Словарь древнего египта. СЛОВАРЬ ЕГИПЕТСКОЙ МИФОЛОГИИ Сост. Н.Н. Швец
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Значение ЕГИПЕТ ДРЕВНИЙ в Словаре Кольера. Словарь древнего египта


СЛОВАРЬ ЕГИПЕТСКОЙ МИФОЛОГИИ Сост. Н.Н. Швец. Словарь египетской мифологии

Одной из наиболее ранних в истории является культура Древнего Египта, высокоразвитая египетская цивилизация сложилась в долине Нила в третьем тысячелетии до н. э.

Своеобразие этой цивилизации вполне можно объяснить природными и географическими особенностями Египта. На мироощущение египтян наложили отпечаток подступающие с обеих сторон к зеленеющим берегам реки бескрайние враждебные пустыни. Стремление побороть природу, не чувствовать себя пылинкой, наполнить все вокруг знаками своего существования объясняет тягу египтян к возведению грандиозных сооружений: пирамид, высеченных в скалах храмов, гигантских статуй фараонов, многометровых рельефов с надписями.

Нил был крупнейшей рекой, которую знали древние. Когда река после Первого порога вступает на территорию Египта, ширина ее русла составляет уже более 457 метров, ниже по течению оно доходит уже до 804 метров. Этот гигантский поток воды держит путь между двумя бескрайними бесплодными пустынями, тянущимися вдоль реки на всем ее протяжении до самого моря, не только в Египте, но и южнее, как бы далеко ни заходили египтяне.

Нил в буквальном смысле создал страну: он оживил бесплодную каменистую пустыню, принеся на берега плодородный ил и превратив ее в сплошной сад.

Но самым величайшим из чудес Нила остается его ежегодный разлив. Разливом река поддерживает глубину плодородной почвы и дает влагу, столь нужную засушливой стране.

Знали ли египтяне истинную причину периодического разлива Нила? «Разлив Нила — это явление, изумляющее тех, кто видит его, и представляется совершенно невероятным тем, кто слышит о нем. Ибо в отличие от остальных рек, пересыхающих к летнему солнцестоянию и все более и более уменьшающихся с этого момента, один Нил начинает расти, его воды поднимаются день за днем до тех нор, пока не разливаются, заливая почти весь Египет», — писал Диодор.

1. Плодородные поля в Нильской долине

2. Берега Нила

Грандиозное зрелище разлива и его последствия, одновременно устрашающие и благотворные, служили источниками вдохновения древнеегипетских литературных творений.

Разливы Нила во многом обусловили появление календаря и развитие астрономии, необходимых для определения точного времени наводка священной реки.

Когда Нил был «мелким», то есть уровня воды было недостаточно, страна погружалась в крайнюю нужду. «Я преисполнен печали, — говорил царь Зесер, — потому что в мое царствование Нил не разливался в течение семи лет. Зерно на исходе, поля обезвожены, все, что пригодно для пищи, погибает. Просит ли человек помощи у своих соседей? Все сторонятся его и не идут к нему. Ребенок плачет, юноша теряет силу, сердце старика слабеет. Ноги людей лишаются силы, они бессильно лежат на земле, закрывшись руками». Если уровень воды в Ниле превышал необходимый, разражалась не меньшая катастрофа. В царствование Осоркона «вся долина была подобна морю; храмы были затоплены; люди были похожи на водоплавающих птиц или пловцов в потоке».

Наличие своеобразной фауны было ведущим фактором возникновения веры в родство людей и тех животных, растений, явлений природы, которые служили объектом религиозного поклонения и его последующего превращения в культ животных. Причем у большинства народов эта вера исчезла в процессе исторического развития, в Египте же культ животных оказался необычайно живуч и сохранялся до времени римского владычества включительно.

Поскольку скотоводство занимало ведущее место в хозяйственной жизни египтян, уже с глубокой древности началось обожествление быка, коровы и барана. Бык под именем Апис почитался как бог плодородия. Он должен был быть непременно черного цвета со светлыми отметинами: на лбу — в виде треугольника, на спине — в виде летящего скарабея (жука-навозника) или коршуна. Живого Аписа содержали в Апейоне — специальном помещении, умерших бальзамировали и хоронили в больших каменных саркофагах.

1. Храм в Лбу-Симбеле со статуями Рамсеса II

2. Прорисовка фрески с изображением божества в облике коровы

Под видом коровы либо женщины с коровьими рогами и ушами почиталась Хатор, богиня неба и покровительница природы. Она считалась также богиней плодородия и дерева, поила души умерших в загробном мире живительной влагой.

Под видом коровы почиталась также Исида — богиня-мать. Но существовало и ее человекоподобное изображение. Исида считалась мудрейшей богиней, обладательницей тайных знаний и чар, всесильной ведуньей. Ее культ получил особое развитие в Египте во времена римского владычества. Образ Исиды сыграл впоследствии важнейшую роль в создании образа христианской Богоматери.

Баран в различных местностях был воплощением различных богов: на острове Элефантина и в Эсне бараноголовый бог Хнум являлся творцом мира, близ Фаюма — земным воплощением души бога Осириса, в Фивах — бога Амона — главного божества египетского пантеона.

Культ быков и коров встречался главным образом в местностях Дельты, богатой пастбищами во все времена истории Египта.

1. Божество Ра в облике Барана

2. Статуэтки Гора, Осириса и Исиды

Наиболее популярными богами египетского пантеона, почитавшимися либо в образе животного, либо в образе человека с головой животного, были:

Гор — сын Исиды, бог солнца, покровитель живущих фараонов, его изображали в виде сокола;

Сет — бог злого начала, бог чужих земель; почитался в образе человека с головой осла;

Анубис — бог бальзамирования, владыка древнеегипетского некрополя, проводник душ умерших. В ранний период изображался как шакал, лежащий на брюхе с поднятой головой, затем — как человек с головой собаки;

Упуат — древнее воинственное божество; его изображали в виде стоящих волка или собаки;

Бает — древнеегипетская богиня любви, радости и веселья; ее изображали в виде женщины с головой кошки;

Сехмет — богиня войны и палящего солнца; ее образ — женщина с головой львицы. Сехмет считалась дочерью бога солнца Ра, его защитницей и любимым оком; ее образ часто смешивается с культом других богинь-львиц, особенно Тефнут;

Тот — бог мудрости, счета и письма, покровитель наук, летоисчисления, писец богов на суде Осириса, изображался с головой павиана или птицы ибиса;

Себек — божество воды и нильских разливов — с головой крокодила. Ужас, который испытывали египтяне перед крокодилом, послужил основанием для сопоставления его с богом Сетом;

Нехебкау — верный спутник Ра, сопровождающий его в солнечной ладье, страж входа в загробный мир, податель пищи, изображался с головой змеи;

Хепер — бог жизни и самовозрождения. Почитался в виде скарабея, держащего солнечный диск.

