Древняя иберия. ТАЙНЫ ЦИВИЛИЗАЦИИ. Иверия=Иберия=Испания. Баски и Гасконцы - это древние грузинские племена?
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Грузия: Иверия - Иберия? . Древняя иберия


Иберия - это... Что такое Иберия?

Ибе́рия, Иве́рия (груз. იბერია, ივერია, греч. Ἰβηρία, лат. Iberia,  — древнее название Грузии (Картли), упоминаемое античными и византийскими авторами.

История

Территория Иберии с древнейших времен была населена несколькими родственными племенами, которых aнтичныe авторы именовали собирательным «иберы» («восточные иберы»). Сами местные жители называли свою страну Картли, ведя название страны от имени мифического предка Картлоса. На рубеже III—II вв. до н. э. на территории Иберии образовалось государство. Часть объединённых в общины земледельцев была свободной, другие подчинялись царскому роду и знати. Труд рабов (в основном из военнопленных) использовался на строительных и других тяжёлых работах, а также в дворцовом хозяйстве. Главенствующее положение среди поселений иберов занимала Мцхета, которая впоследствии стала столицей Иберии. В ней, а также в Урбниси, Уплисцихе и др. процветали ремёсла и торговля. В первых веках н. э. в Иберии применяли греческую и арамейскую письменность. В это же время происходит значительное усиление Иберии, особенно в царствование Фарсмана II (II в. н. э.). В IV в. в Иберии начинают развиваться феодальные отношения; в 337 Мириан III объявил христианство государственной религией. В конце IV в. Иберия была подчинена Персии и обложена тяжёлой данью. В середине V в. во главе восстания против власти Сасанидов стал царь Иберии Вахтанг I Горгасал.

Древнейшая история

Уже в эллинистический период слово Иберия обозначало определённую политическую единицу (государство), которая располагалась на территории юга и востока нынешней Грузии. На этой территории, в большинстве своём, жили грузинские племена (карты-иберы). В эллинистический период здесь создавалось множество межплеменных союзов и уже наблюдались зачатки раннего классового государственного образования. В эпоху Ахеменидов существовавшее в этом районе объединение грузинских племён известноe под названием «ариан-картли», подразумевалo восточно-грузинское объединение, которое непосредственно входило в Персидcкoe царствo. На рубеже III—II вв. до н. э. это объединение смогло распространить свою власть на Шида Картли. Таким образом было создано государствo с центром в окрестностях Мцхета. Название «Мцхета», вероятно, происходит от названия одного из племён месхов. Месхи, прибывшие сюда из Малой Азии, должны были принести с собой и культ поклонения хеттским божествам (Армази, Задени), которые постепенно стали считаться верховными божествами. В окрестностях Мцхета были построены две большие крепости в честь этих божеств — Армазцихе и Заденцихе.

Карта Колхиды и Иберии по Христофору Целлариусу, изданное в Лейпциге в 1706 году

Период pacцвeта Иберии

В начале II в. до н. э. власть в Картли (Иберии) захватил Фарнаваз, происходивший из числа местных жителей (представитель рода «мцхетис мамасахлисеби»), который стал основателем династии Фарнавазидов. В период правления Фарнаваза и его ближайших потомков Иберия стала государством со значительнoй территориeй. Помимо Шида Картли, Кахети и Месхети, в нее входила часть Колхиды (Аргвети, Ачара). Предполагается, что в ее составе пeрвонaчальнo были области Гогаренa и Хордзенa в предгорьяx Париадрa (по сведениям Страбона, они были отделены от Иберии армянскими царствами во II вв. до н. э.).

Период упaдкa

Во II в. до н. Иберия в борьбе с окрепшими армянскими царствами потеряла часть своих территорий. Иберия эллинистического периода была ранним классовым дофеодальным государством. Основную массу производителей составляли свободные земледельцы и воины. Покоренные земледельческие племена эксплуатировались в основном представителями царской фамилии. Привилегированные слои населения были представлены также военными, придворной аристократией и жрецами. В описываемый период ещё не был окончательно утверждён принцип наследования царского трона. И на трон возводился самый старший из ближайших родственников умершего царя. Что касается обычаев, то жители горных районов сильно отличались от обитателей низменности не только манерой одеваться и характером, но и укладом жизни. В тот период они жили еще первобытно-общинным строем. В 65 году до н. э. римский военачальник Помпей предпринял поход на Иберию. Несмотря на энергичное сопротивление, царю иберов Артаку пришлось подчиниться римлянам.

Союз с Римом

Но довольно быстро Иберия перестала быть зависимой от Рима. В I—II вв. н. э. Иберия вновь окрепла и нередко выступала в роли противника Рима в Закавказье и на Ближнем Востоке. Усилению Иберии способствовало установление контроля над перевалами Кавказского хребта и использование в походах кочевников, живших на территории Северного Кавказа. Во второй половине I в. н. э. Иберия сохраняла дружеские отношения с Римом, но в 30-50-е годы II века, во времена царя Фарaсмана II, в период наивысшего могущества Иберии, отношения с Римом осложнились. Царь Фарaсман II игнорировал приглашения римского императора Адриана, и только во время правления его сына — Антонина Пия, посетил Рим вместе с супругой, сыном и большой свитой приближенных. Император поставил в Риме памятник царю Иберии.

Правящие династии

Литература

  • Апакидзе А., «Жизнь городов Древней Грузии», кн. 1. Тб., 1963;
  • Лорткипанидзе О., «Античный мир и Картлийское Царство (Иберия)»,Тб., 1968;
  • История Грузии, т. 1. Тб., 1962;
  • Мцхета, Итоги археологических исследований, т. 1, Тб., 1958;
  • Болтунова А. И., Описание Иберии в «Географии» Страбона, «Вестник древней истории», 1947, № 4;
  • Меликишвили Г. А., К истории древней Грузии, Тб., 1959.

См. также

Примечания

dic.academic.ru

Иберия (царство) Википедия

Ибе́рия, Иве́рия, Ивирия Ка́ртли (груз. ქართლი, იბერია ანუ ივერია, арм. Վիրք, греч. Ἰβηρία, лат. Iberia) — древнегрузинское царство на территории исторической Восточной Грузии, упоминаемое как грузинскими, так и античными, армянскими, византийскими авторами.

История

Территория Иберии с древнейших времен была населена несколькими родственными племенами, которых aнтичныe авторы именовали «сасперами», «тибаренами», собирательным «иберы» («восточные иберы»). Сами местные жители называли свою страну Картли, по распространённой позже версии считается, что название страны появилось от имени мифического предка Картлоса. Во II тысячелетии до н. э. в южногрузинских землях существовало государство, известное под названием Тао или Диаохи, в VII в. до н. э. подвергшееся нападениям Урарту и вошедшее частично в его состав, а частично в Колхиду[источник?]. На рубеже III—II веков до н. э. на территории Иберии образовалось классовое государство. Часть объединённых в общины земледельцев была свободной, другие подчинялись царскому роду и знати. Труд рабов (в основном из военнопленных) использовался на строительных и других тяжёлых работах, а также в дворцовом хозяйстве. Главенствующее положение среди поселений иберов занимала Мцхета, которая впоследствии стала столицей Иберии. В ней, а также в Урбниси, Уплисцихе и других городах процветали ремёсла и торговля. В первых веках н. э. в Иберии применяли греческую и арамейскую письменность. В это же время происходит значительное усиление Иберии, особенно в царствование Фарсмана II (II век н. э.).

