Иберия древняя. Иберия (царство)
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Иберия (царство). Иберия древняя


Иберия (царство) — википедия фото

Ибе́рия, Иве́рия, Ивирия Ка́ртли (груз. ქართლი, იბერია ანუ ივერია, арм. Վիրք, греч. Ἰβηρία, лат. Iberia) — древнее царство на территории исторической Грузии, упоминаемое античными, армянскими и византийскими авторами.

История

На рубеже III—II веков до н. э. на территории Иберии образовалось классовое государство. Часть объединённых в общины земледельцев была свободной, другие подчинялись царскому роду и знати. Труд рабов (в основном из военнопленных) использовался на строительных и других тяжёлых работах, а также в дворцовом хозяйстве. Главенствующее положение среди поселений иберов занимала Мцхета, которая впоследствии стала столицей Иберии. В ней, а также в Урбниси, Уплисцихе и других городах процветали ремёсла и торговля. В первых веках н. э. в Иберии применяли греческую и арамейскую письменность. В это же время происходит значительное усиление Иберии, особенно в царствование Фарсмана II (II век н. э.).

В IV веке в Иберии начинают развиваться феодальные отношения. В период 318—332 г.г. (по разным источникам) году Мириан III объявил христианство государственной религией. В конце IV века Иберия была подчинена Персии и обложена тяжёлой данью. В середине V века во главе восстания против власти Сасанидов стал царь Иберии Вахтанг I Горгасал.

Древнейшая история

Уже в эллинистический период слово Иберия обозначало определённую политическую единицу (государство), которая располагалась на территории юга и востока нынешней Грузии. На этой территории, в большинстве своём, жили грузинские племена (картвелы-иберы). В эллинистический период здесь создавалось множество межплеменных союзов и уже наблюдались зачатки раннего классового государственного образования. В эпоху Ахеменидов существовавшее в этом районе объединение грузинских племён известноe под названием «ариан-картли», подразумевалo восточно-грузинское объединение, которое непосредственно входило в Персидскoe царствo.

На рубеже III—II веках до н. э. это объединение смогло распространить свою власть на Шида Картли. Таким образом было создано государствo с центром в окрестностях Мцхета. Название «Мцхета», вероятно, происходит от грузинского корня მცხ слов, обозначающих жизнь, живущих, но более распространена версия появления этого названия от одного из племён месхов. Месхи, прибывшие сюда из Малой Азии, должны были принести с собой и культ поклонения хеттским божествам (Армази, Задени), которые постепенно стали считаться верховными божествами. В окрестностях Мцхета были построены две большие крепости в честь этих божеств — Армазцихе и Заденцихе.

  Карта Колхиды и Иберии по Христофору Целлариусу, изданное в Лейпциге в 1706 году

Период pacцвета Иберии

В начале III века до н. э. власть в Картли (Иберии) захватил Фарнаваз, происходивший из числа местных жителей (представитель рода «мцхетис мамасахлисеби»), который стал основателем династии Фарнавазидов. В период правления Фарнаваза и его ближайших потомков Иберия стала государством со значительной территорией. Помимо Шида Картли, Кахети и Месхети, в неё входила часть Колхиды (Аргвети, Ачара). Предполагается, что в её составе первоначальнo были области Гогаренa и Хордзенa в предгорьяx Париадрa (по сведениям Страбона, они были отделены от Иберии армянскими царствами во II веке до н. э.).

Период упадкa

Иберия эллинистического периода была ранним классовым дофеодальным государством. Основную массу производителей составляли свободные земледельцы и воины. Покоренные земледельческие племена эксплуатировались в основном представителями царской фамилии. Привилегированные слои населения были представлены также военными, придворной аристократией и жрецами. В описываемый период ещё не был окончательно утверждён принцип наследования царского трона. И на трон возводился самый старший из ближайших родственников умершего царя. Что касается обычаев, то жители горных районов сильно отличались от обитателей низменности не только манерой одеваться и характером, но и укладом жизни. В тот период они жили ещё первобытно-общинным строем. В 65 году до н. э. римский военачальник Гней Помпей Великий предпринял поход на Иберию. Несмотря на энергичное сопротивление, царю иберов Артаку пришлось подчиниться римлянам.

Союз с Римом

Но довольно быстро Иберия перестала быть зависимой от Рима. В I—II веках н. э. Иберия вновь окрепла и нередко выступала в роли противника Рима в Закавказье и на Ближнем Востоке. Усилению Иберии способствовало установление контроля над перевалами Кавказского хребта и использование в походах кочевников, живших на территории Северного Кавказа. Во второй половине I века н. э. Иберия сохраняла дружеские отношения с Римом, но в 130-150-е годы н. э., во времена царя Фарсмана II, в период наивысшего могущества Иберии, отношения с Римом осложнились. Царь Фарсман II игнорировал приглашения римского императора Адриана, и только во время правления его сына — Антонина Пия, посетил Рим вместе с супругой, сыном и большой свитой приближённых. Император поставил в Риме конный памятник царю Иберии.

Правящие династии

Примечания

Литература

  • Апакидзе А., «Жизнь городов Древней Грузии», кн. 1. Тб., 1963;
  • Лорткипанидзе О., «Античный мир и Картлийское Царство (Иберия)»,Тб., 1968;
  • История Грузии, т. 1. Тб., 1962;
  • Мцхета, Итоги археологических исследований, т. 1, Тб., 1958;
  • Болтунова А. И., Описание Иберии в «Географии» Страбона, «Вестник древней истории», 1947, № 4;
  • Меликишвили Г. А., К истории древней Грузии, Тб., 1959.

