История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Краткая история древних германцев. Источники по истории древних германцев


Основные источники по истории древних германцев

ТЕМА 1

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ ДРЕВНИХ ГЕРМАНЦЕВ

1. Основные источники по истории древних германцев.

2. Хозяйственные занятия германцев и изменения в них от Цезаря до Тацита.

3. Отношения собственности и их эволюция.

4. Имущественная и социальная дифференциация среди свободных. Рабство и его особенности.

5. Общинная организация у германцев времен Цезаря и Та­цита.

6. Политическое устройство германских племен эпохи Це­заря и Тацита.

7. Повседневная жизнь германцев: обычаи, жилища, одежда, пища.

8. Исторические итоги эволюции древнегерманского обще­ства (I в. до н. э. — III в. н. э.).

9. Споры в литературе вокруг общественного строя гер­манцев.Дополнительные источники

  1. Цезарь Гай Юлий. Записки о Галльской войне // Древние германцы / Сост. Б. Н. Греков и др. М., 1937.
  2. Тацит Публий Корнелий. О происхождении, местожительстве и нравах народов Германии // Там же.
  3. Тацит Публий Корнелий. Анналы // Там же.

Литература

  1. Грацианский Н. П. К вопросу об аграрных отношениях древних германцев времени Цезаря // Грацианский Н. П. Из соци­ально-экономической истории западноевропейского феодализма. М., 1960.
  2. Гуревич А. Я. Аграрный строй варваров // История кре­стьянства в Европе. М., 1985. Т. 1.
  3. Кауфман С. А. Раннее германское средневековье в свете археологии // Средние века. 1962. Вып. 22.
  4. Маркс К. Наброски ответа на письмо В. И. Засулич // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 19. С. 400—421.
  5. Неусыхин А. И. К вопросу об исследовании общественного строя древних германцев // Неусыхин А. И. Проблемы европейского феодализма. М., 1974.
  6. Петрушевский Д. М. Очерки из истории средневекового общества и государства. М., 1922.
  7. Серовайский Я. Д. Сообщения Цезаря об аграрном строе германцев в соотношении с данными новейших археологических исследований // Средние века. 1997. Вып. 60.
  8. Сказкин С. Д. Очерки по истории западноевропейского крестьянства в средние века. М., 1968. Гл. 1.
  9. Энгельс Ф. К истории древних германцев // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 19.
  10. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 21. С. 130—146, 150— 155 (или любое другое издание. Гл. 7).

Методические рекомендации Хозяйственный и общественный строй древних германцев остается предметом острых историографических дискуссий, что обусловлено, прежде всего, состоянием и особенностями ис­точников.

По данной теме необходимо исследовать источники, ха­рактеризующие хозяйственное устройство, аграрные и обще­ственные отношения, систему управления у германских племен с середины I в. до н. э. до конца I в. н. э. За эти 150 лет в жизни германцев произошли значительные изменения, свя­занные с началом разложения родового строя. Судить об этих переменах позволяют, прежде всего, нарративные (повествова­тельные) источники.

Приводимые ниже выдержки из произведений Цезаря, Страбона, Плиния Старшего и Тацита подобраны таким образом, чтобы возможно ярче осветить наиболее существенные стороны жизни и быта германцев или такие моменты, которые имеют значение при анализе их позднейшей истории.

Гай Юлий Цезарь (100—44 гг. до н. э.) — знаменитый римский полководец и государственный деятель, завоеватель, и затем наместник Галлии, столкнулся с германцами во время захвата этой провинции в 50-е гг. I в. до н. э. Его "Записки о Галльской войне" являют собой обработку военных доне­сений, ежегодно представлявшихся в сенат. Особенно важны у Цезаря главы 1—3 книги IV и главы 21—23 книги VI, или так называемые "германские экскурсы", из которых, по мнению исследователей, второй является более поздним и более до­стоверным. Германцы, с которыми Цезарь неоднократно сра­жался, интересовали его прежде всего как будущие противники на случай возможного завоевания Германии римлянами. По­этому Цезарь уделяет серьезное внимание германскому войску, хотя и посвящает немало строк описанию быта германцев, что делает его труд весьма ценным для историков.

Страбон (ок. 64 г. до н. э. — 19 г. н. э.) — греческий географ, историк и философ родом из Малой Азии. Источ­никами сведений о германцах, краткие сообщения о жизни которых Страбон помещает в разных местах своей "Географии", служили ему сочинения географов III—I вв. до н. э. — Эратосфена, Гиппарха, Полибия, Тирраннона и Ксенарха. Черпая необходимый материал преимущественно у авторов, не сопри­касавшихся близко с германцами, относясь к ним весьма кри­тически, Страбон заимствовал у них лишь то немногое, что он считал достоверным. Тем не менее, приводимые Страбоном данные не могут иметь самостоятельного значения и нуждаются в дополнении их сведениями из других источников I в. до н. э., прежде всего из "Записок о Галльской войне" Цезаря.

Гай Плиний Старший (ок. 24—79 гг. н. э.) — известный римский географ. В 77 г. н. э. он закончил свою "Естественную историю" в 37 книгах, где им была предпринята попытка под­вести итог всем античным знаниям. Свидетельства Плиния по­могают установить расселение основных групп германских пле­мен и охарактеризовать образ жизни и занятия германцев.