В IV веке в Иберии начинают развиваться феодальные отношения. В период 318—332 г.г. (по разным источникам) году Мириан III объявил христианство государственной религией. В конце IV века Иберия была подчинена Персии и обложена тяжёлой данью. В середине V века во главе восстания против власти Сасанидов стал царь Иберии Вахтанг I Горгасали.

Древнейшая история

Уже в эллинистический период слово Иберия обозначало определённую политическую единицу (государство), которая располагалась на территории юга и востока нынешней Грузии. На этой территории, в большинстве своём, жили грузинские племена (картвелы-иберы). В эллинистический период здесь создавалось множество межплеменных союзов и уже наблюдались зачатки раннего классового государственного образования. В эпоху Ахеменидов существовавшее в этом районе объединение грузинских племён известноe под названием «ариан-картли», подразумевалo восточно-грузинское объединение, которое непосредственно входило в Персидскoe царствo.

На рубеже III—II веках до н. э. это объединение смогло распространить свою власть на Шида Картли. Таким образом было создано государствo с центром в окрестностях Мцхета. Название «Мцхета», вероятно, происходит от грузинского корня მცხ слов, обозначающих жизнь, живущих, но более распространена версия появления этого названия от одного из племён месхов. Месхи, прибывшие сюда из Малой Азии, должны были принести с собой и культ поклонения хеттским божествам (Армази, Задени), которые постепенно стали считаться верховными божествами. В окрестностях Мцхета были построены две большие крепости в честь этих божеств — Армазцихе и Заденцихе.

Карта Колхиды и Иберии по Христофору Целлариусу, изданное в Лейпциге в 1706 году

Период pacцвета Иберии

В начале III века до н. э. власть в Картли (Иберии) захватил Фарнаваз, происходивший из числа местных жителей (представитель рода «мцхетис мамасахлисеби»), который стал основателем династии Фарнавазидов. В период правления Фарнаваза и его ближайших потомков Иберия стала государством со значительной территорией. Помимо Шида Картли, Кахети и Месхети, в неё входила часть Колхиды (Аргвети, Ачара). Предполагается, что в её составе первоначальнo были области Гогаренa и Хордзенa в предгорьяx Париадрa (по сведениям Страбона, они были отделены от Иберии армянскими царствами во II веке до н. э.).

Период упадкa

Иберия эллинистического периода была ранним классовым дофеодальным государством. Основную массу производителей составляли свободные земледельцы и воины. Покоренные земледельческие племена эксплуатировались в основном представителями царской фамилии. Привилегированные слои населения были представлены также военными, придворной аристократией и жрецами. В описываемый период ещё не был окончательно утверждён принцип наследования царского трона. И на трон возводился самый старший из ближайших родственников умершего царя. Что касается обычаев, то жители горных районов сильно отличались от обитателей низменности не только манерой одеваться и характером, но и укладом жизни. В тот период они жили ещё первобытно-общинным строем. В 65 году до н. э. римский военачальник Гней Помпей Великий предпринял поход на Иберию. Несмотря на энергичное сопротивление, царю иберов Артаку пришлось подчиниться римлянам.

Союз с Римом

Но довольно быстро Иберия перестала быть зависимой от Рима. В I—II веках н. э. Иберия вновь окрепла и нередко выступала в роли противника Рима в Закавказье и на Ближнем Востоке. Усилению Иберии способствовало установление контроля над перевалами Кавказского хребта и использование в походах кочевников, живших на территории Северного Кавказа. Во второй половине I века н. э. Иберия сохраняла дружеские отношения с Римом, но в 130-150-е годы н. э., во времена царя Фарсмана II, в период наивысшего могущества Иберии, отношения с Римом осложнились. Царь Фарсман II игнорировал приглашения римского императора Адриана, и только во время правления его сына — Антонина Пия, посетил Рим вместе с супругой, сыном и большой свитой приближённых. Император поставил в Риме конный памятник царю Иберии.

Правящие династии

Примечания

Литература

  • Апакидзе А., «Жизнь городов Древней Грузии», кн. 1. Тб., 1963;
  • Лорткипанидзе О., «Античный мир и Картлийское Царство (Иберия)»,Тб., 1968;
  • История Грузии, т. 1. Тб., 1962;
  • Мцхета, Итоги археологических исследований, т. 1, Тб., 1958;
  • Болтунова А. И., Описание Иберии в «Географии» Страбона, «Вестник древней истории», 1947, № 4;
  • Меликишвили Г. А., К истории древней Грузии, Тб., 1959.

См. также

wikiredia.ru

Грузия: Иверия - Иберия? : carabaas

Исследование исторических взаимосвязей Грузии и Испании имеет многовековую историю, корни этого вопроса уходят в глубокую древность. Более двадцати столетий существует гипотеза о родственной связи западных и восточных иберийцев. Ее происхождение связано с тождеством наименований обеих стран, историческим фактом существования двух Иберий.

Древние греческие и римские писатели и ученые называли жителей Грузии восточными, или азиатскими иберами, а испанцев - западными, или европейскими. Многие ученые считали, что термины «Иберия» и «иберы» в значении Грузии и грузин, а также Испании и испанцев происходят от одного общего корня и служат доказательством родства обоих народов. Другие говорили, что для каждого из указанных терминов характерно самостоятельное развитие, случайно приведшее в результате словообразования к тождеству их созвучия и транскрипции. Подобной точки зрения придерживался известный исследователь кельтских наречий Адольф Пикте. Древние греческие и римские авторы высказывали различные мнения о взаимоотношениях западных и восточных иберов. Как отмечал греческий писатель Аппиан, «азиатских иберов одни считают предками, другие - колонистами европейских иберов, третьи - только одноименными народами, потому что они не сходны ни по обычаям, ни по языку». Следуя формулировке Аппиана, сведения античных авторов о взаимоотношениях кавказских и пиренейских иберов образуют три основные группы. Представители первой придерживались теории происхождения испанцев, т.е. иберов европейских, или западных, от грузин, т.е. иберов восточных, или азиатских. Первым высказал подобное мнение древнейший писатель-грамматик Варрон (II-I вв. до н.э.). Подобного же мнения придерживался римский писатель Присциан (V-VI вв. н.э.), который в сочинении «Грамматическое руководство» отмечал: «Собственно «hibеrеs» называется племя, выселившееся от иберов, которые живут за Арменией». Т.е. он высказывал мысль о кавказском происхождении западных иберов. Ректор Афонской академии Евгений Булгарский, собрав сведения из древних источников, говорил о родстве грузин и испанцев: «Их (испанцев) царь и князья - родом из грузин»... Булгарский выдвигает свои предположения по этому вопросу: грузины переселились в Испанию, а затем, «после того как опять размножились испанцы, отправились испанцы в Грузию». В результате этого движения «племена грузин и испанцев называются одинаково. И поэтому толкователи изменили их названия». Этого же мнения придерживались церковные деятели Максим Исповедник (VII в.) и Георгий Святогорец (Мтацциндели) (ХI в.). Максим Исповедник различал «западных» грузин (испанцев) от восточных грузин (кавказских). Западноевропейских иберов Максим Исповедник считал пришельцами с Кавказа. Второе направление составляют сторонники теории происхождения грузин, т.е. иберов азиатских, от испанцев, т.е. иберов европейских.

