Древние каналы хакасии. Сибирь. Оросительные каналы Тагарской культуры
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Сибирь. Оросительные каналы Тагарской культуры. Древние каналы хакасии


Сибирь. Оросительные каналы Тагарской культуры: sibved

Думаю, еще не все знают о том, что несколько тысяч лет назад (по официальным данным) на территории Южной, Центральной и Восточной Сибири проживали народы с галогруппой R1a (данные из wiki) и относящиеся к авропеидам. Многие считают, что люди с европейскими чертами лицами, там в Сибири, появились после походов Ермака. В представлениях у большинства о местных жителях этих территорий: это тюрские и монголоидные кочевые племена, занимающиеся в те далекие времена скотоводством и ведущие собирательный образ жизни. Но это далеко не так.Ранее я выкладывал статью Древние Культуры Сибири европеоидного антропологического типа в которой собраны лишь кратнкие, но официальные данные.

Реконструкция внешнего облика «андроновца». Казахстан II тыс. до н.э. Название происходит от деревни Андроново около Ачинска, где в 1914 были обнаружены первые захоронения.

Вся эта огромная территория в период от 4-х тыс. лет назад была заселена, как Вы увидите ниже, отнють не тюрками и монголоидами.

У европеидных культур этих территорий много названий. В основном они привязаны к названиям населенных пунктов, где были найдены захоронения, курганы и остатки поселений. Ученый мир выделяет еще вот такие культуры:

Афанасьевская культура — южносибирская археологическая культура бронзового века (III—II тысячелетия до н. э.). Название культура получила от Афанасьевской горы (близ с. Батени в Хакасии), где в 1920 году был исследован первый могильник этой культуры.

Окуневская культура — южносибирская археологическая культура кочевников-скотоводов бронзового века (II тыс. до н. э.), пришедшая на смену афанасьевской культуре. Названа по местности Окунев улус на юге Хакасии, где в 1928 С. А. Теплоуховым был впервые раскопан могильник этой культуры.

Карасукская культура — археологическая культура бронзового века (кон. 2-го — начало 1-го тыс. до н. э.) в Южной Сибири и Казахстане. Названа по раскопкам эталонных памятников на реке Карасук на территории Республики Хакасия.

Тагарская культура — археологическая культура бронзового века (X—III в. до н. э.), названа по топониму — острову Тагарскому на р. Енисей. На смену тагарской культуре пришла таштыкская культура.

Таштыкская культура — археологическая культура Южной Сибири железного века (II век до н. э. — V век н. э.), будучи во многом преемницей тагарской культуры, принципиально отличается от нее широким распространением железа.

Пазырыкская культура — археологическая культура железного века (VI—III вв. до н. э.), причисляемая к "скифскому кругу", основные находки предметов которой были сделаны в Горном Алтае. Носители этой культуры обитали на смежных территориях Казахстана, Республики Алтай и Монголии.

Возможно, нет разделения во времени среди этих культур, и это все одна культура с примерно одним временем существования. Ведь известно, что датируют это дело по толще культурных слоев, а к культурным слоям археологи относят все: глину, грунт, перегной. А если находят культурные артефакты, то стараются их привязать к похожим, но в другой местности и территориях, к возрасту которых уже нет вопросов. Нет у них поправок на события, которые повлекли появление глины: возможный потоп, наводнения и т.д.

Находя вот такие изделия в захоронениях – они относят его ко времени скифов, потому что эти артефакты почти идентичны со скифским золотом, кинжалами.

Салбыкский курган. Хакасия. Тагарская культура. Археологи полностью раскопали этот курган, оставив только внешнюю ограду из камней

Его современный вид

Еще сохранившиеся в хакаской степи курганы

Т.е. и по находкам и по курганам, можно найти культурную связь со скифской культурой европейской части России.

Для меня было открытием следующая информация (опять благодарность Сергею Изофатову). Оказывается, жители тагарской культуры вели активную сельскохозяйственную деятельность. Это следует из наличия каналов, которые видны и в наше время:

ТК

ТК1Каналы Тагарской культуры Минусинской котловины

Фотография каналов в хорошем качестве (кликабельно)

Официальная информация: Древние тагарские оросительные каналы использовались древними жителями Минусинской котловины. В VII-XIII столетиях Древнехакасское государство, основавшееся в этих местностях, являлось крайним северо-восточным оплотом цивилизации западного типа. Многие исследователи, которым довелось посетить эти районы Хакасии, указывают на то, что помимо основного промысла (рыболовство и охота) жителей степи, велось активное земледелие при котором использовалось искусственное орошение земли. Некоторые сохранившиеся до наших дней части древних тагарских оросительных систем были обнаружены во многих районах Минусинской котловины. И есть, на мой взгляд, ложная информация, что воины Чингисхана вытоптали все поля, превратив их в пастбища, а плотины и шлюзы разрушили. У нас любят все разрушения относить на войны и завоевания. На основе древних оросительных каналов в 1926 году в Хакасской Республики было начато масштабное строительство оросительных систем.

Фотографии только эти. Нет ни подробной информации, ни чего-то другого, что могло бы рассказать о масштабах ирригационных систем. Но понятно, что если есть такие системы, то народы, которые населяли эти территории кочевыми быть не могли.

Источник

sibved.livejournal.com

Тагарская археологическая культура | Русский след

Большинство земляных курганов в Хакасии, в южной части Красноярского края и на соседних территориях относится к Тагарской археологической культуре, эпохи бронзы и железа (VIII—III века до н. э.), названной по острову Тагарский на Енисее около г. Минусинска, где был раскопан крупный могильный курган, ставший основными памятниками этой культуры.  

