Древние римляне чем занимались. Чем же занимались древние римляне? Возникновение города Рим.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Древние римляне: одежда и быт. Древние римляне чем занимались


Чем же занимались древние римляне? Возникновение города Рим.

В вопросе о роде занятий древних римлян на сегодняшний день сущест­вуют различные точки зрения. Так, Покровский[10] полагает, что римляне изначально были в основе своей земледельцами. Причем земледелие в Риме строилось на началах общинной собственности на землю. « Основой всей экономической жизни древ­него Рима являлось, бесспорно, земледелие. По справедливому замечанию Г. Ф. Гушке, весь рим­ский календарь, расположение праздников и т. д., указывает на земледельческий уклад обыденной жизни. Еще в эпоху несколько более позднюю, в законах XII таблиц, земледельческие преступле­ния занимают, по сравнению с другими, весьма видное место. Но на каких юридических основах покоилось это земледелие? Другими словами, каков был строй древнеримского землевладения? На этот счет мы имеем весьма неопределенные и противоречивые данные, разобраться в которых в высшей степени затруднительно.»

Оно конечно. По расположению праздников, вероятно можно судить о роде заня­тий населения. Но, к сожалению, даже самый Покровский не может избежать про­тиворечий, порождаемых этим допущением. Так, он пишет далее, что весьма за­труднительным является объяснение того, почему при земледельческом укладе жизни в собственности римского крестьянина закреплялось только два югера земли. То есть менее полугектара оной, что даже при всех прочих благоприятных факторах было недостаточно для прокормления крестьянской семьи. Кроме того, он считает, и говорит, что так считает большинство ученых, что римляне являются на территории Рима пришельцами, которые осели на этих землях, уже имея свой определенный жизненный уклад.

Но вот что мы читаем у Моммзена. «Местность, в которой находится Рим, и менее здорова и менее плодородна, чем местность большинства древних латинских городов. В ближайших окрестностях Рима плохо растут виноград и смоковница, и в них мало обильных источников, так как ни превосходный в других отношениях родник Камен, находившийся перед Капенскими воротами, ни тот Капитолийский источник, который был впоследствии открыт в Туллиануме, не отлича­лись изобилием воды. К этому присоединяются частые разливы реки, у которой русло не­достаточно покато, так что она не успевает изливать в море массы воды, стремительно ниспадающие с гор в дождливую пору, и потому затопляет и обращает в болота лежащие между холмами долины и низменности. Для поселенцев такая местность не имеет ничего привлекательного; еще в древние времена высказывалось мнение, что первые пересе­ленцы не могли выбрать в столь благодатном краю такую нездоровую и неплодородную местность и что только необходимость или какая-нибудь другая особая причина должны были побудить их к основанию там города.»

 

Собственно, даже сегодня в сельском хозяйстве Италии, и без того не играющем ключевую роль в экономике страны, растениеводство занимает всего ** процентов. Причем, и в этих процентах, объем культур, имеющих значение именно для прокормления невысок. В древности же, при тогдашнем уровне развития агротехники, говорить о том, что равнина лациума являлась наиболее привлекательной для растениеводства можно только при большом желании.

Самое деление римской общины на курию, род, семью, с упором на основную позицию семьи сходно, на мой взгляд, с делением кочевых народов, с боями отвоевывающих право жить там, где им удобно. Посмотрите хотя бы на библейских иудеев.

К тому же крестьянам некогда ни торговать, ни, тем более воевать. Да и нет возможности у оседлого крестьянина бросить землю на произвол соседей, с тем, чтобы отправиться в военный поход. Такого рода действия были возможны разве что у восточных славян, да ведь они в силу природных условий вели необычное для иных народов кочевое подсечное земледелие. При котором собственность на землю не имела особого значения, в силу того, что земля скоро истощалась и крестьяне уходили на вырубку нового участка.

Но даже восточные славяне не делились на четкие войсковые подразделения. Не было у них ни сотен, ни десятков. Войсковое построение славян – дружина князя и большой полк. Причем большой полк суть та же орда, только в оборонительной позиции. Следует отметить, что наступательные операции славянами велись очень непродолжительное время и под руководством хищных кочевников – варягов. Представить себе крестьян, построенных «повзводно» для древних времен не представляется возможным

Между тем, римская община, оказывается весьма воинственной, и в скором времени захватывает гегемонию в Италии. При этом, не становясь своеобразной метрополией, а сохраняя только положение первой среди равных.

Итак, резюмируем. Местность непригодна для растениеводства. Деление общества – армейское. Отсутствует привязка к земле. Есть возможность для военных операций. А кроме того, огромную важность имеет на мой взгляд все же именно местоположение Рима. Ведь расположенный крайне неудачно для растениеводства, он расположен как нельзя лучше для скотоводства и торговли.

«Тибр был природным торговым путем Лациума, а его устье у бедного удобными гаванями прибрежья неизбежно должно было служить якорной стоянкой для мореплавателей. Сверх того, Тибр с древнейших времен служил для латинского племени оборонительной линией для защиты от нападений северных соседей. В качестве складочного места для занимавшихся речною и морскою торговлею латинов и в качестве приморской пограничной крепости Лациума Рим представлял такие выгоды, каких нельзя было найти ни в каком другом месте: он соединял в себе преимущества крепкой позиции и непосредственной близости к реке, господствовал над обоими берегами этой реки вплоть до ее устья, занимал положение одинаково удобное и для лодочников, спускавшихся вниз по Тибру или по Анио, и для мореплавателей (так как морские суда были в ту пору небольших размеров), а от морских разбойников доставлял более надежное убежище, чем города, расположенные непосредственно на берегу моря.» пишет Моммзен[11].

 

Если, таким образом, отбросить допущения о преимущественном значении растениеводства в римской общине, то многие пункты, отбрасываемые как недостоверные Покровским укладываются во вполне логичную цепочку.