800 × 535Оригинал Ссылка откроется в новом окне  (1215×812)

Среди этих писателей не наблюдается единообразия в высказываемых мнениях в тех мотивах, которыми они обусловливают переход иберов с запада на восток. По мнению некоторых писателей (имена и сочинения их не сохранились), на которых ссылается Страбон (I в. до н.э. - I в. н.э.) в своей «Географии», европейские иберы могли перейти в Азию вследствие землетрясения на западе. Страбон отмечал, что «западные иберы переселились в местности, лежащие выше Понта и Колхиды, отделяемые от Армении рекою Аракс». По мнению других авторов, древние испанцы переселились на восток в результате их покорения царем Навуходоносором (VI в. до н.э.), который, взяв испанцев в плен, увел их и поселил на берегу Черного моря. На это впервые указывал греческий писатель, историк и географ Мегасфен (IV-III вв. до н.э.) в своем сочинении об Индии. Об этом сочинении Мегасфена известно из трудов авторов, упоминавших его и приводивших отрывки из его сочинения. Страбон и Иосиф Флавий упоминали о переводе Навуходоносором своих войск из Испании на Кавказ, а Евсевий и Мар-Абас-Катина указывали, что Новухоносодор перевел в Понт не свои войска, а переселил часть покоренных им в Испании и Африке племен для поселения их на Черноморском побережье. Согласно историческим данным, Навуходоносор никогда не бывал на западе. Наука объясняет легенду, засвидетельствованную в древних источниках, тем, что сведения Мегасфена базировались на фактическом материале, касающемся других военных походов Навуходоносора. Географ Дионисий Периагет (I-II вв. н.э.), говоря в своем стихотворном «Землеописании» о перешейке «между Каспским и Евксинским» морями, указывает, что «на нем живет восточный народ иберы, которые некогда пришли с Пиренеев на восток»...

Сократ Схоластик (IV-V вв. н.э.) писал: «Время сказать о том, как приняли христианство иберы. Одна женщина, добродетельная и непорочная, по воле божественного провидения была пленена иберами.

Эти иберы живут у Понта Евксинского, а происходят они от иберов, живущих в Испании». Евсевий (ХII в.) в «Комментариях» упоминал «очень большой и широкий перешеек между Каспским и Евксинским морями», где находится «восточная страна иберов, лежащая между Колхидою и Албанией». Там «живут восточные иберы», переселившиеся от западных иберов, живущих у Пирины, которая, как мы знаем, тоже называется Пиренейской горой». Византийский историк XI в. Михайт Аталиат писал: «...Настоящая Иберия и сама Кельтская Иберия расположены в западных частях Рима, вдоль западного океана. Ныне этот край называется Испанией. Жители Иберии, отважные и сильные, долгое время воевали против римлян... с трудом покорили их римляне... Величайший из всех государей Константин выделил из них, из западных иберов, немалую часть и переселил на восток, и отсюда название Иберия получила та страна, которая их приняла... И никто не найдет сведений о том, что в прежние времена иберы упоминались в древних «историях». Упоминаются они только с того времени, как поселил их здесь Константин».

Как отмечает академик Ш.В. Дзидзигури, Иберия и иберийцы упоминались в сочинениях гораздо более ранних писателей, до времени Константина. Не соответствует истине и утверждение, что Константин Великий переселил иберов из Испании в Грузию. Сведения Аталиата ценны в другом отношении: они подтверждают распространение в византийском мире XI века версии о родстве испанских и грузинских иберов.

Историк Никита Ксантопулос в своем многотомном труде «Церковная история» высказывал мнение, что иберы Грузии - «переселившаяся часть иберов Испании». Грузинские источники со всей определенностью указывают на то обстоятельство, что предки современных грузин хорошо знали о существовании западных иберов. Первые сведения о западных иберах содержатся в древнейшем грузинском переводе «Шестоднева» сочинения Василия Кесарийского, известного деятеля христианской культуры и литературы. Оно впервые было переведено с арабского языка в VIII-IX вв., а в 50-х годах XI века было снова переведено на грузинский язык Георгием Мтаиминдели (Атонели). Перевод VIII-IX вв. является древнейшим из известных в настоящее время переводов в грузинской литературе, в котором упоминаются «испанские грузины». Однако этот вопрос и раньше, по предположению профессора Р. Сирадзе, затрагивался в грузинской литературе.

Основанием для такого предположения является указание Георгия Атонели, что существовал еще один, в наши дни неизвестный, перевод «Шестоднева» на грузинский язык. В «Завещании» Георгия Атонели, которое он приложил к своему переводу «Шестоднева», упоминаются первые переводы этого произведения. Один из них известен - это перевод VIII-IX вв.; следовательно, должен существовать другой, еще более ранний грузинский перевод. Перевод VIII-IX вв. был обнаружен в двух списках в иерусалимской коллекции грузинских рукописей среди микрофильмов этой коллекции, которые Центральная библиотека АН ГССР приобрела у библиотеки американского конгресса. Сочинение византийского летописца Василия Кесарийского пользовалось широкой популярностью в христианских странах и носило энциклопедический характер. В «Шестодневе» были представлены все научные данные, известные в XVII в., в нем приводились сведения о различных видах искусства, затрагивались проблемы морали и человеческих отношений. В грузинском переводе сочинения В. Кесарийского в разделе разъяснения библейской космогонии сказано, что первоначально не существовало моря, которое сегодня плещется вокруг горы Гадира, не было и той ужасной бездны, избегаемой моряками, которая примыкает к Британскому острову и западным грузинам, а возникло оно и распространилось позднее. В более позднем переводе, выполненном Георгием Мтациндели, эквивалентом «иберов» тоже названы «западные грузины». Примечательно, что в греческом оригинале употребляется «Западная Иберия», а в латинском переводе она заменена термином «Испания».

Предложенный древними грузинскими переводчиками для обозначения Испанской Иберии термин «западные грузины» красноречиво свидетельствует о том, что они этой формулой признают единство и родство между западными и восточными иберами.

Таким образом, в версиях грузинского перевода сочинения греческого автора ясно видно, что в Грузии VIII-IX вв. было выработано убеждение в идентичности древних иберов. Называя европейских иберов «западными грузинами», авторы опирались на общественное мнение того времени, которое можно рассматривать как своеобразное выражение национального сознания.