Все боги мужского пола были одеты в шендит — набедренную повязку; в руках держали знак жизни анх, означающий неизменный восход солнца после его захода; на голове имели либо полосатый платок клафт, который на лбу обязательно украшала священная огнедышащая кобра — урей, либо убор атеф, сделанный из тростника и увенчанный по сторонам перьями страуса.

1. Одежда мужских божеств — набедренная повязка шендит и полосатый платок клафт, который на лбу украшала священная огнедышащая кобра — урей

2. Женская одежда — плотно облегающее фигуру платье

На богинях-жешцинах — плотно облегающие фигуру платья, в руках они держали анх, головы были украшены клафтом, короной из уреев, солнечным диском в зависимости от функций богини.

В Египте, как во всякой древней земледельческой стране, было распространено обожествление сил природы.

Египетская цивилизация — огромная тема в истории развития человечества и раскрыть ее в объеме нашей книги непросто. Наша книга предназначена юным египтологам, которым интересна культура древнейшей цивилизации.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

econ.wikireading.ru

Книга Словарь египетской мифологии читать онлайн бесплатно, автор на Fictionbook

Введение

Одной из наиболее ранних в истории является культура Древнего Египта, высокоразвитая египетская цивилизация сложилась в долине Нила в третьем тысячелетии до н. э.

Своеобразие этой цивилизации вполне можно объяснить природными и географическими особенностями Египта. На мироощущение египтян наложили отпечаток подступающие с обеих сторон к зеленеющим берегам реки бескрайние враждебные пустыни. Стремление побороть природу, не чувствовать себя пылинкой, наполнить все вокруг знаками своего существования объясняет тягу египтян к возведению грандиозных сооружений: пирамид, высеченных в скалах храмов, гигантских статуй фараонов, многометровых рельефов с надписями.

Нил был крупнейшей рекой, которую знали древние. Когда река после Первого порога вступает на территорию Египта, ширина ее русла составляет уже более 457 метров, ниже по течению оно доходит уже до 804 метров. Этот гигантский поток воды держит путь между двумя бескрайними бесплодными пустынями, тянущимися вдоль реки на всем ее протяжении до самого моря, не только в Египте, но и южнее, как бы далеко ни заходили египтяне.

Нил в буквальном смысле создал страну: он оживил бесплодную каменистую пустыню, принеся на берега плодородный ил и превратив ее в сплошной сад.

Плодородные поля в Нильской долине

Но самым величайшим из чудес Нила остается его ежегодный разлив. Разливом река поддерживает глубину плодородной почвы и дает влагу, столь нужную засушливой стране.

Берега Нила

Знали ли египтяне истинную причину периодического разлива Нила? «Разлив Нила – это явление, изумляющее тех, кто видит его, и представляется совершенно невероятным тем, кто слышит о нем. Ибо в отличие от остальных рек, пересыхающих к летнему солнцестоянию и все более и более уменьшающихся с этого момента, один Нил начинает расти, его воды поднимаются день за днем до тех пор, пока не разливаются, заливая почти весь Египет», – писал Диодор.

Грандиозное зрелище разлива и его последствия, одновременно устрашающие и благотворные, служили источниками вдохновения древнеегипетских литературных творений.

Разливы Нила во многом обусловили появление календаря и развитие астрономии, необходимых для определения точного времени паводка священной реки.

Когда Нил был «мелким», то есть уровня воды было недостаточно, страна погружалась в крайнюю нужду. «Я преисполнен печали, – говорил царь Зесер, – потому что в мое царствование Нил не разливался в течение семи лет. Зерно на исходе, поля обезвожены, все, что пригодно для пищи, погибает. Просит ли человек помощи у своих соседей? Все сторонятся его и не идут к нему. Ребенок плачет, юноша теряет силу, сердце старика слабеет. Ноги людей лишаются силы, они бессильно лежат на земле, закрывшись руками». Если уровень воды в Ниле превышал необходимый, разражалась не меньшая катастрофа. В царствование Осоркона «вся долина была подобна морю; храмы были затоплены; люди были похожи на водоплавающих птиц или пловцов в потоке».

Храм в Абу-Симбеле со статуями Рамсеса II

Наличие своеобразной фауны было ведущим фактором возникновения веры в родство людей и тех животных, растений, явлений природы, которые служили объектом религиозного поклонения и его последующего превращения в культ животных. Причем у большинства народов эта вера исчезла в процессе исторического развития, в Египте же культ животных оказался необычайно живуч и сохранялся до времени римского владычества включительно.

Пирамиды в Гизе

Поскольку скотоводство занимало ведущее место в хозяйственной жизни египтян, уже с глубокой древности началось обожествление быка, коровы и барана. Бык под именем Апис почитался как бог плодородия. Он должен был быть непременно черного цвета со светлыми отметинами: на лбу – в виде треугольника, на спине – в виде летящего скарабея (жука-навозника) или коршуна. Живого Аписа содержали в Апейоне – специальном помещении, умерших бальзамировали и хоронили в больших каменных саркофагах.

Прорисовка фрески с изображением божества в облике коровы

Под видом коровы либо женщины с коровьими рогами и ушами почиталась Хатор, богиня неба и покровительница природы. Она считалась также богиней плодородия и дерева, поила души умерших в загробном мире живительной влагой.

Под видом коровы почиталась также Исида – богиня-мать. Но существовало и ее человекоподобное изображение. Исида считалась мудрейшей богиней, обладательницей тайных знаний и чар, всесильной ведуньей. Ее культ получил особое развитие в Египте во времена римского владычества. Образ Исиды сыграл впоследствии важнейшую роль в создании образа христианской Богоматери.

Баран в различных местностях был воплощением различных богов: на острове Элефантина и в Эсне бараноголовый бог Хнум являлся творцом мира, близ Фаюма – земным воплощением души бога Осириса, в Фивах – бога Амона – главного божества египетского пантеона.

Божество Ра в облике Барана

Культ быков и коров встречался главным образом в местностях Дельты, богатой пастбищами во все времена истории Египта.

Наиболее популярными богами египетского пантеона, почитавшимися либо в образе животного, либо в образе человека с головой животного, были:

Гор – сын Исиды, бог солнца, покровитель живущих фараонов, его изображали в виде сокола;

Сет – бог злого начала, бог чужих земель; почитался в образе человека с головой осла;

Анубис – бог бальзамирования, владыка древнеегипетского некрополя, проводник душ умерших. В ранний период изображался как шакал, лежащий на брюхе с поднятой головой, затем – как человек с головой собаки;

Упуат – древнее воинственное божество; его изображали в виде стоящих волка или собаки;

Баст – древнеегипетская богиня любви, радости и веселья; ее изображали в виде женщины с головой кошки;

Сехмет – богиня войны и палящего солнца; ее образ – женщина с головой львицы. Сехмет считалась дочерью бога солнца Ра, его защитницей и любимым оком; ее образ часто смешивается с культом других богинь-львиц, особенно Тефнут;

Тот – бог мудрости, счета и письма, покровитель наук, летоисчисления, писец богов на суде Осириса, изображался с головой павиана или птицы ибиса;

Статуэтки Гора, Осириса и Исиды

Себек – божество воды и нильских разливов – с головой крокодила. Ужас, который испытывали египтяне перед крокодилом, послужил основанием для сопоставления его с богом Сетом;

Нехебкау – верный спутник Ра, сопровождающий его в солнечной ладье, страж входа в загробный мир, податель пищи, изображался с головой змеи;

Хепер – бог жизни и самовозрождения. Почитался в виде скарабея, держащего солнечный диск.

