Египет: четырнадцать статуй богини Сехмет. Богиня древнего египта сехмет
Сехмет - богиня Египта
20 декабря 2017 | Категория: Египет
Даже, когда лев находится в клетке, он способен вызывать трепет. Поэтому неудивительно, что в древности люди часто обожествляли это животное. Один из самых ярких культов льва возник в Египте. Его отображением является египетская богиня Сехмет.
Сехмет – самая грозная богиня Древнего Египта
«Грозное око Ра» – главный титул богини Сехмет. Нельзя сказать, что она олицетворяла зло, но именно в её образе соединилось всё, чего могли бояться древние египтяне, война, палящее солнце пустыни и эпидемии. Горячие ветра и палящие солнечные лучи считались дыханием Сехмет.
Характер божества не подавался контролю. Согласно мифологии именно Сехмет создала ливийцев – одних из главных врагов египтян. Эта богиня считалась дочерью Ра и супругой Птаха. Египтологи также выделяют так называемую мемфисской триаду, в которую входили Сехмет, её супруг Птах и их сын Нефертум.
Неудивительно, что именно эта грозная богиня охраняла фараона. Рамзес ІІ утверждал, что во время битвы при Кадеше Сехмет помогала ему, истребляя врагов огнем. Богиня также не жаловала врагов Осириса и Ра. Мифы описывают её настолько сильной, что даже Сет и Анубис не могли ей противостоять. «Великая» и «могучая» – главные эпитеты, которыми принято было характеризовать Сехмет в иероглифах. Её также именовали «владеющей ножом».
Стоит отметить, что Сехмет не только напускала болезни, но и могла излечивать их, по этой причине богиня считалась покровительницей врачей, они же считались её жрецами. По этой причине богиню иногда именовали «хозяйкой жизни». В период лечения молитвы к Сехмет считались обязательными. Выздоровлению также должны были способствовать амулеты с изображением богини.
Как изображали богиню Сехмет?
Женщина с головой львицы – каноническое изображение Сехмет. Голову богини часто украшает солнечный диск, таким образом художники подчеркивали её власть над разрушительной энергией солнца. Одета богиня в длинное красное платье, что подчеркивает её воинственный характер. Цветом богини считался ярко-оранжевый. Египтяне ассоциировали его со знойным солнцем в зените.
Ещё одним атрибутом Сехмет были горящие стрелы. «7 стрел Сехмет» символизировали страшные эпидемии и разрушения. Как богиня защитница, Сехмет иногда держит в руках ножи. Скульптурные изображения богини обычно дополнялись такими атрибутами, как анкх, урей и росток папируса, последний был символом здоровья. Перечисленные признаки божество получило в период Нового царства.
В «Книге мертвых» богиню часто изображают в солнечной лодке рядом с Ра. Это подчеркивает её роль защитницы. Покойников обычно хоронили со свитками, в которых находились подобные изображения. Египтяне верили, что Сехмет защитит умершего от сверхъестественных врагов.
Как почитали богиню Сехмет?
Почитание Сехмет имело общеегипетский характер. Эта богиня почиталась в Египте со времен Древнего царства и до греко-римского периода. Сехмет являлась покровительницей Мемфиса. Главный храм богине находился в Гелиополисе, здесь держали львов, посвященных божеству.
Храмы Сехмет обычно воздвигали на краю пустыни, поскольку в этих местах часто бродили дикие львы. Один из подобных культовых центров был сооружен фараоном Сахуром в Абусире. Считалось, что изображение богини в этом храме обладало целительными свойствами.
Кремень считался камнем богини. Именно из кремня в Древнем Египте изготовляли хирургические инструменты и ножи для бальзамирования. При храмах, посвященных Сехмет, развивалась древняя медицина.
Древние египтяне боялись Сехмет, но в случае опасности обращались именно к ней. Когда во времена правления Аменхотепа III в Египте разразилась чума, фараон, пытаясь умилостивить Сехмет, приказал изготовить 700 статуй богини. Они были установлены на берегу озера Ашеру и в заупокойном храме упомянутого правителя, расположенном в Фивах. Скульптуры были вырезаны из черного гранита и в высоту достигали 2-х метров. Сейчас эти статуи можно увидеть во многих крупных музеях мира.
В греко-римский период считалось, что богиню можно успокоить с помощью специальных ритуалов, включающих употребления алкоголя, в частности пива. Интересно, что праздник богини совпадает с датой современного православного Рождества, то есть он отмечался 7 января. Древние египтяне скрупулезно наблюдали за движениями небесных тел и заметили, что в указанный период продолжительность солнечного дня начинала увеличиваться. По этой причина 7 января было посвящено богине, отвечающей за солнечный зной.
Богиня Сехмет вызывала страх у египтян даже после того, как поклонение ей кануло в небытие. Об этом свидетельствует случай, произошедший уже в 20 веке. Местные жители изувечили одну из статуй богини, боясь, что она принесет вред детям.
Пантеон египетских богов отличается обилием и разнообразием персонажей. Есть среди них Осирис, коварно убитый собственным братом и воскресший благодаря стараниям прекрасной супруги Исиды. Есть могучий Гор, бог, нередко изображавшийся в образе сокола, который бросил вызов всесильному Сету, собственному дяде, и сумевший одолеть его в честном бою. Мертвых в подземное царство сопровождал шакалоголовый Анубис. Есть и несколько малоизвестных богов и богинь, с одной из которых, Сехмет, предлагаем познакомиться.
Описание
Богиня Сехмет покровительствовала войне и жаркому солнцу, ее основные эпитеты – «могучая», «безжалостная», «суровая». Олицетворяла собой губительную силу жаркого солнца, являлась владычицей пустыни. Египтяне верили, что богиня знакома с магией и может использовать заклинания. Нередко изображалась в облике женщины с головой львицы. На отдельных фресках или скульптурах представлена в виде львицы или львиноподобной богини с коброй.
Назначение
Богиня Сехмет играет огромную роль в мифологии Древнего Египта. В различные времена она имела разное назначение:
Считалась покровительницей войны.
Была богиней зноя, пустыни и засухи.
Представала повелительницей мора и эпидемий.
Обладала навыками врачевания и могла исцелять людей, поэтому считалась покровительницей лекарей.