В средневековой Грузии возникла идея организовать экспедицию в Испанию, чтобы ознакомиться с жизнью «западных грузин». Первые достоверные сведения по этому вопросу сохранились в сочинении известного грузинского писателя, переводчика и историка XI в. Георгия Мтацминдели «Житие Иоанна и Евфимия», написанном в 1042-44 годах. В нем рассказывается об основании Афонского грузинского монастыря, имеются интересные сведения из истории Грузии и Греции, излагается биография основателей Афонской лавры. Особенно интересен эпизод из жизни основателя Иверского монастыря Иоанна Мтацминдели. «По смерти Торникия блаженный отец наш Иоанн решился, взяв своего сына и нескольких учеников, убежать в Спанью: он сначала же тяготился раздорами и смутой, но временно терпел все это, чтобы построить для Торникия «усыпальницу» и спасти его душу. Иоанну доводилось слышать, что грузины - немало грузинского племени и народа - живут в Спании, и потому он отправился в Авид, чтобы тут найти корабль, отправляющийся в Спанью, и на нем поехать туда, а так как тот, который в то время княжил в Авиде, был большой любимец отца Иоанна, то отец Иоанн этому своему другу открыл свое намерение». Правитель Авида сообщил царям о намерении Иоанна, они велели ему вернуться в столицу и с почетом встретили его. Таким образом, экспедиция Иоанна Афонского, ставившая своей целью отправиться в Испанию и найти «испанских грузин», потерпела неудачу. Вернувшись обратно, Иоанн вскоре заболел и уже не смог поправиться: 1005 году он скончался. Это поездка должна была состояться до конца X века. По вычислению Мосе Джанашвили, отъезд Иоанна должен был произойти в 976-988 гг. Последним сочинением, переведенным с греческого, в котором упоминаются «испанские грузины», является «Житие Амвросия Медиоланского». Здесь заслуживает особого внимания идентификация Грузии и Испании. БАСКСКО-КАВКАЗСКАЯ ГИПОТЕЗАИсследование существовавших в науке предположений древних и средневековых авторов о родстве испанцев и грузин подводит к одной из интереснейших проблем современной исторической лингвистической науки - к баскско-кавказской гипотезе, непосредственно связанной с вопросом этногенеза басков и иберов.

Происхождение басков до сих пор является полемическим вопросом. Этот многочисленный народ на протяжении многих веков сумел сохранить свою национальную самобытность, обычаи и язык. Баски - единственное племя Пиренейского полуострова, избежавшее романизации и ассимиляции. Баскский язык отличается своей лингвистической феноменальностью, являясь единственным древнейшим языком неиндоевропейского происхождения в Западной Европе. По структуре языка, реалиям быта, этнографической типологии племя басков совершенно своеобразно и носит отпечаток характерных черт архаической цивилизации.

Проблема этногенеза басков издавна привлекала внимание историков, археологов, лингвистов, а вопрос о баскском языке, принадлежность которого какой-либо из известных в настоящее время языковых семей не доказана, породил множество гипотез. Некоторые ученые, изучая археологические данные, пришли к выводу, что баски - потомки древнейшего населения севера Пиренейского полуострова, которое в первом тысячелетии до н.э. было оттеснено в горные районы переселившимися в Испанию племенами иберов и кельтов.

Российский ученый А.В. Мишулин подчеркивал, что существование «пиренейской культуры и баскских названий местности по всей территории Пиренеев является приемлемым основанием для предположения, что «баски являются туземцами, что они - плод эволюции в стране одной группы пиренейских племен. Останки из баскских мегалитических погребений, а равно и современный тип басков позволяют и с антропологической точки зрения подтвердить вывод об автономном характере этого народа». Испанский историк Иоанн Мариан писал: «Бискайцы сохранили до сих пор варварский язык, отличный от всех прочих испанских языков. Говорят, что он весьма древний и может быть тот, который был прежде вступления туда римлян. Сей народ никогда не был совершенно покорен, почему и вероятно, что с древнею вольностью сохранил он и древний язык земли».

В научной литературе встречаются гипотезы о родстве древнего населения Пиренеев с этрусками, лигурами и другими народами.

Существует предположение, что баски являются потомками населения легендарной Атлантиды, создавшего высокую культуру. В подтверждение своей гипотезы сторонники этой версии приводят целый ряд аналогий с баскским языком, встречающихся на американском континенте.

Некоторые ученые, основываясь главным образом на антропологических данных, утверждают, что баски сложились исторически на основе эволюции франко-кантабрийской ветви народов.Одной из наиболее распространенных теорий является баскско-кавказская гипотеза, связывающая древних иберийцев Испании с иберийцами Кавказа. Эта теория разделялась целым рядом античных авторов, подтверждалась историческими свидетельствами и фольклорными источниками. В одной из распространенных в Басконии легенд говорится о переселении басков с востока. Сами баски называют себя «пришельцами с востока».

Интересные соображения по этому поводу содержатся в сочинении Иоанна Мариана «Всеобщая история Испании»: «Иберцы, кои прежде обитали на берегах Черного моря в Кавказских горах, пришед в великом числе в Испанию, рассеялись, построили в оной Иберу повыше Тортозы и дали наименование той реке, которая подле течет, а после и всей провинции». Свидетельство Марианы заслуживает внимания, ибо целью своего сочинения он ставил добросовестный подход к затрагиваемым вопросам. Мариана подчеркивал, что не следует «представлять за истину множество смешных преданий и рассеивать между народом тьмы басен. Ничто не нарушает так истину истории, как наполнение оной самопроизвольными выдумками». Вполне логично предположить, что для утверждения мысли о кавказском происхождении иберов Мариана располагал какими-либо уже утраченными в настоящее время документами, позволившими ему прийти к подобному выводу. Это предположение подкрепляется фактом принадлежности Марианы к ордену иезуитов, ибо известно, что в монастырях часто хранились уникальные древние документы и свидетельства, знакомство с которыми могло подвести автора к высказанному им теоретическому постулату. Далее Мариана отмечает, что название «Кельтиберия», как прежде называлась Испания, происходит от иберов и кельтов. Кельты, выходцы из народов Галии, перейдя Пиренейские горы и вступив в Испанию, смешались с иберами, и соединение кельтов и иберов было положено в название страны.

Басколог А. Доринг, рассматривая вопрос о происхождении басков, связывает их название - «эускалдуны» - с наименованием исторических местностей Грузии - Диоскурией, Искурией, Исгаурой. Из этих портов, расположенных в Кавказской Иберии на Черноморском побережье, часть иберийского племени отправилась на запад. Иберы, переселившись на Пиренейский полуостров из района самой высокой в то время цивилизации на востоке, привезли из Кавказской Иберии мастерство изготовления оружия и традицию производства предметов из меди, железа и стали.

Баскский писатель Наварро в романе «Амала» указывает на аналогию названий гор, рек и населенных пунктов на Пиренейском полуострове и Кавказе.

Первым европейским исследователем, поставившим вопрос о необходимости сопоставительного изучения грузинского и баскского языков, является известный филолог Лоренсо Эрвас.

Очень ценны приводимые в трудах Эрваса сведения о лазском диалекте, которые даются в сопоставлении с грузинским языком с целью показать сходство и различия между ними.

В своих работах Эрвес уделил внимание вопросу родства грузинского языка с языком испанских иберов. Его взгляды на эту проблему претерпели определенные изменения в различные периоды его исследовательской деятельности, он неоднократно подвергал их новому переосмыслению. В итальянском издании «Каталога языков» Эрвес высказывал мнение о родстве западных и восточных иберов.

Опираясь на античные источники, Эрвес считал, что западные иберы могли проникнуть в бассейн Средиземного моря и на Кавказ и расселиться на Черноморском побережье.

А. БИБИЛАШВИЛИ

carabaas.livejournal.com

Иберия (царство) Википедия

Ибе́рия, Иве́рия, Ивирия Ка́ртли (груз. ქართლი, იბერია ანუ ივერია, арм. Վիրք, греч. Ἰβηρία, лат. Iberia) — древнегрузинское царство на территории исторической Восточной Грузии, упоминаемое как грузинскими, так и античными, армянскими, византийскими авторами.

