2.3 Книдская школа. Особенности медицинской практики в Древней Греции
Похожие главы из других работ:
Организация школы здоровья для беременных женщин
2.1 Понятие «школа здоровья». Актуальность
Школа здоровья - организационная форма группового консультирования, гигиенического обучения и воспитания, являющаяся комплексной медицинской профилактической услугой. Школа для беременных - это целый комплекс занятий...
Особенности медицинской практики в Древней Греции
2.1 Косская школа
Косская медицинская школа - главная медицинская школа Древней Греции. Первые сведения о ней относятся к 584 г. до н. э., когда жрецы Дельфийского Оракула попросили Неброса с о. Кос и его сына Хрисоса прекратить моровую язву...
Особенности медицинской практики в Древней Греции
2.2 Кротонская школа
Кротонская медицинская школа достигла своего расцвета в VI веке до н. э...
Особенности медицинской практики в Древней Греции
2.4 Силицийская школа
Сицилийская врачебная школа была создана позднее, в V веке до н.э., на острове Сицилия. Основал ее Эмпедокл, который был философом, политиком...
Особенность деятельности медицинской сестры кардиологического отделения и целесообразность использования школы здоровья для больных с артериальной гипертонией на базе Елизаветинской больницы
1.2 Школа здоровья для больных, как фактор повышения эффективности контроля артериальной гипертонии
Мировой опыт развития методологии информационной деятельности в здравоохранении, целью которой является влияние на процесс изменения поведения в отношении здоровья, позволил выработать концепцию...
Система поддержания здоровья детей
2. Системный подход в решении проблемы сохранения и поддержания здоровья учащихся МООУСТ «Санаторно-лесная школа»
...
Система поддержания здоровья детей
2.1 Цели МООУСТ «Санаторно-лесная школа»
МООУСТ «Санаторно-лесная школа» - школа оздоровительного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении. В нее для реабилитации, восстановления здоровья тубкабинетом, фтизиатрами направляются дети «группы риска» (тубифицированные...
med.bobrodobro.ru
СТАНОВЛЕНИЕ МЕДИЦИНСКОГО ЗНАНИЯ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ (КОССКАЯ И КНИДСКАЯ МЕДИЦИНСКИЕ ШКОЛЫ)
СТАНОВЛЕНИЕ МЕДИЦИНСКОГО ЗНАНИЯ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ (КОССКАЯ И КНИДСКАЯ МЕДИЦИНСКИЕ ШКОЛЫ)
Давыдов Борис Вячеславович
канд. с. наук, старший преподаватель кафедры истории медицины, истории Отечества и культурологии Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, РФ, г. Москва
FORMATION OF MEDICAL KNOWLEDGE IN ANCIENT GREECE (KOSS AND KNIDOSS MEDICAL SCHOOL)
Boris Davydov
Ph.D., Senior Lecturer of the Chair of medical history, national history and cultural studies in the I.M. Sechenov First Moscow State Medical University, Russia, Moscow
АННОТАЦИЯ
Работа раскрывает исследование Корпуса Гиппократа и теоретической базы достижений книдосских врачей. Анализируется историческое влияние врачей Книдской и Косской медицинских школ на формирование общего взгляда на причины болезней. Методология предлагаемого анализа основана на внимании к натурфилософской традиции Древней Греции.
ABSTRACT
The article reveals the research of the Corps of Hippocrates and theoretical framework of Knidos doctors achievements. The work analyzes the historical influence of Koss and Knidoss medical schools doctors on formation of a general view of disease causes. The methodology of the proposed analysis is based on attention to natural philosophy tradition of ancient Greece.
Ключевые слова: история и философия науки; история медицины; Корпус Гиппократа.
Keywords: history and philosophy of science; history of medicine; the Corps of Hippocrates.
