Легенды об основании Рима кратко. Легенда основания древнего рима
Основание Рима. Мифы и предания Древнего Рима
Основание Рима
Вернув деду царство, Ромул и Рем отправились строить новый город на берегу Тибра, и с ними ушло много людей, большая часть которых была беглыми рабами, присоединившимися к Ромулу во время мятежа. Места в Альбе-Лонге им не нашлось, и в поисках лучшей жизни они последовали за своим вождем.
На зеленых холмах разбили лагерь люди Ромула и Рема, но не успели приняться за работу, как между братьями разгорелся жаркий спор. Братья были во всем равны, оттого не могли решить, ни чьим именем назвать будущий город, ни где его строить: Ромул выбрал для этого холм Палатин, где росла приютившая братьев смоковница, Рем — Авентин, и им не удавалось примириться. Договорившись решать спор с помощью вещих птиц, братья сели каждый на своем холме и стали ждать.
История Ромула и Рема. Художник П. да Кортона
Говорят, первому знамение явилось Рему: шесть коршунов пролетели над Авентином. Уже успели возвестить о знамении, как Ромул передал, что ему явилось двенадцать коршунов. Некоторые полагают даже, что Ромул соврал. Так или иначе, нашлись люди, поддержавшие каждого из братьев: кто-то отдавал предпочтению первенству знамения, кто-то — количеству птиц. Завязалась драка, и в этой драке Рем получил смертельный удар.
Есть, впрочем, и другая версия, более распространенная. По ней Ромул на Палатинском холме готовился строить стены и начал копать ров, Рем же издевался над братом и в насмешку над его работой перепрыгнул через ров. Ромул в гневе убил его, воскликнув: «Так погибнет всякий, кто перескочит через мои стены». Еще говорят, будто бы, перепрыгнув через ров, Рем сам замертво упал на землю.
Ромул остался единоличным властителем и, принявшись строить город на Палатинском холме, дал ему свое имя — Рим, на латыни же он называется Roma. На месте будущего форума вырыли круглую яму, в которую каждый бросил горсть земли, принесенную из родного края, и всю эту землю перемешали. Вокруг ямы очертили линию, проведя границу города, и Ромул сам запряг в плуг быка и корову и по намеченной черте пропахал борозду, а за ним шли люди, всю поднятую землю скидывая внутрь. По этой борозде построили в будущем стену, там же, где наметили ворота, плуг пронесли на руках, оттого вся стена, кроме ворот, считалась священной. Город внутри этих стен получил имя «Квадратного Рима» по очертаниям каменных укреплений.
После Ромул дал людям законы, и стали римляне единым народом. От того дня вели они свою историю, по нашему же летоисчислению произошло это в 753 году до нашей эры.
Деций Мус обращается к легионам (фрагмент). Художник П. П. Рубенс
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
history.wikireading.ru
Возникновение Рима: легенды и исторические события
Возникновение Рима: легенды и исторические события
Министерство образования и науки Российской федерации
ГОУ ВПО Владимирский государственный университет
Кафедра истории и теории культуры
Реферат
по культурологии
Возникновение Рима: легенды и исторические события
Работу выполнил:
ст. гр. ПМИ-108 Калаева Д.И.
Работу принял:
Чеснокова Надежда Владимировна
Владимир, 2012
Содержание
Введение
Глава 1. Легенда о Ромуле и Реме
Глава 2. Возникновение Рима с точки зрения науки
Заключение
Литература
Приложение
Введение
Современный город Рим является столицей Итальянской республики, одним из крупнейших городов Западной Европы. Однако в древности в слово «Рим» вкладывалось другое содержание. В древности Рим - это не только название одного города: это одновременно цивилизованное общество и государство, возникшее в VIв. до н.э. на территории Апеннинского полуострова, а позднее включившее в свои границы всё средиземноморье. В VI-IV вв. до н.э. римское общество и государство представляло собой одну из разновидностей полисных структур, во многом аналогичных греческим крупным полисам типа Афин или Спарты. В IIIв. до н.э. Рим уже опасный соперник для всех крупнейших эллинистических государств. В конце IIIв. до н.э. Рим становится господствующей силой в Западном Средиземноморье.
В I-IIвв. Древний Рим - мировая империя, раскинувшаяся по всем берегам Средиземноморья, включающая обширные области западной и Юго-Восточной Европы, Передней Азии и Северной Африки.
Во всемирно-историческом развитии роль истории Древнего Рима очень велика: именно в Древнем Риме рабовладельческая формация достигла наибольшей законченности и глубины, выявила с наибольшей полнотой все свои характерные признаки; в рамках древнеримской истории была создана одна из великих многонациональных держав в мировой истории.
Древний Рим оставил богатое культурное наследие, ставшее частью жизни и культуры современного человечества. Величественные остатки римских городов, зданий, театров, амфитеатров, цирков, дорог, мостов, триумфальных арок и колонн, храмов и портиков поражают современного человека не только своим великолепием, качеством постройки, но и эстетической техникой. Во всем этом - реальная связь римской древности с современной действительностью, зримое доказательство того, что римская цивилизация легла в основу европейской культуры, а через неё и всей современной цивилизации в целом.
Существует знаменитая легенда возникновения Рима, исходя из нее принято считать день возникновения Рима - 21 апреля 753 г. до н. э. В данном реферате будет рассмотрена легенда, а также мнения археологов, основанные на фактах.
Значит ли, что в легенде об основании Рима нет ни слова правды и она является сплошной выдумкой? С этим вопросом я постараюсь разобраться в следующих главах.
Глава 1. Легенда о Ромуле и Реме
Эней, один из защитников Трои, после того как его родной город был разрушен, бежал вместе со своим сыном, долго скитался и, наконец, прибыл к берегам Италии. Они высадились недалеко от устья Тибра, в Лациуме. Сын Энея - Асканий (или Юл) основал в Лациуме новый город, назвал его Альба-Лонга и стал в нём царём. Через несколько поколений после Аскания в Альба-Лонге царствовал его потомок Нумитор. Его сверг с престола младший брат - властолюбивый и коварный Амулий. Амулий оставил своего брата в живых, но, чтобы закрепить престол за собой, приказал умертвить сына Нумитора, а его дочь Рею-Сильвию -посвятить в весталки.
Однако у Сильвии от бога Марса родились два сына-близнеца, Ромул и Рем (см. приложение). Разгневанный и испуганный Амулий осудил Рею-Сильвию на смерть, а близнецов приказал бросить в Тибр. Когда раб, который нёс детей в корзине, подошёл к реке, он увидел, что по ней ходят огромные с белыми гребнями волны. Побоявшись войти в воду, он оставил корзину на берегу и ушёл. Прибывшая вода подняла её, и бурное течение унесло бы детей, если бы корзина не зацепилась за ветви дикой смоковницы. Когда вода спала, близнецы выпали на сушу и стали кричать. Этот крик услыхала волчица, пришедшая к реке напиться (см. приложение). Она накормила детей своим молоком. Затем близнецов подобрал царский пастух и воспитал их. Они были названы Ромулом и Ремом.
Греческий историк Плутарх, автор биографии Ромула, так описывает характер и воспитание близнецов. «Когда они были ещё малютками, их счастливая наружность, высокий рост и красота ясно говорили о благородном происхождении. Выросли оба они смелыми, гордо смотрели в лицо опасности и вообще отличались непоколебимым мужеством. Ромул был рассудительнее брата и имел способности государственного человека. На сходках, где шла речь о скоте или охоте, он давал ясно понять, что скорее рождён для того, чтобы повелевать, нежели находиться в подчинении других...
Братья вели себя так, как следует, чтобы заслужить всеобщее расположение: занимались гимнастикой, охотились, убивали разбойников, ловили воров, защищали угнетённых, благодаря чему приобрели широкую известность».
Каждый из братьев предводительствовал небольшим отрядом, состоявшим из пастухов, бродяг и даже беглых рабов.
