Фамилия древний рим. Тема 5. Семейные правоотношения.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Как бы Вас звали в древнем Риме? Фамилия древний рим


Тема 5. Семейные правоотношения.

8

1. Римская familia.

Семья составляла основу жизни Древнего Рима. Достаточно сказать, что вне принадлежности к определенной семье, а через нее к тому или иному роду (gens) в древнейшее время нельзя было быть и римским гражданином.

Римская семья была строго патриархальна. Она строилась на началах абсолютной власти (manus) главы семейства paterfamilias над подвластными. При этом в древнейшие времена власть над женой и детьми по существу мало отличалась от его прав на рабов. Со временем эта власть ослабевает и распадается на ряд составляющих: manus mariti – власть над женой, patria potestas – отцовская власть над детьми, dominica potestas – власть над вещами, рабами.

Римская familia – это не семья в современном понимании. Familia – это совокупность лиц, находящихся под властью одного лица (paterfamilias), подчиненных ему по рождению или по праву. В состав римской familia входили: жена, дети, другие родственники, рабы, скот, имущество.

В римской семье только paterfamilias является полностью правоспособным, лицом sui iuris, все остальные – подвластные, лица alieni iuris. Отметим, что свободный от отцовской власти гражданин считался paterfamilias даже в тех случаях, когда у него не было ни жены, ни детей, т.к. paterfamilias – это римский гражданин, не подчиненный patria potestas, это носитель семейной власти, не только осуществляемой, но и потенциальной.

После смерти paterfamilias его внуки переходили каждый под власть своего отца, жены сыновей оказывалось под властью мужей, над вдовой, ставшей persona sui iuris, устанавливалась опека сыновей. Сами же сыновья становились paterfamilias – носителями полной правоспособности. Постепенно происходит ослабление власти домовладыки над подвластными лицами. Жена и дети получают признание своих прав, положение свободных подвластных значительно улучшается по сравнению с положением рабов.

Близость лиц, принадлежащих к одной семье, обозначается понятием родство. Но содержание этого понятия претерпело в римском праве значительную эволюцию. Римское право знало два вида родства – агнатское и когнатское родство.

Древнейшей формой родства было агнатское родство. Агнатское родство основывается на подчинении власти paterfamilias, т.е. все подвластные одного paterfamilias были агнатскими родственниками, независимо от наличия между ними кровных связей. Агнатское родство возникало по мужской линии. Дочь, вышедшая замуж, переставала быть родственницей своих родителей, становилась юридически чужой в своей семье, т.к. выходила из-под власти своего отца и попадала под власть своего мужа или его отца. Она становилась агнатской родственницей новой семьи. Цивильным правом признавался только этот вид родства.

Развитие гражданского оборота делает более демократичным регулирование семейных отношений и постепенно на смену агнатскому родству пришло когнатское, т.е. кровное родство. Юридическое значение получает только в преторском праве. В праве Юстиниана оно полностью вытеснило агнатское.

Родство определяется по линиям и степеням. Лица, происходящие один от другого (отец и сын) – родственники по прямой линии. Они делятся на восходящих – родственники от потомка к предку, и нисходящих – от предка к потомку.

Лица, происходящие от общего предка – родственники по боковой линии (дядя и племянник, брат и сестра). Боковое родство могло быть полнородным (если мать и отец общие) и неполнородным, когда общий только один родитель: если общая мать, то оно называлось единоутробным, если общий отец – единокровным.

Степени родства определяются числом рождений, отделяющих родственников друг от друга. Мать и сын – родственники 1 степени, брат и сестра 2 степени, дядя и племянник 3 степени.

Различалось также свойство – отношение одного супруга к когнатам другого.

Юридическое значение родства. Оно учитывалось в позитивном и в негативном плане. Позитивное значение: родством определяется круг наследников по закону и необходимые наследники при наследовании по завещанию. В негативном плане родство выступает как препятствие к заключению брака.

studfiles.net

История фамилии Римский

Типичные русские фамилии ведут начало от имени или прозвища основателя рода. Однако фамилия Римский относится к самым необычным русским именованиям, имеющим искусственное происхождение.

