«Народы моря». Доспехи и оружие (часть десятая). Доспехи древнего мира
«Народы моря». Доспехи и оружие (часть десятая) » Военное обозрение
Итак, нашествие «народов моря» было массовым переселением народов, чем-то похожим на сегодняшний исход сирийцев и африканцев в Европу. Только сейчас им там немецкие школьники меняют постельное белье (сами они для этого слишком несчастны!), а волонтеры убирают оставленный мусор, а тогда нецивилизованные египтяне встречали их копьями и мечами, а у побежденных еще и копулятивные органы отрезали, да еще и изображали это «мероприятие» на стенах своих храмов. А знаете почему? Чтобы не было подлога! Ведь если отрезать руки, то как разберешь, где свои, а где чужие и кто будет проверять лишнее отсутствие пары рук у своего же… А тут все очевидно: египтяне были обрезаны, а остальные – нет. Так что тут уж все без подлога и завышения «показателей»!
Воины во все времена любили заигрывать с хорошенькими женщинами! Художник Дж. Рава.
Ну, а как выглядели воины «народов моря» мы частично уже рассматривали в тех материалах, где речь шла о собственно Троянской войне. Однако теперь речь пойдет о ее последствиях, тем более, что разброс дат достаточно велик 1250 – 1100 гг. до н.э. Впрочем, это для нас он велик, а люди того времени жили медленно, ведь мобильные телефоны тогда еще не существовали.
Итак, наиболее полную информацию о «морских народах» мы получаем из рельефов и надписей из Мединет Абу. Это заупокойный храм, который был построен Рамзесом III в Фивах, в Верхнем Египте. Убранство храма состоит из серии рельефов и текстов о военных кампаниях против ливийцев и «народов моря». Датируются изображенные события примерно 1191 или 1184 годом до нашей эры. И они же дают ценную информацию о доспехах и амуниции различных групп «морских народов», с которыми схватывались египтяне, и они же могут дать ключи к расшифровке их этнического происхождения. Изображение боев на суше и на море дают огромное количество информации о вооружении «морских народов». В частности, рельефы, изображающие битвы на земле показывают египетские войска, которые сражаются с врагом, который тоже использует колесницы, очень похожие по конструкции колесницы египетские. Другой известный рельеф в Мединет Абу изображает морской бой. Египтяне и «народы моря» используют парусные суда в качестве основного средства морского передвижения. А вот и текст: «Народы, которые прибыли со своих островов среди моря, они вошли в Египет, полагаясь на свое оружие. Но все было подготовлено, чтобы поймать их. Крадучись войдя в гавань, они оказались в ней заперты…» Ну, а дальше египтяне, видимо, победили их за счет своей численности и хорошей военной организации.
Воин народа шардана с рогом синего цвета и явно в металлическом, бронзовом шлеме. Рельеф из храма в Луксоре.
Теперь обратимся к доспехам и начнем со шлемов – «крепости для головы». Рельефы из Мединет Абу, Луксора и Абу-Симбела показывают нам 22 вида рогатых шлемов, принадлежавших воинам народа шардана. Из них один рог показан только лишь на двух шлемах, на всех остальных их два, причем профили их очень похожи. У 13 шлемов между рогами нарисован шарик на палочке. У девяти его нет. 17 шлемов даны только контуром (так дети раньше рисовали немцев в касках с рогами), четыре шлема заполнены внутри горизонтальными полосками, один «кирпичной кладкой» и на одном полосы вертикальные. Это позволяет сделать вывод, что рога и шарик были своего рода символом этого племени, а сами шлемы могли быть и цельнокованными из бронзы (и даже литыми – один такой литой шлем в свое время нашли в Средней Азии), и собранными из «колец» из кожи с набивкой наподобие детской пирамидки.
Филистимлянин из Мединет Абу.
Соответственно филистимляне носили свой характерный «перьевой» шлем-тиару. На барельефах видно, что шарданы сражаются с филистимлянами, то есть египтяне, как люди цивилизованные, уже тогда умели работать чужими руками!
Шарданы фараона бьются с филистимлянами. Художник Дж. Рава.
Доспехи шарданов показаны на рельефах очень тщательно. Как правило, это кираса с наплечниками округлой формы, составленная из металлических полос. Английские историки называют такой тип доспеха «хвост лобстера». Понятно, что материал по фреске не определишь. Поэтому можно допустить, что эти доспехи могли быть А – кожаными, Б – из ткани (проклеенного льна), или С – смешанными – из металлических и неметаллических деталей. Греческий историк-реконструктор Катсикис Димитриос, используя изображения Мединет Абу и артефакты Афинского музея археологии, восстановил один такой доспех, причем оказалось, что он вполне функционален.
Воины-шарданы из храма Мединет Абу в характерных одеяниях «с полосками» V-образной формы. Что это? Рисунок на ткани или изображение неких элементов защитного доспеха из металла или кожи?Кираса Катсикиса Димитриоса.Поножи и шлем шарданов Катсикиса Димитриоса.
Филистимляне, судя по рельефам из Мединет Абу, тоже носили похожие доспехи, однако наплечники показаны у них не всегда. Общее впечатление от рисунка, они были очень гибкими, во всяком случае, тела в металлических кирасах так бы не гнулись. А значит, что «доспехи» у них были из ткани, либо это просто была одежда с характерным полосатым рисунком.
Филистимляне в бою. Мидинет Абу.
Щиты у шарданов были круглыми, большими, с центральной ручкой. На поверхности у них были металлические умбоны, а сами они, скорее всего, были плетеными из лозы и обтянутыми бычьей шкурой. Фрески из Акротири, которые были приведены в предыдущих материалах, дали основание художнику Джузеппе Рава изобразить воинов с Кипра, которым тоже, видимо, пришлось сражаться с «морскими народами», в точном соответствии с изображением на этих фресках.
Воины с фрески в Акротири возвращаются из похода. «Кричали женщины ура и в воздух чепчики бросали!» Художник Дж. Рава.Реконструкция внешнего вида воина шардана Катсикиса Димитриоса.
Оружие воинов «народов моря» состояло из копий, длинных мечей, топоров, а также луков и стрел. Мечи были, скорее всего, похожи по форме на вот такие длинные клинки в 90 см. Один из них был найден возле Яффы и датируется 2000 г. до н.э. Интересно, что этот огромный клинок (очень часто встречающийся на изображениях воинов-шарданов) состоит из почти чистой меди с небольшим добавлением мышьяка. Замечательное количество (около 30) подобных мечей (около 1600 года до н. э.) было также найдено в пещере на острове Сардиния. Так вот и в этом случае состав металла был тот же самый, что и вышеупомянутого образца. То есть Сардиния и Яффа были связаны… морским путем, по которому туда-сюда уже в то далекое время плавали корабли с воинами, имевшими такие вот длинные мечи.
Меч из Яффы.Топор. Археологический музей в Афинах.Реконструкция меча-рапиры.
Очень интересный бронзовый меч был найден в Угарите в Сирии. А интересен он, прежде всего, тем, что на его клинке возле рукояти выбит картуш с именем фараона Мернептаха и значит, что это работа египтян. А вот кому она предназначалась – собственно египетским солдатам или наемникам-шарданам, привыкшим «работать» такими длинными мечами – это вопрос.
