Государственность древнего Египта. Государственность древнего египта
§ 4.2. Государство Древнего Египта
Египет стал вторым по времени после Шумера центром, где сформировались древние цивилизация, культура и государственность, оказавшие мощное влияние на средиземноморские цивилизации последующего и на всю мировую историю. В отличие от Месопотамии древнеегипетская государственность практически не прерывалась, заложив единую традицию организации, мало изменившейся на протяжении более чем двух тысячелетий.
Основные этапы государственной истории.
Земледельческие племена, положившие начало египетской цивилизации (многим обязанной в своих особенностях реке Нилу), появились в Египте в IV тыс. до н. э. в ходе той же волны заселения Ближнего Востока, что и шумеры. Как и в Шумере, первые протогосударственные образования здесь возникли вокруг городов-храмов (позднее греки назовут их «номами», но совпадали ли древнейшие области с административными номами I тыс. до н. э., неизвестно). Во главе древнего нома стоял, как правило, жрец-правитель; насчитывалось их в Египте до 38-39. Со временем номы образовали как бы второй «круг» концентрации: царства Верхнего и Нижнего Египта. Примерно в XXXIII в. до н. э. произошло объединение южных и северных номов под единой властью правителей первых; легендарный царь Скорпион стал основателем 1-й династии правителей Египта. Необходимость объединения опиралась на формирующуюся уже тогда единую систему ирригации для всей страны. Хотя объединение это на протяжении периода Раннего царства (XXX – XXVII вв. до н. э.),или тинисского периода (по столице Тин)*, было условным и общины жили изолированной жизнью, власть правителя (инсибайа) была сильной, опиралась на высший священный авторитет и совершенно особый, характерный только для Египта религиозный статус; почти сразу в Египте оформилась сильная централизованная монархия.
* Традиционно выделяемые периоды истории Древнего Египта в большой мере условны; традиция эта восходит к древнеегипетскому жрецу-историку Манефону, в III в. до н. э. написавшему труд по истории страны и разделившему ее на 3 периода: Древнего, Среднего и Нового царств и 30 условных династий фараонов-правителей (по 10 на «царство»). Даже в условиях современной науки точная хронология египетской истории недостижима, и периоды «царств» колеблются с точностью в 2-3 века.
Период Древнего царства (XXVII –XXII вв. до н. э.) был для Египта временем формирования государственной организации на основе крупных перемен в общественном укладе. Ранняя монархия (в силу каких-то особенностей развития древнего общества) полностью подчинила себе общины, все оказалось растворено в едином государственно-храмовом хозяйстве с принудительным трудом всего населения страны; рабства в это время в Египте еще практически не было. Отношения собственности были мало развиты, но владения государственной знати отличались своей обособленностью. Управление государственным и вельможными хозяйствами и стало основой для обособления особой государственной администрации на центральном и областном уровне. Это была эпоха строительства знаменитых пирамид, великих правителей и сглаживания различий между древними частями страны (к этой эпохе относится и правление самого долгоцарствующего в истории монарха – в XXII в. до н. э. Пиопи II якобы пробыл на троне 94 года). Рост значения областных владык привел Египет к распаду единого государства при сохранении номинальных правителей VI – XI династий – это был т. н.1-й переходный период (XXII – XXI вв. до н. э.).
В период Среднего царства (XXI – XVIII вв. до н. э.) египетское государство вновь централизуется, власть укрепляется на центральном и местном уровнях. Этому укреплению способствовала религиозная реформа правителей XII династии, поставивших среди многих египетских богов одного – Амона-Ра, или Бога Солнца, – на первое место. Усиливается военная организация центральной власти. Хотя египетское общество по-прежнему еще не вступило в бронзовый век, социальный уклад меняется в направлении большей «приватизации»: землю стали раздавать «слугам царя». Происходит жесткое закрепление основной массы населения по их наследственным профессиям: жрецы, воины, земледельцы, ремесленники, пастухи и др. (традиция считала 7 профессий-обязанностей). Появляется рабство в хозяйствах частных лиц. Эволюцию египетского государства прервало вторжение кочевых племен-гиксосов – время их владычества получило название2-го переходного периода (ХVIII – XVI вв. до н. э.).
