Древнее племя на северном кавказе. Тема 2. Древние цивилизации на территории Северного Кавказа III тыс. до н.э – III ты. н.э.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Удины: древнейший христианский народ на Северном Кавказе . Древнее племя на северном кавказе


Удины: древнейший христианский народ на Северном Кавказе

Происхождение

Происхождение удинов теряется в глубине веков. Некоторые утверждают, будто удины, под именем «утии», упомянуты ещё Геродотом (V в. до н.э.) среди народов Персидской державы, участвовавших в походе Дария против персов. Однако в соответствующем отрывке «Истории» Геродота идёт речь о народах 14-й сатрапии Ахеменидов, примерно соответствовавшей нынешнему Белуджистану, весьма удалённому от Кавказа.

Древнеримский учёный Плиний Старший (I век н.э.) в своей «Естественной истории» упоминает народ Udini, живущий на берегах Каспийского моря, рядом с кавказской Албанией. Однако место, где Плиний помещает удинов, не позволяет идентифицировать его с реальным географическим объектом, поскольку Плиний считал, что Каспийское море соединено на севере проливом с океаном. Можно приблизительно считать, что удины жили в приморской части нынешнего Дагестана.

При этом Плиний называет удинов «скифским племенем», тогда как исторически известные удины принадлежат к нахско-дагестанской семье. В удинском языке не наблюдается какого-то особенно большого количества заимствований из иранских языков, которые бы могли свидетельствовать о том, что они – скифы по происхождению, смешавшиеся с племенами Дагестана. Весьма возможно, что удины Плиния и позднейшие удины только случайно созвучны, но совсем не родственны.

Название области кавказской Албании – Утик, связанное, как считают, с этнонимом удинов, появляется только в V веке. У греко-римских авторов она носила название Отена. Однако она располагалась не в приморском Дагестане, а в углу, образуемом слиянием рек Аракс и Кура и ограниченном с запада Нагорным Карабахом. Можно предположить, что удины переселились из Дагестана в Закавказье, но это опять-таки будет лишь гипотеза.

Удинский язык обнаруживает близкое родство с языком некоторых документов кавказской Албании – государства, возникшего во II-I вв. до н.э. на территории нынешнего Западного Азербайджана и Дагестана. Единого разговорного языка в Албании не было. Греко-римский географ Страбон (I в. до н.э. – I в. н.э.) писал, что албаны делятся на 26 народов, каждый из которых плохо понимает другого. Возможно, что удины уже составляли один из этносов кавказской Албании.

russian7.ru

древнейший христианский народ на Северном Кавказе

Происхождение

Происхождение удинов теряется в глубине веков. Некоторые утверждают, будто удины, под именем «утии», упомянуты ещё Геродотом (V в. до н.э.) среди народов Персидской державы, участвовавших в походе Дария против персов. Однако в соответствующем отрывке «Истории» Геродота идёт речь о народах 14-й сатрапии Ахеменидов, примерно соответствовавшей нынешнему Белуджистану, весьма удалённому от Кавказа.

Древнеримский учёный Плиний Старший (I век н.э.) в своей «Естественной истории» упоминает народ Udini, живущий на берегах Каспийского моря, рядом с кавказской Албанией. Однако место, где Плиний помещает удинов, не позволяет идентифицировать его с реальным географическим объектом, поскольку Плиний считал, что Каспийское море соединено на севере проливом с океаном. Можно приблизительно считать, что удины жили в приморской части нынешнего Дагестана.

При этом Плиний называет удинов «скифским племенем», тогда как исторически известные удины принадлежат к нахско-дагестанской семье. В удинском языке не наблюдается какого-то особенно большого количества заимствований из иранских языков, которые бы могли свидетельствовать о том, что они – скифы по происхождению, смешавшиеся с племенами Дагестана. Весьма возможно, что удины Плиния и позднейшие удины только случайно созвучны, но совсем не родственны.

Название области кавказской Албании – Утик, связанное, как считают, с этнонимом удинов, появляется только в V веке. У греко-римских авторов она носила название Отена. Однако она располагалась не в приморском Дагестане, а в углу, образуемом слиянием рек Аракс и Кура и ограниченном с запада Нагорным Карабахом. Можно предположить, что удины переселились из Дагестана в Закавказье, но это опять-таки будет лишь гипотеза.

Удинский язык обнаруживает близкое родство с языком некоторых документов кавказской Албании – государства, возникшего во II-I вв. до н.э. на территории нынешнего Западного Азербайджана и Дагестана. Единого разговорного языка в Албании не было. Греко-римский географ Страбон (I в. до н.э. – I в. н.э.) писал, что албаны делятся на 26 народов, каждый из которых плохо понимает другого. Возможно, что удины уже составляли один из этносов кавказской Албании.

app.russian7.ru

древнейший христианский народ на Северном Кавказе — Рамблер/новости

Удины — народ лезгинской группы нахско-дагестанской языковой семьи, считающийся прямым потомком населения древней кавказской Албании. С IV века нашей эры удины исповедуют христианство, являясь, таким образом, одним из самых древних (после армян и грузин) христианских народов Кавказа и первым крещёным народом из живущих в России.

Происхождение

Происхождение удинов теряется в глубине веков. Некоторые утверждают, будто удины, под именем «утии», упомянуты ещё Геродотом (V в. до н.э.) среди народов Персидской державы, участвовавших в походе Дария против персов. Однако в соответствующем отрывке «Истории» Геродота идёт речь о народах 14-й сатрапии Ахеменидов, примерно соответствовавшей нынешнему Белуджистану, весьма удалённому от Кавказа.

Древнеримский учёный Плиний Старший (I век н.э.) в своей «Естественной истории» упоминает народ Udini, живущий на берегах Каспийского моря, рядом с кавказской Албанией. Однако место, где Плиний помещает удинов, не позволяет идентифицировать его с реальным географическим объектом, поскольку Плиний считал, что Каспийское море соединено на севере проливом с океаном. Можно приблизительно считать, что удины жили в приморской части нынешнего Дагестана.

При этом Плиний называет удинов «скифским племенем», тогда как исторически известные удины принадлежат к нахско-дагестанской семье. В удинском языке не наблюдается какого-то особенно большого количества заимствований из иранских языков, которые бы могли свидетельствовать о том, что они — скифы по происхождению, смешавшиеся с племенами Дагестана. Весьма возможно, что удины Плиния и позднейшие удины только случайно созвучны, но совсем не родственны.