Воспринималась как покровительница армии, во время походов сопровождала фараона, неся его войску успех. Поэтому гнев Сехмет был страшен – военной победы можно было не ждать.
Также считалось, что своим огненным дыханием суровая богиня уничтожала все живое, чтобы зародить новую жизнь.
«Книга Мертвых» описывает Сехмет как защитницу Ра от злобного змея Апопа.
Помимо этого, Сехмет считалась покровительницей столицы Египта, Мемфиса, поэтому в этом городе культ богини был особенно популярен. Также почиталась она в Гелиополисе. Праздником богини было 7 января.
Нрав
Известно, что богиня Сехмет была одним из самых кровожадных божеств страны пирамид. Так, в одном из мифов, разгневавшись на людей, которые стали непочтительными с богами, великий Ра вырвал свое око и бросил его на землю. Глаз бога превратился в суровую Сехмет, она принялась с наслаждением уничтожать неугодное человечество. Когда же боги разлили по земле красное вино, богиня-львица, приняв его за кровь, с жадностью набросилась на напиток и стала его пить. Лишь опьянев и уснув, она прекратила кровопролитие. По другой версии мифа, вылито было пиво, которое приобрело кроваво-красный оттенок из-за особенностей египетского грунта.
В эпоху Среднего царства богине приписывали функции защиты Египта от внешних нападений, поэтому Сехмет стали изображать с горящими стрелами. Нередко именно к этой богине обращались жрецы, когда необходимо было защитить египетскую землю от захватчиков. Однако в гневе она была страшна, могла наслать на людей мор или эпидемии, ее дыхание вызывало ветра с пустыни, влекущие за собой засуху и зной. Поэтому владыки страны пирамид старались задабривать своенравную богиню богатыми жертвами и строительством храмов. Считалось также, что она покровительствует столице Египта – Мемфису и всему Верхнему Египту.
Мифология приписывает Сехмет удивительную силу, поэтому даже отрицательные представители пантеона, Сет и змей Апоп, опасались ее гнева.
Место в пантеоне
Сехмет, согласно египетской мифологии, была дочерью солнечного Ра, супругой бога-творца Пта. В более поздние эпохи нередко изображалась в качестве победителей всех тех, кто решался бросить вызов богам.
Является представительницей так называемой Творческой (Солнечной) Триады Египта, куда также входили следующие божества:
Бог Птах, супруг Сехмет, демиург (создатель), в молитвах почти не упоминается, однако почитался как творец всего сущего.
Нефертум, покровитель растительности.
Триада пользовалась наибольшим почетом в Мемфисе и воспринималась как покровительница фараонов. Каждое из божеств Триады символизировало свою стихию. Так, Сехмет отождествлялась с огнем, ее муж Пта – со стихией земли, поэтому союз супругов символизировал собой единство созидательного и разрушительного начал. Нефертум символизировал водную стихию. Интересно, что священным животным этого молодого бога растительности также был лев и зачастую изображался он львиноголовым, как и его воинственная мать.
Священные животные, атрибуты
Основным священным животным кровавой богини был лев, поэтому в Гелиополисе, где находился ее храм, этих животных содержали жрецы. Убийство льва было недопустимо. Поскольку иногда Сехмет отождествлялась с богиней Хатор, еще одним священным животным была кошка. Богиня была оком Ра, сама покровительствовала жаркому светилу, поэтому нередко ее изображали с солнечным диском на голове. В руках у нее находился острый меч, кинжал, позднее – горящие стрелы. На многих изображениях богиня держит в одной руке анх, в другой – папирусовый скипетр.
Цвет богини Сехмет, покровительницы Мемфиса – солнечно-оранжевый, похожий на окраску палящего светила в зените. Деревом ее считался можжевельник, ягоды которого использовались лекарями, камнем – кремень, из которого в те времена изготавливали простейшие хирургические инструменты, в том числе приспособления для бальзамирования. Поэтому можно отметить, что в сознании древних египтян богиня-львица имела прямое отношение к медицине. Она могла как наградить человечество, так и уничтожить непокорных, наслав эпидемию.
Храмы Сехмет
Поскольку богиня Сехмет входила в число наиболее почитаемых представительниц египетского пантеона, храмов ей строили большое количество. Нередко святилища возводили в пустыне, где обитали священные животные владычицы – дикие львы.
Известен такой исторический факт: фараон Аменхотеп Третий, желая задобрить богиню и спасти свою страну от ужасной эпидемии, велел изготовить порядка 700 ее статуй.
До наших дней дошел в хорошем состоянии храм в Карнаке, к числу главных украшений которого относится статуя Сехмет с солнечным диском на голове.
Культ богини
Как полагают ученые, именно с именем этой суровой и жесткой богини связаны человеческие жертвоприношения в Древнем Египте. Однако культ Сехмет нес и пользу жителям страны пирамид. Так, богиня почиталась как покорительница врачевания, поэтому в ее храмах активно развивалась медицинская наука, а жрецы нередко были неплохими для того времени лекарями.
В наиболее крупных храмах богини Египта Сехмет обучалась особая греческая каста, красные жрецы, которым открывались тайные знания из области хирургии, врачебного дела и даже экзорцизма.
Богини, с которыми Сехмет отождествляли
Мифология Египта имеет сложный характер, поскольку создавалась она в течение многих столетий, неоднократно подвергалась видоизменению. Вот почему богиню Сехмет нередко отождествляли с другими божествами пантеона. Прежде всего это Бастет, богиня-кошка, покровительница любви, семейной жизни и домашнего очага. Выдвигалась версия, что Бастет – это миролюбивый вариант Сехмет. Что общего между богинями:
Обе были дочерьми Ра.
Обе нередко изображались с головами львиц. Позднее, когда кошку приручили, Бастет приобрела облик домашнего животного.
Бастет в некоторых городах почиталась как богиня войны.
Священные животные обеих богинь относятся к семейству кошачьих.
Вторая представительница египетского пантеона, с которой отождествляли Сехмет – это богиня Хатор, покровительница вина и веселья, которая изначально имела вполне самостоятельный характер и изображалась в образе коровы или женщины, голову которой украшали рога. Обе богини считались дочерьми солнца, позднее, когда культ Ра стал наиболее значительным в Египте, Хатор стали отождествлять с Сехмет, и изображения богини появились с головой кошки или львицы. Она начала восприниматься как покровительница фараонов.
