Мифы и легенды древнего Египта. Легенды древнего египта
Легенды Древнего Египта. Тайны происхождения человечества
Легенды Древнего Египта
Египет, как и Греция, в начале нашей эры вошел в состав Римской империи. Верования этого народа о происхождении мира более разрозненны и противоречивы, нежели у древних греков. Также, в отличие от греческих, египетские легенды были во многом реконструированы на основе более поздних текстов. Считается, что египетская мифология начала формироваться в VI–IV тысячелетии до нашей эры, и в каждой области складывался не только свой пантеон богов, но и свои легенды. Но так называемый Великий пантеон богов или Эннеаду почитали везде, хотя и в различных формах.
Пта
Верховным божеством изначально в Египте считался Пта (Птах), творец земного мира, бог правды и порядка, но позднее возникло несколько религиозных центров: в Мемфисе – храм Пта, в Фивах – Амона и в Гелиополе – бога Ра. В третьем тысячелетии до нашей эры возобладала гелиопольская система – Эннеада. Основными божествами в ней считались Ра и Гор (олицетворение живого фараона). Также почитался бог подземного царства Анубис; бог мудрости, письменности, луны и изобретатель иероглифов Тот; а также Хапи – бог реки Нил. Всего же богов насчитывалось более семи сотен, причем многие дублировали функции друг друга.
По мнению историков, первая египетская версия происхождения мира возникла незадолго до объединения Египта, около 3000 года до н. э.
В древнеегипетских мифах внимание сотворению человека практически не уделяется. Хотя мифы и дают четко понять, что боги сотворили мир именно для людей, требуя от них взамен лишь поклонения, возведения храмов и регулярных жертвоприношений.
Египтяне считали, что солнце родилось от союза земли и неба, то есть от богов Геба (бога земли) и Нут (богини неба). Бог солнца Ра рождается каждое утро, выходя из чрева Нут, и каждый вечер снова там скрывается. Как уже было сказано, в разных областях Египта были разные воззрения на происхождение мира, и каждый из культовых центров – Гелиополь, Гермополис и Мемфис – объявлял создателем мира своего бога, называя его отцом всех других богов.
Но были и общие воззрения.
Считалось, например, что сотворению мира предшествовал хаос воды, погруженной в вечную тьму. И лишь свет, воплощением которого являлось солнце, помог этот хаос преодолеть. Из водной глади появился поначалу небольшой остров, который по отступлении воды делался все больше и больше. Тут можно провести параллель с ежегодным разливом Нила, который, как мы уже знаем, также почитался как бог. То есть каждый год египтяне видели прообраз создания земли.
В Гелиополе создателем мира считали бога солнца Ра, отождествленного с другими богами-творцами: Атумом (в переводе значит «Совершенный») и Хепри (что можно перевести как «Тот, кто приводит к появлению, началу»). Практически Святая Троица. И понять внутренние взаимоотношения этих трех богов так же сложно, как и вникнуть, как относятся друг к другу христианские Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух. Атум изображался в облике человека, а Хепри – в виде скарабея.
Это дает повод говорить о том, что Хепри – бог более древний и корни его появления восходят к тем временам, когда богам придавали облик животных. Египтяне верили, что этот жук способен размножаться сам по себе и поэтому вполне символизирует бога, создающего все из ничего. А также шар, который толкает скарабей, казался египтянам подобным катящемуся с божественной помощью по небу солнцу. Между тем у Хепри не было собственного культа. Он почитался, но был тождествен Атуму и Ра.
В «Текстах пирамид», древнейшем в истории человечества письменном источнике, записан миф о сотворении мира Атумом, Ра и Хепри. Так что можно предполагать, что к этому времени он был уже широко известен и, скажем так, канонизирован.
Итак, версия рождения мира излагалась так: Ра – Атум – Хепри создал (ну или создали) себя сам, возникнув из хаоса, который назывался Нун, или Первоокеан. У этого океана не было ни физических измерений, ни временных. Но, появившись над водой (помните, в Библии: «Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою»), новорожденный бог не смог найти место, где мог бы удержаться, и потому создал холм, или, вернее, остров Бен-бен. Уже на твердой почве он приступил к созданию других богов. Первую пару: Шу (Воздух) и Тефнут (Влага) – ему пришлось родить самому, а уже потом, от их союза, появился весь египетский пантеон: Геб (Земля), Нут (Небо), которые, в свою очередь, породили двух богов и двух богинь – Осириса, Сета, Исиду и Нефтиду. Так и возникла Великая Девятка богов – Гелиопольская Эннеада.
Создателем же людей стал бог Хнум, гончар, представлявшийся в облике барана. Он вылепил первых людей из глины.
В Мемфисе, в то время крупном политическом и религиозном центре Египта, в миф о сотворении мира включили многих богов, подчинив их Пта, который выступал как творец всего. Интересно, что здесь сотворение мира было процессом не физическим, а исключительно мыслью и словом. Как тут снова не вспомнить Библию: «В начале было слово…»
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
history.wikireading.ru
Мифы и легенды древнего Египта
 Достопримечательности, Египет
07.03.2017
Мифы и легенды древнего, покрытого тайнами и загадками Египта буквально поражают, ведь они являются самыми красочными и необычными за всю историю существования большого количества древних цивилизаций. Мы рассмотрим самые известных из них в данной статье.
Экскурс в историю
В Древнем Египте люди поклонялись одному центральному божеству, и, вместе с тем, признавалось также существование других богов, которых почитали и которым поклонялись. Таким образом, древнеегипетскую религию можно назвать политеистической.
В самом начале зарождения религии, первобытные племена, населявшие земли Древнего Египта, практически во всех природных явлениях и земных аномалиях видели некое сверхъестественное, могущественное проявление неведомых им сил.
Центральное место в жизни древних египтян, что с тех пор практически и не изменилось, занимал Нил. Река, приносящая богатый урожай благодаря своим разливам и порой — настоящие бедствия в виде наводнений, — была почитаема до такой степени, что можно смело причислить ее к разряду божеств Древнего Египта.
В возникающих первых поселениях стали появляться свои собственные божества, которые могли кардинально различаться на разной местности, или же иметь что-то общее. Чаще всего такие божества изображались в виде животных и имели название «тотем».
