Презентация, доклад Мифы и легенды удмуртского народа. Мифы древней удмуртии
Легенды родникового края. Как разные народы живут на удмуртской земле | КУЛЬТУРА
Этому мы посвятили проект «Легенды родникового края», организованный «АиФ в Удмуртии» совместно с министерством национальных отношений УР и Домом дружбы народов.
Каждый народ вкладывает свои мудрость, таланты и труд в тот край, где ему выпало жить. И основные партнёры и участники проекта - общественные национальные объединения: именно они нацелены на созидательную деятельность народов, признавших Удмуртию своей второй родиной. Давайте вместе расскажем о национальных традициях и праздниках, об удивительных историях, случившихся с нашими современниками на удмуртской земле, о легендах, которые дарит Удмуртии новый век и её новые жители.
Счастье – от ума
Всеудмуртская ассоциация «Удмурт кенеш» поделилась с нами древней удмуртской легендой.
Когда-то в мире жили всего двое: Инмар – Хозяин неба и Вукузё – Хозяин воды. И вот Инмар решил сделать землю и живых существ на ней. И велел он Вукузё достать землю из воды. Так началось сотворение мира, в котором Вукузё постоянно портил идеальные задумки Инмара.
Дошло дело до человека. Сделал Инмар красивую пару и отлучился в своих заботах, оставив собаку охранять людей. Тут же появился Хозяин воды, но собака не подпустила его к творениям Инмара, не давая ему дотронуться до людей. Тогда Вукузё попросил: «Дай я хоть плюну на них!». Собака удивилась, но зла в этом не учуяла. А слюна Вукузё была ядовита, и от неё люди покрылись гнойниками. Увидел Инмар, как обезображены его создания, задумался, как спрятать болячки, и вывернул людей наизнанку, спрятав язвы. Вот с той поры все недуги и болезни людей скрываются внутри.
Когда новые обитатели земли были уже готовы к самостоятельной жизни, Инмар вспомнил своё большое упущение - он не дал людям разума. Без разума люди не люди, не заменят его ни силы, ни здоровье. Без разума человек не сможет оценить красоту земли и потому не будет счастлив, - понял Инмар и отправился за разумом, который был у него уже приготовлен и лежал в берестяной коробке. Но его опередил вукузё. И решил уничтожить разум: часть его он утопил в воде, часть зарыл в землю, а часть развеял по воздуху. Тут появился Инмар. Испугался вукузё его гнева, но признался в содеянном. А Инмар расплылся в довольной улыбке: «Ты сделал всё лучшим образом: разум с воздухом войдёт в людей, они передадут его по наследству детям своим, и род от роду станет умнее. Когда люди поумнеют совсем, они полюбят землю и сделают её прекрасной!».
Мечта поколений
Главная гордость и забота президента Татарского общественного центра УР Фнуна Мирзаянова - центральная мечеть в Ижевске.
2 апреля 2002 года во время визита Минтимера Шаймиева в Удмуртии главы республик поставили свои подписи под эскизами мечети. Закладка мечети произошла 11 августа 2003 года, в 2005 году был залит фундамент, в 2006 построили два этажа, В 2008-09 гг. достраивали монолитную часть. В 2010 сделали тёплый контур. И наконец, к 2012 году возвели минареты. В этом году идёт благоустройство территории. - Религия сегодня обеспечивает связь времён и даёт верный вектор морали, - считает он. – Для нас мечеть – не только религиозный объект, но и центр общения людей разных культур, место благотворительности. Официально мечеть на ул. К. Маркса откроется в 2016 году. При этом в месяц Рамадан уже в течение трёх лет мы делаем бесплатные обеды для всех прихожан.
Эта мечеть – мечта многих поколений татар Удмуртии, и построена она на пожертвования людей. Мусульмане 1/40 от своей прибыли должны отдавать на богоугодные дела. И люди жертвуют: для строительства мечети создан фонд, и вклады на неё были разные - от нескольких рублей до 10 тысяч долларов. Во время сборов мы набрали три ведра мелочи и меняли её в банке.
Татарская мечеть в Ижевске. Фото: АиФ
- Мы хотим, - говорит Фнун Гавасович, - чтобы человек любой национальности и конфессии мог зайти в мечеть. Там есть имамы с юридическим образованием, способные дать консультацию сами или подсказать нужных специалистов. Но главное, что даёт мечеть - нормы морали. То, что сейчас за ислам выдают чёрные идеи, крайне цинично. Аллах создал людей для созидательного труда и нравственной жизни, а не для «пушечного мяса».
Около 3000 членов татарского общественного центра - единомышленники в приятии здорового образа жизни, в сохранении традиций и праздников, в поддержке связей с исторической родиной – Татарстаном и Башкирией.
Русская песня над Камой
В Обществе русской культуры УР нам рассказали, что старообрядцы, гонимые реформами патриарха Никона, в XVII веке уходили в глухие, малодоступные места, в том числе по рекам Вятке, Каме и их притокам. Они так и не приняли церковных перемен, до наших дней сохранили свою веру и культуру. Особенно много старообрядцев живет на севере Удмуртии. Кезский и Красногорский районы можно смело назвать «староверскими». Для всех старообрядцев характерно строгое следование обычаям древней Руси, их уникальные традиции и обряды являются ценным нематериальным наследием русского народа.
Ещё в 2003 году Общество русской культуры УР (в этом году ему 25 лет) в селе Кулига Кезского района впервые провело республиканский праздник старообрядческой культуры «Истоки КАкие МЫ». Праздник, возрождающий традиции народного быта, имел такой успех, что переродился в межрегиональный фестиваль старообрядческой культуры.
К праздникам присоединяются представители практически всех народов, живущих в Удмуртии. Фото: Из личного архива
Так и повелось с тех пор: в летние погожие деньки в гости к старообрядцам, живущим у истоков Камы, приезжают гости не только из разных уголков нашей республики, но и из Кировской области, Пермского края, Татарстана, Башкортостана и даже дальнего зарубежья. В глубинку люди едут, чтобы послушать аутентичные песни старообрядцев, стать участниками весёлых хороводов-игр, отведать вкусной медовухи, которой славится Кулига.
В 2012 году Общество придумало республиканский фестиваль старообрядческой культуры «Петровское Заговенье» и проводит его в д. Бараны Красногорского района. Приоритетной в проекте является работа со старообрядческой молодёжью - наследником и «проводником» этой самобытной культуры.
Оба праздника получили широкую известность в Удмуртии. К ним присоединяются представители практически всех народов, живущих в Удмуртии. Учитывая популярность и социальную значимость фестивалей, правление Общества русской культуры УР во главе с председателем Сергеем Фефиловым решило чередовать праздники. В этом году шумно и весело прошло «Петровское Заговенье», а на будущий год - милости просим - приезжайте к «Истокам Камы»!
Ночная лошадь и … веме
Интересной легендой поделился Национально-культурный центр «Закамские удмурты».
Было это в Кипчаке, может быть, в Шудеке или совсем в другой деревне. Там когда-то жил одинокий мужчина. Односельчане удивлялись: всё он знает, умеет, никогда не болеет, а семью почему-то не создаёт. По ночам жители той деревне на улице или около кладбища часто видели белую лошадь, скачущую куда-то в темноту. «Может быть, это призрак, или какая-то ведьма?» - думали сельчане.
Одна красивая девушка из той же деревни готовилась выйти замуж. Но неожиданно перед свадьбой она заболела. Жених её бросил и уехал из деревни. Такая же история случилась и с другой девушкой. Сельчане забеспокоились: «Кто же мутит, как воду, жизнь молодых?» Вспомнили про белую лошадь. Не она ли виновата?
По ночам жители той деревне на улице или около кладбища часто видели белую лошадь, скачущую куда-то в темноту. Фото: АиФ/ Сергей Прохоров
Однажды несколько деревенских парней устроить веме (безвозмездную помощь) и поймать эту лошадь. Так и поступили. В одну ночь почти все мужчины и молодые парни вышли на улицы. Все ждали появление лошади и ближе к полуночи увидели её. Мужчины долго гонялись за ней и всё-таки сумели прижать лошадь к одному двору. Сразу пригласили кузнеца. На передние ноги белой лошади он прибил железные подковы. Лошадь оставили во дворе, а утром её там уже не было. В следующую ночь она не появилась в деревне.
В то же самое время по деревне прошёл слух: заболел бобыль, до сих пор не знавший, что такое болеть. Парни решили его проведать. Да, мужчина лежал в постели, укрывшись одеялом. «Что у тебя болит?» - спросили у него. «Ничего не болит», - ответил бобыль.
Парни несколько раз приходили к нему: сосед так же лежал, не ел, но и на здоровье не жаловался. Один из парней не выдержал, сдёрнул одеяло с него. И все увидели: на руках человека прибитые подковы. И тогда вокруг дома этого одиночки люди железным предметом очертили круг. После этого в деревне по ночам никто не видел белую лошадь, и печальные истории закончились.
Веме – это сила, способная очистить всякую нечисть. Веме до сих пор живёт в той удмуртской деревне и помогает жителям преодолевать любые трудности.
Удмуртов из Башкортостана и Куединского района Пермского края ученые назвали закамскими. Сами удмурты из тех мест себя называют «тупал удмуртъёс» - заречными.
Еврейская суббота: шаббат шалом!
Главный раввин России Берл Лазар, отправляя еврейскую этнографическую экспедицию в Ижевск, сказал: «В крупных городах России еврейская жизнь пока что развита больше, чем в регионах. Зачастую можно услышать фразу: «Я - еврей, и для меня это почти ничего не значит». Так ли это?
