Басиле́вс (др.-греч. βᾰσῐλεύς, βᾰσῐλέως; также басиле́й, базиле́вс, василе́вс) — монарх с наследственной властью в Древней Греции, а также титул византийских императоров (произносился уже с начальным «в», василевс). Басилевсами именовались также цари Скифии и Боспорского царства, ряда соседних государств.
Эволюция термина
В Микенскую эпоху (XV-XI вв. до н. э.) слово «басилевс» (микенск. qa-si-re-u), судя по найденным глиняным табличкам, относилось к вождю, главе сообщества, человеку, имеющему власть ниже царской.
Позже, во времена Гомера (до VII века до н. э.), оно стало означать просто «царь», употребляясь наравне с более редким термином ванакс (ϝάναξ, затем ἄναξ). Басилевсом также назывался военный глава союза племён. Гомер в Илиаде пишет (II: 204):
Нет в многовластии блага;
да будет единый властитель [κοίρᾰνος, вождь];Царь [βασιλεύς] нам да будет единый
Царь-басилевс отличается от койраноса (κοίρᾰνος) как правитель, который получил власть по наследству (Ptolemaeus, On the Difference of Words, 51.2). Хотя древнегреческий басилевс не всегда был полновластным правителем, ключевое значение для употребления титула имеет наследование власти.
В античности термин басилевс стал означать «правитель». В Афинах V века существовала выборная должность «басилевса», одного из 10 архонтов, ответственного в основном за жреческие и судебные функции. Аристотель в «Афинской политии» пишет, что должность басилевса была унаследована афинянами в мифологические времена, во времена первых легендарных царей, то есть термин имеет очень древнее происхождение. Главы фил в Афинах назывались филобасилевсами.
Аристотель дал определение басилевсу как правителю, избранному народом или принятым народом добровольно, в отличие от правителя-тирана (τύραννος), силой захватившего власть (Арис., «Политика», кн.3). Так, например, спартанских царей Аристотель отнёс к басилевсам, потому что те имеют власть, ограниченную институтом эфоров, и добровольно признаны народом. Во всех известных повествовательных источниках спартанских царей называют басилевсами, хотя официально они именовалсь архагеты (ἀρχαγέται, «предводители»).
В Фессалии басилевсом иногда называли тагоса (τᾱγός, τάγης), пожизненно выбираемого верховного военного вождя Фессалийского союза. Персидского шаханшаха греки называли «великим басилевсом» (Βασιλεὺς μέγας) или «басилевсом басилевсов» (калька с персидского шаханшах — «царь царей»). Александр Македонский и его диадохи в Египте, Азии и Македонии именовались басилевсами, унаследовав этот титул от персидских царей.
Византийская Суда (X век) даёт такое определение басилевса (Суда; beta,144):
Басилевс тот, кто получил власть в наследовании от предков с определёнными ограничениями, а тиран тот, кто узурпировал власть силой. Но они [античные греки] используют оба термина без разбора.
Римские императоры также именовались басилевсами, но не официально. С принятием христианства употребление титула распространилось, в основном в восточной части Римской империи, где ощущалось сильное влияние греческой культуры. При византийском императоре Ираклии (610—641 гг.), с разгромом Сасанидской империи, титул василевс (точнее, василевс василеон — «царь царей») стал официальным титулом правителя Византийской империи, поскольку раньше принадлежал сасанидам.
В Византии василевсами назывались только византийские императоры — для западно-европейских королей использовалось слово «ре́гас» («ри́гас», греческий вариант лат. rex «король», Ῥήγας). Василевсами именовались и короли Греции (1832—1967 гг., греч. βασιλιάς, в официальной титулатуре Βασιλεύς).
Мифическое существо
В микенскую эпоху слово «басилевс», также по некоторым сведениям, относилось к некому мифическому грифоноподобному существу, очень мудрому и приносившему удачу. На среднем востоке в этот период словом «базилевс» называют существо, символизирующее мудрость и просвещение. Считалось, что это существо с львиным туловищем и головой орла, страж золота. (По одной из версий — страж сокровища в виде мудрости, ведь она была самым дорогим и в те времена. Впоследствии неверно истолковали и получилось просто золото.К:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан)[источник не указан 1241 день])
Что до индийского базилевса и эфиопских муравьёв, то обличьем они несходны, однако повадками якобы похожи: по преданиям стерегут золото и в обеих странах держатся близ золотоносных жил.Флавий Филострат «Жизнь Аполлония Тианского» (162: VI.1; с. 62)
Возможно, это был перенос понятия «царь» на один из символов власти — геральдическое животное на гербе. По этому же признаку и созвучию возможна связь с василиском.