Так, пресловутые два югера, не являясь достаточными для земледелия, безусловно достаточны для постройки просторного жилья, достаточных подсобных построек, загона для скота и небольшого огорода. Естественно для бывших кочевых животноводов и то, что земля находится в общей собственности, за исключением участка непосредственного жительства семьи – так сказать семейной базы. Выпасы же и прочие угодья – леса, например – переходят в частную собственность через очень и очень продолжительное время. Когда Рим уже начинает перерождаться в империю.

Полагать, что нищие земледельцы (а люди, решившие заниматься земледелием в столь неблагоприятном месте, безусловно должны были стать нищими) вдруг занялись торговлей, мореплаванием, ремеслами и успешно воевали мне представляется по меньшей мере странным.

Зато предположение о том, что пришельцы, с боями захватившие местность, дающую возможность контролировать торговый путь, и сохраняя полувойсковой жизненный уклад на ней поселиться, построив город, представляется гораздо более логичной. Моммзен кстати отвергает идею о разноплеменности общины. Его версия скорее склоняется к тому, что эти три колена латин тиции, рамны, и луцеры были не различными племенами, а , все же коленами одного племени – наподобие колен израилевых. Это подтверждается и тем, что ни одно из этих племен не имело привилегированного положения по отношению к другим. Отсюда и та братскость отношений меж ними, которую мы отмечаем в римской общине.

Честно говоря, не видно решающих противоречий и в легенде о единовременной постройке Рима Ромулом. Покровский пишет: « Новейшая историческая критика (Нибур, Моммзен, Швеглер и др.) обнаружила полную несостоятельность этой легенды. Вся эта римская история, как она излагается нам древними писателями, есть не что иное, как народное предание, образовавшееся в самом Риме довольно поздно, полное внутренних противоречий и исторических несообразностей.

Между тем Моммзен скорее склоняется к мысли о достоверности предания, только говорит об этом со свойственной историкам осторожностью».

В этом смысле Рим действительно мог быть тем, за что его выдают народные сказания, - скорее искусственно созданным, чем возникшим сам собою городом и скорее самым юным, чем самым старым из латинских городов. Не подлежит сомнению, что местность уже была отчасти обработана, и как на Альбанских горах, так и на многих других возвышенностях Кампании уже стояли укрепленные замки в то время, когда на берегах Тибра возник пограничный рынок латинов. О том, чем было вызвано основание Рима - решением ли латинской федерации, гениальной ли прозорливостью всеми забытого основателя города, или естественным развитием торговых сношений, -мы не в состоянии высказать даже простой догадки. Но к этому взгляду на Рим как на рынок Лациума примыкает другое соображение. На заре истории Рим противопоставляется союзу латинских общин как единый замкнутый город. Латинское обыкновение жить в незащищенных селениях и пользоваться общим укрепленным замком только для празднеств или для собраний или в случае опасности стало исчезать в римском округе, по всей вероятности, гораздо ранее, чем в каком-либо другом месте Лациума. Причиной этого было не то, что римлянин перестал сам заниматься своим крестьянским двором или считать свою усадьбу за свой родимый кров, а то, что нездоровый воздух Кампании заставлял его переселяться на городские холмы, где он находил больше прохлады и более здоровый воздух; рядом с этими крестьянами там, должно быть, исстари часто селилось также многочисленное неземледельческое население, состоявшее и из пришельцев, и из туземцев. Этим объясняется густота населения древней римской территории, которая заключала в себе самое большое 5 1/2 квадратных миль частью болотистой и песчаной почвы, а между тем уже по древнейшим городским уставам выставляла гражданское ополчение из 3 300 свободных мужчин и, стало быть, насчитывала по меньшей мере 10 тыс. свободных жителей. Но этого еще мало. Кто знает римлян и их историю, тому известно, что своеобразный характер их общественной и частной деятельности объясняется их городским и торговым бытом и что их противоположность остальным латинам и вообще италикам была преимущественно противоположностью горожан и крестьян Пишет меж тем Моммзен.

.

Так что утверждение Покровского не соответствует действительности.

Собственно история знает немало случаев основания городов единолично волею успешного военного вождя. И сохранение при «царе» при всем его авторитете и народного собрания, и полувоенное устройство гражданской общины в Риме не противоречат данной версии также.

Однако, напомню, что ТСЭ утверждает, что высокоэнтропийная организация жизни общества, по необходимости возникающая в общинах, где невозможно долговременное доминирование одних членов над другими, приводит к тому, что община эта очень быстро разрастается и набирает силу, богатство и значение. Неожиданное подтверждение этому, казалось бы умозрительному, суждению находим опять таки у Моммзена.

«Лациум, в сущности, земледельческая страна, а Рим и был и оставался прежде всего латинским городом. Но то, чем отличался Рим от множества других латинских городов, должно быть, без сомнения, приписано его торговому положению и обусловленному этим положением духу его гражданских учреждений. Так как Рим служил для латинских общин торговым складочным местом, понятно, что наряду с латинским сельским хозяйством и даже преимущественно перед ним там сильно и быстро развивалась городская жизнь, чем и была заложена основа для его особого положения».

Кроме того, то, что Рим служил торговым и складочным местом для всех латинских общин также должно являться именно следствием. Так как доверие общин необходимо заслужить. А заслужить таковое можно только наличием справедливой организации жизни общины, и проистекающей из нее силы. Так маленькая Швейцария достигла своего благополучия, основанного на своей для всех выгодности, благодаря развитой банковской системе. Но невероятно чтобы люди и государства доверили свои капиталы слабому нестабильному обществу. Не думаю, что кто- либо доверил бы свои капиталы банку деспотической страны. Ведь оная непредсказуема, так как всецело подчинена воле одного квазилица.

