Животные древний египет. Реферат на тему «священные животные древнего египта»
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Реферат на тему «священные животные древнего египта». Животные древний египет


Факты о священных животных, которым поклонялись в Древнем Египте

  • Подписаться
  • Лента публикаций
  • Последние публикации
  • Лучшие публикации
    • за все время
    • за полгода
    • за месяц
  • Категории
    • Города и страны
    • История
    • Космос
    • Личности
    • Наука
    • Среда обитания
    • Технологии
    • Человек
НАУКА И ЖИЗНЬ Подписаться Войти / РЕГИСТРАЦИЯ

    interesnosti.com

    Животные Египта - TripEgypt.ru

    Животные Египта

    Из-за засушливого климата и как следствие отсутствие лесов - животных в Египте немного. Встречаются лишь мелкие млекопитающие (пустынного типа): гиены, шакалы, лисы, ихневмоны («фараоновы мыши»), дикий осел, кабан, тушканчик, египетский мангуст. В далёком прошлом в Ниле водилось множество крокодилов и гиппопотамов, теперь их можно встретить только в верховье Нила. В Египте много пресмыкающихся, таких как скорпионы, несколько видов ящериц и ядовитых змей, в том числе рогатая гадюка и кобра. Особенно много пресмыкающихся в пустынях, распространены: египетская кобра, (змея Клеопатры), эфа, гюрза, песчаные змеи и др., различные виды ящериц - вараны, гекконы, агамы. Из беспозвоночных широко встречаются паукообразные, саранча, жуки-скарабеи, египетский таракан, муравьи и другие насекомые.

    Животные Египта

    В Египте насчитывается около 300 видов птиц: пеликан, фламинго, цапля, нектарница, иволга, эгретка, сокол, орел, стервятник, воробьи, щеглы, утки, перепела, дикие голуби. Наиболее богата ими северная часть дельты, сюда из Европы прилетают на зимовку аисты, белые, пурпурные и серые цапли, дикие гуси и т.д. В долине повсеместно можно встретить перепела. Из хищных птиц часто встречаются соколы и сарычи, иногда крупные грифы и стервятники.

    Животные Египта

    В омывающих территорию Египта Красном и Средиземном морях много рыбы. В Красном море обитают осьминоги, кальмары, сепии, дельфины, дюгони, акулы, морские черепахи. А в Средиземном море водятся: мерланы, морские петухи, кефали, сардины, камбала, осьминоги, кальмары, сепии. В водах Нила можно поймать: нильского окуня, сома, зубатого карпа, тигровую рыбу и т.д.

    Животные Египта

    Животные Египта

    Животные Египта

    Животные Египта

    Животные Египта

    Животные Египта

    Животные Египта

    Животные Египта

    Животные Египта

    Животные Египта

    Животные Египта

    Животные Египта

    Животные Египта

    Животные Египта

    Животные Египта

    Животные Египта

    Животные Египта

    Животные Египта

    Животные Египта

    Животные Египта

    Животные Египта

     

    tripegypt.ru

    Реферат на тему «священные животные древнего египта»

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ

    «НОВОТОМНИКОВСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

    Р Е Ф Е Р А Т

    на тему«СВЯЩЕННЫЕ ЖИВОТНЫЕ

    ДРЕВНЕГО ЕГИПТА»СОСТАВИТЕЛЬ:

    Шурухина Ольга Николаевна-

    педагог дополнительного образования.

    2008 год.1

    СОДЕРЖАНИЕ

    1. Методическая часть.
    2. Священные животные в Древнем Египте.
    3. Вопросы для обсуждения с учащимися на уроке.
    4. Список используемой литературы.
    1. МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

    Образовательная программа «Живая глина» по которой я работаю, является интегрированной с общеобразовательной школой, с такими предметами как история, литература, биология. Когда в 5 классе по истории Древнего Мира изучается Древний Египет, дети приходят на занятия в школу искусств и лепят священных животных той эпохи.

    Реферат «Священные животные Древнего Египта» является теоретическим материалом для этого урока.

    2. СВЯЩЕННЫЕ ЖИВОТНЫЕ В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ. Одной из самых ранних форм поклонения священным животным был тотемизм – представление, что все члены одного рода происходят от определенного животного – тотема. Иногда тотемом считалось растение или какой-либо предмет. Люди верили, что они неразрывно связаны со своим тотемом. По их представлению, тотемное животное, если оно этого захочет, может превратиться в человека. Причину смерти видели в перевоплощении человека в тотема. Животное, которое считалось тотемом, было священно – его запрещалось убивать. Впоследствии тотемное животное разрешалось убивать и есть, но голову, сердце и печень употреблять в пищу запрещалось. Убивая тотема, люди просили у него прощения или старались возложить вину на другого. Пережитки тотемизма встречаются в религиях многих народов древнего Востока. Но дольше и упорнее, чем в других древних странах старинные верования сохранились в долине Нила. Замедленность общественного развития и всей культуры в целом обусловила прочное сохранение примитивных форм религии вплоть до позднего времени, чем, в частности объясняется широкое распространение культа животных во все периоды египетской истории.

    В новых социально-экономических условиях прежние тотемные предки, имеющие облик зверей птиц и рыб превращались в богов – покровителей той или иной местности, а иногда всей страны. Боги в Египте чаще, чем в других странах изображались в виде животных. Иногда даже человекообразный бог изображался с головой барана, кобчика, крокодила и т.д., а богиня с головой коровы, львицы или кошки. 2

    Примеры можно приводить без конца. Почти любой представитель египетской фауны почитался в той или иной области (а некоторые и во всей стране). Иногда из бесчисленных представителей какого-либо вида животных отбирался один представитель и объявлялся богом. Так, например, со многими сотнями и тысячами быков в Египте не особенно церемонились. Их пасли, погоняли бичами, запрягали в плуги и т.д. Зато одного-единственного боготворили.

    В Мемфисе, столице древнего Египта, почитали божественного быка Аписа. Этого быка выбирали соответственно особым приметам, он должен был быть черным, но с белым круглым пятном на лбу, с особыми волосками на хвосте он должен происходить от коровы, которая после отела уже никогда не сможет иметь другого теленка. По словам египтян на эту корову с неба нисходит луч света и от него-то она рождает Аписа. Когда такого исключительного быка после долгих обследований находили, то его приводили в Мемфис, в специальный храм и объявляли священным и неприкосновенным.

