История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Географическое положение Египта. Преимущества и недостатки. Геополитическое положение древнего египта


Географическое положение Египта. Преимущества и недостатки :: SYL.ru

Египет, географическое положение которого делает страну одним из ведущих игроков в регионе, переживает в последние годы не самые простые времена. После того как по Ближнему Востоку и Северной Африке прокатилась волна восстаний, революций и гражданских войн, получивших название Арабской весны, политическая система страны находится в не самом стабильном положении.

Географическое положение Египта

Арабская республика находится на северо-востоке африканского континента, а частично и в Передней Азии. К азиатской части в стране относится только Синайский полуостров, вокруг которого в 1967 году прошлого века развернулась война между Египтом и молодым Израильским государством, получившая название Война Судного дня.

Несмотря на то что координаты Египта подразумевают его нахождение в крайне благоприятном климатическом поясе, режим осадков делает большую часть страны малопригодной для продуктивного сельского хозяйства.

Самая высокая точка страны находится именно на Синайском полуострове. Координаты горы Св. Екатерины равны 28°30′39″ с. ш. 33°57′19″ в.д, а ее высота достигает 2629 метров над уровнем моря.

Водные ресурсы Египта

Египет, широта и долгота которого указывают на то, что он находится полностью в Восточном и Северном полушариях, имеет доступ не только к пресным водам величайшей реки Африки - Нилу, - но и к древним транспортным путям, проходившим по Средиземному морю.

Сегодня некоторые города страны, такие как Александрия, все еще сохраняют стратегическое значение, так как являются крупными транспортными узлами. Однако кроме естественных выгод, которое дает такое географическое положение Египта, существуют и рукотворные преимущества.

Например, Суэцкий канал, соединяющий Средиземное и Красное моря, приносит египетской экономике несколько миллиардов долларов ежегодно, а после строительства в двухтысячных годах частичного дублера канала пропускная способность его возросла, а значение Египта для мировой экономики стало еще более очевидным.

Соседи Египта

Регион, в котором находится Египетская республика, сложно назвать стабильным как в экономическом, так и в политическом плане, однако с некоторыми государствами ему все же удалось наладить продуктивное сотрудничество, хотя за это пришлось заплатить немалую цену. Например, давний конкурент всех окружающих мусульманских стран - Израиль - является партнером Египта, несмотря даже на давнюю историю соперничества и войн.

С запада республика граничит с Ливией, в которой свержение диктаторского режима привело к развязыванию гражданской войны, длящейся даже в 2017 году. Однако, несмотря на сложное геополитическое положение, стране удается использовать все преимущества, которые дает жаркий климат и протяженная береговая линия, достигающая длины в две тысячи девятьсот километров. Такая совокупность характеристик географического положения Египта позволяет разместить на берегу Красного и Средиземного морей многочисленные курорты и отели, которые способны удовлетворять потребности в услугах самого разного качества.

www.syl.ru

Древнеегипетская империя :: Институт геополитики профессора Дергачева

Обсудить статью в дискуссионном клубе

Древнеегипетская империя

Владимир Дергачев

 

 

Рассмотрим «имперский» механизм древнеегипетской цивилизации. Если понятия «китайская цивилизация» и  «Китайская империя»  или «Поднебесная» стали синонимами, то Древний Египет не всегда называют империей. На протяжении трех тысяч лет Египет то приобретал  имперские качества, то утрачивал в эпохи Великих смут.

В империи фараонов главными столицами были Мемфис, Фивы, Ахетатон (1364—1347 гг. до н. э.), вновь Фивы, Гераклеополь,  Пер-Рамсес, Танис,  Александрия и другие.

По теме: Мировые города. Унесенные ветром истории

Империя (от лат., власть) — это могущественная региональная или мировая держава, объединяющая разные народы и территории  сильной централизованной властью.  Имперская интеграция (по Карлу Шмитту) является логическим стремлением к синтезу, образованию Большого пространства во главе с государством, имеющим идею-силу.  

