История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Воронежские легенды: древние и современные ведьмы Черноземья. Древние и современные легенды


Космические легенды востока древние легенды современные легенды

Легенды собрал и сложил в книгу СТЕПАН СТУЛЬГИНСКИЙ

Путник-друг!

Ты начинаешь открывать Пути в Космос, в Беспредельность. Ты собираешься выйти на простор Космических далей. Ты, может быть, попытаешься одолеть и Космические Высоты.

Все это суждено тебе, все это предстоит тебе. Вспомним Заветы древних: собравшись в далекий путь, посидим в молчании.

Перед шагом в Великое Будущее припомним прошлое и осмыслим настоящее. Подумаем вместе о том, о чем на протяжении тысячелетий мудрость народа говорила языком легенд и сказаний.

Быть может, это пригодится нам в Пути.

Книга «Космические легенды Востока» — это уникальный учебник Жизни. Она составлена из трудов Е.П. Блаватской, Е.И. и Н.К. Рерихов и для многих читателей явится настоящим откровением. По количеству переизданий она стоит на первом месте среди книг эволюционной направленности. В ней вы найдете правдивую информацию о строении Живой Вселенной, о Космическом Братстве, о древнейших цивилизациях на Земле — Лемурии и Атлантиде, об их расцвете и гибели. О том, что ждет всех нас, если мы не воспользуемся страшными и поучительными уроками прошлого. В книге показан единственно верный выход из создавшейся на Земле тупиковой, гибельной ситуации.

Книга рассчитана на самый широкий круг читателей — на всех, кто способен осознать себя Человеком.

КНИГА ПЕРВАЯ

ПРОЛОГ

Легенда о космической мысли

Знание о Космосе накопляется человечеством медленно. В течение веков человек открывает Законы Природы, Законы Космические.

Эти Законы существовали и тогда, когда человек еще и не знал о них. И сейчас есть Законы, которые человечеством еще не открыты. То, что мы уже знаем, есть наше знание. То, что мы еще не знаем, является для нас тайной. Но то, что для нас еще тайна, для кого-то является знанием — в Космосе есть Существа, которые знают больше. А знать что-то — значит мыслить об этом.

Так создаются мысли, и они живут независимо в Пространстве. Пространство наполнено образами Истины, люди их называют идеями. В Пространстве витают неоценимые Сокровища Духа.

Не многие поймут чудесное значение живой мысли пространственной. Но каждая пространственная мысль может быть достоянием человека. Эти искры Знания могут открыть многие Тайны Бытия. Те, кто могут напрячь свою психическую энергию в ритм пространственных энергий, те примут в сознание Сокровища. Так пространственная мысль становится для таких людей Голосом Безмолвия. Ученый называет его интуицией, поэт — вдохновением, отшельник — озарением.

Скрытые проявления Космоса сияют глазу ищущего. Кто сумел себя настроить на Космическую ноту, тот может слушать Голос Безмолвия. Но среди монотонной обыденности лишь немногие ощущают реальность Космоса. Только в величии Природы, вдали от шума житейского, можно услышать Голос Безмолвия. Только в Природе можно осознать величие Космоса. Только в Природе можно созерцать Беспредельность, где все возможно.

Вот почему на протяжении всей истории человечества отшельники, святые, подвижники уходили в горы, пустыни, леса...

В мерцании звезд они внимали Тайнам Космической Мысли.

В течение многих тысячелетий чуткие люди слушали Голос Безмолвия. Так они узнали много Космических Тайн. Одни — записывали в священные книги, другие — передавали из уст в уста как Откровение. На мировом языке символов услышанное передавалось народам.

ТАК СОЗДАВАЛИСЬ ЛЕГЕНДЫ.

studfiles.net

Космические легенды востока древние легенды современные легенды

КОСМИЧЕСКИЕ ЛЕГЕНДЫ ВОСТОКА

ДРЕВНИЕ ЛЕГЕНДЫ

СОВРЕМЕННЫЕ ЛЕГЕНДЫ

Стульгинскис С.А. «Космические легенды Востока», написанные по работам Е.П.Блаватской, А.Безант и Н.К.Рериха для многих читателей покажутся откровением, «Космические легенды Востока» открывают нам этих людей, как глубоких мистиков, посвященных в тайны мироздания.

В этой книге Вы найдете уникальную информацию о строении Живой Вселенной, о Небесных братьях, о существовании в глубокой древности расы гигантов, о древней Лемурии, об Атлантиде, о прошлых воплощениях человека, и о многом другом, до сего времени утаенном от широкого круга читателей.

Издательство «Сфера» Москва ISBN 5-87212-005-2

Российское Теософское Общество 109280, Москва, ул.Восточная, д.4, ком.224 т.(095) 275-19-50 СОДЕРЖАНИЕ Книга первая

ДРЕВНИЕ ЛЕГЕНДЫ

I. СЕМЬ ВЕЛИКИХ ТАЙН КОСМОСА

Пролог: Легенда о Космической Мысли

1. Дни и Ночи Брамы

2. По ту сторону Космоса (Парабраман)

3. Строители Вселенной

4. Создание Космической Материи

5. Рождение Планет

6. Космические Ступени Жизни

7. Луна - Мать Земли

П. СЕМЬ ПРЕДАНИЙ О ПЛАНЕТНОМ ЧЕЛОВЕЧЕСТВЕ

1. Луна населяет Землю

2. Миф о Лемурии

3. Предание об Атлантиде

4. В потусторонних мирах

5. Легенда о Вечной Жизни

6. Закон Космической Справедливости

7. Боги пришли с Венеры Книга вторая

СОВРЕМЕННЫЕ ЛЕГЕНДЫ

Ш. СЕМЬ СКАЗАНИЙ О КОНЦЕ ТЕМНОЙ ЭПОХИ

1. Планета Земля больна (сказание о безумии человеческом)

2. Князь тьмы (Легенда о Люцифере)

3. Великое Белое Братство (Откровение о Спасителях Мира)

4. Космический бой (Сказание об Армагеддоне)

5. Огонь у порога (Откровение о Космическом Огне)

6. Дар Ориона (Легенда о Сокровище Мира)

7. Звезды участвуют в нашей Жизни (Рассуждения мудрых о воздействии Светил)

IV. СЕМЬ ОТКРОВЕНИЙ О НАЧАЛЕ СВЕТЛОЙ ЭПОХИ

1. Предсказание о Космической Эре

2. Прозрение в будущее нашей страны

3. Провозвестие о Космическом Учителе

4. Сказание о Матери Мира

5. Дальние Миры зовут нас

6. На пути к миру Надземному

7. Чтобы стать гражданином Космоса

Эпилог

Книга первая

ДРЕВНИЕ ЛЕГЕНДЫ

Сотворенные мудростью

Душ Великих

На протяжении эпох

Неисчислимых

... Читая легенды, молодежь научится мечтать. Это великое качество, ибо оно наполняет сердце лучшими мощными огнями. Этими огнями сердца молодежь по­знает, как различать, где истина. Истина не познается расчетами, лишь язык сердца знает, где живет великая Правда, которая, несмотря ни на что, ведет чело­вечество к восхождению. Разве легенды не есть гир­лянда лучших цветов?

О малом, о незначительном и жалком человечество не слагает легенд. Часто даже в кажущихся отрица­тельными мифах заключено уважение к потенциалу внутренней мощи. Во всяком случае, каждая легенда содержит нечто необычное. Не ведет ли эта необыч­ность дух человеческий поверх сумерек механического стандарта? Этим машинным стандартом эволюция че­ловеческая не строится. Легенда, которая освобождает нас от подавляющих условий каждодневной рутины, об­новляет наше мышление, позволяет погрузиться в но­вые глубины познания, полные неисчерпаемого молодого задора.

