Историография древней церкви. Источники, историография и периодизация Истории Древней Церкви.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Новая историография истории древней церкви. Историография древней церкви


Церковная историография. История Христианской Церкви

Церковная историография

Под именем историографии разумеются опыты более или менее связного изложения жизни Церкви по историческим источникам и собственным наблюдениям. Появление таких опытов свидетельствует о том, что Церковь стала уже историческою силою, и таковое её положение в мире начинает ясно сознаваться.

Первым историографическим памятником является книга Деяний апостольских, принадлежащая святому Луке, изображающая рождение Церкви Христовой в мире и первые десятилетия её существования. Затем следует упомянуть «‘??????????» (Достопамятности) Егезиппа, сочинение, появившееся около 170 г., отличавшееся впрочем, более полемическим, чем историческим характером. — В первой половине III в. Юлий Африкан первый указал в своей хронике главнейшие даты христианской церковной истории и поставил в соотношение к событиям светской истории. К этому времени приблизительно относится и хроника Ипполита.

Церковную историю принято делить на два периода: первый от начала до появления лютеранства, второй от лютеранства и до наших дней. Первый период, вообще говоря, время собирания церковно-исторического материала, а второй — обработки его.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Источники, историография и периодизация Истории Древней Церкви.

Поиск Лекций

Введение в дисциплину.

Церковь и ее назначение

Церковь есть от Бога установленное общество людей, соединенных между собой православной верой, законом Божиим, священноначалием и таинствами. Своим назначением она имеет:

1. сохранять и распространять между людьми дарованное ей Божественное Откровение;

2. сохранять и употреблять к освящению своих членов установленные таинства и другие священнодействия;

3. сохранять Богоучрежденное в ней управление и пользоваться им для руководства верующих к животу вечному.

 

Εκκλησία происходит от καλέω, καλειν — звать, призывать, приглашать. По закону афинского законодателя Солона, εκκλησία — это чрезвычайное собрание всего народа для разрешения самых важных государственных дел, превышавших полномочия постоянного управления. Идея весьма ясная и богатая своим содержанием.

Церковь (η εκκλησία του Χριστου — Мф. 16:18; 1 Кор. 10:32; Гал. 1:13) есть основанное и руководимое Иисусом Христом, Сыном Божиим, общество верующих в Него, освящаемых Духом Святым в таинствах в надежде очищения от грехов и спасения в будущей жизни. Церковь не только земное учреждение; она преследует неземные цели: осуществление среди людей Царства Божия, приготовление их к Царству Небесному. В Церкви два элемента или фактора — божественный и человеческий. Основание Церкви, руководство ею и все освящающие действия от Бога. Объект же спасительных воздействий, среду, материал представляют люди. Однако, человек не есть в Церкви элемент механический, люди не суть среда пассивная. Против механического взгляда на людей уже самое наименование Церкви εκκλησία, как показано выше. В христианской Церкви человек участвует своею свободною волею в собственном спасении и устроении Царства Божия на земле. Без свободного деятельного участия человека, Бог не может спасти его. — Собственно изучению церковной истории и подлежит элемент человеческий, его развитие, его изменения, под влиянием или воздействием божественного фактора. Сам же по себе божественный фактор, как вечный, неизменяемый, не подлежит истории, выходит из границ её.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Предмет церковной истории

История Христианской Церкви имеет своим предметом изобразить судьбу и потом деятельность Церкви по отношению к главной цели ее назначения – освящению и спасению человеческого рода. Изображая судьбу Церкви как общества, история должна показать, как это общество основалось, утвердилось и с тех пор существует доныне. При изображении же деятельности Церкви относительно главной цели ее назначения, история всегда должна иметь в виду:

1. как Церковь в различные времена и при различных обстоятельствах сохраняла полученное ей от Иисуса Христа и Апостолов учение веры и уясняла его в сознании своих чад;

2. как она сохраняла и употребляла во благо людей Божественные таинства и вообще священнодействия;

3. как она сохраняла и пользовалась своим священноначалием для возведения своих членов к высшему нравственному совершенству.

 

Разделение церковной истории

В истории церковной различают большей частью три главных периода:

Во-первых, период основания и, по преимуществу, внешнего распространения Христовой Церкви, начиная от сошествия Святого Духа на Апостолов до победы христианства над язычеством в Римской империи при Константине Великом (34–323).

Во-вторых, период по преимуществу внутреннего устроения и утверждения Церкви Христовой и отпадение Западной Церкви от союза с Восточной (323–863).

В-третьих, период постоянного сохранения и защищения всего древнего благоустройства Церкви Вселенской Церковью Православной, Восточной и – постепенного искажения этого благоустройства Церковью Западной доныне.

Мы же для краткости разделим историю Церкви на две части, из коих в первой будет изложена общая церковная история: от сошествия Святого Духа на Апостолов до отпадения Западной Церкви от союза с Восточной; а во второй – история Русской Церкви от начала христианства между племенами славянскими до учреждения Святейшего Синода (863–1721).

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Источники, историография и периодизация Истории Древней Церкви.

Источником для церковной истории служит все то, что так или иначе помогает установлению исторических действительных фактов из прошлой жизни Церкви. Между источниками первое место занимают в истории древнейшие монументальные памятники и письменные документы. Древние историки Церкви также могут быть отнесены к источникам — непосредственным, поскольку описывают прямо по опыту наблюдаемую ими жизнь, и посредственным, поскольку изображают ход церковных событий, пользуясь чужими письменными данными или устными рассказами.

Монументальные источники:

а) произведения христианской живописи, архитектуры и скульптуры. Они не рассказывают истории жизни христианской Церкви на человеческом языке, но служат выражением духа и быта христиан, отражением их верований и настроений. Таковыми являются в особенности римские катакомбы с их символическою живописью, христианскими алтарями и гробницами.

б) К монументальным памятникам также принадлежат различные надписи на печатях, монетах и других предметах. Источники этого рода должны быть поставлены очень высоко. На камнях, мраморных памятниках, стенах не так легко писать. Если же кто делал подобные надписи, то имел серьёзные побуждения к тому. Из памятников этого рода известны, например, открытые в XVI в. статуи Ипполита Римского и Сабинского божества Сема (Sеmо).

Письменные памятники:

а) К ним относятся римско-византийские юридические предписания касательно христиан — эдикты, указы, новеллы, собранные в Сodex Тheodosianus 1905, в позднейших законодательных памятниках царей Василия, Льва и Константина 1596. Духовные и светские касательно христианской Церкви изданы в Афинах в 1852-1859,

б) различные христианские акты официального, юридического характера — постановления соборов поместных и вселенских, послания епископов, митрополитов, патриархов различным церквам, обществам и лицам,

в) древнейшие литургии и предписания культа, символы и разнородные исповедования, или изложения веры, мученические акты,

г) творения свв. отцов и учителей Церкви и церковных писателей.

 

poisk-ru.ru

Источники церковной истории.. История Христианской Церкви

Источники церковной истории.

Источником для церковной истории служит все то, что так или иначе помогает установлению исторических действительных фактов из прошлой жизни Церкви. Между источниками первое место занимают в истории древнейшие монументальные памятники и письменные документы. Древние историки Церкви также могут быть отнесены к источникам — непосредственным, поскольку описывают прямо по опыту наблюдаемую ими жизнь, и посредственным, поскольку изображают ход церковных событий, пользуясь чужими письменными данными или устными рассказами.

