Главные секреты окон в русской избе. Окна древней избы
Главные секреты окон в русской избе.
Чем мы, русские, отличаемся от англичан? Конечно, языком, антропологией, культурой и прочим. Но ключевое отличие – в окнах. Окнах русских домов и британских.
Русское «окно» происходит от слова «око». То есть окно является своего рода органом чувств жилища. Происхождение же английского window, что нетрудно определить, как-то связано с ветром (wind). Если быть более щепетильным в переводе, то window можно трактовать, как устройство для создания сквозняков. То бишь, ни о какой визуальности, здесь речи не идет. Если же переводить «английское окно» в соответствие с «домовой» системой органов чувств, то window – это, несомненно, орган дыхания (нос или рот).
Итак, британцы жили со встроенными «носами» в течение нескольких столетий, пока в середине XVII века на острове не активизировались пуритане – протестантская секта. И вот они-то, что называется, «натянули глаза на нос». У английского окна изменилась органическая функция. Отныне окна тоже стали глазами, однако, не дома, а общества. Как известно, пуритане выступали за полную прозрачность частной жизни членов общины, поэтому окна занавешивать было строго запрещено. Любой честный христианин в порыве подозрительности должен был иметь возможность проверить, а правильно ли живет его собрат.
С трудом англичане отбились от пуритан – те уехали «надзирать» за океан, и на окна некоторых британцев вернулись шторы. Правда, привычка все-таки осталась: в некоторых городках Шотландии до сих занавес на окнах считается дурным тоном. А в «братском» протестантском Амстердаме и лютеранском Стокгольме до недавнего времени содержался строгий запрет на шторы.
Теперь о русской «оконной» традиции. Как уже говорилось, у нас окно исполняло роль ока. Пространство русского дома символизировало внутренний мир человека. Непрошенное вторжение в жилище извне считалось великим кощунством. Как, собственно, и подглядывания в окна. Роль «надзирателей» же выполняли иконы, которые мобилизовали людей на праведный образ жизни куда больше, нежели чьи-то другие глаза.
При этом дверь русской избы все время была открыта для гостей. Это было связано с библейским сюжетом, когда Аврааму явились три ангела в образе путников. Поэтому русская изба всегда была готова к встрече Троицы. Именно с этим связано то, что в фасаде традиционного русского дома именно три окна.
Русские окна служили не для того, чтобы смотреть с улицы в дом, как у протестантов, а, напротив, для взора из избы на сотворенный Господом мир. Иными словами окна в русской традиции являются «глазами» жителей дома. В протестантской же культуре окна служат глазами общества. Пуританский дух надзора за людьми перенесся и на современную англо-саксонскую политическую традицию. Корни либеральной идеологии - прозрачность граждан, открытое общество, все эти бесчисленные наблюдатели на выборах, контроль за «государствами-изгоями» - лежат именно в привычке заглядывать в чужие окна. И нам остается только уповать на то, что когда-нибудь они там узрят Святую Троицу.
Чем мы, русские, отличаемся от англичан? Конечно, языком, антропологией, культурой и прочим. Но ключевое отличие – в окнах. Окнах русских домов и британских.
Русское «окно» происходит от слова «око». То есть окно является своего рода органом чувств жилища. Происхождение же английского window, что нетрудно определить, как-то связано с ветром (wind). Если быть более щепетильным в переводе, то window можно трактовать, как устройство для создания сквозняков. То бишь, ни о какой визуальности, здесь речи не идет. Если же переводить «английское окно» в соответствие с «домовой» системой органов чувств, то window – это, несомненно, орган дыхания (нос или рот).
Традиционное окно пуританского дома
Итак, британцы жили со встроенными «носами» в течение нескольких столетий, пока в середине XVII века на острове не активизировались пуритане – протестантская секта. И вот они-то, что называется, «натянули глаза на нос». У английского окна изменилась органическая функция. Отныне окна тоже стали глазами, однако, не дома, а общества. Как известно, пуритане выступали за полную прозрачность частной жизни членов общины, поэтому окна занавешивать было строго запрещено. Любой честный христианин в порыве подозрительности должен был иметь возможность проверить, а правильно ли живет его собрат.