Напишите отзыв о статье "Басилевс"
Литература
БСЭ [bse.sci-lib.com/article099249.html Басилей]
[www.pravenc.ru/text/150469.html Василевс] // Православная энциклопедия. Том VII. — М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2004. — С. 16. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-010-2
[www.academia.edu/3392106/_The_Jurisdiction_of_Spartan_Kings_Die_Rechtsprechung_der_spartanischen_Konige_In_Russian_German_summary_ Зайков А. В. Юрисдикция спартанских царей // Античная древность и средние века. Екатеринбург: Уральский университет, 2000. Вып. 31. С. 5-30.]
[www.academia.edu/3392423/_The_Road_Jurisdiction_of_Spartan_Kings_NOCH_EINMAL_ZUM_PROBLEM_DER_RICHTERGEWALT_SPARTANISCHER_KONIGE_UBER_DIE_WEGE_In_Russian_German_summary_ Зайков А. В. К проблеме дорожной юрисдикции спартанских царей // Античная древность и средние века. Екатеринбург: Уральский университет, 2006. Вып. 37. С. 5-21.]
Drews R. Basileus. The evidence for kingship in geometric Greece. New Haven, 1983.
[de.wikisource.org/wiki/RE:Basileus_1 Valerian von Schoeffer: Basileus 1). In: Paulys Realencyclopädie der classischen Altertumswissenschaft (RE). Band III,1, Stuttgart 1897, Sp. 55-82.]
[lomonosov-msu.ru/archive/Lomonosov_2013/2186/10129_5ba0.doc Основная отличительная черта басилеев конца Гомеровского периода эллинской истории в сознании их современников]
Отрывок, характеризующий Басилевс
Денисов говорил пренебрежительно о всем этом деле; но Ростов знал его слишком хорошо, чтобы не заметить, что он в душе (скрывая это от других) боялся суда и мучился этим делом, которое, очевидно, должно было иметь дурные последствия. Каждый день стали приходить бумаги запросы, требования к суду, и первого мая предписано было Денисову сдать старшему по себе эскадрон и явиться в штаб девизии для объяснений по делу о буйстве в провиантской комиссии. Накануне этого дня Платов делал рекогносцировку неприятеля с двумя казачьими полками и двумя эскадронами гусар. Денисов, как всегда, выехал вперед цепи, щеголяя своей храбростью. Одна из пуль, пущенных французскими стрелками, попала ему в мякоть верхней части ноги. Может быть, в другое время Денисов с такой легкой раной не уехал бы от полка, но теперь он воспользовался этим случаем, отказался от явки в дивизию и уехал в госпиталь.
В июне месяце произошло Фридландское сражение, в котором не участвовали павлоградцы, и вслед за ним объявлено было перемирие. Ростов, тяжело чувствовавший отсутствие своего друга, не имея со времени его отъезда никаких известий о нем и беспокоясь о ходе его дела и раны, воспользовался перемирием и отпросился в госпиталь проведать Денисова.
Госпиталь находился в маленьком прусском местечке, два раза разоренном русскими и французскими войсками. Именно потому, что это было летом, когда в поле было так хорошо, местечко это с своими разломанными крышами и заборами и своими загаженными улицами, оборванными жителями и пьяными и больными солдатами, бродившими по нем, представляло особенно мрачное зрелище.
В каменном доме, на дворе с остатками разобранного забора, выбитыми частью рамами и стеклами, помещался госпиталь. Несколько перевязанных, бледных и опухших солдат ходили и сидели на дворе на солнушке.
Как только Ростов вошел в двери дома, его обхватил запах гниющего тела и больницы. На лестнице он встретил военного русского доктора с сигарою во рту. За доктором шел русский фельдшер.
– Не могу же я разорваться, – говорил доктор; – приходи вечерком к Макару Алексеевичу, я там буду. – Фельдшер что то еще спросил у него.
– Э! делай как знаешь! Разве не всё равно? – Доктор увидал подымающегося на лестницу Ростова.
– Вы зачем, ваше благородие? – сказал доктор. – Вы зачем? Или пуля вас не брала, так вы тифу набраться хотите? Тут, батюшка, дом прокаженных.
– Отчего? – спросил Ростов.
– Тиф, батюшка. Кто ни взойдет – смерть. Только мы двое с Макеевым (он указал на фельдшера) тут трепемся. Тут уж нашего брата докторов человек пять перемерло. Как поступит новенький, через недельку готов, – с видимым удовольствием сказал доктор. – Прусских докторов вызывали, так не любят союзники то наши.
