Уйгу́ры (уйг. ئۇيغۇرلار, Уйғурлар, Uyghurlar; кит. 维吾尔, Wéiwú'ěr) — коренной народ Восточного Туркестана, ныне Синьцзян-Уйгурский автономный район КНР. По вероисповеданию — мусульмане-сунниты. Уйгурский язык относится к тюркской языковой группе алтайской языковой семьи.
История этнонима
Впервые этноним «уйгур» начинает встречаться в источниках с начала н. э., вначале как имя только одного из тюркоязычных телеских племен, во времена третьего уйгурского каганата (8-9 вв.) среди племен входивших в конфедерацию 19-ти племен, этноним «уйгур» стал общим, в этот период наряду с этим этнонимом, также широко получил распространение экзоэтноним «токкуз огуз»[6]. После миграции уйгурских племен на территорию Восточного Туркестана (9в.), самоназвание «уйгур» продолжает употребляться группами населения Турфана, Кумула, Кучи вплоть до XVI—XVII вв., когда окончательно завершился процесс исламизации населения Восточного Туркестана[7][8][9]. С принятием ислама, население Восточного Туркестана стало именовать себя просто «мусульманами» или «тюрками», а также по имени своей этнографической группы (юрту) — кашгарец, долан, мачин, таранчи. При этом страна продолжала называться Уйгурстаном или Уйгуристаном долгое время наряду с названиями Могулия и Кашгария.
«У Абд ал-Карим-хана неоднократно происходили сражения с султанами казахскими и военачальниками киргизскими. И во всех битвах хан оказывался победителем, а противники [его] терпели поражение. На этом основании в те времена спокойствие жителей Уйгуристана было установлено и распространилось так, что стало предметом зависти для соседей к страстно желаемой целью для населения [других стран] мира.»
— Махмуд Бен Вали, 1640г.
[10]
«На востоке эта страна называется Алты-шахар/шесть городов, Уйгуристаном или Кашгар, в Европе она известна под названием Малой Бухарии, Восточной Татарии, Восточного, или Китайского Туркестана, иногда называется Кашгарией.»
— Чокан Валиханов, 1859г.
[11]
С национальным-территориальным размежеванием в Средней Азии, в Ташкенте в 1921 году на съезде представителей тюркского населения Восточного Туркестана, было принято решение восстановить этническое самоназвание «уйгур»[12].
Существует несколько версий этимологии этнонима «уйгур»:
Абулгази (1603—1663) в летописи «Родословное древо тюрков» вывел этноним «уйгур» из тюркского корня: «Огуз-хан даровал им наименование Уйгур. Уйгур — тюркское слово, значение которого известно всему миру, оно означает сторонник (япышгур)»[13].
Также согласно Рашид ад-Дину, легендарный Огузхан дал имя «уйгур» племени которое примкнуло к нему, чтобы оказать ему помощь.
На тюркском языке это слово означает «идущий вслед, присоединившийся»[14].
По версии М. Кашгари, самоназвание «уйгур» восходит ко времени Александра Македонского. Он называл всадников противостоящих ему в Центральной Азии «худхуранд», «подобные соколу, от которых не может ускользнуть при охоте ни один зверь». «Худхуранд» со временем сократилось до «Худхур», а последнее слово превратилось в «уйгур».
Этнографические группы
Исторически современный уйгурский этнос формировался в сложных политико-географических условиях региона Восточного Туркестана, из отдаленных территориально друг от друга групп населения, зачастую различного этнического происхождения. В настоящее время в уйгурском этносе сохраняется деление на этнографические группы (субэтносы) — юрты (уйг. юртлар):
турфанцы (уйг. турпанлиқләр)
кашгарцы (уйг. қәшқәрлиқләр)
комульцы (уйг. қумуллуқлар)
хотанцы (уйг. хотәнликләр)
аксуйцы (уйг. ақсулуқлар)
яркендцы (уйг. яркәндликләр)
доланы (уйг. доланлар)
лобнорцы (уйг. лопнурлуқлар)
кучарцы (уйг. кучарликлар)
корлинцы(уйг. корлалиқләр)
мачины (уйг. мачинләр)
полурцы (уйг. полурлуқлар)
Для каждой этнографической группы уйгуров характерны свои особенности культуры. Большая часть этих групп образовались как этно-территориальные группы вследствие существенного расстояния между исторически сложившимися древними оазисными поселениями разделенными непригодными для жизни человека песками пустыни Такла-Макан. Некоторые из групп сформировались из предшествовавшего племенного деления или незавершенности ассимиляции групп иного этнического происхождения.
Галерея
Хотанцы-духовные лица, 1933г.
Турфанцы, конец 19 в.
Мачинцы, конец 19 в.
Яркендцы, 1870г.
Кашгарцы, участники уйгурского восстания в 30-е годы XX в.
Илийские уйгуры (таранчи) в Кульдже, конец XIX в.
Кучарцы, Тимур-бег, с братьями, 1933г.
Лобнорцы, конец 19 в.
полурец, духовное лицо, конец 19 в.
Антропология уйгуров
Антропологически уйгуры являются населением,представляющим собой смесь монголоидных и европеоидных рас. В научном генетическом исследовании Сюй и Цзин, китайские генетики обнаружили, что уйгуры являются 60% европеоидного и 40% монголоидного происхождения. По их оценкам, возможное событие смешания произошло около 126 поколений назад, или 2520 лет назад[15][16] В другой научной работе Ли и Кид обнаружили только около 30% европеоидной примеси.[17].
Уйгурская девушка
Расселение и численность
Вследствие целенаправленной государственной политики ханьской миграции, этноареал уйгуров размыт ханьскими мигрантами, 80 % уйгуров СУАР проживают на юго-западе (в префектурах Кашгар, Хотан, Кызылсу-Киргизский автономный округ и Аксу, также крупные анклавы уйгуров в Кумуле, Турфане, Урумчи, Чугучаке, Или, и в районе Лобнора).[18]
Крупнейший тюркский народ, и второй после хуэй (дунгане) мусульманский в Китае. Основная территория расселения северо-западная часть КНР (Восточный Туркестан или Синьцзян-Уйгурский автономный район) и приграничные районы Казахстана и Киргизии. Общая численность приблизительно 10 млн человек. Из них более чем 9 млн проживают в Восточном Туркестане/СУАР, где они являются крупнейшим народом, составляя 45% населения региона, также небольшие общины проживают в крупных городах восточной части Китая. Небольшой анклав уйгуров численностью около 7 тыс. человек имеется также в провинции Хунань, на юго-востоке КНР, где они проживают уже несколько столетий[19].
За пределами Китая, численность уйгуров приблизительно 0,5 млн, представлены во многих странах, но большая часть проживает в сопредельных с Китаем республиках Центральной Азии, численность центральноазиатской общины составляет приблизительно ~ 350 тыс. Из них в Республике Казахстан ~250 тыс., в Кыргызской Республике ~60 тыс., в Узбекистане ~ 50 тыс.[источник не указан 641 день], в Туркменистане ~3 тыс.
Крупная уйгурская диаспора существует в Турецкой Республике численностью около 40 тыс., а также Королевстве Саудовская Аравия ~30 тыс. Также уйгурские общины имеются в Пакистане, ОАЭ, Германии, Бельгии, Нидерландах, Великобритании, Швеции, Канаде, США, России, Японии, Австралии. Уйгурские анклавы можно обнаружить в таких городах мира, как Сидней, Пекин, Шанхай, Мекка, Алматы, Бишкек, Мюнхен. Уйгурским общинам свойственна традиционная самоорганизация в виде малля, во главе которых стоят выборные старшины жигит-беши (йигит-беши). Обычно общины входят в уйгурские общественные организации, объединяющей организацией которых, в свою очередь, является Всемирный уйгурский конгресс.
Процесс формирования уйгурского этноса был сложным и длительным. Их предки — кочевые племена Восточного Туркестана играли значительную роль в державе Хунну (III в. до н. э. — IV вв. н. э.).
В письменных источниках предки уйгуров упоминаются с III в. н. э. (в том числе в орхонских надписях VIII в.). В III—IV вв. У. входили в объединение, которое в китайских династийных хрониках носило название гаоцзюй (букв. «высокие телеги»). В V в. в китайских источниках появляется новое название этого союза — теле (тегрег «тележники»). Значительная группа племен теле мигрировала на запад, в степи Казахстана и Юго-Восточной Европы. Оставшиеся в центральноазиатских степях были подчинены тюрками и вошли в состав их государства. Основные земли теле были тогда в Джунгарии и Семиречье. Но в 605 г., после уничтожения западнотюркским Чурын-каганом нескольких сот вождей теле, предводитель уйгуров увёл племена в Хангайские горы, где они создали обособленную группу, названную китайскими историографами «девятью племенами» (токуз-огузами).
С 630 г., после падения первого Тюркского каганата, токуз-огузы выступают как значительная политическая сила, лидерство внутри которой утвердилось за десятью племенами уйгуров во главе с родом яглакар. В V—VIII вв. уйгуры входили в состав каганата жужаней и затем Тюркского каганата. Процесс этнической консолидации уйгуров завершился в VIII в. после распада Тюркского каганата и образования Уйгурского раннефеодального государства (Уйгурский каганат) на р. Орхон. Во главе каганата стояли каганы из уйгурского рода яглакар (кит. Yao-luo-ko;745-795). Именно в этот момент официальной религией было признано манихейство. В 795 к власти пришло племя эдизов (795—840), которое также приняло название яглакар.