В одной из стычек с пастухами Нумитора Рем попал в плен. Его привели во дворец к Нумитору. Тот, поражённый благородным и мужественным видом юноши, заинтересовался его происхождением. На вопросы Нумитора Рем отвечал: «Раньше мы, близнецы, считали себя сыновьями царского пастуха, но теперь, когда нас обвинили и оклеветали перед тобой, когда решается вопрос о нашей жизни и смерти, я могу сообщить тебе нечто важное. Опасность, в которой мы находимся, покажет, правда ли это. Наше рождение окутано тайной. Невероятные вещи слышал я о нашем воспитании и раннем детстве: нас выкормили звери птицы, на съедение которым нас бросили, - волчица давала нам своё молоко, дятлы носили нам пищу, когда мы лежали на берегу большой реки».
Слушая этот рассказ и сопоставляя возраст юношей с годом гибели своих внуков, Нумитор стал подозревать истину. Скоро его догадки превратились в уверенность. Пастух, воспитавший близнецов, узнав, что Рем попал в плен к Нумитору, раскрыл Ромулу тайну их рождения, и Ромул поспешил на помощь к брату. Он двинулся к Альба-Лонге с отрядом. По пути к нему стали сбегаться многие жители города, ненавидевшие жестокого, коварного Амулия. Восставшие убили Амулия, братья вернули престол своему деду Нумитору, но не пожелали остаться в Альба-Лонге, а решили основать город на том месте (Палатинском холме), где были выброшены Тибром. «Конечно, - говорит Плутарх, - им было необходимо или распустить множество собравшихся вокруг них рабов и бродяг и тем самым обратить свою власть в ничто, или поселиться с ними отдельно, так как жители Альбы не желали принимать в свою среду бродяг и давать им право гражданства».
Вскоре братья поссорились. Разногласия возникли из-за того, чьим именем назвать новый город, где его начать строить и кому из них стать царём. Они условились выяснить волю богов гаданием по полёту птиц и сели отдельно друг от друга, ожидая благоприятного предзнаменования. Рем первым увидел шесть коршунов, но через несколько мгновений мимо Ромула в громе и молнии пролетело двенадцать коршунов. Между братьями разгорелся спор: Рем утверждал, что преимущество остаётся за ним, ибо ему первому явились вещие птицы; Ромул же доказывал, что царём должен быть он, ведь ему явилось этих птиц вдвое больше.
Братья снова поспорили, а когда Ромул начал копать ров, которым он хотел окружить стену будущего города. Рем, насмехаясь, перескочил через ров и насыпь. Разгневанный Ромул убил брата и над трупом его воскликнул: «Так будет со всяким, кто осмелится переступить стены моего города!». Затем Ромул приступил к обряду основания города. Он вложил в плуг сошник, запряг быка и корову и, погоняя их, обвёл глубокую борозду - границу города. Эта черта обозначала окружность городской стены и потому называлась померий (pomerium), т. е. определённое пространство внутри и вне городской стены. На месте предполагаемых ворот Ромул вынимал сошник и приподнимал плуг, поэтому борозда имела перерывы. На основании этого обряда вся стена, кроме ворот, считается священной. Город был назван именем своего основателя (Roma от Romulus), и Ромул стал его первым царём. Позднее римские писатели и учёные уверяли, что они смогли точно высчитать и определить дату основания города: это знаменательное событие произошло, по их словам, 21 апреля 753 г. до н. э.
Такова древняя легенда, повествующая об основании города Рима.
Глава 2. Возникновение Рима с точки зрения археологов
Для того чтобы ответить и на этот вопрос, следует рассказать, как объясняет современная наука происхождение города Рима. Здесь на помощь историкам приходит археология.
На территории города Рима учёные вели множество раскопок, которые дали современной науке возможность составить правильное представление о происхождении Рима.
Древнейший Рим был расположен на левом берегу Тибра, примерно в 25 км от берега моря. «Основание» города не может быть отнесено к определённому году, по той простой причине, что это «основание» нельзя рассматривать как единичный акт и как дело рук одного человека. Наоборот, город возникал постепенно, на протяжении многих лет.
Остатки наиболее древних поселений на территории будущего Рима относятся, как это показали раскопки, к началу первого тысячелетия до нашей эры. Причём ранее всего был заселён Палатинский холм, который и в легенде выступает как место, избранное Ромулом для будущего города. По-видимому, около 1000 г. до н. э. на Палатинском холме жили поселенцы, имевшие обычай сжигать трупы умерших. Такой способ захоронения применялся и в Альба-Лонге. На этом основании некоторые учёные считают, что в отдалённое время территория будущего Рима была заселена выходцами из Альба-Лонги. В легенде, очевидно, отразились воспоминания о достоверных исторических событиях: например, о связи римских поселенцев с Альба-Лонгой, о возникновении «квадратного Рима» на Палатинском холме, примерная датировка возникновения города и т. п.
Постепенное расширение поселения в районе будущего Рима объясняется его выгодным географическим положением: город возникал на холмах, на некотором удалении от берега моря, следовательно, был защищён от нападения морских разбойников и вместе с тем, его положение на судоходной реке способствовало превращению его в складочный и транзитный пункт морской торговли.
Позднее новые поселенцы занимают и соседние с Палатинским холмы. Так как последующие поселенцы иначе хоронили своих мертвецов (не сжигали их, а зарывали трупы в землю), то многие учёные считают, что это было уже другое латинское племя - сабиняне, о которых так часто говорится в рассказах, посвящённых древнейшему периоду римской истории.
Объединение поселений, расположенных на холмах, археологи относят к VIII в. до н. э., т. е. к той эпохе, к которой легенда приурочивает основание города Ромулом. На самом деле город возник, невидимому, несколько позже. Это был так называемый «квадратный Рим», который, кстати сказать, тоже упоминается в легенде.
Вот что рассказывает современная наука на основе новых археологических раскопок о возникновении Рима. Город не был основан каким-либо одним человеком, он возник постепенно, от слияния отдельных поселений. Место, на котором он возник, было чрезвычайно выгодно расположено. Оно обеспечивало естественную защиту от военных нападений и содействовало развитию торговли. Легенда об основании Рима в местах, где идёт речь о богах и других чудесных явлениях, разумеется, не соответствует исторической действительности.
Римские ученые пытались определить на основании легенд дату основания Рима. Варрон в I в. до н.э. предложил считать днем основания Рима 21 апреля 753 г. до н.э. (по нашему летосчислению). День 21 апреля был у древних латинян пастушеским праздником. В настоящее время ученые смотрят на дату, предложенную Варроном, лишь как на традиционную, легендарную. К тому же установлено, что первые жители Рима - латиняне и сабиняне были италиками, а не выходцами из Малой Азии, италики же если и мигрировали сюда, то из Центральной Европы.
Однако ученые признают, что в римских легендах наряду с вымыслом отразились и воспоминания о реальных исторических событиях: о приблизительном времени возникновения Рима, о связи первых римских поселенцев с Альбоп-Лонгой и других фактах. Так, легенда о похищении римлянами сабинянок возникла после слияния латинской и сабинской общин в Риме. Она рассказывает, что первыми жителями Рима были только юноши - спутники Ромула, его дружина.
Соседние общины отнеслись к новым поселенцам недоверчиво и не хотели выдавать за них своих дочерей.
Тогда Ромул устроил праздник, на который пригласил сабинян. Во время пира римляне похитили девушек-сабинянок. Сабиняне пошли войной на Рим, но сабинянки сумели помирить своих отцов и мужей.
Обратимся к археологическим данным о древнейшем населении Рима и Лация. Ланий - область на западе Средней Италии. Это холмистая равнина площадью около 2 тыс. кв. км. Она ограничена морем, р. Тибром и горами. На рубеже II и I тысячелетий до н. э. эту область заселили латиняне, давшие ей свое имя. Селились они преимущественно на холмах, где был более сухой и здоровый климат; в заболоченных низинах люди страдали от малярии. Жили латиняне в укрепленных поселках-городках, первоначально состоявших из примитивных хижин.