История[ | код]

Территория Иберии с древнейших времен была населена несколькими родственными племенами, которых aнтичныe авторы именовали «сасперами», «тибаренами», собирательным «иберы» («восточные иберы»). Сами местные жители называли свою страну Картли, по распространённой позже версии считается, что название страны появилось от имени мифического предка Картлоса. Во II тысячелетии до н. э. в южногрузинских землях существовало государство, известное под названием Тао или Диаохи, в VII в. до н. э. подвергшееся нападениям Урарту и вошедшее частично в его состав, а частично в Колхиду[источник?]. На рубеже III—II веков до н. э. на территории Иберии образовалось классовое государство. Часть объединённых в общины земледельцев была свободной, другие подчинялись царскому роду и знати. Труд рабов (в основном из военнопленных) использовался на строительных и других тяжёлых работах, а также в дворцовом хозяйстве. Главенствующее положение среди поселений иберов занимала Мцхета, которая впоследствии стала столицей Иберии. В ней, а также в Урбниси, Уплисцихе и других городах процветали ремёсла и торговля. В первых веках н. э. в Иберии применяли греческую и арамейскую письменность. В это же время происходит значительное усиление Иберии, особенно в царствование Фарсмана II (II век н. э.).

В IV веке в Иберии начинают развиваться феодальные отношения. В период 318—332 г.г. (по разным источникам) году Мириан III объявил христианство государственной религией. В конце IV века Иберия была подчинена Персии и обложена тяжёлой данью. В середине V века во главе восстания против власти Сасанидов стал царь Иберии Вахтанг I Горгасали.

Древнейшая история[ | код]

Уже в эллинистический период слово Иберия обозначало определённую политическую единицу (государство), которая располагалась на территории юга и востока нынешней Грузии. На этой территории, в большинстве своём, жили грузинские племена (картвелы-иберы). В эллинистический период здесь создавалось множество межплеменных союзов и уже наблюдались зачатки раннего классового государственного образования. В эпоху Ахеменидов существовавшее в этом районе объединение грузинских племён известноe под названием «ариан-картли», подразумевалo восточно-грузинское объединение, которое непосредственно входило в Персидскoe царствo.

На рубеже III—II веках до н. э. это объединение смогло распространить свою власть на Шида Картли. Таким образом было создано государствo с центром в окрестностях Мцхета. Название «Мцхета», вероятно, происходит от грузинского корня მცხ слов, обозначающих жизнь, живущих, но более распространена версия появления этого названия от одного из племён месхов. Месхи, прибывшие сюда из Малой Азии, должны были принести с собой и культ поклонения хеттским божествам (Армази, Задени), которые постепенно стали считаться верховными божествами. В окрестностях Мцхета были построены две большие крепости в честь этих божеств — Армазцихе и Заденцихе.

Карта Колхиды и Иберии по Христофору Целлариусу, изданное в Лейпциге в 1706 году

Период pacцвета Иберии[ | код]

В начале III века до н. э. власть в Картли (Иберии) захватил Фарнаваз, происходивший из числа местных жителей (представитель рода «мцхетис мамасахлисеби»), который стал основателем династии Фарнавазидов.

ru-wiki.ru

ТАЙНЫ ЦИВИЛИЗАЦИИ. Иверия=Иберия=Испания. Баски и Гасконцы

Исследование исторических взаимосвязей Грузии и Испании имеет многовековую историю, корни этого вопроса уходят в глубокую древность. Более двадцати столетий существует гипотеза о родственной связи западных и восточных иберийцев. Ее происхождение связано с тождеством наименований обеих стран, историческим фактом существования двух Иберий...

Древние греческие и римские писатели и ученые называли жителей Грузии восточными, или азиатскими иберами, а испанцев - западными, или европейскими. Многие ученые считали, что термины «Иберия» и «иберы» в значении Грузии и грузин, а также Испании и испанцев происходят от одного общего корня и служат доказательством родства обоих народов. Другие говорили, что для каждого из указанных терминов характерно самостоятельное развитие, случайно приведшее в результате словообразования к тождеству их созвучия и транскрипции. Подобной точки зрения придерживался известный исследователь кельтских наречий Адольф Пикте. Древние греческие и римские авторы высказывали различные мнения о взаимоотношениях западных и восточных иберов. Как отмечал греческий писатель Аппиан, «азиатских иберов одни считают предками, другие - колонистами европейских иберов, третьи - только одноименными народами, потому что они не сходны ни по обычаям, ни по языку». Следуя формулировке Аппиана, сведения античных авторов о взаимоотношениях кавказских и пиренейских иберов образуют три основные группы. Представители первой придерживались теории происхождения испанцев, т.е. иберов европейских, или западных, от грузин, т.е. иберов восточных, или азиатских. Первым высказал подобное мнение древнейший писатель-грамматик Варрон (II-I вв. до н.э.). Подобного же мнения придерживался римский писатель Присциан (V-VI вв. н.э.), который в сочинении «Грамматическое руководство» отмечал: «Собственно «hibеrеs» называется племя, выселившееся от иберов, которые живут за Арменией». Т.е. он высказывал мысль о кавказском происхождении западных иберов. Ректор Афонской академии Евгений Булгарский, собрав сведения из древних источников, говорил о родстве грузин и испанцев: «Их (испанцев) царь и князья - родом из грузин»... Булгарский выдвигает свои предположения по этому вопросу: грузины переселились в Испанию, а затем, «после того как опять размножились испанцы, отправились испанцы в Грузию». В результате этого движения «племена грузин и испанцев называются одинаково. И поэтому толкователи изменили их названия». Этого же мнения придерживались церковные деятели Максим Исповедник (VII в.) и Георгий Святогорец (Мтацциндели) (ХI в.). Максим Исповедник различал «западных» грузин (испанцев) от восточных грузин (кавказских). Западноевропейских иберов Максим Исповедник считал пришельцами с Кавказа. Второе направление составляют сторонники теории происхождения грузин, т.е. иберов азиатских, от испанцев, т.е. иберов европейских.

Среди этих писателей не наблюдается единообразия в высказываемых мнениях в тех мотивах, которыми они обусловливают переход иберов с запада на восток. По мнению некоторых писателей (имена и сочинения их не сохранились), на которых ссылается Страбон (I в. до н.э. - I в. н.э.) в своей «Географии», европейские иберы могли перейти в Азию вследствие землетрясения на западе. Страбон отмечал, что «западные иберы переселились в местности, лежащие выше Понта и Колхиды, отделяемые от Армении рекою Аракс». По мнению других авторов, древние испанцы переселились на восток в результате их покорения царем Навуходоносором (VI в. до н.э.), который, взяв испанцев в плен, увел их и поселил на берегу Черного моря. На это впервые указывал греческий писатель, историк и географ Мегасфен (IV-III вв. до н.э.) в своем сочинении об Индии. Об этом сочинении Мегасфена известно из трудов авторов, упоминавших его и приводивших отрывки из его сочинения. Страбон и Иосиф Флавий упоминали о переводе Навуходоносором своих войск из Испании на Кавказ, а Евсевий и Мар-Абас-Катина указывали, что Новухоносодор перевел в Понт не свои войска, а переселил часть покоренных им в Испании и Африке племен для поселения их на Черноморском побережье. Согласно историческим данным, Навуходоносор никогда не бывал на западе. Наука объясняет легенду, засвидетельствованную в древних источниках, тем, что сведения Мегасфена базировались на фактическом материале, касающемся других военных походов Навуходоносора. Географ Дионисий Периагет (I-II вв. н.э.), говоря в своем стихотворном «Землеописании» о перешейке «между Каспским и Евксинским» морями, указывает, что «на нем живет восточный народ иберы, которые некогда пришли с Пиренеев на восток»...

