История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Грейвс р мифы древней греции


Р. Грейвс. Мифы Древней Греции : Род афинских царей. ТЕРЕЙ

126
ТЕРЕЙ

Терей — сын Ареса — правил фракийцами, которые тогда жили в фокийской Давлиде. Некоторые, правда, говорят, что он был царем Паг в Мегариде [1]. Говорят также, что он выступал посредником в пограничном споре на стороне царя Афин Пандиона — отца близнецов Бута и Эрехтея, и женился на их сестре Прокне, родившей ему сына Итиса.

b. К несчастью, Терей, околдованный голосом младшей сестры Пандиона Филомелы*, влюбился в нее, а годом позже, спрятав Прокну в сельской хижине неподалеку от своего дворца в Ддвлиде, сообщил о ее смерти Пандиону. Пандион, проникнувшись сочувствием к Терею, великодушно предложил Филомеле заменить ему Прокну и отправил ее в сопровождении афинских воинов для бракосочетания в Давлиду. Терей перебил сопровождавших, а когда Филомела оказалась в его дворце, совершил над ней насилие. Вскоре весть о происшедшем дошла до Прокны, но Терей из предосторожности отрезал ей язык и стал содержать ее на той половине дома, где жили рабы. Ей удалось связаться с Филомелой, только вплетя тайное послание в узоры брачного одеяния, предназначенного для нее. В. послании говорилось: "Прокна среди рабов".

с. Тем временем оракул предупредил Терея, что Итис погибнет от руки кровного родственника. Терей, заподозрив своего брата Дрианта в том, что это он готовит кровавый заговор с целью овладеть его троном, застал его врасплох и зарубил топором. В тот же день Филомела прочла вышитое на одеянии послание и поспешила на половину рабов. Обнаружив, что дверь в одну из комнат заперта, она выломала дверь и освободила Прокну, которая стала бегать вокруг нее, пытаясь что-то сказать.

"Терей не должен остаться неотмщенным за то, что объявил тебя мертвой и овладел мной!"- догадавшись, возопила Филомела.

127

Лишенная языка Прокна не смогла подтвердить ее догадки, и, выбежав вон, она убила своего сына Итиса, расчленила его тело и сварила в медном котле, так что к возвращению Терея блюдо было уже готово.

d. Когда Терей понял, чью плоть он ест, он схватил тот же топор, которым некогда зарубил Дрианта, и бросился в погоню за сбежавшими из дворца женщинами. Вскоре он догнал их и уже было собрался совершить двойное убийство, но боги превратили всех троих в птиц. Прокна стала ласточкой, Филомела — соловьем, а Терей - удодом. Поэтому жители Фокиды говорят, что из-за страха перед Тереем в Давлиде и поблизости от нее не вьют гнезд ласточки и не поют соловьи. Оставшаяся без языка ласточка только пищит и летает кругами в небесах, а ищущий ее удод кричит: "Роу? Роу?" ("Где?, Где?"). Филомела же в образе соловья нашла убежище в Афинах, где беспрестанно скорбит по Итису, на которого она нечаянно навлекла смерть, и поет: "Ity! Ity!" [2].

е. Некоторые говорят, что Терей превратился в ястреба [3].

1 Аполлодор III. 14. 8; Фукидид II. 29. 3; Страбон DC. 3. 13.; Павсаний I. 41. 8.

2 Аполлодор III. 14. 8; Нонн. Деяния Диониса IV. 320; Павсаний I. 5. 4; I. 41. 8 и X. 4. 6; Гигин. Мифы 45; Фрагменты 523-538 из "Терея" Софокла; Евстафий об "Одиссее" Гомера XIX.418; Овидий. Метаморфозы VI. 426-674.

3 Гигин. Мифы 45.

* * *

1.Эта экстравагантная история, вероятно, возникла с целью объяснить фрако-пеласгические настенные росписи, обнаруженные вторгшимися фокидцамиводномиз храмов Давлиды, на которых были изображены различные местные методы гаданий.

2. Отрезание языка Прок ны - это неправильное прочтение сцены, изображавшей жрицу, впавшую в пророческий транс от жевания лавровых листьев; ее лицо искажено не от боли, а от экстаза, а предмет, напоминающий отрезанный язык,— всего лишь лавровый лист, который подает ей жрец, объясняющий ее бессвязное бормотание. Вплетение букв в брачное одеяние — еще одна неправильно понятая сцена, в которой жрица бросает на белую ткань несколько ивовых прутиков так же, как это делали кельты, по свидетельству Тацита ("Германия" X), и скифы (Геродот IV. 67) ; прутики должны принять форму букв, которые читает жрица. В так называемом поедании Итиса Тереем ивовая жрица гадает по внутренностям ребенка, принесенного в жертву для того, чтобы принести удачу царю. В сцене Терея и оракула царь мог быть изображен спящим на овечьей шкуре в храме, где ему снились пророческие сны (см. 51. g). Греки вряд ли могли ошибиться в прочтении этой сцены. В сцене с убийством Дрианта, вероятнее всего, фигурировал дуб, под которым был изображен жрец, пытающийся предсказать будущее по падению умерщвляемого человека, как это делали друиды. Превращение Прокны в ласточку, возможно, было навеяно сценой, в которой жрица в одеянии из перьев гадала по полету ласточки. Превращение Филомелы в соловья, а Терея в удода, вероятно, оказалось результатом того же неправильного прочтения. Имя Терей означает "наблюдатель", что говорит о том, что на картине с удодом был изображен мужчина-авгур.

3. Можно предположить, что были еще две сцены: принесение человеческой жертвы змеехвостому герою-прорицателю и юноша, гадающий по пчеле. Этими персонажами соответственно были Эрехтей и Бут (см. 47. 1) — самые знаменитые бортники древности и братья Прокны и Филомелы. Матерью их была Зевксиппа

128

("запрягающая лошадей"), т.е. наверняка Деметра в образе кобылицы.

4. Аполлодор и Овидий отмечают, что Прокна стала соловьем, а Филомела - ласточкой, однако это лишь неловкая попытка исправить ошибку одного из греческих мифографов, утверждавшего, что Терей отрезал язык у Филомелы, а не у Прокны. Удод - царственная птица, на голове которой имеется хохолок из перьев. Удод как нельзя лучше подходит для повествования о Терее, поскольку гнездо этой птицы отличается невероятным зловонием. Согласно Корану, удод открыл Соломону тайны предсказаний.

5.Давлида, которая позднее стала называться Фокидой, вероятно, была центром культа птиц. Фок, основатель-эпоним нового государства, считался сыном Орнитиона (см. 81. b), а после него один из царей носил имя Ксуф ("воробей") (см.43. 1). Гигин сообщает, что Терей превратился в ястреба, который был царской птицей в Египте, Фракии и северо-западной Европе.

Подготовлено по изданию:

Грейвс, Р. Мифы Древней Греции / Р. Грейвс; Пер. с англ. К. П. Лукьяненко ; Под ред. и с послесл. А. А. Тахо-Годи. - М. : Прогресс, 1992. - 620 с. © Издательство «Прогресс», 1992.

www.sno.pro1.ru

Орфей, Ганимед и Загрей. Загрей

85
ЗАГРЕЙ

Загрея тайно зачала Персефона от Зевса еще до того, как приходившийся ей дядей Гадес унес ее в свое подземное царство. Зевс распорядился, чтобы сыновья Реи — критские куреты или, как утверждают некоторые, корибанты, сторожили колыбель с младенцем в пещере на горе Ида, прыгая вокруг него и бряцая оружием, как делали это раньше, прыгая вокруг самого Зевса на горе Дикта. Однако враги Зевса титаны*, чтобы остаться неузнанными, выкрасились белым гипсом и стали ждать, когда куреты заснут. В полночь они выманили Загрея с помощью детских игрушек: шишки, раковины, золотых яблок, зеркала, бабок и клока шерсти. Загрей не выказал слабости перед набросившимися на него титанами и, чтобы обмануть их, начал менять свой облик. Сначала он превратился в Зевса в накидке из козьих шкур, затем — в Крона, творящего дождь, во льва, коня, рогатого змея, тигра и, наконец, в быка. В этот момент титанам удалось крепко схватить его за рога и ноги, разорвать на части и пожрать его сырую плоть.

b. Афина прервала это ужасное пиршество, когда оно уже подходило к концу. Ей удалось спасти сердце Загрея, вложить его в гипсовую фигуру и вдохнуть в нее жизнь. Так Загрей обрел бессмертие. Кости его были собраны и погребены в Дельфах, а Зевс перунами поразил всех титанов [1].

