Фаюмские портреты древнего рима. Фаюмские портреты. Взляд из глубины веков
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Фаюмские портреты в Лувре. Фаюмские портреты древнего рима


Фаюмские портреты. Взляд из глубины веков – Ярмарка Мастеров

Кто из нас не останавливался в зале зале эллинистического-коптского Египта в Музее Изобразразительных Искусств им. Пушкина, где висят фаюмские портреты. Они производят сильное впечатление, хочется их рассматривать вновь и вновь.

Поэтому мне захотелось рассказать от этом пласте эллинистической культуры.

Фаюмские портреты — погребальные портреты, созданные в технике энкаустики  в Римском Египте I—III веков н. э.

В настоящее время в музеях мира насчитывается более 600 фаюмских портретов, особенно интересные портреты собраны в Государственных музеях Берлина, Египетском музее в Каире, Лувре, Британском музее, в нашей стране такие портреты есть в Эрмитаже и Пушкинском музее изобразительных искусств.

Своё название получили по месту первой крупной находки в Фаюмском оазисе (расположенном на восточных окраинах Ливийской пустыни, которая в древности была заселена египтянами) в 1887 году британской экспедицией во главе с Флиндерсом Питри.

Фаюмские портреты были открыты в 1615 Пьетро делла Балле в одном из захоронений и как экзотические диковинки отправлены в Европу. Их выставляли в Кунсткамерах, и они поражали зрителей. Впоследствии такие портреты стали находить и в других местах (Мемфисе, Аквинуме и т.д.), но по месту первых больших находок они все получили название «фаюмских».

Несмотря на постоянный рост интереса к Древнему Египту, погребальные портреты вновь привлекли к себе внимание лишь в начале XIX в.

Греки составляли значительную часть населения Фаюма. Они появились здесь после завоевания Египта Александром Македонским.

В результате естественной ассимиляции они переняли многое из обычаев египтян, также, как и римляне, которые прибыли сюда после смерти Клеопатры и аннексии Египта Римом в 30 до н. э.

Хотя население города было смешанным — египтяне, греки, сирийцы и римляне, но египтяне были, главным образом, торговцами, ремесленниками, слугами и рабами. Богатую же и знатную часть жителей составляли иностранцы, некоторые из них были римскими должностными лицами, а другие — потомками Птолемеевских греков.

Об этом свидетельствуют сохранившиеся могилы и мумии, покрытые позолоченными масками, — в основном на них написаны греческие и римские имена, такие как Artemidorus, Demetrius, Titus и т. п.

Греки и римляне восприняли многие черты древнеегипетской культуры, между прочим, и культ мертвых со всеми его обрядами и непременным бальзамированием тел. Египтяне с древних времен покрывали лицо забинтованной мумии маской, в греко-римский период вместо маски они стали использовать портреты, написанные на доске или на холсте. Неизвестные художники Фаюма писали портреты с натуры восковыми красками, что придает необычный эффект объемного изображения.

портрет

Фаюмские портреты, как правило, исполнялись на доске, но иногда археологам попадались и портреты, написанные на холсте, а потом наклеенные на деревянную дощечку. Для этого чаще всего использовались устойчивые к гниению породы дерева — кедр, сикомора, пиния (итальянская сосна), кипарис.

живопись

энкаустика

Большинство фаюмских портретов (по крайней мере, самые pанние из них) выполнено в древней технике энкаустики (от греческого слова ehkaio — вжигаю) — то есть красками на воске. Краски обычно наносились прямо на дерево, без предварительной ґрунтовки. Художники использовали разной величины кисти и каустерии — разогретые металлические стержни с лопаточкой на конце (их еще называют цестром).

Работа была чрезвычайно сложной и трудоемкой, энкаустика требовала навыков и сноровки, поскольку никаких исправлений делать не позволялось. Краски нужно было наносить на навощенную доску расплавленными. Быстро застывающий воск образовывал неровную, богатую рефлексами красочную поверхность, что еще больше усиливало впечатление объемности изображения. Картины исполненные этим способом сохраняют свежесть цвета и долговечны. Последнему способствовал и засушливоый климат Египта.

Важная особенность фаюмских портретов мумии помимо долговечности восковых красок — использование тончайшего золотого листа. На некоторых портретах был позолочен весь фон, на других были добавлены только венки и головные повязки, иногда подчеркнуты драгоценности и детали одежды. Некоторые портреты были выполнены на полотне, загрунтованном клеем.

Другая техникой живописи, используемая в портретах была темперой, в которой пигменты смешаны с растворимыми в воде связующем, наиболее часто животном клее. Темперные портреты выполнены на светлых или темных фонах, смелыми ударами кисти и тончайшей штриховкой. Их поверхность — матовая, в отличие от глянцевой поверхности картин, выполненых энкаустикой. Лица на темперных портретах обычно показаны фронтально и проработка светотени менее контрастна, чем в энкаустических панелях. Кроме того, некоторые группы были созданы в смешанной технике темперы и энкаустики.

Люди на портретах находятся как бы по ту сторону земной жизни. Их лица имеют строгое выражение, взгляд огромных глаз, устремленный мимо, сквозь зрителя, видит что-то, недоступное живым. Фаюмский портрет — настоящее чудо в истории искусства. Созданный множество веков назад, он донес до нас "живые" облики людей, в которых в эпоху романтического восприятия римско-египетского искусства видели лица отпрысков египетского царского дома Птоломеев.

Традиция реалистического изображения портретируемых удерживалась в III в., но поздние портреты исполнены в более условной манере. Объем сменила сухая контурная линия, краски стали однотонными, облик модели обрел черты аскетизма. Предпочтение, которое художник III века отдает духовному началу перед телесным, свидетельствует о важных переменах в восприятии мира жителями Римской империи в последние столетия ее существования.

«Изменение всего облика искусства надо искать в больших переменах, происшедших в экономике, политике и всех сферах идеологии Римской империи того времени. Захват христианством все более широких кругов населения, развитие мистических культов Востока, развитие местных элементов культуры повлияли на формирование искусства и в особенности на фаюмский портрет, в большой мере носивший культовый характер. Портрет этот не исчезает, но изменяется стилистически. В нем по-иному осмыслен образ человека.» В IV в. с утверждением в Египте христианства и прекращением практики бальзамирования тел умерших фаюмские портреты, находившиеся в последнем этапе своего развития, постепенно исчезают.

К сожалению, я не смогла найти название каждого портрета и музея, где он хранится. Но несколько портретов из зала музея Изобразительных искусств вы узнаете.