Название области кавказской Албании — Утик, связанное, как считают, с этнонимом удинов, появляется только в V веке. У греко-римских авторов она носила название Отена. Однако она располагалась не в приморском Дагестане, а в углу, образуемом слиянием рек Аракс и Кура и ограниченном с запада Нагорным Карабахом. Можно предположить, что удины переселились из Дагестана в Закавказье, но это опять-таки будет лишь гипотеза.

Удинский язык обнаруживает близкое родство с языком некоторых документов кавказской Албании — государства, возникшего во II-I вв. до н.э. на территории нынешнего Западного Азербайджана и Дагестана. Единого разговорного языка в Албании не было. Греко-римский географ Страбон (I в. до н.э. — I в. н.э.) писал, что албаны делятся на 26 народов, каждый из которых плохо понимает другого. Возможно, что удины уже составляли один из этносов кавказской Албании.

Первая проповедь христианства

По преданию, крестителем кавказской Албании был Елисей, ученик апостола из семидесяти Фаддея, крещёного, как и Иисус, Иоанном в Иордане. Елисей, после смерти Фаддея около 50 г., был рукоположен в епископы самим апостолом Иаковом. После чего он отправился проповедовать Евангелие в страну Ути (Утик) — то есть, если верны те отождествления, о которых сказано выше, в страну удинов. Там он построил первую церковь в некоем городе Гис и где-то там же принял смерть от рук мучителей. Гис отождествляется исследователями с селом Киш Шекинского района Азербайджана. До недавнего времени Киш был удинским селом. В нём сохранился христианский храм (ныне музей), здание которого относится к XII веку. По традиции считается, что этот храм построен на месте древней церкви, основанной равноапостольным Елисеем.

Елисей является местночтимым святым только в удинских церковных общинах. Он не канонизирован даже в масштабе Армяно-григорианской церкви, к которой исторически принадлежат удины.

Обращение в христианство

Исторически достоверное крещение удинов относится к концу IV века. К тому времени христианство стало уже государственной религией в соседних Армении и Грузии. В 301 (согласно церковной традиции) или 314 (как считает большинство историков) году святой Григорий Просветитель обратил в христианство Армению. По сообщению армянского историка Моисея Каганкатваци (VII век), Григорий крестил и правителя Албании Урнайра. Однако эти сведения не согласуются с известиями, что ещё в 370 году Урнайр был язычником. Распространение христианства в Албании большинство историков связывают с деятельностью внука св. Григория — Григориса, ставшего первым епископом Албании и в 348 году замученного албанами в Дербенте.

Не ранее 371 года правящая верхушка Албании, однако, принимает христианство. Албания становится форпостом христианства на Восточном Кавказе. Центр Албанской епископии находился в городе Партав (нынешний Барда, или Бердаа арабских источников), на территории современного Азербайджана. Партав располагался как раз в области Утик, то есть на земле удинов.

Албанская церковь была автокефальной, как Армянская и Картлийская (Грузинская). В 451 году IV Вселенский собор (Халкидонский) осудил монофизитство (учение о единой — божественной — природе Христа), которого придерживались кавказские церкви, как ересь. В 554 году на II соборе в городе Двин (Армения) кавказские церкви окончательно порвали с византийской. Грузинская церковь впоследствии обратилась к православию, Армянская и Албанская сохранили монофизитство. В начале VIII века Албанская церковь утратила автокефалию и вошла в состав Армянской.

Удины в наше время

Будучи христианами, удины сохраняли ряд интересных ритуалов языческого прошлого. С традициями зороастризма был связан обычай никогда не гасить огонь в домашнем очаге. К ещё более древним культовым обрядам восходили удинские молитвы, обращённые к луне.

Наибольшее количество удинов до недавнего времени проживало в Азербайджане. Но в 1989 году многие из них, как христиане, к тому же армяно-григориане по вероисповеданию, стали жертвами этнических чисток в Азербайджане. Большинство было вынуждено бежать в Армению, Грузию или Россию. Оставшиеся подвергаются жёсткой ассимиляции.

В 2009 году удинов в Азербайджане было насчитано 3800 человек. Они компактно проживают там в селе Нидж Габалинского района на севере республики. По всероссийской переписи населения 2010 года, в Российской Федерации проживали 4127 удинов. Они разбросаны по разным регионам, в основном на Северном Кавказе. Больше всего — 1866 человек — жили в Ростовской области. Удины проживают также на Украине, в Казахстане, Грузии, Армении. Общая численность в мире не превышает 10 тысяч.

В кавказской Албании была создана своя письменность на основе армянского алфавита, но удины её утратили. Удинский язык имеет разные варианты алфавитов на основе как кириллицы, так и латиницы, созданные в XIX-XX вв. Все удины владеют языками тех стран, в которых живут, свыше трети российских удинов не знают родного языка. Почти все удины принадлежат к Армяно-григорианской церкви и ведут службы на армянском языке. Религиозное единство удинов является важнейшим фактором их этничности.

news.rambler.ru

Первые Русские на Северном Кавказе

Содержание:

Появление древних русов на Северном Кавказе

Отношения между Россией и северным Кавказом имеют давние традиции и отходят ко временам раннего киевского государства. Согласно летописи и известий различных восточных авторов, уже в начале 10 века древние русы совершали экспедиции на судах через Волгу к Каспийскому морю.

На ряду с торговлей, они занимались набеговой экспансией, осуществляли разбой и грабеж у берегов Дагестана и Азербайджана. Известен поход русов 913-914 годов, когда они на 500 судах достигли района города Баку. В 40-е годы 10 века фиксируются появления дружин из Руси на землях Дагестана и Азербайджана, причем дагестанцы примыкали к этим походам за добычей.

Экспедиции на Каспий носили регулярный характер, так как в устье Терека, Аграханский залив, была устроена одна из промежуточных баз русов и поселения. В самом Дербенте в тот период часто проживали русские купцы, в городе сбывалось большое количество русского льна. Присутствие выходцев из Киевской Руси фиксируется на протяжении всего домонгольского периода.

