Мифология всегда являлась, наверное, самой интересной частью египетской культуры, впрочем, не только египетской. Сказания о богах и их деяниях весьма познавательны, при этом читать всевозможные мифы всегда нравилось не только маленьким детям, но и взрослым. Богов в Древнем Египте было великое множество. Сейчас хочется рассказать, кто же такая богиня Нут.
Родословная
Данный персонаж имеет весьма высокое происхождение: Нут является внучкой самого Ра - бога солнца по отцовской линии. Она - дочь Тефнут, богини влаги, которая изображалась как кошка, и Шу - бога воздуха. В то же время Нут - жена и одновременно сестра-близнец бога земли Геба.
Имя
Интересным является само имя богини. В переводе «Нут» означает «небо». Корень слова, от которого было образовано данное имя, обозначается иероглифом, в переводе означающим «сосуд». Поэтому часто данное божество изображалось с сосудом на голове (в позе стоя).
Предназначение
Нут - богиня неба, она олицетворяет собой небосвод, который раскинулся над землей и покрывает землю. В Древнем Египте полагали, что все звезды и планеты находятся в небе, как в воде, в свободном плаванье. Согласно верованиям, вдоль тела богини каждый день проходило солнце, вечером она его заглатывала, чтобы поутру опять родить. На рассвете же глотала луну и звезды, чтобы они появились вновь только вечером. Именно поэтому у египтян она также стала погребальной богиней, ведь каждый хотел умереть, как солнце, и потом родиться звездой и жить на небе. Со временем ее начали изображать на потолках захоронений, а также в погребальных могилах на крышках. Подобные рисунки считались свидетельством того, что богиня Нут заберет каждого умершего к себе на Небо.
Изображение
Как же представляли данное божество египтяне? Как правило, богиня Нут изображалась обнаженной, что нечасто можно встретить в египетской мифологии. В основном она представляла собой женщину с вытянутым и изогнутым в виде небосвода телом, опирающуюся руками и ногами на землю. Так жители представляли себе небеса, на которые ежедневно поднимается солнечный бог Ра. Стоит отметить, что, несмотря на то, что ее ладони на рисунках как бы сжаты, она каждым своим пальцем на руке и ноге должна показывать на четыре разные стороны света. Если посмотреть на гробницу Рамсеса VI, фараона Египта, то там богиня Нут изображена одновременно в двух обличьях - ночном и дневном. Эти тела расположены спиной друг к другу, одно покрыто звездами (ночное), а другое украшено двенадцатью солнцами - по одному на каждый дневной час.
Реже Нут изображается в позе стоя или сидя, в таком случае у нее на голове находится большой кувшин. Тогда она может быть как обнаженной, так и в обтягивающем платье. Иногда богиня изображалась в виде дерева сикоморы (очень часто подобные рисунки можно увидеть на погребальных гробницах: египтяне верили, что умерший может испить воды в загробном мире) или свиньи, которая пожирает своих детей - солнце, луну и звезды. Изображение коровы (что также характерно для данной богини) считалось весьма ценным в символическом плане именно в Древнем Египте. Так, после расшифровки текстов на стенах пирамид, стало ясно, что фараоны - это сыны священной коровы, которых она рождает. А находится сама богиня далеко за пределами осязаемости обычного человека, защищая всех от злых сил хаоса.
Атрибутика
Богиня Египта Нут не имеет множества атрибутов. Из главного - это усыпанное звездами платье (или же голое тело), а также сосуд, с которым она изображается в положении сидя. Когда богиня изображалась в позе стоя, в руках у нее находился анкх (крест жизни), а также жезл уас (редкость для божества женского пола).
Эпитеты
Египетская богиня Нут, когда к ней обращались люди, всегда величалась «Матерью звезд», «Рождающей богов» или просто «Великой» - эти эпитеты принадлежали только ей. Её представляли защитницей мира от сил хаоса, которые пытаются прорваться сквозь ее тело, покрывающее землю.
Легенда
Интересной является легенда, которая касается богини Нут. В данном случае она предстает в образе именно Небесной Коровы. Однажды Ра - бог солнца - захотел взобраться по ней на Небо. Но не успел он пройти и половины пути, как Нут почувствовала упадок сил, голова ее закружилась, и она готова была упасть. Поэтому Ра позвал на помощь восемь богов, которые должны поддерживать ее ноги, а бог Шу - область живота. Сюжет сей довольно часто использовали для создания рисунков. Богиня изображалась в образе коровы, ноги которой поддерживают боги. Сам же Ра проплывает под ее брюхом в своей чудесной лодке, прямо под звездами.