Спросите великого астронома, умеет ли он мечтать? Я не упоминаю художников, музыкантов, поэтов, ибо все существо их построено на способности мечтать. Ве­ликий ученый, если он действительно велик и не бо­ится недоброжелательных свидетелей, конечно, доверит вам, как прекрасно он умеет возноситься мечтами, как многие из его открытий в основе своей имеют не только расчет, но именно высокую жизненную мечту.

Да, легенды не отвлеченность, но сама реальность. Поистине, мечты не знаки безграмотности, но знаки от­личия утонченных душ. Поэтому всячески поощрим в молодежи нашей стремление к зовущим и творящим сказаниям. Вспомним заветы древних: собравшись в дальний путь, возьмем с собой мечту как ведущие и возносящие крылья нашего возрождения и усовершен­ствования.

Н. К. Рерих

(«Держава Света», 1931)

Путник — друг!

Ты начинаешь открывать пути в Космос, в Беспредель­ность.

Ты собираешься выйти на простор космических далей. Ты, может быть, попытаешься одолеть и космические высоты.

Все это суждено себе, все это предстоит тебе. Вспомним заветы древних: собравшись в дальний путь, посидим в молчании.

Перед шагом в великое будущее припомним прошлое и осмыслим настоящее.

Подумаем вместе о том, о чем на протяжении тысячеле­тий мудрость народов говорила на языке легенд и ска­заний. Быть может, это знание пригодится в пути.

I. СЕМЬ

ВЕЛИКИХ ТАЙН

КОСМОСА

Тайною Мир держится

(«Аум», 148)

ПРОЛОГ

ЛЕГЕНДА О КОСМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

Знания о Космосе накопляются человечеством мед­ленно.

В течение веков человек открывает законы природы, за­коны космические.

Эти законы существовали и тогда, когда человек еще не знал о них. И сейчас есть законы, которые человече­ством еще не открыты.

То, что мы уже знаем, есть наше знание.

То, что мы еще не знаем, является для нас тайной.

Но то, что для нас еще тайна, для кого-то является зна­нием — в Космосе есть Существа, которые знают больше.

А знать что-то — значит мыслить об этом. Так создаются мысли, и они живут независимо в пространстве.

Пространство наполнено образами Истины, люди их на­зывают идеями.

В пространстве витают неоценимые сокровища духа.

Немногие поймут значение живой мысли пространствен­ной.

Но каждая пространственная мысль может быть до­стоянием человека.

Искры знания могут открыть все тайны существования.

Те, кто может напрячь свою психическую энергию в ритме пространственных энергий, те примут в сознание сокровища.

Так пространственная мысль становится для таких лю­дей Голосом Безмолвия.

Ученый называет его интуицией, поэт — вдохновением, отшельник — озарением.

Скрытые проявления Космоса сияют глазу ищущего.

Кто сумел себя настроить на космическую ноту, тот мог слушать Голос Безмолвия.

Но среди монотонной обыденности лишь немногие ощу­щают реальность Космоса.

Только в величии Природы, вдали от шума житейского можно услышать Голос Безмолвия.

Только в природе можно осознать величие Космоса. Только в природе можно созерцать Беспредельность, где все возможно.

Вот почему на протяжении всей истории человечества отшельники, подвижники, святые уходили в горы, пу­стыни, леса...

В мерцании звезд они внимали тайнам Космической мысли.

В течение многих тысячелетий чуткие люди слушали Голос Безмолвия.

Так они узнали много космических тайн.

Одни записывали в священные книги, другие передавали устно как Откровение.

На мировом языке символов услышанное передавалось Народам. ТАК СОЗДАВАЛИСЬ ЛЕГЕНДЫ

Тайна Первая ДНИ И НОЧИ БРАМЫ

Если ты любишь смотреть на звездное небо,

Если оно привлекает тебя своей гармонией

И поражает свой необъятностью —

Значит, у тебя в груди бьется живое сердце,

Значит, оно сможет отзвучать на сокровенные слова о жизни Космоса.

Слушай, что говорит древняя легенда

О беспредельности, вечности и ритмичности

Великого Бытия Вселенной.

С незапамятных времен люди смотрели на звездное небо, благоговейно любовались мерцанием бесчисленных миров. Величие Космоса поражало человека с са­мого начала его присутствия на Земле. Особенно в оди­ночестве невообразимой пустыни или среди нагроможде­ний исполинских гор человек невольно погружался в думы о необъятности Вселенной, о беспредельности кос­мического пространства.

Ум человека поражался этой беспредельности. Но также он никак не мог вообразить Космос предельным. Допустив, что существует где-то предел пространства, мы допускаем и вопрос: что же находится за этим пре­делом? Если не пространство, то что именно? И каж­дый раз ум человека вынужден признать — Космос не может иметь пределов, космическое пространство про­стирается во все стороны беспредельно...

Но и вполне постичь беспредельность человеческий ум, весьма ограниченный, тоже не в состоянии. Так и остается Космическая Беспредельность непостижимым, странным понятием, перед которым немеет разум че­ловека...

Дума о Беспредельности Космоса в пространстве невольно вызывает мысли о Вечности его во времени. Так возникли древнейшие из древних вопросов: было ли когда-то начало Вселенной? Будет ли ее конец? Или все это существует от вечности? останется таким же во­веки? Человеку мучительно хотелось узнать об этом, раскрыть тайну происхождения миров, тайну космиче­ской вечности. И люди уходили в пустыни, удалялись в горы — становились отшельниками, чтобы никто не мешал им сосредоточиться на размышлениях о ко­ренных вопросах Бытия. И они думали, думали, дума­ли...

И вот космические тайны стали постепенно раскры­ваться перед ними. Напряженное, сосредоточенное, по­стоянное мышление тех, кто отказался от удовольствий обычной жизни ради познания тайн Космоса, притяги­вало пространственную мысль — они начинали слы­шать Голос Безмолвия: «... было время, когда не бы­ло ничего».

Об этом времени повествуется в гимнах Риг-Веды — одном из древнейших памятников мировой литературы.

Вот фрагмент одного из этих гимнов:

Ничто не существовало: ни ясное Небо,

Ни величье од, над Землею простертой.

Что же покрывало все? Что ограждало? Что скрывало?

Были ли то бездонные глубины вод?

Не было смерти, и бессмертия не было.

Не было границ между днем и ночью.

Лишь Единый в своем дыхании без вздохов,

И ничто другое не имело бытия.

Царил мрак, и все было сокрыто изначала,

В глубинах мрака — Океан бессветного.

О том же говорит отрывок из еще более древней «Книги Дзян»:

Не было ничего. Едина тьма наполняла Беспредель­ное Все. Не было Времени, оно покоилось в Бесконеч­ных недрах Продолжительности.

Не было Вселенского Разума, ибо не было Существ, чтобы вместить его.

Не было ни Безмолвия, ни Звука, ибо не было слуха, чтобы ощутить его.

Не было ничего, кроме Нерушимого Вечного Дыхания, не знающего себя.

Лишь единая форма Существования, беспредельная, бесконечная, беспричинная, простиралась, покоясь во сне, лишенном сновидений; Жизнь бессознательная пульсировала в Пространстве Вселенском.

В этих двух фрагментах древнейшей запечатленной мысли человеческой говорится о времени, когда Кос­моса еще не было, когда «ничто не существовало» Зна­чит, когда-то было начало Вселенной. А если было на­чало, то должен быть и конец. Ведь все, что рождается, должно умереть. Если было время, когда Космоса не было, то придет час, когда его снова не станет.

И легенды утверждают, что Космос рождается к бы­тию, существует определенное время, а затем снова ра­створяется в небытии.

В сказаниях древней Индии период существования Космоса назван «Веком Брамы» или «Великой Манвантарой». Для выражения длительности этого периода в нашем исчислении лет требуется пятнадцать цифр. И хо­тя Космос существует на протяжении столь невообра­зимо долгого времени, что оно кажется нескончаемым, все же это время ограничено — наша Вселенная не вечна.