Начало истории натурфилософии в историографии принято связывать с основанием Фалесом из Милета ионийской натурфилософии, которую по-другому принято называть «ионийской физикой». Фалес вводит концепцию первоэлемента в качестве универсальной теории, утверждая, что все вещи произошли из воды. Надо сказать, что остров Книд находился недалеко от Милета, и являлся одним из многочисленных участков архипелага, который был колонизирован греками. Книдская (также распространено другое название — Книдосская) медицинская школа широко представлена в мировой литературе. Начало деятельности этой школы совпадает с развитием Милетской школы (или школы ионийской натурфилософии). Следует отметить, что нехватка источников не позволяет нам объективно и четко говорить о конкретных датах. Более того, также не сохранились и архивы Книдосской медшколы, по которым не составило бы труда четко дифференцировать характер её внешних связей [3]. Как раз этим обстоятельством и обусловлено отсутствие определенной информации о взаимосвязи Книда и Милета. Тем не менее, гносеологически, то есть по косвенным признакам мы могли бы определить такую связь. Несмотря на скудность источниковедческой базы, позволяющей судить о направлении развития Книдосской школы, в историографии все хорошо отражено. Для этой медицинской школы, и это общее мнение историков, было характерно стремление к созданию объединяющей теории в медицине. Даже критика Книдосской медицинской школы, отмеченная в историографии, доказывает чрезмерную склонностью врачей этой школы к теоретизированию в ущерб эмпирическому опыту. В мировой историографии бытует общепринятое противопоставление Книдосской и Косской школ именно по критерию отношения к практическому знанию. Надо сказать, что Косская школа — и это ярко выражено в «Корпусе Гиппократа», основывает медицину путем накопления эмпирического опыта и персонального подхода к пациенту, диагностируя его заболевания и выбирая методы его лечения. Для врачей же с острова Книд основным был поиск общей теоретической формулы болезни, прямо проистекавшей из универсальной натурфилософской теории. Нам следует учитывать и географическую близость к Милету, и интенсивные торговые, политические и социальные связи между ионийскими городами. Здесь логически мы исходим из их тесной связи. Не случайно, что предпосылки и первые зачатки рациональной натурфилософии возникают в греческих колониях, а точнее в ионийских городах и Великой Греции. Именно в Великой Греции, объединяющей юг Италийского полуострова и колонизированную греками Сицилию, возникает второе крупнейшее, наряду с ионийской физикой, философское движение — пифагореизм [9, 10].
В истории науки считается, что для реализации магистральных процессов, иначе революции, необходимо совпадение интеллектуальных и социальных предпосылок. Специалисты сходятся в общем мнении, что важнейшей интеллектуальной и социальной предпосылкой к зарождению натурфилософского рационализма ионийцев и пифагорейцев стал кризис традиционной греческой религиозной мысли. Именно с этой позиции, развитие революции в философии, бурно развивающееся в колониях, выглядит очень логично.
Историки медицины едины во мнении, что написанный в IV—III веках до н. э. «Корпус Гиппократа» как раз представляет собой свод трудов нескольких различных авторов. Более того, они согласны с тем фактом, что «Корпус» — это продукт синтеза всего лучшего и современного в медицине того времени, признавая взаимовлияние Коса и Книда.
Похожая социальная и интеллектуальная обстановка складывается и в Великой Греции. С той лишь разницей, что южноиталийские и сицилийские греческие колонии богатеют и развиваются благодаря торговле и деловомц сотрудничеству с Западным Средиземноморьем. В этой связи, развитие нового философского и, как многие исследователи считают, религиозного движения в виде Пифагорейского союза становится совершенно естественным и оправданным в данной ситуации.
О деятельности врачей, членов или сторонников этого союза, нам известно много больше, чем о Книдосской школе.
Мы считаем, что работы Галена являются основным исторически достоверным источником сведений о деятельности Книдосской школы. Очевидно, что Гален пользовался рядом источников, не дошедших до нас. Существует свидетельство Феопомпа, в котором он утверждает о происхождении первых представителей Книдосской и Косской школ от Асклепия через Подалирия — «они вышли из Сирны, города Карии и их называли асклепиадами». Авторитетный историк медицины XIX века Ch. Daremberg в своей книге “La medicine, histoire et doctrines”, вышедшей в свет в Париже в 1865 году, по итогам анализа всего доступного объема источников, отмечает, что потомки (ученики) Подалирия были врачами, а не жрецами. Уже в XIX веке историки медицины смотрели на вопрос о взаимоотношении храмового врачевания и медицины, в современном смысле слова, как важнейшей в реконструкции догиппократовской истории медицины. Сам Ch. Daremberg в своих работах придерживался весьма радикального взгляда на эту проблему, тем самым крайне невысоко оценивая врачей того времени. Более того, он считал совершенно несущественным влияние натурфилософии, ставя на одну доску жрецов Эскулапа и таких врачей-натурфилософов как Алкмеон и Эмпедокл. Для Ch. Daremberg'а значимость имели исключительно практические знания анатомии и физиологии «поэтому он пренебрегал теми достижениями, которые медленно накапливала догиппократовская медицина, характеризуя их «не более, как плод фантазии». Работа Ch. Daremberg’а, по нашему мнению, являет собой классический пример презентизма и «виговского» подхода к истории науки. Именно такая методология утвердилась в истории к концу XIX века и господствовала в мировой историографии длительное время. В данной полемике, учитывая весь этот скепсис по отношению к медицине того времени, тем более ценным и заслуживающим доверия является решительное разграничение французским историком жрецов и врачей на Косе и Книде [5].