Так в 1175 году в сражении у берегов северного Азербайджана в составе сил дербентского мира участвовал целый флот 70 русских кораблей. Несколько позднее в Прикаспии начинается проникновение древних русов на Северо-Западный Кавказ. Начало было положено походом Святослава 965-966 годов, в котором помимо киевских дружинников участвовали кочевники гузы. Своим рейдом Святослав нанес последний удар умирающей Хазарии, кроме того он разгроми наступивших против него ополчения алан и касогов.

Возникновение и существование Тмутараканского княжества

Открыть в полном размере

С конца 10 века открывается  возможность для славянской колонизации нижнего Дона и Приазовья. В 988 году после захвата ряда крымских городов дружинами князя Владимира Святославовича, часть русских воинов высадилась и овладела некоторыми районами Таманского полуострова. Так было положено начало Тмутараканского княжества, в состав которого вошл часть Тамани и часть Крымского берега, город Керчев и его окрестности.

В 988 году в Тмутаракань на княжение был посажен один из сыновей князя Владимира Мстислав. Помимо русов в Тмутаракани проживали все окрестные народы: адыги, болгары, хазары, аланы, византийские и греческие купцы. Соседние племена были поставлены в зависимость от князя Мстислава и платили дань, поставляли воинов.

Несколько раз прибрежные адыги пытались освободиться от Тмутараканской зависимости. Известна попытка 1022 года, когда выступление возглавил адыгский князь, богатырь Редедя. В личном поединке князь Мстислав победил Редедю и его дружина обратила в бегство касогов, которые вскоре стали принимать участие в различных акциях Тмутаракани.

В ходе очередной муждоусобицы на Руси, князь Мстислав Тмутараканский, соперничая с Ярославом Владимировичем, не раз приводил свои дружины под Киев, где было не мало хазар и касогов. В 1024 году он нанес поражение брату при Листвене и получил под контроль земли по левому берегу Днепра.

Хотя территория Тмутараканского княжества была относительно невелика, оно являлось крупным политическим и экономическим центром, контролировало Дон, Кубань и нижнюю Волгу. Наивысший расцвет княжества пришелся на правление князя Мстислава. А после его смерти в 1036 году Тмутаракань становится местом пребывания князей-изгоев, представлявших Черниговскую ветвь и враждовавших с Киевом.

Судя по источникам, история Тмутараканского княжества продлилась более 100 лет и в 1094 году летописи в последний раз упоминают Тмутаракань как русское княжество, впрочем как и последнего правителя князя Олега Тмутараканского. В начале 12 века контроль над Таманской частью побережья Крыма, вплоть до монгольского нашествия, оказалась в руках Византии, а затем и генуэзцев.

Вытеснение русичей с восточного Причерноморья и Приазовья отвечало интересам слабеющей империи, которая нуждалась в постоянном подвохе продуктов для Константинополя и нефтяных источниках Тамани, так как нефть выступала исходным материалом для стратегического оружия византийцев “греческого огня“. Даже после перехода под византийское владычество в Тмутаракань продолжали прибывать русские купцы. Память от Тмутаракани и его князьях была запечатлена в ряде адыгских преданий.

Контакты Московии и Северного Кавказа в 16 веке

Монголо-татарское нашествие и Золотая Орда надолго прервали связи Руси с Северным Кавказом. Возобновление контактов начинается уже на позднем этапе создания централизованного Московского государства. Известно, что в 60-е годы 15 века правитель Ширвана и Дербента Фаррух-Ясар отправил своего посла Хаслан-бека в Москву к великому князю Ивану Васильевичу (Ивану 3). В 1466 году последовало ответное посольство из Москвы в Шимаху Василия Панина, с которым в Дербент прибыла группа русских купцов. Среди ни был знаменитый уроженец Твери Афанасий Никитин.

Более регулярное посещение Прикаспия начинается после покорения Казани и Астрахани, то есть после того как Московия полностью овладевает Волжским путем. Появляется возможность для развития постоянных отношений с Закавказьем и Ираном.

Несомненно. что внешнеполитические успехи Ивана 4 привлекают внимание различных Северо-Кавказских владетелей, изнуренных постоянной борьбой с Ираном, Турцией и Крымским ханством. Известно, что в июне 1552 года в Москву прибыл один из закубанских владельцев, князь Албуздуй, который заключил союз с царем против Крыма. В ноябре 1552 года Иван 4 принял посольство беслинеевцев и абазин, обязавшихся служить Московии. В “Черкасы” с ответным визитом был отправлен посол Андрей Щепотьев, который в 1555 году возвратился в Москву с новым посольством из западно-адыгских и абазинских представителей. В июле 1557 года к Ивану 4 явились князья Темрюк и Тазрют, представлявшие Кабарду.

Итогом всех тих контактов стал тот факт, что часть западно-адыгских и абазинских владетелей, а также кабардинские князья, признали себя подданными Московского государства и обязывались ходить на всякие государственные службы. Царь со своей стороны обещал помогать и защищать горцев от турецких и татарских угроз, а в 1555-1556 годах отряды московских служивых людей посылались для их поддержки.

В 1557 году на территории малой Кабарды в устье реки Сунжи на правом берегу Терека был выстроен русский острог, крепость Терки, который неоднократно разрушался, но в 1590 году вновь был восстановлен. Адыги со своей стороны , в частности князья Сибог и Машук со своими отрядами, воевали в Ливонской войне на стороне Москвы.

После женитьбы Ивана 4 на дочери кабардинского князя Темрюка Гацанеи (при крещении Мария), ее братья и родственники были призваны к Московскому двору и, таким образом, положили начало новой аристократической династии Московии князей Черкасских.

Факт принятия русского подданства частью адыгов и абазин оказался относительным, ибо значительная удаленность самой Москвы, многочисленные ее внутренние и внешние проблемы, не позволяли поддерживать постоянное русское присутствие на Северо-Западном и Центральном Кавказе.

Установление постоянного русского присутствия в Северном Дагестане

Тогда же во второй половине 16 века стали возникать связи Москвы с Северо-Западным Кавказом. В 1557 году в Москве появляются послы от Шамхала Тарковского и Тюменского, владения на нижнем Тереке. Кумыкские владетели также изъявили желание служить московскому государю, однако, последние являлись соперниками кабардинцев и в итоге возникла сложная дипломатическая ситуация. В итоге, Иван 4 предпочел кабардинских князей, что привело к целой череде русско-кабардинских походов против Шамхальства Тарковского и Тюменского.