См. также

org-wikipediya.ru

Иберия (царство) — википедия орг

Ибе́рия, Иве́рия, Ивирия Ка́ртли (груз. ქართლი, იბერია ანუ ივერია, арм. Վիրք, греч. Ἰβηρία, лат. Iberia) — древнее царство на территории исторической Грузии, упоминаемое античными, армянскими и византийскими авторами.

История

На рубеже III—II веков до н. э. на территории Иберии образовалось классовое государство. Часть объединённых в общины земледельцев была свободной, другие подчинялись царскому роду и знати. Труд рабов (в основном из военнопленных) использовался на строительных и других тяжёлых работах, а также в дворцовом хозяйстве. Главенствующее положение среди поселений иберов занимала Мцхета, которая впоследствии стала столицей Иберии. В ней, а также в Урбниси, Уплисцихе и других городах процветали ремёсла и торговля. В первых веках н. э. в Иберии применяли греческую и арамейскую письменность. В это же время происходит значительное усиление Иберии, особенно в царствование Фарсмана II (II век н. э.).

В IV веке в Иберии начинают развиваться феодальные отношения. В период 318—332 г.г. (по разным источникам) году Мириан III объявил христианство государственной религией. В конце IV века Иберия была подчинена Персии и обложена тяжёлой данью. В середине V века во главе восстания против власти Сасанидов стал царь Иберии Вахтанг I Горгасал.

Древнейшая история

Уже в эллинистический период слово Иберия обозначало определённую политическую единицу (государство), которая располагалась на территории юга и востока нынешней Грузии. На этой территории, в большинстве своём, жили грузинские племена (картвелы-иберы). В эллинистический период здесь создавалось множество межплеменных союзов и уже наблюдались зачатки раннего классового государственного образования. В эпоху Ахеменидов существовавшее в этом районе объединение грузинских племён известноe под названием «ариан-картли», подразумевалo восточно-грузинское объединение, которое непосредственно входило в Персидскoe царствo.

На рубеже III—II веках до н. э. это объединение смогло распространить свою власть на Шида Картли. Таким образом было создано государствo с центром в окрестностях Мцхета. Название «Мцхета», вероятно, происходит от грузинского корня მცხ слов, обозначающих жизнь, живущих, но более распространена версия появления этого названия от одного из племён месхов. Месхи, прибывшие сюда из Малой Азии, должны были принести с собой и культ поклонения хеттским божествам (Армази, Задени), которые постепенно стали считаться верховными божествами. В окрестностях Мцхета были построены две большие крепости в честь этих божеств — Армазцихе и Заденцихе.

  Карта Колхиды и Иберии по Христофору Целлариусу, изданное в Лейпциге в 1706 году

Период pacцвета Иберии

В начале III века до н. э. власть в Картли (Иберии) захватил Фарнаваз, происходивший из числа местных жителей (представитель рода «мцхетис мамасахлисеби»), который стал основателем династии Фарнавазидов. В период правления Фарнаваза и его ближайших потомков Иберия стала государством со значительной территорией. Помимо Шида Картли, Кахети и Месхети, в неё входила часть Колхиды (Аргвети, Ачара). Предполагается, что в её составе первоначальнo были области Гогаренa и Хордзенa в предгорьяx Париадрa (по сведениям Страбона, они были отделены от Иберии армянскими царствами во II веке до н. э.).

Период упадкa

Иберия эллинистического периода была ранним классовым дофеодальным государством. Основную массу производителей составляли свободные земледельцы и воины. Покоренные земледельческие племена эксплуатировались в основном представителями царской фамилии. Привилегированные слои населения были представлены также военными, придворной аристократией и жрецами. В описываемый период ещё не был окончательно утверждён принцип наследования царского трона. И на трон возводился самый старший из ближайших родственников умершего царя. Что касается обычаев, то жители горных районов сильно отличались от обитателей низменности не только манерой одеваться и характером, но и укладом жизни. В тот период они жили ещё первобытно-общинным строем. В 65 году до н. э. римский военачальник Гней Помпей Великий предпринял поход на Иберию. Несмотря на энергичное сопротивление, царю иберов Артаку пришлось подчиниться римлянам.

Союз с Римом

Но довольно быстро Иберия перестала быть зависимой от Рима. В I—II веках н. э. Иберия вновь окрепла и нередко выступала в роли противника Рима в Закавказье и на Ближнем Востоке. Усилению Иберии способствовало установление контроля над перевалами Кавказского хребта и использование в походах кочевников, живших на территории Северного Кавказа. Во второй половине I века н. э. Иберия сохраняла дружеские отношения с Римом, но в 130-150-е годы н. э., во времена царя Фарсмана II, в период наивысшего могущества Иберии, отношения с Римом осложнились. Царь Фарсман II игнорировал приглашения римского императора Адриана, и только во время правления его сына — Антонина Пия, посетил Рим вместе с супругой, сыном и большой свитой приближённых. Император поставил в Риме конный памятник царю Иберии.