    В центре культа бога войны Монту - городе Гермонте (в верхнем Египте) почитали быка Бухиса белого цвета с черными отметинами, шерсть у него росла не так как у обычных животных, а в противоположном направлении, ежечасно меняя цвет в зависимости от фазы суточного пути солнца. Изображался Бухис с солнечным диском и двумя высокими султанами между рогов. После смерти Бухиса мумифицировали и торжественно погребали в саркофеге в некрополе Бухеум.

    В Гелиополе широко было распространено поклонение солнечному быку Мневису. Мневис считался душой Ка и живым воплощением бога Солнца. Здесь же поклонялись богине неба Нут. В древнейших представлениях – небесная корова, родившая солнце и всех богов. Как защитница и покровительница мертвых, возносящая их на небо, Нут изображалась на саркофагах.

    Никто в Египте не смел обидеть кошку, за ее убийство виновник мог поплатиться жизнью. В храмах, посвященных богине любви, радости и веселья Баст, (египтяне изображали ее в виде кошки либо женщины с кошачьей головой) содержалось много кошек. Во время пожара египтяне не заботились о спасении своего имущества, а спасали кошек. Если в доме околевала кошка, в семье объявлялся траур, все обитатели дома сбривали себе брови и скорбели. Трупы кошек бальзамировались и захоранивались в пышных гробницах на специальных кладбищах. Археологами обнаружено около 300 тысяч мумий, относящихся к 4 тысячелетию до нашей эры. Первые иероглифические знаки, обозначающие слова кот и кошка, датируются примерно 2300 годом до нашей эры и читаются как «минт» и «миу». Не только в Египте, но и на всем Востоке кошки издавна находились в привилегированном положении по сравнению с Европой. В исламе кошки весьма почитаются, кошка Муэзза жила у самого пророка Мухаммеда. В память о ней всем кошкам разрешен был свободный вход в мечеть. Кот

    3

    входит в число двенадцати животных, имя которых носят годы китайского календаря. В Китае кошки и их изображения считались приносящими счастье. Согласно древней персидской легенде, кошки появились от чиханья льва. В древней религии персов убийство кошки – такое же серьезное преступление, как и убийство человека. Важное место занимали кошки в странах Индокитая. Множество старинных и благородных пород: тайская, сиамская – происходят из этого региона, где их разводили при королевских и княжеских дворах.

    В образе шакала, или дикой собаки, египтяне почитали бога бальзамирования Анубиса. Он сопровождал умершего в загробное царство, руководил обрядом мумификации. Шакал Анубис изображался лежащим с вытянутыми лапами, шерсть его окрашена в черный цвет, на шее – белая лента. Создается впечатление, что перед нами умное благородное животное с удивительно красивым силуэтом и совершенными пропорциями.

    Огромным почитанием в Египте пользовались такие птицы, как ибис, кобчик, коршун, сокол. В древнеегипетской мифологии бог солнца Гор, покровитель власти фараона, изображался в виде сокола или человека с головой сокола. Богиня Нехбет – хранительница царского рода, символизировавшая объединение Верхнего и Нижнего Египта в единое государство, изображалась в виде женщины в короне Верхнего Египта с хохолком коршуна на голове.

    Ибис, прилет которого предвещал разлив Нила, был священной птицей бога Тота. Поэтому его часто изображали с головой ибиса. Тоту приписывали создание всей интеллектуальной жизни страны. Он разделил бесконечное существование на годы, месяцы, дни и вел им счет. Составлял летописи. Создал письменность и научил людей счету и письму. Под его покровительством находились архивы и знаменитая библиотека города Гермополя. Тот – владыка великих чар и целитель. Магическими заклинаниями он спас бога Гора, укушенного в ногу. Вернул в Египет бежавшую в страну Нубию богиню влаги Тефнут. Без нее на берегах Нила все живое могло бы погибнуть. Из Нубии бог мудрости вернулся во главе обезьян-бабуинов (павианов) которые также стали его священными животными.

    Вот как выглядит священный ибис. Длина тела около 75 см. Преобладающая окраска оперения взрослой птицы белая, только концы маховых перьев черная. Голова и шея голые, черного цвета. У молодых птиц голова и шея покрыты беловатыми перышками. Клюв и ноги черные. Клюв длинный, изогнутый к низу. Священный ибис строит гнезда на деревьях или на земле. Он питается лягушками и разными водными животными.

    Во многих местностях особенно в Фаюмском оазисе даже крокодил считался священным и неприкосновенным властителем речных вод, и охота на него строго воспрещалась. Маленьких крокодильчиков помещали в храмовых прудах, откармливали медовыми пирогами. В уши священного крокодила вдевали серьги из стекла с золотом, а на передние лапы надевали

    4

    кольца, и пока он жил, весьма заботливо ухаживали за ним. После смерти крокодилов бальзамировали и погребали в священных покоях. В египетской мифологии в виде крокодила или человека с головой крокодила изображали божество плодородия, бога воды, повелевающего разливами Нила, и звали его Себеку.

    Баран был священным животным бога Хнум, поэтому он изображался в виде человека с головой барана. Он считался великим гончаром. На гончарном круге он вылепил весь мир, а потом и первых людей, мужчину и женщину. Его также считали богом плодородия. Во время сражений он помогал египтянам одолеть врагов.

    Священным животным богини Хекет была лягушка. Часто ее изображали с этим земноводным на голове. Богиня воды и плодородия приняла участие в создании людей, а в более поздние времена помогала женщинам при родах. В египетский Новый год, который отмечался после осеннего разлива Нила, было принято дарить амулеты в форме лягушки, символизировавшие возрождение земли.

    Культ священных животных отразился в обоготворении и титулах фараона. Покровителями царской власти издревле считали священного сокола, пчелу, коршуна и змею. Царя часто изображали в виде могучего льва с головой человека (сфинкса).

    С давних времен образ сфинкса воплощал загадочность, мудрость, непостижимость. В Египте в эпоху Древнего царства сложились устойчивые формы его изображения, сочетавшего тело льва с головой человека (обычно портрет фараона или царицы). Обычно сфинкс изображался лежащим. Иногда вместо передних лап у него человеческие руки, между которыми размещены разного рода дары, символы, статуэтки божеств. Слова «сфинкс» у египтян не было – для его обозначения у них существовало несколько названий. В эпоху Древнего царства вошло в употребление слово «маи». Тогда же был создан и гигантский сфинкс фараона Хефрена в местечке Гизе, где стоят пирамиды Хеопса, Хефрена, Микерина.

