«Мифами Ктулху» обычно называют мифологию, созданную американским писателем Говардом Филлипсом Лавкрафтом (1890–1937), а также произведения других авторов по мотивам его работ, выдержанные в особом «лавкрафтовском» стиле. В Мифах возможно использование описанных Лавкрафтом богов и существ, героев и мест, древних книг и артефактов; но в бесконечной Вселенной достаточно места и для других богов и чудовищ. Важный элемент Мифов — создание атмосферы сверхъестественного ужаса в столкновении человека с чем-то, что находится за пределами привычного ему мира, с тем, что он не может объяснить. Автор не указывает на что-то конкретное, а предлагает читателю самостоятельно домыслить сущность необъяснимого. Несмотря на то, что Лавкрафт творил в XX веке (а пик его творчества приходится на 1920-е годы), его произведения по стилю ближе к готике XVIII—XIX вв. (принимая во внимание и языковые архаизмы), нежели к нынешним «мастерам ужаса» с характерным для них натурализмом.
Это литературное течение названо в честь Ктулху, фантастического существа, с которым публика впервые познакомилась в рассказе Лавкрафта «Зов Ктулху» в 1928 году:
В своем доме в Р’льехе мертвый Ктулху спит, ожидая своего часа.
В иллюстрированном справочнике «Монстры Мифов Ктулху» (скачать) рассмотрены 27 ужасных существ из запредельных реальностей. Автор перевода — Алексей Черепанов, при моем консультировании и редактировании.
Также нами переведен на русский язык опубликованный в 2015 году Справочник «Лавкрафтовские Ужасы» (скачать), который объединил сборники «Монстры Мифов Ктулху» и «Иллюстрированный справочник существ, населяющих Страну Грез и прочие места Иных Измерений». Объединенный справочник содержит много интересных новинок и улучшений текста и графики.
Дополнительно рекомендую ознакомиться с картографией Страны Грез и галереей изображений и краткими описаниями других пространственно-временных континуумов, связанных со Страной Грез.
Даже самые страшные монстры, противостоящие героям фантастики, выполняют прозаичные функции: внезапно выскочить из темноты, укусить за самое чувствительное место и скрыться в никуда. Под этот шаблон подпадают вампиры, оборотни, призраки и зомби. Эти твари родились из мифов и легенд, суеверий и предрассудков, словом, человечество придумало их, чтобы обосновать свой естественный страх перед всем неожиданным и непонятным.
Но есть и другие легенды. Мифы о невероятных монстрах, гораздо более страшных, чем кучка оживших мертвецов, и гораздо более загадочных, чем полупрозрачные существа, гуляющие по коридорам старинных замков. В отличие от европейских легенд, эти истории не могут похвастать древностью. Их придумал один-единственный человек — нищий американец, страдавший от ночных кошмаров. Но современная фантастика (а в особенности — мистика и ужасы) без них совершенно немыслима.
Говард Филлипс Лавкрафт (20.08.1890 — 15.03.1937) по праву считается одним из отцов жанра ужасов. Он взял многое от Эдгара По и лорда Дансени, но еще больше было взято у него. Клайв Баркер, Стивен Кинг, Ганс Руди Гигер, Нил Гейман, Гильермо Дель Торо, Сэм Рэйми и Алан Мур не скрывают, что черпают вдохновение в творчестве человека, придумавшего легенду про «книгу мертвых» — «Некрономикон».
Заслуга Лавкрафта ещё и в том, что он впервые скрестил два ранее независимых жанра — научную фантастику и ужасы. Говард создал масштабный пантеон из богов, полубогов и чудовищ — существ потусторонних и одновременно реальных, обитающих то ли в другом измерении, то ли на других планетах, но активно вмешивающихся в дела людей при помощи своих сверхъестественных сил.
При этом Лавкрафт не был сумасшедшим мистиком. Он относился к монстрам из его книг с юмором. Говард был атеистом и рассматривал свои творения исключительно как средство заработка — кстати, очень скромного, едва позволявшего сводить концы с концами.
Да, я согласен, что Йог-Сотот основан на незрелой концепции, мало подходящей для действительно серьезной литературы.
Лавкрафт родился в маленьком американском городке с многозначительным названием Providence («провидение»). Отец — Винфред Скотт Лавкрафт — работал коммивояжером. Через три года после рождения сына он заболел сифилисом, сошел с ума и был помещен в больницу.
Дедушка Випли заставлял юного Говарда читать «Сказки 1001 ночи», «Рождение сказки» Булфинча, «Илиаду» и «Одиссею» Гомера. Вдобавок к этому бабушка каждый вечер рассказывала ему готические европейские сказки (не те, которые мы знаем по детским книжкам, а настоящие, не адаптированные для детей — где сестрам Золушки, не влезающим в хрустальную туфельку, рубят пятки; а прекрасный принц, добравшись до спящей красавицы, перед тем, как разбудить ее, «снимает цветы любви»).
В молодости Лавкрафт постоянно болел и почти не ходил в школу. Он так и не смог получить диплома о среднем образовании и поступить в университет. Его брак с украинской еврейкой Соней Грин длился лишь несколько лет.
Набросок Ктулху рукой Лавкрафта. Ну, не умел писатель рисовать
Хотя произведения Лавкрафта печатались и неплохо раскупались, писатель был беден. Он вел невиданную по масштабам переписку (считается, что это — самая крупная авторская переписка в мире) со своими коллегами, среди которых были Форрест Акерман (известный в США фантаст), Роберт Говард (создатель Конана-Варвара) и Роберт Блох (Психо).
Лавкрафт умер от рака и недоедания. Поклонники иногда оставляют на его могиле эпитафию (ее быстро стирают, но она появляется вновь): «Не мертво то, что в вечности живет. Со смертью времени и смерть умрет».
Откуда взялись мифы
На самом деле систематизированные «мифы Лавкрафта», более известные как «мифы Ктулху», появились уже после смерти Лавкрафта. Его близкий друг и коллега Август Дерлет (1909-1971) взял неоконченные работы «отца ужасов», отредактировал их, обобщил, кое-что добавил от себя — и опубликовал в своем собственном издательстве «Arkham House».
Август Дерлет, знаменитое фото на фоне комиксов
Единая мифологическая картина мира Лавкрафта — плод воображения его последователей, прежде всего — Дерлета. Он разбавил «мифы Ктулху» христианством, превратив их в описание традиционной борьбы добра со злом. Самому Лавкрафту это было чуждо — писатель называл этику Канта шуткой и создавал в своих книгах вселенную, полную хаоса, ночных кошмаров и мучительной неизвестности.
Согласно представлениям Лавкрафта о божествах в своих мифах… изначально были Старшие боги (Elder Gods) — добрые и мирные, жившие на звезде Бетельгейзе (или около нее) в созвездии Ориона. Они крайне редко вмешивались в земные дела — в борьбу добра со злом, которым являются Древние (Great Old Ones, или, иначе — Ancient Ones) (с) Август Дерлет, из предисловия к «Историям о мифах Ктулху»
У самого Лавкрафта Старшие боги явным образом ни разу не упоминались (кроме, пожалуй, очень похожего на них Ноденса, Хозяина Великой бездны из рассказа «Загадочный дом на туманном утесе»). Не было у него и систематизированного пантеона Древних. Да и сам термин «Древние» (Ancient Ones) используется лишь однажды — в рассказе «Врата серебряного ключа».
Следует отметить, что монстры из мифов Ктулху не проявляют преднамеренной враждебности к человечеству — они скорее являются той равнодушной и безразличной силой мироздания, которую нагляднее всего можно сравнить с человеческой ногой, случайно затаптывающей тысячи крошечных насекомых.
Древние
Древние (Great Old Ones) — невероятно могущественные существа, предположительно — ровесники Вселенной. Члены мистических сект и культов почитают их как богов. Древние обитают в других звездных системах либо вообще за пределами нашего измерения. Очень вероятно, что многие из них бестелесны, вернее говоря — состоят не из материи.