1 Диодор Сицилийский V.75.4; Нонн. Деяния Диониса VI. 209 и cл. и XXVII.228; Цец. Схолии к Ликофрону 355; Евстафий об "Илиаде" Гомера II.735; Фирмик Матерн. Об ошибочности языческих религий VI; Еврипид. Критяне, фр. 472.

* * *

1. Этот миф повествует о ежегодном принесении в жертву мальчика, имевшем место на Крите, причем мальчик заменял царя-быка Миноса. Мальчик царствовал всего один день, затем участвовал в танце, символизировавшем пять времен года —

86

льва. козы, коня, змея и тельца, после чего его заживо съедали. Все игрушки, с помощью которых титаны выманили Загрея, — это предметы, которыми пользовались философы-орфики, перенявшие обычай такого жертвоприношения, однако вместо мальчика поедали мясо бычка. Раковина была не настоящей, а представляла собой продырявленный камень или особой формы керамический предмет, в который дули, чтобы получить звук, напоминающий сильный порыв ветра, а клок, шерсти вполне был пригоден для того, чтобы наносить на куретов слой мокрого гипса, причем куретами были юноши, которые в знак воздержания приносили прядь волос в жертву богине Кар (см. 95.5). Их также называли "корибантами", что значит украшенные гребешком танцоры. Другие дары, полученные Загреем, призваны объяснить смысл церемонии, во время которой ее участники достигают единения с божеством: шишка была древним символом богини, в честь которой титаны приносят в жертву Загрея (см. 20.2); зеркало должно отражать второе "я" каждого участника церемонии инициации или его дух; золотые яблоки — это пропуск в Элисиум после ритуальной смерти, а бабки символизируют гадательные способности (см. 17.3).

2. Критский гимн, не так давно обнаруженный около Диктейской пещеры, неподалеку от Палекастро, содержит обращение к Крониду, величайшему из юношей, кто танцует и прыгает вместе со своими Властителями, чтобы больший урожай приносили поля и стада и чтобы рыбаки возвращались с богатым уловом. Джейн Гаррисон в своей работе "Фемида" высказывает предположение, что одетые в доспехи предводители, о которых упоминает этот гимн и которые "взяли тебя, бессмертное дитя, от Реи", просто делают вид, что хотят убить и съесть жертву, которым является юноша, подвергающийся инициации при вступлении в их тайное общество. Однако все подобные ритуальные смерти во время церемоний инициации, которые бытовали в различных частях света, основываются на традиции реальных человеческих жертвоприношений. От простых членов тотемного братства Загрея отличают только календарные превращения.

3. Неканонический тигр в превращении Загрея указывает на его идентичность Дионису (см. 27. е), о смерти и возрождении которого повествует такая же история, с той лишь разницей, что на этот раз мясо варится, а не съедается сырым, и в пиршество вмешивается не Афина, а Рея. Дионис также был рогатым змеем — у него при рождении были рога и змеиные кудри (см. 27. a), и поклонявшиеся ему орфики ритуально поедали его в образе быка. Загрей превратился в "Зевса в накидке из козьих шкур" потому, что Зевс или заменяющий его мальчик вознесся на небеса в накидке, сделанной из шкуры козы Амалфеи (см. 7 b). "Крон, творящий дождь" - указание на то, что в церемониях вызывания дождя использовались трещотки. В этом контексте титаны — это куреты, изменившие свое обличье настолько, чтобы дух жертвы не смог их узнать. Когда человеческие жертвоприношения вышли из употребления, Зевс предстал мечущим молнии в титанов в связи с их враждебным отношением к нему. Ни один из орфиков, вкусив однажды от плоти бога своего, уже никогда больше не прикасался ни к какому мясу.

4. Загрей-Дионис был также известен в южной Палестине. В соответствии с табличками из Рас-Шамры, Астар временно оказался на небесном троне, пока бог Ваал томился в подземном мире, вкусив от пищи мертвых. Астар был еще ребенком и, сидя на троне, не доставал ногами даже до подножия; вернувшийся Ваал убил его палицей. Законы Моисея запретили церемонии инициации в честь Астара: "Не вари козленка в молоке матери его" — гласит трижды повторенный приказ (Исх. 23,19; 24,26; Втор. 14, 21).

Подготовлено по изданию:

Грейвс, Р. Мифы Древней Греции / Р. Грейвс; Пер. с англ. К. П. Лукьяненко ; Под ред. и с послесл. А. А. Тахо-Годи. - М. : Прогресс, 1992. - 620 с. © Издательство «Прогресс», 1992.

www.sno.pro1.ru

Мифы творения. Пять веков человечества

ПЯТЬ ВЕКОВ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Некоторые отрицают, что Прометей создал людей или что люди выросли из зубов дракона. Они говорят, что земля родила людей как лучшие из ее плодов именно в Аттике [1] и что первым человеком был Алалкоменей, который вырос у Копаидского озера в Беотии еще до того, как появилась луна. Он давал советы Зевсу, когда тот ссорился с Герой, и воспитывал Афину, когда та была еще совсем девочкой [2].

b. Эти люди звались Золотым поколением и поклонялись Крону. Жили они без забот и трудов, питаясь желудями, дикими фруктами и медом, который капал прямо с деревьев, пили овечье и козье молоко, никогда не старели, танцевали и много смеялись. Смерть для них была не более страшна, чем сон. Из них уже никого не осталось, но их духи еще существуют: они стали благостными демонами, дарителями удачи и защитниками справедливости.

с. Затем были люди Серебряного века, которые питались хлебом, тоже имеющим божественное происхождение. Эти люди во всем подчинялись своим матерям и не смели ослушаться их, хотя и жили до ста лет. Они были сварливы и невежественны и никогда не приносили жертвы богам, но хороши уже тем, что не воевали друг с другом. Зевс уничтожил их всех.

d. Затем пришли люди Медного века, ни в чем не схожие с прежними; все они были вооружены медным оружием. Ели мясо и хлеб, любили воевать, были грубы и жестоки. Черная смерть взяла их всех.

е. Четвертыми людьми были тоже люди меди, но от своих предшественников они отличались благородством и добротой, поскольку являлись детьми богов и смертных матерей. Они покрыли себя славой при осаде Фив, во время путешествия аргонавтов и во время Троянской войны. Стали они героями, и "острова населяют Блаженных".

f. Пятыми стали нынешние железные люди, недостойные потомки четвертого поколения. Они ожесточились, стали несправедливыми, злобными, нечестивыми к родителям и лживыми [3].

1 Платон. Менексен 237d-238a.

2 Ипполит. Опровержение всех ересей V.6.3,; Евсевий. Об Евангельском предуготовлении III 1.3.

3 Гесиод. Работы и дни 109-201 и схолии.

