Чистота и санитария в Индии. Мифы и реальность (фото). Гигиена в древней индии
Чистота и санитария в Индии. Мифы и реальность (фото)
Дата публикации 11 июля 2015. Опубликовано в Путешествия
Индию ну никак нельзя назвать чистой страной. Это связано с тем, что у народов этой ментальности абсолютно другое представление о чистоте и санитарии. Дошло до того, что из-за историй о том, что происходит на улицах Индии и мифов о невероятной индийской гигиене, некоторые туристы не хотят ехать в эту страну. Но на самом деле, на месте оказывается, что обстановка там совсем не такая, какую западные народы привыкли себе рисовать.
Да, население Индии, конечно же, нельзя назвать самым чистоплотным на планете, но, тем не менее, всё не так плохо, как могут описывать некоторые туристы. Начнём с того, что любой житель Индии ежедневно принимает душ. Некоторые даже два раза в день, так что уровень личной гигиены у них на высоте. Это связано с климатом Индии – жарким и влажным. Даже привыкшему человеку нелегко выдержать такие погодные условия без того, чтобы пару раз в день не заскочить в душ.
Индийские женщины испытывают чувство гордости, когда на их кухне вся посуда начищена до зеркального блеска. Поэтому местные хозяйки долгое время могут проводить за оттиранием своей посуды песком и угольной пылью.Уличные торговцы едой также следят за чистотой посуды, даже в бедной районе она никогда не будет грязной, потому что пища священна и ею дорожат.
Но это то, что касается личной гигиены индусов. Когда же речь заходит о чистоплотности вне дома, то здесь и начинается самое интересное.
Дело в том, что в Индии создаётся впечатление, что о таком понятии, как чистота вне дома, слышали всего пять процентов от всего миллиардного населения страны. Индусы не испытывают никаких мучений от выбрасывания остатков еды на улицу или на пол в общественном заведении. Также туристов может удивить поведение продавцов на рынке. Они не брезгуют перебирать фрукты без перчаток грязными руками, а потом эти же фрукты или овощи продавать туристам или местным жителям.
Но всё-таки самым ужасным источником неприятного запаха и загрязнений является тот факт, что индусы не стесняются справлять естественную нужду прямо на улице. Особенно это чувствуется при поездке по стране. Дорога в таких случаях обязательно будет пролегать через несколько деревушек, запах которых распространяется на несколько десятков метров вокруг селения. В таких местах знающие люди всегда закрывают нос, ведь терпеть этот запах невозможно.
Хотя, сегодня Индия принимает меры для того, чтобы восстановит чистоту в общественных местах. Сегодня определить чистоту помещения можно по присутствующему запаху хлорки – это отличительная черта всех чистых мест Индии. Также на улицах можно увидеть большое количество полицейских, которые следят за тем, чтобы улицы не загрязнялись.
Да, посещающему Индию впервые, местные нравы в вопросах общественной гигиены могут показаться ужасными. Но Индия – это намного больше, чем общественная гигиена. Поэтому формировать своё мнение об этой чудесной стране, основываясь только на этом – неверно.
В целом Индия это удивительная по красоте страна, богатая культура которой компенсирует все её недостатки.
Наталья, www.vitamarg.com
www.vitamarg.com
О гигиене, правилах поведения на улице и религии в Индии — рекомендации экспертов
О гигиене, правилах поведения на улице и религии в Индии: советы и рекомендации специалистов по безопасному пребыванию в Индии. Запреты и ограничения в Индии.
О загадочной Индии существует много мифов — хороших и плохих. Тем не менее, эта страна продолжает привлекать миллионы туристов. Индийская культура диктует туристам свои правила поведения.
О религии
В Индии очень распространен индуизм. Согласно этой религии, высший смысл жизни — достичь духовного просветления. На просторах страны вы можете встретиться с садху, или индийским отшельником, который проповедует чистую форму религии. При общении с садху, а также при посещении индийских храмов, нужно соблюдать определенные правила:
Перед входом в индийский дом (а особенно — в храм) снимайте обувь.
Не носите слишком открытую одежду.
Храмы и религиозные памятники в Индии принято обходить только по часовой стрелке.
По традиции, садху может предложить вам подношение: не отказывайтесь его принимать.
Странствующим духовным наставникам принято дарить небольшую денежную сумму в знак уважения и благодарности. Не попадитесь на удочку псевдоучителей и просто шарлатанов: настоящий садху никогда не будет выпрашивать у вас пожертвование или другую компенсацию за общение.