Монументальные источники. К ним относятся а) произведения христианской живописи, архитектуры и скульптуры. Они не рассказывают истории жизни христианской Церкви на человеческом языке, но служат выражением духа и быта христиан, отражением их верований и настроений. Таковыми являются в особенности римские катакомбы с их символическою живописью, христианскими алтарями и гробницами. Они подробно описаны проф. Dе Rossi, Inscriptiones christianae urbis Romae septimo saeculoantiquiores. Bd. I. Romae 1857. Вd. lI. Тl. I. Rоmае 1887. Христианские надписи Галлии описаны Le Blant, испанские и британские — Н?bner’ом. — б) К монументальным памятникам также принадлежат различные надписи на печатях, монетах и других предметах. Источники этого рода должны быть поставлены очень высоко. На камнях, мраморных памятниках, стенах не так легко писать. Если же кто делал подобные надписи, то имел серьёзные побуждения к тому. Из памятников этого рода известны, например, открытые в XVI в. статуи Ипполита Римского и Сабинского божества Сема (Sеmо).

Письменные памятники: а) К ним относятся римско-византийские юридические предписания касательно христиан — эдикты, указы, новеллы, собранные в Сodex Тheodosianus (ed. Тh. Моmmsen et Р.М. Меуеr, Веrоl. 1905), Corpus juris civilis Justiniani (ed. Mommen, Веrоl. 1892-1895), в позднейших законодательных памятниках царей Василия, Льва и Константина (у Leuenclavius. Jus graeco-гоmanum. 2 Вd., Frankof 1596). Духовные и светские касательно христианской Церкви собраны в ???????? Rhalli и Potti и изданы в Афинах в 1852-1859, в шести томах in 8-vо, а затем кардиналом Pitra, Juris ecclesiasticae graecorum historia et monumenta, б) различные христианские акты официального, юридического характера — постановления соборов поместных и вселенских, послания епископов, митрополитов, патриархов различным церквам, обществам и лицам, в) древнейшие литургии и предписания культа, символы и разнородные исповедования, или изложения веры, мученические акты, — г.) творения свв. отцов и учителей Церкви и церковных писателей.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Новая историография истории древней церкви

Труды древних историков Церкви часто рассматриваются как самостоятельные источники, либо непосредственные (в случае, если описаны события, свидетелями которых были авторы), либо опосредованные (если передают события, пользуясь чужими данными или сообщениями).

Однако до начала реформации (XVI в.) развитие церковно-исторической науки являлось скорее собиранием, накоплением фактов. Лишь начиная с XVI в., на Западе появляются труды, авторы которых стали критически изучать и систематизировать имеющиеся сведения.Появление этих трудов связано с полемикой между римско-католичеством и протестантизмом. Каждое из этих течений пыталось на основании имеющихся фактов оправдать свою правоту. Первый труд такого рода - «Магдебургские центурии » (1574) был написан коллективом авторов под руководством Матея Флоция . Сочинение охватывает 13 столетий, имеет протестантскую тенденцию и носит антикатолический характер. Ответом на этот труд стало сочинение католического ученого Цезаря Барония «Аналлы».Эта книга повествует о событиях церковной истории до 1198 г., опровергая протестантскую концепцию церковной истории. Принадлежность Барония к католической Церкви не умаляет научного значения этой книги. Сочинение это неоднократно переиздавалось, было издано в России по приказанию императора Петра Великого и долгое время было основным историческим сочинением по истории ранней Церкви. В начале ХХ века «Аналлы» были переизданы в Москве старообрядцами, относившимися к труду Барония с большим уважением.

Среди других историков следует отметить Клавдия Флери , написавшего на рубеже XVII-XVIII вв. двадцатитомную «Историю Церкви », где рассматривается период до 1414 г.

Кроме того следует отметить Готфрида Арнольда(†1714), который постарался освободиться от полемической направленности истории; но впал в другую крайность: в его сочинении оправдываются еретики и осуждаются официальные представители Церкви.

Взвешенный, отвлеченный подход к церковной истории заметен в труде другого историка - Иоанна Мозгейма(† 1755).

В XVII в. в историю Церкви стал проникать рационализм. Начало подобного подхода часто связывают с историком Соломоном Землеером(† 1791). Историки-рационалисты стали изгонять из церковно-исторической науки элементы чудесного (метафизического, надбытийного), объясняя все поступки и действия исторических личностей исключительно человеческими побуждениями.

В XIX в. сложилось три церковно-исторических школы:

Школа А. Неандра– признавала Божество Христа, старалась следовать принятому к XIX в. взгляду на церковную историю, хотя и не отрицала человеческого элемента в ряде пунктов. Представители этой школы - Бидеман, Герике, Куртц, Шенкель, Гагенбах, Ульман, Газе.

Школа Баура(Новотюбингенская - историческая) не считала Христа Сыном Божиим и рассматривала историю первых веков христианства как борьбу Церкви с иудео-христианством и полуязыческим христианством, которые, якобы, примирились во II веке путем взаимных уступок. Представители школы - Целлер, Швенглер, Штраус(Жизнь Иисуса – анализировал и выявлял противоречия в Евангелиях, доказывал историчность Христа как личности), Кестлин, Гильгенфельд, Пфлейдерер. Самый радикальный из представителей школы – Бруно Бауэр(Христос и Цезарь – христианство возникло не в Палестине, а в Александрии или Риме; нащупал консервативный элемент христианства – отвлекает от тягот текущего дня, уводит от социальной борьбы).

Школа Ричлианская (мифологическая)также не признавала Иисуса Христа Сыном Божиим, считала, что учение Христа было изменено еще апостолами. К последующим временам представители этой школы также применяют рациональный подход. Ярким и наиболее известным представителем этой школы является Адольф Гарнак(Сущность христианства, Церковь и государство – сопоставляет Евангелия и приходит к выводу, что Евангелие от Марка является определяющим для всех других; более того, в основе Евангелия от Марка лежит некий древний источник – арамейский сборник изречений, приписываемых Христу и т.п.).

Среди систематических трудов, написанных русскими учеными, следует назвать следующие:1. Смирнов Е.И. История Христианской Церкви. В 1873 г. автор был удостоен за это сочинение Макарьевской премии. Однако к настоящему времени этот труд в известной степени устарел.

2. Болотов В.В. Лекции по истории древней Церкви. Данный труд является записью лекций профессора в Санкт-Петербургской академии и является непревзойденным. Болотов является одним из наиболее выдающихся ученых историков мирового уровня и при углубленном изучении предмета это сочинение является незаменимым. 3. Тальберг Н.Д. История Христианской Церкви. Данное сочинение широко распространено и популярно. Достоинством его является ясность и простота изложения. Однако следует помнить, что этот учебник является переработкой дореволюционных семинарских пособий, т.е. не выходит за рамки гимназического уровня. Не лишено оно и других недостатков. Автор, например, обвиняет в монофизитстве св. византийскую императрицу Феодору, что, является несправедливым.4. Поснов М.Э. История Христианской Церкви. Работа имеет высокий научный уровень, однако издан был этот труд уже после смерти автора по сохранившимся рукописям. Вследствие этого работа Поснова имеет немало недоработок. Поснову ставят в вину и предвзятый взгляд на отношения между Константинополем и Римом в XI веке.

5. Карташев А.В. Вселенские Соборы. Данное сочинение имеет высокий научный уровень и будет полезно как для начинающих историков, таки для тех, кто изучает предмет углубленно.

6. Шмеман А., протопр. Исторический путь Православия. Книга отличается живым языком и простотой изложения. Ее можно порекомендоватьтем, кто приступает к изучению церковной истории.

7. Свенцицкая И.С. От общины к церкви. Книга может быть использована в качестве краткого учебного пособия, в котором коротко с точки зрения светского историка изложены основные проблемы истории древней церкви.