Публий Корнелий Тацит (ок. 54 — ок. 120 гг.) — один из крупнейших римских историков. Будучи наместником Бельгики в 89—93 гг., Тацит изучил быт германских племен, живших на границе с этой провинцией. Кроме того, Тацит слушал рас­сказы побывавших за Рейном купцов и солдат, а возможно, и рабов германского происхождения, и знакомился с ежеме­сячными отчетами начальников пограничной стражи, стоявшей по Рейну. Тацит знал труд Плиния "Германские войны", не дошедший до нас, и по долгу службы ознакомился с картой прирейнских областей, составленной Марком Випсанием Агриппой, вторым после Цезаря римским военачальником, пе­решедшим Рейн. В результате у Тацита сложились свои пред­ставления о германском мире, которые он изложил в сочинении "О происхождении, местожительстве и нравах народов Гер­мании" (ок. 98 г.), или "Германия". Следует помнить, что Тацит часто описывает порядки у германцев в категориях римского общества. Надо иметь в виду, что историк был настроен оп­позиционно по отношению к императорской власти в Риме и стремился противопоставить распущенности римских нравов суровость и простоту нравов германского общества, которые он подчеркивал и в известной степени идеализировал.

Свидетельства античных авторов нуждаются в критической проверке еще и потому, что за последнее время археологи, лингвисты, специалисты по исторической географии и палео­ботанике накопили значительный материал, позволяющий до­полнить и пересмотреть традиционные представления, осно­вывавшиеся на сведениях письменных источников. Краткая сводка новых достижений этих наук дана в последних изданиях учебников по истории средних веков, а значительно более де­тальная — в третьей главе первого тома "Истории крестьянства в Европе. Эпоха феодализма" (М., 1985). Поэтому приступать к анализу источников следует, уже зная, какие данные пись­менных памятников нуждаются в особенно существенных кор­рективах. Как это сделать, поясним на примере первой же проблемы, возникающей при изучении настоящей темы.

Известны свидетельства Цезаря о том, что германцы "не особенно усердно занимаются земледелием и питаются глав­ным образом молоком, сыром и мясом". Тацит же сообщает, что "земля занимается всеми вместе поочередно по числу ра­ботников... Они каждый год меняют пашню, и все-таки остается свободное поле". Задача заключается в том, чтобы установить, каким ступеням в развитии земледелия соответствуют эти дан­ные. Если бы мы опирались на одни только письменные ис­точники, то могли бы заключить, что описанный Цезарем образ жизни германцев является полукочевым, а система земледелия при Таците — залежной (или переложной). Но после зна­комства с выводами археологов освещение проблемы приоб­ретает иной характер. Теперь требуется выяснить: 1) можно ли утверждать, основываясь на свидетельствах Цезаря, что гер­манцы занимались преимущественно скотоводством, а не земледелием; 2) можно ли распространять сведения Цезаря об агрикультуре свевов и даже свидетельства Тацита о земледелии германских племен на всю Галлию? Достигли ли отдельные племена или группы племен более высоких ступеней в развитии земледелия? Изучение археологических памятников позволяет ответить на эти вопросы.

Предстоит решить и другую проблему — определить ста­дию развития родового строя у германцев в эпоху Цезаря и во времена Тацита. У Тацита необходимо найти данные о род­ственных группах, о материнском праве и кровной мести, что поможет обрисовать картину родовых связей у германцев конца I в. н. э. Наряду с этим важно установить, как совершался распад родовой общины и насколько индивидуализировалось земледелие у германцев ко времени Тацита.

Важная задача при работе над этой темой — проследить возникновение имущественного и социального неравенства. Не­обходимо также установить, был ли утрачен в эпоху Тацита прежний характер управления, свойственный родовому строю, выявить переходный характер древнегерманских институтов власти.

I. МАТЕРИАЛЫ АРХЕОЛОГИИ О ХОЗЯЙСТВЕ ГЕРМАНСКИХ ПЛЕМЕНТаблица 1

Распространение зерновых культур на территории Центральной Европы в местах поселений германских племен, %

Зерновая культура Бывшие римские провинции на Рейне и Дунае Германия Чехия Польша Всего в Центр. Европе
Овес 10,6 11,1 27,2 9,7 11,3
Ячмень 17,3 40,6 18,2 19,3 22,2
Рожь 14,4 3,7 19,3 13,6
Пшеница

летняя обыкновенная

17,3 11,1 18,2 14,5

15,3

полба 8 14,8 9,5 9,7 9,7
однозернянка 4 3,7 9,1 1,6 3,4
спельта 6,7 9,7 6,3
Могар 4 4
Просо 12 14,8 9,1 14,5 13

Таблица 2

Разведение скота в поселениях, древних германцев, %

Вид домашнего животного Отношение костных останков к общему числу костных находок
Феддерзен Вирде, округ Везермюнде, I — V вв. Каблов, округ Кенигсвустерхаузен, III — V вв. Вюсте Кунерсдорф, округ Зеелов, I — IV вв.
Крупный рогатый скот 48,3 49,56 29,07
Лошадь 12,7 7,93 5,8
Овца 23,7 4,65
Овца/ коза 10,22 14,53
Коза 2,33
Свинья 11,1 19,85 36,05
Собака 4,2 2,07 2,91

П. НАРРАТИВНЫЕ ИСТОЧНИКИ ПО ИСТОРИИ ДРЕВНИХ ГЕРМАНЦЕВ I ВЕКА ДО Н. Э.3. Гай Юлий Цезарь. Записки о Галльской войне (середина I в. до н. э.)