* * *

1. Хотя миф о Золотом веке восходит в результате к традиции племенного поклонения пчело-богине, дикость этого периода, предшествовавшего возникновению сельского хозяйства, ко времени Гесиода была уже забыта, осталась лишь одна идеалистическая убежденность, что когда-то люди жили в согласии, как пчелы (см. 2.2). Гесиод был крестьянином и имел небольшой надел, а трудная жизнь сделала его мрачным и пессимистичным. Миф о Серебряном веке несет на себе следы матриархата, наподобие тех, которые еще в классическую эпоху существовали среди пиктов и черноморских моссиников (см. 151.е), а также среди отдельных племен на Балеарских островах и на побережье залива Сирт, Мужчины все еще считались презренным полом, однако сельское хозяйство уже появилось и войны велись нечасто. Третьим

www.sno.pro1.ru

Р. Грейвс. Мифы Древней Греции : Фиванский цикл. ЭПИГОНЫ

289
ЭПИГОНЫ

Сыновья погибших под Фивами героев поклялись отомстить за своих отцов. Они стали известны как Эпигоны. Дельфийский оракул пообещал им победу, если сын Амфиарая Алкмеон возглавит поход. Однако у Алкмеона не было желания нападать на Фивы, и он энергично пытался разубедить своего брата Амфилоха в необходимости войны. Так и не придя ни к какому решению, они обратились к своей матери Эрифиле. Почувствовав, что ситуация повторяется, сын Полиника Ферсандр решил сделать то же, что в свое время сделал его отец. Он подкупил Эрифилу, подарив ей волшебный пеплос — одеяние, которое Афина подарила его прародительнице Гармонии тогда же, когда Афродита вручила ей волшебное ожерелье. Эрифила настояла на войне, и Алкмеон нехотя принял командование.

b. В битве, которая произошла под стенами Фив, Эпигоны потеряли сына Адраста Эгиалея, а Тиресий предсказал фиванцам, что на этот раз их город будет захвачен и разграблен. Он объявил, что городские стены будут стоять до тех пор, пока будет жив хотя бы один из семи героев, шедших на Фивы в первый раз. Но дело в том, что в живых остался лишь один Адраст, который умрет от горя, узнав, что его сын погиб. Поэтому разумнее всего для фиванцев было бежать той же ночью [1]. При этом Тиресий добавил, что ему все равно, послушаются они его совета или нет, поскольку ему самому суждено жить лишь до того момента, пока Фивы не окажутся в руках аргивян. Вняв совету, фиванцы под покровом темноты бежали на север, взяв с собой жен, детей, оружие и кое-какой скарб. Отойдя на безопасное расстояние, они решили остановиться и основали город Гестиею. На рассвете Тиресий, ушедший с ними, испил воды из источника Тильфуссы* и испустил неожиданно дух.

с. В тот самый день, когда Адраст услышал о смерти Эгиалея, он умер от горя, а аргивяне, увидев, что город покинут, ворвались в него, сравняли с землей городские стены и забрали всю добычу. Самое лучшее из добычи они отправили Аполлону

290

Дельфийскому, включая оставшуюся в городе дочь Тиресия Манто, или Дафну, которая стала пифией.

d. Однако дело этим не кончилось. Ферсандр в присутствии Алкмеона стал хвастаться, что, если бы не он, аргивянам не видать победы, поскольку именно он подкупил Эрифилу, как до этого сделал его отец Полиник, и она настояла на войне. Так Алкмеон впервые узнал, что тщеславие Эрифилы стоило жизни его отцу и могло стоить жизни ему самому. Он обратился к Дельфийскому оракулу, и Аполлон ответил, что Эрифила заслуживает смерти. Ошибочно восприняв этот ответ как разрешение на матереубийство, Алкмеон по возвращении домой убил Эрифилу, причем некоторые добавляют, что сделал он это с помощью своего брата Амфилоха. Но Эрифила прокляла Алкмеона и умерла со словами: "Земли Греции и Азии и всего мира, откажите в пристанище моим убийцам!" После этого мстительные эринии стали преследовать Алкмеона и свели с ума.

е. Вначале Алкмеон бежал в Феспротию, где ему было отказано в приюте. Тогда он отправился в Псофиду, и там царь Фегей совершил над ним очистительный ритуал ради Аполлона. Фегей женил его на своей дочери Арсиное, которой Алкмеон вручил привезенные с собой волшебные ожерелье и пеплос. Однако эринии, невзирая на совершенный обряд очищения, продолжали его преследовать и земля Псофиды перестала плодоносить. После этого Дельфийский оракул посоветовал Алкмеону обратиться к речному богу Ахелою, который повторно совершил над ним очистительный обряд. Алкмеон женился на дочери Ахелоя по имени Каллироя и обосновался на земле, недавно образованной речными наносами и не подпадающей под запрет Эрифилы. Здесь он и жил в мире и согласии некоторое время.

f. Год спустя Каллироя, боясь, что может потерять свою красоту, сказала, что пустит Алкмеона на свое ложе лишь тогда, когда он подарит ей знаменитое ожерелье и пеплос. Из любви к Каллирое он отважился вновь посетить Псофиду и обмануть Фегея. Даже не обмолвившись о своем браке с Каллироей, он стал говорить, будто Дельфийский оракул сказал, что эринии будут преследовать его до тех пор, пока он не подарит пеплос и ожерелье святилищу Аполлона. Фегей убедил Арсиною вернуть эти вещи, что она с радостью и сделала, надеясь, что Алкмеон вернется к ней сразу же, как только его перестанут преследовать эринии. Но один из слуг Алкмеона выболтал всю правду о Каллирое, и Фегей пришел в такую ярость, что приказал своим сыновьям устроить на Алкмеона засаду и убить его, как только он покинет дворец. Арсиноя видела всю сцену убийства из окна и, не ведая о двоеженстве Алкмеона, стала громко укорять своего отца и братьев за то, что они нарушили закон гостеприимства и сделали ее вдовой. Фегей умолял ее помолчать и выслушать его, но Арсиноя ничего не хотела слышать и лишь желала, чтобы и ее отец, и братья умерли самой мучительной смертью еще до наступления очередного новолуния. В отместку Фегей заключил ее в сундук и отдал в рабство немейскому царю, а своим сыновьям сказал: "Возьмите этот пеплос и ожерелье и отнесите Дельфийскому Аполлону. Пусть эти вещи больше не приносят бед".

g. Сыновья Фегея повиновались, но тем временем Каллироя, узнав, что произошло в Псофиде, взмолилась, чтобы ее сыновья, которые еще лежали в колыбели, выросли за одну ночь и отомстили убийцам своего отца. Зевс услышал ее мольбу, превратил детей Каллирои в настоящих мужчин, которые, взяв оружие, отправились в Немею, где, как им было известно, сыновья Фегея остановились на пути из Дельф, чтобы убедить Арсиною снять с них свое проклятие. Они попытались рассказать ей всю правду об Алкмеоне, но она не стала их даже слушать. Сыновьям Каллирои удалось не только неожиданно напасть и перебить их, но и, поспешив в Псофиду,

291

убить там Фегея еще до того, как на небосводе появилась новая луна. Поскольку ни один царь или речной бог в Греции не согласился совершить над ними очистительный обряд, они пошли на запад в Эпир и основали там колонию Акарнанию, названную так в честь старшего из двух братьев, Акарнана.

h. Пеплос и ожерелье находились в Дельфах вплоть до начала Священной войны [IV в. до н. э.] , когда фокийский разбойник Фаилл забрал их себе, поэтому неизвестно, было ли янтарное ожерелье в золотой оправе настоящим и принадлежало, как утверждали жители Амафунта, Эрифиле или же оно было поддельным [2].

i. Некоторые утверждают, что у Тиресия было две дочери - Дафна и Манто. Дафна осталась девственницей и стала сивиллой, а Манто до того, как Алкмеон отправил ее Аполлону в Дельфы, зачала от него Амфилоха и Тисифону. Алкмеон оставил детей на попечение коринфского царя Креонта. Спустя много лет жена Креонта, позавидовав необычайной красоте Тисифоны, продала ее в рабство, и Алкмеон, не зная, кто перед ним, купил ее себе в служанки, однако, к счастью, дело до инцеста не дошло. Что касается Манто, то Аполлон отправил ее в ионийский город Колофон, где она вышла замуж за Ракия, царя Карии. Их сыном был знаменитый прорицатель Мопс [3].