Гумилев считает этот эпизод приходом к власти манихейской теократии: …в 795 г. на престол был возведён приёмный сын одного из вельмож Кутлуг, на условиях ограничения власти. «Вельможи, чиновники и прочие доложили: „Ты, небесный царь, сиди спустя рукава на драгоценном престоле, а помощника должен получить обладающего способностями управления мерой с море и гору: …законы и повеления должны быть даны: должно надеяться на небесную милость и благосклонность“. Иными словами, у хана были отняты исполнительская и судебная власть, а политика взята под контроль небесной милости», то есть манихеев. Союз племен превратился в теократию.[20]
Уйгурский идыкут, государство Кочо, 9-13 вв.
В 840 году власть в каганате на 7 лет вернулась к племени Яглакар. В 840-е годы вследствие сложных внутри политических и экономических причин, а также внешнего нашествия древних кыргызов государство уйгуров распалось. С этого момента войска кыргызского каганата преследуют разбитых уйгуров, проникая вглубь Восточного Туркестана.
Часть уйгуров переселилась в Восточный Туркестан и западную часть Ганьсу, где были созданы два независимых государства — Кянсуйское (ганьчжоуское) княжество (на территории современной провинции Ганьсу) с центром около современного города Чжанъе и Уйгурское идыкутство в Турфанском оазисе.
В восточной части Караханидского государства в Кашгаре и в государстве турфанских идыкутов Кочо в Турфане, уйгуры постепенно ассимилировали местное, преимущественно ирано- и псевдо-тохароязычное население, передав ему свой язык и культуру и, в свою очередь, переняв традиции оазисного земледелия и некоторые виды ремёсел. В этот период среди уйгуров Турфана, Комула, религией которых был манихейство и шаманизм, распространились буддизм, затем и христианство (несторианство)[21]. В этот же исторический период, начиная с X века, среди уйгуров Кашгара, Яркенда, Хотана распространяется ислам, к XVI в. вытеснивший другие религии на всей территории Восточного Туркестана.
С принятием ислама арабской графикой было вытеснено староуйгурское письмо.
К этому времени относится формирование современного уйгурского этноса с новоуйгурским языком. Последним крупным этническим компонентом вошедшим в состав современного уйгурского этноса стали могулы (тюркизированные монголы) Манглай-Субе, осевшие в Восточном Туркестане в XIV—XV вв., состоявшие из таких племен как барлас, дуглат, нюгейт, арлат, чурас и другие[22]. Политико-административная разобщённость в период XV—XVI вв. а также ряд других причин привели к тому, что этноним «уйгур» стал мало употребляться, и был вскоре вытеснен религиозным самосознанием. Уйгуры именовали себя прежде всего «мусульманами», а также по региону происхождения — кашкарлык (кашгарец), хотанлык (хотанец) и др. или по роду занятия — таранчи (земледелец). В XVII—XVIII вв. в Восточном Туркестане существовало государство уйгуров, которое в 1760 г. было захвачено маньчжурскими правителями Китая. Национальное угнетение и жестокая эксплуатация вызывали многочисленные восстания уйгуров против маньчжуро-цинских, а позднее гоминьдановских поработителей. В 1921 году на съезде представителей уйгуров в Ташкенте древнее самоназвание «уйгур» было восстановлено как общенациональное.
С уничтожением последней уйгурской государственности в 1949 году и с образованием в 1955 г. Синьцзян-Уйгурского автономного района, властями КНР проводится целенаправленная политика по ассимиляции уйгуров, прежде всего, путём массового переселения в СУАР этнических ханьцев и искусственным ограничением рождаемости коренного уйгурского населения. В целом, достижения в области просвещения и здравоохранения, развития культуры, осложнены демографической, этнической и религиозной политикой китайского правительства. Большой проблемой является нарастание в среде уйгуров исламского экстремизма и жестокость репрессий со стороны государства.
Государства средневековья и нового времени, национально-освободительное движение
На протяжении двух тысячелетий предками уйгуров были созданы около десятка государств и полугосударственных образований сыгравших огромную роль в истории Азии. Некоторые государства простирались от Тихого океана до Средней Азии, другие были небольшими городами-государствами, одни существовали сотни лет, другие не продерживались и года.
Последние уйгурские государства просуществовали недолго (Илийский султанат, Йеттишар, ТИРВТ, ВТР), но оставили сильные традиции в стремлении к приобретению своей государственности в мировоззрении уйгурского народа.
Уйгурский каганат — VIII—IX вв.
Уйгурское государство турфанских идыкутов Кочо — IX—XIV вв.
Государство Караханидов — IX—XIII вв.
Ганьсуйское государство — IX—XI вв.
Яркендское Саидийское ханство — XV—XVII вв.
Теократическое государство ходжей — XVII—XVIII вв.
Уйгурское государство Йаттишяр — 1864—1878 гг.
Илийский султанат — 1864—1871 гг.
Исламская республика Восточный Туркестан — 1933—1934 гг.
Восточный Туркестан (ВТР) — 1944—1949 гг.
Уйгурский каганат
Караханидское государство
Яркендское ханство
Илийский султанат
Язык и письменность
Фрагмент произведения, на уйгурском языке уйгурским письмом «Хуастуанифт» — «Покаянная молитва», была датирована советским ученым С. Е. Маловым около 5-6 вв. н. э.
Современный уйгурский язык (новоуйгурский) является прямым преемником уйгурско-караханидского языка. Входит в карлукскую группу тюркских языков. Делится на три диалекта (центральный, хотанский, лобнорский) и множество говоров.
На протяжении истории уйгуры и их предки сменили несколько письменностей. Приблизительно в 6 веке предки уйгуров создают древнеуйгурское письмо на основе согдийского. Уйгурское письмо получило широкое распространение среди восточных народов (тюрки, монголы, маньчжуры) и было одним из официальных письмен Монгольской империи и державы Тимуридов. Этот вид письма использовался некоторыми группами уйгуров (кумульцы, турфанцы) вплоть до 16в.
Начиная с 10в. с принятием частью коренного населения Восточного Туркестана (кашгарцы, атушцы, хотанцы) ислама, среди уйгуров получает распространение арабское письмо, которое постепенно к 16в. вытесняет окончательно староуйгурское письмо и до настоящего времени используется уйгурами в Восточном Туркестане. Уйгуры Центральной Азии используют письмо на основе кириллицы, введённую в советское время.
В настоящее время всё большую популярность в интернете и западных изданиях, приобретают две разновидности латинского алфавита, один разработанный в дидактических целях в Синьцзянском университете (окончательно принят в ноябре 2000 года), второй — различные модификации на основе турецкого латинского алфавита.
Культура, традиции, религия
Религия
Основная статья: Религии уйгуров
Абсолютное большинство верующих уйгуров — мусульмане-сунниты ханафитского мазхаб, имеются небольшие общины шиитов в окрестностях Кашгара[источник не указан 245 дней]. Принятие ислама предками уйгуров относится к периоду правления караханидского правителя Сутук Абдукерим Бограхана (X век). До суннизма уйгуры исповедовали ислам суфийского толка. В древности уйгуры были тенгрианцами, манихеями, буддистами. Манихейство было религией Уйгурского каганата. Буддизм был религией Уйгурского идыкутства. Уйгуры сыграли важную роль в распространении буддизма в Азии, через уйгуров из Индии и Тибета буддизм перешёл в Китай. В настоящее время также есть некоторое количество уйгуров-христиан, в основном в Казахстане и Средней Азии.
Культура
Традиционные занятия уйгуров — торговля, земледелие, различные виды ремёсел, отгонное животноводство, у некоторых групп пастбищное животноводство (кумульцы, мачинцы и др.). Для лобнорских уйгуров, было характерно занятие рыболовством и охотой.
Уйгуры создали богатую и своеобразную культуру (монументальная культовая архитектура, музыкальные и литературные произведения, изобразительное искусство особенно в миниатюрной живописи), оказавшую влияние на культуру многих народов Востока. Миниатюрная живопись. С расширением монгольской империи, уйгурская школа миниатюрной живописи начала распространяться по Востоку. Одной из школ является Тебризская школа миниатюры (южный Азербайджан) современный Иран. http://varvar.ru/arhiv/slovo/miraj.html
Уйгурская музыка
Основное древнее произведение уйгурской музыки — 12 мукамов. Существует также множество песен, народных инструментальных музыкальных произведений и др. Музыкальные инструменты — тамбир, дутар, равап, сатар, геджак, най, дап и др.
Уйгурская литература
С древности у уйгуров существует богатая литература — фольклор, проза, поэзия, религиозная (переводы религиозных текстов буддизма и манихейства) литература. Среди уйгурских поэтов и писателей — Билал Назим, Зия Самади и др. Главным доисламским религиозным литературным произведением уйгуров был перевод буддийской Сутры золотого блеска, Суварнапрабхасы, на уйгурский язык.
Уйгурскую архитектуру можно условно разделить на два исторических периода — архитектура доисламская и исламская. Среди памятников исламской уйгурской архитекуры — Мавзолей Аппака Ходжи, Мавзолей Тоглук-Тимура, Ид Ках.