Ростов объяснил ему, что он желал видеть здесь лежащего гусарского майора Денисова.
– Не знаю, не ведаю, батюшка. Ведь вы подумайте, у меня на одного три госпиталя, 400 больных слишком! Еще хорошо, прусские дамы благодетельницы нам кофе и корпию присылают по два фунта в месяц, а то бы пропали. – Он засмеялся. – 400, батюшка; а мне всё новеньких присылают. Ведь 400 есть? А? – обратился он к фельдшеру.
Фельдшер имел измученный вид. Он, видимо, с досадой дожидался, скоро ли уйдет заболтавшийся доктор.
– Майор Денисов, – повторил Ростов; – он под Молитеном ранен был.
– Кажется, умер. А, Макеев? – равнодушно спросил доктор у фельдшера.
Фельдшер однако не подтвердил слов доктора.
– Что он такой длинный, рыжеватый? – спросил доктор.
Ростов описал наружность Денисова.
– Был, был такой, – как бы радостно проговорил доктор, – этот должно быть умер, а впрочем я справлюсь, у меня списки были. Есть у тебя, Макеев?
– Списки у Макара Алексеича, – сказал фельдшер. – А пожалуйте в офицерские палаты, там сами увидите, – прибавил он, обращаясь к Ростову.
– Эх, лучше не ходить, батюшка, – сказал доктор: – а то как бы сами тут не остались. – Но Ростов откланялся доктору и попросил фельдшера проводить его.
– Не пенять же чур на меня, – прокричал доктор из под лестницы.
Ростов с фельдшером вошли в коридор. Больничный запах был так силен в этом темном коридоре, что Ростов схватился зa нос и должен был остановиться, чтобы собраться с силами и итти дальше. Направо отворилась дверь, и оттуда высунулся на костылях худой, желтый человек, босой и в одном белье.
Он, опершись о притолку, блестящими, завистливыми глазами поглядел на проходящих. Заглянув в дверь, Ростов увидал, что больные и раненые лежали там на полу, на соломе и шинелях.
– А можно войти посмотреть? – спросил Ростов.
– Что же смотреть? – сказал фельдшер. Но именно потому что фельдшер очевидно не желал впустить туда, Ростов вошел в солдатские палаты. Запах, к которому он уже успел придышаться в коридоре, здесь был еще сильнее. Запах этот здесь несколько изменился; он был резче, и чувствительно было, что отсюда то именно он и происходил.
В длинной комнате, ярко освещенной солнцем в большие окна, в два ряда, головами к стенам и оставляя проход по середине, лежали больные и раненые. Большая часть из них были в забытьи и не обратили вниманья на вошедших. Те, которые были в памяти, все приподнялись или подняли свои худые, желтые лица, и все с одним и тем же выражением надежды на помощь, упрека и зависти к чужому здоровью, не спуская глаз, смотрели на Ростова. Ростов вышел на середину комнаты, заглянул в соседние двери комнат с растворенными дверями, и с обеих сторон увидал то же самое. Он остановился, молча оглядываясь вокруг себя. Он никак не ожидал видеть это. Перед самым им лежал почти поперек середняго прохода, на голом полу, больной, вероятно казак, потому что волосы его были обстрижены в скобку. Казак этот лежал навзничь, раскинув огромные руки и ноги. Лицо его было багрово красно, глаза совершенно закачены, так что видны были одни белки, и на босых ногах его и на руках, еще красных, жилы напружились как веревки. Он стукнулся затылком о пол и что то хрипло проговорил и стал повторять это слово. Ростов прислушался к тому, что он говорил, и разобрал повторяемое им слово. Слово это было: испить – пить – испить! Ростов оглянулся, отыскивая того, кто бы мог уложить на место этого больного и дать ему воды.
wiki-org.ru
Базилевс Википедия
Серебряная монета Антиоха I с надписью ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΑΝΤΙΟΧΟΥ («[монета] царя Антиоха»)
Басиле́вс (др.-греч. βᾰσῐλεύς, βᾰσῐλέως; также басиле́й, базиле́вс, василе́вс) — монарх с наследственной властью в Древней Греции, а также титул византийских императоров (произносился уже с начальным «в», василевс). Басилевсами именовались также монархи Скифии и Боспорского царства, ряда соседних государств (Армении).
Эволюция термина
В Микенскую эпоху (XV-XI вв. до н. э.) слово «басилевс» (микенск. qa-si-re-u), судя по найденным глиняным табличкам, относилось к вождю, главе сообщества, человеку, имеющему власть ниже монаршеской.