Их могущество основано на неизвестных человечеству силах, которые традиционно считаются магическими. Оно не безгранично и имеет свои пределы, зачастую распространяющиеся на всю планету. Древние могут влиять на земные дела лишь при определенных астрономических условиях (особое расположение звезд на небе) и лишь тогда, когда им помогают их последователи — культисты.
Древние и внешние боги в шуточном вебкомиксе The Unspeakable Vault (Of Doom)
Апхум-Зхах (Aphoom-Zhah) — он же «Холодное пламя» — божество, придуманное другом Лавкрафта — Кларком Эштоном Смитом (1893-1961). Этот монстр — потомок Ктхугхи (Cthugha). Подобно другому чудовищу — Итхаква (Ithhaqua), — он спит подо льдом Арктики, ожидая своего «звездного часа». Во времена ледникового периода Аптум-Зхах частенько наведывался в Гиперборею (Лавкрафт считал таковую аналогом Атлантиды). Для людей он выглядит как огромный, холодный столб серого огня.
Другие чудовища вели свое происхождение из куда более темных и загадочных, передаваемых лишь из уст в уста, тайных легенд древности — таковы были, например, черный, бесформенный Тсатхоггуа, обладающий множеством щупалец Ктулху, снабженный ужасным хоботом Чхаугнар Фаугн и прочие чудовищные создания, знакомые избранным людям по запретным книгам наподобие «Некрономикона», «Книги Эйбона» или труда фон Юнцта «Сокровенные культы». (с)Говард Лавкрафт, «Ужас в музее»
Ктхугха (Cthugha) — создан Августом Дерлетом и впервые появляется в рассказе «Дом на кривой улице» (1962). Это существо выглядит как огромный шар огня. Его слуги — раса огненных вампиров. В рассказе Дерлета «Обитающий во тьме» главный герой пытается призвать Ктхугху, чтобы тот изгнал воплощение Нъярлатотепа (Nyarlathotep) из леса в Канаде.
Ктулху (Cthulhu) — самый известный из монстров Лавкрафта, созданный самим автором. Насчет произношения его имени (вообще, про названия существ у Лавкрафта можно с полным правом сказать «язык сломаешь») существуют разные мнения. Сам писатель говорил, что имя этого божества уходит корнями в некий древний язык, совершенно чуждый для людей. Наиболее близким вариантом произношения, согласно Лавкрафту, является: «Кхлул’Хлуу».
Как уже было сказано выше, Ктулху — злой бог, который покоится в затонувшем городе Р’Льех и ждет своего часа, когда звезды примут нужное положение и он вернется к жизни, чтобы сеять хаос и разрушения.
Знаменитый портрет Ктулху работы Реймонда Бэйлесса
Внешность Ктулху известна всем поклонникам творчества Лавкрафта — это гигант (он смог преследовать корабль в Атлантическом океане, стоя в воде) человекоподобной формы со скользкой чешуйчатой зеленой кожей и когтями на руках (предположительно — и ногах). Его голова напоминает осьминога — череп лишен волос, а вокруг рта растут многочисленные щупальца. В довершение этой милой картины, на спине у Ктулху имеются два крыла, как у летучей мыши.
И эскимосские колдуны, и болотные жрецы из Луизианы пели, обращаясь к внешне сходным идолам, следующее: «Пх’нглуи мглв’нафх Ктулху Р’льех вгах’нагл фхтагн» («В своем доме в Р’льехе мертвый Ктулху спит, ожидая своего часа»). (с) Говард Лавкрафт, «Зов Ктулху»
Август Дерлет в своих рассказах слегка изменил роль Ктулху, сделав его далеко не самой главной фигурой в пантеоне запредельных существ. Первенство в иерархии Древних принадлежит Йог-Сототу (Yog-Sothoth) и Азатоту (Azathoth), однако культ Ктулху, тем не менее, является самым распространенным (и самым влиятельным) на Земле.
Главный противник Ктулху, согласно Дерлету, — его единоутробный брат Хастур (Hastur), живущий в звездном скоплении Гиады (Hyades) созвездия Тельца. Интересно, что рассказ «Возвращение Хастура» (1939) описывает физический, реальный контакт этих двух божеств.
Ктхулла (Cthulla) — Тайная дочь Ктулху. Как ясно из ее второго имени, эта юная (по космическим меркам) дама — родная дочь самого знаменитого монстра из книг Лавкрафта. Будучи полной копией своего папочки, она прячется в некоем потайном месте под названием Ютх (Yth). Ее предназначение — возродить Ктулху в том случае, если он погибнет. В связи с этим она представляет большую ценность для отца — Ктхуллу тщательно охраняют его слуги (в том числе и Глубоководные, о которых будет сказано ниже). Некоторые считают, что Дагон должен быть похож на Глубоководных и выглядеть примерно так.
Дагон (Dagon) — еще одна «суперзвезда» мифов Ктулху. В реальности Дагон был божеством зерна и земледелия (dagan, иуд. — зерно), почитаемым северо-западными семитскими племенами. Упоминания о нем встречаются даже в Библии — например, в пятой главе первой книги Царств.
Некоторые исследователи также считают, что Дагон был покровителем рыболовов и поэтому изображался как бородатый мужчина с рыбьим хвостом вместо ног. Последнее, видимо, и вдохновило Лавкрафта на создание пугающего образа подводного божества, впервые появившегося в романе «Тень над Иннсмутом» (1936).
Дагон в представлении Джеффа Риммера
Внешность Дагона никому не известна, равно как и неизвестны подробности его существования. Мы знаем лишь то, что его при всем желании нельзя назвать добрым и человеколюбивым. Да, он действительно может покровительствовать рыбакам, но плата за удачный лов рыбы будет, мягко говоря, чрезмерной.
Гхатанотоа (Ghatanothoa) — Узурпатор, Бог вулканов и первый сын Ктулху. Предположительно, он погребен под горой Воормитхадрет (Voormithadreth) на Мю (мифический континент, затонувший в Тихом океане). Гхатанотоа почитался обитателями Мю за свою способность превращать людей в живые статуи.
Глааки (Glaaki) — Обитатель озера, Властитель мертвых снов. Живет в долине реки Северн неподалеку от Бричестера в Англии. Впервые появился в рассказе Рамси Кэмбелла «Обитатели озера». Глааки выглядит как огромный слизняк, сплошь покрытый металлическими шипами. Последние являются не просто стильным аксессуаром — они живые и растут из тела, подобно волосам. Глааки может выпускать из себя щупальца с глазами на концах, чтобы выглядывать из воды.
Культ Глааки достаточно силен — в основном за счет магических знаний, которыми это божество снабжает своих последователей. Последние, если верить авторам мифов Ктулху, систематизированы и записаны в 12 томов книги «Откровения Глааки».
Люди приходят в этот культ ради вечной жизни, которую сулит им Глааки. Божество всегда сдерживает это обещание — оно втыкает в очередного новичка свой стальной шип, наполняет его тело ядом и превращает человека в особую разновидность зомби — «слуг Глааки» (еще одно малоизвестное существо из мифов Ктулху).
Хастур (Hastur) — Непроизносимый; Тот, кого нельзя называть. Лавкрафт позаимствовал его у Амброза Бирса (рассказ «Пастух Гаита»), где Хастур был покровителем пастухов — сугубо доброй сущностью, в отличие от той злобной твари, которая появилась на страницах рассказа Лавкрафта «Шепоты во мраке».
Хастур, рис. художника Nuberoja
Согласно мифам Ктулху, любой желающий мог вызвать Хастура, произнеся его имя три раза (отсюда и все вышеуказанные прозвища). Внешность этого божества аморфна, но перед людьми он предстает в стандартном «ктулхианском» виде — нечто, напоминающее гигантского осьминога.
Хциоулквоигмнзхах (Hzioulquoigmnzhah) — божество, придуманное Кларком Эштоном Смитом, за одно имя которого автору следует поставить памятник. Ничем особенным это существо не отличается. По некоторым смутным упоминаниям в мифах Ктулху, оно — дальний родственник Ктулху и Хастура. Не имеет постоянного места обитания. Его можно встретить в мире Ксот (Xoth), на Якше (Yaksh, он же планета Нептун), и на Цикраноше (Cykranosh — Сатурн).