Одежда мужских божеств – набедренная повязка шендит и полосатый платок клафт, который на лбу украшала священная огнедышащая кобра – урей

Все боги мужского пола были одеты в шендит – набедренную повязку; в руках держали знак жизни анх, означающий неизменный восход солнца после его захода; на голове имели либо полосатый платок клафт, который на лбу обязательно украшала священная огнедышащая кобра – урей, либо убор атеф, сделанный из тростника и увенчанный по сторонам перьями страуса.

Женская одежда – плотно облегающее фигуру платье

На богинях-женщинах – плотно облегающие фигуру платья, в руках они держали анх, головы были украшены клафтом, короной из уреев, солнечным диском в зависимости от функций богини.

В Египте, как во всякой древней земледельческой стране, было распространено обожествление сил природы.

Египетская цивилизация – огромная тема в истории развития человечества и раскрыть ее в объеме нашей книги непросто. Наша книга предназначена юным египтологам, которым интересна культура древнейшей цивилизации.

Боги древнего Египта

А

АКЕР, божество земли, а также покровитель умерших, одно из древнейших божеств. Его называли еще и Акеру (множ. число от Акер). Он воплощал змей – «духов земли». Его изображения встречались иногда в виде льва.

Акер – божество, олицетворявшее горизонт, изображался в виде двух львов

АМЕНТЕТ, имя богини обозначает «запад», она считалась богиней запада (царства мёртвых), поэтому ее изображали в образе женщины с иероглифом «аментет» («запад») на голове. Она покровительствовала умершим, встречала их в стране мёртвых: протягивала к ним руки. В народном сознании образ Аментет иногда сливался с образом богини Хатор.

 

Аментет – богиня «запада»

АММУТ обитала в Зале Maaт и ожидала результата суда над душой покойного. Те, чьи души были сочтены недостойными возрождения, предавались ей. Процесс суда состоял во взвешивании сердца покойного на весах против пера Маат. Если сердце было отягощено грехами и было тяжелее пера Маат, то Аммут пожирала его.

Богиня изображалась с головкой крокодила, передними лапами льва и задними конечностями гиппопотама.

Аммут в облике крокодила

АМОН, имя обозначает «сокрытый», «потаённый», бог солнца. Почитание его началось в городе Фивы, покровителем которых он считался, а затем распространилось и по всему Египту. Священное животное – баран. Изображения Амона встречаются в виде человека, иногда с головой барана. На голове была корона с двумя высокими перьями и солнечным диском. Женой Амона была богиня неба Мут, сыном – бог луны Хонсу Амон, Мут и Хонсу – фиванская триада. Иногда Амона сближали с фиванским богом войны Монту.

Скульптурное изображение Амона с двумя анкхами

Амон близок богу солнца Ра, у которого есть имя Амон-Ра, он почитается как «царь всех богов», считается богом-творцом, создавшим всё сущее. В Амоне невидимо существуют все боги, люди, предметы. С Амоном связано обожествление фараона, почитавшегося его сыном во плоти (считалось, что фараон рождается от брака Амона и царицы-матери, к которой бог является в образе её мужа). Амон и фараон едины как владыки мира, его заботливые правители. Амон играет ведущую роль в коронационных представлениях. Он дарует победы войску фараона. Амон почитается и как мудрый, всеведущий бог, небесный заступник, защитник угнетённых. Крупнейший и наиболее древний храм Амона – Карнакский (в Фивах), во время праздника Амона, называемого «прекрасным праздником долины», из этого храма при огромном стечении народа выносили на ладье статую Амона. Представленное таким образом божество изрекало в этот день свою волю, вещало оракулы, решало спорные дела.

Амон в облике Ра. Барельеф

В Куше (древней Нубии), почитание Амона было очень распространено, там он также считался богом фараонов. Главным храмом здесь был храм в Напате, там обитал, как считалось, Амон, покровительствующий царской власти.

Часто Амон изображался в виде Священного барана

Оракулы этого храма избирали царя, который после коронации, совершавшейся в храме, посещал святилища Амона в важнейших центрах страны: Гемпатоне и Пнубсе, – где подтверждалось его избрание.

Амон-Ра на троне

АМСЕТ, сын Гора, вместе с другими тремя сыновьями Гора выполняет функцию охраны Осириса от его врагов: Сета и его свиты. В погребальной камере, где детей Гора расставляет сам Анубис, Амсет стоял у южной стены. Позднее стало считаться, что он является воплощением одной из сущностей человека, а именно – ка.

Амсет – воплощение ка

АНДЖЕТИ, бог древнеегипетского города Джеду. Его изображения известны в облике человека с двумя перьями на голове, с посохом и плетью (или хлопушкой) в руках. На Осириса позднее были перенесены функции, а вместе с ними и атрибуты Анджети. Посвящённый Анджети столб «Джед» стал талисманом Осириса.

Анджети – бог древнеегипетского города Джеду

АНУБИС, греческое имя египетского бога Инпу, который покровительствовал умершим. Он известен в образе лежащего шакала чёрного цвета или дикой собаки Саб (или в виде человека с головой шакала или собаки). Анубис-Саб считался судьёй богов (по-египетски «саб» – «судья»). Его почитание пошло из города Кинополя, «города собаки», и очень рано распространилось по всему Египту. Он близок богу-волку Упуату. Анубис считался богом мёртвых, его называли «владыкой царства мёртвых», «стоящим впереди чертога богов». В древних «Текстах пирамид» Анубис выступал главным богом в царстве мёртвых, он считал сердца умерших. Позже функции Анубиса переходят к Осирису, которому присваиваются его эпитеты, а Анубис входит в круг богов, связанных с мифами об Осирисе. Вместе с Исидой он ищет его тело, охраняет его от врагов, в некоторых версиях мифа – погребает его, присутствует на суде Осириса.

Анубис на суде

Скульптурное изображение Анубиса

Анубис, мумифицирующий умершего. Сцена из «Книги мертвых»

Фреска с Анубисом в храме Осириса

Статуэтка Анубиса в облике шакала

Анубис считается богом бальзамирования и играет значительную роль в погребальном ритуале; он подготавливает тело покойного к бальзамированию и превращению его в мумию. Анубис также возлагал на мумию руки и превращал покойника в ах; Анубис расставлял вокруг умершего в погребальной камере детей Гора и давал каждому канопу с внутренностями покойного для их охраны. Анубис изображался в некрополе в Фивах, на печати которого – лежащий над девятью пленниками шакал. Анубис считался братом бога Баты, что отразилось в сказке о двух братьях. Дочь Анубиса – Кебхут. У древних греков был схожий бог – Гермес.