Курганы в этих местах раскапывались ещё в 1722 году Г. Мессершмидтом и Р.И. Страленбергом — участниками Первой Сибирской экспедиции. Много курганов было открыто в XIX в. Д. Клеменцом, А. Андриановым и другими археологами. Раскопки тагарских курганов продолжили в XX веке С. Киселев и М. Грязнов. Большие курганные могильники исследованы у Тагарского озера, у села Тесь, Сарагаш на юге Красноярского края, в лесостепной территории у села Серебряково, Тисуль и в других местах Кемеровской области. Хорошо изучены горные выработки и обследованы древние оросительные каналы в Хакасско-Минусинском регионе.

Первую периодизацию культуры, называвшейся тогда Минусинской курганной, разработал С.А. Теплоухов. С.В. Киселев предложил переименовать культуру в тагарскую, по месту основных археологических раскопок на острове Тагарском у одноимённого озера.

Тагарская археологическая культура представлена могильниками, поселениями, плавильнями, кладами, наскальными изображениями.

Сейчас известно около ста тагарских поселений, места добычи руды, каменоломни, оросительные каналы и писаницы. Самая ценная — писаница на горе Бояры к северу от Абакана, где изображен поселок людей тагарской культуры. Тагарская археологическая культура хорошо изучена и представлена большим количеством исследованных памятников.

Памятники Тагарской археологической культуры датированы VII — началом II века до н. э. В настоящее время известны две родственные культуры: тагарская культура Хакасско-Минусинского района и тагарская культура лесостепной части Красноярского края и Кемеровской области. На протяжении существования культуры менялся обряд погребения, инвентарь, хозяйство, идеология.

Тагарская культура прошла несколько этапов в своём развитии. С.В. Киселев обосновал предложенную периодизацию. Впоследствии М.П. Грязнов дал более четкую характеристику предлагаемых этапов, названных им по характерным могильникам — баиновский, подгорновский, сарагашенский и тесинский.

Расцвет Тагарской культуры приходится на период V—IV вв. до н. э. Основные памятники — курганы. Под насыпями содержатся обширные квадратные погребальные камеры, стены которых выложены камнем или деревянным срубом. Они были родовыми усыпальницами: внутри погребено до нескольких десятков умерших.

С погребенными находятся бронзовые вещи: ножи с отверстием на ручке, проколки, чеканы, кинжалы, похожие на скифские, плоской рукоятью, с кольцом или полукольцом на рукояти, украшения, бронзовые зеркал и фигурки «летящих» оленей. 

Подгорновские кинжалы представлены пластинчатыми формами с дугообразно изогнутым обушком, с каплевидным или круглым отверстием в торце рукояток. Сарагашенские кинжалы имели расширяющуюся кверху ажурную или петельчатую рукоять с тонким кольцом.

На позднем этапе появляются железные ножи, часто с кольцом, навершием. Баиновские кинжалы имеют перекрестие в виде прямоуголных выступов, у подгорновских – перекрестия разнообразной формы, сарагашенские отличают гарды в виде узких рельефных усиков.

В это время бытуют и вотивные (по обету) формы кинжалов. Бронзовые чеканы имеют длинную втулку, круглый или гранёный стержень.

На Подгорновском этапе развития Тагарской культуры обушковая часть кинжала украшалась фигурками зверей. Для Сарагашенского этапа характерны уменьшение формы чеканов.

В могилах обнаружено большое количество кинжалов и чеканов. Тагарские бронзовые кинжалы просты: клинки имеют вытянутую форму со сплошной ручкой, прямым или бабочковидным перекрестием и навершием в форме валика с изображениями голов фантастических грифонов. Чекан — ударное приспособление с острым бойком, обухом и втулкой, он крепился на деревянную ручку, с противоположного конца которой надевался вток, своего рода наконечник.

Часто встречаются бронзовые ножи. Наиболее распространенными были прямые ножи, у которых ручка не отделяется от лезвия и имеет одно или несколько отверстий. В быту употреблялись массивные бронзовые мотыги-кельты и тесла, назначение которых зависело от способа крепления к ручке: топор, мотыга, заступ или тесло.

Среди бронзовых и костных наконечников стрел преобладают костные, часто встречающиеся на подгорновском этапе, и наконечники стрел с расщепленным насадом.

Вопрос об употреблении железа в тагарской культуре спорен. В Минусинской котловине найдены кинжалы и чеканы, сделанные из железа. Судя по форме и технике изготовления, они, скорее всего, не местного производства. Если железоделательное производство и было известно людям тагарской культуры, то широкого распространения оно не имело вплоть до II века до н. э. Причина проста: расположенные рядом горы богаты полиметаллическими рудами, сама природа создала здесь прекрасные условия для длительного и перспективного развития бронзолитейного производства.

 

Наряду с обработкой металлов, бронзовым литьём, существовали другие домашние производства: гончарное, косторезное, выделка кож, прядение и ткачество,  деревянная резьба развивалась на всех поселениях.  В тагарских могилах часто находят кусочки кожи и ткани. Это в основном остатки одежды погребенных. Тагарцы умели выделывать тонкие кожи, из которых шили ремешки, небольшие чехлы и одежду. Толстые кожи шли на изготовление ремней, упряжи, крупных чехлов и обуви.

Все тагарские ткани шерстяные. Они различны по качеству: простого, саржевого и диагонального переплетения, а также вязаные полотна. Саржа (итал. sargia, фр. serge; от лат. sericus – «шелковый») — тип плетения ткани. 

Керамика представлена плоскодонными банками, украшенными рядами каннелюров (от франц. cannelure – желобок) – вертикальные и  горизонтальные  желоба, насечек и жемчужин.