Правители XVIII династии освободили и укрепили Египет, это стало началом Нового царства (XVI – XI вв. до н. э.)– самой знаменитой поры в истории страны. Египет превращается в мировую державу тогдашнего Востока, фараоны (именно тогда появляется это звание) ведут многочисленные успешные завоевательные войны. В ходе административных реформ возникает новое областное деление – на 42 нома – во главе с наместниками, назначаемыми из центра. Войны и важная роль военного сословия преобразовали и социальный уклад: появляется служилый слой –немху, которые занимают как бы промежуточное место между знатью и основной массой населения, трудившегося в государственных или храмовых хозяйствах. Рабство по-прежнему играло вторичную роль.
В конце правления XX династии власть фараонов слабеет, она переходит к верховным жрецам главных святилищ Египта. Это было началом Позднего царства (XI в. – 343 г. до н. э.). После нескольких завоеваний – ливийцев, персов и, наконец, Александра Македонского – Египет, сохранив внутреннюю государственную организацию, попадает в состав Македонской империи, а затем и новых держав, пришедших на смену средиземноморской греческой монархии (см. § 12).
studfiles.net
Государственность древнего Египта.
Поиск Лекций
Территория и территориальное управление. 2 больших государственных образования: Верхний Египет (всё течение Нила кк югу от Мемфиса) и Нижний (к северу от него к дельте). Помимо территории в долине реки под властью Египта были некоторые оазисы в Ливийской пустыне, а в разные эпохи имперской доминанты – до реки Евфрат. В эпоху Древнего царства – Синайский полуостров и африканское побережье Красного моря. Фараон Менес (родоначальник 1 династии) объединил страну (более продвинутый юг покорил север).
Существовало административно-территориальное деление. Страна делилась на номы (40-42 в Нижнем и 22 в Верхнем). Номы распадались на другие деления (топархии, самые маленькие – аруры).
Ном – основная податная единица, в нем была столица – главное поселение, где жил номарх. Ном имел своего бога-покровителя и герб (тотем). Ном возглавлялся номархом – губернатором. Номарх носил титул «первый после царя» и являлся представителем самого знатного местного рода. Должность была наследуемой, наследование было когнатским (как правило, внук по линии дочери). Номы были похожи на наследственные уделы, т.е. можно считать эту эпоху – эпохой складывания раннефеодальной монархии.
У номарха был свой двор и дворец, он организует свою администрацию по образцу фараоновой. Суд в местности принадлежит ему, имеет свои вооруженные сил. Поэтому в Египте нет единых вооруженных сил, и гискосы легко завоёвывают Египет. В последние годы господства номархи Фив изгоняют завоевателей и уничтожают остальных номархов, утверждая господствующую национальную фивскую династию. В эпоху Нового царства номархи превращаются в зависимый от центра разряд служивой бюрократии.
Центральную власть в номе представлял коллегиальный орган – кенбет. В Египте существовала разветвленная система кенбетов, которая была централизована. Кенбеты округов подчинялись главному кенбету, который возглавлял визирь. В кенбет входили местные феодалы и представители центрального чиновничества на паритетных началах (т.к. кол-во членов кенбета всегда четное). Следующей инстанцией был храм нома и мелкие храмы в его районах. Храмы были единицами экономического управления. Сами они владели обширными участками земли, которая находилась в их собственности. Храмы также являлись популярными судебными инстанциями (судили основную массу гражданских исков).
Существовал также орган местного самоуправления – джаджат. Первоначально означал собрание всего племени, но в связи с централизацией страны – номархов всей страны. С укрепление власти фараонов сохранился только на уровне сельской общины на родовой основе.
Население. Делилось на юридически свободных и несвободных. Юридически свободные:
Крестьяне-общинники. Самый многочисленный слой населения. Тип хозяйствования зависим от реки – крестьяне превратились в государственныхбарщенников. Основная их работа - в поддержании в порядке оросительной системы и постройке циклоскопичеких сооружений. Существовал принцип литургии – государственной повинности на все население Египта. Вслед за институционализацией литургии по профессиям произошла дифференциация населения по сословиям. Так же крестьянство несло налоговое бремя: земельный участок, на котором работал общинник, подлежал обложению (в натуральных повинностях). Наряду с крестьянами из них же появился разряд «малые» - ремесленники. Определенную часть года как ремесленники, так и крестьяне могли работать на себя (литургия занимала не весь год). Например, Хеопс заставлял работать над своей пирамидой только 3 месяца в году.