Поклонение животным
Нужно отметить, что хоть многие, если не все, боги изображались в облике того или иного животного, сами животные богами при этом не считались, и им никто не поклонялся. Бывали, конечно, редкие случаи полного отождествления животного с богом, но это единичные варианты, и мы не будем заострять на них внимание.
Как уже было написано выше, божества могли различаться на разных территориях. Получившими самое широкое распространение были культы быка, ибиса, коршуна, кошки, крокодила и жука-скарабея. Нередко бывало так, что животное, считавшееся священным в одной области, не являлось таковым в другой. Порой это приводило к столкновениям между жителями и даже убийствам на религиозной почве. Однако были негласные правила — на ибиса и коршуна охота была запрещена всегда и везде, вне зависимости от территории и поклонения. Львы же были в безопасности лишь в дни праздника богини Баст. В некоторых областях убивали крокодилов, если их развелось слишком много, и они начинали представлять угрозу для населения и скота.
Сотворение мира.
В египетской мифологии не было единого представления о сотворении мира, поэтому мы имеем дело с несколькими позициями на этот счет.
По одной из точек зрения, согласно культу Солнца, в центр мироздания возводился бог Ра, считавшегося отцом-прародителем всех прочих богов. Именно он и еще восемь его потомков составляли так называемую эннеаду Гелиополиса. Родоначальником всего живого в египетской религии считался бог Атум. Он создал бога воздуха Шу и богиню влаги Тефнут. У Шу и Тефнут было двое детей — Геб, бог земли, и Нут, богиня неба. От Геба и Нуты произошли такие боги, как Осирис, Исида, Сет и Нефтида, которые изображали плодородные земли вокруг Нила и пустыни, приносящие лишь засухи и неурожаи.
По другой версии, мир произошел от восьми божественных созданий — четырех богов и четырех богинь, так называемой огдоады. Нун и Наунет соответствуют первозданным водам, Ху и Хаухет олицетворяют бесконечное пространство. Третья пара богов — Кук и Каукет — отвечали за вечную тьму. Четвёртая пара много раз менялась. Считается, что последняя пара богов — это Амон и Амаунет. Они олицетворяли собой невидимость и воздух. Все эти божества были родителями бога солнца.
Вторая версия сотворения мира появилась в Мемфисе. Согласно ей, центральное место занимал бог Пта — это покровитель ремесел, строителей и самого Мемфиса. Эта версия во многом перекликается с первой, но учит, что Пта — предшественник бога солнца. Пта создал бога солнца благодаря своему сердцу и речи.
Боги древнего пантеона
Центральное место занимал бог Ра. Он считался богом солнца и света, всего живого на планете. Согласно легенде, Ра каждый день плыл по небесам на свой лодке и приносил свет на землю. Вечером же бог спускался в подземный мир, где боролся с силами тьмы. Добро всегда побеждает зло, а свет всегда побеждает тьму — такова основная мысль теологии древних египтян. Поэтому Ра всегда побеждал и каждое утро снова озарял небосвод. Изображается бог Ра обычно в виде человека с головой сокола и солнечным нимбом над головой.
Обычно богу солнца и света Ра противопоставляется бог тьмы и подземного царства Анубис. Младенца Анубиса Нефтида спрятала от своего мужа Сета в болотах Нила. Там его нашла и воспитала Исида (Изида).
Позднее Сет подло убивает Осириса. Анубис, чтя Осириса как своего отца, заворачивает его мертвое тело в полосы ткани, пропитанные специальным составом, и тщательно бережет. Таким образом, получается, что Анубис создал первую мумию. Именно поэтому его и считают богом мёртвых и основателем обряда бальзамирования. Анубиса изображают в виде шакала или же человека с головой шакала.
Только не думайте, что самое страшный и вселяющий ужас на египтян бог — это бог смерти. Это ошибочное мнение. Попробуйте хоть на минуту представить себе ужасающего демона, чей облик сочетает в себе льва и бегемота и имеет голову крокодила. Это Аммит — демон-пожиратель умерших. Аммит ждала на выходе из дворца Справедливости, пока на Великих весах взвешивали перо Маат и сердце только что умершего человека. Маат в египетской мифологии считалась богиней истины и правосудия.
Поскольку древние египтяне свято верили, что каждый усопший должен был предстать перед судом и признать себя невиновным или виновным в грехах, то существовал следующий ритуал. Душа умершего взвешивалась на чашах весов вместе со страусиным пером богини Маат. Если покойный прожил жизнь «с Маат в сердце», то есть был чист и безгрешен, то он оживал для счастливой жизни на полях рая. Если чаши весов склонялись в сторону греха, лжи и неблагочестивой жизни, жестокий демон просто рвал на куски и съедал умершего, проклиная его.
Если продолжать разговор о зле, то нельзя не сказать о боге Сете. Сет — это олицетворение всего разрушительного, уничтожающего все живое, самого зла. В мифологии Египта Сет изображается в виде худого человека с ослиной головой.
Очень важное значение для египтологии имеет пара богов Осирис (Озирис) и Исида (Изида). Осирис для египтян — олицетворение самой природы, всей растительности. Считается, что он научил египтян земледелию, виноделию, добыче и обработке руды, медицине и строительству. А его жена Исида являлась символом верности семьи и хранительницы домашнего очага. Имена этих двух богов стали символами самого дорогого для человека, и легенды о них дошли до наших дней в практически неизменном виде, что делает Исиду и Осириса почитаемыми даже в современности.
Погребальный культ
Одной из важнейших составляющих погребального культа является бальзамирование тела покойного. Самые первые мумии просто были обработаны сохраняющими от тления веществами и обернуты в несколько слоев ткани. Позже мумифицировать стали несколько иначе: через разрез на теле удаляли все внутренности, оставляя на месте только сердце. Образовавшееся пустое место заполняли тканью и специальными благовониями. Сама мумия укладывалась в вытянутом положении.