На подгорновском этапе баночные сосуды имеют утолщения венчика, встречаются и горшковидные сосуды. В сарагашенском этапе развития распространены баночные не орнаментированные сосуды, появляются сосуды со сливом в виде котла или вазы на коническом поддоне. В тесинском этапе развития эти традиции сохраняются, появляются также небольшие сосудики различной формы — прямоугольные, кубические, или в виде блюда с перегородкой. Найдена  деревянная посуда — кубки и блюда.

Среди украшений, встречающиеся во всех курганах, кроме тесинского этапа, найдены головные повязки, обшитые бронзовыми бляшками. В сарагашенских погребальных комплексах найдены бронзовые и золотые диадемы, шейные гривны, серьги, перстни, ножные браслеты. К поясу подвешивались в мешочке или чехле нож, шило, кинжал, бронзовое зеркало, костный гребень.

Из бронзы тагарцы делали большинство украшений: бронзовые выпуклые бляшки украшали спереди головной убор, на груди носили диск, изображавший солнце, так называемое «зеркало», на головной убор нашивали диадемы в виде тонких изогнутых полосок бронзы.

На тесинском этапе развития Тагарской культуры появляются пряжки и застежки хуннского типа. 

В Тагарской археологической культуре развивалось искусство «звериного стиля». К культовым предметам относятся бронзовые фигурки оленей с подогнутыми под туловище ногами, служащие, вероятно, символом Солнца. Олени появляются в конце подгорновского этапа и бытуют на всем протяжении сарагашенского этапа.

Были распространены культы огня, солнца и растительных сил природы. С солярным культом связаны бронзовые зеркала и диски. Символами солнца были круглые бляшки и «солнечные» олени с кругами и солярными знаками на крупе. 

Известны бронзовые чашевидные полые алтари с фигурами баранов и оленей. Такое предпочтение изображению животных в искусстве и символике объясняется еще и тем, что образы зверей лежали в основе сложных мифов о происхождении людей и Вселенной.

К разряду культовых предметов относятся также колоколовидные навершия в виде горного козла и ажурные конические предметы, увенчанные несколькими фигурками козлов.

Колоколовидные навершия в виде горного козла появляются на сарагашенском этапе, ажурные конические  – на подгорновском этапе. Эти культовые предметы служили навершиями погребального ложа и, возможно, боевыми штандартами военачальников – факельницами.

К концу существования Тагарской культуры характерными становятся огромные, одиноко стоящие курганы,  с одной обширной погребальной камерой под насыпью, в которой обычно находится один погребённый со следами сожжения. В захоронениях много предметов из бронзы, однако в конце Тагарской культуры в могилы клали только миниатюрные, специально предназначенные для погребения вещи. В это время появляются глиняные сосуды новых форм (с поддоном) и кувшины с ручками.

О развитии земледелия свидетельствуют бронзовые массивные серпы со слабо скошенным лезвием и отверстием для привязывания ремня, с помощью которого серп надевали на руку во время работы. Среди земледельческих орудий найдены бронзовые мотыги-кельты, характерные для примитивного земледелия. Интересно, что большинство тагарских серпов найдено именно в таких наиболее пригодных для мотыжного земледелия районах. В одной из могил Тисульского могильника найдены обломки зернотёрок и жернова, бронзовые серпы, обгоревшие зёрна проса и ячменя. Земледелие у племен тагарской культуры было мотыжным, и обрабатывались, очевидно, только мягкие и влажные земли речных долин.

В засушливых районах Хакасско-Минусинской котловины действовали оросительные каналы. Около каналов обнаружены заброшенные древние пашни и остатки примитивной ирригационной системы. 

Наряду с земледелием в хозяйстве тагарского населения большую роль играло скотоводство. Основой хозяйства было скотоводство, в основном крупный рогатый скот. Значительную долю стада составляли мелкий рогатый скот и лошади.Примеров, доказывающих существование развитого скотоводства, достаточно. Почти в каждой тагарском кургане встречаются кости домашних животных — коровы, овцы, лошади. Разводили низкорослых рабочих лошадей и лошадей для верховой езды, о чем свидетельствуют предметы конского снаряжения: подпружные пряжки, бляшки, уздечки, бронзовые двухсоставные удила. Однако в быту лошади не так активно использовались, как у саков или савроматов.

Представители Тагарской археологической культуры жили оседло, что подтверждают многочисленные поселения трёх типов: долговременные неукрепленные поселения, укрепленные городища и временные сезонные поселения. На поселениях Объюл вскрыто около 10 землянок прямоугольной формы, глубиной  глубиной до метра. Сверху над котлованом жилища возвышались наземные бревенчатые стены. Остатки наземных четырехугольных жилищ открыты на Шестаковском городище на берегу Кии в Кемеровской области и поселении Косоголь в Красноярском крае.

В сооружении стен использовался камень. Судя по наскальным изображениям, тагарцы в качестве домов использовали юрты и бревенчатые срубы. 

Исследование погребальных сооружений показало, что люди обрабатывали дерево, из которого строили дома срубовой конструкции, делали посуду, деревом выкладывали изнутри могилы. Тагарцам были знакомы почти все основные приемы деревянного строительства.

 Об оседлости тагарского населения свидетельствуют писаницы на хребте Бояры. Изображенный на скале поселок состоит из бревенчатых рубленых прямоугольных домов с четырехскатной крышей и круглым очагом внутри.

На хребте Бояры изображены сосуды, в которых без труда можно узнать «скифские котлы», широко распространенные в Евразии. Женщины представлены в широких коротких одеждах, в руках они держат сосуды. Рядом с поселком пасётся стадо животных.

Племена тагарской культуры достигли больших успехов в развитии бронзовой металлургии и металлообработки. Об этом можно судить по громадному количеству дошедших до нас бронзовых вещей. Большая часть древних медных рудников в горах Южной Сибири, принадлежала, вероятно, племенам тагарской культуры. Они значительно улучшили состав бронзы, умели делать сплавы различных качеств. Знаменитая тагарская золотистая бронза лучше карасукской по качество, так как большая часть изделий почти не разрушилось от времени.