Общественная еврейская жизнь в Удмуртии наполнена национальными традициями, социальными проектами помощи старикам и детям, многонациональными проектами, направленными на укрепление добрых отношений между людьми.
Молодёжь Общинного центра еврейской культуры УР - победители в Республиканском турнире по шашкам и в игре «Что? Где? Когда?», они завсегдатаи вечеров танцев и межнациональных смен, их всегда можно найти в первых рядах дискуссионных площадок и фестивалей. Ежегодно в школах республики проводятся уроки, посвящённые теме Холокоста в Великой Отечественной войне. Общинный центр еврейской культуры УР также является организатором межнационального проекта «С любовью по родному краю», в который входят представители шести национально-культурных объединений, помогающие малоимущим и многодетным семьям во многих районах Удмуртии. Общинный центр только в 2015 году участвует в пяти крупных многонациональных проектах совместно с другими НКО.
Самым благословенным днём у евреев принято считать Шабат (субботу) - день, когда женщина зажигает в своём доме свечи - символ мира и спокойствия. В этот день евреи приветствуют друг друга словами «Шаббат шалом!».
Вклад через спорт
- Спорт важен для оздоровления нации, - говорит представитель Азербайджанского общественного центра Удмуртии «Достлуг» Зульфигар Мирзаев. - Мы гордимся тем, что многие азербайджанцы Удмуртии не только успешно работают в области медицины, образования, в правоохранительной сфере, но и имеют высокие достижения в спорте. Успехи молодёжи нам важны, и в этом году руководство диаспоры награждало наших выпускников, получивших золотые медали и красные дипломы, и лучших спортсменов.
Азербайджанцы гордятся своими спортсменами. Фото: Из личного архива
В историю спорта Удмуртии вписан целый ряд имён спортсменов-азербайджанцев. Среди них - мастер спорта СССР и России, 3-х кратный чемпион мира по вольной борьбе среди ветеранов Гасымов Мирадам Миркамал оглы. Его сыновья тоже успешны в спорте: Миркамал, 17 лет - чемпион Удмуртии и Миразиз, 23 года - мастер спорта России.
Спортсмены азербайджанской национальности достигли в 2015 году высоких результатов в соревнованиях регионального, окружного, всероссийского и международного уровней. Амаля Гмбарова, братья Касымовых Вугар и Яков, Гадирли Гадир, Мамиев Дмитрий, Омаров Рамазан, Мамедов Мунасиб, Амишов Джавад, Гасымов Миркамал, Пиралиев Амин, Исмаилов Раил достойно представляли интересы Удмуртии.
Студентка Ижевской медакадемии Гамбарова Амаля Ахилл кызы выросла в интеллигентной семье в с. Вавож. Девушка необычайно талантлива: будущий врач с красным дипломом ИГМА, она является и мастером спорта по тяжёлой атлетике. В июле в первенстве России в Зеленеградске Амеля завоевала бронзовую медаль. Корни успеха - в семье: её отец Ахил, окончив Азербайджанский институт физкультуры и спорта, преподавал в университете, затем приехал в Удмуртию.
Массовое вовлечение членов диаспоры в физическую культуру, их успехи на различных соревнованиях являются бесспорным доказательством жизнеспособности и духовной силы азербайджанцев, проживающих в Удмуртии.
Славное имя
- В Советском Союзе жило более 1 млн греков, - говорит председатель Общества греков «Никея» Демокрит Анаников. - После распада страны особенно много греков осталось в России и в Украине (Донецкой и Луганской областях). В Удмуртии, конечно, живут «советские» греки: в своё время они приехали по распределению после вузов. И надо сказать, у всех удачно сложилась профессиональная карьера: многие стали руководителями и предпринимателями - чернорабочих среди греков нет.
Есть имена, которые легендарно вписаны в историю региона. Например, Виктор Васильевич Коваленко. Его именем названа улица натерритории Ижевского автозавода. Человек этот уникальный: 45 лет из своей жизни он посвятил родному предприятию, 22 года был его главным инженером, а свою карьеру на «ИжАвто» завершил в возрасте 80 лет! В этом году он отмечает своё 85-летие.
Коваленко родился в Украине, в Донецкой области, жил в немецкой оккупации «Мы, невзирая на тяготы времени, сутками пропадали около враждебной техники, - вспоминает он. - После поспешного бегства чужой армии у нас во дворе остался тяжёлый военный тягач. Часовые около комендатуры стреляли без предупреждения во всякого, кто к тягачу подходил. Вот так, буквально под огнём, я разобрал его до последнего винтика.
В Ижевске я начал работать в конструкторском отделе на мотоциклетном производстве. Это был не просто отдел - целая академия! А в 1965 году возник автозавод. Началась стройка, мы дружно месили грязь, принимали первых работников. Моё главное профессиональное достижение? За 22 года моей работы главным инженером автопроизводства моя команда специалистов не допустила ни одного случая сбоя на производстве, который длился бы больше 1,5-2 часов.
Греки Удмуртии отмечают два главных праздника: 28 октября - День «Охи», когда в 1940 году премьер-министр страны Иоаннис Метакса сказал «Нет» на предложение итальянских фашистов о сдаче. 25 марта День независимости Греции и освобождения от турецких захватчиков.
Игры Тюшти
Тюштя - герой мордовскою эпоса, похожий на древнегреческою Геракла, рассказали в Обществе мордовского народа УР «Умарина». Он обучил мордву многим ремёслам, основал государство. Когда настала пора защищаться от врагов, он собрал людей и научил их воинскому искусству Для всех мужчин он провёл первые испытания: те, кто поднялись за ним на высокую гору, становились ушманами, то есть воинами. Среди воинов устраивались состязания, и те, кто выигрывал их, назначались ушмандеями - военачальниками.
После победы над врагом проводились игры, на которых молодые парни соревновались в борьбе и мастерстве владения оружием, мерились силой и готовили себя к будущим сражениям. Это и были игры Тюшти.
Женщины водили хороводы, мужчины состязались: в кулачном бою, в борьбе или «стенкой на стенку». Фото: Из личного архива
Во многих сёлах игрища проводили через неделю после Троицы. Женщины водили хороводы, мужчины состязались: в кулачном бою, в борьбе или «стенкой на стенку». Так отрабатывались боевые навыки, и каждый человек, помимо своего основного дела был воином. К тому же в народном празднике главное - эмоционально себя проявить. При этом взрослый человек получит массу впечатлений, а в памяти ребёнка народные традиции сохранятся как светлый образ. Это и есть самый оптимальный путь сохранения народной культуры.
Современным детям, поменявшим прогулки и движение на компьютер, народные игры могут очень помочь. Их обязательная состязательность раскрывает детей эмоционально. Игры привлекательны простотой и не требуют предварительного обучения. Да и инвентарь для них самый простой: доска, палка, верёвочка.
Мордовские национальные состязательные традиции т современному человеку дают возможность реализовать себя. Примечательно и то, что народные принципы игры приветствуют присутствие родителей. Замечательны тренировки всей семьёй, когда вместе с мальчиками занимаются папы или дедушки, а мама или бабушка сидит рядом.
Именно национальные традиции дают нам шанс вырастить здоровое и успешное молодое поколение, знающее традиции своих предков и любящее своё Отечество.
Рай за скромность
- В Удмуртии постоянно проживает около 1000 узбеков, - говорит президент Узбекского национального центра социальной поддержки и развития культуры «Азия Плюс» Мухутдин Бахридинов. - Все они имеют семьи, работу, растят детей – сердце за них спокойно. Главная забота центра «Азия Плюс» - узбеки-мигранты. Мы занимаемся ими, чтобы в Удмуртии у них, с одной стороны, не было криминала, с другой - чтобы они сами не становились жертвами мошенничества. Узбеки - хорошие работники: трудолюбивые, скромные. Их ждут на любой стройке республики, но условия их труда очень непростые. И важно, чтобы рядом были соплеменники, способные поддержать и помочь.
О скромности узбеков есть легенда. Раздавал Бог землю. Узбек пришёл одним из первых, но приветливо, приложив руку к сердцу, пропускал всех вперёд: «Прошу, мархамат. Проходите, пожалуйста». Когда он вошёл, земли уже не осталось. Удивился Бог любезности узбека и сказал: «Есть у меня райское место. Думал оставить его себе, но бери!» С тех пор узбеки живут на благословенной земле.
Узбек смело «присвоил» себе лишь одну вещь – плов. Это блюдо есть у многих народов, но кто его ест, как узбек? Обязательно в четверг и в субботу на посиделках с родными и друзьями. У него есть знаменитый плов из красного риса, что растёт в воде горных рек, есть плов жениха...
Плов узбеки считают своим блюдом. Фото: АиФ/ Геннадий Бисенов
О плове есть красивая легенда. В X веке в Бухаре заболел сын правителя. Юноша становился всё слабее и слабее, когда к нему привели знаменитого врача Ибн Сина, способного определять болезнь по сердцебиению. Пульс принца указывал на любовные муки, но он не называл имя девушки. Тогда держа руку на пульсе юноши, Ибн Сина просил называть ему кварталы Бухары, и по пульсу больного угадал название заветного места. Потом перечисляли имена всех, проживающих там. Когда прозвучало имя дочери ремесленника, пульс вернулся к норме. Причина болезни была в неравной любви.