Космология
Примечательным является тот факт, что египтяне интересовались космосом и всем, что связано с небесной бездной. Именно поэтому богиня Нут у них имеет такое огромное значение. Очень часто возле ее изображений можно было увидеть иероглиф «хех», который в переводе означает «миллион божеств». На самом деле это всего лишь звезды, которые, согласно верованиям жителей Древнего Египта, являлись душами умерших.
Интересные материалы:
Вавилонская богиня Иштар - богиня плодородия и любви Ворота Иштар в Вавилоне Кадить - это Происхождение и смысл церемонии каждения
nlo-mir.ru
Богиня Нут - богиня неба
Фрагмент из Книги Мертвых Sesu. XXI династия. Британский музейНут - египетская богиня неба, изображаемая как гигантская нагая женщина, опирающаяся вытянутыми ногами и руками о землю, с головой, находящейся на западе. Она особенно тесно связана с ночным небом, некоторые ученые считают, что она была для египтян олицетворением Млечного пути. В «Текстах Пирамид» Нут поднимает усопшего фараона до небес, чтобы он мог жить снова как звезда.
Египетская богиня неба - часть космогонической картины мира у древних жителей ЕгиптаНебо часто считалось водянистой областью, в которой звезды и планеты могли плавать, как рыбы, или плыть в лодках. По религиозным представлениям древних египтян, солнце двигалось (плыло) вдоль ее тела каждый день к западу, и как только добиралась до головы богини, то она его проглатывала. В течение ночи солнце проходило в ее теле обратный путь, чтобы быть рожденным богиней на востоке утром следующего дня. В то же самое время она глотала луну и звезды, чтобы родить их снова вечером.
Этот цикл изображен, в частности, на потолках могил в Долине Королей, также это запечатлено в росписях храмов и различных списках египетской Книги Мертвых. Египтяне надеялись родиться после смерти точно так же, как солнце, и продолжить жить среди звезд. Таким образом, Нут стала погребальной богиней, охраняющей покойного, и благодаря которой умерший мог возродиться снова.
Так египтяне представляли себе звездное небо - это богиня Нут. Папирус. Фрагмент из Книги Мертвых. XXI династия. Каирский музей.
Начиная с эпохи Древнего царства, саркофаг и могила идентифицировались с Нут. Уже в этот период потолок могил украшался звездами, олицетворявшими египетскую богиню неба Нут. В более поздние периоды на внутренней части крышки саркофагов часто изображалась Нут – находясь непосредственно над телом покойного, она должна была поднять его к себе на небо. В дополнение к понятиям возрождения и защиты, Нут также изображалась, предоставляющая покойным еду, воду и прохладный воздух. Эти изображения указывают на связь между Нут и Хатхор, охранительницей мертвых. Как и последняя, она могла быть изображена как божество дерева, дающее покойному воду.
Нут, богиня неба у египтян, оторванная от мужа Геба своим отцом Шу. Виньетка из Книги Мертвых Nesitanebtashru, папирус Greenfield. XXI династия. Британский музей В Эннеаде Гелиополя (девятка важнейших богов города Гелиополя) Нут – дочь бога воздуха Шу и богини влаги Тефнут. Она жена бога земли Геба, ее брата. Согласно одним мифам их любовь была столь страстной, что вызвала раздражение божеств, поскольку ничто другое не могло существовать между их двумя плотно сомкнутыми телами. Нут была оторвана от Геба своим отцом – Шу, который часто изображается с поднятыми руками, поддерживающими свою дочь.
Согласно другим мифам сам Геб охладел к ней из-за того, что она пожирает своих детей (каждый день Нут проглатывает солнечного бога и его окружение, чтобы потом вновь родить их). В кенотафе (кенотаф – символическая могила) фараона XIX династии Сети I (ок.1291-1278 гг. до н.э.) в Абидосе Нут, глотающая солнечные божества, уподоблена свинье, пожирающей своих поросят. Однако, как и любой мифологический образ, ее образ многомерен и многозначим. И в целом в этом образе преобладают, безусловно, положительные с точки зрения древних египтян черты и аспекты.