Империя (по определению русского философа Георгия Федотова) всегда предполагает экспансию за предел длительно устойчивых границ, вызванную перерастанием сложившегося, исторически оформленного организма. После образования каждая империя переживает период расцвета, обусловленный возможностью концентрации значительных ресурсов и установления относительно прочного мира на большой территории. Это воспринимается населением как большое благо. Высвобожденные значительные ресурсы и единая коммуникационная сеть способствует созданию замкнутого самодостаточного государства. Империи прошлого и нового времени мало чем отличались друг от друга по своей внутренней политике. Централизованное управление и затратная экономика, расточительное расходование трудовых и природных ресурсов, реализация дорогостоящих проектов «века», огромные расходы на содержание армии, репрессии по отношению к целым народам.

В Древнем мире  Ближнего Востока империями были государство Аккад, Древневавилонское царство при Хаммурапи, империя хеттов, Ассирия, Персия и наконец, империя Александра Македонского.  

 

Египетская империя около 1600 года до н.э.

 

Древнеегипетская цивилизация сформировалась вдоль Великой реки. Сегодня в Египте  преобладает жаркий тропический климат с летней температурой свыше +50 °C в тени. Но не всегда климат был таким жарким, а пустыни –  безлюдными.

Райское место на Земле. Слово «рай»  следует понимать не только в религиозном или мифологическом, но и географическом  смысле.  Как отмечал  знаменитый историк Арнольд Тойнби (Постижение истории, 1991, с. 114), в буквальном смысле это греческое слово  пришло из персидского языка, и означает  саванную территорию, искусственно сохраняемую и предназначенную для  охоты и принадлежащую  правящему меньшинству.

Крупнейшая в мире пустыня способствовала  созданию уникального сухого климата. Из-за колебаний климата пустынные ландшафты сменялись саванной, пригодной для выпаса скота и охоты. Земля щедро снабжалась солнечной энергией, плодородным илом и водой  самой протяженной реки мира.  Геродот называл Египет «даром  Нила». Великая река была источником неиссякаемого тысячелетиями плодородия и высокопродуктивного сельского хозяйства.   Долина Нила была главной дорогой жизни, а сама река —  главной транспортной  коммуникацией. Поэтому именно здесь зародился первый в истории общественно-социальный государственный организм, объединённой общей религией.  На щедрость природы люди отвечали взаимной любовью, обожествляя не только Солнце, но и  быков, крокодилов и даже навозных жуков.  И египетские фараоны сами стремились быть богами.

Ответ на природную цикличность и Вызов засухи стимулировал творческий акт превращения собирателей в земледельцев. Природа была покорена Человеком с помощью дамб и дренажных работ на заболоченных землях.  Так зародилась египетская цивилизация. 

Древнеегипетская цивилизация дала миру множество открытий и изобретений, воздвигла великие пирамиды. В Древнем Египте произошёл небывалый расцвет  науки и искусства, была изобретена письменность. Изобретение  папируса  способствовало широкому распространению письменности, пережило древнеегипетскую цивилизацию и через греко-римский мир оказало  влияние на европейскую культуру. Древние египтяне усовершенствовали  ткацкое ремесло,  изобрели вино и пиво. Виноделие процветало, а что еще нужно для жизни в Раю? 

Долину Нила окружали горы, богатые  полезными ископаемыми, включая золото, цинк, свинец и строительные материалы (гранит, базальт, известняк и песчаники). Вблизи на Синайском полуострове  добывалась медь. Из Малой Азии доставлялось серебро и  железо.

Египет занимал выгодное  географическое и геополитическое положение  между Средиземноморьем, включая Крит и материковую Грецию, и Нубией (Эфиопией). Периодически расширялись границы государства.  Особо выделялся Верхний Египет, объединивший всю страну  около 3 тыс. лет до нашей эры. Царская власть была необходима для организации и управления  оросительной системы в долине и дельте Нила. 

Фараоны вели постоянные войны, которые выполняли  функции и внешней торговли. Только за товары расплачивались жизнью воинов.  Среди ценной добычи были пленные и  поголовья скота. В Нубию  снаряжались торговые (военные) экспедиции за слоновой костью, драгоценными камнями, ладаном, шкурами пантер и пр. Из финикийского Библа  доставлялся строевой лес из ливанского кедра.  Главный богатством Верхнего Египта было зерно (ячмень, пшеница).  С середины  23 века до н.э.  начался постепенный  период упадка Египта периода Древнего царства.    