Ибн Сина написал на бумаге рецепт безымянного блюда и велел кормить им юношу 7 дней, а на 8-й устроить свадьбу. На блюдо шло 7 ингредиентов: пиёз (лук), аёз (морковь), лахм (мясо), олие (жир), веет (соль), об (вода) и шалы (рис). Так юноша выздоровел, женился на любимой и был счастлив. А безымянное блюдо назвали по первым буквам 7 ингредиентов: получилось «палов ош» - плов.
С молитвой к Ош Куго Юмо
В этом году исполнилось 415 лет, как марийцы расселились в Вятско-Камском регионе. Когда они появились, местный хан задумался: какую землю дать новым людям? И сказал молодому марийскому батыру: «Сколько земли ты обойдёшь с рассвета до заката, столько и возьмёшь!» И побежал батыр, стараясь, чтобы его народу достались и луга, и леса, и реки, и холмы. Так марийцы получили красивые земли юга Удмуртии и живут сегодня в Алнашском, Граховском и, конечно, Каракулинском районах.
- В 1996 году, чтобы сохранить марийскую народную культуру, традиции и язык, появилось наше общество «Одо Мари Ушем», - говорит руководитель Одо Мари Ушем (Союза марийцев Удмуртии) Нина Телицына. - Интерес к родной культуре не теряется даже в смешанных браках. Раньше её активно пропагандировали в школах: так в деревнях Мари Вожай, Быргында, Ныргында уроки на марийском языке велись до 8 класса. Теперь родной язык дети учат только в начальной школе и факультативно в средней. Поэтому очень важно, чтобы семья и другое взрослое окружение поддерживали и развивали этот интерес к корням, любовь к национальной культуре. И эта любовь, надо сказать, свойственна марийцам. Мы народ открытый, позитивный, поющий и танцующий. И очень трудолюбивый.
Марийцы - народ открытый, позитивный, поющий и танцующий. Фото: Из личного архива
Сейчас наступило время возрождения традиций: мы восстанавливаем молельные места - священные рощи, что были раньше у каждой деревни. Есть и семейные места для молитвы. Старики вспоминают, как молились об урожае Ош Куго Юмо - Белому Большому Богу. И тогда в сам праздник урожая стояла прекрасная погода.
В октябре этого года мы открыли в Доме дружбы народов свою воскресную национальную школу, хотим сделать в Ижевске марийскую группу в детском саду. Молодые родители этому рады. И нам, старшему поколению, нравится, когда наши внуки спрашивают нас марийские слова, просят им сшить национальные костюмы, готовы выступать с нами на народных праздниках. Это значит, что у небольшого, но самобытного народа есть будущее.
Гиоргоба придёт в Удмуртию
«Грузинское Землячество» существует в Удмуртии четвёртый год, и летом этого прошла его официальная презентация.
- Наша диаспора малочисленна – в ней около 200 человек, - говорит её председатель Давид Брамидзе. - И мы общаемся с замечательными общинами в Татарстане и Чувашии. Хотя грузин в России остаётся всё меньше: слишком непростая сложилась политическая ситуация, и с 2006 года нет отношений между Россией и Грузий. Но мы помним не только события последний десятилетий, но и историю многовековой дружбы наших народов и стран. Грузию с Россией объединяет единая вера: у нас одни православные традиции, совпадают все каноны, принят крестный ход – недаром ассимиляция грузин в России, благодаря в том числе и религии, происходит очень быстро. Правда, православные церкви у нас разной архитектуры, но на это влияют национальные традиции зодчества.
Грузинская церовь. Фото: Из личного архива
Так получилось, что в Удмуртии встречаются разные кавказские народы. Казалось бы, из-за недавних по времени кавказских конфликтов у нас возможны столкновения. И опять нас разделяет недавняя история и объединяет многовековая: мигрелов и абхазов в ней разделить нельзя.
С Удмуртией мы хотим поделиться своими праздниками.
В октябре отмечается Тбилисоба -День города Тбилиси и большой праздник для всей Грузии. Его регулярно и пышно празднуют в Москве. 23 ноября и 23 апреля отмечается Гиоргоба - День Святого Георгия, покровителя Грузии. Этот святой особенно почитаем и в России. В ноябре Гиоргоба проходит не только, как православный праздник, но и как торжество в честь последнего сбора урожая. В будущем году мы хотим провести его на центральной пощади Ижевска и пригласим профессиональных грузинских танцоров из Казани и Москвы. Скоро состоится и открытие российско-грузинского центра «Ижевск - Москва - Тбилиси». Его цель понятна – способствовать укреплению дружественных отношений между нашими народами. Только мир и согласие дают любому человеку возможности жить благополучно и счастливо.
Место для всех религий
Высокое строгое здание из розового мрамора по ул. 10 лет Октября притягивает взоры ижевчан вот уже несколько лет. К слову, такой мрамор можно найти только в Армении! Но для большой Мечты, которая объединяет людей разных национальностей, нет ничего невозможного! И поэтому Армянская Апостольская Церковь строится шаг за шагом, с помощью многих друзей армянского национально-культурного объединения.
Рядом с церковью возводится дворик с точной копией озера Севан и горы Арарат. И каждый вечер люди, закончив свои дела, приезжают к строящейся церкви, снимают пиджаки и галстуки, закатывают рукава и начинают пилить, строгать, замешивать бетон.
Григорианская вера основана на радости и любви. Фото: Из личного архива
Григорианская вера, которую исповедуют армяне, основана в первую очередь на радости. На любви. На безусловном доверии к ближнему. Армяне готовы рука об руку строить, петь, танцевать и работать вместе с русским братом. Они даже обращаются к незнакомым людям на улице, не иначе как «брат» или «сестра». Они умеют работать и умеют отдыхать. Они встают из-за стола и прерывают мужские разговоры, если в дом входит женщина. Они безудержно любят детей всего мира.
Двери армянской церкви всегда открыты. Белые стены, большие окна в пол, через которые лучится солнечный свет, посередине, между скамеечек - проход к алтарю. По церкви, смеясь, бегают дети. Женщины в самых лучших платьях что-то радостно обсуждают. Мужчины беседуют в сторонке о своём. В этом месте всегда примут людей самых разных национальностей. На Пасху хозяева накрывают большой, щедрый стол. В летний жаркий день обольют гостя святой водой и посыплют лепестками роз. В апреле позовут всех на субботник и угостят по-домашнему. «Потому что Бог - один. И находится он на высокой горе! - часто говорят армяне. - И каждая религия идёт к Богу своей тропинкой!».
Казачий Круг - святое дело!
Они - из того редкого поколения людей, которые искренне радуются друзьям, берегут женщин и учат детей любить и защищать Родину. Это глубоко интеллигентные люди, смесь красоты и духовности. Говорят они на древнерусский манер: «Почто мудрствовать?» А когда с чем-то согласны, то хором отвечают: «Любо!».
Вершина казачьей демократии - Войсковой Круг, на котором казаки решают сегодня все вопросы, которые ставит перед ними жизнь. Традиционная форма сбора в круг пришла к нам из далёких времён и почитается казаками, как самое святое. Казачий Круг действовал в походах, в море (когда сплывались друг к другу на лодках), в пути, (если съезжались, то поворачивали лошадей головами к центру). Смысл сбора в круг заключается в том, чтобы каждый участник видел лица своих товарищей. И уж здесь схитрить либо дрогнуть просто невозможно!
Каждый год атаман вручает лучшим подарки. Фото: Из личного архива
Помимо Атамана войска, важные вопросы решает Совет стариков. «Старики - это совесть Круга!» - говорят казаки. Сюда избираются самые уважаемые воины от 60-ти лет и старше. А ещё каждый год в отчётно-выборном кругу атаман награждает лучших воинов и подрастающих казачат нагайками, плётками, крестами и грамотами. И дай им Бог прежней удали, силы и бесконечной любви к Отечеству!
Благородство целей
- В Удмуртии проживает 870 граждан России таджикской национальности, и более 2000 тех, кто приезжает сюда, работает и получает вид на жительство, - говорит председатель Таджикского общественного центра Удмуртии «Ориён-Тадж» («Благородные») Мирзо Умаров. - В Удмуртии мудрая власть: она делает всё, чтобы представители разных национальностей не чувствовали себя ущемлёнными. Дом дружбы народов открыт для всех наших мероприятий, нам обеспечили бесплатный офис со всеми условиями для работы – это то внимание государство, которое высоко ценится. Мы, в свою очередь, своими ресурсами стараемся делать жизнь республики интереснее.
Только в этом году мы провели несколько масштабных мероприятий. «Восточная красавица» - так назывался праздник в п. Октябрьский Завьяловского района: там были национальные танцы и, конечно, мы угостили жителей посёлка настоящим восточным пловом. В ДК железнодорожников мы чествовали ветеранов Великой Отечественной войны – все, кто жил в СССР, должны любить и ценить это поколение солдат-победителей. И мы собрали этих замечательных стариков за богатым столом восточной кухни. Многие знают наш центр по празднику Навруз, который мы проводим с размахом и спортивным состязаниям. Недавно мы приглашали национальные объединения на соревнования по шашкам и волейболу. Мы можем биться только на спортивных аренах, и эти «битвы» ведут нас к миру и дружбе.