Иногда Сехмет отождествляли с Тефнут, которая именовалась супругой бога Птаха и дочерью Ра. Изображалась она чаще в образе женщины с кошачьей головой, иногда мужем считался не Пта, а Шу – бог воздуха, который позже был переосмыслен как покровитель полуденного солнца. Центром почитания Тефнут был Гелиополь.
Дети Сехмет
Согласно мифологии, Сехмет – покровительница Мемфиса – имела нескольких детей. Ее сын от Пта, Нефертум, уже упоминался. Также некоторые мифы приписывают богине-львице рождение бога Хека, покровителя магии. По другим версиям, матерью его была богиня Менхит, также представляющаяся в образе воинственной львицы. Источники также называют сыновьями Сехмет Ихи и даже Гора, хотя в классических мифах они являются детьми Хатор и Исиды соответственно.
Нередко ее сыном называют бога Махеса, который также изображался с головой льва, был покровителем войны, боролся со змеем Апопом (в иных вариациях эту функцию выполняла сама Сехмет).
До наших дней дошло немало скульптурных изображений богини палящего солнца, поэтому мы можем четко представлять себе, как, по мнению древних египтян, она выглядела. Роль этой богини в истории древнеегипетской цивилизации можно назвать весомой. Именно в ее храмах мудрые жрецы годами постигали науку врачевания. Конечно, медицина тех времен была доступна лишь избранным, но знания, передающиеся от одного поколения жреческой касты к другому, оказали существенное влияние на развитие медицины в последующие эпохи. Сведений о Сехмет до наших дней дошло великое множество, однако мифы настолько противоречивы, что мы можем лишь догадываться о том, каковы были изначальные функции этой кровожадной и суровой богини.
fb.ru
Сехмет (Сахмет, Сохмет) – египетская богиня войны, богиня-львица
Грозная богиня СехметСехмет (Сахмет, англ. Sakhmet) - богиня войны, супруга Птаха и мать Нефертума и Имхотепа в Мемфисе в облике женщины с головой львицы. Как дочь бога Ра и «Глаз Ра» уничтожала врагов фараона и Египта огненным пламенем, насылала на них эпидемии и болезни.
Важнейшая богиня-львица Древнего Египта
Сехмет. Музей археологии и антропологии Пенсильванского университета, г.Филадельфия, СШАСехмет поклонялись во все периоды истории Древнего Египта, включая греко-римскою эпоху.
Ее имя, которое можно перевести как «мощная», «могучая» или «могущественная», впервые появляется еще в «Текстах пирамид».
В египетском пантеоне богов насчитываются десятки богов и богинь, облик и характер которых самым тесным образом связан с кошачьими животными и в первую очередь со львами и львицами. Лев вызывал священный трепет у древних людей своей силой, мощью, неукротимостью и агрессивностью.
Это были боги и богини, которые, с одной стороны, пользовались самым большим уважением и почитанием, с другой – именно их особенно боялись и опасались египтяне. Кошачьи божества Египта всегда содержали в себе две ипостаси - они могли быть как агрессивными и кровожадными, так и мягкими, добрыми, связанными с высшей властью солнца.
Но и в ряду этих божеств была своеобразная иерархия. И первое место в ней занимает богиня-львица Сехмет.
Самая кровожадная богиня
Сехмет. Рельеф в храме Исиды на о.Филе, Асуан, ЕгипетВ египетской мифологии во многих вариантах имеется рассказ о том, что люди перестали почитать стареющего Ра. Боги, возмущенные таким поведением, стали склонять бога солнца к тому, чтобы он наказал неблагодарных. Ра, послушав своих советников, вырвал один из своих глаз, и бросил его как Хатхор на землю, приказав, чтобы она уничтожила человечество.
Богиня уже в форме львицы-Сехмет и Глаза Ра яростно принялась за дело, устроив кровавую резню на земле, оправдывая свой эпитет - "Та, кто танцует на крови".
Интересно, что согласно египетским мифам, люди возникли из слез Глаза Ра, то есть Сехмет убивала своих собственных детей.
Она так безжалостно истребляла людей в течение дня, что сам Ра пришел от этого в ужас. Он решил простить человечество и приказал кровожадной богине-львице остановиться, но она так вошла в раж, что проигнорировала требование бога солнца – так велика у нее была жажда крови.
Ра пошел на хитрость – он приказал богам ночью разлить 7000 фляг пива, смешанного с гранатовым соком (по другой версии приказывает, чтобы его первосвященник в Гелиополе получил красную охру с острова Элефантина и смешал ее с пивом). Утром Сехмет вернулась, чтобы продолжить уничтожение людей. Она жадно лакала подкрашенное пиво, приняв его за кровь. Запьянев, она уснула, проспав трое суток. После этого ее агрессия улеглась, и люди были спасены.
Бюст Сехмет. Грандиорит. Ок. 1402-1364 гг. до н.э. Бруклинский музей, Нью-Иорк, СШАМифы описывают Сехмет такой сильной и агрессивной, что даже злобный бог Сет и змей Апоп вместе со своими подручными не могли ей противостоять.
Палящие лучи солнца и горячие ветры пустыни считались ее пламенным дыханием. Она воплощала все отрицательные качества высокой температуры полуденного светила, которая могла привести к солнечному удару, засухе, голоду и эпидемиям.
Кобра (урей), которая, с одной стороны, была частью, головного убора Сехмет как Глаза Ра, с другой – самой богиней, изрыгала и выплевывала огонь, поражающий и сжигающий врагов. В качестве Глаза Ра в египетской мифологии выступает еще достаточно большое количество богинь, принимающих образ львицы или змеи, – Исида, Уто, Хатхор, Тефнут, Мехит, Мут, Шесемтет и др., но Сехмет в этом ряду самая беспощадная.
Значение в разные периоды
Сехмет кормит молоком фараона. Деталь ожерелья - мената. Фаянс. Правление фараона XXV династии Тахарки (689-663 гг. до н.э.). Метрополитен-музей, Нью-Йорк, СШАВо времена Древнего царства Сехмет вместе с другой богиней-львицей Шесемтет появляется в «Текстах пирамид» в роли матери-патронессы фараона. В этих текстах Сехмет выступает в качестве родителя фараона, когда он заново рождается для загробной жизни как небесное астрономическое божество. Хотя в этот период нет никаких документальных доказательств ее связей с богиней Бастет, многочисленные свидетельства из эпохи Среднего царства, позволяют предположить, что эта связь, видимо, фактически существовала уже тогда.