Ну, а в целом Мединет Абу по-прежнему остается наиболее важным источником для нашего знакомства с «народами моря». В этот день, когда этот источник был обнаружен, можно было только спасибо сказать древним египтянам, создавшим этот заупокойный храм, который дает нам столько ценной информации. И хотя его изображения подтверждаются также рельефами в храмах Луксора и Абу-Симбела, именно он остается настоящей визуализированной энциклопедией «народов моря».
Фригийцы с «мечами из Яффы». Мединет Абу.
А вот карта, созданная на основе археологических находок и текстовых сообщений, позволяющая наглядно проследить за путями миграции «морских народов». Как видите, это был настоящий исход, не уступающий по своим масштабам и современным многолюдным перемещениям…
Движение «народов моря». А. Шепс
В заключение стоит отметить, что за рубежом не только выходят многочисленные книги по истории Троянской войны и вооружению и доспехам бронзового века в Греции и других районов Древнего мира, но и большой популярностью пользуются военные миниатюра из «белого металла». Есть несколько международных масштабов, в которых эти фигурки отливают, а затем ими… «играют».
Фигурки воинов-шарданов Майкла и Алана Перри. Цена 12 фунтов. Высота 28 мм. Продаются неокрашенными.
topwar.ru
Пластинчатые доспехи римской армии: lorica segmentata
Представление о том, что вопросы экипировки и снаряжения личного состава римской армии решались централизованно, как и в регулярных армиях нового времени, не совсем верно. Художественные фильмы, книги, компьютерные игры создали распространённый стереотип, что форма одежды и амуниция легионеров были однотипными и менялись по всей империи по воле военного руководства быстро и единообразно. То, насколько неверна эта картина, хорошо видно на примере истории римского пластинчатого доспеха.
Инновация эпохи Октавиана Августа
Как выглядел легионер римской империи в I–II веках нашей эры? Стереотипы, основанные в том числе и на художественных фильмах, рисуют ровные ряды легионеров с однообразными вооружением и экипировкой. «Стандартный» легионер одет в пластинчатый доспех lorica segmentata, имеет щит scutum, обязательно покрашенный в красный цвет с нарисованными золотыми молниями, шлем galea или cassis и вооружён мечом gladius.
Римский легионер, 58 г. до н.э. – 69 г. н.э.
Оспрей Warrior № 71 (художник – А. Мак Брайд)
На самом деле в армии Римской империи применялись довольно разнообразные типы вооружения. Большинство вспомогательных отрядов несло службу со своим национальным оружием. Относительно однообразным был только комплект снаряжения у легионеров. Для легионов были характерны централизованные поставки оружия и амуниции. Но это не значит, что все легионеры были экипированы одинаково. Например, всё дополнительное либо утерянное снаряжение легионеры покупали за свой счёт. Кроме того, большая часть оружия производилась в собственных кузницах легионов. А это значит, что в различных легионах оружие имело свои особенности, что подтверждается археологическими находками мечей и прочего снаряжения того времени.
Из различных письменных и археологических источников известно, что в Римской республике непосредственно перед установлением империи основным защитным элементом была лорика хамата (lorica hamata) — короткая кольчуга без рукавов с наплечниками. Наплечники лорики хаматы имели откидные отвороты, схожие с наплечниками греческого линоторакса (Linothorax), которые шли от середины спины до передней части торса и соединялись латунными или железными крючками с кольцами кольчужного полотна у краёв отворотов. Образовывалась своеобразная накидка, дающая дополнительную защиту от рубящих ударов сверху. Одна лорика хамата состояла из 15–30 тысяч колец.
Римский легионер, 58 г. до н.э. – 69 г. н.э.
Оспрей Warrior № 71 (художник – А. Мак Брайд)
После того как в 27 году до н.э. Гай Октавиан Август стал единоличным правителем Рима и получил титул императора (а со временем в довесок ещё кучу громких титулов), он затеял реформы, одной из которых стало преобразование армии. Судя по всему, оно коснулось в том числе и экипировки. К сожалению, письменные источники молчат о том, какие именно изменения произошли в защитном вооружении легионеров. Но археологические находки говорят о том, что примерно в это время на просторах империи появился принципиально новый тип доспеха — лорика сегментата (Lorica segmentata). Он представлял собой кожаную основу, на которую были нашиты горизонтальные ряды пластин, соединённые между собой посредством ремней или пряжек. Верхняя часть груди и плечи также защищались дополнительными стальными полосами.
Всего исследователи выделяют 3 наиболее распространённых типа лорики, названных по местоположению основных археологических находок: Калкриес (20 г. до н. э. — 50 г. н. э.), Корбридж (40 г. н. э. — 120 г. н. э., в городе Корбридж близ Адрианова вала в 1964 г. найдено две хорошо сохранившихся лорики сегментаты; благодаря данной находке стало известно точное устройство доспеха) и Ньюстид (120 г. н. э. — 250 г. н. э.).
Lorica segmentata типа Корбридж
Roman Army from Hadrian. Michael Simkins, Ronald Embleton
С гладиаторских арен на поле боя
Откуда же появился этот новый, невиданный доселе доспех? Неужели сам божественный Гай Октавиан Август придумал его? Об этом письменные источники той поры также не сообщают. Учёным остаётся строить догадки и выдвигать версии о происхождения данного типа доспеха. Известно, что впервые его стали применять легионы, стоявшие на границе с Германией. Об этом свидетельствуют археологические находки фрагментов доспехов, а также надгробные изображения легионеров того времени. Но вопрос происхождения лорики сегментаты этот факт не проясняет.
Одно из предположений о происхождении пластинчатого доспеха состоит в том, что легионеры могли его заимствовать у гладиаторов-клупеллариев, участвовавших в мятеже Юлия Флора и Юлия Сакровира в Галлии в 21 году н.э. Вот что об этих событиях писал Тацит:
«…были добавлены предназначенные для гладиаторских игр рабы, по обычаю племени облачённые в сплошные железные латы, так называемые крупелларии, малопригодные для нападения, но зато неуязвимые для наносимых врагом ударов».
На дошедших до нас изображениях можно увидеть, что крупелларии были облачены в некий пластинчатый доспех. А вот как описывает Тацит действия гладиаторов во время сражения с римскими легионерами:
«…так как их доспехи не поддавались ни копьям, ни мечам –впрочем, воины, схватившись за секиры и кирки, как если бы они рушили стену, стали поражать ими броню и тела, – другие при помощи кольев валили эти тяжёлые глыбы, и они, словно мёртвые, продолжали лежать на земле, не делая ни малейших усилий подняться».
Впрочем, первые находки элементов доспеха этого типа датируются периодом на 40 лет раньше мятежа в Галии. Существует предположение, что изначально лорика сегментата начала распространятся в гражданской жизни — гладиаторов часто использовали в целях охраны, например как телохранителей.
Современная реконструкция доспеха гладиатора
Сама по себе лорика сегментата имеет ряд преимуществ перед кольчугой. В отличие от описываемых у Тацита доспехов, она имела небольшую массу. Можно предположить, что легионеры приспособили под свои нужды лишь часть доспеха, чтобы сохранить свою подвижность. В итоге вес лорики сегментаты оказался значительно меньше, чем даже у кольчуги — 8–10 килограммов против 12−16. Её было удобно носить, она легко и быстро надевалась, а также подгонялась под разных по комплекции легионеров. Возможно, она увеличивала и защищённость — но это утверждение достаточно спорно и является темой отдельного исследования.
Минусом нового доспеха была необходимость наличия высокотехнологичного производства. По сравнению с кольчугой, изготавливаемой даже в легионной кузнице, элементы лорики сегментаты производились в специализированных мастерских. Известно о существовании нескольких предполагаемых центров по изготовлению данного типа доспеха.
