирование культурных слоев — прим. авт.) территории. Для проведения раскопок была приглашена большая группа ученых. В работах принимали участие специалисты из Польши и Великобритании. Ученые из России занимались изучением останков домашних животных, которые были обнаружены при раскопках древнего города. Это направление исследований называется палеозоологией. Несколько десятков специалистов из Казахстана работали по различным направлениям, среди них были археологи, востоковеды, архитекторы.
3-й строительный горизонт древнего Тараза
Фото: Из архива «Археологической экспертизы» и Дмитрия Воякина
Древний город представлял из себя бугор, так как за многовековой период развития центральная часть росла не только вширь, но и вверх. Высота этого бугра составляла приблизительно 12 метров. Разрезав бугор траншеей, археологи отчетливо увидели культурные слои.
Применение геомагнитного сканера
Фото: Из архива «Археологической экспертизы» и Дмитрия Воякина
Была исследована топография города. Многие данные были известны и ранее, но использование космических снимков, аэрофотографий, а также современных георадаров и теодолитов помогло выстроить более точную картину.
Фортификационная система Тараза
Фото: Из архива заповедника-музея «Памятники древнего Тараза»
Город имел традиционную схему и состоял из трех частей. Центр города занимала цитадель, где располагался дворец правителя города, там же располагались дома его знати и охраны. Рядом находился шахристан — внутренний город. Здесь жили богатые чиновники и городская знать, а также располагались крупные ремесленные мастерские. Третья зона, рабат (пригород — прим. авт.), была местом проживания ремесленников, мелких торговцев и простого народа.
Схема расположения раскопов на территории Тараза
Фото: Из архива «Археологической экспертизы» и Дмитрия Воякина
Исследование культурных слоев цитадели и шахристана наглядно показало историческое развитие города от периода возникновения до затухания и деградации после монгольского нашествия. Изучены слои, связанные с дальнейшим возрождением и упадком в кокандское время. Тараз продолжал традиции других городов, которые восходят к первым векам нашей эры, таких как Отрар, Туркестан и прочие. Здесь мы имеем определенную связь формирования урбанизации на территории Казахстана. Проблема изучения истории древних казахстанских городов была поднята только в последние 50 лет. До этого в среде западных ученых бытовало мнение, что Казахстан — это страна номадов. А города — явление второстепенное и не связанное с глобальными историческими событиями, происходившими на данной территории.
Вопросы формирования древнего города до сих пор остаются открытыми. С чего начинался город? Некоторые ученые считают, что с цитадели. Другие утверждают, с базара или храма. Есть разные точки зрения.
Медресе XI-XII веков
Фото: Из архива «Археологической экспертизы» и Дмитрия Воякина
Во время раскопок Тараза поиски самых нижних слоев начали с цитадели. Цитадель имеет квадратную форму и размеры 130 на 150 метров. Она была окружена стенами, которые не сохранились до нашего времени.
Баня-хаммам XI-XII века
Фото: Из архива «Археологической экспертизы» и Дмитрия Воякина
В ходе предыдущих раскопок на территории цитадели была открыта восточная баня-хаммам. Это баня крестообразной планировки с подпольной системой отопления. Остатки стен высотой до полутора метров были украшены росписями, искусные орнаменты выполнены в геометрических мотивах. Ранее считалось, что бани подобного типа появились в XIII веке. Благодаря раскопкам, проведенным на территории Отрара и Тараза, ученым удалось доказать, что они были уже в конце XI века. Баня на востоке всегда играла важную роль, это был своеобразный клуб, куда приходили играть в настольные игры, обсуждать последние новости и сплетни. В то же время это было лечебное заведение, где лечились теплом, паром, а также разнообразными травяными настоями. Богато украшенная баня скорее всего была дворцовой, и доступ туда был открыт только высшей знати.
Раскоп бани в 2012 году
Фото: Из архива заповедника-музея «Памятники древнего Тараза»
Во время раскопок 2011 года была найдена еще одна баня, к ней подходил водопровод из глиняных обожженных труб, который подводил воду из специальных отстойников. Этот водопровод снабжал чистой водой всю цитадель и шахристан.