    Гизский сфинкс, которого иногда называют Большим, считался воплощением солнечного бога Хора, известного также под именем Хармахис (изображался в виде сфинкса или льва с головой сокола) что означало «Хор на горизонте». Этот бог символизировал восход. Лицо сфинкса было обращено на восток к лучам солнца. Он символизировал бессмертие фараона и олицетворял собой мудрость.

    Помимо изображений с портретными головами, существовали и бараноголовые сфинксы, связанные с образом бога солнца Амона. Аллеи таких существ соединяли храмы Амона в Карнаке и Луксоре. Они посвящались живому богу и, следовательно, были установлены на восточном берегу Нила, где находились храмы и дворцы фараонов.

    Верховный бог солнца Амон-Ра изображался в виде человека с головой сокола, увенчанной золотым солнечным диском, окруженным змеей.5

    В то же время существовало представление, что солнце – это огромный золотой шар, который каждое утро выкатывает на небо мифический жук-скарабей Хепри, подобно тому, как катят свои шарики по земле навозные жуки. Существовало поверье, что скарабеи обладают способностью самозарождения, поэтому изображения скарабеев служили амулетами, защищающими от смертоносных, злых сил, ядовитых укусов. Считалось, что амулет в виде скарабея может помочь воскреснуть из мертвых. 3. Вопросы для обсуждения с учащимися на уроке.

    1. Что такое тотемизм, и как он возник

    2. Как звали священных быков, и по каким признакам их выбирали

    3. Как изображалась богиня радости и веселья Баст.

    4. Почему египтяне носили амулеты с изображением жука-скарабея.

    5. Как изображался сфинкс 4. Список используемой литературы.

    1. История древнего мира – Москва, Просвещение 1985 г.
    2. Юный художник - журнал 5 1989 г.
    3. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия – 2006 г.
    4. Чудеса света. Энциклопедия тайн и загадок. Москва. Белый город 2008г.
    5. История древнего Востока. Москва «Высшая школа» 1979г.
    6. Всемирная история. Том 1. Москва., Политиздат 1955г.
    7. История древнего мира. Учебник для 5 класса. Просвещение.

    l.120-bal.ru

    Культ животных — Мистические истории. Древний Египет — Сайт о мистике

    Начало культа животных относится в династическом Египте к очень глубокой древности. Культ этот проявляется в форме обожествления живого животного и в форме поклонения изображению обожествленного животного или антропоморфному божеству с частью тела животного.

    Следует отметить также, что некоторым животным поклонялись на всей территории Египта, другим - в отдельных частях страны, наконец, третьим - только в какой-то одной местности.

    Скотоводство занимало важное место в хозяйственной жизни народа еще задолго до объединения Египта, поэтому уже в глубокой древности началось обожествление крупного рогатого скота. Во времена I династии существовал культ быка Аписа (др.-егип. hp, греч., коптск.). Апис был одним из божеств Мемфиса.

    Апис не единственный обожествленный бык. В Гелиополе поклонялись черному быку Мневису (греч. форма; др.-егип. Mr-wr). Подобно Апису, он содержался в особом помещении, после смерти его мумифицировали и хоронили, как Аписа. Замечательно, что практиковался тот же погребальный ритуал, что и в отношении умерших людей.

    В Гермонте в поздние времена обожествлялся бык Бухис, черно-белой масти (Бухис - греч. форма имени, др.-егип. bh), его связывали с богом Монту. Близ Гермонта был специальный некрополь этих быков - Бухеум. Культ их процветал во времена XXX династии и при Лагидах.

    Быки белой и черной масти были редкостью и потому строго оберегались. Приобретение в частном порядке и тем более убиение быка с признаками, которые могли рассматриваться как священные, строго карались уже во времена Нового царства. Один из жрецов бога Амона времени XXII династии ставит себе в заслугу то, что он спасал от убоя быков такой масти (стела 42430 Каирского музея).

    Культ быков и коров встречается большей частью в местностях Дельты. Это вполне естественно - во все времена истории Египта Дельта была богата пастбищами. Важно подчеркнуть, что обожествлялся не весь крупный рогатый скот, а лишь отдельные его представители.

    Весьма распространен был культ крокодила, олицетворявшего бога Себека. Культ крокодила возникал в местах, изобилующих этими животными. "Сама природа страны объясняет, почему культ крокодила встречается преимущественно в тех местностях, где острова на реке, быстрины или крутые отвесные берега реки представляли опасность для судоходства по Нилу, а также заболоченные местности с озерами и каналами". Таких мест было множество в долине Нила.

    "Нрав крокодила и отношение его к другим животным и к человеку должны были создать ему в глазах египтянина репутацию не благодетельного, а злого, губительного существа, опасного для всего живого, соприкасающегося с ним.

    Умершего крокодила бальзамировали и хоронили - обнаружен целый ряд захоронений священного животного. Отличные экземпляры мумий крокодилов хранятся в Каирском музее.

    Культ крокодила был распространен во многих местностях Верхнего и Нижнего Египта: в разных точках Фаюма, в первую очередь в Шедит; в Дельте - не менее чем в семи местностях; в Верхнем Египте - не менее чем в 15 местностях, в том числе в Омбосе и Фивах. Однако, несмотря на широкое распространение, культ крокодила, по сообщению Геродота (II, 69), не был всеегипетским - в ряде местностей он не наблюдался, например в Элефантине.

    Чрезвычайно широко был распространен культ сокола (или ястреба) - воплощение бога Хора и его ипостасей. В разных номах у божественной птицы были разные эпитеты, но все они характерны для сокола (или ястреба). Сокол (или ястреб) с распростертыми крыльями был символом неба и потому считался божественным. Такое представление имело место уже во времена I династии. С соколом (или ястребом) было связано множество разнообразных мифологических и религиозных представлений, сокол (ястреб) был воплощением не только бога Хора, но и некоторых других богов, например бога Монту. Наконец, он олицетворял фараона. Культ этого воздушного хищника был особенно популярен в поздние времена; за убийство птицы виновный мог поплатиться жизнью - об этом совершенно определенно говорят Геродот (II, 65) и Диодор (I, 83), живший значительно позже. Страбон рассказывает о священной хищной птице, содержавшейся при храме на острове Филе (XVIII, С818, 753).