Улах: веселимся вместе
- Чувашей в Удмуртии насчитывается немного - всего 2 780 человек, - говорит председатель Чувашского национального центра Анатолий Иголкин. - Но они проживают практически во всех районах республики и наиболее компактно в Граховском районе, где в не так давно в школе деревне Благодатного можно было учить чувашский язык. Сейчас сохранить родную культуру непросто: народ рассеивается в городе, всё больше смешанных браков, сужается круг общения на родном языке. И хорошим средством сохранения национальной культуры и традиций являются праздники. Они всегда сближают людей, помогают лучше понять друг друга, хорошо провести время вместе. В той же деревне Благодатное до сих пор проходят улах - посиделки.
Хорошее средство сохранения традиций - праздники. Фото: Из личного архива
Улах - старинный обычай, это ночное собрание молодёжи осенью и зимой. В эти длинные ночи парни и девушки собирались в бане для совместного времяпровождения. Девушки пряли, вязали носки- варежки, вышивали. Парни плели лапти, приносили какие-нибудь музыкальные инструменты. Поработав, начинали игры, шалости, песни и пляски - это и есть улах. Сегодня улах проводят и зрелые по возрасту люди, и их посиделки (особенно с приездом гостей - чувашей из других регионов) превращаются в мероприятия по обмену опытом, конкурсы, просмотры видеозаписей праздников и встреч в Чувашии.
Был в старину у чувашской молодёжи и другой зимний праздник - сурхури. В недавнем прошлом его сопровождало особое гадание, когда впотьмах в хлеве ловили руками за ногу овец. Прежде он совершался в третью пятницу после Николина дня, а позднее в разных местах сурхури стали называть по-разному: Ночь под Рождество, Ночь под Новый год, Ночь перед Крещением. Праздник этот по времени совпадал с русским Рождеством и святками с их гаданиями и уже представлял смешение чувашского и русского праздников.
Сейчас праздники меняются и смешиваются, но главное, чтобы они жили и в последующих поколениях. У чувашей есть на этот счёт хорошая пословица: «С другом расстанешься - один год будешь плакать, с семьёй разлучишься - десять лет будешь плакать, от народа отделишься - весь век будешь плакать».
www.udm.aif.ru
Легенды и мифы, река Кама
Город Сарапул раскинулся на высоком правом берегу Камы.
Красавица река протекает по европейской части России. Её длина составляет 1805 км. Площадь бассейна равняется 507 тыс. кв. км. Исток реки находится на Верхнекамской возвышенности на высоте 330 метров над уровнем моря. Это Удмуртия, село Кулига. Именно в пределах его территории из земли бьют ключи, которые и дают жизнь великой реке. А свой долгий путь она заканчивает в Куйбышевском водохранилище. Испокон веков по берегам реки жили русские, удмурты, башкиры, татары, коми-пермяки и другие народы. И каждый из них сложил свои легенды, сказания о красавице реке. Вот некоторые из них…
Интересна легенда коми-пермяцкого народа. О происхождении главной водной артерии Пермского края — в легенде говорится, что однажды все лето лил дождь, и не было ни одного солнечного дня. Реки все разлились, берега у них обвалились, а земля стала жидкой. Люди, животные и звери спасались на высоких горах. Только Кама-богатырь (мифологический герой коми-пермяцкого народа) мог передвигаться по залитой водой местности. Он обнаружил, что течение рек перекрыто рухнувшей от размыва горой. Богатырь заарканил огромный камень, протащил через запруду, как плугом вспахав землю. Образовалось новое русло, в него хлынула вода и появилась новая река — могучая Кама, названная так по имени богатыря».
Легенда из славянской мифологии: «Было это в древние, древние времена. На Солнечном Острове у Рады и Крышня родился сын — бог любви Кама. Как то раз, проезжая чистым полюшком, Кама встретил прекрасную богиню любви Оку. Они полюбили друг друга. И вскоре сыграли свадьбу. На свадьбе Кама и Ока заспорили — чьи любовные чары сильнее? Тогда Кама предложил поехать во полюшко и пускать друг во дружку стрелы, дабы выяснить кто кого сразит любовной стрелою. Чары их оказались такими сильными, что как только стрелы, а ими были алые розы, поразили сердца Камы и Оки, они пали на землю и умерли от любви. Из их сердец потекли потоки крови и стали реками Камой и Окой.А это легенда удмуртского народа:В давние времена жил среди удмуртов великий батыр Эш–Тэрек. В молодые годы пахал он землю, валил лес — был простым крестьянином. На войны он не ходил. А велась в ту пору бесконечная вражда с разными тушмонами, которых теперь уже никто не упомнит.Жители сел хотели, чтобы Эш–Тэрек был торо, но он отказался.— Молод я еще, — сказал он, — есть люди подостойней меня. И опыт у них есть, и заслуги перед народом, и мудрость, которой я пока не нажил.Но годам к сорока его все–таки сделали торо. Стал Эш–Тэрек подумывать о боевом снаряжении. Лук он изготовил себе из молодого клена, который вырвал из земли вместе с корнем. Стрел наготовил березовых, а вот конь для него так и не находился. Ни один не выдерживал батыра, подкашивались у него ноги, ломался хребет. Где было разыскать коня под стать такому великану?Пришел Эш–Тэрек на берег Камы, сидит и печалится. Пешим худо воевать против быстроногих всадников, а где добыть коня — не знает.
Вздохнул глубоко могучий воин, и заволновалась, будто от его вздоха, широкая Кама. Грохнулись волны о берег, а когда отступили, увидел Эш–Тэрек седовласого Вумурта. Он стоял по пояс в воде у скалистого берега и глядел на хмурого торо.— О чем горюешь, Эш–Тэрек? — спросил владыка.— Не твое это дело, зеленая борода. Проваливай!— Я — Вумурт, владелец вод и старинный друг твоих отцов. Службу тебе хочу сослужить. В чем у тебя нужда, говори!— Конь мне нужен боевой. Чтоб не гнулся подо мной и обгонял вражеских скакунов. Где тебе найти такого коня, зеленая борода! Тебе только девок пугать да сети рвать. Сгинь!— Зря поносишь меня, Эш–Тэрек! Будет конь тебе под стать. Вот мой совет: засядь сегодня ночью в камыши у реки и жди. Придет на водопой табун Керемета. Хорош там вожак — вороной жеребец. Когда станут кони воду пить, ты и поймай вожака. Но не забудь условие: первую красавицу татарку мне в дар принесешь…— Согласен, коли конь стоит того.— Помни же: тебе конь, мне — красавица.В полночь подстерег Эш–Тэрек табун и поймал жеребца.Лихой оказался конь, понес он Эш–Тэрека по полям и лугам, сбросить норовил, на дыбы вставал, землю копытами рыл, зубы скалил на седока. Потом смирился, видя, что достойного хозяина обрел. И стал верным другом знаменитого торо.Много побед одержал Эш–Тэрек над врагами. Прогремела о нем молва вдоль рек Камы и Вотки, по горам и деревням.Однажды захватил он в плен дивной красоты девушку, посадил ее перед собой на коня и едет в родной дом. «Будет у меня жена всем на зависть», — думает он, проезжая берегом Камы.Собрался он реку переплывать, а она разбушевалась, водоворотами закрутилась, как во время половодья. Видит: Вумурт из воды по пояс высунулся.— Не забыл ли уговор, славный Эш–Тэрек? — спрашивает водяной хозяин. — Отдавай красавицу!— Полно шутки шутить, старый бес, — отвечает торо. — Зачем тебе, старому, красавица жена? Хочешь, привезу тебе беззубую старуху. Вот парочка будет! Ха–ха–ха… — рассмеялся Эш–Тэрек.Посерел Вумурт от злости и скрылся в пучине реки. Слез Эш–Тэрек со своего коня, ухватился рукой за его гриву, а другой рукой красавицу в седле поддерживает. Так и поплыл через бушующую Каму. А на середине настиг его страшный водоворот, закрутил, захлестнул с головой… Не помог молодцу ни лихой конь, ни собственная силушка богатырская.Не в кровавом бою, не в ратных делах нашел он свою погибель, а в водяной пучине вместе с красавицей и верным конем.
udmddn.ru
Презентация "Мифы и легенды удмуртского народа"
Презентация «Мифы и легенды удмуртского народа» (1 слайд)
Цель: Воспитание интереса к истории и культуре родного края.
Удмуртская мифология – это чрезвычайно интересная система героев, духов, великанов и богатырей - это культурное наследие удмуртского народа, которое является источником тем и вдохновения для художников, драматургов, скульпторов.
2 слайд Между седым Уралом и голубой Волгой,
3 слайд в краю родников и лесных рек,
4 слайд издавна селились охотники и землепашцы- предки удмуртского народа.
В густом таежном лесу подстерегала их встреча с дикими зверями. Долгие вьюжные зимы, прерывая связь со всем остальным миром, заставляли с тревогой прислушиваться к тому, как ураганные поры вы ветра, разбушевавшись, ломали вековые сосны и ели, вырывая их с корнем. По весне просыпались реки, они крушили ледяные оковы, вздымались, выходя из берегов, смывали запруды, строения, прибрежные деревья, унося их прочь или затягивая в омуты. К лету, реки преображались, но затопленные коряги, тихие омуты грозили человеку опасностью. Чтобы выжить здесь, надо было быть выносливым, сильным, мужественным. И миролюбивым: в одиночку, без взаимной поддержки родичей и соседей никак не обойтись - ни дорог не проторить, ни охотничьих троп не проложить, ни лес под пашню не выкорчевать, ни запруду соорудить.
Однако суровая природа не отпугнула древних удмуртов.
