Государство и право Древней Спарты. Государство и право древней спарты
Государство и право Древней Спарты
Спарта была рабовладельческим государством, но с сильными пережитками общинного быта. Основой экономики здесь было сельское хозяйство. Ремесло было развито крайне слабо. Необходимость держать в постоянном страхе и повиновении рабов, число которых в несколько десятков раз превышало число свободных, заставляла рабовладельцев всеми силами поддерживать дисциплину и единство в своей среде. Отсюда - стремление коллектива рабовладельцев искусственными мерами задержать рост частной собственности, предупредить накопление движимых богатств в одних руках, тенденция соблюдать уравнительность в среде этой организованной по военному ассоциации рабовладельцев. По этой причине в Спарте очень долго сохраняет свой авторитет наследственная аристократия, тогда как в Афинах родовой власти был нанесен сокрушительный удар еще в VI в. до н.э. (реформы Солона и Клисфена).
В Спарте самым многочисленным классом были рабы (илоты), которых насчитывалось приблизительно около 220 000 чел. Положение илотов в Спарте значительно отличается от положения рабов в других античных государствах. Считают, что илоты - это завоеванное население, обращенное в рабство. Это государственные рабы, сидящие на земле, т. е. прикрепленные к ней и отдающие половину урожая государству. Следовательно, Спарта не знала частной собственности на рабов. Спартанцы сообща владели всеми рабами и всей землей.
По существу, класс спартиатов был небольшой группой правящего класса, эксплуатировавшей рабов. Чтобы держать этих рабов в повиновении и беспощадно расправляться с рабскими восстаниями, нужна была определенная военная организация. Спартанцы уделяли огромное внимание созданию сильного и боеспособного войска. У них вся система воспитания была подчинена одной цели: сделать из граждан хороших воинов.
Вся полнота государственной власти находилась в руках представителей наиболее знатных родов. Управление сосредотачивалось в таких органах, как эфорат и герусия. Первый из них представлял собой коллегию из пяти должностных лиц, избираемую ежегодно в народном собрании.
Эфоры, власть которых Платон и Аристотель называли «тиранической», стояли выше всех прочих органов власти. Они созывали герусию и народное собрание и представительствовали в них. Они сопровождали царей во время военных походов, надзирая за их деятельностью. Эфоры могли даже отрешать царей от должности и предавать суду. Любое должностное лицо могло быть уволено эфорами и предано суду. Периэков (иностранцев) и илотов они имели право предавать смертной казни без всякого суда. Эфоры заведовали финансами и внешними сношениями, руководили набором войска и т.д. При всем этом эфоры практически были безответственны, поскольку в своей деятельности они отчитывались только перед своими преемниками.
Таким образом, эфорат являлся коллегиальным органом полицейского надзора за всеми жителями Спарты.
Второй орган - совет старейшин (герусия) был учрежден в IХ в. до н.э. легендарным царем Ликургом. В состав герусии входили 30 человек: 2 царя и 28 геронтов. Позднее в нее вошли также эфоры. Должность геронтов замещалась лицами, достигшими 60-летнего возраста. Но главную роль при избрании играл не возраст, а знатность происхождения. Выборы геронтов производились в народном собрании - криком. «Эксперты» на дощечках для письма отмечали силу крика.
Герусия имела законодательную инициативу, т.е. подготавливала и разрабатывала вопросы, подлежащие решению якобы «народа». Она контролировала и действия царей. Она ведала также судебными делами о государственных и религиозных преступлениях.
Существовала и царская власть. Цари являлись жрецами и полководцами. В качестве жрецов они представляли спартанцев перед лицом богов, совершали жертвоприношения. Первоначально власть царей на войне была весьма широкой, но затем она все более ограничивалась эфорами.
Народное собрание - апелла. По своему происхождению - это весьма древнее учреждение, имеющее очень много общего с афинским (гомеровским) народным собранием. В собрании принимали участие только полноправные граждане, достигшие 30 лет. Собирались они один раз в месяц. Правом созыва пользовались цари, а позже - эфоры (один из них). Большого значения в политической жизни Спарты апелла не имела, являясь лишь вспомогательным и подконтрольным органом, не имеющим определенной компетенции.