Столько же продолжается и «Великая Вечность Не­бытия», названная «Маха Пралайя», то есть всемирным растворением. Затем Вселенная явь воскресает к новой Космической Жизни, к новому Веку Брамы. Так про­должается, без начала и конца, чередование великих периодов Жизни и Смерти Космоса.

В сменяющихся циклах Бытия и Небытия Вселен­ная — вечна! Она периодична в непрестанном появлении и исчезновении миров — и вечна в целом. Число Манвантар беспредельно — никогда не.было первой Манвантары, так же как никогда не будет последней.

Великий Космос проявляется к жизни и растворяется в небытии совершенно так же, как рождается и умирает микрокосмос-человек. Аналогия здесь полная. Она рас­пространяется и дальше. Как человек каждую ночь ис­пытывает «малую смерть», засыпая вечером и просыпа­ясь утром, так же бывают и «Ночи» Вселенной, когда умирает только все живущее, а весь мир не исчезает, но остается в спящем состоянии. На «Утро» же все сно­ва оживает. Это повторение периодов сна и бодрствова­ния в Космосе можно сравнить со сменой зимы и лета в Природе.

В терминологии древнеиндусской философии период космической деятельности Вселенной, когда Космос «бодрствует», когда все сущее живет, назван «Днем Брамы» или «Малой Манвантарой». А то время, когда Космос «спит», когда все во Вселенной «отдыхает», на­звано «Ночью Брамы» или «Малой Пралайей». Гово­рится, что длительность Дня Брамы составляет четыре с лишним миллиарда лет; столько же продолжается Ночь Брамы. 360 Ночей Брамы составляют один Год Брамы, а сто Годов Брамы — уже известный нам Век Брамы. Таково исчисление Космического календаря!

Чередование активности и пассивности в Космосе от­ражается в периодичности всех проявлений Природы. Во всем можно различать Манвантары и Пралайи. От мельчайших явлений и до смены Миров можно видеть этот величественный закон. Он действует в биении серд­ца и в ритме дыхания; ему подвержены сон и бодрство­вание, смена дня и ночи — так же, как фазы Луны и чередование времен года. Рождение, жизнь и смерть всего живого повторяются вечно. Природа, как и весь Космос, проявляет себя в бесконечной смене, в вечном ритме. Человек и его планета Земля, солнечная систе­ма и Вселенная в целом — все в Космосе имеет свои периоды деятельности и отдыха, жизни и смерти.

Среди Млечного Пути звезд рождение и смерть ми­ров вечно следуют одно за другим правильною чередою в торжественном шествии Космического Закона.

Так повествует легенда о Первой Тайне Космоса — о великом космическом ритме Бытия и Небытия.

Тайна Вторая ПО ТУ СТОРОНУ КОСМОСА

(ПАРАБРАМАН)

Ты познал тайну о Великом Космическом Ритме.

Ты теперь знаешь о вечной смене Циклов Вселенной.

Ты захочешь узнать и дальнейшее!

Что же устанавливает длительность этих периодов?

Что же дает импульс повторным рождениям Космоса из Небытия?

Слушай, что расскажет об этом легенда.

В древнеиндусской священной книге «Вишну-Пурана» есть такое место:

«Не было ни дня, ни ночи, ни тьмы, ни света, ничего, кроме Единого, не постижимого разумом, или Того, что есть Парабраман».

Вспомним также фрагменты из первой легенды, в которых говорится о «Едином в его дыхании без вздоха» и о «Нерушимом Вечном Дыхании, Не знающем себя».

Эти отрывки говорят о том, что во время Маха Пра­лайи, когда все сущее растворилось в Небытии, все же остается существовать нечто нерушимое. Это Великий Космический Принцип, беспричинная Причина Небы­тия, которая после Маха Пралайи вызовет новое появ­ление Вселенной, так же, как после потухания огня, после его растворения в небытии останется «принцип огня», который делает возможным повторное появление огня, вызывание его к бытию. Этому великому божествен­ному принципу или закону в легендах дано наименова­ние «Парабраман» — То, что лежит за Браманом, что находится по ту сторону Брамана — Космоса.

Это Единое и Бесконечное Начало существует от веч­ности, являясь пассивным либо активным в регулярной и гармонической последовательности. При начале перио­да деятельности совершается распространение этого Бо­жественного Начала — и видимый мир является конеч ным результатом длинной цепи космических сил, после­довательно приведенных в движение. Так же, когда на­ступает возвращение к пассивному состоянию, происхо­дит сокращение Божественного Начала — и предыдущее созидание постепенно и последовательно растворяется. В другой древней книге об этом сказано так:

«Выдыхание Непознаваемого Начала рождает мир, а вздыхание заставляет его исчезать. Этот процесс про­должается извечно, и наша Вселенная есть лишь одна из бесчисленных серий, не имевших ни начала, ни кон­ца».

Эта величественная Причина всего сущего легендами древности полагалась в основу мироздания. Все древние народы поклонялись этому единому Божест­венному Началу под разными наименованиями, соответ­ствующими каждому народу, каждой стране.

Вот как славословит это великое понятие один из гимнов Абсолюту — Парабраману:

Ты — Един, начало всех чисел и основа всех построе­ний;

Ты — Един, и в тайне Твоего Единства теряются муд­рейшие из людей, ибо они не знают его.

Ты — Един, и Твое Единство никогда не умаляется и никогда не расширяется и не может быть изменено.

Ты — Един, но не как элемент исчисления, ибо Твое Единство не допускает умножения, изменения или формы.

Ты — существуешь прежде всех времен и вне всякого места.

Ты — существуешь, и Твое существование так глубоко и сокровенно, что никто не может проникнуть в Твою Тайну и открыть ее.

Ты — Жив, но вне времени, которое можно установить или знать.

Ты — Живешь, но не силою духа, или души, ибо Ты есть Сам Душа всех Душ!

Во всех легендах и гимнах указывается, что Вездесу­щий, Вечный, Беспредельный и Непреложный Принцип превышает мощь человеческого понимания. Он может быть лишь умален человеческими выражениями и упо­доблениями. Поэтому считается, что никакие рассужде­ния о нем невозможны. Так Сократ неизменно отказы­вался обсуждать тайну Мировой Сущности.

Абсолют есть Беспредельность, потому всякие сужде­ния о Нем неизбежно будут лишь ограничениями Его. Величие и красота Беспредельности не укладываются ни в нашем ограниченном представлении, ни в наших тер­минах и должны оставаться в пределах Несказуемого. Поэтому Непознаваемая Причина Космоса остается Величайшей Тайной, навсегда непостижимой. Мы мо­жем постигать лишь различные аспекты и проявления этого Абсолюта, этой вечно невидимой Души Космоса.

Во всех легендах Парабраман или Абсолют являет­ся чисто философским понятием — принципом, законом пли началом, на котором зиждется Бытие или Небытие Космоса. Но служители религий персонифицировали это философское понятие, переделав его в идею «Еди­ного Бога», «Творца земли и неба». Таким умалением это великое понятие было низведено до бога-личности, до «Властелина Вселенной». Этот личный бог обладает уже определенным характером: он сердится, карает, награждает. Но его можно и умилостивить, особенно если приносятся определенные жертвы слугам его... Да, такого «бога» древние легенды не знают. Так по­вествует легенда о Второй Тайне Космоса — о Вечном и неизменном Божественном Начале Вселенной.

Тайна Третья СТРОИТЕЛИ ВСЕЛЕННОЙ

Ты уже имеешь понятие о Парабрамане.

Ты знаешь, что дает импульс началу каждой новой Манвантары.

Но каким же образом рождается Космос пос­ле Маха Пралайи?

Возникает ли сам собою, без какой-либо по­сторонней помощи?

Или кто-нибудь его созидает, строит?

Послушай, что говорят об этом легенды.

... Кончается Космическая Ночь. Вечный и незыбле­мый Закон, который производит чередование великих периодов Деятельности и Покоя Вселенной, дает им­пульс пробуждения Космоса к жизни. Занимается заря новой Манвантары.