Расцвет Среднего царства  пришелся на период 22 – 18 века до н.э., когда  интенсивно разрабатывались залежи меди на Синае,  золотые и медные рудники Северной Нубии. 

 

Египет периода Древнего и Среднего  царства

В царствование Рамсеса II произошла знаменитая битва  с хеттами под стенами  сирийского города Кадеша.  Не только Египет, но и Империя хеттов стала одной из могущественных государств Ближнего Востока.  И наступило время, когда две крупнейшие державы того времени  столкнулись в борьбе за влияние в регионе.  В битве у Кадеша на реке Оронт хетты нанесли поражение египтянам (войскам фараона Рамсеса II).  Но около 1296 года  до н.э.  между странами установились  дружеские экономические связи.  Началась эпоха мирного сосуществования двух великих держав Древнего мира.

Месторождения золота в империи хеттов в Малой Азии (Анатолии)  были самыми крупными в Средиземноморье. Но железо почти до середины первого столетия до н.э. ценилось в десятки раз дороже золота, а тем более — серебра, меди и олова. Хетты открыли способ выплавки железа из руды. Не случайно железо было главной статьей контрабандной беспошлинной торговли. Из Анатолии металлургия железа распространилась по свету. И насупило время геополитической формулы «кто владеет технологией  выплавки железа, тот владеть миром».    

В дальнейшем на Египет обрушились завоеватели («народы моря») и внутренние распри, что привело к падению военной мощи и утрате иностранных владений.

Но за спадом наступила эпоха  Нового царства (XVI—XI вв. до н. э.), которая вошла в историю не только территориальной экспансией, но и  бурным экономическим ростом.  Это стимулировалось притоком в страну  золота, дани и рабочей силы (рабов). Был изобретён водоподъёмник для орошаемого земледелия.   Эпоха завоеваний (добычи и дани) сменилась развитием международной торговли. В период Нового царства  за пределами долины Нила преобладала степь (саванна).  Эпоха Нового царства стала самой блистательной в истории Древнего Египта.

 

Время правления фараона Аменхотепа III (38 лет с 1388 – 1351 гг. до н.э.) рассматривается как  один из величайших периодов расцвета древнеегипетской цивилизации. Об этом свидетельствуют многочисленные грандиозные храмовые комплексы. Произведения искусств той эпохи считаются шедеврами в египетских собраниях музеев мира.  

Источником масштабной созидательной деятельности были несметные богатства, в том числе поступающие в виде дани из  покорённых и зависимых государств. Египет обладал огромным запасом золота, часть которого фараон посылал в качестве подарка своим союзникам. Даже в богатом Вавилоне были уверены, что золота в Египте так много, как песка в пустыне.

Огромный доход империя  получала от международной торговли, которую фараон всячески поощрял.    

Особенно оживлённая торговля велась с Пунтом (Землей богов), расположенным на Африканском Роге (территории современного государства Сомали).  Древние египтяне называли эту Страну своей прародиной и колыбелью египетских богов1. В Египет из Пунта торговыми флотилиями доставлялись черное дерево, благовонии (ладан), золото, слоновая кость и мирра (смола), необходимая для религиозных церемоний. Аромат мирры, как считали древние египтяне,  «вселяет оптимизм и снимает эмоциональное напряжение».  

 

Сфинксы, изображающие Аменхотепа, установлены  на Университетской набережной Санкт-Петербурга напротив Академии художеств. Сфинксы наряду с Адмиралтейством и Петропавловской крепостью стали символами города на Неве.

http://img-5.photosight.ru/f62/3115160_large.jpeg

 

В Древнем Египте было установлено множество статуй сфинксов, олицетворяющих в образе льва солнечное божество. Фараона изображали в виде льва, угрожающего своим врагам. Не случайно вблизи великих пирамид в Гизе Большой Сфинкс  лежит (или стоит?)   на страже вечного покоя погребённых фараонов.