Социальные отношения в обществе Тагарской культуры были достаточно сложными. Наряду с возвышением вождей, для которрых возводятся монументальные погребальные сооружения, возникают различные социальные группы и среди рядовых членов общества. На баиновском этапе выделяются могилы воинов. На подгорновском этапе число воинов ещё более увеличивается. Особую группу воинов составляли колесничие. Коллективные захоронения отражали не только социальные, но и имущественные различия.

Замечательно тагарское искусство, представленное в наскальных изображениях и богатейшем высокохудожественным бронзовым литьем. Для него характерны монументальность, отсутствие вычурности, изображение одиночных фигур животных, отсутствие сцен борьбы животных, так как автохтонна и возникла на основе Карасукской культуры (каменоложского её этапа, или, иначе говоря, Лугавской).

В антропологическом материале, в меньшей степени в материальной и духовной сфере, наблюдаются элементы предшествующих и соседних культур, нуждающиеся в объяснении. Хронология Тагарской культуры, по М.П. Грязнову, выглядит следующим образом: баиновский этап — VII–VI вв. до н. э., подгорновский этап — VI–V вв. до н. э., сарагашенский этап — IV–III вв. до н. э., тесинский — II–I вв. до н. э.

Лит.: Киселев С.В. Древняя история Южной Сибири. М., 1951; Вадецкая Э.Б. Археологические памятники в степях Среднего Енисея. Л., 1986; Мартынов А.И. Лесостепная тагарская культура. Новосибирск, 1979.

Аркаим - "Страна городов" Новые находки в Филипповских курганах

ru-sled.ru

Ящик пандоры – Сибирь. Оросительные каналы Тагарской культуры

В данной статье рассматриваются очередные доказательства того, что Сибирь была родиной Белой Расы, а не монголоидной, как нас пытаются убедить историки. Дополнительную информацию по этой теме можно почерпнуть из нашего фильма “Фальшивая древность Китая”.

Напомним, в статье Ещё одна Чандарская плита? мы уже информировали наших читателей о так называемой “Карте создателя” – удивительном артефакте, трёхмерной карте земной поверхности, выполненной неизвестной технологией на плитах известняка.

При этом анализ военных специалистов по картографии Генштаба ВС России показал, что карта действительно подлинная, вот их заключение:

По Вашей просьбе были рассмотрены представленные материалы с целью идентификации поверхности, изображённой на каменной плите, и проведена работа по изучению археологической находки. По данному вопросу сообщаем следующее. На поверхности плиты изображён рельеф, в целом соответствующий юго-западным отрогам Башкирского взгорья с некоторым смещением русел водных артерий указанного района.

 

Помимо рельефа (в том числе дна рек, что современная цивилизация не делает и сейчас) на этой карте также изображены оросительные системы, которые поражают своим масштабом и сложностью.

«…По мере изучения плиты, загадок только прибавлялось. На карте явно видна гигантская оросительная система региона – чудо инженерной мысли. Кроме рек, изображены две системы каналов шириной 500 метров, 12 плотин шириной 300-500 метров, длиной до 10 километров и глубиной 3 километра каждая. Плотины позволяли осуществлять поворот воды в ту или иную сторону, а для их создания было перемещено более квадриллиона кубометров земли. По сравнению с ними Волго-Донской канал на современном рельефе может показаться царапиной…»

После знакомства с ссылками из этого небольшого предисловия информация из нижеприведённой статьи автора под ником ]]>sibved]]>  приобретает ещё больший интерес для вдумчивого читателя…

Сибирь. Оросительные каналы Тагарской культуры

Думаю, еще не все знают о том, что несколько тысяч лет назад (по официальным данным) на территории Южной, Центральной и Восточной Сибири проживали народы с галогруппой R1a (данные из wiki) и относящиеся к авропеидам. Многие считают, что люди с европейскими чертами лицами, там в Сибири, появились после походов Ермака. В представлениях у большинства о местных жителях этих территорий: это тюрские и монголоидные кочевые племена, занимающиеся в те далекие времена скотоводством и ведущие собирательный образ жизни. Но это далеко не так.

Ранее я выкладывал статью ]]>Древние Культуры Сибири европеоидного антропологического типа]]> в которой собраны лишь кратнкие, но официальные данные.

Реконструкция внешнего облика «андроновца». Казахстан II тыс. до н.э. Название происходит от деревни Андроново около Ачинска, где в 1914 были обнаружены первые захоронения.

]]>]]>Вся эта огромная территория в период от 4-х тыс. лет назад была заселена, как Вы увидите ниже, отнють не тюрками и монголоидами.

У европеидных культур этих территорий много названий. В основном они привязаны к названиям населенных пунктов, где были найдены захоронения, курганы и остатки поселений. Ученый мир выделяет еще вот такие культуры:

Афанасьевская культура — южносибирская археологическая культура бронзового века (III—II тысячелетия до н. э.). Название культура получила от Афанасьевской горы (близ с. Батени в Хакасии), где в 1920 году был исследован первый могильник этой культуры.

Окуневская культура — южносибирская археологическая культура кочевников-скотоводов бронзового века (II тыс. до н. э.), пришедшая на смену афанасьевской культуре. Названа по местности Окунев улус на юге Хакасии, где в 1928 С. А. Теплоуховым был впервые раскопан могильник этой культуры.

Карасукская культура — археологическая культура бронзового века (кон. 2-го — начало 1-го тыс. до н. э.) в Южной Сибири и Казахстане. Названа по раскопкам эталонных памятников на реке Карасук на территории Республики Хакасия.

