Медицинские папирусы Древнего Египта. Медицинские папирусы древнего египта
2.2. Медицинские папирусы | Глава 2. Медицина Древнего Египта на портале Apteka.uz (Узбекистан)
В настоящее время известно около 10 папирусных свитков с медицинскими текстами. Эти тексты, а также свидетельства историков и писателей древности, изображения на стенах гробниц и надгробных стелах дают нам представление о медицинских знаниях древних египтян. Поговорим подробнее о двух медицинских папирусах — папирусе Эберса и папирусе Смита.
Папирус Эберса
Самую обширную информацию дает большой медицинский папирус Эберса (XVI век до н.э), найденный в 1872 г. в Фивах. Склеенный из 108 листов папируса, он достигает в длину 20,5 м и называется «Книга приготовления лекарств для всех частей тела». В тексте встречается множество ссылок на его божественное происхождение и упоминаний о других древних источниках медицинских знаний.
Исторические параллели:
Представление о том, что искусство врачевания было даровано людям богами, было свойственно многим культурам Древнего Востока. Именно поэтому медицинские школы создавались при храмах. Египтяне приписывали составление древнейших медицинских папирусов Имхотепу и Тоту, вавилоняне считали, что тайны искусства врачевания впервые поведал людям Оанн, человек-рыба, посланник бога Эа — обитателя вод. В Индии автором священных медицинских текстов считался Брахма (Брама), один из триады высших богов. Легенды и летописи рассказывали о том, что первые медицинские трактаты, открывающие секреты искусства врачевания, падали с неба, передавались мудрецам в форме священных (сакральных) текстов и ритуалов или были найдены в храмах во времена первых царей. Это часто затрудняет датировку древних, античных и средневековых медицинских текстов, дошедших до нашего времени. Например, невозможно определить время написания классического канона тибетской медицины «Чжуд-ши». Согласно преданию, текст его был изречен Буддой и утерян. Много лет он передавался в устной форме, а потом был найден в колонне одного из древних монастырей.
Папирус Эберса содержит 900 прописей лекарств для лечения заболеваний органов пищеварения, дыхательных путей, уха, горла, носа, глаз, кожи. Заглавие каждого рецепта выделено красной краской, форма его, как правило, лаконична. Вначале стоит заголовок, например, «Средство для изгнания крови из раны», затем перечисляются составные части с указанием дозы, в конце дается предписание, например: «варить, смешать». В папирусах упоминается множество лекарственных растений. Среди них — знакомые нам лук и алоэ. Лук почитали как священное растение. Это было связано не только с его ценными лекарственными свойствами, но и с необычным строением: концентрические слои луковицы символизировали устройство вселенной. Сок алоэ египтяне использовали не только для лечения, но и для бальзамирования умерших. В античные времена этим соком лечили раны, ожоги и опухоли. Родина этого растения — засушливые области Африки и Мадагаскара. Здесь алоэ достигает 10 м высоты. Нижняя часть его стебля постепенно деревенеет и освобождается от листьев. Этой особенностью объясняется происхождение названия «алоэ древовидный».
Применение тех или иных лекарств зависело от времени года. Например, одно лекарство для глаз рекомендовалось применять только зимой, другое — во всякое время года. При назначении лекарства учитывали и возраст больного. Так, взрослым в качестве мочегонного средства рекомендовали лекарство на основе зеленых фиг, а детям для той же цели рекомендовали делать припарки из папируса, пропитанного маслом. Если подростку давали лекарство в виде пилюли, то для маленького ребенка его растворяли в молоке. На полях медицинских папирусов постоянно встречаются пометки против некоторых лекарств: «это лекарство хорошее», «мне удавалось вылечить», «заметь это, так как это действительно хорошее средство». В состав лекарств входили растения (лук, мак, папирус, финики, гранат, алоэ, виноград), животные продукты (мед, молоко), минеральные вещества (сурьма, сера, железо, свинец, сода, алебастр, глина, селитра).
Исторические параллели:
Среди множества лекарственных растений в папирусе Эберса упоминается трава Диа-Диа, которая обладает обезболивающими и снотворными свойствами. Под этим именем египтянам была известна мандрагора. Папирус Эберса содержит первое в истории медицины упоминание об этом растении, сок которого египетские хирурги использовали для обезболивания. Искусство получения снотворных и болеутоляющих лекарств из корня мандрагоры позже перешло из Египта в Грецию. Во время хирургических операций древние греки применяли для наркоза губки, пропитанные горячим соком мандрагоры. Вдыхая пары этого сока, больной крепко засыпал. Великий римский врач Гален (IIв. н.э.) писал о том, что настойку корня этого растения ввозили в Рим ежедневно в большом количестве. Римский писатель Фронтинип (Iв. н.э.) писал о мандрагоровом вине, с помощью которого воины Карфагена одержали победу над врагом. Они покинули лагерь и оставили на видном месте вино из мандрагоры, погружающее в глубоки
Из известных современной науке древнеегипетских свитков самую обширную фармакопею содержит большой медицинский папирус Эберса (XVI век до н. э.). Склеенный из 108 листов, он достигает в длину 20,5 м и называется «Книга приготовления лекарств для всех частей тела». В тексте встречается множество ссылок на его божественное происхождение и упоминаний о других древних источниках медицинских знаний. Папирус Эберса был обнаружен немецким египтологом и писателем Георгом Эберсом в Фивах зимой 1872–1873 годов и приобретен им для Лейпцигского музея. В годы Второй мировой войны во время бомбардировок Лейпцига папирус сильно пострадал. Из 108 разделов списка уничтожены 28, еще четыре сохранились лишь фрагментарно. Но, к счастью, все они к этому времени были тщательно изучены, расшифрованы и сфотографированы.
Лекарства на все случаи жизни
Оригинальный лист с текстом из папируса Эберса (раздел об астме)
Папирус Эберса содержит 900 прописей лекарств для лечения заболеваний органов пищеварения, дыхательных путей, уха, горла, носа, глаз, кожи. Заглавие каждого рецепта выделено красной краской, форма его, как правило, лаконична. В начале стоит заголовок, например, «Средство для изгнания крови из раны», затем перечисляются составные части с указанием дозы, в конце описывается процедура приготовления: «варить, смешать» и так далее. Среди множества лекарственных растений, которые применяли в Древнем Египте, – продукты кедра, смоковницы, пальмовое вино, уксус, белена, мак снотворный, мята, папирус, подорожник, смола, бальзамы, касторовое масло и вино, пиво, пивные дрожжи, хлебные растения, порошок гнилого дерева, ладан, мирра, финиковый мед, тесто, полынь, алоэ, лук. Интересно, что лук почитали как священное растение. Это было связано не только с его ценными лекарственными свойствами, но и с необычным строением: концентрические слои луковицы символизировали устройство Вселенной. В папирусе Эберса упоминается и трава Диа-Диа, которая обладает обезболивающими и снотворными свойствами. Под этим названием египтянам была известна мандрагора. Это первое в истории письменное упоминание об этом растении, сок которого египетские хирурги использовали для обезболивания. Искусство получения снотворных и болеутоляющих лекарств из корня мандрагоры позже перешло из Египта в Грецию. Во время хирургических операций древние греки применяли для наркоза губки, пропитанные горячим соком мандрагоры.
