Самые красивые черкешенки, кабардинки, адыгейки. 16 фото. Фото древние адыги
Самые красивые черкешенки, кабардинки, адыгейки. 16 фото
В название рейтинга вынесены представительницы трёх, на первый взгляд, разных народов. Но в действительности черкесы, кабардинцы, адыгейцы, а также шапсуги являются субэтносами единого народа - адыгов. Поэтому данный рейтинг можно также назвать "самые красивые адыгские девушки и женщины".В 15-19 веках все адыги именовались в русском языке черкесами. После Кавказкой войны, закончившейся в 1864 году, часть местного населения, не принявшая власти России, была вынуждена покинуть Кавказ и перебраться в Турцию и на Ближний Восток. Потомков этих беженцев в Турции и других странах называют черкесами. В настоящее время в Турции насчитывается, как минимум, 1,4 млн. чел. черкесского (адыгского) происхождения, что вдвое больше, чем адыгов в России (718,7 тыс.). Некоторые источники указывают, что в Турции проживает не менее 2,5 млн. черкесов, однако в данном случае учитываются не только адыги, но все потомки выходцев с Кавказа (абхазы, чеченцы, осетины и др.)В СССР адыги были искусственно разделены по территориальному принципу. Это же деление сохраняется в современной России. В настоящее время под черкесами понимаются адыги Карачаево-Черкесии, под кабардинцами - адыги Кабардино-Балкарии, а под адыгейцами - жители Адыгеи. При этом существует и некоторое языковое различие между адыгейцами, говорящими на адыгейском языке, и черкесами с кабардинцами, говорящими на кабардино-черкесском языке. Иногда эти языки считаются диалектами. В данный рейтинг вошли самые красивые, на мой взгляд, известные черкешенки, кабардинки и адыгейки из разных стран: Турции, России, Египта и Франции. В список не включены турецкие черкешенки абхазского происхождения.
16 место. Назан Шорай / Nazan Şoray (род. 5 января 1954, Стамбул, Турция) - турецкая певица и актриса. Кабардинка по национальности. Младшая сестра знаменитой турецкой актрисы Тюркан Шорай (которая также есть в данном рейтинге).
15 место. Фарида Фарук (5 сентября 1921, Александрия, Египет - 16 октября 1988) - королева Египта с 1937 по 1948 годы. Её настоящее имя - Сафиназ Зульфикар. Родилась в семье египетских черкесов. В 1937 году вышла замуж за короля Египта Фарука I. После замужества она получила имя "Фарида" в соответствии с традицией, инициированной королём Фуадом I, согласно которой члены королевской семьи должны иметь одни и те же инициалы. В 1948 году, после рождения третьей дочери Фарук развёлся с Фаридой.
14 место. Беррак Тюзюнатач / Berrak Tüzünataç (род. 2 ноября 1984, Ялова, Турция) - турецкая актриса и модель черкесского происхождения. Сыграла роль Михрюннисы Султан в сериале "Великолепный век".
13 место. Нефисе Каратай / Nefise Karatay (род. 26 апреля 1976, Измир, Турция) - турецкая актриса, модель, Мисс Турция 1997. Черкешенка по национальности.
12 место. Филиз Акын / Filiz Akın (род. 2 января 1943, Анкара, Турция) - одна из самых известных турецких актрис, снявшаяся более чем в 120 фильмах. Её отец - черкес, мать - албанка.
11 место. Элджин Сангу / Elcin Sangu - турецкая актриса. Черкешенка по национальности.
10 место. Неслихан Атагюль / Neslihan Atagul (род. 20 августа 1992, Стамбул) - турецкая актриса. Её отец - черкес, мать - русская.
9 место. Людмила Черина (10 октября 1924 - 21 марта 2004) - французская балерина, актриса театра и кино, художник, скульптор. Её настоящее имя - Моник Чемерзина. Родилась в Париже в семье черкесского дворянина-эмигранта Авенира Чемерзина (Шамырзэ) и француженки Стефан Финетт.
8 место. Бурджу Эсмерсой / Burcu Esmersoy (род. 2 октября 1976, Стамбул) - турецкая телеведущая, актриса. Представляла Турцию на конкурсе "Miss International 1997". Её родители - черкесы.
7 место. Фатима Дзибова (род. 18 сентября 1991, Адыгейск, Россия) - певица. Адыгейка. Страница ВК - https://vk.com/fatimadzibova
6 место. Илона Жилова - Первая вице-Мисс Русское Радио 2004, также получила на этом всероссийском конкурсе титул "Мисс зрительских симпатий". Кабардинка. Страница ВКонтакте - https://vk.com/ilonajilova
5 место. Сатаней (Сати) Казанова (род. 2 октября 1982, Верхний Куркужин, Кабардино-Балкария) - российская певица и телеведущая. Кабардинка. Официальный сайт - http://satikazanova.ru/
4 место. Гамзе Караман / Gamze Karaman (род. 16 октября 1982, Стамбул) - турецкая актриса, модель, телеведущая. Черкешенка по национальности.