Тагарская культура — археологическая культура бронзового века (X—III в. до н. э.), названа по топониму — острову Тагарскому на р. Енисей. На смену тагарской культуре пришла таштыкская культура.

Таштыкская культура — археологическая культура Южной Сибири железного века (II век до н. э. — V век н. э.), будучи во многом преемницей тагарской культуры, принципиально отличается от нее широким распространением железа.

Пазырыкская культура — археологическая культура железного века (VI—III вв. до н. э.), причисляемая к “скифскому кругу”, основные находки предметов которой были сделаны в Горном Алтае. Носители этой культуры обитали на смежных территориях Казахстана, Республики Алтай и Монголии.

Возможно, нет разделения во времени среди этих культур, и это все одна культура с примерно одним временем существования. Ведь известно, что датируют это дело по толще культурных слоев, а к культурным слоям археологи относят все: глину, грунт, перегной. А если находят культурные артефакты, то стараются их привязать к похожим, но в другой местности и территориях, к возрасту которых уже нет вопросов. Нет у них поправок на события, которые повлекли появление глины: возможный потоп, наводнения и т.д.

]]>]]>Находя вот такие изделия в захоронениях – они относят его ко времени скифов, потому что эти артефакты почти идентичны со скифским золотом, кинжалами.

]]>]]>Салбыкский курган. Хакасия. Тагарская культура. Археологи полностью раскопали этот курган, оставив только внешнюю ограду из камней

]]>]]>Его современный вид

]]>]]>Еще сохранившиеся в хакаской степи курганы

Т.е. и по находкам и по курганам, можно найти культурную связь со скифской культурой европейской части России.

Для меня было открытием следующая информация (опять благодарность Сергею Изофатову). Оказывается, жители тагарской культуры вели активную сельскохозяйственную деятельность. Это следует из наличия каналов, которые видны и в наше время:

Каналы Тагарской культуры Минусинской котловины

Официальная информация: Древние тагарские оросительные каналы использовались древними жителями Минусинской котловины. В VII-XIII столетиях Древнехакасское государство, основавшееся в этих местностях, являлось крайним северо-восточным оплотом цивилизации западного типа. Многие исследователи, которым довелось посетить эти районы Хакасии, указывают на то, что помимо основного промысла (рыболовство и охота) жителей степи, велось активное земледелие при котором использовалось искусственное орошение земли. Некоторые сохранившиеся до наших дней части древних тагарских оросительных систем были обнаружены во многих районах Минусинской котловины. И есть, на мой взгляд, ложная информация, что воины Чингисхана вытоптали все поля, превратив их в пастбища, а плотины и шлюзы разрушили. У нас любят все разрушения относить на войны и завоевания. На основе древних оросительных каналов в 1926 году в Хакасской Республики было начато масштабное строительство оросительных систем.

Фотографии только эти. Нет ни подробной информации, ни чего-то другого, что могло бы рассказать о масштабах ирригационных систем. Но понятно, что если есть такие системы, то народы, которые населяли эти территории кочевыми быть не могли.

]]>Источник]]>

Источник: www.kramola.info

pandoraopen.ru

Сибирь. Оросительные каналы Тагарской культуры

В данной статье рассматриваются очередные доказательства того, что Сибирь была родиной Белой Расы, а не монголоидной, как нас пытаются убедить историки. Дополнительную информацию по этой теме можно почерпнуть из нашего фильма "Фальшивая древность Китая".

 

Напомним, в статье Ещё одна Чандарская плита? мы уже информировали наших читателей о так называемой "Карте создателя" - удивительном артефакте, трёхмерной карте земной поверхности, выполненной неизвестной технологией на плитах известняка.

 

При этом анализ военных специалистов по картографии Генштаба ВС России показал, что карта действительно подлинная, вот их заключение:

По Вашей просьбе были рассмотрены представленные материалы с целью идентификации поверхности, изображённой на каменной плите, и проведена работа по изучению археологической находки. По данному вопросу сообщаем следующее. На поверхности плиты изображён рельеф, в целом соответствующий юго-западным отрогам Башкирского взгорья с некоторым смещением русел водных артерий указанного района.

 

Помимо рельефа (в том числе дна рек, что современная цивилизация не делает и сейчас) на этой карте также изображены оросительные системы, которые поражают своим масштабом и сложностью.

«…По мере изучения плиты, загадок только прибавлялось. На карте явно видна гигантская оросительная система региона – чудо инженерной мысли. Кроме рек, изображены две системы каналов шириной 500 метров, 12 плотин шириной 300-500 метров, длиной до 10 километров и глубиной 3 километра каждая. Плотины позволяли осуществлять поворот воды в ту или иную сторону, а для их создания было перемещено более квадриллиона кубометров земли. По сравнению с ними Волго-Донской канал на современном рельефе может показаться царапиной…»

После знакомства с ссылками из этого небольшого предисловия информация из нижеприведённой статьи автора под ником sibved  приобретает ещё больший интерес для вдумчивого читателя...

 

Сибирь. Оросительные каналы Тагарской культуры

Думаю, еще не все знают о том, что несколько тысяч лет назад (по официальным данным) на территории Южной, Центральной и Восточной Сибири проживали народы с галогруппой R1a (данные из wiki) и относящиеся к авропеидам. Многие считают, что люди с европейскими чертами лицами, там в Сибири, появились после походов Ермака. В представлениях у большинства о местных жителях этих территорий: это тюрские и монголоидные кочевые племена, занимающиеся в те далекие времена скотоводством и ведущие собирательный образ жизни. Но это далеко не так.

Ранее я выкладывал статью Древние Культуры Сибири европеоидного антропологического типа в которой собраны лишь кратнкие, но официальные данные.