Поначалу искусственные фамилии служили для идентификации личности безымянных детей (как правило, незаконнорождённых, а также сирот и найдёнышей). Со временем такие именования распространились среди учащихся семинарий. В семинарской среде даже бытовала поговорка, в которой перечислялись основные источники искусственных фамилий: «По церквам, по цветам, по камням, по скотам, и яко восхощет его преосвященство».

Так, фамилия Римский, безусловно, восходит к названию города Рим. Известно, что семинарское образование предполагало знакомство учащихся с античной культурой, а потому фамилия Римский, скорее всего, отсылает к названию не современного города, а столицы Римской империи.

Тем не менее, нельзя исключить, что фамилия Римский имеет не семинарское, а дворянское происхождение и связана с названием столицы Италии, выходцами из которой были предки Римских. Обычно церковнослужители имели возможность дать своим детям хорошее образование, а потому с конца XVIII века семинарские фамилии часто встречаются у представителей интеллигенции: государственных деятелей, учёных, философов, писателей, художников, музыкантов. Римских

Достоверно? Да (2) | Нет (8)

От названия деревни или реки

Достоверно? Да (0) | Нет (0)

www.ufolog.ru

Как бы Вас звали в древнем Риме?

Древний Рим

 Система имен нужна для идентификации людей в любом обществе, и даже в наши „свободные” времена она подчиняется определенными правилами. В древнем Риме людям было проще определиться с именами своих чад - правила и традиции сильно сужали место для маневра в этой области. Римский гражданин имел личное имя (praenomen) и фамильное имя (nomen). Так же иногда присутствовал т.наз. когномен (cognomen) т.е. кличка, которая могла передаваться по наследству становясь по сути частью фамильного имени. Например, Гай Юлий Цезарь, где к фамилии Юлий добавляется наследственная кличка Цезарь. Римские прономены, номены и когномены происходили из разных языков – латыни, этрусского, сабинского и др., причем еще во времена Поздней Республики значение некоторых из них было забыто. Дадим пример с тем же Гаем Юлием Цезарем. Прономен Гай имел этрусские корни, но его значение неизвестно. Номен Юлий происходил от того, что Юлии считали себя потомками Аскания-Юла - сына легендарного троянского героя Энея. Когномен Цезарь тоже неизвестного происхождения и значения, возможно он был с латыни – волосатый, с этрусского - божественный, хотя есть и иные версии.

В древнем Риме проще всего было определиться с именем, если рожалась девочка. Она получала, как личное имя – „фамилию” отца, которая могла быть номеном или номеном + когноменом. Например, у Юлиев всех девочек называли Юлиями. Если в семье рожалось несколько девочек – это не было проблемой. При наличие двух дочерей – старшая получала когномен Старшая (Major), а младшая – Младшая (Minor). Если дочерей было больше, чем 2, то старшая оставалась Major, Minor была самая младшая, а остальные девочки носили свои порядковые номера – Секунда (Вторая) и т.д.. Вступая в брак римская женщина сохраняла свой прономен, но брала номен или когномен мужа, например, дочь Гая Юлия Цезаря – Юлия вступив в брак с его тогдашним союзником Гнеем Помпеем Великим стала Юлией Помпеей.

С новорожденными мальчиками было чуть сложнее. Как правило, старший сын получал имя своего отца. Для различения отца от старшего сына пользовались когномены, от банальных Старший - Младший до кличек, связанных каким-то образом с человеком – Красс (толстый), Сцевола (левша), Руф (рыжий), Назика (остроносый), Сципион (жезл), Брут (тупой), Катон (умный), Страбон (косой) и др.. Следующие четверо сыновей получали имена, имеющие хождение в их роду. Такими „вторыми” именами, например были у Юлиев – Луций, у Сципионов – Луций и Гней, и др.. После 4-го сына, остальные мальчики получали, как личное имя порядковый номер – Квинт (5-й), Секст (6-й), Септимий (7-й), Октавий (8-й) и т.д.. Со временем эти числительные имена вошли в список, так сказать, „общих” имен и давались не только детям „по порядку”, например, Секст Помпей не был 6-м сыном Гнея Помпея.