Отсюда и нелепость следующего предположения Покровского; «Институт клиентела встречается у многих народов, и везде он обязан своим происхождением тому общему древнему воззрению, в силу которого суд и право каждого народа существуют только для защиты членов данного общества; иностранец

принципиально считается врагом, и потому существом бесправным. Вследствие этого для того, чтобы обеспечить себе какую-нибудь охрану внутри чужого племени, иностранец должен запастись покровительством какого-нибудь туземца; тогда личность и имя последнего защищает чужеплеменника. Такое же общее воззрение на чужеплеменников мы находим и в древнем Риме: всякий чужестранец рассматривается, как hostis. Если кому-нибудь из этих hostes оказывается необходимым прибыть в Рим, а тем более поселиться здесь на [37] продолжительное жительство (например, беглецы), то ему ничего другого не остается, как прибегнуть к гостеприимству и покровительству кого-нибудь из коренных и полноправных римлян (hospitium privatum28).»

О каких таких туземцах идет речь – непонятно. Как будто римляне свалились с неба прямо в огромном количестве. Тем более, что вероятно, что население то все пришлое. Моммзен пишет: «Первоначальная городская основа, из которой в течение столетий од вырастал Рим, обнимала, по достоверным свидетельствам, только Палатин, который в более позднюю пору назывался также четырехугольным Римом (Roma quadrata), потому что Палатинский холм имеет форму правильного четырехугольника. Ворота и стены этого первоначального городского кольца были видны еще во времена империи; даже нам хорошо известно, где находились двое из этих ворот - Porta Romana подле S.Giorgio in Velabro и Porta Mugionis подле арки Тита, а палатинскую стену описал по личному осмотру Тацит по крайней мере с тех ее сторон, которые обращены к Авентину и к Целию. Многочисленные следы указывают на то, что именно здесь находились центр и первоначальная основа городского поселения. На Палатине находился священный символ этой основы - так называемая "священная яма" (mundus), куда каждый из первых поселенцев клал запасы всего, что нужно в домашней жизни, и, сверх того, комок дорогой ему родной земли. Кроме того, там находилось здание, в котором собирались все курии - каждая у своего собственного очага - для богослужения и для других целей (cunae veteres).». В Риме,таким образом все население было именно пришлым, причем пришли будущие римляне жить именно как горожане[12]. И потом, если мы имеем торговое поселение, то напротив, только защита чужестранцев и может привлечь их торговать именно здесь. Посмотрите, разве в какой-нибудь стране обижали выгодных гостей? Даже в деспотиях мы видим, что заезжие торговцы пользуются правами не меньшими, если не большими, чем собственное население. Никто не станет рубить курицу, что несет золотые яйца.

Однако, если в деспотии чужеземцы выгодны, прежде всего, именно власти (ведь деспотия устойчива только пока деспот способен сохранять замкнутость своей державы, а позволить торговать своим – значит открыть путь для проникновения чужеземного влияния, к тому же торговец – суть существо свободное, его ничем нельзя привязать к месту жительства, а значит и исполнять деспотические законы невозможно заставить), то в республике чужеземцы опять таки выгодны власти – принадлежащей в данном случае всем общинникам, а значит и права чужеземца должны быть сугубо защищены, хотя и ущербны.

При развитом же рабовладении, неполезный пришелец – тот самый беглец – был бы, пожалуй, не принят как свободный гражданин – клиент, а скорее взят в рабство. Ведь он существо беззащитное, а значит, и договоры с ним заключать никто бы не стал, и обязанности в отношении его не возникали бы. Между тем патрон несет по отношению к клиенту определенные обязанности, и клиент является гражданином свободным. Так же против версии о том, что клиенты суть пришельцы-приживалы свидетельствует и следующий отрывок из Моммзена: « Во всяком случае тут также происходило смешение различных национальностей, но оно едва ли имело более глубокое влияние, чем, например, происшедшее несколькими столетиями позже переселение в Рим сабинского уроженца Атта Клауза или Аппия Клавдия вместе с его товарищами и клиентами».

То есть, пришелец переселился сразу с клиентами, вместо того, чтобы стать клиентом самому, как должно было случиться по Покровскому.

Версия же покорения в силу вышеизложенного кажется и вовсе смехотворной. Во-первых о каких таких аборигенах может идти речь – если территория пригодна именно для торговли и ремесла (а там еще и соляные копи). Во вторых, доказано Макиавелли (я по-прежнему стараюсь не ссылаться на следствия ТСЭ), что никакой захватчик не может чувствовать себя уверенно, захватив народ, не знающий деспотии. Полагать, что доселе свободный человек добровольно пойдет «в дети» к врагу, его захватившему – пагубно, прежде всего, для этого врага.

Поэтому я не вижу достойной оппозиции своей идее о делении римского общества на знать, с признаками вассальной зависимости и свободных общинников.

Надо сказать, что Моммзен подтверждает и другое мое предположение – о том, что в Римской общине не было силы, способной навязать общинникам несправедливые законы. Ведь римская община все время оставалась войском, состоящим из полностью сепаратных боевых единиц – легионом. Этому римляне и обязаны своими замечательными военными успехами. Кстати, как видим, легион не был придуман каким либо военным гением. Это естественное боевое построение естественно развивающегося народа. Примерно так же было построено и еврейское общество и войско. А также и воинство и китайца Шен-Яна, и монгола Чингисхана.

Все это позволяет сделать и такой вывод – в те времена и не существовало никакого такого общепринятого «римского права». Отсюда и отсутствие необходимости в праве писанном. Ведь понятие справедливости среди равных граждан неминуемо должно было совпадать, а значит, и разночтений в понятии справедливости среди различных центурий не могло быть[13]. Поэтому, если дело шло о разбирательстве дела касающегося граждан, не принадлежащих одной центурии, тем не менее, проблем не возникало, ибо справедливость одна для всех, к тому же члены иной центурии не могли рассматриваться римлянами как чужие. Ведь успех военных действий зависел от доверия и между гражданами, и между родами, и между более крупными частями римского общества. Однако, кто сильнее, тот и прав. И наличие рекса, и наличие протознати, имеющей свой интерес не могло не сказаться на развитии права. К тому же решение дел в масштабе более крупном, нежели могли быть рассмотрены в рамках центуриатной комиции, силами всей общины все же затруднительно.