Реконструкция внешнего облика «андроновца». Казахстан II тыс. до н.э. Название происходит от деревни Андроново около Ачинска, где в 1914 были обнаружены первые захоронения.

Вся эта огромная территория в период от 4-х тыс. лет назад была заселена, как Вы увидите ниже, отнють не тюрками и монголоидами.

У европеидных культур этих территорий много названий. В основном они привязаны к названиям населенных пунктов, где были найдены захоронения, курганы и остатки поселений. Ученый мир выделяет еще вот такие культуры:

Афанасьевская культура — южносибирская археологическая культура бронзового века (III—II тысячелетия до н. э.). Название культура получила от Афанасьевской горы (близ с. Батени в Хакасии), где в 1920 году был исследован первый могильник этой культуры.

Окуневская культура — южносибирская археологическая культура кочевников-скотоводов бронзового века (II тыс. до н. э.), пришедшая на смену афанасьевской культуре. Названа по местности Окунев улус на юге Хакасии, где в 1928 С. А. Теплоуховым был впервые раскопан могильник этой культуры.

Карасукская культура — археологическая культура бронзового века (кон. 2-го — начало 1-го тыс. до н. э.) в Южной Сибири и Казахстане. Названа по раскопкам эталонных памятников на реке Карасук на территории Республики Хакасия.

Тагарская культура — археологическая культура бронзового века (X—III в. до н. э.), названа по топониму — острову Тагарскому на р. Енисей. На смену тагарской культуре пришла таштыкская культура.

Таштыкская культура — археологическая культура Южной Сибири железного века (II век до н. э. — V век н. э.), будучи во многом преемницей тагарской культуры, принципиально отличается от нее широким распространением железа.

Пазырыкская культура — археологическая культура железного века (VI—III вв. до н. э.), причисляемая к "скифскому кругу", основные находки предметов которой были сделаны в Горном Алтае. Носители этой культуры обитали на смежных территориях Казахстана, Республики Алтай и Монголии.

Возможно, нет разделения во времени среди этих культур, и это все одна культура с примерно одним временем существования. Ведь известно, что датируют это дело по толще культурных слоев, а к культурным слоям археологи относят все: глину, грунт, перегной. А если находят культурные артефакты, то стараются их привязать к похожим, но в другой местности и территориях, к возрасту которых уже нет вопросов. Нет у них поправок на события, которые повлекли появление глины: возможный потоп, наводнения и т.д.

Находя вот такие изделия в захоронениях – они относят его ко времени скифов, потому что эти артефакты почти идентичны со скифским золотом, кинжалами.

Салбыкский курган. Хакасия. Тагарская культура. Археологи полностью раскопали этот курган, оставив только внешнюю ограду из камней

Его современный вид

Еще сохранившиеся в хакаской степи курганы

Т.е. и по находкам и по курганам, можно найти культурную связь со скифской культурой европейской части России.

Для меня было открытием следующая информация (опять благодарность Сергею Изофатову). Оказывается, жители тагарской культуры вели активную сельскохозяйственную деятельность. Это следует из наличия каналов, которые видны и в наше время:

Каналы Тагарской культуры Минусинской котловины

Официальная информация: Древние тагарские оросительные каналы использовались древними жителями Минусинской котловины. В VII-XIII столетиях Древнехакасское государство, основавшееся в этих местностях, являлось крайним северо-восточным оплотом цивилизации западного типа. Многие исследователи, которым довелось посетить эти районы Хакасии, указывают на то, что помимо основного промысла (рыболовство и охота) жителей степи, велось активное земледелие при котором использовалось искусственное орошение земли. Некоторые сохранившиеся до наших дней части древних тагарских оросительных систем были обнаружены во многих районах Минусинской котловины. И есть, на мой взгляд, ложная информация, что воины Чингисхана вытоптали все поля, превратив их в пастбища, а плотины и шлюзы разрушили. У нас любят все разрушения относить на войны и завоевания. На основе древних оросительных каналов в 1926 году в Хакасской Республики было начато масштабное строительство оросительных систем.

Фотографии только эти. Нет ни подробной информации, ни чего-то другого, что могло бы рассказать о масштабах ирригационных систем. Но понятно, что если есть такие системы, то народы, которые населяли эти территории кочевыми быть не могли.

Подпишитесь на нас Вконтакте, Одноклассники

Рекомендуем почитать

Новости партнеров

 

tainoe.info

Путешествие на гору Сундук в Хакасии

Опубликовано  30 апреля 2013 г.

      Горы Сундуки в Хакасии. Это одна из достопримечательностей республики. Представьте себе широкую, почти идеально ровную равнину шириной километров пятнадцать. По этой равнине, по её восточной части, протекает река Белый Июс. А примерно посередине равнины располагаются горы Сундуки. Неудивительно, что эти горы издавна привлекали к себе людей. Они окружены ореолом мистики и множеством легенд.

      Их пять — гор Сундуков. Вся эта горная гряда из гор — Сундуков, растянулась на несколько километров с севера на юг. Все Сундуки имеют похожую форму. Пологие горы с западной стороны заканчиваются обрывом высотой до ста пятидесяти метров с восточной. На одних горах растут деревья, на других нет.

 Сундук на горе       Особенно интересна гора Первый Сундук. Именно её и посещают туристы, отправляющиеся в путешествие по Хакасии. Это одно из самых удивительных мест республики Хакасия. Ещё издали, подъезжая к горе Первый Сундук, понимаешь, что эта гора особенная. Она резко отличается от других гор этой гряды.

      Посмотрев со стороны на гору Первый Сундук, Вы действительно увидите огромный сундук, стоящий на вершине горы. Видимо из-за этого сходства гора и получила своё название. Заодно с ней так же назвали и остальные горы этой гряды, пронумеровав их по счёту. Фото гор Сундуки приведено в статье.