1 Диодор Сицилийский IV. 66; Павсаний IX. 5. 13 и cл., IX. 8. 6 и IX. 9. 4 и cл.; Гигин. Мифы 70; Фрагменты "Эпигонов" Эсхила и Софокла.

2 Аполлодор III. 7. 5-7; Атеней VI. 232 е; Овидий. Метаморфозы IX. 413 и cл.; Павсаний VIIL 24. 8-10 и IX. 41. 2; Парфений. Любовные истории 25.

3 Аполлодор III. 7.7 со ссылкой на: Еврипид Алкмеон; Павсаний VII 3.1 и IX. 33.1; Диодор Сицилийский IV. 66.

* * *

1. Это популярная поэтичная повесть, содержащая ряд мифических элементов. Ее могли рассказывать с одинаковым успехом и в Фивах, и в Аргосе, поскольку в ней не было ничего обидного для фиванцев или аргивян; она была интересна для жителей Псофиды, Немей и долины Ахелоя, свидетельствовала об основании Гестиеи и колонизации Акарнании и, кроме того, имела нравоучительный характер. Она говорила о ненадежности женских решений, высмеивала такие человеческие пороки, как тщеславие и жадность, призывала прислушиваться к советам ясновидцев, напоминала об опасности, связанной с неверным толкованием оракулов,и о неизбежном проклятии, которое падет на голову любого сына, убившего свою мать, даже если это делалось для того, чтобы умилостивить дух мертвого отца (см. 114. а).

2. Наиболее интересным в этой истории является неоспоримый авторитет Эрифилы в решении вопросов войны и мира. Истинное значение ее имени, "многолиственная", позволяет сделать предположение, что она была аргосской жрицей Геры, в чьем ведении было вещее дерево, как, например, в Додоне (см. 51. 1). Если это так, то таким деревом была посвященная Гере груша (см. 74. 6). Как поход Семерых против Фив, который Гесиод назвал войной "из-за Эдиповых стад", так и его продолжение, о котором повествуется здесь, вероятно, предшествовали путешествию аргонавтов и Троянской войне и могут быть условно датированы XIV в. до н. э.

Подготовлено по изданию:

Грейвс, Р. Мифы Древней Греции / Р. Грейвс; Пер. с англ. К. П. Лукьяненко ; Под ред. и с послесл. А. А. Тахо-Годи. - М. : Прогресс, 1992. - 620 с. © Издательство «Прогресс», 1992.

www.sno.pro1.ru

Р. Грейвс. Мифы Древней Греции : Библиография

571
БИБЛИОГРАФИЯ*

Указатель античных источников

Настоящий указатель содержит перечень произведений античных авторов, которые использованы Р. Грейвсом при написании его книги. Указатель подготовлен в связи с тем, что сам автор не дал библиографии литературных источников. Поскольку неизвестно, какими изданиями пользовался Р. Грейвс, в указателе в основном представлены научные и вместе с тем доступные тексты издательства "Teubner" (Лейпциг, Германия) второй воловины XIX - начала XX в. В некоторых случаях даны более современные издания. Тексты, не выходившие у "Teubner", указаны по изданиям, которыми скорее всего мог пользоваться Р. Грейвс.

Многие из представленных в указателе произведений имеются в русских переводах - см., например, список литературы к кн.: Тройский И.М. История античной литературы. М., 1983.

Августин "О граде божьем" - Augustinus Aurelius. De civitate Dei, libri XXII, ed. B. Dombart.Lipsiae, 1921.

Авл Геллий "Аттические ночи" - Auli Gellii Noctium atticarum, libri XX, post M. Hertz, ed. C. Hosius.Lipsiae, 1903.

Аврелий Виктор "О происхождении римлян" - в изд. Sexti Aurelii Victoris Liber de Caesaribus;praecedunt Origo gentis romanae et Liber de viris illustribus urbis Romae, subsequitur Epitomede Caesaribus, rec. F. Puchlmayr. Lipsiae, 1911.

Амвросий "Послание" - Sancti Ambrosii mediolanensis episcopi Opera omnia... ace. et denuo rec.J. P. Migne. Parisiis, 1866 - 1882 (Patrologiae cursus completus, ser. lat. t. XIV - XVII).

Антигон из Кариста "Удивительные истории" - в изд. Rerum naturalium scriptores graeci minores,vol. I..., rec. 0. Keller. Lipsiae, 1877.

Антонин Либерал "Превращения" - в изд. Mythographi graeci, v. II. 1, Metamorphoseon synagoge,ed. E. Martini. Lipsiae, 1894 - 1902.

Аполлодор "Библиотека" и "Эпитома" - в изд. Mythographi graeci, v. I, Apollodori Bibliotheca,ed. R. Wagner. Lipsiae, 1926.

Аполлоний Родосский "Аргонавтика" - Apollonii Rhodii Argonautica, rec. R. Merkel. Lipsiae, 1913.

Аполлоний Родосский. Схолии - Apollonii Rhodii Argonautica emend. R. Merkel, scholia vetera, ed.Keil, v. II. Lipsiae, 1854.

Апулей "Золотой осел" - Apulei opera I Metamorphoseon libri XI, rec. R. Helm. Lipsiae, 1968.

Арат и схолии к нему - Arati Phaenomena, rec. E. Maass. Berolini, 1955.

Аристид "Панафинейская речь" - AeUi Aristidis Smyrnaei quae supersunt omnia, ed. B. Keil, v. I - II.BeroUni, 1898.

Аристотель "Метафизика" - Metaphysica, rec. G. Christ. Lipsiae, 1906.

Аристотель "О происхождении животных" - De animalibus historia, ed. L. Dittmeyer. Lipsiae, 1907.

Аристотель "О чудесах" - De mirabilibus auscultationibus, ed. 0. Apelt. Lipsiae, 1888.

Аристотель "Поэтика" - De arte poetica liber, rec. G. Christ. Lipsiae, 1882.

Аристотель "Риторика" - Ars rhctorica, ed. Ad. Roemer. Lipsiae, 1923.

Аристотель. Фрагменты - Aristotelis fragmenta col. V. Rose. Lipsiae, 1886.

Аристофан. Комедии - Aristophanis comoediae, ed. Th. Bergk, v. I - II. Lipsiae, 1923.

Аристофан. Схолии - Scholia graeca in Aristophanem, ed. Dubner. Parisiis, 1843.

Арктин Милетский - в изд. Homeri opera, ed. Th. Alien, v. V. Oxonii, 1912.

Арнобий "Против язычников" - Arnobii Adversus nationes, libri VII, rec. C. Marchesi. Aug. Taurinorum, 1934.

Арриан "Анабасис", "Индика" - Flavii Arriani quae extant omnia, edd. A. G. Roos, G. Wirth, v. I -II. Lipsiae, 1967.

Атеней - Athenaei Naucratitae Deipnosophistarum, libri XV, rec. G. Kaibel. Lipsiae, 1923.

* Составитель И. И. Маханьков.
572

Большой этимологик - Etymologicum Magnum, ed. Sylburgii-Schaeferi. Lipsiae, 1816 (есть изд. Th. Gaisford, 1848)

Вакхилид - Bacchylidis carmina cum fragmentis, post B. Snell ed. H. Maehler. Leipzig, 1970.

Валерий Флакк "Аргонавтика" - С. Valeri Flacci Argonauticon, libri VIII, rec. E. Courtney. Leipzig,

1970. Варрон "О сельском хозяйстве" - M. Terentii Varronis Rerum rusticarum libri III, post H. Keil iterum ed. G. Goetz. Lipsiae, 1929.

Ватиканская эпитома — в изд. Mythographi graeci, v. III. 2, Excerpta Vaticana, ed. N. Festa. ipsiae,1902.