Мнение Ch. Daremberg’а подтверждается Галеном. Несмотря на критический тон и записи Галена, он явно рассуждает о медицинских взглядах врачей из Книда [6].
Мы полагаем, что, если бы у Галена была хоть малейшая возможность принизить авторитет Книдосской школы и смешать их с презираемым им жульническим храмовым врачеванием, он сделал бы это обязательно.
Дошедшие до нас сведения на взгляды врачей Книдосской школы были отражены в трактате «Книдские сентенции». В список наиболее важных представителей Книда, дошедший до нас, источники называют несколько имен, относящихся к более поздним этапам деятельности школы. Это современник Гиппократа Эврифон, ошибочно трактовавший клинику плеврита, как воспаления легкого, но верно признававший наличие маленьких кровеносных сосудов и описавший кровотечение их них. Нам известно, что водянку он лечил слабительными и рвотными средствами, а также теплыми припарками. При чехотке он прописывал пациентам принимать ослиное и женское молоко. При гнойных осложнениях, таких как, например, эмпиеме плевры, он рекомендовал использовать прижигания раскаленным железом. Известен также современник Гиппократа Ктезий, критиковавший мнение последнего о способе вправления вывиха тазобедренного сустава. Более того, Ктезий считал вывихи крупных суставов до конца неизлечивываемыми [8]. Диодор пишет о враче Ктезии с острова Книд, попавшего в плен к персам и удачно вылечившего раненого царя Артаксеркса. Ктезий впоследствии прожил 16 лет при его дворе. Царь полностью ему доверял и даже направил его в качестве посланника в Грецию.
Действительно важным мы считаем упоминание Орибасия о том, что Ктезий являлся автором многих трудов — о лекарственной терапии Персии и Индии. При этом сообщается, что труды о Персии и Индии содержали массу явных небылиц и не внушали доверия. Мы не можем судить об этом самостоятельно, так как книги до нас не дошли, однако считаем нужным подчеркнуть тот факт, что Ктезий писал об индийской медицине, находясь при дворе персидского царя.
Действительно важным, с точки зрения, дальнейшего развития истории естествознания, нам кажется список имен других врачей — представителей Книда, который нам удалось установить по разрозненным упоминаниям в различных источниках — Поликрит, Феомедом, Евдоксий, Хрисипп и Никомах (отец Аристотеля). С Хрисиппом много спорит Гален, а влияние Никомаха на становление Аристотеля, как ученого, невозможно переоценить [7, 9].
Взгляды книдоссцев, известные ему по «Книдским сентенциям», подвергаются Гиппократом серьезной критике. По его мнению, они чрезмерно увлекаются теоретизированием, что становится естественным в контексте нашего предположения о влиянии ионийской физики на становление медицинской школы Книда. С другой стороны, Гиппократ критикует их за чрезмерное внимание к локальным проявлениям болезней и жалобам самих больных. Некритичное восприятие жалоб и симптомов, их вызывающих приводит врачей к восприятию отдельных проявлений заболевания как самостоятельных недугов, отсутствия дифференцировки существенных и случайных симптомов и потери связи между многочисленными конкретными проявлениями болезни и её сущностью. По сути, тут речь идет об отсутствии целостного видения организма пациента и неверном понимании сути патологии, на которую жалуется больной. В результате этого стало выделение множества болезней, в действительности не существующих вовсе. Причина этого заключается, по мнениям Галена и Гиппократа, в недостаточном внимании к эмпирике, индивидуальному опыту лечения пациентов и попыток подогнать этот опыт под заранее разработанные теоретические модели [1, 2, 4].
В реконструкции истории Книдосской школы в VI—V в. до н. э. мы видим прямое развитие принципов и методов ионийской философии в древнегреческой медицине. Наиболее очевидной проблемой стал спекулятивный характер медицинских воззрений представителей этой школы. Именно эта умозрительность в сочетании с недостаточным вниманием к практическому опыту и стала причиной критики Книдоссцев современниками и, позднее, Гиппократом. Однако, именно прочно сформированная теоретическая база стала причиной достижения книдосскими врачами существенных прорывов в формировании общего взгляда на причины болезней, нашедших свое развитие в позднейшей (вплоть до Галена) медицинской литературе.