Текстовые материалы и фотографии для данной публикации были взяты мной из открытых источников в Интернете, а также из статьи Большакова Владимира Анатольевича.

www.livemaster.ru

Фаюмские портреты в Лувре - Кафедра меланхолии

Мы знаем египетскую живопись по фрескам, которыми расписывали гробницы. В них человек изображался очень схематично, по четкому плану, от которого художник не мог отступить.

Однако это вовсе не значит, что египтяне не умели рисовать реалистично. У них не было задачи изобразить портретное сходство, живопись носила символический — религиозный смысл.

После завоевания Римом религия древнего Египта ослабела. В этот период происходит изменения в погребальных обрядах египтян.

Египтяне с древних времен покрывали лицо забинтованной мумии умершего человека маской, а в греко-римский период вместо маски они стали использовать портреты, написанные на доске или на холсте.

Художники писали портреты с натуры восковыми красками и прикрепляли их к лицу мумии так, что из бинтов, ее окружающих, была видна только голова изображенного на портрете человека.

фаюмский портретВ этих портретах нашли отражения как египетские так и римские традиции, в целом портреты выглядят очень реалистично.

faum4Эти портреты вошли в историю искусств под название «фаюмские»,  по названию области Фаюм, на окраинах Ливийской пустыни, которая в древности была заселена египтянами. Именно здесь было найдено большинство портретов.

фаюмские портреты

Первые портреты нашел в Египте итальянец Пьетро делла Балле в 1615 году. Тогда ученый мир не придал им значения.

Впоследствии такие портреты стали находить и в других местах. Египтяне с давних времен грабили гробницы и сбывали найденные предметы перекупщиками. В конце XIX века фаюмские портреты, в числе прочих предметов из гробниц, попали к венскому антиквару Теодору Графту.

фаюмские портретыК 1887 он составил большую коллекцию портретов. Известный немецкий египтолог и писатель Георг Эберс,  заинтересовался коллекцией Графта. Он сделал несколько публикаций на эту тему, были организованы выставки и мировое сообщество заинтересовалось фаюмскими портретами.

Фаюмские портреты были написаны на деревянных дощечках восковыми красками. В последствии письмо восковыми красками, как и использования золотого листа для фона или добавления венков и головных повязок было воспринято византийской иконописью.

фаюмские портреты в лувреТо что люди на фаюмских портретах выглядят молодыми совсем не говорит о том, что они молодыми умерли. Еще во времена Древнего царства в Египте было принято изображать умершего в виде идеального образа, т.е. молодого лица с застывшей улыбкой.

faum7

Для меня так и остается загадкой были ли это посмертные портреты, или они были сделаны при жизни людей.

Существует также предположение, что фаюмские портреты рисовали еще при жизни человека, после чего вешали на стену в его доме. Такую идею выдвинул известный английский ученый Флиндерс Питри, который нашел в одном из погребений рамку, точно соответствующую по размерам портрету на захороненной там же мумии. 

Собственно не удивительно, что англичанин пришел к такой мысли. В этой стране еще пару веков назад женщине перед родами заказывали портрет. Не известно ведь, выживет она после родов или нет, а так хоть портрет останется.

http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/6287/

фаюмский портрет

Однако чаще всего в литературе встречается мнение, что фаюмские портреты больше соответствуют древнеегипетской традиции изображения мертвых людей.

Особо отмечают взгляд, который на фаюмских портретах устремлен куда-то мимо наблюдателей. Все таки это ритуальные портреты. Они не предназначались для живущих, их закапывали в землю вместе с умершим человеком. Неземной, устремленный в неизведанный мир взгляд, тоже впоследствии перекочевал в византийскую иконопись.

faum1Население города Фаюма не было однотипным, здесь жили: египтяне, греки сирийцы римляне. Аристократию составляли в основном иностранцы, именно по этому на большинстве имен с золотым покрытием греческие или римские имена.

faum3В настоящее время в музеях мира насчитывается более 600 фаюмских портретов. В Лувре одна из лучших коллекций фаюмских портретов. В нашей стране хорошая коллекция хранится в Москве, в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.

http://www.nearyou.ru/100kartin/100karrt_1.html

http://www.nkj.ru/archive/articles/5502/ (Наука и жизнь, ПОРТРЕТЫ ИЗ ФАЮМА)

http://www.aktinoya.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=459:2014-01-28-11-24-22&catid=104:2013-11-20-10-38-25

Далее по Парижу: Апартаменты Наполеона III в Лувре

yourwo.com

2.1. Фаюмские портреты.. Искусство Древнего Рима

Похожие главы из других работ:

Искусство Древнего Рима

2.1. Фаюмские портреты.

В расписном искусстве портрет получает широкое распространение и в живописи. Однако эволюцию римского живописного портрета нельзя проследить подобно скульптурному. Живописных портретов сохранилось немного...

Карл Брюллов. Сочетание классицистического и романтического стилей в живописи

2.3 Портреты

Лишь в портретном жанре, куда не проникла леденящая атмосфера николаевской рутины, искусство Брюллова проявлялось с прежним блеском. Брюллов желал воссоздать в портрете и конкретность живых связей человека с окружающей средой...

Культура Мезоамерики

Портреты тольтеков

На языке науатль слово "учиться" ("нимомаштик") буквально значит "обучать себя"). Такая учеба должна приводить к тому, чтобы каждый прочувствовал: природа людей едина с природой дневного светила. Человек - тоже светящийся дух...

Образ Петра I в русском искусстве XVII-XIX в.

1.1 Первые портреты Петра I, выполненные приглашенными в Россию художниками

Эпоха Петра I (1672-1725) явилась переломной в истории нашей страны. Пожалуй, невозможно отыскать такую сферу, которая не претерпела бы изменений, вызванных энергией деятельного царя. Петровская реформа...

Образ Петра I в русском искусстве XVII-XIX в.

1.2 Первые портреты императора, выполненные русскими мастерами

Первыми крупными русскими портретистами были Иван Никитич Никитин (ок. 1690--1741) и Андрей Матвеевич (или Меркурьевич) Матвеев (1701--1739). Живопись Ивана Никитина изящна и владеет всеми тайнами западноевропейской техники. И в самом деле...

Пина Бауш - гений жеста

2. Поздняя Пина Бауш: «Портреты стран и городов»

пина бауш немецкий хореограф В конце 80-х Пина начинает серию спектаклей, посвященных странам мира. Их еще называют «портретами стран и городов». Однако к реальности они имеют опосредованное отношение...

Портретное творчество Н.А. Ярошенко

Глава I. Портреты Интеллигенции

Н.А. Ярошенко внес значительный вклад в портретную галерею великих современников, созданную русскими художниками. Им написаны портреты Д.И. Менделеева, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Гл. Успенского, В.Г. Короленко и многих других...