Судя по археологическим находкам, изначально лорика получила распространение в легионах, дислоцирующихся на западе империи — в Германии и по течению реки Дунай. Примерно к концу I века н.э. доспех стал преобладать в среде легионеров. Известные памятники тех лет, такие как колонна императора Траяна, возведённая в 113 году н.э. в честь побед над даками, и колонна императора Марка Аврелия, возведённая между 176 и 192 годом н.э. в память о Маркоманнской войне, чётко демонстрируют, что легионеры одеты в пластинчатые доспехи, а воины вспомогательных подразделений — в кольчуги.
Фрагмент барельефа на колонне Марка Аврелия, конец II века
В то же время археологические находки свидетельствуют, что лорика сегменатата на протяжении I–II веков н.э. не везде и не всегда была доминирующим типом доспеха у легионеров. В легионы, размещённыё в Сирии или Египте, сегментированный доспех проникал крайне медленно, и происходило это, скорее всего, вследствие ротации легионеров между подразделениями и периодического участия легионов в военных кампаниях в Германии и на Дунае. На востоке же Римской империи фактически отдавалось предпочтение кольчугам и различным типам чешуйчатых доспехов, которые на западе не получили большого распространения.
Расцвет и закат
На протяжении I–II веков нашей эры можно отследить, как лорика сегментата на западе империи постепенно сменяет кольчугу. Пик её распространения приходится на второе столетие. На востоке же кольчуги продолжали занимать значительное место среди доспехов легионеров наряду с лорикой сегментатой в силу различных причин. Например, на западе в лесистой и достаточно дождливой местности ухаживать за пластинчатым доспехом было гораздо проще из-за его конструкции, состоящей из достаточно крупных элементов. Кольчуга же требовала гораздо больше времени и усилий, необходимых, чтобы доспех не покрывался ржавчиной. Также в лорике сегментате было невозможно передвигаться верхом на лошади, что в условиях восточной части империи, где войска требовалось перемещать часто и на большие расстояния, являлось существенным недостатком.
Исходя из материалов, которыми мы располагаем, можно сделать вывод, что внедрение пластинчатого доспеха не носило централизованного характера. Письменных источников, регламентирующих тип доспеха для легионера, в распоряжении историков нет. Выбор типа доспеха, вероятно, был личной инициативой легионеров, которая, в свою очередь, была обусловлена такими факторами, как дешевизна, удобство в обслуживании пластинчатых доспехов и их меньший вес.
Хотя вопрос стоимости изготовления доспехов того или иного типа является очень спорным (мы можем лишь примерно её оценить исходя из доступных нам современных технологий), на изготовление качественной кольчуги у мастера мог уйти целый год. Если предположить, что в Римской империи существовало некое подобие прокатного стана, пластины оказываются гораздо более простыми в производстве. Лорика сегментата была порождением массового производства, благодаря которому она могла составить ценовую конкуренцию кольчуге.
Lorica segmentata на римских воинах
Volume I & II Vol. I — A Handbook of Articulated Roman Plate Armour, Vol. II — A Catalogue of Finds. M.C. Bishop (vol. I) & M.D. Thomas (vol. II). 2002–2003
С середины III века н.э. пластинчатый доспех постепенно исчезает в силу различных обстоятельств. Увеличение роли кавалерии на поле боя вызвало необходимость в более универсальной защите, предназначенной как для пехотинца, так и для всадника. Нашествие варваров подорвало технологическую базу. В итоге произошёл отказ от пластинчатого доспеха и переход обратно на кольчуги.
Строй римских легионеров не был единообразным, как это принято показывать в кино. В реальности легионеры представляли собой довольно разношёрстную массу, одетую в разнообразные защитные доспехи. Зачастую происходило смешение одного типа доспеха с другим даже на одном воине, например основа доспеха могла состоять из кольчуги, а наплечники были из пластин от лорики сегментаты. В одном строю можно было увидеть легионеров в кольчуге, пластинчатых и чешуйчатых доспехах различных разновидностей. От времени и места зависело лишь преобладание того или иного типа доспеха в строю легионеров. Пластинчатый тип доспеха в империи преобладал со второй половины I века н.э. на протяжении примерно двухсот лет. В IV веке н.э. лорика сегментата окончательно исчезает из набора защитного вооружения римской армии, хотя история сегментированных доспехов на этом не заканчивается.
Источники:
Тацит Корнелий. Анналы. Малые произведения. История/Издание подготовили А. С. Бобович, Я. М. Боровский, Г. С. Кнабе и др. М., 2003.
Флавий Иосиф. Иудейская война/Пер. с греч. Я. Л. Чертка. СПб., 1900.
Dio’s Roman History: In Nine Volumes/With an English Translation by E. Cary, on the Basis of the Version of H. B. Foster. London; New York, 1914–1927.
Вегеций Флавий Ренат. Краткое изложение военного дела/Пер. с лат. С. П. Кондратьева.— ВДИ, 1940, № 1.
Коннолли П. Греция и Рим. Эволюция военного искусства на протяжении 12 веков: Энциклопедия военной истории: Пер . с англ. М., 2001.
Ле Боэк Я. Римская армия эпохи ранней империи/Пер. с фр. М., 2001.
Евсеенко Т. П. Об эффективности военной реформы Октавиана Августа//Политическая организация и правовые системы за рубежом:история и современность. Свердловск., 1987. с. 48–54.
Козленко А. В. Военная история античности: полководцы, битвы, оружие: Словарь-справочник. Мн., 2001.
Негин А. Е. Об экономических аспектах оружейного производства в Риме эпохи Принципата // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского, № 6. Нижний Новгород, 2008.
Luttwak E. N. The Grand Strategy of the Roman Empire from the First Century A. D. to the Third. Baltimore; London., 1976.
Robinson H. R. The Armour of Imperial Rome. London., 1975.
Lorica Segmentata. Volume I & II
Vol. I — A Handbook of Articulated Roman Plate Armour, Vol. II — A Catalogue of Finds. M.C. Bishop (vol. I) & M.D. Thomas (vol. II). 2002–2003
warspot.ru
Забытая реальность — Русские доспехи и оружие средневековья
В этой подборке фотографий из музеев России и Украины я пытался собрать русские доспехи которые применялись русскими если не в бою, то хотя бы на парадах. На первый взгляд может показаться что собственного стиля доспеха в России не было, он представляет собой доспех турецкого стиля и примесью кавказского и индо персидского. Но тем не менее свои особенности есть. В Московской России и на территории Украины и Белоруссии никогда не применялись тюрбанные шлемы. Корпусной бехтерцевый доспех застегивался всегда по бокам. Круговой зерцальный доспех в Московии делался с гофрированной поверхностью, и был настолько популярен, что в англоязычном оружиеведении употребляется термин «krug armour» даже для зерцальных доспехов привезенных из Турции или Египта.
Но тем не менее русский воин 16-17 веков был часто очень похож на тех против кого воевал. Потому что доспех его был у «басурман» куплен, получен в качестве трофея или подарка. Это относится не только к оружию, высший класс Московского государства пользовался вещами и предметами роскоши восточного происхождения и не видел в этом ничего плохого – ориентировались на красоту и качество.
Русские оружейники в дань уважения к стилю своих восточных учителей производя свои изделия старательно чеканили на своих изделиях арабскую вязь, правда с ошибками и сокращениями.