Традиции
Мужские союзы
Среди уйгуров, до настоящего времени широко распространены мужские союзы, «оттуз огул». «Оттуз оғул» в переводе с уйгурского языка — «тридцать парней» или «тридцать джигитов»,[23] обычно в союз вступают мужчины определенной возрастной группы, которые возглавляются избираемыми лидерами. В функции «оттуз огул» входят взаимопомощь и поддержка членов союза любым способом.
«Мэшрэп» — общие собрания членов союза «оттуз огул», ритуал проведения «мэшрэпа» разрабатывается до мелочей, вплоть до того, в какой момент участники какую позу должны принимать. Среди судебных приговоров имеют место, например, обливание водой поставленного к стене провинившегося — имитация побивания камнями или стрелами, привязывание провинившегося в арыке к дереву на берегу, посылка ночевать на кладбище, имитация крика животных и птиц (петуха, осла, барана) и т. д. Практиковалась строгая система штрафов: взимали баранов (вносили соответствующее число яблок), верблюдов (гранат), коней (груша), коров (слива). В настоящее время обычно штрафы взимаются с провинившихся в денежных суммах.
В настоящее время китайским правительством официально запрещены «мэшрэпы», после событий 1997 года, в Кульдже. Но несмотря на запреты уйгуры от своих традиций не отказываются.
У уйгуров Восточного Туркестана, сохранилась традиция повседневного ношения холодного оружия, национальные уйгурские ножи, «пчак». «Пчак», на протяжении столетий были мужским символом и традиционным холодным оружием уйгуров. С младенческих лет, мальчикам в колыбель, под подушку кладут «пчак». Ремеслом изготовления ножей, занимаются семьи оружейников «пчакчи», на протяжении многих поколений. Наиболее известный район изготовления ножей, древний уйгурский город Янгигисар, где почти все население с древнейших времен, занимается этим ремеслом.
Знаменитые уйгурские ножи с наборными рукоятками и логотипом мастера, выгравированным арабской вязью на вороненом лезвии, лежат повсюду. И шмыгают в темноте фигуры с традиционными ножами на поясах.[24]
Семейные традиции
В уйгурских семьях существует традиция, согласно которой младший или единственный сын остается в доме родителей, старшие же, обзаведшиеся семьей, отделяются от родителей.
Браки заключаются исключительно между единоверцами, строго порицается выдача девушки замуж за иноверца. По традиции решающим фактором при выборе жениха (невесты) является воля родителей. Акт бракосочетания должен быть подтвержден духовным лицом — ахуном, имамом. Согласно обычаям, после прочтения имамом суры из Корана, молодожены съедают лепешку, размоченную в воде, куда добавляется соль.[25]
Трое уйгурских девушек на воскресном рынок в Хотане
Уйгур погонщик верблюдов в Синьцзяне
См. также
Национально-освободительные движения
Теории, версии
Другие статьи
Примечания
↑ 中华人民共和国国家统计局: 2-1 全国各民族分年龄、性别的人口
↑ Агентство Республики Казахстан по статистике. Численность населения Республики Казахстан по отдельным этносам на 1 января 2012 года.
↑ Национальный статистический комитет Кыргызской Республики : Перепись населения и жилищного фонда Кыргызской Республики 2009 года в цифрах и фактах — Архив Публикаций — КНИГА II (часть I в таблицах) : 3.1. Численность постоянного населения по национальностям
↑ Этнический атлас Узбекистана
↑ Перепись населения России 2010 года
↑ Тихонов Д. И. Хозяйство и общественный строй Уйгурского государства 10-14 вв. М-Л., 1966. с.29.
↑ Г. С. Садвакасов Китайские документы и материалы по истории Восточного Туркестана, Средней Азии и Казахстана XIV—XIX вв.
↑ Мухаммад Хайдар Тарихи Рашиди http://www.vostlit.info/Texts/rus14/Tarich_Rashidi_II/frametext.htm
↑ МАХМУД БЕН ВАЛИ МОРЕ ТАЙН, ОТНОСИТЕЛЬНО ДОБЛЕСТЕЙ БЛАГОРОДНЫХ
↑ Собрание сочинений. Том 3. Чокан Валиханов, стр. 9
↑ Кайдаров, А. Т., «Развитие современного уйгурского литературного языка (Т.1 Уйгурские диалекты и диалектная основа литературного языка)», Алма-Ата, «Наука», 1969, стр. 322
↑ В. В. Радлов. К вопросу об Уйгурах. Записки Императорской академии наук. Приложение 2 к Т. 72. СПб, 1893. С. 3
↑ Фазллаллах Рашид Ад-Дин. Огуз-Наме
↑ Uyghurs are hybrids | Gene Expression | Discover Magazine. Blogs.discovermagazine.com. Архивировано из первоисточника 4 февраля 2012. Проверено 28 августа 2011.
↑ AJHG - Analysis of Genomic Admixture in Uyghur and Its Implication in Mapping Strategy. Cell.com. Архивировано из первоисточника 4 февраля 2012. Проверено 28 августа 2011.
↑ «{{{title}}}».
↑ Dillon, Michael (2004). Xinjiang: China’s Muslim far northwest. Routledge. ISBN 978-0-415-32051-1. p.24
↑ Ethnic Uygurs in Hunan Live in Harmony with Han Chinese
↑ Л.Гумилев. Тысячелетие вокруг Каспия. гл.6
↑ Селезнев, Н., Уйгуры-христиане и их религиозно-историческая судьба // Волшебная Гора: Традиция, религия, культура, вып. XI. М.: ВГ, 2005, С. 72-76.
↑ В. П. Юдин О родоплеменном составе могулов Могулистана и Могулии http://www.kyrgyz.ru/?page=37
↑ Чвырь Л.А., Обряды и верования уйгуров в XIX-XX в.: очерки народного ислама в Туркестане;. — М.: Восточная литература, 2006. — С. 124. — ISBN 5-02-018493-4
↑ Роман Грузов «Об исчезающей натуре Кашгара», Афиша-Мир. № 034, 1 февраля 2007 г.
↑ «Синьцзян: Этнографический очерк», Сюэ Цзунчжэн, 2001 г.
Литература
Кадырбаев А. Ш. Очерки истории средневековых уйгуров, джалаиров, найманов и киреитов. — Алматы: «Рауан», «Демеу». 1993—168 с. ISBN 5-625-02513-4
Ссылки
dic.academic.ru
история уйгур | Уйгуры
История края
(Уйгурия, Восточный Туркестан, Синьцзян, СУАР)
В исторической литературе интересующий нас район известен под названием "Восточный Туркестан". Он всего 200 лет назад был покорен Цинской империей и присоединен к Китаю в состав Чжун-го ("срединное государство") как его западная провинция под названием "Синьцзян", что означает "Новая территория" или "новая граница". История края связана с рождением и становлением уйгурской народности.
Уйгуры - один из древнейших тюркоязычных народов Центральной Азии с многовековой историей и богатой самобытной культурой, сыгравшей важную роль в ее исторических судьбах.
Родословная этого народа уходит вглубь веков и тысячелетий. Первые упоминания о ней встречаются в древнетюркских надписях, в старинных китайских летописях еще задолго до нашей эры под названием "Ойхорды", "Гунны", "Хуэйгу", "Гавгюй" (БСЭМ, 1956, т.44, с.59).
Историки прослеживают долгий и сложный процесс этногенеза этого народа, протекавшего в двух географических регионах - первоначально на ранее занимаемой уйгурскими племенами территории в долинах рек Орхона, Селенги и в местах его нынешнего обитания - в Восточном Туркестане. По китайским источникам до VIII в. до н.э. в верховьях желтой реки жили древние кочевые племена Ди, в южной Сибири обитали племена Динлины, а от Ордоса до Шаньдуна были племена "Жун". Эти племена являлись предками хуннов - (он-уйгуров), гавгуйцев (тогуз-уйгуров) и карлуков (уч-уйгуров).
Уйгуры в Восточном Туркестане издревле вели оседлый земледельческий образ жизни, южно-сибирские занимались рыболовством и охотой, алтайские кочевые уйгурские племена занимались скотоводством. В III в. до н.э. уйгурские племена создали кочевую державу - государство "Хунну". В IV-II в. до н.э. "Хунны" - в период правления империи Цзинъ и Хань вели неоднократно войны против Китая в результате чего последний оказался в зависимости от государства хуннов и был вынужден платить им дань.
В середине I в. н.э. хунны распадаются на северные и южные. Первые терпят поражение от сяньбийцев и жужан, а вторые - государство южных хуннов - просуществовало еще два века и распалось в III в. н.э.
Китайские источники указывают, что за указанный период главная масса хуннов (он-уйгуров) постепенно двигались на запад и получили название гуннов. Они в IV в. дошли до берегов Дуная и в V в. при Атилле достигли своего наивысшего могущества, угрожая даже Римской империи. После смерти Атиллы гуннский союз распадается.