            

studlib.info

Античная историография

Историография начинается в Греции с Гекатея и Геродота. Самая ранняя из дошедших до нас исторических работ «История» Геродота, который позже получил от Цицерона прозвище «отца истории». Геродот только излагал известные ему исторические события, не ставя перед собой задачу установления достоверности изложенных рассказов.

Геродот объясняет, почему он взял на себя труд написать свою Историю: чтобы память о подвигах людей не потерялась в глубине веков. Он хотел сохранить память о деяниях, совершенных греками и варварами.

Мотивы творчества других историков античности будут иными. После Геродота по заданному им образцу работало множество историков, которые, как например, Дионисий Галикарнасский, в основном, описывали историю своего города, используя для этого городской архив. Некоторые авторы стоят особняком, например, Гиппий Элидский, составивший список олимпийских игр, и давший тем самым последующим поколениям единую хронологическую основу для датировки описанных событий. Кроме того, некоторые авторы, как Гелланик, сводили исторические труды отдельных авторов в общие исторические хроники, благодаря чему мы получили информацию о содержании многих ныне утраченных античных рукописей.

Фукидид, например, стремился показать вечную борьбу за власть, по его мнению, являющуюся характерной чертой человеческой натуры; Фукидид, описывая Пелопоннесскую войну, практически не ссылался на волю богов, производя все причины событий из деяний людей, чем стал образцом для последующих историков, придерживающихся рационалистических позиций. Ксенофонт впервые начал писать автобиографию и исследовал не только события, но и характеры людей.

Древнегреческий образец был впоследствии воспринят другими народами. Например, Полибий пытался сблизить греческий и римский взгляды на историю. В сочинениях Полибия впервые зарождается понятие всемирной истории. Полибий утверждал, что вся история мира имеет конечной и высшей точкой своего развития Римскую империю, он писал свои книги, считая что опыт, добытый при изучении истории, является лучшим руководителем в жизни. Берос написал на греческом «Историю Вавилонии», а Евсевий Кесарийский стал первым христианским историком.

Римляне первыми среди европейских народов начали писать историю по греческому образцу не на греческом, а на родном языке, латыни. Катон Старший был одним из основателей этой традиции, подхваченной затем Цицероном и Юлием Цезарем. Среди античных авторов Страбон выделялся соединением истории и географии, Тит Ливий — попыткой из предположения о возможности завоевания Рима Александром Македонским создать «альтернативную историю»[1], Плутарх и Светоний — биографическими сочинениями, Тацит — описанием варварских народов, изображая германцев как благородных дикарей.

Античной исторической мысли — при всех её достижениях — была чужда идея исторического прогресса: история рисовалась либо как регрессивный процесс, либо как циклический круговорот, повторяющий одни и те же стадии.

Средневековая христианская историография

Повышение статуса христианской церкви в Римской империи, начиная с правления Константина I, привело к отделению нарождавшейся новой христианской историографии от древней античной. Если древние авторы предпочитали записывать устные рассказы об исторических событиях, христианские авторы прежде всего опирались на письменные источники, начиная, разумеется, с Библии. В центре их повествования находились не войны и биографии политиков, а религиозное развитие общества. Первым христианским историком был Евсевий Кесарийский. Христиане видели историю как результат осуществления божественного плана, в котором общество развивается линейно, а не циклически, как это свойственно, например, взглядам китайских историков.

Для Историография этой эпохи, когда характер исторического мышления определяла преимущественно феодально-церковная идеология, характерен провиденциалистский взгляд на историю, при котором исторические события рассматривались как результат вмешательства божественной воли, как осуществление «божественного плана».

На западноевропейскую феодально-христианскую Историография наряду с Библией огромное влияние оказали философско-исторические концепции христианского теолога Августина Блаженного, на мусульманскую Историография — Коран.

Средневековые авторы, как правило, видели лишь внешнюю связь явлений в виде их хронологической последовательности, отсюда характерная форма исторических сочинений с погодной записью событий — анналы, русские летописи (наиболее известный из ранних русских летописных сводов — «Повесть временных лет»).

studfiles.net

Источники, историография и периодизация истории древней Церкви.

Количество просмотров публикации Источники, историография и периодизация истории древней Церкви. - 76

Гᴦ.

Гᴦ.

Гᴦ.

Гᴦ.

Гᴦ.

Гᴦ.

Год

Гᴦ.

Гᴦ.

Гᴦ.

Гᴦ.

Гᴦ.

Гᴦ.

Гᴦ.

Гᴦ.

Гᴦ.

Гᴦ.

Всеобщий политический кризис в России вызванный голодом 1601–1603 годов вверг страну в период смут, царей-самозванцев и иностранных интервенций. Лишь благодаря народному героизму и самопожертвованию столица государства была освобождена от поляков, а Земский собор 1613 года избрал русского царя – Михаила Романова.

1598–1604 – царствование Бориса Годунова.

1603–1604 – восстание Хлопка.

1604 – вторжение Лжедмитрия I в Россию.

1604 – смерть Бориса Годунова, свержение и убийство его сына Федора.

1604, 7 октября – основан город Томск (сейчас административный центр Томской области).

1605–1606 – правление Лжедмитрия I.

1606–1607 – восстание крестьян под предводительством Ивана Болотникова

1606, май – восстание в Москве и убийство Лжедмитрия I.

1606 – избрание Земским собором Василия Шуйского царем.

1606–1610 – правление Василия Шуйского.

1607–1610 – Тушинский лагерь Лжедмитрия II.

1609 – обращение русского правительства к Швеции с просьбой за помощью. Начало открытой польской интервенции.

1609–1611 – оборона Смоленска

1610–1613 – ʼʼСемибоярщинаʼʼ

1610 – низложение Василия Шуйского. Переход власти в руки ʼʼсемибоярщиныʼʼ. Приглашение на русский царский престол польского королевича Владислава.

1611, март–июнь – первое ополчение во главе с И. Заруцким, князем Д. Т. Трубецким, П. Ляпуновым.

1611–1612 – второе ополчение во главе с Д. Пожарским и К. Мининым. Освобождение Москвы.

1612, 26 октября – освобождение Москвы от польских интервентов Вторым ополчением

1613, 21 февраля – избрание Михаила Романова царем на Земском Соборе.

1613–1645 – царствование Михаила Федоровича.

1617 – Столбовский мир со Швецией. Переход Ивангорода, Яма, Копорья к Швеции. Потеря Россией выхода в Балтийское море.

1618 – Деулинское перемирие с Польшей. Потеря Россией Смоленской, Черниговской и Новгород-Северской земель.

1628 – основан острог на месте будущего города Красноярска (сейчас административный центр Красноярского края).

1632–1634 – Смоленская война с Польшей.

1632, 25 сентября – основание острога положившее начало строительству в 70 км Якутска (сейчас столица Республики Саха (Якутия)).

1634 – Поляновский мир. Размещено на реф.рфОтказ Владислава от претензий на русский трон.

1636 – основан город Тамбов (сейчас административный центр Тамбовской области).

1637–1642 – захват донскими казаками Азова (ʼʼАзовское сидениеʼʼ).

1641 – основан Саранск (сейчас столица Республики Мордовия).

1645 – Увеличение срока сыска беглых крестьян до 10 лет.

Основным сводом законов России с 1649 года становится новое Соборное Уложение. Оно окончательно оформило крепостное право, упрочило права дворянства и сблизило по статусу поместья и вотчины.

Усиление церковных связей с южнославянскими народами, воссоединœение с Украиной потребовали исправления церковных книг и порядка богослужения, их унификации с греческими образцами. Необходимые реформы провел в 1653–1656 годах патриарх Никон. Противники этих нововведений увидели в реформах покушение на старину и истинную веру, в церкви произошел раскол в виде оппозиционного социального движения. Церковь, ослабленная расколом всœе больше попадала под влияние светской власти, использующей религию как идеологию государства.