    Коршун почитался в Верхнем Египте, в Эль-Кабе. Богиня-коршун считалась покровительницей Верхнего Египта и входила в качестве обязательного компонента в титулатуры всех фараонов на протяжении всей истории Египта, поскольку фараон был царем Верхнего и Нижнего Египта. В Карнаке также почитался коршун, воплощавший здесь богиню Мут, жену бога Амона.

    Одним из наиболее чтимых в Египте животных была птица ибис (на земном шаре насчитывается около тридцати ее видов). Священным в Египте считался белый ибис с окрашенными в черный цвет концами маховых перьев. Ибис почитался как воплощение бога мудрости и знаний Тота, центром культа которого был Гермополь - Средний Египет. Убийство ибиса, по сообщению Геродота (II, 65), каралось смертью, так же как убийство сокола (или ястреба). В 1913 г. во время раскопок в Абидосе было открыто кладбище священных ибисов, датируемое серединой II века н.э. Мумии умерших животных делались очень тщательно.

    Широко распространен был культ кошки. В знаменитой 17-й главе "Книги мертвых" один из важнейших богов египетского пантеона, бог солнца Ра, выступает как "великий кот". Ко времени XXII (ливийской) династии относится начало расцвета культа богини города Бубаст - Бастет. Ее олицетворяла кошка, хотя культ кошки, несомненно, существовал и раньше: древнейшее захоронение кошки датируется концом XVIII династии: сохранился кошачий гроб, сооруженный по приказу верховного жреца Мемфиса - Тутмоса.

    От Геродота (II, 66-67) мы узнаем, что смерть кошки в каком-либо доме отмечалась специальным по ней трауром всех жильцов. Умерших кошек перевозят в священные помещения, бальзамируют и хоронят в Бубасте. В римское время убийство кошки рассматривалось как тягчайшее преступление. Виновного ждала смерть. Диодор (I, 83) рассказывает следующее: "Один римлянин убил кошку, и сбежалась толпа к дому виновного, но ни посланные царем для уговоров власти, ни общий страх, внушаемый Римом, не мог освободить от мести человека, хотя он и совершил это нечаянно".

    В ряде местностей процветал культ барана, связанного со многими божествами. Так, на острове Элефантина баран был воплощением местного бога Хнума, также и в Эсне, где тоже почитался бог Хнум, и в других городах. Близ Фаюма, в Среднем Египте, в городе Гераклеополе, баран был воплощением местного бога Харшефа, а в Мендесе культ барана мог даже соперничать с культом Аписа. Здесь баран был земным воплощением души бога Осириса. Воздавались почести барану и в Фивах - фиванского бога Амона нередко изображали бараном с загнутыми книзу рогами (у других обожествленных животных рога разведены в стороны).

    В 1906 т. известный французский археолог Клермон-Ганно проводил раскопки на острове Элефантина. Он обнаружил кладбище священных баранов храма бога Хнума, относящееся к греко-римскому времени. Здесь были найдены мумии священных баранов.

    К обожествленным животным относился и лев. Культ его восходит к глубочайшей древности. Львы почитались в Верхнем и в Нижнем Египте. В греко-римское время в Египте было несколько пунктов, носивших название Леонтополис. Одним из известных в Нижнем Египте мест культа льва был расположенный к северо-востоку от Гелиополя город, известный в данное время как Тель-эль-Яхудиа. Были в Нижнем Египте и другие центры львиного культа.

    Поклонялись не менее чем 32 богам и 33 богиням в облике льва. Особенно известны были богиня Сехмет (букв. "могучая") в Мемфисе и богиня Пахт в Спеос Артемидосе. Нельзя умолчать и о сфинксе с туловищем льва и с головой либо сокола, либо барана. Были сфинксы и с человеческими головами - изображения царей. Оба ленинградских сфинкса на правом берегу Невы против здания Академии художеств, доставленные в Петербург в 1832 г., изображают фараона Аменхотепа III (XVIII династия). В древности они стояли перед заупокойным храмом этого фараона в Фивах, на западном берегу Нила.

    Не менее, если не более, чем культ льва, был популярен культ животных из семейства собачьих. "Картина культа собачьих в Египте необычайно богата и многообразна. Греки пытались различать местного бога Ассиута, которого египтяне звали Упуаут (букв. "открыватель путей", подразумевается - в потусторонний мир), и бога мертвых Анубиса. Египтяне, никогда не отличавшиеся точностью в своих зоологических определениях, называли ассиутского бога "верхнеегипетским шакалом. Изображения богов окрашивались в черный цвет. Такая окраска никак не связана с тем, что Упуаут, Анубис, Хентиментиу - умершие боги, и объясняется исключительно редкостью черной масти этих животных в Египте. Наиболее популярным был бог Анубис, защитник и покровитель умерших. Его культ процветал в ряде мест Верхнего и Нижнего Египта, в особенности в Кинополе.

    Большую роль в египетской религии играли змеи. Как правильно подметил Кеес, змеи для египтян были грозными, опасными и, вместе с тем, таинственными существами: они подстерегали человека на каждом шагу, их укус был большей частью смертельным, они жили в темных, недоступных для человеческого глаза местах. В первую очередь надо назвать египетскую кобру, главным центром культа которой был один из древнейших городов Египта, Буто, расположенный в западной части Дельты. Богиня-змея Уаджет (по-егип. "зеленая") была богиней-покровительницей Нижнего Египта, и в качестве таковой входила как обязательный компонент в титулатуру фараонов наряду с изображением богини-коршуна - покровительницы Верхнего Египта. Изображение змеи имелось на головном уборе фараона (греки называли его "урей") - оно как бы служило защитой от всех врагов. Среди прочих обожествляемых змей первое место принадлежало кобре: ее устрашающий вид и смертоносный яд особо поражали воображение египтян.

    Ни с каким определенным местным культом не было связано в исторические времена поклонение скарабею. Это насекомое во все времена истории Египта играло огромную роль в религии и мифологии; оно было олицетворением жизни, самовозрождения и называлось хепри - слово, созвучное с глаголом хепер - "быть", "становиться".

    Меньшей популярностью пользовались культы ряда других животных.