Книга I. Гл. 48. ...На следующий день он [Ариовист] провел свое войско мимо лагеря Цезаря и устроил свой в двух тысячах шагов за ним с тем умыслом, чтобы отрезать Цезаря от хлеба и продовольствия, которые до­ставляли ему эдуи и секваны1. С этого дня в течение пяти дней кряду Цезарь выводил свои войска и ставил их перед лагерем в боевом порядке для того, чтобы, если Ариовист захочет помериться силой в сражении, у него была возможность к этому. Однако Ариовист все эти дни удерживал свою пехоту в лагере, но ежедневно состязался в кавалерийском бою. Этот был тот род сра­жения, в котором германцы усовершенствовались. Их бы­ло 6 тысяч всадников и столько же пехотинцев, самых храбрых и проворных, которых каждый всадник выбирал себе по одному из всего войска для своей защиты. Они сопровождали всадников во время сражения; под их при­крытием всадники отступали; они сбегались [на их за­щиту], когда всадникам приходилось туго; если кто-ни­будь падал с лошади, получивши тяжелую рану, они его окружали. В случаях продвижения на необычно далекое расстояние или особенно быстрого отступления их ско­рость благодаря упражнению оказывалась такой большой, что, держась за гриву лошадей, они не отставали от всад­ников.

Гл. 49. Видя, что Ариовист все время держится в своем лагере, и не желая, чтобы он продолжал мешать подвозу припасов, Цезарь выбрал удобную позицию на расстоянии 600 шагов2 от лагеря германцев и вывел на нее свое войско, построенное в три линии; первым двум он велел оставаться в боевой готовности, а третьей — строить укрепленный лагерь. Это место, как выше сказано, на­ходилось на расстоянии 600 шагов от неприятеля. Ари­овист выслал против римлян туда же 16 000 легково­оруженных воинов и всю свою конницу, чтобы они ус­трашали римлян и мешали им возводить укрепления; не­смотря на это, Цезарь приказал, согласно своему преж­нему решению, двум боевым линиям отбиваться от не­приятеля, а третьей — заканчивать работу...

Гл. 50. ...Когда Цезарь стал расспрашивать пленных, почему Ариовист не вступал в сражение, он узнал, что причиной этого был существующий у германцев обычай, [а именно:] матери семейств на основании гаданий по жеребьевым палочкам и прорицаний, провозглашают, це­лесообразно ли вступать в битву или нет, и они сказали так: не дозволено германцам победить, если они вступят в сражение до наступления новолуния.

Гл. 51. ...[Германцы] вывели из лагеря свое войско и построили его по племенам так, что все племена — гаруды, маркоманны, трибоки, вангионы, неметы, седузии, сиевы — находились на равном расстоянии друг от друга; они окружили всю свою боевую линию дорожными по-1юзками и телегами, чтобы не оставалось никакой на­дежды на бегство. На них они посадили женщин, которые, простирая к ним руки, со слезами умоляли идущих в битву воинов не отдавать их в рабство римлянам.

www.birmaga.ru

Краткая история древних германцев

Краткая история древних германцев

Прежде чем рассматривать саму суть история древних германцев необходимо дать определение данному разделу исторической науки.История древних германцев – это раздел исторической науки, изучающий и рассказывающий история германских племен. Данный раздел охватывает период с создания первых германских государств и до падения Западной Римской империи.

История древних германцевПроисхождение древних германцев

Древние германские народы как этнос сформировались на территории Северной Европы. Их предками принято считать индоевропейские племена, осевшие в Ютландии, юге Скандинавии и в бассейне реки Эльба.Как самостоятельный этнос их начали выделять еще римские историки, первые упоминания о германцах как о самостоятельном этносе относятся к памяткам первого века до нашей эры. Со второго века до нашей эры племена древних германцев начинают двигаться на юг. Уже в третьем веке нашей эры германцы начинают активно атаковать границы Западной Римской империи.Впервые встретив германцев, римляне писали о них как о северных племенах отличавшихся воинственным нравом. Много информации о германских племенах можно найти в работах Юлия Цезаря. Великий римский военачальник, захватив Галлию, двинулся на запад, где ему пришлось вступить в бой с германскими племенами. Уже в первом веке нашей эры у римлян была собрана информация о расселении древних германцев, об их устройству и нравах.На протяжении первых веков нашей эры, римляне вели постоянные войны с германцами, но полностью покорить их так и не удалось. После неудачных попыток полностью захватить их земли, римляне перешли в оборону и совершали только карательные набеги.В третьем веке, древние германцы уже угрожали существованию самой империи. Рим отдал некоторые свои территории германцам, и перешел в оборону на более удачных территориях. Но новая, еще большая угроза со стороны германцев возникла при великом переселении народов, в результате которого орды германцев осели на территории империи. Германцы никогда не прекращали набеги на римские селения, несмотря на все предпринятые меры.В начале пятого века германцы под началом короля Алариха захватывают и грабят Рим. Вслед за этим и другие германские племена пришли в движение, они яростно атаковали провинции, и Рим не смог их защитить, все силы были брошены на защиту Италии. Воспользовавшись этим, германцы захватывают Галлию, а затем и Испанию, где основывают свое первое королевство.Древние германцы отлично себя проявили и в союзе с римлянами, разбив на Каталаунских полях армию Аттилы. После этой победы, римские императоры начинают назначать германских вождей своими военачальниками.Именно германские племена во главе с королем Одоакром уничтожили Римскую империю, низложив последнего императора – Ромула Августа. На территории захваченной империи германцы начали создавать свои королевства – первые раннефеодальные монархии Европы.

Религия древних германцев

Все германцы были язычниками, причем язычество у них было разное, в разных краях, оно сильно отличалось друг от друга. Однако большинство языческих божеств древних германцев были общими, только были названы различными именами. Так, например, у скандинавов был бог Один, а западным германцам это божество представлялось именем Вотан.Жрецами у германцев были женщины, как говорят римские источники, они были седовласыми. Римляне говорят, что языческие ритуалы германцев были чрезвычайно жестокими. Военнопленным перерезали горло, а предсказания делались на разложенных внутренностях пленных.В женщинах древние германцы видели особый дар и также поклонялись им. В своих источниках римляне подтверждают, что каждое германское племя могло иметь собственные уникальные обряды и собственных богов. Германцы не строили для богов храмов, но посвящали им никакую землю (рощи, поля и т. д.).

