Художественная культура Китая. Художественная культура древнего китая
Художественная культура Китая
волшебных гор Кунлунь, воплощением мужского начала мира, воплощением вечности природе; вода в виде реки, ручья, замкнутого водоема является воплощением космического потока Дао, или образом мифических рек, окружающих Кунлунь и делающих ее недоступным для каждого. Ручей – синоним трапинки, восхождение по которому знаменует уход человека от суетного мира и приобщение его к естественности. Замкнутый водоем символизирует нефритовый пруд в горах Кунлунь.
Основным жанром китайской живописи является жанр Шань-шуй«горыводы». Изображался на горизонтальных и вертикально ориентированных слитках, альбомных листах, веерах. Это традиционный китайский пейзаж с изображением гор, рек, водных потоков. Произведения этого жанра выполняют минеральными красками или черной тушью, размывы которой позволяют создавать тонкие градации цвета. Все изобразительные приемы возводятся в степень символа. Следующий традиционный жанр называетсяХуа-няо«цветыптицы». Это свободные композиции мотивов цветов, птиц, растений, плодов, насекомых, как бы выхваченных из жизни и размещенных на чистом фоне в сопровождении каллиграфической надписи, дополняющей смысл изображения. Больших успехов достигли китайцы в традиционном жанреЖень-хуа«живописание людей». Изображение делалось на свитках, ширмах, альбомных листах и посвящалось духовной и социальной жизни человека: в основном это были портреты,иллюстративно-назидательнаяживопись и повествовательнорелигиозная. Жанр происходит от лентообразных погребальных рельефов и росписей I - III века, отражающих идеи конфуцианства. Здесь мы встречаем картины нравов и обычаев, персонажейдаосско-буддийскогопантеона, парадный и заупокойный портрет. Период расцвета этого жанра падает на VII – XI века.
На одно из первых мест среди всех искусств Китая можно поставить поэзию. Наиболее древним образцом китайской поэзии является «Ши-цзин»(книга песен). Она входит в состав «пятикнижия», в которое кроме нее вошли«Шу-цзин»(книга истории). В ней приводятся беседы мудрецов о сущности государственного правления и факты китайской истории от легендарного правителя Яо до правителей эпохи Чжоу.«И-Цзин»содержит три граммы и гексаграммы, необходимые для предсказания судьбы,«Чунь-цю»(книга весны
иосени) содержит летопись событий, происходивших на родине Конфуция с VIII по V века до н.э.
Черырехкнижие содержит канонические книги «Лунь-юй»(рассуждения
ибеседы). Эта книга излагает взгляды Конфуция по вопросам морали, этики и управления государством, к ней примыкает книга «Да-сюэ»(великое учение), где содержатся идеи Конфуция о правилах самоусовершенствовании человека, необходимые для взаимоотношений в государстве и семье;«Чжун-юн»(соблюдение середины) и«Мэн-цзы»по имени философа, последователя Конфуция.
Перечисленные книги входили в базовую систему образования китайцев. Лирическая поэзия в Китае достигла расцвета в IV – III века до н.э.
studfiles.net
Художественная культура Древнего Китая
Эпоха «Борющихся царств» характеризуется также значительными событиями в области художественной культуры. Вэтот период существенно расширяется круг затрагиваемых искусством тем. Создается первый трактат по архитектуре«Чжоули». в котором закрепляются строгие принципы четкой планировки города с указанием размеров и расположения зданий, ширины главных улиц и дорог.
Больших успехов достигает литература. К этому времени завершается создание знаменитого памятника китайской словесности — «Книги песен» — «Шицзин» (X1-VI вв. до н.э.), включившей в себя более 300 несен и стихов, отбор и редакция которых приписывается Конфуцию.
В этот период творит великий китайский поэт Цюй Юань (340- 278 до н.э.), который был одновременно и лириком и трагиком. Истоками его творчества были народная поэзия и мифы. Его произведения отличаются изысканной формой и глубоким содержанием. Оказавшись в изгнании, Цюй Юань создал оду «Скорбь изгнанника», ставшую поэтической исповедыо старца. Вторым большим поэтом стал Суп Юй (290-222 до н.э.), произведения которого наполнены надеждой и жизнерадостностью. Он стал первым певцом женской красоты и любви.