Сократ Схоластик (IV-V вв. н.э.) писал: «Время сказать о том, как приняли христианство иберы. Одна женщина, добродетельная и непорочная, по воле божественного провидения была пленена иберами.

Картинки по запросу Иверия Иберия Баски Иберийцы Испания

Эти иберы живут у Понта Евксинского, а происходят они от иберов, живущих в Испании». Евсевий (ХII в.) в «Комментариях» упоминал «очень большой и широкий перешеек между Каспским и Евксинским морями», где находится «восточная страна иберов, лежащая между Колхидою и Албанией». Там «живут восточные иберы», переселившиеся от западных иберов, живущих у Пирины, которая, как мы знаем, тоже называется Пиренейской горой». Византийский историк XI в. Михайт Аталиат писал: «...Настоящая Иберия и сама Кельтская Иберия расположены в западных частях Рима, вдоль западного океана. Ныне этот край называется Испанией. Жители Иберии, отважные и сильные, долгое время воевали против римлян... с трудом покорили их римляне... Величайший из всех государей Константин выделил из них, из западных иберов, немалую часть и переселил на восток, и отсюда название Иберия получила та страна, которая их приняла... И никто не найдет сведений о том, что в прежние времена иберы упоминались в древних «историях». Упоминаются они только с того времени, как поселил их здесь Константин».

Как отмечает академик Ш.В. Дзидзигури, Иберия и иберийцы упоминались в сочинениях гораздо более ранних писателей, до времени Константина. Не соответствует истине и утверждение, что Константин Великий переселил иберов из Испании в Грузию. Сведения Аталиата ценны в другом отношении: они подтверждают распространение в византийском мире XI века версии о родстве испанских и грузинских иберов.

Историк Никита Ксантопулос в своем многотомном труде «Церковная история» высказывал мнение, что иберы Грузии - «переселившаяся часть иберов Испании». Грузинские источники со всей определенностью указывают на то обстоятельство, что предки современных грузин хорошо знали о существовании западных иберов. Первые сведения о западных иберах содержатся в древнейшем грузинском переводе «Шестоднева» сочинения Василия Кесарийского, известного деятеля христианской культуры и литературы. Оно впервые было переведено с арабского языка в VIII-IX вв., а в 50-х годах XI века было снова переведено на грузинский язык Георгием Мтаиминдели (Атонели). Перевод VIII-IX вв. является древнейшим из известных в настоящее время переводов в грузинской литературе, в котором упоминаются «испанские грузины». Однако этот вопрос и раньше, по предположению профессора Р. Сирадзе, затрагивался в грузинской литературе.

Картинки по запросу Иверия Иберия Баски Иберийцы Испания

Основанием для такого предположения является указание Георгия Атонели, что существовал еще один, в наши дни неизвестный, перевод «Шестоднева» на грузинский язык. В «Завещании» Георгия Атонели, которое он приложил к своему переводу «Шестоднева», упоминаются первые переводы этого произведения. Один из них известен - это перевод VIII-IX вв.; следовательно, должен существовать другой, еще более ранний грузинский перевод. Перевод VIII-IX вв. был обнаружен в двух списках в иерусалимской коллекции грузинских рукописей среди микрофильмов этой коллекции, которые Центральная библиотека АН ГССР приобрела у библиотеки американского конгресса. Сочинение византийского летописца Василия Кесарийского пользовалось широкой популярностью в христианских странах и носило энциклопедический характер. В «Шестодневе» были представлены все научные данные, известные в XVII в., в нем приводились сведения о различных видах искусства, затрагивались проблемы морали и человеческих отношений. В грузинском переводе сочинения В. Кесарийского в разделе разъяснения библейской космогонии сказано, что первоначально не существовало моря, которое сегодня плещется вокруг горы Гадира, не было и той ужасной бездны, избегаемой моряками, которая примыкает к Британскому острову и западным грузинам, а возникло оно и распространилось позднее. В более позднем переводе, выполненном Георгием Мтациндели, эквивалентом «иберов» тоже названы «западные грузины». Примечательно, что в греческом оригинале употребляется «Западная Иберия», а в латинском переводе она заменена термином «Испания».

Предложенный древними грузинскими переводчиками для обозначения Испанской Иберии термин «западные грузины» красноречиво свидетельствует о том, что они этой формулой признают единство и родство между западными и восточными иберами.

Таким образом, в версиях грузинского перевода сочинения греческого автора ясно видно, что в Грузии VIII-IX вв. было выработано убеждение в идентичности древних иберов. Называя европейских иберов «западными грузинами», авторы опирались на общественное мнение того времени, которое можно рассматривать как своеобразное выражение национального сознания.

Картинки по запросу Баски Иберийцы исход из Грузии

В средневековой Грузии возникла идея организовать экспедицию в Испанию, чтобы ознакомиться с жизнью «западных грузин». Первые достоверные сведения по этому вопросу сохранились в сочинении известного грузинского писателя, переводчика и историка XI в. Георгия Мтацминдели «Житие Иоанна и Евфимия», написанном в 1042-44 годах. В нем рассказывается об основании Афонского грузинского монастыря, имеются интересные сведения из истории Грузии и Греции, излагается биография основателей Афонской лавры. Особенно интересен эпизод из жизни основателя Иверского монастыря Иоанна Мтацминдели. «По смерти Торникия блаженный отец наш Иоанн решился, взяв своего сына и нескольких учеников, убежать в Спанью: он сначала же тяготился раздорами и смутой, но временно терпел все это, чтобы построить для Торникия «усыпальницу» и спасти его душу. Иоанну доводилось слышать, что грузины - немало грузинского племени и народа - живут в Спании, и потому он отправился в Авид, чтобы тут найти корабль, отправляющийся в Спанью, и на нем поехать туда, а так как тот, который в то время княжил в Авиде, был большой любимец отца Иоанна, то отец Иоанн этому своему другу открыл свое намерение». Правитель Авида сообщил царям о намерении Иоанна, они велели ему вернуться в столицу и с почетом встретили его. Таким образом, экспедиция Иоанна Афонского, ставившая своей целью отправиться в Испанию и найти «испанских грузин», потерпела неудачу. Вернувшись обратно, Иоанн вскоре заболел и уже не смог поправиться: 1005 году он скончался. Это поездка должна была состояться до конца X века. По вычислению Мосе Джанашвили, отъезд Иоанна должен был произойти в 976-988 гг. Последним сочинением, переведенным с греческого, в котором упоминаются «испанские грузины», является «Житие Амвросия Медиоланского». Здесь заслуживает особого внимания идентификация Грузии и Испании.