Русские шлемы
Шлем приписываемый князю Ярославу Всеволодовичу. Диаметр 19,5 см. Оружейная палата Московского Кремля.
Куполообразной формы, тулья кованае из одного куска железа, наносник прикован отдельно. Ряд небольших круглых отверстия для крепления бармицы. К лобной части прикована большая пластина из позолоченного серебра доска тиснением с фигурой архангела Михаила, огибаемая выгравированной надписью на кириллице: «Во имя Архистратига Михаила, помочи рабу твоему Федору». Верх украшен серебрянными пластинами, показывающими Бога Всевышнего и святых: Василия, Георгия и Федора. Край обрамлен серебряным позолоченным тиснением с фигурами птиц, грифонов, растительным орнаментом.
Вид с лицевой стороны.
Шлем с. Никольское бывш. Орловской губ. Случайная находка, 1866 г. (Эрмитаж). Фото А. Н. Кирпичникова
Тулья из трех частей выкована для увеличения прочности продольными желобками. К передней части прикреплена накладка с вырезами для глаз и горбатым заостренным наносником. Края накладки-полумаски и обрез наносника снабжены мелкими дырочками для бармицы, закрывавшей кроме шеи всю нижнюю часть лица. По низу корпуса заметны остатки 8-9 петель для тыльной части бармицы. Обруч не сохранился. Весь шлем покрыт тонким серебряным позолоченным листом, который во многих местах поврежден и выкрошился.
Шапка с Деисусом. Византия, XIII-XIV вв. Железо. Ковка, насечка золотом, насечка серебром. Диаметр — 30,0 см; вес – 2365,7 г. Оружейная палата Московского Кремля.
Колпак шлема конусообразный, разделен на равновеликие сегменты восемью инкрустированными в железо и идущими от вершины вниз золотыми прутиками. На прямом, почти цилиндрическом венце помещены вместе с именующими надписями резные золоченые изображения Спаса Вседержителя, Пресвятой Богородицы и Иоанна Предтечи (Деисус), Архангела Михаила, Архангела Гавриила, двух херувимов, двух евангелистов и св. Николая Чудотворца. К венцу присоединены широкие, чуть наклонные поля. Вся поверхность шлема покрыта тончайшим травным орнаментом.
Полумаска найденная Б. А. Рыбаковым в 1948 г. при раскопках детинца летописного города Вщиж (Жуковский район, Брянская область, Россия). Хранится в Государственном истори- ческом музее (ГИМ, опись 1115В; № 2057). Реставрация в 2010 году показала серебрение и золочение методом амальгамирования.
Датировка: вторая половина 12 -13век.
«Мугальские» то есть из Северной Индии шлемы с личинами. Оружейная Палата Московского Кремля. Эти маски имеют остатки налобных шарниров, и характерные монголоидные черты. Одна из личин жестко приклепана к шлему прямо сквозь шарнир – очевидно, это позднее «творчество» музейных работников. В действительности маски крепились к шлемам c помощью налобного шарнира и фиксирующего флажка, в закрытом положении проходящего сквозь специальную прорезь внутри защитного полукруглого буртика. И шлем и маска украшены схожим растительным орнаментом, что может свидетельствовать в пользу их комплектности. Еще один шлем из Оружейной Палаты Интересно, что у этого шлема нос, состоящий из двух частей, припаян к маске медным припоем, а на щеках сделаны характерные «шрамы», присутсвующие практически на всех поздних масках.
Шишак царя Михаила Романова. Оружейная палата Московского Кремля. Мастер. Н. Давыдов. 1613-1639. Железо, кожа. Ковка, насечка золотом, клепка.
Шапка ложчатая боярина Никиты Ивановича Романова. Россия, XVI в. Государственная Оружейная палата Московского Кремля. Наносник утрачен, но от него есть крепление, лицо защищает кольчужное полотно. Уши закрыты наушами, вплетенными в кольчужное полотно. Кольчуга также принадлежала Никите Романову.
Шлем Александра Невского, принадлежавший царю Михаилу Федоровичу. Втор. пол. 16 ст. В 1621 году переделанный мастером Никитой Давыдовым: он вероятно добавил фигурку святого на наносник и изображение короны на тулью.
По ободу арабская надпись из Корана: «Обрадуй правоверных обещанием помощи от Аллаха и скорой победы»
Оружейная палата Московского Кремля. Сталь, золото, драгоценные камни, жемчуг, шелковая ткань. Резьба, ковка, чеканка, насечка золотом, эмаль. Диаметр — 22 см. Высота — 35 см. Вес — 3285 г.
Шишак князя Федора Мстиславского. Оружейная палата Московского Кремля. Шлем турецкого происхождения, 16 век. Науши были добавлены реставраторами в 19 веке, они соответствуют шлему по периоду, но несколько ему велики.
Надписи на арабском языке на тулье шлема: Во имя Бога благого и милосердного дал тебе победу явную, да отпустит бог тебе грехи, которые содеял ты и которые сотворишь исполнит тебя господь благодати своей, наставит на путь правды и укрепит помощью преславной. Надписи на наушах: Боже единосущный царь всяческих, бессмертный, премудрый, святый.
Сборник из Киевского Национального Исторического Музея. Датируется рубежом 14-15 века.
Изготовлен по повелению Ивана Грозного для его трехлетнего сына Ивана в 1557 году. Об этом свидетельствует насеченная золотом надпись по венцу шлема. Стрельчатая форма шлема с высоким шпилем типична для первой половины XVI века.
Турецкий шлем. Эрмитаж Санкт Петербург. Сер. — втор. пол. 16-го века Сталь и золото, ковка, клепка и насечка. Высота 27,9 см.
Шелом Ивана Грозного, предположительно 1547 год. Диаметр шлема 19 см – для головы подростка, Иван Васильевич вступил на царствование в 14 лет. Надпись у нижнего края тульи на арабском языке – «Аллах Мухамед» является сокращенной версией извесной мусульманской молитвы.
На втором поясе написано: «Шеломъ князя Василиевичя великого князя с(ы)на Василиа Ивановичя господаря всея Руси самодержца».
Хранится в музее Ливруст камера, Стокгольм, Швеция (Stockgolm Livrust Kammaren).
Каппелина шлем. Мастера: Ringler, Hieronymus. Германия, Аубург.
Первая треть 17-го века Сталь и кожа, кованый, резьба, чеканка, гравированные и позолочены. Выста. 32,8 см. Доспехи турецкого стиля делали не только в Турции.
Мисюрка боярина Голицина Василия Васильевича (умер в 1619 году). Оружейная палата Московского Кремля. Редкого для Руси раннетюрбанного типа.
Высокий шлем, Россия, начало 16 века. Железо, ковка. Найден в Москве на территории Китай-города.
Трофейный русский шишак, нач. 17 века. Музей Войска Польского. Варшава.
Шлем «шапка ерихонская» Турция, XVI в. Сталь булатная, камни драгоценные, бирюза, ткань, металл белый Ковка, чеканка, насечка золотом, резьба Диаметр: 21,3 см Принадлежал князю Федору Ивановичу Мстиславскому
Шлем Германия (?). Эрмитаж Санкт Петербург. Первая половина 16-го века Сталь; кованые, чеканка, гравировка и позолотой. H. 27,1 см
Шапка мисюрка.