Расположение раскопок по периоду их изучения
Фото: Из архива «Археологической экспертизы» и Дмитрия Воякина
К сожалению, ученым до сих пор не удалось найти дворцовый комплекс древнего Тараза. Главная проблема заключается в том, что на территории городища долгие годы находился центральный базар. В основном базар состоял из легких построек, они не сильно повредили исторические культурные слои. Однако строительство над территорией древней цитадели капитального мясного павильона с подвалами и холодильниками практически уничтожило часть археологического памятника. Археологи считают, что по роковой случайности именно на месте павильона и находился дворец. Работы продолжаются, и ученые не теряют надежды найти хотя бы отдельные фрагменты дворца.
Караван-сарай Тортколь в Таразе
Фото: Из архива «Археологической экспертизы» и Дмитрия Воякина
Еще одной интересной находкой археологов стал караван-сарай. Он находился прямо внутри древнего города. Эта постройка прямоугольной формы имеет большой двор и помещения для хранения товаров — своеобразный небольшой базарчик, окруженный со всех сторон стенами. Если проводить аналогию, то это прообраз современного торгового центра. Там останавливались купцы из Самарканда, Багдада и других городов.
Недалеко от центра города, примерно в 5 километрах, на трассе Великого Шелкового пути был найден еще один хорошо сохранившийся караван-сарай. На этом объекте прекрасно видны топография и устройство караван-сарая. Сохранились даже помещения, где останавливались и жили купцы. Это сооружение представляло собой целую крепость, защищенную толстыми стенами и башнями. Изучение этого объекта позволило ученым получить полное представление об устройстве и функционировании подобных объектов.
Часть инфраструктуры города — водонакопитель
Фото: Из архива заповедника-музея «Памятники древнего Тараза»
Помимо того, что Тараз являлся узловым центром, здесь в верховьях реки Талас находились мощные серебряные рудники. Тараз снабжал серебром практически всю Среднюю Азию. Согласно источникам, на территории Тараза был монетный двор. Монеты, отчеканенные здесь, получили широкое распространение на торговых путях древнего Востока. Во время раскопок Тараза была собрана большая коллекция монет. По ним ученые могут понять подробности отдельных периодов жизни города. Качество металла и чеканка многое расскажут о развитии ремесла. Изображения или имена, указанные на монете, помогут выстроить генеалогию династии правителей города. Кроме того, монеты позволят безошибочно датировать слой, в котором они были найдены.
Остатки глиняного водопровода
Фото: Из архива заповедника-музея «Памятники древнего Тараза»
Одной из самых многочисленных вещественных находок являются остатки керамики. Археологи нашли множество образцов, принадлежащих к разным эпохам. В находках, относящихся к X веку, есть остатки поливной керамики. Эта техника пришла из Арабского халифата и получила широкое распространение в древних городах Средней Азии. Изделия, изготовленные по этой технологии, отличаются особой красотой и покрыты разноцветной глазурью. На некоторых осколках имеются надписи, сделанные на арабском языке. Многие изделия изготавливались непосредственно в городе, о чем свидетельствуют найденные остатки мастерских и печей для обжига. Кроме того, встречаются образцы изделий, привезенных из Китая. Подобные находки дают бесценную информацию об уровне развития ремесла и торговых связей.
Жилые кварталы древнего Тараза
Фото: Из архива «Археологической экспертизы» и Дмитрия Воякина
Размеры шахристана составляли приблизительно 300 на 400 метров. В период расцвета в Таразе проживало до 20 000 человек. По тем временам это был очень крупный город. Находки археологов свидетельствуют, что Тараз был многонациональным и многоконфессиональным городом. Бок о бок здесь проживали мусульмане и зороастрийцы, христиане и буддисты.