Ватиканские мифографы - Scriptores rerum mythicarum Latini tres, ed. Bode, v. I — II. Cellis, 1834. Вергилий - Vergilii Maronis opera, rec. 0. Ribbeck, v. I - II. Lipsiae, 1901.

Гелланик. Фрагменты - Hcllanici Lesbii fragmenta, ed. Fr. Sturz. Lipsiae, 1826.

Германик Цезарь «О "Феноменах" Арата» — Germanici Caesaris Aratea accedunt Epigrammata, ed. A. Breysig. Lipsiae, 1899.

Геродот - Herodoti historiarum, libri IX, ed. H. R. Dietsch.v. I - II. Lipsiae, 1933 - 1935.

Гесиод - Hesiodi carmina, ed. A. Rzach. Lipsiae, 1913.

Гесиод. Схолии - Flach H. Glossen und Scholien zur Hesiodischen Theogonie mit Prolegomena. Leipzig, 1877; а также: Poetae minores Graeci, v. II, Scholia ad Hesiodum, ed. Th. Gaisford. Lipsiae, 1823.

Гесихий "Лексикон" - Hesychii Alexandrini Lexicon, rec. Schmidt,v. I — V. Jenae, 1858 — 1868.

Гигин "Мифы" - Hygini fabulae, ed. Schmidt. Lipsiae, 1872.

Гигин "Поэтическая астрономия" - Hygini Astronomica, ed. Bunte. Lipsiae, 1875.

Гомер "Илиада", "Одиссея" - Homeri carmina, edd. G. Dindorf et C. Hentze, v. I - II. Lipsiae, 1930 - 1935.

Гомеровские гимны — Hymni Homerici асе. epigrammata et Batrachomyomachia, rec. A. Baumeister. Lipsiae, 1915.

Гомер. Схолии к "Илиаде" - Scholia graeca in Homeri Iliadem, ed. Dindorf, v. I - IV. Oxonii - Lipsiae, 1875 - 1877.

Гомер. Схолии к "Одиссее" - Scholia graeca in Homeri Odysseam, v. I - II. Lipsiae, 1855.

Гораций "Оды" - Q. Horatii Flacci opera, ed. S. Borzsak. Leipzig, 1984.

Гораций. Схолии - Acronis et Porphyrionis qui circumferuntur, commentarii in Quintum Horatium Flaccum, ed. F. Hauthal. Berolini, 1864.

Дарес Фригиец - в изд. Dictys Cretensis ephemeridos belli Troiani, libri VI, rec. F. Mcister. Lipsiae,1872.

Дсметрий "О стиле" - Demetrius, On style, greek text with an english translation by W. R. Roberts. - In: Aristotle the poetics. Longiunus on the sublime. Demetrius on style. London, 1960. (Loeb classical library).

Дикеарх - в изд. Fragmenta historicorum graecorum,v. II, ed. C. Mullcrius. Parisiis, 1848. Диктис Критский - Dictys Cretensis ephemeridos belli Troiani libri, ed. W. Eisenhut. Leipzig, 1973.

Диоген Лаэртский - Diogcnis Lacrtii Vitae philosophorum, rec. H. S. Long, v. I - II. Oxford, 1958.

Диодор Сицилийский - Diodori bibliotheca historica, odd. Fr. Vogel et C. Th. Fischer, v. I - VI. Lipsiae, 1888 - 1906.

Дион Кассий - Dionis Cassii Coccciani historia Romana, ed. J. Melber, v. I - V. Lipsiae, 1890 - 1928.

Дион Хрисостом - Dionis Chrysostomi orationes, rec. L. Dindorf, v. I - II. Lipsiae, 1857.

Дионисий Галикарнасский "Римские древности" - Dionysi Haeicarnasei antiquitatcs Romanac, ed.

C.Jacoby,v. I - IV. Lipsiae, 1885 - 1905.

Дионисий Периэгет "Описание земли" - в изд. Geographi graeci minores, v. I, ed. G. Bernhardy. Lipsiae, 1828.

Евмел. Фрагменты - в изд. Homeri opera ed. Th. Alien, v. V. Oxonii, 1912.

Еврипид. Трагедии - Euripidis tragoediae ex rec. A. Nauckii.v. I - III. Lipsiae, 1912 - 1921.

Еврипид. Схолии - Euripidis tragocdia et fragmenta, rec. Dindorf, v. IV - VII, Scholia. Lipsiae,

1863. Евссвий "Хроники", "Евангельское приуготовление" - Eusebii Caesarensis opera, ed. G. Dindorf,V.I - IV. Lipsiae. 1867.

Евстафий. Схолии к Гомеру - Eustathii commentarii ad Homeri Iliadem et Odysseam, ed. Stallbaum,v.I -VII. Lipsiae, 1825 - 1830.

573

Зенобий "Пословицы" - в изд. Corpus paroemiographorum graecorum, edd. Leutsch - Schneidewin, v. I. Gottingae, 1839.

Иероним. Толкования на "Послание к ефесянам" - Hieronymus Eusebius Stridonensis opera асе. J.P.Migne, v. I -XI. Parisiis, 1845 - 1846 (Patrologiae cursus completus, scr. lat., v. XXII - XXX).

Иоанн Малала "Хроника" - loannis Malalae Chronographia, rec. G. Dindorf. Bonn, 1831.

Ипполит "Опровержение всех ересей" -Hippolyti Refutationis omnium haeresium librorum decem quae supersunt, ed. L. Dnncker et F. G. Schne'dewin. Gottingae, 1859.

Иосиф Флавий "Иудейские древности" — losephi opera,rec. S. Q. Naber, v. I — VI. Lipsiae.

Исидор Севильский "Начала" - Isidori Hispanensis opera, ed. J. P. Migne, v. I - IV. Parisiis, 1850 - 1878 (Patrologiae cursus completus, ser. lat., v. LXXXI - LXXXIV).

Исократ "Панегирик" — Isocrati orationes rec. H. Benseler, ed. II cur. Fr. Blass, v. I — II. Lipsiae, 1913 - 1927.

Каллимах - CalUmachused. R. Pfeiffer,v. I - II. Oxonii, 1951 - 1965.

Катулл - Catulli Veronensis liber, ed. W. Eisenhut. Lipsiae, 1958.

Квинт Смирнский - Quinti Smyrnaei Posthomericorum, libri XIV, rec. A. Zimmermann. Lipsiae, 1891.

Клеарх — в изд. Fragmenta historicorum graecorum, v. II, ed. C. Muller. Parisiis, 1848.

Климент Александрийский — Clementis Alexandrini opera omnia, ed. 0. Stahlin, v. I — III. Berolini, 1936.

Климент Римский — Clementis Rom. quae feruntur homiliae, ed. Dressc), Gotlingae 1853.

Конон "Повествование" - в изд. Mytographi, scriptores poeticae historiae graeci, ed. A. Westermann. Brunsvigae, 1843.

Ксенофонт "Анабасис" - Xenophontis expeditio Cyri, ed. C. Hude - J. Peters. Lipsiae, 1972.

Ксенофонт "Меморабилии" - Xenophontis commentarii, rec. W. Gilbert. Lipsiae, 1928.

Ланктанций Плацид «Истории из "Метаморфоз " Овидия» - в изд. Auctores mythographi latini, emendavit Van Staveren. Lugdini, 1742.

Лактанций Плацид. Схолии к Стацию - в изд. Statius, v. Ill: Lactancii Placidi scholia in Achilleidem, ed. R. Jahnke. Lipsiae, 1898.

Лампридий "Жизнь Гелиогабала" - в изд. Scriptores historiae Augustae, ed. E. Hohl, v. I. Leipzig, 1971.

Ливии Тит - Livi ab urbe condita libri, rec. G. Weissenborn et M. Muller, 6 partes. Lipsiae, 1930 -1933.

Ликофрон "Александра" - Lycophronis Alexandra, ed. L. Mascialino. Lipsiae, 1964.

Лисий. Речи - Lysiae orationes, rec. Th. Thalheim. Lipsiae, 1928.