Из животных продуктов наиболее популярны были мед и молоко.
В состав некоторых рецептов входят змеиный яд, бычья желчь, жиры, мозг, печень, кровь животных, волосы, зубы, кислое молоко, моча, помет.
Активно использовали и минеральные вещества – сурьму, серу, железо, свинец, соду, алебастр, глину, селитру.
Один из разделов папируса Эберса посвящен косметическим средствам и процедурам. В нем приводятся прописи для разглаживания морщин, удаления родинок, окраски волос и бровей. В косметических целях широко применяли части тела и жир животных. Так, например, мазь для роста волос готовили из следующих ингридиентов: сало газели и бегемота, змеиный и крокодилов жир.
При коликах египтяне применяли белену, для лечения ревматизма – сельдерей и шафран, для уничтожения солитера (ленточного червя) – гранат, при проблемах с кишечником – тмин и кориандр.
Бузину, огурец и шафран использовали при заболеваниях мочеполовой системы.
В состав рецепта для укрепления нервной системы входили: кедр, шелковица, ива, зизифус (унаби), лотос, сикомор (фикус), чеснок, мирра, бузина, арбуз, ячмень, фенхель, лук и лен.
Туалетная ложечка для хранения благовоний или косметики.Плывущая девушка поддерживает священный цветок лотоса. XV в. до н. э.
Зимой и летом разным цветом
Применение тех или иных лекарств зависело от времени года. Например, одно лекарство для глаз рекомендовалось применять только зимой, другое – в любое время года. При назначении лекарства учитывали и возраст больного. Так, взрослым в качестве мочегонного средства рекомендовали лекарство на основе зеленых фиг, а детям для той же цели – делать припарки из папируса, пропитанного маслом. Если подростку давали лекарство в виде пилюли, то для маленького ребенка его растворяли в молоке. На полях местами встречаются пометки возле некоторых лекарств: «это лекарство хорошее», «мне удавалось вылечить», «заметь это, так как это действительно хорошее средство».
Медицинская энциклопедия Древнего Египта
Кроме рецептов, в папирусе дается подробное описание заболеваний. Большое внимание уделено офтальмологии, болезням кожи, кишечника. Есть и раздел, касающийся борьбы с глистами и прочими паразитами. Рассматриваются вопросы гинекологии и предохранения от беременности, хирургического лечения нарывов и опухолей, вправления вывихов и ухода за ожогами. Имеется даже небольшой раздел о нервных заболеваниях (депрессиях). Головную боль лечили семенами полыни горькой, маком, кориандром, можжевельником и медом. Отдельная глава посвящена работе сердца и кровеносных сосудов. Для египтян сердце было самым важным органом, вместилищем души. Они приписывали деятельности сердца почти все функции организма, в том числе и «управление» жидкостями человеческого тела (движением мочи, пота, слез, спермы). Однако нарушение сердечной деятельности описано с помощью выражений, имеющих прямые ассоциации с современными медицинскими представлениями: «побег», «уколы», «забытье». Сердце считалось средоточием кровеносных сосудов, по которым болезнь проникала в организм и распространялась в нем. К сосудам были обращены слова заклинателей: «Говорю я Вам, о Сосуды, через которые прошла болезнь…», «Откройте Ваши устья, о Сосуды… выбросьте из себя болезнь, которая в Вас». В теоретической части папируса Эберса изложены представления и о причинах болезней: естественных (нездоровая пища, кишечные паразиты, изменения погоды и т. д.) и сверхъестественных (например, вселение злого духа умершего человека в тело больного). Кроме того, здесь перечислены основные методы обследования больного: осмотр, ощупывание и выслушивание.
На обратной стороне лекарственного списка папируса Эберса находятся замечания по поводу гелиакического восхода Сириуса, написанные позднее основного текста, и заметки о годах правления фараона Аменхотепа I. Указывается, что день 9-го эпифи – новогодний в древнеегипетском лунном календаре.
Особое внимание уделено многочисленным «мету» – сосудам, которые поддерживают связь между душой и телом. Этим объясняется обычай погружать мизинец в напитки, приносимые в жертву, позже перешедший из Египта к другим народам Древнего Востока. Также отмечена связь между заболеваниями глаз и ушей. Ее объясняли ходом кровеносных сосудов: «направляясь к вискам и ушам, они затем следуют к глазам». В папирусе Эберса говорится и о лечении заболеваний, требующих хирургического вмешательства. При ожогах для перевязки ран предлагается использовать мед, ячмень, масло и воск наряду с такими экзотическими средствами, как кошачья шерсть и хрящи каракатицы. Необходимым сопровождением этих операций были магические заклинания, молитвы и жертвы богам. Древнеегипетские хирурги пользовались разнообразными инструментами, в том числе каменными и металлическими ножами, ланцетами, пинцетами, бритвами. Они делали такие сложные операции, как ампутации конечностей, трепанации черепа, операции на позвоночнике. Папирус Эберса упоминает об «открытии зрения в зрачках позади глаз», – так называли операцию по удалению катаракты. Однако основные сведения по хирургии содержатся в папирусе Смита, о котором пойдет речь в нашей следующей публикации.
Исида. Рельеф из гробницы жены фараона Рамзеса II Нефертари.XIII век до н. э.
Продолжение…
Источники и литература
1. Хрестоматия по истории Древнего мира. / Под ред. Е. А. Черкасовой. М.
2. История древнего мира. / Под ред. И. М. Дьяконова и др.
3. Сорокина Т. С. История медицины.
4. Papyrus Ebers, 1937 translation.
Полный список литературы находится в редакции.
Мария БЕЛИК
amm.net.ua
Медицина фараонов - ДЛЯ ВСЕХ И ОБО ВСЕМ
С развитой медициной Египет ассоциировался еще в древности: очень часто главными врачами при дворах царей Вавилона, Ассирии, Греции, Рима были именно выходцы с берегов Нила, прославленные своим лекарским искусством. Это неудивительно, ведь древнейшие египетские медицинские тексты датируются первой половиной III тысячелетия до нашей эры. Фармакопея и сам перечень болезней, подлежащих излечению, которые мы знаем благодаря многочисленным специализированным папирусам лекарей, сохранившимся до наших дней, - поражают.