Как сообщает В.Г. Марков (Древние Тюрки, М. 1976. с.69), в середине VI в. древние уйгуры вошли в состав могущественной империи - Тюрский каганат, включающий территорию от Прикаспия до Дальнего Востока. В начале VII в. некоторые уйгурские племена, объединившись под руководством Яглагара разбивают Восточно-Тюрский каганат и на развалинах этой империи возникает новый - Уйгурский каганат (Л.Н. Гумелев, М. 1976 г.). Последний существовал почти столетие (744-840). В него входил Турфанский оазис (Гавчан), Восточный - Туркестан, а также обширное пространство между Енисеем и Орхоном, где проживали киргизы.
Во время господства уйгурского каганата получила быстрое развитие культура, появилась письменность - уйгурский алфавит, усилилась культурная связь народов: культура уйгуров оказала сильное влияние на северных (Якутские племена) западных (Монголия) и южных (Семиречье) соседей. Однако в результате 20 летней войны с енисейскими киргизами, междоусобия и недружественной политики Китайской империи уйгурский каганат в 840 г. потерпел полное поражение. Затем в районе Восточного Туркестана возникли два княжества - Турфанское и Ганьчжоу, которые переросли в средневековое Уйгурско-Идикутское государство, просуществовавшее, как пишет Л.Н. Гумелев 5 веков (874-1369 гг.), которое также известно под названием государства Арсланханов.
В Х в. на юге-западе названного Уйгурского государства в Восточном Притяньшане возникает крупное царство - Караханидов. С этого времени уйгурский язык становится общим для населения обоих государств и усиленно протекает консолидация и этногенез уйгурских племен в единую народность. Появление в эту эпоху таких выдающихся литературных произведений средневековья как "Кутадку-билик" Юсуфа Баласагуна, "Диван лугат ат-тюрк" Махмуда Кашгари и других исторических памятников свидетельствует о высоком уровне культуры, искусства и науки государства Караханидов и Идикутов. До VIII в. уйгуры исповедовали буддизм и христианство; позже (X век) к ним стали проникать ислам, который окончательно утвердился в XIV веке. С проникновением исламской религии резко затормозилось развитие культуры и искусства. Поэтому расцвет музыкального и изобразительного искусства древних уйгуров приходится именно на эпоху господства буддизма и христианства. Об этом свидетельствуют прекрасные образцы архитектуры и живописи, хорошо сохранившиеся в уникальных настенных росписях пещерного ансамбля "мин-уй" ("1000 пещер") во многих районах южного Синьцзяна, а также в наскальных изображениях в отрогах Тянь-Шанских гор имеющих мировое культурное значение. Исторические памятники свидетельствуют, что именно в эту эпоху происходит проникновение музыкальных инструментов в Китай, где на торжества императоров в царский двор приглашались уйгурские музыканты.
В связи с нашествием монголов в XIV в. просуществовавшее 5 веков уйгурское государство распадается на ряд мелких княжеств в составе Чагатайского улуса. В XVI в. в Кашгарии власть перешла от Чагатайского хана к ходжам, потомкам шейха Махмуд Азима под флагом исламской религии. Во второй половине XVII в. при ходже Аппаке Джунгарский Хан Галдан захватывает Восточный Туркестан.
Таким образом, исламская религиозная борьба между сторонниками "белогорцев" и "черногорцев" (два течения ислама в Восточном Туркестане) создали благоприятные условия для захвата внешними врагами этого края Джунгарским ханом Галданом, а затем маньжурской империей (Цинская династия), которая окончательно покорила Восточный Туркестан в 1759 г. Весь XIX век для Восточного Туркестана характеризуется многочисленными национально-освободительными восстаниями (1825-1828, 1857, 1862-1872 гг), продолжавшимися в первой половине XX века (1931-1933, 1945-1949 гг.). В южном Синьцзяне в 1933 г. была провозглашена исламская республика Восточный Туркестан, которая просуществовала всего 3 месяца, а на севере в результате победы революции трех округов против гоминдана в 1945 г. была провозглашена Восточно-Туркестанская республика, существовавшая до 1949 г.
Новая, современная, история Синьцзяна открывается со времени мирного освобождения его 7 округов от гоминдана и победой китайской революции в 1949 г.
1октября 1949г. была провозглашена Китайская Народная республика, а через 6 лет (в 1955 г.) была создана национально-территориальная автономия СУАР, 35-летие которой отмечалась I октября 1990 года.
Добавлено: 25 мая 08, 15:31
uyguram.mirtesen.ru
Древние уйгуры — Википедия
История древних уйгуров на основе сведений письменных источников прослеживается на протяжении почти тысячелетнего периода: начиная со времени появления на международной арене племенного объединении «гаочэ» — «тегрег» (высокотележники) в IV веке, до XIII-XV вв., когда древние уйгуры окончательно влились в состав новоуйгурского или современного уйгурского этноса Восточного Туркестана и жёлтых уйгуров Ганьсу. Историческая жизнь протоуйгурских племён в эпоху, предшествовавшую этому временному отрезку, т.е. ранее IV в., не поддаётся реконструкции, однако, известно, что она непосредственно связана с гуннским племенным союзом. Истоки ойхор восходят к кочевому народу динлин, который населял в III в. до н. э. район озера Байкал. В V в. динлин вновь появляются на исторической арене, с этого времени именуясь телесцами. В хрониках раннего периода династии Тан древние уйгуры назывались «хуэйхэ». К IV в. древнеуйгурские племена стали называть «хуэйгу». В 840 году сягэсы (Енисейские кыргызы) покорили страну Хуэйгу, и часть населения Уйгурского каганата мигрировала в Западный край, переходя постепенно от кочевого образа жизни к оседлому и сливаясь с местным населением Таримской впадины — жителями Юйтянь, шулэй, Гуй-цзы, а также с китайцами, переселявшимися на Западные территории со времён династии Хань.
В истории собственно древнеуйгурских племён выделяются три основных периода:
Период государственных образований в Монголии и Джунгарии (союзы кочевых племён IV-VI веков).
Период раннегосударственных кочевнических образований — каганатов — в Центральной Азии (Первый Уйгурский каганат, 647-689 годы; Второй Уйгурский каганат, 744-840 годы).
Период возникновения и длительной исторической жизни оседлых государств в Восточном Туркестане и Ганьсу, IX-XIII вв.
Исторические сведения о союзах племён, предшествовавших образованию двух Уйгурских каганатов, весьма отрывочны и не позволяют составить целостного представления об истории уйгуров того времени. Более полными являются сведения, относящиеся к последующим двум периодам истории уйгуров, их государственности в Монголии, Восточном Туркестане и Ганьсу.
О вероисповедании уйгуров английский учёный Роджер Бэкон в своем труде «Opus Majus» ("Большом сочинении"), изданном в 1265 году, написал следующее:
"И точно так же идолопоклонники имеют разные секты. Ведь те, которые называются ингурами, чью письменность усвоили тартары, мыслят одного бога, чего не делает прочее большинство идолопоклонников, как излагается в книге о нравах тартар".
ru.mobile.bywiki.com
Древние уйгуры — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Дре́вние уйгу́ры (вэйху, хойху, ойхор) — один из крупнейших средневековых этносов, сыгравших значительную роль в этнополитической истории народов Центральной Азии.
История древних уйгуров на основе сведений письменных источников прослеживается на протяжении почти тысячелетнего периода: начиная со времени появления на международной арене племенного объединении «гаочэ» — «тегрег» (высокотележники) в IV веке, до XIII-XV вв., когда древние уйгуры окончательно влились в состав новоуйгурского или современного уйгурского этноса Восточного Туркестана и жёлтых уйгуров Ганьсу. Историческая жизнь протоуйгурских племён в эпоху, предшествовавшую этому временному отрезку, т.е. ранее IV в., не поддаётся реконструкции, однако, известно, что она непосредственно связана с гуннским племенным союзом. Истоки ойхор восходят к кочевому народу динлин, который населял в III в. до н. э. район озера Байкал. В V в. динлин вновь появляются на исторической арене, с этого времени именуясь телесцами. В хрониках раннего периода династии Тан древние уйгуры назывались «хуэйхэ». К IV в. древнеуйгурские племена стали называть «хуэйгу». В 840 году сягэсы (Енисейские кыргызы) покорили страну Хуэйгу, и часть населения Уйгурского каганата мигрировала в Западный край, переходя постепенно от кочевого образа жизни к оседлому и сливаясь с местным населением Таримской впадины — жителями Юйтянь, шулэй, Гуй-цзы, а также с китайцами, переселявшимися на Западные территории со времён династии Хань.
В истории собственно древнеуйгурских племён выделяются три основных периода:
Период государственных образований в Монголии и Джунгарии (союзы кочевых племён IV-VI веков).
Период раннегосударственных кочевнических образований — каганатов — в Центральной Азии (Первый Уйгурский каганат, 647-689 годы; Второй Уйгурский каганат, 744-840 годы).
Период возникновения и длительной исторической жизни оседлых государств в Восточном Туркестане и Ганьсу, IX-XIII вв.
Исторические сведения о союзах племён, предшествовавших образованию двух Уйгурских каганатов, весьма отрывочны и не позволяют составить целостного представления об истории уйгуров того времени. Более полными являются сведения, относящиеся к последующим двум периодам истории уйгуров, их государственности в Монголии, Восточном Туркестане и Ганьсу.
