История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

och_istor_farm_ch_2. Лекарства бедняков в древнем риме


och_istor_farm_ch_2 - Стр 10

Вокруг головы привязывали теплое легкое овцы, к обожженным местам прикладывали навоз с воском.

Применялись средства растительного, животного и минерального происхождения в виде твердых, жидких, мягких и газообразных лекарственных форм.

Твердые лекарственные формы. В форме порошков для внутреннего применения и присыпок применялся пепел, получаемый при сожжении животных, птиц, моллюсков. Плиний описывал присыпку при ожогах, представляющую собой сожженный и растертый магнезийский камень («камень, притягивающий железо»). В состав присыпки для уничтожения дикого мяса входили медная окалина, ладан и медная ржавчина.

Жидкие лекарственные формы. В качестве жидких лекарственных форм использовались растворы, взвеси, соки и отвары растений, смесь масла, воды, мёда и других веществ.Уксусо-мёдполучали растворением двух киафов (0,09 л) мёда в секстарии (0,547 л) уксуса, талассомель готовили смешиванием равных количеств морской и дождевой воды и мёда, применяли в качестве мягкого слабительного. Отвары из растительного сырья готовились на воде, вине, уксусе.

В отличие от Гиппократа и его последователей, считавших, что в природе даны лекарства в готовом виде и в оптимальном сочетании и состоянии, Гален утверждал, что в растениях и животных есть полезные вещества, которыми нужно пользоваться, и вредные, которые нужно отбрасывать. На этом принципе основано получение галеновых препаратов. Однако термин «галеновые препараты» появился спустя 13 веков при Парацельсе, который так называл препараты, получаемые по способу Галена, и считал их неэффективными.

Примеры взвесей: денарий (1,7 г) растолченной коры вяза на гемину (0,247 л) холодной воды (слабительное), «исцеляет один киаф (0,045 л) вина с двумя денариями (3,4 г) порошка листьев или корня девясила».

Использовались соки, выжатые из растений. На это указывает, например, следующая рекомендация: «Головная боль проходит, если перед сном влить через нос или уши две ложки сока лука-порея,смешанные с одной ложкой меда».

Плинию был известен процесс, который мы называем «искусственным старением». Он пишет, что старое масло можно быстро сделать нагреванием свежего масла.

Мягкие лекарственные формы. Для наружного применения использовались припарки, мази, пластыри, компрессы, ароматические лепешки, суппозитории, для внутреннего - пастилки, пилюли, кашки.

О том, какие вещества входили в состав мазей, можно судить по следующей прописи мази для лечения язв: «Перемешиваются между собой в равном количестве: коровье масло, телячий мозг, телячье сало, гусиный жир, воск, мед, смола терпентинного дерева, розовое масло, масло египетской клещевины. Все они по отдельности должны быть приведены в жид-

studfiles.net

Глава 8. Медицина в Древнем Риме. Медицина

<< Главная страница

В Древнем Риме до III—II вв. до н.э. почти не было своих врачей. Считалось, что для поддержания здоровья вполне достаточно посещения горячих бань — терм (от греч. «thermos» — теплый). Первые термы, которыми население Рима могло пользоваться бесплатно, были построены в III в. до н.э. Постепенно они стали включать в себя залы для спортивных занятий, бассейны, помещения для лечебных и гигиенических процедур.Первыми врачами в Риме были выходцы из Греции, большей частью рабы, которые лечили своего хозяина и его родственников. Иногда таких рабов отпускали на свободные заработки за определенную плату. Врач-вольноотпущенник отдавал бывшему хозяину часть своих доходов и юридически продолжал зависеть от него. Существовали специальные законы о наказаниях плохих врачей.