Как и повсюду, в народном собрании обсуждались в первую очередь вопросы войны и мира, уже предрешенные прочими органами власти, в частности эфорами.
Сравнительно несложный государственный аппарат состоял также из некоторого количества должностных лиц различного ранга, ведавших определенными делами. Эти должностные лица либо избирались народным собранием, либо назначались царями и эфорами, перед которыми они и отчитывались.
Основным источником права Спарты был обычай. О законах народного собрания мало что известно, хотя таковые, по всей вероятности, до 6 в. до н.э. еще не применялись. Каких-либо кодексов до нас не дошло. О тех или других нормах гражданского и уголовного права мы узнаем из сочинений греческих историков Геродота, Фукидида, Плутарха и др. Вообще же в силу отсталого характера спартанской экономики правовая системы Спарты была разбита, значительно меньше, чем в Афинах.
Всей совокупностью гражданских политических прав пользовалось сравнительно малочисленная группа спартанцев (спартиатов), обитавших в городе Спарта. Юридически спартанцы считались равными друг, другу. «Равенство» спартанцев объясняется необходимостью держаться постоянно в боевой готовности, военным лагерем перед лицом рабов и зависимых периэков. Характерной чертой общественного строя были совместные трапезы (сиссистии), участие которых являлось обязательным и было показателем принадлежности к спартанскому гражданству.
Сохранение сиссистий имело целью поддержать и сохранить военную дисциплину. Надеялись, что «воин не покинет своего товарища по столу».
В Спарте в VI-V вв. до н.э. не существовало частной собственности на землю в том виде, в каком она существовала при развитой античной собственности. Юридически верховным собственником всей земли считалось государство. Земля принадлежала всему классу свободных рабовладельцев спартиатам.
Отдельным гражданам с момента их рождения государство предоставляло земельные участки, которые обрабатывались илотами. Надел (клер) считался семейным, его единство поддерживалось тем, что после смерти владельца он переходил по наследству старшему брату. Младшие же оставались на участке и продолжали хозяйничать.
Купля-продажа земли, равно как дарение, считались незаконными. Однако с течением времени наделы стали дробиться, началась концентрация земли в руках у немногих. Около 400 г. до н.э. эфор Эпитадейпровел закон (ретру), по которому хотя и запрещалась купля-продажа земли, но зато разрешалось дарение и свободное завещание.
Семья и брак в Спарте носили черты архаичности. Хотя в классовом обществе существует моногамная форма брака, но в Спарте удержался (в виде пережитка группового брака), т. н. «парный брак». В Спарте само государство регулировало брачные отношения. В целях получения хорошего потомства занимались даже подбором супружеских пар. Каждый спартанец по достижении определенного возраста обязан был жениться. Органы государственной власти наказывали не только за безбрачие, но и за позднее вступление в брак и за дурной брак. Принимались меры и против бездетных браков.
Значение Спарты в истории значительно меньше, чем Афин. Если афинская демократия была для своего времени прогрессивным явлением, так как она сделала возможным высокое развитие, расцвет греческой культуры, то Спарта в области культуры не дала ничего, достойного упоминания. Она во всем себя проявляла как государств реакционное и отсталое, как оплот консервативной рабовладельческой аристократии. В древности Спарта славилась только великолепным для своей эпохи войском, да жесточайшим террором в отношении рабов- илотов, которых она старалась держать в вечном страхе.
student2.ru
Государство и право Древней Спарты
Спартабыла рабовладельческим государством, но с сильными пережитками общинного быта. Основой экономики здесь было сельское хозяйство. Ремесло было развито крайне слабо. Необходимость держать в постоянном страхе и повиновении рабов, число которых в несколько десятков раз превышало число свободных, заставляла рабовладельцев всеми силами поддерживать дисциплину и единство в своей среде. Отсюда - стремление коллектива рабовладельцев искусственными мерами задержать рост частной собственности, предупредить накопление движимых богатств в одних руках, тенденция соблюдать уравнительность в среде этой организованной по военному ассоциации рабовладельцев. По этой причине в Спартеочень долго сохраняет свой авторитет наследственная аристократия, тогда как в Афинахродовой власти был нанесен сокрушительный удар еще в VI в. до н.э. (реформы Солонаи Клисфена ).