Портретное творчество Н.А. Ярошенко

Глава II. Портреты-типы: «Студент» и «Курсистка»

В данной главе будут рассмотрены созданные в начале 80-х годов картины Н.А. Ярошенко «Студент» и «Курсистка». По характеру и методу решения образов эти произведения близки портретам писателей, ученых, деятелей искусства, созданным художником, и...

Пространственно-временной континуум в творчестве К.С. Петрова-Водкина

3.1 Портреты

Модели портретов Петрова-Водкина предстают перед нами живыми вехами времени, героическими воплощениями человеческого достоинства и творческой чести. Таковы его «Автопортрет» (1918), портреты А.А. Ахматовой (1922), А. Белого (1932...

Психологизм портретных образов В. Серова

2.2 Портреты Морозовых

Валентин Серов славился своей особой "привередливостью" к моделям. Взыскательный художник, строгая честность которого и в жизни, и в искусстве принесла ему прозвище "московского Катона", он не имел других доходов...

Творчество В.Л. Боровиковского

2.1 «Сентиментальные» портреты художника

Распространение сентименталистской концепции естественной жизни, «жизни сердцем», сопровождалось соответствующими изменениями в живописной моде: декларировался отказ от изображения своих моделей в представительных позах, с наградами...

cult.bobrodobro.ru

ГМИИ. Античное искусство. Фаюмские портреты

Продолжение. Начало в частях I и II—III.Зал 5. Античное искусство. Кипр. Древняя Греция. Этрурия. Древний Рим.

Коллекция зала состоит из двух частей – Древняя Греция слева, Древний Рим – справа, а в центре –чередуются греческие и римские артефакты.

Особый интерес в экспозиции представляют древнегреческие сосуды. Датируются они V веком до н.э, это был расцвет древнегреческой культуры. Роспись по сосуду осуществлялась глиной по глине. Ведь сосуд глиняный и краски в своей основе тоже имели глину. Но при этом глина сосуда и глина росписи имели разный состав и разные примеси. Обжиг  проводился в три этапа, при этом сосуды принимали двойной цвет – либо цвет глины, он называется красным, либо становились чёрными. Изначально керамика была чёрнофигурная, то есть лаком покрывались именно фигуры, а фон оставляли красным.

Амфора чёрнофигурная, Геракл и Кербер, ок.530 года до н.э. Глина, лак, белая краска, пурпур

Следующий этап в развитии искусства керамики – это появление краснофигурности, краснофигурной керамики. Она позволяла сделать позы живыми, более естественными, фигуры стали объёмными, мастера прорабатывали мелкие детали. Это более совершенный вид росписи, он появляется чуть позже.

Краснофигурные вазы

Есть в нашей коллекции и многоцветные сосуды для масла (лекифы). В отличие от традиционных греческих сосудов, которые всегда были чёрно-лаковыми, красно-чёрными, эти сосуды цветные, роспись была многоцветной, наносилась по белому фону.

Для изготовления многоцветных сосудов мастера применяли другие технологии. Если чёрнофигурные и краснофигурные сосуды сначала расписывали, потом обжигали,  при этом роспись получилась очень прочной и  уцелела до наших дней. На многоцветных сосудах для масла роспись получалась непрочной, потому что орнаменты наносили уже после обжига. Эти сосуды в быту не использовали, их приносили в качестве поминального дара в гробницы. Поэтому на каждом сосуде роспись повествует о том, как родственники приходят к захоронению и скорбят по умершему.

Также в зале античных подлинников представлена греческая скульптура. В зале демонстрируется надгробие, так называемого афинского всадника. Мы видим умершего, который вместе со своим конём отправляется в загробный мир и его друг прощается с ним . Композиция фактически симметрична, очень гармонична. Стоит обратить внимание на то, что у мужчин фактически одинаковые лица. Древнегреческое искусство не было портретным. Древние греки передавали не индивидуальные особенности лица, а некий идеализированный возвышенный образ. Герой древнегреческой скульптуры – это человек прекрасный и внешне, и внутренне. Древние греки считали, что внешняя и внутренняя красота пребывают в абсолютной гармонии и красота изображённых персонажей должна указывать на их внутреннюю красоту.

Женские образы были ещё более возвышенными. В музее есть статуя, которая была создана не в эпоху классики, а позже, в эпоху завоеваний Александра Македонского. Здесь мы видим изображение богини Афродиты. Существовали такие составные скульптуры, когда голову отдельно вставляли в статую. Взгляните на этот прекрасный, идеальный, возвышенный, отстранённый облик, гладкую полировку мрамора – это тема древнегреческой скульптуры.

Римляне же наоборот, стали создателями скульптурного портрета. В коллекции музея есть портрет императора Траяна. По его портрету и по портрету юноши видно, что, в противоположность грекам, древние римляне точно передавали все особенности человеческого лица, его внешности и его мимики.

Слева — портрет императора Траяна, мрамор, начало II века; справа — портрет юноши, мрамор, начало I века

Очень часто в портрете передавали даже характер, в противоположность грекам, которые стремились к изображению некого отвлечённого идеала. Древние римляне говорили, что у каждого человека есть свой гений, то есть своя индивидуальность и эту индивидуальность надо передавать. Поэтому, основоположниками портрета стали именно римляне. Портреты мраморные, подлинные и прекрасно передают все индивидуальные черты героев.

Уваровский саркофаг.

Этот саркофаг принадлежал знаменитому русскому археологу, основателю московского и российского археологических обществ. Уваров его использовал в качестве ванной, форма саркофага очень подходит этим целям. Саркофаг древнеримский, мы видим удивительное мастерство древних римлян, которые обрабатывали мрамор не только резцом, но и буром, поэтому   древнеримские памятники  всегда отличает красивая игра светотени тень.

Здесь представлены сцены, связанные с богом вина и радости Вакхом. Для саркофага этот сюжет кажется достаточно странным, но дело в том, что с богом Вакхом связаны ещё и мистерии, связанные с жизнью и смертью. Когда виноград давят, он умирает и опять потом возрождается в вине, в этом видели темы смерти и воскресения. Поэтому сцены, связанные с богом Вакхом, изображённые на саркофаге, были некой надеждой на посмертную жизнь.

Долгое время греческое, а затем и римское влияние распространялось на Египет, государство завоевали сначала греки, потом римляне. И мы отправляемся в зал с памятниками эллинистического Египта. (Логический переход от античных подлинников к залу эллинистического и римского Египта).

Зал 6. Эллинистический и римский Египет, коптское искусство.

Если клиенты настроены на мистические истории, то можно показать им мумию и сказать, что у неё шевелятся пальцы. Объяснение этому более, чем прозаическое – под музеем проложена линия метрополитена и пальцы шевелятся от вибрации, когда проходит поезд, или когда пробегает детская группа. Можно не объяснять происхождение вибрации , а когда клиенты потребуют «живую» мумию, следует показать эту :).