5 слайд Эта земля была по-своему прекрасна. Лес не только грозил опасностями, но и одаривал щедрыми дарами. Реки безотказно крутили мельничные колеса, кормили водившейся в изобилии в них рыбой, родники поили целебной водой, короткое лето было теплым и солнечным. Лес и река, вся природа, что окружала человека, давала людям пищу, одежду, тепло.
6 слайд Древние люди селились на этих землях, строили городища,
7 слайд Наши предки были язычниками. В те далекие и давние времена, когда не было ни письменности, ни книг, многое в природных явлениях казалось необъяснимым, грозным и неодолимым, удмуртские племена верили в могущественных существ и поклонялись им. Так люди придумали себе богов, которые царствовали на воде, в лесу, в поле, в домашнем хозяйстве.
Чувствуя свою зависимость от них предки постоянно просили то одного, то другого бога –не вредить ему, удовлетворить его нужды
8 слайд На этом слайде предки представляли себе подводный мир.
10 слайд Главное божество – Инмар -создатель мира, создатель земли, творец неба, живет постоянно на солнце, добр на столько, что люди не боялись его.
11 слайд –Местом поклонения Инмару была сосна. Это сосна сохранилась в Увинском районе, ей более 450 лет. Инмару молились о хорошей погоде и урожае.
Рассказывают, что в мифические времена всеобщего изобилия небо было совсем близко от земли: люди клали свои дары прямо на облака (по удмуртской присказке, раньше на небо лазили, как на полати). Однажды женщина забросила сушить на небо мокрые пеленки и разгневанный Инмар удалил небо от людей.
Удмурты верили, что на небе и в преисподней живут такие же люди: только на небе они - великанского роста, а под землей - карлики.
12 слайд Легенда о сотворении мира
На всем белом свете была только вода, земли совсем не было. Жили на свете только один Инмар и Шайтан (Керемет)
По велению Инмара Керемет достал со дна мирового океана землю, принесши её во рту, часть земли выплюнул, часть - утаил. Когда вся земля по воле Инмара стала разрастаться, Керемет вынужден был выплюнуть остальное, отчего на ровной поверхности суши возникли горы. Инмар сотворил также растения и животных, первым существом, которое создал Инмар, стала собака, но на ней не было шкуры. Керемет (или Шайтан, или Луд) делает ей шкуру.
13 слайд Сначала Инмар сотворил великанов-алангасаров, и лишь потом появились люди, а великаны исчезли.
Жили они беззаботно, ничего не делая, потому что они ничего не умели: ни строить, ни сеять, ни охотиться. Дремучий лес был для них как крапива. Где ступала нога такого великана - появлялся лог, где он вытряхивал песок из лаптей - образовывались холмы. Развлечением алангасаров было метание чугунных шаров, или плели веревки из сосен,
14 слайд – человека принимают за дятла, долбящего борть для пчел.
Перед тем как великанам исчезнуть, появились маленькие обыкновенные люди. Инмар жил вместе с ними и учил их трудиться. Маленький человек стал землю пахать, лес рубить, избы строить. Увидел одного мальчик-великан, взял в руку и вместе с топором положил себе в карман. Вернулся домой и показывает матери:
- Посмотри-ка, мать, какого я дятла поймал, он ель долбил.
А мать ему говорит:
Сынок, это не дятел, это человек. Значит, нас скоро не будет, на свете останутся жить только такие вот люди. Они маленькие, но работящие: умеют пчел водить и зверей ловить.
15 слайд Пришла пора уходить нам отсюда. Бежим-ка скорей! - И мать заплакала. Где падали ее слезы, там речки образовались. Много их на земле осталось. Великаны переселились на север.
У великанов был очень маленький разум. Однажды они сидели и грелись вокруг огня. Огонь разгорелся, начал ноги обжигать. Им нужно бы отодвинуться от огня, но сообразить это у них разума не хватило, и они стали обмазывать ноги глиной. Когда огонь погас, они замерзли и превратились в большие каменные глыбы.
16 слайд-доказательство того, что у нас жили алангасары, горы и холмы в дер. Верхний Утчан, в Алнашском районе.
17 слайд- Миф о сотворении мира. По старинным поверьям, под землей обитает большой черный (или красный) бык - музъем утись ош ("землю охраняющий бык"). Он стоит на спине гигантской рыбы, плавающей в Мировом океане, а на своих рогах держит Землю. Когда он двигает рогами, происходит землетрясение.
18 слайд Кылдыси́н (Кылдышьин)— одно из верховных божеств в традиционных верованиях удмуртов, связан с плодородием, Творец. Покровитель всех существ и растений. Сокращённая форма имени — Кылчи́н.
19 слайд Раньше Кылдысин жил на земле среди людей. Он появлялся в виде старика в белой одежде и ходил по межам, поправляя упавшие колоски. Позже люди настолько расширили поля, что Кылдысину негде стало ходить, кроме того, люди стали красить одежду, поэтому на земле Кылдысин больше не появляется, хотя люди хотели вернуть его обратно.
20 слайд Куа́зь (Квазь) (Куажь) — одно из верховных божеств в традиционных верованиях удмуртов, связанное с погодой и атмосферными явлениями. Являлся подателем дождя. Куазь — это повелитель пространства между небом и землёй, то есть атмосферы и атмосферных явлений. Повелитель погоды.
21 слайд Как и в мифах других финно-угорских народов, у удмуртов существовали представления о божественных матерях:
Ин-мумы почиталась матерью неба (или самого Инмара),
Шунды-мумы - солнца,
Гудыри-мумы - грома,
Музъем-мумы - земли,
Ву-мумы - воды и т. д.
Музъем-мумы - богиня земли, которая гневается, если землю обрабатывают не вовремя, когда она еще спит. Ей также не нравится, когда копают ямы.
Шунды-мумы - Мать солнца должна была следить, чтобы солнце вовремя всходило и заходило, не сбивалось с пути. Врагом солнца считался паук: по поверью, он мог заткать солнце паутиной и лишить людей света. Ветер препятствовал этому, разрывая паутину.
Особым почитанием пользовались Гудыри-мумы и Инву-мумы ("Мать небесной воды"). Ее имя постоянно поминалось при молениях, а на больших молениях гуслярша исполняла священную мелодию поисков небесной воды.
22 слайд Воршуд (шуд вордысь) покровитель и хронитель рода, семьи, домашнего очага. Обитает в молельне (куале), где его идол, возможно, хранился в специальном "коробе Воршуда"; в куале приносили в жертву животных и птиц, хлеб и блины - угощение Воршуду. Воршуда просили о покровительстве во всех предприятиях .
23 слайд Помимо главных богов, присутствуют и низшие духи: вумурт, гидмурт, нюлесмурт, лудмурт – это духи воды, хлева, леса, луга, поля и т.д.
Вторая часть имени духа – «мурт» – человек. Она может заменяться на «кузё» – хозяин.
Нюлэсмурт — хозяин леса, хозяин зверей ( он распоряжается, где какому медведю лежать в берлоге, к нему обращаются охотники за помощью и содействием в охоте). Дорогой Нюлэсмурта называли завалы леса, где прошёл ураган, смерч, именно поэтому иногда Нюлэсмурта считали и божеством ветра. Нюлэсмурт (нюл — лес, чаща) живет в лесу , имеет собственное хозяйство и семью. По одежде и образу жизни он похож на людей. Как люди, Нюлэс-Мурты устраивают браки и пируют. Путь, по которому проехала свадьба Нюлэс-Муртов, отмечается множеством сломанных деревьев. От людей Нюлэс-Мурты отличаются высоким ростом (рост самых высоких деревьев) и черным цветом кожи.
25 слайд Вукузё ("хозяин воды") - в мифах удмуртов властитель водной стихии, обитатель первичного океана. В мифах Вукузё (в других вариантах - Керемет, Луд, Шайтан) - противник Инмара, достающий землю со дна океана. Портит (оплевывает) сотворенных Инмаром великанов-алангасаров, обманув сторожившую их собаку. Подражая творению Инмара - собаке, творит козу, затем водяных - ву-муртов.
Вукузё представляли в виде старика с длиной бородой
26 слайд Ву-мурт (удмуртское ву - "вода", мурт - "человек") - в удмуртских мифах водяной дух с длинными черными волосами, иногда в виде щуки. Создан "хозяином воды" Вукузё. Живет в глубине больших рек и озер, но любит появляться в ручьях и мельничных прудах. Может топить людей и насылать болезни, смывать плотины, истреблять рыбу, но иногда и помогает человеку. В воде у него свой дом, большие богатства и много скота, красавицы жена и дочь ,свадьбы ву-муртов сопровождаются наводнениями и т.п. Ву-мурт появляется среди людей на ярмарках, где его можно узнать по мокрой левой поле кафтана. Ву-Мурт очень богат и награждает богатством тех людей, кого он полюбит: к мельнику, например, приводит помольщиков, к рыбаку загоняет в сети рыбу. Если же он не возлюбит кого, то не только топит в болоте или реке скотину того человека, но и нагоняет на него и его домашних разные болезни.
27 слайд Коркамурт (удм. - домовой человек) — домовой в традиционных верованиях удмуртов. По внешности коркамурт похож на пожилого человека в тулупе, вывернутом шерстью наружу. Корка-Мурт заведывает мужскими и женскими работами, совершаемыми в избе. Иногда за хозяйку дома он исполняет работы — щеплет лучину, колет дрова, прядет и прочее. Корка-Мурты иногда подменивают своих детей людям. Коркамурт живет за печью или в подполье.