О гигиене
Ваши понятия о гигиене, скорее всего, будут очень отличаться от тех, с которыми вы столкнетесь в Индии. В маниакальную заботу о чистоте впадать не стоит, однако рекомендуется уделять больше внимания правилам личной гигиены. Например, руки необходимо мыть регулярно, а в случаях, когда вы не уверены в качестве воды, использовать влажные антибактериальные салфетки (незаменимая в Индии вещь!).
Если вы порезались или обожглись, тщательно обработайте рану. Учтите, что во влажном климате лечение ожогов и порезов будет проходить несколько дольше. Что касается питания, то некоторые путешественники советуют возить с собой пластиковый набор «вилка-ложка» (при желании, еще и кружка), а также не есть пищу, приготовленную на скорую руку и без термообработки.
На улице
Понятие «рыночные отношения» в Индии имеет буквальный характер: на индийских рынках принято торговаться и выпрашивать лучшую цену. Будьте также готовы к тому, что в Индии много бездомных и попрошаек, и иногда их жалкий вид — это игра на публику.
Индусы — народ очень добродушный. Они редко сердятся (кроме случаев, когда вы оскорбляете их святыни). Один или в группе, белый турист всегда привлекает внимание местных деревенских жителей. Тем не менее, чересчур развязное поведение стоит пресекать, т. к. вряд ли оно приведет к чему-то хорошему.
Не одевайте слишком открытую одежду (особенно это касается женщин). Во избежание сексуальных домогательств женщинам лучше появляться на индийских улицах в сопровождении кавалера. Кроме того, не следует гулять в малолюдных местах в темное время суток.
В целом, местное население настроено к приезжим весьма радушно, и при соблюдении несложных правил вы получите море удовольствия от общения с самобытной индийской культурой.
Материал подготовлен в рамках совместной программы «Безопасность туристов за рубежом» с порталом www.krayushenko.ru.
Помню страх при поездке в Индии. непонятно на чем.мопед с коляской такси.
D NOX 26.01.2018 - 11:57
Так елки палки, где тут эгзотика? Где восхваленная культура? А? В жопе наверное и в Шантарам для слабоумных от рождения.
trol 28.01.2018 - 11:04
хоспади, что это я сейчас посмотрел? Всё это гавнище обычно про мою страну говорят англо-саксы, а оказывается, они ещё и русско-язычной версией на Индию наезжают? Нет, ну, надо же, сначало они огромную страну, где множество этносов, на две части разделили: на Пакистан и Индию, а потом ещё продолжают наезжать?
ну народ то их не жалуется и не принимают никаких словесных действий а про физические действия вообще молчу,вот никто не наказывает там воров но наши не потерпят издевательств
Станислав Харитоненков 10.02.2018 - 17:17
Штаты бляать)) Ещё одна страна как и Африка, страны рабы, вот вам и Европейская экономика) А самогон бы попробовал)
Иван Иванов 12.02.2018 - 14:47
главное индийские фильмы где поют и танцюють. и КАК поют! зита и гита там. а на все остальное насрать. сучьи индусы. погань отстойная. общался немного с ними в Твери. почему - то их там охренительное количество. собаки. культурные только когда численное превосходство не на их стороне. твари.
Иван Иванов 13.02.2018 - 16:58
учаться вроде
Леонид Ли 15.02.2018 - 17:55
Наверное в Твери они строят что-то.
Оаоа О Ос 13.02.2018 - 16:35
какой народ такая и жизнь это и России касаеться
александр рубан 14.02.2018 - 23:58
если не нравица пусть в штаты едут
Альфрет Шупрел 16.02.2018 - 05:08
всем кто хочет узнать побольше то посмотрите фильм( миллионер из трушеп ) там довольно все чесно показали
Akbar Zhusupov 17.02.2018 - 21:17
Камасутра короче говоря у Индусов. Трахаются без призика. Вот и больше чем китайцев.
Александр Снаров 20.02.2018 - 04:12
Прямо всё как у нас в России )) Только у нас двери на два замка и решётку закрывать приходится :(
UBIVATOR 21.02.2018 - 21:56
индия очень похожа на россию
Майя Макарова 24.02.2018 - 02:01
да, все так и есть. Визит в Индию был шоком
pprog15.com
Медицина в Индии
К концу IV — началу III тысячелетия до н. э. в Индии сложился рабовладельческий строй, остатки патриархальной общины сохранялись еще долго.