АНУКЕТ, богиня, которая жила на острове Сехель архипелага в районе первого нильского порога. Дочь Хнума и Сатис. Почиталась в Верхнем Египте и в Нубии. Священное животное – антилопа (газель). Ей посвящен гимн, в котором говорится: «Ты приводишь реку и оплодотворяешь землю твоим именем».

Анукет. Скульптура

АПИС, бог в облике быка, считался быком Осириса. На известных изображениях между его рогов часто помещён солнечный диск. Он был самым главным богом плодородия. Аписа почитали с глубокой древности, центром его культа был Мемфис. Аписа считали душой бога Мемфиса Птаха, а также бога солнца Ра. В реальной жизни воплощением Аписа являлись чёрные быки с особыми белыми отметинами. Считалось, что ритуальный бег быка-Аписа оплодотворяет поля. Апис был связан с культом мёртвых, так как способствовал увеличению жертв, приносившихся умершим. На саркофагах часто изображали бегущего Аписа с мумией на спине.

Анукет – богиня порогов, кормит Рамзеса II. Фреска

В Мемфисе, недалеко от храма для содержания быков-Аписов Птаха, то есть для быков такой раскраски, построили специальное место – Апейон. Корова, от которой родился такой бык-Апис, тоже почиталась и содержалась в особом здании. Когда какой-либо бык-Апис умирал, это считалась большим несчастьем. Умершего Аписа бальзамировали и хоронили по особому ритуалу в специальном склепе Серапеуме около Мемфиса.

Апис. Изображение на папирусе

Апис. Бронзовая статуэтка

Скульптура Аписа в Лувре

АПОП, олицетворение мрака и зла, извечный враг бога солнца Ра. Он был огромным змеем. Его воспринимали как собирательный образ всех врагов солнца. Апоп обитает в глубине земли, где и происходит его борьба с Ра. Каждую ночь Ра плывет по подземному Нилу, Апоп, желая погубить его, выпивает из реки всю воду. Сражение с Апопом повторяется каждую ночь. Ра выходит победителем, и Апоп возвращает воду обратно. Существует еще и другой миф, в котором Ра в образе рыжего кота отрезает голову змею-Апопу под священной сикоморой (древом жизни) города Гелиополя.

Апоп, наводящий ужас. Роспись

Апоп, повергаемый Бастет в облике пятнистой кошки. Фреска

АТОН, представлялся как солнечный диск, что видно из его названия, которое переводится как «диск солнца». Атон даже был составной частью богов солнца: Ра и Атума. Про него пели: «Атум в своём Атоне», то есть Атум в солнечном диске; – и: «Тело Ра – Атон», то есть тело Ра – это солнечный диск. В древности Атон выступает как воплощение всех главных богов солнца. С ним связана одна из самых извесных в истории религии попыток реформации сверху. Фараон Аменхотеп объявил Атона единым богом всего Египта, запретив поклонение другим богам, и изменил своё имя Аменхотеп – «Амон доволен» на Эхнатон – «Угодный Атону» или «Полезный Атону». Верховным жрецом Атона стал сам фараон, считавший себя его сыном. После смерти Эхнатона почитание Атона как единого бога Египта прекратилось. Атона изображали в виде солнечного диска. Лучи заканчивались руками, в которых помещался знак жизни анх, потому что считалось, что жизнь людям, животным и растениям дана Атоном. Атон присутствует во всей природе, в каждом предмете и живом существе.

Атон – солнечный диск и фараон Эхнатон. Барельеф

Атон – податель жизни, с лучами в виде рук. Рельеф из Тель-Эль-Амарна

АТУМ, глава гелиопольской девятки богов (Атум, Шу, Теф-нут, Геб, Нут, Осирис, Исида, Сет, Нефтида), бог солнца, демиург. В отличие от других солнечных богов, Атум называется вечерним, заходящим солнцем. У него на человеческой голове двойная корона, его называют «владыкой обеих земель», (то есть Верхнего и Нижнего Египта). Редко его изображали в виде змея, иногда – ихневмона. Рука Атума – богиня Иусат. Он один из древнейших богов, он ни от кого не родился, он, «создавший сам себя», возник из первобытного хаоса – Нуна (иногда Нуна все же образно называют отцом Атума) вместе с первозданным холмом Бенбеном.

Атум (на фрагменте фрески из захоронения Нефертари – справа), как символ вечернего солнца, часто изображался рядом с Осирисом (слева)

* * *

Однажды на поверхности первозданного океана Нуна появился великий бог Атум.

– Я существую! – воскликнул он, и Вселенная содрогнулась от громоподобного голоса, возвестившего начало жизни. – Я сотворю мир! Я сделаю это, ибо мое могущество настолько велико, что я сумел сам себя создать из вод океана! Нет у меня отца и нет матери; я – первый бог во Вселенной, и я сотворю других богов!

Сотворение Мира Атумом из первичного хаоса и Нут

Нут, Геб и Шу помогают Атуму творить мир

А вокруг, как и прежде, все было объято непроглядным мраком и мертвенным безмолвием. В океане не было ни одного, даже самого крошечного, клочка суши, куда можно было бы ступить ногами – все затопляла вода. Мрачная пучина уже клокотала, готовясь поглотить Атума: уже пенился внизу похожий на разинутую пасть чудовища водоворот и неумолимо затягивал бога в свое жерло. Надо было как можно скорей создать землю, хоть какой-нибудь островок. Спасение от гибели было только в этом. С неимоверным усилием Атум оторвался от воды, воспарил над бездной и, воздев руки, произнес волшебное заклинание. В тот же миг раздался оглушительный грохот, и среди пенных брызг из пучины вырос холм Бенбен.

 

Атум – «владыка обеих земель», символом чего является двойная корона у него на голове

* * *

Сам себя оплодотворив (проглотив собственное семя), Атум родил, выплюнув изо рта, богов-близнецов воздух – Шу и влагу – Тефнут, от которых произошли земля – Геб и небо – Нут.

В мифе об истреблении людей Атум возглавляет совет богов, на котором богине-львице Хатор-Сехмет было поручено наказать людей, замысливших зло против Ра. В другом мифе разгневанный Атум грозит разрушить всё им созданное и превратить мир в водную стихию. Впоследствии почитание Атума было соединено с почитанием Ра, у которого появилось еще одно имя – Ра-Атум.

АХ. По представлениям древних египтян человеческая сущность состояла из нескольких элементов. Ах – это загробное воплощение человека, переводится как «блаженный, просветлённый». Ах упоминается в «Текстах пирамид», в него превращается фараон после смерти. Затем стало считаться, что благодаря магическим действиям Анубиса ах становится каждый умерший. Ах и тело человека мыслились едиными в своей сущности, но ах принадлежал небу, а тело – земле. Боги и цари имели несколько ах, обычно семь. Ах в виде хохлатого ибиса встречается на многих изображениях. Аху (множ. число ах) – низшие божества, посредники между богами и людьми. Их еще называли демонами.