Чем же начинается Великое Зарождение Космиче­ской Жизни? Когда пробил час, из Неведомого и Непознаваемого Абсолюта — Парабрамана, из Беспричин­ной Причины всего сущего первой к Бытию возникает Первопричина Космоса, Великая Божественная Сущ­ность, именуемая ЛОГОС.

Это взятое из древнегреческой философии наименование выражает идею древней легенды: Логос — это первое СЛОВО, раздающееся из Безмолвия. Это пер­вый Звук, посредством которого зачинается Вселенная. Это вибрация или движение Божественной Энергии, которая является одновременно и светом, ибо Свет есть движение Материи. Этот Свет означает также Боже­ственную Мысль, которая дает начало длиннейшему пе­риоду созидания Вселенной.

Затем появляются другие Великие Существа — это те, кто завершил свою человеческую эволюцию в про­шлой Манвантаре на той или иной планете, в той или иной солнечной системе — так называемые Планетар­ные Духи, Создатели Миров. С началом новой Манван­тары эти могучие Духи становятся ближайшими сотруд­никами Космического Логоса.

Таким образом, проявленный Логос начинает руко­водить целой Иерархией сознательных Божественных Сил — духовных разумных Сущностей. В этой Иерархии каждое Существо имеет свою определенную задачу в строительстве и управлении Космосом на протяжении его существования.

Иерархическое Начало есть космический закон, есть ведущий принцип в Космосе, потому каждая Вселенная, Мир или Планета имеет своего Иерарха. Всегда есть Высшее Духовное Существо, принимающее на себя от­ветственность за Планету на целую Манвантару и стоя­щее во главе своих высоких Собратьев.

Прежде чем начать работу над своей Вселенной, Ло­гос создает на Плане Божественной Мысли проект всей системы этой Вселенной, какой она должна быть с на­чала и до своего конца. Он создает все «прообразы» сил и форм, эмоций, мыслей и интуиции и определяет, как и через какие стадии каждый из них должен осущест­виться в эволюционной схеме Его системы. Таким об­разом, до возникновения Вселенной вся ее целостность заключается во Вселенском Разуме Логоса, существует в нем как идея — все, что в течение всего последую­щего процесса строительства выливается в объектив­ную жизнь. Все эти первообразы, будучи плодами предшествовавших миров, служат посевом для буду­щего мира.

Среди многочисленной Иерархии Творческих Сил, подчиненных Логосу, находятся обширные сонмы Строителей, которые строят все формы по этим идеям, пребывающим в сокровищнице Логоса, Мировом Разу­ме. Так эти Строители созидают или, скорее, воссозда­ют каждую «Систему» после «Ночи».

Логос является «Творцом» Вселенной в смысле, употребляемом, когда говорится о зодчем как о «Твор­це» здания, хотя этот зодчий никогда и не дотронулся на до единого камня его, но, начертав план, предоста­вил всю ручную работу каменщикам.

Древние космогонические сказания Востока пове­ствуют, что Вселенная после Пралайи строится очень медленно, постепенно, в течение многих сотен миллио­нов лет и что над созиданием Космоса трудятся сонмы разумных существ — от великих божественных Зодчих до рядовых каменщиков.

Кто может вычислить, сколько эонов потребовалось на оформление одной только нашей крошечной Земли? Не растянется ли это «Творение» на сотни миллионов лет только для нашей планеты?

Так повествует легенда о Третьей Тайне Космоса — о Великой Иерархии Творческих Сил Вселенной.

Тайна Четвертая СОЗДАНИЕ КОСМИЧЕСКОЙ МАТЕРИИ

Ты уже знаешь, что с зарей Манвантары начи­нается созидание Космоса.

Тебе уже известно, что Вселенная строится по плану Логоса.

Ты даже кое-что узнал о Иерархии Косми­ческих Строителей.

А теперь послушай, что говорит легенда о Космической Материи. Из нее создаются Миры.

С зарей новой Манвантары начинается первый из трех великих этапов деятельности Логоса и руководи­мой им Иерархии Строителей. Это — созидание мате­риалов, из которых затем будет строиться Вселенная.

Первичным материалом или «сырьем» для Косми­ческой Материи является Пракосмическая Субстан­ция — непроявленная девственная материя. В восточ­ных легендах она называется Мула-Пракрити, что зна­чит Корень материи. Мула-Пракрити, будучи аспектом Парабрамана, вечна и существует также и во време­ни Пралайи. Эта «растворенная» материя — невообра­зимо разреженная тонкая субстанция. Из нее созда­ются все виды Космической Материи — от тончайшего до самого грубого.

Легенды различают семь состояний Космической Материи — семь степеней тонкости ее. Подобно тому как пар, вода и лед являются тремя состояниями одного и того же вещества нашего физического мира, так же существуют семь состояний Космической Духо-Материи. Из них только седьмое — самое низшее, самое грубое состояние видимо физическим глазом: это материя нашего физического мира. Шесть высших состоя­ний невидимы и нашим физическим чувствам недо­ступны.

Каждая из семи градаций Космической Материи со­стоит из атомов, различных для каждой градации. Ато­мы первого, самого тонкого состояния Духо-Материи создаются следующим образом. Энергия Логоса (назы­ваемая в легендах Фохатом) вихревым движением не­вообразимой быстроты «просверливает дыры» внутри Пракосмической Субстанции. Это вихри жизни, облечен­ные в тончайшую оболочку из Пракосмической Суб­станции, и суть первичные атомы. Такие атомы представляют в субстанции «пустоты», заполненные энерги­ей Логоса.

Каждое из семи состояний Космической Материи образует свою особую Космическую Сферу, свой осо­бый план или Мир. Бесчисленные субстанции первичных атомов и их комбинации образуют Духо-Материю вы­сочайшей или первой. Сферы, называемой «Миром Боже­ственным».

Затем Логос строит атомы следующей, второй сфе­ры вокруг некоторых атомов первой сферы, образуя спиральные вихри из грубейших комбинаций материи той же сферы. Эти более грубые атомы образуют Космическую Материю второй сферы, называемой «Миром Монадическим». Атомы всех следующих состояний Ду­хо-Материи создаются аналогично атомам второй сфе­ры.

Об этих двух наивысших Космических Сферах легенда говорит как о недоступных нашему пониманию — поэтому о них ничего и не известно. Кое-что известно о следующих двух сферах — третьей, называемой «Миром Духа» или «Миром Нирваны», и четвертой, назы­ваемой «Миром Блаженства» или «Миром Интуиции».

Значительно больше известно о пятой и шестой сферах — это уже сферы или планы, доступные человеку. Пятая называется «Миром Огненным», а также «Миром Мысли» или «Миром Ума», а шестая — «Миром Тон­ким» или «Миром чувств, эмоций, желаний». Уже сами названия этих Миров показывают, что они являются «человеческими». О них будет рассказано в других ле­гендах. Последняя же, седьмая сфера — это наш физи­ческий мир, в котором мы сейчас живем. В космогонических легендах он называется «Миром Плотным».

Каждая сфера — это область, заключающая в себе Духо-Материю, в основе всех комбинаций которой ле­жат определенные атомы. Эти атомы — однородные единицы, оживленные жизнью Логоса, скрытые под большим или меньшим числом покровов, в зависимости от сферы, к которой они принадлежат.

Во внутренних силах, которые скрыты в Духо-Мате­рии физического мира, как бы завернуты в ней, коре­нится возможность эволюции. Весь процесс эволюции есть не что иное, как развертывание этих сил. В дейст­вительности идея эволюции может быть выражена в од­ной фразе: это скрытые потенциальности, становящие­ся активными силами.