Принять русское покровительство изъявляют правители  Восточной Грузии (Кахетии). Стараясь установить связь с единоверцами, царь Федор Иванович распорядился основать крепость в Северном Дагестане. В 1588 году в устье Терека в пяти верстах от Каспийского моря закладывается новый Терский городок, который начинают именовать Терки. В отличие от других крепостей, Сунженского и Сулагского острогов, крепость Терки оказалась наиболее крепким пунктом, так как просуществовала до 20-х годов 18 века.

Русское присутствие на Северо-Восточном Кавказе, в Приморском Дагестане, в отличие от Черкессии и Кабарды, имело последовательный и непрерывный характер. В силу того, то здесь постоянно находились гарнизоны московских служивых людей и потому, что на Тереке самопроизвольно обосновалось казачество (гребенские и терские казаки). Городки вольных казаков начиная со 2-й половины 16 века, служили надежным центром проведения русской политики на Северном Кавказе.

©ncau.ruсоздано на основе личных студенческих записей  лекций и семинаров

Еще по теме:

Ваша оценка публикации
  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1
(17 голосов, в среднем: 5 из 5) ✅ Уведомление о новых статьях

ncau.ru

Удины: древнейший христианский народ на Северном Кавказе

russian7.ru

Удины – народ лезгинской группы нахско-дагестанской языковой семьи, считающийся прямым потомком населения древней кавказской Албании. С IV века нашей эры удины исповедуют христианство, являясь, таким образом, одним из самых древних (после армян и грузин) христианских народов Кавказа и первым крещёным народом из живущих в России.

Происхождение

Происхождение удинов теряется в глубине веков. Некоторые утверждают, будто удины, под именем «утии», упомянуты ещё Геродотом (V в. до н.э.) среди народов Персидской державы, участвовавших в походе Дария против персов. Однако в соответствующем отрывке «Истории» Геродота идёт речь о народах 14-й сатрапии Ахеменидов, примерно соответствовавшей нынешнему Белуджистану, весьма удалённому от Кавказа.

Древнеримский учёный Плиний Старший (I век н.э.) в своей «Естественной истории» упоминает народ Udini, живущий на берегах Каспийского моря, рядом с кавказской Албанией. Однако место, где Плиний помещает удинов, не позволяет идентифицировать его с реальным географическим объектом, поскольку Плиний считал, что Каспийское море соединено на севере проливом с океаном. Можно приблизительно считать, что удины жили в приморской части нынешнего Дагестана.

При этом Плиний называет удинов «скифским племенем», тогда как исторически известные удины принадлежат к нахско-дагестанской семье. В удинском языке не наблюдается какого-то особенно большого количества заимствований из иранских языков, которые бы могли свидетельствовать о том, что они – скифы по происхождению, смешавшиеся с племенами Дагестана. Весьма возможно, что удины Плиния и позднейшие удины только случайно созвучны, но совсем не родственны.

Название области кавказской Албании – Утик, связанное, как считают, с этнонимом удинов, появляется только в V веке. У греко-римских авторов она носила название Отена. Однако она располагалась не в приморском Дагестане, а в углу, образуемом слиянием рек Аракс и Кура и ограниченном с запада Нагорным Карабахом. Можно предположить, что удины переселились из Дагестана в Закавказье, но это опять-таки будет лишь гипотеза.

Удинский язык обнаруживает близкое родство с языком некоторых документов кавказской Албании – государства, возникшего во II-I вв. до н.э. на территории нынешнего Западного Азербайджана и Дагестана. Единого разговорного языка в Албании не было. Греко-римский географ Страбон (I в. до н.э. – I в. н.э.) писал, что албаны делятся на 26 народов, каждый из которых плохо понимает другого. Возможно, что удины уже составляли один из этносов кавказской Албании.

Первая проповедь христианства

По преданию, крестителем кавказской Албании был Елисей, ученик апостола из семидесяти Фаддея, крещёного, как и Иисус, Иоанном в Иордане. Елисей, после смерти Фаддея около 50 г., был рукоположен в епископы самим апостолом Иаковом. После чего он отправился проповедовать Евангелие в страну Ути (Утик) – то есть, если верны те отождествления, о которых сказано выше, в страну удинов. Там он построил первую церковь в некоем городе Гис и где-то там же принял смерть от рук мучителей.

Гис отождествляется исследователями с селом Киш Шекинского района Азербайджана. До недавнего времени Киш был удинским селом. В нём сохранился христианский храм (ныне музей), здание которого относится к XII веку. По традиции считается, что этот храм построен на месте древней церкви, основанной равноапостольным Елисеем.

Елисей является местночтимым святым только в удинских церковных общинах. Он не канонизирован даже в масштабе Армяно-григорианской церкви, к которой исторически принадлежат удины.

Обращение в христианство

Исторически достоверное крещение удинов относится к концу IV века. К тому времени христианство стало уже государственной религией в соседних Армении и Грузии.

В 301 (согласно церковной традиции) или 314 (как считает большинство историков) году святой Григорий Просветитель обратил в христианство Армению. По сообщению армянского историка Моисея Каганкатваци (VII век), Григорий крестил и правителя Албании Урнайра. Однако эти сведения не согласуются с известиями, что ещё в 370 году Урнайр был язычником. Распространение христианства в Албании большинство историков связывают с деятельностью внука св. Григория – Григориса, ставшего первым епископом Албании и в 348 году замученного албанами в Дербенте.

Не ранее 371 года правящая верхушка Албании, однако, принимает христианство. Албания становится форпостом христианства на Восточном Кавказе. Центр Албанской епископии находился в городе Партав (нынешний Барда, или Бердаа арабских источников), на территории современного Азербайджана. Партав располагался как раз в области Утик, то есть на земле удинов.

Албанская церковь была автокефальной, как Армянская и Картлийская (Грузинская). В 451 году IV Вселенский собор (Халкидонский) осудил монофизитство (учение о единой – божественной – природе Христа), которого придерживались кавказские церкви, как ересь. В 554 году на II соборе в городе Двин (Армения) кавказские церкви окончательно порвали с византийской. Грузинская церковь впоследствии обратилась к православию, Армянская и Албанская сохранили монофизитство. В начале VIII века Албанская церковь утратила автокефалию и вошла в состав Армянской.