Шапка мисюрка. Национальный архитектурно-исторический заповедник «Древний Чернигов”
Высокий шлем с выставки кладов в подклете Благовещенского собора Московского кремля. Клад предметов вооружения рубежа 14-15 вв. Найден в 1975 году при расчистке колодца в Угловой Арсенальной башне Московского Кремля.
Продолжение следует
http://swordmaster.org/2012/12…
В развитие темы:
Откуда на шлемах русских князей надписи об Аллахе. Русские победы «мусульманским» оружием https://cont.ws/post/313827
Другие посты по средневековью:
Воин на Руси : характер, одежда и оружие https://cont.ws/post/290460
Рыцарские доспехи: защита или обуза https://cont.ws/post/312383
Упражнения французского рыцаря середины XIV века https://cont.ws/post/312316 .
Как построить средневековый замок «с нуля»? Многолетний эксперимент во Франции. https://cont.ws/post/310585 3/07/16 .
xn--80aaacvi7aqjpqei0jvae5b.xn--p1ai
Защитные доспехи скифов
С середины второго тысячелетия до новой эры на Среднем Востоке носили гибкие кожаные доспехи – корсеты, покрытые мелкими бронзовыми или железными чешуйками, перекрывавшими друг друга. Поняв, что чешуйчатые доспехи хорошо защищают от ударов копья и меча, скифы после нескольких лет проб и ошибок нашли наиболее эффективный способ расположения чешуек. Чешуйчатые доспехи в военном деле явились такой важной вехой, как открытие и использование бронзового и железного оружия, пороха и артиллерии.
С отличие от кузнецов Среднего Востока, которые изготавливали чешуйчатыми лишь корсеты, защищавшие туловище, скифы покрывали небольшими металлическими пластинами и другие доспехи: шлемы, щиты, пояса и матерчатую одежду. Скифские мастера, изготавливавшие доспехи, вырезали чешуйки из листа металла с помощью ножниц или заостренного инструмента. Для изготовления корсета с длинными рукавами требовалось несколько дюжин чешуек, которые прикреплялись к мягкой кожаной основе тонкими кожаными же ремешками или сухожилиями животных. Каждая чешуйка располагалась таким образом, что перекрывала расположенную рядом на одну треть или наполовину. Верхний ряд чешуек перекрывал нижний ряд. Таким образом, на большей части поверхности доспехов перекрывавшие друг друга чешуйки образовывали три-четыре слоя металла, которые непросто было пробить копью или стреле. Корсет не стеснял движений конного воина – лишь в кольчуге можно было двигаться еще свободнее.
Одна из самых знаменитых находок, когда-либо извлеченных из скифских курганов: золотой гребень со скульптурной сценой боя. Царское захоронение Солока, IV век до н.э.
Доспехи были различными по внешнему виду и по конструкции. У облегченных доспехов чешуйки располагались только вокруг шеи и верхней части груди и только спереди. Корсет, защищавший туловище, напоминал рубашку с короткими рукавами, покрытую железными чешуйками. До нас дошло очень мало образцов корсетов с длинными рукавами. В конном бою особенно важна была защита плеч. Часто пластинками покрывали верхнюю часть спины, плечи и верхнюю часть груди с левой и правой стороны. Для облегчения движения разные части корсета покрывали пластинами разных размеров: на плечах и локтях располагались мелкие чешуйки, а на спине и животе – пластинки побольше, которых было меньше по количеству. Чешуйки изготавливались из одного вида металла, как правило железа. Но у нас также есть образцы комбинированных корсетов, на которых можно видеть как железные, так и бронзовые чешуйки. Должно быть, отряд скифских воинов таких доспехах являл собой великолепное зрелище. Можно представить, как сверкала полированная бронза множества корсетов в солнечных лучах! В курганах знатных воинов и царей находили доспехи с позолоченными чешуйками, а также бронзовые чешуйки с изображением львов, оленей и лосиных голов.
Процесс усовершенствования доспехов шел неравномерно. Имеющиеся у нас образцы шлемов говорят о разнообразии стилей и материалов, из которых они изготавливались. В VI веке до н.э. скифы носили плотно прилегающие к голове тяжелые шлемы, отлитые из бронзы. У этих шлемов были пластины, прикрывающие щеки. Такой шлем надежно защищал затылок. Множество образцов таких шлемов было найдено на Северном Кавказе, особенно в районе Кубани, где были раскопаны самые древние курганы. Можно предположить, что в них были захоронены военачальники, принимавшие участие в скифских походах на Среднем Востоке. Популярное название этого стиля – «кубанский шлем».В V веке до н.э. шлемы, покрытые перекрывающими друг друга пластинками, стали вытеснять «кубанский» шлем. Кожаные фригийские шапки, заостренные вверху, имели назатыльники и защищавшие щеки пластины. Единственный важный элемент, которого не было – это назальная пластина. Правомерно предположить, что такие шлемы надежно защищали от ударов меча. «Чешуйчатые» шлемы были широко распространены.
В V веке знатные скифские воины стали носить греческие шлемы. Из скифских курганов, где, судя по находкам, были захоронены далеко не рядовые воины, извлекли более 60 легких, прочных и красивых бронзовых шлемов греческого изготовления. Это были изделия коринфского, колхидского и аттического типа.
В V веке до н.э. скифские кожаные наголенники, покрытые металлическими пластинками, частично сменились греческими металлическими поножами. Должно быть, их использовали только тяжелые кавалеристы. Отличительной чертой конного воина в доспехах VI – начала V века до н.э. были обитые железом гамаши. Его соплеменник конца V – IV века носил поножи поверх матерчатых шаровар. У богатых военачальников поножи были иногда позолоченными. Пара таких поножей была найдена около 150 лет назад. Сейчас она находится в Эрмитаже. На наколенниках у них изображена голова Горгоны, а с боков ногу обвивают две змеи. Такие поножи носили тяжелые кавалеристы.
Скифы придавали большое значение щитам, а также их украшению. У простых воинов были щиты, плетеные из ивовых прутьев. У тяжелых кавалеристов были массивные щиты, обитые железом. Классическая конструкция скифского щита была следующая: к деревянному основанию прикреплялись железные пластинки, которые крепились к основе и между собой с помощью проволоки. Некоторые, по-видимому, самые богатые воины, имели щиты, покрытые одной круглой железной пластиной, на которой располагались украшения, выполненные из других металлов. На щитах, покрываемых чешуйками, иногда делались такие же украшения. Две золотые декоративные пластины, более 30 см каждая, были найдены в могилах знатных скифских воинов рядом с кубанскими станицами Костромская и Келермесская. Одна из них выполнена в форме оленя, другая – в форме леопарда. Для скифов было типичным украшать доспехи и другое военное снаряжение фигурами животных. Бронзовое изображение рыбы было найдено в кургане недалеко от знаменитой «Толстой могилы». А в царской могиле в Кул Оба обнаружили золотое изображение оленя. Стиль, в котором выполнено это изображение, явно отражает греческое влияние.
Другой важной частью скифских защитных доспехов являлся кожаный пояс, который отделывали железными, бронзовыми, и даже серебряными и золотыми полосками. На типичном широком поясе пешего воина раннего периода, который, в отличие от кавалериста, не имел возможности укрыться за лошадиной шеей, располагалось несколько чешуек или полосок. У скифов также были узкие пояса для ношения мечей, кинжалов, боевых топоров, луков, колчанов, точильных камней и кнутов. Со временем защитный пояс уменьшился в размерах. В конце концов его полностью заменил корсет.