Занятия древних германцев

Римские источники гласят, что германцы занималась в основном разведение скота. Преимущественно они разводили коров и овец. Ремесло у них было развито незначительно. Но у них были высокого качества печи, копья, щиты. Носить доспехи могли только избранные германцы, то есть знать.Одежда германцев в основном делалась из шкур животных. Носили, как и мужчины, так и женщины, накидки, самые богатые германцы могли позволить себе штаны.В меньшей мере германцы занимались земледелием, но у них были достаточно высокого качества орудия труда, они были сделаны из железа. Жили германцы в больших длинных домах (от 10 до 30 м), рядом с домом были стойла для домашних животных.До великого переселения народов, германцы вели оседлый способ жизни и возделывали землю. По собственной воле германские племена никогда не иммигрировали. На своих землях они выращивали зерновые культуры: овес, рожь, пшеницу, ячмень.Переселение народов заставило их сбежать с родных территорий и попытать счастья на руинах Римской империи.

www.istmira.com

Основные источники по истории древних германцев

ТЕМА 1

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ ДРЕВНИХ ГЕРМАНЦЕВ

1. Основные источники по истории древних германцев.

2. Хозяйственные занятия германцев и изменения в них от Цезаря до Тацита.

3. Отношения собственности и их эволюция.

4. Имущественная и социальная дифференциация среди свободных. Рабство и его особенности.

5. Общинная организация у германцев времен Цезаря и Та­цита.

6. Политическое устройство германских племен эпохи Це­заря и Тацита.

7. Повседневная жизнь германцев: обычаи, жилища, одежда, пища.

8. Исторические итоги эволюции древнегерманского обще­ства (I в. до н. э. — III в. н. э.).

9. Споры в литературе вокруг общественного строя гер­манцев.

Дополнительные источники

  1. Цезарь Гай Юлий. Записки о Галльской войне // Древние германцы / Сост. Б. Н. Греков и др. М., 1937.
  2. Тацит Публий Корнелий. О происхождении, местожительстве и нравах народов Германии // Там же.
  3. Тацит Публий Корнелий. Анналы // Там же.

Литература

  1. Грацианский Н. П. К вопросу об аграрных отношениях древних германцев времени Цезаря // Грацианский Н. П. Из соци­ально-экономической истории западноевропейского феодализма. М., 1960.
  2. Гуревич А. Я. Аграрный строй варваров // История кре­стьянства в Европе. М., 1985. Т. 1.
  3. Кауфман С. А. Раннее германское средневековье в свете археологии // Средние века. 1962. Вып. 22.
  4. Маркс К. Наброски ответа на письмо В. И. Засулич // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 19. С. 400—421.
  5. Неусыхин А. И. К вопросу об исследовании общественного строя древних германцев // Неусыхин А. И. Проблемы европейского феодализма. М., 1974.
  6. Петрушевский Д. М. Очерки из истории средневекового общества и государства. М., 1922.
  7. Серовайский Я. Д. Сообщения Цезаря об аграрном строе германцев в соотношении с данными новейших археологических исследований // Средние века. 1997. Вып. 60.
  8. Сказкин С. Д. Очерки по истории западноевропейского крестьянства в средние века. М., 1968. Гл. 1.
  9. Энгельс Ф. К истории древних германцев // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 19.
  10. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 21. С. 130—146, 150— 155 (или любое другое издание. Гл. 7).

Методические рекомендации

Хозяйственный и общественный строй древних германцев остается предметом острых историографических дискуссий, что обусловлено, прежде всего, состоянием и особенностями ис­точников.

По данной теме необходимо исследовать источники, ха­рактеризующие хозяйственное устройство, аграрные и обще­ственные отношения, систему управления у германских племен с середины I в. до н. э. до конца I в. н. э. За эти 150 лет в жизни германцев произошли значительные изменения, свя­занные с началом разложения родового строя. Судить об этих переменах позволяют, прежде всего, нарративные (повествова­тельные) источники.

Приводимые ниже выдержки из произведений Цезаря, Страбона, Плиния Старшего и Тацита подобраны таким образом, чтобы возможно ярче осветить наиболее существенные стороны жизни и быта германцев или такие моменты, которые имеют значение при анализе их позднейшей истории.

Гай Юлий Цезарь (100—44 гг. до н. э.) — знаменитый римский полководец и государственный деятель, завоеватель, и затем наместник Галлии, столкнулся с германцами во время захвата этой провинции в 50-е гг. I в. до н. э. Его "Записки о Галльской войне" являют собой обработку военных доне­сений, ежегодно представлявшихся в сенат. Особенно важны у Цезаря главы 1—3 книги IV и главы 21—23 книги VI, или так называемые "германские экскурсы", из которых, по мнению исследователей, второй является более поздним и более до­стоверным. Германцы, с которыми Цезарь неоднократно сра­жался, интересовали его прежде всего как будущие противники на случай возможного завоевания Германии римлянами. По­этому Цезарь уделяет серьезное внимание германскому войску, хотя и посвящает немало строк описанию быта германцев, что делает его труд весьма ценным для историков.

Страбон (ок. 64 г. до н. э. — 19 г. н. э.) — греческий географ, историк и философ родом из Малой Азии. Источ­никами сведений о германцах, краткие сообщения о жизни которых Страбон помещает в разных местах своей "Географии", служили ему сочинения географов III—I вв. до н. э. — Эратосфена, Гиппарха, Полибия, Тирраннона и Ксенарха. Черпая необходимый материал преимущественно у авторов, не сопри­касавшихся близко с германцами, относясь к ним весьма кри­тически, Страбон заимствовал у них лишь то немногое, что он считал достоверным. Тем не менее, приводимые Страбоном данные не могут иметь самостоятельного значения и нуждаются в дополнении их сведениями из других источников I в. до н. э., прежде всего из "Записок о Галльской войне" Цезаря.