Удины в наше время

Будучи христианами, удины сохраняли ряд интересных ритуалов языческого прошлого. С традициями зороастризма был связан обычай никогда не гасить огонь в домашнем очаге. К ещё более древним культовым обрядам восходили удинские молитвы, обращённые к луне.

Наибольшее количество удинов до недавнего времени проживало в Азербайджане. Но в 1989 году многие из них, как христиане, к тому же армяно-григориане по вероисповеданию, стали жертвами этнических чисток в Азербайджане. Большинство было вынуждено бежать в Армению, Грузию или Россию. Оставшиеся подвергаются жёсткой ассимиляции.

В 2009 году удинов в Азербайджане было насчитано 3800 человек. Они компактно проживают там в селе Нидж Габалинского района на севере республики. По всероссийской переписи населения 2010 года, в Российской Федерации проживали 4127 удинов. Они разбросаны по разным регионам, в основном на Северном Кавказе. Больше всего – 1866 человек – жили в Ростовской области. Удины проживают также на Украине, в Казахстане, Грузии, Армении. Общая численность в мире не превышает 10 тысяч.

В кавказской Албании была создана своя письменность на основе армянского алфавита, но удины её утратили. Удинский язык имеет разные варианты алфавитов на основе как кириллицы, так и латиницы, созданные в XIX-XX вв. Все удины владеют языками тех стран, в которых живут, свыше трети российских удинов не знают родного языка. Почти все удины принадлежат к Армяно-григорианской церкви и ведут службы на армянском языке. Религиозное единство удинов является важнейшим фактором их этничности.

religions.am

Тема 2. Древние цивилизации на территории Северного Кавказа III тыс. до н.э – III ты. н.э.

Поиск Лекций

История народов

Северного Кавказа

 

Программа

Учебно-методическое пособие

специальность 030400 - История

 

 

Ставрополь 2010

 

 

Печатается по решению

Ученого Совета исторического

факультета Ставропольского

государственного университета

 

 

Авторы - составители: д-р ист. наук, профессор Невская Т.А.

канд. ист. наук, доцент О.И. Шафранова

 

Рецензент: канд. ист. наук, доцент Садченко В.Н.

канд. ист. и юрид. наук, доцент Зозуля И.В.

 

 

История народов Северного Кавказа: Программа. Учебно-методическое пособие. Ставрополь, 2010.

 

Пособие содержит учебно-тематический план, программу курса, планы семинарских занятий, методические рекомендации, рекомендуемые темы рефератов и сообщений, список источников и литературы.

Предназначено для студентов 4 курса исторического факультета Ставропольского государственного университета.

 

 

ИСТОРИЯ НАРОДОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА

Пояснительная записка

Северо-Кавказский федеральный округ состоит из шести национальных республик и одноного края, учитывая многонациональность и поликонфессиональность региона приоритетной задачей вуза является изучение таких региональных дисциплин как История народов Северного Кавказа.

Программа и учебно-методическое пособие «История народов Северного Кавказа» предназначены для студентов 4 курса исторического факультета, изучающих одноименный курс.

Учебный курс указанной дисциплины является логическим завершением блока региональных дисциплин – Археология Северного Кавказа, Этнология Северного Кавказа читаемые на 3 курсе исторического факультета. «История народов Северного Кавказа» посвящена социально-политической и экономической истории региона.

Дисциплина призвана сориентировать студентов в направлении расширения и углубления знаний по проблемам основных тенденций исторического развития северокавказского региона, формированию осознания общероссийской идентичности. Курс имеет особое значение для научных, музейных и архивных работников, педагогов. Региональный компонент, введенный в школьные и вузовские программы, предполагает глубокие знания будущих преподавателей по местной истории. Кроме того, курс имеет огромное воспитательное значение, помогает формированию чувств толерантности и взаимоуважения.

В основе программы лежит проблемно-хронологический метод, предусматривающий изучение истории региона по периодам, внутри них по проблемам. Программный материал предусматривает последовательное изучение истории народов Северного Кавказа от эпохи к эпохе с древнейших времен до наших дней.

Цель курса - сформировать целостное понимание процессов, закономерностей и особенностей социально-политической, экономической и культурной истории народов Северного Кавказа.

Задачи учебной дисциплины:

- показать общеисторический фон развития региона в контексте истории России и мира;

- помочь студентам разобраться в политико-правовых и социокультурных проблемах, региона;

- через рассмотрение документальных источников выработать у студентов собственное представление об историческом процессе, в регионе, чтобы студенты могли самостоятельно ориентироваться в современных политических и идеологических вопросах;

Немаловажной задачей курса является формирование четких научных представлений по актуальным и острым дискуссионным вопросам региональной истории - этногенезу народов Северного Кавказа, проблемам вхождения состав Российской империи и интеграции региона в её социально-экономическую и политико-правовую систему России, Кавказской войне, установлению Советской власти, проблемам депортации народов Северного Кавказа и пр. Эти темы, вызывающие много споров, в настоящее время активно используются в политической борьбе, муссируются лидерами националистических движений. Не все страницы региональной истории одинаково по объему отражены в программе, более того, ряд сюжетов вынужденно даны весьма кратко. Лаконизм в изложении исторического материала, обусловленный ограниченным количеством часов, позволил осветить лишь главные узловые моменты региональной истории.

Изучение истории северокавказского региона имеет важную социализирующую составляющую, поскольку формирует у студента устойчивое осознание его принадлежности к многонациональной общероссийской культуре.

Как и в других науках, в региональной истории идет накопление и открытие новых фактов, совершенствуется теория с учетом развития других отраслей знания (культурологии, исторической психологии, социологии). Многие факты, события, явления региональной истории с открытием новых источников, совершенствованием теоретического знания сегодня оцениваются иначе, чем десять лет тому назад. В связи с этим была учтена и разнохарактерность оценок, отдельных событий в истории региона советского периода, отраженных в современной научной литературе. Особенностью предлагаемого курса является то, что многие вопросы предлагается освещать с учетом нового исторического материала, что отражено не столько в учебниках, сколько в научных изысканиях современных кавказоведов, публикуемых в научных журналах и сборниках таких как «Отечественная история», Научная мысль Кавказа, «Минаевские чтения», «Вопросы южнороссийской истории» и др. В целях интеграции научных знаний в учебный процесс используется и настоятельно рекомендуется применять при подготовке к семинарским занятиям материалы кандидатских и докторских диссертаций по соответствующей тематике.