3 место. Лейла Сайар / Leyla Sayar - турецкая актриса и писательница. Родилась 27 декабря 1939 года в Стамбуле в черкесской семье. В возрасте 37-ми лет, снявшись более чем 170 фильмах, приняла решение закончить карьеру актрисы и посвятить себя религии (исламу) и благотворительности. Написала несколько книг.
2 место. Бергюзар Корель / Bergüzar Korel (род. 2 сентября 1982, Стамбул, Турция) - турецкая актриса. Её отец - черкес, мать - турчанка.
1 место. Тюркан Шорай / Türkan Şoray (род. 28 июня 1945, Стамбул, Турция) - турецкая актриса. Кабардинка. Интервью (на турецком языке), где Тюркан Шорай рассказывает о своей национальности - http://arsiv.sabah.com.tr/2006/10/16/gny/gny115-20061016-200.html
см. также Самые красивые женщины народов Кавказа
top-antropos.com
Самые красивые черкешенки, кабардинки, адыгейки. 16 фото: optimist888
Фарида Фарук (5 сентября 1921, Александрия, Египет - 16 октября 1988) - королева Египта с 1937 по 1948 годы. Её настоящее имя - Сафиназ Зульфикар. Родилась в семье египетских черкесов. В 1937 году вышла замуж за короля Египта Фарука I. После замужества она получила имя "Фарида" в соответствии с традицией, инициированной королём Фуадом I, согласно которой члены королевской семьи должны иметь одни и те же инициалы. В 1948 году, после рождения третьей дочери Фарук развёлся с Фаридой.
14 место. Беррак Тюзюнатач / Berrak Tüzünataç (род. 2 ноября 1984, Ялова, Турция) - турецкая актриса и модель черкесского происхождения. Сыграла роль Михрюннисы Султан в сериале "Великолепный век".
13 место. Нефисе Каратай / Nefise Karatay (род. 26 апреля 1976, Измир, Турция) - турецкая актриса, модель, Мисс Турция 1997. Черкешенка по национальности.
12 место. Филиз Акын / Filiz Akın (род. 2 января 1943, Анкара, Турция) - одна из самых известных турецких актрис, снявшаяся более чем в 120 фильмах. Её отец - черкес, мать - албанка.
11 место. Элджин Сангу / Elcin Sangu - турецкая актриса. Черкешенка по национальности.
10 место. Неслихан Атагюль / Neslihan Atagul (род. 20 августа 1992, Стамбул) - турецкая актриса. Её отец - черкес, мать - русская.
9 место. Людмила Черина (10 октября 1924 - 21 марта 2004) - французская балерина, актриса театра и кино, художник, скульптор. Её настоящее имя -Моник Чемерзина. Родилась в Париже в семье черкесского дворянина-эмигранта Авенира Чемерзина (Шамырзэ) и француженки Стефан Финетт.
8 место. Бурджу Эсмерсой / Burcu Esmersoy (род. 2 октября 1976, Стамбул) - турецкая телеведущая, актриса. Представляла Турцию на конкурсе "Miss International 1997". Её родители - черкесы.
7 место. Фатима Дзибова (род. 18 сентября 1991, Адыгейск, Россия) - певица. Адыгейка. Страница ВК - https://vk.com/fatimadzibova
6 место. Илона Жилова - Первая вице-Мисс Русское Радио 2004, также получила на этом всероссийском конкурсе титул "Мисс зрительских симпатий". Кабардинка. Страница ВКонтакте - https://vk.com/ilonajilova
5 место. Сатаней (Сати) Казанова (род. 2 октября 1982, Верхний Куркужин, Кабардино-Балкария) - российская певица и телеведущая. Кабардинка. Официальный сайт - http://satikazanova.ru/
4 место. Гамзе Караман / Gamze Karaman (род. 16 октября 1982, Стамбул) - турецкая актриса, модель, телеведущая. Черкешенка по национальности.
3 место. Лейла Сайар / Leyla Sayar - турецкая актриса и писательница. Родилась 27 декабря 1939 года в Стамбуле в черкесской семье. В возрасте 37-ми лет, снявшись более чем 170 фильмах, приняла решение закончить карьеру актрисы и посвятить себя религии (исламу) и благотворительности. Написала несколько книг.
2 место. Бергюзар Корель / Bergüzar Korel (род. 2 сентября 1982, Стамбул, Турция) - турецкая актриса. Её отец - черкес, мать - турчанка.