С трудом англичане отбились от пуритан – те уехали «надзирать» за океан, и на окна некоторых британцев вернулись шторы. Правда, привычка все-таки осталась: в некоторых городках Шотландии до сих занавес на окнах считается дурным тоном. А в «братском» протестантском Амстердаме и лютеранском Стокгольме до недавнего времени содержался строгий запрет на шторы.Теперь о русской «оконной» традиции. Как уже говорилось, у нас окно исполняло роль ока. Пространство русского дома символизировало внутренний мир человека. Непрошенное вторжение в жилище извне считалось великим кощунством. Как, собственно, и подглядывания в окна. Роль «надзирателей» же выполняли иконы, которые мобилизовали людей на праведный образ жизни куда больше, нежели чьи-то другие глаза.
При этом дверь русской избы все время была открыта для гостей. Это было связано с библейским сюжетом, когда Аврааму явились три ангела в образе путников. Поэтому русская изба всегда была готова к встрече Троицы. Именно с этим связано то, что в фасаде традиционного русского дома именно три окна.
Русские окна служили не для того, чтобы смотреть с улицы в дом, как у протестантов, а, напротив, для взора из избы на сотворенный Господом мир. Иными словами окна в русской традиции являются «глазами» жителей дома. В протестантской же культуре окна служат глазами общества. Пуританский дух надзора за людьми перенесся и на современную англо-саксонскую политическую традицию. Корни либеральной идеологии - прозрачность граждан, открытое общество, все эти бесчисленные наблюдатели на выборах, контроль за «государствами-изгоями» - лежат именно в привычке заглядывать в чужие окна. И нам остается только уповать на то, что когда-нибудь они там узрят Святую Троицу.
Читайте также:
cyrillitsa.ru
Почему у русской избы такие окна
Чем мы, русские, отличаемся от англичан? Конечно, языком, антропологией, культурой и прочим. Но ключевое отличие – в окнах. Окнах русских домов и британских.
Русское «окно» происходит от слова «око». То есть окно является своего рода органом чувств жилища. Происхождение же английского window, что нетрудно определить, как-то связано с ветром (wind). Если быть более щепетильным в переводе, то window можно трактовать, как устройство для создания сквозняков. То бишь, ни о какой визуальности, здесь речи не идет. Если же переводить «английское окно» в соответствие с «домовой» системой органов чувств, то window – это, несомненно, орган дыхания (нос или рот).
Традиционное окно пуританского дома
Итак, британцы жили со встроенными «носами» в течение нескольких столетий, пока в середине XVII века на острове не активизировались пуритане – протестантская секта. И вот они-то, что называется, «натянули глаза на нос». У английского окна изменилась органическая функция. Отныне окна тоже стали глазами, однако, не дома, а общества. Как известно, пуритане выступали за полную прозрачность частной жизни членов общины, поэтому окна занавешивать было строго запрещено. Любой честный христианин в порыве подозрительности должен был иметь возможность проверить, а правильно ли живет его собрат.
С трудом англичане отбились от пуритан – те уехали «надзирать» за океан, и на окна некоторых британцев вернулись шторы. Правда, привычка все-таки осталась: в некоторых городках Шотландии до сих занавес на окнах считается дурным тоном. А в «братском» протестантском Амстердаме и лютеранском Стокгольме до недавнего времени содержался строгий запрет на шторы.
Теперь о русской «оконной» традиции. Как уже говорилось, у нас окно исполняло роль ока. Пространство русского дома символизировало внутренний мир человека. Непрошенное вторжение в жилище извне считалось великим кощунством. Как, собственно, и подглядывания в окна. Роль «надзирателей» же выполняли иконы, которые мобилизовали людей на праведный образ жизни куда больше, нежели чьи-то другие глаза.
При этом дверь русской избы все время была открыта для гостей. Это было связано с библейским сюжетом, когда Аврааму явились три ангела в образе путников. Поэтому русская изба всегда была готова к встрече Троицы. Именно с этим связано то, что в фасаде традиционного русского дома именно три окна.
Русские окна служили не для того, чтобы смотреть с улицы в дом, как у протестантов, а, напротив, для взора из избы на сотворенный Господом мир. Иными словами окна в русской традиции являются «глазами» жителей дома. В протестантской же культуре окна служат глазами общества. Пуританский дух надзора за людьми перенесся и на современную англо-саксонскую политическую традицию. Корни либеральной идеологии - прозрачность граждан, открытое общество, все эти бесчисленные наблюдатели на выборах, контроль за «государствами-изгоями» - лежат именно в привычке заглядывать в чужие окна. И нам остается только уповать на то, что когда-нибудь они там узрят Святую Троицу.