Писцы – бюрократия. Должность писца – наследственная. Они вели учет урожая, рабочей силы (выписывали умерших, вписывали новых, как правило сыновей умерших), наблюдали за работой. На них не лежало никакой подати. Однако лежала ответственность за сбор подати. Если он не мог взыскать или была недостача, то убыток взыскивали с него. Величина подати различалась каждый год в зависимости от высоты разлива Нила. За злоупотребления писцов строго наказывали, для них даже существовало нечто вроде административного суда – кенбет столицы во главе с визирем. Прохождение службы было регламентировано, и они могли рассчитывать дослужиться до высших чинов в государстве. Жалование получали натурой и земельными угодьями. Считается, что это почетная должность: «Трудись, чтобы сделаться писцом».
Воины. Армия была профессиональной, подразделялась на 3 группы:
Армия фараона.
Армия номархов.
Милиция храмов.
Способ испомещения был двояким: либо давалось жалование (в продуктах), либо земли, которые должными были обрабатывать сами воины, но чаще всего это делали крепостные данного земельного участка либо рабы. Профессия война не могла быть образцом для подражания.
Жрецы. Наибольшего могущества достигли в эпоху Нового царства. В начале номархом нома и главным жрецом было одно лицо, однако, затем, в эпоху Нового царства, эти должности становятся раздельными, а жрец – самое привилегированное лицо в государстве. Появляется иерархическое строение жреческого сословия. Существовал центральный совет жрецов, тайные авторитетные жреческие организации, которые играли роль высших научных и учебных учреждений. Храмы и их имущество всегда рассматривались как государственный резерв на случай ЧС.
Юридически несвободные: рабы. Были рабы как частновладельческие, так и государственные. Основным источником рабства был плен. Пленных захватывали во время войн. Рабы играли малую роль в экономике. Продажа рабов была развита слабо за счет высокой цены. Их можно было сдавать в наём. Плату за них получал их господин. Был развит институт пекулия (пекулий раба мог включать как движимое, так и недвижимое имущество), когда раб обладал правомочиями собственника на вещи + правом распоряжения судьбой вещи. Рабы свободно оперировали своей собственностью, допускались к свидетельствованию на процессе. Был распространен отпуск на волю, однако, после этого между рабом и патронам все равно существовала связь (мб как патрон и клиент в Риме). Часто детей от наложниц-рабынь усыновляли.
Государственная власть.
Фараон. Обожествление личности фараона (он неб-нутер, т.е. «господин», «бог», перед ним падали ниц, честь - поцеловать его колени, имя вслух упоминать нельзя – только нечто вроде нашего «оне»). Функции фараона:
1. Фараон в основном духовный владыка.
2. Суверен обеих частей страны, символ её единства.
3. Верховный судья (разбирал апелляции и судил дела, связанные с ним самим, + требовалась санкция фараона на некоторые наказания, например отрезание уха) и главнокомандующий флотом. Однако в этих функциях был ограничен властью визиря.
4. Высшие контрольные функции (ездил по Нилу, исправлял ошибки и наказывал нерадивых чиновников).
Имеется двор и гарем. Престол наследовался по материнской линии (отсюда практика инцеста в династиях). Двор фараона выполнял сложную функцию высшего административного органа и управлял и хозяйством царя.
Визирь. Вторая могущественная фигура после фараона. Первоначально (при 4 династии) должность занимали наследники фараона, но позже (с 5 династии) лица нецарского происхождения. С 6 династии – это наследуемая должность. Как правило, ее наследовали воспреемники какого-либо из усилившихся номархов Верхнего Египта. Визирь фараона 11 династии вообще сверг своего фараона и основал следующую, 12 династию. С 18 династии фараонов учредили 2 поста визирей – для севера и юга страны. Титул – «Вождь вельмож юга и Севера, заступник народа». Имел большой штат специальных чиновников, которые служили курьерами, приставами и т.д.
Полномочия:
1. Судебная отрасль: высший судья (апелляционные жалобы перед передачей их фараону), пограничные споры и вообще ведает административными границами государства, законность процесса в судах, назначение серов – судей кенбетов страны.
2. Отрасль общего управления: назначение чиновников, утверждение отчетов главных органов управления, контроль за чиновничьим аппаратом, заведует внешнеполитическими делами (назначает и принимает послов), заведует казной, управляет имуществом фараона, командует армией и флотом, предварительно рассматривает прошения на высшее имя, поддержание жизнедеятельности двора.