Вероисповедание[
ru.bywiki.com
Древние уйгуры — WiKi
История древних уйгуров на основе сведений письменных источников прослеживается на протяжении почти тысячелетнего периода: начиная со времени появления на международной арене племенного объединении «гаочэ» — «тегрег» (высокотележники) в IV веке, до XIII-XV вв., когда древние уйгуры окончательно влились в состав новоуйгурского или современного уйгурского этноса Восточного Туркестана и жёлтых уйгуров Ганьсу. Историческая жизнь протоуйгурских племён в эпоху, предшествовавшую этому временному отрезку, т.е. ранее IV в., не поддаётся реконструкции, однако, известно, что она непосредственно связана с гуннским племенным союзом. Истоки ойхор восходят к кочевому народу динлин, который населял в III в. до н. э. район озера Байкал. В V в. динлин вновь появляются на исторической арене, с этого времени именуясь телесцами. В хрониках раннего периода династии Тан древние уйгуры назывались «хуэйхэ». К IV в. древнеуйгурские племена стали называть «хуэйгу». В 840 году сягэсы (Енисейские кыргызы) покорили страну Хуэйгу, и часть населения Уйгурского каганата мигрировала в Западный край, переходя постепенно от кочевого образа жизни к оседлому и сливаясь с местным населением Таримской впадины — жителями Юйтянь, шулэй, Гуй-цзы, а также с китайцами, переселявшимися на Западные территории со времён династии Хань.
В истории собственно древнеуйгурских племён выделяются три основных периода:
Период государственных образований в Монголии и Джунгарии (союзы кочевых племён IV-VI веков).
Период раннегосударственных кочевнических образований — каганатов — в Центральной Азии (Первый Уйгурский каганат, 647-689 годы; Второй Уйгурский каганат, 744-840 годы).
Период возникновения и длительной исторической жизни оседлых государств в Восточном Туркестане и Ганьсу, IX-XIII вв.
Исторические сведения о союзах племён, предшествовавших образованию двух Уйгурских каганатов, весьма отрывочны и не позволяют составить целостного представления об истории уйгуров того времени. Более полными являются сведения, относящиеся к последующим двум периодам истории уйгуров, их государственности в Монголии, Восточном Туркестане и Ганьсу.
О вероисповедании уйгуров английский учёный Роджер Бэкон в своем труде «Opus Majus» ("Большом сочинении"), изданном в 1265 году, написал следующее:
"И точно так же идолопоклонники имеют разные секты. Ведь те, которые называются ингурами, чью письменность усвоили тартары, мыслят одного бога, чего не делает прочее большинство идолопоклонников, как излагается в книге о нравах тартар".
ru-wiki.org
Древние уйгуры — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Дре́вние уйгу́ры (вэйху, хойху, ойхор) — один из крупнейших средневековых этносов, сыгравших значительную роль в этнополитической истории народов Центральной Азии.
История
История древних уйгуров на основе сведений письменных источников прослеживается на протяжении почти тысячелетнего периода: начиная со времени появления на международной арене племенного объединении «гаочэ» — «тегрег» (высокотележники) в IV веке, до XIII-XV вв., когда древние уйгуры окончательно влились в состав новоуйгурского или современного уйгурского этноса Восточного Туркестана и жёлтых уйгуров Ганьсу. Историческая жизнь протоуйгурских племён в эпоху, предшествовавшую этому временному отрезку, т.е. ранее IV в., не поддаётся реконструкции, однако, известно, что она непосредственно связана с гуннским племенным союзом. Истоки ойхор восходят к кочевому народу динлин, который населял в III в. до н. э. район озера Байкал. В V в. динлин вновь появляются на исторической арене, с этого времени именуясь телесцами. В хрониках раннего периода династии Тан древние уйгуры назывались «хуэйхэ». К IV в. древнеуйгурские племена стали называть «хуэйгу». В 840 году сягэсы (Енисейские кыргызы) покорили страну Хуэйгу, и часть населения Уйгурского каганата мигрировала в Западный край, переходя постепенно от кочевого образа жизни к оседлому и сливаясь с местным населением Таримской впадины — жителями Юйтянь, шулэй, Гуй-цзы, а также с китайцами, переселявшимися на Западные территории со времён династии Хань.
В истории собственно древнеуйгурских племён выделяются три основных периода:
Период государственных образований в Монголии и Джунгарии (союзы кочевых племён IV-VI веков).
Период раннегосударственных кочевнических образований — каганатов — в Центральной Азии (Первый Уйгурский каганат, 647-689 годы; Второй Уйгурский каганат, 744-840 годы).
Период возникновения и длительной исторической жизни оседлых государств в Восточном Туркестане и Ганьсу, IX-XIII вв.
Исторические сведения о союзах племён, предшествовавших образованию двух Уйгурских каганатов, весьма отрывочны и не позволяют составить целостного представления об истории уйгуров того времени. Более полными являются сведения, относящиеся к последующим двум периодам истории уйгуров, их государственности в Монголии, Восточном Туркестане и Ганьсу.
Видео по теме
Вероисповедание
О вероисповедании уйгуров английский учёный Роджер Бэкон в своем труде «Opus Majus» ("Большом сочинении"), изданном в 1265 году, написал следующее:
"И точно так же идолопоклонники имеют разные секты. Ведь те, которые называются ингурами, чью письменность усвоили тартары, мыслят одного бога, чего не делает прочее большинство идолопоклонников, как излагается в книге о нравах тартар".
Литература
А.К. Камалов Древние уйгуры. VIII-IX вв. // Алматы: «Наш мир». 2001. 216 с. ISBN 9965-01-884-7
См.также
wikipedia.green
Уйгуры — Википедия РУ
История этнонима
Впервые этноним «уйгур» начинает встречаться в источниках с начала н. э., вначале как имя только одного из тюркоязычных телеских племен, во времена третьего уйгурского каганата (8-9 вв.) среди племен, входивших в конфедерацию 19-ти племен, этноним «уйгур» стал общим, в этот период наряду с этим этнонимом также широко получил распространение экзоэтноним «токкуз огуз»[8]. После миграции уйгурских племен на территорию Восточного Туркестана (9в.) самоназвание «уйгур» продолжает употребляться группами населения Турфана, Кумула, Кучи вплоть до XVI—XVII вв., когда окончательно завершился процесс исламизации населения Восточного Туркестана[9][10][11]. С принятием ислама население Восточного Туркестана стало именовать себя просто «мусульманами» или «тюрками», идентифицируя себя по тюркскому происхождению и мусульманскому вероисповеданию, а также по имени своей этнографической группы (юрту) — кашгарец, долан, мачин, таранчи. Общим же самоназванием долгое время являлось разговорное йәрлик «земляки» или «местные» — это слово, иногда встречающееся и в наши дни, использовалось в уйгурской среде для описания жителей-уйгуров любого из оазисов. Несмотря на отсутствие общего этнического самоназвания уйгуры были сформировавшейся средневековой народностью, осознававшей общность происхождения и интересов, имевшей общий язык, исторические традиции, культуру, мусульманскую веру; соседние народности также воспринимали разные юрты уйгуров как единую народность, среднеазиатские народы именовали их кашгарцами, монголы - хотонами, китайцы — чантоу[12]. Страна продолжала называться Уйгурстаном или Уйгуристаном долгое время наряду с названиями Могулия и Кашгария. Это отмечают разные источники; Мухаммад Имин Садр Кашгари в своей работе Асар аль футух (1790) называл страну Уйгуристаном, куда входят шесть городов.[13]
«На востоке эта страна называется Алты-шахар/шесть городов, Уйгуристаном или Кашгар, в Европе она известна под названием Малой Бухарии, Восточной Татарии, Восточного, или Китайского, Туркестана, иногда называется Кашгарией.»
— Чокан Валиханов, 1859 г.
[14]
Утрата этнонима было связана с мусульманской традицией, для которой характерно отсутствие этнического самоназвания. Образованная часть тюркского населения Восточного Туркестана в лице знати и духовенства считало, что их народ происходит от уйгуров, это отметили некоторые исследователи 19 в., хорошо контактировавшие с представителями местной знати (беками) и духовенства (ахунами), в частности, Валиханов писал, что местное тюркское население суть потомки древних уйгуров, долоны и нюгейты (две последние группы — потомки могулов) и разговаривают они на уйгурском языке[12]. Английский посол Беллью при описании бека (знать) Артуша заметил, что он татарин чистого уйгурского племени[15] . Бартольд также отметил по этому вопросу, что интеллигенция предпочитает называть себя уйгурами[16]. Эти слои населения (знать, духовенство, интеллигенция) и были инициаторами принятия этнонима, что и было сделано позже. С национальным-территориальным размежеванием в Средней Азии в Ташкенте в 1921 году на съезде представителей тюркского населения Восточного Туркестана было принято решение восстановить этническое самоназвание «уйгур»[17]. Существует несколько версий этимологии этнонима «уйгур»:
Абулгази (1603—1663) в летописи «Родословное древо тюрков» вывел этноним «уйгур» из тюркского корня: «Огуз-хан даровал им наименование Уйгур. Уйгур — тюркское слово, значение которого известно всему миру, оно означает сторонник (япышгур)»[18].
Также, согласно Рашид ад-Дину, легендарный Огуз-хан дал имя «уйгур» племени, которое примкнуло к нему, чтобы оказать ему помощь.
На тюркском языке это слово означает «идущий вслед, присоединившийся»[19].