В Спартесамым многочисленным классом были рабы (илоты ), которых насчитывалось приблизительно около 220 000 чел. Положение илотовв Спарте значительно отличается от положения рабов в других античных государствах. Считают, что илоты- это завоеванное население, обращенное в рабство. Это государственные рабы, сидящие на земле, т. е. прикрепленные к ней и отдающие половину урожая государству. Следовательно, Спартане знала частной собственности на рабов. Спартанцы сообща владели всеми рабами и всей землей.
По существу, класс спартиатов был небольшой группой правящего класса, эксплуатировавшей рабов. Чтобы держать этих рабов в повиновении и беспощадно расправляться с рабскими восстаниями, нужна была определенная военная организация. Спартанцы уделяли огромное внимание созданию сильного и боеспособного войска. У них вся система воспитания была подчинена одной цели: сделать из граждан хороших воинов.
Вся полнота государственной власти находилась в руках представителей наиболее знатных родов . Управление сосредотачивалось в таких органах, как эфорати герусия . Первыйиз них представлял собой коллегию из пяти должностных лиц, избираемую ежегодно в народном собрании.
Эфоры , власть которых Платон и Аристотель называли «тиранической», стояли выше всех прочих органов власти. Они созывали герусиюи народное собраниеи представительствовали в них. Они сопровождали царей во время военных походов, надзирая за их деятельностью. Эфорымогли даже отрешать царей от должности и предавать суду. Любое должностное лицо могло быть уволено эфорамии предано суду. Периэков (иностранцев) и илотов они имели право предавать смертной казни без всякого суда. Эфорызаведовали финансами и внешними сношениями, руководили набором войска и т.д. При всем этом эфорыпрактически были безответственны, поскольку в своей деятельности они отчитывались только перед своими преемниками.
Таким образом, эфоратявлялся коллегиальным органом полицейского надзора за всеми жителями Спарты.
Второй орган - совет старейшин (герусия ) был учрежден в IХ в. до н.э. легендарным царем Ликургом. В состав герусии входили 30 человек: 2 царя и 28 геронтов. Позднее в нее вошли также эфоры . Должность геронтовзамещалась лицами, достигшими 60-летнего возраста. Но главную роль при избрании играл не возраст, а знатность происхождения. Выборы геронтовпроизводились в народном собрании- криком. «Эксперты» на дощечках для письма отмечали силу крика.
Герусияимела законодательную инициативу, т.е. подготавливала и разрабатывала вопросы, подлежащие решению якобы «народа». Она контролировала и действия царей. Она ведала также судебными делами о государственных и религиозных преступлениях.
Существовала и царская власть. Цариявлялись жрецами и полководцами. В качестве жрецов они представляли спартанцев перед лицом богов, совершали жертвоприношения. Первоначально власть царейна войне была весьма широкой, но затем она все более ограничивалась эфорами .
Народное собрание - апелла . По своему происхождению - это весьма древнее учреждение, имеющее очень много общего с афинским (гомеровским) народным собранием. В собрании принимали участие только полноправные граждане, достигшие 30 лет. Собирались они один раз в месяц. Правом созыва пользовались цари,а позже - эфоры(один из них). Большого значения в политической жизни Спарты апеллане имела, являясь лишь вспомогательным и подконтрольным органом, не имеющим определенной компетенции.
Как и повсюду, в народном собрании обсуждались в первую очередь вопросы войны и мира, уже предрешенные прочими органами власти, в частности эфорами.
Сравнительно несложный государственный аппарат состоял также из некоторого количества должностных лиц различного ранга, ведавших определенными делами. Эти должностные лица либо избирались народным собранием, либо назначались царямии эфорами , перед которыми они и отчитывались.
Основным источником права Спарты был обычай .О законах народного собрания мало что известно, хотя таковые, по всей вероятности, до 6 в. до н.э. еще не применялись. Каких-либо кодексов до нас не дошло. О тех или других нормах гражданского и уголовного права мы узнаем из сочинений греческих историков Геродота, Фукидида, Плутарха и др. Вообще же в силу отсталого характера спартанской экономики правовая системы Спарты была разбита, значительно меньше, чем в Афинах.