И, наконец, египтяне научились делать мумии, которые долго сохранялись, и саркофаги для них. Процесс создания мумии снова претерпел изменения. На коже умершего делались надрезы; в них аккуратно закладывали песок и глину, чтобы тело умершего не теряло своих форм. Кожа подкрашивалась красной охрой, создавая тем самым иллюзию естественной окраски кожи. Чтобы умерший максимально был похож на живого человека, ему подкрашивали губы красным цветом, вставляли искусственные глаза, надевали парики… Само тело туго пеленали в ткани со сложным, многоцветным и красочным узором. Чем богаче был человек, тем дороже была ткань, покрывавшая его усопшее тело. Мумия осторожно размещалась в вертикальном или горизонтальном положении в деревянный саркофаг, сделанный в виде человеческого тела.
Погребальный культ древних египтян заключал в себе огромное количество составляющих, помимо всевозможных обрядов и ритуалов. Последним составляющим являлось само место захоронения человека, для фараонов и знати — это были пирамиды и гробницы, о которых мы сейчас и поговорим.
Пирамиды
Пирамиды Египта — это уникальный памятник архитектуры, которые сохранился до наших дней благодаря неизвестным строителям, сумевшим построить эти сооружения настолько прочными, что никакие природные катаклизмы и войны не смогли их разрушить. Загадка пирамид не разгадана по сей день: ученые не могут точно сказать ни о том, кто их строил, ни о том, как их строили.
Пирамиды были лишь частью ритуально-погребального комплекса. Обязательным считалось возведение рядом с пирамидой двух храмов. Один храм обычно располагался ниже, другой — гораздо выше. Пирамиды и храмы были соединены между собой аллеями. Внутреннее устройство пирамид подразумевало обязательное наличие камеры, где и находился саркофаг с мумией, и прорубленных ходов к этой камере — для поклонения умершему. Иногда в этой камере размещались религиозные тексты.
Согласно царскому похоронному ритуалу, процессия с останками фараона, в последний раз пронеся тело фараона по дворцу, направлялась к Нилу. На ладьях тело переправляли в нижний храм. После поминальных речей в храме, участники погребения перемещались в верхний храм. В верхнем храме было обязательно наличие большого коридора, центрального двора и ниши, где располагалась статуя фараона. Во дворе находилось помещение для молитв и место для жертвоприношений. Рядом с верхним храмом находилась пирамида. После помещения тела усопшего в пирамиду вход в погребальную камеру тщательнейшим образом замуровывался.
У подножия усыпальницы фараона обычно приближенных, влиятельных чиновников и лиц, с которыми царь сталкивался в своей земной жизни, и чья близость могла быть ему приятна в загробном мире. Для чиновников возможность быть погребенными рядом с фараоном, безусловно, была наивысшей честью. Ведь для них фараон, как при жизни, так и после смерти, являлся богом.
Заключение
Египетская мифология не похожа ни на одну из мифологий других народов. Все мифы построены на символике и имеют глубокий философский и психологический подтекст.Богатейшая мифология Древнего Египта давно привлекает к себе внимание, представляя собой огромный и невероятно ценный пласт культуры всего человечества.Источник warps.ru
Мифы и легенды древнего Египта
4 (80%)
razvlekatelniy-portal.ru
Мифы и легенды древнего Египта
Мифы и легенды древнего, покрытого тайнами и загадками Египта буквально поражают, ведь они являются самыми красочными и необычными за всю историю существования большого количества древних цивилизаций.
Мы рассмотрим самые известных из них в данной статье.
Экскурс в историю.
В Древнем Египте люди поклонялись одному центральному божеству, и, вместе с тем, признавалось также существование других богов, которых почитали и которым поклонялись. Таким образом, древнеегипетскую религию можно назвать политеистической.
В самом начале зарождения религии, первобытные племена, населявшие земли Древнего Египта, практически во всех природных явлениях и земных аномалиях видели некое сверхъестественное, могущественное проявление неведомых им сил.
Центральное место в жизни древних египтян, что с тех пор практически и не изменилось, занимал Нил. Река, приносящая богатый урожай благодаря своим разливам и порой - настоящие бедствия в виде наводнений, - была почитаема до такой степени, что можно смело причислить ее к разряду божеств Древнего Египта.
В возникающих первых поселениях стали появляться свои собственные божества, которые могли кардинально различаться на разной местности, или же иметь что-то общее. Чаще всего такие божества изображались в виде животных и имели название "тотем".
Поклонение животным.
Нужно отметить, что хоть многие, если не все, боги изображались в облике того или иного животного, сами животные богами при этом не считались, и им никто не поклонялся. Бывали, конечно, редкие случаи полного отождествления животного с богом, но это единичные варианты, и мы не будем заострять на них внимание.
Как уже было написано выше, божества могли различаться на разных территориях. Получившими самое широкое распространение были культы быка, ибиса, коршуна, кошки, крокодила и жука-скарабея. Нередко бывало так, что животное, считавшееся священным в одной области, не являлось таковым в другой. Порой это приводило к столкновениям между жителями и даже убийствам на религиозной почве. Однако были негласные правила - на ибиса и коршуна охота была запрещена всегда и везде, вне зависимости от территории и поклонения. Львы же были в безопасности лишь в дни праздника богини Баст. В некоторых областях убивали крокодилов, если их развелось слишком много, и они начинали представлять угрозу для населения и скота.
Сотворение мира.
В египетской мифологии не было единого представления о сотворении мира, поэтому мы имеем дело с несколькими позициями на этот счет.
По одной из точек зрения, согласно культу Солнца, в центр мироздания возводился бог Ра, считавшегося отцом-прародителем всех прочих богов. Именно он и еще восемь его потомков составляли так называемую эннеаду Гелиополиса. Родоначальником всего живого в египетской религии считался бог Атум. Он создал бога воздуха Шу и богиню влаги Тефнут. У Шу и Тефнут было двое детей - Геб, бог земли, и Нут, богиня неба. От Геба и Нуты произошли такие боги, как Осирис, Исида, Сет и Нефтида, которые изображали плодородные земли вокруг Нила и пустыни, приносящие лишь засухи и неурожаи.
По другой версии, мир произошел от восьми божественных созданий - четырех богов и четырех богинь, так называемой огдоады. Нун и Наунет соответствуют первозданным водам, Ху и Хаухет олицетворяют бесконечное пространство. Третья пара богов - Кук и Каукет — отвечали за вечную тьму. Четвёртая пара много раз менялась. Считается, что последняя пара богов - это Амон и Амаунет. Они олицетворяли собой невидимость и воздух. Все эти божества были родителями бога солнца.
