Литература и искусство Древнего Египта. Художественная литература древнего египта
3.1 Сказки и повести Древнего Египта. Литература и искусство Древнего Египта
Похожие главы из других работ:
Архитектура Древнего Египта
2. Шедевры Древнего Египта
В 1922 г. во время раскопок в Долине Царей Фиванского некрополя близ современного города Луксора английским археологом Говардом Картером была обнаружена гробница царя Нового Царства Тутанхамона, жившего в XIV в. до н. э...
Виды скульптурных рельефов
7.Скульптура Древнего Египта
В искусстве рабовладельческого общества скульптуры выделилась как особый род деятельности, имеющий специфические задачи и своих мастеров. Скульптуры древневосточных государств, которая служила выражению всеобъемлющей идеи деспотизма...
Искусство древнего Египта
1.АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА
...
История прически и косметики Древнего Египта
История древнего Египта
Древний Египет был самым могущественным из всех рабовладельческих государств, возникших в долине Нила приблизительно в одно время. Во главе государства стоял фараон-деспот, обладавший неограниченной властью...
История художественной культуры
III. Цивилизация Древнего Египта
1. Художественные доминанты египетского искусства 2. 27 2. Виды и жанры искусства Древнего Египта 27 3...
Костюм как средство коммуникации
Гармония Древнего Египта
Какой игрушечный удел, Какие робкие законы Приказывает торс точеный И холод этих хрупких тел О. Мандельштам Если бы мода зажгла свечи на именинном пироге, все бы умерли от жары. Ведь мода появилась на свет еще до нашей эры...
Культура Древнего Египта
3. Искусство Древнего Египта.
Искусство древних египтян многогранно: оно представлено архитектурными, скульптурными, живописными творениями, литературными памятниками, достижениями в области музыки. а) архитектура Выдающимися архитектурными постройками Египта...
Культура Древнего Египта
4. Архитектура Древнего Египта
Всем известно, как много интересных, порою поразительных научных открытии сделали ученые на древней египетской земле. Массу чудесных находок дали ее гробницы и храмы. Но самым большим чудом Египта, поражавшим людей еще в древности...
Культура Древнего Египта
Искусство Древнего Египта
...
Культура Древнего Египта. Концепция исторического процесса развития общества К. Ясперса
ГЛАВА 1. Мифологические, религиозные и научные представления о культуре Древнего Востока. Культура Древнего Египта
Первые цивилизации возникли в долинах рек сухой тропической зоны Азии и Африки. Одной из старейших признана древнеегипетская цивилизация. Поселения земледельцев появились в дельте Нила около 4200г. до н. э. Жители здесь разводили свиней...
Культура Древнего мира
2. Культура Древнего Египта
Египет - одно из древнейших государств мира, а его искусство - один из самых ранних вкладов в историю культуры стран Древнего Востока. Вознесение египетской державы было предопределено тем...
Культура и искусство Древнего Египта
2. Мифология Древнего Египта
Египетская мифология начала формироваться в VI - IV тыс. до н.э., задолго до возникновения классового общества. В каждой области (номе) складывается свой пантеон и культ богов, воплощенных в небесных светилах, камнях, деревьях, птицах...
Культура и искусство Древнего Египта
3. Магия Древнего Египта
Египетская магия, возникнув в додинастические времена стала основой религии. Она существовала в двух разновидностях: с одной стороны...
Культура косметики разных народов
1.1 Косметика Древнего Египта
Древний Египет является родиной современной косметики. Секретами изготовления косметических средств из различных растений владели жрецы. В Древнем Египте ухаживать за лицом и телом было позволено не каждому...
Культура цивилизаций Востока
2. Культура Древнего Египта
Цивилизация Древнего Египта берет свое начало в IV тыс. до н.э. Около 3000 г. до н. э. в долине Нила образовалось единое государство во главе с фараоном. В VI в. до н. э. Египет был завоеван персами, в IV в. до н. э. - Александром Македонским, а в I в. до н. э...
cult.bobrodobro.ru
Литература и искусство Древнего Египта
ПО ПРЕДМЕТУ «КУЛЬТУРОЛОГИЯ»
на тему
«Литература и искусство Древнего Египта»
План
1.1 Введение в письменность Древнего Египта
2. Дешифровка египетской письменности. Предпосылки к открытию Ф. Шампольона. Отличия разных видов древнеегипетского письма
4.1 Общий вид
4.2 Архитектурная и социальная планировка
Заключение
Используемая литература
Общая характеристика
Название страны - "Египет" - происходит от названия древней египетской столицы Хикупта (Хет-Ка-Птах - "дом Ка Птаха", греч. - Мемфис). Греки, перефразировав это слово, назвали весь Египет словом "Айгюптос". Из этого, в свою очередь, термин перекочевал во все остальные европейские языки.
Цивилизация Древнего Египта просуществовала почти 3000 лет, оставив потомкам величественные памятники и сказочные сокровища. Египет стал колыбелью второй (после шумерской) великой цивилизацией в мировой истории. Она зародилась в долине Нила несколькими веками позднее шумерской цивилизации в Месопотамии, оказавшей несомненное влияние на раннее развитие Древнего Египта.
Древний Египет – первая могущественная великая держава, первая империя, претендовавшая на мировое господство. Это было сильное государство, в котором народ был полностью подчинен правящему классу. Основными принципами, на которых строилась верховная власть Египта, были ее незыблемость и непостижимость.
Протест против смерти является важнейшей чертой культуры древнего Египта. Египтяне считали «ненормальностью». Страстное желание бессмертия определило все мировоззрение египтян, пронизывало всю религиозную мысль Египта, сформировало древнеегипетскую культуру.
Истоки египетской цивилизации лежат в глубокой древности. Почти 5 тыс. лет назад, когда на территории нашей страны были еще непроходимые леса, в долине Нила возникло одно из древнейших государств, которое просуществовало 3 тыс. лет.
На европейские и арабские народы богатая культура Древнего Египта оказала сильное влияние. Не случайно ученые и философы, медики и астрологи этих народов позже будут подчеркивать, что они учились у египетских мудрецов.
Периоды развития Древнего Египта
Систематическое изучение Египта началось лишь в 19 в. Если изобразить периодизацию Древнего Египта в виде схемы, то по рисунку три царства, три подъёма культуры напоминают символ этой страны – Великие пирамиды в Гизе.
Древнее царство (2900-2270 гг. до н. э.) – эпоха правления 1-6 династии. Это время правления первых ростков цивилизации с ее первыми законами, с ее религией, письменностью и формированием литературного языка. Это время строителей пирамид в Гизе: царей Хеопса, Хефрена и Мекерина.
Среднее царство (2100-1700гг. до н. э.)_было основано фиванскими правителями, которые свергли Гераклеопольских царей и вновь объединили страну. Этот период время царствования 11-12 династий, эпоха расцвета культуры и созидания, период создания многих выдающихся произведений зодчества.