Реконструкция жилых кварталов
Фото: Из архива «Археологической экспертизы» и Дмитрия Воякина
Раскопанные на территории Тараза городские кварталы имели уникальную планировку, и она сильно отличается от привычной разбивки кварталов европейского типа. Центром квартала в Таразе являлась улица, с обеих сторон которой располагались дома. С обоих концов улица перегораживалась воротами, которые закрывались на ночь. Таким образом каждый квартал превращался в небольшую крепость, которая надежно защищала жителей от ночных разбойников. Во время штурма города такая планировка создавала нападающим дополнительные трудности. Им приходилось захватывать по отдельности каждый обороняющийся квартал.
Дома жителей располагались рядом друг с другом. Большинство из них были рассчитаны на проживание одной семьи, попадаются крупные строения, в которых жили большие семьи, состоящие из нескольких поколений. В таких домах люди жили в отдельных секциях, объединенных общим двориком. Интересно, что подобные общие дома часто датируются временем, когда город находился в периоде кризиса. Это говорит о том, что в трудные времена люди объединялись и жили большими семьями.
Реконструкция здания медресе
Фото: Из архива «Археологической экспертизы» и Дмитрия Воякина
На территории шахристана была найдена и раскопана уникальная мечеть. Согласно данным из определенных источников, когда Исмаил Ахмад Самани взял город Тараз, он перестроил одну из церквей, имеющихся в городе, в мечеть. Ученые считают, что именно эта мечеть была обнаружена при раскопках. Так археологические находки подтверждают достоверность письменных источников.
Исследование фортификационной системы Тараза
Фото: Из архива заповедника-музея «Памятники древнего Тараза»
Весь город был окружен мощными стенами с башнями по углам. Собственные отдельные стены имели цитадель и шахристан Тараза. Таким образом город опоясывали несколько колец укреплений. Штурм и захват такого города представлял очень сложную задачу и требовал значительного количества воинов. Остатки этих укреплений частично сохранились. Толщина стен на отдельных участках составляла до 5 метров. Стены были неодинаковой толщины, они имели очень толстое основание и сужались кверху. Стенобитные орудия, используемые при осаде, били в основном по надежно укрепленному нижнему ярусу. На стенах были сооружены парапеты и стрелковые площадки.
Фото: Из архива «Археологической экспертизы» и Дмитрия Воякина
Цитадель и шахристан Тараза имели четыре въезда, расположенных с разных сторон. В стенах Тараза археологи находят каменные ядра, используемые монголами при штурме города. В районе ворот было найдено немало наконечников стрел, что свидетельствует об упорной обороне города.
Реконструкция таразских бань
Фото: Из архива «Археологической экспертизы» и Дмитрия Воякина
Во время археологических работ на большой площади были раскопаны верхние культурные слои, относящиеся к эпохе Караханидов. Это время расцвета Великого Шелкового пути и цивилизации на территории Средней Азии. Не зря эпоха с IX до начала XII века получила название «мусульманского ренессанса». В то время жили такие известные восточные ученые, как Авиценна и Бируни, такие поэты, как Хафиз и Омар Хайям. Одновременно с развитием торговли, ремесла и науки происходил расцвет городской культуры. Благодаря проведенным раскопкам этот период в истории города довольно хорошо изучен.
Фото: Из архива «Археологической экспертизы» и Дмитрия Воякина
Впереди у ученых изучение периода, когда Тараз был столицей Карлукского каганата. К сожалению, получить более полное представление о городе того периода пока не получается. Это сложная работа, так как слой находится значительно ниже, и необходимо добраться до него, не уничтожив Караханидский горизонт. На данный момент культурный слой караханидского периода законсервирован и музеефицирован. Для изучения эпохи карлуков приходится делать небольшие шурфы. Уже сегодня археологи могут сказать, что город в эпоху карлуков сильно отличался. Если при караханидах строительство велось из камня, который добывали в карьерах недалеко от города, то в карлукскую эпоху применяли кирпичи, сделанные из глины. Существовали определенные установленные технологии кладки, а также формы и размеры строительных блоков и кирпичей. Карлукская эпоха в жизни города продолжалась с VIII до середины IX века. До этого в жизни города были эпохи Тюргешского и Западно-тюркского каганата. Это очень интересный и малоизученный период в жизни древнего города. Самые нижние и ранние культурные слои относятся к первым векам нашей эры. Это подтверждает возраст города, которому, по мнению ученых, не менее 2 000 лет. В ранних слоях обнаружены образцы керамики, сделанной на гончарном круге и относящейся к эпохе государства Кангюй.