Определенное личное имя могло стать запрещенным для представителей рода, если его носитель запятнал себя каким-то образом – например, Марк Антоний проиграл гражданскую войну с Октавианом Августом и после этого прономен Марк стал запрещенным для фамилии Антониев. Так, как когномены часто становились частью „фамильного” имени и с разрастанием рода оказывалось, что есть несколько человек с одинаковыми не только 2-мя, но и 3-мя именами, то появилось и 4-е имя – агномен (agnomen). Это была индивидуальная кличка для человека с наследственным когноменом. Например, Луций Корнелий Сулла считал себя любимцем богов и прибавил к своим именам и агномен Феликс (счастливый). Будучи по сути 2-м когноменом, агномен тоже иногда передавался по наследству, становясь частю „фамильного” имени.

Во времена Поздней Республики и Принципата были люди, имеющие по 4 и 5 имен! Какими из этих имен пользовались римляне в быту? Называть человека по прономену можно было его близкими людьми – семья, друзья и т.д., поэтому обычно римляне обращались друг к другу по номену или когномену. Обращаться к человеку по его агномену было признаком уважения и даже лести к нему. Имена граждан и не-граждан Рима могли меняться в специфичных случаях, например, при усыновлении, при освобождении раба и т.д.. Если в роду не было мужского наследника римляне часто усыновляли кого-нибудь из своих родственников, который вступая в наследство принимал личное имя, родовое имя и когномен усыновителя, а свою родную фамилию сохранял в качестве агномена со суффиксом „-ан”. Например, разрушитель Карфагена родился, как Публий Эмилий Павел, но был усыновлен своим двоюродным братом - Публием Корнелием Сципионом, чей сын и наследник умер. Так Публий Эмилий Павел стал Публием Корнелием Сципионом Эмилианом и после того, как он разрушил Карфаген, получил агномен Африканский-Младший, чтобы отличаться от своего деда Публия Корнелия Сципиона-Африканского. Затем, после войны в совр. Испании, он получил и еще один агномен – Нумантийский. Гай Октавий, будучи усыновленным братом своей бабушки Гаем Юлием Цезарем и вступив в наследство, стал Гаем Юлием Цезарем Октавианом, а в последствие еще получил агномен Август.

Рабы в древнем Риме могли носить различные личные имена. Юридически они были вещью и их хозяин был волен делать с ними, что ему угодно, в т.ч. назвать, как ему захочется. Как правило рабов называли не их родными личными именами, а по имени хозяина со суффиксом „-пор” или по названию родины раба/рабыни. Например, раба, который был родом из галлов и являлся собственностью Гая, могли назвать и Гайпором, и просто Галлом. Раба могли называть и по прозвищу – Виталий (живучий), дать порядковый номер (иначе запутаешься среди всех этих Сардов и Галлов!), оставить ему родное имя или дать ему новое личное имя, как правило, греческое – что поделать в тогдашнем мире царила греческая культура и раб-сторож мог быть назван Ахиллом, не имея никакого отношения к эллинам. Неравноправное положение рабов подчеркивалось тем, что к ним обращались по личному имени. При необходимости официальности, после личного имени раба, как правило, указывались „фамильное” имя его хозяина в родительном падеже и с сокращением ser или s (от слова серв, т.е. раб) и/или род занятия. При продажи раба номен или когномен его прежнего хозяина сохранялся за ним с суффиксом „-ан”. Если раба отпускали на свободу, то он получал как прономен и номен – соответственно имена отпустившего его, а как когномен - свое „личное” имя или профессию. Например, в процессе против Росция-Младшего его заступник Марк Туллий Цицерон по сути обвинил вольноотпущеника Суллы - Луция Корнелия Хрисогона. Между номеном и когноменом вольноотпущеников писались сокращения l или lib от слова либертин (вольноотпущеник, освобожденный).

© Теодор Теодорович, текст, 2015

legvmac.ru