Новое царство (1555-1090 гг. до н.э.) – время наибольшего усиления политической власти, эпоха фараонов XVIII – XX династий. Завоевания Тутмеса III приводят к установлению связей с Передней Азией; он облагает данью покоренные народы, иноземные богатства рекой текут в Египет. Воздвигаются роскошные здания … Аменхотеп IV был великим реформатором религии: вместо прежнего культа бога Амон он ввел культ солнца – Атона – и с этого времени начал именовать себя Эхнатоном. При зяте Аменхотепа IV – Тутанхамоне - царская резиденция вновь была перенесена в Фивы.
1.1 Введение в письменность Древнего Египта
В Египте благодаря хозяйственным требованиям система письменности сложилась уже к Раннему царству. Состав знаков показывает этапы развития древнего письма. Знаки египетского письма были рисуночными и звуковыми, выражавшими один или более согласных. Звуковыми знаки становились, когда рисунок перестал передавать лишь смысл слова, но начал использоваться, как в ребусе, и для передачи самих входивших в это слово звуков. Хотя для каждого отдельного звука (согласного, так как гласные не выписывались) был выработан знак, на алфавитное письмо египтяне не перешли никогда. Как правило, пользовались смешанной изобразительно-звуковой системой, т.е. к рисуночному знаку приписывали знаки-"буквы", которые содержались в слове. В конце слова ставили знак, который не читался, но пояснял его смысл. Так, слово вн ("открывать") передавали рисунком зайца вн, знаком воды н и изображением двери. Как определитель абстрактных понятий египтяне использовали знак свитка папируса. Иероглифическое письмо (как его назвали греки, от слов "священный" и "резать") чаще всего использовалось для монументальных, резанных на камне надписей, хотя иероглифы постоянно встречаются и на других материалах. Для хозяйственных целей применялось скорописное - иератическое ("жреческое"; так его называли греки) письмо; этим же шрифтом писали литературные произведения и научные книги. Внешний облик знаков со временем изменялся. В Позднем периоде распространилось демотическое письмо, возникшее из беглой поздней иератики. Оно использовалось для бюрократических нужд, но перешло и в литературные и религиозные папирусы и даже на камень.
Еги́петский язы́к (древнееги́петский язы́к) — язык древних египтян, коренного населения долины Нила от современного Асуана на юге до берега Средиземного моря на севере. Египетский язык является отдельной ветвью афразийской языковой семьи (в рамках данной семьи по мнению одних учёных, наиболее близок к семитским, по мнению других, в частности, И. М. Дьяконова — к чадским языкам[1]). Это один из древнейших языков мира, имевших письменность. Самые ранние письменные памятники относятся к концу IV тыс. до н. э., самые поздние — к V веку н. э.Письменность — на основе иероглифики. Научное изучение египетского языка начинается со второй четверти XIX века, после того как в 1822 годуФ. Шампольону удалось окончательно расшифровать египетскую иероглифику.
Прямым потомком египетского языка является коптский язык (культовый язык египетских христиан, который перестал быть разговорным примерно в XVIII веке).
Еще в IV тыс. до н. э. в Египте возникает пиктографическое (рисуночное письмо), а к началу III тыс. до н. э. возникает иероглифика (термин греческого происхождения и означает "священные письменные знаки", египтяне называли свою письменность "священной речью").
Но уже в период Древнего царства начинают использоваться знаки в упрощенном написании, что позднее приведет к возникновению иератического письма, а в I тыс. до н. э. - демотического (скорописи).
Первоначально иероглифы обозначали целые понятия, позднее происходит переход к слоговому, а частично даже к фонетическому письму, т.е. отдельные знаки стали обозначать слоги и буквы. После закрытия всех языческих храмов по указу римского императора Феодосия Великого (конец IV в. н. э.) египетская письменность была напрочь забыта. Расшифрована и вновь прочитана она была только в XIX в., после того, как французский филолог Франсуа Шампольон (1790 - 1832) разгадал тайну египетских иероглифов.
2. Дешифровка египетской письменности. Предпосылки к открытию Ф. Шампольона. Отличия разных видов древнеегипетского письма
Античные авторы, писавшие о древнеегипетской письменности (Геродот, Страбон, Диодор, а в особенности Гораполлон), преувеличивали ее символический характер. По их словам, египетские иероглифы обозначали целые слова и даже религиозно-философские понятия. Правда, у некоторых античных писателей можно найти и весьма ценные наблюдения. Так, Плутарх, считая в целом египетское письмо символическим, сообщает, что египтяне имели алфавит из 25 знаков. Геродот, путешествовавший по Египту в середине V в. до н. э., отмечает, что у египтян было два вида письма — «священное» и «народное». Климент Александрийский насчитывал три вида письма: 1. иероглифику, то есть священное письмо, высеченное на камне; 2. иератическое — священное письмо жреческих свитков; 3. эпистолографику — письмо для повседневного употребления.
Первая известная попытка дешифровки египетских надписей принадлежит арабским историкам в XI—X вв. Частичного успеха добился Ибн Вахшия благодаря знанию коптского языка.
Европейские ученые в XVI—XVII, опираясь на неточные и неясные высказывания античных авторов, повторяли их ошибки и поэтому не смогли правильно подойти к делу дешифровки египетских надписей. В XVIII в. некоторые ученые, например Де-Гинь, Цоега и другие, правильно установили, что египетские иероглифы отчасти обозначали звуки и что в картушах(овальных рамках) содержались собственные, очевидно, царские имена. Далее Томас Юнг установил наличие фонетических знаков в египетской письменности, правильно определил значение ряда иероглифов и разобрал несколько имен. Однако честь окончательной дешифровки иероглифов принадлежит французскому ученому Франсуа Шампольону. Критически использовав достижения своих предшественников, Шампольон тщательно изучил многочисленные надписи, добытые во время наполеоновской экспедиции и изданные в «Описании Египта»; особенное внимание он обратил на Розеттскую двуязычную надпись, начертанную на греческом языке греческими буквами и на египетском-иероглифами и демотическими (наиболее скорописными) знаками. В 1822 г. Шампольон добился правильного прочтения ряда слов и имен в этой надписи, верно предположив, что египетские иероглифы обозначали не только целые слова, но также отдельные слоги и звуки. Шампольон сопоставил греческие имена Птолемей и другие, встречающиеся в греко-египетской Розеттской надписи, с соответствующими начертаниями этих имен в иероглифических надписях. Таким образом, Шампольону удалось установить, что некоторые египетские иероглифы имеют чисто звуковое значение, и, больше того, определить почти все знаки египетского алфавита. Однако Шампольон не остановился на на этой первой стадии дешифровки. Упорно работая над изучением известных ему надписей, он сделал попытку составить грамматику и словарь египетского языка. Его научные труды дали сильный толчок развитию египтологии, главным образом в области изучения языка и письменности древних египтян.
mirznanii.com
Книги про древний Египет список лучших
Раздел книг про Древний Египет понравится всем любителям истории. Здесь собрано большое количество исследовательских трудов знаменитых русских и зарубежных египтологов, историков и писателей, рассказывающих о зарождении, развитии и упадке древнеегипетской цивилизации, ее культуре, архитектуре, религии и мифологии. С историей Древнего Египта связано множество тайн и загадок, некоторые из которых не разгаданы до сих пор: строительства пирамид, секреты бальзамирования, тайны зодиаков и др. Авторы книг про Древний Египет не только познакомят с ними, но и предложат свою версию их объяснения.Древний Египет — М. П. ЗгурскаяКнига, приоткрывающая таинственную завесу, окутывающую эту цивилизацию. Загадки строительства пирамид, тайны сфинкса, проклятье Тутанхамона, могущественные женщины-фараоны… В ней приведены реальные факты, версии и предположения разных исследователей.