Читайте также:
cyrillitsa.ru
Окно в русской избе
Самым древним видом окна на Руси было узкое волоковое окно. Его делали самым простым, доступным и примитивным способом, выпиливая кусок из одного бревна, из которых была сложена стена избы.
Волоковое окно представляло собой длинную четырехугольную щель, вытянутую горизонтально. Через этот проем часто выходил дым, который заполнял всю избу во время растапливания русской печи. Волоковое оконце закрывалось деревянной задвижкой, которая называлась «волоком» — и именно благодаря этой задвижке окно и получило свое название.
Постепенно на смену волоковому типу окна пришло более окно более сложной и совершенной конструкции, которое получило название » косящатое». В основе косящатого окна лежал деревянный четырехугольник или колода, вставленная в специальный оконный проем, сделанный в стене дома. Оно состояло из двух боковых косяков, откуда и возникло его название, верхней притолоке и нижней доски — подоконника. Практически по своему внешнему виду косящатое окошко мало чем отличалось от внешнего вида современных окон в рамах из древесины.
В колоду была вставлена оконница, представлявшая собой деревянную раму, к которой прикреплялись пластинки из слюды или сделанные из кусочков бычьего пузыря окончины, являвшиеся предшественниками современного оконного стекла. Они почти не пропускали света, но в песнях и сказках обязательно назывались » хрустальными». И действительно, это была единственная на то время возможность обеспечить в русскую избу хоть минимальный доступ света.
Важной составной частью косящатого окна были наличники. Они закрывали щели между стеной и колодой и обязательно покрывались красивым декоративным орнаментом в традициях народного творчества того времени. Наличники чаще всего были резными и представляли собой настоящие произведения народного прикладного искусства. Иногда наличники расписывали вручную с помощью красок. Эти особенности оформления окон нашли отражения в поговорке » Ставенки резные, окна расписные».
Верхний наличник, который называли » кокошником», потому что он по своей форме действительно был похож на этот вид праздничного женского головного убора, в центре обязательно имел схематическое или стилизованное изображение солнца. Солярная символика была чрезвычайно популярной в древние времена. Считалось, что изображение солнца способно наделить членов семьи, живущей в доме, крепким здоровьем, долголетием и принести финансовое благополучие. Справа и слева от него располагались изображения богинь — стилизованные рисунки зооморфных фигур, оберегающих дом от нечистой силы.
Боковые наличники, которые назывались » полотенцами», благодаря сходству с декоративными полотняными полотенцами, щедро украшенными вышивкой, также покрывались орнаментом, обычно связанным с символикой изображений земли или воды. Весь орнамент окна представлял собой единое комплексное изображение, которое имело важное ритуально — охранительное значение и выполняло роль оберега дома от проникновения в него злых духов и нечистой силы.
Проблемы сохранения русского народного деревянного зодчества.
Всё от древа — вот религия мысли нашего народа... Изба простолюдина — это символ понятий и отношений к миру, выработанных еще до него его отцами и предками, которые неосязаемый и далекий мир подчинили себе уподоблениями вещам их кротких очагов.
Сергей Есенин. "Ключи Марии", 1919 год.
"Что такое - страна?" Уверен, что у большинства людей пред глазами встает тот или иной пейзаж и дома, и лишь потом - люди, и все что ими создано помимо жилищ. Говоря о Европе, мы представляем фахверковые и каменные дома с черепичными крышами, вспоминая Альпы, думаем о шале, Норвегия представляется нам постройками с зелеными травяными кровлями, а Англия – уютными домиками со сланцевыми и соломенными крышами.
Визитной же карточкой России является рубленая русская изба. До Петровской эпохи на Руси не строили дома, а рубили их. Оттого в летописях избы именовались «рубленниками». Термин же "изба" или "истьба", "стобка" ведет свое происхождение от понятия "отапливаемое помещение". Первоначально слово "истьба" применялось как к баням («Слово о полку Игоревом»), так и к домам. Позднее «избой» стали именовать только отапливаемые рубленые дома [cм.: Срезневский И. И. Материалы для словаря древнерусского языка. М., 1958, т. I, с. 1147].