Фаюмские портреты.Фаюмские портреты назвали так потому, что их обнаружили близ оазиса Фаюм в Египте. Всего сохранилось несколько сотен фаюмских портретов, в нашей коллекции их 26.  Это достаточно представительное и качественное собрание фаюмских портретов.

Это собрание, как и собрание древнеегипетских подлинников, принадлежало, в основном, В.С.Голенищеву, лишь несколько портретов поступили позже из других собраний.Фаюмские портреты писались, скорее всего, при жизни человека. Затем, когда человек умирал, на портрете обрезали уголки (обрезанные уголки хорошо заметны на некоторых экспонатах) и прикрепляли к мумии вместо погребальной маски. Портреты обнаружили именно в таком погребальном варианте.

Здесь интересно соединение египетской погребальной традиции, с одной стороны, а с другой, совершенно римской манеры изображения. В зале египетских подлинников мы упоминали о том, что погребальная маска отнюдь не изображала портретные черты умершего. Фаюмские портреты индивидуализированы, написаны реалистично. Это, безусловно, римская традиция портрета. Хотя, поздние портреты, именно не ранние, а поздние, вновь возвращаются к египетской схематичной манере. Если вы видите, что портрет условный, то по возрасту он моложе реалистичных изображений. Все фаюмские портреты датируются I-м – началом IV века нашей эры.

Поздние фаюмские портреты являются предвестниками христианского искусства, потому что они созданы практически одновременно с первыми иконами, которые мы увидим в следующем зале. Далее можно переходить в картинную галерею. (Замечательный логический переход от фаюмских портретов к залу Византии и Италии).Всё остальная часть экскурсии будет посвящена живописи. Продолжение экскурсии в зале 8.

kraeved1147.ru

Когда впервые видишь эти портреты, которым без малого две тысячи лет, кажется, что столкнулся с настоящим чудом. Как это? за 5 веков до византийских ликов? за 10 веков до романского искусства? за 15 веков до Возрождения? Они же совсем живые!

Открытие

В 1880-х годах грабители древнеегипетских могил нашли близ оазиса Эль-Фаюм необычные портреты на деревянных досках, с поразительной достоверностью передававшие черты умерших людей. Каждый был вставлен в покровную ткань мумии на место лица, а под бинтами лежала табличка с указанием имени человека, его возраста и занятий. Расхитители вырвали портреты, таблички же были ими брошены и почти все погибли.

Предприимчивый венский антиквар Теодор Граф приобрел часть найденных досок у египетских перекупщиков и в 1887 году показал их на выставках в Берлине, Мюнхене, Париже, Брюсселе, Лондоне и Нью-Йорке. Так мир узнал о портретах, получивших название фаюмских. Впоследствии похожие живописные работы стали находить и в других районах Египта, но первое название стало собирательным, и все портреты продолжают называть по имени далекого оазиса на границе ливийской пустыни.

Несколько портретов из коллекции Теодора Графа находятся в Венском музее истории искусств. Вот один из них, изображающий смуглого мужчину с вьющимися волосами и пронзительным взглядом:

Мужской портрет. Фаюм, Египет, 161-192 гг. н.э. Музей истории искусств, ВенаDSC_5922-1_resize.jpg

В том же 1887 году в Хаваре, на южной оконечности Фаюмского оазиса, работала экспедиция английского археолога Флиндерса Питри. Ему удалось обнаружить еще 80 портретов, некоторые из которых можно смело отнести к шедеврам мировой живописи, настолько они выразительны:

Женщина в красной тунике. Хавара, Египет, 110-130 гг. н.э. Национальный музей Шотландии, Эдинбург

Следует сказать, что фаюмские портреты, найденные в конце XIX века, не были первыми египетскими погребальными образами, ставшими известными в Европе. В далеком 1615 году итальянский путешественник Пьетро делла Валле привез из Египта три мумии, две из которых были с портретами. Затем в 1820-е годы через Генри Солта, британского консула в Каире, в Европу попали еще несколько портретов, один из которых был приобретен Лувром:

Женский портрет. Фивы, Египет, 2я половина II в.н.э. Лувр, Париж

Этот портрет находился в зале египетских древностей Лувра с 1826 года, все посетители его видели, но… мало кто замечал. Понадобился перелом в изобразительном искусстве последней трети XIX века, появление новых живописных течений, в особенности импрессионизма, чтобы сознание современников оказалось готово к принятию фаюмских портретов не как забавного курьеза, но как явления мировой культуры.

Одной из важных точек в этом процессе стало открытие Ричардом фон Кауфманом так называемой Могилы Алины. Это произошло в 1892 году в Хаваре. В небольшой гробнице археолог обнаружил восемь мумий, три из которых – женщина и два ребенка – были с портретами. Из греческой надписи стало известно, что женщину звали Алиной и скончалась она в возрасте 35 лет. Реалистичность этого портрета поражает, а техника исполнения такова, что не зная даты создания, его вполне можно было бы отнести к XIX веку.

Портрет Алины. Хавара, Египет, 24 г.н.э. Египетский музей, Берлин

Откуда мы?

К настоящему времени известна уже почти тысяча фаюмских портретов, треть из которых найдена в окрестностях Эль-Фаюма, а остальные обнаружены в других районах Египта. Все они датируются I-III веками нашей эры. Как создавались эти необычные изображения? Почему именно в Египте? Почему в начале нашей эры? Короткий ответ состоит всего из нескольких слов: так совпало. Три культурных источника соединились вместе и образовали новый поток.

1. Греческие корни

В IV веке до нашей эры Египет был завоеван Алексанром Македонским. После его смерти царем Египта стал ближайший друг Александра Птолемей, потомки которого правили страной более трех веков. При Птолемеях Египет вновь обрел утраченное ранее могущество, при этом правящий класс во многом стал греческим, а эллинизм широко распространился по всей стране. Как раз в это время греческая живопись достигла своего расцвета: объем научились передавать светотенью, использовались линейная и воздушная перспективы, развивалась колористика. Поэтому с определенностью можно сказать, что изобразительная традиция фаюмских портретов имеет греческие корни.