Каждый город являлся центром окружающей территории. Традиция насчитывала в Лации 30 таких поселений во главе с Альбой-Лонгой.
По-видимому, это была федерация латинских городов, созданная в целях защиты от внешних врагов. Вулканическая почва Лация была плодородна и годилась для земледелия, хотя низины и были заболочены. Большую роль в хозяйстве латинян играло скотоводство. Они разводили коров, овец, свиней. Лошадей было мало, и применялись они исключительно в военном деле. Предполагают, что заселение Лация шло из Альбы-Лонги и Рим появился позднее её.
В VIII или VII в. до н.э., вероятно, произошло объединение латинской и сабинской общин.
Не исключено, что в VII в. до н.э. в это объединение вошла еще этрусская община, поселившаяся на одном из холмов. Предполагают, что само слово «Рим» (по-этрусски Ruma) этрусского происхождения. Таким образом, Рим возник как территориальная община, как союз, основанный не на племенной общности, а на соседской. Воспоминание об объединении трех общин при образовании Римского государства сохранилось, в частности, в том, что и в более позднюю эпоху полноправное население Рима делилось на три трибы (племени): Рамнов (латинян), Тициев (сабинян) и Луцеров (этрусков?). В конце VIII в. до н.э. Рим начал подчинять города Лация. По преданию, римляне захватили и разрушили Альбу-Лонгу.
ромул рем культурное наследие рим
Заключение
Историки-учёные относят легенду об основании Рима к числу так называемых этиологических легенд, т. е. легенд, созданных с целью объяснить причину какого-нибудь явления или события. Легенда о Ромуле и Реме имела своей целью объяснить причину возникновения Рима и происхождение названия города. Поэтому следует признать, что не город Рим( получил своё имя от Ромула, а, наоборот, самая легенда о Ромуле была выдумана, чтобы объяснить возникновение и название города.
Интерес к своей истории возникает у народа тогда, когда он-стоит уже на довольно высокой ступени культурного развития. О сравнительно позднем происхождении рассказанной легенды свидетельствует и тот факт, что в ней подчёркивается родство римского народа с греческим. Легенда считает прародителем римлян троянского царя Энея.
Попытку связать историю Рима с Грецией можно объяснить только влиянием греческой культуры, а нам известно, что это влияние стало проявляться не ранее III в. до н. э.
Современная наука считает, что в основу легенды об основании Рима легла какая-то более древняя легенда, которую римские писатели дополнили подробностями, подтверждающими связь римлян с греческой историей и объясняющими, откуда взялось название города.
Таким образом, литературная традиция, которая повествует нам о событиях древнейшей римской истории, требует к себе осторожного и критического отношения.
И лишь материалы археологических раскопок дают наиболее достоверные сведения по древнейшей истории Рима. В свете археологических исследований становится ясно, что основание города не было делом рук одного "основателя", как об этом сообщает литературная традиция. Город возникал постепенно, путем объединения и слияния отдельных общин.
Остается неизвестным происхождение названия города. В литературе делались попытки вывести его из корней греческих слов, доказывалось также его этрусское происхождение, но доказательств в пользу той или иной гипотезы недостаточно.
Литература
1. Берган, М. Древний Рим. - М., 2007
. Древний Рим: книга для чтения / под ред. Д.П.Каллистратова, С.Л.Утченко. - М., 1955
. Римляне / Э.Маркс и др. - М., 1997
. Национальная историческая энциклопедия. История Древнего мира, том 2. Расцвет Древних обществ. // Интернет ресурс interpretive.ru
. Древний Рим. Под ред. С.Л.Утченко. // Интернет ресурс antiqhistory.ru
6. Emmanuel Müller-Baden, Deutsches Verlaghaus Bong & Co // Интернет источник wikipedia.org
7. Иловайский, Д.И. Древняя история. // Интернет ресурс www.home-edu.ru
Приложение
Рубенс П. П. «Марс и Рея Сильвия»
Римская волчица. Бронза. V век до н. э. Ромул и Рем пристроены в XVl веке. (Рим. Капитолийский музей)
Алтарь из Остии с изображением легенды о Ромуле и Реме
Карта «Италия в древности»
diplomba.ru
Легенда об основании Рима. Все о Риме
Легенда об основании Рима
Итак, согласно мифам, после окончания Троянской войны и разрушения Трои несколько уцелевших троянцев, в том числе и Эней (тот самый, который у Вергилия «…в Италию первым из Трои / Роком ведомый беглец – к берегам приплыл Лавинийским…»[5], а у Ивана Петровича Котляревского «…був парубок моторний / I хлопець хоть куди козак»), и его сын Асканий, были вынуждены отправиться в плавание в поисках новой родины. После многих приключений, которые могли включать посещения Фракии и Македонии, островов Крит и Делос, Лаконии и Аркадии, Сицилии и Карфагена, Эней оказался на западном берегу Италии. Судьба привела Энея в Лаций, правитель которого царь Латин готов отдать за Энея свою дочь Лавинию и предоставить троянцам место для основания нового города. Но прежде Энею приходится вступить в борьбу с Турном – вождем местного племени рутулов, который также претендовал на руку и сердце царской дочери. Эней победил в поединке Турна, и троянцы получили наконец-то новое пристанище на италийской земле.
Сын Энея Асканий (которого также могли звать Юл) решил основать собственный город, названный им Альба-Лонга (Alba Longa). Долгие годы в Альба-Лонге царили мир и спокойствие, но все же однажды они были нарушены. Виной тому стал Амулий, младший наследник престола Альба-Лонги. Амулий с помощью подкупленных им придворных сместил с трона своего брата Нумитора. Лишить жизни законного правителя Амулий не решился, но, чтобы закрепиться на троне, он приказал убить сына Нумитора, а его дочь Рею Сильвию принудил стать весталкой (об этом мы уже упоминали, теперь же осветим историю подробно).
На четвертом году служения богине Весте к Рее Сильвии явился сам бог войны Марс, от которого дочь Нумитора родила двух сыновей. Узнав об этом, Амулий разгневался – он приказал бросить в Тибр новорожденных мальчиков и казнить Рею Сильвию (по одной версии, ее зарыли в землю; по другой – бросили в реку вместе с детьми, ее спас бог реки Тибр Тиберин, и бывшая весталка стала его супругой). Однако Марс не допустил гибели своих сыновей. Когда раб, который должен был исполнить приказание Амулия, пришел к Тибру, поднялась сильная буря. Раб, побоявшись приблизиться к реке, бросил корзину на берегу. Разлившийся Тибр подхватил было корзину с мальчиками, но она зацепилась за ветви смоковницы, росшей у самой земли.
Когда вода спала, сыновья Марса выбрались из корзины и подняли громкий крик. Их услышала волчица, у которой недавно родились волчата. Волчица унесла малышей в свое логово, согрела и вскормила своим молоком. Позже пастух по имени Фавстул нашел (возможно, уже подросших) братьев, отнес их домой и отдал своей жене Ларенции. Фавстул и Ларенция одного брата назвали Ромулом, а второго – Ремом.
Ромул и Рем быстро росли, среди других детей они выделялись красотой, силой и сообразительностью. Царская кровь давала о себе знать – это были прирожденные лидеры. Неудивительно, что вскоре вокруг братьев образовалось два отряда отчаянных (предводителем одного был Ромул, а второго – Рем) парней, которые стали нападать на разбойников и отбирать их добычу. Но однажды пастухи свергнутого царя Нумитора, увидев Рема на полях своего хозяина, заподозрили его в неблаговидных делах, схватили и привели к бывшему царю Альба-Лонги (по другой версии, Рема привели к Амулию разбойники). Увидев юношу, Нумитор был поражен его красотой и царственным обликом, который не могла скрыть бедняцкая одежда. Когда же Нумитор услышал рассказ Рема о том, как он и его брат чудом спаслись и были вскормлены волчицей, он подумал, что они могут быть его внуками.