Слово «Духо-Материя» указывает на то, что в мире нет такой вещи, как «мертвая» материя. Вся материя живет, тончайшие частицы ее суть жизни. Нет духа без материи, и нет материи без духа. То и другое соединены вместе на протяжении всей жизни. Материя есть фор­ма, и нет формы, которая не служила бы выражением для жизни. Дух есть жизнь, и нет жизни, которая не была бы ограничена формой. Даже Логос, Верховный Владыка Жизни, проявляясь, облекается во Вселенную, которая и служит для Него формой. И то же самое по­вторяется везде, вплоть до мельчайшего атома.

После того как построены атомы каждой из семи Космических сфер, Логос создает в них подразделения («подпланы»), которых в каждой сфере — семь. Для этого атомы стягиваются в группы из двух, трех, четы­рех и т. д. атомов. Первое или тончайшее подразделе­ние каждой из семи сфер состоит из простых основных атомов, тогда как все прочие подразделения — из ком­бинаций этих атомов. Так, в физическом мире первое подразделение состоит из простых атомов, второе образуется из довольно простых комбинаций однородных атомов — это электромагнитное состояние физической материи. Третье подразделение образуется из более сложных комбинаций атомов — это основное состояние материи, или «эфир». Четвертое — из еще более слож­ных: это тепловое состояние материи, или «огонь». Пя­тое подразделение состоит из комбинаций еще более сложных, рассматриваемых химиками как газообразные атомы химических элементов, которые в этом подразделении получили определенные названия — это, газооб­разное состояние материи, или «воздух». Шестое подразделение — это жидкое состояние материи, или «вода», а седьмое состоит из твердых веществ — это «зем­ля».

Жизнь или сознание Логоса проявляется как род энергии, род вибрации; все зиждется на вибрациях. Все­ленная состоит из вибраций истекающей Божественной Жизни, они облекаются в основные формы материи, из которых развивается все многообразие. Материя, обра­зующая объективный мир, есть эманация Логоса, ее силы и энергии суть токи Его Жизни. Он пребывает в каждом атоме, все проникая, все содержа и развивая. Он — Источник и Конец Вселенной, ее Причина и ее Цель. Он — во всем, и все — в Нем.

Так повествует легенда о Четвертой Тайне Космо­са — о построении семи сфер Космической Материи. следующая страница>

flatik.ru

Древние легенды современные легенды

КОСМИЧЕСКИЕ ЛЕГЕНДЫ ВОСТОКА

ДРЕВНИЕ ЛЕГЕНДЫ

СОВРЕМЕННЫЕ ЛЕГЕНДЫ

Стульгинскис С.А. «Космические легенды Востока», написанные по работам Е.П.Блаватской, А.Безант и Н.К.Рериха для многих читателей покажутся откровением, «Космические легенды Востока» открывают нам этих людей, как глубоких мистиков, посвященных в тайны мироздания.

В этой книге Вы найдете уникальную информацию о строении Живой Вселенной, о Небесных братьях, о существовании в глубокой древности расы гигантов, о древней Лемурии, об Атлантиде, о прошлых воплощениях человека, и о многом другом, до сего времени утаенном от широкого круга читателей.

Издательство «Сфера» Москва ISBN 5-87212-005-2

Российское Теософское Общество 109280, Москва, ул.Восточная, д.4, ком.224 т.(095) 275-19-50СОДЕРЖАНИЕКнига первая

ДРЕВНИЕ ЛЕГЕНДЫI. СЕМЬ ВЕЛИКИХ ТАЙН КОСМОСА

Пролог: Легенда о Космической Мысли

1. Дни и Ночи Брамы

2. По ту сторону Космоса (Парабраман)

3. Строители Вселенной

4. Создание Космической Материи

5. Рождение Планет

6. Космические Ступени Жизни

7. Луна - Мать Земли

П. СЕМЬ ПРЕДАНИЙ О ПЛАНЕТНОМ ЧЕЛОВЕЧЕСТВЕ

1. Луна населяет Землю

2. Миф о Лемурии

3. Предание об Атлантиде

4. В потусторонних мирах

5. Легенда о Вечной Жизни

6. Закон Космической Справедливости

7. Боги пришли с ВенерыКнига вторая

СОВРЕМЕННЫЕ ЛЕГЕНДЫШ. СЕМЬ СКАЗАНИЙ О КОНЦЕ ТЕМНОЙ ЭПОХИ

1. Планета Земля больна (сказание о безумии человеческом)

2. Князь тьмы (Легенда о Люцифере)

3. Великое Белое Братство (Откровение о Спасителях Мира)

4. Космический бой (Сказание об Армагеддоне)

5. Огонь у порога (Откровение о Космическом Огне)

6. Дар Ориона (Легенда о Сокровище Мира)

7. Звезды участвуют в нашей Жизни (Рассуждения мудрых о воздействии Светил)

IV. СЕМЬ ОТКРОВЕНИЙ О НАЧАЛЕ СВЕТЛОЙ ЭПОХИ

1. Предсказание о Космической Эре

2. Прозрение в будущее нашей страны

3. Провозвестие о Космическом Учителе

4. Сказание о Матери Мира

5. Дальние Миры зовут нас

6. На пути к миру Надземному

7. Чтобы стать гражданином Космоса

Эпилог^

ДРЕВНИЕ ЛЕГЕНДЫ

Сотворенные мудростью

Душ Великих

На протяжении эпох

Неисчислимых

... Читая легенды, молодежь научится мечтать. Это великое качество, ибо оно наполняет сердце лучшими мощными огнями. Этими огнями сердца молодежь по­знает, как различать, где истина. Истина не познается расчетами, лишь язык сердца знает, где живет великая Правда, которая, несмотря ни на что, ведет чело­вечество к восхождению. Разве легенды не есть гир­лянда лучших цветов?

О малом, о незначительном и жалком человечество не слагает легенд. Часто даже в кажущихся отрица­тельными мифах заключено уважение к потенциалу внутренней мощи. Во всяком случае, каждая легенда содержит нечто необычное. Не ведет ли эта необыч­ность дух человеческий поверх сумерек механического стандарта? Этим машинным стандартом эволюция че­ловеческая не строится. Легенда, которая освобождает нас от подавляющих условий каждодневной рутины, об­новляет наше мышление, позволяет погрузиться в но­вые глубины познания, полные неисчерпаемого молодого задора.

Спросите великого астронома, умеет ли он мечтать? Я не упоминаю художников, музыкантов, поэтов, ибо все существо их построено на способности мечтать. Ве­ликий ученый, если он действительно велик и не бо­ится недоброжелательных свидетелей, конечно, доверит вам, как прекрасно он умеет возноситься мечтами, как многие из его открытий в основе своей имеют не только расчет, но именно высокую жизненную мечту.

Да, легенды не отвлеченность, но сама реальность. Поистине, мечты не знаки безграмотности, но знаки от­личия утонченных душ. Поэтому всячески поощрим в молодежи нашей стремление к зовущим и творящим сказаниям. Вспомним заветы древних: собравшись в дальний путь, возьмем с собой мечту как ведущие и возносящие крылья нашего возрождения и усовершен­ствования.

^

(«Держава Света», 1931)Путник — друг!

Ты начинаешь открывать пути в Космос, в Беспредель­ность.

Ты собираешься выйти на простор космических далей. Ты, может быть, попытаешься одолеть и космические высоты.

Все это суждено себе, все это предстоит тебе. Вспомним заветы древних: собравшись в дальний путь, посидим в молчании.

Перед шагом в великое будущее припомним прошлое и осмыслим настоящее.

Подумаем вместе о том, о чем на протяжении тысячеле­тий мудрость народов говорила на языке легенд и ска­заний. Быть может, это знание пригодится в пути.