1 место. Тюркан Шорай / Türkan Şoray (род. 28 июня 1945, Стамбул, Турция) - турецкая актриса. Кабардинка. Интервью (на турецком языке), где Тюркан Шорай рассказывает о своей национальности - http://arsiv.sabah.com.tr/2006/10/16/gny/gny115-20061016-200.html
optimist888.livejournal.com
Донцы и адыги, еще раз о заимствованиях.
Продолжу многострадальную тему о заимствованиях казаками (донскими) чего либо у адыгов. Начнем с ранних изображений. Я буду повторяться, поскольку до многих много или мало образованных людей явно не доходят очевидные факты. Итак одно из самых ранних изображений донского казака из книги французского путешественника.
Это изображение 17 века. Итак что, мы видим? Мы видим казака в папахе, в одежде сходной с черкеской, но это не черкеска, а скорее всего азям. В бешмете и с пикой в руках.Как же выглядели адыги примерно в те же времена? Давайте сопоставим изображения.
А вот так они выглядели. Что, не так спросите вы? А то, что на голове у адыгов вместо папахи, традиционная адыгская шапочка.Вот реконструкция традиционного адыгского костюма.
Время шло, как же менялся костюм донского казака?
Ну вот донской казак на начало 19 века.
А вот так примерно выглядели адыги.
Но к чему рисунки? Давайте перейдем к фото.
Вот адыги.
А вот казак.
Вот позднее фото адыгов.
А вот фото некрасовцев в традиционной казачьей одежде.
Какой можно сделать вывод? Адыгский и донской национальные костюмы развивались двумя совершенно разными путями. И никакого влияния горский костюм, на костюм донских казаков не оказал. И не мог оказать. По причине разности своего происхождения. Адыги заимствовали различные элементы костюма от разных народов. Костюм донского казака, явился логическим развитием костюма всадника Великой степи, берущего своё начало еще со скифских времен. При этом не трудно заметить, что донской национальный костюм оказался боле стабилен, нежели костюм адыгов, который сильно изменился с течением времени. Однозначно возраст "черкесски", определяется примерно серединой 19 века. При этом донцы издревле имели длиннополый костюм всадника. Однозначно, что национальный костюм донского казака стабильнее и по возрасту древнее, национальной одежды адыгов. Вопрос в том, что костюм это часть национальной идентичности, и замалчивание и искажение истории национального костюма донских казаков, является частью плана по внедрению в общественное сознание беглохолопоской теории, которая искажает истинное происхождение донцов. Национальный костюм, сохранившийся в неизменном виде вплоть до 20 века лучшим образом подтверждает самобытность и национальную идентичность донцов.
karabai96.livejournal.com
Национальный адыгский (черкесский) костюм. Реконструкция Мадины Хацуковой: timag82
Имя художницы-модельера Мадины Хацуковой знакомо многим, кто интересовался в чьей мастерской сшиты сценические костюмы таких известных коллективов как "Кабардинка", "Ингушетия", "Вайнах", наверняка многие видели её выставку работ. С неё я и сделал свои фото, которые по четкости, пожалуй, лучшие в Адыгнете)
1-3. Снимки сделаны три недели назад, в Национальном музее КБР в Нальчике:
Общая панорама (можно раскрывать на полный экран и приближать):
4. Знатный натухаец из Анапы (реконструкция по рисунку Г.Гагарина, 1847)
5. Черкесска детская:
6. Детский костюм западных адыгов (по гравюре из книги Эд.Спенсера "Путешествия на западный Кавказ", 1838)
7. Девичий костюм западных адыгов
8-9. Кабардинец (по рисунку Г.Гагарина, 1847)
В центре кадра историк Заурбек Кожев:
10. Кабардинский праздничный костюм девушки из знатной семьи
11. Оба костюма:
12. Костюм знатного черкеса (из альбома П.С.Палласа, 1741-1811)
13-16. Костюм знатной черкешенки (из альбома П.С.Палласа, 1741-1811)
На фото руководитель ансамбля танца "Хатти" Казбек Балкаров и солистка Юлия Гукежева:
17.
Черкес оружием обвешен; Он им гордится, им утешен; На нём броня, пищаль, колчан, Кубанский лук, кинжал, аркан И шашка, вечная подруга Его трудов, его досуга. Ничто его не тяготит, Ничто не брякнет; пеший, конный - Всё тот же он; всё тот же вид Непобедимый, непреклонный. Гроза беспечных казаков... (c) А.С.Пушкин
18. Кабардинский праздничный костюм девушки из знатной семьи в нетрадиционном исполнении
19. Женский адыгский костюм
20-21. Девичий костюм западных адыгов (из книги Дж.Белла "Дневник пребывания в Черкесии", 1837)
22. Девичий костюм западных адыгов (по рисунку Е.Корнеева "Черкешенки", 1809)
23. Женский костюм западных адыгов (по рисунку Е.Корнеева "Черкешенки", 1809)
24-25. Женский адыгский костюм
26-27. Женский адыгский костюм
28. Женский адыгский костюм
29-30. Мужской адыгский костюм
31-32. Концертный костюм
Фотография Мадины Хацуковой c её официального сайта: http://www.cherkes-kostum.ru
PS. См. также прошлогодний репортаж от nafitsa, там детали сфотографированы крупно!