По версии М. Кашгари, самоназвание «уйгур» восходит ко времени Александра Македонского. Он называл всадников, противостоящих ему в Центральной Азии, «худхуранд», «подобные соколу, от которых не может ускользнуть при охоте ни один зверь». «Худхуранд» со временем сократилось до «Худхур», а последнее слово превратилось в «уйгур».
Этнографические группы
Исторически современный уйгурский этнос формировался в сложных политико-географических условиях региона Восточного Туркестана из отдаленных территориально друг от друга групп населения зачастую различного этнического происхождения. В настоящее время в уйгурском этносе сохраняется деление на этнографические группы (субэтносы) — юрты (уйг. юртлар):
Для каждой этнографической группы уйгуров характерны свои особенности культуры. Большая часть этих групп образовались как этно-территориальные группы вследствие существенного расстояния между исторически сложившимися древними оазисными поселениями, разделенными непригодными для жизни человека песками пустыни Такла-Макан. Некоторые из групп сформировались из предшествовавшего племенного деления или незавершенности ассимиляции групп иного этнического происхождения.
Галерея
Хотанцы-духовные лица, 1933г.
Турфанцы, конец 19 в.
Мачинцы, конец 19 в.
Яркендцы, 1870г.
Кашгарцы, участники уйгурского восстания в 30-е годы XX в.
Илийские уйгуры (таранчи) в Кульдже, конец XIX в.
Кучарцы, Тимур-бег, с братьями, 1933г.
Лобнорцы, конец 19 в.
Полурец, духовное лицо, конец 19 в.
Антропология уйгуров
Уйгурская девушка
Антропологически уйгуры являются населением, представляющим собой смесь монголоидных и европеоидных рас. В научном генетическом исследовании Сюй и Цзин китайские генетики обнаружили, что уйгуры являются на 60 % европеоидного и на 40 % монголоидного происхождения. По их оценкам, возможное событие смешения произошло около 126 поколений назад, или 2520 лет назад[20][21] В другой научной работе Ли и Кид обнаружили только около 30 % европеоидной примеси.[22].
Расселение и численность
Вследствие целенаправленной государственной политики ханьской миграции, этноареал уйгуров размыт ханьскими мигрантами, 80 % уйгуров СУАР проживают на юго-западе (в префектурах Кашгар, Хотан, Кызылсу-Киргизский автономный округ и Аксу, также крупные анклавы уйгуров в Кумуле, Турфане, Урумчи, Чугучаке, Или, и в районе Лобнора).[23]
Крупнейший тюркский и второй после хуэй (дунгане) мусульманский народ в Китае. Основная территория расселения северо-западная часть КНР (Восточный Туркестан или Синьцзян-Уйгурский автономный район) и приграничные районы Казахстана и Киргизии.
Согласно официальным китайским данным численность уйгуров в КНР составляет приблизительно 11 миллионов человек. Подавляющая часть уйгуров проживает в Восточном Туркестане/СУАР, где они являются крупнейшим народом, составляя 45 % населения региона, также небольшие общины проживают в крупных городах восточной части Китая. Небольшой анклав уйгуров численностью около 7 тыс. человек имеется также в провинции Хунань, на юго-востоке КНР, где они проживают уже несколько столетий[24].
За пределами Китая численность уйгуров приблизительно 0,5 млн, они представлены во многих странах, но большая часть проживает в сопредельных с Китаем бывших советских республиках Средней Азии, где их численность свыше 300 тысяч. Из них в Казахстане 238 тысяч[источник не указан 1264 дня], в Киргизии 50 тыс.[3], в Узбекистане 20 тыс.[4], в Туркмении ок.3 тыс.[источник не указан 2614 дней]
Крупная уйгурская диаспора существует в Турецкой Республике численностью около 40 тыс.[источник не указан 2614 дней], а также Королевстве Саудовская Аравия ~30 тыс.[источник не указан 2614 дней]. Также уйгурские общины имеются в Пакистане, ОАЭ, Германии, Бельгии, Нидерландах, Великобритании, Швеции, Канаде, США, России, Японии, Австралии, Таджикистане.
Уйгурские диаспоры можно обнаружить в таких городах мира, как Сидней, Пекин, Шанхай, Мекка, Алма-Ате, Бишкек, Мюнхен, Душанбе. Уйгурским общинам свойственна традиционная самоорганизация в виде малля, во главе которых стоят выборные старшины жигит-беши (йигит-беши). Обычно общины входят в уйгурские общественные организации, объединяющей организацией которых, в свою очередь, является Всемирный уйгурский конгресс.
Процесс формирования уйгурского этноса был сложным и длительным. Их предки — кочевые племена Восточного Туркестана играли значительную роль в державе Хунну (III в. до н. э. — IV вв. н. э.).
В письменных источниках предки уйгуров упоминаются с III в. н. э. (в том числе в орхонских надписях VIII в.). В III—IV вв. У. входили в объединение, которое в китайских династийных хрониках носило название гаоцзюй (букв. «высокие телеги»). В V в. в китайских источниках появляется новое название этого союза — теле (тегрег «тележники»). Значительная группа племен теле мигрировала на запад, в степи Казахстана и Юго-Восточной Европы. Оставшиеся в центральноазиатских степях были завоёваны тюрками и вошли в состав их государства. Основные земли теле были тогда в Джунгарии и Семиречье. Но в 605 г., после уничтожения западнотюркским Чурын-каганом нескольких сот вождей теле, предводитель уйгуров увёл племена в Хангайские горы, где они создали обособленную группу, названную китайскими историографами «девятью племенами» (токуз-огузами). Татары Тонгга и Кара Игах Бюрук имели опыт как советники и наставники других кочевых ханов, особенно Наймана и Кара Китея, до того, как они были поглощены Монгольской империей. Уйгурское государство основывалось на дипломатических отношениях с соседями и направленных высокопоставленных уйгурских советников к их дворам.[25].
С 630 г., после падения первого Тюркского каганата, токуз-огузы выступают как значительная политическая сила, лидерство внутри которой утвердилось за десятью племенами уйгуров во главе с родом яглакар. В V—VIII вв. уйгуры входили в состав каганата жужаней и затем Тюркского каганата. Процесс этнической консолидации уйгуров завершился в VIII в. после распада Тюркского каганата и образования Уйгурского раннефеодального государства (Уйгурский каганат) на р. Орхон. Во главе каганата стояли каганы из уйгурского рода яглакар (кит. Yao-luo-ko;745-795). Именно в этот момент официальной религией было признано манихейство. В 795 к власти пришло племя эдизов (795—840), которое также приняло название яглакар.
Гумилев считает этот эпизод приходом к власти манихейской теократии:
…в 795 г. на престол был возведён приёмный сын одного из вельмож Кутлуг, на условиях ограничения власти. «Вельможи, чиновники и прочие доложили: „Ты, небесный царь, сиди спустя рукава на драгоценном престоле, а помощника должен получить обладающего способностями управления мерой с море и гору: …законы и повеления должны быть даны: должно надеяться на небесную милость и благосклонность“. Иными словами, у хана были отняты исполнительская и судебная власть, а политика взята под контроль небесной милости», то есть манихеев. Союз племен превратился в теократию.[26]
Уйгурский идыкут, государство Кочо, 9-13 вв.
В 840 году власть в каганате на 7 лет вернулась к племени Яглакар. В 840-е годы вследствие сложных внутриполитических и экономических причин, а также внешнего нашествия древних кыргызов государство уйгуров распалось. С этого момента отряды кыргызов преследуют разбитых уйгуров, проникая вглубь Восточного Туркестана.
Часть уйгуров переселилась в Восточный Туркестан и западную часть Ганьсу, где были созданы два независимых государства — Кянсуйское (ганьчжоуское) княжество (на территории современной провинции Ганьсу) с центром около современного города Чжанъе и Уйгурское идыкутство в Турфанском оазисе.
Изначально часть уйгуров переселилось на территорию племени шивэй на землях до среднего течения Амура и на земли племени хи на территории современной Внутренней Монголии, однако в 847 году кыргызы совершили поход на Амур против уйгуров и племени шивей, а китайцы — против племени хи, после чего эта часть уйгуров тоже бежала в Восточный Туркестан[27].
В восточной части Караханидского государства в Кашгаре и в государстве турфанских идыкутов Кочо в Турфане уйгуры постепенно ассимилировали местное, преимущественно ирано- и псевдо-тохароязычное население, передав ему свой язык и культуру и, в свою очередь, переняв традиции оазисного земледелия и некоторые виды ремёсел. В этот период среди уйгуров Турфана, Комула, религией которых был манихейство и шаманизм, распространились буддизм, затем и христианство (несторианство)[28]. В этот же исторический период, начиная с X века, среди уйгуров Кашгара, Яркенда, Хотана распространяется ислам, к XVI в. вытеснивший другие религии на всей территории Восточного Туркестана.
С принятием ислама арабской графикой было вытеснено староуйгурское письмо.