Фото: Из архива заповедника-музея «Памятники древнего Тараза»
Параллельно с раскопками идет работа по консервации найденных исторических памятников. Часть объектов восстанавливается методом детальной реконструкции. На месте раскопок открыт музей, где любой желающий сможет увидеть остатки древнего города. Археологические исследования древнего Тараза начались недавно, и впереди очень много работы и интересных открытий. Раскопки городов процесс очень медленный и трудоемкий. Ученым еще предстоит сделать немало интересных открытий.
Vox Populi выражает огромную благодарность Карлу Молдахметовичу Байпакову. За предоставленные фотоматериалы мы благодарим ТОО «Археологическая экспертиза» и его директора Дмитрия Воякина, а также руководство заповедника-музея «Памятники древнего Тараза».
Фотогалерея
Тараз: Город на перекрестке тысячелетий
Поделиться галереей
Автор: Фото из архива «Археологической экспертизы» и Дмитрия Воякина, фото из архива заповедника-музея «Памятники древнего Тараза»
www.voxpopuli.kz
«Тараз - сердце Востока» - iStory
Тараз – древнейший город, со множеством памятников архитектуры, которые являются не только исторической ценностью, но и гордостью горожан, а также представляют большой интерес для туристов и гостей города. Южному городу Казахстана, некогда являвшемуся центром степной части Великого Шелкового Пути уже более 2000 лет. Давайте углубимся в его историческое прошлое. «Город купцов» — так издавна называли Тараз — этот столица тюргешей, а затем карлуков и караханидов.
Оказывается именно здесь, в 568 году, тюркский каган Дизабул принимал византийское посольство Юстиниана II, во главе со стратегом Земархом, прибывшее для заключения военного союза против возможных врагов и решения вопроса о торговле шелком. На берегах Таласа работали умелые мастера-шелкопряды, чьи шелка мало в чем уступали златотканной китайской и индийской парче, византийскому пурпуру. Ювелирное искусство достигло вершины мастерства именно во времена караванной торговли.
Тараз — один из древнейших городов Казахстана, известный уже в VI веке. Город на протяжении веков оставался важнейшим центром цветной металлургии. В районе Тараза сохранились десятки исторических памятников былой славы этих мест: мавзолеи Карахана и Давудбека, крепости правителей давних времен и многое другое.
Возле современного Тараза находятся подлинные шедевры древней архитектуры – мавзолеи Бабаджи-хатун (X–XI вв.) и Айша-биби (XI–XII вв.). Эти культурные наследия включены ЮНЕСКО в Список Всемирного наследия.
А вот находящийся в 40 километрах от Тараза город Акыртас интересен совсем другим. Центром его является большой дворец, растянувшийся на три квадратных километра. Он имеет необычную планировку и выстроен из камня, что для этих мест нехарактерно. Во всем Южном Казахстане это, пожалуй, единственное монументальное строение, выполненное из больших каменных блоков.
С XIX века известнейшие ученые пытались пролить свет на историю этого уникального памятника архитектуры. Сомнение вызывало все: время строительства, назначение сооружения и даже его название. Зодчие тех далеких веков виртуозно проводили точные математические расчеты, в совершенстве владели техникой обработки камня и возведения сложных архитектурных сооружений. Грандиозность замысла и мастерство возведения Акыртаса позволяет соотнести этот загадочный объект с египетскими пирамидами и другими известными сооружениями античных времен.
Жители Тараза гостеприимны, чтут свои обычаи, традиции и всегда придерживаются их. Одна из свадебных традиций — посещение мавзолея Айша-Биби. Эта усыпальница 11 века расположена недалеко от мавзолея Бабаджи-Хатун. Согласно легенде, мавзолей был воздвигнут одним из правителей династии Караханидов над могилой его прекрасной невесты Айша-Биби, дочери суфийского поэта Хаким-Ата. Народные предания гласят, что коварная змея оборвала жизнь юного создания на пути к возлюбленному. Строение полностью облицовано резными терракотовыми плитками с растительным и геометрическим узором. Сам мавзолей выглядит невероятно легким и изящным. Более восьми веков он стоит наперекор ветрам и непогодам, как свидетель незаурядного мастерства древних зодчих.