Фрагмент медицинского папируса Эдвина Смита. XVI в. до н.э. Нью-Йорк, Академия медицины. (с) фото - SCA
«Медицинский папирус Хёрста», датированный XVI веком до нашей эры, содержит около 250 предписаний для лечения дизентерии, лихорадки, кровотечений, переломов костей, водянки, отеков, паразитарных заболеваний, болезней сердца, печени, непроходимости кишечника, диабета, желудочных заболеваний и болезней дыхательных путей, ожогов, язвы, рожистого воспаления, нагноений, цинги, болезней уха и носа, гонореи, импотенции, укусов насекомых и змей. В конце текста помещен косметический раздел, в котором можно найти указания о том, как избавиться от морщин, изменить цвет кожи, удалить родинки, окрасить волосы и брови, усилить рост волос. Этот впечатляющий свиток, хранящийся в наши дни в Калифорнии, был составлен врачом, имевшим обширную практику. Каждый рецепт, по сути, включает как медикаментозное лечение, так и магические практики, которые были неотъемлемой частью медицины в древности. В некоторых свитках врачу рекомендовано, прежде всего, определиться с прогнозом: «заболевание, которое я вылечу», «заболевание, с которым я буду бороться» и «неизлечимое заболевание».
Знание строения человеческого тела, внутренних органов и их функций пришло к египтянам очень рано вместе с расширением практики мумификации. Судя по сохранившимся данным, египетские врачи были хорошо осведомлены о многом и впервые установили функцию сердца, которое воспринималась как жизненный центр, перекачивающий кровь по 22 основным сосудам тела, переходящим в разветвленные дополнительные сосуды. «Начало тайн врача, - говорится в тексте знаменитого «папируса Эберса» (XV в. до н.э., Лейпциг), – знания хода сердца, от которого идут сосуды ко всем членам, ибо всякий врач, всякий жрец богини Сехмет, всякий заклинатель, касаясь головы, затылка, рук, ладони, ног, везде касается сердца: от него направлены сосуды к каждому члену…» Наряду с этими сосудами египетский врач писал и об их аналогах в другом теле – незримом Ка - «двойнике» человека, связанном с магическими ритуалами.
Мумификация породила в Египте сильную хирургию. В «Хирургическом папирусе Эдвина Смита», датированном XVI веком до нашей эры, описывается 48 видов травм и способов их лечения: упоминаются методики правильной репозиции костей при переломах, лечение опухолей и ушибов, гематом. Автор текста был практикующим врачом, скорее всего, связанным с каким-то крупным строительством.
Стела с изображением Рома, «привратника храма богини Ашторет», страдающего полиомиелитом. XIVв. до н.э. Копенгаген, Новая Карлсбергская Глиптотека. (с) фото - Виктор Солкин
Из экономических документов известно, что, например, на строительстве великих пирамиды Гизы, где травматизм был по понятным причинам очень высок, на полторы тысячи строителей приходился один врач. Его искусство, очевидно, было далеким от всех тех тонкостей, которыми владели придворные врачи, однако и сам этот факт медицинского обслуживания строителей пирамид – поражает. Известны многочисленные следы успешно проведенных операций, причем не только простых – хорошо сопоставленных костей при переломе, но и тонких, почти ювелирных операций, когда, например, при помощи миниатюрного отверстия, высверленного в челюсти, лечили воспаление надкостницы. Египетские хирургические инструменты делались, в основном, из бронзы и изредка из крайне дорогостоящего серебра. Они известны нам как по экземплярам, найденным во время археологических работ, так и по нескольким подробным изображениям, среди которых особое место занимает стена со «столом хирурга» в храме Хорура – сокологолового бога медицины и врачевания в Ком Омбо, близ Асуана.
Как минимум с XX века до нашей эры тяжелые операции, например, трепанация черепа, проводились с обезболиванием. Для этого на территорию Египта ввозились экстракты опийного мака, выращивавшегося на Кипре. Этим средством наполняли особые керамические сосуды, своей формой напоминающие перевернутую маковую коробочку, подлежавшие обязательному учету в храмовых больницах. Было распространено в Египте и протезирование: мосты из выпавших зубов или их заменителей, выполненных из слоновой кости, монтировались с помощью золотой проволоки; утерянные в результате несчастных случаев фрагменты конечностей замещались их протезами, выполненными весьма искусно из дерева. Примеры таких протезов хранятся во многих музеях мира.
Фрагмент стопы мумии с деревянным протезом большого пальца. XV в. до н.э. Каир, Египетский музей. (с) SCA
Древнеегипетская медицина всегда была сильна развитой специализацией. Наиболее значимые ее области – это хирургия и травматология, офтальмология, гинекология. «Кахунский гинекологический папирус», созданный в XIX веке до нашей эры и хранящийся в настоящее время в Лондоне, помимо описания известных женских заболеваний содержит еще и древнейшие упоминания противозачаточного средства, которое делалось из фрагмента мягкой, губчатой сердцевины папируса, пропитанной кислой субстанцией, убивающей сперматозоиды и изготовлявшейся из экскрементов крокодила и скисшего молока. Существуют даже древнейшие тесты на беременность, когда политые мочой беременной семеня особого сорта пшеницы и ячменя трактовались как показатели пола будущего ребенка. Папирус Честер-Битти VI ( XI в. до н.э.) из Британского музея полностью посвящен проблемам проктологии, а «Бруклинский змеиный папирус», IV в. до н.э., - методам лечения укусов змей и скорпионов. Многие рецепты, собранные в папирусах, претендуют на божественное происхождение. Так, в «папирусе Эберса» упоминается лекарство, которое было некогда изготовлено самой богиней Исидой. «Если дать это лекарство человеку, страдающему от любой головной болезни, чего-то нехорошего и дурного, - гласит текст, - то он моментально поправится».
Прорисовка заупокойной стелы женщины-врача Песешет. XXVI в. до н.э. Приводится по изданию: Nunn J. Ancient Egyptian Medecine. London, 1995.
Придворные врачи-специалисты имели соответствующие титулы, которые весьма разнообразны и среди которых есть, например, такие как «проктолог Его Величества», «офтальмолог Великого Дома», «гастроэнтеролог Великого Дома». Должности эти были, безусловно, связаны со жречеством: все врачи обучались при храмах. Порой медициной увлекались и цари: по свидетельству «папируса Эберса», составлением рецептов был знаменит царь I династии Джер, живший в XXIX в. до н.э., который помимо нескольких популярных медицинских рецептов изобрел средство для укрепления волос специально для своей матери – царицы Шеш. Врачами традиционно становились мужчины – мы знаем много биографий прославленных врачей эпохи фараонов, однако исключения известны: мы знаем заупокойные стелы дам Меритптах и Песешет, древнейших женщин-врачей в истории человечества, живших на рубеже XXVII и XXVI вв. до н.э. Песешет была не только «великой начальницей всех женщин-врачей», но и исполняла обязанности старшего дворцового офтальмолога и, видимо, возглавляла школу женщин-акушерок в городе Саисе, где располагался очень древний храм Нейт – великой богини-матери.