Население рабовладельческой Индии делилось на касты: брахманов — жрецов; воинов — кшатрии, свободных крестьян, ремесленников и торговцев — вайшьи, рабов — шудра, даса — совершенно бесправную касту, обязанную «со смирением» обслуживать остальные. Не только браки, но и другие формы общения (например, совместная еда) между людьми привилегированных каст и простым народом, между свободными и рабами были запрещены и карались. Кастовое деление пережило рабовладельческий строй. Как способствующее эксплуатации трудящихся масс оно сохранилось в Индии также в условиях феодализма и капитализма, в частности его старались всячески поддерживать английские колонизаторы.
Источниками для изучения медицины древней Индии являются: свод законов Ману (1000—500 лет до н. э.), «Веды» — сборники бытовых и религиозных предписаний, часто в художественной форме, произведения народного эпоса, законы Ману, дошедшие до нас в более поздних переделках первых веков н. э. По законам Ману врач за неудачное лечение подлежал штрафу, размер которого определялся кастовым положением больного. Положение врача в индусском рабовладельческом обществе обрисовано в «Риг-Веде»: «Наши желания различны: возчик жаждет дров, врач — болезней, а жрец — жертвенных возлияний». Здоровье считалось результатом нормального сочетания трех начал организма: воздушного (газообразного, аналогично «пневме» древних греков), слизи и желчи. Три органических начала считались ближайшим образом связанными с основными элементами или стихиями природы.
Сильную сторону медицины в древней Индии составляли элементы гигиены. В законах Ману освещены многие вопросы гигиены: о влиянии климата и времен года на здоровье, чистоте в жилище, правилах личной гигиены, гимнастике, питании, умеренности в пище, раннем вставании, гигиене рта, купании, опрятности в одежде, стрижке волос и ногтей. Законы Ману осуждали пресыщение, ограничивали употребление мяса и рекомендовали свежую растительную пищу, а также молоко и мед. Обращалось внимание на чистоту посуды. Тщательно были разработаны правила ухода за телом: чистка зубов щетками и порошками, купание, растирание тела, смена одежды и др. Остатки пищи, грязную воду, мочу, экскременты предлагалось относить далеко от дома. Гигиенические предписания относились в первую очередь к привилегированным кастам, в меньшей степени к подчиненным им и совершенно не имели в виду рабов.
Наряду с личной гигиеной существовали и элементы гигиены общественной. При раскопках в Махенджо-Даро (в северо-западной Индии) обнаружены относящиеся к концу IV — началу III тысячелетия до н. э. следы благоустройства крупного древнеиндийского города: была организована городская канализация, причем главные магистрали этих труб достигали в диаметре 2 м. Каждый дом имел бассейн.
Религия в Индии, сначала брахманизм, позднее сменивший его буддизм, как и в других странах, оказала сильное влияние на медицину. Поэтому в дошедших до нас текстах «Вед» (в более поздней их редакции) и в большинстве других документов, посвященных медицине, к собственно медицинским моментам присоединены молитвословия, заклинания и т. п.
Материалистическая мысль в Древней Индии была неразрывно связана с зачатками естествознания. Имеются прямые свидетельства о наличии у древних индийцев некоторых медицинских представлений, аналогичных тем, которых впоследствии придерживался Гиппократ.
Источником сведений по медицине древней Индии является письменный памятник Аюрведа («Знание жизни»), составление которого относится к IX—III векам до н. э. Известны три редакции Аюрведы. Наиболее полную редакцию написал врач Сушрута. Его книга представляет собой обширную энциклопедию медицинских знаний, где наряду с отражением жреческой медицины имеются элементы рациональной медицины, опирающиеся на многовековой опыт народа.
Причинами болезней признавался не только гнев богов, но также изменение климата и погоды, нарушение диеты, правил личной гигиены. Врач опрашивал больного, осматривал его, ощупывал, обращал внимание на цвет и температуру кожи, состояние языка, исследовал цвет и запах отделений.
В Аюрведе описаны признаки более 150 остры" и хронических, общих и местных болезней мозга, сердца, живота, мочевых и половых органов, суставов и других частей тела. Наряду с диетическими советами, рекомендацией массажа и ванн описано 760 лекарственных растений. Применялись средства животного происхождения (молоко, сало, мозг, желчь). Из минеральных веществ наиболее часто использовалась ртуть. В индийской медицине лекарства распределялись по их действию. Были известны потогонные, рвотные, слабительные, мочегонные, наркотические и возбуждающие средства, которые применялись в различных формах (порошки, пилюли, настои, настойки, отвары, мази, втирания, окуривание, вдыхание, обливание). При назначении лекарств учитывались времена года, погода, телосложение больного, его темперамент, пол, возраст, характер болезни.