Поэтому, поскольку в любой общине всегда найдется корпорация, желающая доминировать над остальной общиной, в римской общине первоначально монополию на судопроизводство захватывают жрецы. Это вполне естественно. Так же, как власть патерфамилиас. Ведь древний человек очень мало знал об окружающей его природе. Из всей природы, только земля была ему – матерью. То есть существом, которое, несмотря на поведение своего сына всегда и накормит и напоит. Посмотрите мифы! Нет такого случая, когда земля исторгла бы из себя то, что навредило бы человеку. Даже если совсем становилось невмоготу, она лишь могла просить о помощи божество – силу.

Силы же природы, стихии, были весьма своенравны. И, естественно, следовало считаться с управляющими ими богами. А кто общается с богами ближе, чем жрец? Конечно, поэтому, что человек, объявленный жрецом виноватым, вынужден был подчиниться и восстановить справедливость. Ведь иначе, он противопоставлял себя общине, которая зависела от благорасположения божества, которое могло и обидеться на виноватого, а месть божества ударила бы по всей общине.

Естественно, что жрецы в вопросах справедливости пользовались большим авторитетом. Дела семейные решал глава семьи, на правах ближайшего к умершим предкам человека. Предки ведь так же могли и всячески способствовать своей фамилии, а могли и обидеться, и начать вредить. Поэтому глава семьи мог опираться не на свою силу, а на силу всей семьи, так как ослушник нарушал волю предков, и навлекал, таким образом, несчастья на всех членов фамилии.

Все это, конечно, не могло не сделать носителями истины и справедливости – жрецов.

И именно они и были судьями в период рексов. Право, конечно, не было писаным. Даже пресловутые 12 таблиц не существовали еще. И естественно, что перед жреческим судейским произволом никаких в сущности ограничений не было. Кроме того, что как бы там ни было, а голос совести, звучащий в каждом человеке заглушить все же сложно. Для этого необходимо подтвердить монополию на правду – силой.

В иных условиях – особенно при развитом и выгодном земледелии – происходил фактический сговор между жреческой верхушкой и военной знатью. Но в Риме ситуация для жрецов и патрициев осложнялась тем, что население было изначально свободно. То есть не было жестко, как крестьянин привязано к земле. И воздействовать на ремесленника, моряка, а тем более – торговца было затруднительно. К тому же так уж случилось, и это далеко не случайно, что кроме понтификов[14] в общине действовали и другие жреческие коллегии. Которые так же не желали терять своего влияния.

Однако, неминуемое сближение патрициев и жрецов, ибо двум сильным необходимо объединиться против слабого с тем, чтобы получить над ним власть, все же привело к тому, что, являясь в области частных гражданских отношений правоспособными, плебеи не имеют никаких прав в области отношений политических. Однако же, тем не менее, в Риме, как и вообще в военных демократиях, сакральное право было отделено от светского. Об этом также читаем у Покровского. Хотя он отмечает, что «Даже дойдя до принципиального признания всей отдельности jus divinum от jus humanum, нелегко in concreto43 провести между их областями точную демаркационную линию, определить, что подлежит санкции светского права и что — санкции права сакрального. С другой стороны, при неразвитости и неполноте древнего светского права многие отношения, подлежавшие впоследствии светской юрисдикции, в древнейшее время находили себе защиту только в религии.»

 

Впрочем, такого рода организацию общественной жизни мы находим в военных демократиях повсеместно и независимо от времени.

Потому стоит, вероятно, поискать общие черты не только в рчп и англосаксонском праве, но и для вообще военной демократии.

А также, попробовать отыскать тот перекресток, где разошлись в противоположные стороны римское и англосаксонское право с одной стороны, и так называемое германо-романское право с другой. Точнее, мы можем сейчас прямо сказать, что под флагом рецепции римского права было создана вполне самобытное, хотя и внешне разительно похожее право европейских средневековых государств. То самое право, для преодоления отрицательных последствий которого пришлось положить столько сил и человеческих жизней.

С точки зрения ТСЭ никакой странности нет и в том, что с победой реформации Европа смогла позабыть и об эпидемиях чумы, выкашивающих в пору расцвета гнилостных цветов инквизиции целые города.

Итак, подведем некоторые итоги. Ранее я уже предлагал опровергнуть тот тезис, что право определяет всю жизнь общины. Именно право и является базисом, на котором стоят все и всяческие надстройки. Как то: экономика, культура, мораль, нравственность. Причем пытаться с помощью права подстегивать экономику, насаждать культуру, мораль, нравственность – и наивно, и преступно. Право призвано создать условия нормальной жизнедеятельности каждого, кто вступает с обществом в правовой договор. А остальное приложится, потому, что если собственность всех уровней в безопасности, которую может обеспечить только нормальное, высокоэнтропийное право – остальное приложится. Высокоэнтропийным же является право, создающее перевес весов выгода - ограничения в сторону выгоды. Члену общины настолько выгодно вхождение в общину, что он действительно осознано и добровольно принимает на себя ограничения. Именно так следовало бы читать поговорку о duru lex… ведь римляне не знали законов в нашем понимании. Не закон суров, но он закон, что делает из закона подобие идола – бога, а скорее так: это правило сурово, но оно всеми считается справедливым. Более того! И ты считал его таковым, в отношении других. (а есть и еще одно чтение: не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким и будете судимы, и какой мерой меряете, той и вам отмерено будет…J)

Но не менее, чем самые правила, важно то, насколько просто и быстро можно применить их для защиты своей собственности. Самое понятие собственности теряет смысл, если ее невозможно своевременно и полно защитить.