Итхаква (Ithaqua) — Бегущий ветер, Бог холодной белой тишины, он же Виндиго (в сказаниях североамериканских индейцев — грозный дух-людоед). Коренные жители северных областей планеты (Сибирь, Аляска) поклоняются этому страшному божеству, задабривая его человеческими жертвами. Считается, что Ихтаква нападает на людей в снежном буране. Позже их находят мертвыми и лежащими в таких позах, будто они упали с большой высоты. Черты лица искажены дикой гримасой агонии, некоторые части тела отсутствуют.
Ниогхта (Nyoghta) — Вещь, которой не должно быть, Обитатель Красной бездны. Описывается в книге Генри Каттлера «Салемский ужас» (1937). Живет в пустотах глубоко под землей, изредка появляется на плато Ленг (на диалекте китайской провинции Фуджиан — «холод») — вымышленном месте в Средней Азии. Загнать его назад под землю можно лишь с помощью заклинания «Ваш-Вирай» и эликсира Тиккун.
Уиг (Yig) — Отец змей. Божество само по себе не злобное, но довольно раздражительное. Наказывает своих обидчиков, посылая к ним змей. Интересно, что в начале 1990-х этот персонаж (вернее, его имя) стал предметом реального культа. В Коннектикуте (США) подростки взяли в моду пугать прохожих, выскакивая на них с воплем «Уиг!», причем кричать следовало так громко, насколько это возможно. Впрочем, подобная забава быстро перестала быть модной. Сейчас насчитывается всего 2-5 случаев «уиггинга» в год.
Это — лишь краткий перечень Древних, о которых говорится в мифах Ктулху. При желании, вы можете найти информацию и о других их «коллегах» (для удобства назовем лишь оригинальные имена):
Анонимус!Альтернативное мнение также имеется в смехуечках.
Right, that guy
Ктулху (лавкрафт. , Cthulhu, реже Ктулу, Катулу, Зелёный Дедушка, Древний) — хтоничное божество с тентаклями и гипнокинезом, персонаж повести Говарда Лавкрафта «Зов Ктулху» и популярный мем рунета.
[править] Внешний вид и основа мифологии
Медаль ордена Ктулху
На вид Ктулху разными частями тела подобен осьминогу, дракону и человеку: согласно описанию Лавкрафта, он зелёный, липкий и толстый, имеет голову как у осьминога, скрюченное драконоподобное тело, покрытое чешуёй, и пару рудиментарных крыльев. Точный размер его не указывается, но, судя по рассказу «Зов Ктулху», он явно не меньше корабля средней величины. В более позднем рассказе «Нечто из дерева» даётся описание менее антропоморфного и более хтонического образа сабжа, но беда в том, что рассказ чуть менее, чем полностью написан Августом, не к ночи будь помянут, Дэрлетом, наглым плагиахтунгом и дописателем руками рассказов за Лавкрафтом по его неопубликованным черновикам, так что каноном описание из «Нечты» не стало.
Ктулху лежит «во сне, подобном смерти», в затонувшем городе-склепе Р’льех (Р’лайх в другом переводе) посреди Тихого океана. «Когда звёзды примут нужное положение», Р’льех поднимется с морского дна и Ктулху проснется (правда, по Лавкрафту выходит, что сам он проснуться не может и его надо будить). В «Мифах Ктулху» описывается древняя религиозная традиция поклонения Ктулху. Согласно Лавкрафту, культисты присутствуют и среди инуитов Гренландии, и среди жителей Новой Англии, и вообще по всему свету. Центром и родиной культа совершенно ВНЕЗАПНО является аравийская пустыня. На своих встречах культисты устраивают человеческие жертвоприношения, танцуют и распевают мантру «Пх’нглуи мглв’нафх Ктулху Р’льех вгах’нагл фхтагн», что, по показаниям некоторых культистов, следует понимать как «В своем доме в Р’льехе мёртвый Ктулху спит, ожидая своего часа».
Ктулху способен воздействовать на разум человеческих существ, но его способности заглушаются толщей воды, так что подвластными ему остаются только сновидения особо чувствительных людей, таких как художники, поэты и сумасшедшие. В рассказе сны, напускаемые Ктулху, сильно ужасают видевших их и порой доводят до невменяемостей и/или самоубийств.
[править] Bloop
Блуп собственной персоной
В 1997 в области указанного Лавкрафтом расположения Р’льеха был зафиксирован подводный звук, получивший имя собственное «Bloop» (блуп, с английского — «бульк»). Природа звука указывает его животное происхождение, но мощность намного превосходит ту, которая могла быть достигнута известными видами морских животных. Неплохо было бы исследовать, что (или кто) издало такой силы звук. По размерам подходят как раз таки Ктулху и Левиафан (последний — гигантский библейский НЁХ-змей), но что-то там не срослось, и официальной причиной отмены стала низкая важность информации. То есть в океанах воет какая-то хрень гигантских размеров, но оно не нужно. Есть мнение, что исследователям стало просто страшно — оно и понятно, ибо приобщение к тайне Ктулху чревато не только нервными расстройствами, но и тесным и плодотворным общением с тайными агентами культа Ктулху. В результате сабж храпнул без особых последствий. Ну, разве что американцы, обнаружившие сей ужасный звук, потеряли неплохие портки.
С другой стороны гибель отряда спецназа аквалангистов-глубоководников, самовыпилившегося в результате коллективного помешательства, вряд ли стала бы достоянием мировой прессы.
Недавно яйцеголовые опомнились и заверили всех, отчаянно скрывая дрожь в коленках, что такой звук порождён всего лишь трескающимся гигантским айсбергом. Но мы-то знаем.
[править] Реальные мифы
Написание Лавкрафта удивительным образом близко по произношению к шумерскому божеству Кулулу — главное божество шумеров Энки живет в своем доме на дне моря. Также стоит сказать о Кракене, морском божестве полинезийцев Каналоа в виде гигантского кальмара, и уже упомянутом Левиафане, который тоже спит на дне океана и проснётся в момент наступления БП.
[править] Произношение имени
Имя Его произносится на языке смертных примерно как Khlûl’hloo или Kathooloo [kə'θulu] — так завещал нам дедушка Лавкрафт:
…первый слог [в Khlul’-hloo] произносится гортанно и весьма хрипло. [Буква] u [произносится] примерно как в full; а первый слог похож на klul в звучании; так, h обозначает гортанный хрип.
HPL
Ни в одном из английских вариантов произношения звука «ц» (Цтулху) нет. В английском языке для обозначения звука ц используется сочетание ts, тогда как буква с читается как русское с перед буквами e, i и y («фифти сентс», например, против русской транскрипции «цент») или как «к» во всех остальных случаях. Таким образом, Цтулху в английских источниках быть не может, равно как и Стулху, ибо буквосочетание «ct» может читаться только как «кт». Исключения — аббревиатуры. Вероятней всего, таковое произношение пошло от одного из переводов псевдонекрономикона (Некрономикон Симона).
Бытует мнение, что один из русских переводчиков придумал вариант Цтулху специально. Мол, персонажи книг постоянно бубнили о том, что мантры ктулхистов звучат необычно для человеческого уха. А раз в английском языке (носителям которого эти самые персонажи являются) буквы ц нет, значит, Цтулху звучит вполне необычно.
[править] Ктулху как мем
Неизвестно, с чего именно пошла популяризация Ктулху в Рунете. Можно предположить, что всё началось с появления в ЖЖ сообществе ru_unspeakable, на которое почти сразу дал ссылку Илья Прутов, например. Также есть версия, что популяризация Ктулху произошла после флешмобного голосования за вопрос В. В. Путину, который должны были задать на конференции в Яндексе — «Как вы относитесь к пробуждению Ктулху?». Несмотря на то, что вопрос попал в топ, он задан не был. Впрочем, однажды неофициально ВВП таки на него ответил.
С Ктулху было создано множество быдлоконтента. Существуют фразы:
В таких шутках Ктулху иногда приписываются несвойственные ему действия, заимствованные из схожих образов, например, поедание человеческого мозга (из-за сходства с иллитидами, созданными под впечатлением от обложки одной из книг Лавкрафта. И да, они на самом деле едят мозги, проникая в череп ротовыми щупальцами).