АШ, бог Ливийской пустыни, один из древнейших богов. Почитался также у ливийцев. Поскольку священное животное Аш – сокол, он изображался в виде человека с головой сокола и торчащим на ней пером. Аш стал близок другим богам пустыни – Сету и Ха, олицетворявшему Ливийскую пустыню.

Б

БА. По представлениям древних египтян человеческая сущность состояла из нескольких элементов. Ба осуществляет все физические функции человека: ест, пьёт и т. д. По словам Гораполлона, египетского писателя 4 века, написавшего трактат о египетских иероглифах, ба – это «душа». По «Текстам пирамид» обладание ба приписывалось только богам и фараонам и мыслилось как воплощение их силы и могущества. У них могло быть несколько ба (бау – множ. число). Позднее считалось, что ба есть у всех людей, оно продолжало существовать и после их смерти. Обитая в гробнице и оставаясь в полном единстве с умершим, ба может отделиться от тела человека и свободно передвигаться, оно совершает «выход днем» из гробницы, поднимается на небо, сопутствует человеку в загробном мире. Изображалось в виде птицы с головой, а иногда и руками человека. В качестве ба богов нередко фигурируют священные животные (например, ба Себека – крокодил, Осириса – баран, ба многих богов – змея) или другие божества. Ба имели не только люди, но и многие города: Гермополь, Буто, Иераконополь и др.

Скульптурное изображение Ба

Ба изображалось в виде птицы с головой, а иногда и руками человека

БАСТ, богиня-кошка. Она была олицетворением радости и веселья. Священное животное Баст – кошка. Изображали Баст в виде женщины с головой кошки, почти всегда с музыкальным инструментом систром. Особо ее почитали в городе Бубастисе. Сын Баст – Махес, бог грозы и бури. В некоторых мифах Баст считали женой Птаха, Баст смешивали с Мут, а также с почитавшимися как Око Ра Уто, Тефнут, Сехмет и Хатор. В связи с этим Баст также приобрела функции солнечного Ока. Ежегодно происходили торжества в честь Баст. Это были праздники с пением и плясками. У древних греков была похожая богиня Артемида.

Баст со знаком Скарабея

Баст, богиня-кошка

Баст на троне

БАТА, один из богов-быков. Его почитание началось в городе Кинополе, в котором также чтили Анубиса, считавшегося его братом. Связь Бата с Анубисом отразилась в сказке о двух братьях.

Статуэтка Баст – покровительницы кошек и богини радости

Быкоподобное божество Бата.

Почитался наряду с Аписом

БЕБАН, помощник Сета, божество, с которым они замышляют козни против солнечного бога Ра. В «Книге мертвых» мрак называется бабу, его олицетворяет Бебан, отсюда его имя.

БЕНБЕН, священный, первозданный холм.

Символ холма Бенбен, вызванного Атумом из пучины вод

Символ Бенбена

БЕНУ, бог, появился на возникшем из водного хаоса камне-обелиске Бенбен, что знаменовало начало сотворения мира. Бену – «тот, который из себя возник» («бен» – «возникать»). Изображали бога в виде цапли. Почитался в Гелиополе. Знаки Бену – камень «Бенбен» и дерево «Ишед» (на котором находится дом Бену). Бену связан с культом мёртвых, поскольку он близок Осирису. Древние греки называли Бену фениксом.

На фреске усопший поклоняется Бену с двойной короной атеф, которую обычно носит Озирис

Бену – бог; появился на возникшем из водного хаоса камне-обелиске Бенбен

БЕС, бог, изображавшийся в виде карлика, он защищал от злых духов, а также покровительствовал пляскам, музыке, свадебным торжествам.

Бес музицирующий – покровитель музыки и танцев

Бес божество обычно изображавшееся в виде доброго карлика

Свадебные торжества не обходились без покровительства доброго Беса

БУХИС, бог в виде черного быка, помогал в хозяйстве крестьянам, защищал домашних животных от болезней и вымирания. Он родился от небесной коровы, которая произвела также и солнце. Был очень почитаем. В городе Гермонте находился некрополь Бухеум, в котором хоронили мумии Бухиса – умерших черных быков, в которых он персонифицировался. Культ Бухиса достиг наивысшего расцвета при Птолемеях, когда в Египте был взлет хозяйственного развития.

Бухис. Рельеф

fictionbook.ru

ЕГИПЕТ ДРЕВНИЙ - Словарь Кольера - Русский язык

ЕГИПЕТ ДРЕВНИЙ

вторая после Месопотамии по времени возникновения великая мировая цивилизация. Культуры Египта эпохи неолита, знакомые с земледелием, ирригацией и оседлым сельским образом жизни, сложились ок. 5000 до н.э. Вероятно, примерно к 3500 до н.э. возникли два крупных царства - одно в Верхнем Египте (в долине Нила), а другое в Нижнем Египте (в его дельте). Спустя приблизительно 300 лет Верхний Египет объединил всю страну в единое огромное царство. Оно включало плодородную земледельческую равнину, а по временам и другие обширные территории. Его могучим властителям - фараонам - страна приносила огромные богатства и обеспечивала их гигантскими людскими ресурсами. Существуют многочисленные памятники, свидетельствующие о высочайших достижениях египетского царства. Наследие Древнего Египта включает пирамиды и фигуры сфинксов, оросительные сооружения, величайшие произведения искусства, а также богатую литературную традицию и развитую религиозную систему, которые известны нам по сохранившимся текстам, выполненным иероглифическим письмом.

Нил. Жизнь в Египте всегда была сосредоточена вокруг реки Нил. Полноводное, но извилистое русло этой реки берет начало в Эфиопии и Экваториальной Африке и пролегает между высокими песчаниковыми, гранитными и известняковыми берегами. В районе современного Каира оно разделяется на несколько ветвей, образуя веерообразную дельту при впадении в Средиземное море. Узкая долина, заключенная между скалами, и составляет территорию собственно Египта. Это равнина, затапливаемая во время ежегодных разливов Нила, которые до сооружения в 1902 Асуанской плотины регулярно, а в некоторые годы с избыточностью увлажняли и удобряли окрестные поля.

Одновременно Нил являлся для египтян и главным водным путем, плавания на первых судах осуществлялись вверх и вниз по течению. Чужестранцы могли попадать в Египет с севера, но в целом богатая и привлекательная полоса земли вдоль русла Нила была почти изолирована от остального мира. Даже от южных областей она была отрезана непроходимыми порогами. Это обстоятельство позволяет объяснить наличие в египетском языке семитских и хамитских элементов, причем и тот и другой, по-видимому, были принесены в страну с севера. Семитский язык проник сюда в глубокой древности из Западной Азии через область Дельты (или по древнему пути, пролегающему по Вади-Хаммамати и ведущему с юго-востока, от современной Кены, к Красному морю), а хамитский был принесен североафриканскими аборигенами из пустынного нагорья. Тогда, как и теперь, пустыня была заселена очень мало, и территория Древнего Египта - даже в большей степени, чем сегодня, - была ограничена долиной Нила, областью Дельты, немногочисленными опорными постами в оазисах и отдельными рудниками и шахтами.