К этому времени относится формирование современного уйгурского этноса с новоуйгурским языком. Последним крупным этническим компонентом, вошедшим в состав современного уйгурского этноса, стали могулы (тюркизированные монголы) Манглай-Субе, осевшие в Восточном Туркестане в XIV—XV вв., состоявшие из таких племен как барлас, дуглат, нюгейт, арлат, чурас и другие[29]. Политико-административная разобщённость в период XV—XVI вв., а также ряд других причин привели к тому, что этноним «уйгур» стал мало употребляться и был вскоре вытеснен религиозным самосознанием. Уйгуры именовали себя прежде всего «мусульманами», а также по региону происхождения — кашкарлык (кашгарец), хотанлык (хотанец) и др. или по роду занятия — таранчи (земледелец). В XVII—XVIII вв. в Восточном Туркестане существовало государство уйгуров, которое в 1760 г. было захвачено маньчжурскими правителями Китая. Национальное угнетение и жестокая эксплуатация вызывали многочисленные восстания уйгуров против империи Цин, а позднее Гоминьдана. В 1921 году на съезде представителей уйгуров в Ташкенте древнее самоназвание «уйгур» было восстановлено как общенациональное.
С уничтожением последней уйгурской государственности в 1949 году и с образованием в 1955 г. Синьцзян-Уйгурского автономного района властями КНР проводится целенаправленная политика по ассимиляции уйгуров прежде всего путём массового переселения в СУАР этнических ханьцев и искусственным ограничением рождаемости коренного уйгурского населения. В целом достижения в области просвещения и здравоохранения, развития культуры осложнены демографической, этнической и религиозной политикой китайского правительства. Большой проблемой является нарастание в среде уйгуров исламского экстремизма и жестокость репрессий со стороны государства.
Отношения с Китаем
Самая важная новая деталь, обнаруженная в Машхаде МС, то, что каганат был связан брачным союзом (mukhātin) с императором Китая, и что последний ежегодно посылал ему подарки из шёлка. Это определённо указывает на ту эпоху, когда уйгуры приобрели мощное влияние над делами династии Тянь.[30].
Государства средневековья и нового времени, национально-освободительное движение
Язык и письменность
Фрагмент произведения, на уйгурском языке уйгурским письмом «Хуастуанифт» — «Покаянная молитва», была датирована советским ученым С. Е. Маловым около 5-6 вв. н. э.
Современный уйгурский язык (новоуйгурский) является прямым преемником уйгурско-караханидского языка. Входит в карлукскую группу тюркских языков. Делится на три диалекта (центральный, хотанский, лобнорский) и множество говоров.
На протяжении истории уйгуры и их предки сменили несколько письменностей. Приблизительно в 6 веке предки уйгуров создают древнеуйгурское письмо на основе согдийского. Уйгурское письмо получило широкое распространение среди восточных народов (тюрки, монголы, маньчжуры) и было одним из официальных письмен Монгольской империи и державы Тимуридов. Этот вид письма использовался некоторыми группами уйгуров (кумульцы, турфанцы) вплоть до 16в.
Начиная с 10в., с принятием частью коренного населения Восточного Туркестана (кашгарцы, атушцы, хотанцы) ислама, среди уйгуров получает распространение арабское письмо, которое постепенно к 16в. вытесняет окончательно староуйгурское письмо и до настоящего времени используется уйгурами в Восточном Туркестане. Уйгуры Центральной Азии используют письмо на основе кириллицы, введённой в советское время.
В настоящее время всё большую популярность в интернете и западных изданиях приобретают две разновидности латинского алфавита: один, разработанный в дидактических целях в Синьцзянском университете (окончательно принят в ноябре 2000 года), второй — различные модификации на основе турецкого латинского алфавита.
Культура, традиции, религия
Религия
Основная статья: Религии уйгуров
В древности уйгуры были тенгрианцами, манихеями, буддистами. Манихейство было религией Уйгурского каганата. Буддизм был религией Уйгурского идыкутства.
Абсолютное большинство верующих уйгуров — мусульмане-сунниты ханафитского мазхаб, имеются небольшие общины шиитов в окрестностях Кашгара[источник не указан 2204 дня]. Принятие ислама предками уйгуров относится к периоду правления караханидского правителя Сутук Абдукерим Бограхана (X век).
Про вероисповедание уйгуров английский ученый Роджер Бэкон в своем труде «Opus Majus» («Большом сочинении»), изданном в 1265 году, написал следующее:
«И точно так же идолопоклонники имеют разные секты. Ведь те, которые называются ингурами, чью письменность усвоили тартары, мыслят одного бога, чего не делает прочее большинство идолопоклонников, как излагается в книге о нравах тартар».
Культура
Традиционные занятия уйгуров — торговля, земледелие, различные виды ремёсел, отгонное животноводство, у некоторых групп пастбищное животноводство (кумульцы, мачинцы и др.). Для лобнорских уйгуров было характерно занятие рыболовством и охотой.
Уйгуры создали богатую и своеобразную культуру (монументальная культовая архитектура, музыкальные и литературные произведения, изобразительное искусство особенно в миниатюрной живописи), оказавшую влияние на культуру многих народов Востока. Миниатюрная живопись. С расширением монгольской империи уйгурская школа миниатюрной живописи начала распространяться по Востоку. Одной из школ является Тебризская школа миниатюры (Иранский Азербайджан). [1]
Уйгурская музыка
Ключевое произведение древней уйгурской музыки — 12 мукамов. Существует также бесчисленное множество песен, народных инструментальных музыкальных произведений и др. Музыкальные инструменты — тамбир, дутар, равап, сатар, геджак, най, дап и многие другие.
Уйгурская литература
С древности у уйгуров существует богатая литература — фольклор, проза, поэзия, религиозная (переводы религиозных текстов буддизма и манихейства) литература. Значительную часть литературных памятников классической Уйгурской литературы представляет собой общее наследие ряда тюркоязычных народов Средней Азии и Восточного Туркестана. Таковы дидактическая поэма «Знание, дающее счастье» Юсуфа Баласагуни (11 в.), «Словарь тюркских наречий» Махмуда Кашгари (11 в.), этико-дидактическая поэма Ахмада Югнаки «Подарок истин» (конец 12 — начало 13 вв.). Среди уйгурских поэтов и писателей — Билал Назим, Зия Самади, Лутфулла Муталлип, Изим Искандеров и др. Ключевым доисламским религиозным литературным произведением уйгуров был перевод буддийской Сутры золотого блеска, Суварнапрабхасы, на уйгурском языке.
Уйгурскую архитектуру можно условно разделить на два исторических периода — архитектура доисламская и исламская. Среди памятников исламской уйгурской архитектуры — Мавзолей Аппака Ходжи, Мавзолей Тоглук-Тимура, Ид Ках.
Традиции
Мужские союзы
Среди уйгуров до настоящего времени широко распространены мужские союзы — «оттуз огул». «Оттуз оғул» в переводе с уйгурского языка — «тридцать парней» или «тридцать джигитов»,[31] обычно в союз вступают мужчины определенной возрастной группы, которые возглавляются избираемыми лидерами. В функции «оттуз огул» входят взаимопомощь и поддержка членов союза любым способом.
Мяшряп — старинный обычай, которого придерживаются уйгуры, иначе, это — вечер отдыха. Он начинается поздней осенью и продолжается до весны, собирая в своем кругу мужчин одного возраста, проживающих в одном районе или селе, имеющих общие интересы. Участников таких собраний называют «тридцать джигитов» — «оттуз огул».
«Мяшряп» — это школа этического и эстетического воспитания. Он выявляет людей одаренных музыкальными или поэтическими способностями, также он является школой воспитания дисциплины и ответственности перед коллективом. В самом начале собрания его участниками избирается глава — «жигит-беши», который имеет право назначить музыканта, танцора, повара. Избирается также судья — «кази», который может наказать отступившегося члена «Мяшряпа».
Такие собрания сопровождаются пением народных песен, мукамов, общими танцами. Но здесь не только отдыхают и веселятся. Участник таких встреч может почерпнуть для себя много нового и полезного путём бесед и обсуждений из всех областей жизни. Может поэтому уйгуры называют невежественного человека «мәшрәп көрмигән» («не видевший мяшряпа»). Но это ещё и круг друзей, готовых всегда прийти на помощь и в радости и в беде, иногда люди одного «мяшряпа» бывают друг другу ближе родственников.
В настоящее время китайским правительством официально запрещены «мэшрэпы» после событий 1997 года в Кульдже. Но несмотря на запреты уйгуры от своих традиций не отказываются.
Уйгуры и татары в национальных костюмах. Почтовая марка Казахстана, 2007 г.
У уйгуров Восточного Туркестана сохранилась традиция повседневного ношения холодного оружия, национальные уйгурские ножи, «пчак». «Пчак» на протяжении столетий были мужским символом и традиционным холодным оружием уйгуров. С младенческих лет мальчикам в колыбель под подушку кладут «пчак». Ремеслом изготовления ножей занимаются семьи оружейников «пчакчи» на протяжении многих поколений. Наиболее известный район изготовления ножей — древний уйгурский город Янгигисар, где почти все население с древнейших времен занимается этим ремеслом.
Знаменитые уйгурские ножи с наборными рукоятками и логотипом мастера, выгравированным арабской вязью на вороненом лезвии, лежат повсюду. И шмыгают в темноте фигуры с традиционными ножами на поясах.[32]
Семейные традиции
В уйгурских семьях существует традиция, согласно которой младший или единственный сын остается в доме родителей, старшие же, обзаведшиеся семьей, отделяются от родителей.