Поведение его зависит от домашней атмосферы. В добром расположении духа в семье, где его уважают и регулярно угощают, он оберегает членов семьи, «щиплет лучину, колет дрова и даже прядет и ткет для бабы. Если же домового обижают или не уважают члены семьи (шумят ,свистят в доме или подполье, бросают кусочки хлеба на пол). Щекочет по ночам или садится на грудь спящих и душит их, путает волосы на голове и в бороде.
29 слайд Гондыр (медведь) — родственник Корка-Мурта — заведывает скопами припасов, живет в подполье, в амбарах или даже в погребе.
30 слайд Гидмурт (Конюшенный человек) — конюшенник, домовой, заведывающий домашнею скотиной. Ближе всего он стоит к лошадям. Гидмурт может по-разному относиться к различным лошадям. Любимым лошадям он заплетает гривы и хвосты, иногда для них перекладывает овес и сено из яслей нелюбимых лошадей или даже ворует у соседей— дух конюшни и хлева в традиционных верованиях удмуртов. Чаще всего, если гидмурт любит всех лошадей, то он может переносить в конюшню соседские сено и овёс. Если же гидмурт невзлюбил какую-то лошадь, то он может скакать на ней целыми ночами и изнурять тяжёлыми грузами.
31 слайд Тэлькузё - Дух леса, леший
32 слайд Лудму́рт (удм. Луговик, Полевик) — в удмуртской мифологии существо, отвечающее за луга и поля. Он также охранял животных, следил за посевами. Это маленький человек, ростом не выше пятилетнего ребенка, одетого в белое. Рост его может изменяться в зависимости от места, на котором Луд-Мурт находится: между высокими колосьями Луд-Мурт выше, в молодой траве луга он очень мал.
33 слайд Толмурт – ,дух ветра, похититель девушек
34 слайд Тодьы-Мурт (тодьы — белый) — дух, живущий в темном углу на полке в бане; по наружности это мужик средних лет, одетый в белую одежду. Деятельность его, по рассказам вотяков, состоит в подшучивании над людьми в бане.
35 слайд мифическое существо «получеловек» Палэс-Мурт (пал — половина) представляет из себя половину человека: у него одна нога, одна рука, один глаз, но нос и рот как у человека. Он любит пугать людей, являясь перед ними в чаще глухого леса и внезапно исчезая. Злой одноглазый человек, живущий в лесу. Популярный персонаж сказок. У него хоть и один глаз, но он всё замечает, что люди делают в лесу. Там он пугает людей своим криком. Спрятаться от него можно за рябину. За ней он человека не видит.
36 слайд Искал-Пыдо-Мурт (искал — корова; пыд— нога) — дух с коровьими ногами. Он до пояса одет в обыкновенный крестьянский костюм; ноги его покрыты шерстью и оканчиваются копытами.
Баба Обыда сказочный персонаж (похожа на Бабу Ягу из русских народных сказок)
37 слайд Эти книги сказки, мифы удмуртского народа можно найти в любой библиотеке.
Презентацию подготовила заведующая библиотекой МБОУ «СОШ №90» г. Ижевска Волынина Светлана Владимировна 2012 год
Между седым Уралом и голубой Волгой
в краю родников и лесных рек
издавна селились охотники и землепашцы - предки удмуртского народа
Эта земля была по-своему прекрасна. Лес не только грозил опасностями, но и одаривал щедрыми дарами.
Чтобы выжить здесь, надо было быть выносливым, сильным, мужественным
Наши предки были язычниками и поклонялись божествам и духам.
В древности удмурты считали, что духи и боги сопровождают человека везде и всегда, помогая или мешая ему, в зависимости от того, в каком согласии с миром и людьми он живет.
Эти боги занимают главные места в жизни удмуртского народа
Инмар
творец неба, создатель мира, создатель земли. Живет постоянно на солнце, — добр настолько, что люди не боятся его. Ему приносятся только благодарственные жертвы.
Сосна –священное дерево
место поклонения древних удмуртов богу Инмару. Просили его о дожде и хорошем урожае. Возле сосны совершались различные обряды.
Легенда о сотворении мира
Задумав сотворить мир, Инмар посылает Шайтана достать землю со дна мирового океана. Отдав землю Инмару, Шайтан утаивает ее крупицы за щеками, но когда земля, по повелению Инмара, начинает разрастаться, он вынужден выплюнуть ее. и на земле образовались горы, болота, кочки. Если б Шайтан не обманул Инмара, то земля осталась бы ровной и гладкой.
В древности, по преданиям удмуртов,
на земле жили великаны — алангасары.
Дремучий лес был для них как крапива. Где ступала нога великана - появлялся лог, где он вытряхивал песок из лаптей - образовывались холмы.
Развлекались алангасары тем, что метали чугунные шары и плели веревки из сосен, сражались вырванными с корнем деревьями. Человека, долбящего борть для пчел, принимают за дятла;
разглядывают его на ладони, сажают в карман или кладут за пазуху
С приходом людей ушли они обратно в свою страну – на север, превращаясь в огромные каменные глыбы и скалы.
По поверьям древних удмуртов, бык (му ош) стоит на спине огромной рыбы, плавающей в подземном море. Земля держится на рогах быка. Когда бык двигает ими, происходят землетрясения.
Вторым божеством является Кылдысин или Кылчин — это бог-творец, заботящийся о земле, бог плодородия,
покровитель детей.
Он появлялся в виде старика в белой одежде и ходил по межам, поправляя упавшие колоски, следил за посевами.
Куа́зь — повелитель погоды,
атмосферных явлений.
Куазь молились под елью, которая воспринималась деревом этого бога, ему жертвовали коня или жеребёнка.
Предки удмуртов почитали
Ин-мумы богиня плодородия, мать самого Инмара
Шунды- мумы (мать Солнца),
Гудыри-мумы (Мать грома),
Инву - мумы (Мать небесной воды)
Музьём-мумы - (Богиня земли)
Воршуд (шуд вордысь) –
дух - покровитель и хранитель рода, семьи, домашнего очага.
Обитает в молельне (куале)
В удмуртской мифологии весьма многочисленны низшие духи: вумурт — водяной, гидмурт — дух хлева, нюлэсмурт — дух леса, тӧлпери — дух ветра, коркамурт — домовой, ягпери — дух бора, лудмурт — дух луга и поля, и др. Кроме божеств и полубожеств, покровительствующих людям и могущих дать им счастье и несчастье, вотяки верят в духов, причиняющих человеку только одни беды и несчастья, духов злых. К числу их принадлежит Кутысь, Чер и Вожо.
Живет в лесу, имеет собственное хозяйство и семью. По одежде и образу жизни он похож на людей, у него длинная борода и волосы. Способен изменять свой облик: в лесу он вровень с деревьями, на лугу – с травой, среди людей –чуть выше человека.
Нюлэсмурты разрешают зверям залегать в норы и берлоги; посылают охотникам добычу, скотине — корм, помогают войску одерживать победу.
ВУКУЗЁ –(«хозяин воды»)
Вукузё ( ву- вода, кузё – хозяин)-властитель водной стихии, обитатель первичного океана. Подражая творению Инмара - собаке, творит козу, затем водяных - ву-муртов. Вукузё представляли в виде старика с длиной бородой
Вумурт -водяной (ву- «вода», мурт – «человек»)
Дух с длинными волосами, иногда в виде щуки. Живет в озерах, речках, прудах. У него есть жена, необыкновенно красивая, сыновья и дочери.
Вумурты почти ничем не отличаются от обычных людей. Отличить их можно по тому, что левая пола армяка у Вумурта непременно сырая. Вумурт очень богат и награждает богатством тех людей, кого он полюбит, если же не возлюбит - топит в болоте скотину и нагоняет разные болезни.
Коркамурт (корка — изба) —домовой. Живет за печью или в подполье. Он заведует работами, происходящими в избе и всем, что в ней хранится. Где его уважают и угощают он оберегает членов семьи, если же домового обижают или не уважают (шумят, свистят в доме или бросают кусочки хлеба на пол), щекочет по ночам, путает волосы на голове и в бороде.
У Коркамурта множество имен:
корка кузе (хозяин дома),
корка бече (сосед, друг),
корка сюсетка (суседко),
гулбеч мурт (хозяин подполья).
Гонды́р (удм. Медведь) — ближайший помощник коркамурта. Живёт в подполе, погребе, амбаре и заведует хранящимися там домашними припасами. По внешности неотличим от медведя. Если Гондыру чем-то не понравились или не угодили хозяева, то в доме с неестественной быстротой уменьшаются припасы.
Гидмурт («гид»-конюшня)
– дух конюшни и хлева
Гидмурт — помощник домового (Коркамурта), покровитель конюшен и хлевов.
Если он любит лошадь, то будет расчёсывать и заплетать ей гриву, и даже перекладывать сено и овёс от соседних лошадей.
Если же Гидмурт невзлюбил какую-то лошадь, то он может скакать на ней целыми ночами и изнурять тяжёлыми грузами.
Тэлькузё – леший, дух леса.
Толмурт (тӧлпери — дух ветра) - он похищал девушек.
Лудмурт (луд — поле) — Луговик, Полевик
Это маленький человек, отвечающий за луга и поля.
Он охранял животных,
следил за посевами
Иногда Лудмурта называли Мушвозьмась (удм. - охраняющий пчёл
Тодьымурт (тодьы — белый) — дух, живущий в темном углу на полке в бане. По рассказам предков он любит подшучивать над людьми в бане.