Об отдаленной эпохе, предшествующей распространению на севере Африки песков Сахары, т.е. о том времени, когда море простиралось дальше на юг, в Нильскую впадину, а обильные дожди обеспечивали богатство флоры и фауны, известно немного. Создатели великой египетской цивилизации жили в более поздний период.

История археологических исследований. До начала 19 в. мир имел лишь самые общие представления об истории Древнего Египта. Все имевшиеся сведения восходили к сочинениям античных авторов. Древнегреческие авторы, историк Геродот и географ Страбон, изложили свои впечатления о путешествиях в Египет. Манефон - владевший греческим языком египетский жрец 3 в. до н.э. - составил на основе местных источников обстоятельное описание обитателей страны со списком египетских царей и сведениями о продолжительности их правления начиная с легендарной эпохи, когда на земле правили боги. Но сочинение Манефона было утрачено и известно нам лишь по выдержкам из произведений авторов раннехристианской эпохи. Манефон разделил историю Египта на периоды правления 30 династий; несмотря на имеющиеся у него ошибки, искажения в воспроизведении царских имен и пробелы в сведениях, труды современных специалистов по истории Египта лишь дополняют и уточняют составленный им очерк.

Египетский поход Наполеона и Розеттский камень. На протяжении ряда столетий иностранные путешественники отправлялись в Египет по следам Геродота и Страбона, оставляя свои впечатления в описаниях и зарисовках, но долина Нила оставалась таинственной и неведомой землей вплоть до 1798, когда она была захвачена Наполеоном Бонапартом. Его экспедиция включала целую армию ученых, которые в составленном ими Описании Египта (Description de l'Egypte) предприняли первую попытку всестороннего научного исследования этой страны.

Открытие, превосходящее по значению этот великий 19-томный труд и поистине распахнувшее дверь в прошлое Египта, было сделано простым солдатом наполеоновской армии. Копая траншею, этот солдат случайно обнаружил Розеттский камень - плиту, на которой был вырезан текст указа, восхваляющий пятого царя из греко-македонской династии Птолемеев. Надпись была сделана на греческом и неизвестном египетском языке. Французский комендант, сразу поняв, что этот памятник может послужить ключом к расшифровке иероглифической письменности, обеспечил его бережное хранение. Англичане, положившие конец Египетскому походу Наполеона, потребовали передать им камень и отправили его в Британский музей. Сделанные с имеющихся на нем надписей копии были незамедлительно отданы в распоряжение ученых. Венцом исследований стала предложенная в 1822 французским ученым Жаном Франсуа Шампольоном расшифровка египетского текста.

Французские, немецкие, английские и американские исследования. После Египетской экспедиции Наполеона и британской оккупации в страну хлынули путешественники и искатели сокровищ. За несколько последующих десятилетий древние памятники, многие из которых оставались неповрежденными на протяжении тысячелетий, были подвергнуты разграблению. Из гробниц и храмов похищали древности, а множество крупных памятников было разбито на куски, чтобы сделать их пригодными для перемещения. Тысячи хрупких вещей были разбиты из-за небрежного обращения. Невежественные местные жители и иностранцы произвольно резали на куски бесценные папирусы с текстами в поисках предметов, которые можно было бы продать подороже.

Тем не менее многое было спасено и вошло в состав крупных музейных собраний Лондона, Парижа, Турина, Лейдена и Берлина. Начатое экспедицией Наполеона копирование in situ надписей, рельефов и росписей с еще большим усердием продолжили другие ученые. Немецкий ученый Лепсиус в своем труде Памятники Египта и Эфиопии (Denkmler aus egypten und ethiopien, 1846-1848) издал собрание копий древних источников, превосходящее все предыдущие по объему и научному значению. Он же собрал коллекцию исторических памятников для Берлинского музея. Его открытия заложили основу авторитетной Немецкой школы египтологии, которая прямо или косвенно оказала определяющее влияние на последующие лингвистические и исторические изыскания.

Наполеон во время своего краткого пребывания в Египте основал Египетский институт. Преемником этого института в конечном счете стал Французский археологический институт в Каире, при содействии которого осуществляли раскопки, исследования и публикации сотни экспедиций и отдельных ученых. Французы способствовали также созданию государственной Службы древностей (Service des Antiquits), на протяжении многих лет осуществлявшей контроль над всеми раскопками в Египте.

Во многих отношениях крупнейшим специалистом по египетской археологии был англичанин У.Питри Флиндерс (1853-1942). Предложенный им остроумный метод определения хронологии первобытных древностей, в первую очередь керамики, по изменению ее облика ("последовательная датировка") не потерял своего значения по сей день.

Англия, создав Египетское исследовательское общество и Британскую школу египетской археологии, соперничала с французами и немцами как в раскопках памятников, так и в публикациях; активное участие в изысканиях стали принимать США. Нью-йоркский музей Метрополитен, Бостонский музей изящных искусств. Восточный институт Чикагского университета, Пенсильванский и Калифорнийский университеты - все эти учреждения предпринимали археологические исследования на обширном пространстве от пирамид в Гизе к югу вплоть до Мероэ, на территории Судана, выше пятого нильского порога (нумерация порогов на Ниле ведется от Асуана). С 1958 до середины 1960 большинство археологических экспедиций проводили раскопки в зоне выше первого порога, которая подлежала затоплению в результате возведения высотной Асуанской плотины. Некоторые наиболее ценные памятники из этого района были перенесены в безопасные места.

См. также:

ЕГИПЕТ ДРЕВНИЙ: ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ

ЕГИПЕТ ДРЕВНИЙ: ДИНАСТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД

Кольер. Словарь Кольера. 2012

Словари → Русский язык → Словарь Кольера

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ЕГИПЕТ ДРЕВНИЙ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

slovar.cc

КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА: РЕЛИГИЯ - Исторический словарь