Псевдо-Лонгин "О возвышенном" -в изд. Rhetores graeci, rec. L. Spengel, vol. I, ed. C. Hammer.Lipsiae, 1894.

Лукиан - Luciani opera, rec. C. Jacobi, 6 partes. Lipsiae, 1913.

Лукреций - Т. Lucreti Cari De rerum natura, libri VI, rec. J. Martin. Lipsiae, 1969.

Макробий "Сатурналии" - Ambrosii Theodosii Macrobii Saturnalia, rec. I. Willis. Lipsiae, 1970.

Марин "О Прокле" - в изд. Diogeni Laertii de clarorum philosophorum vitis..., rec. C. G. Cobet, accedunt... Marini vita Procli J. F. Boissonadio. Parisus, 1850.

Марциал. Эпиграммы - M. Valerii Martialis Epigrammaton libri, rec. W. Hereus, ed. cor. cur. I. Borovskij. Leipzig, 1976.

Mocx - в изд. Bucolicorum graecorum Theocriti, Bionis, Moschi reliquiae, rec. H. L. Ahrens. Lipsiae,1928.

Нонн - Nonni Dionysiacorum, libri XLVIII, rec. A. Ludwich, v. I - II. Lipsiae, 1909 - 1911.

Овидий - Ovidius Naso, rec. R. Merkel.v. I - III. Lipsiae, 1916 - 1932.

Овидий "Метаморфозы" — Р. Ovidii Nasonis Metamorphoses, ed. W. S. Anderson. Leipzig, 1982.

Овидий. Схолии — P. Ovidii Nasonis Ibis ex novis codicibus edidit scholia vetera commentarium... addiditR.EUis. Oxonii, 1881.

Орфическая аргонавтика - в изд. Orphica, rec. AbeL Lipsiae, 1885.

574

Орфические гимны - см. там же.

Орфические фрагменты - Orphicorum fragmenta col. Kern. Berolini, 1922.

Павсаний - Pausaniae Graeciae descriptio, ed. M. H. Rocha-Pereira, v. I - III. Leipzig, 1973 - 1981.

Палатинская антология - Epigrammatum anthologia palatina, v. I - II, ed. Dubner, v. Ill, ed. Cougny. Lipsiae, 1888 - 1890.

Палефат - в изд. Mythographi graeci, v. III. 2, Palaephati de incredibilibus, Heracliti de incredibilibus, Excerpta Vaticana, ed. N. Festa. Lipsiae, 1902.

Паросская хроника - Marmor parium. Chronicum parium, rec. J. Flach. Tubingae, 1884.

Парфений "Любовные истории" - в изд. Mythographi graeci, v. II. 1, Parthenii narrationes amatoriae, ed. P. Sakolowski. Lipsiae, 1896.

Персии. Сатиры - Persii satirarum liber, rec. C. Hermann. Lipsiae, 1915.

Пиндар - Pindari carmina cum fragmentis, edd. D. Snell - H. Maehler, v. I - II. Leipzig, 1975 - 1980.

Пиндар. Схолии - Scholia vetera in Pindari carmina, rec. A. B. Drachmann, v. I - П. Lipsiae, 1903.

Плавт. Комедии - Plauti comoediae, recc. F. Goetz et Fr. Snell, 7 fasc. Lipsiae, 1913 - 1931.

Платон - Platonis dialog! ex recogn. C. F. Hermanni et M. Wohlrab, v. I - VI. Lipsiae, 1922 - 1931.

Плиний "Естественная история" - Plini naturalis historia, rec. C. Mayhoff, v. I - VI. Lipsiae, 1892 - 1933.

Плутарх "Сравнительные жизнеописания" - Plutarchi vitae parallelae rec. Cl. Lindskog et K. Ziegler, v. I - IV. Leipzig, 1969 - 1980.

Плутарх "Моралии" - Plutarchi Moralia.v. I - VI. Lipsiae, 1957 - 1974. Полибий - Polybii Historiae, ed. L. Dindorf, Th. Buttner-Wobst, v. I - V. Lipsiae, 1903 - 1929.

Полиэн - Polyaeni strategematicon, libri VIII, rec. E. Woelfflin, I. Melber. Lipsiae, 1887.

Поллукс - Pollucis onomasticon, ed. E. Bethe, v. I - II. Lipsiae, 1900 - 1931.

Помпоний Мела - Melae Pomponii de chorographia libri, ed. C. Frick. Lipsiae, 1880.

Порфирий "О пещере нимф", "О воздержании" — Porphyrii opuscula selecta rec. A. Nauck. Lipsiae, 1886.

Проб. Комментарий к "Георгикам" Вергилия — в изд. Appendix Serviana. Servii grammatici qui feruntur in Vergilii carmina commentarii, rec. G. Thilo et H. Hagen, v. III. 2. Lipsiae,1902.

Прокл. Комментарий к "Государству" - Procli Diadochi in Platonis rem publicam commentarii, ed.G.Kroll.v. I - II. Lipsiae, 1899 - 1901.

Прокл. Комментарий к "Тимею" - Procli Diadochi in Platonis Timaeum commentarii, ed. E. Diehl,v. I - III. Lipsiae, 1903 - 1906.

Прокл "Хрестоматия" - в изд. Homeri Opera, ed, Th. Alien, v. V. Oxonii, 1912.

Прокопий "О войне с вандалами" - Procopii Caesarensis opera omnia, rec. J. Haury, v. I. Lipsiae,1962.

Пропорций - Sex. Propertii elegiarum, libri IV, ed. R. Hanslik. Leipzig, 1979.

Птолемей Гефестион — Ptolemaei Hephaestionis novarum historiarum..., excerpta e Photio ed. A.Wcstermann. Brunsvigae, 1843.

Птолемей Клавдий - Ptolemaei opera, ed. I. L. Heiberg,v. I - III. Lipsiae, 1898 - 1967.

Светоний "Жизнь Цезарей" - Suetoni Tranquilli opera, rec. M. Ihm, v. I, De vita Cacsarum. Lipsiae, 1933.

Секст Эмпирик - Scxti Empirici opera, edd. H. Mutschmann, I. Mau,v. I - IV. Lipsiae, 1912 - 1962.

Сенека. Трагедии - Senecae tragoediae, rccc. R. Peiper et G. Richter. Lipsiae, 1921.

Сервий. Комментарии к Вергилию - Servii Grammatici qui feruntur in Vergilii Aeneidos libros commentarii, recc. G. Thilo et H. Hagen, v. I - III. Lipsiae, 1922 - 1927.

Силий Италик - Sili Italici Punica, ed. L. Bauer, v. I - II. Lipsiae, 1890 - 1892.

Скилакс - Anonymi vulgo Scylacis Caryandcnsis periplum maris interni, rec. B. Fabricius. Lipsiae,1878.

"Состязание Гомера и Гесиода" - в изд. Hesiodi Carmina, rec. A. Rzach. Lipsiae, 1913.

Софокл. Трагедии - Sophoclis tragoediae, ed. R. D. Dawe, v. I - II. Leipzig, 1975 - 1979.

Софокл. Схолии - Scholia in Sophoclis tragoedias septcm, edd. Elmsley - Dindorf, v. I - II. Oxonii -Lipsiae, 1825 - 1852.

Стаций "Ахиллеида" - Р. Papini Stati Achilleis rec. A. Marastoni. Leipzig, 1974.

Стаций "Фиваида" - P. Papini Stati Thebais, edd. A. Klotz ct Th. C. Klinnert. Leipzig, 1973.

Стефан Византийский - Stephani Byzantini Ethnica, cd. A. Mcinekc. Berolini, 1850.

Страбон - Strabonis Geographica, rec. A. Meineke, v. I - III, Lipsiae, 1915 - 1925.

Суда - Suidac Lexicon, ed. A. Adier.v. 1 - IV. Lipsiae, 1928 - 1938.