АДЫГЕЙЦЫ - народ, проживающий в России, коренное население Республики Адыгея (124 тыс. 835 человек - по переписи 2010 года). Адыгейцы живут также в некоторых районах Краснодарского края (более пятнадцати тысяч). Часть живет в Турции и странах Ближнего Востока. Говорят адыгейцы на адыгейском языке абхазско-адыгской группы северокавказской семьи. Распространен русский язык. Письменность на кириллической графической основе. Верующие - мусульмане-сунниты.
В далеком прошлом адыгейцы были язычниками. Почитали деревья, рощи, леса. Особое внимание уделяли адыгейцы богу Тха. Он занимал главное место во всех языческих религиях. Этот бог создал Вселенную, в его руках находятся судьбы всего живого.
Как этнос адыгейцы сформировались в XIII-XIV веках. Социальное развитие адыгейцев протекало неравномерно и очень драматично. Россия фактически завоевала Адыгею. Но на это ушло несколько десятилетий. Новая и гораздо более свободная жизнь началась для адыгейцев в 1922 году в связи с образованием Адыгейской автономной области (в составе Краснодарского края). В 1991 году эта область была переименована в Республику Адыгею.
Адыгейцы придают особое значение воспитанию человека. Понятие «адыгеец» и «культурный человек» воспринимается ими как одно и тоже. Если кто ведет себя не подобающим образом или не оказывает должного уважения, его спрашивают: «Вы абыгеба?», что означает «Ты разве не адыгеец?»
Все принципы морали, поведения в обществе, самовоспитания заключены в устном собрании законов («Кхабзе»). Этот свод законов считается святым. И того, кто его нарушает, наказывает совет старейшин.
Очерки
Если давать клятву, то именем матери
Адыгейцев можно узнать по традиционной одежде. Она общая для всего Северного Кавказа. У мужчин — нательная рубаха, бешмет, черкеска, ременный пояс с серебряным набором, штаны, войлочная бурка, папаха, башлык, узкие войлочные или кожаные ноговицы. У женщин — шаровары, нижняя рубаха, облегающий кафтанчик, длинное распашное платье с серебряным поясом и длинными нарукавными лопастями-подвесками, высокая шапочка, обшитая серебряным или золотым галуном и, конечно, платок.
Народная мудрость адыгейцев гласит, что самая красивая одежда – это скромность. С этим можно только согласиться. Мы внимательно прочитали пословицы адыгейского народа и обратили внимание на то, что очень многие высказывания не устарели и по сей день.
А некоторые мудрые фразы можно и сейчас рассматривать как руководство к действию.
Судите сами: Лучше все раздарить, чем проторговаться.У кого бывает много гостей, у того дети не голодают.Когда вороне сделали глаза, она запросила брови.Есть что-то древнее, языческое и в такой непростой пословице: «В неначатом деле змея сидит».
Если хотите приступить к какому-то делу, то перво-наперво выгоните змею. А дальше все пойдет как по маслу.
Бог Тха создал вселенную
В далеком прошлом адыгейцы были язычниками. Почитали деревья, рощи, леса. Особое внимание уделяли адыгейцы богу Тха. Он занимал главное место во всех языческих религиях. Этот бог создал вселенную, в его руках находятся судьбы всего живого. Адыгейцы приписывали ему, как верховному богу, следующие атрибуты: милостивый, милосердный, всепрощающий, дающий здоровье и судящий. Эти атрибуты носят оттенок единобожия. Следует отметить, что адыгейцы параллельно верили в существование и других, более мелких богов. То есть богов второй степени, например таких, как бог молнии Шибле, которого бог Тха поставил для воспитания людей. Вот уж, действительно, с помощью молнии, то есть бога молнии, можно воспитать в человеке много положительных черт характера.
Адыгейцы также верили в рай, ад, существование души, ангелов, сатану, джинов и в жизнь после смерти.
Уклад жизни определяется обычаями
Адыгейцы — народ, проживающий в России, коренное население Республики Адыгея (108 115 человек). Адыгейцы живут также в некоторых районах Краснодарского края (более пятнадцати тысяч). Часть живет в Турции и странах Ближнего Востока. Говорят адыгейцы на адыгейском языке абхазско-адыгской группы северокавказской семьи. Распространен русский язык. Письменность на кириллической графической основе. Верующие — мусульмане-сунниты.