Вторая версия сотворения мира появилась в Мемфисе. Согласно ей, центральное место занимал бог Пта - это покровитель ремесел, строителей и самого Мемфиса. Эта версия во многом перекликается с первой, но учит, что Пта - предшественник бога солнца. Пта создал бога солнца благодаря своему сердцу и речи.
Боги древнего пантеона.
Центральное место занимал бог Ра. Он считался богом солнца и света, всего живого на планете. Согласно легенде, Ра каждый день плыл по небесам на свой лодке и приносил свет на землю. Вечером же бог спускался в подземный мир, где боролся с силами тьмы. Добро всегда побеждает зло, а свет всегда побеждает тьму - такова основная мысль теологии древних египтян. Поэтому Ра всегда побеждал и каждое утро снова озарял небосвод. Изображается бог Ра обычно в виде человека с головой сокола и солнечным нимбом над головой.
Обычно богу солнца и света Ра противопоставляется бог тьмы и подземного царства Анубис. Младенца Анубиса Нефтида спрятала от своего мужа Сета в болотах Нила. Там его нашла и воспитала Исида (Изида).
Позднее Сет подло убивает Осириса. Анубис, чтя Осириса как своего отца, заворачивает его мертвое тело в полосы ткани, пропитанные специальным составом, и тщательно бережет. Таким образом, получается, что Анубис создал первую мумию. Именно поэтому его и считают богом мёртвых и основателем обряда бальзамирования. Анубиса изображают в виде шакала или же человека с головой шакала.
Только не думайте, что самое страшный и вселяющий ужас на египтян бог - это бог смерти. Это ошибочное мнение. Попробуйте хоть на минуту представить себе ужасающего демона, чей облик сочетает в себе льва и бегемота и имеет голову крокодила. Это Аммит - демон-пожиратель умерших. Аммит ждала на выходе из дворца Справедливости, пока на Великих весах взвешивали перо Маат и сердце только что умершего человека. Маат в египетской мифологии считалась богиней истины и правосудия.
Поскольку древние египтяне свято верили, что каждый усопший должен был предстать перед судом и признать себя невиновным или виновным в грехах, то существовал следующий ритуал. Душа умершего взвешивалась на чашах весов вместе со страусиным пером богини Маат. Если покойный прожил жизнь "с Маат в сердце", то есть был чист и безгрешен, то он оживал для счастливой жизни на полях рая. Если чаши весов склонялись в сторону греха, лжи и неблагочестивой жизни, жестокий демон просто рвал на куски и съедал умершего, проклиная его.
Если продолжать разговор о зле, то нельзя не сказать о боге Сете. Сет - это олицетворение всего разрушительного, уничтожающего все живое, самого зла. В мифологии Египта Сет изображается в виде худого человека с ослиной головой.
Очень важное значение для египтологии имеет пара богов Осирис (Озирис) и Исида (Изида). Осирис для египтян - олицетворение самой природы, всей растительности. Считается, что он научил египтян земледелию, виноделию, добыче и обработке руды, медицине и строительству. А его жена Исида являлась символом верности семьи и хранительницы домашнего очага. Имена этих двух богов стали символами самого дорогого для человека, и легенды о них дошли до наших дней в практически неизменном виде, что делает Исиду и Осириса почитаемыми даже в современности.
Погребальный культ.
Одной из важнейших составляющих погребального культа является бальзамирование тела покойного. Самые первые мумии просто были обработаны сохраняющими от тления веществами и обернуты в несколько слоев ткани. Позже мумифицировать стали несколько иначе: через разрез на теле удаляли все внутренности, оставляя на месте только сердце. Образовавшееся пустое место заполняли тканью и специальными благовониями. Сама мумия укладывалась в вытянутом положении.
И, наконец, египтяне научились делать мумии, которые долго сохранялись, и саркофаги для них. Процесс создания мумии снова претерпел изменения. На коже умершего делались надрезы; в них аккуратно закладывали песок и глину, чтобы тело умершего не теряло своих форм. Кожа подкрашивалась красной охрой, создавая тем самым иллюзию естественной окраски кожи. Чтобы умерший максимально был похож на живого человека, ему подкрашивали губы красным цветом, вставляли искусственные глаза, надевали парики... Само тело туго пеленали в ткани со сложным, многоцветным и красочным узором. Чем богаче был человек, тем дороже была ткань, покрывавшая его усопшее тело. Мумия осторожно размещалась в вертикальном или горизонтальном положении в деревянный саркофаг, сделанный в виде человеческого тела.
Погребальный культ древних египтян заключал в себе огромное количество составляющих, помимо всевозможных обрядов и ритуалов. Последним составляющим являлось само место захоронения человека, для фараонов и знати — это были пирамиды и гробницы, о которых мы сейчас и поговорим.
Пирамиды.
Пирамиды Египта — это уникальный памятник архитектуры, которые сохранился до наших дней благодаря неизвестным строителям, сумевшим построить эти сооружения настолько прочными, что никакие природные катаклизмы и войны не смогли их разрушить. Загадка пирамид не разгадана по сей день: ученые не могут точно сказать ни о том, кто их строил, ни о том, как их строили.
Пирамиды были лишь частью ритуально-погребального комплекса. Обязательным считалось возведение рядом с пирамидой двух храмов. Один храм обычно располагался ниже, другой - гораздо выше. Пирамиды и храмы были соединены между собой аллеями. Внутреннее устройство пирамид подразумевало обязательное наличие камеры, где и находился саркофаг с мумией, и прорубленных ходов к этой камере - для поклонения умершему. Иногда в этой камере размещались религиозные тексты.
Согласно царскому похоронному ритуалу, процессия с останками фараона, в последний раз пронеся тело фараона по дворцу, направлялась к Нилу. На ладьях тело переправляли в нижний храм. После поминальных речей в храме, участники погребения перемещались в верхний храм. В верхнем храме было обязательно наличие большого коридора, центрального двора и ниши, где располагалась статуя фараона. Во дворе находилось помещение для молитв и место для жертвоприношений. Рядом с верхним храмом находилась пирамида. После помещения тела усопшего в пирамиду вход в погребальную камеру тщательнейшим образом замуровывался.