    Гиппопотам был обожествлен в северо-западной Дельте, в номе Папремис, а также в Фаюме и Оксиринхе. В Оксиринхе был храм богини Таурет, изображавшейся в виде гиппопотама. Этой богине поклонялись и в других местах, например в Фивах.

    Обожествлена была и лягушка. Она играла большую роль в религиозных представлениях в Гермополе, а также в Антиное, где олицетворяла богиню Хекат.

    Египетский скорпион был воплощением богини Серкет, культ которой не был связан с каким-либо определенным местом. Богиня эта нередко упоминается в религиозных и магических текстах. Облик скорпиона могла принимать и богиня Исида. В районе современного Старого Каира поклонялись богу Сепду в образе многоножки. Из других обожествленных животных можно упомянуть антилопу, местом культа которой был Комир (между Эсне и Гиераконполем), - богиню Анукет. Близ Бени-Хасана обожествлена была белая антилопа.

    Безобидная нильская черепаха упоминается в религиозных и мифологических текстах как существо, враждебное солнечному богу Ра. Во времена Нового царства этот антагонизм зафиксирован формулой: "Да живет [бог] Ра, да сгинет черепаха". Участь черепахи разделяла свинья - она считалась ритуально нечистым животным.

    Приведенный перечень животных, игравших ту или иную роль в религиозных воззрениях египтян, не является исчерпывающим ни по названиям животных, ни тем более по деталям их культа.

    Рубрика: Древний Египет

    allmystic.ru

    Культ животных/Древние цивилизации, майя, ацтеки, инки и их истори. Тайны атлантиды

    Начало культа животных относится в династическом Египте к очень глубокой древности. Культ этот проявляется в форме обожествления живого животного и в форме поклонения изображению обожествленного животного или антропоморфному божеству с частью тела животного.

    Следует отметить также, что некоторым животным поклонялись на всей территории Египта, другим - в отдельных частях страны, наконец, третьим - только в какой-то одной местности.

    Скотоводство занимало важное место в хозяйственной жизни народа еще задолго до объединения Египта, поэтому уже в глубокой древности началось обожествление крупного рогатого скота. Во времена I династии существовал культ быка Аписа (др.-егип. hp, греч., коптск.). Апис был одним из божеств Мемфиса.

    Апис не единственный обожествленный бык. В Гелиополе поклонялись черному быку Мневису (греч. форма; др.-егип. Mr-wr). Подобно Апису, он содержался в особом помещении, после смерти его мумифицировали и хоронили, как Аписа. Замечательно, что практиковался тот же погребальный ритуал, что и в отношении умерших людей.

    В Гермонте в поздние времена обожествлялся бык Бухис, черно-белой масти (Бухис - греч. форма имени, др.-егип. bh), его связывали с богом Монту. Близ Гермонта был специальный некрополь этих быков - Бухеум. Культ их процветал во времена XXX династии и при Лагидах.

    Быки белой и черной масти были редкостью и потому строго оберегались. Приобретение в частном порядке и тем более убиение быка с признаками, которые могли рассматриваться как священные, строго карались уже во времена Нового царства. Один из жрецов бога Амона времени XXII династии ставит себе в заслугу то, что он спасал от убоя быков такой масти (стела 42430 Каирского музея).

    Культ быков и коров встречается большей частью в местностях Дельты. Это вполне естественно - во все времена истории Египта Дельта была богата пастбищами. Важно подчеркнуть, что обожествлялся не весь крупный рогатый скот, а лишь отдельные его представители.

    Весьма распространен был культ крокодила, олицетворявшего бога Себека. Культ крокодила возникал в местах, изобилующих этими животными. "Сама природа страны объясняет, почему культ крокодила встречается преимущественно в тех местностях, где острова на реке, быстрины или крутые отвесные берега реки представляли опасность для судоходства по Нилу, а также заболоченные местности с озерами и каналами". Таких мест было множество в долине Нила.

    "Нрав крокодила и отношение его к другим животным и к человеку должны были создать ему в глазах египтянина репутацию не благодетельного, а злого, губительного существа, опасного для всего живого, соприкасающегося с ним.

    Умершего крокодила бальзамировали и хоронили - обнаружен целый ряд захоронений священного животного. Отличные экземпляры мумий крокодилов хранятся в Каирском музее.

    Культ крокодила был распространен во многих местностях Верхнего и Нижнего Египта: в разных точках Фаюма, в первую очередь в Шедит; в Дельте - не менее чем в семи местностях; в Верхнем Египте - не менее чем в 15 местностях, в том числе в Омбосе и Фивах. Однако, несмотря на широкое распространение, культ крокодила, по сообщению Геродота (II, 69), не был всеегипетским - в ряде местностей он не наблюдался, например в Элефантине.

    Чрезвычайно широко был распространен культ сокола (или ястреба) - воплощение бога Хора и его ипостасей. В разных номах у божественной птицы были разные эпитеты, но все они характерны для сокола (или ястреба). Сокол (или ястреб) с распростертыми крыльями был символом неба и потому считался божественным. Такое представление имело место уже во времена I династии. С соколом (или ястребом) было связано множество разнообразных мифологических и религиозных представлений, сокол (ястреб) был воплощением не только бога Хора, но и некоторых других богов, например бога Монту. Наконец, он олицетворял фараона. Культ этого воздушного хищника был особенно популярен в поздние времена; за убийство птицы виновный мог поплатиться жизнью - об этом совершенно определенно говорят Геродот (II, 65) и Диодор (I, 83), живший значительно позже. Страбон рассказывает о священной хищной птице, содержавшейся при храме на острове Филе (XVIII, С818, 753).

    Коршун почитался в Верхнем Египте, в Эль-Кабе. Богиня-коршун считалась покровительницей Верхнего Египта и входила в качестве обязательного компонента в титулатуры всех фараонов на протяжении всей истории Египта, поскольку фараон был царем Верхнего и Нижнего Египта. В Карнаке также почитался коршун, воплощавший здесь богиню Мут, жену бога Амона.