Меж тем Фавстул, услышав, что Рем кем-то схвачен, и подумав, что это может быть делом рук вероломного Амулия, бросился к Ромулу. Услышав рассказ Фавстула, Ромул собрал свой отряд и двинулся прямо на Альба-Лонгу, по дороге к нему присоединялись люди, недовольные правлением жестокого и алчного Амулия. В итоге Амулий был свергнут и убит, а трон Альба-Лонги возвращен Нумитору. Конечно же, братья могли остаться во дворце Нумитора и впоследствии стать правителями Альба-Лонги. Однако они решили основать свой собственный город.
Для строительства нового города братья выбрали Палатинский холм – то место, куда они были выброшены водами Тибра. К несчастью, когда речь зашла о том, как строить город и в честь кого он будет назван, между прежде всегда дружными братьями возник спор. Не найдя согласия, братья предоставили право решения спора богам и стали ждать их знамения. Ромул и его товарищи расположились на Палатинском холме, а Рем со своими соратниками отправился на Авентинский холм.
Первым знамение богов увидели на Авентине. Это были шесть коршунов, медленно круживших в ясном небе. Рем радостно вскрикнул, ведь он думал, что боги отдают предпочтение ему. Но вскоре коршунов увидели и над Палатином, и было их двенадцать. Теперь уже Ромул рассудил, что это знак свыше и что именно он должен быть правителем нового города, ведь птиц было в два раза больше, чем над Авентином. И вновь братья заспорили, еще сильнее, чем раньше. Ромул принялся копать ров, очерчивая контуры будущего города. Рем же в это время стал насмехаться над братом, перепрыгивая через ров и приговаривая: «Никогда еще я не видел таких крепких укреплений!» Это вконец рассердило Ромула, и он бросился на брата со словами: «Я расправлюсь с каждым, кто осмелится переступить стены моего города!» В этот момент братья забыли обо всем на свете: и о том, что их выносила одна мать, и о том, что еще недавно один брат готов был отдать жизнь за другого. Началась схватка, во время которой Ромул нанес Рему страшный удар, и тот упал замертво.
Конечно же, Ромул раскаивался в содеянном. Но вернуть брата к жизни он не мог и отказываться от своих замыслов построить город не стал. Чтобы узнать, что произошло дальше, обратимся к «Сравнительным жизнеописаниям» знаменитого древнегреческого историка и писателя I–II веков Плутарха: «Похоронив Рема и двух своих воспитателей на Ремории, Ромул принялся строить город. Он пригласил из Этрурии мужей, которые во всех подробностях научили его соответствующим обрядам, установлениям и правилам, словно дело шло о посвящении в таинства. На нынешнем Комитии[6] вырыли круглую яму и сложили в нее первины всего, что люди признали полезным для себя в соответствии с законами, и всего, что сделала необходимым для них природа, а затем каждый бросил туда же горсть земли, принесенной из тех краев, откуда он пришел, и всю эту землю перемешали. Яму эту обозначают словом «мундус» – тем же, что и небо. Отсюда, как бы из центра, словно описывая круг, провели границу города. Вложив в плуг медный сошник и запрягши вместе быка и корову, основатель сам пропахал глубокую борозду по намеченной черте, а люди, которые шли за ним, весь поднятый плугом пласт отворачивали внутрь, по направлению к городу, не давая ни одному комку лечь по другую сторону борозды. Этой линией определяют очертания стены, и зовется она – с выпадением нескольких звуков – «померием»[7], что значит: «за стеной» или «подле стены». Там же, где думают устроить ворота, сошник вытаскивают из его гнезда, плуг приподнимают над землей, и борозда прерывается. Поэтому вся стена считается священной, кроме ворот: если бы священными считались и ворота, неизбежный и необходимый ввоз и вывоз некоторых нечистых предметов был бы кощунством.
По общему взгляду основание Рима приходится на одиннадцатый день до майских календ, и римляне празднуют его, называя днем рождения отечества».
Итак, город был основан. Согласно Плутарху, Рим был основан в 753 году до н. э., в «одиннадцатый день до майских календ», т. е. 21 апреля. С тех пор 21 апреля и считается днем основания города.
В дальнейшем заботы Ромула были связаны с расширением и укреплением Рима и увеличением числа его жителей. Именно с последним у Ромула были самые большие трудности. В Рим стекалось немало народа с окрестных мест, но в основном это были мужчины, женщин же катастрофически не хватало. Попытки римлян наладить связи с соседними племенами успеха не имели – соседи считали постыдным отдавать своих дочерей за «дикарей». И тогда у Ромула созрел вероломный план (этот эпизод вошел в историю под названием «похищение сабинянок»). Он решил устроить в Риме игры и сделал так, чтобы об этих играх узнали все соседи Рима. О том, что произошло дальше, повествует Тит Ливий: «Собралось много народу, даже просто из желания посмотреть новый город, – в особенности все ближайшие соседи: ценинцы, крустуминцы, антемняне. Все многочисленное племя сабинян явилось с детьми и женами. Их гостеприимно приглашали в дома, и они, рассмотрев расположение города, стены, многочисленные здания, удивлялись, как быстро выросло римское государство. А когда подошло время игр, которые заняли собою все помыслы и взоры, тут-то, как было условлено, и случилось насилие: по данному знаку римские юноши бросились похищать девиц. Большею частью хватали без разбора, какая кому попадется, но иных, особо красивых, предназначенных виднейшим из отцов, приносили в дома простолюдины, которым это было поручено…
Страх положил играм конец, родители девиц бежали в горе, проклиная преступников, поправших закон гостеприимства, и взывая к богам, на чьи празднества их коварно заманили. И у похищенных не слабее было отчаянье, не меньше негодование. Но сам Ромул обращался к каждой в отдельности и объяснял, что всему виною высокомерие их отцов, которые отказали соседям в брачных связях; что они будут в законном браке, общим с мужьями будет у них имущество, гражданство и – что всего дороже роду людскому – дети; пусть лишь смягчат свой гнев и тем, кому жребий отдал их тела, отдадут души…»
Жак Луи Давид. «Сабинянки, останавливающие битву между римлянами и сабинянами» (1799)
Естественно, что подобные действия римлян вызвали гнев соседей, которые думали только об одном – как отомстить «дикарям». Ценинцы, крустуминцы, антемняне двинулись на Рим. Но война с ними пошла только на пользу Риму. Ромул и его войско без труда победили их и захватили их города, расширив, таким образом, свои владения. Но затем настало время битвы с самым мощным и сильным противником – сабинянами. И здесь боги поначалу отвернулись от римлян – сабиняне сумели захватить цитадель на Палатине с помощью коварства. Во время битвы они дрогнули и бежали за Палатинский холм. Спасли Рим от поражения сабинянки, которые к тому времени уже прижились в Риме и не желали проигрыша ни одной из сторон. В результате между двумя племенами был заключен мир и они объединились под властью Ромула и царя сабинян Тита Тация. Через пять лет Таций был убит и Ромул стал единовластным царем объединенного племени.
По преданию, в самый трудный момент битвы с сабинянами Ромул воздел руки к небу и обратился с молитвой к Юпитеру, дав обет построить в честь него храм в том месте, где римляне остановятся и повернут против врага. Храм, если верить некоторым источникам, был построен, но в дальнейшем по каким-то причинам разрушен. (Скорее всего, Ромул ограничился постройкой алтаря.) Храм на том же месте построил в конце III века до н. э. консул Марк Аттилий Регул, который во время войны с самнитами попал практически в такое же положение и потому дал такой же обет. Во времена пожара Рима в 64 г. н. э. храм был разрушен, а на его месте позже построили башню. В конце 1820-х годов башню сломали, и руины храма Юпитера снова были явлены миру.