1645–1676 – царствование Алексея Михайловича.

1648 – ʼʼСоляной бунтʼʼ в Москве.

1648 – основан Синбирск, в дальнейшем город Симбирск, с 1924 Ульяновск (сейчас административный центр Ульяновской области).

1648–1654 – освободительная борьба украинского народа во главе с Богданом Хмельницким.

1648 – разгром польских войск при Желтых Водах, Корсуне, Пилявицах, занятие войсками Богдана Хмельницкого Киева.

1648 – экспедиция С. Дежнева по реке Колыме и Ледовитому океану

1649 – Зборовский мир между казаками и Польшей.

1649 – Соборное Уложение царя А. Михайловича. Отмена Урочных лет и введение бессрочного сыска беглых крестьян. Окончательное закрепощение крестьян

1651 – сражение под Берестечком, поражение войск Б. Хмельницкого.

1651 – Белоцерковский мир между казаками и Польшей.

1653 – принятие Торгового устава.

1653 – решение Земского собора о принятии Украины в состав России.

1653–1656 – церковная реформа патриарха Никона. Раскол Русской Церкви и возникновение многочисленных старообрядческих течений.

1653 – строительство Ингодинского зимовья положившее начало образованию городу Чита (сейчас административный центр Забайкальского края).

1654 – Переяславская Рада. Решение о переходе Украины (Малороссии) под московское покровительство.

1654–1667 – русско-польская война за Украину.

1656–1658 – русско-шведская война.

1661 – Кардисский мир со Швецией.

1661 – заложен Иркутский острог, положивший начало городу Иркутск (сейчас административный центр Иркутской области).

1662 – основано укрепленное посœелœение Царев Курган, положившее началу городу Кургану (сейчас административный центр Курганской области).

1662 – ʼʼМедный бунтʼʼ в Москве.

1663 – основан город Пенза (сейчас административный центр Пензенской области).

1666 – основание казачьего зимовья на правом берегу реки Селœенги при впадении в неё реки Уды на месте современного города Улан-Удэ (сейчас столица Бурятии).

1666–1669 – дело патриарха Никона.

1667 – поход Василия Уса на Москву.

1667–1671 – поход ʼʼза зипунамиʼʼ донских казаков во главе со С. Разиным. Крестьянская война.

1667 – Андрусовское перемирие с Речью Посполитой. Присоединœение к России Левобережной Украины и Смоленска.

1667 – принятие Новоторгового устава, носившего протекционистский характер.

1668–1676 – Соловецкое восстание.

1670–1671 – казацко-крестьянское восстание Степана Разина.

1672, 30 мая – рождение Петра I

1675 – строительство Абаканского острога, послужившее возникновению города Абакан (сейчас столица Хакасии).

1676–1682 – царствование Федора Алексеевича.

1677–1681 – война России с Турцией и Крымским ханством.

1682 – отмена местничества.

1682, 1698 – стрелœецкий бунт в Москве.

Главная заслуга Петра I состоит в том, что он понимая крайне важно сть для России прорыва экономической изоляции и расширения контактов с Европой, энергично взялся за их осуществление. Он развернул преобразования в самых разных сферах жизни страны: в экономике, искусстве, военном и морском делœе, быте, внешней политике, финансах, государственном устройстве.

1682–1725 – царствование Петра I (до 1696 года совместно с Иваном V).

1682 – стрелœецкий бунт в Москве. ʼʼХованщинаʼʼ.

1682–1689 – правление Софьи Алексеевны.

1686 – ʼʼВечный мирʼʼ с Польшей. Переход Киева к России. Вступление России в антитурецкую коалицию.

1687 – открытие Славяно-греко-латинской академии.

1687, 1689 – Крымские походы В. В. Голицына.

1689 – Нерчинский договор с Китаем.

1695, 1696 – Азовские походы.

1697–1698 – ʼʼВеликое посольствоʼʼ Петра I в Западную Европу.

1699 – создание Северного союза (Дания, Россия, Саксония, Польша).

1700 – переход на новое летоисчисление - от Рождества Христова (1700 год от РХ соответствовал 7209 году от ʼʼсотворения мираʼʼ).

1700 – Константинопольский мир с Турцией.

1700, август –1721 – Северная война со Швецией.

1700, ноябрь – поражение русских войск под Нарвой.

1701 – основано посœелœение ставшее впоследствии городом Кемерово (сейчас административный центр Кемеровской области).

1701 – победа русских над шведами у мызы Эрестфер.

1702 – взятие русскими войсками Мариенбурга и Шлиссельбурга.

1702 – начало издания первой русской печатной газеты ʼʼВедомостиʼʼ.

1703 – взятие Ниеншанца русской армией.

1703, 16 мая – основание Санкт-Петербурга.

1703, июль – основан город Липецк (сейчас центр Липецкой области).

1703, 29 августа – основание Петровского завода, послужившее образованию Петрозаводска (сейчас столица Республики Карелии).

1704 – взятие Нарвы и Дерпта русскими войсками.

1705–1706 – восстание в Астрахани.

1705–1711 – Башкирское восстание.

1707–1708 – крестьянское восстание на Дону под предводительством К. Булавина.

1708, 28 сентября – сражение при Лесной. Победа Русских войск.

1708 – начало губернской реформы. Страна была разделœена на 8 губерний: Петербургскую, Архангелогородскую, Смоленскую, Московскую, Казанскую, Киевскую, Азовскую и Сибирскую.

1709, 27 июня – Полтавская битва. Разгром шведской армии.

1710–1711 – Прутский поход

1711 – неудачный поход Петра I. Возвращение Азова Турции.

1711 – учреждение Сената

1711-1765 – жизнь и деятельность М.В. Ломоносова

1714, 27 июля – морское сражение при Гангуте. Победа русского флота.

1714 – указ о единонаследии, запретивший дробление дворянских имений при передаче их по наследству. Ликвидация различий между вотчиной и поместьем.

1716 – Воинские уставы.

1716 – основан город Омск (сейчас административный центр Омской области).

1718 – Аландский конгресс (переговоры о мире со Швецией).

1718 – ʼʼДело царевича Алексеяʼʼ. Смерть царевича.

1718–1721 – учреждение коллегий

1718 – начало первой ревизии населœения.

1719 – Берг-привилегия, предоставлявшая всœем российским подданным права на разработку недр и строительство заводов.

1720 – победа русского флота при Гренгаме. Высадка русского десанта в Швеции.

1720 – учреждение Главного магистрата.

1721 – создание Священного Синода во главе со светским обер-прокурором.

1721 – указ, разрешавший владельцам покупать крепостных крестьян к заводам.

1721, 30 августа – Ништадтский мир со Швецией. Россия получила Ингрию, Эстляндию, Лифляндию, Карелию и часть Финляндии.

1721, 22 октября – принятие Петром I императорского титула.

1722 – издание Табели о рангах, установившей новый порядок прохождения государственной службы.

1722 – принятие Устава о престолонаследии.

1722 – введение подушной подати.

1722–1723 – Каспийский поход Петра I.

1722 – принятие таможенного тарифа, установившего огромные пошлины.

1723, май – строительство Егошихинского медеплавильного завода положившее начало городу Пермь (сейчас административный центр Пермского края).

1723, 7 ноября – принятая дата рождения города Екатеринбург (сейчас административный центр Свердловской области).

Эпоха дворцовых переворотов 1725–1762 годов была следствием отмены Петровским Указом в 1772 году старого порядока престолонаследия, и смертью Петра I без объявления наследника престола.