Также существует мнение, что популяризация Ктулху в России началась благодаря игре «Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth», созданной по рассказам Г. Ф. Лавкрафта «Зов Ктулху», «Тень над Иннсмутом», «Дагон». Самого сабжа там, правда, не показали, но на статуи полюбоваться можно было. Игра вышла весной 2006 года, к зиме была локализована. Компания планировала выпуск трилогии, в последующих частях которой Ктулху таки появился бы, но разорилась. Не стоит, однако, забывать о том, что как к выходу игры, так и к конференции на Яндексе образ Ктулху, как мема, был полностью завершен.
Пробуждение Ктулху считается началом Большого Пиздеца.
Ну и наконец, Ктулху вовсю пиарится Абсурдопедией, являясь чуть ли не её маскотом — ссылки на него проставлены в каждой третьей статье. Причины столь яростного обожания неизвестны.
[править] Ктулху и криветко
Некоторые считают, что Ктулху связан с башорговским мемом «криветко», однако известно, что последний появился на башорге позднее — как раз в начале спада популярности сабжа. Обычно в таких кроссоверах криведко противопоставляется (или просто подразумевается антиподом) грозному величию Ктулху своей мелкостью, шустростью и малой значимостью™ для морского мира. Например.
[править] Референсы, отсылки и просто плагиат
К вашему сведению!В этой статье мы описываем само явление Ктулху как мема, а не составляем списки плагиаторства, единичных аллюзий и отсылок, тысячи их. Ваше мнение о произведениях здесь никому не интересно, поэтому все правки с упоминанием названий книг, фильмов, игр, музыкальных групп и просто сеттингов будут откачены, а их авторы — расстреляны на месте из реактивного говномёта, for great justice!
Ктулху, как и почти всё творчество Лавкрафта, достаточно известен и популярен у музыкантов, игроделов и других странных личностей. И не только. Например, он фигурирует в качестве одного из персонажей комик-стрипа «UserFriendly». При этом где-то Ктулху именуется как положено, а в более других местах зачастую попадаются «оригинальные» хтонические чудовища, слизанные с Него куда более, чем наполовину.
Перечислим наиболее интересные отсылки к Дедушке вплоть до полного погружения в лавкрафтовские миры. Более полный список можно посмотреть, например, в Википедии.
[править] Музыка
Басист Металлики Клифф Бёртон очень любил произведения Лавкрафта. Однажды он принес ребятам рассказик под названием «The Call of Cthulhu». Творчество Лавкрафта так понравилось остальным членам группы, что они даже переименовали в «The Call Of Ktulu» инструментальную композицию выпиленного Мастейна, за которую в 2001 году выиграли премию Грэмми «Лучшее рок-инструментальное исполнение». Сам Мастейн чуть позже сочинил к ней слова и издал под названием When, но никакой премии не выиграл.
Живет и процветает британская drone doom/dark ambient группа Ungl'Unl'Rrlh'Chchch, творческая концепция которых полностью базируется на произведениях Лавкрафта. Название коллектива позаимствовано из рассказа «The Rats in the Walls» (в оригинале эти слова (?) выглядели несколько иначе — «ungl… ungl… rrrlh… chchch»).
Полностью посвятили свое творчество произведениям Лавкрафта итальянские чернушники Abgott — к примеру, песни «Book 3: The Eye Yog-Sothoth», «Book 4: From Thy Beyond Shub-Niggurath», «Book 7: Thy Evocation Cthulhu (Parts I—IV)» (альбом «Fizala»).
Существует французская формация Arkham, играющая lovecraftian dark metal со всеми вытекающими последствиями.
Нельзя не упомянуть питерский ЕВМ-проект «Cthulhu Biomechanical». Известно, по крайней мере, два их альбома: «Es ist Kalt Hier» (исполнение текстов на расовом арийском языке) и совсем уж москоломный «Ph'nglui Mglw'nafh Cthulhu R'Lyeh Wgah'nagl Fhtagn».
Древнему спящему посвящены два альбома финских блэкарей Dawn Of Relic.
Мало кому известное сообщество H. P. Lovecraft Historical Society помимо всего прочего характерно двумя альбомами в стиле англо-американских рождественских песен, в которых тема Ктулху раскрывается чуть менее, чем полностью. Весьма доставляют сочетанием позитивных мелодий и почти академических голосов с текстами в духе сурового норвежского блэк митола. Также ребята немало потроллили ЕРЖ, переделав таки кошерный мюзикл «Скрипач на крыше» в тролльский «Шоггот на крыше» — с блекджеком, шлюхами, зомби и лично Ктулху, который в финале таки зохавывает фсех. ZOG негодує и запрещає.
[править] Игры
Ктулхи в Final Fantasy 9
В 1987 году игродизайнер Ричард Лауниус создал и опубликовал Arkham Horror, первую игру по произведениям ГФЛ. Игра настольная и представляет собой смесь CCG карточной и командной pen-and-paper. Игроки берут на себя роли частных детективов, чья основная задача — не спятить в процессе расследования очередного дела о Великих Древних. Впрочем, в ход идут также актёры, художники, мистики, сновидцы, полицейский, готовый во имя Аркхэма стать героем, федерал, обезумевший из-за гибели своей любимой от рук НЁХ солдат и даже монахиня! И это еще не конец.Главным ролевым параметром игрока является Sanity (вменяемость), а не какая-нибудь экспа. Отличием от прочих современных настолок является наличие отдельных полей, названных «Иные Миры»[1], и многочисленные дополнения и расширения (продающиеся отдельно, разумеется), что делает ее бесконечно разнообразной. Игра издается по сей день издательством Fantasy Flight Games. Популярность темы породила также клон MtG — Call of Cthulhu LCG, издается там же. Кстати, Arkham Horror переведен на русский как «Ужас Аркхэма», а на западе к этой настолке имеется аж 7 аддонов и софт, позволяющий клепать своих героев и коллег Ктулху. Воистину вин!
В 1992 году появилась культовая Alone in the Dark, действие которой происходит в особняке, принадлежащему некоему ктулхофагу. На протяжении геймплея приходится отбиваться от назойливых детишек Дагона путем протыкания, простреливания и прочего деструктива последних. Среди прочих прелестей в одном из коридоров висит портрет безумного араба, сам же Некрономикон можно найти в одной из библиотек. Также повсеместно по особняку и прилегающим служебным помещениям разбросаны цитаты Лавкрафта, помогающие осознать персу всю глубину первобытного ужаса пришествия Великого в наш мир. Сам Великий предстает в конце игры во всей своей древовидной красе и дает персу шанс доказать, что круче напалма дуста нет.
В Quest for Glory IV: Shadows of Darkness Священная книга культа называется Некрофиликон (Necrophilicon). А в буклете к игре есть глава «Call of Avoozl» автора «P. H. Craftlove». А также фраза «In his Vacation resort at Club Dead, Avoozl lies twitching». В целом, культ и божество со своими последователями взяты прямиком из Лавкрафта, только изменены с достаточной долей юмора.
В хорроре Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth, являющейся компиляцией всех рассказов Лавкрафта, Ктулху занимает огромное место, хоть и не появляется в сюжете напрямую. Он здесь — главный бог Иннсмаутских культистов. Ему читают молитвы, строят храмы, с его именем связаны заклинания, под конец игры его статуи встречаются всё чаще и чаще, в одном из эпизодов Ктулху в своём храме пытается воздействовать на мозг главного героя. Также в игре можно найти несколько документов, в которых содержится описание Ктулху и предсказание его пробуждения.
В гоблоигре «Санитары подземелий 2: В поисках чёрного квадрата» есть квест, где нужно призвать и изничтожить Ктулху (в целях конспирации его переименовали во «Втулку», а фраза «Ктулху фхтагн» звучит как «Втулку в танк», что само по себе уже является плагиатом, ибо уже за два года до выхода игры самообразовалась конфессия т. н. «втулкианцев»).