В процессе реализации программы предполагается посещение ставропольских архивов (Государственный архив Ставропольского края), местных музеев (Краеведческий музей им. Прозрителева Г.Н. и Праве Г.К., музей изобразительных искусств) и краевой научной универсальной библиотеки им. М.Ю. Лермонтова.

Предлагаемое пособие включает программу учебного курса «История народов Северного Кавказа», планы семинарских занятий, темы рефератов и сообщений, задания для самостоятельной контролируемой работы, список исторических документов и литературы по каждой теме, методические рекомендации по темам.

Тематика дисциплины имеет определенную связь с такими дисциплинами учебного плана как история России, этнология, археология поэтому программа, не дублируя данные курсы, сформирована таким образом, чтобы расширить научный кругозор студентов и способствовать развитию их самообразования.

 

Учебно-тематический план

Тема лекции семинары СКР всего часов
Введение. Цель и задачи курса. Источники и историография    
Древние цивилизации на территории Северного Кавказа III тыс. до н.э – III ты. н.э.    
Ранние государства на Северном Кавказе IV – XIII в.н.э.  
Северный Кавказ в составе Золотой Орды XIII – XIV в.  
Политические реалии и социокультурная жизнь народов Северного Кавказа в XV – XVII вв.
Северный Кавказ в международных отношениях. Присоединение народов Северного Кавказа к РоссииXVI – первая половина XIX вв.  
Политика России на Северном Кавказе. Колонизация региона в XVIII - первой половине XIХ веках.    
Кавказская война 1817-1864 г.  
Буржуазные реформы и социально-экономическое развитие региона во второй половине XIX века.  
Социально-экономическое и политическое развитие региона в начале XX века.  
Северный Кавказ в годы революций и Гражданской войны.  
Северный Кавказ в условиях советской модернизации в 20-30 годы XX в.  
Великая Отечественная война и народы Северного Кавказа.
Северокавказский регион во второй половине ХХ века.  
Северный Кавказ в постсоветский период.    
  Итого

Программа

Тема 1. Вводная.Предмет и задачи курса. Цели и задачи изучения региональной истории. Структура курса. Источники и историография. Новые концептуальные подходы и методологические основы изучения региональной истории. Формы организации учебного процесса.

Основные проблемы кавказоведения. Природно-географическая характеристика Кавказа. Место народов Северного Кавказа в отечественной истории. Роль России в судьбах народов региона. Классификация народов Кавказа. Этнолингвистический и расовый состав. Языковые семьи и группы. Антропологические типы. Численность и расселение народов.

Тема 2. Древние цивилизации на территории Северного Кавказа III тыс. до н.э – III ты. н.э.

Периодизация древнейшей истории Северного Кавказа. Процесс антропогенеза и социогенеза. Северный Кавказ - один из древнейших очагов человеческой культуры. Каменный век на Северном Кавказе. Палеолит, мезолит, неолит. Хозяйство, культура и общественная жизнь древнейших и древних людей. Родовой строй на Северном Кавказе. Энеолит. Памятники эпохи энеолита на Северном Кавказе. Майкопская культура III тысячелетия до н.э. Кубанские курганы. Н. И. Веселовский.

Бронзовый век. Культуры эпохи бронзы на Северном Кавказе. Железный век. Хозяйство племен, орудия труда. Население Северного Кавказа в железном веке.

Греческие города на Черноморском побережье VII-I вв. до н.э. Племена Северного Причерноморья. Синды. Геродот о населении Северного Кавказа. Скифы и киммерийцы Скифы и сарматы. Сарматские племена. Аланы. Памятники скифской культуры. Влияние греческой колонизации Причерноморья на местные народы. Боспорское царство. Культура древних племен Северного Кавказа. Экономика и хозяйственный строй. Древняя Албания.

poisk-ru.ru

Древняя история древнейшие поселения человека на северном кавказе

ДРЕВНЯЯ ИСТОРИЯ

ДРЕВНЕЙШИЕ ПОСЕЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ Появление и становление человека произошло около 3-5 млн. лет, и расселение его происходило с Африканского континента. Первое появление человека на Кавказе сейчас относят к периоду от 500 до 180 тыс. лет до н. э. Первые следы обитания человека на Северном Кавказе принято относить ко времени 40-30 тыс. лет до н. э., а освоение аборигенным населением горной и нагорно-плоскостной территорий Северного Кавказа – к X-IV тысячелетию до н. э.

Важным периодом в становлении человека и формировании его первых этнических признаков играет палеолит – 40-12 тыс. лет до н. э. (здесь и далее - по Крупнову). Который делится на верхний палеолит и средний палеолит. Эпоха верхнего палеолита, по свидетельству археологов, в местных памятниках представлена «весьма слабо» и харктеризуется отдельными находкаи в районе высокогорных селений Кезеной, Хой, Макажой, в долине Яман-Су (у селения Балан-Су)». Основное занятие для человека этого времени – охота. Ранние памятники среднего палеолита (мустье), т.е. 40 тысяч лет назад, обнаружены у селения Гамурзиево (р.Сунжа и р.Назранка). Свидетельства наличия первичной обработки камня. "Другой памятник обнаружен в районе селения Кезеной (к западу от высокогорного озера Кезеной-Ам) на высокой террасовидной платформе. Находки, по-видимому, были смыты с возвышений горы Макажой-Лам, где располагались временные стойбища. Здесь... в древности добывался и обрабатывался меловой желвачный камень. Из собранных орудий к периоду мустье могут быть отнесены остроконечник, дисковидный нуклеус и отдельные отщепы". Все эти находки из разных районов Чечено-Ингушетии позволили сделать важный вывод о широком расселении человека неандертального типа, об освоении им предгорных и высокогорных районов края. «Они указывают, - писал Е.И.Крупнов, - на существование в пределах Кавказа особого восточнокавказского очага развития культур каменного века. Человек эпохи мустье приобрел навыки в обработке камня, в изготовлении различных специализированных оружий (остроконечники, скребла и др.)".

Мезолит (среднекаменный век) – 12-6 тыс. лет до новой эры. Для этой эпохи «характерны мелкие кремневые орудия (микролиты), вбивавшиеся в основу-обойму из дерева и кости. Они служили ножами, своеобразными скреблами для обработки кож, дротиками. Чаще всего микролиты использовали в качестве наконечников для стрел». Такого рода находки обнаружены по р. Хулхулау, в районе селения Ведено. Мезолитические стоянки человека на Кавказе сейчас датируются от 10-5 до 12-6 тыс. лет до н. э.