3. Хозяйственная отрасль: следит за сбором податей, заведует казной вместе с казначеем, отдаёт распоряжение о проведении литургий, управляет имуществом фараона, хранит государственную печать.
Система кенбетов. Суд не был отделен от администрации. Кенбеты – административные и судебные органы одновременно. Различались по территориальной юрисдикции. Виды кенбетов:
1. Кенбет города (большойкенбет). Возглавлялся визирем. В его состав входило до 30 высших сановников государства. Когда стало 2 визиря, стали назначать 2 большихкенбета.
2. Кенбеты округов и городов. Подразделялись на отраслевыекенбеты (кенбеты храмов). От 1 до 14 членов.
3. Кенбетседжениу – особая инстанция суда и управления. В его рамках существовал специализированный уголовный суд. Рассматривал жалобы о праве владения землёй, гробницей, взыскании податей с храмов, оплате заказов и т.д.
Во всех кенбтах существовал постоянный состав. Постоянные члены – серы. Члены кенбета были свободны в отношении друг друга. Вопросы задавал не только визирь, но и рядовые члены кенбета.
poisk-ru.ru
Глава 1. Древний египет § 1. Возникновение государства
В Египте раньше, чем в других странах, сложилось классовое рабовладельческое общество и впервые в мире возникло государство. Когда там появились первые государственные образования, достоверно не известно, но уже к 3-му тыс. до н. э. государство в Египте существовало.
Разложение общинных порядков происходило в этой стране медленно, и тем самым тормозилось развитие частнособственнических отношений и рабовладельческого строя.
Ко времени образования единого египетского царства на его территории было примерно 40 отдельных областей (номов), во главе которых стояли правители — номархи. Номархи пытались распространить свою власть над всей страной, ведя ожесточенные войны со своими соседями.
Первоначально номы объединились в два самостоятельных государства — Верхний Египет и Нижний Египет. Первое объединение Египта произошло в период Раннего царства и было осуществлено фараоном Менесом.
История древнеегипетского государства делится на несколько периодов: Раннее, Древнее, Среднее, Новое и Позднее царства.
§ 2. Раннее царство
История Раннего царства известна довольно мало. Египетское государство этого периода еще напоминает древний достаточно примитивный племенной союз. Общины фактически владели землей на основе общинного землевладения, однако государственная власть считала себя верховным собственником всей земли и взимала в свою пользу часть доходов свободного населения общин. Население состояло главным образом из свободных крестьян-общинников.
Наряду с царским обширным хозяйством существовали и другие крупные хозяйства. Царь, хотя и был на самом верху общественной лестницы, еще не выделялся среди могущественных вельмож. В результате многочисленных войн, которые велись в период Раннего царства, поставлялись пленники-рабы, использовавшиеся в крупных хозяйствах.
В период Раннего царства произошло покорение Нижнего Египта Верхним, и в результате образовалось двуединое царство. Однако это единство было непрочным, и вся история Раннего царства пронизана борьбой между верхнеегипетскими завоевателями и Нижним Египтом.
Во главе государства стоял царь. Его окружал многочисленный двор, состоявший из множества придворных чинов и различных прислужников. Значение царской власти подчеркивалось полным обожествлением ее носителей. Рабовладельческая знать обладала важными должностями в самом царском хозяйстве. Данный период характеризуется формированием государственного аппарата.
Одной из основных задач государства этого периода была организация оросительного дела в Нильской долине. Верховное руководство работ по орошению находилось в руках государства
Постоянное войско только формировалось, хотя государство вело многочисленные войны с соседними племенами.
§ 3. Древнее царство
Древнее царство охватывает период около 2700—2400 гг. до н. э. В это время в Египте образовалось первое сильное централизованное рабовладельческое государство. Древнее царство отличалось высоким уровнем развития хозяйства. Хорошо организованная армия работников обеспечивала население страны всем необходимым. Жизненный уровень различных слоев населения уже был четко определен. На верху общественной лестницы стояла крупная рабовладельческая знать, обладавшая огромными земельными владениями. Крупные землевладельцы занимали важные должности при дворе и в государственном управлении.