Всей совокупностью гражданских политических прав пользовалось сравнительно малочисленная группа спартанцев (спартиатов), обитавших в городе Спарта. Юридически спартанцы считались равными друг, другу. «Равенство» спартанцев объясняется необходимостью держаться постоянно в боевой готовности, военным лагерем перед лицом рабов и зависимых периэков. Характерной чертой общественного строя были совместные трапезы (сиссистии) , участие которых являлось обязательным и было показателем принадлежности к спартанскому гражданству.
Сохранение сиссистийимело целью поддержать и сохранить военную дисциплину. Надеялись, что «воин не покинет своего товарища по столу».
В Спарте в VI-V вв. до н.э. не существовало частной собственностина землю в том виде, в каком она существовала при развитой античной собственности. Юридически верховным собственником всей земли считалось государство.Земля принадлежала всему классу свободных рабовладельцев спартиатам.
Отдельным гражданам с момента их рождения государство предоставляло земельные участки, которые обрабатывались илотами. Надел (клер) считался семейным, его единство поддерживалось тем, что после смерти владельца он переходил по наследству старшему брату. Младшие же оставались на участке и продолжали хозяйничать.
Купля-продажа земли, равно как дарение, считались незаконными.Однако с течением времени наделы стали дробиться, началась концентрация земли в руках у немногих. Около 400 г. до н.э. эфор Эпитадей провел закон (ретру), по которому хотя и запрещалась купля-продажа земли, но зато разрешалось дарение и свободное завещание.
Семья и бракв Спарте носили черты архаичности. Хотя в классовом обществе существует моногамная форма брака, но в Спарте удержался (в виде пережитка группового брака), т. н. «парный брак». В Спарте само государство регулировало брачные отношения. В целях получения хорошего потомства занимались даже подбором супружеских пар. Каждый спартанец по достижении определенного возраста обязан был жениться. Органы государственной власти наказывали не только за безбрачие, но и за позднее вступление в брак и за дурной брак. Принимались меры и против бездетных браков.
Значение Спарты в истории значительно меньше, чем Афин. Если афинская демократия была для своего времени прогрессивным явлением, так как она сделала возможным высокое развитие, расцвет греческой культуры, то Спарта в области культуры не дала ничего, достойного упоминания. Она во всем себя проявляла как государств реакционное и отсталое, как оплот консервативной рабовладельческой аристократии. В древности Спарта славилась только великолепным для своей эпохи войском, да жесточайшим террором в отношении рабов- илотов, которых она старалась держать в вечном страхе.
studlib.info
«Государство и право Древней Спарты»
⇐ ПредыдущаяСтр 31 из 33Следующая ⇒
Спарта -государство, в котором сложился специфический государственный и общественный строй. Его главные особенности:
1. военизированный характер государства.
2. режим социального равенства, насильственно поддерживаемый государством,
3. особый, неклассический характер рабства,
4. усный, неписанный характер права.
илоты -рабы в Древней Спарте. Рабство носило в Спарте неклассический характер. Рабами считались жители всех покорённых спартиатами территорий. Они жили в своих исторических поселках, имели наделы земли, которые обрабатывали самостоятельно. Илоты имели семьи. 50% произведённого продукта илоты отдавали спартиатам, а оставшейся частью распоряжались самостоятельно. Правовое положение илотов сходно с положением феодально-зависимых крестьян. По отношению к илотам государство проводило политику устрашения и террора. Ежегодно им объявлялась на несколько дней война – криптия.
геруссия -высший орган исполнительной власти в Спарте. Включал в себя 28 геронтов (старейшин) и 2 базилевса. Являясь лишь органом исполнительной власти, сосредотачивал в действительности в своих руках реальные властные полномочия, в том числе и законодательные. В него избирались представители родовой аристократии (лица, достигшие 60 лет, пожизненно). Поэтому государственный режим в Спарте в отличии от Афин носил не демократический, а аристократический характер.