Точно так же, как и в Японии или Китае, где структура жилища формировалось в соответствии с древними философскими концепциями, русская изба является отражением тысячелетней народной религии, возникшей из уникального сплава древнего язычества и "греческой" христианской веры. В русской избе нет ничего случайного: ее размеры, пропорции, планировка, внутреннее убранство, внешний облик, узоры и украшения имеют глубокое философско-символическое значение, раскрывающее восприятие мира русским человеком. Изба являлась для него миниатюрной Вселенной - микрокосмом, со своим собственным Верхним, Средним и Нижним мирами, сторонами света и стихиями. В народной мифологии изба также уподоблялась коню или повозке, которые неспешно везут своих обитателей в Небеса. Сергей Есенин, удивительно тонко чувствовавший душу русского народа, так писал об символике изб: "Это чистая черта Скифии с мистерией вечного кочевья. «Я еду к тебе, в твои лона и пастбища», — говорит наш мужик, запрокидывая голову конька в небо". Дом мог представляться «телом» коня, четыре его угла — четырьмя «ногами». Не случайно вместо деревянного конька на крыше могли укреплять лошадиный череп.
Облик русской избы не менялся, не считая небольших технических деталей, многие столетия. Да и как он может меняться, если в Боге нет, и не может быть перемен, а изба есть отражение Божьего мира: Большого в Малом. Хотя специалисты насчитывают в России более 50 вариантов рубленых изб, все они отличаются простой, и лаконичной формой и пропорциями, отточенными на протяжении веков, каноны которых передавались из поколения в поколение.
В отличие от многих деревянных дворцов, усадебных домов и церквей, избы на Руси пережили разрушительные волны лихолетий XX века, как переживали и все предыдущие напасти: все, что исчезало – отстраивалось заново, по первообразу классических канонов, как учили отцы и деды. Однако век нынешний, век странный принес на Русь новую напасть: с одной стороны – достаток для горожан и доступ к новым западным строительным материалам и технологиям, а с другой стороны – исход сельской молодежи в города и умирающие деревни, к названиям которых на карте все чаще прибавляют отдающее холодом забвения примечание "нежил.".
В обратном же направлении, в еще живые селения из городов и городков потянулись сезонные жители - дачники, люди, в массе своей не знакомые с крестьянским мировоззрением и традициями. Под их влиянием традиционный облик деревенских домов стал стремительно меняться: состоятельные городские жители начали "улучшать" и "реставрировать" русские избы по своему городскому разумению, придавая им "современный" вид, основанный на мифических идеалах никогда не существовавшего "евростандарта". Глядя на "улучшенные" горожанами избы, деревенские жители, уже почти полностью оторвавшиеся от своих исконных корней, бросились перенимать у сезонных гостей их незатейливую философию "практичности" и "современности", как когда-то их родители выбрасывали на помойки старинную резную мебель, чтобы заменить ее новомодной мебелью из пластика и ДСП. Русская деревня стала стремительно преображаться, теряя свой самобытный уникальный облик. Резные украшения, тепло и аромат дерева рубленой русской избы стали уступать свои места безликим и холодным полимерам во всех возможных своих видах: виниловый сайдинг, окна, кровельные материалы. "Наряжая" свои дома "пластиком", их владельцы, возможно, и не ведают, что термин "пластик» на Западе является синонимом всего низкопробного и дешевого, а в Европе очень тщательно подходят к охране аутентичного исторического облика традиционных домов. Но для того, чтобы ценить архитекутрное наследие, необходимо знать и ценить прошлое своего народа, своего рода, иметь представление об эстетике и красоте. Восстановление старинного дома - дело хлопотное, требует от хозяина многих душевных и физических сил, умения держать инструмент в руках, и много-много времени. Гораздо проще сделать вид, что унаследованный или приобретенный старинный деревянный дом никакой ценности собой не представляет, и призвать на помощь шабашников чужестранцев, которые, не моргнув глазом, заключат душу русского дома в пластиковый саркофаг, превратив произведение домостроительного искусства в образец пошлого безвкусия.