К сожалению, эллинистическая живопись до нас не дошла. Все знают греческую скульптуру, но ни картин, ни портретов греческих художников не сохранилось. Все что мы знаем об этом искусстве – это описания историков и римские копии отдельных работ. Одним из самых знаменитых греческих художников был современник Александра Македонского Аппелес, он первым начал рисовать портреты и ему единственному царь доверял рисовать себя. До нас дошла римская фреска, которую считают копией одной из работ Аппелеса, представляющей гетеру Фрину в образе Афродиты:

Афродита Анадиомена, I в.н.э. Дом Венеры, Помпеи

О другом известном греческом портрете мы также можем судить лишь по римской копии, “законсервированной” в Помпеях пеплом Везувия во время извежения 79 г.н.э. Эта мозаика изображает битву Александра Македонского с персидским царем Дарием, она считается копией картины греческого мастера Филоксена, жившего в IV до.н.э. (существует, впрочем, мнение, что автором картины был Аппелес).

Александр Македонский. Фрагмент мозаики из Помпей, I в.н.э. Национальный археологический музей, Неаполь

Главной техникой, которая пришла в Египет из Греции и использовалась в фаюмских портретах, была энкаустика – живопись окрашенным воском. Работа выполнялась расплавленными восковыми красками с использованием не только кистей, но и лопаточек и даже резцов. Исправления были практически невозможны, все в картине должно быть сделано правильно с первого раза. Писали чаще всего на дереве, реже на ткани. Считается, что энкаустика была изобретена еще в древней Греции, откуда распространилась по всему античному миру, но первыми дошедшими до нас образцами стали именно фаюмские портреты.

2. Римское влияние

Греческий портрет всегда был условным и идеализированным. В классической Греции индивидуальность в изображениях реальных людей никогда на подчеркивалась, и даже напротив – воспрещалась, чтобы в гражданах не развивалось тщеславие. Герои прославляли не себя, а свои города-государства, знаменитые атлеты представлялись идеальными статуями. Реалистическое направление развилось лишь в эллинистический период после походов Александра. Но и тогда в основе портрета оставалось не лицо, а вся фигура, “человек вообще”, изображаемый в полный рост.

Древнеримская традиция была иной. Здесь развитие портрета было связано с усилением интереса к конкретной личности со всеми ее особенностями. В основу римского портрета (прежде всего скульптурного) была положена тщательная натуралистическая передача индивидуальных черт персонажа. Римляне верили в себя и считали человека достойным уважения в том виде, какой он есть, без приукрашивания и сокрытия физических недостатков. От скульптурных изображений в полный рост они перешли к бюстам, поскольку по представлениям кельтского и италийского мира жизненность и личность сосредоточены в голове, и достаточно изобразить только ее, чтобы выразить всего человека.

Терентиус Нео и его жена. Фреска из Помпей, 55-79 гг. н.э. Национальный археологический музей, Неаполь

Древнеримская портретная живопись, переняв у греческих мастеров передачу объема и композиционные приемы, внесла в их систему новые черты. Это прежде всего персонификация, внимание к чертам лица, обогащение колорита, свободная манера, сохраняющая характер эскизного наброска. Эти особенности хорошо видны и в фаюмских портретах. Неслучайно они появились на рубеже нашей эры, поскольку именно в это время эллинистический Египет был завоеван Римом (30 г. до н.э) и превратился в одну из провинций Римской империи. Правящая верхушка Египта постепенно становилась римской, а культура метрополии, включающая и живописные стили, начала господствовать и в ее провинции.

3. Египетские традиции

При всех своих эллинистических и римских чертах, фаюмские портреты все же остаются глубоко египетскими по своему духу, поскольку это прежде всего портреты погребальные.

Культ мертвых существовал в Египте с глубокой древности. Одна из его основ – это понятие о бессмертной душе-двойнике человека, которая живет в загробном мире, но может возвращаться в захороненное тело. И очень важно, чтобы душа свое тело узнала. Для этого умерших мумифицировали и сохраняли, для этого мумии снабжали спрятанными табличками с именами, для этого же использовались погребальные маски и портреты.

“Запасная голова”. Египет, 2609-2584 гг. до н.э. Венский музей истории искусств

Это одно из самых старых портретных изображений человека. Во времена Хеопса такие головы клали в гробницу невдалеке от мумии хозяина, чтобы душа могла вернуться в нее в случае повреждения мумии или, возможно, чтобы узнать “свое” тело. Более поздние погребальные египетские маски не только несли в себе черты реального человека, но и являлись образом его души и астрального духа. Поэтому они имели идеализированные черты, являясь как бы лицами вечности.

Погребальная маска, Египет, 1400-1300 гг. до н.э. Лувр, Париж

По верованиям египтян, часть души человека, называемая Ка, после смерти должна была видеть погребенные вместе с телом любимые домашние вещи, жертвоприношения, еду и питье, чтобы “пользоваться” всем этим в загробной жизни. Другая часть души, Ба, путешествовавшая по загробному миру, покидала тело через рот, а возвращалась через глаза. Для этого на саркофаге или на стене гробницы обязательно делали изображение покойного с открытыми глазами (страшной местью было замазать глаза на таком образе…). Поэтому далеко не случайно, что глаза на фаюмских портретах так проработаны и подчеркнуто выделены. Это не желание приукрасить человека, а необходимая черта ритуала, без которой портрет на мог бы выполнять свои основные функции. И также неслучайно, что глаза на этих изображениях смотрят не на зрителя, а сквозь него – это взгляды в вечность, в иной мир.

Портрет мужчины. Антинополь, Египет, 190-230 гг. н.э. Лувр, Париж

Фаюмские портреты захоранивались вместе с мумией изображаемого ими человека. Это по-видимому и стало главным фактором, позволившим нам любоваться этими творениями через много веков после их создания. Сухой климат Египта и стабильная атмосфера закрытых гробниц сохранили нежную восковую живопись, не дали разрушится ее деревянным и тканым основам.

Кто мы?

Удивительно, но фаюмский портрет, похоже, не связан с какой-либо конкретной категорией населения. Этническое, социальное и даже религиозное происхождение персонажей очень разнообразно: тут есть египетские жрецы, иудеи и христиане (несмотря на протесты, египетские христиане бальзамировали своих покойников), высокопоставленные римские чиновники и освобожденные рабы, спортсмены и военные герои, эфиопы и сомалийцы… Однако было бы неверно верить в своеобразное “обращение” этих людей в египетскую религию. Скорее можно говорить о принятии ими определенных идей, которые происходили из египетских погребальных обрядов, и следовании традициям страны проживания.

Портрет женщины, называемой “Европейка”. Антинополь, Египет, II в.н.э. Лувр, Париж

Скорее всего эта женщина была достаточно богатой римлянкой. Она одета в фиолетовую тунику и желтый плащ, который крепится круглой брошью с большим изумрудом. Ее уши украшены серьгами, каждая из которых состоит из темного камня, вставленного между двумя крупными жемчужинами. Под золотым листом, нанесенным на шею, лабораторный анализ выявил жемчужное ожерелье. Сияние золота, напоминающее солнечный свет, сделало для египтян этот металл символом бессмертия. Поэтому золотые листки или вставки часто использовали для погребальных портретов, покрывая ими фон вокруг головы, рамку вокруг портрета или, как здесь, часть одежды.