Исторический словарь

КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА: РЕЛИГИЯ - В течение многовекового развития египетского государства значение и характер различных культов менялись. Смешивались верования древнейших охотников, скотоводов, земледельцев, на них наслаивались отзвуки борьбы и политического роста или упадка разных центров страны. В то же время для египетской религии характерно длительное существование первобытных представлении, и многие древнейшие культы сохранили свое значение на протяжении всей истории древнего Египта. Многочисленные божества, почитавшиеся в различных местностях, олицетворяли различные природные силы и общественные явления. Небо представлялось женщиной или коровой, земля и воздух — мужскими божествами(У подавляющего большинства народов мира дожненосное небо представлялось Отцом, а плодоносящая земля—Матерью. Иная структура египетской мифологии, возможно, объясняется апологическими причинами: в долине Нила дождь практически не выпадает никогда; небо воспринималось как женское божество в качестве «родительницы» Солнца и небесных светил. Земля же разделялась на «красную», смертоносную землю пустыни и на порождающую жизнь «черную» землю долины. «Черная» земля, как и приходящий ежегодно из неведомого юга Нил, обычно не воспринималась как женское божество, а скорее как мужское; но животворящее начало, содержащееся в земле, придавало, более чем у соседних народов, надежды на блаженную жизнь ушедших в неё мертвых, и не тем ли объясняется совершенно своеобразное развитие культа мертвых именно в Египте и то обстоятельство, что и Геб, бог земного начала как такового, и Осирис, бог загробного мира, воспринимались и как мужское, жизнедающее начало? — Примеч.ред.). Ибисоголовый Тот был покровителем письменности и колдовства, а богиня Маат олипетворяла истину. Явления природы воспринимались как отношения различных божеств. Некоторые боги в древности почитались египтянами в виде животных или птиц. Сокола Гора (или Хора) ещё с древнейших времен связывали с представлениями о могучем небесном божестве. Сокол изображался на племенных штандартах, он же показан приносящим победу Нармеру над Северным Египтом. После образования государства Гор выступает неизменным покровителем фараонов, которые сами назывались теперь Горами. Слиянию культа Гора с царским способствовало и то, что с развитием поклонения Осирису как умершему царю Гор входит в круг осирических мифов. В то же время соколы, объекты поклонения в различных местностях, сливались с возникавшими тут местными культами солнечных божеств. Пережитки первоначального поклонения богам-животным прослеживаются в появлении звериных или птичьих голов у антропоморфных божеств, в деталях головных уборов (рога коровы у Хатхор, газели у Сатит, барана у Амона и пр.). Позднее звери и птицы считались «душами» богов и жили при храмах. Чтобы быть признанным воплощением того или иного божества, животное должно было обладать особым цветом, формой пятен, рогов и т.д. Одним из наиболее почитавшихся животных и Египте был бык. Он издревле воспринимался как олицетворение производящей силы и плодородия. Культ быков существовал в ряде мест и слился с культом тех богов, которые получали в данной местности господствующее положение. Так, в Мемфисе «душой» местного бога Птаха стал бык Апис, культ которого был связан с культом Осириса, в Гелиополе бык Мневис считался воплощением солнечного бога Ра, в Гермонтисе «живым образом» местного бога стал бык Бухис. Животным Амона был баран, подобно быку издавна почитавшийся в Египте как олицетворение плодородия. Священные бараны жили при храмах ряда богов. Например, в Эсне, Элефантине и 21-м номе барана считали воплошением бога Хнума, в Гераклеополе — бога Херишафа. В Мендесе, важнейшем месте почитания барана, священный баран назывался Банебджед — «Душа владыки Джед» (Мендеса). Большое распространение получил культ навозного жука, которого античные писатели называют скарабеем. В процессе осмысления явлений природы возник образ жука, толкающего перед собой солнечный диск. Он изображается также летящим и несущим солнце. Скарабей стал считаться воплощением восходящего солнца Хепри, с ним связывали надежды на жизнь и воскресение. Жукам поклонялись в храмах солнечных божеств. Культ богини Хатхор вырос из почитания коровы. Обычно Хатхор изображался женщиной, иногда с ушами и рогами коровы, иногда с коровьей головой. Обоготворяемые коровы жили при храмах. Поскольку небо, по некоторым сказаниям, мыслилось в виде коровы, Хатхор стала считаться небесной коровой. Ей поклонялись как богине, связанной с солярным культом, подательнице плодородия. С этим же связано представление о Хатхор как о божестве дерева. С различными богами были связаны священные кошки, обезьяны, змеи, ихневмоны. После смерти трупы священных животных и птиц мумифицировали, затем укутывали в пелены и помещали в гробы с изображением погребенного животного на крышке. Во многих местах Египта найдены обширные кладбища животных. Наиболее известны гробницы крокодилов в Файюме, быков-Аписов в Мемфисе и быков-Бухисов в Гермонтисе. Издревле во многих центрах сложились культы солнечных богов. Эти боги представлялись в различном облике: в одной местности это был крылатый диск, летящий по небу, в другой — огромный жук, катящий по небу солнечный диск; иногда солнечный бог мыслился в виде сокола, иногда в виде человека с соколиной головой. Имена этих божеств были различны, но независимо от того, назывался ли тот или иной бог Ра, Атум, Хепри или Гор, в основе их лежало поклонение великому светилу. Постепенно многие солнечные божества сливались. Иногда эти слияния пытались объяснить, трактуя, например, Хепри как утреннее солнце, Ра — как дневное, а Атума — как вечернее. Очень рано особое значение приобретает солнечное божество Ра. Ежевечернее исчезновение солнца и утренний его восход объяснялись как проглатывание и рождение его небом-коровой или небом-женщиной Нут. Наряду с этим существовали и другие представления — о том, например, что Ра днем плывет по небу в ладье до западных гор, где, по верованиям египтян, начиналось ночное плавание Ра в другой ладье. В конце ночного плавания Ра опять переходит на дневную ладью и через ход в восточных горах вновь появляется в небе. Однако, чтобы взойти, солнцу приходится выдержать битву со своим врагом — змеем Апепом. Выйдя из нее победителем, Ра появляется в небе. Очень рано культ этого всеоживляющего и всеохраняющего бога вышел за пределы значения местного божества, и его связь с царским культом мертвых сделала Ра всеегипетским государственным богом. Главными центрами почитания солнца были Гелиополь и Эдфу. До конца истории Египта культ солнца в том или ином образе оставался официальным государственным культом, причем, если в какой-либо период тот или иной бог получал общеегипетское значение, его немедленно объединяли с главным солнечным божеством Ра (Амон-Ра, Себек-Ра, Менту-Ра). Со времени Среднего царства, когда Египет вновь объединился под властью не игравшего до сих пор видной роли фиванского нома, огромное значение получил культ Амона. Истоки этого культа не совсем ясны: с одной стороны, Амон, несомненно, близок с коптосским богом производительных сил природы Мином, с другой стороны, Амон встречается среди древнейших божеств г. Шмуну, столицы 15-го верхнеегипетского нома. Культ Амона был перенесен в Фивы для укрепления новой династии и новой столицы. Его женой и сыном провозглашаются фиванские божества Мут и Хенсу. Поскольку Фивы на протяжении многих веков оставались столицей, культ Амона приобрел общеегипетский характер. Чтобы усилить авторитет этого божества, Амона сопоставили с Ра, и под именем Амона-Ра он прочно связывается с царским культом и даже получает черты бога-творца. В качестве отклика на политическую обстановку и настроения времен Среднего и начала Нового царства Амону