Во время Среднего царства защитные качества Сехмет уходят на второй план - она становится все более и более дикой и опасной богиней. Ее более мягкий и дружелюбный аспект представлен богиней Бастет, которая выступает формой Сехмет.
На Сехмет очень похожи многие местные воинственные и свирепые богини-львицы, в частности "госпожа Восточной пустыни", богиня-львица Пахт (Пахтет) из Бени Хасана (16 ном Верхнего Египта). Поэтому они иногда идентифицировалась как форма или ипостась Сехмет, почитание которой носило общеегипетский характер.
В «Текстах саркофагов» она идентифицируется с красной короной Нижнего Египта и с огненным плевком змеи (урей), которая была частью головного убора как фараона, так и многих богов и богинь, включая саму Сехмет.
Богиня-львица с ножами. Могила Нефертари. ЕгипетОна, как говорили, была "той, которая владеет ножом" во время большого ночного сражения между силами порядка (маат) и хаоса.
Ее связи с другими богинями постепенно привели к расширению ее собственных особенностей. Она могла появиться, например, как корова, получив эпитет «хозяйки неба».
В «Книге мертвых» (погребальная литература Нового царства) Сехмет часто изображается в виде защитницы, находящейся в солнечном барке (лодке) Ра, чтобы защищать его от змеи Апопа и других враждебных демонов. Древние египтяне, которых хоронили с папирусными свитками «Книги мертвых», надеялись, что Сехмет уничтожит их сверхъестественных врагов в загробном мире так же, как она уничтожала врагов Ра и Осириса.
Сехмет с супругом ПтахомВ эпоху Нового царства ее распространенным эпитетом был такой - «Большая Сехмет, любимая Птахом». Ее самым важным культовым центром был Мемфис, где ей поклонялись как супруге Птаха и матери Нефертума.
В Новом царстве к Сехмет вернулась ее роль богини-матери. В этот же период впервые появляются сведения о связи между Сехмет и Мут, которая почиталась как «Великая богиня-мать» и супруга Амона. Вероятно, это произошло потому, что Фивы стали главным городом страны, возникла потребность идеологически связать между собой как новую и старую столицы, так и характерные для них религиозные традиции и верования. В конечном итоге культ Сехмет фактически полностью слился с культом Мут, одной из форм которой она стала.
Во времена Нового царства, Сехмет, главным образом, считалась агрессивным аспектом больших богинь: сначала Хатхор, затем Мут, и наконец Исиды.
В Последний период акцент вновь был сделан на ее разрушительной стороне. Сехмет появляется в различных текстах как уничтожитель врагов, а также как та, которую нужно успокаивать с помощью специальных ритуалов и празднеств, включающих в себя, как правило, употребление алкоголя (пива).
Египетская богиня войны, испепеляющая врагов фараона
Фараон и Сехмет. Храм в ЭдфуCехмет была тесно связана с Королевским саном. Она часто описывалась как мать Махеса, грозного бога-льва, который был покровителем фараона.
Поскольку Сехмет, как верили древние египтяне, выдыхала огонь на своих врагов, она была принята многими египетскими фараонами в качестве военной богини и символа их собственной власти в сражениях.
Фараон XIX династии Рамсес II (ок. 1279-1212 гг. до н.э.) утверждал, что Сехмет находилась вместе с ним в его боевой колеснице в битве при Кадеше, опаляя вражеских воинов своим огненным дыханием.
Рельеф с изображением Сехмет в храме Себека в Ком ОмбоНо не только огонь был ее оружием – она уничтожала врагов и из своего лука. Из всех богинь-стрельцов в египетском пантеоне Сехмет была самой страшной. Ее «семь стрел» персонифицировались как семь посыльных, которые несли чуму и разрушение.
Фараон XII династии Сенусрет III (ок. 1878-1841 гг. до н.э.) в одном из гимнов назван тем, «кто пускает стрелу, как это делает Сехмет».
Египетские владыки не жалели сил и средств, чтобы обеспечить благосклонность этой богини. До нас дошел фрагмент известнякового рельефа из долинного храма в Дашуре фараона IV династии Снофру (ок. 2613-2589 гг. до н.э.), который был великим строителем пирамид. На рельефе голова правителя Египта расположена рядом с мордой богини-львицы, по-видимому, Сехмет. Земной владыка как бы вдыхает божественную жизненную силу, исходящую изо рта богини.
При фараоне V династии Сахуре (ок. 2487-2475 гг. до н.э.) в Абусире было построено святилище-храм в честь Сехмет.
Фараон Аменхотеп III – почитатель Сехмет
Это только часть статуй богини Сехмет, высеченных по приказу фараона Аменхотепа IIIОднако самым страстным почитателем богини проявил себя фараон XVIII династии Аменхотеп III (ок. 1402-1364 гг. до н.э.). Более 700 статуй Сехмет были установлены к югу от большого храма Амона в Карнаке в зоне Мут на берегу озера Ашеру, а также в заупокойном храме фараона (Kom el Heitan) в западных Фивах.
Долго считалось, что сам фараон приказал установить статуи в обоих местах, но сегодня большинство ученых полагает, что первоначально все статуи стояли вблизи заупокойного храме Kom el Heitan. Там они явились частью крупной скульптурной программы Аменхотепа.
Эти большие статуи (их высота иногда превышает 2 метра) вырезаны из черного гранита или диорита. Твердость камня, из которого сделаны статуи, само их количество наглядно говорит о том колоссальном камнетесном труде, который был выполнен древними египетскими мастерами.
Cтатуи изображают богиню-львицу сидящей или стоящей. В одной руке она, как правило, держит анх – символ жизни, в другой иногда скипетр в виде ростка папируса - символ здоровья и Нижнего Египта.
Cтатуи богини с головой львицы из Британского музеяПозже часть этих статуй была демонтирована с первоначальных мест и установлена в других египетских храмах и святилищах (немало из них попали в египтологические музеи всего мира).