История адыгейцев своими корнями уходит в далекое прошлое. Как этнос они сформировались в XIII—XIV веках. Социальное развитие адыгейцев протекало неравномерно и очень драматично. Россия фактически завоевала Адыгею. Но на это ушло несколько десятилетий. Новая и гораздо более свободная жизнь началась для адыгейцев в 1922 году в связи с образованием Адыгейской автономной области (в составе Краснодарского края). В 1991 году эта область была переименована в Республику Адыгею.
Семейно-бытовой уклад адыгейцев определялся патриархальными обычаями и нормами. Однако в целом положение женщины в адыгейском обществе было достаточно высоким, сохранилось оно и в нынешнее время.
Что приятно для души, то красиво и для глаз
В народной поэзии представлены героические сказания под общим названием «Нартовский эпос». Это старинные героические песни о борьбе против местных феодалов. Есть в фольклоре адыгейцев военно-исторические песни, охотничьи, трудовые, свадебные, колыбельные, шуточные. А также песни-плачи.
Исторические, героические и шуточные песни исполняются у адыгейцев мужчинами. Женщины же поют другие песни: лирические, колыбельные, целебные и песни-плачи. В пословицах и поговорках тема музыки, пения, благозвучия тоже встречается: На чьей арбе сидишь, того песни и пой.
Чья речь сладка, тот и змею из норы выманит. Для адыгейских песен характерно двухголосие. Оно слагается из партий певца и хора, сопровождающего солиста в унисон или имеющего самостоятельный мелодический рисунок. Есть у адыгейцев и свои музыкальные инструменты. Например, камыль – духовой инструмент вроде продольной флейты. Шичепшин – это смычковый инструмент, а пхачич – ударный. С середины XIX века в музыкальный быт адыгейцев вошла гармонь. И тоже стала очень популярным инструментом. С адыгейской народной музыкой были знакомы многие знаменитые русские композиторы: Глинка, Алябьев, Балакирев и Танеев.
Для того чтобы картина была полной, несколько слов о традиционных занятиях адыгейского народа. Это — пашенное земледелие (просо, ячмень, кукуруза и пшеница), садоводство, виноградарство, скотоводство (крупный и мелкий рогатый скот, коневодство). Домашние промыслы — плетение, ткачество, бурочное (от слова «бурка) и кожевенное производство, резьба по камню и дереву, золотое и серебряное шитье. Традиционные поселения состояли у адыгейцев из отдельных хуторов-усадеб, делились на патронимические части, на равнине — улично-квартальной планировки. Традиционное жилище наземное, однокамерное, к которому пристраивали дополнительные изолированные помещения с отдельным входом для женатых сыновей.Адыгейцы придают особое значение воспитанию человека. Понятие Адыгеец и человечность (культурный человек) воспринимается ими как одно и тоже. Если кто ведет себя не подобающим образом или не оказывает должного уважения, его спрашивают: «Вы абыгеба?», что означает «Ты разве не адыгеец?»
Все принципы морали, поведения в обществе, самовоспитания заключены в устном собрании законов («Кхабзе»). Этот свод законов считается святым. И того, кто его нарушает, наказывает совет старейшин.
Известно также, что у адыгов есть клятва именем матеpи (самая сильная клятва) или именем пpедка. Наpушение такой клятвы считалось позоpом всего pода. Человек не имеет основания для довеpия, если он пpеступил чеpез клятву матеpи.
А как вести себя иноверцу, оказавшемуся среди адыгов? Проявить интерес к их обычаям и языку. Тот, кто уважает обычаи и язык адыгейцев, то есть знает их, почитается как самый высокий гость, независимо от социального положения.
yarodom.livejournal.com
Старые Черкесские сады. - странники и пришельцы мы на этой земле
В КРАЮ ОДИЧАВШЕГО ЭДЕМА
После присоединения Кавказа к России многие путешественники, побывавшие в этих местах, с удивлением наблюдали великое множество старинных адыгских садов, пришедших в полное запустение, но продолжавших поражать своей обширностью, плодовитостью и уровнем агрономической культуры.
Графиня Прасковья Уварова, президент Московского археологического общества, в ходе своей кавказской экспедиции 1886 года с горечью отмечала повсеместность этого печального зрелища: «На многочисленных полянах видим запущенные черкесские сады с множеством фруктовых деревьев, ныне одичалых». Речь идет даже не об отдельных плодовых посадках, а о целой фруктовой империи…
Сады прежних хозяев этой земли простирались на многие десятки верст, сплошь покрывали целые равнины, возвышались даже на горных склонах, среди первозданного леса, образуя грандиозную селекционную галактику. Она озаряла северные склоны Кавказа ослепляющим блеском ароматного весеннего разноцвета, а по осени наполняла сей край несметным звездопадом наливных плодов.
Уже в XX столетии ни кто иной, как сам академик Мичурин, написал статью с красноречивым заглавием «Черкесские сады ждут своих селекционеров». «Об изумительном богатстве так называемых старых черкесских садов, – писал он, – мне известно давно. Дикие заросли плодово-ягодных растений Адыгеи представляют собой ценнейший исходный материал для селекционеров Кавказа». Здесь, правда, требуется одно важное уточнение: это были не просто «дикие заросли», а бесчисленные остатки древних адыгских садов, обильно рассеянные по всему Северному Кавказу.