Статуя богини Сехмет, покровительницы медицины в Древнем Египте. Гранит. XV в. до н.э. (с) фото - Виктор Солкин
Покровительницей медицины в Египте была Сехмет – гневная солнечная богиня с головой львицы, напускающая эпидемии, эпизоотии, чуму, неукротимых духов болезни, которые понимались как шесеру - огненные змеи-стрелы, выпущенные богиней из лука, либо как ипутиу – незримые душители, несущие гибель живому. Как и все египетские божества, Сехмет амбивалентна, а потому одновременно она связана со всеми практиками исцеления, а ее жрецы – суну считались самыми искусными врачами. Отдельным областям медицины покровительствовали, порой, специальные божества – так, уже упоминавшийся Хорур был владыкой хирургии, а боги Дуауи и Хентиирти повелевали офтальмологией, одновременно даруя душе умершего возможность видеть тайны иного мира. При храмах таких божеств существовали известные больницы. Например, «санаторий» храма богини Хатхор в Дендере представлял собой большой двор, в центре которого стояла целительная статуя, покрытая заклинаниями. По периметру двора находились небольшие палаты, сооруженные из кирпича-сырца, в которых жили паломники, прибывшие в храм, чтобы обрести исцеление.
Общий вид «санатория» на территории храма Хатхор в Дендере. I в. до н.э. (с) фото - Виктор Солкин
Особая область египетской медицины, которой многие годы интересовались ведущие европейские производители парфюмерии и средств омоложения - это косметология. Так, один из известных в древнем мире египетских рецептов, красноречиво названный «Способ превратить старуху в молодую красавицу» касался удаления пигментных пятен с помощью особого масла, проступившего на непропеченной лепешке из ячменной муки, ослиного молока и целого списка целебных трав, помещенной на паровую баню. Именно в наименованиях трав, лишь только часть которых идентифицирована, скрываются, несомненно, многие секреты медицины фараонов.
(с) текст - Виктор Солкин(с) оригинал - http://medportal.ru/mednovosti/main/2012/04/18/pharao/
Спасибо victorsolkin
p-i-f.livejournal.com
Медицина Древнего Египта — Википедия
Древнеегипетская медицина — самая древняя из документированных медицинских систем. С XXXIII века до н. э. до персидского вторжения в 525 году до н. э. она не претерпела особенных изменений в плане практики, которая, тем не менее, была передовой для своего времени в некоторые исторические периоды и включала в себя простую неинвазивную хирургию, способы лечения переломов и обширный набор фармакопеи. Древнеегипетская медицина оказала влияние на многие последующие медицинские системы Древнего мира, в том числе на греческую.
Содержание
Основным источником информации о древнеегипетской медицине долгое время были сообщения греческих авторов, но расшифровка в 1822 году древнеегипетских иероглифов позволила в том числе прочесть тексты на папирусах, касающихся медицинских знаний Древнего Египта.
Источники позволяют нам установить, что египтяне страдали от самых разных болезней и скрупулезно их описывали, пытались найти от каждой лечение, но болезни с неявными симптомами представляли для них загадку. В медицинских папирусах упоминаются сотни различных болезней и методов лечения[1][2].
Медицинские папирусыПравить
Папирус Кахуна[3] (1800-1850 до н.э.) состоит из трёх частей, посвящённых медицине, ветеринарии и математике. Первый папирус состоит из трёх листов с медицинским текстом по теме гинекология, перечисляет 17 диагнозов женских заболеваний, 17 симптомов беременности, рецепты для зачатия, контрацепции или предписания к лечению истерии.
Папирусы из Рамессумы (1850 до н.э.) — два папируса, написанных иероглифическим письмом, а не иератическим, как большинство медицинских папирусов. Первый папирус — медико-магический, содержит рецепты, касающиеся родов, ухода за новорожденным, прогноза его жизнеспособности. Имеется один рецепт по предотвращению зачатия с применением экскрементов крокодила. Второй — чисто медицинский, текст частично утрачен. В сохранившейся части содержатся 20 рецептов, большей частью от болезни под названием «негибкость членов».
Папирус Смита (1550 до н.э.) содержит рациональные приёмы и методы лечения, рассматривает 48 видов травм, даёт рекомендации по их лечению и прогноз на выздоровление.
Папирус Эберса (1550 до н.э.) посвящён вопросам частной патологии, в нём описывается 250 заболеваний, 877 способов лечения, 900 рецептов лекарств.
Папирус Бругша (1400 до н.э.) представляет собой трактат по детским болезням, фактически первый известный трактат по педиатрии, хотя медицинская составляющая теряется за мистической.
В Берлинском папирусе описываются болезни сосудов и ревматизм, приводится способ определения пола будущего ребенка, дается совет, как определить, сможет ли женщина родить:
«Для распознания женщины, которая сможет родить и которая не сможет, растение «бедедука» растереть и смешать с молоком женщины, которая родила мальчика, и дать проглотить. Если это вызовет рвоту — то будет рожать, если вспучит — никогда не будет рожать».
Папирус Хёрста (Верхний Египет) описывает рецепты эмпирического врачевания. В нём описывается 260 случаев болезней, из которых 96 упоминаются в папирусе Эберса, имеется глава о болезнях костей, лечении переломов конечностей и мерах предосторожности при укусах ядовитыми насекомыми.
Лондонский папирус[4] — основное внимание уделено магическим приёмам лечения. Вместе с тем там приводятся и рациональные рецепты — такие, как применение для лечения куриной слепоты бычьей печенью, содержащей витамин А, как употребление при желудочных заболеваниях клещевины, имеющей в своём составе касторовое масло. Из 61 рецепта 25 относятся к врачеванию.
В Лейденском папирусе[4] приводятся рецепты и описаны приёмы магического и эмпирического врачевания, аналогичные тем, которые приводятся в других папирусах.
Врачи Древнего ЕгиптаПравить
Медициной в Древнем Египте занимались жрецы. Геродот пишет, что их специализация различалась: «каждый врач занимается особым родом болезней: одни — глазные врачи, другие — врачи для головы, третьи — для зубов, и ещё иные — для невидимых болезней» и ещё был специальный «изготовитель лекарств», однако это свидетельство относится уже к Позднему периоду. Если врачебная специализация и была раньше, то относилась только к придворным медикам[5], да и то была условной, так как «специализации» одного врача перечисляются как почётные титулы.
У врачей Древнего Египта была хорошая репутация, и правители других империй даже просили фараона прислать к ним врачей, чтобы лечить своих родственников. Имена некоторых из врачей Египта - Имхотеп[6], Мерит Птах, Песешет (первые женщины-врачи) и Хеси-Ра - остались в истории. Однако следует учитывать, что источники для столь древних эпох редко бывают абсолютно достоверны. Обстоятельства жизни и деятельности этих людей окружены легендами, более поздними дополнениями и искажениями.
Методы лечения и диагностикиПравить
Лечение мигрени путем привязывания к голове пациента глиняного крокодила.
Лечение в Древнем Египте представляло собой синтез магии и терапии. Как правило, они применялись в совокупности по принципу: «Магия действенна вместе с лекарственным средством, лекарственное средство действенно вместе с магией». Но вместе с тем, встречаются и источники, в которых роль магии и заклинаний рассматривается как решающая, действенная сама по себе.