Согласно мифу, Ромул правил в Риме примерно до 717 или 715 года до н. э. О том, что произошло с правителем Рима в день 5 июля, Плутарх пишет так: «…Ромул приносил за городом, на Козьем болоте, жертву за весь народ в присутствии сената и большей части граждан. Внезапно в воздухе произошла большая перемена: на землю спустилась туча, сопровождаемая вихрем и бурей. Остальной народ в страхе пустился бежать и рассеялся в разные стороны, Ромул же исчез. Его не нашли ни живым ни мертвым. На патрициев пало сильное подозрение. Народ говорил, что они давно тяготились царской властью и, желая забрать управление государством в свои руки, умертвили царя, так как он стал с некоторого времени поступать с ними суровее и деспотичнее. Патриции старались рассеять подобного рода подозрения, причислив Ромула к богам и говоря, что он «не умер, а удостоился лучшей доли». Прокул, личность, пользовавшаяся уважением, поклялся, что видел, как Ромул возносился в полном вооружении на небо, и слышал его голос, приказывавший называть его Квирином».
* * *
Такой видели историю основания своего города и первых лет его существования древние римляне. Надо сказать, что европейская историческая наука, особенно в XVIII–XIX веках, скептически относилась ко всему вышеизложенному, историчность Ромула, Рема и связанных с ними событий не то чтобы подвергалась сомнениям, а безоговорочно отвергалась – так же, как и так называемый царский период протяженностью около 250 лет, с середины VIII века до н. э. до конца VI века до н. э. Бытовал так называемый «прагматический подход», гласивший, что Рим возник, так сказать, «естественным» путем – сначала на месте города были небольшие поселения, которые сливались в более крупные, и так далее. Этот подход подтверждался бесспорными археологическими исследованиями. Но затем последовали и другие открытия. И они, пусть и косвенно, позволяли утверждать, что легенды об основании Рима могут иметь под собой определенную реальную почву.
Учитывая вышесказанное, в нашем дальнейшем рассказе мы вновь нарушим хронологически верный порядок изложения, проще говоря, забежим вперед. Мы расскажем о царском периоде в истории Рима, а затем вернемся на несколько тысячелетий назад. Почему так? Во-первых, царский период, как и легенда об основании Рима, вызывает много споров среди историков, которые до сих пор не могут прийти (да и вряд ли когда-нибудь придут) к единому мнению по поводу того, был ли он вообще, реальны или нет личности царей Рима, что является правдой, а что вымыслом.
А во-вторых… во-вторых, Рим – город особенный, значит, и история у него должна быть особенной, не так ли, уважаемый читатель?..
Одним из самых известных исторических памятников, который, как предполагается, может быть свидетелем царствования Ромула, является так называемый Черный камень. В 1899 году возле арки Септимия Севера, недалеко от римского Форума, археологи обнаружили небольшую площадку, выложенную черным греческим мрамором. Под плитами оказался слой земли толщиной около полутора метров, скрывавший еще одну площадку, выложенную желтым туфом. На этой площадке помещались два каменных постамента, коническая колонна и пирамидальная стела с письменами. Именно надписи на стеле и вызвали наибольший интерес у ученых. Хоть часть стелы была отбита и надпись полностью не сохранилась, некоторые слова – «царь», «глашатай», «брать», «упряжка» и др. – удалось разобрать. Примерное время постройки комплекса удалось определить по остаткам керамических изделий – VII–VI век до н. э., т. е. достаточно близко к предположительному времени царствования Ромула. Некоторые исследователи считают, что Черный камень не что иное, как могила легендарного основателя Рима.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
info.wikireading.ru
Легенды об основании Рима кратко
Образование 26 апреля 2015
Как и любой другой древний город, Рим таит в себе множество историй, связанных с его основанием. Родословную прародителей Рима ведут от древнего небожителя – Марса. Легенды об основании Рима утверждают, что именно влиянием бога войны объясняется неизменная воинственность римлян, стремление покорять другие народы и создавать империи.
Немного истории
Во втором тысячелетии до нашей эры на берега Тибра и Рубикона переселились племена латинов. Постепенно большая часть латинян обосновалась у подножия холмов Палатин и Велия. Их близкими соседями стали племена сабинян, занимавших ближайшие территории. К 8 в. до н.э. объединившиеся племена латинян и сабинян образовали город. На сказаниях этих народов и базируется легенда об основании Рима. История насчитывает три периода жизни этого города как столицы государства – царский, республиканский и императорский. Разумеется, что многие события тех эпох носят полулегендарный характер и основаны на преданиях, мифах и сказаниях. Например, легенда об основании Рима и семи царях хоть и содержит в себе имена достоверных персонажей, но говорить о ней как о факте невозможно. Такая же история и с легендой о Нумиторе.
Нумитор
Легенды об основании Рима связаны с именем древнегреческого героя Энея. В начале времен он приехал на Аппенинский полуостров и основал здесь первое поселение – Лациум. Скорее всего, эта легенда основана на оживленных торговых отношениях латинян с древними греками. Сын Энея – Асканий-Юл - основал еще одно поселение под названием Альба-Лонга. Обоими городами правили потомки Аскания.
Приблизительно в 8 веке до н.э. этими городами правили братья из рода Асканий – Амулий и Нумитор. Амулий узурпировал власть и отобрал все полномочия правителя у своего брата. Чтобы сделать свое царствование безопасным, он умертвил единственного сына Нумитора, а дочь его сделал жрицей богини Весты. По законам того времени, весталки должны оставаться девственницами.
Но дочь Нумитора – Сильвия-Рея - нарушила священный обет и родила от Марса двух мальчиков – близнецов Ромула и Рема.
Именно с их именами связаны легенды об основании Рима. Жестокий Амулий заточил Сильвию в темницу, а корзину с младенцами бросил в воды Тибра. Но воды могучей реки подняли корзину, и она зацепилась за куст смоковницы у Палатинского холма. Там братья были найдены и вскормлены волчицей.
Прошло время, и детей нашел пастух правителя Амулия по имени Фаустул. Он принес детей домой, и жена пастуха, сама недавно потерявшая ребенка, радостно их приняла. Повзрослев, братья убили узурпатора Амулия и вернули власть своему деду Нумитору.
Видео по теме
Основание Рима
Легенды об основании Рима гласят, что через четыре года после своего первого подвига братьям было позволено основать новый город. Но возник спор о том, кто станет основателем нового селения. К единому мнению братья не пришли. Окончательное решение они предоставили богам. Ромул и Рем сели по разные стороны и стали ждать знамения. Рем первый увидел шесть коршунов, пролетевших мимо. Но почти сразу же со своей стороны Ромул увидел двенадцать этих хищных птиц. Ромул и Рем не пришли к единому толкованию этого предсказания, каждый из братьев считал, что повезло именно ему. Возникла ссора. В гневе Ромул убил своего брата. Глубоко раскаиваясь, он основал новый город, назвав его своим именем. Первая борозда, проведенная вокруг Палантинского холма, и стала событием, ознаменовавшим рождение нового города. Легендарное основание Рима произошло 21 апреля 753 года.
Легенда о похищении сабинянок
По велению Ромула, новый город принимал в ряды своих жителей всех желающих. Возникновение Рима привело в его стены беглых рабов, разорившихся крестьян, авантюристов и изгнанников. Новый город испытывал острый дефицит женщин. Чтобы решить эту проблему, правитель Рима организовал праздник в честь урожая. В разгар праздника латиняне похитили жительниц соседнего племени – прекрасных сабинянок.
Это событие едва не закончилось войной, но похищенные женщины сумели примирить латинян и сабинян. Римляне и сабиняне заключи мир, и в течение шести лет Римом правили два царя – Ромул от латинян и Тит Таций от племени сабинян. После смерти Тация Ромул остается единовластным правителем и первым царем Рима пожизненно.
Вознесение Ромула
Легенда об основании Рима кратко говорит о смерти основателя этого города. В ней упоминается, что Ромул исчез при заседании сената. Наступившее солнечное затмение заставило народ разбежаться, оставив своего царя. Позднее патрициев обвиняли в смерти царя, но общенародное мнение свелось к тому, что Ромул был вознесен на небо. Римляне считали Ромула своим патроном-хранителем в виде бога Квирина. Алтарь патрона-хранителя Рима находился на Квиринальском холме.