Своего наивысшего подъема культура Древнего Китая достигает на его завершающей стадии — с 111 в. до н.э. до 111 в. н.э. Этому способствовали глубокие изменения в других областях жизни.
Министр Циньского царства Шан Ян, опираясь на идеи легизма, выступил инициатором широких реформ, в результате которых было установлено единое законодательство и судопроизводство; отменены наследственные титулы и привилегии; место колесниц и бронзового оружия в армии заняли конница и железное оружие и т.д. Реформы проводились методами жесточайшего насилия и принуждения, однако благодаря им царство Цинь, опираясь на самую сильную армию, смогло подчинить себе все другие «борющиеся царства», став мощной и централизованной державой. В 221 г. до н.э. циньский правитель принял новый титул «хуанди» — «император Цинь». В 206 г. до н.э. династия Цинь уступает место новой династии Хань, которая остается у власти до конца существования Древнего Китая — до 220 г. н.э.
В эпоху Хань Китайская империя становится одной из сильнейших в мире. Ее население достигло 60 млн жителей, что составляло 1/5 мирового населения. Современные китайцы называют себя ханьцами.
В этот период Китай переживает настоящий социально-экономический расцвет. Страна покрывается сетью дорог, связавших центры провинций со столицей. Сооружаются многочисленные каналы как дешевые транспортные артерии, что стимулировало торговый обмен.
В сельском хозяйстве используются самые передовые технологии взращивания с использованием удобрений и севооборотов. Высокого уровня достигают ремесла. Особого выделения заслуживает производство шелка, где Китай обладал абсолютной монополией. Соседние с траны тщетно пытались раскрыть тайны шелковой технологии. К I в. до н.э. объемы производства шелка достигают огромных размеров. Он становится главным товаром китайского экспорта.
Примерно то же самое можно сказать о лаковом производстве. Созданный китайцами лак не знал себе равных. Он использовался для покрытия оружия и предметов воинского снаряжения, дерева и тканей, увеличивая срок их сохранности и придавая им прекрасный эстетический вид. Лаковые изделия имели огромный спрос как внутри страны, так и за ее пределами.
Величайшим достижением Древнего Китая стало изобретение бумаги (II-I вв. до н.э.), которая вызвала настоящий переворот во всей культуре. Не меньшее значение имело также доведенное до совершенства иероглифическое письмо, воспринятое в Корее, Вьетнаме и Японии.
В художественных ремеслах данного периода утверждаются черты зрелого и высокого совершенства, которые становятся основными стилистическими свойствами последующих эпох. В частности, бронзовые сосуды имеют более обтекаемые и простые формы, они утрачивают свой магический смысл. Орнамент уступает место инкрустации разноцветными металлами.
В Цинь-Ханьскую эпоху Китай устанавливает широкие и интенсивные связи с другими государствами. Особую роль в этом играл Великий шелковый путь протяженностью в 7 тыс. км, по которому шли торговые караваны в Среднюю Азию, Индию, Иран и страны Средиземноморья. Помимо шелка Китай поставлял на международный рынок железо, никель, драгоценные металлы, лаковые, бронзовые, керамические и другие изделия.
В Ханьский период складываются благоприятные условия для развития науки. Китайские ученые как бы подводят итоги, систематизируют уже накопленные знания о мире и смело идут дальше. В математике создается трактат «Математика в девяти книгах», где впервые в истории математической науки говорится об отрицательных числах и приводятся правила операций над ними.
В астрологии уточняется и расширяется карта звездного неба, на которой отмечается 28 созвездий, делается запись о наблюдении солнечных пятен, изобретается первый небесный глобус. В медицине составляется каталог медицинских книг, где перечислены 36 трактатов. содержащих сведения по различным болезням, пишется первый китайский трактат по фармакологии. К этому следует добавить изобретение первого в мире сейсмографа.