I. СЕМЬ

ВЕЛИКИХ ТАЙН

КОСМОСА

Тайною Мир держится

(«Аум», 148)

top-bal.ru

Миф древний и современный

Огромные сложные перемены, происходящие в стране, каза­лось бы, должны вернуть нам благоразумие, трезвость рассудка, идейную незаангажированность. Можно было бы ожидать, что распад моноидеологии приведет повсеместно к утверждению свободной мысли. Между тем нет сейчас более расхожего слова, нежелилш^. Им обозначают прежнюю идеологичность сознания, но с мифом связывают и нынешнюю иллюзорность многих социальных проектов. Одним и тем же знаком метят сторонников рынка и тех, кто испытываеттоску по социализму, западников и славянофилов, приверженцев русской идеи и поклонников гло бализма, провозвестников личности и державников, демократов и монархистов.

Одни публицисты ранжируют мифы, демонстрируя тем са­мым свою независимость от стойких стереотипов. Но их оппонен ты не остаются в долгу. Автономная, альтернативная позиция как противовес господствующей тоже, если к ней приглядеться, восходит к сокровищнице мифа. Неужели современное сознание мифологично во всех своих вариантах? Можно ли обеспечить аналитически достоверное постижение реальности, или отныне диктат мифа неотвратим? Может ли сознание преодолеть собст­венные идолы? Способен ли разум разорвать оболочку духовного трафарета, или на интеллектуальный помост ступают одни фан­томы? Наконец, нужнали нам идеология в эпоху деидеологизации и реидеологизации?

Разумеется, эти вопросы возникают перед исследовательской мыслью не впервые. В XXв. к мифу как феноменудуха, сознания было приковано внимание крупнейших ученых —философов, культурологов, социологов, историков. В обстановке идейных размежеваний родилось немало проницательных интуиций о мифе. Возникли принципиально новые трактовки этого духов­ного феномена. Зафиксированы поразительные обнаружения мифа в современной культуре, выявились парадоксальные про­возвестия о его судьбе.

И вместе с тем не сложилось еще единой точки зрения на этот древний и современный феномен. Показателен разброс суждений и оценок. Сциентистски ориентированное сознание по прежнему противопоставляет мифу достоверность разума, идеи. Критичес­кое, гуманитарное, антропологическое мышление, напротив, ус­матривает в мифе некое универсальное прозрение. Миф изобли­чается и возвеличивается.

В современной литературе понятиел^н^ обладает определен­ной полисемией. В традиционном понимании миф—это возни­кающее на ранних этапах повествование, в котором явление природы или культуры предстает в одухотворенной и олицетво­ренной форме. В более поздней трактовке это исторически обусловленная разновидность общественного сознания. В новей­ших истолкованиях под мифом подразумевают некритически воспринятое воззрение. Миф оценивают, наконец, как уникаль­ный и универсальный способ человеческого мирочувствования.

К какому определению примкнуть? Было бы полезно прежде всего сопоставить различные версии мифа, как они сложились в европейской традиции. Однако ограничимся пока самым общим экскурсом, позволяющим прояснить нашу собственную пози­цию. Философы и культурологи давно стремились раскрыть природу мифа, его социальную роль, присущие ему экзистенци­альные и общественные функции.

Многие античные материалисты отрицали познавательные качества мифа. Они полагали, что подлинноетолкование природы возникает на почве рассудочного познания. В этой системе рассуждения миф был равнозначен вымыслу. Вот почему в просветительскую эпоху это воззрение воскресло и обрело фрон­тальную аранжировку в духе возвеличивания разума.

Однако другие древние философы относились к мифу с большим доверием. Платон, например, использовал мифы как художественные иллюстрации своего собственного философст­вования. Также в XVIIв. относился к мифам и Ф. Бэкон, который в то же время видел в мифе историческую форму миропо стижения.

Позже философы обратили внимание не только на то, что миф может заключать в себе прозрение или заблуждение. Они стали писать о социальной роли мифа, раскрывая его значение как средства консолидации общества. Миф, по их мнению, обеспечи­вает единомыслие в общине, проясняет протяженность истории. В XVIIIв. попытку историко социологической интерпретации мифа предпринимает философ Дж. Вико. Он связывает развитие общества с особенностями эволюции мифа.

Появлениекультурно антропологических школ и направле­нийсодействовало сравнительному анализу мифов, обнаруже­нию присущих им типологических черт. Выяснилось, что нет такого природного явления или феномена человеческой жиз­ни, которые не могли бы быть мифологически интерпрети­рованы и не допускали бы такого истолкования. Все попытки различных школ сравнительной мифологии как-то объединить мифологические сюжеты, свести их к одному типу были обречены на провал.

С другой стороны, несмотря на разнообразие и разнородность мифов, мифотворческая функция по сути своей однородна. Антропологи и этнологи постоянно поражаются сходству элемен­тарных сюжетов, из которых построены мифы, при полном несовпадении социальных и культурных условий их рождения и функционирования.

Итак, миф — выдающееся достояние человеческой культуры, ценнейший материал жизни, тип человеческого переживания и даже способ уникального существования. Это не только социальный, культурный, но прежде всего антропологический феномен. Вми фе воплощаются тайные вожделения человека, в частности и его галлюцинаторный опыт, и драматургия бессознательного. Инди­виду психологически неуютно в разорванном, расколотом мире. Он интуитивно тянется к расчлененному мироощущению. Миф освящает человеческое существование, придает ему смысл и надежду. Он помогает одолеть безжалостную, критическую на­правленность сознания. Вот почему люди так часто отступают от трезвой мысли, отдавая предпочтение миру мечты.

Из всех явлений человеческой культуры миф труднее всего поддается логическому анализу. На первый взгляд миф представ­ляется просто хаосом —бесформенной массой бессвязных идей. Миф не теоретичен по самой своей сути. Его логика, если только он обладает таковой, бросает вызов эмпирико научному сознанию. Однако философия во все времена отрицала самую возмож­ность подобного раздвоения. Для философии культуры миф всегда должен был обладать определенным «значением», пусть даже и скрытым.

Теперь миф не рассматривается как сознательное изобретение. Понять мифологию можно только при помощи интеллектуальной редукции. Исследователи пытались связать между собой мифо­логическое и научное мышление. Дальше всех пошел здесь Дж. Фрэзер. Его тезис заключается в отрицании четкой границы между магией и современной наукой. Магия есть псевдонаука, но она преследует те же цели, что и наука, а именно воздействие на внешний мир, исходящее из признания общих законов природы. Существование вещей, обладающих общими объективными зако­нами своего развития, предполагает наличие аналитического мышления, в корне противоречащего самой структуре мифологи­ческого мышления.

Мифологическое мышление глубоко эмоционально и исходит из непрерывной борьбы полярных сил —благотворных для человека или враждебных ему. Для него в природе нет «нейтраль­ных объектов». Другое имманентное свойство мифологического мышления —это его «непосредственная качественность» (Дж. Дьюи), не допускающая математических отношений между различными предметами, без чего невозможна наука.

Далее, миф не есть система догматических верований, он в большей степени исходит из действий, чем из образов и представ­лений. Здесь ритуал предшествует догме, и признание этого факта отражает прогресс современной этнологии. Если нам даже удается расчленить миф на его концептуальные элементы, мы не можем уловить его статического жизненного принципа, являющегося динамичным по своей природе.

Глубже других это понял К. Леви Брюль, определивший мифологическое мышление как «пра логическое», к которому не применимы законы нашей логики, включая и закон противоре­чия. Если здесь можно говорить о причинности, то это не логическая и не эмпирическая, но мистическая причинность.

Принимая эту точку зрения, Э.Кассирер не согласен, однако, с тем уЛеви Брюля, что вся первобытная ментальность имеет пра логический или мистический характер, поскольку наряду с ней примитивный человек наделен и секулярным мышлением, мало чем отличимым от нашего. Неокантианец приводит часто цити­руемые наблюдения Б. Малиновского, который отмечал, что туземцы Тробрианских островов не прибегают к помощи магии,

Древнейшие формы постижения мира, как уже отмечалось, продолжают жить. Представление о том, что какие-то формы человеческого духа могут быть окончательно изжиты, а ступени духовного восхождения попросту забыты, оказалось не более, чем иллюзией. Обнаружилось, что человеческие достояния не утрачи­ваются, а непрестанно сопровождают человеческий род.