Правящие династии

Примечания

Литература

  • Апакидзе А., «Жизнь городов Древней Грузии», кн. 1. Тб., 1963;
  • Лорткипанидзе О., «Античный мир и Картлийское Царство (Иберия)»,Тб., 1968;
  • История Грузии, т. 1. Тб., 1962;
  • Мцхета, Итоги археологических исследований, т. 1, Тб., 1958;
  • Болтунова А. И., Описание Иберии в «Географии» Страбона, «Вестник древней истории», 1947, № 4;
  • Меликишвили Г. А., К истории древней Грузии, Тб., 1959.

См. также

www-wikipediya.ru

Две Иберии

В истории Испании есть еще одна интригующая деталь. Как называлась Древняя Испания? Иберия...

Но ведь была еще одна Иберия на Кавказе (регион Картли, Восточная Грузия). И народы Древней Испании, и народы Древней Грузии античные и византийские авторы называли иберами. Достоверно неизвестно, есть ли между этими народами какая-то связь, или это простое совпадение. Иберы Пиренейского полурстрова вступили в контакт с греками гораздо раньше грузинских иберов. И это единственный не подлежащий сомнению факт.

Откуда пришли иберы? Испанские историки выдвигают различные версии:

иберы пришли со Средиземноморского побережья

иберы пришли из Северной Африки

иберы образовались на территории полуострова

иберы жили в Испании, Северной Африке, Южной Франции и Северной Италии. Это была Иберо-Ливийская империя. Эта империя боролась за господство в Средиземном море с египтянами и финикийцами, пока не была разбита финикийскими колонизаторами, и, в конце концов, распалась.

Ни в одном источнике я не нашла, чтобы испанские историки предположили происхождение испанских ибер от грузинских.

А что же грузинские историки?

Тут вроде всё объективно. Приводятся высказывания различных авторов. Например, греческий писатель Аппиан отмечал, что «азиатских иберов одни считают предками, другие - колонистами европейских иберов, третьи - только одноименными народами, потому что они не сходны ни по обычаям, ни по языку».

И в то же время, грузинские источники со всей определенностью указывают на факт, что предки современных грузин хорошо знали о существовании западных иберов. Первые сведения об испанских иберах содержатся в древнейшем грузинском переводе «Шестоднева», принадлежащего перу Василия Кесарийского, известного деятеля христианской культуры и литературы. Перевод VIII-IX вв. является древнейшим из известных в настоящее время переводов в грузинской литературе, в котором упоминаются «испанские грузины». Древние грузинские переводчики обозначают Испанскую Иберию термином «западные грузины», и этим признают единство и родство между западными и восточными иберами.

Грузинские источники приводят еще целый ряд фактов и доказательств этого единства и родства между западными и восточными иберами.

Получается забавная ситуация. Испанцам совсем не хочется вести свою родословную от жителей какой-то маленькой страны на Кавказе, не пользующейся особым авторитетом на международной арене. Поэтому они вообще не рассматривают такую гипотезу.

А грузинам лестно сознавать своё родство с жителями преуспевающей западноевропейской страны - Испании, которая не раз за свою историю играла ведущую роль среди государств Западной Европы. Поэтому они заинтересованы в поиске подобных фактов и доказательств.

Выходит наука, также как и закон, что дышло: куда повернешь - туда и вышло.

 

www.smirnova-tatjana.ru

Иберия (царство) — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

К:Исчезли в 537 году

Ибе́рия, Иве́рия, Ивирия Ка́ртли ( груз. იბერია, ივერია, арм. Վիրք, греч. Ἰβηρία, лат. Iberia) — древнее царство на территории исторической области Картли, упоминаемое античными и византийскими авторами.

История

Территория Иберии с древнейших времен была населена несколькими родственными племенами, которых aнтичныe авторы именовали «сасперами», «тибаренами», собирательным «иберы» («восточные иберы»). Сами местные жители называли свою страну Картли, по распространённой позже версии считается, что название страны появилось от имени мифического предка Картлоса. Во II тысячелетии до н. э. в южногрузинских землях существовало государство, известное под названием Тао или Диаохи, в VII в. до н. э. подвергшееся нападениям Урарту и вошедшее частично в его состав, а частично в Колхиду. На рубеже III—II веков до н. э. на территории Иберии образовалось классовое государство. Часть объединённых в общины земледельцев была свободной, другие подчинялись царскому роду и знати. Труд рабов (в основном из военнопленных) использовался на строительных и других тяжёлых работах, а также в дворцовом хозяйстве. Главенствующее положение среди поселений иберов занимала Мцхета, которая впоследствии стала столицей Иберии. В ней, а также в Урбниси, Уплисцихе и других городах процветали ремёсла и торговля. В первых веках н. э. в Иберии применяли греческую и арамейскую письменность. В это же время происходит значительное усиление Иберии, особенно в царствование Фарсмана II (II век н. э.).

В IV веке в Иберии начинают развиваться феодальные отношения. В период 318—332 г.г. (по разным источникам) году Мириан III объявил христианство государственной религией. В конце IV века Иберия была подчинена Персии и обложена тяжёлой данью. В середине V века во главе восстания против власти Сасанидов стал царь Иберии Вахтанг I Горгасал.

Древнейшая история

Уже в эллинистический период слово Иберия обозначало определённую политическую единицу (государство), которая располагалась на территории юга и востока нынешней Грузии. На этой территории, в большинстве своём, жили грузинские племена (картвелы-иберы). В эллинистический период здесь создавалось множество межплеменных союзов и уже наблюдались зачатки раннего классового государственного образования. В эпоху Ахеменидов существовавшее в этом районе объединение грузинских племён известноe под названием «ариан-картли», подразумевалo восточно-грузинское объединение, которое непосредственно входило в Персидскoe царствo.