Итак, рассмотрим же те принципы, что легли в основу судебного процесса в военных демократиях, Риме, Англии, Америке. Принципы, к которым тяготеют сегодня все цивилизованные страны.

 

Интересно самое название римского общественного устройства. Республика. Публичные вещи… не демократия, нет. Демократия отражает тот факт, что кому-то принадлежит власть. Именно власть. То есть право безусловно управлять. И даже греческая демократия порождала несколько уродливые формулы. Такие как остракизм. Проявление страха толпы перед личностью. Проявление трусости и недоверия.

Кроме того, подчас к власти приходили недостойные. Ведь жребий справедлив, но слеп. И выходило подчас так, что от де-мократии делался тот самый пресловутый шаг в сторону власти толпы. Охлократии. А толпа – это уже не народ. Толпу, грамотно действуя, можно подбить на самые настоящие безумства. Толпа, Подстрекаемая негодяями, в свое время потребовала казни Христа. За что его казнили, спорят до сих пор. А просто он подрывал идеологическую власть религиозной верхушки общества. Но толпе этого объяснять и не нужно. Толпа не имеет сознания. Толпа слепа. Ее можно вести куда угодно…

Так называемый народ – суть такое же искусственное образование.

Впрочем, я немного отвлекся.

 

stydopedia.ru

Легендарное начало Рима. Чем занимались древние римляне?



Вспомните. Самые известные города Древнего мира. Покажите их на карте.

Самыми известными городами Древнего мира были Вавилон и Ниневия в Месопотамии, Александрия Египетская Мемфис и Фивы в Египте, Тир и Библ в Финикии, Спарта и Афины в Элладе, Сиракузы и Неаполь в Великой Элладе, Карфаген на территории современного Туниса, Антиохия в Сирии.

1. Когда и где возник город Рим? Сколько лет прошло от его основания до наших дней?

Рим был основан на берегах Тибра по легенде в 753 году до н.э. С этого времени до 2018 года н.э. прошло 2771 год.

2. Чем занимались древние римляне?

Древние жители Италии в основном занимались земледелием на своей плодородной земле. Также на полуострове было много полезных ископаемых. Благодаря длинному морскому побережью многие жители занимались торговлей. Но первыми непосредственно римскими поселенцами стали те, кому были не рады в других полисах, зачастую во многом разбойники.

3. Расскажите об общественном порядке и органах управления в Древнем Риме.

Как и в других античных полисах жители делились на свободных и рабов. Свободные делились на патрициев и плебеев. Права плебеев урезались, но они всё-таки были больше, чем, к примеру, у метеков в Афинах. Во главе полиса стоял царь. Он опирался на совет старейшин (сенат). Сенат порой брал на себя и управление полностью, например, в междуцарствие. Народное собрание также существовало, оно принимало или отвергало решение сената, хотя в период царства не могло напрямую влиять на политические решения.

4. Объясните, за что недолюбливали римлян жившие рядом племена.

В новый город стекались те, кого не принимали других. Часто это были изгнанники и даже разбойники. Потому соседи их не уважали.

5. Каким образом римские цари — Ромул и Нума — укрепили свое государство?

Ромул создал полис, укрепил его с военной точки зрения и создал его государственные институты.

Нума ни разу за всё своё правление не воевал. Он разработал законы полиса светские и религиозные (то есть учредил главные культы).

6. Кто захватил власть в Риме при Сервии Туллии? Почему?

Сервий Туллий провёл реформу, которая была во многих полисах. Он разделил граждан на классы по их имуществу. Чем богаче был человек, тем больше он платил в казну, но при этом тем большими правами он обладал. Потому власть оказалась в руках у самых богатых.

resheba.com

Что важно знать о Древнем Риме

Римское государство – это не только великая империя, Цезарь и гордые легионы. Жизненный уклад и традиции древних римлян современному человеку могут показаться дикими. Не верите? Прочитайте и убедитесь в этом.

1. В непосредственной близости от арен, где проходили бои «идущих на смерть», всегда находились торговые палатки. Там, за довольно большие по тем временам деньги, можно было раздобыть снадобье, заменявшее жительницам Рима косметику – пот гладиаторов, а также жир животных. Столь необычный набор помогал устранять морщины.

2. В Древнем Риме проходил ежегодный фестиваль, посвященный богу Сатурну. От других празднований он отличался тем, что в эти дни у рабов появлялась иллюзия свободы.

Они могли сесть за один стол со своим хозяином. Бывало и так, что даже сам хозяин готовил обед для своих рабов.

3. Поэтам и писателям «Вечного города» не давал покоя император Клавдий. Поэтому они не упускали случая, чтобы не высмеять его прилюдно. Дело в том, что Клавдий всегда предпочитал исключительно женщин и не был замечен в связях с мужчинами. В то время считалось, что тот, у кого связи только с представительницами прекрасного пола, сам становится похожим на женщину.

4. Всем известно, что жители Древнего Рима обожали кровавые зрелища. Но мало кто знает, что традиция лишать жизни других на гладиаторских аренах благополучно перекочевала и на театральные подмостки. Поэтому, если по сценарию герой должен был погибнуть, то его обязательно убивали. Таким образом, для некоторых актеров первая роль становилась последней.

5. К медицине отношение было самым серьезным. Древним эскулапам ошибок обычно не прощали. Например, если во время операции больной умирал, то врачу тут же отрубали руки.

6. Богатые римляне жили в крупных и роскошных особняках. Желающим попасть внутрь приходилось стучать: либо специальным кольцом, либо деревянной колотушкой.

У некоторых особо обеспеченных римлян во дворе дома на цепи сидели рабы. Они заменяли собой собак и «звонок», предупреждая хозяина о гостях своими криками.