575

Татиан "Послание грекам" - Tatiani oratio ad graecos, ed. Otto. Jenae, 1851.

Тацит "Германия", "Анналы" - Comeli Taciti libri qui supersunt, ed. E. Koestermann, v. I - II. Lipsiae, 1960 - 1971.

Теон Александрийский. Схолии к Арату - в изд. Arati Solensis phaenomena et Diosemea cur. J. Th. Buhle, v. I - II. Lipsiae, 1793 - 1801.

Теофраст "История растений" - Theophrasti Eresii opera, rec. F.Wimmer, v. I - III. Lipsiae, 1854 - 1862.

Трифиодор - Triphiodorus Ilii excidium, ed. H. Livrea. Leipzig, 1982.

Феогнид - Theognis post E. Diehl, ed. D. Young. Leipzig, 1971.

Феокрит - в изд. BucoUcorum graecorum Theocriti, Bionis, Moschi reliquiae, rec. H. L. Ahrens. Lipsiae, 1928.

Феокрит. Схолии - см.: v. II Bucolicorum graecorum...

Филаргирий. Комментарии к Вергилию — в изд. Сервия.

Филемон. фрагменты—в изд. Comicorum atticorum fragmenta, ed. Th. Kock, v. I - II. Lipsiae, 1880-1888.

Филострат "Картины" - Philostrati imagines, recc. 0. Benndorfet C. SchenkL Lipsiae.

Филострат "Жизнь Аполлония Тианского", "Героические деяния" - Philostrati opera, ed. С. L. Kayser, v. I - II. Lipsiae, 1870 - 1871.

Фирмик Матери "Об ошибочности языческих религий" - Firmici Materni de errore profanarum religionum, ed. K. Ziegler. Lipsiae, 1907.

Фотий "Библиотека" - Photii Bibliotheca, ed. R. Henry, v. I - VIII. Paris, 1959 - 1965.

Фотий "Лексикон" - Photii Lexicon, rec. Naber, v. I - II. Lugdini, 1864.

Фукидид - Thucydidis de bello Peloponnesiaco libri VIII, ed. C. Hude, v. I - II. Lipsiae, 1930 - 1933.

Фукидид. Схолии - Thucydidis Historia belli Peloponnesiaci, ed. F. Haas, ace. MarceUini vita, scholia graeca... Parisiis, 1869.

Фульгенций "Мифологический компендиум" - Fulgentii Fabii Planciadis opera, rec. R. Helm. Lipsiae, 1898.

Цец. Схолии к Ликофрону - Tzetzes scholia in Lycophr., ed. Muller, v. I - III. Lipsiae, 1826.

Цец "Хилиады" - Tzetzes historiarum variarum Chiliades, ed. Kiessling. Lipsiae, 1826.

Цец "Antehomerica" - в изд. Carmina Hesiodi etc., ed. Dubner. Parisiis, 1840.

Цицерон - Ciceronis scripta edd. F. W. Muller et G. Friedrich, v. I - X. Lipsiae, 1904 - 1912.

Элиан "О животных" - Aeliani de natura animalium, libri XVII, varia historia, epistulae, rec. R. Hercher, v. I - II. Lipsiae, 1864 - 1866.

Элиан "Пестрые рассказы" - Claudii Aeliani varia historia, ed. M. R. Dielts. Leipzig, 1974.

Эней Тактик — Aeneae Tactici commentarius poliorceticus, rec. A. Hug. Lipsiae.

Эратосфен "Превращения в звезды" - в изд. Mythographi graeci, v. III. 1, Eratosthenis catasterismi,ed. Olivieri. Lipsiae, 1897.

Эсхил. Трагедии - Aeschyli tragoediae, ed. H. Well. Lipsiae, 1926.

Эсхил. Схолии - Scholia graeca in Aeschyhim quae extant omnia, ed. 0. L. Smith, v. I - II. Leipzig, 1976 - 1982.

Эсхин. Речи — Aeschinis orationes, ed. Fr. Blass. Lipsiae, 1928.

Эсхин. Схолии - в изд. Oratores Attici, v. II, ed. C. MuUerus. Parisiis, 1858.

Юстин - lustini epitoma historiarum Philippicarum Pompei Trogi ex rec. Fr. Ruehl. Lipsiae, 1935.

Дополнительная литература

Общие изложения мифов

1. Штоль Г. В. Мифы классической древности. I-II. M., 1899-1904.

2. Зелинский Ф.Ф. Античный мир. 1-3. Пг., 1922-1923.

3.Тренчени-Вальдапфель И. Мифология. M., 1959.

4.Парандовский Я. Мифология. M., 1971.

5. Кун H. Легенды и мифы древней Греции. M., 1975.

576

Научные труды и рассмотрение мифов в их историческом развитии

1. Альтман М. С. Греческая мифология. М.-Л., 1937.

2. Радциг С. И. Античная мифология. М.-Л., 1939.

3.Лосев А. Ф. Олимпийская мифология в ее социально-историческом развитии.—В кн.: Ученые записки МГПИ им. Ленина, т. 72. М., 1953.

4. Лосев А. Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. М., 1957.

5. Лосев А. Ф. Гомер. М., 1960.

6. Лосев А. Ф. Античная философия истории. М., 1977.

7-Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М„ 1976.

8. Тахо-Годи А. А. Греческая мифология. М., 1989.

Словари и энциклопедии

1. Любкер. Реальный словарь классической древности. М., 1884, 1887.

2. Н u n g е г H. Lexikon der griechischen und romischen Mythologie. Wien, 1959.

3.Grimal P.Dictionnairedelamythologiegrecqueetromame.Paris,1958.

4. С а г n о у A. Dictionnaire etymologique greco-romaine. Louvaine, 1957.

5. Room's clas ieal Dictionary. London, 1983.

6. R о s с h e r W. H. Lexicon der griechischen und romischen Mythologie. I-VII. Leipzig, 1884-1937; Nachdruck. Hildesheim, 1965.

7. Der Kleine Pauly. Lexikon der Antike. I-V, Munchen, 1964-1975.

8.Hammond N.,Scullard H. The Oxford classical Dictionary. Oxford, 1973.

9. Философская энциклопедия, т. III. М., 1964 (статья А. Ф. Лосева "Мифология" с Обширной библиографией).

10. Мифы народов мира. Энциклопедия, т. 1-2, М., 1980-1982; 2-е изд., 1987-1988 (статья А. Ф. Лосева "Греческая мифология" с обширной библиографией).

11. Мифологический словарь. М., 1990.

Подготовлено по изданию:

Грейвс, Р. Мифы Древней Греции / Р. Грейвс; Пер. с англ. К. П. Лукьяненко ; Под ред. и с послесл. А. А. Тахо-Годи. - М. : Прогресс, 1992. - 620 с. © Издательство «Прогресс», 1992.

www.sno.pro1.ru

Р. Грейвс. Мифы Древней Греции : Старшее поколение героев. АНТИОПА

197
АНТИОПА

Некоторые люди говорят, что когда Зевс соблазнил дочь Никтея Фиванского Антиопу, она бежала к царю Сикиона, который согласился жениться на ней, что повлекло за собой войну, где Никтей был убит. Дядя Антиопы - Лик спустя некоторое время победил в кровавой битве войско Сикиона и вдовой вернул Антиопу в Фивы. Родив в придорожных кустах Амфиона и Зета, которых Лик тут же отнес на гору Киферон, Антиопа столкнулась с продолжавшейся много лет неприязнью своей тетки Дирки. Наконец, она не вынесла своего заключения в темнице и сбежала в хижину, где теперь жили Амфион и Зет, спасенные в свое время проходившим мимо пастухом. Однако они отказались приютить Антиопу, приняв ее за сбежавшую рабыню. Тут прибежала Дирка, охваченная вакхическим экстазом, схватила Антиопу и поволокла ее назад.

- Ах, парни, — вскричал пастух, - теперь вам предстоит убояться Эриний!