Конские доспехи также были различными. С VI века до н.э. металлические пластины и подвесные украшения на уздечке защищали голову коня. Иногда использовали кожаную пластину с прикрепленными к ней железными чешуйками. Кусок толстого войлока закрывал грудь лошади. Вражеские стрелы «вязли» в нем, не пробивая насквозь.
Скифские всадники
1. Скифский воин V века до н.э.Облик богатого воина восстановлен по находкам из захоронения возле деревни Волковцы Полтавской области. Кожаные доспехи с нашитыми на них чешуйками напоминают доспехи воинов со знаменитого гребня Солока. Щит типичного вида с окантовкой из кожи по контуру обит железными полосками, которые прикреплены проволокой друг к другу и к деревянному основанию. Широкий пояс состоит из узких железных полосок. Обратите внимание на длину меча. Воин вооружен также копьем, кинжалом и луком со стрелами, находящимися в горитосе. Одежда воина скопирована с изображения на чаше из захоронения “Гиаманова могила”. Изображенная здесь уздечка была найдена в могиле почти целой.
2. Знатный скифский воин IV векаОблик этого воина восстановлен по находкам из захоронения возле деревни Волковцы. Шлем воина греческого “аттического” стиля. Бронзовые чешуйки нагрудных доспехов и костяные пластинки наплечников были найдены в могиле. Дополнительной защитой туловища является широкий пояс из бронзовых пластинок. Воин вооружен заостренным боевым топором, рукоятку которого обвивает спиральное золотое украшение, а также копьем, дротиком и луком со стрелами. Горитос украшен золотыми пластинами. Похожие золотые пластины нашиты на рукава жакета. Украшенная золотом уздечка сохранилась почти полностью. На ремнях нагрудной упряжки мы видим декоративные бронзовые пластины.
ciwar.ru
История доспехов. Всадники и чешуйчатая броня (часть вторая) » Военное обозрение
Конные лучники у ассирийцев (если судить по рельефам) были хорошими наездниками, но применению лука очень мешало отсутствие нормального седла и стремян. Реконструкция ассирийского конного лучника (около 650 г. до н. э.), выполненная на основе рельефа из дворца в Ниневии, позволяет представить себе воина на коне, рост которого в холке достигает примерно 145 см. Одежда всадника похожа на английский редингот с разрезами спереди и сзади. Пластинки на нем могли быть связаны при помощи ремешков из кожи, что позволяло легко подогнать его по фигуре воина. Сбрую коней ассирийцы красоты ради покрывали бронзовыми бляшками и украшали шерстяными кистями.
В чешуйчатые доспехи одеты и египетские фараоны, тоже изображенные на стенах дворцов и храмов. То есть в древнем мире, они, пожалуй, были самым распространенным видом защитной брони. Подобный панцирь, например, судя по мозаичному изображению из Дома Фавна в Помпеях, носил Александр Македонский в битве при Иссе. Причем конструкция у него была достаточно сложной: наплечники и нагрудная пластина из металла, а область талии как раз и составлена из металлических пластинок в форме чешуи, что явно было сделано с тем, чтобы обеспечить торс большей свободой движений. При этом на голове его лошади уже была даже небольшая пластинка наглавника, а вот нагрудная пластина (хотя они в это время они уже были) отсутствует.
Прекрасный портрет воина сармата был найден во время раскопок древнего города Танаис. Это небольшая мраморная плита, которая была вделана в какую-то постройку. На ней — греческая надпись о том, что эту постройку посвятил (вероятно, какому-то богу) Трифон сын Андромена, и рельефное изображение самого Трифона. Несмотря на греческое имя, это, несомненно, сармат. В довольно грубом, но выразительном рельефе скульптор изобразил Трифона сидящим на небольшом степном коне, скачущем во весь опор. Одетый в чешуйчатый панцирь, со шлемом на голове, Трифон сидит на коне вполоборота, держа наготове двумя руками длинное и тяжелое копье. За плечами всадника развевается надетый поверх панциря плащ. Судя по тому, что Трифон изображен в виде воина, и по тому, что рельеф нашли около развалин юго-западной крепостной башни Танаиса, можно подумать, что плита эта была вделана в кладку самой башни или примыкающей к ней оборонительной стены и что сам Трифон принимал участие в строительстве этих крепостных сооружений.
Как считал британский историк Рассел Робинсон, самыми ранними доспехами, которые нельзя отнести с каким-либо древним культурам или определенным стадиям в развитии человечества, были доспехи из ткани либо шкур животных. Причем носили их и самые бедные воины, и (в комплекте с другими) самые богатые и знатные. Разница была в том, что состоятельные воины надевали их под кольчугу или пластинчатые доспехи, с целью амортизации ударов или чтобы уменьшить трение, а вот первые ничего другого просто не имели.
Затем их дополнили доспехи, сделанные из дерева, кости, а затем и металла. В неолитических погребениях Забайкалья детали доспехов, сделанные как из кости, так и из металла, известны со II тысячелетия до н.э., ну а в ряде районов Сибири, помимо Забайкалья, они употреблялись с I тысячелетия до н.э. и вплоть до конца средневековья. Состояли они из пластинок с отверстиями для креплений, которые мы знаем по образчикам из скифских курганов VI — V вв. до н.э., и росписям в египетских гробницах. Ряды таких пластинок располагали на доспехах внахлест, аналогично устройству рыбьей чешуи или же черепице на крыше.
Доспехи из чешуи. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)
На этрусских вазах также можно видеть изображения чешуйчатых панцирей в ассирийском стиле (хотя Апеннинский полуостров от Междуречья и очень далеко!), которые носили вплоть до времени, когда в употребление вошла кольчуга. В римской армии тоже были чешуйчатые доспехи, очень похожие на ассирийские, о чем свидетельствуют многочисленные изображения и находки археологов. Британские историки для такого рода доспехов используют два термина, которые в русском языке имеют практически одинаковое значение. Первый — «scale armour» — «чешуйчатая броня» — от слова «scale» (чешуя). Другое название — «ламеллярная броня» своей основе имеет слово «lame» или «lamellar», что в первом случае означает «тонкая металлическая пластинка», а во втором — просто «пластинка». Получается, что «scale armour» это, собственно, и есть броня из пластин-чешуек закругленной либо заостренной формы, а вот «lamellar armour», это броня из довольно узких вертикальных пластин. При этом «чешуйчатую броню» в римской армии носили и пехотинцы и всадники. А вот броня «ламеллярная» — была более дорогой, и в основном использовалась начальствующим составом и всадниками-катафрактами. В российской историографии используется также термин катафрактарии, но оба они, по сути, тождественны, и оба обозначают одетых в броню воинов, имеющих покрытых панцирными попонами коней!
Пластинки у римских панцирей были на удивление малы: 1 см в длину и 0,7 см в ширину, хотя размеры могли колебаться от 1 до 5 см. То есть мастерство их производителей было очень высоким! Интересно, что на рельефах с колонны императора Траяна (101- 102 гг.) в таких доспехах изображены войска сирийских лучников (наемники) и конница сарматов — союзников даков, а вот римские легионеры носят кольчуги или доспехи из полос.Английский историк-исследователь Рональд Эмблетон реконструировал облик «римского воина-катафракта» эпохи Адриана и римского владычества в Англии, и в результате получился у него… самый настоящий средневековый рыцарь, вот только без «высокого седла» и стремян. Римский всаднический шлем на голове вместе с нащечниками, типичный всаднический овальный щит с умбоном, на ногах поножи, закрывающие колени, а торс в ламеллярном панцире из маленьких пластинок. Из них же состоит и панцирная попона у его коня, воссозданная по типу конской пластинчатой брони из Дура-Европос**.