На рубеже III—II веках до н. э. это объединение смогло распространить свою власть на Шида Картли. Таким образом было создано государствo с центром в окрестностях Мцхета. Название «Мцхета», вероятно, происходит от грузинского корня მცხ слов, обозначающих жизнь, живущих, но более распространена версия появления этого названия от одного из племён месхов. Месхи, прибывшие сюда из Малой Азии, должны были принести с собой и культ поклонения хеттским божествам (Армази, Задени), которые постепенно стали считаться верховными божествами. В окрестностях Мцхета были построены две большие крепости в честь этих божеств — Армазцихе и Заденцихе.

Период pacцвета Иберии

В начале III века до н. э. власть в Картли (Иберии) захватил Фарнаваз, происходивший из числа местных жителей (представитель рода «мцхетис мамасахлисеби»), который стал основателем династии Фарнавазидов. В период правления Фарнаваза и его ближайших потомков Иберия стала государством со значительной территорией. Помимо Шида Картли, Кахети и Месхети, в неё входила часть Колхиды (Аргвети, Ачара). Предполагается, что в её составе первоначальнo были области Гогаренa и Хордзенa в предгорьяx Париадрa (по сведениям Страбона, они были отделены от Иберии армянскими царствами во II веке до н. э.).

Период упадкa

Во II веке до н. э. Иберия в борьбе с появившимися армянскими царствами на какое-то время потеряла южную часть своих территорий. Иберия эллинистического периода была ранним классовым дофеодальным государством. Основную массу производителей составляли свободные земледельцы и воины. Покоренные земледельческие племена эксплуатировались в основном представителями царской фамилии. Привилегированные слои населения были представлены также военными, придворной аристократией и жрецами. В описываемый период ещё не был окончательно утверждён принцип наследования царского трона. И на трон возводился самый старший из ближайших родственников умершего царя. Что касается обычаев, то жители горных районов сильно отличались от обитателей низменности не только манерой одеваться и характером, но и укладом жизни. В тот период они жили ещё первобытно-общинным строем. В 65 году до н. э. римский военачальник Гней Помпей Великий предпринял поход на Иберию. Несмотря на энергичное сопротивление, царю иберов Артаку пришлось подчиниться римлянам.

Союз с Римом

Но довольно быстро Иберия перестала быть зависимой от Рима. В I—II веках н. э. Иберия вновь окрепла и нередко выступала в роли противника Рима в Закавказье и на Ближнем Востоке. Усилению Иберии способствовало установление контроля над перевалами Кавказского хребта и использование в походах кочевников, живших на территории Северного Кавказа. Во второй половине I века н. э. Иберия сохраняла дружеские отношения с Римом, но в 30-50-е годы II века, во времена царя Фарсмана II, в период наивысшего могущества Иберии, отношения с Римом осложнились. Царь Фарсман II игнорировал приглашения римского императора Адриана, и только во время правления его сына — Антонина Пия, посетил Рим вместе с супругой, сыном и большой свитой приближенных. Император поставил в Риме конный памятник царю Иберии.

Правящие династии

Напишите отзыв о статье "Иберия (царство)"

Литература

  • Апакидзе А., «Жизнь городов Древней Грузии», кн. 1. Тб., 1963;
  • Лорткипанидзе О., «Античный мир и Картлийское Царство (Иберия)»,Тб., 1968;
  • История Грузии, т. 1. Тб., 1962;
  • Мцхета, Итоги археологических исследований, т. 1, Тб., 1958;
  • Болтунова А. И., Описание Иберии в «Географии» Страбона, «Вестник древней истории», 1947, № 4;
  • Меликишвили Г. А., К истории древней Грузии, Тб., 1959.

См. также

Отрывок, характеризующий Иберия (царство)