Позже, во времена Гомера (до VII века до н. э.), оно стало означать просто «монарх», употребляясь наравне с более редким термином ванакс (ϝάναξ, затем ἄναξ). Басилевсом также назывался военный глава союза племён. Гомер в Илиаде пишет (II: 204):
Нет в многовластии блага;
да будет единый властитель [κοίρᾰνος, вождь];
Царь [βασιλεύς] нам да будет единый
Монарх-басилевс отличается от койраноса (κοίρᾰνος) как правитель, который получил власть по наследству (Ptolemaeus, On the Difference of Words, 51.2). Хотя древнегреческий басилевс не всегда был полновластным правителем, ключевое значение для употребления титула имеет наследование власти.
В античности термин басилевс стал означать «правитель». В Афинах V века существовала выборная должность «басилевса», одного из 10 архонтов, ответственного в основном за жреческие и судебные функции. Аристотель в «Афинской политии» пишет, что должность басилевса была унаследована афинянами в мифологические времена, во времена первых легендарных царей, то есть термин имеет очень древнее происхождение. Главы фил в Афинах назывались филобасилевсами.
Аристотель дал определение басилевсу как правителю, избранному народом или принятым народом добровольно, в отличие от правителя-тирана (τύραννος), силой захватившего власть (Арис., «Политика», кн.3). Так, например, спартанских царей Аристотель отнёс к басилевсам, потому что те имеют власть, ограниченную институтом эфоров, и добровольно признаны народом. Во всех известных повествовательных источниках спартанских царей называют басилевсами, хотя официально они именовались архагеты (ἀρχαγέται, «предводители»).
В Фессалии басилевсом иногда называли тагоса (τᾱγός, τάγης), пожизненно выбираемого верховного военного вождя Фессалийского союза. Персидского шаханшаха греки называли «великим басилевсом» (Βασιλεὺς μέγας) или «басилевсом басилевсов» (калька с персидского шаханшах — «царь царей»). Александр Македонский и его диадохи в Египте, Азии и Македонии именовались басилевсами, унаследовав этот титул от персидских царей.
Византийская Суда (X век) даёт такое определение басилевса (Суда; beta,144):
Басилевс - тот, кто получил власть в наследовании от предков с определёнными ограничениями, а тиран - тот, кто узурпировал власть силой. Но они [античные греки] используют оба термина без разбора.
Римские императоры также именовались басилевсами, но не официально. С принятием христианства употребление титула распространилось, в основном в восточной части Римской империи, где ощущалось сильное влияние греческой культуры. При византийском императоре Ираклии (610—641 гг.), с разгромом Сасанидской империи, титул василевс (точнее, василевс василеон — «царь царей») стал официальным титулом правителя Византийской империи, поскольку раньше принадлежал сасанидам.
В Византии василевсами назывались только византийские императоры — для западно-европейских королей использовалось слово «ре́гас» («ри́гас», греческий вариант лат. rex «король», Ῥήγας). Василевсами именовались и короли Греции (1832—1967 гг., греч. βασιλιάς, в официальной титулатуре Βασιλεύς).
Мифическое существо
В микенскую эпоху слово «басилевс», также по некоторым сведениям, относилось к некому мифическому грифоноподобному существу, очень мудрому и приносившему удачу. На среднем востоке в этот период словом «базилевс» называют существо, символизирующее мудрость и просвещение. Считалось, что это существо с львиным туловищем и головой орла, страж золота. (По одной из версий — страж сокровища в виде мудрости, ведь она была самым дорогим и в те времена. Впоследствии неверно истолковали и получилось просто золото.[источник не указан 1241 день])
Что до индийского базилевса и эфиопских муравьёв, то обличьем они несходны, однако повадками якобы похожи: по преданиям стерегут золото и в обеих странах держатся близ золотоносных жил.Флавий Филострат «Жизнь Аполлония Тианского» (162: VI.1; с. 62)
Возможно, это был перенос понятия «царь» на один из символов власти — геральдическое животное на гербе. По этому же признаку и созвучию возможна связь с василиском.
Литература
wikiredia.ru
БАСИЛЕВС - это... Что такое БАСИЛЕВС?