На сайте Fido 2.0 после прохождения одного «скрытого теста» ваш мозг поедает Ктулху. После чего вы получаете «свиток призыва Ктулху» и можете натравливать своего Ктулху на пользователей интернетов. Чем больше Ктулху съел мозгов, тем лучше он растёт. В результате получается Ктулху-тамагочи.
Ктулху, а также несколько других персонажей из произведений Лавкрафта, появляются в серии игр Persona. Там они являются воплощениями коллективного бессознательного людей.
В StarDrive можно поиграть за расу… Ктулху!
В Warcraft III в одной из сюжетных миссий врагами выступают Безликие, образ которых чуть менее, чем полностью скопипизжен с Ктулху.
В MMORPG The Secret World босс в виде Ктулху предстаёт аж дважды — в данжене и в рейде. Что характерно, оба раза является слабейшим в своей категории. Зато умеет делать разрывы пространства и пучить глаза не хуже гипножабы, нанося при этом урон.
[править] Фильмы
Творчество Лавкрафта вдохновило и не устаёт вдохновлять множество режиссёров. Причём начали уже возникать своего рода сюжетные штампы, и имеется подозрение, что режиссёры уже сами не до конца осознают, откуда растут корни их сценариев.
В 2005 году по одноименной повести Лавкрафта был снят фильм «Зов Ктулху». Авторы — Историческое общество Г. Ф. Лавкрафта (HPLHS). Фильм стилизован под старинное немое черно-белое кино начала века, что, по мнению фанатов ГФЛ, является лучшим способом экранизации произведений Мастера. Однако есть мнение, что при бюджете в 50 тыс. долл. у создателей фильма банально не хватило денег на цветную пленку и микрофон.
В 2001 году режиссёром Стюартом Гордоном снят фильм ужасов «Дагон» (англ. Dagon).
В аниме Shin Koihime Musou OVA-2 Ктулху изображен в образе бога-осминога-извращенца.
В 2007 году вышел фильм под названием… каким бы вы думали? «Ктулху». К сожалению, фильм уныл чуть менее, чем полностью и являет собой перелопаченный рассказ «Тень над Иннсмутом». Повествует он о пареньке с интересными увлечениями, который, приехав в город своего детства, Иннсмут, наложив кирпичей от встреч с разной мразью и вдоволь потрахавшись в задницу, под конец понимает, что он — потомок Абеда Марша и, соответственно, глубоководный.
[править] Писатели
Когда Лавкрафт двинул кони, кроме бесценного литературного наследия после него остались тонны макулатуры в виде разрозненных черновиков, недописанных рассказов и забракованных идей, записи о которых у него при жизни руки не дошли сжечь. Этим воспользовался его коллега по литературному журналу Август, будь он трижды проклят, Дэрлет. При жизни он почитал Лавкрафта как своего учителя и идейного вдохновителя, а потому после его смерти заявил права на интеллектуальную собственность покойного, создав издательский дом «Arkham House», где хорошо, годно издал все вещи Лавкрафта, прежде видевшие свет исключительно со страниц литжурналов. За это фанаты Лавкрафта тут же начали носить Дэрлета на руках. И всё заверте...Начал Дэрлет с издания неопубликованных рассказов покойного. Потом перешёл на доработку напильником и дописывание руками его черновиков. С последующим извлечением профита через издание оных, разумеется. И вот наступил час «Х», когда в свет вышло нечто невыносимо отвратительное — сборник «Маска Ктулху». На обложке гордо красовалась фамилия Лавкрафта, и только открыв предисловие, читатель обнаруживал, что от Лавкрафта там осталось полтора доработанных Дэрлетом черновика, а в остальном книга чуть менее, чем полностью состоит из авторских произведений Дэрлета. Излишне говорить, что произведения эти более чем унылы и отношение к «Мифам Ктулху» имеют более чем опосредованное. Непостижимые и хтонические высшие существа, чуждые всему человеческому, превращены в подобие христианских демонов, научное обоснования происходящей мистики отсутствует как класс, а вполне себе годный лавкрафтовский синтез мистического ужаса с научной фантастикой превратился в банальное фэнтези, на которое труъ-поклонники Лавкрафта не могут смотреть иначе как на издевательство. Название сборника говорит само за себя — творчество Дэрлета — это обычная попсовая фэнтезятина, на которую лишь напялена внешняя оболочка, маска мифологии Ктулху.
У писателя Александра Рудазова опубликована серия произведений про архимага Креола, в которых спящий на дне моря циклопический архидемон Ктулху является одним из действующих лиц. Алсо, из произведений Лавкрафта им был спизжен практически весь пандемониум (Азаг-тот, Нъярлатхотеп, Йог-Сотхотх и т. д.). Прочитать произведения на сайте писателя уже невозможно, ибо он зажыдился и выпилил их во имя Литреса (но в сети достать ещё можно и бесплатно). На Литрес Рудазов перенес их со своего сайта после того, как неоднократно просил не размещать на других ресурсах свои тексты целиком, но был проигнорирован. При этом против ссылок на свой сайт Рудазов не возражал.
В романе «Марш экклезиастов» известных писателей Успенского и Лазарчука действуют столь зловещие силы, что в качестве одного из злодеяний они убивают Ктулху.
В двух романах Вадима Панова из цикла «Тайный город» раскрывается тема Ктулху и прочих лавкрафтовских персонажей. С немалой долей доставляющего юмора, надо заметить. Так Ктулху появляется в ипостаси одного из демонов. Панов вообще очень вольно обращается с чужой мифологией. Так, Мифос (Mythos) Лавкрафта был безжалостно смешан с каким-то бредом, не имеющим никакого отношения к оригиналу, Ктулху превратили в кентавра, ездящего на боевой саранче. Хотя Носящий Желтую Маску почти не пострадал ни внешне, ни по характеру. Это не единственная претензия к Панову (взять хотя бы сеттинг Vampire: The Masquerade), но в целом автор и цикл «Тайный город» доставляют убогим слогом, маразмом сюжетов и копипастом.
Верные своему делу АБС задумали напейсать нечто про Ктулху, однако не сложилось.
14.12.68. «Арк приехал в Лрд. Раздумали ЛиБ, задумали «Кракена»...» Тоже старая наша тема – столкновение людей с гигантским, древним, почти вечным головоногим, обладающим способностью прямого воздействия на человеческий мозг. К этому моменту был хорошо разработан и отчасти даже и написан сюжет с Кракеном, попавшим в московский научно-исследовательский институт, где он превратил всех сотрудников в ледяных эгоцентриков, не знающих пощады в достижении своих вполне низменных целей. В новом «Кракене» события должны были развиваться на некоем морском побережье, где рыбаки стали вдруг видеть один и тот же сон и декламировать друг другу классику (к собственному своему изумлению).
БН
Некий немецкий пейсатель Вольфганг Хольбайн написал роман «Колдун из Салема» и его продолжение «Возвращение колдуна», главному герою которых приходится сталкиваться с Йог-Сототхом на протяжении сюжета первой книги и Шуб-Нигуратхом во второй. Сам Ктулху лично не присутствует, но постоянно даёт о себе знать. Также в книгах обитает прочий лавкравтовский бестиарий, в особенности Шоготы в обильном количестве. На удивление, сам Лавкрафт является одним из персонажей этой книги.
Отметился и английский писатель Чарльз Стросс: Ктулху присутствует в новелле «A Colder War» и в серии «The Laundry Files».
[править] Астрономия
Вы таки не поверите, но на Плутоне есть регион, названный в честь Ктулху. Фхтагн!
[править] В сухом остатке
Приблизительно 99,97% людей, которые произносят имя Ктулху всуе, не прочитали ни одной книги Лавкрафта. Примерно 4,98% читателей этой статьи, дойдя до этого места, краснеют и идут искать «Зов Ктулху» в онлайн-библиотеках.
↑ Подземелий в игре нет совершенно, из-за чего Arkham Horror не пользуется популярностью у манчкинов. Однако благодаря западным гикам можно скачать конструктор компонентов и напилить что-нибудь своё. Главное, знать правила базовой игры и обладать уместной фантазией.
Ктулху — внеземная разумная форма жизни.
«Ктулху — опиум для народа!»