Магические методы воздействия заключались, как ни странно, в экзорцизме, то есть в изгнании из тела больного «демонов», которые вызвали болезнь. Диагностика же заключалась в том, чтобы по симптомам установить, какой конкретно демон засел в теле больного, после чего прогнать его заклинаниями и лекарствами.
Для лечения египтяне применяли практически все известные им материалы и компоненты: начиная от самых тривиальных (мёд, молоко, масло, растительные и животные жиры, лекарственные травы, глина, сода и далее до бесконечности) до более чем экзотических (частицы «небесного железа», метеорита — самого дорогого материала в Древнем Египте).
Множество медицинских практик были эффективными, например, многие хирургические процедуры, приведённые в папирусе Смита. В основном советы врачей для сохранения здоровья включали рекомендации мыться и брить тела, в том числе под мышками, так как это поможет предотвратить инфекции. Они также рекомендовали пациентам следить за своим питанием и избегать продуктов, таких как сырая рыба или сырое мясо других животных, считавшееся нечистым.
Многие методы были неэффективны или вредны — в частности, многие рецепты лекарств содержали навоз, который содержит продукты брожения и плесени; некоторые из них имеют целебные свойства, но также и бактерии, представляющие серьёзную угрозу заражения.
Хирургия и анатомияПравить
Бронзовые ножи, используемые в процессе бальзамирования тела. 600—200 гг. до н.э. Протез большого пальца из дерева и кожаное крепление; вероятно, использовался для облегчения ходьбы.
Египтяне практиковали бальзамирование, при котором внутренние органы трупа извлекаются и помещаются отдельно, то есть можно предположить, что египтяне примерно представляли анатомическое устройство человека, однако не знали функций каждого органа. Например, органом мышления и вообще самым важным органом человека считалось сердце, как единственный орган, ощутимо реагирующий на происходящее, и его обычно оставляли в груди.
Египетские врачи были осведомлены о существовании пульса и связи между пульсом и сердцем. Автор «папируса Смита» даже имел смутное представление о сердечно-сосудистой системе, хотя и не о кровообращении, и он не мог или считал неважным, различать кровеносные сосуды, сухожилия и нервы. Древние египтяне разработали свою теорию «каналов», которые несли воздух, воду и крови в организме по аналогии с рекой Нил; если они будут заблокированы, поля станут нездоровы, и они применяли этот принцип к телу: если человек был болен, то нужно использовать слабительные, чтобы разблокировать «каналы».
Операция была довольно распространённой практикой среди врачей для лечения телесных повреждений. Египетские врачи признавали три категории повреждений: поддающиеся лечению, спорные и неизлечимые заболевания. Излечимые заболевания хирурги быстро оперировали. Спорными болезнями были те, при которых больной мог предположительно прожить без лечения, поэтому пациенты, входившие в эту категорию, наблюдались, и если их болезнь сохранялась, то предпринимались хирургические попытки излечить её. Хирургические инструменты, обнаруженные в археологических памятниках, включают ножи, крюки, свёрла, щипцы, весы, ложки, пилы и вазы с ладаном.
Обрезание мужчин было нормой, как писал Геродот в своей «Истории». Хотя эффективность этой процедуры редко упоминалась, её отсутствие в других культурах часто отмечалось: об отсутствии обрезания у ливийцев неоднократно говорится в папирусах, а из военных кампаний необрезанные фаллосы привозились в качестве трофеев, что свидетельствует об их непривычности. Правда, другие документы, описывающие инициацию в религиозных обществах через обрезание, позволяют предположить, что эта практика была особенной и не получила широкого распространения. Единственное известное изображение процедуры в могиле врача показывает подростков и взрослых, а не детей. Женское обрезание могло применяться на практике, хотя ни одного упоминания о нём в древних текстах нет.
Протезирование в виде искусственных пальцев или глаз существовало, но имело в большей степени декоративный, нежели практический эффект.
Отдельно существовала и стоматология, однако находилась она на достаточно низком уровне развития. Состояние зубов большинства египтян было плохим из-за слишком грубого помола зерна. Стоматологические заболевания могли быть даже причиной смерти. Больной зуб, как правило, удалялся, в качестве обезболивающего использовался опиум.
ru.mobile.bywiki.com
Медицинские папирусы Древнего Египта — доклад
МЕДИЦИНСКИЕ ПАПИРУСЫ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА
Врачи черпали необходимые сведения, помогающие распознать и излечить болезнь, из специальных медицинских папирусов. Существовали руководства по анатомии, хирургии, женским болезням, лечению зубов, ветеринарии. При лечении врачи строго соблюдали определенные правила. Они изучали симптомы, затем задавали вопросы, осматривали больного, ощупывали, обнюхивали и зондировали. Все эти сведения, способ и результаты врачи подробно записывали. Такие записи использовались в дальнейшем при лечении других больных. Лекарства изготавливали из различных растений, минералов, иногда из частей животных. Снадобья разводили с водой, пивом, вином или молоком и давали выпить либо смешивали с маслом и прикладывали к коже. Египетских врачей высоко ценили на всем Ближнем Востоке, и заморские правители нередко посылали за ними в случае болезни. Медицина была тесно связана с религией, поэтому лечение сопровождалось молитвами и жертвенными дарами богам – покровителям врачевания. Врачи передавали свои знания от отца к сыну, хотя, вероятно, были и школы для подготовки лекарей. Те, кто по окончании курса обучения официально признавался врачом, получали от правительства жалованье. В Египте рано появились врачи разных специальностей: глазные, зубные, исцелители нервных болезней, хирурги и др. Некоторые из них трудились при храмах, другие сопровождали воинов в походах или составляли лечебники. Самые искусные врачеватели назначались придворными лекарями. Египетские врачи прилично разбирались в функциях человеческого организма, знали о строении скелета, влиянии сердца на кровообращение и последствиях травм головного мозга. Они умели искусно вправлять вывихи, проводили сложные операции и всегда стерилизовали медицинские инструменты, прокаливая их на огне. Но в их познаниях были и большие пробелы. Например, они думали, что вода, воздух и нервы проходят через сердце, а также считали этот орган вместилищем человеческого разума. Если об анатомии египетские врачи могли узнать благодаря развитию мумифицирования. то эффективность лекарств и методов лечения проверялись на самих больных путем проб и ошибок. Лекари знали, что правильное питание очень важно, и были уверены, что переедание вызывает болезни и загрязнение организма. Врачи понимали, что отдых и гигиен: предотвращают некоторые недуги, а также способствуют исцелению. Помимо сборников рецептов (лечебников), существовали даже отдельные руководства для ветеринаров. Боги Тот, Сохмет, Исида и Имхотеп считались покровителями врачевания и здоровья, египтяне часто приходили к их храмам в поисках исцеления. Случалось, что им разрешали провести ночь в помещении рядом со святилищем, чтобы боги, посетив их во сне, указали путь к выздоровлению. Если ничто не помогало, больные могли пойти к магу. Тот произносил заклинания или жезлом из слоновой кости чертил вокруг больного защитные магические круги.