басилевс — царь, правитель, басилей, император, вождь Словарь русских синонимов. басилевс сущ., кол во синонимов: 5 • басилей (1) • … Словарь синонимов
БАСИЛЕВС — (греч. Basileus) в Древней Греции в микенскую эпоху правитель небольшого поселения. В гомеровский период глава племени или союза племен, обладавший военной, жреческой и судебной властью; первоначально избирался, позднее наследовал власть. В… … Юридическая энциклопедия
Басилевс — (др. греч. βασιλεύς, также басилей, базей, базилевс, василевс) монарх с наследственной властью в Древней Греции, а также титул византийских императоров (произносился уже с начальным «в», василевс[источник не указан 330 дн… … Википедия
басилевс — басил евс, а и басил ей, я … Русский орфографический словарь
басилевс — див. басилей … Український тлумачний словник
БАСИЛЕВС — (греч. царь) В Древней Греции правитель небольшого поселения, вождь племени, обладавший военной, жреческой и судебной властью. В Спарте и затем эллинистических государствах царь. В Византии титул императора … Словарь терминов по истории государства и права зарубежных стран
басилевс — іменник чоловічого роду, істота титул візантійського імператора іст … Орфографічний словник української мови
Басилевс (Басилей) — (греч. basileus вождь) в микенской Греции правитель небольшого поселения, в гомеровский период глава племени или союза племен, обладавший военной, жреческой и судебной властью; первоначально избирался, позднее наследовал власть. Античные… … Античный мир. Словарь-справочник.
БАСИЛЕЙ, басилевс — (гр. basileus) в Древней Греции правитель небольшого поселения; позднее глава племени или союза племен, обладавший военной, жреческой и судебной властью. Первоначально избирался, затем его власть стала наследственной. В Афинах после отмены… … Юридический словарь
Басилей — басилевс (греч. basileus), в Древней Греции в микенскую эпоху правитель небольшого поселения. В гомеровский период глава племени или союза племён, обладавший военной, жреческой и судебной властью; первоначально избирался, позднее… … Большая советская энциклопедия
dic.academic.ru
Басилевс - это... Что такое Басилевс?
Басиле́вс (др.-греч. βασιλεύς, также басилей, базей, базилевс, василевс) — монарх с наследственной властью в Древней Греции, а также титул византийских императоров (произносился уже с начальным «в», василевс[источник не указан 330 дней]). Басилевсами именовались также цари Скифии и Боспорского царства, ряда соседних государств.
В Микенскую эпоху (XV-XI вв. до н. э.) слово «басилевс» (микенск. qa-si-re-u), судя по найденным глиняным табличкам, относилось к вождю, главе сообщества, человеку, имеющему власть ниже царской.
Позже, во времена Гомера (до VII века до н. э.), оно стало означать просто «царь», употребляясь наравне с более редким термином ванакс. Басилевсом также назывался военный глава союза племён. Гомер в Илиаде пишет (II: 204):
Нет в многовластии блага;
да будет единый властитель [koiranos, вождь];Царь [basileus] нам да будет единый
Царь-басилевс отличается от koiranos как правитель, который получил власть по наследству (Ptolemaeus, On the Difference of Words, 51.2).
Хотя древнегреческий басилевс не всегда был полновластным правителем, ключевое значение для употребления титула имеет наследование власти.
В античности термин басилевс стал означать правитель. В Афинах V века существовала выборная должность «басилевса», одного из 10 архонтов, ответственного в основном за жреческие и судебные функции. Аристотель в «Афинской политии» пишет, что должность басилевса была унаследована афинянами в мифологические времена, во времена первых легендарных царей, то есть термин имеет очень древнее происхождение.
Главы фил в Афинах назывались филобасилевсами.
Аристотель дал определение басилевсу как правителю, избранному народом или принятым народом добровольно, в отличие от правителя-тирана, силой захватившего власть (Арис., «Политика», кн.3). Так например спартанских царей Аристотель отнёс к басилевсам, потому что те имеют власть, ограниченную институтом эфоров, и добровольно признаны народом.
Персидского шаханшаха греки называли «великим басилевсом» (греч. Βασιλεὺς μέγας) или «басилевсом басилевсов» (калька с персидского шаханшах — «царь царей»).
Александр Македонский и его диадохи в Египте, Азии и Македонии именовались басилевсами, унаследовав этот титул от персидских царей.
Византийская Суда (X век) даёт такое определение басилевса (Суда; beta,144):
Басилевс тот, кто получил власть в наследовании от предков с определёнными ограничениями, а тиран тот, кто узурпировал власть силой. Но они [античные греки] используют оба термина без разбора.
Римские императоры также именовались басилевсами, но не официально. С принятием христианства употребление титула распространилось, в основном в восточной части Римской империи, где ощущалось сильное влияние греческой культуры. При византийском императоре Ираклии (610—641 гг.), с разгромом Сасанидской империи, титул басилевс (точнее, басилевс басилеон — «царь царей») стал официальным титулом правителя Византийской империи, поскольку раньше принадлежал сасанидам.