ПАЛЭСМУРТ (пал-половина, «получеловек»)
Палэсмурт — половинный человек: однорукое, одноногое, одноглазое злое существо, живущий в лесу. Популярный персонаж сказок
Палэсмурты имеют огромный рост, они несколько глуповаты, очень смешливы, любят смешить других: могут защекотать до смерти, любят кататься на лошадях, пасущихся ночью на лугу. Любят пугать одиноких путников, особенно в лесу.
Баба Обыда —леший в образе женщины с длинными волосами, косматая, высокого роста.
В сказках Баба Обыда, если захочет, помогает людям.
Кузь-Пине-Мурт — человек с длинными зубами
multiurok.ru
Мифы и легенды удмуртского народа
Обратная связь
Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать её на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Социальные сети давно стали неотъемлемой частью нашей жизни. Мы узнаем из них новости, общаемся с друзьями, участвуем в интерактивных клубах по интересам
ВКонтакте >
Что такое Myslide.ru?
Myslide.ru - это сайт презентаций, докладов, проектов в формате PowerPoint. Мы помогаем учителям, школьникам, студентам, преподавателям хранить и обмениваться своими учебными материалами с другими пользователями.
Для правообладателей >
myslide.ru
Древние городища и герои мифов: экскурсионные маршруты Удмуртии
Туристско-рекреационный кластер «Камский берег»
Расположен на побережье Камы и объединяет в себе Воткинский, Сарапульский и Каракулинский районы.
Сарапул - ядро кластера. Музейный квартал, исторический центр, памятники архитектуры федерального значения (дача Башенина). По городу разработаны несколько туристических маршрутов: «Знакомьтесь, Сарапул!», «Архитектура Сарапула», «Музейный квартал», «С Пушкиным по Сарапулу», «Город Надежды», «Сарапул промышленный».
В 1937 году Сарапульский район стал центром съемок фильма «Волга-Волга», чему посвящена экспозиция в д. Яромаска. Одна из природных достопримечательностей - гора Урал, с которой открываются потрясающие своей красотой виды на Каму. Понравится отдыхающим и песчаный остров «Пляж».
Адреса:
Историко-краеведческий музей, г. Сарапул, ул.Первомайская, 68, тел. (34147)4-11-68
Художественно-выставочный комплекс «Дача Башенина», ул. Достоевского, 60, тел. (34147)3-40-03Дом-музей академика Н.В. Мельникова, г. Сарапул, ул. Е. Колчина, 37, тел. (34147)4-11-68Сайты: museumsarapul.ru, adm-sarapul.ru, sarapulrayon.udmurt.ru, karakulino.udmurt.ru, votray.ru
Каракулино
Поселение Каракулино образовано в середине XVII в. как стрелецкий городок.Экскурсионный маршрут № 1: Центральная площадь Каракулино - Дом ремесел - Покаянный крест (установлен в 2003 г. в знак памяти и прощения за потревоженный прах наших предков) - мемориальный комплекс ВОВ - реальное мужское училище - храм целителя Пантелеимона - Никольская часовня (1907 г., построена в честь памяти Александра II Освободителя) - усадьба купца Ведерникова (XIX-XX вв.) - Музей истории.
Экскурсионный маршрут № 2 (по району):Проездом по с. Колесниково - древнейшая деревня Каракулинского р-на Чеганда (легенда Чегандинских пещер). С берега здесь открывается величественный вид на бескрайние закамские дали и причудливую ленту р. Белой. Далее маршрут проходит по д. Ныргында - центр марийской культуры, а затем д. Зуевы Ключи - южная точка Удмуртии, богата на памятники археологии. Здесь есть святые источники (Святой и Гремячий ключи).Адрес: пос. Каракулино, ул. Кирова, 16, ул. Каманина, 39. Тел.: 8(34132)3-16-68, 8(34132)3-13-03, 8-950-823-42-43, 8-950-814-84-52
Воткинский район
В восточной части района располагаются земли Национального парка «Нечкинский». В Воткинском районе находится множество храмов и монастырей - в частности, столетний храм Вознесения Господня. Основное место занимает село Перевозное - было образовано русскими переселенцами-старообрядцами в конце XVI века. Здесь организован культурно-познавательный маршрут «Чудотворное село Перевозное на родине П.И. Чайковского», в рамках которого проходит интерактивная программа «Живая старина», старинные игры и мастер-классы. В течение года в селе проходит множество народных праздников. И, конечно же, главная достопримечательность Воткинска - Музей-усадьба П. И. Чайковского.
Адрес: ул. Чайковского, 119. Тел. (34145)5-17-57, 5-10-48. Сайт pi-tchaikovsky.ru
Село Шаркан
Природный парк «Шаркан» - одно из красивейших мест Удмуртии, недаром его называют удмуртской Швейцарией. В Шаркане можно посетить историко-краеведческий музей, а также вам предоставят две обзорных экскурсии на выбор: «Шаркан промышленный» и «Шаркан православный».
А самое интересное - это, конечно, усадьба Тол Бабая: интерактивная игра «Тропа мифов и легенд» в природном парке «Шаркан», веселое представление, спортивная программа, встреча с персонажем Кезьыт (Холод) и Нор-Ни (Мороз). Теперь удмуртский Дед Мороз принимает гостей круглогодично.
Турмаршрут «Земля Нюлэсмурта»: обзорная экскурсия, фабрика «Шаркан-трикотаж», Выжыкыл сюрес - пешая прогулка по тропе удмуртских мифов, легенд и сказок. Здесь вы встретитесь с Нюлэсмуртом - хозяином леса, с Обыдой - удмуртской Бабой-Ягой, с весельчаком Алдаром и с Вукузё - хозяином воды. Также вам покажут Музей народной игрушки и дадут увлекательный мастер-класс.
Село Дебесы
В центре с. Дебесы соединяются две ветки Сибирского тракта, северная и южная. Здесь начинался Великий Сибирский тракт - самая длинная дорога в мире и единственная в то время, связывающая европейскую часть России с азиатской, памятник истории пяти веков. Здесь находится один из немногих в России музей истории Сибирского тракта.
Адрес: с. Дебесы, ул. Андропова, 14, тел.: 8-904-830-87-25Гора Байгурезь - природный символ и визитная карточка Дебесского района, самая высокая точка Удмуртии - возвышается над р. Чепцой более чем на 50 м.
Игринский район
Познавательно-игровая программа для детей и взрослых «Удмуртский пельнянь»: центры народного творчества с мастер-классом «Веселый Пельнянь» - родина пельняня д. Годекшур, игровая театрализованная программа «По следам Пельняня» с главным весельчаком и балагуром Лопшо Педунем.
Здесь вас ожидают увлекательные игры, веселые конкурсы, катания с гор на тюбингах (в зимний период), мастер-класс по изготовлению посекунчиков (разновидность удмуртских пельменей) и вкуснейшие удмуртские пельняни на обед.
Маршрут «Сибирский тракт - дорога сквозь века»:В 1837 году в д. Бакчеево местными рекрутами было построено здание этапного пункта, в котором было четыре камеры. Один раз в неделю поздним вечером сюда приходил этап.
Здесь вы сможете почувствовать себя ссыльным, примерив настоящие кандалы и попробовав арестантской каши. По желанию для вас могут организовать театрализованную программу «Путь кандальный». Программа тура: Игринский краеведческий музей - музей «Этапный пункт» в д. Бакчеево - центр удмуртской культуры в д. Сундур с мастер-классом по приготовлению перепечей.
Ярский район
Самый северный уголок республики. Здесь расположены древнейшие городища - «Поркар» (VI-IX вв.) и «Учкакар» (IX-XII вв.), старинные храмы (Спасская церковь в с. Укан - центр зарождения удмуртской письменности). Любимые места отдыха любителей путешествий - исток р. Вятка, Пудемский пруд и остров Влюбленных.
Маршрут «Тропами истории»: Ярский историко-краеведческий музей - экскурсия по историческим местам с. Пудем (сталелитейный завод, дом заводоуправляющего) - церковь с. Елово, поповский дом - посещение участка Сибирского тракта, места переправы ссыльных через р. Чепца - место прохождения и остановки Великого ледника.Адрес: пос. Яр, ул. Советская, 46, тел. 8(34157)4-11-16
Грахово
Художественно-этнографический комплекс «Сказочная резиденция Бабы-Яги».Граховский район считается уникальной окраиной Удмуртской Республики, где мирно соседствуют пять разных народов: удмурты, марийцы, русские, кряшены, чуваши. Потому даже бабок-ежек здесь пять - по одной на каждую национальность.
Здесь вы прогуляетесь по сказочному залу, послушаете уникальные славянские барабаны, попьете живой водицы, а после плясок со сказочными старушками и Лешим каждый получит именное свидетельство, заверенное подписью и печатью Бабы-Яги.
Запись по предварительной заявке за 7-10 дней до представления.
Адрес: д. Котловка, ул. Пионерская, 11, тел. 8-964-184-69-07, сайт babayaga-udm.ru
Маршрут «Грахово экскурсионное»: Музей первой удмуртской поэтессы Ашальчи Оки - переезд в д. Благодатное, центр чувашской культуры - переезд в д. Котловка, центр русской культуры - переезд в д. Старая Игра и экскурсия по городищу Каргурезь - переезд в с. Верхняя Игра, краеведческий музей, часовня Михаила Атаманова - переезд в д. Мари-Возжай, дом-музей В.Е.Бельского, знакомство с марийской культурой - переезд в д. Порым, центр кряшенской культуры.