   В императорских термах были пышные залы для пиров, бесед и собраний, библиотеки. Внутренние залы украшали мраморные статуи, среди них почетное место принадлежало изображениям Асклепия, которого римляне называли Эскулапом, и Гигиен. Культ богини Гигиен пришел в Рим вместе г культом Эскулапа. До этого у римлян существовала своя богиня здоровья п хорошего самочувствия — Салута (). Она была символом не только личного здоровья, но и общее 1 псиного благополучия. Имя этой богини дошло до нашего времени в слове «салют», которое употребляют для приветствия, а также в названии праздничного фейерверка Римский государственный деятель, писатель и философ Сенека писал в I в.н.э.: «Жалким бедняком сочтет себя человек, если в стенах его бани не сверкает огромных кругов драгоценного мрамора... если вода льется не из серебряных кранов... теперь норой назовут баню, если она поставлена не так, чтобы солнце круглый день заливало ее через огромные окна, если в ней нельзя в одно и то же время мыться и загорать, если нельзя из ванны видеть поля и море...» Исторические параллели: Пользу купаний как профилактического и лечебного средства ценили уже древние египтяне. У многих народов Древнего Востока, в Индии, Персии, Иране купания были не только методом врачевания, но и частью религиозного ритуала. Римляне часто использовали и лечение холодной водой. В период царствования Ок-тавиана Августа (Iв. н.э.) это существенно сказалось на положении врачей: император освободил их от налогов после того, как придворный врач Антоний Муза вылечил его с помощью холодной воды от хронического ревматизма. Статуя Музы была установлена в храме Эскулапа.Медицинские сочинения этого прославленного врача дошли до нашего времени лишь в незначительных фрагментах. Упоминание о нем содержится в «Посланиях» Горация, которого Муза успешно лечил и, в частности, рекомендовал ему сменить серные ванны курорта Байе на теплые воды южных городов — Велии или Салерно. Морские курорты римлян на территории Италии (Байе, Салерно, Велия, Сорренто) и Германии (Аахен, Баден-Баден), находились недалеко от минеральных и горячих источников. В эпоху раннего средневековья они пришли в запустение. ВIX—XIII вв. Салерно прославился своей знаменитой врачебной школой.Имя Антония Музы пользовалось известностью и почетом у европейских врачей средневековья и Возрождения. Ему приписывали многие труды о медицине, созданные в период раннего средневековья. Наиболее известный из них — «Руководство к сохранению хорошего здоровья». В популярном сочинении эпохи Возрождения «Хоровод знаменитых врачей» (XVI в.) Антонию Музе посвящена хвалебная эпиграмма. В ней автор не только прославляет искусство римского врача, но и упоминает с мягкой иронией о его недостатке: Муза был известен своей нелюбовью к поэзии:Я среди древних отнюдь не последний в искусстве леченья.Старшим над всеми меня Августа сделал почет.Люди твердят, будто мне ненавистны музы Марона.Значит, выходит, что я Музой обманно звался?Храмовая медицина, подобная греческой, появилась в Риме во время эпидемии чумы в начале III в. до н.э. Плутарх и Овидий подробно описывают, как римляне привезли из Эпидавра на корабле в Рим бога Эскулапа в образе змеи. В память об этом событии вокруг острова на реке Тибр были выложены камни, которые повторяли очертания корабля. Там была сооружена храмовая лечебница, подобная греческой.Исторические параллели:История лечебницы на острове Эскулапа, ставшей впоследствии печальным  прибежищем для больных рабов, имела продолжение в эпоху средневековья. После распространения христианства остров Эскулапа на Тибре стал называться островом св. Бартоломея, а больница перешла под покровительство церкви. В XI в. здесь лечился лондонский монах по имени Раер. Он дал обет в случае исцеления построить в Лондоне больницу в честь св. Бартоломея. Вернувшись на родину после выздоровления, Раер исполнил обет. В 1102 г. в Лондоне была открыта больница св. Бартоломея, одна из старейших в Европе. Долгое время она была самой крупной больницей Англии. «Старый Барт» существует и до сих пор.<<< Оглавление книги Следующая глава >>>

medicina-421.odn.org.ua

Врачи Рима. Врачи Древнего Рима. Лечение в Древнем Риме.

Врачи Рима. Врачи Древнего Рима. Лечение в Древнем Риме.