Ни миф, ни язычество не разрушают универсальности куль­туры, а, напротив, воспроизводят ее. Миф, в частности, живет, умирает и возрождается вновь. Как форму освоения жизни его невозможно устранить. Ничто не утрачивается из сокровищницы человеческой культуры. Вызванное к существованию человечес­кими потребностями, запросами бытия, достояние мифа сохраня­ется в живой толще совокупного духовного опыта человечества и порой неожиданно, стремительно врывается в духовную атмосфе­ру современности. Культура —эторезервуар всечеловеческого.

когда речь идет о такой безопасной для жизни деятельности, как возделывание огородов или ловля рыбы внутри атоллов.

Чувство своего единства с природой является самым сильным и глубоким импульсом мифологического мышления. Наука делит мир на отдельные сферы, проводит различие между видами, родами или семействами. Однако подход примитивного человека является не аналитическим, а синтетическим. Он не делит мирна классы и подклассы, различия являются для него текучими и преодолимыми. И это не объясняется неспособностью примитив­ного человека уловить эмпирические различия между предмета­ми. Он обладает большими знаниями о животных и растениях, которые часто ускользают от цивилизованного человека, рисунки палеолита поражают своей натуралистической точностью.

Справедливости ради уточним, что некоторые философы прошлого высказывали догадку о неисчерпаемости мифа. Но вместе с тем и просветители и современные энтузиасты «раскол довывания мифа» не сомневаются в полном исчезновении мифа из духовной жизни человечества по мере возвышения науки.Ренессанс мифав культуре XXв. —да еще на его излете —для большинства исследователей оказался неожиданным. Даже недав­нее всевластие идеологии такие философы, как Э. Фромм или Г.Маркузе, расценивали какартефакттоталитаризма, нечто слу­чайное и преходящее. Окрепшие к середине XXв. сциентистские иллюзии предполагали крушение мифа.

Нет оснований оценивать миф как неправду, как некую мнимость или чистое заблуждение. Возникла догадка, что миф гораздо ближе к истокам человеческого существования, нежели, скажем, формы абстрактного умозрительного освоения реальнос­ти. Многие исследователи начали рассматривать миф как зашиф­рованное повествование о действительных событиях. Другие ученые, скажем, К.Юнг или Э. Фромм, обращаясь к понятому древними языку символов, стали прочитывать в мифе глубинный, неисчерпаемый и универсальный смысл.

Обратимся, например, к той роли, которую играет миф в блистательной литературе латиноамериканских стран. Наделю того или иного персонажа нередко выпадает удивительная, постоянно возобновляемая судьба. Он как бы приговорен воспро­извести некий архетип жизни, неоднократно разыгранный на подмостках истории. И в этом кружении времен отражается нечто вселенское, что никак нельзя назвать миражем. Напротив, обна­жается некая неразложимая правда, за зыбкостью и своеобразием проступает неизмеримо более глубокое постижение реальности.

Литература

Аверинцев С.С. К истолкованию символики мифа об Эдипе /

Античность и современность. М., 1972, с.90—102. Андреев Д.Л. Роза мира: Метафилософия истории. М., 1991. Витаньи И. Общество, культура, социология. М., 1984. Вундт В. Миф и религия. СПб., 1912. Голосовкер Я.Э. Логика мифа. М., 1987. Гуревич П.С. Социальная мифология. М., 1983. Кассирер Э. Опыт о человеке: Введение в философию человеческой

культуры /Проблема человека в западной философии: Переводы /Сост. послесл. П.С. Гуревича. М., 1988, с.З—30.

Лосев А.Ф. Диалектика мифа /А.Ф. Лосев. Из ранних произведе­ний.— М., 1990.

Пивоев В.М. Миф в системе культуры. Петрозаводск, 1991. Рабинович В.Л. Алхимия как феномен средневековой культуры. —

М., 1989.

Вопросы для повторения

1. Что такое универсальность культуры?

2. Отчего в культуре существуют различные, противостоящие друг другу тенденции?

3. Как язычество проявляется в тончайшем слое культуры?

4. Чем объяснить живучесть мифа?

5. Почему архаические формы сознания обладают стойкостью?

studfiles.net

Легенды о нимфах – древние и современные

Мы продолжаем сегодня рассказывать о волшебных персонажах фэнтези. Что вы знаете о прекрасных нимфах?

Нимфы — в древнегреческой мифологии олицетворение в виде девушек живых стихийных сил, подмечавшихся в журчании ручья, в росте деревьев, в дикой прелести гор и лесов.

Нимфы гор назывались ореадами, нимфы лесов и деревьев — дриадами и гамадриадами, нимфы источников — наядами, нимфы моря — нереидами. Нимфам посвящались гроты и пещеры, иногда строились святилища, особенно в богатых растительностью и орошенных местностях, позднее и в городах. В жертву нимфам приносили коз, телят, молоко, масло, вино. Как олицетворения прелести природы, они изображались в искусстве красивыми молодыми девушками с чудными волосами, с убором из венков и цветов, иногда в позе танцующих, с обнаженными ногами и руками, с распущенными волосами. Изваяния наяд нередко имели своим атрибутом раковину, которую они держали у лона, или сосуд; ореады представлялись сидящими в задумчивости на высокой скале.

Другие нимфы назывались океанидами (жительницы океанов), напеями (обитательницы долин), лимнадами (луговые красавицы).

Нимф считали дочерьми Зевса, способными передавать людям дар предвидения, исцелять их или, наоборот, насылать безумие, иногда они фигурировали как спутники Гермеса или Пана или участники Дионисийских празднеств. Из-за своей близости к дикой природе нимфы в некоторых случаях становятся опасными для людей: так, нимфы ослепили Дафниса и утопили Гиласа, сделали Гермафродита двуполым. С другой стороны, нимфы сами часто становились жертвами людских и божеских страстей: Дафна, Эхо и Эвридика были нимфами.

После Гомера нимфы часто появляются в литературе и искусстве, а в эпоху эллинизма образ нимф связывается с Аркадией и аркадскими пастухами.

В летнем каталоге Книжного Клуба вы можете приобрести новый бестселлер – роман «Нимфы» Сари Лухтанен и Микко Ойкконен.

Юная девушка по имени Диди, как и все, мечтает о любви. И когда наконец она влюбляется, то открывает страшную тайну. Отвечая на поцелуи возлюбленного, она обрекает его на гибель… Ведь Диди – нимфа! Прекрасная, но смертельно опасная… Нимфы бессмертны, но чтобы оставаться всегда молодыми, им нужна энергия мужчин. Никто не может устоять перед чарами нимфы, но за ночь страсти ее избранник заплатит жизнью! И так происходит каждое полнолуние… Однако у вечно молодых соблазнительных красавиц есть беспощадные враги, преследующие их веками. Древняя легенда гласит: только одна нимфа сможет им противостоять. Именно Диди оказалась избранной. Но случается непредвиденное: девушка влюбляется в обычного парня – студента Сэмюэля. Приближается полнолуние... Диди готова погибнуть сама, чтобы спасти возлюбленного. А еще она должна любой ценой исполнить пророчество. Роман экранизирован!

Книгу можно купить по специальной цене для членов Клуба до 19 августа! Спешите сделать заказ!

bookclubby.livejournal.com

Древние мифы и легенды различных народов мира

Английские предания предостерегают путников от путешествий в одиночку в гористой местности в сумерках. Если верить легендам, то особенно опасны окрестности Корнуэлла, который считается родиной короля Артура, кельтских традиций и… великанов!

В середине 18-го века жители полуострова Корнуэлл всерьёз опасались встречи с гигантскими соседями. Многие древние мифы и легенды повествуют о печальной участи тех, кому довелось столкнуться с великанами.