В противность той жуткости, которая чувствовалась между пехотными солдатами прикрытия, здесь, на батарее, где небольшое количество людей, занятых делом, бело ограничено, отделено от других канавой, – здесь чувствовалось одинаковое и общее всем, как бы семейное оживление. Появление невоенной фигуры Пьера в белой шляпе сначала неприятно поразило этих людей. Солдаты, проходя мимо его, удивленно и даже испуганно косились на его фигуру. Старший артиллерийский офицер, высокий, с длинными ногами, рябой человек, как будто для того, чтобы посмотреть на действие крайнего орудия, подошел к Пьеру и любопытно посмотрел на него. Молоденький круглолицый офицерик, еще совершенный ребенок, очевидно, только что выпущенный из корпуса, распоряжаясь весьма старательно порученными ему двумя пушками, строго обратился к Пьеру. – Господин, позвольте вас попросить с дороги, – сказал он ему, – здесь нельзя. Солдаты неодобрительно покачивали головами, глядя на Пьера. Но когда все убедились, что этот человек в белой шляпе не только не делал ничего дурного, но или смирно сидел на откосе вала, или с робкой улыбкой, учтиво сторонясь перед солдатами, прохаживался по батарее под выстрелами так же спокойно, как по бульвару, тогда понемногу чувство недоброжелательного недоуменья к нему стало переходить в ласковое и шутливое участие, подобное тому, которое солдаты имеют к своим животным: собакам, петухам, козлам и вообще животным, живущим при воинских командах. Солдаты эти сейчас же мысленно приняли Пьера в свою семью, присвоили себе и дали ему прозвище. «Наш барин» прозвали его и про него ласково смеялись между собой. Одно ядро взрыло землю в двух шагах от Пьера. Он, обчищая взбрызнутую ядром землю с платья, с улыбкой оглянулся вокруг себя. – И как это вы не боитесь, барин, право! – обратился к Пьеру краснорожий широкий солдат, оскаливая крепкие белые зубы. – А ты разве боишься? – спросил Пьер. – А то как же? – отвечал солдат. – Ведь она не помилует. Она шмякнет, так кишки вон. Нельзя не бояться, – сказал он, смеясь. Несколько солдат с веселыми и ласковыми лицами остановились подле Пьера. Они как будто не ожидали того, чтобы он говорил, как все, и это открытие обрадовало их. – Наше дело солдатское. А вот барин, так удивительно. Вот так барин! – По местам! – крикнул молоденький офицер на собравшихся вокруг Пьера солдат. Молоденький офицер этот, видимо, исполнял свою должность в первый или во второй раз и потому с особенной отчетливостью и форменностью обращался и с солдатами и с начальником. Перекатная пальба пушек и ружей усиливалась по всему полю, в особенности влево, там, где были флеши Багратиона, но из за дыма выстрелов с того места, где был Пьер, нельзя было почти ничего видеть. Притом, наблюдения за тем, как бы семейным (отделенным от всех других) кружком людей, находившихся на батарее, поглощали все внимание Пьера. Первое его бессознательно радостное возбуждение, произведенное видом и звуками поля сражения, заменилось теперь, в особенности после вида этого одиноко лежащего солдата на лугу, другим чувством. Сидя теперь на откосе канавы, он наблюдал окружавшие его лица. К десяти часам уже человек двадцать унесли с батареи; два орудия были разбиты, чаще и чаще на батарею попадали снаряды и залетали, жужжа и свистя, дальние пули. Но люди, бывшие на батарее, как будто не замечали этого; со всех сторон слышался веселый говор и шутки. – Чиненка! – кричал солдат на приближающуюся, летевшую со свистом гранату. – Не сюда! К пехотным! – с хохотом прибавлял другой, заметив, что граната перелетела и попала в ряды прикрытия. – Что, знакомая? – смеялся другой солдат на присевшего мужика под пролетевшим ядром. Несколько солдат собрались у вала, разглядывая то, что делалось впереди. – И цепь сняли, видишь, назад прошли, – говорили они, указывая через вал. – Свое дело гляди, – крикнул на них старый унтер офицер. – Назад прошли, значит, назади дело есть. – И унтер офицер, взяв за плечо одного из солдат, толкнул его коленкой. Послышался хохот. – К пятому орудию накатывай! – кричали с одной стороны. – Разом, дружнее, по бурлацки, – слышались веселые крики переменявших пушку. – Ай, нашему барину чуть шляпку не сбила, – показывая зубы, смеялся на Пьера краснорожий шутник. – Эх, нескладная, – укоризненно прибавил он на ядро, попавшее в колесо и ногу человека. – Ну вы, лисицы! – смеялся другой на изгибающихся ополченцев, входивших на батарею за раненым. – Аль не вкусна каша? Ах, вороны, заколянились! – кричали на ополченцев, замявшихся перед солдатом с оторванной ногой. – Тое кое, малый, – передразнивали мужиков. – Страсть не любят. Пьер замечал, как после каждого попавшего ядра, после каждой потери все более и более разгоралось общее оживление. Как из придвигающейся грозовой тучи, чаще и чаще, светлее и светлее вспыхивали на лицах всех этих людей (как бы в отпор совершающегося) молнии скрытого, разгорающегося огня. Пьер не смотрел вперед на поле сражения и не интересовался знать о том, что там делалось: он весь был поглощен в созерцание этого, все более и более разгорающегося огня, который точно так же (он чувствовал) разгорался и в его душе. В десять часов пехотные солдаты, бывшие впереди батареи в кустах и по речке Каменке, отступили. С батареи видно было, как они пробегали назад мимо нее, неся на ружьях раненых. Какой то генерал со свитой вошел на курган и, поговорив с полковником, сердито посмотрев на Пьера, сошел опять вниз, приказав прикрытию пехоты, стоявшему позади батареи, лечь, чтобы менее подвергаться выстрелам. Вслед за этим в рядах пехоты, правее батареи, послышался барабан, командные крики, и с батареи видно было, как ряды пехоты двинулись вперед. Пьер смотрел через вал. Одно лицо особенно бросилось ему в глаза. Это был офицер, который с бледным молодым лицом шел задом, неся опущенную шпагу, и беспокойно оглядывался. Ряды пехотных солдат скрылись в дыму, послышался их протяжный крик и частая стрельба ружей. Через несколько минут толпы раненых и носилок прошли оттуда. На батарею еще чаще стали попадать снаряды. Несколько человек лежали неубранные. Около пушек хлопотливее и оживленнее двигались солдаты. Никто уже не обращал внимания на Пьера. Раза два на него сердито крикнули за то, что он был на дороге. Старший офицер, с нахмуренным лицом, большими, быстрыми шагами переходил от одного орудия к другому. Молоденький офицерик, еще больше разрумянившись, еще старательнее командовал солдатами. Солдаты подавали заряды, поворачивались, заряжали и делали свое дело с напряженным щегольством. Они на ходу подпрыгивали, как на пружинах. Грозовая туча надвинулась, и ярко во всех лицах горел тот огонь, за разгоранием которого следил Пьер. Он стоял подле старшего офицера. Молоденький офицерик подбежал, с рукой к киверу, к старшему. – Имею честь доложить, господин полковник, зарядов имеется только восемь, прикажете ли продолжать огонь? – спросил он. – Картечь! – не отвечая, крикнул старший офицер, смотревший через вал. Вдруг что то случилось; офицерик ахнул и, свернувшись, сел на землю, как на лету подстреленная птица. Все сделалось странно, неясно и пасмурно в глазах Пьера. Одно за другим свистели ядра и бились в бруствер, в солдат, в пушки. Пьер, прежде не слыхавший этих звуков, теперь только слышал одни эти звуки. Сбоку батареи, справа, с криком «ура» бежали солдаты не вперед, а назад, как показалось Пьеру. Ядро ударило в самый край вала, перед которым стоял Пьер, ссыпало землю, и в глазах его мелькнул черный мячик, и в то же мгновенье шлепнуло во что то. Ополченцы, вошедшие было на батарею, побежали назад. – Все картечью! – кричал офицер. Унтер офицер подбежал к старшему офицеру и испуганным шепотом (как за обедом докладывает дворецкий хозяину, что нет больше требуемого вина) сказал, что зарядов больше не было.