Однако, на бескрайних российских просторах до сих пор встречаются энтузиасты, тратящие свое время и средства на сохранение и восстановление традиционных русских деревянных изб. Это люди совершенно разного достатка - от сельских пенсионеров, до миллионеров. Но всех их объединяет желание сохранить для потомков основу уникального облика России - традиционную русскую деревянную архитектуру. Не все и не у всех получается гладко в трудном, но интересной работе с русскими избами. О том, что такое "хорошо", и что такое "плохо" в ремонте русских деревянных домов мы и поговорим в настоящей статье.
Русские избы от самых малых до самых больших всегда отличались сдержанностью своего облика. Однако это не мешало русским избам оставаться совершенными в стиле и эстетике форм, пропорций, архитектурных деталей и украшений. Даже самые монументальные избы не нарушали большей частью равнинный пологий ландшафт пейзажей, не вступали с ним в конфликт. Пологие скаты кровель, текстура дерева дома сливалась с ним. Лишь храмам и ветряным мельницам позволялась прерывать протяжные линии горизонтов России.
Резные украшения русской избы представляют собой сложную символическую систему обороны от злых духов предков - навий и имеют многочисленные символы солнца, грома и небесного огня, небесного свода, "хлябей небесных" земли, Мирового Древа, воды, поля, плодородия, женской груди и других позитивных вещей, которые должны привлечь в дом достаток, любовь, здоровье и изгнать все темное, злое и потустороннее. Очень многие символы представляют собой знаки поклонения языческим богам.
Русский крестьянский поэт Сергей Есенин в своем труде "Ключи Марии" так писал о смыслах украшениях русских изб: "Все наши коньки на крышах, петухи на ставнях, голуби на князьке крыльца, цветы на постельном и тельном белье вместе с полотенцами носят не простой характер узорочья, это великая значная эпопея исходу мира и назначению человека... отношение к вечности как к родительскому очагу проглядывает и в символе нашего петуха на ставнях. Известно, что петух встает вместе с солнцем, он вечный вестник его восхода, и крестьянин не напрасно посадил его на ставню, здесь скрыт глубокий смысл его отношения и восприятия солнца. Он говорит всем проходящим мимо избы его через этот символ, что «здесь живет человек, исполняющий долг жизни по солнцу. Как солнце рано встает и лучами-щупальцами влагает в поры земли тепло, так и я, пахарь, встаю вместе с ним опускать в эти отепленные поры зерна труда моего".
Однако в наше время русская деревянная изба, веками обдуманная и выверенная, обжитая и духовно наполненная становится редкостью. Сотни и тысячи изб горят, разрушаются и разворовываются, будучи оставленными своими прежними владельцами, переселившимися в города или в мир Вечности.
В тех селениях, где еще сохраняется жизнь, на замену прекрасной русской деревянной архитектуре приходит новый "стандарт" сельского жилища: безвкусный и грубый.
Как известно, строение и облик дома является отражением внутреннего мира его владельца. К сожалению, от очень многих "отражений душ" современных домовладельцев просто хочется отвернуться.
Отсутствие какого-либо реального архитектурного контроля со стороны государства позволяет плодить совершенно нереальные в своем безвкусии строения, которые прочно и надолго портят облик русских городов, как это строение, покрытое канареечным профнастилом.
Профнастил (цветное гофрированное железо) действительно используют для отделки фасадов домов в Исландии, где климат достаточно суров. Но, при этом, там не забывают про пусть и весьма лаконичный, но гармоничный архитектурный облик дома.
Состоятельные соотечественники строя новые дома, почему-то стараются сэкономить на труде архитектора, либо наоборот, заказывают такие проекты, чтобы максимально выделиться из окружения, как например владелец этого дома, похожего на разросшийся скворечник, находящийся на главной набережной одного русского города с более чем тысячелетней историей. Таким горе-строителям хочется напомнить, что не нужно пытаться изобретать что-то свое. Самое лучшее, что может сделать хороший архитектор - это создать дом в одном из классических архитектурных стилей, который больше всего подходит к окружающей застройке и ландшафту. Но... архитектор у нас чаще всего "пляшет" под дудку заказчика, а строительный ландшафт, в результате, все больше напоминает россыпь игрушек из ящика весьма неаккуратного мальчишки.
Даже постройка в относительно выдержанном стиле как данный псевдо - фахверк, будет смотреться неуместно среди деревенских изб. Фахверки действительно существовали в Санкт-Питербурхе Петровского времени, но быстро вышли из употребления из-за наводнений, холодных зим и неумения их правильно строить.