Катафракт из Дура-Европос
Не слишком отличается это вооружение и от тех доспехов, которые носили сасанидские катафракты в древней Персии. Шлемы у них имели сфероконическую форму, на лицах были маски-забрала, хотя кожаные полоски птериги на плечах и на поясе (характерные для римских всадников) отсутствовали. Кроме копья и меча их оружием могла служить деревянная, либо окованная металлом, палица — в арсенал римских воинов обычно не входившая. Причем интересно, что в доспехах катафрактов можно увидеть не только чешую, но и выгнутые металлические пластины, соединенные кожаными ремешками, и охватывающие их конечности, и точно также имевшие вид черепичного покрытия.
Например, так выглядели и набедренники, один из которых реконструировал английский историк Рассел Робинсон, основываясь на находках из Дура-Европос. Пластины его плотно облегают бедро и заходят своими кромками одна на другую и соединяются полосами из кожи, которые приклепаны к ним изнутри. Очень похоже на рейтарские латы XVI — начала XVII вв., но только сделаны они были из бронзы! Более того, являются практически точной копией набедренников доспехов Джона Смита из королевской мастерской в Гринвиче (сделаны в 1585 году), но только сделаны они были из бронзы. Очевидна преемственность в развитии доспехов, но, по-видимому, придумать в данном случае нечто лучшее было попросту невозможно, да и зачем?! Кстати, известно, что император Марк Аврелий в 175 г. н.э. послал в Британию целый «полк» таких сарматских катафрактов — наемников, служивших Римской империи. Однако римские солдаты прозвали их «клибанариями», а словом «клибанус» римляне называли «духовой шкаф» для выпечки хлеба, то есть что-то вроде нашей российской печки-буржуйки!
Рельеф с колонны Марка Аврелия в Риме. Хорошо видны разные виды доспехов, бытовавшие в римской армии.
Другим доказательством очень широкого распространения чешуйчатых доспехов в Древнем мире являются рельефные изображения с колонны Марка Аврелия в Риме, установленной в честь его победы над германцами и сарматами в том же 175 г. н.э. и множество других античных изображений и барельефов.
Кстати, имеется достаточно много и археологических находок и тех же изображений, свидетельствующих, что чешуйчатые доспехи широко применялись в средние века и на территории Западной Европы. Например, мы видим их на печатях XVI века герцогов Мазовии, да и доспехи польских «крылатых гусар», что сохранились до нашего времени, говорят о том же! На юг, в Венгрию такие доспехи могли попасть через пришедших туда аваров, а в Италию через лангобардов. Последним свидетельством их применения в Европе стали находки в братской могиле воинов, убитых в битве при Висби, имевшей место на полуострове Готланд в 1361 году. Потом чешуйчатые доспехи из Центральной Азии через Монголию и Западную Русь попали к сибирским племенам. Чукчи и коряки делали такие доспехи во многом похожими на образцы, встречавшиеся в Тибете, хотя они и дополняли их щитом их дерева и покрытого кожей, защищавшим у них левое плечо. Возможно, доспехи такой формы помогали им защищаться от камней пращников, находившихся у них за спиной. Ну, а около V в. н.э., пластинчатые доспехи попали в Японию через Китай и Корею.
Англоязычные историки во многих своих трудах отмечают, что в XIII веке воины из Шотландии и Уэльса также продолжали их носить. Интересно, что сделанный уже в наше время экспериментальный панцирь такой конструкции весил около 8,5 кг. А чтобы его сделать, нужно было ровно 3000 железных чешуек и около 200 человеко-часов рабочего времени. То есть на его изготовление времени потребовалось хоть и много, но меньше, чем на кольчугу из колец.
В самой Японии эти доспехи сохранялись вплоть до 1867 года и последних восстаний самураев, а в Тибете они встречались в 30-х годы XX века. Вот почему о доспехе из пластинок можно говорить, и как самом древнем, и как о самом распространенном типе защитной одежды вообще!
В чешуйчатый доспех в кинофильме «Александр Невский» его постановщики одели князя Александра, в советском кинофильме «Черная стрела», по одноименному роману о войне Алой и Белой Розы, в нем сражается наставник Дика Шелтона «мастер Хетч». Конечно кино — есть кино. Но вряд ли будет большим преувеличением утверждать, что практически все те виды защитного вооружения, что впоследствии использовались рыцарями средних веков, появились значительно раньше, чем они сами!
* Псалии — пластинки-ограничители (первоначально из кости и рога) на удилах из кожаных ремней или веревки. Деревянные псалии были, но нужной прочностью они не обладали. Поэтому и удила, и псалии стали сначала костяными, а затем металлическими, причем их форма нередко была довольно причудливой. К псалиям прикреплялись поводья. Древнейшие крепления для них были очень простыми. Это была уздечка из кожаных ремней. Позже на ней появились специальные наносные и подгубные ремни, с которыми можно было лучше укрепить ее на морде лошади.
Костяные псалии эпохи бронзы. Рис. А Шепса.
**Античный город на реке Евфрат (недалеко от города Калат-эс-Салихия в Сирии), известный в истории примерно с 300 года до н. э. по 256 год. Приобрел популярность в связи с сохранившимися древними фресками и многочисленными находками археологов. «Дура» на арамейском языке значит «крепость».
topwar.ru
История рыцарских доспехов | Интересное | Журнал | RETROBAZAR
С начала возникновения человеческого общества, воины защищали свое тело от ударов врагов. Первоначально доспехи защищали лишь самые уязвимые части тела, а уже к XIV веку рыцарские латы закрывали полностью все тело.
В XI веке доспех воина состоял из прочной основы, к которой были прикреплены квадратные или круглые железные пластины, заходящие друг на друга. Такая броня защищала тело и частично руки и ноги. Уже в XII веке в конструкцию доспехов были внесены изменения, что породило так называемый хауберт.
Такая броня состояла из железных чешуй, находящих друг на друга, из железных колечек, связанных между собой, или бляшек, нашитых встык. Хауберт уже закрывал голову специальным капюшоном, а руки и ноги почти полностью были закрыты. Чтобы в хауберте можно было свободно сесть на лошадь, по бокам в нем, а иногда и сзади, делались специальные надрезы. Носился хауберт поверх длинной стеганой рубахи.
В XII веке, во времена крестовых походов, когда распространилось влияние Востока на Центральную Европу, появилась кольчуга.
Она изготавливалась из переплетенных между собой сваренных или склепанных железных колец. Кольчуга закрывала голову капюшоном, а для защиты ног рыцари носили вместе с доспехами кольчужные штаны в виде чулок, которые защищали еще и ступню.
Кольчуга XII века
С XII века кольчужные штаны стали носить и вместе с хаубертом. Кольчуга стала неотъемлемой от рыцаря.
Во времена крестовых походов, когда приходилось сражаться под жарким солнцем востока, кольчуга сильно разогревалась. Чтобы уменьшить нагревание, сверху на кольчугу надевались белые накидки без рукавов с разрезами по бокам.
Шлем XII века
Если раньше хауберт был длинным, то в XIII веке он укоротился, стал достигать лишь до середины бедер, что сделало рыцарей более поворотливыми, а плечи и колени стали закрывать железными дисками. Если не прикрывались ноги кольчужной тканью, то их защищала полоса из крепкой проваренной кожи, которая застегивалась сзади.