- Почему именно Эриний? — спросили они.

- Потому что вы отказались защитить вашу мать, которой теперь не избежать наказания от свирепой тетки.

Близнецы, не медля, пустились в погоню, спасли Антиопу, а Дирку привязали за волосы к рогам дикого быка, который тут же ее и прикончил [1].

b. Другие говорят, что отцом Антиопы был речной бог Асоп и что однажды ночью царь Сикиона овладел ею, выдав себя за ее мужа Лика. За это Лик прогнал Антиопу и женился на Дирке, предоставив Зевсу возможность ухаживать за одинокой Антиопой, от которого та и забеременела. Дирка, подозревая, что это проделки Лика, заключила Антиопу в мрачную темницу, из которой ее освободил Зевс, чтобы она в положенное время смогла родить на горе Киферон Амфиона и Зета. Братья-близнецы росли среди пастухов, которые предоставили Антирпе убежище, а когда они выросли и поняли, как жестоко поступили с их матерью, она без труда убедила

198

их отомстить за нее. Братья встретили Дирку, когда та, охваченная вакхическим экстазом, носилась по склонам горы Киферон, привязали её за волосы к рогам дикого быка, а когда она скончалась, швырнули на землю. В том месте, где она упала, забил источник, который позднее назвали источником Дирки. Дионис не оставил смерть поклонявшейся ему Дирки неотмщенной: он отнял разум у Антиопы, и та стала бродить по всей Греции до тех пор, пока внук Сисифа Фок не излечил ее и не женился на ней.

с. Амфион и Зет пришли в Фивы, изгнали царя Лая и построили нижний город. Верхний город был построен еще раньше Кадмом. Зет часто смеялся над Амфионом за его увлечение лирой, которую подарил ему Гермес. "Она отвлекает тебя от полезной работы", — говаривал он. Но когда братья стали каменщиками, под звуки амфионовой лиры камни сами ложились куда надо, а Зет, которому приходилось надеяться только на свою силу, постоянно отставал от брата. Близнецы совместно правили Фивами и там же женились. Зет взял в жены Фиву, в честь которой город и получил свое название; раньше он назывался Кадмея. Амфион женился на Ниобе, всех детей которой, за исключением двух, убили Аполлон и Артемида за то, что Ниоба обидела их мать Лето. Самого Амфиона тоже убил Аполлон за то, что тот пытался отомстить жрецам в Дельфах, и обрек его на муки в Аиде [2]. Амфион и Зет погребены в одной могиле в Фивах, и она надежно охраняется все время, пока солнце находится в созвездии Тельца, поскольку жители фокийской Титореи пытаются украсть землю из кургана и положить ее на могилу Фока и Антиопы. Однажды оракул сказал, что если удастся перенести землю, то плодородие Фокиды увеличится, а плодородие Фив упадет [3].

1 Гигин. Мифы 8; Аполлодор III.5.5; Павсаний II.6.2; Еврипид. Антиопа, фрагменты; Аполлоний Родосский IV. 1090 и схолии к этому месту.

2 Гомер. Одиссея XI.260 и cл.; Гигин. Мифы 7; Павсаний IX.5.3 и 17.4; Гораций. Послания I.18.41; Аполлоний Родосский I.735-741.

3 Павсаний IX.17.3.

* * *

1. Эти два варианта мифа о Дирке показывают, как свободно чувствовали себя мифографы в стремлении привести повествование в соответствие с основными требованиями литературной традиции, которая в данном случае, вероятно, возникла на основе нескольких сакральных изображений. Радостная Антиопа, выходящая из темницы, за которой видна хмурая Дирка, напоминает ежегодное появление Коры в сопровождении Гекаты (см.24.k). Она названа Антиопой ("противостоящая") в этом контексте потому, что ее лицо обращено к небу, а не опущено вниз, к преисподней; второе ее имя — Никтеида, а не Никтей, дано потому, что она возникает из мрака.

2. Лира Амфиона, с помощью которой он возвел стены нижних Фив, не может иметь более трех .струн потому, что Амфиона нанял Гермес. Она была создана трехструнной в честь женской триады, которая правит в воздухе, на земле и в преисподней, так как именно ей молились при возведении городских фундаментов, ворот и башен.

Подготовлено по изданию:

Грейвс, Р. Мифы Древней Греции / Р. Грейвс; Пер. с англ. К. П. Лукьяненко ; Под ред. и с послесл. А. А. Тахо-Годи. - М. : Прогресс, 1992. - 620 с. © Издательство «Прогресс», 1992.

www.sno.pro1.ru

Мифы творения. Два философских мифа творения

четырем ветрам. Он также населил воды рыбой, землю — зверями, а на небо пустил солнце, луну и пять планет. Наконец, он создал человека, который — один из всех зверей — обратил свой взор на небеса и увидел солнце, луну и звезды, если только неправда то, что Прометей, сын Иапета, сам вылепил первых людей из земли и воды, а душа в них появилась благодаря блуждающим божественным стихиям, сохранившимся со времени первотворения [2].

1 Гесиод. Теогония 211-232; Аполлодор 1.7.1; Лукиан. Прометей или Кавказ 13; Павсаний Х.4.3.

2 0видий. Метаморфозы I.1-88.

* * *

1. В "Теогонии" Гесиода, на которой основывается первый их этих философских мифов, перечень абстракций почему-то вдруг содержит нереид, титанов и гигантов, которых автор посчитал нужным сюда включить.

2. Второй миф, который встречается только у Овидия, был заимствован позднейшими греками из вавилонского эпоса о Гильгамеше, в вводной части которого говорится о том, как богиня Аруру создала первого человека Забани из куска глины. Однако, хотя Зевс многие века был мировым богом, мифографы вынуждены были признавать, что творцом всего сущего вполне могло быть существо женского рода. Древние евреи, унаследовавшие миф творения от "пеласгов", или ханаанеев, ощущали аналогичное недоумение: в книге Бытия женского рода "дух Божий" сидит, как наседка, на поверхности вод, хотя Мировое яйцо и не упоминается. Ева, "матерь всего живущего", должна ударить змея по голове, хотя его и не отсылают в преисподнюю до скончания мира.

3. Аналогичным образом в талмудической версии мифа творения архангел Михаил — аналог Прометея — создает Адама из праха не по распоряжению матери всего живущего, а по распоряжению Яхве, который затем вдыхает в человека жизнь и отдает его Еве; та, как Пандора, становится причиной всех несчастий человечества (см. 39. j).

4. Греческие философы отличали человека, созданного Прометеем, от несовершенных земных созданий, частично уничтоженных Зевсом, а частично смытых девкалионовым потопом (см. 38.с). Такое же различие можно встретить в Библии (Быт. 6, 2—4), где "сыны Божьи" противопоставляются "дочерям человеческим", на которых они женятся.

5. Таблички с эпосом о Гильгамеше имеют довольно позднюю датировку и весьма неопределенны. В них "Сияющая мать пустоты" объявляется создательницей всего, причем Аруру - это всего лишь один из многих титулов богини. Основная тема мифа — это приведшее к замешательству восстание против матриархального порядка богини, поднятое богами нового патриархального порядка. Мардук — главный бог города Вавилона — в конце концов побеждает богиню, морскую гидру в образе Тиамат, после чего довольно нагло заявляет, что именно он, и никто другой, создал травы, земли, реки, зверей, птиц и человечество. Мардук, этот божок-выскочка, не был первым, заявившим о своей победе над Тиамат и сотворении мира. До него аналогичное заявление сделал бог Бел, имя которого представляет собой форму мужского рода от имени Белет-или, шумерской матери-богини. Переход от матриархата к патриархату в Месопотамии, как и в ряде других мест, вероятно, имел форму переворота, произведенного соправителем-супругом царицы, которому та передала исполнительную власть, разрешив ему взять ее имя, одежды и священные предметы (см. 136.4).

www.sno.pro1.ru