Египтологи, в частности французские, предполагают, что первоначально у храма было установлено две серии статуй по 365 богинь-львиц в каждой. Ежедневные обряды, выполняемые перед каждой статуей, следовали за движением звезд и курсом солнца. Нильская долина зависела от состояния этих природных явлений, определяющих время и сроки разлива великой реки. Аменхотеп III, видимо, полагал, что таким образом обеспечивается закон и порядок мироздания – маат.
Также он, вероятно, надеялся, что такая концентрация статуй богинь обеспечит защиту страны от внешних врагов, эпидемий и неурожая.
Целительница и покровитель врачей
Амулет из фаянса. XXVI династия. Розенкрейцеров музей. Сан-Хосе, Калифорния, СШАЕсли чума шла на Египет, ее, как говорили, нес «посыльный Сехмет». Египтяне полагали, что если Сехмет могла насылать болезни, то она была также той, которая могла защитить от них и вылечить в случае заболевания.
У нее была власть отразить мор, она могла проявлять себя как медицинское божество и богиня исцеления, получив эпитет - «хозяйка жизни».
Таким образом, священники Сахмет были связаны с медициной и волшебством, а сама богиня стала считаться покровителем врачей. Ее жрецы считались знатоками медицины и квалифицированными врачами. Один из папирусов, например, приписывает этим священникам детальное знание сердца.
Рельеф на колонне храма. Мединат Наби, Луксор, ЕгипетЖрец, обращающийся с молитвами к Сехмет с просьбой о выздоровлении больного, был неотъемлемой частью всего процесса лечения, наряду с практическими действиями самого врача (жреца), который также находился под покровительством богини.
Как верили египтяне, амулеты и изображения богини могли способствовать выздоровлению. Например, ее изображение на стене храма Сахура в Абусире наделялось способностями магического и удивительного излечения страждущих.
Поскольку у Сехмет доминируют агрессивные и опасные черты, ее изображения могли, естественно, вызывать и чувство страха или тревоги. Причем не только у древних египтян. Известная статуя Сехмет, которая ныне находится в храме Птаха в Карнаке, была сломана в начале XX века местными жителями, которые боялись, что она может принести вред их детям.
Сехмет и «далекая» богиня
Сехмет из Луврского музея, Париж, ФранцияЕгипетские мифы в разных вариантах содержат рассказ об убежавшей в Нубию «далекой» богине в облике львицы, которая потом была возвращена в Египет. Такой сюжет содержится в рассказах о Мехит, которая была поймана и возвращена богом Онурисом, ставшим ее мужем. Тефнут, богиня влаги, также была возвращена из Нубии богом воздуха Шу.
Схожее повествование имеется и о Сехмет. Рассерженная богиня-львица убежала в Нубию. Ее отец, бог Ра, пытается вернуть свою дочь в Египет. Однако разъяренная Сехмет убивала каждого посланца, посмевшего к ней приблизиться.
Тогда боги, чтобы умиротворить львицу, пускают в ход музыку и танцы. Завороженная громкой музыкой и танцевальными движениями богов, Сехмет окунается в воды Нила вблизи первого порога и превращается в красивую женщину. По другим вариантам этого мифа она напивается и превращается в умиротворенную Бастет или Хатхор.
Ежегодно египтяне в период разлива проводили «Праздник опьянения», цель которого состояла в том, чтобы преобразовать неистовую солнечную львицу в умиротворенную богиню. Здесь теологи использовали определенные параллели между наступлением воды во время паводка и тем пивом, окрашенным под цвет крови, которое разливают боги, чтобы обмануть Сехмет.
В этом праздновании, в ходе которого египтяне употребляли алкоголь и веселились, был воплощен сельскохозяйственный вариант мифа вечного оживления природы. Кровь и пиво (вино) были тесно связаны в египетской мифологии.
Иконография Сехмет: богиня с головой львицы
Бронзовая статуэтка Сехмет. Высота - 19,5 см. Поздний период. Национальный музей археологии, Мадрид, ИспанияОна обычно изображается как женщина с головой львицы. В Новом царстве она приобрела диск солнца, урей, знак анх и скипетр папируса как признаки.
Иногда, когда упор делается на ее связь с Хатхор, она изображается держащей систрум – музыкальный инструмент богини Хатхор.
Как богиня войны, защитница Ра, Осириса, фараона и всего Египта она иногда держит в ругах ножи (кинжалы).
Настенный рельеф. Храм Гора в ЭдфуОна часто носит длинный парик, который в определенной мере уравновешивает солнечный диск на ее голове.
Длинное платье, которое носит богиня, часто окрашено в красный цвет. С одной стороны, красный цвет был цветом Красной короны и символом Нижнего Египта, с другой стороны, красный цвет – цвет крови, подчеркивающий воинственный характер богини.
Иногда на каждой груди богини изображалась по розетке - они были астрономическим символом созвездия Льва.
Однако в целом изображения Сехмет трудно отличить от других богинь с головами львицы, имеющим схожую иконографию.
Также интересно будет посмотреть:
piramidavorever.ru
Древнеегипетская богиня Сехмет - Стимфалид
Дочь Ра, жена Птаха, мать бога растительности Нефертума. Священное животное Сехмет — львица. Богиню изображали в виде женщины с головой львицы и почитали во всем Египте.Центр культа: столица древнего Египта Мемфис.7 января — день, посвящённый богине и связанный с увеличением солнечного дня.Также Сехмет связана с Верхним Египтом, в противоположность Баст, связанной с Нижним Египтом.
Сехмет («могучая») — богиня войны и палящего солнца, грозное око бога Солнца Ра, целительница, обладавшая магической силой напускать болезни и излечивать их, покровительствовала врачам, считавшимся её жрецами. Охраняла фараона. Обладала характером, не поддающимся контролю. Изображалась с головой льва, что вызывало её отождествление с Пахт, Тефнут и Баст. Была олицетворением солнечного зноя и разрушительной энергии Солнца, почему на голове её изображался диск. Как богиня жара, Сехмет представлялась весьма суровой. В позднем мифе об истреблении богом Ра непокорного человечества Сехмет (в других вариантах мифа — Хатхор, Тефнут, Баст) в качестве ока Ра наслаждалась избиением людей, и только пролитое на землю богами красное вино, на которое Сехмет набросилась, приняв за кровь, и от которого опьянела, заставило её прекратить резню. Сехмет считалась истребительницей врагов богов.