    Одним из наиболее чтимых в Египте животных была птица ибис (на земном шаре насчитывается около тридцати ее видов). Священным в Египте считался белый ибис с окрашенными в черный цвет концами маховых перьев. Ибис почитался как воплощение бога мудрости и знаний Тота, центром культа которого был Гермополь - Средний Египет. Убийство ибиса, по сообщению Геродота (II, 65), каралось смертью, так же как убийство сокола (или ястреба). В 1913 г. во время раскопок в Абидосе было открыто кладбище священных ибисов, датируемое серединой II века н.э. Мумии умерших животных делались очень тщательно.

    Широко распространен был культ кошки. В знаменитой 17-й главе "Книги мертвых" один из важнейших богов египетского пантеона, бог солнца Ра, выступает как "великий кот". Ко времени XXII (ливийской) династии относится начало расцвета культа богини города Бубаст - Бастет. Ее олицетворяла кошка, хотя культ кошки, несомненно, существовал и раньше: древнейшее захоронение кошки датируется концом XVIII династии: сохранился кошачий гроб, сооруженный по приказу верховного жреца Мемфиса - Тутмоса.

    От Геродота (II, 66-67) мы узнаем, что смерть кошки в каком-либо доме отмечалась специальным по ней трауром всех жильцов. Умерших кошек перевозят в священные помещения, бальзамируют и хоронят в Бубасте. В римское время убийство кошки рассматривалось как тягчайшее преступление. Виновного ждала смерть. Диодор (I, 83) рассказывает следующее: "Один римлянин убил кошку, и сбежалась толпа к дому виновного, но ни посланные царем для уговоров власти, ни общий страх, внушаемый Римом, не мог освободить от мести человека, хотя он и совершил это нечаянно".

    В ряде местностей процветал культ барана, связанного со многими божествами. Так, на острове Элефантина баран был воплощением местного бога Хнума, также и в Эсне, где тоже почитался бог Хнум, и в других городах. Близ Фаюма, в Среднем Египте, в городе Гераклеополе, баран был воплощением местного бога Харшефа, а в Мендесе культ барана мог даже соперничать с культом Аписа. Здесь баран был земным воплощением души бога Осириса. Воздавались почести барану и в Фивах - фиванского бога Амона нередко изображали бараном с загнутыми книзу рогами (у других обожествленных животных рога разведены в стороны).

    В 1906 т. известный французский археолог Клермон-Ганно проводил раскопки на острове Элефантина. Он обнаружил кладбище священных баранов храма бога Хнума, относящееся к греко-римскому времени. Здесь были найдены мумии священных баранов.

    К обожествленным животным относился и лев. Культ его восходит к глубочайшей древности. Львы почитались в Верхнем и в Нижнем Египте. В греко-римское время в Египте было несколько пунктов, носивших название Леонтополис. Одним из известных в Нижнем Египте мест культа льва был расположенный к северо-востоку от Гелиополя город, известный в данное время как Тель-эль-Яхудиа. Были в Нижнем Египте и другие центры львиного культа.

    Поклонялись не менее чем 32 богам и 33 богиням в облике льва. Особенно известны были богиня Сехмет (букв. "могучая") в Мемфисе и богиня Пахт в Спеос Артемидосе. Нельзя умолчать и о сфинксе с туловищем льва и с головой либо сокола, либо барана. Были сфинксы и с человеческими головами - изображения царей. Оба ленинградских сфинкса на правом берегу Невы против здания Академии художеств, доставленные в Петербург в 1832 г., изображают фараона Аменхотепа III (XVIII династия). В древности они стояли перед заупокойным храмом этого фараона в Фивах, на западном берегу Нила.

    Не менее, если не более, чем культ льва, был популярен культ животных из семейства собачьих. "Картина культа собачьих в Египте необычайно богата и многообразна. Греки пытались различать местного бога Ассиута, которого египтяне звали Упуаут (букв. "открыватель путей", подразумевается - в потусторонний мир), и бога мертвых Анубиса. Египтяне, никогда не отличавшиеся точностью в своих зоологических определениях, называли ассиутского бога "верхнеегипетским шакалом. Изображения богов окрашивались в черный цвет. Такая окраска никак не связана с тем, что Упуаут, Анубис, Хентиментиу - умершие боги, и объясняется исключительно редкостью черной масти этих животных в Египте. Наиболее популярным был бог Анубис, защитник и покровитель умерших. Его культ процветал в ряде мест Верхнего и Нижнего Египта, в особенности в Кинополе.

    Большую роль в египетской религии играли змеи. Как правильно подметил Кеес, змеи для египтян были грозными, опасными и, вместе с тем, таинственными существами: они подстерегали человека на каждом шагу, их укус был большей частью смертельным, они жили в темных, недоступных для человеческого глаза местах. В первую очередь надо назвать египетскую кобру, главным центром культа которой был один из древнейших городов Египта, Буто, расположенный в западной части Дельты. Богиня-змея Уаджет (по-егип. "зеленая") была богиней-покровительницей Нижнего Египта, и в качестве таковой входила как обязательный компонент в титулатуру фараонов наряду с изображением богини-коршуна - покровительницы Верхнего Египта. Изображение змеи имелось на головном уборе фараона (греки называли его "урей") - оно как бы служило защитой от всех врагов. Среди прочих обожествляемых змей первое место принадлежало кобре: ее устрашающий вид и смертоносный яд особо поражали воображение египтян.

    Ни с каким определенным местным культом не было связано в исторические времена поклонение скарабею. Это насекомое во все времена истории Египта играло огромную роль в религии и мифологии; оно было олицетворением жизни, самовозрождения и называлось хепри - слово, созвучное с глаголом хепер - "быть", "становиться".

    Меньшей популярностью пользовались культы ряда других животных.

    Гиппопотам был обожествлен в северо-западной Дельте, в номе Папремис, а также в Фаюме и Оксиринхе. В Оксиринхе был храм богини Таурет, изображавшейся в виде гиппопотама. Этой богине поклонялись и в других местах, например в Фивах.

    Обожествлена была и лягушка. Она играла большую роль в религиозных представлениях в Гермополе, а также в Антиное, где олицетворяла богиню Хекат.

    Египетский скорпион был воплощением богини Серкет, культ которой не был связан с каким-либо определенным местом. Богиня эта нередко упоминается в религиозных и магических текстах. Облик скорпиона могла принимать и богиня Исида. В районе современного Старого Каира поклонялись богу Сепду в образе многоножки. Из других обожествленных животных можно упомянуть антилопу, местом культа которой был Комир (между Эсне и Гиераконполем), - богиню Анукет. Близ Бени-Хасана обожествлена была белая антилопа.