Фаюмские портреты писались с живых людей, причем делалось это когда человек был в достаточно молодом возрасте, можно сказать в расцвете своих сил. После этого портрет мог многие годы находится в доме хозяина. Археолог Питри находил в домах рамки для портретов и портреты с подвесами. После смерти человека изображение вкладывалось в бинты мумии, часто на него наносили через трафарет золотой венок – типичный погребальный атрибут греков.

Портрет юноши. Египет, первая половина II в.н.э. ГМИИ им.Пушкина, Москва

По видимому, исключением из правила письма портретов с живой натуры, были детские образы. Многие из них создавали уже после смерти ребенка…

Портрет мальчика. Антинополь, Египет, конец II – начало III века н.э. Лувр, Париж

Некоторые фаюмские портреты имеют достаточно точную датировку. Помимо научных способов, время их исполнения помогли установить прически. Мода в римском обществе играла большую роль. Эпоха правления каждого императора отмечалась своим стилем. Мужчины подстраивались под императора, а императрица или другая представительница императорского дома изобретала особую, только ей свойственную прическу, которую копировали женщины. Образцы новых причесок привозили в Египет в виде моделей-головок.

Например, мужской портрет из венского Музея истории искусств датирован временем правления Марка Аврелия. Сравните его с бюстом императора:

А вот портрет молодой женщины, скромная прическа которой достаточно типична для периода правления императора Адриана (117-138 н.э.):

Женский портрет. Антинополь, Египет, II в.н.э. Лувр, Париж

Этот портрет не отделяли от мумии, в которую он вставлен. Рентгенологический анализ показал, что покойная была сорокалетней женщиной, а не молодой как на портрете, т.е. датой создания мумии является примерно середина II века.

Женская мумия с портретом. Антинополь, Египет, II в.н.э. Лувр, Париж

Мумия эта лежит за стеклом витрины Лувра так, что ее очень трудно сфотографировать вместе с “лицом”, поэтому снимок ее в полный рост я привожу с сайта музея. По-видимому для этого мумию вынимали из витрины

Женская мумия с портретом. Антинополь, Египет, II в.н.э. Лувр, Париж

На груди женщины видна греческая надпись ΕΥΨΥΧΙ ΕΥΔΑΙΜΟΝΙ, написанная черными чернилами. Трактовки ее разнятся, одни авторы читают надпись как “Прощай, будь счастлива”, другие считают второе слово (“Эвдаймон”) именем умершей. Мне кажется, что первая версия более правдоподобна, поскольку в египетской традиции раскрытие имени усопшего считалось недопустимым – ведь зная его недруги могли навредить бессмертному Ка человека.

На портретной доске, впелёнутой в бинты, видны косые следы от пилы над плечами женщины рядом с ее шеей. Это характерная деталь для работ из Антинополя: здешние портреты, как и в других местах, писались на прямоугольных досках, но перед пеленанием их верхнюю часть подрезали с боков, чтобы доска лучше вписывалась в форму мумии.

Еще один портрет из этого региона, также подрезанный на уровне плеч:

Портрет молодой женщины. Антинополь, Египет, 130-150 н.э. Лувр, Париж

Художник умело использовал плотность воска, укладывая его в штрихи, которые следуют за формой лица, кривыми бровей. Эта же техника хорошо видна и на портрете Европейки, где восковые мазки еще более тонкие и выпуклые. Интересно, что на том портрете ресницы не прорисованы, а прорезаны: в нужных местах воск соскоблен острым инструментом до нижнего слоя черного грунта.

Портрет жреца. Хавара, Египет, 140-160 гг. н.э. Британский музей, Лондон

Этот образ был найден Флиндерсом Питри при раскопках в Хаваре. На нем изображен жрец культа бога Сераписа, чьей отличительной особенностью была диадема с семиконечной звездой – символом семи небесных тел. Серапис был эллинистическим богом изобилия, подземного царства и загробной жизни. Его обычно изображали как греческого бога, но с египетским атрибутами.

Портрет Аммониоса, Египет, III в.н.э. Лувр, Париж

Этот портрет написан не на доске, а на ткани, являющейся частью погребального савана. Он интересен своими деталями. В одной руке молодой человек держит богатый кубок с вином, в другой – “венок Озириса”, гирлянду цветов, символизирующую его очищение от грехов. Слева от шеи нарисован желтый знак Анкх – символ жизни, а справа – маленькая статуя божества, скорее всего Озириса. В углу ворота белой туники видны две маленькие фиолетовые линии, которые характеризуют точность работы художника: на многих туниках, найденных в египетских гробницах, места соединения ткани у ворота стягивались несколькими стежками красной, синей или пурпурной шерсти.

Куда мы идем?

К III веку н.э. энкаустика при написании фаюмских портретов постепенно начинает заменяться темперой, где в качестве связующего вещества красок используется не воск, а яичный желток и вода. Но изменения происходят не только в технике письма, но и в самом стиле изображений: их телесная реалистичность словно начинает угасать, объёмность форм сменяется плоскостной декоративностью.

Портрет молодой женщины. Мемфис, Египет, 2я половина II века н.э. Лувр, Париж

Происходит отказ от идеалов античного реализма, художники все больше предпочитают схематические и символические изображения. По-видимому, многие портреты уже не писались с натуры. В поздних фаюмских портретах усиливается условность в трактовке лица и одежды, возрастает роль силуэтности.

Женский портрет. Фивы, Египет, III в.н.э. Лувр, Париж

Таким тенденциям находят достаточно разные объяснение. Одни авторы полагают, что погребальные портреты ставятся на поток, становятся скорее ремеслом и лубком, чем искусством. Другие считают, что с развитием религиозных представлений на первый план выходит не художественный образ, а богословская идея, все больше сближающая новый стиль с иконописью. Иногда фаюмские портреты даже называют “иконами до иконописи” – ведь древние художники стремились изобразить не просто внешний облик умершего, но его вечную душу.

Портрет мужчины. Фивы, Египет, середина III в.н.э. Лувр, Париж

Так или иначе, но закономерность не случайна: в тогдашнем мире происходил огромный исторический перелом. Римская империя постепенно рушилась под натиском варваров, центр духовности и силы перемещался с запада на восток, а христианство становилось наиболее распространенной религией.