Также, одним из известных памятников в Таразе является Памятник «Джентльменам Удачи». «Джентльмены Удачи» — один из самых знаменитых фильмов советской эпохи. По сценарию позитивной комедии один из ее героев — Василий Алибабаевич — родом из Джамбула. Его цитата: «Хочу в Джамбул, там тепло, там моя мама». Эта фраза сегодня красуется на пьедестале памятника героям комедии, установленном возле центрального базара. Посещая исторические места Тараза, невольно ощущаешь этот исторический дух, мысленно перемещаешься в то древнее время.
О современном Таразе. Наш город полнится различными ресторанами, кафешками, шашлычными. Их в Таразе очень много, на каждом углу имеется то или иное заведение. То, чего ждали многие таразцы, это ТРЦ «Mart». На месте, где в данный момент идет строительство развлекательного центра — стоял базар. Конечно, узнав о том, что базар будут сносить, жители были очень возмущены, ведь многие таразцы теряли свои рабочие места. Но вопреки всем возмущениям этот базар все-таки снесли. Сначала, по некоторой информации, на месте сноса велись археологические раскопки, а уже сейчас строительный проект находится в завершающей стадии. Конечно, узнав о том, что это будет развлекательный комплекс Mart, мы были очень рады, ведь именно этого мы ждали очень много лет.
В Таразе до недавнего времени не было ни одного толкового кинотеатра. Открытие «Астана Синема» это большой шаг вперед. Кинотеатр по-современному оборудован, в нем намного комфортнее, чем в предшественнике — «Евразии».
Безусловно, Таразу еще нужно развиваться. Улучшать жизнь жителей, выводить город на более высокий уровень, а так же повышать интеллект своих граждан. Порой я называю наш город «Деревня», особенно когда возвращаюсь из Алматы. Тараз мне кажется маленькой деревушкой, с очень спокойной жизнью. В 6-7 утра, когда Алмата уже во всю бурлит, наш город сладко спит. Жизнь здесь проходит размеренно, не спеша. Хочу отметить, что Тараз действительно криминальный город, но для такой мирной жительницы как я, это не особо заметно. О каких либо происшествиях я узнаю из новостей или от знакомых, и тогда становится страшно. Смотря на жителей города со стороны, кажется что все очень спокойные и мирные, но на самом деле все обстоит по-другому.Самое высокое здание в Таразе состоит из двенадцати этажей, это жилой дом.
У нас нет небоскребов, и мы не можем похвастаться такими красивыми зданиями, как «Алматы Тауэрс», «Нурлы Тау», «Северное Сияние». Тем не менее, я люблю свой город и уверена, что все у нас впереди и мы достигнем современного уровня. Тараз может похвастаться парой поистине грандиозных событий. 26 сентября 2001 года таразцы отметили большой праздник: городу исполнилось 2000 лет, что официально было признано ЮНЕСКО. К празднику город преобразился — на центральных улицах были установлены портреты великих казахстанских поэтов, ученых, философов. В этом году Казахскому ханству исполняется 550 лет.
Конечно, это грандиозное событие будет отмечаться по всему Казахстану, но как Вы думаете в каком городе будут проводиться основные мероприятия? Да-да, именно в моем древнем городе Таразе, где, как считается, и была заложена основа ханства. Для нас это очень радостная новость. Будет масштабное театрализованное представление, обошедшееся государству в 506.8 миллионов тенге, будет проведено состязание акынов на тему «Мәңгілік ел» (Вечное государство), и в дополнение ко всему будет построен монумент в честь 550-летия Казахского Ханства, который безусловно еще больше украсит наш прекрасный город. Пользуясь случаем, я приглашаю всех казахстанцев отметить это грандиозное событие вместе с нами.