Египетские фараоны, хотя и выступали как наместники бога на земле, могли и ошибаться.  Египетский  фараон Аменхотеп IV  или Эхнатон (1375—1336 гг. до н. э.), правивший приблизительно в  1353— 1336 годах до н. э., был религиозным реформатором. В результате конфликта со жрецами фараон вместе с царским двором покинул враждебную столицу Фивы, где почитался бог солнца  Амон-Ра, и в триста километрах к северу приказалт основать новую столицу  Ахет-Атон. Себя фараон переименовал  в Эхнатона («Полезный для Атона»). Новые личные имена получили также члены его семьи и сановники.

Увеличивались траты на возведение новой столицы, и росло недовольство подданных.  Фараон не учел и важный идеологический фактор. Нельзя сиюминутно и административными мерами переформатировать народ, столетиями почитающих своих богов. На религиозной почве у Эхнатона произошёл разлад с его главной женой Нефертити.  Фараон оказался в изоляции и вынужден был прибегнуть к помощи наемников. Правил Эхнатон примерно семнадцать лет.

 

Египетский фараон Рамсес II Великий правил приблизительно в 1279 – 1213 годах до н.э.

Его называли «всемирным»  завоевателем, сохранилось великое множество памятников фараону. 

Мир между Египтом и Азией (Сирией и Палестиной)  вызвал невиданный до того времени размах международной торговли. Археологи это подтвердили  при раскопках древнего торгового города-государства Угарит, развалины которого были обнаружены в Сирии вблизи средиземноморского порта Латакии. Расцвет интернационального Угарита пришелся на второе тысячелетие до нашей эры. Здесь пересекались важные торговые пути древнего мира, в том числе из Египта и Вавилона, Анатолии и эгейских островов. 

Рамсес был не только великим полководцем, но и мужчиной, озабоченным продолжением рода.  Через тысячелетия дошли сведения  примерно о 178 детях фараона от главных и неглавных жен и наложниц. А сколько сведений не дошло до нашей эпохи?  Из жен самой любимой была красавица Нефертари.

При Рамсесе Великом, возможно, произошел «исход евреев» из Египта под предводительством Моисея. Но современная археология пока это не подтверждает.

Но и Новое царство было невечным. Еще  неудавшийся религиозный переворот фараона Эхнатона крайне отрицательно сказался на Египте и подорвал авторитет царской власти, которая постепенно переходили к жрецам и превращению Египта в теократическое государство.  В конце концов этим воспользовались враги — кочевые ливийцы захватили большую часть Египта и Новое царство пало.

 

Путешествие в Древний Египет в поисках причин гибели цивилизацииДревнеегипетская империяГибель империи фараонов и египетских БоговКто напишет книгу «Цивилизации и Великие тектонические разломы»?Луксор. Крупнейший в мире музей под открытым небомЛуксор. Карнакский Храм бога Солнца Долина царей и разбойников. Величайший в мире Город мертвых Первая великая женщина в истории. «Екатерина Великая» за тысячу лет до нашей эры Храм Хатшепсут. Гробница для возлюбленной Храм Хора. Бог неба и солнца в облике сокола Храм бога-крокодила Себеку. Как надо собирать налоги

 

Другие эксклюзивные публикации на портале «Институт геополитики» и иллюстрированном журнале «Ландшафты жизни» о древних цивилизациях и империях:

Санторин. Воспоминания об АтлантидеСанторин. Акротири. «Эгейские Помпеи». Древнейший город ЕвропыМинойская цивилизация между Европой и Азией

Древнегреческая цивилизация. Путешествие из славян в греки в поисках демократииОткрытие микенской цивилизации. Золотая «Маска Агамемнона»Герой великих археологических открытий и почетный гражданин Санкт-Петербурга

Индийская цивилизация. Срединный путь «страны мудрецов»Виджаянагар. Великая империя, поглощённая царством обезьян

Поднебесная. Великий китайский порядок

Римская цивилизация. Эфес или Вожделенный городПутешествие из славян в римские провинции Малой Азии

Имперская геополитика. Великий час мировых империй

1 В 1998 году местные сомалийские сепаратисты даже провозгласили здесь в память о прошлом Пунтленд.