Богиня неба в Древнем Египте иногда имела облик коровы. Могила фараона XIX династии Сети I (ок.1291-1278 гг. до н.э.) Ее обычные эпитеты - «великая», «огромная мать звезд», «рождающая богов». Она препятствует силам хаоса прорываться через небо и захватить мир. Ее тело - фактически небесный свод, отделяющий космос, созданный богом солнца и управляемый им в соответствии с maat (mаат – законы справедливости), от аморфного, первобытного хаоса, эквивалентного небытию. Небесный гром эвфемистически объяснялся как смех богини неба.
Богиня неба у египтян была популярной и в эпоху римского господства. Крышка саркофага архонта Сотера. II в. н.э. Британский музей.Нут была матерью Осириса, Исиды, Нефтиды и Сета; иногда Гора также называли ее сыном. Греко-римский философ, историк и священник Плутарх (ок. 45 – ок. 127 гг. н.э.), изучавший египетскую мифологию, приводит такой рассказ. Бог солнца Гелиос (греческий эквивалент Ра) наложил проклятие на Рею (Нут), запретив ей рожать в любой день календарного года. Благодаря вмешательству Гермеса (Tота), который выиграл в игре в кости у бога луны пять дополнительных дней, Нут смогла родить в эти дни пять своих детей, включая Аполлона (Гора).
Она обычно изображается как женщина, иногда с иероглифами своего имени на голове. Она часто склоняется над землей со звездами, изображенными на ее теле. Хотя в египетском искусстве Нут изображается с вытянутыми руками и ногами, плотно сжатыми вместе, фактическое понятие о богине неба было несколько иным – считалось, что пальцы ее рук и ног касаются всех четырех сторон света. Иногда у нее есть крылья как признак прохлады и защиты, которую она дает. Также она изображалась и в облике коровы.
Как часть художественное оформления гробов, изображение Нут использовалось и в римский период. На крышке саркофага архонта Сотера (II в. н.э.) из Фив есть ее изображение в красном льняном платье, на котором находятся знаки, символизирующие звезды. То есть важные иконографические традиции египтян были восприняты и в римский период, хотя здесь имеются и новшества: элинистические прическа, драгоценности и платье, а также знаки Зодиака по сторонам ее тела.
Также интересно будет посмотреть:
piramidavorever.ru
Боги Геб и Нут: shiveluch
Геб и Нут — в мифологии древнего Египта близнецы, дети Бога воздуха Шу и Богини влаги Тефнут.Геб — являлся Богом земли. Нут — Богиня неба, ее также называли «огромной Матерью звезд, рождающей Богов».Геб отец Осириса, Исиды, Сета и Нефтиды. Душой (ба) представлялся Хнум. Считалось, что Геб - добрый Бог, он охраняет живых и умерших от живущих в земле змей, на нем растут все необходимые людям растения, из него выходит вода (Нил). Был связан с царством мёртвых, а его титул «князь князей» давал ему право считаться правителем Египта.Наследником Геба был Осирис, от которого трон перешел Гору, а преемниками и служителями Гора считались фараоны, т. е., власть фараона рассматривалась восходящей к Богу Гебу. Имя Геба писали иероглифом утки, хотя она и не была его священной птицей. В одном тексте дочь Геба Исида названа «яйцом утки». :-))
Дата создания: 05.05.2010, изменено: 13.01.2012, общий рейтинг: 3.067
Богиня Ну, Нуит — древнеегипетская богиня Неба, дочь Шу и Тефнут, сестра и жена Геба и мать Осириса, Исиды, Сета и Нефтиды. Гелиопольская эннеада богов.
Ежедневно проглатывает звезды и солнце, а затем рождает снова (смена дня и ночи). В Нут заключена тысяча душ. Была связана с культом мертвых — поднимает умерших на небо и охраняет их в гробнице.
Эпитеты: «Великая», «огромная мать звезд», «рождающая богов».
Изображалась в виде женщины, простирающейся по всему горизонту и касающейся земли кончиками пальцев рук и ног, часто вместе с Гебом, лежащим внизу.