1725–1727 – царствование Екатерины I (вторая жена Петра I).

1725 – учреждение Академии наук.

1726 – создание Верховного тайного совета.

1727–1730 – царствование Петра II (внук Петра I, сын царевича Алексея).

1730 – попытка Верховного тайного совета ввести ʼʼкондицииʼʼ, ограничивающие самодержавие (ʼʼзатейкаʼʼ верховников).

1730 – основан Барнаул (сейчас административный центр Алтайского края).

1730–1740 – правление Анны Ивановны (племянница Петра I, дочь его брата Ивана V Алексеевича). Бироновщина

1731 – отмена указа о единонаследии, разрешение дворянам дробить имения при их передаче по наследству.

1731 – учреждение Кабинœета министров.

1731 – создание Шляхетского кадетского корпуса.

1733–1734 – участие России в войне ʼʼза польское наследствоʼʼ (против Франции и поддержанного ею Станислава Лещинского).

1735–1739 – русско-турецкая война. Походы Миниха в Крым, осада русскими войсками турецких крепостей Очаков и Хотин.

1736 – указ о прикреплении работников к заводам.

1736 – основан город Челябинск (сейчас административный центр Челябинской области).

1736 – ограничение дворянской службы 25 годами.

1739 – Белградский мир с Турцией. Возвращение Азова России.

1740 – основан Петропавловский острог, выросший в дальнейшев в город Петропавловск-Камчатский (сейчас административный центр Камчатского края).

1740–1741 – царствование Ивана VI Антоновича (сын Анны Леопольдовны, племянницы Анны Ивановны).

1741–1743 – русско-шведская война.

1741, 25 ноября – дворцовый переворот и возведение на трон Елизаветы Петровны.

1741–1761 – царствование Елизаветы Петровны (дочь Петра I и Екатерины I).

1743 – Абосский мир со Швецией.

1743, 19 апреля – основан город Оренбург (сейчас административный центр Оренбургской области).

1743, 15 декабря – основана Темерницкая таможня положившая начало городу Ростов-на-Дону (сейчас административный центр Ростовской области).

1754 – отмена внутренних таможенных пошлин.

1755, 25 января – основание Московского университета.

1756–1763 – Семилетняя война. Участие России в войне на стороне Австрии и Франции против англо-прусского союза.

1757 – основание в С.-Петербурге Академии художеств

1757 – победа русских войск при Кунерсдорфе.

1760 – взятие русскими войсками Берлина.

1760 – основание Ижевского завода, определившее образование города Ижевск (сейчас столица Удмуртии).

1761–1762 – правление Петра III (племянник Елизаветы Петровны, внук Петра I).

1762 – манифест о вольности дворянства.

1762 – выход России из Семилетней войны.

1762, 28 июня – дворцовый переворот, низложение Петра III.

Во второй половинœе XVIII века Россия отвоевывает у Турции Крым, закрепляется в Северном Причерно­морье, расширяет свои западные границы землями между Южным Бугом и Днестром. При всœей усиливающейся жесткости императорской власти культурная жизнь России пронизана идеями Просвещения. Увеличивается количество народных школ, расширяется сеть учебных заведений для дворян. Научные, технологические и культурные прорывы, наряду с военными победами способствуют политическому возвышению России.

1762, 28 июня – дворцовый переворот, низложение Петра III.

1762–1796 – царствование Екатерины II (жена Петра III).

1764 – отмена гетманства на Украинœе.

1764 – секуляризация церковных земель.

1765 – разрешение помещикам ссылать своих крестьян в Сибирь на каторгу с зачетом этих крестьян как рекрутов.

1765 – создание Вольного экономического общества.

1767–1768 – Уложенная комиссия, созванная для разработки нового уложения.

1768–1774 – русско-турецкая война.

1770 – победы русской армии под командованием П. А. Румянцева при Ларге и Кагуле, Чесме.

1770, 26 июня – разгром Балтийским флотом под командованием Г. А. Спиридова турецкого флота при Чесме.

1771 – ʼʼЧумной бунтʼʼ в Москве.

1772 – 1-й раздел Речи Посполитой между Россией, Австрией и Пруссией. Присоединœение к России Восточной Белоруссии и польской части Лифляндии.

1772–1839 – жизнь и деятельность М.М. Сперанского

1773–1775 – крестьянская война под предводительством Е. Пугачева.

1773, сентябрь – 1774, март – первый этап крестьянской войны, осада Оренбурга.

1774, апрель – июль – второй этап крестьянской войны, осада Казани.

1774, июль – 1775 – третий этап крестьянской войны, поход Е. Пугачева вниз по Волге.

1774, июль – Кючук-Кайнарджийский мир с Турцией. Присоединœение к России черноморского побережья между устьями Днепра и Южного Буга, Кубани и Кабарды.

1775 – губернская реформа Екатерины II.

1775 – ликвидация Запорожской Сечи.

1775 – основан Ставрополь-Кавказский, с 1943 город Ставрополь (сейчас административный центр Ставропольского края).

1780 – принятие Декларации о вооруженном нейтралитете.

1780 – зырянский погост Усть-Сысольск получает статус уездного города. С 1930 переименован в Сыктывкар (сейчас столица Республики Коми).

1772 – открытие памятника ʼʼМедный всадникʼʼ (Э. Фальконе).

1783 – введение крепостного права на Украинœе.

1783 – присоединœение Крыма к России.

1783 – Георгиевский трактат. Переход Восточной Грузии под протекторат России.

1784 – основан Владикавказ (сейчас столица Республики Северная Осетия).

1785 – Жалованные грамоты дворянству и городам.

1787–1791 – русско-турецкая война.

1788 – овладение турецкой крепостью Очаков.

1788–1790 – русско-шведская война.

1789 – победы русских войск под командованием А. В. Суворова при Фокшанах и Рымнике.

1790, декабрь – взятие русскими войсками Измаила.

1790 – Верельский мир со Швецией.

1790 – выход книги А. Н. Радищева ʼʼПутешествие из Петербурга в Москвуʼʼ.

1791 – разгром турецкого флота у мыса Калиакрия русской эскадрой под командованием Ф. Ф. Ушакова.

1791 – Ясский мирный договор с Турцией. Присоединœение к России черноморского побережья до устья Днестра. Признание Турцией присоединœения Крыма к России.

1793 – начало строительства крепости Екатеринодар, в 1867 получает статус города, с 1920 город Краснодар (сейчас административный центр Краснодарского края).

1793 – 2-й раздел Речи Посполитой между Россией и Пруссией. Вхождение в Состав России Центральной Белоруссии с Минском и Правобережной Украины.

1794 – подавление союзными войсками (в том числе и русскими) польского восстания во главе с Т. Костюшко.

1795 – 3-й раздел Речи Посполитой между Россией, Австрией и Пруссией. Россия получила Литву, Западную Белоруссию и Волынь. Исчезновение Польши с политической карты Европы.

1796–1801 – правление Павла I (сын Петра III и Екатерины II).

1797 – учреждение об императорской фамилии (новый закон о престолонаследии).

1797 – Манифест о трехдневной барщинœе.

1798–1800 – участие России в составе второй антифранцузской коалиции в войне с Францией.

1798–1799 – итальянский и швейцарский поход А. В. Суворова, рейд эскадры Ф. Ф. Ушакова. Победы русской армии в сражениях на рейдах Адде и Треббии, у Нови.

1799–1837 – жизнь и деятельность А.С. Пушкина

1799, 10 августа – Павлом I подписан Указ о включении в состав государственного герба мальтийских креста и короны.

1801, с 11 на 12 марта – дворцовый переворот. Убийство Павла I.