В Аюрведе описано более 120 хирургических инструментов. Врачи Древней Индии умели производить много хирургических операций: кровопускание, ампутация, грыжесечение, камнесечение, лапаротомия, удаление катаракты, пластические операции на лице для возмещения дефектов ушей, носа и губ («индийский способ»), знали ряд акушерских приемов (повороты плода на ножку и головку, операции краниотомии и эмбриотомии). Приписываемое римскому автору К. Цельсу описание классических признаков воспаления (краснота, припухлость, жар, боль и нарушение функции) приведено в Аюрведе. Там же описаны широко распространенные позднее в эпоху феодализма в Европе способы лечения ран повязками, пропитанными маслами, и заливание ран кипящими жидкостями, а также специфическое для китайской медицины лечение иглоукалыванием.
У индийцев вскрытие трупов не преследовалось, но способы анатомирования были несовершенны. Труп подвергался мацерации в течение / суток в проточной воде. После этого отмоченные части последовательно соскабливались щеткой или корой, либо просто наблюдался процесс естественного разложения. Анатомические термины, встречающиеся в «Ведах», свидетельствуют о наличии неточных анатомических знаний (в том числе о головном и спинном мозге).
В Аюрведе содержатся правила поведения врача, от которого требуются высокие моральные и физические качества, говорится о подготовке врачей специальными наставниками, принадлежащими к высшему врачебному сословию.
Медицина в Месопотамии. В конце III и начале II тысячелетия до н. э. началось возвышение Вавилонского государства. Позднее, в I тысячелетии до н. э., в северо-восточной части Месопотамии, выдвинулась Ассирия. Из этих государств главное место в хозяйственном и культурном развитии, в частности в медицине, принадлежало Вавилону.
Дошедшие до нас многочисленные памятники говорят о медицине в Древних рабовладельческих государствах, существовавших в Двуречье Гнгра и Ефрата, за 20—17 веков до н. э.
духов (благодетельных и злых, богов и дьяволов), а направляются в своем течении влиянием небесных светил Болезнь всегда представлялась как нечто постороннее, как следствие проникновения в тело болезненных демонов. Такие представления о болезни обусловливали и лечебные мероприятия; чтобы излечить больного, следует прежде всего изгнать демона, вызвавшего болезнь. Широко были распространены амулеты, талисманы, дощечки с молитвами и заклинаниями у дверей жилища, идолы добрых духов; они должны были отпугивать злого демона. При лечении применялись символические приемы: ощипывание луковицы, разматывание клубка шерсти, рассыпание зерен хлеба и сметание их опять в кучу, сковывание больного и освобождение от оков, распутывание от узлов. Лепились и сжигались фигурки демонов. Большую роль играло гадание по внутренностям животных, в частности рассматривание печени жертвенных животных (главным образом овец). До нашего времени дошли глиняные и бронзовые модели печени, разделенные чертами на части; на каждой части имеется текст, служащий руководством к предсказанию по состоянию данной части печени. По таким моделям печени обучались будущие жрецы-врачи в принадлежавших государству медицинских школах, которые существовали в Вавилоне. Наряду с мистическими представлениями и магическими действиями медицина Вавилона и Ассирии признавала и рационалистические причины здоровья и болезни и применяла средства народной эмпирической медицины. Вавилонские врачи приготовляли отвары из растений, давали их больным внутрь, делали мази для наружного применения, натирания, назначали ванны и обливания, ставили кровососные банки и проводили кровопускание.
До нашего времени сохранился обширный памятник вавилонского законодательства — законы царя Хаммурапи, составленный в XVIII веке ДО н. э.; в нем систематизированы и обобщены многочисленные, еще более древние законы, регулирующие все стороны жизни. Свод законов Хаммурапи представляет собрание статей судебника, вырезанных клинописью на большом базальтовом столбе. Ряд статей посвящен условиям деятельности врача и его судебной ответственности в разных случаях.
Геродот, греческий историк, живший в V веке до н. э., описал своеобразный древний вавилонский обычай: больных выводили на людные площади и проходящие мимо давали им подробные советы по личному опыту «в силу отсутствия в Вавилоне врачей».
Врачи в Вавилоне были недоступны для малоимущих, не располагавших необходимыми средствами для оплаты.В вавилонских, а позднее в ассирийских медицинских клинописных записях на обожженых плитках встречается перечень симптомов заболеваний: боли в желудке (указываются даже места — «у сердца» и др.), жжение, рвота (отдельно указывается рвота желчью), желтуха (общая и местная), изменение цвета языка, метеоризм, понос, потеря аппетита, мышечные боли и др. Упоминается кашель, поражения глаз и кожи, опухоли; описывается «удар», приведший к параличу. Часто описывается лихорадочное состояние. Некоторые знания вавилонян в области анатомии были связаны с жертвоприношениями. Рассечение жертвенных животных давало известные анатомические познания.