Особую роль в египетском обществе играли жрецы. Они были окружены всеобщим почитанием, поскольку считалось, что жрецы обладают знаниями о загробном мире. Наиболее важные из этих знаний были записаны в «Книге мертвых», священной для египтян. Кроме того, значение жрецов увеличивалось в связи с тем, что они владели искусством врачевания, возведения сложных архитектурных сооружений, умели вычислять площади земельных участков. Жрецы служили опорой царской власти, прославляя фараонов; последние, в свою очередь, освобождали храмовые хозяйства от налогов и отработок на государство.
Основной рабочей силой в государстве были крестьяне-общинники. Они объединялись в «рабочие отряды», использовавшиеся не только для работ в сельском хозяйстве, но и на строительстве различных сооружений, при прокладке дорог, рытье каналов. Управлял «рабочими отрядами» фараон через своих чиновников.
В эпоху Древнего царства рабов было еще мало, хотя существовал рабский рынок, людей покупали и продавали. Рабовладение было распространена не только в верхах общества, но и в средних слоях населения. Рабы использовались, как правило, для работы в домашнем хозяйстве.
Государственный строй Древнего царства характеризуется централизацией управления. При помощи религиозной идеологии обоготворения царя и его деяний укреплялся авторитет фараона. В его руках сосредоточилась вся законодательная, исполнительная и судебная власть. Внимание фараонов обращалось на все важные дела государства. Мероприятия по орошению, суд, назначения и пожалования, наложение повинностей и освобождение от них, военные походы, мероприятия по судоходству, государственное строительство и разработка земных недр — все осуществлялось по приказам царя.
Важнейшие должности в государстве — верховных сановников, военачальников, хранителей сокровищ, начальников работ, верховных жрецов — занимали, как...правило, члены царского дома.
Первым лицом в государственном управлении после царя был верховный сановник (джати). Он направлял деятельность верховных судебных органов, ведал местным управлением, управлял разными государственными мастерскими, руководил всеми работами царя, в его ведении находились различные государственные хранилища. Иногда верховные сановники передавали часть функций другим сановникам.
Значительного развития в Древнем царстве достигло военное дело. Известен ряд званий военачальников. Египетская армия состояла из двух частей: небольшого отряда специально обученных и хорошо подготовленных солдат и большого ополчения из крестьян, набиравшихся в войско на несколько месяцев и временно освобождавшихся от полевых работ. Полицейские функции выполняли специальные отряды.
В этот период создаются важнейшие ведомства государства: военное, ведомство общественных работ, финансово-податное, судебное.
Древние общинные суды все больше вытеснялись представителями царской юрисдикции. Высшая судебная инстанция — «шесть великих домов» — находилась в столице. Носителем высшей юрисдикции считался фараон, который в экстренных случаях назначал особых судей из числа наиболее доверенных лиц для разбора тайных дел, связанных с преступлениями государственной важности. К царским судам относились также коллегия тридцати, суды номов, суды городов. Известны храмовые суды.
Стоявшие во главе областей — номов номархи осуществляли хозяйственное управление областью и отдавали приказания о подготовке полей к посеву, возведении новых плотин, прокладке каналов, следили за сбором урожая и распределением его среди населения.
Такая форма социально-политического устройства, при которой глава государства, обладающий всей полнотой власти, обожествляется, управление осуществляется с помощью бюрократического аппарата, а свободное население страны обременено различными государственными повинностями, называется восточной деспотией.
К концу эпохи Древнего царства власть фараонов стала ослабевать. Номинально вся земля страны считалась собственностью фараона. Реально же царские поместья уменьшались за счет дарений, раздаваемых в награду за придворную и другую службу. Окружающая фараона армия приживальщиков увеличивалась, что приводило к опустошению царской казны. Вельможи добивались освобождения от уплаты налогов, от содержания проезжающих по их. земле лиц, находившихся на службе у фараона, от посылки; своих людей на общественные работы. Во многих местах правление номами переходило по наследству от отца к сыну.
Упадок царской власти приводит к наступлению в Египте «смутного времени». Многочисленные дворцовые перевороты свидетельствуют о политическом кризисе, за которым наступил экономический кризис. Древнее царство распалось. Но по прошествии переходного периода смут на развалинах его возникает новое царство — Среднее. Страна выбралась из хаоса, и Египет опять целиком оказался, как и прежде, под властью одного фараона. Он носил титул «божественный».