В настоящее время известно около 10 папирусных свитков с медицинскими текстами. Эти тексты, а также свидетельства историков и писателей древности, изображения на стенах гробниц и надгробных стелах дают нам представление о медицинских знаниях древних египтян. Поговорим подробнее о двух медицинских папирусах — папирусе Эберса и папирусе Смита.
Папирус Эберса
Самую обширную информацию дает большой медицинский папирус Эберса (XVI век до н.э), найденный в 1872 г. в Фивах. Склеенный из 108 листов папируса, он достигает в длину 20,5 м и называется «Книга приготовления лекарств для всех частей тела». В тексте встречается множество ссылок на его божественное происхождение и упоминаний о других древних источниках медицинских знаний.
Исторические параллели:
Представление о том, что искусство врачевания было даровано людям богами, было свойственно многим культурам Древнего Востока. Именно поэтому медицинские школы создавались при храмах. Египтяне приписывали составление древнейших медицинских папирусов Имхотепу и Тоту, вавилоняне считали, что тайны искусства врачевания впервые поведал людям Оанн, человек-рыба, посланник бога Эа — обитателя вод. В Индии автором священных медицинских текстов считался Брахма (Брама), один из триады высших богов. Легенды и летописи рассказывали о том, что первые медицинские трактаты, открывающие секреты искусства врачевания, падали с неба, передавались мудрецам в форме священных (сакральных) текстов и ритуалов или были найдены в храмах во времена первых царей. Это часто затрудняет датировку древних, античных и средневековых медицинских текстов, дошедших до нашего времени. Например, невозможно определить время написания классического канона тибетской медицины «Чжуд-ши». Согласно преданию, текст его был изречен Буддой и утерян. Много лет он передавался в устной форме, а потом был найден в колонне одного из древних монастырей.
Папирус Эберса содержит 900 прописей лекарств для лечения заболеваний органов пищеварения, дыхательных путей, уха, горла, носа, глаз, кожи. Заглавие каждого рецепта выделено красной краской, форма его, как правило, лаконична. Вначале стоит заголовок, например, «Средство для изгнания крови из раны», затем перечисляются составные части с указанием дозы, в конце дается предписание, например: «варить, смешать». В папирусах упоминается множество лекарственных растений. Среди них — знакомые нам лук и алоэ. Лук почитали как священное растение. Это было связано не только с его ценными лекарственными свойствами, но и с необычным строением: концентрические слои луковицы символизировали устройство вселенной. Сок алоэ египтяне использовали не только для лечения, но и для бальзамирования умерших. В античные времена этим соком лечили раны, ожоги и опухоли. Родина этого растения — засушливые области Африки и Мадагаскара. Здесь алоэ достигает 10 м высоты. Нижняя часть его стебля постепенно деревенеет и освобождается от листьев. Этой особенностью объясняется происхождение названия «алоэ древовидный».
Применение тех или иных лекарств зависело от времени года. Например, одно лекарство для глаз рекомендовалось применять только зимой, другое — во всякое время года. При назначении лекарства учитывали и возраст больного. Так, взрослым в качестве мочегонного средства рекомендовали лекарство на основе зеленых фиг, а детям для той же цели рекомендовали делать припарки из папируса, пропитанного маслом. Если подростку давали лекарство в виде пилюли, то для маленького ребенка его растворяли в молоке. На полях медицинских папирусов постоянно встречаются пометки против некоторых лекарств: «это лекарство хорошее», «мне удавалось вылечить», «заметь это, так как это действительно хорошее средство». В состав лекарств входили растения (лук, мак, папирус, финики, гранат, алоэ, виноград), животные продукты (мед, молоко), минеральные вещества (сурьма, сера, железо, свинец, сода, алебастр, глина, селитра).
Исторические параллели:
Среди множества лекарственных растений в папирусе Эберса упоминается трава Диа-Диа, которая обладает обезболивающими и снотворными свойствами. Под этим именем египтянам была известна мандрагора. Папирус Эберса содержит первое в истории медицины упоминание об этом растении, сок которого египетские хирурги использовали для обезболивания. Искусство получения снотворных и болеутоляющих лекарств из корня мандрагоры позже перешло из Египта в Грецию. Во время хирургических операций древние греки применяли для наркоза губки, пропитанные горячим соком мандрагоры. Вдыхая пары этого сока, больной крепко засыпал. Великий римский врач Гален (IIв. н.э.) писал о том, что настойку корня этого растения ввозили в Рим ежедневно в большом количестве. Римский писатель Фронтинип (Iв. н.э.) писал о мандрагоровом вине, с помощью которого воины Карфагена одержали победу над врагом. Они покинули лагерь и оставили на видном месте вино из мандрагоры, погружающее в глубокий сон. Вернувшись в лагерь, карфагенские солдаты легко одолели спящих противников.
Широко применялись в медицинских целях части тела и жир животных. Так, например, мазь для роста волос готовилась из следующих составных частей: сало газели, змеиный жир, жир крокодила, сало бегемота. Один из разделов папируса Эберса посвящен косметическим средствам, В нем приводятся прописи для разглаживания морщин, удаления родинок, окраски волос и бровей. Египетский врач был искусным в косметике, он должен был знать, как можно изменить цвет лица и цвет волос, сделать тело красивым.
В теоретической части папируса Эберса изложены представления о причинах болезней: естественных (нездоровая пища, кишечные паразиты, изменения погоды и т.д.) и сверхъестественных (например, вселение злого духа умершего человека в тело больного), дано описание сердца, сосудов, многих органов и тканей. Перечислены основные методы обследования больного: осмотр, ощупывание и выслушивание. Особое внимание уделено многочисленным «мету» — сосудам, которые поддерживают связь между душой и телом. Один из них, по мнению египтян, шел от z:sinma к сердцу. Этим объясняется обычай погружать мизинец в напитки, приносимые в жертву, позже перешедший из Египта к другим народам Древнего Востока. Письмена связь между заболеваниями глаз и ушей. Ее объясняли ходом кровеносных сосудов: направляясь к вискам и ушам, они затем следуют к глазам.
Исторические параллели: Если греческие врачи считали вены «происходящими» из печени, то, по мнению египтян, «источником» и «местом стечения» всех сосудов было сердце. В папирусе Эберса нарушение сердечной деятельности описано с помощью выражений, имеющих прямые ассоциации с современными медицинскими представлениями: «побег», «уколы», «забытье». Сердце считалось средоточием кровеносных сосудов, по которым болезнь проникала в организм и распространялась в нем. К сосудам были обращены слова заклинателей:
«Говорю я Вам, о Сосуды, через которые прошла болезнь...». «Откройте Ваши устья, о Сосуды... выбросьте из себя болезнь, которая в Вас»
Представление о роли сосудов в распространении болезни и инфекции в организме человека 5ъио развито в медицине Древней Греции, в Александрийской школе эпохи эллинизма и в медицинских трактатах Китая и Индии. Тибетская медицина называет сосуды каналами, через которые в тело приходит болезнь.