Не менее успешно развиваются гуманитарные науки. В частности, возникают филология, поэтика, составляются первые словари. Сыма Цянь (145-86 до н.э.) — «отец» китайской истории — создает фундаментальный труд «Исторические записки» (130 томов), в которых не только излагается почти вся древнекитайская история, но и даются сведения по истории соседних стран и народов.
Невиданный подъем переживает художественная культура. В Цинь- Ханьскую эпоху окончательно складываются классические формы традиционной китайской архитектуры, которые сохраняются до наших дней. Высокого уровня достигает градостроительство. Главные центры империи — Лоян и Чань-ань — отличаются четкой планировкой и красотой улиц. Китайские зодчие с успехом строили дома в два-три этажа и более, с многоярусной крышей из цветной черепицы. Самым знаменитым архитектурным памятником Древнего Китая стала Великая китайская стена. Наиболее известный ее участок (750 км) находится недалеко от Пекина, где она имеет ширину 5-8 м и высоту до 10 м. Вся же длина стены со всеми ответвлениями составляет более 6 тыс. км.
Не менее удивительным памятником является также погребальный комплекс императора Цинь Ши-хуанди. Он поражает не только своими грандиозными масштабами, но и содержимым гигантского подземного дворца. Помещения этого дворца заполнены рядами стоящих плечом к плечу фигур керамических воинов, коней и колесниц, выполненных в натуральную величину. Все это глиняное войско насчитывает три тысячи пехотинцев и всадников.
Значительного уровня достигает скульптурный рельеф. Наиболее интересными представляются рельефы из Шаньдуна, обнаруженные в погребальном храме знатного рода У, а также каменные рельефы их могильных склепов в Сычуане. На первых изображены сюжеты на религиозные и мифологические темы, сцены сражений, охоты, приема гостей и т.д. На вторых встречаются сцены из народной жизни — жатва, охота, тяжелый труд в соляных рудниках.
В Ханьский период появляется станковая живопись, о чем свидетельствует найденная часть картины с изображением на шелке девушки, феникса и дракона. Для развития живописи и изобразительного искусства большое значение имело изобретение волосяной кисти и туши.
Эпоха Хань была временем расцвета литературы, а последние ее десятилетия (196-220 н.э.) — считаются золотым веком китайской поэзии. Многие императоры поощряли развитие литературы и искусства. приближали ко двору лучших поэтов, писателей и ученых. Именно так поступал император Уди. создавший при своем дворе большую библиотеку и музыкальную палату, где собирались и обрабатывались народные песни, творились новые музыкальные произведения.
Самым выдающимся поэтом ханьской эпохи стал Сыма Сянжу (179-118 до н.э.). Он воспевал бескрайние просторы и красоты Империи, ее могущество, а также самого «великого человека» — императора Уди. Наиболее известными произведениями являются ода «Красавица» и песенка «Удочка», созданная в подражание народным лирическим песням. Блестящими поэтами были также Лу Цзя, Цзя И. Наряду с поэзией в ханьский период создаются первые крупные произведения художественной прозы, легенды, сказки, книги чудес и фантастики.
Наивысшего подъема и расцвета китайская культура достигнет позже, в середине века, однако все необходимые основы и предпосылки были заложены уже в древнекитайской цивилизации и культуре. Эпоха Чжаньго-Цинь-Хань имела для Китая и всей Восточной Азии примерно такое же значение, что и греко-римская культура для Западной Европы.
30.Утворення Перської держави.
В конце VII — начале VI в. Мидийская держава в результате разгрома Ассирии и Урарту овладела обширными пространствами Передней Азии (от реки Галиса в Малой Азии до пустынь Центрального Ирана). В состав созданного ею объединения, наряду с областями старых цивилизаций, был включён и ряд областей, населённых племенами, жившими в условиях первобытно-общинного строя или совсем недавно перешедшими к классовому обществу.