Семь царей Рима
Царский период начался в 6 веке до н. э. и продолжался целое столетие. Отличительной его чертой было отсутствие преемственности и четкого порядка престолонаследия у римлян. Коротко о каждом из царей можно сказать следующее.
Краткие характеристики царей
Ромул отличался божественным происхождением. Считается основателем Рима. Создал Сенат. Разделил древний город на три части.
Нума Помпилий - второй правитель Рима - был выбран народом за талант, организаторские способности и умение проводить реформы. К его заслугам относят образование союза мастеров и ремесленников, введение нового календаря, в котором было 365 дней, упорядочивание религиозных культов, в частности запрет на человеческие жертвоприношения.
Тулл Гостилий в первой половине своей жизни был богатым землевладельцем. Став царем, обнаружил воинственные черты своего характера и стал вести многочисленные войны с соседями. В результате его правления площадь Римского государства была существенно расширена.
Анк Марций был внуком Тулла. Из-за своего тихого нрава чуть не лишился трона. Вынужден был постоянно отбивать атаки воинственных соседей, присоединил к владениям Рима несколько городов этрусков.
Тарквиний Древний – единственный царь Рима из племени этрусков. Владелец огромного состояния, он получил престол Рима. Взял в жены дочь предыдущего царя. Провел ряд войн с этрусками и латинами. Вел работы по преобразованию Рима. Именно при нем в городе стали функционировать водопровод и канализация, появились каменные мостовые, стали возводиться первые каменные частные дома.
Сервий Туллий был рабом, но получил хорошее образование. Получил трон благодаря жене Тарквиния. Провел ряд реформ в армии, разделил Рим по территориальному принципу, возвел массу оборонительных сооружений. Дал гражданские права плебеям, даровал свободу рабам. Пользовался всеобщей любовью.
Тарквиний Гордый – последний, седьмой царь Рима. Пришел к власти с помощью государственного переворота, злодейски убив Сервия. Существенно урезал права низших классов, отняв у плебса все дарованные ранее свободы. В итоге был изгнан вместе с сыновьями из Рима. Закончил свою жизнь в 510 г. при попытке вернуть себе власть.
Так закончилась первая, царская эпоха в жизни Вечного города.
Источник: fb.ru
Комментарии
Идёт загрузка...
Похожие материалы
Образование Легенда об Архимеде и краткая биография ученого
Греция не зря считается колыбелью западной культуры, ведь именно на этой благословенной земле, умытой теплыми волнами Средиземного моря, жили и творили гениальные ученые. Перечень имен людей, которые заложили основы с...
Искусство и развлечения "Легенда об Арионе" - краткое содержание и история написания
Литература Греции – самая древняя на планете. Созданные греками античные тексты стали эталонами и до эпохи Возрождения изучались в европейских университетах. Греки, благодаря присущему им чувству пропорции и сим...
Искусство и развлечения "Легенда о Робин Гуде": краткое содержание. Робин Гуд в прозе Вальтера Скотта, Александра Дюма
Самый знаменитый персонаж средневекового эпоса – благородный разбойник Робин Гуд. О чем повествует легенда? В этой статье изложено краткое содержание. Робин Гуд, кроме того, является личностью, которая на протяж...
Искусство и развлечения Мультсериал «Аватар: Легенда об Аанге»: персонажи, характеристики и интересные факты
Мультсериал «Аватар: Легенда об Аанге», персонажи которого будут рассмотрены нами в этой статье, впервые вышел на экраны в 2005 году. Анимационный телесериал сочетает в себе американскую мультипликацию, ст...
Искусство и развлечения Вашингтон Ирвинг, "Легенды о Сонной лощине": краткое содержание
Легенды о Сонной Лощине относятся к невероятному множеству рассказов о Всаднике без головы, который обречен на скитания до тех пор, пока не отыщет свою отрубленную голову. Одну из таких историй когда-то записан В. Ирв...
Искусство и развлечения «Легенда об Искателе»: актеры и роли
ТВ-проект режиссера Сэма Рэйми «Легенда об Искателе» (актеры: Крэйг Хорнер, Бриджет Риган, Брюс Спенс, Крэйг Паркер, Табретт Бетелл) – сериал по мотивам фэнтезийного бестселлера знаменитого Терри Гуд...
Искусство и развлечения Терри Гудкайнд: серия книг о Ричарде и Кэлен. Сериал «Легенда об искателе»
Кто из нас не любит после тяжелого трудового дня посмотреть пару серий любимого сериала? Или же провести время в компании с любимой, зачитанной до дыр книжкой? А что все же лучше – кино или книга? Ответить можно...
Закон Исправление кадастровых ошибок в судебном порядке. Образец искового заявления об исправлении кадастровой ошибки. Срок исправления кадастровой ошибки. Основания для исправления кадастровой ошибки
Исправление кадастровых ошибок - явление не слишком частое, но встречающееся. Зачастую приходится решать данный вопрос через суд. Например, наиболее частым случаем является неправильное указание кадастровой стоимости....
Искусство и развлечения Состав «Опен Кидс» и краткие сведения об участницах
Сегодня мы опишем состав группы «Опен Кидс». Имена девочек - Ангелина, Юлия, Лера и две Анны. Далее мы поговорим о них подробнее. Речь идет о музыкальной группе, которая выбрала своим жанром популярную муз...
Искусство и развлечения Группа «Юпитер»: кратко об истории создания и творчестве
Группа «Юпитер» была основана в 2001 г. Вячеславом Бутусовым, Юрием Каспаряном, Олегом Сакмаровым и Евгением Кулаковым. Вокалист коллектива известен по работе в Nautilus Pompilius.История
monateka.com
2. Основание Рима. Ромул.. Мифы древнего мира
2. Основание Рима. Ромул.
(753 г. до Р. X.).
Древнейшая история Рима — о его основании, правлении семи царей, их делах и учреждениях — во многом является легендарной. Старинные предания о первых веках Рима являются смесью достоверных событий с поэтическим вымыслом.
Прежде всего легендарным представляется рассказ о переселении в Лациум троянского героя Энея.
Без сомнения, основанием к нему послужили оживленные торговые сношения, поддерживаемые римлянами с греческими колониальными городами в Нижней Италии.
По древним сказаниям, Эней основал город Лавиниум, а сын его Асканий Юл — город Альба-Лонгу.
В этой Альба-Лонге, городе в области Лациум, около 754 года до Р. X. правили вместе два брата из рода Аскания: Нумитор и Амулий.
Волчица кормит Ромула и Рема
Но Амулий хотел царствовать один и вытеснил Нумитора. Для большей своей безопасности он убил сына Нумитора, а дочь его сделал весталкой — жрицей богини домашнего очага Весты. Весталки должны были оставаться девственницами.
Но дочь Нумитора Рея Сильвия нарушила принятый на себя обет и родила от бога Марса двух детей. Жестокосердный дядя тотчас после их рождения велел положить мальчиков в корыто и бросить их в Тибр. Мать подверглась заключению.
Но корыто зацепилось за смоковницу, и, когда поднявшаяся вода Тибра снова вошла в свои берега, дети остались на твердой земле и были вскормлены волчицей. Вскоре их нашел царский пастух Фаустул и отнес своей жене Лауренции, которая только что родила мертвого сына. Фаустул воспитал найденных детей, назвал их Ромулом и Ремом и сделал из них пастухов. Оба мальчика с ранних лет выказали физические и умственные способности. Они пасли царские стада и охотились в горах, на которых впоследствии был построен Рим. Жили они в хижинах, выстроенных ими самими из дерева и тростника. Одна из этих хижин как святыня сохранялась и поддерживалась еще во времена историка Дионисия (около 30 года до Р. X.). Когда Ромул и Рем достигли восемнадцатилетнего возраста, одно случайное происшествие совершенно изменило их общественное положение. Однажды они поссорились из-за выгонной земли с пастухами Нумитора, который жил в Альба-Лонге, несмотря на свое смещение. Ромул и Рем поколотили своих противников, и те решили отомстить им. Во время одного праздника они подкараулили братьев, схватили Рема и привели его к царю. Амулий отослал Рема к Нумитору, чтобы тот наказал его по своему усмотрению. По решительным манерам и смелому обращению Нумитор понял, что этот пастух высокого происхождения. Сходство лица навело его на верный след, и он догадался, что Рем его внук.