БАСКСКО-КАВКАЗСКАЯ ГИПОТЕЗА

Исследование существовавших в науке предположений древних и средневековых авторов о родстве испанцев и грузин подводит к одной из интереснейших проблем современной исторической лингвистической науки - к баскско-кавказской гипотезе, непосредственно связанной с вопросом этногенеза басков и иберов.

Картинки по запросу Иверия Иберия Баски Иберийцы Испания

Происхождение басков до сих пор является полемическим вопросом. Этот многочисленный народ на протяжении многих веков сумел сохранить свою национальную самобытность, обычаи и язык. Баски - единственное племя Пиренейского полуострова, избежавшее романизации и ассимиляции. Баскский язык отличается своей лингвистической феноменальностью, являясь единственным древнейшим языком неиндоевропейского происхождения в Западной Европе. По структуре языка, реалиям быта, этнографической типологии племя басков совершенно своеобразно и носит отпечаток характерных черт архаической цивилизации.

Проблема этногенеза басков издавна привлекала внимание историков, археологов, лингвистов, а вопрос о баскском языке, принадлежность которого какой-либо из известных в настоящее время языковых семей не доказана, породил множество гипотез. Некоторые ученые, изучая археологические данные, пришли к выводу, что баски - потомки древнейшего населения севера Пиренейского полуострова, которое в первом тысячелетии до н.э. было оттеснено в горные районы переселившимися в Испанию племенами иберов и кельтов.

Российский ученый А.В. Мишулин подчеркивал, что существование «пиренейской культуры и баскских названий местности по всей территории Пиренеев является приемлемым основанием для предположения, что «баски являются туземцами, что они - плод эволюции в стране одной группы пиренейских племен. Останки из баскских мегалитических погребений, а равно и современный тип басков позволяют и с антропологической точки зрения подтвердить вывод об автономном характере этого народа». Испанский историк Иоанн Мариан писал: «Бискайцы сохранили до сих пор варварский язык, отличный от всех прочих испанских языков. Говорят, что он весьма древний и может быть тот, который был прежде вступления туда римлян. Сей народ никогда не был совершенно покорен, почему и вероятно, что с древнею вольностью сохранил он и древний язык земли».

В научной литературе встречаются гипотезы о родстве древнего населения Пиренеев с этрусками, лигурами и другими народами.

Существует предположение, что баски являются потомками населения легендарной Атлантиды, создавшего высокую культуру. В подтверждение своей гипотезы сторонники этой версии приводят целый ряд аналогий с баскским языком, встречающихся на американском континенте.

Некоторые ученые, основываясь главным образом на антропологических данных, утверждают, что баски сложились исторически на основе эволюции франко-кантабрийской ветви народов.Одной из наиболее распространенных теорий является баскско-кавказская гипотеза, связывающая древних иберийцев Испании с иберийцами Кавказа. Эта теория разделялась целым рядом античных авторов, подтверждалась историческими свидетельствами и фольклорными источниками. В одной из распространенных в Басконии легенд говорится о переселении басков с востока. Сами баски называют себя «пришельцами с востока».

Картинки по запросу Баски Иберийцы исход из Грузии

Интересные соображения по этому поводу содержатся в сочинении Иоанна Мариана «Всеобщая история Испании»: «Иберцы, кои прежде обитали на берегах Черного моря в Кавказских горах, пришед в великом числе в Испанию, рассеялись, построили в оной Иберу повыше Тортозы и дали наименование той реке, которая подле течет, а после и всей провинции». Свидетельство Марианы заслуживает внимания, ибо целью своего сочинения он ставил добросовестный подход к затрагиваемым вопросам. Мариана подчеркивал, что не следует «представлять за истину множество смешных преданий и рассеивать между народом тьмы басен. Ничто не нарушает так истину истории, как наполнение оной самопроизвольными выдумками». Вполне логично предположить, что для утверждения мысли о кавказском происхождении иберов Мариана располагал какими-либо уже утраченными в настоящее время документами, позволившими ему прийти к подобному выводу. Это предположение подкрепляется фактом принадлежности Марианы к ордену иезуитов, ибо известно, что в монастырях часто хранились уникальные древние документы и свидетельства, знакомство с которыми могло подвести автора к высказанному им теоретическому постулату. Далее Мариана отмечает, что название «Кельтиберия», как прежде называлась Испания, происходит от иберов и кельтов. Кельты, выходцы из народов Галии, перейдя Пиренейские горы и вступив в Испанию, смешались с иберами, и соединение кельтов и иберов было положено в название страны.

Картинки по запросу Баски Иберийцы исход из Грузии

Басколог А. Доринг, рассматривая вопрос о происхождении басков, связывает их название - «эускалдуны» - с наименованием исторических местностей Грузии - Диоскурией, Искурией, Исгаурой. Из этих портов, расположенных в Кавказской Иберии на Черноморском побережье, часть иберийского племени отправилась на запад. Иберы, переселившись на Пиренейский полуостров из района самой высокой в то время цивилизации на востоке, привезли из Кавказской Иберии мастерство изготовления оружия и традицию производства предметов из меди, железа и стали.

Баскский писатель Наварро в романе «Амала» указывает на аналогию названий гор, рек и населенных пунктов на Пиренейском полуострове и Кавказе.

Первым европейским исследователем, поставившим вопрос о необходимости сопоставительного изучения грузинского и баскского языков, является известный филолог Лоренсо Эрвас.

Очень ценны приводимые в трудах Эрваса сведения о лазском диалекте, которые даются в сопоставлении с грузинским языком с целью показать сходство и различия между ними.

В своих работах Эрвес уделил внимание вопросу родства грузинского языка с языком испанских иберов. Его взгляды на эту проблему претерпели определенные изменения в различные периоды его исследовательской деятельности, он неоднократно подвергал их новому переосмыслению. В итальянском издании «Каталога языков» Эрвес высказывал мнение о родстве западных и восточных иберов.

Опираясь на античные источники, Эрвес считал, что западные иберы могли проникнуть в бассейн Средиземного моря и на Кавказ и расселиться на Черноморском побережье.

А. БИБИЛАШВИЛИ

geogen-mir.livejournal.com

Иберия (царство) — WiKi

Ибе́рия, Иве́рия, Ивирия Ка́ртли (груз. ქართლი, იბერია ანუ ივერია, арм. Վիրք, греч. Ἰβηρία, лат. Iberia) — древнее царство на территории исторической Грузии, упоминаемое античными, армянскими и византийскими авторами.

История

На рубеже III—II веков до н. э. на территории Иберии образовалось классовое государство. Часть объединённых в общины земледельцев была свободной, другие подчинялись царскому роду и знати. Труд рабов (в основном из военнопленных) использовался на строительных и других тяжёлых работах, а также в дворцовом хозяйстве. Главенствующее положение среди поселений иберов занимала Мцхета, которая впоследствии стала столицей Иберии. В ней, а также в Урбниси, Уплисцихе и других городах процветали ремёсла и торговля. В первых веках н. э. в Иберии применяли греческую и арамейскую письменность. В это же время происходит значительное усиление Иберии, особенно в царствование Фарсмана II (II век н. э.).

В IV веке в Иберии начинают развиваться феодальные отношения. В период 318—332 г.г. (по разным источникам) году Мириан III объявил христианство государственной религией. В конце IV века Иберия была подчинена Персии и обложена тяжёлой данью. В середине V века во главе восстания против власти Сасанидов стал царь Иберии Вахтанг I Горгасал.