Одной из таких областей была Персида (современный Фарс) на юго-западе Иранского плоскогорья. Здесь сложилось раннеклассовое общество с характерным для него превращением родо-племенной знати в рабовладельцев, стремящихся к военной добыче и захватам. Воспользовавшись конфликтом между индийским царём Астиагом и мидийской знатью, недовольной, видимо, его политикой централизации государства, персидский царёк Кир II (Куруш) в результате трёхлетней войны захватил в 550 г. власть над всей страной. Мидийскую державу сменила Персидская.
Объединив после победы над Астиагом весь запад Ирана, Кир создал сильную армию, вербовавшуюся в основном из свободных общинников. Войско на древнеперсидском языке называлось словом кара, означавшим также и «народ». В этом выражалась особенность общественного строя Персиды, сохранявшей ещё, подобно другим областям древнего Ирана, сильные пережитки общинных порядков. Греческая традиция восхваляла Кира как организатора персидской армии, не знавшей в течение более полустолетия поражений и подчинившей все страны Ближнего и Среднего Востока, несмотря на сравнительную малочисленность персов и мидян, общее число которых, наверное, не достигало миллиона.
Победы персидского войска до известной степени были облегчены тем, что городская знать, храмы и торговые круги древних государств Восточного Средиземноморья были заинтересованы в создании такого объединения, которое могло бы способствовать расширению торговли. Полная неудача антиперсидского союза, заключённого в 547 г. между Лидией в Малой Азии, Вавилонией и Египтом, была в значительной мере обусловлена изменой определённой части господствующего класса союзных стран. В 546 г., после победы, одержанной на лидийской границе, войска Кира наводнили территорию Лидийского государства, взяли столицу его Сарды, а затем подчинили и греческие города-государства на западном побережье полуострова.
После завоевания Малой Азии Кир начал наступление на Вавилонию, столица которой Вавилон была превращена Навуходоносором II в мощную крепость, почти неприступную для военной техники того времени. Кир стремился постепенно отрезать Вавилон от окружающего мира и тем самым нанести удар торговле, которую Вавилон вёл на востоке с Западным Ираном, а на западе — с Сирией, Финикией и Палестиной. Греческий историк Геродот и вавилонский историк Берос свидетельствуют о том, что Кир начал непосредственное наступление на Вавилонию после того, как «он покорил всю Азию». О помощи Вавилонии со стороны Египта мы ничего не знаем. Очевидно, царь Египта Амасис II не нашёл возможным оказать сколько-нибудь серьёзную помощь своему союзнику, вавилонскому царю Набониду.
Прекращение внешней торговли привело к усилению в среде вавилонского господствующего класса группировок, которые готовы были ради экономических выгод отказаться от самостоятельности Вавилонского государства и примириться с включением его в состав Персидской державы. Ненадёжны были и наёмнические отряды вавилонской армии. Несмотря на всё это, часть вавилонской знати, связанная с войском, решила оказать сопротивление и поставила во главе войска сына Набонида Валтасара (Белшаррусура). В 538 г. Киру удалось захватить основную часть Вавилона. Лишь центральная, особо укреплённая часть города, в которой засел Валтасар с отборным военным отрядом, некоторое время оказывала ему сопротивление.
Вслед за покорением Вавилонии Кир намеревался завоевать последнее из великих древних государств, входивших когда-то в состав Ассирийской мировой державы,— Египет. Однако завоевание долины Нила было задачей весьма нелёгкой, так как Египет представлял собой в это время сильное и довольно сплочённое государство. Поэтому Кир начал тщательно подготовлять условия, которые обеспечили бы ему успех вторжения в долину Нила. С этой целью он возвратил на родину иудеев и финикийцев, находившихся в вавилонском плену со времени похода Навуходоносора, и разрешил иудеям восстановить город Иерусалим, получивший широкую автономию. Тем самым Иудея превращалась в удобный плацдарм для наступления на Египет. Возвращением пленных финикийцев Кир рассчитывал привлечь на свою сторону приморские города-государства Финикии, которые могли бы оказать ему помощь своим флотом в войне с Египтом.
studfiles.net
6 Культура Древнего Китая
Одной из древнейших цивилизаций, просуществовавшей тысячелетия и сохранившей, несмотря на все, катаклизмы, свою целостность и своеобразие, была китайская цивилизация, сформировавшаяся в бассейне рек Хуанхэ и Янцзы.