Вверх

 

 

 

«Геополитика сверхдержав»

Америка. Утомлённая супердержава Падение и взлет китайского Дракона Имперская геополитика. Великий час мировых империй Путь к процветанию государства

 

 

dergachev.ru

Глава 2 предыстория геополитики Геополитические представления в учениях Древнего Востока (Китай, Индия)

Первое протогосударственное образование па территории Китая, а именно в среднем течении Хуанхэ, возникло на рубеже III-II -тыс. до н. э. Это был союз племен Ся. Через несколько веков, уже в начале II тыс., племя Инь добивается гегемонии. Иньская династия правила первым китайским государством до конца II тысячелетия, пока иньский ван (правитель) не был свергнут предводителем племени Чжоу У-ваном.

Чжоуский Китай пережил период централизации (до VIII в. до н. э.), когда местные правители (чжухоу) беспрекословно подчиня­лись правящей династии, и период децентрализации (VIII-VII вв. до н. э.), когда власть вана стала номинальной, а чжухоу постоянно вели междоусобные войны. Это время вошло в историю Китая как «Борьба царств» («Чжаньго»).

В VII в. до н. э. империя Чжоу испытывала сильное давление ко­чевых племен ди, имевших, по-видимому, скифское происхождение. Борьба с кочевниками способствовала не только самоидентифика­ции этнической общности древних китайцев — хуася, но и упадку, а затем и падению империи Чжоу. В то же время именно тогда в науке и массовом сознании постепенно консолидирующегося древнекитай­ского общества оформляется «китаецентристская», точнее чжоуцент-ристская, геополитическая картина мира (тогда еще не было пред­ставления о Китае в его современных границах), в соответствии с которой в центре обитаемой Вселенной (Поднебесной, или, по-ки­тайски, «Тянься») находится облагодетельствованная богом чжоуская Срединная империя. Отсюда, кстати, и происходит само назва­ние Китая — Чжунго (чжун — «середина», го — «государство»). Эта империя, используя свое выгодное географическое положение и покровительство богов — чжоуский ван носил титул «Сын неба», — по развитию техники, культуры и военной мощи далеко обошла все страны Поднебесной — отсюда геополитические представления о бо­гоизбранности китайских императоров, мессианской роли империи в обитаемом мире, ее самодостаточности и оправдание автаркии.

28

Царство Чжоу занимало лишь среднее течение Хуанхэ, но посте­пенно, по мере расширения пределов Срединного царства, представ­ление о Поднебесной как обо всем обитаемом мире перенеслись на него. Таким образом, понятия «Срединная империя» и «Поднебес­ная» стали синонимами. Тогда же, в.середине I тыс. до н. э., возни­кают первые представления о военной мощи государства. Так как основу боевого порядка составляли колесницы, то и военная мощь государства измерялась их количеством. Идеальным, непревзойден­ным государством в Поднебесной признавалась держава, имеющая 10 000 боевых колесниц («ван чэн го»).

Эпоха Борьбы царств, начавшаяся в V в. до н. э., завершилась в III в. до н. э., когда к власти пришла династия Цинь (-221 г. до н. э.), а затем — Хань (206 г. до н. э.). Она тоже пережила период централи­зации царств и консолидации общества (III в. до н. э. — III в. н. э.) и период децентрализации (III-VII вв.). Ханьская империя расши­рила свои владения далеко за пределы чжоуского мира, при этом свою экспансию она также вела с позиции ханьского этноцентризма . и «средишюсти» Поднебесной империи. Именно циньцами, или хань-цами, по названию самой мощной империи в истории Древнего Ки­тая называют себя современные китайцы.

В эпоху Великих географических открытий у европейцев в отно­шении китайцев закрепился этноним «цинь». Отсюда итальянское название Китая Сinа и английское China. Русское название берет свое начало с XI в., со времени правления династии Сун, ведшей непре­рывные войны с монголоязычными киданями, захватившими север Срединной империи. Этноним «кидань», в тюркоязычной передаче «китай», лег в его основу.