Рыцарь XII века
Первые пластинчатые латы появились в XIII веке.
Они представляли собой железные пластины, которые закреплялись с помощью ремней поверх хауберта и кольчужных штанов.
В XIV веке для защиты передних поверхностей голеней применялись железные наголенники, а приблизительно к середине века их делают подвижными.
Для знатных рыцарей того периода изготовлялись поножи и латные башмаки.
Еще до начала XVI века поверх доспехов надевались свободные плащи и гамбизоны, но позже на их место приходит плотная прилегающая одежда, которую богато украшали шелком и вышивкой. В том же XIV веке поверх кольчуги стали надевать лентнер. В то же время капюшон кольчуги стали делать отдельно от самой кольчуги.
Уникальные турнирные доспехи Генриха VIII - посеребренные и украшенные гравировкой.
В конце XIV века рыцари стали применять железный нагрудник полукруглой формы, в котором верхняя часть была подвижной, позже появляется и наспинник такого же рода.
Стали оберегать и руки рукавицами, сделанными из железных пластин.
К концу XIV века из употребления полностью выходит кольчужная бармица, а кольчужная рубаха теперь имеет высокий ворот. Первые набедренники появились из потребности более удобной посадки на лошадь, когда к краю латной юбки пришили широкое продолжение.
А в начале XV века появляются первые наплечники с глубоким вырезом с правой стороны, для удобства ношения копья.
Пластинчатые доспехи полностью сформировались к XV веку, далее же их изменения не столь значительны или поддаются веяниям моды.
Пластинчатые доспехи XV века
С 1500 года на некоторых элементах доспехов (кроме поножен) появляются желобки и рифления.
Такое новшество сделало доспех более прочным, при том, что его вес не поменялся. Такие доспех стали называть «максимилиановскими доспехами», в честь Максимилиана I, который любил проводить реформы по преобразованию вооружения.
В XVI веке максимилиановский доспех активно используют в турнирах и сражениях, его надевают для участия на праздничных торжествах, где он преображается в богато украшенную одежду. В то время рыцарь должен был иметь несколько видов доспехов – для турниров, для сражений и для «парадного» выхода – богато украшенный. Все вместе они стоили неимоверных денег, потому оружейные мастера старались сделать доспехи универсальными, дополняя их различной гарнитурой. В это период из употребления выходит кольчуга, которую ранее носили под доспехом.
С начала XVII века каждый кавалер надевал кожаные колеты под нагрудник, полы которого доходили до половины бедра. И лишь императорские кирасиры носили еще слишком тяжелое снаряжение, напоминавшее старые пластинчатые латы. Но хоть они и были толстыми, все равно оставались бесполезными против набиравшего распространения огнестрельного оружия.
И хоть доспехи с изобретение огнестрельного оружия стали бесполезны, дворяне продолжали питать к ним глубокое уважение и любовь.
На рыцарских турнирах XVII-XVIII века доспехи были неотъемлемым атрибутом дворянского достоинства, а на парадных портретах тех времен дворяне изображались исключительно в доспехах.
Парадный портрет Людовика XIII в доспехах
retrobazar.com
Лорика: доспех римского легионера |
Николай Чеботарев
30.09.2014
Доспехи для корпуса
1 век, 2 век, 3 век, 4 век, легион, лорика мускулата, лорика сегментата, лорика серта, лорика сквамата, лорика хамата, Рим
Сегодня у нас вводная статья — эдакий путеводитель по доспехам римских легионеров, которые обозначались словом «лорика».
Лорика бывает кольчужная — лорика хамата, бывает ламинарная, то есть из длинных металлических полос, перекрывающих друг дружку, подобно чешуе — лорика сегментата.
Раз уж заговорили о чешуе, то не забудем чешуйчатый доспех — лорику сквамату и самый фотогеничный доспех — лорику мускулату. Иначе говоря, броню в форме накачанного мужского торса.
О каждом из этих типов брони можно рассказывать бесконечно долго. Однако сегодня мы не будем закапываться глубоко в римскую землю в поисках этих доспехов. Мы сделаем лучше — напишем про каждый из них по отдельной полноценной статье. А сегодня будет просто обзор.
Итак, первым номером в нашем списке — самый долговечный доспех в мире, кольчуга. Римские легионеры называли ее «лорика хамата».
1. Лорика хамата
Есть версия, что кольчугу римляне позаимствовали у одного из своих врагов — кельтов. Римская кольчуга или совсем не имеет рукавов, или ее рукава максимально короткие, больше напоминают отростки.
В самом начале римской Империи кольчуги стали делать с кольчужными наплечниками, которые обеспечивали двойной слой железа на плечах. Наплечники крепились на доспех с помощью приклепанных к их краю крючков.
2. Лорика сегментата
Если лорика хамата вовсю использовалась вспомогательными частями римской армии, то этот тип доспеха им был недоступен. Лорику сегментату носили только легионеры и личные телохранители императоров — преторианцы.
В строй лорика сегментата встала в начале I столетия и сразу оправдала надежды римских полководцев. Легкая, прочная и куда более стойкая к рубящим ударам, нежели лорика хамата, лорика сегментата стала настоящим символом римской армии.
Известно четыре находки доспехов этого типа. Благодаря им нам известно, что все металлические части лорики сегментаты наклепывались на каркас из кожаных ремней. Таким образом ее легко было чинить, а главное — изготавливать.
Простота и быстрота сборки вела к удешевлению, а значит при одинаковом бюджете можно было оснастить лорикой сегментатой гораздо больше солдат, чем лорикой хаматой.
Вес ее колебался в районе девяти килограммов.
3. Лорика сквамата
Мы уже рассказывали на страницах «Людоты» о чешуйчатом доспехе — так популярном на Руси и не слишком прижившемся в Европе. И в самом начале той статьи упомянули, что чешуйчатая броня использовалась еще римскими легионерами.
Лорика сквамата чаще всего собиралась из железных пластин размером 1,3 на 2,5 см, толщиной от полумилиметра. Благодаря тому, что пластины перекрывали друг дружку подобно черепице, этой толщины вполне хватало для отличной защиты от вражеского оружия.
Распространилась она в правление династии Северов (193—235 годы нашей эры), известных тем, что они лоббировали интересы рабовладельцев и старались обойтись без участия Сената. Чешуйчатые лорики скваматы были поначалу офицерским доспехом, однако к III веку распространились и среди солдат.
А так же лорика мускулата и лорика серта…
Тремя вышеназванными видами разнообразие лорики не ограничивалось. Римский легионер был знаком и лорикой сертой, которая состояла из металлических пластин, связанных друг с дружкой (подобные доспехи знали и на Руси). Знал он и про доспех «лорика мускулата», который изображен на этом фото:
О них мы тоже еще расскажем. Но время неумолимо требует от нас поставить точку.Мы рассчитываем, что это будет не точка, а многоточие.И чтобы не пропустить все самое интересное — подписывайтесь на наши новые статьи!
***
Источники: Питер Коннолли, Стефен Малкахи, Ник Кевил.
ПОНРАВИЛАСЬ СТАТЬЯ? СДЕЛАЙТЕ РЕПОСТ - РАССКАЖИТЕ ДРУЗЬЯМ!!!
Вы можете делиться любыми материалами сайта "Людота" с помощью этих кнопок,
или вручную, но тогда должны указать автора материала и поставить активную гиперссылку на оригинал статьи