Список литературы:
Балалыкин Д.А., Шок Н.П. Взаимодополняющее развитие натурфилософии и медицины в Древней Греции. — Главный врач: хозяйство и право. — № 2. — 2013. — С. 47—52.
Ковнер С.Г., История медицины, Часть 1, Выпуск первый. Киев, В университетской типографии (И. Завадскаго), 1878, — с. 192.
Мейер-Штейнег Т., Зудгоф К. История медицины. / Перевод со второго немецкого издания под ред. В.А. Любарского, Б.Е. Гершуни. М.: Государственное издательство, 1925. — 463 с.
Мирский М.Б. Хирургия от древности до современности. Очерки истории. М.: Наука, 2000. — 798 с.
Daremberg Ch., La medicine, histoire et doctrine. Paris, 1865.
Daremberg Ch., Histoire des sciences medicales. Paris (I.B. Bailliere), 1870. 8. 2 Voll.
Lawrence I. Conrad, Michael Neve, Vivian Nutton, Roy Porter, Andrew Wear, Vivian Nutton, “The Western Medical Tradition: 800 BC to AD 1800”, Cambridge University Press, 1995, — 556 p.
Longrigg J., “Greek Medicine: From the Heroic to the Hellenistic Age A Source Book”, Routledge, New York, 1998, — 244 p.
Nutton V., “Ancient medicine”, Routledge Taylor & Francis group, London and New York, 2004, — 503 p.
Wise Th.A., Review of the history of medicine, Voll. II, London, 1867.
sibac.info
Сицилийская школа; Книдская и Косская Кротонская школы.
Вплоть до эпохи эллинизма (4 в до н.э) философия, политические и естественнонаучные воззрения составили единую нерасчлененную систему знания, почти все философы были одновременно естесвоиспытателями, многие из них интересовались вопросами медицины.
Характерная черта древнегреческого естествознания - обилие общих натурфилософских догадок, в которых естественно-научная мысль предвосхитила многие позднейшие научные открытия при недостаточном объеме фактических знаний о природе и человеке. Идеи древнегреческой философии и естественнонаучной мысли тесно связаны с проблемами медицины. Врачевание рассматривается в русле натурфилософии. В этот период характерно появление философских школ различных направлений.
Первая греческая философская школа возникла в малоазийской Ионии. Основатель – Фалес. Учения о единстве материи как всего сущего. Другая древняя школа – Пифагора. Начало всего сущего –число.
Кротонская врачебная школа. Основные учения: организм есть единство противоположностей, здоровый организм – результат равновесия противоположных сил – сухого и влажного, противоположное излечивается противоположным. Положено начало учения о патогенезе болезней: местом возникновения болезней считались головной мозг, спинной мозг и кровь. Сицилийская врачебная школа. Основатель Эмпидокл. Выделяет 4 элемента сущего: огонь, воду, воздух и землю. Положил начало физиологии, интересовался генетикой.
Книдская врачебная школа стала предметом гордости своего города и принесла ему широкую известность. В этой школе развивалось учение о четырех телесных соках (кровь, слизь, светлая желчь, черная желчь): здоровье понималось как результат их благоприятного смешения (греч. eucrasia) и, наоборот, неблагоприятное смешение соков (греч. dyscrasia) расценивалось как причина большинства болезней. (Позднее на основе древнегреческого учения о соках, организма сформировалась гуморальная теория (от лат. humores — жидкости), которая с некоторыми изменениями существовала в медицине вплоть до XIX в. Продолжая традиции вавилонских и египетских врачевателей, книдская школа развивала учение о признаках болезней — симптомах (греч. symptoma — совпадение, признак) и диагностике (лат. diagnoetica or греч. diagnostikos — способный распознавать), включая метод выслушивания и открытие плевретического трения (которыми пользовался и Гиппократ). Выдающимся врачевателем этой школы был Эврифон из Книда (Eurifon, V в. до н.э.) — современник Гиппократа.
Косская школа. Основоположник – Гиппократ. Здоровье связано с окружающим миром. Болезнь не наказание богов, а нарушение правил. Болезни происходят от ословий окружающей среды и от образа жизни. Гиппократики (ученики) поверхностному подходу противопоставляли внимательное наблюдение за больными. Одна и та же болезнь протекает неодинаково. Каждый организм имеет свои особенности. Все люди делятся на 4 типа по своей конституции и поведенческому характеру (темпераменту). Гиппократов сборник – энциклопедия древнегреческой медицины. Описано 250 лекарств растительного происхождения и 50 животного.