Весьма странно смотрится в одном старинном городе на берегу Волги, в окружении классических городских усадеб заимствованный у финнов современный стиль дома. Этот стиль вполне уместен на Карельском перешейке... Но на берегу Волги? Неужели желание выделиться так сильно, что позволяет пренебречь исторически сложившимся стилем окружающей застройки? Или домовладелец всячески желает подчеркнуть свою "европейскость" и нежелание иметь ничего общего с русским стилем?
Ведь можно строить и современные дома в классическом русском стиле! Посмотрите на эту недавно возведенную постройку в одном из северных русских городов: современные материалы и технологии не портят классического облика дома. Даже ондулин на кровле не режет глаз.
Взгляните на новый дом священника на горе Левитана в Плёсе на Волге: эта постройка словно вышла из старинных сказок, хотя была завершена в 2014 году.
Прекрасный пример классической провинциальной городской архитектуры: ресторан и магазин современной реконструкции в одном и городов русского Севера.
Современный кирпичный дом в деревянном декоре фасада, стилистически неотличим от своего соседа на столетие постарше.
При реставрации и ремонте старых построек очень важно соблюдать стилистическое единство и историческую достоверность используемых строительных материалов. Этот деревянный дом в одном поволжском городке стоило бы покрыть вместо так любимого в народе профнастила обычным кровельным железом, либо фальцевой кровлей, чтобы крыша дома не выглядела чужеродной нашлепкой.
Профнастил и металлочерепица - чуждые кровельные материалы для русских изб. Особенно в сочетании с новыми пластиковыми окнами, о которых мы поговорим ниже.
Окнам изб особенно часто достается от самодеятельных «реставраторов». А ведь по старинным народным довериям окна дома – это глаза, в которых можно разглядеть его душу. Издревле окна особенно тщательно украшались, и по резному орнаменту наличников можно было многое узнать о крестьянской семье и их мировоззрении.
Практически по всей Европейской части России прокатилась волна замены старых деревянных окон на новые пластиковые. Заменяя деревянные окна на пластиковые, упрощая из копеечной экономии рисунок оконного переплета, домовладельцы словно ослепляют дом, лишая его души.
Понятно желание утеплить свой дом и сделать его более комфортным. Но не стоит забывать и о душе дома, и о его внешнем облике. Ведь даже пластиковые окна можно заказать с классической раскладкой, чтобы вид дома не изменился.
Один и тот же дом, и два разных владельца квартир: на втором этаже квартирвладелец решил сэкономить, и заказал лишь тонюсенькую декоративную раскладку (шпросы) в стеклопакете, которая издалека почти не видна. Хозяин же квартиры на первом этаже более ответственно отнесся к историческому облику дома и заказал окна с классическим трехчастным переплетом.
Еще один вариант декоративных фальшнакладок на стеклопакеты, имитирующих оригинальное русское окно. Такие тонкие фальшнакладки, сохраняющие классический вид дома, обошлись хозяину не дороже пары бутылок хорошей водки.
А в этой русской избе доме владелец поставил окна в пластиковых рамах классического переплета. Если бы не забор из профнастила, то с этим домом все было бы вполне прилично.
Еще хуже обстоят дела, когда русская изба разделена на половины - каждую со своим владельцем. В этих случаях могут рождаться дома-гибриды в самых различных вариантах. Дом на фотографии пока имеет лишь различные окна. Но у него все еще впереди...
Прекрасная иллюстрация конфликта мировоззрений владельцев двух половин северной городской избы: дерево и классические окна, против сайдинга и современных окон. Хорошо, хоть профнастила на заборе нет. Районного архитектора, допускающего такое безобразие в паре сотен метров от памятника истории и архитектуры федерального значения (монастырь XIV века) в одном из городов Вологодской области, явно стоит уволить.
Старинный многоквартирный дом на главной набережной небольшого северного городка. Какофония окон и чистой воды архитектурный вандализм: замена окон некрашеными досками.
Некоторые домовладельцы, понимая, что нельзя просто так лишать свой старинный дом исконной красоты резных наличников, сохраняют их, даже при обшивке дома виниловым сайдингом и замене окон. Эстетический эффект такого решения более чем спорный.