    Безобидная нильская черепаха упоминается в религиозных и мифологических текстах как существо, враждебное солнечному богу Ра. Во времена Нового царства этот антагонизм зафиксирован формулой: "Да живет [бог] Ра, да сгинет черепаха". Участь черепахи разделяла свинья - она считалась ритуально нечистым животным.

    Приведенный перечень животных, игравших ту или иную роль в религиозных воззрениях египтян, не является исчерпывающим ни по названиям животных, ни тем более по деталям их культа.

    www.inomir.ru

    Реферат на тему «священные животные древнего египта»

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ

    «НОВОТОМНИКОВСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

    Р Е Ф Е Р А Т

    на тему«СВЯЩЕННЫЕ ЖИВОТНЫЕ

    ДРЕВНЕГО ЕГИПТА»СОСТАВИТЕЛЬ:

    Шурухина Ольга Николаевна-

    педагог дополнительного образования.

    2008 год.1

    СОДЕРЖАНИЕ

    1. Методическая часть.
    2. Священные животные в Древнем Египте.
    3. Вопросы для обсуждения с учащимися на уроке.
    4. Список используемой литературы.
    1. МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

    Образовательная программа «Живая глина» по которой я работаю, является интегрированной с общеобразовательной школой, с такими предметами как история, литература, биология. Когда в 5 классе по истории Древнего Мира изучается Древний Египет, дети приходят на занятия в школу искусств и лепят священных животных той эпохи.

    Реферат «Священные животные Древнего Египта» является теоретическим материалом для этого урока.

    2. СВЯЩЕННЫЕ ЖИВОТНЫЕ В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ. Одной из самых ранних форм поклонения священным животным был тотемизм – представление, что все члены одного рода происходят от определенного животного – тотема. Иногда тотемом считалось растение или какой-либо предмет. Люди верили, что они неразрывно связаны со своим тотемом. По их представлению, тотемное животное, если оно этого захочет, может превратиться в человека. Причину смерти видели в перевоплощении человека в тотема. Животное, которое считалось тотемом, было священно – его запрещалось убивать. Впоследствии тотемное животное разрешалось убивать и есть, но голову, сердце и печень употреблять в пищу запрещалось. Убивая тотема, люди просили у него прощения или старались возложить вину на другого. Пережитки тотемизма встречаются в религиях многих народов древнего Востока. Но дольше и упорнее, чем в других древних странах старинные верования сохранились в долине Нила. Замедленность общественного развития и всей культуры в целом обусловила прочное сохранение примитивных форм религии вплоть до позднего времени, чем, в частности объясняется широкое распространение культа животных во все периоды египетской истории.

    В новых социально-экономических условиях прежние тотемные предки, имеющие облик зверей птиц и рыб превращались в богов – покровителей той или иной местности, а иногда всей страны. Боги в Египте чаще, чем в других странах изображались в виде животных. Иногда даже человекообразный бог изображался с головой барана, кобчика, крокодила и т.д., а богиня с головой коровы, львицы или кошки. 2

    Примеры можно приводить без конца. Почти любой представитель египетской фауны почитался в той или иной области (а некоторые и во всей стране). Иногда из бесчисленных представителей какого-либо вида животных отбирался один представитель и объявлялся богом. Так, например, со многими сотнями и тысячами быков в Египте не особенно церемонились. Их пасли, погоняли бичами, запрягали в плуги и т.д. Зато одного-единственного боготворили.

    В Мемфисе, столице древнего Египта, почитали божественного быка Аписа. Этого быка выбирали соответственно особым приметам, он должен был быть черным, но с белым круглым пятном на лбу, с особыми волосками на хвосте он должен происходить от коровы, которая после отела уже никогда не сможет иметь другого теленка. По словам египтян на эту корову с неба нисходит луч света и от него-то она рождает Аписа. Когда такого исключительного быка после долгих обследований находили, то его приводили в Мемфис, в специальный храм и объявляли священным и неприкосновенным.

    В центре культа бога войны Монту - городе Гермонте (в верхнем Египте) почитали быка Бухиса белого цвета с черными отметинами, шерсть у него росла не так как у обычных животных, а в противоположном направлении, ежечасно меняя цвет в зависимости от фазы суточного пути солнца. Изображался Бухис с солнечным диском и двумя высокими султанами между рогов. После смерти Бухиса мумифицировали и торжественно погребали в саркофеге в некрополе Бухеум.

    В Гелиополе широко было распространено поклонение солнечному быку Мневису. Мневис считался душой Ка и живым воплощением бога Солнца. Здесь же поклонялись богине неба Нут. В древнейших представлениях – небесная корова, родившая солнце и всех богов. Как защитница и покровительница мертвых, возносящая их на небо, Нут изображалась на саркофагах.

    Никто в Египте не смел обидеть кошку, за ее убийство виновник мог поплатиться жизнью. В храмах, посвященных богине любви, радости и веселья Баст, (египтяне изображали ее в виде кошки либо женщины с кошачьей головой) содержалось много кошек. Во время пожара египтяне не заботились о спасении своего имущества, а спасали кошек. Если в доме околевала кошка, в семье объявлялся траур, все обитатели дома сбривали себе брови и скорбели. Трупы кошек бальзамировались и захоранивались в пышных гробницах на специальных кладбищах. Археологами обнаружено около 300 тысяч мумий, относящихся к 4 тысячелетию до нашей эры. Первые иероглифические знаки, обозначающие слова кот и кошка, датируются примерно 2300 годом до нашей эры и читаются как «минт» и «миу». Не только в Египте, но и на всем Востоке кошки издавна находились в привилегированном положении по сравнению с Европой. В исламе кошки весьма почитаются, кошка Муэзза жила у самого пророка Мухаммеда. В память о ней всем кошкам разрешен был свободный вход в мечеть. Кот

    3

    входит в число двенадцати животных, имя которых носят годы китайского календаря. В Китае кошки и их изображения считались приносящими счастье. Согласно древней персидской легенде, кошки появились от чиханья льва. В древней религии персов убийство кошки – такое же серьезное преступление, как и убийство человека. Важное место занимали кошки в странах Индокитая. Множество старинных и благородных пород: тайская, сиамская – происходят из этого региона, где их разводили при королевских и княжеских дворах.