      Гора Первый Сундук, если посмотреть на неё сверху, имеет форму овала. По краям горы расположены гранитные останцы. Они имеют форму прямоугольников. Череда этих прямоугольников по краю горы создаёт впечатление, что это зубчики крепостной стены. Видимо из-за этого сходства эта гора имеет и второе название. Её древнее название — крепость Онло.

Подъём на гору Сундук        Вполне возможно, что это природное сооружение действительно в давние времена использовалось как крепость. Для этого нужно лишь укрепить её пологую, западную часть шириной около ста метров. С других сторон гора имеет крутые склоны, забраться на которые почти невозможно. Тем более, что на территории республики Хакасия традиционно крепости строились на горе.

      Для этого выбирали наиболее неприступную гору и укрепляли её каменными стенами. Для стен использовали подходящие камни. Недостатка в камнях в этой горной части Хакасии нет. Именно таким образом построены крепости вблизи деревни Чебаки, на горе Чалпан у озёр Белё и другие.

 Вид с горы Сундук на каналы       Существует мнение, что Первый Сундук — это древняя обсерватория или солнечные часы. Может быть это и так, не берусь утверждать. Одно несомненно — с этой горы открывается удивительный вид. Кажется, что твоё тело наполняется энергией. А игра теней и солнечных лучей в облачный день, придаёт окружающему эту гору пейзажу поистине мистический вид.

      Раз уж начал говорить об окружающем пейзаже, то нельзя не сказать ещё раз о равнине вокруг горы.  С восточной стороны, между горой и рекой Белый Июс вся равнина прочерчена аккуратными прямыми каналами. Эти древние каналы являются самыми старыми ирригационными сооружениями Хакасии. Они пересекаются между собой под прямыми углами. Кажется, что вся равнина расчерчена на прямоугольники и квадраты.

       С северной стороны горы на многие километры растянулась совершенно ровная местность. Лишь изредка на её поверхности можно увидеть кустарники. Вся поверхность заросла густой травой. Просёлочные дороги прямыми линиями пересекают равнину. Экскурсоводы утверждают, что это древний космодром.

      Как бы то ни было, но место это действительно обладает какой то энергетической силой. Всем туристам, приезжающим на отдых в Хакасию летом, обязательно стоит побывать на горах Сундуки. Говорю так потому, что летом то дорога к горам не очень хорошая, а зимой её скорее всего нет и в помине.

      Теперь расскажу как проехать в Хакасии к горам Сундуки. Горы расположены в Орджоникидзевском районе Хакасии. Сначала нужно доехать до районного центра посёлка Шира. Как доехать до посёлка Шира, я уже писал в рассказах про озеро Тус и озеро Шира. Перед въездом в посёлок Шира с северной стороны есть поворот вправо на Чёрное озеро. Вот туда и сворачиваем.

      Дорога будет проходить мимо деревни Малый Кабежиков. Хороший асфальт, так и хочется ехать и ехать, любуясь проплывающими мимо пейзажами. А вот и указатель "река Белый Июс". А перед ним огромная вывеска слева от дороги. Это известный на всю Россию оздоровительный центр "Прасковья". Так, что кроме туризма, в Хакасии можно пройти и курс лечения или оздоровления. От посёлка Шира до реки Белый Июс около тридцати километров.

 Вид с первого сундука на второй      Переехав через реку Белый Июс, сразу за мостом нужно повернуть вправо. Дорога, прямо скажу никакая. Я на своей Toyota Platz еле проехал. Дорога просёлочная, ямы да ухабы. В дождливую погоду лучше не ездить. Дорога проложена вдоль канала, о которых я говорил. Кстати, здесь неплохая рыбалка. По крайней мере рыбаков очень много.

      По дороге ехать нужно очень аккуратно, по причине, изложенной выше. Недалеко от моста расположена первая гора Сндук. Ну, вообще то не первая, а пятая из горной гряды Сундуки. Она начинается с горы Сундук №5. Вот вдоль всех Сундуков и нужно ехать около восьми километров к Первому Сундуку, как к самому интересному. Вы его сразу увидите, езжайте не сворачивая с дороги. Она и приведёт Вас к цели. Счастливого пути!   

v-pohode.ru

Сундуки Хакасия. - Злодеев Евгений

Первый Сундук. Наиболее красивый, интересный и значимый в гряде в обрядовом и астрологическом смысле. Еще в советское время в этой местности при распашке поля случайно трактором вскрыли могилу шамана. Тогда был выкопан камень, на котором были изображены созвездия другого полушария и некоторые звезды, видимые чуть ли не в телескоп.По мнению академика В. Е. Ларичева, изучающего Сундуки около 30 лет, именно здесь располагалась «мировая гора» — астрологическое святилище, включающее жреческий храм и древнейшую обсерваторию. О мифической мировой горе, расположенной якобы на Северном полюсе, учёные знают давно. По преданию, это некая изначальная земля, где жили самые великие боги и где появились первые люди. У каждого народа была своя мировая гора, точнее — её образ. Получается, Первый Сундук — мировая гора для данного региона.

Второй Сундук вызывает отдельный интерес для фотографов — на нем сооружают многочисленные каменные пирамидки. У сооружения таких пирамидок глубокие корни: раньше хакасы создавали их как жилища горных духов в особо почитаемых местах, к которым с древности относились и Сундуки. В районе второго и третьего Сундуков можно найти подтверждения этого, в виде нескольких древних каменных оград могильников.