В период Среднего царства фараоны в качестве защитников Египта от врагов часто сравнивались с Сехмет; поэтому богиня иногда изображалась с горящими стрелами. Некоторые версии мифа о сотворении человечества называют её создательницей ливийцев и азиатов. Носила эпитет «могучая» или «могущественная». Носила имена «Великая» и «Владычица пустыни». Была хранительницей мира и защитницей людей. К ней обращались в минуты опасности. Считалось, что её гнев приносил мор и эпидемии и, когда в Египте разразилась эпидемия чумы, фараон Аменхотеп III приказал изготовить семьсот статуй богини, чтобы умилостивить разгневанных богов. Богине поклонялись в храме Гелиополиса, где жрецы держали священных львов. Также храмы воздвигались на краю пустыни, где бродили дикие львы.Две статуи богини (Египетский музей, Берлин)Вместе с богиней-коброй Уто и богиней царской власти Нехбет Сехмет охраняла фараона, а во время битвы повергала врагов к его ногам. Ее вид наводил ужас на противника, а огненное дыхание уничтожало все. Обладая магической силой, Сехмет могла убить человека или напустить на него болезнь; гнев богини приносил мор и эпидемии. Вместе с тем Сехмет — богиня-целительница, которая покровительствовала врачам, считавшимися ее жрецами. Египтяне отождествляли Сехмет со многими богинями — Баст, Уто, Мут и др.В северной части Карнакского комплекса в память о своих победах в Азии Тутмос III возвел особый храм, посвященный так называемой мемфисской триаде — львиноголовой богине войны Сехмет, ее супругу Птаху и их сыну Нефертуму. В темном святилище храма и до сих пор стоит культовая статуя Сехмет чуть выше человеческого роста, увенчанная массивным солнечным диском. В руках богини — скипетр-папирус уадж, символ вечной молодости, и анх, символ вечной жизни. Солнечный луч, попадая в святилище через специальное отверстие в потолке, касается кажущегося невероятно живым, и в то же время гранитного львиного лика богини. Богиня-львица Сехмет очень часто отождествлялась с фиванской Мут, также иногда изображавшейся львиноголовой.
На западе Фив, вблизи Луксора, в заупокойном храме египетского фараона XVIII династии Аменхотепа III, где до разрушительного землетрясения стояли огромные статуи царя, "колоссы Мемнона", и находились сфинксы, которые впоследствии оказались на берегах Невы, археологи обнаружили при раскопках 14 статуй богини войны и палящего солнца Сехмет.
Как сообщило Министерство по делам древностей Арабской Республики Египет, речь идет о двухметровых изображениях женщины с головой львицы, выполненных из черного гранита. Крошечные по сравнению с 16-метровыми "колоссами Мемнона" статуи богини Сехмет некогда украшали храм богини Мут в Карнаке, откуда скульптурные изображения богини с ликом львицы попадали во многие музейные коллекции по всему миру. В свою очередь в Карнак их перенесли из заупокойного храма Аменхотепа III в Ком эль-Хеттане.
Сехмет — в переводе "Могучая" — в египетской мифологии почиталась как богиня войны и палящего солнца. Центром ее культа был Мемфис, хотя почитали богиню на всей территории страны. В Мемфисе она считалась супругой Птаха и матерью Нефертума. В Фивах ассоциировалась с небесной богиней Мут, женой Амона-Ра. В фиванском храме Мут, на берегах ныне почти пересохшего священного озера Ишеру, при Аменхотепе III воздвигли многочисленные гранитные статуи львиноголовой богини.
В Древнем Египте богиню почитали как покровительницу фараона и его семьи. Находясь рядом с фараоном во время битвы, она повергает врагов к его стопам. Ее вид наводит на врага ужас, а пламя ее дыхания испепеляет все живое. Сехмет — дочь Ра (его грозное Око) в облике львицы, согласно текстам "Книги коровы", преследовала людей, восставших против вселенской гармонии, установленной Ра. Опьяненная священным пивом с добавлением красного минерала из Нубии диди, богиня возвратилась из далекой африканской страны Бугем, куда удалилась в гневе и приняла облик милостивой небесной коровы — богини Хатхор, чтобы поднять солнце на небеса.
В более поздних вариантах мифа говорится о том, как удалившаяся в землю Бугем в облике львицы богиня вскармливала своими сосцами священных львят. Шу и Тот в облике павианов отправляются за ней и уговаривают вернуться в Египет. Проходя мимо первого порога и Филе, священного острова Исиды, Сехмет окунулась в воды священного озера соседнего острова Биге, "запретного", места погребения Осириса. Из воды богиня вышла в облике умиротворенной кошки Бастет.
Читайте также: Захватывающий детектив времен Древнего Египта
Слуги богини, Семь Стрел Сехмет, были предвестниками бед и несчастий, чаще всего болезней. "Богиня вызывает волны жары, хамсин, удушливое лето. Ее пагубная сила (аб) поднимает температуру, распространяет эпидемии и эпизоотии, отравляет пищу и заражает паводок Нила. Каждый страшится того, что его могут настичь ее стрелы или удары сопровождающих ее посланников (шемсу), загадочные "посланники" (ипутиу), "убийцы", "странствующие", "змеи-стрелы — шесеру".
На исходе года два павиана, воплощающие лунного бога Хонсу, выверяли Книги конца года, в которых были списки тех, кому было суждено жить или умереть. Специальное заклинание, называвшееся "Книга последнего дня года", зачитывалось над особой тканью, которой оборачивали горло для того чтобы защититься от Сехмет и ее вестников. Во время празднования Нового года египтяне обменивались амулетами, изображающими Сехмет с ликом львицы или ее более милостивую ипостась — кошку Бастет. Талисманы были призваны умилостивить богиню. Несколько дней в году, "когда становятся ужасными глаза Сехмет", считались особенно несчастливыми. Вместе с тем Сехмет почиталась богиней-целительницей. Она покровительствовала врачам, считавшимся ее жрецами.
Вопреки мнению одних египтологов, некоторые их коллеги полагают, что многочисленные статуи Сехмет были связаны не столько с надеждой фараона исцелиться от некой болезни, сколько с эпидемией чумы, способствующей спешному переезду царского двора в Мемфис. Этим и обусловлено дорогостоящее изготовление статуй богини Сехмет, которую призывали "всеми ее именами и всеми ее местами".