Ликург - один из первых правителей Спарты, считающийся создателем права Спарты.
Криптия -ежегодная война, объявляемая спартиатами илотам. Длилась 3 - 5 дней. Проводилась для поддержания равновесия численности населения илотов и их устрашения.
Ретра -термин, которым в Спарте назывались законы.
сисситии -общественные обеды в Древней Спарте, призванные поддерживать социальное равенство среди спартиатов. Участие в
них было обязательно для спартиатов. Если спартиат уклонялся от участив в сисситиях, он лишался гражданства. Ежемесячно каждый спартиата вносил продуктовый пай для проведения сисситий.
Тема: “Государство и право Древнего Рима”
Законы 12 таблиц -правовой памятник древнейшего римского права. Создан в V в. до н.э. Первоисточник не сохранился. Текст был реконструирован частично в XIX в. Представляет собой запись обычного права. Текст законов был записан на 12 деревянных табличках, что и стало основанием для названия. Выставлялись для всеобщего ознакомления на главной площади Рима – Форуме. Текст законов римляне заучивали в детстве наизусть.
Главной отличительной особенностью законов является ярко выраженный юридический формализм (см. юридический формализм). Характерна казуистическая форма изложения правовых норм.
Институции Гая -учебник для юридических школ, разработанный римским юристом Гаем во II в. н.э. В Древнем Риме и в Византии «Институции» применялись и как учебник для юристов, и как нормативный акт.
Институционная система -порядок расположения норм гражданского права в соответствии со схемой: 1- «Лица», 2. – «Вещи»3. – «Сделки».
«Лица» - нормы, регулирующие статус лиц, семейное и наследственное право;
«Вещи» - вещное право,
«Сделки» - нормы, регулирующие различные виды сделок.
Впервые применена римским юристом II в. Гаем в «Институциях», в связи с чем и получила соответствующее название. В настоящее время воспринята странами с романской правовой традицией (например, Франция, Италия, Бельгия и т.д.)
манципация -процедура, сопровождающая сделку купли-продажи вещей первой категории (res mancipi) в древнейшем римском праве (согласно «Законам XII таблиц»). Подробное описание этой процедуры содержится в «Институциях» Гая (книга 2).
глоссаторы -средневековые западноевропейские юристы, изучавшие римское право и способствовавшие его рецепции европейским правом. Видные представители – Ирнерий, Аккурций. Переводя труды римских юристов, глоссаторы писали свои коммента рии между строк (глоссы)
доминат -второй этап периода Римской империи, на котором устанавливается классическая абсолютная монархия. Все институты республиканской формы правления ликвидируются (III в. н.э. - V в.н.э.).
принципат -первый этап периода Римской империи (I в. до н.э. - II в.н.э.). На этом этапе сохраняется видимость республиканской формы правления: продолжают ещё функционировать органы власти периода республики – Сенат, народные собрания, магистратуры. Однако их деятельность носит чисто формальный характер. В реальной действительности постепенно утверждается монархическое правление. Вся полнота власти сосредотачивается в руках принципса.
принципс -первый в списке сенаторов в Риме в период республики. В период принципата принципсы сосредотачивают в своих руках фактически всю полноту государственной власти.
responsa -высказывания, комментарии выдающихся римских юристов, имеющие силу закона. К числу юристов, чьи комментарии получали силу закона, император Валентинв IV в. н. э.причислил 5юристов - Папиниан, Ульпиан, Павел, Гай, Модестин.Те же юристы, на которых ссылались указанные юристы в своих трудах, также признавались респондёрами.
рецепция римского права –заимствование римского классического гражданского права правовыми системами западноевропейских стран. Началась в странах Западной Европы в XII–XIII вв. в результате деятельности глоссаторов. Избежала рецепции римского права права Англия.
сервитут -институт римского гражданского права. Право на вмешательство в права собственника (дословно – «право на чужую вещь»).
стипуляция -ритуал, сопровождавший в древнейшем римском праве различные договоры (кроме купли-продажи). Представлял из себя строго установленную формулу, которую должны были произнести друг за другом участники договора слово в слово. Напр., «Обещаешь выполнить работу в течение трех дней?» - «Обещаю выполнить работу в течение трех дней». Является проявлением юридического формализма.