Ромул
Между тем Фаустул открыл Ромулу тайну его истинного рождения, и, когда Ромул пришел за братом к Нумитору, то настоящее положение вещей окончательно разъяснилось. Братья приняли решение отомстить за несправедливость, совершенную по отношению к их деду и к ним самим. Они возбудили волнения среди населения и, подкрепленные толпой недовольных, напали на царя, убили его и посадили на престол своего деда Нумитора.
В благодарность за эту услугу им было позволено основать поселение на том самом месте, где они были брошены и спасены. К ним присоединились их сторонники, окрестные пастухи. Но вскоре между братьями возник спор, кому должна принадлежать честь называться основателем города. Вынести решение Они предоставили богам. Для этого Ромул и Рем сели каждый на определенном месте и стали выжидать благоприятного для себя знамения. Рему первому явилось счастливое знамение в виде шести пролетевших мимо него коршунов, но затем мимо Ромула пролетело их двенадцать. Так как решение богов являлось двусмысленным и каждая сторона толковала его в свою пользу, то между братьями и их сторонниками произошла ссора, в которой Рем был убит, а Ромул остался победителем.
Тогда Ромул приступил к постройке нового города с соблюдением различных священных обрядов. Он запряг в плуг белого быка и белую корову и провел плугом круговую борозду, которая должна была обозначать окружность нового города и линию его будущих стен. В том месте, где должны быть ворота, плуг был приподнят, так как этот вход и выход не являлся священным. Весь город поначалу занимал только Палатинский холм.
В скором времени появились первые признаки того воинственного харатера, благодаря которому маленькое поселение Рим сделалось средоточием всего известного в древности мира. Война, победа и распространившийся из-за этого страх были первыми узами, с помощью которых Ромул соединил новое государство с ближайшими соседями. На Капитолийском холме под покровительством религии было построено убежище для лишенных отечества и беглецов всякого рода. Существование в Италии множества маленьких государств, частые раздоры партий в них, гнет и нужда, царящие во многих, из этих государств, обедневших из-за тяжести государственных долгов, и другие подобные обстоятельства подавали надежду на большой прилив переселенцев.
Само собой разумеется, они приносили с собой ненависть к своим прежним согражданам и знание государств, из которых они приходили. Эти два качества оказались как нельзя более кстати для воинственного духа Ромула и его завоевательных замыслов, но в то же время должны были сделать Рим ненавистным соседним государствам. Знаменитое похищение сабинянок явилось поступком, который еще более возбудил ненависть соседей.
Когда сабиняне отказались выдавать своих дочерей замуж за римлян, то те прибегли к следующей хитрости. Ромул объявил, что в определенный день в Риме будут происходить праздничные торжества в честь бога жатвы Конса и пригласил на них жителей ближайших городов. По приглашению явилось множество мужчин, женщин и детей, и все веселились на празднике. В последний день торжеств обнаружился предательский замысел. В то время, когда всеобщее внимание было обращено на зрелище, по данному сигналу римские юноши бросились похищать девушек. Пришедшие зрители, пораженные, таким насильственным нападением, бежали, проклиная вероломство римлян.
Ромул постарался успокоить похищенных и всех их торжественно обвенчал с молодыми римлянами. Оскорбленные сабиняне решили отомстить. Только война представляла желанное удовлетворение и подавала надежду уничтожить грозящий опасностями город.
Но нападение было совершено слишком поспешно, не сообща, поэтому и цель не была достигнута. Первыми начали нападение жители Ценины и были разбиты, а царь их Акро был собственноручно убит Ромулом. Во главе своего победоносного войска, неся доспехи убитого царя, Ромул торжественно въехал в Рим на колеснице, запряженной четверкой лошадей. Вражеские доспехи он сложил у священного дуба и тут же определил место для храма Юпитера. Таково происхождение самого древнего римского храма — храма Юпитера на Капитолийском холме.
Затем против римлян поднялись жители городов Крустумериум и Антемна, но были также побеждены Ромулом.
К этим городам было впервые применено установленное Ромулом правило, которое с этих пор соблюдалось и в последующие времена и, бесспорно, способствовало распространению власти Рима и утверждению его владычества. Вместо разрушения завоеванного города и обращения его жителей в рабство, что было в обычае в Греции и у других народов древнего мира, часть жителей переселяли в Рим, а на их место посылались римляне. Они получали в завоеванных городах часть земельной собственности и таким образом способствовали образованию римских колоний.
Наконец, против римлян выступили и сабиняне, собравшие большое войско под предводительством царя Тита Тация. Они дошли до Квиринальского холма, который находился напротив римской крепости на Капитолии. Измена дочери начальника крепости отдала ее в руки врагов.
На следующий день на равнине между Капитолийским и Палатинским холмами завязалось жаркое сражение. Оно продолжалось до тех пор, пока похищенные сабинянки с развевающимися волосами и в разодранных одеждах не бросились в ряды сражавшихся и не умолили прекратить битву. Их мольбы достигли цели. С обеих сторон начались переговоры, и наконец был заключен мир на следующих условиях. Таций и Ромул должны были пользоваться одинаковыми властью и почетом в Риме.
Тит Таций
Город должен был называться Римом, а его граждане — римлянами; объединенный народ по имени родины Тация, городу Куры, получал название квиритов (в более позднее время квиритами называли мирных граждан в противоположность воинам). Все сабиняне получили римское гражданство.
Ромул имел свое местопребывание на Палатинском холме, а Таций — на Капитолийском. Хотя они правили сообща и по взаимному соглашению, однако ни между ними самими, ни между их народами не было истинного, внутреннего единодушия. На пятом году совместного правления во время жертвоприношения в Лавиниуме Таций был убит оскорбленным им гражданином города Лаурента и притом не без тайного участия в этом деле Ромула. Это тем более вероятно, что Ромул, который не желал терпеть при себе даже брата, без сомнения, должен был стремиться к удалению чужеземного соучастника своей власти.
Прежде чем рассказать о конце правления и смерти Ромула, нам следует упомянуть о некоторых приписываемых ему внутренних установлениях, которые послужили основой последующего государственного устройства Рима. В этом отношении самым важным представляется разделение всего римского населения на три части — трибы. Оно было основано не на произволе царя, а на различиях в происхождении жителей Рима. Эти три трибы или, вернее, народа, были латины, сабиняне и этруски. Каждая из этих триб получила свою долю в земельных угодьях, разделенных для этой цели тоже на три части. При этом каждая из них имела и свой особенный округ в самом городе Риме. Каждая триба была разделена на десять курий. Эти десять курий были связаны между собой общим богослужением и участием в управлении государством. Каждая курия, в свою очередь, распадалась на десять родов. Члены всех тридцати курий назывались патрициями, то есть «имевшими отцов»; это были полноправные граждане. Образование плебса — бесправной массы народа рядом с полноправным сословием патрициев — упоминается впервые только во времена царя Анка Марция. Кроме курий, в управлении государственными делами принимал важное участие сенат, который состоял из ста патрициев; впоследствии число сенаторов возросло до трехсот.