    В образе шакала, или дикой собаки, египтяне почитали бога бальзамирования Анубиса. Он сопровождал умершего в загробное царство, руководил обрядом мумификации. Шакал Анубис изображался лежащим с вытянутыми лапами, шерсть его окрашена в черный цвет, на шее – белая лента. Создается впечатление, что перед нами умное благородное животное с удивительно красивым силуэтом и совершенными пропорциями.

    Огромным почитанием в Египте пользовались такие птицы, как ибис, кобчик, коршун, сокол. В древнеегипетской мифологии бог солнца Гор, покровитель власти фараона, изображался в виде сокола или человека с головой сокола. Богиня Нехбет – хранительница царского рода, символизировавшая объединение Верхнего и Нижнего Египта в единое государство, изображалась в виде женщины в короне Верхнего Египта с хохолком коршуна на голове.

    Ибис, прилет которого предвещал разлив Нила, был священной птицей бога Тота. Поэтому его часто изображали с головой ибиса. Тоту приписывали создание всей интеллектуальной жизни страны. Он разделил бесконечное существование на годы, месяцы, дни и вел им счет. Составлял летописи. Создал письменность и научил людей счету и письму. Под его покровительством находились архивы и знаменитая библиотека города Гермополя. Тот – владыка великих чар и целитель. Магическими заклинаниями он спас бога Гора, укушенного в ногу. Вернул в Египет бежавшую в страну Нубию богиню влаги Тефнут. Без нее на берегах Нила все живое могло бы погибнуть. Из Нубии бог мудрости вернулся во главе обезьян-бабуинов (павианов) которые также стали его священными животными.

    Вот как выглядит священный ибис. Длина тела около 75 см. Преобладающая окраска оперения взрослой птицы белая, только концы маховых перьев черная. Голова и шея голые, черного цвета. У молодых птиц голова и шея покрыты беловатыми перышками. Клюв и ноги черные. Клюв длинный, изогнутый к низу. Священный ибис строит гнезда на деревьях или на земле. Он питается лягушками и разными водными животными.

    Во многих местностях особенно в Фаюмском оазисе даже крокодил считался священным и неприкосновенным властителем речных вод, и охота на него строго воспрещалась. Маленьких крокодильчиков помещали в храмовых прудах, откармливали медовыми пирогами. В уши священного крокодила вдевали серьги из стекла с золотом, а на передние лапы надевали

    4

    кольца, и пока он жил, весьма заботливо ухаживали за ним. После смерти крокодилов бальзамировали и погребали в священных покоях. В египетской мифологии в виде крокодила или человека с головой крокодила изображали божество плодородия, бога воды, повелевающего разливами Нила, и звали его Себеку.

    Баран был священным животным бога Хнум, поэтому он изображался в виде человека с головой барана. Он считался великим гончаром. На гончарном круге он вылепил весь мир, а потом и первых людей, мужчину и женщину. Его также считали богом плодородия. Во время сражений он помогал египтянам одолеть врагов.

    Священным животным богини Хекет была лягушка. Часто ее изображали с этим земноводным на голове. Богиня воды и плодородия приняла участие в создании людей, а в более поздние времена помогала женщинам при родах. В египетский Новый год, который отмечался после осеннего разлива Нила, было принято дарить амулеты в форме лягушки, символизировавшие возрождение земли.

    Культ священных животных отразился в обоготворении и титулах фараона. Покровителями царской власти издревле считали священного сокола, пчелу, коршуна и змею. Царя часто изображали в виде могучего льва с головой человека (сфинкса).

    С давних времен образ сфинкса воплощал загадочность, мудрость, непостижимость. В Египте в эпоху Древнего царства сложились устойчивые формы его изображения, сочетавшего тело льва с головой человека (обычно портрет фараона или царицы). Обычно сфинкс изображался лежащим. Иногда вместо передних лап у него человеческие руки, между которыми размещены разного рода дары, символы, статуэтки божеств. Слова «сфинкс» у египтян не было – для его обозначения у них существовало несколько названий. В эпоху Древнего царства вошло в употребление слово «маи». Тогда же был создан и гигантский сфинкс фараона Хефрена в местечке Гизе, где стоят пирамиды Хеопса, Хефрена, Микерина.

    Гизский сфинкс, которого иногда называют Большим, считался воплощением солнечного бога Хора, известного также под именем Хармахис (изображался в виде сфинкса или льва с головой сокола) что означало «Хор на горизонте». Этот бог символизировал восход. Лицо сфинкса было обращено на восток к лучам солнца. Он символизировал бессмертие фараона и олицетворял собой мудрость.

    Помимо изображений с портретными головами, существовали и бараноголовые сфинксы, связанные с образом бога солнца Амона. Аллеи таких существ соединяли храмы Амона в Карнаке и Луксоре. Они посвящались живому богу и, следовательно, были установлены на восточном берегу Нила, где находились храмы и дворцы фараонов.

    Верховный бог солнца Амон-Ра изображался в виде человека с головой сокола, увенчанной золотым солнечным диском, окруженным змеей.5

    В то же время существовало представление, что солнце – это огромный золотой шар, который каждое утро выкатывает на небо мифический жук-скарабей Хепри, подобно тому, как катят свои шарики по земле навозные жуки. Существовало поверье, что скарабеи обладают способностью самозарождения, поэтому изображения скарабеев служили амулетами, защищающими от смертоносных, злых сил, ядовитых укусов. Считалось, что амулет в виде скарабея может помочь воскреснуть из мертвых. 3. Вопросы для обсуждения с учащимися на уроке.

    1. Что такое тотемизм, и как он возник

    2. Как звали священных быков, и по каким признакам их выбирали

    3. Как изображалась богиня радости и веселья Баст.

    4. Почему египтяне носили амулеты с изображением жука-скарабея.

    5. Как изображался сфинкс 4. Список используемой литературы.

    1. История древнего мира – Москва, Просвещение 1985 г.
    2. Юный художник - журнал 5 1989 г.
    3. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия – 2006 г.
    4. Чудеса света. Энциклопедия тайн и загадок. Москва. Белый город 2008г.
    5. История древнего Востока. Москва «Высшая школа» 1979г.
    6. Всемирная история. Том 1. Москва., Политиздат 1955г.
    7. История древнего мира. Учебник для 5 класса. Просвещение.

    100-bal.ru


    Смотрите также