На скальных отвесах Четвёртого Сундука — рисунки, выбитые более двух тысяч лет назад. Петроглифы являются своеобразным героическим эпосом в картинах. В них показан не только нелегкий земной путь героя, но и потусторонний мир, куда он попадает после гибели от рук притаившегося в засаде врага (нижняя часть каменной плиты). Подробнее об их трактовке может рассказать экспозиция Ширинского краеведческого музея. Самым загадочным является петроглиф Белая Лошадь. Учёные предполагают, что рисунок появился примерно 16 тысяч лет назад, в ледниковую эпоху. В образе этой Лошади предкам виделось обновлённое Время.

Пятый Сундук — самый южный из всех. Перед ним расположена большая группа могильников. У его подножия находится оросительный канал, один из тех, что сохранился с давних времён (уже в I тыс. до н.э. Хакасско-Минусинская котловина была центром орошаемого земледелия).

До сих пор гадают, что это: обсерватория древних, культовое место, площадка для приземления инопланетных космических кораблей или все вместе? Весь комплекс часто называют Храмом Солнца. Существует легенда, что хакасские духи пускают в это место далеко не всех, запутывают дорогу или посылают грозы с сильными ветрами. Если вам все-таки удастся добраться до Сундуков, не забудьте привязать полоску ткани к жертвенному дереву (его вы увидите сразу), это будет вашим знаком поклонения вездесущим духам.

Это магическое место обладает еще одной уникальной особенностью — великолепной акустикой. Если человек негромко говорит, стоя на вершине склона, слушатели внизу хребта его прекрасна слышат, хотя расстояние между ними 200-300 метров. Форма горы, напоминающая подкову, создает коридор, по которому идет звук, не теряя своей громкости и разборчивости. Это возможно благодаря потокам воздуха, идущим сверху вниз.

20. "сундук", вот из за таких останцов, место приобрело название.сундук21. Тотемтотем

22.покоритель

23.виды

24.место силы25.смч26.жлддо

zlodeev-evgeniy.livejournal.com

Главный туристский портал Хакасии — Сундуки

Комплекс памятников природы и археологии «Сундуки» находится недалеко от реки Белый Июс, на границе Орджоникидзевского и Ширинского районов республики Хакасия. Своим названием гряда из 5-и живописных гор обязана внешнему облику Первого Сундука, скальная вершина которого напоминает большой каменный куб - сундук. Название «Сундуки» появилось не так давно, хакасское название этой горы – Хызыл хая (Красная скала). Комплекс состоит из нескольких наблюдательных площадок, двух вариантов «солнечных часов», календаря и жизнеописания великого воина, которое отражает мифологию древних жителей территории Хакасии. Горная гряда «Сундуки» представляет собой комплекс археологических объектов таких как могильники, наскальные рисунки и специальные сооружения, которые помогали древним астрономам наблюдать за звездами, Солнцем и Луной, вести учет календарных циклов.Вот что пишет о Сундуках  Валентина Николаевна Тугужекова, директор Хакасскогонаучно-исследовательского института языка литературы и искусства  (ХакНИИЯЛИ):  Двухсотметровые скалы-останцы носят порядковые номера. Первый Сундук - наиболее красивый и значимый в гряде в обрядовом и астрологическом смысле. В советское время в этой местности при распашке поля случайно трактором вскрыли могилу шамана. Тогда был выкопан камень, на котором изображены созвездия другого полушария и некоторые звезды, видимые чуть ли не в телескоп. На скальных отвесах Четвёртого Сундука находятся наскальные рисунки, выбитые жрецом-художником более двух тысяч лет назад - знаменитая писаница "Лыжник". Перед Пятым Сундуком - самым южным - расположена группа могильников. Пятый Сундук полностью связан с движением Солнца. Здесь встречали Новое Солнце, шаманы проводили обряды поклонения. У го подножия находится оросительный канал, сохранившийся с давних времён.Сундуки – это многофункциональный комплекс древности. Археолог Виталий Епифанович Ларичев считал, что Первый Сундук и другие горы хребта долины между реками Белый и Черный Июс это древняя обсерватория под открытым небом. Наблюдения за цикличными перемещениями Солнца и Луны очень важны для человека, поскольку этому ритму подчинялась хозяйственная и ритуальная деятельность древних людей. Вместо приборов для наблюдений на Сундуках использовались камни, отверстия и проемы в скалах, ориентированные на наиболее важные точки восходов и заходов небесных светил в дни равноденствия и солнцестояния – ключевые моменты для ведения древнего календаря. На Сундуках в Хакасии можно увидеть древнее изображение мифологического существа, напоминающего дракона, рассечённого на шесть частей. Это одни из самых первых на Востоке часов. До полудня тень от стены движется слева направо, проходя одно деление примерно за час. В полдень Храм Времени освещён полностью, затем тень скользит в обратном направлении.Горную гряду Сундуки в Хакасии древние люди использовали как обсерваторию, а также в качестве оборонительного сооружения - крепости све. Здесь обнаружены древние каменно-земляные стены, построенные из уложенных горизонтально каменных плит, а также плит вкопанных вертикально. Построенные человеком стены дополняют природные скалы. Во время военной опасности такие сооружения вмещали несколько тысяч голов скота.

Еще одно свидетельство высокого развития народов, населявших в древности Хакасию - оросительные каналы. С вершин Сундуков открывается широкая панорама на Хакасскую степь с сетью рек и каналов. Уже в I тыс. до н.э. Хакасско-Минусинская котловина стала центром орошаемого земледелия. После монгольского завоевания, каналы оказались заброшенными. В ХХ веке на их месте соорудили новые ирригационные системы, которые действуют до сих пор. "

В 2011 году на территории достопримечательности создан музей-заповедник «Сундуки» – филиал краеведческого музея Орджоникидзевского района Республики Хакасия. Посещение территории и заказ экскурсионного обслуживания по согласованию с администрацией музея.    

khakassia.travel