Древний Египет. Храмы, гробницы, иероглифы — Барбара МертцКнига известного египтолога, которая расскажет о жизни фараонов и их слуг, жрецов, простых людей и знати и познакомит с памятниками архитектуры, культуры и письменности. В ее основу положены исследования, археологические отчеты, а также легенды и околонаучные версии.
Когда Египет правил Востоком. Пять столетий до нашей эры — Г. Штайндорф, Кит С. ЗеелеКнига, представляющая собой интереснейшее исследование. Она познакомит читателя с жизнью простых людей и фараонов, богами и героями, культурным наследием и архитектурой Древнего Египта — цивилизации, которая 500 лет правила на Востоке.
Красная земля, Черная земля. Древний Египет: легенды и факты — Барбара МертцКнига о древних египтянах, представленных автором живыми людьми. Их религии, богам и героям посвящена отдельная большая глава, так же, как одежде, в которую они девались, занятиям, быту и отношению к смерти. Затрагиваются вопросы культуры и архитектуры.
Первое чудо света. Как и для чего были построены египетские пирамиды — Анатолий Фоменко, Глеб НосовскийПирамиды Древнего Египта, их тайны и скифские курганы — основные объекты исследования, описанные в этой книге. Авторы развенчивают миф о тайне, связанной с их строительством. По их мнению, отгадка, найденная учеными-химиками, просто игнорируется египтологами.
Фивы — Хорхе Анхель ЛиврагаКнига о таинственных Фивах, разделенных Нилом на две части: Город Живых и Город Мертвых — и являющихся зеркалом, отражающим небо на земле. О жизни людей в гармонии со Вселенной и подготовке к переходу в другой мир (мумификации, обрядах погребения, саркофагах) и верованиях египтян
История фараонов. Правящие династии Раннего, Древнего и Среднего царств Египта. 3000–1800 гг. до нашей эры — Артур ВейгаллКнига-исследование, посвященная царствованию первых династий фараонов, основанная на архивных материалах, списках, обнаруженных в гробницах, расшифрованных папирусах. Имена, время царствования, образ жизни, дающий представление о культуре и традициях всего народа.
Древний Египет: духи, идолы, боги — Уоллис БаджКнига, считающаяся итогом исследовательской работы египтолога У. Баджа, состоит из 2-х разделов. Первый посвящен анализу и сравнению верований, культов и религии в целом додинастического периода Древнего Египта. Второй знакомит с гимнами, легендами о божествах и мифами.
Египет во времена Рамсеса Великого — Уоллис БаджКнига об одной из самых интересных и значимых эпох в истории Древнего Египта. Она охватывает период с 1400 по 1130 год до нашей эры, начиная с царствования Ремеса I. Время наибольшего расцвета и величия этого древнего государства, время великих фараонов.
Египет на заре цивилизации. Загадка происхождения древнего народа — Уоллис БаджИсследование о зарождении египетского государства, начавшееся с эпохи позднего неолита и закончившееся правлением 3-х первых династий. В нем проводится анализ результатов раскопок, рассказывается об обрядах погребения, особой письменности, верованиях, оружии и одежде.
Боги египтян. Царство света, или Тайны загробного мира — Уоллис БаджРелигия и мифология Древнего Египта. Многообразие мира богов. Особенности представления о загробном мире, обряды и таинства, связанные с самыми важными событиями в жизни, в том числе и погребальные. Книга содержит иллюстации, повторенные из папирусов, книг, поверхности саркофагов.
Новая хронология Египта — Анатолий Фоменко, Глеб НосовскийОчень интересное исследование, касающееся астрономического датирования древних зодиаков и их расшифровывания с точки зрения Новой Хронологии. Это нетрадиционный взгляд на исторические факты с применением методов статистики и математики.
Вечная мудрость Древнего Египта — Выставки «Нового Акрополя»Книга, выпущенная по материалам известной выставки, проводившейся в центре Новый Акрополь. В ней представлено уникальное наследие Древнего Египта, знакомящее читателей с представлением египтян о жизни и смерти, божествах и человеке, мире в целом и предназначении людей.
Боги и люди Древнего Египта — Джон М. УайтВ центре исследования Джона Уайта повседневная жизнь древних египтян. Он описывает устройство их дома, одежды, украшения, рассказывает о богах, которым они поклонялись, жрецах и обрядах, сопровождавших их жизнь и смерть, а также о праздниках и развлечениях.
Государство, армия и общество Древнего Египта — Эрман А.Исследовательская работа немецкого историка Адольфа Эрмана о развитии Древнего Египта во времена Древнего, Среднего и Нового царств. Его исследование основано не только на архивных материалах, найденных в древних библиотеках и гробницах, но и древнееврейских книгах и записках греческих путешественников
Египтяне. Великие строители пирамид — Сирил АльдредКнига, рассказывающая о зарождении египетского государства, его развитии, расцвете, падении и восстановлении в разные эпохи, правлении фараонов, о религии, культуре и образе жизни египтян: жрецов, придворных, крестьян, рабов и ремесленников.Мумии фараонов. Бессмертие в Древнем Египте — Франсис Жано, Захи ХавассПрекрасно оформленное уникальное издание, рассказывающее об исследовании учеными мумий фараонов, проведении процесса бальзамирования, богах — покровителях умерших, обрядах захоронения, назначении саркофагов. Также в нем содержится подробный рассказ о каждой найденной мумии
Древний Египет за 5 дебенов — Дональд РайанКнига, предлагающая отправиться в эпоху фараона Рамзеса II, когда расцвет египетской цивилизации достиг наивысшей точки. Вслед за автором пройтись по Мемфису и Фивам, посетить Луксорский храм, заглянуть в дома знати, на рынки, увидеть жизнь египтян и познакомиться и с их культурой.
Древний Египет — Б. А. ТураевОчерк востоковеда Бориса Тураева — \»отца русской египтологии\» — одно из самых глубоких исследований египетской цивилизации. Он рассказывает о его истории (зарождении, развитии, расцвете), культуре, религии, традициях древних египтян.
Уарда — Георг ЭберсИсторический роман, в котором научная основа удивительно сочетается с вымыслом. Яркие образы, великолепные описания природы, жизнь знати и простых людей. В центре сюжета трудный путь героев к личному счастью, прошедших через ложь и предательство, но сумевших сохранить любовь.