Кезский район
Программа «Истоки КАкие МЫ?»: достопримечательности п. Кез, Краеведческий музей - переезд в с. Кулига, музей старообрядческой культуры «Истоки» - переезд в парк истока р. Камы. Вы сможете одновременно постоять на обоих берегах великой реки Камы. Предусмотрена развлекательная программа.Адрес: п. Кез, ул. Кирова, 5, тел. 8(34158)3-10-38, 8-950-175-93-14
Селтинский район
Туристический маршрут «По следам Чуда-Юда, или Новые приключения Варвары-Красы». На холме у берегов большого пруда расположилась деревня с необычным названием Юмга-Омга. В этой волшебной деревеньке вас ждет встреча со сказочными героями, игра-путешествие, в которой вы столкнетесь с чарами Чуда-Юда, старинные игры и хороводы, мастер-класс игры на шумовых музыкальных инструментах.
Адрес: с. Селты, тел.: 8(34159)3-11-53, 3-14-87, 3-18-94, vk.com/club48952398Экскурсионно-развлекательная программа «Едем к лайкам»: удмуртский питомник западно-сибирских лаек: знакомство с лайками, экскурсия по питомнику, театр теней, игровая программа, катание на лошадях, а зимой еще и на горках.
По материалам статьи: http://izhlife.ru/turizm/42316-drevnie-gorodischa-i-geroi-mifov-ekskursionnye-marshruty-udmurtii.html
Если вам понравилась эта статья, пожалуйста, поделитесь ею с друзьями, нажав на кнопки социальных сетей!
istochnic.org
Презентация по литературе "Удмуртская мифология"
Базовой основой развития удмуртской мифологии является финно - угорская мифология.
Финно - угорские народы разделены на две группы: финскую и угорскую.
Общую численность финно - угорских народов оценивают в 25 миллионов человек. Из них венгров около 14 миллионов, финнов 5 миллионов, эстонцев около 1 миллиона, мордвы 843 тысячи, удмуртов 637 тысяч, марийцев 604 тысячи.
По мере распада финно - угорской общностей начала формироваться собственно удмуртская мифология. В ходе своего формирования она испытала значительное влияние духовной культуры сначала ираноязычных степных народов (скифов, сарматов, аланов), затем тюркских кочевых народов и особенно волжских булгар, и, наконец, начиная с середины 2 тыс. н. э. духовная культура удмуртов начинает испытывать огромное влияние со стороны Русского государства и русских.
Инма́р — верховное божество в удмуртской мифологии (или его эпитет), бог - творец. создатель всего хорошего, он противостоит Керемету (Луду, Шайтану). Небесный бог заботится об облаках: он черпает воду золотым ковшом и поливает их, чтобы они не высохли от солнечных лучей
По поверьям удмуртов, под землей обитает большой черный (или красный) бык — музъем утись ош («землю охраняющий бык»). Он стоит на спине гигантской рыбы, плавающей в Мировом океане, а на своих рогах держит Землю. Когда он двигает рогами, происходит землетрясение.
Во время сотворения мира Керемет (Луд, Шайтан, Вукузё), по велению Инмара, нырнул в Мировой Океан и достал со дна землю, принеся её во рту. Часть земли Керемет утаил, но когда земля по велению Инмара начала разрастаться, он был вынужден её выплюнуть — так на ровной земле появились горы. Инмар сотворил также растения и животных. Первым существом, которое создал Инмар, стала собака, но на ней не было шкуры. Шайтан делает ей шкуру.
Сотворение великанов и людей.
На земле Инмар создает из скал двух людей - великанов — мужчину и женщину, но спохватывается, что забыл захватить для них разум, который остался в берестяной коробке на небе. Он отправляется на небо, велев собаке стеречь людей; и тут Шайтан напоминает ей о долге — подаренной шубе, после чего оплевывает творение. Вернувшийся Инмар вывернул оплеванных людей наизнанку — поэтому внутри у людей болезни, — а разума вкладывать вовсе не стал. Неразумные великаны убрели прочь.
Творение продолжалось: Инмар создал всякую живность, а Шайтан из своей бороды — козу. Из коряг хозяин воды творит вумуртов — «водяных людей». Наконец, Шайтан добирается до берестяной коробки с разумом и разбрасывает его по всей земле.
На земле в то мифическое время творения обитали великаны алангасары. Лишенные разума, они сразу покинули творца и скитались по земле, питаясь сырой рыбой и греясь только во время лесных пожаров. Они не умели строить дома и жили в пещерах, в лесу. Лесные овраги, или логи, — следы ног первобытных великанов, низины — их лежбища. Стрелы алангасаров — целые сосны. Развлекались же они тем, что метали чугунные шары и плели веревки из сосен. Младший из великанов — не самый высокий, но зато удачливый охотник — нашел частичку разума. Охотясь с собакой, он встретил девушку - мастерицу, которая лепила горшки из глины и сумела приручить лосиху. От них и пошли настоящие люди. Алангасары же ушли на север, оставляя по дороге свои следы — реки и озера, и там окаменели, превратившись в горные утесы северного Урала.
Удмурты верили, что на небе и в преисподней живут такие же люди: только на небе они — великанского роста, а под землей — карлики. Петух преисподней своим криком будит земных петухов.
Инмара молят о хорошей погоде и урожае, на которые влияет также Му - Кылчин, божество земли и плодородия; от этих богов зависит и рождение детей. Образ Инмара сливался в представлениях удмуртов с образом другого благодетельного божества — Кылдысина, откуда пошло двойное наименование Инмара в молитвах — Инмар - Кылчин. Иногда в верховную триаду богов наряду с Инмаром и Кылдысином включается бог погоды и «атмосферы» — воздуха Квазь (Куазь): он считался и покровителем пчел. Его в молениях иногда заменял родовой покровитель — воршуд.
В услужении у Инмара находятся божества судьбы Каба - инмар и Аляк - инмар, заступник людей, приносящий известия о земных делах.
«Матери» явлений природы.
Как и в мифах других финно - угорских народов, у удмуртов существовали представления о божественных матерях: Ин - мумы почиталась матерью неба (или самого Инмара), Шунды - мумы — солнца, Гудыри - мумы — грома, Музъем - мумы — земли, Ву - мумы — воды и т. д.
Музъем - мумы (иногда отождествляемая с Му - Кылчин) — богиня земли, которая гневается, если землю обрабатывают не вовремя, когда она еще спит. Ей также не нравится, когда копают ямы. Этой богине приносят в жертву быков и овец темной масти — цвета земли: их кости, кровь и потроха зарывают в землю, мясо съедают на пиршестве.
Мать солнца должна была следить, чтобы солнце вовремя всходило и заходило, не сбивалось с пути. Врагом солнца считался паук: по поверью, он мог заткать солнце паутиной и лишить людей света. Ветер препятствовал этому, разрывая паутину. С тюркскими верованиями связаны представления о том, что чудовище Убыр (у марийцев — Вувер) может поглотить солнце: от этого происходят затмения.
Особым почитанием пользовались Гудыри - мумы и Инву - мумы («Мать небесной воды»). Ее имя постоянно поминалось при молениях, а на больших молениях гуслярша исполняла священную мелодию поисков небесной воды. При этом молящиеся поднимали ритуальный плач: слезы должны были породить небесную воду. Инву - мумы обеспечивала также благополучие рода и семьи
Водяные и их чудесные животные.
Вукузё считался хозяином вод и источников. Ему особо кланялись молодухи после свадьбы: ведь им предстояло носить воду и стирать, а это занятие, считалось опасным у финно - угорских народов: мог утащить водяной. Поэтому молодая бросала в реку или прорубь кусок хлеба, масло, монету, произнося при этом заклинание, чтобы вода ее не пугала, обмывала, и не схватил бы вумурт, а Вукузё не посылал бы болезней. С моления нужно было принести полные ведра воды — тогда и жизнь будет счастливой.
В водоемах обитали вумурты («водяные люди») с длинными черными бородами и волосами, иногда принимавшие вид щуки. Вумурты любили появляться в ручьях и мельничных прудах, вредили людям, могли утопить или наслать болезнь, смыть плотину, истребить рыбу, но иногда помогали человеку. Переплывая через реку, нужно было бросить вумурту горсть травы со словами: «Не держи меня!» В воде у вумурта свой дом, большие богатства, много скота; жена и дочь — обе красавицы; веселые свадьбы вумуртов сопровождаются наводнениями. Случалось, что вумурт приходил к людям, чтобы позвать повитуху: когда он появлялся на земле, одна пола его одежды непременно оставалась мокрой, выдавая в нем нечистую силу.
Вумурту и реке («матушке - реке») молились рыбаки, чтобы они посылали рыбу, а вумурт не портил снастей. Рассказывают, что однажды музыкант, которого никто не звал играть, сказал в сердцах: «Хоть бы вумурт позвал!» Тут неизвестные люди и пригласили музыканта на пир. Там его стали угощать, но, принимая чарку, музыкант произнес: «Господи, благослови!». После этих слов музыкант очнулся и увидел, что сидит, свесив ноги в прорубь. Не помяни он Божьего имени, вумурт утянул бы его на дно.
Рассказывают, что в озерах могут водиться водяные кони и быки. Однажды цыганка постирала в озере пеленки, и оскорбленный бык перетащил озеро на другое место. Видели даже, как быки переволакивают озеро в сопровождении солдат, а реки расступаются от бычьего рева, давая быкам дорогу (при этом воды рек и озер не смешивались).