Образ прекрасной Небесной коровы относится не к тому «нижнему небу», воздушному пространству, по которому плывут облака (его олицетворял Шу), а к более высокой и отдаленной сфере звезд, которую со времен античности принято называть космосом. В этом контексте приобретает смысл название Млечный Путь для звездной полосы, в виде которой предстает перед обитателями Земли наша Галактика.
Образ Космической Коровы восходит к далекой древности. В Текстах пирамид встречаются фразы: «Звезда плывет по океану под телом Нут» (каким бы ни было тело Нут, но оно явно отождествляется с Космосом, а океан — возможно, с воздухом или даже сферой звезд). Об усопшем Фараоне сказано: «Он — сын великой дикой коровы. Она беременеет им и рождает его, и его помещает под ее крылом». В этом случае использован дополнительный образ крыльев коршуна, которые тоже служили символом неба.
Для древних египтян звездный небосвод выступал в образах коровы Нут, женщины Нут, океана, крыши и даже крыльев. Суть космоса остается загадочной, хотя и более или менее понятной в некоторых проявлениях. Прежде всего, это нечто божественное и живое. За видимым образом (крыша, купол) скрыто иное, во многом непостижимое. В то же время современное понимание космоса — предельно упрощенное, лишенное поэзии, красоты.
В египетских мифах Космическая Корова Нут по совету Нуна поднимает на себе усталого престарелого Ра в небесную высь. На большой высоте у Нут закружилась голова, а ноги ее задрожали. Тогда Ра пожелал иметь богов, чтобы поддержать ее (интересно, что он лишь высказал пожелание, а исполнил его, судя по всему, всемогущий Нун). Тогда восемь божеств встали у ног Космической Коровы, а Шу стал поддерживать ее брюхо.
В таком виде предстает перед нами Нут в одном из наиболее выразительных рисунков. У него есть свои особенности. Ра изображен не сидящим на спине Нут, а плывущим в ладье под телом Нут (ладья расположена под звездной полосой). На голове Ра — солнечный диск, хотя и он, и боги показаны в образе людей.
Между рогами коровы и перед грудью начертаны иероглифы «хех», что означает «миллионы» или «множество божеств». Можно толковать это как указание на несчетное количество звезд. Перед нами — космогоническая аллегория. Символический характер фигур подчеркивается тем, что боги не прилагают особых усилий для поддержки опор небосвода (четырёх ног Нут), а Шу лишь касанием пальцев поддерживает огромное тело Нут.
На других рисунках богиня космоса изображена женщиной, она изогнута в виде купола, имеет непомерно длинные руки и ноги (опоры) и только кончиками пальцев рук и ног касается земли (изображенной в виде мужчины). Шу, разделяющий эту пару, тоже не выглядит напряженным под тяжестью «небесного тела».
ru.wikipedia.org
svr.su
Шу, Тефнут, Геб и Нут, Мифы древнего Египта
Шу и Тефнут — первая божественная пара на земле. Они обладают одной душой. Согласно гелиопольской космогонии, эти боги рождены Атумом в начале творения: Шу возник как бог ветра, а Тефнут-Маат — как богиня мирового порядка, и только благодаря ей Атум смог создать мир. В космогонии Мемфиса Тефнут иногда отождествляется с "сердцем и языком Птаха", то есть его изначальными Словом и Мыслью, которые воплотились в Атума и Тефнут-Маат. Традиционно же в религии Древнего Египта Тефнут почиталась как богиня влаги.
После того, как мир был создан, Тефнут стала Оком Ра — Солнечным Оком, хранительницей справедливости и законов.
Наступил Золотой век — время, когда боги жили на земле вместе с людьми. Боги царствовали по очереди, сменяя друг друга на земном престоле. Первой и самой долгой была эпоха царствования Ра — бога Солнца, "Владыки Всего Сущего".
В начале Золотого века Тефнут поссорилась с Ра. Приняв облик львицы, она покинула Египет и ушла на юг, в Нубию (егип. Куш), в пустыню.
Тефнут была богиней влаги, — поэтому, когда она ушла, на страну обрушилось бедствие — страшная засуха. Прекратились дожди в Дельте Нила; раскалённые лучи Солнца иссушили почву по берегам — она потрескалась и стала твёрдой, как камень; перестали плодоносить финиковые пальмы; обмелел Нил и начались песчаные бури. Люди умирали от жажды и голода.