Ктулху фхтагн!
lurkmore.to
Страшные истории: Ктулху и другие жуткие монстры, которых придумал писатель Говард Лавкрафт
Американский писатель Говард Лавкрафт известен не только как родоначальник и непревзойдённый мастер жанра «хоррор», он является ещё и создателем одной из самых необычных мифологий в современной литературе, известной как «Мифы Ктулху».
Сам Лавкрафт и его последователи создали великое множество загадочных существ, богов и прочего отродья, которые населяют бескрайние миры их произведений.
В этой подборке самые знаменитые и необычные твари из мифов Ктулху.
Старцы
Старцы — раса высокоразвитых инопланетных существ. Когда-то, очень давно, именно они первыми пришли из далёких глубин космоса на ещё молодую Землю. Свою родную планету Старцам пришлось покинуть из-за техногенного кризиса. Поэтому на Земле они не применяли свои знания без крайней необходимости, считая свою собственную прошлую цивилизацию пагубной для эмоциональной сферы.
Именно Старцы в мифологии Лавкрафта создали всё живое на земле, в том числе прообразы человека и обезьяны, которых вывели ради вкусного мяса и в качестве декоративной игрушки. Размножение Старцев происходило спорами, но поощрялось только при заселении новых пространств. Первоначально Старцы обладали способностью перелетать через межзвёздные пространства с помощью своих крыльев. Но впоследствии утратили эти навыки и не смогли покинуть Землю.
Шоггот
Это бесформенные угреподобные пузыри протоплазмы. Шогготы способны перемещаться и формировать временные органы для выполнения необходимых действий. О их размере говорит тот факт, что если Шоггот примет сферическую форму, то его диаметр будет равняться пяти метрам. Шогготов создали Старцы для выполнения подсобных и требующих больших физических усилий работ. Шогготы не обладали собственным сознанием и под действием гипнотического внушений могли принимать любую форму и выполнять любые действия.
Однако впоследствии Шогготы обрели волю и интеллект, научились запоминать гипнотические команды и на их основе самостоятельно управлять своей формой. Закономерным результатом этого была ожесточенная война между Старцами и шогготами, которую шогготы проиграли, покорившись Старцам. Однако в ходе следующей или одной из следующих войн Старцы были повержены и шогготы обрели свободу.
Гатаноа
Центральное мифическое божество в произведении «Вне времени». Известно, что Гатаноа оставили на Земле пришельцы Ми-го с планеты Юггот задолго до начала существования человечества. Гатаноа по природе своей бессмертен и обитает в подземелье крепости, некогда располагавшейся на горе Йаддитх-Гхо, в царстве К'наа, на исчезнувшем континенте Му. Географически эта гора расположена неподалёку от Новой Зеландии. Легенда гласит, что любой, кто увидит древнее божество или даже его изображение, впадёт в состояние окаменения, при этом мозг и внутренние органы останутся целыми и будут продолжать физическую активность до тех пор, пока некий внешний фактор не разрушит окаменевшую оболочку.
Чтобы избежать пробуждения Гатаноа, люди царства К'наа ежегодно приносили в жертву двенадцать юных воинов и двенадцать девушек. Их тела сжигались на кострах в мраморном храме у подножия горы, поскольку ни один человек не осмеливался подняться к крепости на вершине горы. Однажды служитель храма Шуб-Ниггурата по имени Т'юог создал свиток, который должен был защитить его от разрушительного эффекта вида божества и вознамерился войти в крепость. Но жрецы Гатаноа подменили свиток на поддельный и он потерпел неудачу.
Дагон
Одно из меньших божеств пантеона мифов Ктулху. Дагон и его супруга Гидра являются непосредственными покровителями рассы Глубоководных, которые почтительно именуют их Отец Дагон и Мать Гидра. Подобно самим Глубоководным, Дагон выглядит как гуманойд с чертами рыб и амфибий, однако отличается гигантскими размерами.
Гуги
Гуги – огромные великаны, обитающие в подземном мире страны снов. Отличительной особенностью являются огромная, вертикально открывающаяся пасть и передние лапы, раздваивающиеся в локте. Проклятье богов ограничивает их диету ужасными гастами и не даёт покидать подземный мир. Тем не менее встреча с гугом смертельно опасна для человека. Но известно, что гуги сторонятся вурдалаков, хоть и превосходят их по силе многократно.
Гончие псы Тиндала
Их создал Тиндал — один из Древних богов. Но после того, как Тиндала утопил Дагон, Псов усыновила Шуб-Ниггура. Она научила их охотничьим навыкам: хитрости, ловкости, силе и, естественно, коварству. Но через несколько тысяч лет Псов похитил Ктулху и перенес их в Р'лайх. С тех пор Он стал использовать Псов, чтобы находить своих жертв.
Из-за их связи с пространственно-временными пересечениями, Псы могут проникнуть в материальный мир сквозь угол между двумя любыми плоскостями, если он составляет 120° или менее. Когда Гончая проникает в наш мир, сначала из угла начинает куриться дымок, постепенно сплетающийся в голову, за которой следует и тело. Говорят, что если человек каким-то образом даст учуять себя этим созданиям, Гончие Псы Тиндала будут следовать за своей жертвой сквозь пространство и время неограниченно долго, пока, наконец, не достигнут. Путешественники во времени рискуют привлечь к себе внимание этих тварей.
Цатоггуа
Легенда гласит, что в черной бездне Н`кай обитает отвратительный и могучий Цатоггуа. Про Него известно немногое, несмотря на частое упоминание в трудах о Древних. Внешне Цатоггуа походит на огромную черную жабу, сидящую на троне в темноте огромных пещер, окруженный свитой. По другим источникам он не правит в бездне, а скован и ждет своего часа. Известно также, что Ему поклонялись в Гиперборее, где Он являлся одним из верховных божеств. Находились у него и поклонники среди других рас: существовал культ в Атлантиде, а также у цивилизации Йота, известных как дети Йига.
Ктулху
Пожалуй, самый известный из всех тварей, созданных Лавкрафтом. Ктулху — божество, Зверь миров, спящий на дне Тихого океана, но, тем не менее, способный воздействовать на разум человека. На вид Ктулху разными частями тела подобен осьминогу, дракону и человеку: чудовище имеет голову с щупальцами, гуманоидное тело, покрытое чешуёй, и пару рудиментарных крыльев. Ктулху принадлежит роду Древних. Он лежит во сне, подобном смерти, на вершине подводного города Р'лайх посреди Тихого океана. «При верном положении звёзд» Р'лайх появляется над водой, и Ктулху освобождается.
Ктулху способен воздействовать на разум человеческих существ, но его способности заглушаются толщей воды, так что подвластными ему остаются только сновидения особо чувствительных людей. В «Зове Ктулху» сны, напускаемые Ктулху, сильно ужасают видевших их, и порой доводят до сумасшествия. Ктулху — инопланетное, совершенно чуждое людской природе существо, а вся история человечества есть лишь миг его сна.
Азатот
Азатот — верховное божество пантеона мифов Ктулху. По преданию, Азатот живёт в самом центре Вселенной, а вокруг него под звуки богомерзких флейт пляшут младшие боги. Среди его эпитетов присутствуют такие как «слепой безумный бог», «вечно жующий султан демонов» и «ядерный хаос». Считается, что он сам не понимает даже того, что сам создаёт. Определенно, Азатот — самая чудовищная сущность во всей вселенной. Он не покидает свой трон, но приходит ко многим героям во снах или безумных видениях, и один только звук его имени заставляет их содрогаться от ужаса. Как полагается, о нем писал и безумный араб Абдул Альхазред в своем Некрономиконе.
Йог-Сотот
Йог-Сотот — всесодержащий бог пантеона Древних богов. Не смотря на то, что самым могущественным из верховных богов является Азатот, Йог-Сотот находится как бы над всеми. Он назван Хранителем Врат между мирами и являет собой физическое воплощение самого мироздания. Йог-Сотот заперт вне нашей Вселенной, он существует одновременно во всех временах и во всём пространстве. Это всезнающий бог, силой своей едва ли не превосходящий Азатота, а мудростью — Йига. В одном из своих воплощений Йог-Сотот мог даже повелевать временем.