Борьба с кочевниками занимает важную часть истории Китая, являясь неотъемлемой частью геополитики китайских императоров, После отражения киданей наступает длившийся весь XII в. период воин с чжурдженями, предками маньчжуров; XIII-XIV в. были вре­менем монгольских завоеваний, когда китайская территория вплоть до Хуанхэ входила в состав монгольской державы. Постоянная борь­ба с кочевниками ставила перед китайским обществом те же гео­политические задачи, которые решали в своем противостоянии с варварами Древние Греция и Рим.

29

Это техническое укрепление границ (в частности, Великая Китайская стена), создание специальных войск для постоянной защиты созданных рубежей, завоевание новых зе­мель с целью перемещения границ на более безопасное расстояние, заселение этих земель и т. д.

На территории Индии, в долине Инда и его притоков, уже в сере­дине III тыс. до н. э. существовала протоиндская (харапнская) циви­лизация. Около середины II тыс. до н. э. с северо-запада в Индию вторглись воинственные племена арьев, постепенпе распространив­шиеся на весь субконтинент и создавшие первые государственные образования. Геополитические представления правителей этих госу­дарств можно проследить по древнейшему памятнику духовной культуры арьев — Ведам. В ведической традиции принято изображать обитаемый мир как океан, в котором плавает цветок лотоса. Этот Лотос, или Падма, и есть обитаемая суша. При этом большие лепестки Лотоса-Падмы означают великие субконтиненты — двипа, т. е. полу­острова, с двух сторон окруженные морем: северный — Куру-Двипа (вероятно, Сибирь), южный — Жамбу-Двипа (очевидно, Индия), западный — Кету малас-Двипа (Европа?) и восточный — Бадразвас-Двипа (Китай?). Четыре двипа представляют собой четыре великие геополитические державы (или территории). Между большими ле­пестками Лотоса-Падмы находятся восемь малых двипа, занимающих подчиненное положение по отношению к большим Двипа. Малые двипа символизируют собой малые державы. Например, Пегу-двипа ассоциируется с Ираном, Ава-двипа — с Аравией и т. д. Отдельно от цветка Лотоса-Падмы плавают в океане листья Лотоса, символизи­рующие другие континенты и острова. Важно отметить, что Лотос, его лепестки и листья представляют собой одно целое с океаном. Это означает не только единство земли и моря, но и взаимодействие го­сударства (политики) и географии. Кроме того, Падма как живой организм (цветок) имеет завязь плода — Меру (вероятно, Гималаи) и органы оплодотворения — тычинки, символизирующие отдельные, наиболее высокие вершины гор и горных цепей, в которых берут на­чало главные реки мира.

Таковы первые геополитические представления древних арьев, из­ложенные немецким географом XIX в. К. Риттером, из которых яв­ствует, что природа (океан и суша) и человеческое общество (госу дарства) — единый организм (эту идею в свое время будут обосновы­вать К. Рихтер и Ф. Ратцель).

30

В центре мироздания помещаются соб­ственные народ (этноцентризм) и государсхво, общество и культура (индоцентризм), это характерно практически для всех школ класси­ческой геополитики.

На индийском субконтиненте, так же как и в Китае, на протяжении всей истории возникали и распадались царства и великие империи. Каждый период распада империй характеризовался яростной борь­бой за гегемонию среди отдельных царств, составлявших когда-то им­перское объединение. Например, в VI-IV вв. до н. э. среди государств долины Ганга доминировало царство Магадха, в IV-II вв. до н. э. большую часть Индостана объединила под своей властью империя Маурья, в I-III вв. н. э. северо-запад Индии находился под властью Кушанской империи, образованной пришлыми сакскими кочевника­ми, на IV-V вв. приходится расцвет империи Гуптов. Геополитиче­ские проблемы аналогичны тем, что имелись в Древнем Китае: про­тивостояние кочевникам, борьба разных цивилизаций, внутренняя борьба царств за гегемонию, становление, расцвет, закат и падение империй.

studfiles.net

Политическое положение Египта. Поход Антиоха IV в Египет

Птолемей IV среди египетских богов. Рельеф в храме в Ком-Омбо. II в. до н.э.

Птолемей IV среди египетских богов. Рельеф в храме в Ком-Омбо. II в. до н.э.