Гай Плиний Старший (ок. 24—79 гг. н. э.) — известный римский географ. В 77 г. н. э. он закончил свою "Естественную историю" в 37 книгах, где им была предпринята попытка под­вести итог всем античным знаниям. Свидетельства Плиния по­могают установить расселение основных групп германских пле­мен и охарактеризовать образ жизни и занятия германцев.

Публий Корнелий Тацит (ок. 54 — ок. 120 гг.) — один из крупнейших римских историков. Будучи наместником Бельгики в 89—93 гг., Тацит изучил быт германских племен, живших на границе с этой провинцией. Кроме того, Тацит слушал рас­сказы побывавших за Рейном купцов и солдат, а возможно, и рабов германского происхождения, и знакомился с ежеме­сячными отчетами начальников пограничной стражи, стоявшей по Рейну. Тацит знал труд Плиния "Германские войны", не дошедший до нас, и по долгу службы ознакомился с картой прирейнских областей, составленной Марком Випсанием Агриппой, вторым после Цезаря римским военачальником, пе­решедшим Рейн. В результате у Тацита сложились свои пред­ставления о германском мире, которые он изложил в сочинении "О происхождении, местожительстве и нравах народов Гер­мании" (ок. 98 г.), или "Германия". Следует помнить, что Тацит часто описывает порядки у германцев в категориях римского общества. Надо иметь в виду, что историк был настроен оп­позиционно по отношению к императорской власти в Риме и стремился противопоставить распущенности римских нравов суровость и простоту нравов германского общества, которые он подчеркивал и в известной степени идеализировал.

Свидетельства античных авторов нуждаются в критической проверке еще и потому, что за последнее время археологи, лингвисты, специалисты по исторической географии и палео­ботанике накопили значительный материал, позволяющий до­полнить и пересмотреть традиционные представления, осно­вывавшиеся на сведениях письменных источников. Краткая сводка новых достижений этих наук дана в последних изданиях учебников по истории средних веков, а значительно более де­тальная — в третьей главе первого тома "Истории крестьянства в Европе. Эпоха феодализма" (М., 1985). Поэтому приступать к анализу источников следует, уже зная, какие данные пись­менных памятников нуждаются в особенно существенных кор­рективах. Как это сделать, поясним на примере первой же проблемы, возникающей при изучении настоящей темы.

Известны свидетельства Цезаря о том, что германцы "не особенно усердно занимаются земледелием и питаются глав­ным образом молоком, сыром и мясом". Тацит же сообщает, что "земля занимается всеми вместе поочередно по числу ра­ботников... Они каждый год меняют пашню, и все-таки остается свободное поле". Задача заключается в том, чтобы установить, каким ступеням в развитии земледелия соответствуют эти дан­ные. Если бы мы опирались на одни только письменные ис­точники, то могли бы заключить, что описанный Цезарем образ жизни германцев является полукочевым, а система земледелия при Таците — залежной (или переложной). Но после зна­комства с выводами археологов освещение проблемы приоб­ретает иной характер. Теперь требуется выяснить: 1) можно ли утверждать, основываясь на свидетельствах Цезаря, что гер­манцы занимались преимущественно скотоводством, а не земледелием; 2) можно ли распространять сведения Цезаря об агрикультуре свевов и даже свидетельства Тацита о земледелии германских племен на всю Галлию? Достигли ли отдельные племена или группы племен более высоких ступеней в развитии земледелия? Изучение археологических памятников позволяет ответить на эти вопросы.

Предстоит решить и другую проблему — определить ста­дию развития родового строя у германцев в эпоху Цезаря и во времена Тацита. У Тацита необходимо найти данные о род­ственных группах, о материнском праве и кровной мести, что поможет обрисовать картину родовых связей у германцев конца I в. н. э. Наряду с этим важно установить, как совершался распад родовой общины и насколько индивидуализировалось земледелие у германцев ко времени Тацита.

Важная задача при работе над этой темой — проследить возникновение имущественного и социального неравенства. Не­обходимо также установить, был ли утрачен в эпоху Тацита прежний характер управления, свойственный родовому строю, выявить переходный характер древнегерманских институтов власти.

I. МАТЕРИАЛЫ АРХЕОЛОГИИ О ХОЗЯЙСТВЕ ГЕРМАНСКИХ ПЛЕМЕН

Таблица 1

Распространение зерновых культур на территории Центральной Европы в местах поселений германских племен, %

Зерновая культура Бывшие римские провинции на Рейне и Дунае Германия Чехия Польша Всего в Центр. Европе
Овес 10,6 11,1 27,2 9,7 11,3
Ячмень 17,3 40,6 18,2 19,3 22,2
Рожь 14,4 3,7 19,3 13,6
Пшеница

летняя обыкновенная

17,3 11,1 18,2 14,5 15,3
полба 8 14,8 9,5 9,7 9,7
однозернянка 4 3,7 9,1 1,6 3,4
спельта 6,7 9,7 6,3
Могар 4 4
Просо 12 14,8 9,1 14,5 13

Таблица 2

Разведение скота в поселениях, древних германцев, %

Вид домашнего животного Отношение костных останков к общему числу костных находок
Феддерзен Вирде, округ Везермюнде, I — V вв. Каблов, округ Кенигсвустерхаузен, III — V вв. Вюсте Кунерсдорф, округ Зеелов, I — IV вв.
Крупный рогатый скот 48,3 49,56 29,07
Лошадь 12,7 7,93 5,8
Овца 23,7 4,65
Овца/ коза 10,22 14,53
Коза 2,33
Свинья 11,1 19,85 36,05
Собака 4,2 2,07 2,91

П. НАРРАТИВНЫЕ ИСТОЧНИКИ ПО ИСТОРИИ ДРЕВНИХ ГЕРМАНЦЕВ I ВЕКА ДО Н. Э.