Сохранилось предание о простой женщине по имени Эмма Мэй, жене фермера Ричарда Мэя. Однажды, не дождавшись своего мужа к ужину в привычное время, она решила отправиться на его поиски, вышла из дома и попала в густой туман. С тех пор её больше не видели, и, хотя жители деревушки неоднократно отправлялись на поиски, Эмма Мэй словно бы провалилась сквозь землю. Крестьяне сочли, что её похитили великаны, что по слухам обитали в окрестных пещерах и убивали припозднившихся путников либо уводили их в рабство.

Какие тайны хранят моря и океаны

Немало древних мифов и легенд сложено о печальной судьбе моряков, крушение парусникакоих поглотила морская пучина. Практически каждый слышал миф о летучем голландце и леденящие кровь истории о сиренах, зазывающих корабли на рифы. Буйная фантазия моряков породила множество суеверий, со временем трансформировавшихся в нерушимые обычаи. В странах юго-восточной Азии мореплаватели до сих пор приносят дары богам, чтобы благополучно вернуться из путешествия. Однако был один капитан (имя его, увы, история не сохранила), который пренебрёг священными традициями…

…Свирепствовала стихия, буря не прекращалась три дня, экипаж корабля устал бороться со стихией, и ничто не предвещало благополучного исхода. Стоя возле штурвала, сквозь завесу дождя капитан разглядел чёрную фигуру, возникшую от него по правую руку. Незнакомец спросил, что капитан готов отдать ему в обмен на своё спасение? Капитан отвечал, что он готов отдать всё своё золото, лишь бы снова оказаться в порту. Чёрный человек рассмеялся и сказал: «ты не пожелал принести дары богам, но готов всё отдать демону. Ты спасешься, но страшное проклятье будешь нести, покуда жив».

Легенда повествует, что капитан благополучно возвратился из плаванья. Но едва он переступил порог своего дома, как умерла его жена, уже два месяца лежавшая в постели с тяжёлым недугом. Капитан отправился к своим знакомым, а через день их дом сгорел дотла. Где бы капитан ни появлялся, его всюду преследовала смерть. Устав от такой жизни, через год он пустил себе пулю в лоб.

 Древние мифы и легенды - мрачное царство Аида

колесница аидаРаз уж речь зашла о потусторонних демонах, обрекающих оступившегося человека на вечную муку, то нельзя не вспомнить Аида - повелителя подземного царства мрака и ужаса. Сквозь бездонную пропасть протекает река Стикс, уносящая души умерших всё глубже под землю, а Аид взирает на всё это со своего золотого трона.

Аид не одинок в своём подземном царстве, там же обитают боги сновидений, посылающие людям и жуткие кошмары, и радостные сны. В древних мифах и легендах говорится, что бродит в царстве Аида чудовищная Ламия - приведение с ослиными ногами. Ламия похищает новорожденных, чтобы напиться их крови, если дом, в котором живёт мать и младенец, был проклят нечестивым человеком.

У трона Аида стоит юный и прекрасный бог сна Гипнос, силе которого никто не может противиться. На своих крыльях он неслышно носится над землёй и переливает свой снотворный напиток из золотого рога. Гипнос способен послать сладкие видения, но он может и погрузить в вечный сон.

Фараон, который нарушил волю богов

Как повествуют древние мифы и легенды, Египет претерпевал бедствия во время правления фараонов Хафра и Хуфу - рабы трудились день и ночь, все храмы были закрыты, свободные граждане также подвергались гонениям. Но вот на смену им пришёл фараон Менкаура и решил он освободить измученный народ. Жители Египта стали работать на своих полях, храмы вновь начали работать, условия жизни народа улучшились. Все прославляли доброго и справедливого фараона.

Время шло, и Менкауру поразили страшные удары судьбы - умерла его любимая дочь и владыке предсказали, что жить ему осталось всего семь лет. Фараон недоумевал - отчего его дед и отец, которые угнетали народ и не чтили богов, прожили до глубокой старости, а он должен умереть? Наконец фараон решил послать гонца к известному оракулу. Древний миф - легенда о фараоне Менкауре - рассказывает, о том, какой ответ египетские боги дали правителю.

«Срок жизни фараона Менкауры сокращён лишь потому, что не понял он своего предназначения. Сто пятьдесят лет было суждено Египту претерпевать бедствия, Хафра и Хуфу поняли это, а Менкаура - нет». И боги сдержали своё слово, в назначенный день фараон покинул подлунный мир.   

Практически все древние мифы и легенды (впрочем, как и многие легенды новой формации) заключают в себе рациональное зерно. Пытливый ум всегда сумеет проникнуть сквозь завесу аллегорий и разглядеть смысл, скрытый в фантастических, на первый взгляд, историях. А как использовать приобретённое знание - это уже личное дело каждого.

Интересные материалы:

Как не ошибиться при обращении к колдуну Попросить сил у деревьев

nlo-mir.ru

древние и современные ведьмы Черноземья

В наших выпусках «Воронежских легенд» мы уже неоднократно касались темы воронежских ведьм. Это и отроженские ведьмы, и ведьма из Таврово. Но, оказывается, Воронеж и губерния всегда были наводнены ведьмами – как в настоящем, так и в прошлом. 

Британский журналист, писатель и переводчик Марк Беннетс, например, специально приезжал в Воронеж, чтобы побольше узнать о воронежских ведьмах. В 2011 году он посвятил целую статью воронежскому оккультизму и ведьмам – в первую очередь. 

Местная журналистка рассказала ему, что Воронеж буквально наводнен ведьмами – она слышала об этом еще когда жила в Сибири: «Заходишь, к примеру, в автобус — и где-нибудь в углу обязательно будет сидеть морщинистая бабуля, что-нибудь бормотать себе под нос и наводить на всех порчу». 

Здесь же он узнал, что воронежские девушки, чтобы получить себе парня, обычно обращаются к гадалкам и ведьмам. 

Можно, конечно, сказать, что все это бред иностранного журналиста, но ведь и вправду обращаются! Иначе не продолжал бы процветать в Воронеже такой вид мошенничества, когда какая-нибудь мадам под видом гадалки выманивает у доверчивых девиц деньги! 

Ведьмы в нашей местности жили испокон веков. И причем настоящие ведьмы, а не какие-то там «бизнесменши-гадалки». 

В прошлом году неподалеку от села Елань-Колено Новохоперского района в курганном могильнике были найдены останки ведьмы, которые пролежали там несколько сотен лет. Могила достаточно молодой женщины была завалена огромными камнями. А само захоронение окружал ров, символизирующий границу между миром живых (Явью) и мертвых (Навью). Когда могильник открыли и достали кости девицы, в селе началась засуха, приведшая к неурожаю. 

Кое-кто из воронежцев до сих пор помнит колдунью с ул. Одесской, которая жила там в 70-х годах. Люди часто замечали, что женщина заходила в чужие дворы, а после этого в семье обязательно кто-то заболевал. Народ ее стал бояться, обходить ведьму стороной, но гнать в открытую боялись.

Одна женщина взяла да и повесила над воротами осиновую рогатку – слышала где-то, что осина отпугивает нечистую силу. Вывезла она потом ребенка в коляске во двор, а сама неподалеку хлопочет. Смотрит, та самая колдунья открыла калитку, пытается войти – и не может. Как будто ее не пускает кто-то. 

Узнав о том, что ведьма боится осины, все жители частного сектора стали вешать у себя такие рогатки, и ведьма скоро уехала. Поговаривают, что переехала она в Таврово, где и умерла.

Да что там говорить – любой селянин расскажет вам, как у них в муках умирала ведьма, умоляя забрать у нее силу, и как только кто-то из родственников-женщин соглашался взять сей «дар», колдунья «отходила». 

Больше всего ведьм, говорят, проживает в Новоусманском и Семилукском районе, но с этим вряд ли согласятся жители Грибановки или Новохоперска. А краеведы говорят, что название Воронеж происходит от слова «ворожба».

gorcom36.ru