У подножия усыпальницы фараона обычно приближенных, влиятельных чиновников и лиц, с которыми царь сталкивался в своей земной жизни, и чья близость могла быть ему приятна в загробном мире. Для чиновников возможность быть погребенными рядом с фараоном, безусловно, была наивысшей честью. Ведь для них фараон, как при жизни, так и после смерти, являлся богом.
Заключение.
Египетская мифология не похожа ни на одну из мифологий других народов. Все мифы построены на символике и имеют глубокий философский и психологический подтекст.
Богатейшая мифология Древнего Египта давно привлекает к себе внимание, представляя собой огромный и невероятно ценный пласт культуры всего человечества.
warps.ru
Мифы и легенды Древнего Египта
Культы Среднего и Нового царства
Первые египетские божества
Жизнь и смерть Осириса
Миф о мести Гора
Египетская Книга мертвых Амдуат
Источники изучения Древнего Египта отличаются неполнотой и
несистематичностъю изложения, в основном, это разнообразные религиозные тексты.
Египетская мифология стала формироваться в IV - III тысячелетиях до нашей эры, когда в
каждой области (номе) складывался, свой пантеон местных богов. В результате
общий пантеон египетских богов получился очень большим, а их культ восходит к
первобытным временам, когда поклонялись Тотему - зверю-покровителю племени.
Именно поэтому многие боги египтян зверолики.
Впоследствии из бесчисленного множества богов были «выдвинуты» главные, среди
которых первое место занял бог солнца Ра. Культ солнца полностью установился при
V династии, когда сыновья главной жрицы Ра стали фараонами.
Фараону поклонялись как богу, и, кроме того, он был для своих подданных
воплощением любого местного бога.
В Среднем Царстве распространился культ Амона. С середины III века до нашей эры
главным богом стал Осирис. Важнейшей частью религии Древнего Египта являлись
представления о загробном мире: египтяне верили, что смерть - лишь граница,
отделяющая одну жизнь от другой. Считалось, что умершие переселяются, в
загробное царство, предварительно представ перед судом Осириса, который мог и не
пустить их, если умерший вел на земле неправедную жизнь. Египтяне считали, что
души умерших, допущенные в загробное царство, странствуют по небу или появляются
на земле, «вмешиваясь» в жизнь своих родственников.
Во многих городах были некрополи, города мертвых, самый большой из которых
находится на левом берегу Нила в Фивах (Фусксоре).
При XVIII династии жрецы постарались привести пантеон египетских богов в
стройную систему: большинство богов стали считаться, родителями, детьми или
родственниками друг друга.
Хронология истории Древнего Египта выглядит следующим образом:
Древнее царство 2900-2270 годы до нашей эры
правление I-VI династий
Среднее царство 2100-1700 годы до нашей эры
правление XI-XIII династий
Новое царство 1555-1090 годы до нашей эры
правление XVIII-XX династий
В промежутке между Древним и Средним царствами Египет переживал период распада
на отдельные номы, а между Новым и Средним царствами находился под владычеством
гиксосов и также был децентрализован.
godsbay.ru
Легенды Древнего Египта | Легенды и мифы | Читать онлайн, без регистрации
Легенды Древнего Египта
Египет, как и Греция, в начале нашей эры вошел в состав Римской империи. Верования этого народа о происхождении мира более разрозненны и противоречивы, нежели у древних греков. Также, в отличие от греческих, египетские легенды были во многом реконструированы на основе более поздних текстов. Считается, что египетская мифология начала формироваться в VI–IV тысячелетии до нашей эры, и в каждой области складывался не только свой пантеон богов, но и свои легенды. Но так называемый Великий пантеон богов или Эннеаду почитали везде, хотя и в различных формах.
Пта
Верховным божеством изначально в Египте считался Пта (Птах), творец земного мира, бог правды и порядка, но позднее возникло несколько религиозных центров: в Мемфисе – храм Пта, в Фивах – Амона и в Гелиополе – бога Ра. В третьем тысячелетии до нашей эры возобладала гелиопольская система – Эннеада. Основными божествами в ней считались Ра и Гор (олицетворение живого фараона). Также почитался бог подземного царства Анубис; бог мудрости, письменности, луны и изобретатель иероглифов Тот; а также Хапи – бог реки Нил. Всего же богов насчитывалось более семи сотен, причем многие дублировали функции друг друга.
По мнению историков, первая египетская версия происхождения мира возникла незадолго до объединения Египта, около 3000 года до н. э.
В древнеегипетских мифах внимание сотворению человека практически не уделяется. Хотя мифы и дают четко понять, что боги сотворили мир именно для людей, требуя от них взамен лишь поклонения, возведения храмов и регулярных жертвоприношений.
Египтяне считали, что солнце родилось от союза земли и неба, то есть от богов Геба (бога земли) и Нут (богини неба). Бог солнца Ра рождается каждое утро, выходя из чрева Нут, и каждый вечер снова там скрывается. Как уже было сказано, в разных областях Египта были разные воззрения на происхождение мира, и каждый из культовых центров – Гелиополь, Гермополис и Мемфис – объявлял создателем мира своего бога, называя его отцом всех других богов.
Но были и общие воззрения.
Считалось, например, что сотворению мира предшествовал хаос воды, погруженной в вечную тьму. И лишь свет, воплощением которого являлось солнце, помог этот хаос преодолеть. Из водной глади появился поначалу небольшой остров, который по отступлении воды делался все больше и больше. Тут можно провести параллель с ежегодным разливом Нила, который, как мы уже знаем, также почитался как бог. То есть каждый год египтяне видели прообраз создания земли.
В Гелиополе создателем мира считали бога солнца Ра, отождествленного с другими богами-творцами: Атумом (в переводе значит «Совершенный») и Хепри (что можно перевести как «Тот, кто приводит к появлению, началу»). Практически Святая Троица. И понять внутренние взаимоотношения этих трех богов так же сложно, как и вникнуть, как относятся друг к другу христианские Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух. Атум изображался в облике человека, а Хепри – в виде скарабея.