В папирусе Эберса говорится и о лечении заболеваний, требующих хирургического вмешательства. При ожогах для перевязки ран предлагается использовать мед, ячмень, масло и воск наряду с такими экзотическими Z.IA нас средствами, как кошачья шерсть и хрящи каракатицы. Необходимым сопровождением этих операций были магические заклинания, молитвы и жертвы богам.
Папирус Эберса содержит одно из самых древних описаний ингаляции, которая рекомендовалась при лечении болезней груди и горла: «растереть растения Гем и Емем, поставить на огонь и поднимающийся пар втягивать через тростинку в течение дня.» А вот описание другого метода ингаляции: «возьми семь камней, накали их на огне; возьми один из них, наложи на него немного этого снадобья и заключи его в новый сосуд с пробитым дном, вставь тростинку в дыру, возьми тростинку в рот так, чтобы ты мог втягивать пар, и съешь потом чего-нибудь жирного, например, жирного мяса или масла».
Древнеегипетские хирурги пользовались разнообразными инструментами, в том числе каменными и металлическими ножами, ланцетами, пинцетами, бритвами и.т.д. Они делали такие сложные операции, как ампутации конечностей, трепанации черепа, операции на позвоночнике. Папирус Эберса упоминает об «открытии зрения в зрачках позади глаз», так называли операцию по удалению катаракты. Однако основные сведения по хирургии содержатся в папирусе Смита.
Исторические параллели:
Упоминая о катаракте; уместно вспомнить о языковых параллелях в названиях болезней, пришедших к нам из древней медицины. В древнеегипетском языке болезнь глаз катаракта называлась «спад воды», а в современном французском, английском и итальянском языках слово «cataracte» обозначает также водопад.
Папирус Смита
Египтянам принадлежит один из самых древних из дошедших до нас текстов о строении человеческого тела и хирургическом лечении (проведении операций), первое дошедшее до нас описание мозга. Эти сведения содержатся в папирусе Смита (XVI в. до н.э.). На ленте длиной 4,68 м запечатлена анатомия и хирургия древних египтян, описаны 48 случаев травматических повреждений черепа, мозга, шейных позвонков, грудной клетки и позвоночника и методы их исцеления. Лечение некоторых болезней было явно безнадежно, сведения о них имели для врачей только теоретическое значение. Среди такого рода сведений — древнейшее описание паралича верхних и нижних конечностей с потерей речи и слуха в результате травматического повреждения мозга. Много места занимает описание ран и травм, полученных в сражениях, вывихов и переломов. На кровоточащую свежую рану накладывали кусок сырого мяса, затем края ее сшивали при помощи игл и ниток. Гноящиеся раны присыпали хлебной или древесной плесенью.
Исторические параллели: Использование плесени для заживления гноящихся ран на первый взгляд кажется парадоксальным, однако египетским врачам было известно о ее целительном действии. Эмпирические знания древних медиков получили научное подтверждение спустя тысячи лет. В 20-х гг. XX в. английский бактериолог Александр Флеминг выделил из плесени пенициллин — антибиотик широкого противомикробного действия. В 1929 г. он опубликовал данные об этом открытии, которое не привлекло внимания научной общественности, как и его рассказ о пенициллине в 1936 г. на Международном конгрессе микробиологов. Только в 1940 г. применение пенициллина вошло в лечебную практику, а в 1945 г. Флеминг за свои работы был удостоен Нобелевской премии.
Изучение медицинских текстов Древнего Египта часто дает основание для интересных сопоставлений и разнообразных исторических параллелей. Приведем еще один пример, также связанный с работами современников и коллег А.Флеминга. Вот рецепт «лекарства от слепоты» из папируса Эберса: «возьми жидкость из глаз свиньи, одну долю сурьмы, одну долю окиси свинца, одну долю дикого меда, смешай все и приготовь порошок, который всыпай в ухо больного, после чего он выздоровеет тотчас». В качестве основного лекарственного средства здесь предложена «жидкость из глаз свиньи». Современные ученые нашли в слезной жидкости человека и животных различные вещества, содержащие биологические активные компоненты, однако целительное действие слез было известно уже в древности из эмпирических наблюдений. Так, в VII в. греком Георгием Писидом был создан Шестоднев, содержащий разнообразные анатомические сведения. Вот как выглядят его рассуждения о значении слез в переводе Шестоднева на русский язык, сделанном в XIVв.: когда они «разливаются», то «помажуть очи, благодаря чему никакой вредности» не удается проникнуть в глаз. Флеминг открыл бактерицидное вещество лизоцим в составе слезной жидкости человека в 1922 г. и долгие годы работал над проблемой выделения этого вещества в чистом виде. Для исследований ему нужны были огромные количества слез, и донорами их стали все его сотрудники и технический персонал лаборатории. Добровольцам закапывали в глаза лимонный сок. После такой процедуры, за которую каждый получал 3 пенса, слезы текли рекой. Однако Флемингу так и не удалось выделить лизоцим. В 1937г. это сделали химики из Оксфорда.
Египетские медицинские папирусы - древние египетские тексты, написанные на папирусе, которые разрешают проблеск в медицинских процедурах и методах в древнем Египте. Папирусы сообщают подробности относительно болезни, диагноза и лекарств от болезни, которые включают растительные лекарственные средства, хирургию и волшебные периоды. Считается, что было больше медицинских папирусов, но многие были потеряны из-за серьезного ограбления. Самое большое исследование медицинских папирусов до настоящего времени было предпринято Берлинским университетом и было названным Medizin der alten Ägypter («Медицина древнего Египта»).
Ранняя египетская медицина базировалась главным образом на смеси волшебных и религиозных периодов. Обычно «вылеченный» при помощи амулетов или волшебных периодов, болезни, как думали, были вызваны злобным поведением или действиями. Впоследствии, врачи выполнили различные лечения при необходимости. Инструкции для этих медицинских ритуалов были позже надписаны на свитках папируса священниками, выполняющими действия.
Главные медицинские папирусы
Папирус Kahun
Датированный приблизительно к 1800 BCE, Гинекологический Папирус Kahun - самый старый известный медицинский текст. Это было сочтено в Эль-Лауне Обломками Petrie в 1889, сначала переведено F. Ll. Гриффит в 1893, и изданный в Папирусах Petrie: Культовые Папирусы от Kahun и Gurob. Папирус содержит 35 отдельных параграфов, касающихся женского здоровья, таких как гинекологические болезни, изобилие, беременность и контрацепция. Это не описывает хирургию.
Папирусы Рамессеума
Папирусы Рамессеума – Они состоят из 17 отдельных папирусов, которые были найдены в большом храме Рамессеума. Они концентрируются на глазах, гинекологии, педиатрии, мышцах и сухожилиях.