3. Гай Юлий Цезарь. Записки о Галльской войне (середина I в. до н. э.)

Книга I. Гл. 48. ...На следующий день он [Ариовист] провел свое войско мимо лагеря Цезаря и устроил свой в двух тысячах шагов за ним с тем умыслом, чтобы отрезать Цезаря от хлеба и продовольствия, которые до­ставляли ему эдуи и секваны1. С этого дня в течение пяти дней кряду Цезарь выводил свои войска и ставил их перед лагерем в боевом порядке для того, чтобы, если Ариовист захочет помериться силой в сражении, у него была возможность к этому. Однако Ариовист все эти дни удерживал свою пехоту в лагере, но ежедневно состязался в кавалерийском бою. Этот был тот род сра­жения, в котором германцы усовершенствовались. Их бы­ло 6 тысяч всадников и столько же пехотинцев, самых храбрых и проворных, которых каждый всадник выбирал себе по одному из всего войска для своей защиты. Они сопровождали всадников во время сражения; под их при­крытием всадники отступали; они сбегались [на их за­щиту], когда всадникам приходилось туго; если кто-ни­будь падал с лошади, получивши тяжелую рану, они его окружали. В случаях продвижения на необычно далекое расстояние или особенно быстрого отступления их ско­рость благодаря упражнению оказывалась такой большой, что, держась за гриву лошадей, они не отставали от всад­ников.

Гл. 49. Видя, что Ариовист все время держится в своем лагере, и не желая, чтобы он продолжал мешать подвозу припасов, Цезарь выбрал удобную позицию на расстоянии 600 шагов2 от лагеря германцев и вывел на нее свое войско, построенное в три линии; первым двум он велел оставаться в боевой готовности, а третьей — строить укрепленный лагерь. Это место, как выше сказано, на­ходилось на расстоянии 600 шагов от неприятеля. Ари­овист выслал против римлян туда же 16 000 легково­оруженных воинов и всю свою конницу, чтобы они ус­трашали римлян и мешали им возводить укрепления; не­смотря на это, Цезарь приказал, согласно своему преж­нему решению, двум боевым линиям отбиваться от не­приятеля, а третьей — заканчивать работу...

Гл. 50. ...Когда Цезарь стал расспрашивать пленных, почему Ариовист не вступал в сражение, он узнал, что причиной этого был существующий у германцев обычай, [а именно:] матери семейств на основании гаданий по жеребьевым палочкам и прорицаний, провозглашают, це­лесообразно ли вступать в битву или нет, и они сказали так: не дозволено германцам победить, если они вступят в сражение до наступления новолуния.

Гл. 51. ...[Германцы] вывели из лагеря свое войско и построили его по племенам так, что все племена — гаруды, маркоманны, трибоки, вангионы, неметы, седузии, сиевы — находились на равном расстоянии друг от друга; они окружили всю свою боевую линию дорожными по-1юзками и телегами, чтобы не оставалось никакой на­дежды на бегство. На них они посадили женщин, которые, простирая к ним руки, со слезами умоляли идущих в битву воинов не отдавать их в рабство римлянам.

Книга IV. Гл. 1. Следующей зимой, в год кон­сульства Гнея Помпея и Марка Красса3, германские пле­мена узипетов и тенктеров большими массами перешли Рейн недалеко от впадения его в море. Причиной пе­рехода было то обстоятельство, что их в течение многих лет тревожили свевы, которые теснили их войной и ме­шали им возделывать поля.

Племя свевов — самое большое и воинственное из всех германских племен. Говорят, что у них сто округов, и каждый [округ] ежегодно высылает из своих пределов на войну по тысяче вооруженных воинов. Остальные, ос­таваясь дома, кормят себя и их; через год эти [последние] в свою очередь отправляются на войну, а те остаются дома. Благодаря этому не прерываются ни земледель­ческие работы, ни военное дело. Но земля у них не раз­делена и не находится в частной собственности, и им нельзя больше года оставаться на одном и том же месте для возделывания земли.

Они питаются не столько хлебом, сколько — и глав­ным образом — молоком, и "за счет скота; они много охотятся. Все это, вместе взятое, а также свойства пищи, ежедневные военные упражнения, свободный образ жиз­ни, в силу которого они, не приучаясь с самого детства ни к повиновению, ни к порядку, ничего не делают против своей воли, — [все это] укрепляет их силы и порождает людей столь огромного роста. Кроме того, они приучили себя, [живя] в странах с очень холодным [климатом], не носить никакой другой одежды, кроме звериных шкур, которые вследствие их небольших размеров оставляют значительную часть тела открытой, а также привыкли купаться в реках.

Гл. 2. Купцам они открывают доступ к себе больше для того, чтобы иметь кому продать захваченное на войне, чем потому, что они сами нуждаются в каком бы то ни было ввозе. Германцы не пользуются даже привозными лошадьми, которыми галлы так дорожат и которых они приобретают за высокую цену, а используют своих ту­земных лошадей, низкорослых и невзрачных, и доводят их ежедневными упражнениями до величайшей выносливости. Во время конных боев они часто соскакивают с коней и сражаются пешие; коней же они приучили оставаться на том же месте, а в случае надобности они быстро вновь садятся на них; по их понятиям нет ничего более постыдного и малодушного, как пользоваться сед­лами. Поэтому они осмеливаются — даже будучи в не­значительном количестве — делать нападения на какое угодно число всадников, употребляющих седла. Вино они вовсе не позволяют к себе ввозить, так как полагают, что оно изнеживает людей и делает их неспособными к труду.