Аменхотеп III взошел на трон в возрасте 12-ти лет. Он правил примерно с 1379 по 1340 до н. э. И на протяжении всех лет царствования всячески содействовал укреплению культа бога солнца Атона. Позже его сын Эхнатон сделает Атона едва ли не единственным богом Египта. Дедушка Тутанхамона, Аменхотеп III, превзошел всех своих предшественников, оставив после себя огромное количество памятников. Однако египтологи не перестают удивляться "любви" царя к изображениям Сехмет. И ранее насчитывалось примерно семь сотен гранитных статуй и на этих четырнадцати дело, скорее всего, тоже не закончится.
В надписи на одном из сфинксов Аменхотепа III в Санкт-Петербурге, царь упомянут как "тот, кто создает памятники у границ неба, подобно четырем опорам небес". Последние штудии, касающиеся культа богини Сехмет, выявили взаимосвязь сотен ее статуй со звездными деканами и с "положительными" и "отрицательными" богинями ежедневного ритуального календаря.
Читайте также: Фараон подтвердил свое существование
В статье "Аменхотеп III и мемфисская теология" Бетси М. Брайан (Betsy M. Bryan) пишет: "Заупокойный храм и его скульптурные памятники могут быть названы монументальной космологической моделью с воспроизведением Места Творения и астрономической картой вечной дороги царя в небесном пространстве".
Читайте самое интересное в рубрике "Наука и техника"
www.pravda.ru
Египетская мифология Египетская богиня Сехмет
Сехмет (др.егип. «могучая») – это богиня палящего солнца и войны, грозное око египетского бога Ра, целительница, которая отличается магической силой излечивать болезни и даже напускать их. Покровительствовала, в основном, лекарям, которые считались жрецами Сехмет. Служила охранницей фараонов. Египетская мифология считает, что она обладала взрывным характером, который не поддавался контролю.
Изображалась египетская богиня Сехмет в образе женщины с головой льва, что позволяло отождествить ее с богинями Баст, Пахт и Тефнут. Сехмет служила олицетворением разрушительной энергии дневного светила и солнечного зноя, а потому на ее голове часто изображался диск. Как богиня жары Сехмет представлялась очень суровой богиней. В поздней легенде об уничтожении непокорного человечества верховным богом Ра, Сехмет как око Ра наслаждается гибелью миллионов людей, и только пиво, приготовленное богами опьянило ее и заставило прекратить бессмысленную резню.
Кроме этого, Сехмет считалась воинственной богиней, которая истребляла в случае необходимости даже богов. В Среднем Царстве фараоны часто сравнивались с египетской богиней Сехмет, как защитники всего Египта. Богиня часто изображалась с мечом в руках
В некоторых легендах Сехмет считается создательницей азиатов и ливийцев. Заслуженно носила эпитеты «могущественная» или «могучая».
Египетская богиня Сехмет выступала защитницей людей и хранительницей всего нашего мира. К ней люди обращались в наиболее тяжкие минуты жизни, в минуты опасности. Считалось, что гнев Сехмет приносил эпидемии и мор. Когда в Древнем Египте разразилась очередная эпидемия чумы, Аменхотеп III приказал создать 700 статуй этой богини, для того чтобы умилостивить ее. Поклонялись богине в основном в Гелиополе, где ее жрецы содержали священных животных этой богини – львов.
Иногда храмы Сехмет возводились на краю пустыни, где бродили абсолютно дикие львы и львицы.
Блок Рекламы:
mithology.ru
Египетская богиня Сехмет
-
Сехмет – одна из наиболее почитаемых богинь в древнеегипетском пантеоне. Древние египтяне считали ее защитником остальных богов от их врагов. Также она считалась покровительницей столицы Древнего Египта – города Мемфиса.
Внешний вид и атрибутика Сехмет
Традиционно Сехмет изображали в виде женщины с головой льва. На ряде изображений и скульптур богиня представлена просто в виде львицы.
Дыхание богини несло в себе чудовищный жар солнечного пламени, дыханием разгневанной богини называли дующие с пустыни и несущие зной и засуху ветра. Также на голове у богини зачастую изображали диск солнца, так как богиня считалась оком верховного египетского бога Ра. В руках богини обычно изображали меч или кинжал. Считалось, что она обладала магическими знаниями и могла творить заклинания.
Посвященные богине храмы часто воздвигались в пустынях, в местах обитания диких львов. В ряде храмов Сехмет жрецы держали настоящих львов, считая их священными животными. Другими животными, ассоциирующимися с богиней, были кошки.
Цветом богини Сехмет считался ярко-оранжевый – цвет знойного солнца в зените. Камнем богини называли кремень. Из этого камня в Древнем Египте изготовляли инструменты для хирургов, а также ножи, используемые при бальзамировании. Деревом богини являлся можжевельник, из ягод которого изготовлялись некоторые лекарственные препараты того времени.
По отношению к Сехмет употреблялись такие эпитеты, как «могучая», «Глаз пламени», «повелительница Востока».
Культ богини Сехмет
Сехмет в переводе значит «могущественная». Она считалась богиней войны, засухи и жары. Своим волшебным дыханием грозная богиня могла насылать мор и болезни, но в то же время могла и останавливать их, поэтому ее часто называли богиней врачей и лекарей. Жрецы богини как правило имели медицинские навыки и именно в ее храмах развивалась наука о врачевании.
Как богиня войны и мора, Сехмет почиталась с особым уважением, граничащим со страхам. Жители Древнего Египта связывали случающиеся засухи и эпидемии болезней именно с недостаточным почитанием суровой и вспыльчивой богини.
Однажды, во время бушующей на территории страны эпидемии чумы, фараоном Аменхотепом III было отдано приказание возвести 700 статуй львиноголовой богини. Таким образом он надеялся задобрить гневную богиню и остановить распространение смертельной болезни.
Считалось, что богиня очищает своим огненным дыханием землю от несовершенства, в то же время возрождая жизнь заново. В крупных храмах, посвященных богине, обучались так называемые красные жрецы Сехмет – особая жреческая каста, многие представители которой были знаменитыми хирургами и врачами, а также экзорцистами.