Фараон — Болеслав ПрусИсторический роман, рассказывающий о борьбе за власть молодого фараона Рамзеса XIII и жреца храма Амона — Херихора и его свиты, готовых на все, чтобы уничтожить строптивого фараона, задумавшего возродить силу своей династии и облегчить участь крестьян и ремесленников.
Синухе, египтянин — Мика ВалтариПопулярный исторический роман, действие которого разворачивается в 1390-1335 годах до н. э, представляет собой рассказ врача Синухе о войнах и постоянной борьбе за власть династий фараонов, о чести и предательстве, ненависти, мести, любви, вере в торжество добра и крушении надежд.
Вечера в древности — Норман МейлерУникальный исторический роман, позволяющий читателю увидеть изнутри жизнь Древнего Египта за всю эпоху Нового царства. Дух прадеда, проживший 4 жизни, рассказывает умершему потомку, потерявшему воспоминания, о фараонах, богах, войнах, интригах, тайнах загробной жизни.
История Древнего Египта — Ю. Я. ПерепелкинКнига, основанная на материалах археологических раскопок, включающая курс по истории зарождения, развития и падения древнеегипетского царства, охватывающая период с древнейших времен до его завоевания Македонским, и исследование эпохи правления первых династий фараонов.
Древний Египет. Энциклопедия — Солкин В.Иллюстрированный справочник, статьи которого посвящены истории, религии, мифологии, искусству и культуре египетской цивилизации. В нем рассказывается о фараонах, жизни и занятиях простых людей, содержатся ответы на вопросы, возникающие у людей, интересующихся Древним Египтом.
Мы живем в Древнем Египте. Энциклопедия для детей — Мария ЗаславскаяИллюстрированная детская энциклопедия приглашающая читателей отправиться в путешествие по Древнему Египту. В ней содержится интересная информация о жизни египтян, их занятиях, одежде, обычаях, письменности, рассказывается о религии, строительстве пирамид, изготовлении мумий.
История Древнего Египта — Д. Брестед, Б. ТураевМонография, состоящая из 2-х частей. В первой рассказывается об истории возникновения, развития, процветания и упадка древнеегипетской цивилизации в период трех царств: Древнего, Среднего и Нового. Вторая посвящена египетской литературе, начиная с архаического периода.
Древний Египет — Элеонора КормышеваКнига, рассказывающая жизни и занятиях египтян, их обрядах и традициях, культуре, архитектурных памятниках, письменности, а также о литературе и произведениях искусства, дошедших до наших дней и верованиях, которые оказали на Христианство сильное влияние.
Исход — Орсон Скотт КардНенависть и страх заставляли египтян убивать израильтянских мальчиков. Иохаведе удалось спасти своего сына. Он вырос как приемный сын фараона, но увидев притеснения, которым подвергается его народ, и услышав глас Бога, возглавил исход евреев из Египта.
Боги и демоны Древнего Египта и Шумера — Александр КолтыпинКнига знакомит с богами, божествами и демонами, в которых верили египтяне и шумерские племена. В ней описываются значимые для них боги, рассказывается о некоторых малоизвестных божествах, многоруких, земноводных и змеевидных существ и демонах. Приводятся тексты легенд и преданий
knigki-pro.ru
Литература и искусство Древнего Египта
ПО ПРЕДМЕТУ «КУЛЬТУРОЛОГИЯ»
на тему
«Литература и искусство Древнего Египта»
План
1.1 Введение в письменность Древнего Египта
2. Дешифровка египетской письменности. Предпосылки к открытию Ф. Шампольона. Отличия разных видов древнеегипетского письма
4.1 Общий вид
4.2 Архитектурная и социальная планировка
Заключение
Используемая литература
Общая характеристика
Название страны - "Египет" - происходит от названия древней египетской столицы Хикупта (Хет-Ка-Птах - "дом Ка Птаха", греч. - Мемфис). Греки, перефразировав это слово, назвали весь Египет словом "Айгюптос". Из этого, в свою очередь, термин перекочевал во все остальные европейские языки.
Цивилизация Древнего Египта просуществовала почти 3000 лет, оставив потомкам величественные памятники и сказочные сокровища. Египет стал колыбелью второй (после шумерской) великой цивилизацией в мировой истории. Она зародилась в долине Нила несколькими веками позднее шумерской цивилизации в Месопотамии, оказавшей несомненное влияние на раннее развитие Древнего Египта.
Древний Египет – первая могущественная великая держава, первая империя, претендовавшая на мировое господство. Это было сильное государство, в котором народ был полностью подчинен правящему классу. Основными принципами, на которых строилась верховная власть Египта, были ее незыблемость и непостижимость.
Протест против смерти является важнейшей чертой культуры древнего Египта. Египтяне считали «ненормальностью». Страстное желание бессмертия определило все мировоззрение египтян, пронизывало всю религиозную мысль Египта, сформировало древнеегипетскую культуру.
Истоки египетской цивилизации лежат в глубокой древности. Почти 5 тыс. лет назад, когда на территории нашей страны были еще непроходимые леса, в долине Нила возникло одно из древнейших государств, которое просуществовало 3 тыс. лет.
На европейские и арабские народы богатая культура Древнего Египта оказала сильное влияние. Не случайно ученые и философы, медики и астрологи этих народов позже будут подчеркивать, что они учились у египетских мудрецов.
Периоды развития Древнего Египта
Систематическое изучение Египта началось лишь в 19 в. Если изобразить периодизацию Древнего Египта в виде схемы, то по рисунку три царства, три подъёма культуры напоминают символ этой страны – Великие пирамиды в Гизе.
Древнее царство (2900-2270 гг. до н. э.) – эпоха правления 1-6 династии. Это время правления первых ростков цивилизации с ее первыми законами, с ее религией, письменностью и формированием литературного языка. Это время строителей пирамид в Гизе: царей Хеопса, Хефрена и Мекерина.
Среднее царство (2100-1700гг. до н. э.)_было основано фиванскими правителями, которые свергли Гераклеопольских царей и вновь объединили страну. Этот период время царствования 11-12 династий, эпоха расцвета культуры и созидания, период создания многих выдающихся произведений зодчества.
Новое царство (1555-1090 гг. до н.э.) – время наибольшего усиления политической власти, эпоха фараонов XVIII – XX династий. Завоевания Тутмеса III приводят к установлению связей с Передней Азией; он облагает данью покоренные народы, иноземные богатства рекой текут в Египет. Воздвигаются роскошные здания … Аменхотеп IV был великим реформатором религии: вместо прежнего культа бога Амон он ввел культ солнца – Атона – и с этого времени начал именовать себя Эхнатоном. При зяте Аменхотепа IV – Тутанхамоне - царская резиденция вновь была перенесена в Фивы.