До крушения Македонского государства правители восточно-эллинистических государств ещё не понимали, какую опасность представляет для них утверждение римлян на Балканском полуострове.

Более того, они сочли этот момент наиболее удобным для возобновления борьбы из-за Келесирии.

Потеря внешних владений и восстания в Египте заставили греко-македонскую знать пойти на ещё более тесный, чем ранее, союз с египетским жречеством.

От имени малолетнего Птолемея V Эпифана, коронованного в 197 г., египетским жрецам был предоставлен ряд льгот.

В ответ на них жреческий синод в Мемфисе издал декрет в честь Эпифана с перечислением его благодеяний и определением почестей, которые ему должны были оказывать египетские храмы (это — знаменитая Розеттская надпись, послужившая основой дешифровки египетских иероглифов).

data-ad-client="ca-pub-0791478738819816"data-ad-slot="5810772814">

data-ad-client="ca-pub-0791478738819816"data-ad-slot="5810772814">

Как указывается в декрете, Эпифан освободил храмы от поземельного налога, снизил на 2/3 налог на льняные ткани, изготовлявшиеся в храмовых мастерских, утвердил право храмов на все поступавшие к ним доходы, простил недоимки, восстановил разрушенные храмы, предоставил некоторые льготы жрецам.

Создавая для жречества привилегированное положение, правящие круги птолемеевского Египта тем самым обеспечивали себе надёжное оружие идеологического порабощения масс.

В декрете жрецов упоминаются также и «благодеяния» Эпифана по отношению ко всему египетскому населению: были снижены некоторые налоги, прощены недоимки, освобождены заключённые (вероятно, за долги), амнистированным участникам восстаний сохранены их земельные участки.

Отчасти при помощи этих уступок, главным же образом благодаря консолидации сил господствующего класса и более активной военной политике правительству Эпифана удалось, наконец, справиться с длившимся с 206 г. восстанием на юге Египта.

После смерти Птолемея V Эпифана власть в Египте снова оказалась в руках временщиков. Опекуны Птолемея VI Филометора возобновили авантюристические попытки отвоевать Келесирию.

В ответ на это Антиох IV предпринял поход в Египет. Разбив египетские войска, он осадил Александрию.

Александрийцы вместо Филометора, попавшего в руки Антиоха, провозгласили царём Птолемея VII Фискона. Но Антиох, не вступая в переговоры с Птолемеем VII, заключил мир с Филометором, отправил его в Мемфис и вывел войска из Египта, оставив гарнизон в Пелусии.

Подобное разделение Египта на два враждующих лагеря, прекращение связей между хорой и Александрией наносили серьёзный ущерб хозяйству страны и интересам господствующего класса.

Гарнизон сирийцев в Пелусии был в одинаковой мере угрозой для обоих Птолемеев. Поэтому между египетскими царями начались переговоры, окончившиеся примирением.

Расчленение Египта на два царства вполне соответствовало планам Антиоха, стремившегося ослабить своего соперника в восточной торговле и подчинить Египет своему влиянию.

На присоединение территории Египта к государству Селевкидов Антиох IV, как трезвый политик, едва ли рассчитывал.

Кроме того, он понимал, что, предъявив Египту чрезмерные притязания, он может вызвать новое столкновение с римлянами.

Однако, когда примирение Птолемеев разрушило его планы, он предпринял в 168 г. новый поход в Египет и вновь осадил Александрию.

Эти действия Антиоха совпали с решающими событиями в ходе третьей Македонской войны.

Весьма характерным было поведение римлян.

Несмотря на настойчивые жалобы египетских царей и крайне тяжёлое положение осаждённой Александрии, римское посольство во главе с Гаем Попилием, направленное для примирения Антиоха с Птолемеями, не спешило в Египет, пока военные действия римлян в Македонии не завершились победой.

Но как только Гай Попилий узнал о победе при Пидне, он немедленно отправился в Египет и предъявил ультиматум Антиоху IV.

Антиох был вынужден вывести войска из Египта, причём Попилий лично следил за тем, чтобы был очищен и Кипр.

Таким образом, все успехи Антиоха в Египте были сведены на нет.

www.istoriia.ru