Для изгнания демонов в ассирийской медицине (как и в вавилонской более позднего периода) часто употреблялись вещества, вызывающие отвращение (кал людей и животных, противные по вкусу лекарства и т. п.). Считалось, что противное больному должно быть противно и засевшему в нем демону. У ассиро-вавилонян медицина тесно связывалась с астрологией: при прогнозе большое значение придавалось положению светил и специальному астрологическому календарю (счастливые и несчастные числа для начала лечения, операции, родов и пр.). С расположением светил связывалось возникновение и ход эпидемий, часто поражавших все страны Древнего Востока. Ассиро-вавилонская астрология перешла затем в обиход других народов и в последующие эпохи занимала большое место, в частности в медицине.
При раскопках крупнейших городов (Вавилона, Ниневии) обнаружены следы благоустройства: остатки мостовых, водопровода и канализации из глиняных труб; имелись законы об удалении из городов больных заразными болезнями, в первую очередь «проказой». При этом необходимо иметь в виду, что общим названием «проказа» нередко обозначались и другие заболевания: оспа, экзема, сифилис.
Для лечения использовались растительные средства, средства животного происхождения, из минеральных веществ — нефть, применялись компрессы, массаж. Были разработаны способы приготовления лекарств: растворение, кипячение, фильтрация и др. Различался прием лекарств натощак и после еды. Описаны поильник Для больных и другие предметы ухода.
При раскопках дворца ассирийского царя Ашшурбаиипала в Ниневии (VII век до н. э.) найдены обожженные плитки с записями клинописью, в том числе около 1000 с медицинскими. Эти тексты медицинского содержания отражают преобладание культовых моментов в медицине над эмпирическими наблюдениями.
В некоторых текстах имеется прямое указание, что предназначаются они для «заклинателя, отправляющегося в дом больного».
studfiles.net
Гигиена в Индии: где туалетная бумага?
Путешествуя по Индии, не рассчитывайте на чистые полы и сверкающие туалеты. Брезгливым туристам в этой стране придется несладко.
У индусов свое понятие о гигиене, которое отличается от европейского. Где путешественник, поморщившись, закроет нос, местный житель вдохнет полной грудью. Даже неприхотливых студентов перещеголяли: еда, лежащая на полу более минуты, без колебаний подается на обеденный стол. Туристам, привыкшим к комфорту, придется, скрепя сердце, приспосабливаться. Ведь, как говорится, в чужой монастырь со своим уставом не ходят.
Как пользоваться индийскими туалетами
К туалетам у индусов особое отношение. Многие мужчины справляют нужду на улице, у всех на виду. Соответственно, запах в таких импровизированных уборных стоит ужасный. Местные жители не видят в этом ничего скандального и не обращают внимание. prashanth.photoshelter.com
Городские туалеты в Индии или бесплатны, или стоят 2–5 рупий. Как и у нас, они разделены на мужскую и женскую часть. По состоянию напоминают отечественные бесплатные — такая же вонь и грязь. Нет ни унитазов, ни мыла, ни сушилки для рук. Женские кабинки сперва вызывают недоумение — только в одной или двух есть желоб, в остальных же — абсолютно гладкая поверхность без намека на канализационный сток. Только внимательно присмотревшись, можно заметить небольшое отверстие между полом и стеной, как в душе. Разные типы кабинок предназначены для разных нужд.
Если вы не можете вытерпеть удушающий смрад городских туалетов в Индии, зайдите в кафе. Не обязательно что-то покупать — с иностранца за это денег не потребуют. В заведениях туалеты чище, иногда даже есть унитазы и жидкое мыло.
Запаситесь туалетной бумагой, которая у индусов не в почете. Цены на нее баснословные и порой превышают 50 рупий (1 $). Продается туалетная бумага в крупных магазинах, а также в бюджетных гостиницах для самостоятельных путешественников. В дорогих отелях для иностранцев есть как унитазы, так и бумага.
Вместо туалетной бумаги индусы используют воду, зачерпывая ее ковшиком из ведра. В каждой кабинке внизу есть кран, из которого набирают в емкость воду и поливают себя. Иногда есть шланги, которые напрямую подсоединены к крану. Учтите, что в этом случае вам нужны будут салфетки, чтобы вытереться насухо.