Тогда его величество Ра призвал к себе бога Шу и повелел ему:
— Ступай, разыщи Тефнут в Нубии и приведи эту богиню обратно!
Шу превратился в льва и отправился на поиски сестры. Вскоре ему удалось её разыскать. Шу долго и красноречиво рассказывал ей, какое горе постигло её родину, и, наконец, разжалобил Тефнут, убе-дил её вернуться. Когда они вместе пришли в Египет, Великая Река сразу же разлилась и щедро напитала водой луга и пашни, а на земли Дельты хлынул ( неба живительный "небесный Нил" — дождь Засуха кончилась, и голод прекратился.
После того, как Шу привёл свою сестру из Нубийской пустыни, он женился на ней. От этого брака родилась вторая божественная пара: Геб, бог земли, и Нут, богиня неба. Геб и Нут очень любили друг друга ещё во чреве матери и появились на свет крепко обнявшимися. Поэтому в начале творения небо и земля были слиты воедино.
Нут по вечерам рождала звёзды, а утром, перед восходом Солнца, проглатывала их. Так продолжалось изо дня в день, из года в год. И однажды Геб разгневался на Нут за то, что она поедает звёзды, и назвал её свиньей, поедающей своих поросят.
Владыка Всего Сущего Ра был очень недоволен ссорой Нут и Геба. Он призвал к себе бога ветра Шу и велел ему разорвать объятия Геба и Нут, разделить небо и землю: если они не могут жить в согласии, пусть живут врозь.
Шу исполнил приказ Ра: отделил небо от земли и привёл в движение сотворённый мир. Поэтому считается, что Шу — воплощение творческой энергии Ра-Атума. Имя его означает "Пустота" (т. е. воздух). Египтяне вкладывали в саркофаги умерших маленькие деревянные статуэтки Шу — чтобы покойный не задохнулся в Загробном Царстве, где воздуха нет.
Шу носит на голове страусиное перо: это — иероглифдетерминатив его имени.
Когда Шу разорвал объятия Нут и Геба, богиня Нут в облике Небесной Коровы вознеслась над землёй. От высоты у неё закружилась голова. Бог Солнца приказал Шу поддержать Нут. С тех пор Шу всегда держит свою дочь днём, а ночью опускает её обратно на землю. Поэтому одна из эмблем Шу — четыре пера: символические колонны, которые поддерживают небо.
Тефнут иногда помогает супругу держать Нут над землёй, но очень быстро устаёт и от усталости начинает плакать. Её слезы — дождь — превращаются в растения.
По утрам Нут покидает Геба, принимает облик Небесной Коровы Мехет Урт и рождает солнечный диск. Хепри, бог восходящего Светила, катит Солнце перед собой подобно тому, как жук-скарабей катит свой шар, и, достигнув зенита, передаёт солнечный диск Ра. Ра берёт Солнце и в своей священной Ладье Вечности везёт его через небесную реку — по животу Нут.
Иногда на Ладью нападает извечный враг Солнца — гигантский змей Апоп. В такие дни небо затягивает тучами или налетает из пустыни песчаная буря. Богиня Нут прячется в горах, покуда Ра не победит Апопа. Если змею удаётся проглотить Ладью, наступает солнечное затмение, — но даже и тогда Ра в конце концов всё равно одерживает победу над Апопом и плывёт дальше по небесной реке. Вечером, выполнив свою великую миссию, бог Солнца отдаёт диск Атуму, и Атум опускает его за горизонт.
wisdomlib.ru
Нут (мифология) — Википедия (с комментариями)
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Эта статья о древнеегипетской богине; другие значения: Нут. Нут (мифология)Нут (мифология)
Нут (Ну, Нуит) — древнеегипетская богиня неба, дочь Шу и Тефнут, сестра и жена Геба и мать Осириса, Исиды, Сета и Нефтиды. Гелиопольская эннеада богов.
Образ богини в мифологии Древнего Египта
Ежедневно проглатывает звезды и солнце, а затем рождает снова (смена дня и ночи). В Нут заключена тысяча душ. Была связана с культом мертвых — поднимает умерших на небо и охраняет их в гробнице.
Эпитеты: «Великая», «огромная мать звезд», «рождающая богов».
Изображалась в виде женщины, простирающейся по всему горизонту и касающейся земли кончиками пальцев рук и ног, часто вместе с Гебом, лежащим внизу.