wiki-org.ru

Иберия (царство) — Википедия РУ

Ибе́рия, Иве́рия, Ивирия Ка́ртли (груз. ქართლი, იბერია ანუ ივერია, арм. Վիրք, греч. Ἰβηρία, лат. Iberia) — древнее царство на территории исторической Грузии, упоминаемое античными, армянскими и византийскими авторами.

История

На рубеже III—II веков до н. э. на территории Иберии образовалось классовое государство. Часть объединённых в общины земледельцев была свободной, другие подчинялись царскому роду и знати. Труд рабов (в основном из военнопленных) использовался на строительных и других тяжёлых работах, а также в дворцовом хозяйстве. Главенствующее положение среди поселений иберов занимала Мцхета, которая впоследствии стала столицей Иберии. В ней, а также в Урбниси, Уплисцихе и других городах процветали ремёсла и торговля. В первых веках н. э. в Иберии применяли греческую и арамейскую письменность. В это же время происходит значительное усиление Иберии, особенно в царствование Фарсмана II (II век н. э.).

В IV веке в Иберии начинают развиваться феодальные отношения. В период 318—332 г.г. (по разным источникам) году Мириан III объявил христианство государственной религией. В конце IV века Иберия была подчинена Персии и обложена тяжёлой данью. В середине V века во главе восстания против власти Сасанидов стал царь Иберии Вахтанг I Горгасал.

Древнейшая история

Уже в эллинистический период слово Иберия обозначало определённую политическую единицу (государство), которая располагалась на территории юга и востока нынешней Грузии. На этой территории, в большинстве своём, жили грузинские племена (картвелы-иберы). В эллинистический период здесь создавалось множество межплеменных союзов и уже наблюдались зачатки раннего классового государственного образования. В эпоху Ахеменидов существовавшее в этом районе объединение грузинских племён известноe под названием «ариан-картли», подразумевалo восточно-грузинское объединение, которое непосредственно входило в Персидскoe царствo.

На рубеже III—II веках до н. э. это объединение смогло распространить свою власть на Шида Картли. Таким образом было создано государствo с центром в окрестностях Мцхета. Название «Мцхета», вероятно, происходит от грузинского корня მცხ слов, обозначающих жизнь, живущих, но более распространена версия появления этого названия от одного из племён месхов. Месхи, прибывшие сюда из Малой Азии, должны были принести с собой и культ поклонения хеттским божествам (Армази, Задени), которые постепенно стали считаться верховными божествами. В окрестностях Мцхета были построены две большие крепости в честь этих божеств — Армазцихе и Заденцихе.

  Карта Колхиды и Иберии по Христофору Целлариусу, изданное в Лейпциге в 1706 году

Период pacцвета Иберии

В начале III века до н. э. власть в Картли (Иберии) захватил Фарнаваз, происходивший из числа местных жителей (представитель рода «мцхетис мамасахлисеби»), который стал основателем династии Фарнавазидов. В период правления Фарнаваза и его ближайших потомков Иберия стала государством со значительной территорией. Помимо Шида Картли, Кахети и Месхети, в неё входила часть Колхиды (Аргвети, Ачара). Предполагается, что в её составе первоначальнo были области Гогаренa и Хордзенa в предгорьяx Париадрa (по сведениям Страбона, они были отделены от Иберии армянскими царствами во II веке до н. э.).

Период упадкa

Иберия эллинистического периода была ранним классовым дофеодальным государством. Основную массу производителей составляли свободные земледельцы и воины. Покоренные земледельческие племена эксплуатировались в основном представителями царской фамилии. Привилегированные слои населения были представлены также военными, придворной аристократией и жрецами. В описываемый период ещё не был окончательно утверждён принцип наследования царского трона. И на трон возводился самый старший из ближайших родственников умершего царя. Что касается обычаев, то жители горных районов сильно отличались от обитателей низменности не только манерой одеваться и характером, но и укладом жизни. В тот период они жили ещё первобытно-общинным строем. В 65 году до н. э. римский военачальник Гней Помпей Великий предпринял поход на Иберию. Несмотря на энергичное сопротивление, царю иберов Артаку пришлось подчиниться римлянам.