Гл. 3. Они видят самую большую славу для народа в том, чтобы как можно более обширные территории вокруг его границ оставались ненаселенными и невоз­деланными: это обозначает, по их мнению, что многие племена не смогли противостоять силе этого народа. Так, в одном направлении от границ области свевов пустует, как говорят, территория шириной около 600 тысяч шагов [900 км]. С другой стороны к ним примыкают убии; их страна была, по понятиям германцев, обширной и цве­тущей, а народ несколько более культурным, чем прочие германцы, так как убии живут на берегу Рейна, к ним заходит много купцов и благодаря близости к галлам они усвоили их нравы. Свевы часто мерялись с ними силами в многочисленных войнах; и хотя они благодаря значительности и могуществу [убиев] не смогли изгнать [этих последних] из их страны, они превратили их, однако, в своих данников и сделали их гораздо более слабыми и малосильными.

Книга VI. Гл. 21 [Быт] германцев сильно от­личается от ... образа жизни [галлов]. Ибо у них [гер­манцев] нет друидов*, руководящих обрядами богослу­жения, и они не особенно усердствуют в жертвоприно­шениях. В качестве богов они почитают лишь солнце, огонь и луну, т. е. только те [силы природы], которые они видят [собственными глазами] и в благоприятном влиянии которых имеют возможность воочию убедиться; об остальных богах они даже не слышали. Вся их жизнь проходит в охоте и военных занятиях: с раннего детства они [закаляются], приучаясь к тяготам их сурового образа жизни.

Гл. 22. Они не особенно усердно занимаются земле­делием и питаются главным образом молоком, сыром и мясом. И никто из них не имеет точно отмеренного зе­мельного участка или владений в частной собственности, но должностные лица и старейшины ежегодно отводят родам и группам живущих вместе родственников, где и сколько они найдут нужным земли, а через год при­нуждают их перейти на другое место. Приводят мно­гочисленные основания [для объяснения] такого порядка: [по их словам], он не дает им прельститься оседлым образом жизни и променять войну на земледельческую работу; благодаря ему никто не стремится к расширению своих владений, более могущественные не сгоняют [с земли] более слабых, и никто не посвящает слишком много забот постройке жилищ для защиты от холода и зноя; [наконец, этот порядок] препятствует возникно­вению жадности до денег, из-за которой происходят пар­тийные распри и раздоры, и [помогает] поддерживать спокойствие в простом народе ощущением имуществен­ного равенства его с самыми могущественными людьми.

Гл. 23. Величайшей славой пользуется у них то племя, которое, разорив ряд соседних областей, окружает себя как можно более обширными пустырями. [Германцы] счи­тают отличительным признаком доблести [данного пле­мени] то обстоятельство, что изгнанные из своих вла­дений соседи его отступают и никто не осмеливается поселиться вблизи этого племени; вместе с тем оно может считать себя [благодаря этому] в большей безопасности на будущее время и не бояться внезапных неприятельских вторжений. Когда племя ведет наступательную или обо­ронительную войну, то избираются должностные лица, несущие обязанности военачальников и имеющие право распоряжаться жизнью и смертью [членов племени]. В мирное время у племени нет общего правительства; ста­рейшины отдельных областей и округов творят там суд и улаживают споры. Разбойничьи набеги, если только они ведутся вне территории данного племени, не счи­таются позором; [германцы] выставляют на вид их не­обходимость как упражнения для юношества и как сред­ства против праздности. И вот, когда кто-либо из первых лиц в племени заявляет в народном собрании о своем намерении предводительствовать [в военном предприя­тии] и призывает тех, кто хочет следовать за ним, изъ­явить свою готовность к этому, — тогда подымаются те, кто одобряет и предприятие и вождя, и, приветст­вуемые собравшимися, обещают ему свою помощь; те из обещавших, которые не последовали [за вождем], счи­таются беглецами и изменниками и лишаются впослед­ствии всякого доверия. Оскорбить гостя [германцы] счи­тают грехом; по какой бы причине не явились к ним [гости], они защищают их от обиды, считают их личность как бы священной и неприкосновенной, предоставляют в их распоряжение свой дом и разделяют с ними свою пищу.

www.bigpo.ru

Источники права древних германцев. Лекции по истории права древних германцев, Франции, Германии и Англии в V-XVIII вв

Лекции по истории права древних германцев, Франции, Германии и Англии в V-XVIII вв.

Вопросы к экзамену:

Рецепция римского права в средневековой Западной Европе (XI - XVII века). Каноническое право римской католической церкви.

29. Источники средневекового (дореволюционного) права Франции в X - XVIII веках. Источники средневекового права Германии в X - XVIII веках.

30. Источники средневекового права в Англии (XI-XVII вв.). Особенности вещного права в Англии в XI-XVII вв.

31. Вещное право Франции и Германии в X-XVIII веках.

32. Обязательственное и наследственное право Франции и Германии в X-XVIII веках.

Вопросы к экзамену с планом:

Рецепция римского права в средневековой Западной Европе (XI - XVII века): понятие и причины рецепции римского права в Западной Европе, Болонская школа глоссаторов (XII - XIII вв.), Ирнерий, Сводная «Большая глосса» Аккурсия, постглоссаторы (конец XIII - XV вв.), гуманистическая школа (XVI - первая половина XVII вв.), историческое изучение права, легисты, значение рецепции римского права. Каноническое право римской католической церкви: управление римско-католической церкви, церковные суды, предмет канонического права, источники канонического права, систематизация канонического права, канонисты, Декрет Грациана, Свод (корпус) канонического права 1582 г.