Образ прекрасной Небесной Коровы относится не к тому «нижнему небу», воздушному пространству, по которому плывут облака (его олицетворял Шу), а к более высокой и отдаленной сфере звезд, которую со времен античности принято называть космосом. В этом контексте приобретает смысл название Млечный Путь для звездной полосы, в виде которой предстает перед обитателями Земли наша Галактика.
Образ Космической Коровы восходит к далекой древности. В Текстах пирамид встречаются фразы: «Звезда плывет по океану под телом Нут» (каким бы ни было тело Нут, но оно явно отождествляется с Космосом, а океан — возможно, с воздухом или даже сферой звезд).
Об усопшем Фараоне сказано: «Он — сын великой дикой коровы. Она беременеет им и рождает его, и его помещает под её крылом». В этом случае использован дополнительный образ крыльев коршуна, которые тоже служили символом неба.1259
(богиня неба была жестокой и коварной,но что то заставляло её любить и быть любимой)
Для древних египтян звездный небосвод выступал в образах коровы Нут, женщины Нут, океана, крыши и даже крыльев. Суть космоса остается загадочной, хотя и более или менее понятной в некоторых проявлениях. Прежде всего, это нечто божественное и живое. За видимым образом (крыша, купол) скрыто иное, во многом непостижимое. В то же время современное понимание космоса — предельно упрощенное, лишенное поэзии, красоты.
В египетских мифах Космическая Корова Нут по совету Нуна поднимает на себе усталого престарелого Ра в небесную высь. На большой высоте у Нут закружилась голова, а ноги её задрожали. Тогда Ра пожелал иметь богов, чтобы поддержать её (интересно, что он лишь высказал пожелание, а исполнил его, судя по всему, всемогущий Нун). Тогда восемь божеств встали у ног Космической Коровы, а Шу стал поддерживать её брюхо.
В таком виде предстает перед нами Нут в одном из наиболее выразительных рисунков. У него есть свои особенности. Ра изображен не сидящим на спине Нут, а плывущим в лодке Атет под телом Нут (лодка расположена под звездной полосой). На голове Ра — солнечный диск, хотя и он, и боги показаны в образе людей.
Между рогами коровы и перед грудью начертаны иероглифы «хех», что означает «миллионы» или «множество божеств». Можно толковать это как указание на несчетное количество звезд. Перед нами — космогоническая аллегория. Символический характер фигур подчеркивается тем, что боги не прилагают особых усилий для поддержки опор небосвода (четырёх ног Нут), а Шу лишь касанием пальцев поддерживает огромное тело Нут.
На других рисунках богиня космоса изображена женщиной, она изогнута в виде купола, имеет непомерно длинные руки и ноги (опоры) и только кончиками пальцев рук и ног касается земли (изображенной в виде мужчины). Шу, разделяющий эту пару, тоже не выглядит напряженным под тяжестью «небесного тела».
Согласно египетской мифологии, божества-близнецы Исида и Осирис любили друг друга ещё во чреве матери, богини Нут, поэтому Исида уже при рождении была беременна.[1]
См. также
Напишите отзыв о статье "Нут (мифология)"
Примечания
↑ [www.ozon.ru/context/detail/id/1122934/ Герман Мелвилл. Собрание сочинений в трех томах. Том 1, с. 613]
Ссылки
Отрывок, характеризующий Нут (мифология)
Письмо Николушки было прочитано сотни раз, и те, которые считались достойными его слушать, должны были приходить к графине, которая не выпускала его из рук. Приходили гувернеры, няни, Митенька, некоторые знакомые, и графиня перечитывала письмо всякий раз с новым наслаждением и всякий раз открывала по этому письму новые добродетели в своем Николушке. Как странно, необычайно, радостно ей было, что сын ее – тот сын, который чуть заметно крошечными членами шевелился в ней самой 20 лет тому назад, тот сын, за которого она ссорилась с баловником графом, тот сын, который выучился говорить прежде: «груша», а потом «баба», что этот сын теперь там, в чужой земле, в чужой среде, мужественный воин, один, без помощи и руководства, делает там какое то свое мужское дело. Весь всемирный вековой опыт, указывающий на то, что дети незаметным путем от колыбели делаются мужами, не существовал для графини. Возмужание ее сына в каждой поре возмужания было для нее так же необычайно, как бы и не было никогда миллионов миллионов людей, точно так же возмужавших. Как не верилось 20 лет тому назад, чтобы то маленькое существо, которое жило где то там у ней под сердцем, закричало бы и стало сосать грудь и стало бы говорить, так и теперь не верилось ей, что это же существо могло быть