Великая культура Китая на протяжении трех с половиной тысячелетий в своем развитии неоднократно опережала культуру других стран: именно китайцы подарили человечеству искусство изготовления бумаги, изобрели книгопечатание, создали порох и придумали компас. Развитие китайской культуры поражает необычайно последовательным стремлением к совершенствованию человеческой мысли.
Корни китайской культуры уходят глубоко в древность. Уже в 3-м — 2-м тысячелетии до н. э. Китай был обширной страной, где владели пахотными орудиями, умели строить дома, крепости и дороги, торговали с соседними странами, плавали по рекам и отваживались выходить в море. Видимо, уже в то доисторическое время были заложены некоторые важнейшие особенности китайской культуры: высокий уровень строительного искусства, традиционность построек и религиозных обрядов, культ предков, рационалистическое смирение перед властью богов. Несмотря на бесчисленные войны, мятежи, разрушения, производимые завоевателями страны, культура Китая не только не ослабевала, а наоборот, всегда побеждала культуру завоевателей.
В течение всей истории китайская культура не утрачивала своей активности, сохраняя монолитность. Каждая из культурных эпох оставляла для потомков неповторимые по красоте, самобытности и разнообразию ценности. Произведения зодчества, скульптуры, живописи и ремёсел представляют собой бесценные памятники культурного наследия Китая.
Художественная культура
Художественная культура Китая впитала в себя основные духовные ценности, которые развивались в учениях даосизма и конфуцианства. Близость к природе, стремление к духовному совершенству, поиск гармонии в каждом явлении природы – будь то цветок, дерево, животное — позволили сформировать совершенно уникальное эстетическое сознание и художественную практику. Идея гармоничного соединения человека и природы пронизывает китайское искусство, начиная от каллиграфии до живописи. Даже письменность в традиционной китайской культуре рассматривается как особая область этики и эстетики. Китайская письменность (иероглифы) соединяла в себе этическое и эстетическое: по своеобразию написания угадывалось душевное состояние автора, а стилизованным формам письменности – каллиграфическим надписям — придавалось даже магическое значение. И они хранились в каждом доме. Иероглиф выступает как идеальная модель художественного произведения, в нем сочетаются строгость и простота формы с глубиной и символичностью содержания.
Одним из высших достижений древнекитайского искусства является живопись, в особенности живопись на свитке. Китайская картина-свиток – это совершенно новый вид искусства, созданный специально для созерцания, освобожденный от подчиненно декоративных функций. Основными жанрами живописи на свитке были исторический и бытовой портрет, портрет, связанный с заупокойным культом, пейзаж, жанр «птицы и цветы». Китайский портрет ханьской эпохи сочетал в себе реалистическую достоверность (так, фигуры воинов из гробницы Цинь Ши-хуанди явно передают индивидуальные черты их прототипов) и символичность, иногда граничащую с карикатурностью.
В китайской картине каждый предмет глубоко символичен, каждое дерево, цветок, животное или птица является знаком поэтического образа: сосна — это символ долголетия, бамбук — стойкости и счастья, аист — одиночества и святости и т.д. Форма китайских пейзажей — вытянутый свиток — помогала ощутить необъятность пространства, показать не какую-то часть природы, а целостность всего мироздания.