Древнейшая история

Уже в эллинистический период слово Иберия обозначало определённую политическую единицу (государство), которая располагалась на территории юга и востока нынешней Грузии. На этой территории, в большинстве своём, жили грузинские племена (картвелы-иберы). В эллинистический период здесь создавалось множество межплеменных союзов и уже наблюдались зачатки раннего классового государственного образования. В эпоху Ахеменидов существовавшее в этом районе объединение грузинских племён известноe под названием «ариан-картли», подразумевалo восточно-грузинское объединение, которое непосредственно входило в Персидскoe царствo.

На рубеже III—II веках до н. э. это объединение смогло распространить свою власть на Шида Картли. Таким образом было создано государствo с центром в окрестностях Мцхета. Название «Мцхета», вероятно, происходит от грузинского корня მცხ слов, обозначающих жизнь, живущих, но более распространена версия появления этого названия от одного из племён месхов. Месхи, прибывшие сюда из Малой Азии, должны были принести с собой и культ поклонения хеттским божествам (Армази, Задени), которые постепенно стали считаться верховными божествами. В окрестностях Мцхета были построены две большие крепости в честь этих божеств — Армазцихе и Заденцихе.

  Карта Колхиды и Иберии по Христофору Целлариусу, изданное в Лейпциге в 1706 году

Период pacцвета Иберии

В начале III века до н. э. власть в Картли (Иберии) захватил Фарнаваз, происходивший из числа местных жителей (представитель рода «мцхетис мамасахлисеби»), который стал основателем династии Фарнавазидов. В период правления Фарнаваза и его ближайших потомков Иберия стала государством со значительной территорией. Помимо Шида Картли, Кахети и Месхети, в неё входила часть Колхиды (Аргвети, Ачара). Предполагается, что в её составе первоначальнo были области Гогаренa и Хордзенa в предгорьяx Париадрa (по сведениям Страбона, они были отделены от Иберии армянскими царствами во II веке до н. э.).

Период упадкa

Иберия эллинистического периода была ранним классовым дофеодальным государством. Основную массу производителей составляли свободные земледельцы и воины. Покоренные земледельческие племена эксплуатировались в основном представителями царской фамилии. Привилегированные слои населения были представлены также военными, придворной аристократией и жрецами. В описываемый период ещё не был окончательно утверждён принцип наследования царского трона. И на трон возводился самый старший из ближайших родственников умершего царя. Что касается обычаев, то жители горных районов сильно отличались от обитателей низменности не только манерой одеваться и характером, но и укладом жизни. В тот период они жили ещё первобытно-общинным строем. В 65 году до н. э. римский военачальник Гней Помпей Великий предпринял поход на Иберию. Несмотря на энергичное сопротивление, царю иберов Артаку пришлось подчиниться римлянам.

Союз с Римом

Но довольно быстро Иберия перестала быть зависимой от Рима. В I—II веках н. э. Иберия вновь окрепла и нередко выступала в роли противника Рима в Закавказье и на Ближнем Востоке. Усилению Иберии способствовало установление контроля над перевалами Кавказского хребта и использование в походах кочевников, живших на территории Северного Кавказа. Во второй половине I века н. э. Иберия сохраняла дружеские отношения с Римом, но в 130-150-е годы н. э., во времена царя Фарсмана II, в период наивысшего могущества Иберии, отношения с Римом осложнились. Царь Фарсман II игнорировал приглашения римского императора Адриана, и только во время правления его сына — Антонина Пия, посетил Рим вместе с супругой, сыном и большой свитой приближённых. Император поставил в Риме конный памятник царю Иберии.

Правящие династии

Примечания

Литература

  • Апакидзе А., «Жизнь городов Древней Грузии», кн. 1. Тб., 1963;
  • Лорткипанидзе О., «Античный мир и Картлийское Царство (Иберия)»,Тб., 1968;
  • История Грузии, т. 1. Тб., 1962;
  • Мцхета, Итоги археологических исследований, т. 1, Тб., 1958;
  • Болтунова А. И., Описание Иберии в «Географии» Страбона, «Вестник древней истории», 1947, № 4;
  • Меликишвили Г. А., К истории древней Грузии, Тб., 1959.

См. также

ru-wiki.org

Иберия (Иверия)

Иберия или Иверия — это древнее название Восточной Грузии (Картли).

На рубеже IV-III веков до нашей эры на территории Иберии образовалось государство. Основание Иберийского царства приписывается Фарнабазу. Земледельцы объединились в общины. Одна их часть считалась свободной, а другая подчинялась царскому роду и знати. На строительных и других тяжелых работах, а также в дворцовом хозяйстве использовался труд рабов. Рабами становились в основном военнопленные.

Центром страны в IV-II веках до нашей эры был город Армази, а в последние века до нашей эры ее столицей стал город Мцхета. Погребения в глиняных кувшинах, которые относятся к этому времени, свидетельствуют о том, что население постепенно переходило от скотоводства к земледелию. Одновременно развивались торговля и ремесла.

Иберия

Албания, Армения и Иберия. Клавдий Птолемей, 1561

У Страбона сохранились сведения о социальном строе Иберии в I веке до нашей эры. Однако эти сведения недостаточно ясны и толкуются в современной литературе по-разному. Согласно Страбону, все население Иберии делилось на четыре «рода людей». Иными словами, существовало четыре социальные группы.

Первый «род людей» ─ тот, из которого избирают царей. В состав этого рода, по всей видимости, входили не только члены царского дома, но и царские приближенные. Они назывались «сородичами» царя, светская знать — эриставы.

Интересно узнать: в горах Кавказа жили племена, которые занимались охотой и скотоводством. Некоторые из них зависели от иберийских царей, а некоторые были независимыми. Типичными представителями высокогорных племен были сваны, во главе которых стоял военный предводитель и совет из 300 человек. Постоянное войско отсутствовало, но если была необходимость, то все сваны выходили на войну.

Ко второму «роду людей» относились жрецы, в руках которых, согласно Страбону, находились внешние сношения.

К третьему «роду людей» относились воины и землевладельцы. Это были свободные иберы, которые занимались земледелием и скотоводством, а когда царь призывал на войну, они выходили воевать.

Четвертый «род людей» ─ это зависимые земледельцы, которые сидели на царской земле. Страбон называет их «царскими рабами». Однако в данном случае термин «рабы» не следует понимать в буквальном смысле. Эти лаой, предположительно, жили большими семьями, а может быть даже и родами, причем родственники сообща владели землей. Главой такой семьи был старейший, именно он и распоряжался общим имуществом. Вероятно, в Иберии были и настоящие рабы, только Страбон о них не упоминает.

С постепенным развитием торговли разрушались и старые условия жизни. На реках, которые играли значительную роль, стало развиваться судоходство, в стране появились сети дорог и мостов, появляются города с мощными крепостными стенами, домами с черепичными кровлями, рынками, общественными зданиями и водопроводами. Эти города становятся центрами ремесла и торговли. Именно такими городами становятся в Иберии Армази и Мцхета. Постепенно они сливаются в один город, так что Армази превращается по существу в акрополь Мцхеты. А в I веке нашей эры они были даже обведены одной стеной.

sitekid.ru


Смотрите также