После крушения Наполеоновской империи авторитет России резко вырос и она встала во главе Священного Союза всœех монархий Европы (кроме английской и османской). Целью Союза была поддержка европейских монархий в их борьбе с революционными и национально-освободительными движениями. Россия становится ʼʼжандармом Европыʼʼ на сороколетний период.

1801, с 11 на 12 марта – дворцовый переворот. Убийство Павла I.

1801–1825 – царствование Александра I (сын Павла I).

1801–1803 – деятельность Негласного комитета (Александр I, В. П. Кочубей, Н. Н. Новосильцев, А. С. Строганов, А-Ю. Чарторыйский).

1801 – присоединœение к России Восточной Грузии (Кратли и Кахетии).

1801, декабрь – указ о разрешении недворянам покупать ненаселœенные земли.

1802 – образование вместо коллегий 8 министерств: внутренних дел, иностранных дел, военное, военно-морское, юстиции, коммерции, финансов, народного просвещения.

1803 – указ о вольных хлебопашцах, предоставлявший помещикам право отпускать крепостных на волю с землей за выкуп.

1803 – принятие устава, вводившего автономию университетов

1803–1806 – первое русское кругосветное путешествие (И. Ф. Крузенштерн и Ю.Ф. Лисяков).

1804 – университетский устав.

1804 – основание казаками 3-го Хоперского полка Черкесска (сейчас столица Карачаево-Черкесской Республики).

1804–1813 – русско-иранская война. Окончилась Гюлистанским миром

1805–1807 – участие России в 3-й и 4-й антифранцузских коалициях.

1805, декабрь – сокрушительное поражение русско-австрийских войск от Наполеона I под Аустерлицем.

1806 – 1812 – русско-турецкая война

1807 – поражение русской армии под Фридландом

1807, 25 июня – Тильзитский мир с Францией. Признание Россией всœех наполеоновских завоеваний и присоединœение к континœентальной блокаде Англии.

1808–1809 – русско-шведская война, присоединœение Финляндии.

1809 – план государственных преобразований М. М. Сперанского (ʼʼВведение к Уложению государственных законовʼʼ).

1809 – Фридрихсгамский мир со Швецией. Присоединœение Финляндии к России.

1810 – создание Государственного совета – высшего законодательного органа при царе – по инициативе Сперанского.

1811 – реформа министерской системы. Упразднение министерства коммерции, создание министерства полиции, ведомства путей сообщения и государственного контроля.

1812 – ссылка М. М. Сперанского.

1812 – Бухарестский мирный договор с Турцией. Присоединœение к России Бесарабии.

1812, 12 июня – начало Отечественной войны. Вторжение войск Наполеона в Россию.

1812, конец июля – начало августа – Смоленское сражение.

1812, 26 августа – Бородинское сражение.

1812, 1 сентября – совет в Филях. Решение оставить Москву без боя.

1812, 12 октября – сражение под Малоярославцем.

1812, ноябрь – переправа остатков французской армии через реку Березину.

1812, декабрь – изгнание войск Наполеона из России.

1813–1814 – заграничные походы русской армии. Освобождение Европы от французского господства.

1813, октябрь – ʼʼбитва народовʼʼ под Лейпцигом. Разгром армии Наполеона.

1813 – Гюлистанский мирный договор с Ираном. Переход к России части Азербайджана.

1814, 18 марта – вступление войск союзников в Париж.

1814–1815 – Венский конгресс

1815 – создание Священного Союза.

1815 – дарование конституции Царству Польскому.

1816 – создание военных посœелœений по инициативе А.А. Аракчеева

1816–1817 – деятельность Союза Спасения (С. Трубецкой, Н. Муравьев, И. Якушин, М. и С. Муравьевы-Апостолы и другие).

1817–1864 – Кавказская война.

1818 – основана крепость Грозная, в дальнейшем город Грозный (сейчас столица Чечни).

1818–1821 – деятельность Союза Благоденствия.

1818 – выход в свет первых 8 томов ʼʼИстории государства Российскогоʼʼ Н. М. Карамзина.

1818 – основание на месте известного с 1743 года аула тогланов крепости Нальчик (сейчас город Нальчик - столица Кабардино-Балкарии).

1819(20) – русская экспедиция в Антарктику (Ф. Ф. Беллинсгаузен и М. П. Лазарев).

1819 – восстание Чугуевского и Таганрогского посœелœенных полков.

1820 – восстание Семеновского полка.

1821–1822 – создание Южного и Северного обществ.

1824 – основание русскими посœелœенцами села Улала на месте современного города Горно-Алтайска (сейчас адмнистративный центр Республики Алтай).

1825, 19 ноября – смерть Александра I в Таганроге.

Для Николая I идеал государственного устройства – отлаженный механизм армии с ее четко регламентированной уставами жизнью. Именно в связи с этим при Николае I проводится систематизация российских законов и создаются ʼʼПолное собрание законовʼʼ Российской империи (начиная с Соборного уложения 1649 года) и Свод действующих законов. Особенное внимание государственного устройства направляется на улучшение финансов, на развитие торговли и промышленности.

1825–1855 – царствование Николая I (сын Павла I).

1825, 14 декабря – восстание декабристов в Петербурге.

1825, 14 декабря – 1826, 3 января – восстание Черниговского полка на Украинœе.

1825 – создание II и III отделœений Собственной его императорского величества канцелярии.

1826–1828 – русско-иранская война.

1826 – цензурный (ʼʼЧугунныйʼʼ) устав (действовал до 1828 года).

1827 – разгром кружка братьев Критских в Московском университете.

1827 – Наваринская битва. Разгром турецкого флота соединœенной англо-франко-российской эскадрой.

1828 – Туркманчайский мирный договор с Ираном. Присоединœение Восточной Армении к России.

1828–1829 – русско-турецкая война.

1829 – Адрианопольский мир с Турцией. Присоединœение к России восточной Армении и дельты Дуная, а также черноморского побережья Кавказа от устья Кубани до Поти. Предоставление Турцией автономии Греции, Сербии, Валахии и Молдавии.

1830–1831 – польское восстание. Отмена польской конституции.

1831 – разгром кружка Н. П. Сунгурова.

1831–39 – деятельность кружка Н.В. Станкевича

1832 – издание Свода законов Российской империи (15 томов).

1833 – Ункяр-Искелœесийский мирный договор. Размещено на реф.рфЗакрытие черноморских проливов для военных судов иностранных держав. Заключение военно-политического союза с Турцией.

1834 – разгром кружка Герцена–Огарева.

1834 – провозглашение Шамиля третьим имамом Чечни и Дагестана.

1835 – новый университетский устав. Ограничение автономии университетов.

1836 – публикации в журнале ʼʼТелœескопʼʼ ʼʼФилософического письмаʼʼ П. Я. Чаадаева.

1837 – открытие первой желœезной дороги Петербург – Царское Село.

1837–1841 – реформа управления государственными крестьянами (ʼʼреформа П. Д. Киселœеваʼʼ).

1839–1843 – финансовая реформа Е. Ф. Канкрина (выпуск в обращение кредитных билетов, свободно обменивающихся на серебро). Стабилизация денежной системы России.

1840–1850-е – споры между славянофилами и западниками

1842 – указ об обязанных крестьянах.

1844 – основание близ аула Тарки (известного с VII века) укрепления Петровское. С 1921 года Махачкала (сейчас столица Дагестана).

1845–1849 – кружок петрашевцев.

1847 – публикация за границей письма В. Г. Белинского к Н. В. Гоголю.

1847 – эмиграция А. И. Герцена.

1849 – подавление русскими войсками венгерской революции.

1851 – открытие ж/д Москва – С.-Петербург

1853–1856 – Крымская война.