Союз с Римом

Но довольно быстро Иберия перестала быть зависимой от Рима. В I—II веках н. э. Иберия вновь окрепла и нередко выступала в роли противника Рима в Закавказье и на Ближнем Востоке. Усилению Иберии способствовало установление контроля над перевалами Кавказского хребта и использование в походах кочевников, живших на территории Северного Кавказа. Во второй половине I века н. э. Иберия сохраняла дружеские отношения с Римом, но в 130-150-е годы н. э., во времена царя Фарсмана II, в период наивысшего могущества Иберии, отношения с Римом осложнились. Царь Фарсман II игнорировал приглашения римского императора Адриана, и только во время правления его сына — Антонина Пия, посетил Рим вместе с супругой, сыном и большой свитой приближённых. Император поставил в Риме конный памятник царю Иберии.

Правящие династии

Примечания

Литература

  • Апакидзе А., «Жизнь городов Древней Грузии», кн. 1. Тб., 1963;
  • Лорткипанидзе О., «Античный мир и Картлийское Царство (Иберия)»,Тб., 1968;
  • История Грузии, т. 1. Тб., 1962;
  • Мцхета, Итоги археологических исследований, т. 1, Тб., 1958;
  • Болтунова А. И., Описание Иберии в «Географии» Страбона, «Вестник древней истории», 1947, № 4;
  • Меликишвили Г. А., К истории древней Грузии, Тб., 1959.

См. также

http-wikipediya.ru

Иберия

ПланВведение 1 История 2 Древнейшая история 3 Период могущества Иберии 4 Период раздробленности 5 Союз с Римом 6 Правящие династии

Список литературы

Введение

Ибе́рия, Иве́рия (груз. იბერია, ივერია, греч. Ἰβηρία, лат. Iberia ) — древнее название Восточной Грузии (Картли), упоминаемое античными и византийскими авторами.

1. История

Территория Иберии с древнейших времен была населена несколькими родственными племенами, которых древние авторы именовали собирательным «иберы» («восточные иберы»). Сами местные жители называли свою страну Картли, ведя название страны от имени мифического предка Картлоса. Мосхи (месхи), о которых упоминают несколько историков классического периода, а также — сасперы (по Геродоту) сыграли значительную роль в консолидации этих племен. В еще более ранние времена кочевые племена мосхов продвигаясь постепенно все более к северо-востоку, нашли в конце -концов земли с подходящими климатическими и географическими условиями, и основали постоянные поселения. Главенствующее положение среди этих поселений занимала Мцхета, которая впоследствие стала столицей Иберии. На рубеже IV—III вв. до н. э. на территории Иберии образовалось государство. Часть объединённых в общины земледельцев была свободной, другие подчинялись царскому роду и знати. Труд рабов (в основном из военнопленных) использовался на строительных и других тяжёлых работах, а также в дворцовом хозяйстве. В результате проведенной в 1966 г. дискуссии специалистами по древней истории Грузии был, отвергнут тезис о рабовладельческом характере древнейших восточных, в том числе и древнегрузинских государств (Иберия, Колхида)[1] Самым значительным городом была столица Иберии — Мцхета. В ней, а также в городах: Урбниси, Уплисцихе и др. процветали ремёсла и торговля. В первых веках н. э. в Иберии применяли греческую и арамейскую письменность. В это же время происходит значительное усиление Иберии, особенно в царствование Фарсмана II (II в. н. э.). В IV в. в Иберии начинают развиваться феодальные отношения; в 337 Мириан III объявил христианство государственной религией. В конце IV в. Иберия была подчинена Персии и обложена тяжёлой данью. В середине V в. во главе восстания против власти Сасанидов стал царь Иберии Вахтанг I Горгасал.

2. Древнейшая история

Уже в элинистический период слово Иберия обозначало определенную политическую единицу (государство), которое располагалось на обширной территории юга и востока нынешней Грузии. На этой территории в большинстве своем жили восточно-грузинские племена (карты- иберы). В доэллинский период здесь создавалось множество межплеменных союзов и уже наблюдались зачатки раннего классового государственного образования. По всей видимости, в тот период в политической жизни местного населения активную роль играли грузинские племена месхов, которые ранее входили в сферу влияния хеттской культуры и жили на северо-востоке Малой Азии. В эпоху Ахеменидов существовавшее в этом районе объединение грузинских племен известно под названием -«ариан-картли» («иранский картли») и подзразумевает восточно-грузинское объединение, которое непосредственно входило в тогдашнюю Персию. На рубеже 3-4 вв до н. э. это объединение смогло распространить свою власть на Шида Картли. Таким образом было создано крупное государственное объединение, с центром в окрестностях Мцхета. Название «Мцхета» по всей видимости также связано с племенами месхов и вероятно происходит от названия одного из племен. Месхи, прибывшие сюда из Малой Азии, по всей видимости должны были принести с собой и культ поклонения хеттским божествам (Армази, Задени), которые постепенно стали считаться верховными божествами. В окрестностях Мцхета были построены две большие крепости в честь этих божеств -Армазцихе и Заденцихе.

3. Период могущества Иберии

В начале 3 в. до н. э. власть в Картли (Иберии) захватил Фарнаваз, происходивший из числа местных жителей (представитель рода «мцхетис мамасахлисеби»), который стал основателем новой царской династии Иберии — Фарнавазидов. В период правления Фарнаваза и его ближайших потомков (3 в.до н. э.) Иберия достигла большого могущества и стала государством со значительными территориями. Помимо Шида Картли, Кахети и Месхети, в нее входила часть Западной Грузии (Аргвети, Ачара). Предполагается, что в ее составе были исторические области — Гогарене, Хордзене и предгорья Париадри (по сведениям Страбона, они были отделены от Иберии армянскими царствами только во 2-1 вв. до н. э.).