Папирус Эдвина Смита
Датированный приблизительно к 1600 BCE, Папирус Эдвина Смита - единственная выживающая копия части Древнего египетского учебника по травматологии. Папирус берет свое имя от египетского археолога Эдвина Смита, который купил его в 1860-х. Самое подробное и сложные из существующих медицинских папирусов, это - также самый старый хирургический текст в мире. Написанный в культовом подлиннике древнего египетского языка, это, как думают, основано на материале от тысячей лет ранее. Документ состоит из 22 страниц (17 страниц на лицевой стороне листа и 5 страниц на оборотной стороне). 48 случаев травмы исследованы, каждый с описанием медицинского осмотра, диагнозом, лечением и прогнозом. Важный аспект текста - то, что он показывает, что сердце, печень, селезенка, почки, мочеточники и мочевой пузырь были все известны египтянам, наряду с фактом, что кровеносные сосуды были связаны с сердцем. Весь перевод доступен онлайн.
Папирус Ebers
Папирус Эберса был также куплен Эдвином Смитом в 1862. Это берет свое имя от Георга Эберса, который купил папирус в 1872. Даты папируса к приблизительно 1550BC и покрытия 110 страниц, делая его самым длинным из медицинских папирусов. Папирус затрагивает много различных тем включая; дерматология, пищеварительные болезни, травмирующие болезни, стоматология и гинекологические условия. Это делает много ссылок на лечение болезней с периодами или религиозными методами. Один из самых важных результатов этого папируса - ссылки на мигрень, который показывает, что условие относится ко времени на сей раз.
Папирус Херста
Папирус Херста предлагался в 1901 Экспедиции Херста в Египте. Это датировано приблизительно в 2000 до н.э, хотя сомнения существуют о его подлинности. Это сконцентрировалось на лечениях проблем, имеющих дело с мочевой системой, кровью, волосами и укусами. Это было экстенсивно изучено начиная с его публикации в 1905.
Лондонский папирус
Лондонский Медицинский Папирус – Это расположено в британском Музее и относится ко времени Тутанхамона. Хотя в плохом состоянии, исследование его нашло, что он сосредотачивается на волшебных периодах как лекарство от болезни.
Берлинский папирус
Больший Берлинский Папирус, также известный как Папирус Brugsch (Каша. Berl. 3038) – Обнаруженный Джузеппе Пассалаккуой. Это состоит из 24 страниц и очень подобно Папирусу Ebers. Позже проданный Фридриху Вильгельму IV Пруссии с другими объектами в 1827 для Берлинского Музея, Больший Берлинский Папирус был переведен на немецкий язык в 1909.
Папирус Carlsberg
Папирус Carlsberg – Это - собственность Фонда Carlsberg. Папирус покрывает заболевания глаза и беременности.
Честер Битти медицинский папирус
Честер Битти Медицинский Папирус – Этот папирус называют в честь сэра Альфреда Честера Битти, который пожертвовал 19 папирусов британскому Музею. Средства в этих текстах обычно связываются с волшебством и вниманием на условия, которые включают головные боли и аноректальные болезни.
Бруклинский папирус
Бруклинский Папирус – Сосредотачивающийся, главным образом, на укусах ядовитой змеи, Бруклинский Папирус говорит о коррективных методах для ядов, полученных из змей, скорпионов и тарантулов. Бруклинский Папирус в настоящее время проживает в Бруклинском музее.
Стол Древних египетских медицинских папирусов
См. также
Древняя египетская медицина
Дополнительные материалы для чтения
ru.knowledgr.com
ПАПИРУСЫ МЕДИЦИНСКИЕ — Большая Медицинская Энциклопедия
ПАПИРУСЫ МЕДИЦИНСКИЕ — одни из древнейших памятников медицинской литературы, писчий материал для которых изготовлялся из стеблей папируса (Cyperus papyrus) — многолетнего травянистого растения семейства осоковых.
Большинство П. м. найдено археологами на территории Древнего Египта. Известно 10 П. м., к-рые названы либо по имени первых владельцев (папирусы Херста, Эдвина, Смита), либо по месту находки (папирус Кахунский, из Рамессеума), либо по наименованию мест хранения (папирус Берлинский, Лейденский, Лондонский), либо по имени первого издателя (папирус Эберса).
Наиболее древние из них, относящиеся к периоду Среднего царства (20—18 вв. до н. э.), содержат лишь вкрапления текстов различного мед. содержания. Так, в Кахунском папирусе имеются сведения о лечении животных, описание женских болезней и акушерской помощи; в папирусе из Рамессеума — сведения о гинекологии и по лечению «негибких членов»; в папирусе Херста содержится глава о болезнях костей, в Берлинском папирусе № 3038 — о внутриутробном определении пола ребенка и т. д.
Все они наряду с изложением приемов лечения, рецептурными записями и анатомическими описаниями содержат значительные рели-гиозно-магические наслоения, особенно ярко выраженные в Лондонском и Лейденском папирусах.
Из всех древнеегипетских П. м. наибольшее значение имеют папирус Эберса, относящийся к периоду Нового царства (17—11 вв. до н. э.), и хирургические папирусы Эдвина, Смита (16 в. до н. э.).
Папирус Эберса, найденный в 1872 г., представляет собой трактат преимущественно о внутренних болезнях. Как можно судить из его содержания, лечение болезней было гл. обр. симптоматическим, диагноз ставился на основании наружного осмотра, ощупывания, иногда и выслушивания больного. Специализация врачей, занимавшихся лечением внутренних болезней, была сравнительно высокой. Были разработаны также элементы учения о болезнях женских половых органов, глазных болезнях, болезнях зубов (применялось пломбирование), широко использовались нек-рые хирургические приемы (трепанация черепа, накладывание шин при переломах и др.). Хирургический папирус Смита, описанный впервые в 1930 г., приписывается Имхотепу — обожествленному врачу, архитектору и государственному деятелю Древнего царства, представляет собой систематическое изложение основ хирургии; он снабжен рисунками и, видимо, служил учебным пособием. На полях рукописи обнаружены многочисленные пометки: «Это лекарство хорошее», «Мне удалось вылечить эту болезнь». В этом П. м. отсутствуют элементы магии.
Изучение содержания П. м. имеет не только исторический интерес; многие леч. средства, описанные в П. м., находят применение у народов, предками к-рых они составлены.
См. также Медицина, Медицинская литература.
Библиография: Бекштрем А. Г. Медицинские папирусы, Собрание В.С. Голенищева, Спб., 1909; Всемирная история, под ред. E. М. Жукова, т. 1, М., 1956; G г а-р о w H. Die agyptischen medizinischen Papyrus und was sie enthalten, Miinch. med. Wschr., S. 958, 1002, 1935; он же, Untersuchungen iiber die altagyptischen medizinischen Papyri, Bd 1 — 2, Lpz., 1935 — 1936; L e a k С h. D. The old Egyptian medical papyri, Lawrence, 1952; Lefebvre
G. Essai sur la m^decine 6gyptienne de T^poque pharaonique, P., 1956; S i g e-r i s t H. E. Anfange der Medizin, Zurich, 1963.