1.1 Введение в письменность Древнего Египта
В Египте благодаря хозяйственным требованиям система письменности сложилась уже к Раннему царству. Состав знаков показывает этапы развития древнего письма. Знаки египетского письма были рисуночными и звуковыми, выражавшими один или более согласных. Звуковыми знаки становились, когда рисунок перестал передавать лишь смысл слова, но начал использоваться, как в ребусе, и для передачи самих входивших в это слово звуков. Хотя для каждого отдельного звука (согласного, так как гласные не выписывались) был выработан знак, на алфавитное письмо египтяне не перешли никогда. Как правило, пользовались смешанной изобразительно-звуковой системой, т.е. к рисуночному знаку приписывали знаки-"буквы", которые содержались в слове. В конце слова ставили знак, который не читался, но пояснял его смысл. Так, слово вн ("открывать") передавали рисунком зайца вн, знаком воды н и изображением двери. Как определитель абстрактных понятий египтяне использовали знак свитка папируса. Иероглифическое письмо (как его назвали греки, от слов "священный" и "резать") чаще всего использовалось для монументальных, резанных на камне надписей, хотя иероглифы постоянно встречаются и на других материалах. Для хозяйственных целей применялось скорописное - иератическое ("жреческое"; так его называли греки) письмо; этим же шрифтом писали литературные произведения и научные книги. Внешний облик знаков со временем изменялся. В Позднем периоде распространилось демотическое письмо, возникшее из беглой поздней иератики. Оно использовалось для бюрократических нужд, но перешло и в литературные и религиозные папирусы и даже на камень.
Еги́петский язы́к (древнееги́петский язы́к) — язык древних египтян, коренного населения долины Нила от современного Асуана на юге до берега Средиземного моря на севере. Египетский язык является отдельной ветвью афразийской языковой семьи (в рамках данной семьи по мнению одних учёных, наиболее близок к семитским, по мнению других, в частности, И. М. Дьяконова — к чадским языкам[1]). Это один из древнейших языков мира, имевших письменность. Самые ранние письменные памятники относятся к концу IV тыс. до н. э., самые поздние — к V веку н. э. Письменность — на основе иероглифики. Научное изучение египетского языка начинается со второй четверти XIX века, после того как в 1822 году Ф. Шампольону удалось окончательно расшифровать египетскую иероглифику.
Прямым потомком египетского языка является коптский язык (культовый язык египетских христиан, который перестал быть разговорным примерно в XVIII веке).
Еще в IV тыс. до н. э. в Египте возникает пиктографическое (рисуночное письмо), а к началу III тыс. до н. э. возникает иероглифика (термин греческого происхождения и означает "священные письменные знаки", египтяне называли свою письменность "священной речью").
Но уже в период Древнего царства начинают использоваться знаки в упрощенном написании, что позднее приведет к возникновению иератического письма, а в I тыс. до н. э. - демотического (скорописи).
Первоначально иероглифы обозначали целые понятия, позднее происходит переход к слоговому, а частично даже к фонетическому письму, т.е. отдельные знаки стали обозначать слоги и буквы. После закрытия всех языческих храмов по указу римского императора Феодосия Великого (конец IV в. н. э.) египетская письменность была напрочь забыта. Расшифрована и вновь прочитана она была только в XIX в., после того, как французский филолог Франсуа Шампольон (1790 - 1832) разгадал тайну египетских иероглифов.
2. Дешифровка египетской письменности. Предпосылки к открытию Ф. Шампольона. Отличия разных видов древнеегипетского письма
Античные авторы, писавшие о древнеегипетской письменности (Геродот, Страбон, Диодор, а в особенности Гораполлон), преувеличивали ее символический характер. По их словам, египетские иероглифы обозначали целые слова и даже религиозно-философские понятия. Правда, у некоторых античных писателей можно найти и весьма ценные наблюдения. Так, Плутарх, считая в целом египетское письмо символическим, сообщает, что египтяне имели алфавит из 25 знаков. Геродот, путешествовавший по Египту в середине V в. до н. э., отмечает, что у египтян было два вида письма — «священное» и «народное». Климент Александрийский насчитывал три вида письма: 1. иероглифику, то есть священное письмо, высеченное на камне; 2. иератическое — священное письмо жреческих свитков; 3. эпистолографику — письмо для повседневного употребления.
Первая известная попытка дешифровки египетских надписей принадлежит арабским историкам в XI—X вв. Частичного успеха добился Ибн Вахшия благодаря знанию коптского языка.
Европейские ученые в XVI—XVII, опираясь на неточные и неясные высказывания античных авторов, повторяли их ошибки и поэтому не смогли правильно подойти к делу дешифровки египетских надписей. В XVIII в. некоторые ученые, например Де-Гинь, Цоега и другие, правильно установили, что египетские иероглифы отчасти обозначали звуки и что в картушах(овальных рамках) содержались собственные, очевидно, царские имена. Далее Томас Юнг установил наличие фонетических знаков в египетской письменности, правильно определил значение ряда иероглифов и разобрал несколько имен. Однако честь окончательной дешифровки иероглифов принадлежит французскому ученому Франсуа Шампольону. Критически использовав достижения своих предшественников, Шампольон тщательно изучил многочисленные надписи, добытые во время наполеоновской экспедиции и изданные в «Описании Египта»; особенное внимание он обратил на Розеттскую двуязычную надпись, начертанную на греческом языке греческими буквами и на египетском-иероглифами и демотическими (наиболее скорописными) знаками. В 1822 г. Шампольон добился правильного прочтения ряда слов и имен в этой надписи, верно предположив, что египетские иероглифы обозначали не только целые слова, но также отдельные слоги и звуки. Шампольон сопоставил греческие имена Птолемей и другие, встречающиеся в греко-египетской Розеттской надписи, с соответствующими начертаниями этих имен в иероглифических надписях. Таким образом, Шампольону удалось установить, что некоторые египетские иероглифы имеют чисто звуковое значение, и, больше того, определить почти все знаки египетского алфавита. Однако Шампольон не остановился на на этой первой стадии дешифровки. Упорно работая над изучением известных ему надписей, он сделал попытку составить грамматику и словарь египетского языка. Его научные труды дали сильный толчок развитию египтологии, главным образом в области изучения языка и письменности древних египтян.
В этом отношении большой вклад в египтологию сделали де Руже, Шаба, Масперо, Лепсиус, Бругш, Эрман, Зете, Гардинер и русский ученый В. С. Голенищев. Наиболее успешно над дешифровкой демотических надписей, сделанных упрощенной скорописью, работали Бругш, Ревию, Шпигельберг, Гриффиз и чехословацкий ученый Ф.Лекса.
Еще в начале 19 века учеными было установлено, что египетская письменность прошла в своем развитии 3 фазы.
В самую отдаленную эпоху египтяне использовали иероглифы, т.е. знаки, представлявшие собой реалистические рисунки живых существ и предметов. Так как система письма этого типа являлась довольно сложной и требовала немалого художественного таланта, то спустя некоторое время знаки были упрощены до самых необходимых контуров.
Так возникло иератическое письмо. Им пользовались главным образом египетские жрецы, делая надписи в храмах и на гробницах. В последний период появилось демотическое письмо, т. е. народное. Оно состояло из черточек, дуг и кружков, было легким в написании, хотя распознать в нем первоначальные символы было очень трудно.