Это дает повод говорить о том, что Хепри – бог более древний и корни его появления восходят к тем временам, когда богам придавали облик животных. Египтяне верили, что этот жук способен размножаться сам по себе и поэтому вполне символизирует бога, создающего все из ничего. А также шар, который толкает скарабей, казался египтянам подобным катящемуся с божественной помощью по небу солнцу. Между тем у Хепри не было собственного культа. Он почитался, но был тождествен Атуму и Ра.
В «Текстах пирамид», древнейшем в истории человечества письменном источнике, записан миф о сотворении мира Атумом, Ра и Хепри. Так что можно предполагать, что к этому времени он был уже широко известен и, скажем так, канонизирован.
Итак, версия рождения мира излагалась так: Ра – Атум – Хепри создал (ну или создали) себя сам, возникнув из хаоса, который назывался Нун, или Первоокеан. У этого океана не было ни физических измерений, ни временных. Но, появившись над водой (помните, в Библии: «Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою»), новорожденный бог не смог найти место, где мог бы удержаться, и потому создал холм, или, вернее, остров Бен-бен. Уже на твердой почве он приступил к созданию других богов. Первую пару: Шу (Воздух) и Тефнут (Влага) – ему пришлось родить самому, а уже потом, от их союза, появился весь египетский пантеон: Геб (Земля), Нут (Небо), которые, в свою очередь, породили двух богов и двух богинь – Осириса, Сета, Исиду и Нефтиду. Так и возникла Великая Девятка богов – Гелиопольская Эннеада.
Создателем же людей стал бог Хнум, гончар, представлявшийся в облике барана. Он вылепил первых людей из глины.
В Мемфисе, в то время крупном политическом и религиозном центре Египта, в миф о сотворении мира включили многих богов, подчинив их Пта, который выступал как творец всего. Интересно, что здесь сотворение мира было процессом не физическим, а исключительно мыслью и словом. Как тут снова не вспомнить Библию: «В начале было слово…»
velib.com
Мифы древнего Египта | Туристический портал
История древнего Египта окутана множеством тайн и загадок. До нашего времени разрозненные и противоречивые сведения о мировоззрении древних египтян дошли благодаря расшифровке древних религиозных рукописей, записей погребальных обрядов на саркофагах и гробницах.
Очень ценный материал для изучения эволюции развития мира на Древнем Востоке предоставляют египетские мифы, которые воспринимаются скорее как фантастические легенды. В своих мифах египтяне большее значение придавали глубокой идее или учению, нежели конкретным событиям и обстоятельствам, что делало сказания противоречивыми и малопонятными.
Мифы о сотворении мира в древнем Египте.
Первые мифы о причастности богов к сотворению мира возникли незадолго до объединения Египта. Несколько версий происхождения вселенной появились в различных религиозных центрах примерно в одно и то же время.
Самым распространенным мифом о сотворении мира была версия жрецов из Гелиополя. По их версии изначально был водный хаос Нун, погруженный в темноту. Из него первым появился Тот – Вечный бог. Когда Тот решил создать мир, он принял образ скарабея Хепри, возникающего сам по себе. В мифах этот бог упоминается как Атум, отождествленный с богом солнца Ра. Первоначально Атум создал земную твердь Бен-Бен, затем первую пару богов – влагу Тефнут и воздух Шу.
Поскольку повсюду царила тьма, дети Атума потерялись, и в кромешной мгле невозможно было их найти. Тогда создатель вырвал у себя глаз и отправил его на поиски детей. Око долго не возвращалось и, тогда, бог создал себе новый глаз. После многолетних поисков старый глаз нашел Шу и Тефнут. Атум заплакал от радости, его слезы упали на землю и превратились в людей.
Старый глаз разгневался, что его место занято, превратился в кобру и хотел убить Атума. Но бог взял змею-око, поместил себе на лоб и наказал ему быть хранителем правопорядка. С этих пор глаз в виде змеи изображался на коронах богов и фараонов.
Потомками найденных Шу и Тефнут стали богиня неба Нут и бог земли Геб, которые изначально были соединены. После того, как небо с землей стали ссориться, Шу разъединил их.
Нут родила Осириса (сына Ра), затем Хора, Сета (повелителя войн и стихийных бедствий), Исиду (богиню любви, верности и материнства) и Нефтиду (покровительницу умерших).
Эти боги составили Эннеаду или Великую девятку богов, от которых произошли остальные боги.
В отличие от сказаний жрецов Гелиополя, в Мемфисе считали, что Великий бог Птах создал мир посредством воли и слова.
Жизнь и смерть Осириса в мифах древнего Египта.
Среди семейства великих богов значимая роль отводилась Осирису. Поэтому наиважнейшие мифы в древнем Египте связаны именно с сыном Ра – Осирисом. Унаследовав трон у Геба, Осирис стал владыкой всего земного мира. Древние египтяне в то время были еще дикими и занимались каннибализмом. Осирис взялся за обучение людей, научил их строить каналы и оросительные системы, выращивать урожай и создавать произведения искусства. Период земного правления Осириса считали Золотым веком.
Культ Осириса был связан с земледелием. Распространенные мифы о смерти и возрождении Осириса проводят параллель с посевом зерен, ростом колосьев и их срезанием в период жатвы.
Согласно легенде, когда Осирис обучил египтян грамоте и ремеслам и установил в Египте угодный богам порядок, он отправился в другие страны, чтобы также преобразить весь мир и навести порядок. В его отсутствие Египтом правила его сестра и жена Исида, которая передала людям секреты магии и врачевания, а также научила вести домашнее хозяйство.
По возвращении Осириса из путешествия Сет, влюбленный в Исиду, захотел убить брата и занять его трон. Для этого Сет тайком снял мерки с Осириса и приказал изготовить саркофаг по размерам его тела, украшенный драгоценными камнями. После этого Сет устроил пир и пригласил на него Осириса. Гостям был показан сундук и все приглашенные выказали свое восхищение. Тогда Сет сказал, что подарит сундук тому, кому он будет по размеру. Опьяненные гости по очереди стали ложиться в сундук, но он никому не подходил. Когда очередь дошла до Осириса и он лег в саркофаг, сообщники Сета захлопнули крышку и бросили сундук в воды Нила.