источник
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
У нас еще много очень интересных статей! Вот только несколько из них:
Отвратительно! 20 самых страшных монстров из легенд народов ...
Психованные литераторы России. Писатели и поэты с различными...
5 мифов о женском оргазме
Рассказ из шести слов
От кого произошли европейские народы...
Самые интересные факты и фейки о большом пальце руки...
Поделиться ссылкой:
Понравилось это:
Нравится Загрузка...
bravedefender.ru
Ктулху (Лавкрафт) | Злодеи вики
ВниманиеИнформация или отсылки в данной статье могут содержать материалы, не рекомендуемые к ознакомлению для лиц, не достигших 16 лет
Злодей
Полное имя
Ктулху
Псевдонимы/Титулы
ТулуКлулуКтулуКтуллуК'тулхуКатулуКутулуКтулхутКулхуТху ТхуВеликийВерховный Жрец великих ДревнихСпящий в Р’льехеВеликий Древний
Происхождение
Зов Ктулху
Возраст
Больше сотни миллиардов лет
Раса/Вид
Великий Древний
Род занятий
Верховный Жрец Великих ДревнихЛидер «детей Ктулху»Правитель Земли (ранее)
Силы/Способности
БессмертиеОгромный размерБольшая силаПочти всезнаниеПолётОбширные тёмные силыМагияТелепатические способностиПобуждение к безумию
Цели
Окончательно пробудиться ото снаВозобновить своё правлениеУничтожить человечество и других смертных существПравить вселенной наряду с Великими Древними
Тип Злодея
Темная Мессия
“
Пх’нглуи мглв’нафх Ктулху Р’льех вгах’нагл фхтагнВ глубине вод под Р’льехом покоится Ктулху, дожидаясь своего часа
„
~ Г. Ф. Лавкрафт, Зов Ктулху
Ктулху (англ. Cthulhu) — божество из пантеона великого писателя ужасов Г. Ф. Лавкрафта. Является главным антагонистом рассказа Зов Ктулху (1928). Является одним из главных Великих Древних в Мифах Ктулху, расы божеств. Ктулху известен своим гротескным видом и гигантскими размерами, а также способностью приводить в безумие каждого, кто его увидит.
Хотя он не самый могущественный из творений Лавкрафта (уступает таким Иным Богам как Йог-Сотот и Азатот.), он является одним из самых узнаваемых персонажей Мифов Ктулху с тех пор как был проявлен в 1920-ых.
Ктулху родился на планете, находящейся в 23-ей туманности. Он отправился к звезде Зот, где породил потомство. Вместе со своими детьми Ктулху отправился на Сатурн, а затем на Землю. Они высадились на континенте в Тихом Океане и построили город Р'льех. Ктулху было оказано сопротивление от лица Старцев, которые также жили на планете. В результате кровопролитной войны был заключён мирный договор: новые земли отходили Ктулху, а за Старцами оставалось море и прежние владения. Затем Ктулху вошёл в долгую спячку в Р'льехе. Человечество пока только эволюционировало, и Ктулху мог общаться телепатически с некоторыми из людей через сны, в результате чего образовался Культ Ктулху. Затем из-за бедствия Р'льех ушёл под воду. Однако, Р'льех мог подниматься из-под воды на небольшое время. Тем не менее, Р'льеху суждено в один момент не опуститься в море, и тогда Ктулху вернётся.
На вид Ктулху разными частями тела подобен осьминогу, дракону и человеку: судя по барельефу Энтони Уилкокса, героя «Зова Ктулху», и таинственному древнему изваянию из рассказа, чудовище имеет голову с щупальцами, гуманоидное тело, покрытое чешуёй, и пару рудиментарных крыльев. Описание из вымышленного журнала Густафа Йохансена добавляет, что живой Ктулху хлюпает и истекает слизью при движении, а тело его зелено, студенисто и чудесным образом регенерирует с наблюдаемой быстротой. Точный рост его не указывается; Йохансен уподобил чудище «ходячей горе», большей, чем «легендарный Циклоп»; Ктулху (плывущий или же идущий по дну) «воздымался над нечистой пеной, как корма демонического галеона».
Ктулху, как говорится, имеет культ последователей, сосредоточенный в Аравии и распространяющийся по всему свету. Предполагается, что лидеры культа живут в горах Китая. Этот культ является нигилистическим по своей природе и стремится пробудить Древних и начать апокалиптический век, в котором люди в безумии будут убивать друг друга в припадке безумия. Ктулху также поклоняются Глубоководные и Ми-Го, другие существа из мифов Лавкрафта.
В большинстве историй, Ктулху бездействует, спя глубоко под океаном в городе Р'льехе, но всё же может влиять на мир телепатически. Говорят, как только Ктулху окончательно проснётся, то выйдет из глубин и уничтожит мир; к счастью для человечества, Ктулху этого ещё не сделал. Однако, он к этому приблизился, когда группа моряков натолкнулась на город Р'льех, который вышел из-под воды из-за звёзд.
Они открыли одно из сооружений, и Ктулху вышел и напал на них. Существо остановили только тогда, когда единственный моряк, оставшийся в здравом уме протаранил Ктулху кораблём. Когда он отплывал, он увидел, что Ктулху полностью восстановился. Миру настал бы конец тогда, но Р'льех погрузился внезапно под воду.
Р'льех
Р’льех (англ. R’lyeh) — город, созданный Древними в незапамятные времена. В настоящее время он затоплен и находится на дне Мирового океана (на иллюстрации показаны местоположение Р’льеха по версиям Лавкрафта и Дерлета). Архитектура Р’льеха характеризуется Лавкрафтом как «циклопическая» и «неевклидова» (Лавкрафт подразумевает, что Р’льех построен в большем числе измерений, чем способен воспринимать человеческий разум, поэтому люди видят Р’льех искажённым). На стенах зданий Р’льеха высечены ужасные изображения и иероглифы.
Чувствительные люди, способные воспринимать зов Ктулху, иногда видят Р’льех во сне. Первое описание города дано со слов скульптора Генри Энтони Уилкокса.
Лавкрафт поместил Р’льех в 47° 9' южной широты и 126° 43' западной долготы. Однако Август Дерлет, один из последователей Лавкрафта и основатель понятия «Мифы Ктулху», утверждает, что он расположен на 49° 51' южной широты и 128° 34' западной долготы. Обе точки расположены на юге Тихого океана.
Силы и способностиПравить
Несмотря на то, что Ктулху является не самым могущественным из Великих Древних, и затемнён в могуществе Иными Богами, он является очень сильным существом. Будучи почти богоподобным для людей, Ктулху бессмертен, обладает огромной силой и может пережить даже самый сильный ущерб. Также, возможно, может летать. Он обладает большим интеллектом, поскольку он всё, что происходит во вселенной. Также владеет огромными телепатическими способностями.
Вероятно, самой заметной чертой Ктулху является тот факт, что он, наряду с остальными его родственниками, не может быть постигнут людьми; когда человек так пристально смотрит на Ктулху, они почти наверняка сойдут с ума от его облика. Ктулху также смог создать город из ниоткуда.
Семейное Дерево КтулхуПравить
В онлайн-видеоигре Adventure Quest World, широко известной как AQ, Ктулху - главный босс, называемый Зверем Хаоса, который, похоже, работает на Лорда Хаоса Иадоу под именем Катул, имея на самом деле скрытые мотивы и хочет, чтобы игрок победил его и Иадоу, поэтому он может достичь своих целей.
«Ужасные приключения Билли и Мэнди». Эпизод «Prank Call of Cthulhu». Ктулху буквально звонит по телефону Билли и использует его, чтобы начать посылать шуточные звонки людям, которые превращают их в кальмаров-монстров. Показан играющим в мини-гольф.
В эпизоде «Культ Катулу» мультсериала «Настоящие охотники за привидениями» оккультисты с помощью книги заклинаний и парада планет вызывают из морских глубин Катулу.
Спародирован в World of Warcraft как К'Тун
Лила отправляется на свидание с ним в начале Futurama comics #58.