Неолит (новокаменный век) – 6-4 тыс. лет до н. э. характеризуется активным формированием навыков хозяйственных занятий человека, появлением и развитием скотоводства и земледелия. Именно в эту эпоху «человек научился шлифовать камень, просверливать отверстия в каменных предметах и изготовлять глиняную посуду – керамику, что в корне изменило пищевой режим человека (появилась возможность варить и употреблять жидкую пищу)». Неолитические стоянки и находки на их местах обнаружены "у озера Кезеной-Ам и селения Кезеной. Это кремневый нуклеус пирамидальной формы и ретушеры-орудьица, служившие для обработки изделий из камня». К эпохе неолита археологи относят и так называемую дольменную культуру, нашедшую широкое распространение на всем Кавказе и в Закавказье, и в частности в местах горных поселений аккинцев.

Медно-бронзовый век – III тысячелетие до н. э. Памятники этого периода, относящиеся ко второй половине 3-го тысячелетия до н. э., найдены и описаны: Луговое поселение у селения Мужичи Сунженского района, два поселения у селения Сержень-Юрт Шалинского района, курганные могильники у селения Бамут Ачхой_Мартановского района и у станицы Мекенской Наурского района и др. «В эпоху ранней бронзы значительная часть Чечено-Ингушетии, включая степные, предгорные и некоторые горные районв, была заселена древними племенами . Культура этих оседлых земледельческо-скотоводческих племен очень близка культурам раннебронзового века Закавказья и Северного Кавказа, так называемым куро-аракской и майкопской культурам». Близость форм материальной культуры ранней бонзы в Закавказье и на Северном Кавказа эпох ранней бронзы объясняется этническим родством населения Кавказа в III тысячелетии до новой эры. «По всей вероятности, куро-аракская и майкопская культуры отражают древнейшую кавказскую этнокультурную общность на стадии ее распада и близкое родство коренных народов Кавказа – носителей так называемых иберийско-кавказских языков. Можно предполагать, что выделение вейнахских языков началось именно в эпоху ранней бронзы». Бронзовый век для автохтонного населения Северного Кавказа– это период развития хозяйства и культуры в связи с усилением расширения связей как между собой, внутри отдельных племенных образований, так и сопредельных территорий. Все факты, свидетельствующие о близости памятников Чечни и Ингушетии к культурам данной эпохи Закавказья и Северного Кавказа, «говорят о тесной взаимосвязи местного населения с носителями куро-аракской и майкопской культур, которые в свою очередь были связаны с цивилизациями Передней и Малой Азии».

Еще в 60-х годах XX века академик Е.И.Крупнов писал: "Вполне возможно считать, что в конце бронзового века (середина и вторая половина II тысячелетия до н.э.) вся нагорная зона Чечено-Ингушетиии, включая и высокогорные пункты (Белгатой, Дарго, Гатын-Кале и др.), была уже освоена местным населением". Таким образом, Галанчожская котловина уже могла быть заселена (!).

Куро-аракская культура - III тысячелетию до новой эры и названа по местам первых открытых памятников этого периода, т. е. в междуречье Куры и Аракса. «Это культура оседлых земледельческо-скотоводческих племен Закавказья, Восточной Анатолии и Северо-Восточного Кавказа эпохи ранней бронзы. Она относится к III тысячелетию до новой эры. Для нее характерны: расположение поселений на холмах и высоких террасах, своеобразная жилая архитектура, часто и в виде круглых построек, оригинальной формы глиняные очаги и очажные подставки, специфические формы глиняной посуды, часто темнолощеной и украшенной рельефными орнаментами в в идее спиралей, концентрических кругов и других. В куро-аракской культуре много бронзовых (медномышьяковых) предметов, встречаются также модели для отливки топоров».

Майкопская культура - III тысячелетие новой эры. «Майкопская культура – культура раннебронзового века Северного Кавказа (III тысячелетие новой эры) была распространена от Таманского полуострова на северо-западе до Чечни на юго-востоке». Характерные признаки этой культуры связаны с изготовлением орудий труда для землепользования, орудия из кости и рога – шилья, проколки, пряслица и др., гончарное дело, предметы древнейшего металлопроизводства (Бамутский курганный могильник): клепаные из листовой бронзы котлы, бронзовые топоры и кинжальчики, ножи, шилья и др., изготовленный из мышьяковистой и медно-никелевой бронзы. Северокавказская культура средней и развитой бронзы Северного Кавказа складывается во II тыс. до н. э. на основе майкопской. Тогда же развиваются торговые связи с представителями катакомбной культуры – носителями древнейшей индоевропейской речи. Памятники II тысячелетия до новой эры восточных районов Северной Осетии, Чечено-Ингушетии и частично плоскостного Дагестана характеризуют восточный локальный вариант северокавказской культуры. Курганы открыты у станицы Мекенской (на Тереке), в окрестностях селения Бамут (на берегу реки Фортанги), в районе Грозного, у селения Сержень-Юрт и др., а грунтовые могильники в горных районах: в Ассиском ущелье (у селения Галашки), у селений Асланбек-Шерипово (Гатын-Калинский могильник), Малый Харсеной.

Ж и л и щ е этого периода, раскопанное у селения Асланбек-Шерипово, «представляло постройку турлучного типа со стенами, сплетенными из прутьев и обмазанными глиной. Площадь его около 25-30 квадратных метров. Каменной перегородкой жилище разделялось на две половины. В одной из них находился очаг в виде ямы, выложенной камнями. Вокруг него найдены пережженные кости животных и обломки глиняных сосудов. Вдоль стен дома прослежено возвышение, служившее, по-видимому, для лежания. Пол вымощен каменными плитами. С восточной стороны к дому был пристроен навес длиной 3 и шириной около 1,5 метра. В жилище и рядом с ним найдены пест-терочник, обломок зернотерки, костяное шило, кусочек медной пластины, обломки глиняной посуды и кости коров, овец, свиней, и косули. Установлено, что это жилище погибло в результате пожара».