Течением саркофаг прибило к берегу Библа, где он застрял в стволе дерева. Из этого дерева царь Библа Гебала соорудил колонну для своего дворца.
Жена и сестра Осириса Исида долго искала тело мужа, а когда нашла, то устроились к царю Гебала в услужение. Когда Исида открылась царице о своем божественном происхождении, та отдала деревянную колонну, в котором был заключен саркофаг с телом Осириса. Исида разрубила пополам ствол дерева, извлекла сундук и отвезла его в Египет, где спрятала в камышах.
Сет нашел тело Осириса, разрубил его на четырнадцать частей и раскидал их по всей стране. С помощью Нефтиды и Анубиса Исида вновь отправилась на поиски тела мужа. Найдя какую-либо часть тела Осириса, Исида ставила на этом месте надгробную стелу. Найдены были все части тела, кроме фаллоса. Тогда Исида смастерила фаллос из глины и с помощью магии и заклинаний прирастила его к собранному туловищу Осириса. С тех пор египтяне стали устраивать праздник в честь фаллоса. Чтобы труп Осириса не подвергся тлению, Исида обмазала его божественными маслами. В бальзамировании ей помогали Тот, Анубис и Нефтида. Так появилась первая египетская мумия.
Месть Гора за Осириса в мифах древнего Египта.
С помощью колдовства и магии Исида смогла зачать и родить ребенка - Гора от умершего Осириса. Исида воспитывала Гора в тайне от всех и наделяла его своим могуществом. Она надеялась, что кода Гор вырастет, он свергнет ненавистного Сета и отомстит за смерть отца. Возмужав, Гор действительно вступил в схватку с Сетом, но тот смог вырвать у Гора глаз и разрубить его на множество частей. Тот собрал око воедино и вернул владельцу. Гор отправился к Осирису и дал ему проглотить око, воскресив тем самым отца.
Осирис воскрес, но не остался на земле, а стал царем загробного мира.
Гор продолжал воевать с Сетом, пытаясь вернуть себе принадлежащий по праву трон и отомстить за смерть отца. Почти во всех битвах Гор побеждал. Однажды, перевоплотившись в гиппопотама, Гор разрубил Сета на куски. Сет оставался жив и противостояние между богами продолжалось. После многочисленных войн противники обратились в суд богов, чтобы божественная девятка определила единственного правителя на земле. Суд встал на сторону Гора, но Сет не согласился с таким результатом и снова затеял войну. Гор одержат победу в битве, занял престол и восстановил в стране порядок, восстановил храмы, разрушенные за время войн, и объединил Верхний и Нижний Египет.
Когда время правления Гора закончилось, власть над земным миром перешла к фараонам.
Мифы о загробной жизни в древнем Египте.
Любой египтянин верил, что если после смерти мумифицировать и сохранить тело, то подобно Осирису произойдет воскрешение в загробном царстве Дуат. В мифах древнего Египта в описании путешествия Ра по Дуату описывается путь, который предстоит пройти умершему египтянину. Подобно смене дня и ночи ладья, в которой на троне восседал бог солнца Ра, днем путешествовала по небу на запад, а ночью по загробному миру.
Дневной путь ладьи был сопряжен с опасностями в виде змея Апопа, который набрасывался на Ра и вступал с ним в схватку. Как правило, богу солнца удавалось одержать победу над змеем, но когда побеждал Апоп, на земле бушевали песчаные бури и ураганы. Если змею удавалось проглотить лодку, наступало солнечное затмение.
С наступлением ночи ладья Ра подплывала к вратам в загробное царство, где правил Осирис. Продвигаясь на восток, лодка преодолевала двенадцать ворот, по числу египетских провинций, охраняемых чудовищами. С помощью магии и волшебства Ра удавалось минуть все врата и ладья оказывалась перед Великим Чертогом Двух Истин, где Осирис вершил суд над скончавшимися, взвешивая их сердца. Грешников пожирало чудище с головой льва, а праведников ждала счастливая жизнь в полях Иалу. В новой жизни человеку нужно было жилье, пища, а богатым египтянам и фараонам и прислуга. Эти потребности обеспечивали гробницы и жертвоприношения.
Главную суть всех мифов о загробном мире составляет понятие вечности и цикличности. Как день сменяет ночь, так жизнь сменяет смерть, физическая оболочка человека умирает, но душа продолжает жизнь в лучшем мире.
Заключение.
В древнеегипетских мифах нашло отражение мировоззрение жителей долины Нила. Легенды объясняли происхождение мира, его устройство, причину природных явлений и катаклизмов, а также порядок взаимоотношений в обществе. Мифы определяли поведение египтян, побуждали их поклоняться богам и фараонам, вести покорную и праведную жизнь. Но самое главное, что в мифах зародилось высокое достижение теологической мысли древних египтян о происхождении мира как результат воли и мысли, воплощенных в божьем слове.
warps.ru
Легенды и мифы Древнего Египта
Источники изучения древнеегипетской мифологии отличаются не систематичностью изложения и неполнотой. Характер и происхождение некоторых мифов реконструируют, основываясь на поздние тексты. Итак, легенды и мифы Древнего Египта.
Легенды и мифы Древнего Египта
Основными памятниками, которые отразили мифологические представления египтян, считаются разные тексты, религиозного характера: записи погребальных обрядов, начертанные на стенах гробниц; гимны, посвященные богам; молитвы, обращенные к ним.
Наиболее значимые из них:
«Тексты пирамид» — тексты царских заупокойных ритуалов, которые вырезаны внутри пирамид фараонов, принадлежавших V и VI династиям Древнего царства. Это относится к XXVI – XXIII вв. до н. э.
«Книга мертвых». Ее составляли от времен Нового царства и до самого конца истории Египта.
«Тексты саркофагов», которые нашли на саркофагах, относящихся к эпохе Среднего царства. Период XXI – XVIII вв. до н.э.
Итак, легенды и мифы Древнего Египта. Формирование египетской мифологии началось в VI – IV тыс. до н. э., еще задолго до того, как возникло классовое общество. В всех областях (номе) складывается свой культ богов и пантеон. Боги воплощены в небесных светилах, змеях, деревьях, птицах, камнях и т.д.