В видеоигре Castlevania: Symphony of the Night Ктулху - это имя маленького врага с сильной атакой дыхания огня, и он виден на дне Мраморной галереи и в разных частях Перевернутого замка. Однако это имя дано персонажу в английской локализации, этого врага изначально зовут «Дьявол» в японском выпуске игры, в то время как враг «Малачи» является более похожим на настоящего Ктулху.
Инструментальная композиция группы Metallica «The Call of Ktulu» из альбома Ride The Lightning, записанная с Симфоническим оркестром Сан-Франциско для альбома S&M (2000), получила премию «Грэмми» за лучшее рок-музыкальное представление.
Другая песня Metallica, вдохновленная Ктулху, - «The Thing That Not Not Be» из их альбома Master of Puppets.
Ктулху появлялся в Aoi House.
Ктулху появляется в заставке сериала Рик и Морти.
Ктулху был главным протагонистом в Indie RPG «Cthulhu Saves The World», где он должен сделать великое дело, чтобы снова получить свои божественные силы.
Ктулху в Симпсонах
Появлялся в обзорах Nostalgia Critic. Основная статья: Ктулху (TGWTG).
В заставке Симпсонов к эпизоду Treehouse of Horror XXIV, когда Барт Симпсон катается на своем скейтборде по Спрингфилду, он также прокатывается по щупальцам Ктулху.
Ктулху появляется в трёх эпизодах 14-го сезона мультсериала «Южный парк»: чудовище поднимается из океанских глубин в результате безответственной деятельности нефтяной компании British Petroleum, пытавшейся загладить последствия разлива нефти в Мексиканском заливе в результате взрыва нефтяной платформы Deepwater Horizon.
Интересные фактыПравить
Ктулху — самое известное божество из пантеона Лавкрафта.
Ктулху основан на боязни самого Г. Ф. Лавкрафта воды.
ru.zlodei.wikia.com
Пугающее неизвестное из выдуманных миров. Что общего между клоуном Пеннивайзом и Ктулху?
Коварные цели чудовищ
Что нужно существу от людей? Жуткое «Оно» утверждает, что питается страхом и особенно любит детский страх. Цели Ктулху гораздо страшнее — вернуть свою власть над миром. «Оно» никакой власти не добивается, так как уже чувствует себя полновластной силой в городе.
Однако, если бы все это было задано и четко оговаривалось с самого начала, то horror не производил бы должного эффекта. Потому что «пугающее» во многом возникает не только из-за специфических черт монстра или особенностей его взаимодействия с людьми, но и во многом из-за правильным образом составленного сюжета. Сюжет и «Ктулху», и «Оно» оказывается очень похожим на детективный. Все усилия героев уходят на то, чтобы разобраться, что же именно с ними контактирует. И если у Стивена Кинга героям необходимо узнать как можно лучше природу «Оно» для того, чтобы сразиться в итоге с монстром, то в случае с Лавкрафтом, разобравшись, герой пассивно сдается, когда выясняет, в чем дело, и пасует перед судьбой. Большую часть ужаса создает тот факт, что в течении большей части книги герой имеет дело с чем-то незнакомым, логика которого ему неясна.
В конце же, когда читатель более-менее узнает всю правду о происходящем, его страшит уже не неизвестное, а цели неизвестного, которые могут помешать человеку, столкнувшемуся с ужасным, жить дальше своей мирной, спокойной жизнью. Получается, когда мы сопереживаем главным героям, нас не столько пугают монстры, сколько то, что из-за этих монстров распадается сформировавшаяся модель мира, Мы видим, что место, которое мы хотим в нем себе отводить, отличается от того, которое может ждать нас на самом деле.
Прослеживается и поучительный момент в американских хоррорах. И «Зов Ктулху», и «Оно», и «Затаившийся страх» наглядно показывают, как человек может не быть «хозяином своей судьбы» и тогда его разумом начинает распоряжаться нечто. Однако, если человек действует не сам по себе, но в интересах какого-то человеческого коллектива, ему удается и самому выжить, и сохранить этот человеческий коллектив.
aesthesis.ru
Ктулху | Лавкрафт вики | FANDOM powered by Wikia
Ктулху (англ. Cthulhu) в Мифах Ктулху — божество, Зверь миров, спящий на дне Тихого океана, но, тем не менее, способный воздействовать на разум человека. Впервые упомянут в рассказе Говарда Лавкрафта «Зов Ктулху» (1928).
На вид Ктулху разными частями тела подобен осьминогу, дракону и человеку: судя по барельефу Энтони Уилкокса, героя «Зова Ктулху», и таинственному древнему изваянию из рассказа, чудовище имеет голову с щупальцами, гуманоидное тело, покрытое чешуёй, и пару рудиментарных крыльев. Описание из вымышленного журнала Густафа Йохансена добавляет, что живой Ктулху хлюпает и истекает слизью при движении, а тело его зелено, студенисто и чудесным образом регенерирует с наблюдаемой быстротой. Точный рост его не указывается; Йохансен уподобил чудище «ходячей горе», большей, чем «легендарный Циклоп»; Ктулху (плывущий или же идущий по дну) «воздымался над нечистой пеной, как корма демонического галеона».
Ктулху принадлежит роду Древних. Он лежит во сне, подобном смерти, на вершине подводного города Р’лайх посреди Тихого океана. «При верном положении звёзд» Р’лайх появляется над водой, и Ктулху освобождается.
Ктулху способен воздействовать на разум человеческих существ, но его способности заглушаются толщей воды, так что подвластными ему остаются только сновидения особо чувствительных людей. В «Зове Ктулху» сны, напускаемые Ктулху, сильно ужасают видевших их, и порой доводят до сумасшествия. Ктулху — инопланетное, совершенно чуждое людской природе существо, а вся история человечества есть лишь миг его сна. Культисты убеждены в великой мощи своего идола, и гибель цивилизации представляется им весьма вероятным, хотя и незначительным, последствием пробуждения Ктулху.
Позже Лавкрафт зарисовал статуэтку, столь тщательно описанную им в рассказе "Пробуждение Ктулху". На рисунке появилась черта, не отмеченная нигде в рассказе — шесть глаз. Обычно подобной деталью пренебрегают, тем не менее, на некоторых иллюстрациях можно увидеть Ктулху с таким количеством ББчей.
У него феноменален не только рост, но и регенерация: протараненный яхтой, Ктулху восстановился едва ли не мгновенно.
Несмотря на столь зловещее описание, на Земле существует ряд культов, ожидающих именно пробуждения Ктулху.
«Зов Ктулху» (1928) - первое упоминание
«Маска Ктулху»
«Пробуждение Ктулху»
«Ужас в музее»
«Хребты Безумия» (1931)
«Морок над Иннсмутом»
Летом 1997 года Национальным управлением США по проблемам океана и атмосферы (NOAA) был несколько зафиксирован мощный низкочастотный звук неизвестного происхождения, получивший собственное название «bloop», от англ. «завывание». Звук был слышен на довольно большом расстоянии — порядка 5000 км. Хараткер звука дал основания предполагать, что он принадлежит живому существу, но какому именно, науке определить не удалось, а мощность звука свидетельствовала о том, что существо должно быть очень большого размера. В этом не было бы ничего удивительного, если бы не тот факт, что источник по своим координатам довольно точно совпадал с тем местом, где, согласно Лавкрафту, должен располагаться город Р’льех со спящим Ктулху (Координаты источника звука: 50°00′00″ ю. ш. 100°00′00″ з. д., координаты Р’льех по Лавкрафту: 47°09′ ю. ш. 126°43′ з. д.).
Влияние на культуру Править
В зарубежной литературе его не обделили вниманием: не считая многочисленных эпигонов Лавкрафта, от Дерлета до Ламли, его не обошли вниманием и Нил Гейман, и Стивен Кинг.
Ктулху долгое время был популярным Интернет-мемом (например, расхожая фраза «Ктулху зохавает фсех!»). Образ Ктулху также повлиял на расу иллитидов из Dungeons & Dragons, а через неё — на многие головоногие расы. Он же, по всей видимости, вдохновил создателей «Футурамы» — на персонажа Джона Зойдберга, чей облик носит ну очень явственное сходство.
Ктулху посвящено множество музыкальных произведений.