Иероглифами живо интересовались уже античные писатели: Геродот, Страбон и Диодор, а в особенности Гораполлон (4 в. н.э.), считавшийся большим авторитетом в этой области. Они решительно утверждали, что иероглифы являются пиктографическим, т. е. картинным письмом, в котором отдельные знаки обозначают целые слова, а не слоги или буквы. (архаическая надпись с именем фараона Хасехемуи)
Исследователи 19 в. до такой степени находились под гипнозом этого тезиса, что им не пришло даже в голову подвергнуть его научной проверке. Они настойчиво пытались расшифровать иероглифы, рассматривая каждый знак как элемент пиктографического письма. Но все их усилия оказывались тщетными. И только английский ученый Томас Юнг высказал предположение, что египетские надписи складываются не только из знаков-рисунков, но содержат также фонетические знаки. Тем не менее, из этих наблюдений он не сумел сделать практических выводов и найти ключ к дешифровке иероглифов.
Расшифровал египетские иероглифы французский ученый Жан Франсуа Шампольон (1790-1832). Всемирно- историческая заслуга Шампольона была в том, что он порвал с Геродотом, Страбоном, Диодором и Гораполлоном и смело пошел своим собственным путем. За основу он принял гипотезу, что египетское письмо состоит из фонетических, а не понятийных элементов. Используя эту гипотезу он приступил к расшифровке Розетского камня.
Камень представлял собой плиту из черного полированного базальта, целиком покрытую надписями. Надписи были сделаны на двух языках. Из трех колонок древней надписи две первые представляли собой текст на египетском языке, а именно написанный старым иероглифическим, третья же колонка являлась текстом на греческом языке. Благодаря последней колонке, текст был прочитан. Он оказался почетным адресом египетских жрецов, направленный в 196 г. до н.э. фараону Птолемею 5 Эпифану по случаю его коронации.
Греческая надпись на Розетском камне содержала имена Птолемея и Клеопатры. Эти же самые имена должны были находиться и на обоих египетских текстах. Было известно, что египтяне заключали имена царей в овальные рамки, или картуши. Поэтому Шампольон не сомневался, что два картуша, явственно выделявшиеся среди иероглифов, содержат имена упомянутых царей. Сравнивая отдельные египетские знаки с соответствующими греческими буквами, он все более и более убеждался, что его гипотеза о фонетической основе иероглифов является совершенно обоснованной. Дешифровка одного иероглифического текста вовсе не значила, что удастся прочесть и второй. Однако, благодаря гениальному открытию Шампольона, сегодня уже нет такой надписи, которую бы специалист не сумел прочесть и понять.
От времени Древнего царства до нас не дошло литературных произведений в собственном смысле, если не считать "автобиографических" надписей в гробницах конца Древнего царства. Надписи "биографического" характера со временем становятся все более пространными, включают описания заслуг автора не только перед фараоном, но и перед населением своего города.
С этим видом литературы связана "Повесть о Синухете", которая известна нам от времени Среднего царства. Благодаря своим литературным достоинствам она пользовалась большой любовью в свое время и дошла во многих списках. Герой повести - знатный вельможа Синухет, живший во времена Аменемхета I и Сенусерта I. Повествование ведется от первого лица человеком очень образованным, прекрасно знавшим придворный и военный быт своего времени. После смерти Аменемхета I Синухет, боясь смуты, бежит в Сирию, обретает там богатство и высокое положение. Впоследствии по приглашению Сенусерта I он возвращается в Египет, где его ждет ласковый прием при дворе. Сходство композиции повести с построением "автобиографий", включение в нее копий документов, живость изложения заставили некоторых ученых считать Синухета подлинным историческим лицом.
Египетская художественная литература, получившая особое развитие со времени Среднего царства, оставила нам множество сказок самого разного содержания и происхождения. В "Сказке о потерпевшем кораблекрушение" повествуется о человеке, который был выброшен бурей на неизвестный остров. Там он встретился со змеем, богато одарившим его и предсказавшим возвращение домой, где царь произвел его в телохранители. В этом произведении нашли отклик многочисленные путешествия египтян. Исторические лица и факты также могли послужить основой сказки. Таково сказание времени Нового царства о ссоре между фиванским фараоном Секененра и гиксосским царем Апепи, о полководце Джехутии, взявшем обманом палестинский город Яффу. К этому же жанру можно отнести восходящий в Древнему царству цикл сказок о фараоне Хеопсе и чародеях, деяния которых описывают сыновья царя. Многие сказки связаны с религиозными представлениями. В сказке о двух братьях прослеживают отклик мифа о боге умирающей и воскресающей растительности. В "Сказке о Правде и Кривде" видят отзвуки мифа об Осирисе.
Широко распространен был жанр поучений, которые использовали как школьный материал. Очень часто они составлялись от имени известного вельможи или мудреца. Наставления эти не только преподают правила хорошего тона или личного поведения, но и объясняют выгоды и преимущества положения писцов-чиновников. Часто даются советы начинающим чиновничью карьеру - советы, вытекающие из служебной практики и житейского опыта старых сановников.
Иногда поучения составлялись от имени царя. Таковы поучение гераклеопольского царя своему сыну Мерикара и поучение Аменемхета I. В первом отец сообщает наследнику свои мысли о царской власти, дает советы, касающиеся внешней политики и управления государством. Второе написано по поводу дворцового заговора против царя и пронизано разочарованием и горечью. Появление подобных произведений было результатом исторических событий конца Древнего - начала Среднего царства и изменения миропонимания людей. Ощущением тщеты традиционного мировосприятия проникнута "Песнь арфиста", исполнявшаяся на пирах. Автор песни призывает наслаждаться жизнью и не думать о смерти, о своем заупокойном культе, так как древние гробницы пусты и развалились и никто еще не приходил с того света, чтобы поведать об их владельцах, судьба которых остается неизвестной. С этим произведением перекликается и "Беседа разочарованного со своей душой". Разочаровавшийся в жизни человек желает смерти, но душа его отговаривает - в духе "Песни арфиста". Однако в конце "Беседы" автор заставляет "душу" согласиться с желанием человека умереть.
О крупном восстании, имевшем кратковременный успех, рассказывают два текста: "Речение Ипувера" и "Пророчество Неферти". Авторами обоих произведений являются представители знати, естественные противники восставших.
Социальные противоречия неспокойной поры Среднего царства проявились в "Повести о красноречивом поселянине", в которой наибольший интерес представляют обличительные речи в защиту правды, произносимые несправедливо обиженным героем повести.
Художественная историческая литература, получившая особый расцвет в эпоху Нового царства, представлена царскими летописями и "автобиографиями" вельмож, написанными часто ярким, образным языком.
4.1 Общий вид
О древней гражданской архитектуре мы осведомлены очень мало. По некоторым изображениям и описаниям можно представить жилище как дом из кирпича-сырца внутри ограды. Со двора вход в дом был оформлен в виде колонного портика с навесом, из которого две-три двери вели в расположенные рядом комнаты. Опорами для перекрытий служили легкие деревянные колонны с растительными капителями. Крыша могла быть плоской или сводчатой. На плоской крыше часто располагали крытую беседку, которая затем развивается во второй этаж, а с течением времени появляется и третий. Лестницы размещали снаружи дома. Во дворе мог иметься небольшой пруд с навесом над ним. Вентилировались дома через окна или специальные отверстия в крыше, перекрытые купольными навесами. Дом более сложного плана состоял из зала с одной-четырьмя колоннами, куда входили через портик, и расположенных вокруг зала жилых комнат. Оштукатуренные стены домов, колонны, капители, деревянные двери были ярко раскрашены, окна забраны прямоугольными, а позже орнаментальными решетками.