Все жанры древнекитайского искусства несли в себе глубокий нравственный смысл и идею совершенствования человека, настраивали на особое восприятие: восхищение природой, ее красотой и работой мастера. Наверное, поэтому красота китайских пейзажей с их особой выразительностью и особой символикой вызывает восхищение у европейцев, позволяет открывать им иное видение мира, иную эстетику.
studfiles.net
Художественная культура Китая История
Образование, науки, как и культура вообще, немыслимы без культа слова и его
образного выражения в письме. В Древнем Китае различают протописьменность в виде
кинеграмм и триграмм и иероглифику. Кинеграммы встречаются уже в эпоху неолита в
виде изображений кругов, спиралей, зигзагов на керамических изделиях. Создание
триграмм традиция приписывает первопредку китайцев Фу-си. Первые иероглифы
появляются в иньскую эпоху. Это обозначения «верха» и «низа». Согласно
преданиям, иероглифы изобрел Цзан Цзе, советник Хуан-ди. В начале чжоуской эпохи
насчитывалось уже 500 знаков. В качестве писчего материала использовались
бронзовые таблички. В конце чжоуской эпохи появились книги на бамбуковых
планках, соединявшихся в связки. Чернилами служил сок лакового дерева, а ручкой
– бамбуковая палочка (би). В циньскую эпоху насчитывалось уже более 3000
иероглифов, и по реформе Цинь Ши-хуанди они были разделены на 250 групп. Писчим
материалом был шелк, писали тушью. Во II веке до нашей эры была изобретена бумага.
Иероглифика является отражением совершенно иного типа мышления. Иероглиф
выступает образным знаком, передающим целостную информацию; он воспринимается
правым полушарием головного мозга, отвечающим за образно-ассоциативное
восприятие мира. Собственно, китайское письмо, это система иероглифов,
сложившаяся в середине II-го тысячелетия до нашей эры. Общее число знаков около
50 тысяч, но в настоящее время в современном языке используется 4-7 тысяч
символов. Китайское письмо легло в основу национального письма Японии и Кореи.
Письменность стала основой развития литературы. Уже в
чжоускую эпоху различались оды (фу), песни (юэфу), стихи (ши), различные жанры
прозы. Своеобразием китайского стихосложения являлась не фонетическая рифма, но
искусственная классификация чередующихся и повторяющихся иероглифов. Первым
известным поэтическим сводом является «Канон поэзии» («Ши цзин»), созданный в VI
веке до н.э. В него вошли 306 лучших песен, отобранных Конфуцием из 3000 собранных
им произведений. Среди них представлены песни самых блестящих придворных поэтов
и музыкантов, лучшие образцы народного песенного творчества. В III веке до нашей эры
был составлен мифо-поэтический «Каталог гор и морей» («Шан хай цзин»), где
повествуется о мифических и легендарных героях, крылатых и многоруких людях,
псоглавцах и пр. Тогда же возникли «Чуские строфы» («Чу цы»), созданные Цюй
Юанем. Здесь также главными персонажами были мифические герои, повествовалось о
поисках царства блаженных, о плодах бессмертия.
К чжоуской эпохе восходит возникновение прозы. Самым распространенным жанром был
рассказ (сяошо). Могут быть выделены «Жизнеописание Сына Неба Му» и «Старинные
предания об императоре У-ди».
В ханьскую эпоху зародился театр. В столице возводились специальные арены с
местами для зрителей. Ставились представления, в которых участвовали танцоры,
акробаты, музыканты. Использовались сложные технические средства, позволявшие
напускать на сцену туман, снег, осуществлять «превращения» животных в людей и
обратно; устраивались грандиозные представления с бутафорными дворцами,
павильонами, колесницами и даже кораблями.
Высокого совершенства достигли пластические искусства.
Самой громкой сенсацией века стало открытие в 1974 году в окрестностях города Сиань усыпальницы императора
Цинь Ши-хуанди. В ней была обнаружена «глиняная армия» из 7000 воинов,
пехотинцев, всадников, колесничих, двигавшихся на марше. Фигуры выполнены в
натуральную величину; детально воспроизводились вооружение, аммуниция,
индивидуальные черты лица.
В чжоускую эпоху существовала фресковая живопись, отвечавшая потребностям
погребального культа. В Ханьскую эпоху зародилась светская живопись на
проклеенном шелке.