тем сильным, храбрым мужчиной, образцом сыновей и людей, которым он был теперь, судя по этому письму. – Что за штиль, как он описывает мило! – говорила она, читая описательную часть письма. – И что за душа! Об себе ничего… ничего! О каком то Денисове, а сам, верно, храбрее их всех. Ничего не пишет о своих страданиях. Что за сердце! Как я узнаю его! И как вспомнил всех! Никого не забыл. Я всегда, всегда говорила, еще когда он вот какой был, я всегда говорила… Более недели готовились, писались брульоны и переписывались набело письма к Николушке от всего дома; под наблюдением графини и заботливостью графа собирались нужные вещицы и деньги для обмундирования и обзаведения вновь произведенного офицера. Анна Михайловна, практическая женщина, сумела устроить себе и своему сыну протекцию в армии даже и для переписки. Она имела случай посылать свои письма к великому князю Константину Павловичу, который командовал гвардией. Ростовы предполагали, что русская гвардия за границей , есть совершенно определительный адрес, и что ежели письмо дойдет до великого князя, командовавшего гвардией, то нет причины, чтобы оно не дошло до Павлоградского полка, который должен быть там же поблизости; и потому решено было отослать письма и деньги через курьера великого князя к Борису, и Борис уже должен был доставить их к Николушке. Письма были от старого графа, от графини, от Пети, от Веры, от Наташи, от Сони и, наконец, 6 000 денег на обмундировку и различные вещи, которые граф посылал сыну.
12 го ноября кутузовская боевая армия, стоявшая лагерем около Ольмюца, готовилась к следующему дню на смотр двух императоров – русского и австрийского. Гвардия, только что подошедшая из России, ночевала в 15 ти верстах от Ольмюца и на другой день прямо на смотр, к 10 ти часам утра, вступала на ольмюцкое поле.
Николай Ростов в этот день получил от Бориса записку, извещавшую его, что Измайловский полк ночует в 15 ти верстах не доходя Ольмюца, и что он ждет его, чтобы передать письмо и деньги. Деньги были особенно нужны Ростову теперь, когда, вернувшись из похода, войска остановились под Ольмюцом, и хорошо снабженные маркитанты и австрийские жиды, предлагая всякого рода соблазны, наполняли лагерь. У павлоградцев шли пиры за пирами, празднования полученных за поход наград и поездки в Ольмюц к вновь прибывшей туда Каролине Венгерке, открывшей там трактир с женской прислугой. Ростов недавно отпраздновал свое вышедшее производство в корнеты, купил Бедуина, лошадь Денисова, и был кругом должен товарищам и маркитантам. Получив записку Бориса, Ростов с товарищем поехал до Ольмюца, там пообедал, выпил бутылку вина и один поехал в гвардейский лагерь отыскивать своего товарища детства. Ростов еще не успел обмундироваться. На нем была затасканная юнкерская куртка с солдатским крестом, такие же, подбитые затертой кожей, рейтузы и офицерская с темляком сабля; лошадь, на которой он ехал, была донская, купленная походом у казака; гусарская измятая шапочка была ухарски надета назад и набок. Подъезжая к лагерю Измайловского полка, он думал о том, как он поразит Бориса и всех его товарищей гвардейцев своим обстреленным боевым гусарским видом.
Гвардия весь поход прошла, как на гуляньи, щеголяя своей чистотой и дисциплиной. Переходы были малые, ранцы везли на подводах, офицерам австрийское начальство готовило на всех переходах прекрасные обеды. Полки вступали и выступали из городов с музыкой, и весь поход (чем гордились гвардейцы), по приказанию великого князя, люди шли в ногу, а офицеры пешком на своих местах. Борис всё время похода шел и стоял с Бергом, теперь уже ротным командиром. Берг, во время похода получив роту, успел своей исполнительностью и аккуратностью заслужить доверие начальства и устроил весьма выгодно свои экономические дела; Борис во время похода сделал много знакомств с людьми, которые могли быть ему полезными, и через рекомендательное письмо, привезенное им от Пьера, познакомился с князем Андреем Болконским, через которого он надеялся получить место в штабе главнокомандующего. Берг и Борис, чисто и аккуратно одетые, отдохнув после последнего дневного перехода, сидели в чистой отведенной им квартире перед круглым столом и играли в шахматы. Берг держал между колен курящуюся трубочку. Борис, с свойственной ему аккуратностью, белыми тонкими руками пирамидкой уставлял шашки, ожидая хода Берга, и глядел на лицо своего партнера, видимо думая об игре, как он и всегда думал только о том, чем он был занят.