В 313 году император Константин признал христианство государственной религией империи, а в 395 году Египет стал частью Византии. С этого времени и на долгие столетия живопись входит в двумерный мир. Кто-то называет это потерей третьего измерения, кто-то – обретением четвертого, в котором картина обладает божественными качествами того, кого она представляет. Фаюмские же портреты постепенно исчезают, поскольку христианство прекращает египетскую практику бальзамирования тел, а техника энкаустики забывается.

Так куда же они шли?

Дарий III, фрагмент копии греческой картины IV в. до н.э.Портрет Алины, Фаюм I в.н.э.Женский портрет, Фаюм, III-IV в.н.э.

Можно только догадываться, каких высот достигало греческое и римское изобразительное искусство. Скорее всего, фаюмские портреты – это не расцвет древней живописи, а ее закат – последнее дыхание уходящей античности перед началом ее вечной жизни.

Или может так?

Портрет жреца, Фаюм, II в.н.э.Христос Пантократор, Константинополь, VI в.н.э.

Фаюмский портрет – предтеча и во многом источник византийской культуры. Это лики, которые перешагнули порог вечности и стали символами как поиска Бога, так и воссоединения с ним. Взгляд их огромных глаз, устремленный сквозь зрителя, познал нечто недоступное живым и передал это всему христианскому искусству.

Или…

Женщина в красной тунике. Фаюм, II в.Кес ван Донген, Портрет блондинки, XX в.

…фаюмский портрет – это древний импрессионизм, в котором проявилась передача художниками своих мгновенных впечатлений. Начало импровизационных техник, развитие культуры мазка, системы добавочных тонов и красочных лессировок, повлиявшее на живопись XX века.

А может быть, не нужно никаких теорий, а достаточно оглянуться по сторонам и увидеть ожившие портреты рядом с нами?

Женский портрет, Фаюм, II в.н.эНезнакомка из музея Орсэ, 2016 г.

Взгляд этой девушки, скользнувший мимо меня в бесконечность, явился тем толчком, который привел к появлению этой записи…

blog.arthistoryonline.ru

фаюмский портрет - это... Что такое фаюмский портрет?

надгробный живописный портрет в Древнем Египте (1–3 вв. н. э.). Получил название по месту первой крупной находки подобных произведений в погребениях на территории оазиса Фаюм на севере Египта (1887). Фаюмские портреты – единственный известный нам образец древней станковой портретной живописи – написаны в технике энкаустики (восковыми красками) или темперой на тонких деревянных дощечках (реже – на холсте). В области Дельты, откуда происходят портреты, сначала греки (с 4 в. до н. э.), а позднее (с 30 г. до н. э.) римляне составляли большинство населения. Они восприняли многие древнеегипетские обычаи, в частности мумификацию; однако вместо условных масок, которые египтяне клали на лицо мумии, стали использовать реалистические портреты. В фаюмских портретах соединились и сложно переплелись египетская незыблемая вера в бессмертие души, эллинистическая просветлённость и жизненная достоверность римского скульптурного портрета. Ранние портреты писались при жизни человека, с натуры, могли вставляться в раму и висеть на стене в его доме. После смерти изображённого их обрезали по краям и вставляли в льняные бинты, обёртывающие мумию (портреты, написанные на холстах, аккуратно нашивались на готовую пелену), так, чтобы портрет помещался точно на лице и заменял погребальную маску. Изображения божеств на погребальных пеленах писались заранее по трафарету, заготовки делались ремесленниками. Их символика выдержана в типично египетском духе, а стиль живописи плоскостно-декоративный. Фигура умершего дописывалась позже, на заказ; по правилам античного искусства, она представала в трёхчетвертном развороте. Отходя от древнеегипетской неподвижности, образ переносился в другое измерение, в сферу человеческих чувств.

Москва"> «Портрет юноши в золотом венке». 2 в. н. э. Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Москва

 

«Портрет девушки». Нач. 3 в. н. э. Государственные музеи. Берлин

 

Саркофаг Артемидора. 2 в. н. э. Британский музей. Лондон

  Фаюмские портреты условно подразделяются на две группы: ранние, 1–2 вв., выполненные в реалистической манере, и поздние, кон. 2–3 в., более условные. Среди них можно выделить близкие по типу изображения бородатых мужчин, юношей, детей, женщин, супружеских пар. Композиция портретов в целом была стандартной – изображалась лишь голова и верхняя часть плеч. Тем не менее каждый из портретов своеобразен и неповторим. Во 2–3 вв. христианское вероучение начало оказывать ощутимое воздействие на разные области жизни, хотя эта религия ещё не была господствующей. В искусстве произошёл отказ от прежних идеалов античного реализма, художники предпочитали схематические и символические изображения. Портреты уже не писались с натуры, объёмность форм сменилась плоскостной декоративностью. В поздних портретах усиливалась условность в трактовке лица и одежды, возрастала роль силуэтности, что сближало этот стиль с иконописью. Художники особенно выделяли и увеличивали глаза; в фаюмских портретах эта черта, характерная для древнеегипетской маски, придавала образам аскетическую экспрессию. Поздние портреты писались жидкой темперой, которая наносилась ровным слоем и создавала гладкую поверхность. Однако и такие условные портреты нередко обладали выразительной, индивидуальной характеристикой. Самыми значительными собраниями фаюмских портретов располагают музеи Каира, Берлина, Лондона и Парижа, а также Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина в Москве.

(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)

dic.academic.ru

ФАЮМСКИЕ ПОРТРЕТЫ. Надежда Ионина. 100 великих картин. Книги по истории онлайн. Электронная библиотека

Египет навсегда останется богатой сокровищницей для всех веков и народов, для ученых многих отраслей наук, которых интересовали искусство, богатая культура, своеобразная природа этой страны. Так и Плиний Старший в своих трудах свидетельствует, что живопись получила свое название в Египте, где она была известна еще за 6000 лет до греков. Этим искусством занимался знаменитый Гермес Трисмегист, а ему его передал последний потомок Ноя. Древность живописи в Египте доказывается еще и тем, что Моисей в «Книге Бытия» запрещает народу израильскому подражать фигурам, рисованным египтянами. Эти свидетельства убеждают, что живопись в Египте уже в те времена была доведена до того совершенства, которое было связано с предписаниями. Так, например, религия древних египтян запрещала всякое изучение анатомии, а для изображения человека предписывала несколько известных нормальных поз, отклониться от которых художник уже не мог.

К числу произведений древней египетской живописи относятся знаменитые фаюмские портреты, которые впервые были найдены в 1887 году при раскопках захоронений близ деревушки эр-Рубайат в Фаюмском оазисе. Впоследствии такие портреты стали находить и в других местах (Мемфисе, Аквинуме и т.д.), но по месту первых больших находок они все получили название «фаюмских».