Котакомбная культура – III –II тысячелетия до н. э . – это культура скотоводческо-земледельческих (степных) племен Северного Причерноморья и получила свое название по характеру погребального сооружения в виде подземной пещерки (катакомбы). Могильники этой культуры, со всеми характерными признаками, и относящиеся ко II тысячелетию, найдены также в окрестностях сел. Бамут. «Осевшие здесь племена были ассимилированы местным населением», т. е. представителями северокавказской культуры.

I тысячелетие до новой эры - раннежелезный век (IX/VIII/-IV века до н. э.). «Самыми древними местными изделиями из железа являются шилья, серпы и ножи из Алхастинского и двух Сержень-Юртовских поселений, а также наконечники втульчатых копий, проколки и ножи из Зандаковского могильника. Датируются эти памятники периодом IX-VII веков до новой эры» [Очерки:17]. «Уже в ранний период железного века на Кавказе, в том числе и на территории Чечено-Ингушетии, стало практиковаться отгонное скотоводство так называемого яйлажного типа. Сущность его заключается в сезонном использовании для овцеводства летом великолепных высокогорных пастбищ (альпийских лугов), а зимой степных пространств прилегающих районов Северо-Западного Прикаспия, то есть тот тип овцеводства, который пережил три тысячелетия и сохранился до наших дней» [Очерки:18-19]. Самый простой способ добычи железа из бурых руд стал известен еще во второй половине II тыс. до н.э. (племена срубной культуры), но в течение длительного времени железо было дорогим металлом, употреблявшимся для изготовления украшений и парадного оружия. Начиная с рубежа VIII-VII вв. до н.э. представители кобанской, а затем и других культур преодолели основные трудности в освоении железа. В этот период быстро растет ассортимент, количество и качество изделий из железа, которые начинают интенсивно вытеснять бронзовые и каменные предметы. В отличие от меди и олова, необходимых для производства бронзы, железо встречается практически повсеместно - и в горных районах, и в болотах, глубоко под землей и на ее поверхности. Таким образом, области, занимавшие монопольное положение в производстве бронзы (Кавказ), потеряли монополию на производство металла и их догнали регионы, бедные медными рудами (Приазовье). Для эпохи раннего железа характерен переход степных племен региона к развитому кочевому скотоводству. Оседлые земледельцы, благодаря железным орудиям, смогли освоить новые приемы агротехники, животноводства, различных ремесел. Произошло обособление ремесла, появились новые виды оружия. Образование значительного прибавочного продукта привело к появлению новых форм общественной организации. В племенах, состоявших из имущественно и социально однородных общинников, выделилась родовая аристократия. Перераспределение общинной собственности привело к частым военным столкновениям, в ходе которых возникли дружины профессиональных воинов, а позднее и военно-политические союзы племен. Войны между ними стимулировали развитие рабства и возникновение новых общественных институтов. Эти процессы неуклонно способствовали разложению первобытнообщинного строя, замене родовых отношений соседскими и формированию территориальной общины. Именно на эпоху раннего железа приходился расцвет древних обществ Северного Кавказа, время создания классового общества и первых государственных образований.

Кобанская культура складывается на территории западных районов Чечено-Ингушетии и в Центральном Предкавказье, а в восточных районах, в горной Чечне и Дагестане развивается на местной основе каякентско-харачоевская культура (по имени селений, где найдены памятники этой культуры – Харачой, ранее – Хорочой в Чечне и Каякент в Дагестане). Границы обитания племен - представителей каякентско-харачоевской культуры в I тысячелетии до н. э. прослеживаются от восточных границ с Дагестаном до бассейна р.Аргун. Этническое родство данной культуры с Дагестаном доказывается единством погребельного обряда (захоронения умерших в массивных каменных гробницах), но и «общностью материальной культуры (характерная особенность харачоевской керамики заключалась в обмазывании ее поверхности глиной). Общность проявлялась также в однородности и некоторой бедности бронзового инвентаря (браслеты, пластинчатые височные подвески), в малом числе оружия и в изобилии мелких сурьмяных украшений».

Носителями кобанской культуры были племена, которые обитали на всей территории современной Чечено-Ингушетии к западу от реки Аргун, а также в Северной Осетии и более западных районах Северного Кавказа, вплоть до Кубани.

Кобанская культура имела ряд отличительных признаков. Типичными предметами для кобанской культуры являлись топоры оригинальной формы, высокие поясные пластинчатые пряжки (рис. 1 и 2), разнообразные браслеты, спиральные наручники, налокотники, шейные гривны, булавки с различными навершиями, удила и псалии, бронзовая клепаная посуда и более совершенная, чем каякентско-харачоевская, керамика, нередко украшенная нарезным (геометрическим) и налепным орнаментом. Самыми характерными формами погребальных сооружений у древних кобанцев были прямоугольные каменные ящики, а также полукруглые и овальные могилы, обложенные булыжником.

Типичный памятник кобанской культуры второй половины II тысячелетия у с. Галашки в Ассинском ущелье. Центром этой культуры считается Северная Осетия. Самыми характерными формами погребальных сооружений у древних кобанцев были прямоугольные каменные ящики, а также полукруглые и овальные могилы, обложенные булыжником» [Очерки:17]. Кобанская культура подразделяется на три типа этнокультурной общности, где восточный – вейнахский, а западный – кабардино-пятигорско-черкесский.

(По материалам: «Очерки истории Чечено-Ингушской АССР» (1967), Крупнов Е.И. «Древняя история Северного Кавказа» (1960), З.Я. Ахмадов «История Чечни с древнейших времен» (2001) и др.).

_____________________________________

На рисунках 1, 2 - бронзовые поясные пряжки кобанского типа из Лугового могильника.

ЛИТЕРАТУРА

Ахмадов З.Я. История Чечни с древнейших времен. М., 2001. Т. 1.

История Чечни с древнейших времен до наших дней / Под ред. Гапурова Ш.А., Ахмадова Ш.Б., Багаева М.Х., Хасбулатова А.И. - Грозный, 2006.

Козенкова В.И. Культурно-исторические процессы на Северном Кавказе в эпоху поздней бронзы и раннем железном веке (узловые проблемы происхождения и развития кобанской культуры). М., 1996.

Крупнов Е.И. Древняя история Северного Кавказа. М., 1960.

Мунчаев Р.М. К истории археологического изучения Чечни// Культура Чечни: История и современные проблемы. М., 2006.

Очерки истории Чечено-Ингушской АССР с древнейших времен. Т.1. Грозный, 1967.

klevoz.ru