Как соблюдать гигиену в индийских храмах
Вызывает сомнения и чистота индийских храмов, в которые принято заходить босиком. Несмотря на то, что перед входом нужно помыть ноги в специальном желобе, есть огромный риск подхватить всякую заразу. В некоторых храмах живут обезьяны и крысы, которые могут переносить опасные заболевания. Ополосните ступни не только перед храмом, но и после его посещения. Если у вас есть порезы или царапины, наденьте носки.
В крупных туристических местах иногда выдают одноразовые бахилы. Например, они включены в стоимость билета в Тадж-Махал вместе с бутылкой воды и выдаются возле касс.
В некоторых храмах вам в руки могут насыпать освященный сахар, который по традиции нужно немедленно съесть, не уронив ни единой гранулы. В кришнаитских местах — налить в ладони сладкую жидкость, которую залпом нужно выпить. Поэтому ополоснув ступни, заодно хорошо помойте руки перед входом в святилище. Depositphotos
Как обращаться с водой
Вопрос с водой в Индии стоит особенно остро. В реках, из которых набирают воду для питья, местные жители стирают белье и моются. Над священной рекой Ганга развеивают золу после кремации умерших, а в воду опускают тела беременных женщин и детей. По умолчанию туда выбрасывают мусор и отводят канализацию. Не обманывайтесь, глядя на индусов, которые бесстрашно заходят в воду — у них уже выработался иммунитет против местных инфекций. Для европейца купание в индийской реке может быть очень опасным.
Вода в Индии, которая течет из крана, тоже поступает из рек. Кроме бактерий и вирусов, в воде содержатся химические отходы, которые индийские заводы сливают в реки. Пить воду из крана нельзя. Чистить зубы, мыть овощи и фрукты тоже нужно водой из бутылок. Depositphotos, by Sam D Cruz;
В кафе перед трапезой обычно приносят воду в кувшине и разливают ее по стаканам. Местные жители пьют ее без вопросов, а иностранцу стоит поберечься и заказать воду в бутылках. Также нежелательно употреблять свежевыжатые соки и напитки со льдом. Не факт, что перед тем, как выжать фрукт, его моют. Лед же делается из той же воды, что и в кувшинах. Не повторяйте за индусами — мойте фрукты и овощи, а еще лучше — срезайте с них кожуру.
Самое главное правило личной гигиены — часто мыть руки или использовать антибактериальный гель. Его можно найти в любом магазине за 50 рупий (1 $). Создайте для коварных бактерий двойной барьер — сначала помойте руки, а затем продезинфицируйте их гелем.
tourmaximum.ru
Экскурс в прошлое 2 | Гигиена вчера и сегодня
Многие историки медицины высоко ценили гигиенические предписания древних иудеев. Гигиениста Франка особенно восхищало, что у них предусмотрены многие «...ничтожные мелочи обыденной жизни».
В Египте широко применяли массаж, омовение. В качестве профилактики принимали слабительные, мочегонные и потогонные средства, чтобы удалить из тела «испорченные вещества», прибегали и к кровопусканию.
Археологи натолкнулись на остатки отдельных видов санитарного благоустройства во дворцах и кварталах знати. Греческий историк Геродот, путешествовавший по Египту в V веке до н. э., утверждал, что египтяне самые здоровые люди.
Главным источником сведений о гигиене в древней Индии служит свод законов Ману (а это ни много ни мало 1000—500 лет до н. э.). Что же рекомендуют законы Ману? Поддерживать чистоту в жилище, соблюдать правила личной гигиены, умеренность в пище, опрятность в одежде и т. д. Довольно детально разработаны правила ухода за телом, обращения с посудой. Бытовые отходы предлагается относить далеко от дома.
Не забывали в государстве и о гигиене общественной. Так, при раскопках в Мохенджо-Даро, в северо-западной Индии, даже найдены следы относящейся к концу 4 — началу 3-го тысячелетия до н. э. городской канализации.
По расцвету общественной гигиены в древности, пожалуй, на первое место следует поставить Рим. И теперь, подъезжая к столице бывшей Римской империи по знаменитой Виа Аппиа, можно увидеть четкий силуэт величественного акведука. Всего насчитывалось 30 таких акведуков, порой поднятых арками чуть ли не на 30 (!) метров. Водопровод, то возносясь вверх, то ныряя под землю, доставлял в сутки примерно 1000 литров воды на человека. Кое-где эти уникальные сооружения используются до сих пор *.