4.2 Архитектурная и социальная планировка
Некоторое представление об архитектурной и социальной планировке города можно получить по остаткам поселения у пирамиды Сенусерта II близ современного города Эль-Лахун. Поселение окружено стеной. Вторая стена разделяет его внутри на две неравные части. В меньшей части один к другому лепятся домишки бедноты. В большей части были расположены царский дворец, жилища вельмож и дома средних размеров. Самые большие дома имели до 70 помещений различного назначения и занимали площадь 60 х 40 м, что равнялось площади 14 средних или 25 маленьких домов. Поселок был разделен пересекавшимися под прямым углом улицами и переулками, на которые выходили глухие стены домов и дворов. План большого дома можно в общем разделить на четыре части: хозяйские покои, женская половина, жилища слуг и хозяйственная часть. Каждая часть группируется вокруг своего двора, часто с колоннадой. Спальные и жилые комнаты выходят на север. Главный двор располагался в глубине дома. Из него через веранду с колоннами попадали в приемный зал. По сторонам помещались жилые комнаты - столовая, хозяйские спальни с умывальными и уборными, комнаты для детей. Большие комнаты вмели колонны. Основные черты планировки богатого дома-усадьбы сохраняются и в Новом царстве, что видно по раскопкам Ахет-Атона (Эль-Амарны). Изнутри стены расписывали геометрическим и растительным орнаментом, раскрашивали полы, потолки, колонны, иногда увенчанные растительными капителями.
Важный материал для суждения об архитектурной планировке города дали также раскопки недолговечного Ахет-Атона с его основными магистралями, вытянутыми вдоль Нила и пересекавшимися поперечными улицами. Но большие города, существовавшие веками, разрастались, включая постепенно дворцы царей, дома знати, простого населения, различные храмы, и не могли сохранить четкую планировку.
Дворцы
Представление о царских дворцах мы можем получить начиная с XVIII династии, фиванский дворец Аменхетепа III, расположившийся на западном берегу Нила, занимал огромную площадь и состоял из просторных одноэтажных помещений, построенных в разное время. Личные покои царя включали приемный зал, пиршественный зал с троном, спальню, ванную и туалетную комнаты. Аналогичные покои были построены для царицы. В дворцовый комплекс входили и дома придворных, мастерские и дома ремесленников, а также большой зал, где справляли праздник хеб-вед. Дворец был богато украшен росписями.
Более детально мы можем судить об амарнских дворцах. Прежде всего, поражают их размеры. Достаточно сказать, что длина восточного фасада официальной части Главного дворца, выходившего на дорогу, равнялась почти 700 м. Комплекс зданий этого огромного дворца-усадьбы был вытянут по оси вдоль Нила. За главным входом на северной стороне находился огромный двор, за которым располагались другие дворы и залы со статуями, колоннами и стелами с изображением сцен почитания Атона царской семьей. Один из дворов был вымощен плитами с изображением пленных врагов. За этим двором был глубокий колонный зал. Этот комплекс соединялся с жилым дворцом мостом, проходившим над дорогой. В центре моста было "окно явлений", в котором царь показывался своим подданным в определенных официальных случаях. В отличие от дворца Аменхетепа III, сложенного из кирпича-сырца, дворец в Эль-Амарне частично построен из камня. В Эль-Амарне существовало несколько дворцов, и все они отличались необычайной пышностью отделки. Стены были покрыты сюжетными и орнаментальными росписями, отделаны цветными поливными изразцами, полы, потолки и лестницы красочно расписаны, колонны со сложными капителями раскрашены и инкрустированы цветным фаянсом.
Рамсес II и Рамсес III построили свои фиванские дворцы на территории заупокойных храмов. Храм и дворец планировались вместе, и портик храмового двора стал портиком дворца. Оба дворца в основном повторяют традиционный план жилого дома.
Гробницы
Гораздо лучше сохранились сооружения, посвященные заупокойному культу, особенно царскому. Именно здесь прежде всего начал применяться камень, который уже в Древнем царстве стал употребляться в строительстве частных гробниц.
Первым погребальным сооружением, для которого камень явился основным материалом, была гробница-пирамида царя III династии Джесера, построенная смелым архитектором Имхетепом. Традиция представляет его не только строителем, но и мудрецом. Слава и память о нем дожили до греков, которые отождествили его с богом врачевания Асклепием. Ему были посвящены многочисленные молельни в различных храмах страны. Пирамиду Джесера окружает большая группа культовых строений, назначение которых не всеща ясно. Саму пирамиду начали строить как мастабу, однако потом план изменили и гробницу стали наращивать по вертикали, так что в результате получилась ступенчатая пирамида с шестью уступами. Каменное строительство в то время только начинали осваивать, и формы, присущие этому материалу, еще не были найдены. Многие детали зданий комплекса Джесера воспроизводят в камне деревянные прототипы: каменные перекрытия сделаны в виде деревянных балок, пилястры повторяют пропорции деревянных колони. Кое-где стены отделаны поливными изразцами, подражающими плетению тростниковых циновок, которые висели в домах. Величественные каннелированные стволы колонн связаны со стеной переборками, а в помещении, где колонны стояли свободно, они были попарно соединены стенками. От ступенчатых пирамид перешли к строительству геометрически правильных пирамид, ставших на многие века основной формой царского погребения. Таковы пирамиды Снефру и наиболее известные пирамиды IV династии - Хеопса, Хефрена и Микерина. Ансамбли этих пирамид демонстрируют овладение архитекторами и строителями камнем и полное понимание его конструктивных и декоративных возможностей. Припирамидные храмы с периода V династии стали богато украшаться рельефами и колоннами с растительными капителями. Планировка помещений определялась требованиями заупокойного культа. Стандартным типом частных гробниц, которые располагались вокруг царской пирамиды, ко времени IV династии становятся прямоугольные мастабы. Если до этого они строились из кирпича-сырца, то теперь известняковые плиты становятся обычным материалом для частных гробниц. Кирпичные культовые помещения, которые сначала пристраивались снаружи, постепенно превращаются в довольно сложную систему комнат и коридоров. На их планировку и оформление оказывают влияние царские погребения, и постепенно частные лица начинают перенимать некоторые черты заупокойного царского культа. То же прослеживается и в скальных гробницах, высеченных в Гизе на местах больших каменоломен, и в горах Верхнего Египта.