Патриции, добиваясь свободы и самовластия, вступили в борьбу с самодержавной властью победоносного царя и искали случая отделаться от него. Ромул внезапно исчез, по одним преданиям, в то время, когда присутствовал в собрании сената в храме Вулкана, по другим, когда однажды делал общий смотр всему войску на поле, за городом. Во время этого смотра внезапно наступило солнечное затмение и разразилась буря; народ разбежался и оставил царя одного с патрициями. Тогда, должно быть, он был убит патрициями, а они рассказали народу, будто Ромул был унесен с земли богами. Народ начал сомневаться и выражать подозрение и гнев против сената. Но некто Юлий Прокул, человек уважаемый и верный друг Ромула, явился к собравшемуся народу и торжественно уверил, что Ромул предстал ему на дороге в блестящем вооружении и в увеличенном виде. Устрашенный Прокул обратился к нему со словами: «Царь! За что ты своим внезапным исчезновением оставляешь нас на незаслуженные обвинения и повергаешь город в безысходную печаль?» На это Ромул будто ответил ему: «Так совершилось по воле богов. Можешь сказать римлянам, что они мужеством и благоразумием достигнут высокого могущества; я же буду их гением-хранителем в образе Квирина». Народ перестал сомневаться в достоверности рассказанного патрициями и, охваченный священным восторгом, постановил почитать Ромула в виде бога Квирина и соорудил ему алтарь на Квиринальском холме.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
history.wikireading.ru
История древнего Рима - легенда и основание
Увертюра к истории Вечного города звучит патетично: двух новорожденных братьев их дядя, захвативший власть в царстве Альба-Лонга, приказал положить в корзину и бросить в Тибр. Воды реки вынесли младенцев к подножию Палатинского холма, и волчица, оказавшаяся поблизости, вскормила их своим молоком под сенью огромной смоковницы.
А воспитывали братьев дятел и чибис, обитавшие на дереве. Затем их подобрал пастух, а историю своего высокого происхождения они узнали, когда выросли. Дядю-узурпатора они казнили, восстановили на троне своего деда, в том месте, где их вскормила волчица, решили основать город. Но Рем предлагал жить в низине, а Ромул – на холме. Вспыхнула ссора, Ромул убил брата… Разумеется, потом раскаялся. Так и начинается история древнего Рима…
Такова легенда, а историческая наука утверждает, что на холмах селились древние племена латинов и сабинов. Объединившись, они построили первую крепость. На другом берегу обитали этруски, создавшие развитую цивилизацию, которая, увы, не смогла противостоять варварам-латинам. Впоследствии именно на останках этрусской культуры начала бурно расти древнеримская цивилизация. Некоторые знатоки античности даже называют точную дату основания Рима – 21 апреля 753 года до нашей эры, хотя археологи обнаружили на холме Палатин следы поселений, существовавших за триста лет до этой даты. По преданию, именно в этот день Ромул вокруг Палатинского холма пропахал борозду, обозначая границы своего города.
Одна из легенд гласит, что в городе, основанном Ромулом, никто не стремился селиться, кроме беглецов из других племен. Поэтому первыми поселенцами оказались изгои – бродяги, разбойники и вообще мужчины, отличавшиеся весьма несдержанным характером. Женщин катастрофически не хватало. Ромул пошел на хитрость: устроил в своем городе грандиозные празднества с соревнованиями, соседние племена явились на них. Под шумок празднества римляне силой захватили множество женщин. «Похищение сабинянок» – этот сюжет стал основой многих произведений классического искусства. Ромул сумел все-таки заключить мир с царем сабинов Тацием, а после его смерти объединил латинов и сабинов. Ромулу историками приписывается создание сената, в который входили сто «отцов», а также деление населения на патрициев и плебеев.«Город, основанный силой оружия, основался заново на праве, законах и обычаях…» – писал древнеримский историк ТитЛивий.
После смерти Ромула на царский трон взошел Нума Помпилий, по происхождению – сабинянин. Его считают «отцом» календаря и покровителем религиозных культов, учредителем коллегий жрецов и ремесленников. Помпилия сменил воинственный Тулл Гостилий, завоевавший город Альба-Лонга и другие окрестные земли. Жителей Альбы он переселил в Рим и дал им права гражданства, а знать ввел в сенат. При нем территория города стала значительно шире, к нему был присоединен и Целийский холм, пополнилась армия и увеличилось население.
Однако, согласно легенде, он забывал о служении богам, и те разгневались – Юпитер молнией убил Гостилия и сжег его дом. Римляне решили избрать более миролюбивого властителя – Анка Марция, внука Нумы Помпилия. Марций заботился о земледелии, ремеслах и торговле. Соседние племена увидели в этом слабость и решили пойти на Рим. Но Марций показал себя и талантливым военачальником: разбив врагов поодиночке, он расширил и укрепил свое государство. Чтобы обезопасить город от нападения этрусков, воздвиг на другом берегу Тибра крепость, а через реку построил деревянный мост. При нем в Риме, у подножия Капитолийского холма, была построена первая тюрьма.
Пятый царь Рима, Луций Тарквиний Приск, был этруском, правда не совсем чистокровным. (Некоторые историки считают его первым царем и основателем города, а в легенды о Ромуле верить отказываются.)Имея немалое состояние, он переехал в Рим и стал приближенным Анка Марция, а после смерти царя убедил Народное собрание, что царем должен стать он. Приск продолжил борьбу против соседних племен латинов, этрусков и сабинян. Многие города были захвачены его войском, а те, что сопротивлялись, разрушены. Именно эти войны стали началом распада этрусской цивилизации… Именно Приск, первый из царей, занялся благоустройством города. При нем были построены: храм Юпитера Капитолийско-го, здание большого цирка для скачек и празднеств, система римской канализации – «Большая клоака», а также отведено место под Римский форум. Приск также прослыл покровителем искусств, и при нем впервые в Риме был отпразднован триумф по этрусскому образцу. Погиб Приск в лучших традициях античной драмы: сыновья Анка Марция, возжелавшие трона своего отца, убили его. Но власти им это не принесло: их изгнали из города, а Рим возглавил приемный сын убитого монарха – Сервий Туллий.
Сервий занимался реформированием структуры государства, провел денежную реформу (были отчеканены серебряные монеты), при нем было подсчитано население Рима – около двадцати пяти тысяч человек, способных носить оружие.Реформы Сервия вызывали неудовольствие у сената, и, несмотря на поддержку народа, он был убит сторонниками Луция Тарквиния Гордого, сына Приска, который и занял трон. Но удержать не смог и вскоре был изгнан. С этого момента в Риме была провозглашена республика, и власть стали олицетворять выборные консулы, но по сути она перешла в руки богатых патрициев. Позже республика переродится в империю, а город Рим станет центром античной Европы, крупнейшим мегаполисом того времени…
Похожие статьи:
www.atlas-viatges.com
Легенды Рима до основания города. Мифы и предания Древнего Рима
Легенды Рима до основания города
О том, что происходило в древней Италии до основания Рима, нам известно не так много. Первый труд по доримской истории появился во II веке до н. э. за авторством Марка Порция Катона, собравшего предания как римские, так и соседних с Римом племен, в избытке обитавших на Апеннинском полуострове. Труд этот до наших дней не сохранился, но на него, как и на другие не дошедшие до нас произведения, опирался великий римский поэт Публий Вергилий Марон.
Десять лет писал он свою поэму тяжелым и размеренным слогом-гекзаметром и назвал ее «Энеида» в честь древнего героя Энея, легендарного предка Октавиана Августа, в дни правления которого жил и работал. В «Энеиде» двенадцать книг, первые шесть из них подражают «Одиссее», вторые — «Илиаде», что неслучайно, ведь действие поэмы разворачивается в декорациях тех событий, о которых писал Гомер, и одни герои по-своему оттеняют других.
Эпохальный труд Вергилия пережил и его самого, и даже Римскую империю, послужив основой для многих произведений европейского искусства. Поскольку памятник этот не столько исторический, сколько общекультурный — ведь повествует он о временах сугубо легендарных, — то, начав рассказ о доримской истории, мы будем следовать версии Вергилия даже там, где она расходится с другими античными книгами, и, некоторым образом отринув объективность, постараемся передать те настроения и чувства, шелест волн и лязг клинков, без которых невозможно было бы представить себе это великое эпическое произведение.
Вергилий, читающий «Энеиду» Августу и Октавии. Художник Ж.-Ж. Тейясон