Еще один зачинатель советской селекционной науки – академик Жуковский, учитель Николая Вавилова – много лет посвятил изучению драгоценного садоводческого наследия адыгов и пришел к выводу о том, что именно здесь находилась древняя прародина основных плодовых культур всей Евразии.
Вот что писал Жуковский, например, о появлении в Европе домашней груши:
«Вряд ли Средиземье имеет приоритет в происхождении культурных форм груши; наоборот, все данные за то, что именно Кавказ явился ареной эволюции груши – как дикой, так и культурной… Ни древность народов Греции, ни ее естественные грушевые ресурсы, ни опыт населения не могут идти даже в отдаленное сравнение с таковыми на Кавказе… В Средиземье баски знали о прививках раньше эллинов и научили им иберов. Но баски, возможно, связаны корнями с Кавказом, откуда и восприняли прививки. Родина прививок – Кавказ».
Аналогичные выводы были сделаны академиком Жуковским относительно яблони, айвы, алычи, орешника, сливы, терна, черешни, кизила, каштана… Согласно его убедительным научным доводам, генезис всех наиболее распространенных дикорастущих и домашних плодовых культур Евразии некогда происходил именно на Кавказе.
Если предки северокавказских горцев обучали садоводству даже античных эллинов, то нечего удивляться и тому бесспорному факту, что вплоть до XIX века коренное население этих мест обладало едва ли не самой совершенной технологией селекции плодово-ягодных культур на планете, методично превращая свою благодатную землю в один сплошной распрекрасный сад…
СЕКРЕТЫ ДРЕВНЕЙ КАВКАЗСКОЙ СЕЛЕКЦИИ
Остатки старинных адыгских садов по сию пору встречаются там, где когда-то жили черкесы и родственные им народы. В Адыгее, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии и других местах Северного Кавказа продолжают цвести патриархальные плодовые насаждения, некоторые из которых все еще приносят феноменальные урожаи. Тот же академик Жуковский писал, что древний сорт айвы, «найденный в старом черкесском саду на кавказском побережье Черного моря, дает плоды, достигающие трех килограммов веса»!
Каким же образом коренным жителям этих земель удалось достичь столь высокого уровня культуры самобытного садоводства? Этому могла способствовать приверженность адыгов селекционной традиции пращуров, которая на протяжении целых столетий развивалась здесь практически непрерывно.
Представители древнего адыгского мультиэтноса разводили свои сады не только на открытом пространстве, но и сами близлежащие горные леса год за годом превращали в так называемые «лесосады».
У шапсугов, например, был обычай, в соответствии с которым каждый житель аула должен был весной побывать в лесу и привить к дикорастущему дереву хотя бы один черенок из своего сада. Иной из горцев оставлял после себя по окрестным лесам до нескольких сотен новых плодовых деревьев! Как отмечали дореволюционные российские этнографы, в некоторых адыгских селениях никто не смел даже подумать о том, чтобы пойти в лес, не прихватив с собой привоя какой-нибудь плодоносной культуры.
Эти и многие другие особенности традиционной северокавказской селекции подробно описаны историком Самиром Хатко в его хрестоматийном двухтомнике «Старые черкесские сады».
О достижениях здешней садоводческой цивилизации с нескрываемым восхищением в свое время писала и графиня Уварова: «Другой, не менее похвальный обычай горцев, о котором хочется напомнить, состоял в том, что все престарелые люди, не могущие больше работать и не бывшие в состоянии нести остальных обязанностей, возлагаемых на граждан всяким обществом, должны были делать известное число прищепов на фруктовых деревьях. Следы этих забот видны еще и теперь, в особенности на абрикосовых деревьях – заботы, достойные высокоразвитого народа, напоминающего обязанности каждого отдельного гражданина по отношению к обществу и государству».
Что заставляло адыгов с таким упорством заниматься разведением бескрайних садов на своих землях? Дело в том, что в их мифологической картине мира ключевое место занимало как раз таки дерево. Все материальное устройство проявленной вселенной – от элементов человеческого тела до структурных составляющих планеты – олицетворяется в кавказской мифологии «древом жизни». Так, в традиционном абхазском застолье за «древо жизни» часто произносится отдельный тост.
Кроме того, в Священных Книгах трех авраамических религий сад символизирует Рай – Земной и Небесный. В Коране сказано: «Обещал Аллах верующим мужчинам и женщинам сады, где внизу текут реки, – для вечного пребывания там, – и благие жилища в садах вечности» (9:72). Иными словами, в многовековых трудах адыгов по украшению своей родины бесчисленными садами проявилась извечная мечта всего человечества о возвращении на землю некогда утраченного им Рая.