В Византии басилевсами назывались только византийские императоры — для западно-европейских королей использовалось слово «регас» (греческий вариант лат. rex — король)(греч. Ῥήγας). Басилевсами на новогреческом именовались официально и короли Греции (1832—1967 гг.)
Царский портик
Царский портик — помещение, где заседал архонт-басилевс.
Мифическое существо
В Микенскую эпоху слово «басилевс», также по некоторым сведениям,[источник?] относилось к некому мифическому грифоноподобному существу, очень мудрому и приносившему удачу. На среднем востоке в этот период словом «базилевс» называют существо, символизирующее мудрость и просвещение. Считалось, что это существо с львиным туловищем и головой орла, страж золота.[источник?] (по одной из версий[источник?] — страж сокровища в виде мудрости (ведь это было самым дорогим и в те времена). Впоследствии не верно истолковали и получилось просто золото.)
Что до индийского базилевса и эфиопских муравьёв, то обличьем они несходны, однако повадками якобы похожи: по преданиям стерегут золото и в обеих странах держатся близ золотоносных жил.Флавий Филострат «Жизнь Аполлония Тианского» (162: VI.1; с.62)
Возможно это был перенос понятия «царь» на один из символов власти — геральдическое животное на гербе.
По этому же признаку и созвучию возможна связь с василиском.
Литература
dic.academic.ru
Басилевс — википедия фото
В Микенскую эпоху (XV-XI вв. до н. э.) слово «басилевс» (микенск. qa-si-re-u), судя по найденным глиняным табличкам, относилось к вождю, главе сообщества, человеку, имеющему власть ниже монаршеской.
Позже, во времена Гомера (до VII века до н. э.), оно стало означать просто «монарх», употребляясь наравне с более редким термином ванакс (ϝάναξ, затем ἄναξ). Басилевсом также назывался военный глава союза племён. Гомер в Илиаде пишет (II: 204):
Нет в многовластии блага;
да будет единый властитель [κοίρᾰνος, вождь];Царь [βασιλεύς] нам да будет единый
Монарх-басилевс отличается от койраноса (κοίρᾰνος) как правитель, который получил власть по наследству (Ptolemaeus, On the Difference of Words, 51.2). Хотя древнегреческий басилевс не всегда был полновластным правителем, ключевое значение для употребления титула имеет наследование власти.
В античности термин басилевс стал означать «правитель». В Афинах V века существовала выборная должность «басилевса», одного из 10 архонтов, ответственного в основном за жреческие и судебные функции. Аристотель в «Афинской политии» пишет, что должность басилевса была унаследована афинянами в мифологические времена, во времена первых легендарных царей, то есть термин имеет очень древнее происхождение. Главы фил в Афинах назывались филобасилевсами.
Аристотель дал определение басилевсу как правителю, избранному народом или принятым народом добровольно, в отличие от правителя-тирана (τύραννος), силой захватившего власть (Арис., «Политика», кн.3). Так, например, спартанских царей Аристотель отнёс к басилевсам, потому что те имеют власть, ограниченную институтом эфоров, и добровольно признаны народом. Во всех известных повествовательных источниках спартанских царей называют басилевсами, хотя официально они именовались архагеты (ἀρχαγέται, «предводители»).
В Фессалии басилевсом иногда называли тагоса (τᾱγός, τάγης), пожизненно выбираемого верховного военного вождя Фессалийского союза. Персидского шаханшаха греки называли «великим басилевсом» (Βασιλεὺς μέγας) или «басилевсом басилевсов» (калька с персидского шаханшах — «царь царей»). Александр Македонский и его диадохи в Египте, Азии и Македонии именовались басилевсами, унаследовав этот титул от персидских царей.
Византийская Суда (X век) даёт такое определение басилевса (Суда; beta,144):
Басилевс - тот, кто получил власть в наследовании от предков с определёнными ограничениями, а тиран - тот, кто узурпировал власть силой. Но они [античные греки] используют оба термина без разбора.
Римские императоры также именовались басилевсами, но не официально. С принятием христианства употребление титула распространилось, в основном в восточной части Римской империи, где ощущалось сильное влияние греческой культуры. При византийском императоре Ираклии (610—641 гг.), с разгромом Сасанидской империи, титул василевс (точнее, василевс василеон — «царь царей») стал официальным титулом правителя Византийской империи, поскольку раньше принадлежал сасанидам.