7. В Древнем Риме богатые жители вместо салфеток и полотенец во время застолья руки вытирали о головы кудрявых детей. Их, кстати, так и называли – «столовые мальчики». Подобная «служба» считалась весьма почетной.

8. У Римского императора Клавдия была жена по имени Мессалина. Даже совершенно не закрепощенных своих соотечественников она поражала похотью и развратом. По рассказам историков Тацита и Светония, у Мессалины был даже свой собственный публичный дом.

«Первая леди» не только оплачивала расходы на его содержание, но иногда и сама обслуживала всех желающих. Однажды Мессалина даже устроила состязание с другой жрицей любви, чтобы выяснить, кто из них за одинаковое время обслужит больше клиентов. Победила жена императора с перевесом ровно в два раза: пятьдесят против двадцати пяти.

9. Как известно, занятие проституцией в Древнем Риме считалось занятием абсолютно нормальным и законным. Поэтому жрицам любви не нужно было скрывать свой статус. Более того, они всячески старались выделиться из толпы. Так, например, только проститутки могли расхаживать по городу в обуви на высоких каблуках, чем сразу обращали на себя внимание.

10. Кстати, знакомое из детства заклинание «абракадабра» пришло из Рима. Оно значится в трудах личного врача императора Каракаллы Серена Саммоника.

Чтобы избавиться от какой-либо болезни или прогнать злых духов, эту фразу следовало написать на амулете в столбик одиннадцать раз.

11. В римской армии существовал особый вид казни, который назывался децимация (казнь десятого). Ее смысл состоял в следующем: провинившийся отряд разбивался на десятки и каждый из солдат тянул жребий. Тот, кто вытащил несчастливый, погибал от рук девяти сослуживцев.

12. Интересно то, что по традиции личные имена полагались только первым четырем сыновьям в семье. Если были еще, то их нарекали порядковыми числительными. Например, Quintus – пятый или Sextus – шестой. Со временем эти имена превратились в общепринятые.

13. Во время боевых действий против какого-нибудь государства или племени, римляне часто прибегали к своеобразному обряду под названием «эвокация». Проще говоря, солдаты обращались к богам противника и просили их перейти на сторону Рима. Взамен им обещали поклоняться и всячески чтить.

14. В первый же день открытия Колизея на его песках погибло порядка пяти тысяч животных, и немногим меньше людей.

Кстати, по подсчетам исследователей, ежемесячно на арене расставалось с жизнью более сотни гладиаторов.

15. В Римской империи особое внимание уделялось транспортному сообщению. К моменту гибели государства на его территории простиралось множество дорог, суммарная длина которых превысила пятьдесят четыре тысячи километров.

russian7.ru

Древние римляне: одежда и быт

Образование 15 июля 2015

Существовало ли понятие моды в дохристианские времена? Была ли прежде мода на одежду? Посмотрите на статуи императоров и богов, которые сохранились в музеях Ватикана – так выглядели и одевались древние римляне. Одежда их отличалась изысканностью драпировок и простотой силуэта. Кто придумал эти наряды? Занимался ли кто-либо одеждой с точки зрения сословной принадлежности и материального положения? Имели ли различия одеяния знатных особ и простолюдинов? А может быть, древние занимались только войнами и философией и носили на теле исключительно лишь простые полотнища необработанной ткани, ведь и у римлян, и у греков был культ красивого тела?быт и одежда древних римлян

Интерес к истории никогда не угаснет

Уже около восемнадцати веков прошло с тех пор, как канули в Лету великие античные цивилизации, а мы продолжаем интересоваться тем, какой была одежда древних римлян, как был устроен их быт, как они вели свои дела и чем занимали досуг. За давностью лет очень многое позабылось и стёрлось из памяти человечества, однако сохранившиеся труды философов, поэтов, мифология, фрески, кое-какая утилитарная и ритуальная утварь, женские и мужские украшения, оружие, памятники архитектуры и искусства позволяют делать определённые выводы и строить предположения о жизни на берегах Средиземного и Чёрного морей - в Малой Азии, на Апеннинах и Балканах.какой была одежда древних римлян

Существовала ли мода в древности?

Мода, конечно, была и тогда. Не обошла она стороной как Древнюю Грецию, так и Древний Рим. Одежда римлян и греков отнюдь не была лишь средством согреть замёрзшие тела. Она отвечала, скорее, эстетическим потребностям, нежели физическим.

Древние римляне, одежда которых во многом заимствована у греков, привнесли в неё долю аскетизма и практичности. Активно украшать свои наряды драгоценностями римляне стали лишь на закате империи, когда разврат и прочие плотские увлечения взяли верх над разумом и патриархальными традициями отцов.

Что представляет собой одежда древних римлян и греков? 2 класс средней школы познакомил нас с ней ещё в детстве. Это туники и тоги, которые свободно облегают тело, не сковывая движений. Старинные амфоры для вина и оливкового масла, найденные на раскопках, сохранили рисунки с сюжетами на бытовые и батальные темы. Глина и металл оказались более долговечными, нежели ткани. Но, судя по изящным драпировкам, материалы, из которых делалась одежда древних римлян и греков, были тонкими и пластичными.мужская одежда древних римлян

Видео по теме

Из чего делали ткани для одежды?

Какое сырьё использовалось в ткацком производстве? С большой долей вероятности можно сказать, что это хлопок, лён и шерсть. Шёлка римляне не знали, вплоть до 1 века до нашей эры. Потом из Китая завезли ткань из дикого шёлка, но она не прижилась. В начале 1 века нашей эры в Риме появилась ткань нового типа – из смешанных волокон шёлка с хлопком, а также из шёлка со льном. Из того же Китая начали привозить шёлковую пряжу, а римские ткачи стали делать из неё материю. Возможно, кроме перечисленных, ткани для одежды делали и из других волокон, например конопли, пальмы, крапивы и пр. Нити из этих растений не слишком прочны и красивы в изделии. Исследователи обнаружили шерсть бобра, верблюда и нити из волокнистого асбеста в тканях, которые делали древние римляне. Одежда, в ткань которой вотканы волокна асбеста, по-особенному драпируется и очень красиво сверкает на солнце.