Единичные фаюмские портреты и до этого хранились в некоторых западных музеях, но внимание ученых они к себе почему-то не привлекали. Только после археологических находок в конце 1880-х годов в некоторых городах Западной Европы (Вене, Берлине, Париже и др.) были устроены выставки фаюмских портретов, и тогда портретами заинтересовались ученые. В настоящее время в музеях мира насчитывается более 600 фаюмских портретов, особенно первоклассные памятники собраны в Государственных музеях Берлина, Египетском музее в Каире, Лувре, Британском музее, в нашей стране такие портреты есть в Эрмитаже и Пушкинском музее изобразительных искусств.

Первые фаюмские портреты, как уже говорилось выше, были обнаружены археологами в пустыне Хавора, где находился некрополь эллинистического города Арсиноя (древнего Крокодилополиса). Фаюмский оазис, совершенно отделенный от долины Нила, не мог не создать в своей живописи чисто местных особенностей. После завоевания Египта сначала Грецией (IV век до н.э.), а потом Римом (30-е годы до н.э.) греки и римляне восприняли многие черты древнеегипетской культуры, между прочим, и культ мертвых со всеми его обрядами и непременным бальзамированием тел.

Египтяне с древних времен покрывали лицо забинтованной мумии маской, в греко-римский период вместо маски они стали использовать портреты, написанные на доске или на холсте. Эти портреты они прикрепляли к лицу мумии так, что из бинтов, ее окружающих, была видна только голова изображенного на портрете человека. Другими словами, из небольшого отверстия среди бинтов, как из окошечка, выглядывало реалистически изображенное лицо покойного.

Гробницы в Фаюмском оазисе и других местах были полуразграблены еще в древнее время, но оказавшиеся на мумиях живописные портреты (их было 94) от египетских старьевщиков-перепродавцов попали в руки венскому антиквару Теодору Графту. У него с ними познакомился известный египтолог и писатель Георг Эберс, который сразу же оценил историческую и художественную значимость фаюмских портретов. Потом к коллекции Т. Графта добавилось еще 40 портретов, найденных в 1887—1888 годы Флиндерсом Петри.

Долгое время возникновение фаюмских портретов относили к эпохе Птолемеев (IV—I века до н.э.), однако некоторые специалисты предполагали, что фаюмские портреты появились во время римского господства в Египте. Было и еще одно мнение — что фаюмские портреты появились в первой половине I века нашей эры и существовали до IV века. В настоящее время окончательная датировка фаюмских портретов относится к 1—11 веку нашей эры.

Помимо чисто научного способа датировки портретов, время их исполнения помогли установить... прически. Мода на мужские и женские прически представляла в Римской империи вполне определенную величину. Эпоха правления каждого императора отмечалась новой модой в этой области, более того императрица или отдельная представительница императорского дома изобретали каждая для себя только ей свойственную прическу. Формы женских причесок в Египет привозились в виде моделей-головок. Если моды на мужские прически никогда не запаздывали, то модели тех или иных женских причесок в провинциях существовали гораздо дольше, чем в самом Риме. Это предположение ученых оказалось справедливым и для тех городов Фаюмского оазиса, которые не были центром Египта.

Фаюмские портреты, как правило, исполнялись на доске, но иногда археологам попадались и портреты, написанные на холсте, а потом наклеенные на деревянную дощечку. Для этого чаще всего использовались устойчивые к гниению породы дерева — кедр, сикомора, пиния (итальянская сосна), кипарис.

Большинство фаюмских портретов (по крайней мере, самые ранние из них) выполнено в древней технике энкаустика — то есть красками на воске. Краски обычно наносились прямо на дерево, без предварительной ґрунтовки. Художники использовали разной величины кисти и каустерии — разогретые металлические стержни с лопаточкой на конце (их еще называют цестром). Работа была чрезвычайно сложной и трудоемкой, энкаустика требовала навыков и сноровки, поскольку никаких исправлений делать не позволялось. Краски нужно было наносить на навощенную доску расплавленными. Быстро застывающий воск образовывал неровную, богатую рефлексами красочную поверхность, что еще больше усиливало впечатление объемности изображения.

Фон фаюмских портретов обычно всегда однотонный — от различных оттенков коричневого и серого до голубовато-стального. Эта сочная, прозрачная, насыщенная светом тональность позднее сменилась блеклостью и мертвенностью условно трактованных портретов. Любой из фаюмских портретов, как бы живописен он ни был, остается ритуальным, связанным с мумией. Это обусловило и передачу возраста в фаюмской живописи — смешанном греко-римско-египетском искусстве. Еще с эпохи Древнего царства в Египте существовали изображения юношей, людей среднего и преклонного возраста, и все же наиболее популярным видом изображения был некий вневозрастной, идеальный образ — в большинстве случаев юный, с застывшей на лице улыбкой.

В Копенгагенском музее хранится портрет мужчины, изображенного в расцвете сил. В таком же среднем возрасте находился и некий Деметрий из Бруклинского музея, хотя письменные источники свидетельствуют, что оба они умерли глубокими стариками. Из фаюмских экспонатов, находящихся в Пушкинском музее изобразительных искусств, лучшей является пелена с портретом мужчины. На ней (согласно принятой в Египте иконографии) изображен Анубис — древнеегипетский бог бальзамирования и проводник в загробное царство. Он представляет душу умершего на суд Осириса. Душа на этом саване имеет тот вид, который человек имел при жизни. Рядом стоит мумия этого же человека с маской на лице.

Вся сцена, изображенная на погребальном саване, выдержана в египетском плоскостно-декоративном стиле, только фигура в центре составляет исключение. Умерший, по-видимому, был римлянином, и соответственно фигура, олицетворяющая его душу, написана почти по всем правилам искусства, близкого к греко-римскому стилю. Вся пелена написана по трафарету, какие в большом количестве заготовлялись ремесленниками, а центральная фигура, вероятно, была приписана позже.

Особенно интересно на этом изображении лицо, написанное на отдельном куске холста и нашитое на пелену. Оно представляет собой портрет, написанный рукой весьма искусного мастера. Такие портреты писались по специальному заказу и позже прилаживались к трафаретным композициям на пеленах.

Хранится в Пушкинском музее и так называемый «Портрет юноши», на котором изображен смуглый красавец. Твердые черты лица, смелый разлет бровей, огромные горящие глаза его выражают темперамент горячий, может быть, даже необузданный. Четкий, словно литой из бронзы силуэт, подчеркнутый в колорите контраст, сочетающий белый, темно-коричневый и черный цвета, —все это усиливает внутреннюю напряженность образа. Портрет этот, видимо, был написан для погребения, однако золотой фон нанесли тогда, когда доска была уже вставлена в бинты.

historylib.org