Узуфрукт - институт римского гражданского права - право пожизненного пользования чужим имуществом.
Тема: “Феодальное государство и право”
1215 г. - «Великая Хартия Вольностей» («Magna Carta Libertatum»), древнейший в мире действующий акт конституционного характера. В Хартии впервые в истории права закреплены принцип законности и принцип неприкосновенности личности ( ст. 39 и 40). В ст.12 и 14 закрепляется создание совета баронов, который стал основой для возникновения в дальнейшем английского парламента. Латинское название – Magna Carta Libertatum
1265 г. -возникновение английского парламента
инквизиционный процесс –судебный процесс, включающий стадию предварительного следствия. Впервые вводится Судом Инквизиции, что и послужило основанием для названия. Термин «инквизиция» в переводе с латинского языка означает «расследование».
Арабский Халифатфеодальное государство, возникшее в VII в. на Аравийском полуострофе. Возникновение государства сопровождалосьстановлением новой религии – ислама, основоположником которой является Мухаммед,первый глава государства – пророк – посланник Аллаха. Являлось классическим теократическим мусульманским государством. Глава государства – халиф, сосредочивший в своих руках законодательную, исполнительную, судебную и религиозную власть, т.о. халиф являлся главой светской власти (эмират) и духовной власти (имамат). Высшим должностным лицом и главным советником халифа являлся везирь.В XIв. распадается на самостоятельные феодальные государства.
Адат -обычное право Арабского Халифата
Источники мусульманского права –источниками права в странах с мусульманской правовой системой являются религиозные трактаты:
Коран,
Суна,
Иджма,
Фетва,
5. Кияс и некоторые другие
Диваны -название министерств в Арабском Халифате.
Каролина -памятник позднефеодального права Германии XVI в. Принят в период правления Карла Великого.Типичный судебник. Отличался жестокостью системы наказаний, что было обусловлено исторической обстановкой, в которой он был принят – после подавления крестьянской войны. Целью такой жестокости было стремление класса феодалов не допустить повторения подобного восстания. Наряду с обвинительным процессом в Каролине предусматривается применение инквизиционного процесса. Каролина являлась общегерманским судебником, однако применялась наряду с местными обычаями, что свидетельствовало о сохранении партикуляризма права.
партикуляризм права –множественность права; отсутствие единой правовой системы в пределах одного государства, преобладание местных обычаев. Типичен для феодальных государств
Пандектная система -порядок расположения норм гражданского права, впервые применённый в Дигестах (Пандектах) Юстиниана. В соответствии с данной системой нормы гражданского права располагаются по схеме:
1. – Вещное право,
2.- Договорное право,
3. – Семейное право,
4. – Наследственное право.
Воспринята странами с германской правовой традицией, к которой относится и Россия.
Салическая Правда (Салический закон) –памятник раннефеодального права Западной Европы (конец V в. – начало VIв.) Представляет собой типичный судебник, запиcь обычного права. Принят во Франкском королевстве. Отличительной чертой данного правового памятника является система наказаний (применяется преимущественно штраф).
Саксонское Зерцало -источник раннефеодальногогерманского права (XII в.).Является научным трудом частного лица (дворянина Эйке фон Репкофа), получившего широкое распространение в Германии. Состоит из двух частей – «Ленного права», посвященного регламентации правовых отношений внутри класса феодалов, и «Земского права», регламентировавшего отношения между феодалами и крестьянами. Название «зерцало»широко применялось в средневековой Европе для обозначения научных трудов. В средневековой Германии «Саксонское зерцало» применялось как правовой источник в качестве судебника наряду с местными обычаями.
суверен -феодал, обладающий всей полнотой власти в пределах своего землевладения (сеньории) (от лат. «властелин», «господин»).
юридический прецедент -решение суда или административного органа по конкретному делу, которое приобретает силу закона при решении другими судами или административными органами (как правило, нижестоящими) аналогичных дел.
Является главным источником права в странах с англо - саксонской правовой системой. Впервые складывается в Англиив результате судебной реформы Генриха II в XIII в.