В Византии василевсами назывались только византийские императоры — для западно-европейских королей использовалось слово «ре́гас» («ри́гас», греческий вариант лат. rex «король», Ῥήγας). Василевсами именовались и короли Греции (1832—1967 гг., греч. βασιλιάς, в официальной титулатуре Βασιλεύς).
В микенскую эпоху слово «басилевс», также по некоторым сведениям, относилось к некому мифическому грифоноподобному существу, очень мудрому и приносившему удачу. На среднем востоке в этот период словом «базилевс» называют существо, символизирующее мудрость и просвещение. Считалось, что это существо с львиным туловищем и головой орла, страж золота. (По одной из версий — страж сокровища в виде мудрости, ведь она была самым дорогим и в те времена. Впоследствии неверно истолковали и получилось просто золото.[источник не указан 1222 дня])
Что до индийского базилевса и эфиопских муравьёв, то обличьем они несходны, однако повадками якобы похожи: по преданиям стерегут золото и в обеих странах держатся близ золотоносных жил.Флавий Филострат «Жизнь Аполлония Тианского» (162: VI.1; с. 62)
Возможно, это был перенос понятия «царь» на один из символов власти — геральдическое животное на гербе. По этому же признаку и созвучию возможна связь с василиском.
org-wikipediya.ru
Басилевсъ | Европейская Монархія вики
Басилевсъ (βᾰσῐλεύς; также басилей, базилевсъ, василевсъ) — монархъ съ наслѣдственной властью въ Древней Греціи, а также титулъ византійскихъ императоровъ (произносился уже съ начальнымъ «в», василевсъ). Басилевсами именовались также цари Скифіи и Боспорского царства, ряда сосѣднихъ государствъ.
Въ Микенскую эпоху (XV-XI вв. до н.э.) слово «басилевсъ» (qa-si-re-u), судя по найденнымъ глинянымъ табличкамъ, относилось къ вождю, главѣ сообщества, человѣку, имѣющему власть ниже царской.
Позже, во времена Гомера (до VII вѣка до н.э.), оно стало означать просто «царь», употребляясь наравнѣ съ болѣе рѣдкимъ терминомъ ванаксъ (ϝάναξ, затѣмъ ἄναξ). Басилевсомъ также назывался военный глава союза племенъ. Гомеръ въ Иліадѣ пишетъ (II: 204):
Царь-басилевсъ отличается отъ койраноса (κοίρᾰνος) какъ правитель, который получилъ власть по наслѣдству (Ptolemaeus, On the Difference of Words, 51.2). Хотя древнегреческій басилевсъ не всегда былъ полновластнымъ правителемъ, ключевое значеніе для употребленія титула имѣетъ наслѣдованіе власти.
Въ Аѳинахъ V вѣка существовала выборная должность «басилевса», одного изъ 10 архонтовъ, отвѣтственнаго въ основномъ за жреческія и судебныя функціи. Аристотель въ «Аѳинской политіи» пишетъ, что должность басилевса была унаслѣдована аѳинянами въ миѳологическія времена, во времена первыхъ легендарныхъ царей, то есть терминъ имѣетъ очень древнее происхожденіе. Главы филъ въ Аѳинахъ назывались филобасилевсами.
Аристотель далъ опредѣленіе басилевсу какъ правителю, избранному народомъ или принятымъ народомъ добровольно, въ отличіе отъ правителя-тирана (τύραννος), силой захватившаго власть (Арис., «Политика», кн.3). Такъ, напримѣръ, спартанскихъ царей Аристотель отнесъ къ басилевсамъ, потому что тѣ имѣютъ власть, ограниченную институтомъ эфоровъ, и добровольно признаны народомъ. Во всѣхъ извѣстныхъ повѣствовательныхъ источникахъ спартанскихъ царей называютъ басилевсами, хотя оффиціально они именовалсь архагеты (ἀρχαγέται, «предводители»).
Въ Ѳессаліи басилевсомъ иногда называли тагоса (τᾱγός, τάγης), пожизненно выбираемаго верховнаго военнаго вождя Ѳессалійского союза. Персидскаго шаханшаха греки называли «великимъ басилевсомъ» (Βασιλεὺς μέγας) или «басилевсомъ басилевсовъ» (калька съ персидскаго шаханшахъ — «царь царей»). Александръ Македонскій и его діадохи въ Египтѣ, Азіи и Македоніи именовались басилевсами, унаслѣдовавъ этотъ титулъ отъ персидскихъ царей.