придают характер защитника и покровителя простых людей. Но основные его черты — это черты завоевателя и грозного владыки, «царя богов». Те или иные действия царя иногда объяснялись появлением Амона, и даже суд часто творился его именем. Особое место занимал культ правящего царя, и официальное обожествление царской власти — одна из важнейших черт египетской религии. С древнейших времен фараон считался богом во плоти, разновидностью царского бога Гора на земле. Горовы имена входят в его титулатуру. Уже в Древнем царстве фараона начинают считать сыном Ра, а его имя окружать защитным кольцом. Когда Фивы стали играть большую политическую роль и местное божество Амон получил общеегипетское значение, царя уподобляют этому богу и даже объявляют его сыном. Чудесное зачатие его и рождение изображают на стенах храмов. Власть фараона распространяли не только на страну и подданных, но и на явления природы, существовали специальные обряды, изображавшие фараона распорядителем природных сил. Фараон играл главную роль в общегосударственных земледельческих празднествах: при наступлении времени разлива Нила он бросал в реку папирус с приказом начать разлив, он также начинал пахоту, он же срезал и первый сноп нового урожая. С культом умершего царя теснейшим образом был связан культ всеегипетского бога Осириса, представляющего ежегодно умирающую растительность. Миф об Осирисе, восстановленный по различным источникам, рассказывает, что некогда он царствовал в Египте и научил людей земледелию и садоводству. Его брат, бог Сетх, желая править сам, убил его. Но и из-под земли Осирис оказался способным оплодотворить свою супругу Исиду; из земли он восходит растительностью. Богиня же Исида рождает от Осириса сына Гора, который вступает в борьбу за наследство отца. После длительных споров боги признают Гора правомочным наследником, Осирис же становится царем загробного мира. Осирис олицетворял воды Нила и был связан с растениями — ячменем, полбой, виноградом. Так же как связь живого царя с Гором, связь Осириса с мертвым царем прослеживается с древнейших времен. Основными местами поклонения Осирису были Бусирис и Абидос, где Осирис целиком впитал культы местных божеств. Тут проходили в конце периода разлива пышные празднества, в которых представлялась судьба Осириса: его гибель, поиски Исидой его тела, оплакивание и погребение. После смерти фараон уподоблялся Осирису, даже отождествлялся с ним и получал вечную жизнь. Эти верования отражены в текстах, вырезанных внутри пирамид,— записях царского заупокойного ритуала. То же видно и в коронационном обряде, где живой царь выступает как Гор, а Осирис представлен мумией умершего царя. Очень долго Осирис сохранял черты царского божества, и лишь с конца Древнего, а особенно со времени Среднего царства культ Осириса распространяется на культ мертвых вообще. Не только царь, но и рядовой человек при помощи заклинаний становился Осирисом и получал вечную жизнь. Вера в загробное существование не менее прочно переплеталась с представлениями солярного культа, также вначале связанного только с царем. Ра, как и Осирис, олицетворял источник вечной жизни, и умерший, попавший путем колдовства в число спутников Ра, в его ладью, разделял с ним его судьбу. Представления, касающиеся загробного бытия, являлись сложной смесью древнейших и более новых верований — часто противоречивых и даже исключающих друг друга. Считали, что человек обладал несколькими «душами». Одна из них — двойник человека, Ка — обитала в гробнице. Ка, которую воображали себе птицей с человеческой головой, должна была при свершении специальных обрядов соединиться с телом, чтобы умерший ожил. Для этого надо было сохранить тело, что привело к мумификации трупов и стремлению построить прочную гробницу. Египтяне строили гробницы из камня или высекали в скалах. Однако недостаточно было совершить заупокойные обряды во время похорон и снабдить покойника необходимыми для загробной жизни вещами и провизией. Вечная жизнь предполагала постоянные жертвоприношения, забота о которых падала на наследников, в первую очередь на старшего сына, затраты на них, на содержание жрецов и гробницы. Поэтому царем и частными лицами выделялись специальные земли, доход с которых шел на поддержание заупокойного культа. Огромную роль в верованиях египтян играло имя — уничтожение его приносило непоправимый вред загробному бытию, и египтяне всегда придавали большое значение его сохранению. Именно с этими верованиями связан миф о Ра и змее, в котором рассказывается, как Исида хитростью выведала истинное имя Ра и тем приобрела над ним власть. Ко времени Нового царства окончательно формируется идея загробного суда, смутные представления о котором существовали и ранее. Идея суда характерным для египтян образом тесно связывает этический и магический элементы. Так, письменная фиксация отказа от своих прегрешений как бы уничтожает их, а находящиеся в равновесии весы, на которые при загробном суде Осириса бросают сердце, свидетельствуют о его праведности. Смерть и состояние после нее считали продолжением земного существования, причем толковали это настолько буквально, что существовали специальные заклинания, которые должны были отвратить в загробном мире смерть от человека, уже умершего на земле. Общение живых с покойными происходило не только во время жертвоприношений и молитв, но и в виде письменных обращений к умершим с различными жалобами и просьбами. Возможность вмешательства мертвых в дела живых считалась делом обыденным. Существовала твердая вера в то, что умерший может помочь в несчастье или навлечь бедствия. Покойных просили выиграть судебное дело, исцелить больного, даровать потомство. Последнее было особенно важно для поддержания заупокойного культа. Человек желал после смерти сохранить возможность бывать на земле и находиться среди людей. Специальные тексты должны были способствовать ему в этом и обеспечить «выход днем» из гробницы. В гимнах, записях ритуалов и т.п. часто встречаются мысли о мироздании. Существовавшие идеи о сотворении мира очень противоречивы, что можно объяснить различиями во времени их возникновения и местах их происхождения. Хотя одно учение и получало преобладание перед другим, не было канонизированной концепции создания мира, и наряду с гелиопольским мифом о творце Атуме и мемфисским сказанием, приписывавшим ту же роль Птаху, существовали верования о том, что на поднявшемся из первобытного океана холме вырос лотос, который дал жизнь солнечному богу, или что солнце появилось из яйца, снесенного «Великим Гоготуном» на этом холме, и т.п. Все же наибольшее распространение получило гелиопольское сказание из-за особого положения этого города как древнейшего политического и религиозного центра. Согласно ему, Атум, отождествленный с солнцем под именем Атум-Ра, возникнув из первобытного хаоса, оплодотворяет самого себя и выплевывает первую пару божеств: Шу — воздух и Тефнут — влагу. Тем самым Атум-Ра становится прародителем мира, так как Шу и Тефнут порождают Геба — землю и Нут — небо, а те, в свою очередь, Осириса, Исиду, Сетха и Нефтис. Эти боги образуют гелиопольскую «Великую Девятку», которая занимает важное место в пантеоне. Более поздним, возникшим уже на почве Египта эпохи государственности, является мемфисское сказание. Оно приписывает местному богу Птаху сотворение мира сердцем (т.е. разумом) и словом. Называя вещи, Птах тем самым их создает. Похожие на КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА: РЕЛИГИЯ слова / понятия:

КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА:СКУЛЬПТУРАКУЛЬТУРА И ОБЩЕСТВО АССИРИИКУЛЬТУРА И РЕЛИГИЯ ИНДСКОГО ОБЩЕСТВАКУЛЬТУРА ИНДИИ В VI-IV ВВ. ДО Н.Э.КУЛЬТУРА ПАРФИИКУЛЬТУРА САСАНИДСКОГО ИРАНАКУЛЬТУРА ВРЕМЕНИ РАСЦВЕТА РАБОВЛАДЕНИЯ В КИТАЕКУЛЬТУРА ХУРРИТОВКУЛЬТУРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ В СССРКУМАНЫ

slovari-online.ru