Особенности отношения к одежде у воинов древних победоносных армий

Из Египта пришла мода на изделия из кожи. Египетские кожи отличались тонкостью выделки и стойкостью краски. Римские воины облачались в кожаные доспехи, а греки воевали обнажёнными. На этот счёт у историков нет полного согласия. Фрески, изображающие сражения, показывают воинов без одежды, однако при раскопках были найдены бронзовые доспехи, датируемые тем же периодом.женская одежда древних римлян

Брюк римляне не носили, считая их варварской одеждой, однако во время походов вглубь Европы, где погодные условия были суровее, чем на Апеннинах, римские воины вынуждены были освоить ношение брюк. Об этом осталась память в виде рисунка на колонне Траяна – на ней римские легионеры в узких, немного ниже колен бриджах.

О том, как называется одежда древних римлян, написано в трудах Вергилия, Сенеки, Цицерона и других. В те времена мода не была так изменчива и скоротечна, как теперь. Поскольку на Рим большое влияние оказали этруская и древнегреческая цивилизации, то быт и одежда древних римлян и греков во многом схожи.

Тога

Тога относится к числу несшиваемой одежды. Это верхняя одежда древних римлян. Она представляет собой полотно, прямое по одной стороне и закруглённое по другой – выглядит, как обрезанный овал. В тогу заворачивались днём, используя её в качестве верхней одежды, а также и ночью, расстилая её на ложе по типу простыни, или укрывались тогой, как покрывалом.одежда древних римлян и греков 2 класс

До 4 века до нашей эры тога была принадлежностью как мужского, так и женского гардероба. Впоследствии – только мужского. Не граждане не имели права на ношение тоги. Надо заметить, что для облачения в этот лоскут требовался помощник, в те времена – раб. Мужская одежда древних римлян аристократического сословия не отличалась стремлением к аскетизму. Такой менталитет ближе греческой цивилизации. Римляне любили роскошь и плотские удовольствия. Тоги римских патрициев были шириной до двух метров, а длиной – до 6. Раб, умевший особенно красиво расположить складки, стоил дорого. По правилам требовалось, чтобы правое плечо и часть груди оставались открытыми, а с левой стороны располагалась полоса орнамента.

Император носил пурпурную тогу. Кроме него облачиться в этот цвет имел право ещё и полководец-триумфатор. Иногда тогу украшали вышитые на ней пальмовые ветви. Полосатая тога с пурпурной каймой была принадлежностью гардероба авгуров и саллиев, то есть духовенства или жреческого сословия.

Чёрная тога считалась траурной и надевалась как символ скорби по умершему родственнику.

Туника

Надо сказать, что женская одежда древних римлян не отличалась сложностью кроя. Она была так же лаконична, как и мужская.

Трудная в ношении и требующая большого количества дорогой тонкой ткани, тога в первые века нашей эры совсем вышла из моды, а туника пережила создавшие её цивилизации, прочно закрепившись в наших гардеробах.верхняя одежда древних римлян

Туника – платье т-силуэта, которое носили женщины и мужчины всех сословий. Женщины шили себе туники длиной до щиколоток, иногда с длинными рукавами. Богатые аристократки надевали по несколько прозрачных туник, одну поверх другой. Одна из них могла быть из плиссированной ткани.

Аксессуары

В качестве аксессуаров использовали пояса, расшитые камнями, монетами или перламутром. На шею надевали большое ожерелье, ложившееся на плечи, спину и грудь наподобие кокетки. В отличие от гречанок, римлянки мало внимания уделяли декоративной отделке ткани вышивкой. А вот украшений они носили не меньше. Кроме шейных ожерелий и поясов, они украшали себя браслетами, кольцами и серьгами. Золото было мерилом достатка и положения в обществе.

Нижнее бельё

Нередко прежде, чем надеть тунику, римляне оборачивали тканью грудь и бёдра. На одной из фресок Виллы Дель-Казале изображены женщины в бикини. Предполагается, что это прообразы современного нижнего белья. Однако в то время это было одеждой для занятий спортом. Несмотря на тёплый климат, смена сезонов всё же ощущалась. Древние римляне, одежда которых делалась из шерсти, льна и хлопка и не различалась покроем, в холодное время года носили по несколько слоёв шерстяных туник.древние римляне одежда

Хитон

Странно, что римляне не переняли у греков обычай носить хитоны. Это очень удобное одеяние, которое не сшивалось, а соединялось на плечах пряжками-фибулами. Долгое время считалось, что греки носили только белую одежду. Это не так. Белый цвет, действительно был одним из любимейших, но отбеливание тканей было трудоёмким и длительным. По этой причине белые хитоны относились к разряду праздничных.

В обычные дни греки носили разноцветные и очень яркие наряды. В качестве красителей использовали минералы, растения и морских моллюсков. Последние служили источником для получения пурпурного пигмента. Греки раньше римлян начали носить шёлк, хотя он и стоил очень дорого, так как привозился с Востока. Пурпурные шёлковые хитоны носили только очень богатые люди.Древний Рим одежда римлян

Несмотря на то что одежду не сшивали, а только скалывали, низ хитона не должен был лохматиться. Это было признаком траура или материальной нужды, что считалось позором. Нижний край подгибали и аккуратно закрепляли, чтобы нитки не торчали наружу. Хотя эту работу выполняли рабы, греческие женщины с детства обучались всевозможным рукоделиям.

Даже самые богатые и знатные эллинки умели шить, вышивать гладью и крестиком, готовить еду и ухаживать за домочадцами.