Отсюда проистекает и культ священных рощ, весьма распространенный по всему Кавказу. Еще до проникновения сюда ислама черкесы, абхазцы, убыхи и другие представители адыгского мультиэтноса приносили в этих рощах жертвы и совершали вдохновенные моления. Под деревьями они скрепляли свои обещания нерушимой клятвой.
Когда русские войска пришли на Северный Кавказ, они были удивлены, с какой невиданной самоотверженностью адыги защищали свои священные рощи. Если при виде противника, превосходящего их силой, они могли без промедления покинуть целый аул и удалиться в горы, то эти драгоценные пущи ни разу не были ими оставлены. Все, как один, стояли до последней капли крови, охраняя освященные религией деревья.
НАСЛЕДИЕ БОЖЕСТВЕННОГО САДОВОДА
Кавказский культ священных рощ имеет чрезвычайно древние корни. Как, впрочем, и тесно связанное с ним сакральное искусство адыгского садоводства. В мифах Евразии говорится о том, что родоначальником земледелия и разведения садов был некий божественный цивилизатор, странствующий герой, первый царь культурного человечества. Он-то во времена незапамятные и научил людей сеять хлеб, выращивать виноград и превращать дикие деревья в домашние, плодоносные.
Египтяне называли его Осирисом, греки – Дионисом, римляне – Вакхом. Удивительно, но во всех античных сказаниях об этом «божественном основоположнике культурного садоводства» так или иначе упомянут Северный Кавказ. Согласно греческим авторам, Дионис, совершая свой эпический военный поход из Египта в Индию, шел именно через Кавказ, где основал восемь городов, насадил первые сады и виноградники, посвятив кавказских горцев в тайны земледельческого мастерства.
Еще более удивителен тот факт, что в мифологии Северного Кавказа об этом «божественном селекционере» также сохранилось прочное воспоминание. При этом адыги именовали его почти так же, как и египтяне, – Созерис. В конце декабря черкесы справляли торжества в его честь. Любопытно, что в то же самое время древние римляне праздновали Мистерии Диониса, а христиане и сегодня отмечают в этот день Рождество и наряжают ель – западный эквивалент «священного дерева». Подобный культ был присущ и адыгам. Причем задолго до проникновения к ним христианства.
«Имя Созерис, – пишет историк Татьяна Фадеева, – сохранилось в памяти народов Кавказа. Горские племена черкесов, осетин, сванов сохраняли обычай ежегодно отмечать праздник Созериса – божества, не принадлежавшего религиям аборигенов. Это, говорили они, – великий царь-путешественник, обошедший мир и научивший людей полезным искусствам… Черкесы почитали Созериса по архаичному обычаю: его символом служил ствол грушевого дерева – вероятно, образа «древа мирового», украшенного зажженными свечами, символизирующими светила. Этим наблюдением мы обязаны замечательному путешественнику Дюбуа де Монпере».
Собираясь на исходе декабря под украшенной лампадками священной грушей, черкесы, согласно наблюдениям дореволюционного этнографа Дубровина, произносили следующую древнюю молитву:
«Созерис, благодарим тебя за урожай нынешнего лета, молим тебя даровать и в будущие годы обильную жатву. Молим тебя, Созерис, охранять наши хлеба от кражи, наш амбар от пожара».
Очевидно, культ грушевого дерева стал известен адыгам уже в весьма отдаленную эпоху. Более того, как доказывал советский селекционер Жуковский, культурная груша впервые появилась именно на Кавказе, а отсюда уже была занесена в Грецию и другие страны античного Средиземноморья. Надо ли после этого удивляться тому факту, что древние эллины связывали с Северным Кавказом сам культ Диониса, определяя сей регион как место его архаичных «садоводческих подвигов»?
Выращивание винограда, кстати говоря, являлось неотъемлемой чертой старинной культуры черкесского садоводства. Виноградные лозы росли у адыгов прямо в садах, оплетая плодовые деревья и давая необыкновенные урожаи. Традиция адыгского виноделия уходит корнями в далекое прошлое. Она не была искоренена даже с принятием адыгами ислама, который, как известно, вина не приветствует.
У черкесов были деревья, посаженные здесь, если верить легенде, почитателем бога Диониса Александром Македонским. Еще в XVII веке турецкий путешественник Эвлия Челеби видел у адыгов громадное священное древо, которое обхватывали двадцать два человека. Под его циклопической кроной могло разместиться стадо в тысячу баранов.
«Согласно древнему преданию, – писал Эвлия, – отросток этого дерева был взят из райского сада и подарен Аллахом Искандеру Зулькарнайну после того, как последний воздвиг Стену Яджудж и Маджудж. Искандер только рыхлил землю для посадки дерева, а посадил его Хызр».