Браки заключаются исключительно между единоверцами. Строго порицается выдача девушки замуж за иноверца. По традиции решающим фактором при выборе жениха (невесты) является воля родителей. Акт бракосочетания должен быть подтвержден духовным лицом — ахуном, имамом. Согласно обычаям, после прочтения имамом суры из Корана молодожены съедают лепешку, размоченную в воде, куда добавляется соль и молоко и чай.[33]
Три уйгурские девушки на воскресном рынке в Хотане
Уйгур погонщик верблюдов в Синьцзяне
Изображения уйгуров в храмовых росписях
После распада Уйгурского каганата в 840 году уйгуры покинули обжитые кочевья на берегах рек Толы и Селенги, перекочевав на территорию современной китайской провинции Ганьсу, а также в район Турфанского оазиса, образовав там княжество со столицей в Бешбалыке (впоследствии государство Кочо). «Оно занимало ключевые позиции на путях, соединяющих Восток и Запад, и через него, как через ворота Центральной Азии проходили караваны, в которых наряду с купцами путешествовали проповедники различных учений и посольские миссии»[34].
Также существовали и другие уйгурские образования — государство Караханидов (950—1212) и Ганьчжоуское (Гань-суйское) государство (847—1036), которые в короткий исторический период вновь заняли ведущее положение в политической жизни Центральной Азии.
«Буддийские монастыри играли огромную роль в культурной, политической и даже экономической жизни Турфанского государства. Им принадлежали огромные земельные владения, поля и виноградники. Земли монастырей обрабатывались крестьянами или сдавались в аренду. Внутри них располагались ремесленные мастерские, склады, продовольствия и других товаров»[35].
В начале XX века на территории Турфана, Безеклика, Кочо и др. городов были совершены четыре крупные археологические экспедиции в разное время во главе с немецкими исследователями Н. Грюнведелем, Х. Пишелем и Х. Людерсом, А. фон Ле Коком. Археологические находки сначала находились в Отделе Индии, в Этнографическом музее, но после образования Музея индийского искусства (Museum für Indische Kunst)[36] в 1963 году коллекции были объединены в Берлин-Далеме, где по настоящее время находятся и экспонируются[37]. Также ими занимается ведомство Берлинской Бранденбургской академии естественных и гуманитарных наук.
В местности Безеклик были найдены пещеры с буддийскими фресками, предположительно бывшие когда-то крупным буддийским монастырём. Некоторые исследователи считают, что это упомянутый в летописях монастырь Муртлук (данная местность, видимо, первоначально принадлежала манихеям и лишь позднее превращена в буддийский монастырь).
Помимо фресок в Безеклике было найдено большое количество предметов манихейской и буддийской культуры, таких как фрагменты манихейских рукописей, остатки разрисованных шёлковых тканей, хоругви, картины на манихейские и буддийские сюжеты, скульптура и т. д. Подобные пещеры обнаружены также в долине Туюк[35].
Найденные стенные росписи представляют собой ценный материал для изучения уйгурского народа. По тому, кто и каким образом на них представлен, можно делать выводы о социально-политическом устройстве и культурном уровне уйгурских государств. Так, например, на одной из росписей изображены уйгурские аристократы, полнолицые мужчины с маленькими холеными бородками и усами. Их социальный статус можно определить по наличию головного убора — высокой шапочки вытянутой формы и яркому костюму, сшитому из дорогой и богато отделанной ткани.
См. также
Национально-освободительные движения
Теории, версии
Другие статьи
Примечания
↑ 中华人民共和国国家统计局: 2-1 全国各民族分年龄、性别的人口
↑ Свыше 11 млн казахов проживает в Казахстане. ИА Новости-Казахстан.
↑ 1 2 Национальный статистический комитет Кыргызской Республики. Национальный состав населения на 1 января 2012 года.
↑ 1 2 Этнический атлас Узбекистана
↑ Перепись населения России 2010 года
↑ Итоги всеобщей переписи населения Туркменистана по национальному составу в 1995 году. — Ashgabad.net. Проверено 30-ое июля, 2015. Архивировано.
↑ «Mackerras C.» Traditional Uygur Performing Arts //Asian Music, Vol. 16, No. 1 (1985), p. 29.
↑ Тихонов Д. И. Хозяйство и общественный строй Уйгурского государства 10-14 вв. М-Л., 1966. с.29.
↑ Г. С. Садвакасов Китайские документы и материалы по истории Восточного Туркестана, Средней Азии и Казахстана XIV—XIX вв.
↑ Мухаммад Хайдар Тарихи Рашиди http://www.vostlit.info/Texts/rus14/Tarich_Rashidi_II/frametext.htm
↑ 1 2 Собрание сочинений. Том 3. Чокан Валиханов, стр. 158
↑ Мухаммад Имин Садр Кашгари, Асар аль футух ]
↑ Собрание сочинений. Том 3. Чокан Валиханов, стр. 9
↑ Кашмир и Кашгар Дневник английского посольства в Кашгар в 1873—1874 гг., стр. 251 ]
↑ Владимир Бартольд. Двенадцать лекций по истории турецких народов Средней Азии
↑ Кайдаров, А. Т., «Развитие современного уйгурского литературного языка (Т.1 Уйгурские диалекты и диалектная основа литературного языка)», Алма-Ата, «Наука», 1969, стр. 322
↑ В. В. Радлов. К вопросу об Уйгурах. Записки Императорской академии наук. Приложение 2 к Т. 72. СПб, 1893. С. 3
↑ Фазллаллах Рашид Ад-Дин. Огуз-Наме
↑ Uyghurs are hybrids | Gene Expression | Discover Magazine. Blogs.discovermagazine.com. Проверено 28 августа 2011. Архивировано 4 февраля 2012 года.
↑ AJHG - Analysis of Genomic Admixture in Uyghur and Its Implication in Mapping Strategy. Cell.com. Проверено 28 августа 2011. Архивировано 4 февраля 2012 года.
↑ «{{{title}}}».
↑ Dillon, Michael (2004). Xinjiang: China’s Muslim far northwest. Routledge. ISBN 978-0-415-32051-1. p.24
↑ Ethnic Uygurs in Hunan Live in Harmony with Han Chinese
↑ Brose M. C. Uyghur Technologists of Writing and Literacy in Mongol China//T’oung Pao, Second Series, Vol. 91, Fasc. 4/5 (2005), рp. 406.
↑ Л.Гумилев. Тысячелетие вокруг Каспия. гл.6
↑ История Хакасии: с древнейших времен до 1917 года. РАЗДЕЛ II. ХАКАСИЯ В ЭПОХУ ФЕОДАЛИЗМА. (VI — первая половина XIX в.). Глава 3. ДРЕВНЕХАКАССКОЕ ГОСУДАРСТВО (VI—XIII вв.). ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ. 4. Древнехакасское государство в IX—XII вв.. — Москва : Издательская фирма «Восточная литература», 1993. — С. 68.
↑ Селезнев, Н., Уйгуры-христиане и их религиозно-историческая судьба // Волшебная Гора: Традиция, религия, культура, вып. XI. М.: ВГ, 2005, С. 72-76.
↑ В. П. Юдин О родоплеменном составе могулов Могулистана и Могулии http://www.kyrgyz.ru/?page=37
↑ Minorsky V. Tamīm ibn Baḥr’s Journey to the Uyghurs//Bulletin of the School of Oriental and African Studies, University of London, Vol.12, No. 2 (1948), pp. 298—299.
↑ Чвырь Л.А.,. Обряды и верования уйгуров в XIX-XX в.: очерки народного ислама в Туркестане;. — М.: Восточная литература, 2006. — С. 124. — ISBN 5-02-018493-4.
↑ Роман Грузов «Об исчезающей натуре Кашгара», Афиша-Мир. № 034, 1 февраля 2007 г.
↑ «Синьцзян: Этнографический очерк», Сюэ Цзунчжэн, 2001 г.
↑ Селезнев Н.Н. Уйгуры-христиане и их религиозно-историческая судьба.
↑ Информационный портал музейного центра Берлин-Далем «Museum für Asiatische Kunst.
↑ Немецкая коллекция.
Литература
Кадырбаев А. Ш. Очерки истории средневековых уйгуров, джалаиров, найманов и киреитов. — Алматы: «Рауан», «Демеу». 1993—168 с. ISBN 5-625-02513-4
Уйгуры // Этноатлас Красноярского края / Совет администрации Красноярского края. Управление общественных связей ; гл. ред. Р. Г. Рафиков ; редкол.: В. П. Кривоногов, Р. Д. Цокаев. — 2-е изд., перераб. и доп. — Красноярск: Платина (PLATINA), 2008. — 224 с. — ISBN 978-5-98624-092-3.
Brose M. C. Uyghur Technologists of Writing and Literacy in Mongol China//T’oung Pao, Second Series, Vol. 91, Fasc. 4/5 (2005), рp.396-435. (англ.)
Mackerras C. Traditional Uygur Performing Arts //Asian Music, Vol. 16, No. 1 (1985), pp. 29-58. (англ.)
Minorsky V. Tamīm ibn Baḥr’s Journey to the Uyghurs//Bulletin of the School of Oriental and African Studies, University of London, Vol.12, No. 2 (1948), pp. 275—305. (англ.)