wiki-org.ru
Нут (мифология) - это... Что такое Нут (мифология)?
Эта статья о древнеегипетской богине; другие значения: Нут.
Нут (Ну, Нуит) — древнеегипетская богиня Неба, дочь Шу и Тефнут, сестра и жена Геба и мать Осириса, Исиды, Сета и Нефтиды. Гелиопольская эннеада богов.
Образ богини в мифологии Древнего Египта
Ежедневно проглатывает звезды и солнце, а затем рождает снова (смена дня и ночи). В Нут заключена тысяча душ. Была связана с культом мертвых — поднимает умерших на небо и охраняет их в гробнице.
Эпитеты: «Великая», «огромная мать звезд», «рождающая богов».
Изображалась в виде женщины, простирающейся по всему горизонту и касающейся земли кончиками пальцев рук и ног, часто вместе с Гебом, лежащим внизу.
Образ прекрасной Небесной Коровы относится не к тому «нижнему небу», воздушному пространству, по которому плывут облака (его олицетворял Шу), а к более высокой и отдаленной сфере звезд, которую со времен античности принято называть космосом.
В этом контексте приобретает смысл название Млечный Путь для звездной полосы, в виде которой предстает перед обитателями Земли наша Галактика.
Образ Космической Коровы восходит к далекой древности. В Текстах пирамид встречаются фразы: «Звезда плывет по океану под телом Нут» (каким бы ни было тело Нут, но оно явно отождествляется с Космосом, а океан — возможно, с воздухом или даже сферой звезд).
Об усопшем Фараоне сказано: «Он — сын великой дикой коровы. Она беременеет им и рождает его, и его помещает под ее крылом». В этом случае использован дополнительный образ крыльев коршуна, которые тоже служили символом неба.
Для древних египтян звездный небосвод выступал в образах коровы Нут, женщины Нут, океана, крыши и даже крыльев. Суть космоса остается загадочной, хотя и более или менее понятной в некоторых проявлениях. Прежде всего, это нечто божественное и живое. За видимым образом (крыша, купол) скрыто иное, во многом непостижимое. В то же время современное понимание космоса — предельно упрощенное, лишенное поэзии, красоты.
В египетских мифах Космическая Корова Нут по совету Нуна поднимает на себе усталого престарелого Ра в небесную высь. На большой высоте у Нут закружилась голова, а ноги ее задрожали. Тогда Ра пожелал иметь богов, чтобы поддержать ее (интересно, что он лишь высказал пожелание, а исполнил его, судя по всему, всемогущий Нун). Тогда восемь божеств встали у ног Космической Коровы, а Шу стал поддерживать ее брюхо.
В таком виде предстает перед нами Нут в одном из наиболее выразительных рисунков. У него есть свои особенности. Ра изображен не сидящим на спине Нут, а плывущим в лодке Атет под телом Нут (лодка расположена под звездной полосой). На голове Ра — солнечный диск, хотя и он, и боги показаны в образе людей.
Между рогами коровы и перед грудью начертаны иероглифы «хех», что означает «миллионы» или «множество божеств». Можно толковать это как указание на несчетное количество звезд. Перед нами — космогоническая аллегория. Символический характер фигур подчеркивается тем, что боги не прилагают особых усилий для поддержки опор небосвода (четырёх ног Нут), а Шу лишь касанием пальцев поддерживает огромное тело Нут.
На других рисунках богиня космоса изображена женщиной, она изогнута в виде купола, имеет непомерно длинные руки и ноги (опоры) и только кончиками пальцев рук и ног касается земли (изображенной в виде мужчины). Шу, разделяющий эту пару, тоже не выглядит напряженным под тяжестью «небесного тела».