Верхняя одежда

Ходить вне дома в одном хитоне было неприлично. Сверху всегда надевали плащ. Мужской плащ – гиматий или хламис был не так наряден, как женский, и делался из более грубой ткани. Женский – пеплос или хлайна – это всегда произведение искусства. Поскольку эллинки редко покидали пределы своего дома, то пеплос отделывали самыми красивыми бусинами и тесьмой, тщательно продумывали драпировку и вышивку. Для утяжеления и создания устойчивых фалд в определённых местах в ткань вшивали грузики – монетки или камешки - и декорировали их маленькими кистями.как называется одежда древних римлян

Парикмахерское искусство античности

Греция славилась своим парикмахерским искусством. Причёски делали профессионалы. Они красиво стригли волосы, затейливо заплетали и укладывали. Более того, греки красили волосы. Куртизанки осветлялись, а семейные женщины, наоборот, окрашивали волосы в более тёмные оттенки. Причёска была составляющим элементом всего образа и гармонично вписывалась в ансамбль. В Греции берёт начало мода на парики. Их делали из натуральных волос, и модницы имели по несколько разных париков.

Образование как главная движущая сила общества

Римляне придавали большое значение образованию. По достижении семилетнего возраста детей определяли в школы. В некоторых из них практиковалось совмещённое обучение для обоих полов. Образование девочек считалось не менее важным, чем образование мальчиков. Именно из римской традиции пришла система трёхступенчатого образования – начального, среднего и высшего. В 18 лет юноши призывались на воинскую службу.

Состоятельные семьи делали упор на дополнительном домашнем обучении, для этой цели в качестве учителей приобретались образованные рабы, преимущественно из Греции. Рабы также посылались для получения нужного их хозяевам образования. Они часто становились управляющими владений своих хозяев, выполняли чиновничью работу в государственных бюрократических учреждениях.одежда древних римлян и греков

Впоследствии вольноотпущенные рабы заняли управленческие посты в Риме, вытеснив с законных должностей титульных граждан. Преимущества рабов перед римлянами выражались в том, что они, имея хорошее образование, не чурались никакой работы, а в системе управления и законодательстве постепенно стали разбираться гораздо лучше, чем коренные римские граждане.

Этот перекос демократического устройства общества и определил дальнейшую судьбу Империи.

Источник: fb.ru

Комментарии

Идёт загрузка...

Похожие материалы

Древние германцы. Религия и быт древних германцевОбразование Древние германцы. Религия и быт древних германцев

На протяжении многих веков главными источниками знаний о том, как жили и чем занимались древние германцы, были труды римских историков и политиков: Страбона, Плиния Старшего, Юлия Цезаря, Тацита, а также некоторых цер...

Акведук в Сеговии - наследие древних римлян. Когда и для чего был построен акведук в Сеговии (Испания)?Путешествия Акведук в Сеговии - наследие древних римлян. Когда и для чего был построен акведук в Сеговии (Испания)?

Сеговия является одним из древнейших городов Испании. Она впервые упоминается как кельтское поселение, что было захвачено в 80 году до н.э. После этого город долго оставался под контролем Римской империи, вплоть до на...

Какую одежду носили римляне? Одежда римлян и ее описаниеОбразование Какую одежду носили римляне? Одежда римлян и ее описание

Римское государственное образование возникло примерно в восьмом веке до нашей эры. Сначала это было маленькое поселение на левой стороне реки Тибр. Ко II–I вв. до н.э. оно переросло в Римскую империю, став таким...

Культура и быт Древней РусиОбразование Культура и быт Древней Руси

Уникальное явление - культура и быт Древней Руси. Искусство этого государства - плод подвига русского народа, отстаивавшего на краю европейского мира свою веру и независимость, свои идеалы. Исследователи отмечают таки...

Как убрать пластилин с одежды и домашнего текстиля: все народные рецептыДом и семья Как убрать пластилин с одежды и домашнего текстиля: все народные рецепты

Пластилин – один из самых популярных материалов для детского творчества. Лепка превосходно развивает мелкую моторику и фантазию ребенка. Любая мама рано или поздно задается вопросом: как убрать пластилин с одежд...

Для чего нужны термонаклейки на одежду, и как их клеить правильно?Дом и семья Для чего нужны термонаклейки на одежду, и как их клеить правильно?

В старину рукодельные техники и ремесла считались чем-то сложным и зачастую являлись основной профессией мастера. Сегодня попробовать сделать что-то красивое своими руками может каждый. В магазинах товаров для творчес...

Для чего использовали шелк, кроме одежды и предметов интерьераДом и семья Для чего использовали шелк, кроме одежды и предметов интерьера

Шелк — самая загадочная и привлекательная ткань в мире. В этом материале удивительно все: история, способ производства и возможности применения.Маленькие ткачиШелковые нити создаются весьма необы...

Овуляция:рассчитать и быть увереннойДом и семья Овуляция:рассчитать и быть уверенной

Все древние церкви в мире неодобрительно относятся к контрацепции. Впрочем, для одного из методов даже строгая католическая церковь сделала исключение. Речь идет о так называемом календарном методе. Он, конечно, имеет...

Как избавиться от запаха плесени на одежде и обуви: советыДомашний уют Как избавиться от запаха плесени на одежде и обуви: советы

Плесень – частый житель городских квартир и частных домов, предпочитающий активно развиваться в условиях повышенной влажности, тепла и отсутствия доступа свежего воздуха.

Чем выводить пятна от кофе с одежды и ковра? Пятновыводители и химчистка на домуДомашний уют Чем выводить пятна от кофе с одежды и ковра? Пятновыводители и химчистка на дому

Кофе – любимый утренний напиток. Он не только бодрит, а и дарит хорошее настроение на весь день. Однако в утренней спешке может случиться всякое, например, кофе может пролиться прямо на любимую блузку или рубашк...

monateka.com