В самый древний промежуток египетской истории космических богов, которым приписано сотворение мира, еще не было. Учеными полагается, что первая версия такого мифа появилась незадолго до того, как Египет объединился.
Согласно ей, солнце зародилось от союза неба и земли. Это олицетворение, конечно, более древнее, чем космогонические идеи, принадлежавшие жрецам из крупнейших религиозных центров. Но от уже появившегося мифа не отказались, и Нут (богиня неба) и Геб (бог земли), родители Ра (бог солнца), сохраняются в религии в течение всей древней истории. Нут каждое утро на свет производит солнце, а вечером прячет снова его в своем чреве на ночь.
Богословские системы, у которых была другая версия сотворения мира, появились, видимо, в нескольких крупных культовых центрах в одно время: Гелиополе, Мемфисе и Гермополе. Они объявляли своего главного бога создателем мира, а он уже был отцом остальных богов, объединявшихся около него.
Общей идеей для всех космогонических концепций было то, что перед появлением мира был хаос воды, которая была погружена в вечную тьму. Началом выхода из этого хаоса связывали с возникновением света, и солнце было его воплощением.
Представление о водном просторе, где появляется сначала небольшой холм, тесно связывается с жизнью: ежегодно разливается Нил, воды которого покрывают долину, а потом, отступая, открывается постепенно землю для пахоты. В таком смысле процесс сотворения мира как бы повторялся ежегодно.
Легенды и мифы Древнего Египта, рассказывающие о сотворении мира не представляют собой цельный, единый рассказ. Не редко одинаковые мифологические события показаны по-разному, а боги выступают в них в различных обликах.
Любопытно, что очень много сюжетов, которые объясняют сотворение мира, и мало внимания уделяется тому, как появился человек. Древними египтянами считалось, что боги мир сотворили для людей.
В наследии Египта не много прямых указаний на то, как появился род человеческий, и они – исключение. Египтяне в основном ограничивались убеждением, что человек своим существованием обязан богам. Они ждут за это благодарность, которую должны понимать довольно просто: человек должен строить и содержать храмы, поклоняться богам и регулярно делать жертвоприношения.
Жрецами Гелиополя была создана своя версия возникновения мира. Его создателем они объявили бога солнца Ра, которого отождествляли с богами Атумом и Хепри («Атум» означает «Совершенный», «Хепри» — «Тот, кто приводит к возникновению» или «Тот, кто возникает»).
Атума изображали обычно в облике человека, Хепри — скарабея, т.е. его культ относится к тем временам, когда богов представляли в облике животных.
Интересно, что у Хепри не было никогда своего места культа. Являясь олицетворением солнца, которое восходит, он был еще отождествлен с Ра, с солнцем, которое светит днем, и Атумом — солнцем, которое заходит.
Облик скарабея, придаваемый ему, связывали с убеждением, что этот жук может сам по себе размножаться, отсюда его созидательная божественная сила. А образ скарабея, который толкает шар, подсказал для египтян образ бога, перекатывающего по небу солнце.
Миф о сотворении мира Ра, Хепри и Атумом запечатлен в «Текстах пирамид», а когда его текст его высекли в камне, он, скорей всего уже существовал и был хорошо известен.
По «Текстам пирамид», известно, что Ра – Атум — Хепри себя сотворил сам, появившись из хаоса, называемым Нуном или Первоокеаном. Его изображали обычно как предвечное водное необозримое пространство.
Легенды и мифы Древнего Египта гласят, что Атум, возник из него, и не нашедши места, где ему удержаться, создал в первую очередь холм Бен-бен. Встав на него, Ра-Атум-Хепри начал создавать других космических богов.
Первую пару богов он родил сам, т.к. он был один. От союза первой пары появились другие боги, и согласно гелиопольскому мифу, таким образом появилась земля и божества, правящие ею.
От первой пары богов – Тефнут (Влага) и Шу (Воздух) – родились Нут (Небо) и Геб (Земля). Они породили: Сета и Осириса, Нефтиду и Исиду. Так появилась Гелиопольская Эннеада — Великая Девятка богов.
Эта версия, как был сотворен мир, не единственная в мифологии Египта. Одно из преданий гласит, что создателем людей являлся гончар – бог Хнум, вылепивший их из глины и изображавшийся в облике барана.
Богословы Мемфиса, тоже крупного, религиозного и политического центра Древнего Египта, в свой миф о том, как сотворили мир, включили многих богов, которые принадлежали различным религиозным центрам, подчинив их Пта, который был творцом всего.
Мемфисский вариант космогонии, в отличие от гелиопольского, был более отвлеченным: мир и боги были созданы не прибегая к физическому акту, а только словом и мыслью.
Небесный свод иногда представляли в образе коровы с телом, которое покрыто звездами. Но были еще представления, когда небо – это небесный Нил, водная поверхность, по нему солнце днем обтекает всю землю. Нил есть и под землей, где солнце, опустившись за горизонт, проплывает ночью.
Нил, текущий по земле, представляли в виде бога Хапи. Он своими разливами способствовал урожаю. Сам Нил был населен также злыми и добрыми божествами в виде животных: гиппопотамов, скорпионов, лягушек, змей, крокодилов и т. д. Богиня Рененутет, владычица закромов и амбаров, ведала плодородием полей. Почиталась она в образе змеи, появляющаяся во время жатвы на поле, следя за тем, чтобы тщательно убирали урожай. А бог виноградной лозы Шаи следил за урожаем винограда.
Еще статьи в этой рубрике:
Достопримечательности Каира
Самым большим мегаполисом в Африке, да и во всем арабском мире является Каир. Это классический пример капиталистического «города контрастов». Огромный, шумный, грубый, суетливый, тесный, грязный, рели...
Что делать в Египте
Куда поехать отдыхать? Перед предстоящим отпуском у многих людей возникает этот вопрос. Существует масса возможных заграничных стран, куда можно легко поехать и хорошо провести время. Одной из таких с...
Погода в Египте в январе
Погода в Египте в январе не совсем подходящая для отдыха на пляже. Но в это время турист может отдохнуть с приличной скидкой в фешенебельных отелях. При отсутствии ветра, можно с комфортом позагорать ...