В «пластиковой» реконструкции изб таится и серьезная опасность для долговечности деревянного дома: чаще всего монтаж сайдинга осуществляется без соблюдения требований к величине воздушного зазора (минимальное нормативное значение составляет 6 см) и без организации вентиляции этого воздушного зазора. В результате деревянные строительные конструкции начинают отсыревать, что ускоряет их биологическое разрушение.
Еще одна классическая русская изба на Вологодчине скоро превратиться в безликую пластиковую постройку с эстетикой дешевого торгового павильона на рынке.
Результат "пластиковой" реконструкции избы в паре километров от монастыря, основанного в XV веке.
Этот домовладелец решил сымитировать бревна и камень с помощью пластика.
Профнастил на заборе, профнастил на крыше, пластик на стенах, пластик на окнах - так выглядит "реконструированная" изба напротив монастыря XIV века в одном из волжских городов. Телекоммуникационные вышки рядом с церквями - еще один "тренд" современных провинциальных городов.
Также огромной эстетической проблемой стало повсеместное использование профнастила для кровли и заборов. Этот чужеродный частному домостроению материал особенно дико смотрится рядом с произведениями деревянного зодчества.
Когда-то это "строение" было деревянной городской усадьбой. Теперь это образец современного дурновкусия. Естественно, расположено он в городе с тысячелетней историей, рядом со старинными храмами.
Что мешало всем этим домовладельцам возобновить деревянный фасад дома? Вот образец реконструкции старого дома: тут и стеклопакеты с интересной раскладкой переплетов , и современная фальцевая кровля, и качественная краска по натуральному дереву. В результате этот дом выглядит как настоящий русский дом, а не современная пластиковая пародия на него.
Зачем изменять классический исторический облик дома, если можно восстановить то, что уже есть? При недостатке средств обработать дерево можно своими руками, да и краска стоит не так и дорого. Да, кстати, забор вокруг русского дома должен быть из дерева, а не из профнастила: у вас же дом, а не склад цемента.
Если хочется закрыться от улицы, то на помощь придет заплот: сплошной деревянный забор из вертикально или горизонтально расположенных досок. Хочется сделать дом ярким? Делайте, на здоровье, но используйте классические цветовые сочетания, а не "химические" цвета.
Деревянный забор, деревянные ворота и калитка, деревянный палисадник, восстановленные деревянные окна (это несложно сделать и своими руками при желании), металлическая кровля - это облик правильно отреставрированного русского деревянного дома.
Представьте этот дом с "голыми" окнами, в чехле из винилового сайдинга и с крышей из профнастила... Не правда ли, разница в облике будет огромной? В идеале, антенну спутникового телеприемника следовало покрасить в цвет стен или кровли.
Прекрасный вариант со вкусом выполненной реконструкции сельской усадьбы.
Правильно реконструированный по всем канонам русского домостроения городской усадебный дом. Его "старинный" вид вовсе не исключает самого современного инженерного оснащения.
Это вариант реконструкции деревянного дома похуже - с использованием цокольного винилового сайдинга и профнастила на кровлю. Однако правильно выдержанная цветовая гамма делает почти незаметной чужеродность этих материалов
Сложно себе представить, чтобы норвежские дома в белом уютном городочке Скуденесхамне кто-то подумал отремонтирвать с помощью сайдинга, ондулина, профнастила или металлочерепицы. Впрочем, один лист ондулина в этом городке я все-таки нашел: им закрыли дыру в кровле старого лодочного сарая.
В Финляндии, где сохранившиеся старинные деревянные дома были построены в основном во времена вхождения Княжества Финляндского в состав Российской Империи, исторический облик частных домов тщательно оберегают. Для реконструкции используют только уместные строительные материалы, и, конечно, никакого пластика, сайдинга, профнастила и металлочерепицы. Кто же поедет смотреть старинные дома, например, в Порвоо, если они перестанут быть старинными? Для кровель используют оцинкованное железо е рулонные кровельные материалы, уложенные особым образом.
Автор статьи Андрей Дачник у разрушающегося деревянного амбарчика с крышей из дранки в заброшенной деревне Тверской области. Дранка, наряду с кровлями из теса и из соломы или тростника, была одним из самых распространеных видов кровель в лесистых районах России.