Разветвленная система скрытых каналов удаляла из города жидкие нечистоты и атмосферные осадки. Основной коллектор имел в высоту более 5, а в ширину — 4 метров.
Поражают грандиозностью развалины термов Каракаллы и Диоклетиана. Одновременно они вмещали по 1800 и 3200 купающихся. Выражаясь современным языком, термы были замечательными оздоровительными комплексами: холодные и горячие бани, плавательный бассейн, комнаты для массажа, дорожки для прогулок, гимнастический зал, стадион. Здесь же устраивались спортивные состязания. Между прочим, в 1960 году, в дни XVII Олимпийских игр, в термах Каракаллы проходили соревнования по гимнастике.
Термы служили и своеобразными клубами, где назначали встречи друзьям, обсуждали за обедом всяческие новости, и храмами искусства, украшенными изумительными росписями, скульптурами («Лаокоон», «Фарнезский бык»).
«Есть ли что-нибудь хуже Нерона,— восклицает поэт I в. н. э. Марциал,— и есть ли что-нибудь лучше его терм!»
В средние века наступает мрачный период и для развития гигиены. Всесильная церковь еще в IV веке провозгласила «авторитет священного писания выше всех способностей человеческого разума». Забывается, искореняется культ гигиены древних. Разбираются термы, и камни идут на возведение церквей; арены цирков застраиваются жилыми зданиями, гимнасии (общественные школы физического воспитания) превращаются в храмы.
Средневековый город становится рассадником заразы. Воочию убедимся в этом, совершив прогулку по его улицам.
Над головой на разном уровне нависают эркеры, отчего улочки кажутся еще более узкими и кривыми. Дома отапливаются дровами (позднее начали применять древесный или каменный уголь), от вытяжных труб стелется густой дым. Прямо из окон на головы прохожих выливают помои, выкидывают отбросы. Устраивают, правда, и специальные клоаки для отходов, но они очищаются, увы, далеко не регулярно.
Улицы изрыты колеями, вспаханы копытами коней. В дождливую погоду покрываются грязевыми холмами, которые чередуются с такими глубокими лужами, что и лошадям преодолеть их непросто.
* Сведения относятся к 1969 году.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8
www.medical-enc.ru
Медицина в Древней Индии.
Медицина Медицина в Древней Индии.
просмотров - 29
Медицина Древнего Египта оказала большое влияние на медицину греков, евреев и арабов.
К концу IV — началу III тысячелетия до н. э. в Индии сложился рабовладельческий строй, остатки патриархальной общины сохранялись еще долго.
Население рабовладельческой Индии делилось на касты: брахманов — жрецов; воинов — кшатрии, свободных крестьян, ремесленников и торговцев — вайшьи, рабов — шудра, даса — совершенно бесправную касту, обязанную «со смирением» обслуживать остальные. Не только браки, но и другие формы общения (к примеру, совместная еда) между людьми привилегированных каст и простым народом, между свободными и рабами были запрещены и карались.
Источниками для изучения медицины древней Индии являются: свод законов Ману (1000—500 лет до н. э.), «Веды» — сборники бытовых и религиозных предписаний, часто в художественной форме, произведения народного эпоса, законы Ману, дошедшие до нас в более поздних переделках первых веков н. э. По законам Ману врач за неудачное лечение подлежал штрафу, размер которого определялся кастовым положением больного. Положение врача в индусском рабовладельческом обществе обрисовано в «Риг-Веде»: «Наши желания различны: возчик жаждет дров, врач — болезней, а жрец — жертвенных возлияний». Здоровье считалось результатом нормального сочетания трех начал организма: воздушного (газообразного, аналогично «пневме» древних греков), слизи и желчи. Три органических начала считались ближайшим образом связанными с основными элементами или стихиями природы.
Сильную сторону медицины в древней Индии составляли элементы гигиены. В законах Ману освещены многие вопросы гигиены: о влиянии климата и времен года на здоровье, чистоте в жилище, правилах личной гигиены, гимнастике, питании, умеренности в пище, раннем вставании, гигиене рта͵ купании, опрятности в одежде, стрижке волос и ногтей. Законы Ману осуждали пресыщение, ограничивали употребление мяса и рекомендовали свежую растительную пищу, а также молоко и мед. Обращалось внимание на чистоту посуды. Тщательно были разработаны правила ухода за телом: чистка зубов щетками и порошками, купание, растирание тела, смена одежды и др. Остатки пищи, грязную воду, мочу, экскременты предлагалось относить далеко от дома. Гигиенические предписания относились в первую очередь к привилегированным кастам, в меньшей степени к подчиненным им и совершенно не имели в виду рабов.