Позднее скальные гробницы начинают использоваться и для царских погребений. Таково захоронение Ментухетепа III, перед гробницей которого, высеченной в скале, строят большой заупокойный храм. Этот храм отличается широким применением колонн. Двухъярусные портики украшали здание, в центре которого, возможно, стояла пирамида. Колоннада окружала внутренний двор, в глубоком зале за ним колонны размещались в восемь рядов. Большую роль в оформлении храма играли деревья разных пород, специально привезенные и посаженные внутри ограды. До нас дошел план этого сада, сделанный рукой древнего архитектора.
Храмы
Прежняя форма царского погребения возрождается со времени XII династии. Но теперь пирамиды строят из кирпича-сырца и лишь облицовывают известняковыми плитами. Основное внимание переносится на отделку заупокойных храмов. Прямоугольные гробницы вельмож продолжают окружать царскую пирамиду, но независимая знать, особенно номархи Среднего Египта, предпочитают устраивать погребения в своих областях. Скальные гробницы этих номархов имеют по нескольку помещений, многие из них расчленены колоннами (причем боковые проходы делаются ниже среднего), потолок часто вырубается в виде свода. Вход в эти гробницы обычно оформляется портиками, и именно здесь впервые возникли колонны, легшие затем в основу греческого дорического ордера. Особый интерес представляют гробницы номархов 10-го нома, которые, повторяя в основных чертах древнюю планировку, имеют уже новый элемент архитектурного оформления - пилон, столь широко вошедший в архитектуру Нового царства: двойное башневидное сооружение со слегка скошенными поверхностями.
Со времени XVIII династии храм строился отдельно от гробницы, которая высекалась скрытно в удаленных скалах. Главную роль в заупокойном царском комплексе начинают играть поминальные храмы. Они, видимо, представляли собой прямоугольные сооружения, вытянутые по оси, со входами в виде пилонов.
Особое место занимает храм Хатшепсут, созданием которого руководил сановник Сенмут, занимавший чрезвычайно высокие посты при ее дворе. Храм был построен в виде двух террас с портиками, украшенными статуями и рельефами. На террасы вели нарядные лестницы, а в середине второй террасы возвышалась крытая колоннада, образовывавшая небольшой двор. Яркие росписи и пестрые орнаменты, различные сорта дерева, примененные для внутренней отделки, инкрустации бронзой, сердоликом и золотом, обилие колонн и статуй, деревья и пруды делали этот храм очень нарядным.
Традиции самостоятельных заупокойных храмов продолжает и XIX династия. Храм Рамсеса II (Рамессеум), построенный архитектором Пенра, окружен кирпичной стеной, внутри которой располагались кладовые, другие хозяйственные постройки и жилища для целой армии жрецов и слуг. Вход был оформлен в виде двойного пилона с рельефом, изображающим битву с хеттами. Из первого двора открывался вход во дворец и во второй храмовой колонный двор, из которого три двери вели в колонный зал с верхним освещением. За ним шли меньшей величины колонный зал, культовые и хозяйственные помещения и святилища. План храма кажется сложным из-за многочисленности залов и комнат, но, в сущности, это каменная версия царского дворца с его прямоугольной планировкой и последовательностью колонных приемного и тронного залов и личных покоев, где "обитал" умерший фараон. Гораздо лучше сохранился храм Рамсеса III в Мединет-Абу. Храм и окружающие его постройки спланированы в виде прямоугольника, ограниченного толстой стеной крепостного типа со сложными укрепленными воротами. От Нила к храму был прорыт канал, подходивший к набережной с пристанью. Гробницы саисских царей Позднего царства располагались в городском храме.
Частные гробницы саисского времени порой отличаются большой величиной и своеобразием планировки. На земле обычно располагались один-два двора, окруженные стеной со входом-пилоном. Сами же погребальные помещения вырубали в скале. Тут на разной глубине располагались колонные залы, молельни, коридоры - иногда больше 20 помещений.
Древнейшие городские святилища строили из дерева и тростника и окружали оградой. Храмы Среднего царства частично разрушились, частично были перестроены, а многие были разобраны на более поздние сооружения. Храмы возводились из кирпича и камня. Симметрия в планировке, входы-пилоны, сады с прудами, граненые колонны, стелы с рельефами, часто террасы, иногда обелиски перед входом - важнейшие элементы их облика.
К Новому царству ведущая роль в художественной жизни окончательно закрепляется за Фивами. Постепенно складывается тип городского храма: вытянутый в плане прямоугольник, обычно обращенный фасадом к Нилу, со входом в виде двойного пилона, ведущим в колонный двор, за которым следовали колонный зал с более высокой средней частью и верхним светом, ряд комнат-молелен, библиотека и проч. Рядом располагались и хозяйственные постройки. Весь комплекс окружали стеной. Как видим, основные элементы храма повторяют основные элементы жилых строений. Это и понятно, поскольку храм мыслился как жилище бога, которому он был посвящен и который был представлен в нем культовой статуей. Статуи, пестро раскрашенные рельефы, золоченые обелиски, мачты с флагами делали облик храма нарядным и богатым. Дороги к ним часто окаймляли ряды сфинксов. Подобным сооружением был главный фиванский храм бога Амона, так называемый Карнакский, который строился и перестраивался веками на месте находившегося тут небольшого святилища Среднего царства. Многие фараоны реконструировали и расширяли этот храм, прибавляя к нему залы и пилоны. С Карнакским комплексом, в который входили храмы ряда божеств, дорогами сфинксов был соединен Луксорский храм, посвященный культу фиванской триады богов и выстроенный по описанному выше плану, с центральным залом, с изящными колоннами в виде пучков папируса. В возведении этих храмов принимали участие жившие в разное время и строившие не только в Фивах архитекторы Инени, Хапусенеб, Аменхетеп, сын Хапу, братья Гори и Сути, строитель Луксора Аменхетеп и многие другие.
В период Нового царства получает распространение тип храма-периптера: небольшое прямоугольное здание на каменном цоколе, окруженное колоннами.
Еще со Среднего царства появляются, а в Новом царстве получают распространение пещерные храмы - вначале небольшие, похожие на скальную гробницу с портиком перед ней. При Рамсесе II это уже храмы грандиозных размеров, со сложным планом, с гипостилями, молельнями, колоннами и статуями, вырубленными внутри скалы. Вход в пещерный храм в Абу-Симбеле, высеченный в виде пилона, украшали четыре двадцатиметровые статуи Рамсеса II, воплощавшие идею прославления мощи фараона.
Заключение
Значение искусства Древнего Египта для истории искусства других народов очень велико, как велико значение всего культурного наследия, оставленного египетским народом. Нельзя недооценить значение всей древнеегипетской культуры: искусства, архитектуры, живописи, скульптуры и прочих достижений в различных отраслях научной и культурной жизни .
При всем количестве материалов по данной теме, многие тайны египетского народа и по сей день остаются не разгаданными.
Используемая литература
"История Востока" (Восток в древности) Л. Гумилев. Электронное издание.
Культура Древнего Египта. М.,1976
Матье М.Э. Искусство Древнего Египта. М.,1970
Немировский А.И.Мифы и Легенды Древнего Востока. М., 1994
Померанцева Н.Эстетические основы исскуства древнего Египта. М., 1985