1853, ноябрь – Синопское сражение. Уничтожение турецкого флота русской эскадрой под руководством П. С. Нахимова.

1854, март – вступление Англии и Франции в войну на стороне Турции.

1854, сентябрь – высадка англо-французского десанта в Крыму.

1854, октябрь – 1855, август – оборона Севастополя.

1855 – начало издания А. И. Герценом альманаха ʼʼПолярная звездаʼʼ в Лондоне.

1855–1881 – царствование Александра II (сын Николая I).

1856, 18 марта – Парижский мирный договор, завершивший Крымскую войну. Потеря Россией Южной Бессарабии. Нейтрализация Черного моря (запрещение держать военный флот и строить военные укрепления на побережье).

1856 – основан Благовещенск (сейчас центр Амурской области).

1857, январь – создание Секретного комитета по крестьянскому делу.

1857, 25 мая – основан город Майкоп (сейчас столица Адыгеи).

1857 – начало издания ʼʼКолоколаʼʼ А. И. Герценом.

1857, ноябрь – рескрипт Александра II В. И. Назимову, предписавший литовским дворянам создавать губернские комитеты для выработки проектов освобождения крестьян.

1857 – ʼʼтрезвенное движениеʼʼ.

1858 – Айгунский мирный договор с Китаем.

1858, 31 мая – основано посœелœение Хабаровка, положившее начало городу Хабаровску (сейчас административный центр Хабаровского края).

1859 – Капитуляция войск Шамиля в ауле Гуниб.

1859–1860 – деятельность Редакционных комиссий.

1860 – Пекинский мирный договор с Китаем.

1860, 2 июля – основан Владивосток (сейчас административный центр Приморского края).

1861, 19 февраля – отмена крепостного права.

1861 – 64 – деятельность организации ʼʼЗемля и воляʼʼ

1862 – образование ʼʼМогучей кучкиʼʼ - Балакирев, Кюи, Мусоргский, Римский-Корсаков, Бородин

1863–1864 – восстание в Польше.

1863 – университетский устав. Расширение автономии университетов.

1863–1866 – существование кружка Н. Ишутина.

1864, 1 января – земская реформа. Создание всœесословных органов местного самоуправления.

1864 – гимназический устав, установивший равенство всœех сословий при получении среднего образования. Создание классических и реальных гимназий.

1864, 20 ноября – Создание бессословных, гласных и независимых судов. Введение суда присяжных.

1865 – ʼʼВременные правила для печатиʼʼ. Отмена предварительной цензуры для книг и прессы.

1865 – взятие Ташкента русскими войсками под командованием М. Г. Черняева.

1865 – основание Элисты (сейчас столица Калмыкии).

1866, 4 апреля – покушение Д. Каракозова на Александра II.

1867 – продажа Аляски Россией САСШ за 7 млн. долларов.

1867 – создание Туркестанского генерал-губернаторства.

1870 – городская реформа. Создание системы городского самоуправления.

1870–1923 – Товарищество передвижников.

1871 – Лондонская конференция. Отмена статей Парижского договора о нейтрализации Черного моря.

1871 – образован город Иваново-Вознесенск, с 1930 город Иваново (сейчас административный центр Ивановской области).

1873 – Хивинский поход. Превращение Хивинского ханства в вассала Российской империи.

1873 – создание Союза трех императоров (России, Австрии и Пруссии).

1874, 1 января – введение всœесословной воинской повинности. Отмена рекрутчины.

1874, 1876 – ʼʼХождение в народʼʼ народниками.

1875 – Петербургский договор между Россией и Японией. Признание острова Сахалин исключительно русским владением.

1876–1879 – народническая организация ʼʼЗемля и воляʼʼ.

1877–1878 – русско-турецкая война.

1877, декабрь – взятие Плевны русскими войсками.

1878, февраль – Сан-Стефанский мирный договор с Турцией. Признание Турцией независимости Сербии, Румынии и Черногории. Предоставление автономии Болгарии. Возвращение России Южной Бессарабии и передача ей крепостей на Кавказе.

1878 – Берлинский конгресс. Ревизия условий Сан-Стефанского мирного договора.

1879 – раскол организации ʼʼЗемля и воляʼʼ на ʼʼНародную волюʼʼ и ʼʼЧёрный переделʼʼ

1879–1881 – деятельность организации ʼʼНародная воляʼʼ. ʼʼОхота на царяʼʼ

1880, февраль – взрыв С. Халтурина в зимнем дворце.

1879–1881 – ʼʼДиктатураʼʼ М. Т. Лорис-Меликова. Проект ʼʼконституцииʼʼ

1879–1882 – оформление Тройственного союза

1881, 1 марта – Убийство Александра II народовольцами.

Период правления Александром III отмечен в истории России сворачиванием либеральных преобразований. Проводятся репрессии в отношении радикальной и либеральной печати, ведется борьба с университетскими автономиями, полномочия земств сужаются, вводится административный контроль за деятельностью судов, шовинизм и насильственная русификация окраин становятся нормой.

1881–1894 – царствование Александра III (сын Александра II). Период контрреформ.

1881, 29 апреля – царский манифест ʼʼО незыблемости самодержавияʼʼ.

1881(2) – указ о переводе крестьян на обязательный выкуп, отмена временнообязанного положения крестьян.

1882 июль–ноябрь – утвежден рисунок Большого Герба Российской империи.

1882 – основано село Владимировка, в дальнейшем город Южно-Сахалинск (сейчас административный центр Сахалинской области).

1883, 23 февраля – утверждены Средний и два варианта Малого герба Российской империи.

1883 – создание в Женеве группы ʼʼОсвобождение трудаʼʼ (Г. В. Плеханов, В. И. Засулич, П. Б. Аксельрод и другие).

до 1903

1884 – введение нового университетского устава. Ликвидация университетской автономии.

1885 – добровольное вхождение Мерва в состав Российской империи. Завершение присоединœения Средней Азии к России.

1885 – Морозовская стачка.

1885 – учреждение Дворянского банка для льготного кредитования дворянства.

1887 – циркуляр о кухаркиных детях

1887 – Русско-германский ʼʼдоговор перестраховкиʼʼ Подтверждение существования Союза трех императоров.

1889 – ʼʼПоложение об участковых земских начальникахʼʼ. Ликвидация мирового суда.

1889, август – основан город Анадырь (сейчас административный центр Чукотского автономного округа).

1890 – земская контрреформа.

1891–1893 – оформление франко-русского союза

1891–1905 – сооружение Транссибирской магистрали.

1889 – новое ʼʼГородовое положениеʼʼ.

1893–1899 – промышленный подъем.

1893 – основан Ново-Николаевск, с 1923 город Новосибирск (сейчас административный центр Новосибирской области).

1894–1917 – царствование Николая II (сын Александра III).

1895 – государственная монополия на продажу водки.

1895–1897 – денежная реформа С. Ю. Витте (введение золотого стандарта рубля).

1895 – Петербургский ʼʼСоюз борьбы за освобождение рабочего классаʼʼ.

1896, май – ʼʼХодынская катастрофаʼʼ на коронации Николая II.

1897 – введение золотого обращения (денежная реформа С. Ю. Витте).

1897 – первая всœероссийская перепись населœения.

1898 – I съезд РСДРП в Минске. Образование партии.

1899–1903 – экономический кризис.

1899 – Гаагская мирная конференция 26 держав по проблемам разоружения, по инициативе России

1900, декабрь – выход первого номера газеты РСДРП ʼʼИскраʼʼ.

1901 – ʼʼОбуховская оборонаʼʼ – открытое противостояние рабочих и солдат в Санкт-Петербурге.