Наряду с личной гигиеной существовали и элементы гигиены общественной. При раскопках в Махенджо-Даро (в северо-западной Индии) обнаружены относящиеся к концу IV — началу III тысячелетия до н. э. следы благоустройства крупного древнеиндийского города: была организована городская канализация, причем главные магистрали этих труб достигали в диаметре 2 м. Каждый дом имел бассейн.
Религия в Индии, сначала брахманизм, позднее сменивший его буддизм, как и в других странах, оказала сильное влияние на медицину. По этой причине в дошедших до нас текстах «Вед» (в более поздней их редакции) и в большинстве других документов, посвященных медицине, к собственно медицинским моментам присоединены молитвословия, заклинания и т. п.
Материалистическая мысль в Древней Индии была неразрывно связана с зачатками естествознания. Имеются прямые свидетельства о наличии у древних индийцев некоторых медицинских представлений, аналогичных тем, которых впоследствии придерживался Гиппократ.
Источником сведений по медицине древней Индии является письменный памятник Аюрведа («Знание жизни»), составление которого относится к IX—III векам до н. э. Известны три редакции Аюрведы. Наиболее полную редакцию написал врач Сушрута. Его книга представляет собой обширную энциклопедию медицинских знаний, где наряду с отражением жреческой медицины имеются элементы рациональной медицины, опирающиеся на многовековой опыт народа.
Причинами болезней признавался не только гнев богов, но также изменение климата и погоды, нарушение диеты, правил личной гигиены. Врач опрашивал больного, осматривал его, ощупывал, обращал внимание на цвет и температуру кожи, состояние языка, исследовал цвет и запах отделений.
В Аюрведе описаны признаки более 150 острых и хронических, общих и местных болезней мозга, сердца, живота͵ мочевых и половых органов, суставов и других частей тела. Наряду с диетическими советами, рекомендацией массажа и ванн описано 760 лекарственных растений. Применялись средства животного происхождения (молоко, сало, мозг, желчь). Из минеральных веществ наиболее часто использовалась ртуть. В индийской медицине лекарства распределялись по их действию. Были известны потогонные, рвотные, слабительные, мочегонные, наркотические и возбуждающие средства, которые применялись в различных формах и разными способами (порошки, пилюли, настои, настойки, отвары, мази, втирания, окуривание, вдыхание, обливание). При назначении лекарств учитывались времена года, погода, телосложение больного, его темперамент, пол, возраст, характер болезни.
В Аюрведе описано более 120 хирургических инструментов. Врачи Древней Индии умели производить много хирургических операций: кровопускание, ампутация, грыжесечение, камнесечение, лапаротомия, удаление катаракты, пластические операции на лице для возмещения дефектов ушей, носа и губ («индийский способ»), знали ряд акушерских приемов (повороты плода на ножку и головку, операции краниотомии и эмбриотомии). Приписываемое римскому автору К. Цельсу описание классических признаков воспаления (краснота͵ припухлость, жар, боль и нарушение функции) приведено в Аюрведе. Там же описаны широко распространенные позднее в эпоху феодализма в Европе способы лечения ран повязками, пропитанными маслами, и заливание ран кипящими жидкостями, а также специфическое для китайской медицины лечение иглоукалыванием.
У индийцев вскрытие трупов не преследовалось, но способы анатомирования были несовершенны. Труп подвергался мацерации в течение суток в проточной воде. После этого отмоченные части последовательно соскабливались щеткой или корой, либо просто наблюдался процесс естественного разложения. Анатомические термины, встречающиеся в «Ведах», свидетельствуют о наличии неточных анатомических знаний (в том числе о головном и спинном мозге).
В Аюрведе содержатся правила поведения врача, от которого требуются высокие моральные и физические качества, говорится о подготовке врачей специальными наставниками, принадлежащими к высшему врачебному сословию.
Читайте также
- Медицина в Древней Индии.
Медицина Древнего Египта оказала большое влияние на медицину греков, евреев и арабов.
К концу IV — началу III тысячелетия до н. э. в Индии сложился рабовладельческий строй, остатки патриархальной общины сохранялись еще долго.
Население рабовладельческой Индии делилось... [читать подробенее]
- Медицина в Древней Индии.
Медицина Древнего Египта оказала большое влияние на медицину греков, евреев и арабов.
К концу IV — началу III тысячелетия до н. э. в Индии сложился рабовладельческий строй, остатки патриархальной общины сохранялись еще долго.
Население рабовладельческой Индии делилось... [читать подробенее]