Древность необыкновенных черкесских садов отмечали еще античные греки. Эта восхитительная традиция связана и с эпосом древних египтян, с мифологией многих коренных племен Евразии. В свете авраамических религий она преобразилась в мечту о Земном Рае, живое подобие коего в течение многих веков, если не тысячелетий, трудолюбивые адыги создавали на своей земле.
К сожалению, эта великая сага повествует еще и о Потерянном Рае, потому что после вытеснения черкесов и родственных им народов с обжитых мест цветущую галактику кавказских садов постигла грустная участь полного запустения. Культура изумительного адыгского садоводства оказалась на грани полного краха. Забота о ее возрождении есть священный долг всякого истинного патриота нашей многонациональной России – столь богатой удивительными традициями, но такой, увы, неусердной в их сохранении для потомков…
yura-turist.livejournal.com
Адыгейский народ: культура, традиции и обычаи
Адыгейский народ относится адыгским народностям. Изначально адыгейские племена имели множество других названий: зихи, каски, касоги, черкесы, керкеты и меоты. Также исторические данные указывают на другие этнонимы адыгского народа - дандрии, синды, досхи, агры и другие. Адыгейский знак "оседлец", подтверждает принадлежность народа к казачьему обществу.
Именно поэтому некоторые называют адыгов касоги или хазары, как производное от слова "коса". Сегодня многие адыгейцы, живущие на Кавказе сохраняют старинные обычаи и отращивают длинные косы.
Культура и быт Адыгейского народа
В древние времена адыги жили большими семейными поселениями, в которых насчитывалось более 100 жителей. Вместе с тем можно было встретить совсем маленькие семейные общности из 10 человек. Испокон веков главой семьи был отец, а в момент его отсутствия все обязанности переходили к старшему сыну. Женщины никогда не решали важных вопросов и даже не имели права сесть за один стол с представителями сильного пола для того, чтобы попробовать приготовленную пищу. В тот момент пока мужчины охотились, воевали, торговали, женщины убирали в доме, занимались воспитанием детей, готовили еду. Молодые девушки с раннего возраста были обучены рукоделию, домоводству и прочим женским обязанностям. Мальчиков с ранних лет обучали военному делу.
Жилища адыгов строились из древесных ветвей. В таких постройках не использовался фундамент до того, что бы дом можно было быстро построить и так же быстро собрать - в военные времена это было просто необходимо. На полу в своих домах адыги разводили очаг, который давал им тепло и пищу. Если в дом приходили гости, для них выделялась специальная комната - кунацка, а в обеспеченных общинах для гостей воздвигались целые дома.
Национальная одежда адыгов была очень красочна и живописна. Женщины носили платья в пол и платья-шаровары. На талии провязывался красивый пояс, а само платье украшалось различной вышивкой. Такой силуэт и фасон платья подчеркивал красоту каждой женщины.
А вот мужской костюм был еще более ярким. Мужчины носили бешмет, черкеску - длинный кафтан без рукавов и с вырезом на груди, - башлык, бурку и папаху. На черкесе были пришиты гнезда для патронов. Обеспеченные и властных адыги носили белые черкесы, а простые мужчины - черные.
Национальным и самым любимым блюдом адыгов была баранина, а хлеба в домах практически не было. Люди питались продуктами собственного производства - сыром, маслом, молоком и фруктами.
Адыгейский народ славился своим мастерством вышивки. Они великолепно украшали одежды золотыми нитями. Многие делали прекрасные бокалы из бычьев рогов, украшая их серебром и золотом. Военное дело отразилось на мастерстве создания седел для лошадей, они были очень прочны и легки. Также адыгский народ является мастером изготовления керамической посуды - чашек, кувшинов и тарелок.
Традиции и обычаи Адыгейского народа
Традиции адыгов связаны с их образом жизни и самому отношению к ней. Невозможно не сказать об свадебных обычаях этого народа. Свадьбы играли исключительно по сословному равенству. Молодой князь не мог взять в жены простую девушку - только княгиню.
Как правило, жена была одна, но в некоторых семьях многоженство было разрешено. Как по женской, так и по мужской линии существовало одно правило - первым должен связать себя узами брака старший. Невесту жениху искал его друг, после чего, семья жениха платила калым семье невесты. Чаще всего в качестве калыма использовались лошади, овцы и другие животные. Если адыг заключил брак, то этот брак должен быть вечен. Воровство невесты, а точнее умыкание, было довольно распространено у адыгов. Этот обычай проходил довольно в шутливой форме, и вся семья знала о предстоящем похищении.
Еще одним интересным адыгейским обычаем является аталычество. По этому обычаю родители могли отдать своего несовершеннолетнего ребенка на воспитание в другую семью, и вернуться в родной дом он мог только достигнув совершеннолетия. Главная цель такого обычая не воспитание, а дружеский союз между семьями.