4. Период раздробленности

Во 2-ом, в начале 1-го в.до н. Иберия ослабла и в борьбе с окрепшими армянскими царствами потеряла часть своих территорий. Иберия эллинистического периода была ранним классовым дофеодальным государством. Основную массу производителей составляли свободные земледельцы и воины. Покоренные земледельческие племена эксплуатировались в основном представителями царской фамилии. Привилегированные слои населения были представлены также военными, придворной аристократией и жрецами. В описываемый период еще не был окончательно утвержден принцип наследования царского трона. И на трон возводился самый старший из ближайших родственников умершего царя. Что касается обычаев, то жители горных районов сильно отличилались от обитателей низменности не только манерой одеваться и характером, но и в целом — общим укладом жизни. В тот период они жили еще первобытно-общинным строем, впрочем Иберийское государство уже тогда было составной частью одной системы. В 65 году до н. э. римский военачальник Помпей предпринял поход на Иберию. Несмотря на энергичное сопротивление, царю иберов Артагу II в конце концов пришлось подчиниться римлянам.

5. Союз с Римом

Но довольно быстро Иберия перестала быть зависимой от Рима, между Римом и Иберией установились союзнические отношения. В I—II вв. н. э. Иберия вновь окрепла и нередко выступала в роли противника Рима в Закавказье и на Ближнем Востоке. Усилению Иберии способствовало установление контроля над перевалами Кавказского хребта и использование в заграничных походах кочевников, живших в тот период на территории Северного Кавказа. Во второй половине I в. н. э. Иберия сохраняла дружеские отношения с Римом. Но в 30-50-е годы II века, во времена царя Фарсмана II, в период наивысшего могущества Иберии, отношения с Римом осложнились. Царь Фарсман II игнорировал приглашения римского императора Адриана, и только во время правления его сына — Антонина Пия, посетил Рим вместе с супругой, сыном и большой свитой приближенных. Римляне были в восторге от боевого искусства иберийцев. Император,царью Иберии поставил в Риме памятник.

6. Правящие династии

· Фарнавазиды (до 189 г. н. э.)

· Аршакиды (189—284 гг.)

· Хосроиды (после 284 г.)

Литература

· Апакидзе А., «Жизнь городов Древней Грузии», кн. 1. Тб., 1963;

· Лорткипанидзе О., «Античный мир и Картлийское Царство (Иберия)»,Тб., 1968;

· История Грузии, т. 1. Тб., 1962;

· Мцхета, Итоги археологических исследований, т. 1, Тб., 1958;

· Болтунова А. И., Описание Иберии в «Географии» Страбона, «Вестник древней истории», 1947, № 4;

· Меликишвили Г. А., К истории древней Грузии, Тб., 1959.

Примечания

Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Иберия

mirznanii.com

Иберия

(греч. Iberia, лат. Hiberia).

   1. У греческих и римских географов и историков название Пиренейского п-ва. Его население - иберы, кельты и финикийцы. Центром иберийской цивилизации была южная часть полуострова, где античная традиция локализует древнейшее Тартесское царство. Финикийские колонисты появились на Пиренейском п-ве в конце II тыс. до н.э.; на рубеже VI - V вв. до н.в. иберийский город Гадес был подчинен Карфагену. В результате Пунических войн И. стала римской провинцией.

   Материалы к истории Иберии (Древней Испании) // ВДИ. 1939. № 2; Армичева В.И. Ремесленное производство в Испании в период ранней империи // ВДИ. 1985. № 3; Мишулин А.В. Античная Испания. М., 1952; Циркин Ю.Б. Финикийская культура Испании. М., 1976; Blazquez J.M. Tartessos у los origenes de colonizacion fenicia. 2 ed. Salamanea, 1975.

   2. Область Закавказья в долине рек Курос (Кура) и Арагос (Арагви). К IV в. до н.э. на ее территории возникло Иберийское царство со столицей Мцхета, а на рубеже III - IV вв. н.э. образовалось сильное рабовладельческое государство, население которого занималось преимущественно земледелием и скотоводством. Крупнейшим центром ремесла и торговли И. был г. Мцхета. В 65 г. до н.э. в И. вторглись римляне и установили с ней союзнические отношения. При императорах Тиберии, Клавдии и Нероне царь И. Фарасман вел войны с Парфией и Арменией, опираясь на римскую помощь. При императоре Юлиане I И. стала зависимой от Новоперс. царства Сасанидов. В IV в. н.э. ее население приняло христианство.

   Инадзе М. П. Причерноморские города древней Колхиды. Тбилиси, 1968; Ломоури Н.Ю. Грузино-римские взаимоотношения. Тбилиси, 1981; Лордкипанидзе О.Д. Античный мир и древняя Иберия (К истории торгово-экономических и культурных взаимоотношений с III в. до н.э. до III - IV вв. н.э.). Тбилиси, 1968; Меликишвили Г.А. К вопросу о социально-экономическом строе древней Иберии (Картли) // ВДИ. 1974. № 4.

   (И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)

Поделитесь на страничке

slovar.wikireading.ru


Смотрите также