В Древнем Риме знания по лечению некоторых болезней передавались в каждой семье из поколения в поколения. Обычно это были названия целебных трав, сиропы, настойки и мази, употребляемые при простуде, температуре, кашле. Использовался так же метод аборта и противозачаточные средства, хотя аборт был запрещён и делавший его, при поимке, высылался из Рима с полной конфискацией имущества. Большое применения получили магические амулеты от сглаза, в силе действия которых жители не имели никаких сомнений. Использовали также, так называемые, любовные фильтры и практиковали заклинания типа вуду со сжиганием на огне восковых и глиняных фигур.

Поэтому, к врачам (ими обычно являлись слуги или даже рабы, которых в последствии сменили греческие учёные), древние римляне обращались в самый последний момент, когда болезнь заходила очень далеко. Это приводило к тому, что основная часть пациентов умирала. Практически, в тот период предназначением врача было не лечить, а сопровождать умирающего больного, стараясь как можно больше облегчить его страдания. Врач, часто находился у изголовья своего бывшего пациента и составлял все необходимые юридические документы о происшедшей смерти.

Интересно отметить, что ювелиры того времени производили, помимо прочего, золотые коронки для зубов. По закону, это было единственное золото, которое могло сопровождать граждан после их смерти.

Древние римляне представляли свою смерть с большим страхом, поэтому в противовес этой печальной неизбежности они старались, как можно больше есть и развлекаться, как бы говоря тем самым: "Видишь, я ещё жив!" В обеденных залах часто выставлялись настоящие скелеты, чтобы постоянно напоминать присутствующим о той участи, которая никого не обходит стороной. Эта традиция дошла до средневекового периода.

Смерть для древних римлян являлась публичным фактом, в котором принимали участие родственники умирающего и весь социальный клан, в котором он жил. Поэтому важным элементом являлся последний эффект оставленный умирающим. Многие римские императоры умирали при полном убранстве со словами величия на губах.

После смерти одного из членов семьи, близкие родственники должны были закрыть ему глаза и поцеловать умершего. Таким образом, считалось, что дух покойного переходил к ним. После этого ритуала можно было приступать к траурной церемонии, которая обычно начиналась с причитаний и плача об усопшем. Во многих районах юга Италии до сих пор действует эта традиция.

Детская смертность во времена Римской Империи была очень высокой, 30-40% умирало, не достигнув одного года, а 1/3 - до 10 лет. Возможно, именно из-за такой большой смертности древнеримское общество привыкло к ней и детей (как бедняков) хоронили на общественном кладбище без каких-либо церемоний, что имело название funus tacitum. Это происходило обычно ночью. Детей, умерших до трёхлетнего возраста хоронили под фундаментом родительского дома и не носили по ним траур.

Знатных римлян после смерти натирали бальзамными маслами, одевали в дорогие одежды и выставляли для всеобщего прощания в одном из богато убранных залов. В знак траура гасили огонь во всём доме и вывешивали на воротах листья кипариса, римской сосны или платана. Интервал с момента смерти до погребения мог быть самым различным. Так, например бедняка хоронили в тот же день, а император находился в траурном зале около недели.

В первых рядах похоронной процессии шли музыканты с флейтами. За ними - женщины, оплаченные для крика и рыданий, мимы, танцоры и коляска с imagines предков. Имаджинес предков - были рабы одетые в одежду давно умерших родственников покойного. На лице у них красовались маски с изображением этих родственников. И только в конце несли открытый гроб, за которым следовали родственники, друзья и свободно наёмные слуги. Если умерший занимал важный государственный пост, похороны начинались от центрального Форума.

МЕДИЦИНА В ДРЕВНЕМ РИМЕ

В полной мере это откосится и к понятию «медицина древнего Рима», под которым в одних ..... Важно отметить, что врачи и ветеринары в этом ряду стоят в числе первых. .... Об этом свидетельствует известный рельеф (рис.http://www.bibliotekar.ru/423/12.htm

xn--b1agafe7a1ai6f.xn--p1ai