Византійская Суда (X вѣкъ) даетъ такое опредѣленіе басилевса (Суда; beta,144):
Басилевсъ тотъ, кто получилъ власть въ наслѣдованіи отъ предковъ съ опредѣленными ограниченіями, а тиранъ тотъ, кто узурпировалъ власть силой. Но они [античные греки] используютъ оба термина безъ разбора. Римскіе императоры также именовались басилевсами, но не оффиціально. Съ принятіемъ христіанства употребленіе титула распространилось, въ основномъ въ восточной части Римской имперіи, гдѣ ощущалось сильное вліяніе греческой культуры. При византійскомъ императорѣ Иракліи (610—641 гг.), съ разгромомъ Сасанидской имперіи, титулъ василевсъ (точнѣе, василевсъ василеонъ — «царь царей») сталъ оффиціальнымъ титуломъ правителя Византійской имперіи, поскольку раньше принадлежалъ сасанидамъ.
Въ Византіи василевсами назывались только византійскіе императоры — для западно-европейскихъ королей использовалось слово «регасъ» («ригасъ», греческій варіантъ rex «король», Ῥήγας). Василевсами именовались и короли Греціи (1832—1967 гг., βασιλιάς, въ оффиціальной титулатуре Βασιλεύς).
ru.europeanmonarchy.wikia.com
Базилевс Википедия
Серебряная монета Антиоха I с надписью ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΑΝΤΙΟΧΟΥ («[монета] царя Антиоха»)
Басиле́вс (др.-греч. βᾰσῐλεύς, βᾰσῐλέως; также басиле́й, базиле́вс, василе́вс) — монарх с наследственной властью в Древней Греции, а также титул византийских императоров (произносился уже с начальным «в», василевс). Басилевсами именовались также монархи Скифии и Боспорского царства, ряда соседних государств (Армении).
Эволюция термина[ | код]
В Микенскую эпоху (XV-XI вв. до н. э.) слово «басилевс» (микенск. qa-si-re-u), судя по найденным глиняным табличкам, относилось к вождю, главе сообщества, человеку, имеющему власть ниже монаршеской.
Позже, во времена Гомера (до VII века до н. э.), оно стало означать просто «монарх», употребляясь наравне с более редким термином ванакс (ϝάναξ, затем ἄναξ). Басилевсом также назывался военный глава союза племён. Гомер в Илиаде пишет (II: 204):
Нет в многовластии блага;
да будет единый властитель [κοίρᾰνος, вождь];
Царь [βασιλεύς] нам да будет единый
Монарх-басилевс отличается от койраноса (κοίρᾰνος) как правитель, который получил власть по наследству (Ptolemaeus, On the Difference of Words, 51.2). Хотя древнегреческий басилевс не всегда был полновластным правителем, ключевое значение для употребления титула имеет наследование власти.
В античности термин басилевс стал означать «правитель». В Афинах V века существовала выборная должность «басилевса», одного из 10 архонтов, ответственного в основном за жреческие и судебные функции. Аристотель в «Афинской политии» пишет, что должность басилевса была унаследована афинянами в мифологические времена, во времена первых легендарных царей, то есть термин имеет очень древнее происхождение. Главы фил в Афинах назывались филобасилевсами.
Аристотель дал определение басилевсу как правителю, избранному народом или принятым народом добровольно, в отличие от правителя-тирана (τύραννος), силой захватившего власть (Арис., «Политика», кн.3). Так, например, спартанских царей Аристотель отнёс к басилевсам, потому что те имеют власть, ограниченную институтом эфоров, и добровольно признаны народом. Во всех известных повествовательных источниках спартанских царей называют басилевсами, хотя официально они именовались архагеты (ἀρχαγέται, «предводители»).
В Фессалии басилевсом иногда называли тагоса (τᾱγός, τάγης), пожизненно выбираемого верховного военного вождя Фессалийского союза. Персидского шаханшаха греки называли «великим басилевсом» (Βασιλεὺς μέγας) или «басилевсом басилевсов» (калька с персидского шаханшах — «царь царей»). Александр Македонский и его диадохи в Египте, Азии и Македонии именовались басилевсами, унаследовав этот титул от персидских царей.
Византийская Суда (X век) даёт такое определение басилевса (Суда; beta,144):
Басилевс - тот, кто получил власть в наследовании от предков с определёнными ограничениями, а тиран - тот, кто узурпировал власть силой. Но они [античные греки] используют оба термина без разбора.
Римские императоры также именовались басилевсами, но не официально. С принятием христианства употребление титула распространилось, в основном в восточной части Римской империи, где ощущалось сильное влияние греческой культуры. При византийском императоре Ираклии (610—641 гг.), с разгромом Сасанидской империи, титул василевс (точнее, вас