1901–1902 – создание партии социалистов-революционеров (эсеров) – преемницы народнической идеологии и тактики. Главный теоретик – В. М. Чернов. Во главе Боевой организации партии – Г. Гершуни, Е. Азеф (провокатор) и Б. Савинков. Наиболее громкие терракты – убийство министров внутренних дел Д. С. Сипягина (1902), В. К. Плеве (1904) и великого князя Сергея Александровича (1905).

1902 – начало выхода в Штутгарте журнала либеральной оппозиции ʼʼОсвобождениеʼʼ под редакцией П. Б. Струве.

1903, июль – всœеобщая стачка на юге России.

1903 – II съезд РСДРП. Принятие первой программы и устава партии. Раскол партии на большевиков (лидер – В. И. Ульянов (Ленин)) и меньшевиков (лидер – Ю. О. Мартов).

1903 – создание умеренно-либеральной организации ʼʼСоюз земцев-конституционалистовʼʼ и леволиберального ʼʼСоюза освобожденияʼʼ.

1904–1905 – русско-японская война.

1904, март – гибель адмирала С. О. Макарова, командовавшего Тихоокеанским флотом и обороной Порт-Артура.

1904, август – сражение под Ляояном.

1904, сентябрь – сражение на реке Шахэ.

1904, декабрь – сдача Порт-Артура комендантом А. М. Стесселœем.

1905–1907 – первая русская революция.

1905, 9 января – ʼʼКровавое воскресениеʼʼ в Петербурге. Расстрел мирной манифестации рабочих и жителœей столицы.

1905, февраль – сражение под Мукденом. Поражение русских войск.

1905, май – Цусимское сражение. Разгром русского флота.

1905, май – создание во время стачки текстильщиков Иваново-Вознесенска первого в России совета (первоначально для руководства стачкой).

1905, июнь – восстание на броненосце ʼʼПотемкинʼʼ.

1905, 6 августа – Манифест о созыве законосовещательной ʼʼБулыгинскойʼʼ Думы. Издание Положения о выборах, по которому значительная часть населœения (в том числе и пролетариат) избирательных прав не получала.

1905, 23 августа – Портсмутский мирный договор с Японией. Передача Японии южной части Сахалина и Ляодунского полуострова. Признание Кореи сферой влияния Японии.

1905, октябрь – Всероссийская политическая стачка (участвовало около 2 млн. человек) – кульминация революции 1905–1907 годов.

1905, октябрь – создание кадетской партии. Лидер – П. Н. Милюков.

1905, 17 октября – Манифест ʼʼОб усовершенствовании государственного порядкаʼʼ: провозглашение политических свобод, создание законодательной Государственной Думы, обещание расширить избирательное право.

1905, 3 ноября – отмена выкупных платежей.

1905, ноябрь – создание партии ʼʼСоюз 17 октябряʼʼ. Лидер – А. И. Гучков.

1905, декабрь – вооруженное восстание в Москве.

1905, 11 декабря – избирательный закон. Выборы в Думу строились по куриальному принципу (4 курии – избирательных собраний).

1906, апрель – издание новых ʼʼОсновных государственных законовʼʼ.

1906, апрель – июль – I Государственная Дума. Председатель – кадет С. А. Муромцев. Относительное большинство – кадеты.

1906–1911 – правительство П. А. Столыпина. Политика бонапартизма.

1906, 9 июля – роспуск I Государственной Думы.

1906, июль – Выборгское воззвание депутатов распущенной Государственной Думы с призывом к ненасильственному сопротивлению властям (не платить налогов в казну и не поставлять рекрутов в армию).

1906, июль – Восстание в Свеаборге и Кронштадте.

1906, 9 ноября – указ о выходе крестьян из общины

referatwork.ru

Античная историография

Историография начинается в Греции с Гекатея и Геродота. Самая ранняя из дошедших до нас исторических работ «История» Геродота, который позже получил от Цицерона прозвище «отца истории». Геродот только излагал известные ему исторические события, не ставя перед собой задачу установления достоверности изложенных рассказов.

Геродот объясняет, почему он взял на себя труд написать свою Историю: чтобы память о подвигах людей не потерялась в глубине веков. Он хотел сохранить память о деяниях, совершенных греками и варварами.

Мотивы творчества других историков античности будут иными. После Геродота по заданному им образцу работало множество историков, которые, как например, Дионисий Галикарнасский, в основном, описывали историю своего города, используя для этого городской архив. Некоторые авторы стоят особняком, например, Гиппий Элидский, составивший список олимпийских игр, и давший тем самым последующим поколениям единую хронологическую основу для датировки описанных событий. Кроме того, некоторые авторы, как Гелланик, сводили исторические труды отдельных авторов в общие исторические хроники, благодаря чему мы получили информацию о содержании многих ныне утраченных античных рукописей.

Фукидид, например, стремился показать вечную борьбу за власть, по его мнению, являющуюся характерной чертой человеческой натуры; Фукидид, описывая Пелопоннесскую войну, практически не ссылался на волю богов, производя все причины событий из деяний людей, чем стал образцом для последующих историков, придерживающихся рационалистических позиций. Ксенофонт впервые начал писать автобиографию и исследовал не только события, но и характеры людей.

Древнегреческий образец был впоследствии воспринят другими народами. Например, Полибий пытался сблизить греческий и римский взгляды на историю. В сочинениях Полибия впервые зарождается понятие всемирной истории. Полибий утверждал, что вся история мира имеет конечной и высшей точкой своего развития Римскую империю, он писал свои книги, считая что опыт, добытый при изучении истории, является лучшим руководителем в жизни. Берос написал на греческом «Историю Вавилонии», а Евсевий Кесарийский стал первым христианским историком.

Римляне первыми среди европейских народов начали писать историю по греческому образцу не на греческом, а на родном языке, латыни. Катон Старший был одним из основателей этой традиции, подхваченной затем Цицероном и Юлием Цезарем. Среди античных авторов Страбон выделялся соединением истории и географии, Тит Ливий — попыткой из предположения о возможности завоевания Рима Александром Македонским создать «альтернативную историю»[1], Плутарх и Светоний — биографическими сочинениями, Тацит — описанием варварских народов, изображая германцев как благородных дикарей.

Античной исторической мысли — при всех её достижениях — была чужда идея исторического прогресса: история рисовалась либо как регрессивный процесс, либо как циклический круговорот, повторяющий одни и те же стадии.

Средневековая христианская историография

Повышение статуса христианской церкви в Римской империи, начиная с правления Константина I, привело к отделению нарождавшейся новой христианской историографии от древней античной. Если древние авторы предпочитали записывать устные рассказы об исторических событиях, христианские авторы прежде всего опирались на письменные источники, начиная, разумеется, с Библии. В центре их повествования находились не войны и биографии политиков, а религиозное развитие общества. Первым христианским историком был Евсевий Кесарийский. Христиане видели историю как результат осуществления божественного плана, в котором общество развивается линейно, а не циклически, как это свойственно, например, взглядам китайских историков.

Для Историография этой эпохи, когда характер исторического мышления определяла преимущественно феодально-церковная идеология, характерен провиденциалистский взгляд на историю, при котором исторические события рассматривались как результат вмешательства божественной воли, как осуществление «божественного плана».

На западноевропейскую феодально-христианскую Историография наряду с Библией огромное влияние оказали философско-исторические концепции христианского теолога Августина Блаженного, на мусульманскую Историография — Коран.

Средневековые авторы, как правило, видели лишь внешнюю связь явлений в виде их хронологической последовательности, отсюда характерная форма исторических сочинений с погодной записью событий — анналы, русские летописи (наиболее известный из ранних русских летописных сводов — «Повесть временных лет»).

studfiles.net