Считалось, что Сехмет была единственным божеством в Древнем Египте, в честь которого совершались кровавые человеческие жертвоприношения.
Богиню называли покровительницей армии Древнего Египта. Считалось, что во время военных походов она лично сопровождает возглавляющего армию фараона, защищая и оберегая его от действий врагов.
В мифах описывается присущая богине необузданность, ярость и вспыльчивость. В одном из поздних мифов Древнего Египта Сехмет, являясь оком Ра, в ответ на нарушение людьми обычаев и из-за недостаточного почитания богов, принялась уничтожать людей, наслаждаясь этим и не желая остановиться. Остальные боги не могли с ней справиться, пока не догадались плеснуть на землю красное вино (или же пиво, которое стало красным, окрасившись находящимися в египетской земле минеральными красителями). Спутав его с кровью, Сехмет принялась пить его и опьянела. Только тогда она остановилась и прекратила бойню.
На Новый год жители Древнего Египта и Нубии обменивались медальонами с изображенными на них мордами львицы или кошки. Нося подобные обереги, люди старались вызвать расположение богини и избежать вызываемых ей заболеваний и насильственной смерти.
Место Сехмет в пантеоне Древнего Египта
Отцом львиноголовой богини являлся Ра – бог, олицетворяющий солнце и являющийся верховным из божеств Древнего Египта.
Богиня Сехмет входила в состав так называемой Солнечной (или иногда ее называли Творческой) Триады. В ее состав помимо Сехмет входили ее муж Птах и их сын Нефертум. Наибольшее почитание Солнечная Триада получила в Мемфисе. Входящие в состав Триады боги считались хранителями города и живущих в нем фараонов.
Солнечная Триада в верованиях Древнего Египта являлась символом основных стихийных сил. Сама богиня символизировала огонь, его губительное и в то же время благотворное влияние.
Стихия земли получила отображение в образе мужа богини – Птаха. Он являлся богом-творцом, создавшим 4 пары первых богов, а из них позже – все существующее в материальном мире, а также искусство и ремесла. Птах являлся покровителем зодчих и различных ремесленников. Его изображали в виде человека, целиком (кроме кистей рук) закутанного в свои одеяния. В руках он держит длинный посох, называющийся «уас».
Из союза Сехмет и Птаха, символизирующих разрушительные и созидательные начала, родился Нефертум – бог растительности и исцеления, возникший из первого лотоса и символизирующий стихию Воды. Он обычно изображался в виде юноши в головным уборе, украшенном цветком лотоса на длинном стебле. Иногда он изображался, стоящим на льве, или же в виде юноши с головой льва. Нефертум выражал в себе красоту, вдохновение и посмертное возрождение.
Связанные и отождествляемые с Сехмет божества
Сехмет часто отождествляли с богиней Бастет (или Баст). Она изображалась в виде домашней кошки или же в виде женщины с кошачьей головой. В период ранних династий (когда кошки еще не были приручены), Бастет, подобно Сехмет, изображалась как женщина с головой львицы. Как и в случае с Сехмет, ее отцом называли бога солнца Ра.
Она являлась богиней домашнего очага, женской красоты и сексуальности, радости и любви, плодородия. И в то же время – богиня войны. Очень почиталась в Древнем Египте, вплоть до введения смертной казни за убийство кошки. В некоторых городах и селениях Древнего Египта Бастет называли положительной ипостасью Сехмет.
Таким образом, отождествление богини войны Сехмет и богини домашнего очага Бастет символизировало у жителей Древнего Египта солнце, которое одновременно является и источником жизни и тепла, и одновременно причиной засух и пыльных бурь пустыни.
Другой богиней, отождествляемой с Сехмет, являлась Тефнет (по-другому - Тефнут). Как и Сехмет, ее называли женой Птаха и дочерью Ра, его оком. Изображалась она женщиной с головой кошки – как и Сехмет. Иногда изображалась вместе с мужем Шу – в виде сидящих друг против друга львов. Центром поклонения Тефнет был город Гелиополь, располагавшийся неподалеку от современного Каира. Также вызывала засухи и в то же время несла тепло.
Еще одна древнеегипетская богиня, ассоциирующаяся с Сехмет – Хатхор. В ранних вариантах мифа была независимым божеством, дочерью (а иногда и матерью) бога солнца, причем ее животным были не львица с кошкой, а корова. И изображалась она в виде рогатой женщины.
Позже, когда культ Ра стал главным в Древнем Египте, Хатхор стали отождествлять с Сехмет, считая женой Птаха и изображая с львиной (кошачьей) головой. Также она стала фигурировать в мифе об избиении людей за их проступки. Помимо первоначального покровительства танцам, красоте, женственности и любви, получила функции защитницы фараонов, которые относились к Сехмет.
После того, как возвысились и стали столицей Фивы, Сехмет стали соединять с богиней материнства Мут, устанавливая вокруг храмов многочисленные статуи богини в виде женщины с львиной головой.
Заключение: Сехмет в современном мире
В Египте до сегодняшних дней сохранилось большое количество изображений, скульптур и памятников, посвященных древнеегипетской львиноголовой богине. Многие из них вывозились в другие страны во время войн или дарились правительством самого Египта, и теперь представлены в экспозициях многих музеев мира.
Сохранился в достаточно хорошем состоянии и ряд храмов, посвященных богине и ее божественной семье. Наиболее известен храм в окрестностях Луксора, вблизи деревни Карнак. В расположенном здесь Храме Солнца сохранилась одна из наиболее красивых статуй Сехмет.
Другой известный храм располагается в городе Бубастис (около современного Загазига). Этот храм посвящен мирной ипостаси Сехмет – богине Бастет. Там при раскопках были обнаружены многочисленные статуэтки богини и несколько мумий кошек.
До сих пор при раскопках на месте древних столиц Мемфиса и Фив находят многочисленные статуи богини. Некоторые из них достигают двухметровой высоты, другие – ниже полуметра.
Амулеты с кошачьей головой (или львиной) туристы могут приобрести на любом из египетских рынков или в сувенирных лавках. Также популярны статуэтки богини с львиной головой.
Древнеегипетские мифы (в том числе и мифы о богине Сехмет) являются важной частью культуры современного Египта и служат государству для привлечения в страну дополнительных масс туристов.