2. Источники средневекового (дореволюционного) права Франции в X - XVIII веках:правовой партикуляризм, обычное право (кутюмы), сборники кутюмов, Бомануáр, кутюмы Бовезú, редактирование кутюмов, расширение королевской юрисдикции, роль Парижского парламента в развитии французского права, королевские ордонáнсы, ордонанс о торговле 1673 г., ордонанс о морской торговле 1681 г., большой ордонанс 1670 г., легисты, особенности рецепции римского права во Франции.Источники средневекового права Германии в X - XVIII веках:отсутствие государственного единства и партикуляризм германского права, ленное, земское и городское право, Саксонское и Швабское зерцала XIII в., Эйке фон Репхоф, общегерманское (имперское) право, Каролина 1532 г. – уголовно-судебное уложение, законодательство в княжествах, особенности рецепции римского права в Германии, разработка пандектного права в Германии.

3. Источники средневекового права в Англии (XI-XVII вв.): возникновение общего права, развитие судебной системы Англии, приказы суду, происхождение и природа права справедливости, статутное право, причины слабого влияния римского права на английскую правовую систему, сочинения, на которые можно ссылаться как на источник права, - трактаты Р. Гленвилла, Г. Брактона, Э. Коука, У. Блэкстоуна. Особенности вещного права в Англии: признание английского короля верховным собственником всей земли, свободное владение землей (фригольд), несвободное владение землей (копигольд), огораживания земель, исчезновение мелкого крестьянского землевладения, реальная и персональная собственность, формирование института доверительной собственности (траст).

4. Вещное право Франции и Германии в X-XVIII веках: преобладание недвижимых вещей в средневековом праве, широкое понятие недвижимого имущества в феодальном праве, аллод, бенефиций, феод, разделенный и условный характер феодальной собственности на землю, права сеньора и вассала по распоряжению землёй, повинности вассала, право вассала на владение и пользование феодом, юридическая природа феодальной земельной собственности, превращение неполной собственности в полную собственность, формы крестьянской зависимости в средневековом праве: личная, поземельная и судебная, баналитеты, барщина, землевладение лично зависимых крестьян: сервы во Франции, вилланы в Англии, грунгольды в Германии, землевладение поземельно - зависимых крестьян: вилланы, цензитарии во Франции, сокмены и копигольдеры в Англии, чиншевики в Германии, землевладение аллодистов, освобождение крестьян от личной зависимости, крепостные крестьяне в Германии.

Обязательственное право Франции и Германии в X-XVIII веках: совершение договоров, соглашение сторон, постепенный переход к имущественной ответственности должника, влияние римского и канонического права на договорное право, договор займа, каноническое учение о процентах, ограничение свободы договора цеховым строем, экономической политикой меркантилизма. Наследственное право Франции, Германии и Англии в X-XVIII веках: принцип первородства: майорат и минорат, ограничение наследственных прав женщины, признание каноническим правом наследования по завещанию, форма составления завещания, ограничения завещательной свободы, неодинаковый порядок наследования для имений родовых и благоприобретенных.

 

Лекции по истории права древних германцев, Франции, Германии и Англии в V-XVIII вв.

Лекция № 1. Право древних германцев. Варварские правды (V - IX века)

 

Источники права древних германцев

 

В V- IX веках у древних германцев основным источником права являлось обычное право отдельных германских народов (лангобардов, франков и т. д.), а королевское законодательство играло второстепенную роль. Германские народы составили сборники своего обычного права в VI - IX веках. По приказу королей производилась запись обычного права отдельных народов, так возникли «варварские правды»: Салическая (правда салических, западных франков конца V в., в Северной Галлии), Рипуарская (правда рипуарских франков VI в., в Северо-Восточной Галлии), Бургундская (правда бургундов VI в., в Юго-Восточной Галлии) и другие правды позднейшей редакции. Варварские правды относились к раннему праву и обладали всеми признаками, присущими этому праву.

Варварские правды применялись не ко всему населению данной местности, а только к германцам - завоевателям. Сила каждого из этих сборников распространялась не на всех лиц, живущих в пределах данной территории, а на всех, принадлежащих к данному этносу, где бы они не проживали. В этот период существовал персональный принцип действия права: каждый народ жил, судился по своему особому праву - франки по франкскому, бургунды по бургундскому и т. д., а потомки бывших римских подданных жили под действием своего римского права. В случаях, непредвиденных той или другой варварской правдой, судья выносил решение согласно с правдой салической и капитуляриями франкских королей.

Эти варварские правды посвящены были преимущественно уголовному праву, при этом кровная месть заменялась выкупом - вергельдом. Германское право было приспособлено лишь к крайне несложным условиям натурального хозяйства. Гражданского права сборники касаются мало, так как слабо развиты товарно-денежные отношения, к тому же вновь образующееся общество, прежде всего, было заинтересовано в поддержании внутреннего мира, обеспечением личной безопасности.

Франкские короли издавали капитулярии (от деления их на главы - capitula) - законы, которые были обязательны для всех живущих на данной территории и регулировали вопросы, главным образом в сфере публичного права. В империи Карла Великого, которая объединяла во франкском государстве большинство германских народов, преобладающее влияние получило право салических франков, но франкское право не вытеснило полностью права других этносов.

Империя в 843 г. распалась на части, которые образовали собою современные европейские государства - Францию, Германию и Италию. С этого времени право развивается самостоятельно в каждой из указанных стран.

 

megaobuchalka.ru